Двигатель 2tr fe отзывы владельцев. В тени «старшего брата»: выбираем и обслуживаем подержанный Land Cruiser Prado

Двигатель 2TR-FE - входит в линейку силовых агрегатов, которые выпускаются для автомобилей Toyota. Выпуск силового агрегата начался в 2003 году на смену устаревшего 3RZ-FE. По сути, это обновление надёжной линейки 3RZ.

Характеристики и особенности моторов

Для нового двигателя 2TR-FE был взят оригинальный блок цилиндров 3RZ, оснастили его двумя балансирными валами. А вот головку блока пришлось модифицировать.

Мотор 2TR-FE внешний вид на автомобиле

На этой головке была использована система изменения фаз газораспределения на впускном распредвалу VVTi, и гидрокомпенсаторы.

Цепь ГРМ заменили на новую. На 2TR-FE был применён другой пластиковый впускной коллектор и электронная дроссельная заслонка. Блок управления полностью изменён.

С 2015 года на 2TR стали устанавливать систему изменения фаз газораспределения на обоих распредвалах Dual-VVTi, а степень сжатия возросла до 10.2. В общем и целом, 2TR это глубоко модернизированный 3RZ.

Рассмотрим, основные технические характеристики 2TR-FE:

Двигатель 2TR-FE

Обслуживание

Техническое обслуживание моторов 2TR-FE ничем не отличается от стандартных силовых агрегатов этого класса. ТО моторов проводится с интервалом в 15 000 км. Рекомендованное обслуживание проводить необходимо каждые 10 000 км. Итак, рассмотрим подробную техническую карту обслуживания:

Процесс ремонта двигателя 2TR-FE

ТО-1: Замена масла, замена масляного фильтра. Проводиться после первых 1000-1500 км пробега. Этот этап ещё называют обкаточный, поскольку происходит притирка элементов мотора.

ТО-2: Второе техническое обслуживание проводиться спустя 10000 км пробега. Так, Снова меняются моторное масло и фильтр, а также воздушный фильтрующий элемент. На данном этапе также проводится замер давления на двигателе.

ТО-3: На данном этапе, который выполняется спустя 20000 км, проводиться стандартная процедура замены масла, замена топливного фильтра, а также диагностика всех систем мотора.

ТО-4: Четвёртое техническое обслуживание, пожалуй, самое простое. Спустя 30000 км пробега меняется только масло и масляный фильтрующий элемент.

ТО-5: Пятое ТО для двигателя, как второе дыхание.

Вывод

Двигатель 2TR-FE - достаточно надёжные и качественные движки. Все они имеют высокий рейтинг и уважение автолюбителей, экспертов. Обслуживание силового агрегата можно проводить самостоятельно. Что касается ремонта, то рекомендуется обратиться на сервисную станцию технического обслуживания.

Двигатель 2TR стал наследником 1TR, который "раздули" с 2.0 до 2.7 литров. Относится к линейке коммерческих двигателей (те, которые ставят на грузовички), смысл этих моторов в том, что бы они были ужасно шумными и ломучими, не дай бог, их купит кто-нибудь. Ниже дана вся линейка наследования и таблица сравнения мощности на примере моторов одного объема, как видно, семейство TR по мощности и моменту догнал мотор 5R из 1960-х годов:
R (1953) → Y (1982) → RZ (1989) → TR (2003)

Переход от семейства R к моторам семейства Y был актом величайшего позора в истории Тойоты, когда вместо инноваций и здравого смысла, они просто пытались загрузить старое оборудование, которое простаивало... Двигатели семейства Y были по характеристикам хуже, чем моторы предшествующего семейства R - смотрите таблицу. По конструкции они похожи на мотор от Волги ГАЗ-21 и, даже, местами хуже!

