Маз 5432а3 322 технические характеристики. Подвеска и ходовая

На рубеже 50-60-х годов едва начиналось производство новой модели автомобиля, конструкторы всех советских легковых автозаводов принимались за разработку модели следующего поколения - той, которая через несколько лет должна прийти на смену сегодняшней новинке. Когда в 1959 году Горьком освоили выпуск «Чайки» ГАЗ-13, работники Бюро кузовов КЭО ГАЗ занялись проектом ее модернизации. Художник-конструктор Лев Еремеев, создатель внешнего облика ГАЗ-21, ГАЗ-13, ЗИЛ-111 предложил проект обновленного кузова «Чайки» с модными в 60-х четырьмя фарами. По макету Еремеева в Экспериментальном цехе был изготовлен ходовой образец модернизированной «Чайки» ГАЗ-13М. Но вскоре правительство Н.С. Хрущева занялось сомнительной «борьбой с привилегиями», и производство автомобилей «Чайка» на ГАЗе было вообще остановлено.


Вскоре к власти пришел Л.И. Брежнев. К новому 1965 году ГАЗ получил два ключевых распоряжения. Во-первых, возобновить выпуск «Чайки», во-вторых, начать разработку полностью нового легкового автомобиля высшего класса, фактически будущего конкурента перспективных представительских ЗИЛ-114 и ЗИЛ-117. Однако основные силы конструкторов Отдела легковых автомобилей ГАЗа в то время были сосредоточены на подготовке и доработке новой «Волги» ГАЗ-24. Поэтому первый прототип будущей «Чайки» второго поколения выполнили самым простым способом. Лев Еремеев предложил проект нового кузова, установленного на готовое шасси ГАЗ-13. В 1967 году уже ездил своим ходом опытный образец - в нем отчасти угадывались черты будущей «Чайки» ГАЗ-14 - например, форма крыши уже напоминала ту, что вскоре пошла в серию. Однако на конструкторско-художественном совете завода этот проект признали неудачным. Из-за привязки к базе ГАЗ-13, автомобиль получился слишком узким, коротким, с высоким капотом. Напрашивалось увеличение длины колесной базы, ширины колеи, снижение высоты двигателя.




Полномасштабные работы над новой «Чайкой» начались в 1969 году, когда завод закончил подготовительные работы по основным модификациям ГАЗ-24. Завершили «Волгу» - занялись «Чайкой». Ведущим конструктором модели стал Владимир Никитич Носаков, один из самых активных участников разработки ГАЗ-24. Дизайн-проект нового кузова предложил Станислав Волков, автоматической коробкой передач занимался Леопольд Кальмансон.



В окончательном варианте у автомобиля удлинили на 20 см базу и расширили на 5 см колею, изменили компоновку моторного отсека, максимально понизив капот. Двигатель при неизменном рабочем объеме оснастили двумя карбюраторами и гидравлическими компенсаторами зазоров клапанов. Его мощность возросла со 195 до 220 л.с. Теперь автоматическая коробка передач управлялась не кнопками на приборной панели, а современным селектором на полу. Новшествами стали первая в истории ГАЗа бесшкворневая передняя подвеска и дисковые передние тормоза с двумя суппортами на каждое колесо. Ходовая часть ГАЗ-14 была настроена на максимальную плавность хода и в то же время на обеспечение безопасности движения на высокой скорости. Даже большие мягкие 15-дюймовые радиальные шины эффективно амортизировали неровности дороги. На испытаниях был снят киноролик - вода из полного стакана, поставленного на подлокотник едущей с высокой скоростью машины, не расплескивалась.


Принципиальная схема силовой структуры не изменилась - у ГАЗ-14, как и у ГАЗ-13, основой является Х-образная рама с центральным лонжероном в пределах колесной базы и расходящимися вилкой лонжеронами спереди и сзади. В кузове за передними сиденьями ниже линии окон есть перегородка, увязывающая правую и левую центральные стойки. Такая же стояла у ЗИМа ГАЗ-12, а у «Чайки» ГАЗ-13 ее не было. Салон сохранил обычное для советских представительских машин трехрядное расположение сидений со складными страпонтенами среднего ряда.

Базовая комплектация «Чайки» второго поколения включала устройства, достойные автомобиля начала XXI века. Если электрические стеклоподъемники всех дверей внедрили еще на ГАЗ-13, а электроприводом выдвижения антенны могла похвастать даже «Волга» ГАЗ-24, то кондиционер в базовой комплектации, появившийся на новой «Чайке», можно считать новинкой для ГАЗа. Еще одним необычным для 70-х решением на ГАЗ-14 стал центральный замок дверей. Специально для «Чайки» рижский радиозавод VEF освоил стереофоническую магнитолу высокого класса. Подобно лимузинам ЗИЛ, в салоне новой «Чайки» появились два отопителя - один для передних, второй для задних сидений. На переднем бампере был установлен струйный омыватель фар - у предсерийных машин его форсунки встраивали в выступающие корпуса, а в серийном варианте жиклеры разместили на поверхности бампера. В общей сложности электропакет ГАЗ-14 включал 17 моторов электроприводов.


Однако чтобы сделать рентабельными смежные производства, поставлявшие комплектующие к «Чайке», конструкторы ГАЗа решили приспособить ряд деталей от ГАЗ-14 к новым моделям «Волги». Например, контрольные приборы и передние сиденья «Чайки» внедрили на ГАЗ-3102 а потом на ГАЗ-24-10 и ГАЗ-31029.

