Вездеход витязь дт 30п технические характеристики. Вездеход ДТ “Витязь“

Экстремальные условия ставят под сомнение возможности даже специализированной техники, не говоря уже об обычных транспортных средствах. Однако, мощным вездеходам ДТ 30п Витязь стихия нипочем. Приставка "п" обозначает то, что транспорт умеет плавать. Да-да, эти уверенно преодолевают водные преграды, пересеченные лесные территории, снежные и песочные завалы и непроходимые болота.

Основное предназначение вездехода ДТ 30П - эксплуатация в нелегких условиях Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Температура при этом не имеет значения, транспорт выдерживает, как 50-градусный мороз, так и жару до +40°С.

Уникальный двухзвенный вездеход ДТ 30П

Этот быстроходный вездеход является представителем класса сочлененных гусеничных машин и отличается уникальными показателями маневренности и проходимости в сложных дорожно-климатических условиях,. Максимально эффективным оказывается использование Витязя аварийно-спасательными бригадами при проведении поисковых работ в во время снежных заносов, наводнений, обвалов и прочих стихийных бедствий. С помощью вездехода спасателям удается отыскать и эвакуировать пострадавших с места происшествия или доставить в зону бедствия врачей, спасателей, продовольствие и медикаменты.

В то же время ДТ 30П часто приходят на помощь в тех случаях, когда возникает необходимость в доставке различного оборудования (например, пожарного) или спецтранспорта - экскаваторов, кранов, цистерн и пр. Также машины активно используются военными подразделениями. Проходимость транспортеров настолько высокая, что они способны преодолевать широкие рвы (до 4-х метров) и взбираться на склоны высотой до 1,5 метров.

Конструкция двухзвенных гусеничных машин ДТ 30П Витязь имеет несколько особенностей. Так, звенья соединения могут складываться в обеих плоскостях, а управление этим процессом осуществляется непосредственно с места водителя. Для складывания звеньев предусмотрено специально сконструированное поворотно-сцепное устройство, которое имеет два дополнительных гидроцилиндра управления. Они отвечают не только за отличную маневренность техники, но и работают по аналогу с амортизаторами, делая движение более плавным.

Технические характеристики ДТ 30П Витязь

Ниже мы рассмотрим технические характеристики ДТ 30п Витязь. Машина комплектуется 12-цилиндровым многотопливным двигателем, мощность которого составляет 780 л.с. предлагается с различными двигателями - производства ЧМЗ, ЯМЗ или Cummins. Грузоподъемность техники составляет 30 тонн, а снаряженная масса - 28 тонн. Примечательно, что при таком значительном весе давление, оказываемое машиной на грунт - минимальное, всего 0,3 кг/кв.см.

Говоря о скорости передвижения вездехода, стоит отметить, что передвигаясь по суше, он способен развивать скорость до 47 км/час, при движении через водные преграды скорость снижается до 4 км/час. Максимальный угол на спуске со склона или подъеме составляет 30°, техника выдерживает крен до 15°. Кабина рассчитана на 5 человек. Запаса топлива хватает на расстояние до 500 км.

Цена ДТ 30П, видео которого можно посмотреть ниже, варьирует в пределах 6 - 8 млн. рублей, но вездеход того стоит. Ведь эта уникальная по своим эксплуатационным и техническим характеристикам машина справляется с самыми сложными и, казалось бы, невыполнимыми задачами.

Думаете, где купить вездеход ДТ-30 «Витязь» с доставкой в Санкт-Петербург, Москву или любой другой город России? Заказывайте на сайте компании «ТехГазСнаб»! Вас ждут гибкие условия сотрудничества и возможность индивидуальной комплектации спецтехники согласно вашим пожеланиям.

Вездеход ДТ-30 «Витязь» (П — плавающий) — это мощный и быстроходный гусеничный тягач, способный эффективно выполнять различные задачи в суровых климатических зонах, например в условиях Сибири или Крайнего Севера. Этот вездеход сможет легко преодолеть снежные заносы, разлившиеся реки, обвалы и прочие препятствия и позволит организовывать спасательные операции и решать другие сложные вопросы на профессиональном уровне.