После этого, новая генерация моторов RZ , по характеристикам была чуть лучше, почти "догнала" по характеристикам старый добрый R ... Позор! Теперь вот, семейство TR и мотор 1TR стал по характеристикам лучше, чем 5R из прошлого! Я рад, это неслыханное достижение Тойоты.
Но по тексту статьи я покажу, что мотор этот настоящее наказание, единственное, для чего он сделан, это что бы его ставить на праворукие Прадики (2002-2009) для наказания их жадных владельцев, которые купили Прадик с мотором 2,7 литра))

Посмотрите на строение блока цилиндров - так вот всегда бывает, когда надо сделать рядный четырехцилиндровый двигатель большого объема из мотора меньшего объема и с цепью. Дело в том, что не только ход поршня и диаметр цилиндра нужно увеличить, а ещё нужны валы для балансировки (которых нет не моторах меньшего объёма), а как для них привод сделать? Приходится делать вторую цепь для этого. Ну и натяжитель с успокоителем для этого.

Ну, эти цепи, конечно слегка гремят)) Приходится специальные форсунки ставить, которые на них масла льют... Так и у нас было в 1972 году на движке от ВАЗ-2101, кстати, и межсервисный интервал был такой же - 10000 км. Позже, на ВАЗ-2108 движек стал уже чуть сложнее и межсервисный интервал вырос до 15000 км. (в 1986 году) - совершенно не достижимо для Тойоты!

Что ещё интересного мы видим в конструкции 2TR-FE ?? Кажется, в нём нет гидрокомпенсаторов в приводе клапанов! С учетом того, что это коммерческий мотор для грузовиков и микроавтобусов, где ограниченный доступ сверху к двигателю - такая конструкция клапанов очень мудрый шаг! Регулировка клапанов будет мега-дорогим занятием, наверняка, на некоторых моделях понадобится снять двигатель с машины)) Ну, и сама конструкция клапанного механизма на ВАЗ-2108 была поумнее, там надо было реже проверять клапана!

Масляный насос для двигателя 2TR-FE Тойота так же не сама придумала, а "взяла" у ВАЗ-2108. Самый дешевый вариант по количеству деталей, их там что ли 5 или около того. Из минусов: по сравнению с любым насосом, который целиком погружен в масло, у этого есть маслозаборник, и от его длинны зависит скорость подачи масла после пуска мотора. Вроде, у ВАЗ-2108 маслозаборник был короче))

Сколько я не смотрел на привод клапанов в двигателе 2TR-FE - так я и не заметил разницы с ВАЗ-2108, может, мне очки нужно купить? Не знаю! Если вы понимаете какое-то принципиальное отличие, напишите мне пожалуйста....

Дальше на очереди у нас помпа - я рад, что помпа сделана более менее по современному, но бог мой, что это за мондула такая непонятная прикручена к помпе! На ВАЗ-2108, как я помню, установлен электрический вентилятор - это такое сложное устройство, не достижимое для конструкторов Тойоты. Сконструировать электрический вентилятор, выше их сил! Блин, на Прадик ещё такую штуку надо воткнуть, пусть надежность повыше будет.... А то, ещё датчик включения вентилятора сломаться может))

Мдееее, вискомуфта! Как-то это меня всегда напрягало в моторах и продолжает напрягать. Наверно, больше вискомуфты меня напрягает только длинный сервисный ремень, который свистит в 200 км. от города... Думаешь о том, сколько времени эвакуатор будет за тобой ехать? Давайте ещё на ремень привода помпы посмотрим, он там случайно свистеть не будет ли?

Тут как-то не удобно сравнивать с ВАЗами, "тазами" и прочими наше-марками... Явно конструкторы хотели сделать так, что бы каждые 10 000 км. к дилеру ездить и не всегда самому доезжать (тут иногда эвакуатор будет нужен!) Я, в общем, дал сравнение ремней 1TR-FE с парой других тойотовских моторов, что бы вы сами выбрали, кто чемпион по глупости! Мне лично кажется, что 2GR-FE даже вперед по идиотизму выходит...