Вся первая половина 70-х ушла на постройку, доработку и испытания нескольких серий прототипов ГАЗ-14. В декабре 1976 года был изготовлен первый серийный автомобиль - его окрасили в вишневый цвет и подарили Л.И. Брежневу на 70-летний юбилей.

В следующем 1977-м, в честь 60-летней годовщины Великой Октябрьской социалистической революции горьковчане развернули серийный выпуск новой «Чайки». С этого момента машины окрашивали только в черный цвет. Для обивки салона использовали натуральную ткань и пластик двух основных цветов - бежевого или темно-зеленого. В 80-х годах незначительно модернизированный вариант получил индекс ГАЗ-14-02.


На базе ГАЗ-14 в штучном количестве ГАЗ строил парадные кабриолеты ГАЗ-14-05 светло-серого цвета, с упрощенной обивкой сидений, без каркаса тента. На РАФе тоже штучно изготавливали универсал скорой медицинской помощи ГАЗ-РАФ-3920. Тираж обеих «кузовных» модификаций остался ничтожным в сравнении с объемами выпуска базовых «Чаек». Эти машины поставляли в гаражи, обслуживавшие министерства, обкомы и горкомы КПСС, военных командующих, руководителей силовых ведомств. ГАЗ-14 использовали также для встречи иностранных гостей, а также в коммерческих целях - по путевкам Трансагентства на свадьбах. В отличие от производства лимузинов ЗИЛ, выпуск «Чайки» окупал себя.



Завод запланировал модернизацию ГАЗ-14. Новый вариант отличался дисковыми тормозами задних колес, ради которых пришлось изменить колесные диски, рестайлингом передней облицовки и другими деталями. Машине присвоили индекс по новому ГОСТу ГАЗ-4106.


Трагедия случилась в 1988 году. В годы Перестройки союзное правительство вспомнило популистские идеи «борьбы с привилегиями». В результате, Совет министров принял непродуманное решение прекратить производство представительских автомобилей на ГАЗе. Выпуск «Чайки» не просто остановили - завод вынудили уничтожить всю производственно-технологическую оснастку. В 90-х Конструкторский совет завода рассматривал возможность возобновления производства «Чайки», но из-за необходимости восстановления утраченного оборудования эту идею сочли нерентабельной. И только передняя подвеска типа ГАЗ-14 была возрождена на микроавтобусе «Соболь».

Техническая характеристика

Более новой моделью специалисты автозавода «ГАЗ» приступили к созданию новой «Чайки» под индексом ГАЗ-14.

До середины 70-х годов автозаводом было выпущено несколько опытных образцов, которые отличались вариантами оформления. Дизайн прототипов постепенно приближался к дизайну серийной модели. В 1975 году предсерийные ГАЗ-14 прошли испытания, в ходе которых были выявлены некоторые недостатки. Недостатки опытных моделей исправляли в течение года и в 1976 году прошли государственные приемочные испытания и были рекомендованы к серийному производству

Самый первый уже серийный автомобиль был выпущен в конце 1976 года и был передан генеральному секретарю КПСС Л.И. Брежневу в качестве подарка на его 70-й день рожденья. Это был единственный автомобиль, окрашенный в вишневый цвет. Относительно массовое серийное производство автомобилей ГАЗ-14 «Чайка» стартовало в начале 1977 года.

Автомобили ГАЗ-14 «Чайка» собирали вручную до 1988 года, но после выхода закона «О борьбе с привилегиями» его производство было запрещено, а все оборудование и незаконченные экземпляры автомобилей были уничтожены. Все выпущенные модели автомобилей ГАЗ-14, которых было выпущено 1120 экземпляров в отличие от «Брежневской» красили исключительно в черный цвет.

Дизайн и конструкция

По сравнению с «Чайкой» предыдущего поколения (ГАЗ-13) автомобиль ГАЗ-14 существенно изменился. Изменилась высота автомобиля, она была уменьшена на 95 мм, увеличилась колесная база на 200 мм, а длина автомобиля перевалила за 6 метров. Повысилась плавность хода, благодаря новым амортизаторам, снизилось аэродинамическое сопротивление, повысилась устойчивость движения на высоких скоростях. Автомобиль получил новые дисковые вентилируемые тормоза на передние колеса с двумя суппортами на колесо. Так же изменился и способ переключения передач автоматической коробки, у ГАЗ-13 переключения происходило с помощью кнопок, а на ГАЗ-14 с помощью напольного рычага, который получил международную систему переключения режимов: P-R-N-D-2-1.

Несмотря на большие габариты по сравнению с предшественником, динамика автомобиля улучшилась благодаря изменению фаз газораспределения, новому впускному и выпускному коллектору, системе питания с двумя карбюраторами и некоторым другим изменениям. Благодаря этим изменениям мощность двигателя (который, по сути, был тот же что и у ГАЗ-13) удалось увеличить с 195 до 220 лошадиных сил, а максимальная скорость повысилась со 160 до 175 км/ч.

