Поколение y и поколение x — кто они и в чем разница? Новый Mercedes-Benz G-Class существенно прибавил в цене По сравнению с предыдущим поколением.

Цена внедорожника нового поколения стала известна благодаря конфигуратору модели, в котором появилась пока единственная модель новой генерации – Mercedes-Benz G 500, стоимость которой составляет 8 950 000 рублей, тогда как предшественник продавался за 8 380 000 рублей. То есть, разница составила почти 600 000 рублей.

В новом поколении 500-го под капотом располагается четырехлитровый битурбированный мотор V8, развивающий мощность 422 л.с. и 610 Нм крутящего момента. Двигатель сочетается с девятидиапазонной автоматической коробкой передач. В такой конфигурации внедорожник способен разогнаться с нуля до первой «сотни» за 5,9 секунды и до максимальной скорости 210 км/ч.

Кроме того, производитель предлагает опциональный пакет AMG Line за 289 000 рублей, включающий спортивную выпускную систему и 20-дюймовые колеса, а также пакет отделки интерьера «Эксклюзив» за 469 545 рублей, с которым основные элементы салона покрываются кожей.

В оснащение автомобиля входит кожаная черная отделка, декоративные вставки из шпона натурального ореха и 18-дюймовые колеса. Список оборудования включает также защиту днища, информационно-развлекательную систему COMAND Online с поддержкой Apple CarPlay и Android Auto, круиз-контроль и понижающая передача для езды по бездорожью.


Специально для экстремального бездорожья предназначен новый режим работы электроники G-Mode в сочетании с тремя дифференциалами – межосевым и двумя межколесными. Он меняет настройки адаптивных амортизаторов, рулевого управления, коробки передач и отклика педали акселератора.

Кстати, несколько дней назад был рассекречен , тоже получивший четырехлитровую «битурбовосьмерку», правда там она форсирована до 585 л.с. и 850 Нм. Позднее в Сети появились фото стартовой версии модели – .

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Сейчас, когда техническая революция все набирает обороты, люди сталкиваются с проблемами, которые их бабушки и дедушки не могли и представить: от отчаяния, вызванного онлайн-знакомствами, до проблем в отношениях из-за интернет-зависимости. По большей части это касается миллениалов - людей, родившихся с 1980 по 2000 год.

Мы в сайт ,опираясь на мнения и исследования психологов,выбрали 10 распространенных проблем, с которыми столкнулось поколение, реальность которого на 50 % состоит из событий в интернете.

1. Стало проще изменять

По сравнению с предыдущим поколением современным людям познакомиться с кем-то стало очень просто: Tinder, паблики «ВКонтакте», да и просто обмен лайками в соцсетях уже могут послужить поводом для переписки. Благодаря появлению интернета знакомства на одну ночь, о которых «никто не узнает», набирают обороты.

Кроме упрощения возможности совершить физическую измену появилось такое понятие, как «виртуальная неверность» . Частые ночные переписки с человеком, которого вы никогда не видели, интимные шутки и фото - для кого-то это самая настоящая измена, пусть она не выходит за рамки экрана.

  • Американские ученые провели эксперимент , который доказывает, что измена кроется не только в физической неверности. Парням и девушкам показывали переписки в фейсбуке их партнеров с другими людьми в качестве доказательства, что те были эмоционально неверны им. Все испытуемые реагировали так же, как если бы измена была в реальности.

2. Общаться вживую стало сложнее

У поколения фейсбука действительно есть трудности в общении с партнером. Привыкнув посылать сообщения, отправлять смайлы, они часто не могут передать эмоции вживую.

  • По итогам исследования Bank of America 4 из 10 миллениалов признались, что они больше времени проводят со своими смартфонами, чем с друзьями и близкими.

Кроме того, что возникает сложность в коммуникации с другими людьми, миллениалам становится сложнее принять реального человека таким, какой он есть. Привыкая общаться с человеком в интернете, влюбляясь в него, они забывают о том, что в действительности у него может быть гораздо больше несовершенств и «острых углов».

3. Подробности отношений стали публиковаться в социальных сетях

Половина жизни миллениала проходит в социальных сетях, и часто грань между личным и общественным начинает стираться. Инстаграм - чтобы показать, твиттер - чтобы рассказать. Если десятилетием раньше подробности отношений обсуждались в узком кругу друзей, то сейчас они все чаще становятся достоянием общественности.

  • Исследования говорят о том, что у пар, которые афишируют свои отношения в фейсбуке, личная жизнь складывается хуже, чем у тех, кто этого не делает . Частые позирования на камеру лишают отношения интимности и придают некую нотку лицемерия. Когда вы действительно счастливы друг с другом, то вам совсем не до того, чтобы кому-то об этом рассказывать.

4. Партнеру стало уделяться меньше времени

Конечно, не у всех, но у большого числа людей из поколения фейсбука развилась зависимость от смартфона. Это значит, что желание посерфить страницы в интернете может быть куда более сильным, чем желание уделить время партнеру .