На Жигулях выпускной коллектор был всегда (и даже сейчас) литой из "чугуняки" и проблем с ним нет! А тут я вижу крутой коллектор из труб, приваренных к фланцу. О таком крутом коллекторе мечтает любой владелец ТАЗа..., но получит его несчастный владелец Тойоты!

Последний момент на который хочется обратить внимание - это система зажигания, так называемая DIS-4 с отдельной катушкой на каждую свечу. Здесь используется 4 катушки, 4 коммутатора и такой двигатель нельзя мыть под давлением. Методом "тыка" лучше такой мотор не чинить, чуть что - сразу езжайте к дилеру!

В июле 2008 года вышла первая и единственная ревизия этого мотора, называлась она 1TR-FP E, а согласно тойотовской классификации, буква P после черточки в названии мотора означает LPG (адаптацию к работе на сжиженном газе - ГБО).

Обычно в таких моторах поднимают степень сжатия (в данном случае с 9,8 подняли до 10,6 и это повысило крутящий момент с 18,6 кг*м до 19.3 кг*м), смещают зажигание на более ранее, газ подают через те же форсунки, что и бензин. В общем, это интересные моторы, но почему их нельзя купить? Почему не сделали 2TR-FPE , а? Это ж, можно бы было Прадик на газу купить))

Думали ли вы над тем, как не чего не запрещать, но сделать так, чтобы мотор для сжатого газа никто не смог купить? Единственное решение, которое я вижу у Тойоты состоит в том, что она адаптирует под газ далеко не все моторы, а лишь те, которые не ставятся на нормальные машины, а используются только в грузовых и коммерческих автомобилях. А если, не дай бог, мотор стоит на Прадике каком-нибудь, то совсем не надо ничего с ним делать, "джин должен остаться сидеть в бутылке"!

С двигателями семейства 2TR так и вышло - совершенно случайно, у них никаких ревизий на газу нет! А у более мелкого 1TR такие ревизии есть, но их ставят только на микроавтобусы, развозные грузовички и машины такси (специальных серий). Видите как все просто! И движки на газу есть и купить их нельзя))

В современном мире моторов имеется довольно большое количество ателье, занимающихся тюнингом автомобилей.

Но далеко не всем из них удается стать по-настоящему популярными и обрести статус культовых.

Brabus . Эта компания из Германии уже длительное время объективно носит статус лучшей, не имея себе достойных конкурентов. На данный момент она представляет собой огромного размера холдинг, в состав которого входит предприятие, основанное вместе с Daimler AG. Помимо этого, в нем также находится дочерняя компания Startech, специализацией которой является выполнение работ по тюнингу Jaguar и Land Rover, ателье по реставрации, а также еще одно отделение, задачей которого является выполнение отделочных работ и разработка дизайна бизнес-джетов и яхт.

Его название было составлено из имен двух его основателей - Клауса Бракмана и Бодо Бушмана, увлечением которых было проведение доработок Mercedes-Benz.

Основной упор в 70-е годы делался на яркую внешность, отодвинув мощность на второй план. Созданием мощных моторов компания занялась только в 90-е годы, результатом чего стало создание знаменитого V12 объемом 6,9 литров, мощность которого составила 508 л.с. Предназначен он был для установки на Mercedes-Benz E-class.

За всю историю своей работы компания неоднократно была удостоена звания лучшего ателье по тюнингу автомобилей.

Alpina . Будучи студентом университета Германии, Буркард Бовензипен и думать не мог, что проведение самостоятельного ремонта принадлежащего ему FIAT-500 после поломки окажется настолько удачным. После этого он принял решение испытать свои силы уже на BMW-500, который после проведения доработок приобрел не только увеличенную мощность, но и первого владельца.

В 1964 году его деятельность заинтересовала представителей компании BMW, отправивших на тестирование созданные им двухкамерные карбюраторы. Обрадованный таким одобрением, Бовензипен открывает свое ателье по тюнингу машин.

Динамические качества обновленных автомобилей демонстрировались на гоночных треках. Для 24-часовой гонки «Спа-Франкоршампс» была проведена специальная доработка BMW 3.0, на которую были установлены специально разработанные колесные диски с 20 спицами, со временем превратившиеся в отличительную черту модели.