Как и предшественник ГАЗ-14 отличался богатой комплектацией. Автомобиль снабжался кондиционером, двумя отопителями и электромеханическим приводом заслонок воздухозаборника, это позволяло поддерживать индивидуальный температурный режим для передних и задних пассажиров. Регулировка сидений производилась по горизонтали, по углу наклона и высоте. Стеклоподъемники, как и у предыдущей модели, были снабжены электроприводом. На ГАЗ-14 стояла самая передовая по тем меркам радиосистема высшего класса Рижского радиозавода с кассетной приставкой Литовского («Vilma») или Германского («Blaupunkt») производства и пультом дистанционного управления для задних пассажиров, а некоторые модификации оснащались и радиотелефоном «Алтай» или спутниковым «Кавказ». ГАЗ-14 оснащался подогревом не только заднего стекла, но и боковых стекол, гидроусилителем руля, фараочистителем, центральным замком и мощной шумоизоляцией.

Модификации

ГАЗ-14-05

Парадный автомобиль с открытым кузовом типа фаэтон. Выпускался в период с 1982 по 1988 год, всего было выпущено 15 экземпляров. Данный автомобиль в отличие от своего предшественника ГАЗ-13Б имел боковые стекла лишь на передних дверях, тент натягивался не с помощью электрогидравлической системы, а вручную и только над передним сиденьем. В качестве дополнительного оборудования автомобиль имел микрофонную стойку для системы громкой связи и флагштоки. По имеющейся информации, один из фаэтонов был подарен Фиделю Кастро, а самый первый автомобиль ГАЗ-14-05 хранится в музее ОАО «ГАЗ»

ГАЗ-14-07

Не вошедший в серийное производство автомобиль с кузовом типа лимузин, внешне отличался имитированной под ГАЗ-3102 решёткой радиатора, и новыми пластиковыми очками для блока передних фар. На данный автомобиль была установлена первая Советская климатическая установка «Весна», которая управлялась кнопочным блоком управления с дисплеем позволяющим задавать различные настройки циркуляции и температуры воздуха в салоне. Теперь не только отопитель, но и кондиционер обслуживали весь объём салона. Сидения оснастили электрорегулировками с памятью на 2 персоны, а также встроенным подогревом. Ко всему прочему, электропакет пополнился электроприводами регулировки зеркал заднего вида и электрошторками. Комфорт водителя был улучшен регулируемой по высоте рулевой колонкой.

Двигатель ГАЗ-14-07 доработали, добавили ещё по одной свече на каждый цилиндр, что повлекло за собой увеличение числа клапанов до 32. На автомобильный двигатель, впервые в СССР были установлены два инжектора ИС-52. В результате этих доработок мощность двигателя возросла с 220 до 485 лошадиных сил, а максимальная скорость увеличилась с 175 до 220 км/ч. С увеличением максимальной скорости двухконтурную тормозную систему дополнили задними дисковыми тормозами.

Пустить данный автомобиль в серийное производство не удалось в связи с постановлением М. С. Горбачёва о снятии автомобилей «Чайка» с производства.

ГАЗ-РАФ-3920

Санитарный автомобиль, построенный заводом РАФ на базе ГАЗ-14. Таких автомобилей было изготовлено всего пять экземпляров, при этом один из них, окрашенный в белый цвет, был отправлен на Кубу. Остальные автомобили были окрашены в чёрный цвет.

Фотографии

«МАЗ-54323»– это двухосный седельный тягач с колёсной формулой 4х2, который производился Минским автомобильным заводом с 1988 года по начало 2000-х годов. Он стал продолжением серии «МАЗ-5432», что была запущена в серийное производство на семь лет раньше, в 1981-м. Эти автомобили представляют собой классические магистральные тягачи, предназначенные для транспортировки грузов в составе автопоезда по дорогам с твёрдым покрытием. Каковы особенности «МАЗ-54323» (кстати, разработанного в сотрудничестве с компанией «MAN») читайте в данной публикации.

Седельные тягачи «МАЗ-54323» отличались от предшествующей родственной модели наличием более мощных (развивающих до 330 л.с.) дизельных двигателей серии «ЯМЗ-238Б». Ведущий мост – задний. Основным полуприцепом для формирования автопоезда стала модификация «МАЗ-9397». Эти грузовики пришлись ко двору во многих автохозяйствах России и СНГ, и даже были отмечены несколькими престижными наградами на международных выставках и ярмарках.

В числе модификаций данного седельного тягача имелось и специальное исполнение «ХЛ», предназначенное для особенно холодного климата Крайнего Севера (до -60 градусов Цельсия). Стоит отметить, что недостаточно тёплая кабина обычных серийных «МАЗ-54323» не раз вызывала нарекания водителей.

Первый серийный седельный тягач серии «МАЗ-5432» был собран на главном конвейере Минского автомобильного завода 19 мая 1981 года. Этот день принято считать точкой отсчёта в истории белорусских магистральных грузовиков третьего поколения. Грузоподъёмность этого тягача достигла 21 тонны, а полная масса – 34 тонн. Кроме того, данное семейство отличалось кабиной качественно нового образца с двойным спальным местом большого объёма, более современным оснащением и наличием поперечного стабилизатора в конструкции передней подвески.

Седельный тягач «МАЗ-5432».

Запущенные в серийное производство в 1985 году «МАЗ-54322», с дизелем «ЯМЗ-238Ф2», и в 1988 году «МАЗ-54323», с мотором «ЯМЗ-238Б», отличались ещё более комфортабельной кабиной и изменённым оформлением передней части. В разработке модели «МАЗ-54323»приняли участие специалисты компании «МАН». В частности, оснащение кабины было выполнено с использованием технологических решений «МАН»овских кабин серии «F-2000». И в том же 1988 году «МАН»овские 360-ти сильные дизельные двигатели впервые были поставлены на «МАЗ»ы (в модификации «МАЗ-54326»).