  • Когда первый жар отношений становится умереннее, видеть возлюбленного 24/7 не так уж и хочется, наступает время смартфонов. В виртуальном мире в разы меньше проблем, которые нужно решать.

Чтобы не «потушить» отношения вовсе, нужно суметь вовремя положить телефон на тумбочку. Стоит вспомнить, что вам все-таки важнее - уделить время любимому человеку или посмотреть еще 5 фоток нового комбинезона собаки своей подруги.

5. Возникла ревность из-за поведения партнера в социальных сетях

Да, мы говорили о том, что изменять стало проще. Однако есть и другая сторона медали - неоправданная ревность партнера .С появлением социальных сетей появилась и возможность контролировать каждый шаг возлюбленного вплоть до самого мелкого, например лайк на аватарке известного музыканта уже может повлечь шквал эмоций.

6. Стали часто сравнивать свою вторую половинку с другими

В связи с развитием социальных сетей люди начали постоянно сравнивать себя с другими - с нереалистичными профилями , которые имеют не очень много общего с реальными людьми. Кроме возросшего числа психических расстройств это повлияло и на отношения - у многих людей не только появились проблемы с самооценкой (которая также негативно влияет на гармонию в паре), но и возникло желание постоянно сравнивать своего партнера с другими.

  • По мнению исследователей , широкий выбор и иллюзия возможностей делает миллениалов несчастными. Когда в отношениях назревает кризис, вместо того чтобы разрешать его, многие начинают искать утешение в социальных сетях с мыслями о том, что найдут кого-то другого, идеального.

7. Стали слишком много смотреть фильмов для взрослых

Поколение миллениалов является первым, у которых есть доступ к фильмам для взрослых 24/7, а значит, и воздействие, которое они могут испытывать, максимально. Ученые из Института Макса Планка в Берлине обнаружили , что просмотр «взрослых» фильмов может привести к уменьшению участка головного мозга, ответственного за чувство удовольствия. Это означает, что тем, кто имеет пристрастие к просмотру такого контента, требуется более жесткий материал .

  • Согласно исследованию , проведенному в США в 2014 году, со временем у тех, кто увлекается просмотром фильмов для взрослых, формируется зависимость подобно наркотической, что, в свою очередь, ведет к дисфункции при взаимодействии с реальным партнером.

8. Стали неохотно жениться и заводить детей

Во многих случаях это может и не быть проблемой - для идеальных отношений не нужен штамп в паспорте и дети. Однако это может быть индикатором назревающих сложностей.

Возможно, партнер не спешит со свадьбой потому, что ему сложно сделать окончательный выбор. Сложно «дать себя захомутать», тогда как вокруг, в городах и социальных сетях, возможно, есть кто-то еще прекраснее и лучше. Сложно мириться с мыслью, что эти потенциальные возможности будут навсегда закрыты .

  • Также, согласно исследованию , молодые люди часто связывают нежелание заводить семью с финансовой неподготовленностью. Идеал жизни, который транслируется в обществе, для многих, как правило, недостижим лет до 45. Многим кажется глубоко неприятным сталкиваться с непредвиденными трудностями, и они не готовы жить семейной жизнью иначе, чем в образцовом о ней представлении.

9. Появилась усталость и отчаяние из-за онлайн-знакомств

Профили на сайтах знакомств бывают настолько далеки от реальности, что, разочаровываясь раз за разом, женщины уже перестают верить и не хотят тратить свои душевные силы на попытки отыскать «того самого». Если найти партнера на ночь (на что нацелены большинство мужчин в онлайн-сервисах) проще простого, то спутника жизни - практически невозможно .

  • В своем исследовании современных знакомств доктор Хелен Фишер пришла к выводу, что 54 % ​​женщин чувствуют себя измученными знакомствами в соцсетях.

Это приводит к тенденции, что женщины, которые стремятся создать семью, больше обращают внимание не на своих ровесников, а на

Большая часть описанных проблем появилась из-за широкого распространения девайсов и интернета. Безусловно, сами по себе нововведения - это не плохо, однако негативные последствия также есть. Вот какие способы бороться с проблемой предлагают психологи:

  • Если вы чувствуете, что у вас действительно сильная зависимость от смартфона, попробуйте поставить специальные приложения на телефон, которые отсчитывают и контролируют время нахождения в соцсетях. Вы удивитесь, какую огромную часть жизни вы проводите за тем, что смотрите в экран.
  • Психолог Николай Веракса рекомендует удалить на 2 недели профиль из соцсетей и завести дневник, в котором каждый день записывать просмотренные фильмы, прочитанные книги и блюда, которые вы успели приготовить за сэкономленное время.
  • Журналист Рейвен Ишек советует избавляться от привычки сравнивать себя с другими при помощи одной техники. Нужно начать действительно глубоко уважать достижения других людей - за каждой победой, будь это красивая кожа или уютный дом, в той или иной мере стоят труд и упорство. И вы тоже можете легко достигнуть этого, если не будете бесконечно оглядываться на других.

Есть ли среди этих пунктов то, что присуще вам? Помогла ли статья чуть иначе взглянуть на собственную жизнь?