Одним из лучших достижений автопроизводителя стал самый быстрый седан Alpina B10 Bi-Turbo, созданный в 1989 году. К юбилею компании в 1999 году с конвейера сошел наиболее мощный дизельный агрегат D10 Bi-turbo, мощность двигателя которого составляла 245 л.с., ставший самым мощным седаном в мире с дизельной силовой установкой.

Hennessey Performance . Детище Джона Хеннесси, известного в качестве автогонщика, создано в 1991 году на территории штата Техас и приобрело славу одного из наиболее производительных мировых тюнинговых ателье.

Совместно с группой механиков, в качестве пробных, он попытался улучшать автомобили японского производства, так и не пошедшие в серийное производство. Успех же к его компании пришел после работы над автомобилем Dodge Viper, которые после проведенного обновления стал более мощным, достиг максимальной скорости в 217 км/ч и открыл себе доступ к участию в любого рода соревнованиях.

Отечественным автомобилистам двигатель 2TR-FE известен преимущественно по внедорожнику Toyota Prado, под капот которого он начал устанавливаться с 2006 года. На некоторые другие модели, например на Hilux, двигатель устанавливается с 2004 года. Двигатель 2TR стал развитием мотора 1TR, только мотор попортили хорошенько — добавили вторую цепь и кучу лишних деталей, чтобы распространять его на коммерческом транспорте (грузовики и такси).

Технические характеристики

Производство Kamigo Plant
Toyota Motor Manufacturing Indonesia
Марка двигателя 2TR
Годы выпуска 2003-н.в.
Материал блока цилиндров чугун
Система питания инжектор
Тип рядный
Количество цилиндров 4
Клапанов на цилиндр 4
Ход поршня, мм 95
Диаметр цилиндра, мм 95
Степень сжатия 9.6
10.2 (Dual-VVTi)
Объем двигателя, куб.см 2693
Мощность двигателя, л.с./об.мин 160/5200
163/5500
Крутящий момент, Нм/об.мин 241/3800
246/3800
Топливо 95
Экологические нормы Евро 4
Вес двигателя, кг -
Расход топлива, л/100 км
- город
- трасса
- смешан.
11.2
9.4
10.7
Расход масла, гр./1000 км до 1000
Масло в двигатель 0W-20 / 5W-20
Сколько масла в двигателе, л 5.8
Замена масла проводится, км 7000-10000
Рабочая температура двигателя, град. 85-90
Ресурс двигателя, тыс. км
- по данным завода
- на практике
-
400+

Распространенные неисправности и эксплуатация

Как и его предыдущая версия, двигатель Toyota 2TR крайне надежен и стабилен. Единственным слабым местом является фронтальный сальник коленчатого вала (особенно на моделях до 2008 г.). Периодически он дает течь. Его нужно заменить на более современный экземпляр. Бывает, что двигатели начинают вибрировать в холода. Причина кроется в АКПП. Нужно заменить в ней масло. При постоянном техническом обслуживании, заправке только качественным бензином и заливкой рекомендованным производителем масла долговечность агрегата можно продлить до максимально возможного предела.

Видео по двигателю 2TR


Развитие мотора 1TR привело к появлению серии двигателей 2 TR, к которым и относится 2tr fe. В создании силовой установки многие технические решения были взяты с более раннего 3RZ-FE. Так, например, блок цилиндров претерпел минимальные изменения. Наибольшая модернизация коснулась головки блока цилиндров, в которой была использована особая система изменения фаз газораспределения.

Описание типа двигателя и этапов его разработки и выпуска

Свою историю наследования мотор 2tr fe начинает в далеком 1953 году. В это время был выпущен первый двс серии R. В 1982 году после внесения ряда изменений мир увидела серия моторов Y. Рестайлинг не заставил себя долго ждать и после существенной модернизации в 1989 году были выпущены двигатели RZ. Конструктивные решения в этой серии оказались достаточно передовыми, поэтому долгое время существенных изменений RZ не получали. В 2003 году Toyota все же решила обновить серию, начав выпуск моторов 1TR. Также в этом же году началось производство и более мощного двигателя 2tr fe .