А это уже «МАЗ-54323» – с другой модификацией мотора «ЯМЗ-238» и переработанной кабиной.

В 2000 году у этих грузовых автомобилей, которые к тому времени вошли в число лидеров по объёму производства, ведущие мосты были обеспечены блокировкой межколёсного дифференциала, а новая передняя ось стала выдерживать нагрузку до семи тонн, и обеспечивать угол поворота управляемых колёс до 45-ти градусов.

Производство «МАЗ-54323» и других грузовых автомобилей серии 5432 было окончательно завершено к 2008 году, когда на смену им пришли более новые и современные . Не стоить путать двух- и трёхосные минские магистральные тягачи: у трёхосников заводской индекс .

Седельные тягачи данной марки укомплектованы ярославским дизельным двигателем «ЯМЗ-238Б» Это 8-ми цилиндровый дизель жидкостного охлаждения, с турбонаддувом и V-o6pазным (90°) расположением цилиндров. Технические параметры данного силового агрегата таковы:

  • Рабочий объём – 14,866 кубических сантиметров;
  • Мощность – 220 кВт (300 л.с.), при 2000 оборотах в минуту;
  • Крутящий момент – 1177 Н-м (120 кгс-м) при 1200-1400 об/мин;
  • Минимальная частота вращения холостого хода – 600±50 мин-1;
  • Степень сжатия – 15,2;
  • Порядок работы цилиндров– 1-5-4-2-6-3-7-8;
  • Средняя скорость поршня – 9,33 м/с;
  • Диаметр цилиндра – 130мм, ход поршня – 140 мм;
  • Масса не заправленного смазкой двигателя без КПП – 1130 кг;
  • Минимальный удельный расход топлива – 208 г/кВт ч (153 г/л.с. ч);
  • Среднее эффективное давление – 890,4 кПа (9,08 кгс/см2);
  • Ресурс двигателя до первого капитального ремонта – не менее 10 000 часов.

Блок цилиндров двигателя – литой, из низколегированного чугуна, отлитый в качестве одного целого с верхней частью картера. Гильзы цилиндров – «мокрого» типа, из легированного чугуна, с уплотнением водяного стыка, обеспеченным тремя резиновыми кольцами. 2 головки блока цилиндров – литые, из низколегированного чугуна, по одной на каждый ряд цилиндров, с запрессованными сёдлами и направляющими втулками клапанов. Камера сгорания – однополостная в поршне. Поршни – литые, из высококремнистого алюминиевого сплава.

ТНВД данного двигателя – 8-ми секционный, золотникового типа, с топливоподкачивающим насосом низкого давления, муфтой опережения впрыска топлива и всережимным регулятором частоты вращения. Воздушный фильтр – сухой, со сменным фильтрующим элементом и индикатором засоренности. Двигатель «ЯМЗ-238Б» оснащён электрофакельным устройством (ЭФУ) для облегчения запуска в холодную погоду. На раме данный силовой агрегат установлен на трёх опорах: 1 передняя (кронштейн на крышке шестерён распределения) и 2 задних (расположенных с обеих сторон картера маховика).

Технологически мотор «ЯМЗ-238Б» аналогичен «ЯМЗ-238М2», и отличается от него наличием системы турбонаддува, и связанными с нею изменениями в конструкции. Двигатель «ЯМЗ-238Б» изначально был разработан именно для «МАЗ»овских автопоездов. Использовался также в составе тракторной техники, фронтальных погрузчиках и путевых машинах, на самосвалах и бульдозерах. В настоящее время данная модель двигателя тоже уже не выпускается.

Двигатель «ЯМЗ-238Б» агрегатируется с двухдисковым сцеплением «ЯМЗ-238К», также производства Ярославского моторного завода, с механическим приводом, периферийными цилиндрическими пружинами и усилителем пневматического типа. Ведомые диски – с демпферным устройством. Наружный диаметр ведомого диска равен 400 мм. Предусмотрена возможность установки одно-дискового сцепления «ЯМЗ-161», наружный диаметр ведомого диска которого составляет 420 мм.

Восьми ступенчатая механическая коробка передач марки «МАЗ-543205» характеризуется наличием демультипликатора и оборудована двумя скоростями заднего хода. Синхронизаторы имеются на всех передачах, кроме задних. Передаточные числа следующие: I-7,73; II-5,52; III-3,94; IV-2,80; V-1,96; Vl-1,39; VII-1,0; VIII-0,71; ЗХ-11,78 и 2,99. Переключение скоростей осуществляется через телескопический привод, встроенный в коробку передач.

Карданная передача представляет собой один карданный вал. Главная передача - разнесённая, двухступенчатая: центральный конический редуктор и планетарные передачи в ступицах колёс; общее передаточное число – 5,49.

Передняя подвеска грузовика смонтирована на продольных полуэллиптических рессорах с амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости, задние концы рессор - скользящие. Задняя подвеска– на двух основных и двух дополнительных рессорах и стабилизатором поперечной устойчивости, концы дополнительных рессор и задние концы основных - скользящие.

Колёса на «МАЗ-54323» установлены бездисковые, с ободами 8,5В-20, крепление осуществляется болтами с прижимами. Шины – 11.00R20 (300R508), модели«И-111А». Давление воздуха в передних шинах 7,5, задних - 6,7 кгс/см.кв.