Поколение Y или поколение Миллениума (millennials), а также поколение next, сетевое поколение, миллениалы - поколение родившихся после 1981-1983гг., встретивших новое тысячелетие в молодом возрасте и характеризующееся прежде всего глубокой вовлечённостью в цифровые технологии. В момент появления термина поколение Y противопоставлялось поколению X, которое соответствует предыдущему демографическому поколению. Часто встречается употребление термина Yllo (Young Liberty Love).

Прежде чем начать разговор об особенностях того или иного поколения, необходимо внести историко-хронологическое пояснение.

Родоначальниками теории поколений как таковой являются американцы Нейли Хоув и Уильям Штраус. В России применение этой теории имеет свою специфику, поскольку события, под влиянием которых у нас формировались поколенческие ценности, несколько разнятся с американскими.

Итак, по мнению американских ученых, с начала ХХ века можно насчитать уже пять поколений:

Родившиеся в 1900 – 1923 годах были причислены к GI – «поколению победителей». Их ценности складывались до 1933 года. В России это происходило под влиянием революционных событий 1905 и 1917 годов, коллективизации, электрификации. Трудолюбие и ответственность, а также приверженность идеологии были отличительными чертами человека этого поколения как работника.

Следом за ними с 1923 по 1943 год на свет появилось «молчаливое поколение», формировавшееся до 1953 года и отличавшееся, по наблюдению американских основателей теории, терпеливостью и законопослушанием. У нас решающее влияние на этих людей кроме Великой Отечественной войны оказали сталинские репрессии и восстановление разрушенной страны. Среди главных ценностей этого поколения – преданность, соблюдение правил и законов, уважение к должности и статусу, честь и терпение.

Поколение беби-бумеров, связанное с всплеском рождаемости, пришло в этот мир в 1943 – 1963 годах и росло вплоть до 1973 года. В СССР – его рост происходил под влиянием советской «оттепели», покорения космоса, совершенствования мировой супердержавы и наличия холодной войны. Как работники — эти люди оптимистичны, заинтересованы в личностном росте и вознаграждении, в то же время их отличает коллективизм и отработанный командный дух.

1963 – 1983 годы (воспитание, соответственно, шло до 1993-го) – появление «поколения Х», или «неизвестного поколения». Продолжение холодной войны, перестройка, СПИД, наркотики, война в Афганистане – все это, по мнению специалистов, сформировало готовность этих людей к изменениям. Их характеризуют глобальная информированность и техническая грамотность, а также индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, прагматизм, надежда только на себя. Но и это сильное и многочисленное поколение чувствует, что молодежь наступает ему на пятки.

А молодежь – это как раз и есть «поколение Y», на котором мы попытаемся поподробнее остановиться. Годы рождения «игреков» – 1983 – 2003. Их жизненные ценности продолжают формироваться и сейчас.

Согласно опросу на тему «Что для вас главное в жизни?», проведенному организаторами одноименного круглого стола в социальной сети Вконтакте, большинство молодых людей ставит на первое место познание чего-то нового и самосовершенствование. На втором месте по количеству голосов находится стремление создать крепкую и любящую семью.

Данные результаты сильно отличаются от приоритетов поколения Х. И конечно, их жизненные ценности разнятся, но ведь именно в этом и заключается секрет движения вперед.

Как уже говорилось выше, сильнейшее влияние на поколение Y оказало развитие технологий сетевой коммуникации, таких как электронная почта, служба коротких сообщений, средства мгновенных онлайн сообщений и других новых медиа-ресурсов наподобие видеохостинга YouTube и социальных сетей (Livejournal, MySpace, Facebook, Twitter и т.д.).

Одна из важнейших отличительных особенностей психологии современной молодежи - это многозадачность в использовании средств коммуникации: они могут одновременно чатиться с несколькими людьми, читать текст сайта на отдаленную тему и следить за обновлениями в Твиттере и блогах. Среди них в десятки раз снижено потребление таких медиа, как телевидение и радио.

Дети российского миллениума

«Дети российского Миллениума - это, пожалуй, первое поколение, у которого нет героев, но есть кумиры. Предполагаем, что они сами станут героями и образцами для других поколений, несмотря на то, что не всегда хотят быть таковыми.» - Координатор проекта «Теория поколений в России-Rugenerations» Евгения Шамис

Прав был тот человек, который когда-то сказал, что молодежь в любые времена будет восприниматься негативно. Старшее поколение всегда будет поглядывать на молодое немного искоса, а порой даже с опаской. И на лицо не столько конфликт поколений и не разница взглядов отцов и детей, а естественная предосторожность ко всему новому и пока мало известному.

Чтобы как следует понять характер современной российской молодежи, нужно обратиться к тому времени, когда произошло ее взросление.

Современные «молодые» – это люди до 30 лет – т.е, как уже обозначалось, поколение конца 80-х и начала 90-х годов. В литературе же существует такое понятие, как «потерянная молодежь» того времени. Потерялась она в лабиринтах изменений, которые происходили в то время в нашей стране. Потерянной она стала и для государства и для старшего поколения.

Колоссальная переоценка ценностей и безвозвратная смена всех идеалов дала о себе знать.