Среди четырехцилиндровых моторов производства Toyota 2tr fe является самым объемным. В 2015 был произведен небольшой рестайлинг, в результате которого возросла степень сжатия и оба распредвала получили систему изменения фаз газораспределения Dual-VVTi. Мотор имеет внушительный вес, так как блок цилиндров отливается из чугуна.

Двигатель 2tr fe не гнет клапана, так как поршни имеют не плоское дно, а со специальными впадинами. Благодаря такому техническому решению порыв ремня газораспределительного механизма не приводит к капремонту силовой установки. Установленные гидрокомпенсаторы убрали из технического обслуживания такую процедуру, как регулировка клапанов.

Расход масла у мотора 2tr fe внушительный. Технические характеристики вышедшей с завода силовой установки говорят о том, что 300 грамм масла на 1000 километров пробега не являются поводом для беспокойства. В поношенных моторах нередко двигатель потребляет литр масла на аналогичное расстояние. Связанно это с высоким угаром смазки, а также конструктивными особенностями, которые имеют маслосъемные колпачки и поршневые кольца.

Характеристики двигателя позволяют увеличить мощность без потери ресурса. Силовую установку можно форсировать с помощью стоковых турбо китов. Изменять что-либо в цилиндропоршневой группе не рекомендуется. В случае нехватки мощности следует присмотреться к восьмицилиндровым двигателям Toyota. Очень часто они являются взаимозаменяемыми с 2tr fe.

Регламент технического обслуживания мотора

Двигатель 2tr fe чувствителен к тому, какое масло в него лить. Производитель рекомендует использовать смазку с вязкостью 0W-20, 5W-20. Основа должна быть только синтетической. Использование другого масла скажется на ресурсе двигателя и капитальный ремонт не заставит долго ждать. Замена требуется каждые 5-10 тыс. км пробега. При использовании неподходящей смазки наибольшему износу подвергаются:

  • цилиндропоршневая группа;
  • распредвал;
  • шатуны;
  • коленвал;
  • помпа, перекачивающая масло;
  • элементы гбц;
  • подшипники.

Масляный фильтр требует замены при каждой смене масла. Воздушный фильтр служит дольше и требует замены в 12-20 тыс. км пробега.

Описание технического обслуживания, приведенное в мануал, говорит, что свечи на 2tr fe следует менять каждые 20 тыс. км пробега. Возросший расход топлива также должен стать поводом для контроля в каком состоянии зажигания. При необходимости замена свечей должна выполняться раньше срока.

Обзор неисправностей и способов их ликвидации

При правильной эксплуатации мотора его капремонт потребуется, когда одометр покажет более 500 тысяч километров пробега. Это обусловлено высокой надежностью тойотовских движков. При достижении 250 000 километров двс может потребовать замены поршневых колец. Пробег до ремонта зависит от того какое масло для двигателя 2tr fe использовалось в процессе эксплуатации. Существуют агрегаты работающие по 6 000 тыс. км до капиталки.

Выпускной коллектор является слабым местом силовой установки. Работа при повышенных температурах выводит его из строя при 30-50 тысячах пробега. Впускной коллектор более стоек, но при интенсивном режиме езды ему также может потребоваться замена.

Система охлаждения требует регулярной чистки, так как мотор 2tr fe преимущественно устанавливается на внедорожники. При самом неблагоприятном стечении обстоятельств перегрев может вызвать заклинивание поршней в цилиндрах.

Навесное оборудование, маховик и головка блока цилиндров требуют минимум вмешательства. Обрыв или перескок привода ГРМ — крайне редкое явление. В случае возникновения такой неисправности ничего серьезного не последует. Конструкция двигателя такова, что поршни не бьют по клапанам. Снимать крышку гбц для регулировки теплового зазора также нет необходимости, потому что используются гидротолкатели.