Конструкция рулевого механизма следующая – винт и шариковая гайка-рейка, которая находится в чётком зацеплении с зубчатым сектором, и с встроенным распределителем усилителя руля. Передаточное число – 23,55. Усилитель руля – с вынесенным гидроцилиндром.

Рабочая тормозная система установлена барабанного типа, с механизмами диаметром 420 мм и шириной накладок 160 мм. Тормозная система «МАЗ-54323» снабжена двухконтурным пневмоприводом, а задние тормозные камеры – с пружинными энергоаккумуляторами. Стояночный тормоз осуществляется на тормозе задних колёс от пружинных энергоаккумуляторов, привод которых – пневматический.

Запасная тормозная система совмещается с системой стояночной. В качестве вспомогательного тормоза используется моторный замедлитель с пневматическим управлением. Привод тормозов полуприцепа является комбинированным (двух- и однопроводным). Имеется специальный предохранитель против замерзания конденсата.

Электрооборудование «МАЗ-54323»

Напряжение бортовой сети автомобиля составляет 24 Вольта. На нём установлены две аккумуляторные батареи марки«6СТ-190А». Есть возможность установки аккумуляторных батарей«6СТ-182». Грузовик комплектуется генераторной установкой«Г273В» со встроенным регулятором напряжения, стартером«СТ103А-01» или «25.3708».

  • Длина тягача – 5,980 м, Ширина – 2,500 м, Высота – 3,650 м;
  • Колёсная база – 3,550 м;
  • Радиус поворота по внешнему колесу – 8,3 м;
  • Диаметр разворота – 9 метров;
  • Снаряжённая масса автомобиля – 7,05 тонн;
  • Полная масса автомобиля – 16 тонн;
  • Полная масса прицепа – 26,8 тонн;
  • Полная масса автопоезда – 34 тонны;
  • Нагрузка на переднюю ось – 7 тонн; на заднюю ось (тележку) – 10 тонн;
  • Нагрузка на седельно-сцепное устройство – 8,8 тонн;
  • Объем топливного бака – 500 литров;
  • Тормозной путь автопоезда с 60 км/ч – 36,7 м;
  • Контрольный расход дизтоплива автопоезда –32,3 литра при 60 км/ч, 41,8 л при 80 км/ч.

Масса узлов и агрегатов

  • Двигатель ЯМЗ без коробки передач и сцепления – 1150 кг,со сцеплением и коробкой передач – 1600 кг;
  • Передняя ось – 443 кг,задний мост – 694 кг;
  • Рама – 650 кг;
  • Кабина – 645 кг.

Седельно-сцепное устройство «МАЗ-54323» – полуавтоматическое, с двумя степенями свободы.

«МАЗ-54323» укомплектован двухместной, с двумя спальными местами, кабиной. Она выполнена подрессоренной, откидывающейся вперёд под углом в 60 градусов, посредством гидроцилиндра. Сиденье водителя – подрессоренное, регулируемое по весу водителя, длине, высоте, наклону подушки и спинки. В крыше кабины предусмотрен вентиляционный люк. Потолок кабины довольно высокий, в особенности по сравнению с прежними грузовиками «МАЗ». Сверху на кабину для улучшения аэродинамических свойств зачастую устанавливался специальный обтекатель.

Минский автомобильный завод на протяжении более полувека является флагманом Белорусского тяжелого автомобилестроения. Грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и прицепная техника составляют основу производственной номенклатуры. Производство седельных тягачей на заводе было начато еще в начале 50-х годов прошлого столетия, и к настоящему моменту предприятие имеет в этой области колоссальный опыт. Первый седельный тягач МАЗ 5432 относящийся к большегрузам завода третьего поколения был собран в начале 80-х годов 20-го века. От предыдущих версий машину отличала более комфортабельная кабина с просторным спальным отсеком, а также наличием стабилизатора поперечной устойчивости передней подвески. В 1988 году автомобиль имел уже целую линейку моторов. Кроме новых на тот момент двигателей Ярославского моторного завода ЯМЗ-8421 и ЯМЗ-8424 мощностью 360 и 425 л.с. соответственно, стали устанавливать 360-сильные дизеля западногерманской фирмы «MAN». В дальнейшем сотрудничество МАЗ и MAN продолжилось, а в 1998 году на совместном предприятии стали собираться седельные тягачи, где на усовершенствованном шасси МАЗ 5432 стали устанавливать МАНовские силовые агрегаты и кабины. Сборка автомобилей на совместном производственном конвейере в республике Беларусь позволила удешевить производство конкурентоспособной продукции мирового качества на 30%. В настоящее время 98% грузовиков МАЗ-МАН соответствует экологическим нормам Евро-3.

Видео обзор

МАЗ 5432 – мощный и маневренный магистральный тягач для транспортировки грузов по дорогам общего назначения с полной массой автопоезда до 44000 кг. Седельные тягачи МАЗ 5433 первых выпусков составляли значительную часть монополиста международных автомобильных перевозок Советского Союза «СОВТРАНСАВТО» и успешно работали на международных трассах. На внутреннем рынке перевозок автомобили задействованы при перевозках крупногабаритных грузов в строительстве и различных отраслях промышленности, нефтепродуктов и сжиженного газа, контейнеров, сельскохозяйственной продукции, промышленных товаров и пищевых продуктов.