Таким образом, детство современных «молодых» проходило не в самых простых условиях. Кого-то эти условия со временем сломали, вывели на неправильный путь, кого-то научили с цинизмом относиться ко всему и всем, а кого-то сделали сильнее и целеустремленнее. И последних абсолютное большинство. Иначе не звучали бы известия о все новых и новых выигранных российскими студентами олимпиадах, и не радовались бы мы спортивным достижениям наших молодых соотечественников.

Безусловно, проблемы существуют: это и наркотики, и алкоголизм, и подростковая развязанность. Но здесь, как и в любом правиле, есть свои исключения. И, конечно, нельзя всю молодежь подводить под одну мерку. Люди с аморальным поведением существовали и скорее всего будут существовать всегда.

Кстати, сейчас все меньше слышится критики в адрес молодежи. Старшее поколение, те люди, которым есть, с чем сравнивать, понимает, что жизнь меняется, мир не статичен, и человек, как лакмусовая бумажка, реагирует на малейшие изменения. И если где и можно услышать пресловутое: «Мы в вашем возрасте были другими», то, как правило, с добавлением: «Правда и время было другое…».

Многое из того, о чем когда-то люди могли только мечтать, для современной молодежи стало досягаемым и повседневным, более того, это стало в порядке вещей. Интернет, видеосвязь, спутниковый телефон и прочие достижения техники делают человека абсолютно мобильным и независимым. И все это наложило определенный отпечаток на характер и манеру поведения молодежи.

Вероятно, в отличии от старших поколений, это поколение не готово умереть ради всеобщей идеи, но оно с неменьшим успехом может привнести что-то новое, выйти за установленные границы и расширить горизонт своих деяний. Все это возможно, благодаря внутренней свободе и умению ориентироваться во многих аспектах современной жизни.

Предыдущие поколения сначала обзаводились семьями, потом начинали карьеру - а чаще делали это одновременно и незамедлительно. Сегодня молодые люди видят и понимают, что имея такой подход к жизни, их родители давно уже развелись и по сей день имеют нелюбимую работу. Большинство представителей поколения Y тоже хочет семью, но они хотят с первого раза сделать правильный выбор, и то же самое происходит с работой. Но, повторюсь, любое правило имеет свои исключения.

«Поколение трофеев»

Ещё одно название поколения Y - «поколение трофеев».
Этот термин отражает тенденцию проявления современного характера в состязательных видах деятельности, а также и в других сферах жизни, где нет победителя и проигравшего, так как из раза в раз «побеждает дружба», и каждый получает «благодарность за участие в соревновании».

Опрос среди работодателей подтвердил, что точно так же молодое поколение проявляет себя и в корпоративной культуре. Некоторые наниматели отмечают, что у молодёжи слишком завышенные ожидания от своего трудоустройства, они предпочитают подстраивать условия работы под свою жизнь, а не наоборот. Однако они трудоспособны, хотят отдачи от своей работы и большего участия в принятии решений, часто предпочитают использовать гибкое рабочее время.

Эксперт компании PricewaterhouseCoopers Светлана Кульганек представила интересную презентацию на тему отношения работодателей к людям поколения Y. По ее словам, работа с поколением Y - одна из важнейших задач.

Молодые люди, представляющие современный рынок труда, в ближайшие десять лет будут активно работать. Основные особенности данного поколения таковы: ребята сфокусированы на обучении больше, чем на работе, стремятся уехать в крупные мегаполисы и другие страны, имеют четкие требования к работодателям, сформированное мировоззрение. Они не хотят работать по принципу «так надо», им необходима заинтересованность в том, что они делают.

Наличие карьерных приоритетов и обязательный интерес - вот, пожалуй, главная особенность поколения Y.

Игреки, как правило, не имеют такого глубинного фундаментального образования, как Иксы, и многие из них предпочитают развиваться одновременно в нескольких областях. Они отличаются высокой обучаемостью, разносторонностью и быстрой адаптацией. Поэтому у многих к 23 годам имеется уже не один диплом об образовании, зачастую в абсолютно разных сферах, что отражается и на их поведении на рынке труда. В их среде очень востребованы краткосрочные курсы переподготовки и повышения квалификации, помогающие сэкономить время, высоко ценимое ими.

И хотя представители поколения Y – это в большей степени люди с высшим образованием, они не всегда становятся «белыми воротничками» и нередко находят себя в самых разных сферах бизнеса, будь то производство и добывающая промышленность или, скажем, государственная служба. Учитывая способности и любовь молодежи к новым технологиям, многие из них в отличие от поколения Х легко осваивают профессии, связанные с коммуникациями и IT. Также Игреки с удовольствием покоряют и совсем новые сферы, где еще нет большой конкуренции.