Мотор 2tr fe имеет достаточно простую конструкцию, что позволяет многие операции выполнять своими руками. При необходимости следует ссылаться на официальное руководство.

Варианты тюнинга силовой установки

Наиболее популярный тюнинг 2tr fe заключается в установке турбокита. Увеличивать объем камеры сгорания не рационально, так как данная версия мотора и так является раздутой модификацией 1TR. Вмешательство в устройство цилиндропоршневой группы рекомендовано только в случае, если вся прочая модернизация завершена. Объёмы работ в таком случае велики, так как придется переделывать каждый узел силовой установки.

Устанавливать турбокит возможно как стоковый, так и выпускаемый Тойотой. Схема установки комплектов принципиально одинакова.

Особенностью 2tr fe является большой запас прочности, поэтому тюнинг не сильно влияет на ресурс силовой установки. Немаловажной является комплексность подхода к форсировке. Ни одна система не должна оставаться без внимания, если на нее возрастает нагрузка. В противном случае можно получить отрицательный результат модернизации двигателя.

Список моделей автомобилей, в которые устанавливался двигатель 2tr fe

Производимые Kamigo Plant двигатели нашли место на легковых и коммерческих автомобилях личного производства Toyota Motor Corporation:

  • Toyota 4Runner;
  • Toyota HiAce;
  • Toyota Regius Ace;
  • Toyota Hilux Surf;
  • Toyota Land Cruiser Prado;
  • Toyota Tacoma;
  • Toyota Fortuner;
  • Toyota Innova.

На машинах других производителей двигатель 2tr fe в серийное производство так и не вышел. Связанно это с ориентацией силовой установки на личное пользование Тойотой. Многие технические решения данного мотора нашли воплощение в китайском автопроме.

Перечень модификаций 2tr fe

Двигатель 2tr fe имеет мало модификаций:

  • 2tr fe 160 hp, в данной модели устранена проблема с текущим сальником коленвала;
  • 2tr fe 163 hp, имеющий систему Dual-VVTi и повышенную степень сжатия.

Небольшое количество модификаций обусловлено многочисленностью серий моторов. Toyota Motor Corporation делает упор не на развитие в пределах одной модификации, а выпускает новые серии моторов. Переход технических решений прослеживается, начиная от R и заканчивая 2tr fe.

Технические характеристика двигателя

Производство Kamigo Plant
Toyota Motor Manufacturing Indonesia
Марка двигателя 2tr fe
Годы выпуска 2003-н.в.
Материал блока цилиндров чугун
Система питания инжектор
Тип рядный
Количество цилиндров 4
Клапанов на цилиндр 4
Ход поршня, мм 95
Диаметр цилиндра, мм 95
Степень сжатия 9.6
10.2 (Dual-VVTi)
Объем двигателя, куб.см 2693
Мощность двигателя, л.с./об.мин 160/5200
163/5500
Крутящий момент, Нм/об.мин 241/3800
246/3800
Топливо 95
Экологические нормы Евро 4
Вес двигателя, кг -
Расход топлива, л/100 км (для Toyota Tacoma)
Расход масла, гр./1000 км до 1000
Масло в двигатель 0W-20
5W-20
Сколько масла в двигателе, л 5.8
Замена масла проводится, км 7000-10000
Рабочая температура двигателя, град. 85-90
Ресурс двигателя, тыс. км

По данным завода

На практике

Тюнинг, л.с.

Потенциал

Без потери ресурса

Двигатель устанавливался Toyota 4Runner

Toyota Regius Ace

Toyota Hilux Surf

Toyota Land Cruiser Prado

Мотор 2tr fe прекрасно показал себя на рынке. Он завоевал потребителей благодаря своей надежности и неприхотливости. Широкие возможности тюнинга позволяют многим автовладельцам повышать динамику своих авто без особых вложений.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них