Модификации

За годы выпуска тягача было выпущено множество модификаций, различающихся грузоподъёмностью, силовыми агрегатами, и некоторыми конструктивными особенностями. Можно выделить несколько основных модификаций:

  • МАЗ-5432 – родоначальник линейки. Выпускался с 1981 по 1985 год. Оснащался 280-сильным, 8-цилиндровым двигателем ЯМЗ-238;
  • МАЗ-54321 – начало выпуска-1988 год. Комплектовался двумя вариантами Ярославских двигателей мощностью 360 и 425 л.с;
  • МАЗ-54323 – в линейке моторов имелось два силовых агрегата ЯМЗ мощностью 300 и 330 л.с;
  • МАЗ-543231 – автомобиль, адаптированный к эксплуатации в условиях низких температур до -60*С;
  • МАЗ-54328 – самая «маломощная» модификация со 180-сильным дизелем ЯМЗ;
  • МАЗ -5432С – специальная спортивная версия для участия в кольцевых гонках. Машина выступала с форсированными моторами ЯМЗ-8424 мощностью от 650 до 1300 л.с.

Часть машин также оснащалась моторами ярославского производства мощностью 230, 240, 250 и 400 л.с. и двигателями МАН мощностью от 370 до 410 л.с.

Технические характеристики

МАЗ 5432 представляет собой седельный тягач с колесной формулой 4Х2. Компоновка переднемоторная, силовая установка под кабиной. Кабина двухместная, с двумя спальными местами. Для ее опрокидывания установлен гидроцилиндр с ручным насосом. Сидение водителя подрессоренное, настраиваемое. Автомобиль оснащен полуавтоматическим седельно-сцепным устройством с двумя степенями свободы.

Основные размеры

  • Длина – 5950-5980 мм, 6065 мм(МАЗ-МАН);
  • Ширина – 2500 мм;
  • Высота – 3160 мм, 3116 мм(МАЗ-МАН);
  • Клиренс – 280 мм;
  • Колесная база – 3550 мм.

Весовые параметры

  • Снаряженная масса автомобиля – 7050 кг;
  • Распределение нагрузки – передняя ось 4680 кг, задняя ось 2370 кг;
  • Полная масса автомобиля – 16000 кг;
  • Распределение нагрузки при полной массе – передняя ось 6000 кг, задняя ось 10000 кг;
  • Допустимая масса, приходящаяся на седельно-сцепное устройство – 8800 кг;
  • Полная масса основного полуприцепа – 26800 кг;
  • Полная масса автопоезда – 34000 кг.

Динамические характеристики

  • Максимальная скорость автопоезда – 100 км/ч;
  • Время разгона автопоезда до 60 км/ч – 60 с;
  • Выбег автопоезда с 50 км/ч – 950 м;
  • Тормозной путь автопоезда с 60 км/ч – 36,7 м;
  • Контрольный расход топлива автопоезда – при 60 км/ч 32,3 л, при 80 км/ч 41,8 л;
  • Радиус поворота – по внешнему колесу 8,3 м, габаритный 9,0 м.

Подвеска и ходовая

Передняя подвеска – на двух полуэллиптических рессорах со скользящими задними концами. Оснащена двумя гидроамортизаторами двойного действия и стабилизатором поперечной устойчивости. Задняя подвеска – на двух основных (задние концы скользящие), и двух дополнительных рессорах со скользящими концами. Оборудована стабилизатором поперечной устойчивости. Рулевой механизм – винт и шариковая гайка-рейка, находящаяся в зацеплении с зубчатым сектором. Оборудован встроенным усилителем распределителем ГУР с вынесенным гидроцилиндром. Передаточное число – 23,55. Все колеса оснащены барабанными тормозными механизмами. Диаметр барабана – 420 м–, ширина тормозных накладок – 160 мм. Привод рабочей тормозной системы – пневматический, двухконтурный. Стояночный тормоз – с пневоприводом на тормозе задних колес от пружинных энергоаккумуляторов. Вспомогательный тормоз – моторный замедлитель с пневматическим приводом. Тормоз полуприцепа – комбинированный (одно- и двухпроводный). В тормозной системе предусмотрен спиртовой предохранитель, для предотвращения замерзания конденсата. Задняя ошиновка – двойная. Колеса бездисковые, с креплением 6-ю болтами с прижимами размером 8,5В20. На колеса устанавливаются пневматические шины размером 11.00R20(300R508) мод. И-111А.

Трансмиссия

В трансмиссии МАЗ 5432 предусмотрена установка четырехступенчатой механической КПП с мультипликатором ЯМЗ-238А, обеспечивающей движение восемью передачами переднего, и двумя заднего хода. Все передачи кроме заднего хода синхронизированы. Сцепление двухдисковое, с периферийными пружинами, с механическим приводом с пневмоусилителем (Мод. ЯМЗ-238Н). Карданная передача – один карданный вал. Главная передача двойная, разнесенная. Центральный конический редуктор и планетарные передачи в ступицах колес обеспечивают общее передаточное число 5,49.

Электрооборудование

Схема электрооборудования МАЗ 5432 выполнена по однопроводной схеме. Потребители электрической энергии рассчитаны на номинальное напряжение 24 В. В качестве источников электроэнергии используются две АКБ 6-СТ-190А или 6-СТ-182 соединенные последовательно и генераторная установка Г273В со встроенным регулятором напряжения.