Молодежь о молодежи

Погружаясь в аспекты современных тенденций развития личности, мне все же стало интересно, а как сама молодежь себя характеризует? И довольна ли она поведением своих сверстников? Вот, что мне удалось узнать:

Елена, 19 лет

Современный молодой человек яркий, динамичный, самостоятельный, независимый, постоянно находящийся в движении, поиске. Современные студенты обладают желанием учиться, чтобы в будущем устроиться на достойную и интересную работу, чтобы не зависеть от родителей, бабушек и дедушек. Многие обвиняют молодежь в пассивности и бездействии. Это не так. Уже во время учебы современные студенты пытаются подработать, чтобы помочь родителям. Во всяком случае, я стараюсь и мои друзья тоже.

Кирилл, 30 лет

Современные молодые люди, особенно подростки, всегда находятся в окружении соблазнов: яркая цветная реклама манит выпить пиво; известный актер призывает закурить, обещая мгновенное решение всех проблем; игровой автомат вызывает жажду легкой наживы. Не устоявшаяся детская психика очень чувствительна к подобным вещам. Нужно постоянно себя контролировать, не поддаться соблазнам, не попасть в плохую компанию… Я, в свою очередь, не смог этого избежать, как результат – не могу бросить курить вот уже 10.

Сергей, 25 лет

Современная молодежь, по-моему, легкомысленна и хочет всего и сразу. Мне кажется, что наше поколение пока до конца не осмыслило своего предназначения и не имеет четких планов на будущее. Возможно, это связано с общей нестабильностью и с тем, что это самое будущее пока никому и не известно.

Кира, 18 лет

Каким бы не было сегодняшнее поколение, важно помнить одно: для того, чтобы сохранилась связь поколений и времен, мы должны передавать своим детям самое ценное, чему научили нас наши родители. Ведь в мире есть две вечные вещи: небо над нашими головами и молодость наших душ. И то, и другое одинаково важно для всех. И горе тому, кто видит на небе только серые тучи, а возраст своей души измеряет лишь прожитыми годами.

Анна, 29 лет

Согласна, качественный «конфликт» между поколениями существовал всегда. Можно сказать, это вполне нормально, ведь на лицо явное различие интересов, ценностных систем и т.д. Но здесь надо отметить, что самое главное в обществе - это мораль, духовные ценности и нравственность. Нынешняя молодежь не коем образом не виновата в происходящем, ведь алкоголь, наркотики, сексуальная индустрия, предметы роскоши производятся под патронажем старшего поколения (капитал-то в их руках). Также определенная часть вины лежит на правительстве, т.к. в стране напрочь отсутствует государственная, гражданская и нравственная идеология. Человек в целом, а тем более молодое поколение нуждается в идеологическом направлении и зримом очертании жизненно важных принципов.

Безусловно, молодое поколение всегда можно в чем-то упрекнуть. Ведь у них есть энергия, но пока еще мало опыта. В тоже время, примерно также можно сказать и о предыдущем поколении: ведь у них есть опыт (пусть и не всегда положительный), но уже нет энергии.

Поколение Y – это ребята, которые хотят всего и сразу. Они не готовы мириться с рутинной и неинтересной работой, не хотят отделять работу от самореализации. Они не будут делать что-то сейчас ради будущего, откладывать хорошее на потом, а сегодня терпеть лишения. Им хочется оставить свой след, не быть шестеренкой в механизме. Не кирпичи класть, а храм строить — вот что им хочется. И, чтобы жить было интересно, хочется быть частью чего-то большого, достигать чего-то, расти и развиваться, менять мир вокруг себя, а не просто зарабатывать деньги. Они готовы много работать – но при условии, что видят, ради чего это делают.

«Мы такими не были!» - говорят родители во все времена, имея в виду, что нынешнее поколение детей уступает прежнему по всем статьям. Кажется, что это очевидно всякому взрослому человеку, вне зависимости от того, повезло ли ему стать родителем или (о вкусах не спорят) ему повезло родителем так и не стать.

«Мы были другими!». То есть уважали старших, не шумели в общественном транспорте, ели много зеленых овощей и не путались под ногами. Да, еще мы хорошо учились. Практически все.

Пускаясь в путешествие по берегам туманной юности, память подсовывает нам больше хорошего, чем плохого. И даже тогда для озвучивания в воспитательной беседе годится не все, что мы припомнили. Родительский фильтр заставляет придержать при себе и нелады с физикой, и сомнительные знакомства, и подробности периода экспериментов с имиджем и… готово: вы великолепны. И можете с ощущением собственной правоты уверять, что вы в годы своего чада были значительно более зрелой, самостоятельной и достойной уважения личностью.

Разумеется, размышления о том, что раньше и трава была зеленей, и солнце ярче, и дети лучше, происходят в рамках собственного опыта. Потому что предположить, что каждое следующее поколение деградирует по сравнению с предыдущим, было бы, как минимум, невежливо по отношению к Дарвину и его теории эволюции. Можно, конечно, идеализировать примитивные общества, но справедливости ради надо признать, что по сравнению с ними современные культура и цивилизация отнюдь не только потеряла, но и приобрела, причем приобретений заметно больше. А мнение о том что подростки не дотягивают до стандартов, заданных предыдущими поколениями, встречается в наследии каждой исторической эпохи.

"Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей," - так мог бы от души посетовать почти любой родитель или педагог, но эти слова принадлежат Сократу и сказаны в 5 веке до нашей эры.

Как правило, часть проблемы непонимания и неприятия старшим поколением поведения младшего заключается в том, что по мере отдаления от уклада жизни традиционных культур размывались и границы момента, в который дитя становится взрослым, а также содержание того, какое поведение может считаться приемлемым для подростка и молодого человека. Подросток как таковой, как отдельная стадия развития личности, появился не так давно. Обряды инициации у примитивных племен переводят человека из статуса ребенка в статус взрослого как только он физически становится способен выполнять нужные общине функции: охотиться, защищать территорию, создавать потомство. В средние века ребенка отдавали в учение (а по сути, в работники) как только у него появлялось достаточно сил, чтобы удержать инструменты.

Специальная детская одежда появилась лишь в 20 веке. До того чада носили то же, что их родители, с поправкой на размер. Эта деталь подчеркивает то, что дети испокон веков считались «заготовками взрослых», а не личностями, наделенными свободой воли и имеющими собственные суждения. Как только подростки получили возможность быть «ни детьми и ни взрослыми», собственную социальную нишу, они немедленно в ней освоились, ниспровергая устои и ценности взрослого мира и чутко реагируя на все новое. Подростки первыми улавливают назревающие тенденции в массовой культуре и жизни общества, что дополнительно отчуждает их от взрослых, относящихся ко всему новому с осторожностью, связанной с наличием жизненного опыта.

В последнее время о «детях, не таких, как прежде», заговорили и те, кто сталкивается с детьми и подростками изо дня в день - школьные учителя, выпустившие во взрослую жизнь не одно поколение учеников. Именно они стали свидетелями тенденции к изменению психологического портрета современного подростка, изменению быстрому и качественному.

Чем же отличается современный ребенок от своих сверстников десяти-двадцатилетней давности?

Изменения коснулись многих значимых сфер развития.

Например, неожиданным для ученых фактом стало то, что акселерация подрастающего поколения, о которой много говорили и писали в середине и конце двадцатого века, больше не наблюдается, более того, она уступила место ретардации. Проще говоря, раньше отмечалось, что дети перерастают своих родителей, созревают быстрее, весят больше и кажутся заметно взрослее своих сверстников, обследованных в начале 20 века. В свое время тот факт, что средний возраст физического созревания девушки сместился с 15-17-летнего в начале века к 11-13-летнему к концу века вызывал обеспокоенность, поскольку социальная зрелость за биологической не угонялась, что создавало юным девушкам и их родителям немало трудностей. Тенденция к увеличению роста и веса подростков позволяла медикам предполагать, что подростки 21 века будут в большинстве массивными гигантами по сравнению со школьниками 19-20 века. Акселерация в свое время была связана с резким улучшением условий жизни и качества питания жителей развитых стран, что произошло в итоге индустриализации и технологических прорывов в производстве, хранении и переработке продуктов сельского хозяйства.

Отмечаемая современными исследователями ретардация, то есть снижение среднего веса и роста детей и подростков по сравнению с их сверстниками из предыдущих поколений также связана с питанием и образом жизни современной семьи. Современный подросток в среднем потерял в весе и росте, замедлился в физическом развитии, его кости тоньше, а здоровье оставляет желать лучшего. У него менее развита мышечная ткань, но более развита жировая, и в противовес тенденции к общему исхуданию, случаев детского ожирения становится значительно больше. Это противоречие легче представить себе в виде старшего класса прошлых лет: большинство гармонично сложенных школьников, а две-три худышки, один тучный ребенок и один ученик необычно малого роста разнообразили картину. Теперь обычным можно считать класс с несколькими учениками с избыточным весом, несколькими низкорослыми школьниками, гармонично сложенными детьми, которых будет менее половины и достаточно обширной группой учеников с заметным дефицитом веса. При ближайшем рассмотрении окажется, что среди последних немало тех, кого теперь принято называть «худой толстяк», это явление, при котором при общем недостатке веса, основную массу тела человека составляют жировые ткани.

Как и в двадцатом веке, колебания роста и веса школьников, тенденция к ухудшению их соматического здоровья связаны с изменениями в питании и образе жизни современных детей. Среди выпускников школ за последние годы не выявлено ни одного абсолютно здорового учащегося. Научные исследования, проводимые НИИ гигиены и охраны здоровья детей подростков НЦЗД РАМН, подтверждают ухудшение состояния здоровья учащихся младших классов. От начальных классов к старшим продолжает расти доля хронических заболеваний у детей. Эти заболевания переходят потом в хроническую патологию. Ученые отмечают, что в структуре хронических болезней современных подростков за период с 1995 по 2005 годы первое место стали занимать болезни органов пищеварения, удельный вес которых увеличился вдвое. В 4,5 раза увеличилась доля хронических болезней нервной системы и психической сферы, по-прежнему третье место занимают болезни костно-мышечной системы. У девочек-старшеклассниц на ведущее место выходят хронические болезни женских тазовых органов, что раньше не отмечалось никогда. По данным Психологического института РАО в школу в настоящее время приходят 20% детей с различными нарушениями психического здоровья. К концу их обучения в начальной школе эта цифра увеличивается до 60%. Российские ученые, проводя анализ функциональных нарушений среди нынешних подростков и их сверстников 90-х годов, отмечают весьма существенные изменения в здоровье, которые произошли за 10 лет. За первое десятилетие 21 века распространенность расстройств сердечно-сосудистой системы у школьников возросла в три раза и выявляется у каждого второго подростка.