Особенности и эксплуатация

МАЗ 5432 первых годов выпуска был детищем советского автопрома в полном понимании этого слова. Надежная и неприхотливая в эксплуатации машина, тем не менее не отличалась выдающимся дизайном или повышенным уровнем комфорта. Естественно на постсоветском рынке большегрузных машин автомобиль сильно проигрывал конкурентную борьбу западным аналогам. После того, как в 1998 году была запущена линия по производству седельных тягачей МАЗ-МАН, ситуация изменилась. Тягач стал оснащаться комфортабельными кабинами серии MAN F-2000 отвечающими самым высоким критериям качества. Не обошли изменения и трансмиссию. Часть машины стала оснащаться более надежными и современными 16-скоростными КПП ZF. На рестайлинговых версиях МАЗ-5440 устанавливается пневматическая подвеска и современные силовые установки Daimler Chryster отвечающие экологическим нормам Евро-4 и Евро-5. Однако большую часть автопарка МАЗ 5432 составляют довольно старые машины. На отечественных дорогах, а также в странах СНГ встречаются тягачи, выпущенные в середине 80-х годов прошлого века, что говорит об их исключительном долгожительстве и высокой надежности. Старые автомобили возможно без проблем обслужить и отремонтировать на большом количестве сервисных центров по всей стране. Что касается автомобилей с новыми двигателями Daimler Chryster, может возникнуть проблема, так как р России сеть пока еще развита слабо.

Двигатель

Для обеспечения внутренних перевозок чаще всего используются модификации МАЗ 5432 с Ярославскими двигателями ЯМЗ-6562.10 отвечающими требованиям экологической безопасности Евро-3.

Основные параметры ЯМЗ-6562.10

  • Тип – четырехтактный, с воспламенением от сжатия, с турбонаддувом, с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух».
  • Количество и расположение цилиндров – 6,V-образное;
  • Угол развала блока цилиндров – 90*;
  • Рабочий объем – 11,15 л;
  • Мощность при частоте вращения коленчатого вала 1900 об/мин – 250 л.с. (184 кВт);
  • Максимальный крутящий момент при частоте вращения коленчатого вала 1100-1300 об/мин – 1128 Нм (115 кгс.м);
  • Масса – 1415 кг.

На автомобилях МАЗ 5432 для питания двигателя топливом устанавливаются топливные баки емкостью 350 или 500 литров.

Цена б/у МАЗ 5432 и нового МАЗ 5440

Новый, современный МАЗ-5440В5, соответствующий всем технологическим требованиям современного рынка большегрузной техники с отечественными двигателями ЯМЗ у официальных дилеров, предлагаются за 3 млн. руб. Цена за автомобили с пробегом начинается с суммы 300 тыс.руб. и зависит от года выпуска, общего состояния автомобиля и шин, и комплектации.

МАЗ-5432, это грузовой автомобиль типа седельный тягач . Данная машина изначально производилась советской, а позднее белорусской автомобильной фирмой, под названием «МАЗ», которая находится в городе Минске. Производство этой модели тягача официально было начато в 1981 году в опытно-экспериментальном цеху Минского завода, где большегруз третьего поколения выпускали вплоть до середины 80-х годов, а позднее производство продолжили на главном сборочном конвейере.

В 1985 году тягач модернизировали, главным образом была изменена кабина, которая стала более комфортабельной. Данная модель получила индекс МАЗ-54322. Спустя 3 года завод выпускает новую модель МАЗ-54321, на сей раз изменению подвергся силовой агрегат, вместо 280 сильного двигателя на данную модель ставили два различных агрегата ЯМЗ-8421 и ЯМЗ-8424, мощность которых составляла 360 и 425 лошадиных сил соответственно.

Все в том же 1988 году минский завод «МАЗ» начал сотрудничество с немецкой фирмой «MAN» в результате сотрудничества новая модификация тягача с индексом МАЗ-54326 была укомплектована немецким 360-сильным двигателем.

В октябре 1998 года на совместном белорусско-германском предприятии «МАЗ-MAN» была запущена линия по сборке на переоборудованном шасси МАЗ-5432 двухосных тягачей МАЗ-MAN-543265 и МАЗ-MAN-543268, которые комплектовались дизельными двигателями MAN мощностью 370 и 410 лошадиных сил, совместно с 14-ступенчатой коробкой переключения передач.

Основной задачей тягача является осуществление грузоперевозок на различные расстояния, в том числе и на дальние, между государствами. Линейку тягачей МАЗ-5432 производили более 30 лет, но с недавнего времени грузовики сняли с производства, отдав предпочтение тягачам серии МАЗ-5440 которые выпускают с 1997 года.

Цена на седельный тягач МАЗ-5432 совершенно различная, и так как автомобиль снят с производства, то новый купить вряд ли получится. Однако цена Б/У-шного МАЗ-5432 по данным «Авито» колеблется от 140 до 900 тысяч рублей .

Дизайн и конструкция

Автомобиль имеет двухосную компоновку. Привод тягача МАЗ 5432 является задним. Основой этого коммерческого автомобиля служит рама, которая представляет собой сваренные стальные профили.

Данные машины оснащаются дизельными моторами от российского моторостроительного завода ЯМЗ, из города Ярославль. Агрегат имеет V - образную компоновку, а число цилиндров у него равняется восьми. Также мотор имеет систему турбонаддува. Головки цилиндров двигателя цельные на каждый блок (так как их два). Мощность агрегата равна 280 лошадиных сил, а объем 14866 см3.

Трансмиссия применяется также от ЯМЗ, она механическая и имеет 8 передач с делителем. Сцепление тягача оснащается системой пневмогидравлического усиления. Тягач оснащается полтысячи литровым баком для топлива, что дает машине не малый запас хода. При этом машина расходует до 30-35 литров на сто километров.

Тягач МАЗ-5432 оснащается специальным седельным устройством, которое служит для присоединения к нему полуприцепа с грузом. Максимальная масса груженого полуприцепа, который может перевозить тягач, составляет 28 тонн.

Машина имеет рессорную ходовую часть. В подвеске имеются также амортизаторы и стабилизаторы поперечной устойчивости. Тормозная система машины пневматическая, и представлена барабанами на всех колесах. Рулевая система грузовика имеет гидравлическую систему усиления, механизм представляет собой рулевой редуктор и трапецию.

Автомобиль МАЗ-5432 имеет кабину без капота, которая располагается традиционно для МАЗа над мотором. Кабина имеет спальный отсек с двумя койками. Потолок в кабине довольно высокий. Внутри кабины устанавливаются два кресла. На крыше машины есть люк, которым можно открывать в нескольких положениях. Кроме того есть система обеспечивающая отопление в салоне. В салоне есть множество различных органайзеров, которые предназначены для хранения личных вещей, а также инструментов.

Фары машины находятся на бампере. Часто на крышу кабины тягача устанавливается обтекатель.

Модификации

За годы производства тягача МАЗ-5432 у него появилось множество модификаций, автомобили различались кабинами, силовыми агрегатами, грузоподъемностью и т.д. Некоторые экземпляры выпускали специально для участия в кольцевых гонках, мощность двигателей таких грузовиков превышала 1000 лошадиных сил. Рассмотрим некоторые модификации седельного тягача МАЗ-5432 подробнее.

МАЗ-5432

Родоначальник линейки седельных тягачей Минского автомобильного завода, который был выпущен в 1981 года. В качестве силового агрегата на тягаче был установлен дизельный 8-цилиндровый двигатель Ярославского моторного завода ЯМЗ-238 мощностью 280 лошадиных сил. Выпуск модели 5432 продолжался до 1985 года.

МАЗ-54322

Следующая модель, а точнее модификация тягача которую выпускали с 1985 года. Данная модификация комплектовалась несколько измененным дизельным двигателем ЯМЗ238Ф2 объемом 14,86 литра, мощность осталась без изменений. К другим новшествам можно отнести более комфортабельную кабину и некоторые изменения в передней части. Данную модификацию выпускали в течение 3 лет до 1988 года.

МАЗ-54321

С 1988 года в серийное производство поступила модификация тягача с индексом 54321. Главным новшеством данной модели стал силовой агрегат, а точнее два - ЯМЗ-8421 и ЯМЗ-8424 мощность которых составляла 360 и 425 лошадиных сил соответственно.

МАЗ-54323

Данная модель, запущенная в серийное производство в 1988 году являлась ничем иным как модернизацией модели 54322, по сравнению с предшественником мощность двигателя была увеличена с 280 до 300 и 330 лошадиных сил.

МАЗ-543231

Как и предыдущая модель, но приспособленная к суровым климатическим условиям - автомобиль мог эксплуатироваться даже в то время, когда столбик термометра опускался до отметки минус 60 градусов.

МАЗ-54326

Модификация магистрального тягача с двигателем MAN германского производства, мощность силового агрегата составляла 360 лошадиных сил. Совместно с двигателем была установлена 16-ступенчатая коробка переключения передач ZF. Данную модель серийно выпускали с 1988 года.

МАЗ-54328

Самая «слабая» если можно так сказать модификация тягача, которая комплектовалась двигателем ЯМЗ-236, мощность которого составляла 180 лошадиных сил.

МАЗ-5432С

Одна из самых интересных модификаций которую выпускали исключительно для участия в кольцевых гонках грузовиков. За основу модели был взят тягач с индексом 54322, на который устанавливали двигатель ЯМЗ-8424С, его мощность составляла от 650 до 1300 лошадиных сил. Модель МАЗ-5432С участвовала в соревнованиях с 1987 по 1992 год.

Кроме перечисленных модификаций существовало множество других, изменению подвергались как внешнее оформление, так и технические параметры. Существовали модификации с Ярославскими двигателями мощностью 230, 240, 250 и 400 лошадиных сил, а так же с немецкими двигателями MAN мощностью от 370 до 410 лошадиных сил.

Технические характеристики

Компоновка Переднемоторная, заднеприводная
Колесная формула 4х2
Количество мест 3
Габариты, мм
Длина 5950-5980
Ширина 2500
Высота 3160
Колесная база 3550
Клиренс 280
Полная масса, кг 16 000 - 25 000 (одиночного тягача), 44 000 (автопоезда)
Масса буксируемого прицепа 28 000
Двигатель
Модель ЯМЗ-238Ф
Тип Дизельный
Количество цилиндров V8
Объем, см 3 14 866
Мощность, л.с. 280
Коробка передач Механическая, 8-ступенчатая
Максимальная скорость, км/ч 100
Расход топлива, л/100км
Смешанный 30 - 35
Объем топливного бака, л 350 либо 500