Сочетание хрупкого здоровья подрастающего поколения, тенденции к малодетности семей и агрессивной социальной среды приводит к тому, что дети и подростки в больших городах все чаще в качестве площадки для общения используют не реальные встречи с друзьями по интересам, а социальные сети и другие интернет-ресурсы, позволяющие обмениваться различными видами информации. То, что современные подростки не столько бывают в интернете, сколько живут в нем, ни для кого не секрет. На сегодняшний день то же можно сказать и о детях младшего и среднего школьного возраста. Их познавательная потребность с малых лет направлена не на сам внешний мир, а на его отражение во всемирной сети. Вне зависимости от того, что ребенок делает в сети - играет или учится, он находится в уникальной ситуации разобщенности со сверстниками, живущими рядом с ним, с одной стороны, и общности с людьми и группами, общающимися с ним посредством сети. При кажущейся очевидности этого наблюдения, оно вплотную подводит нас к тому, в чем именно нынешнее подрастающее поколение отличается от предыдущих.

Развитие личности происходит в социальной среде и посредством ее воздействия. На разных возрастных этапах эта среда представляет собой именно то, что способно повлиять на ребенка именно сейчас, помочь ему преодолеть новую ступень развития. Одновременно это среда представляет собой предел возможностей ребенка в плане социального взаимодействия и своего рода референтную группу, в глазах которой человек должен состояться на данном возрастном этапе. В раннем возрасте ребенок развивается, взаимодействуя с матерью и оценивает себя ее к себе отношением. В дошкольном детстве приоритетным становится общение внутри семьи, в кругу живущих в доме, непосредственно окружающих ребенка людей. Для младшего школьника основополагающим становится мнение учителя, как олицетворения школы в целом. Общение в группе сверстников в этом возрасте тоже во многом зависит от того, какие оценки и суждения о том или ином ученике группе навязывает педагог (иногда бессознательно, иногда намеренно). Младшие подростки испытывают потребность быть принятыми группой сверстников, пользоваться уважением одноклассников, нравиться, производить впечатление. В юношеском возрасте школьники расширяют свои социальные связи, и в то же время ищут более тесной, глубокой дружбы, с одним-двумя партнерами по общению.

Таким образом открывали для себя мир и находили в нем себя подрастающие поколения середины-конца 20 века. В настоящее время развитие информационных технологий, новые средства коммуникации изменяют и направление, и процесс, и результат социализации личности, а вслед за ним и ее развития.

Социальные сети, широкие возможности общения в сети Интернет нарушают привычную нам картину поступательного расширения кругов социального влияния. Школа и двор не являются более единственными моделями общества, доступными ребенку. Даже учащиеся младших классов, не говоря о детях постарше, постоянно общаются в сети с большим количеством пользователей интернета, поддерживают большое количество социальных связей с людьми, которые могут быть с ними лично не знакомы. Специфика интернет-общения, не предполагающего учета социального статуса собеседника и других условностей, позволяющего начинать и прерывать контакт в одностороннем порядке, выбирать уровень открытости и анонимности, свободно искажать информацию и выражать свои эмоции без оглядки на принятые обществом нормы накладывает отпечаток на все стороны социальной жизни детей и подростков.

Наши дети живут в принципиально других условиях и обстоятельствах, но старшее поколение не всегда способно оценить то, под каким давлением растет школьник, понять, почему он не способен сосредоточиться на учебной деятельности, почему не хочет читать, почему он пренебрегает вниманием тех, кто его окружает в реальной жизни, но ищет внимания и одобрения сотен и тысяч незнакомых людей, имеющих возможность оценивать его по активности в интернете.

Тем из взрослых, кому близки идеи классического воспитания, принять новую реальность труднее. Действительно, у традиционного взгляда на то, что должно быть воспринято культурным, воспитанным, прилежным школьником, есть масса плюсов. Но задайте себе вопрос — найдете ли вы для своего воспитанного в старых традициях ребенка подходящую среду, когда он станет взрослым? Доказывая ему, что книги сделают его просвещенным и компетентным во всех необходимых областях, не грешите ли вы против истины? Противопоставляя его всему белому свету и убеждая, что вести себя так, как принято у современных молодых людей, недопустимо, не лишаете ли вы его шанса войти в общество и сформировать собственное представление о том, что хорошо, а что плохо?

Поймите, что многое из того, что нам, взрослым, на основании нашего опыта кажется злым умыслом, для современного подростка — не более чем объективные обстоятельства жизни, которые необходимо учитывать. Дети мало читают и неграмотно пишут — и это не удивительно, поскольку они получают столько информации по зрительным и слуховым каналам, что совмещать это с запойным чтением способны редкие уникумы с гипертрофированной познавательной потребностью. Дети не задумываются о своем будущем, живут одним днем — но ведь они живут в мире, который создали для них мы, с его потребительскими кредитами, быстрым питанием, он-лайн покупками и без малейшей гарантии на будущее. Дети не желают взрослеть и созревать в социальном плане, брать на себя ответственность за себя и других — после того, как мы препятствовали их созреванию и взрослению в отрочестве, боясь, что чадо без нашего руководящего перста наделает опасных глупостей.

Наши дети принимают решения, руководствуясь собственными представлениями о себе и мире, но эти представления настолько отличаются от наших, что и решения, продиктованные ими, не встречают нашего понимания.

Важно помнить, что, несмотря на существование вечных ценностей, мир значительно изменился. Объективно изменилось и положение человека в нем, представление человека о себе, его образ «Я». Взрослые и дети, как никогда, чувствуют себя представителями не просто разных культур, но разных миров, параллельных вселенных. Взаимопонимание и взаимопринятие в такой ситуации затруднены.

Примите, как должное, то, что не все в ваших детях, ваших учениках, ваших воспитанниках будет вам понятно, знакомо, не все будет соответствовать вашим представлениям о том, что хорошо и что плохо. Постарайтесь спокойно отнестись к тому, что их взгляды на то, как проводить свободное время, каким образом и сколько именно общаться с окружающими, как и что планировать в своей жизни, будут кардинально отличаться от того, что бы посоветовали вы. Велика вероятность того, что профессиональный путь вашего воспитанника, если вы не будете вмешиваться в процесс выбора карьеры, будет извилистым, прерывистым и закончится не тем, что вы себе представляли, мечтая о лучшем будущем для ребенка.

Что можно сделать для своего ребенка уже сейчас? Осознайте, что он во многом другой, но это не значит, что он хуже. Не сравнивайте его ни с собой в детстве, ни с детьми соседей и знакомых, ни с идеальным «сферическим ребенком в вакууме». Единственный человек, сравнение с которым может быть уместно — это он сам вчера, позавчера, несколько лет назад. Примите его вместе со всем понятным и непонятным вам, со всем родным и знакомым и со всем «непонятно откуда взявшимся», со всеми его плюсами и минусами. Любите своего ребенка таким, какой он есть, хотя бы потому, что он нуждается в этой любви и будет нуждаться в ней всю жизнь. Убедитесь, что ваша любовь и принятие существуют не только в вашей голове, а выражаются прямо, открыто, в доступной ребенку форме. Современные дети и подростки все сильнее отрываются от традиций и ценностей родовой культуры, это общая тенденция и реальность, в которой они живут, поэтому не стоит ожидать, что сын или дочь будут проявлять полное почтение к старшим членам семьи или открыто обсуждать с ними все подробности своей жизни. Но теплые семейные отношения, атмосфера принятия и поддержки все еще необходимы им, как и уверенность в том, что родительский дом — место, где тебя примут любым.

Важным является то, что помимо любви, родительская семья должна дать ребенку понимание ответственности, навык принятия на себя обязательств, самостоятельных решений, способность следовать принятым решениям и отвечать за их последствия. Как бы ни изменился мир вокруг молодого человека и каких решений бы ни потребовала от него жизнь, он или она смогут воспользоваться лишь теми способами реагирования, которые ваш ребенок освоил под вашим руководством или вынужден был выработать под вашим давлением. Избегание, как реакция на проблему, с одной стороны, общая тенденция, а с другой — калька с поведения учителей и родителей, которые, найдя в себе силы не осуждать то, что выбирает для себя ребенок, словом и делом, по сути не принимают его, а терпят. В нашей практике были случаи, когда родители искренне недоумевали, почему их подросток так странно равнодушен к своему будущему, ведь мама и папа делают все, чтобы ребенок не тратил времени попусту и попал в приличный вуз. То, что родители почти ничего не знают о настоящем своего ребенка и абсолютно равнодушны к его надеждам и переживаниям, выяснилось достаточно быстро, но на то, чтобы уловить связь между этими явлениями, времени ушло достаточно — мы, взрослые, не сразу привыкаем к мысли, что тоже можем ошибаться.

Что мы можем сделать для наших — новых, других — детей сейчас? То же, что и всегда: вести себя так, чтобы слова не расходились с делом. Не подавать дурного примера, не требовать от ребенка соответствовать высоким стандартам, до которых не дотягиваем сами. Обосновывать требования на логических доводах, а не на эмоциональных вспышках. Вместо того, чтобы критиковать чужой образ жизни, задумываться о том, настолько ли хорош наш и туда ли он нас привел, куда мы хотели. Помнить о том, что каждый человек нуждается в любви и уважении, особенно, если он еще не настолько освоился в этой жизни, чтобы не искать подтверждения собственной ценности в кругу близких.

Понимать, что мы выпустили детей в другой мир, нежели тот, в котором росли мы сами, и выбор этого мира не был в их власти. Надеяться, что лучшее от нас они все же унаследуют. Верить, что они справятся.

Кропивянская С.О.