Модернизация вездехода ДТ-30 «Витязь»

Система управления: Замена рулевой колонки со штатной на эргономическую
Изменена и усовершенствована система управления вертикальными цилиндрами
Изменено расположение контролера переключения передач
Топливная система: Замена всех топливных трубок на РНД (рукава низкого давления)
Перенос и смена расположения БЦН в места, отличные от штатных с вертикальных в горизонтальное положение, для исключения попадания влаги и песка и для упрощения доступа к основным узлам и агрегатам для их ремонта и обслуживания.
Удалены все топливные трубки, вместо которых задействована 1 топливная магистраль.
Воздушная система: Изменено расположение воздушных баллонов из вертикального в горизонтальное и заменены два 5-тилитровых баллона на один 10-тилитровый.
Все агрегаты воздушной системы и управление ими перенесены в кабину за сиденье водителя с доступом к управлению из кабины.
Ликвидированы все трубки пневмосистемы и заменены на 1 воздушную магистраль РНД.
Кроме того в вездеходе ДТ-30 Витязь Произведена модернизация и установлена шумо-, вибро-изоляция кабины, дверей, люков; установлены изолированные стеклопакеты.
Установлена новая ленточная гусеничная лента
Установлены новые удобные автокресла на 4 посадочных места.
Установлена новая оптика дальнего-ближнего света, освещения кабины, над кабиной установлен фароискатель.
Внесены изменения в систему смазки двигателя, сапун маслобака выведен на верхнюю часть двигательного отсека.
Установлена централизованная система смазки ведущего колеса, осей и роликов.
Тент изготовлен из высокопрочной ПВХ вместо стандартной лодочной ткани.
Установлены дополнительно автономный дизельный воздушный отопитель ПЛАНАР 4 КВТ.
Дополнительно установлен водяной отопитель от системы охлаждения марки ОС-7.
Путем изменения расположения трубок, шлангов и некоторых агрегатов, упрощен доступ к узлам и агрегатам, требующих постоянного обслуживания и ремонта.
Двигатель В-46-5С

При желании заказчика можем менять варианты комплектации

Форма оплаты любая
Доставка в любой регион РФ














Всю актуальную информацию о продаже можно уточнить у специалиста " ТехГазСнаб" - достаточно или прислать свой на электронную почту


Варианты комплектации вездехода ДТ-30 «Витязь» могут быть изменены по вашему желанию. Всю актуальную информацию о продаже уточняйте у специалиста «ТехГазСнаб» — достаточно позвонить нам или прислать свой запрос на электронную почту. Доставка осуществляется в Москве, Санкт-Петербурге, Вологде, Красноярске, Новосибирске, Хабаровске; Свердловской, Архангельской, Томской, Кемеровской, Новгородской, Иркутской областях; Забайкальском крае и других регионах России.

Модификация: Двухзвенный гусеничный транспортер-экскаватор ДТ-30ПЭ1-1
Год: 2006
Наработка: 780 моточасов
Пробег: 2600 км
Состояние: Проведено ТО, готов к эксплуатации
Гусеницы: установлены новые
Днище: усилено
Экскаватор: ЕК-12
Документы: ПСМ в наличии
Цена: по запросу руб / ед

Чтобы купить ДТ-30 Витязь с консервации и хранения, направьте запрос на электронную почту или через форму быстрого запроса на сайта. Запрос должен быть оформлен на фирменном бланке вашей организации за подписью и печатью руководителя.

Возможна погрузка на ЖД платформу для транспортировки



Видео ДТ-30 Витязь

Характеристики ДТ-30

Двигатель танковый В-45-5С
Мощность двигателя 710 л.с.
Конструкционная масса 38000 кг
Максимальная скорость 36 км/ч
Гидромеханическая передача
Габариты
Длинна 16520 мм
Ширина 3500 мм
Высота 3900 мм
Производство ОАО «Машиностроительная компания «Витязь», Россия

Характеристики экскаватора ЕК-12

Тип обратная лопата
Радиус копания, м 8,07/8,25
Радиус копания на уровне стоянки, м 7,86/8,06
Глубина копания, м 5,08/8,06
Высота выгрузки, м 6,5/6,4
Угол поворота ковша, град 173
Изменяемая геометрия стрелы

Описание ДТ-30 Витязь

Предприятие в Башкирии, которое сейчас называется МК «Витязь» более 30 лет производит специальные вездеходы для выполнения сложных задач в среде сплошного бездорожья Сибири, Дальнего востока, Арктики и тропическом климате.

ДТ-30 дорога не нужна, гусеничный транспортер без подготовки входит и выходит из воды практически на любой берег. Вездеход ДТ-30 Витязь обладает высокой проходимостью и маневренностью, высокой скорость передвижения и большим запасом хода, возможностью преодоления препятствий и преград с полной нагрузкой, универсальностью и многофункциональностью, и это список можно продолжать. Этот уникальный снегоболотоход свободно преодолевает препятствия до 1,5 метров и рвы до 4 м.

Вездеход двухзвенный, в первом звене расположены кабина для экипажа из 4х человек, а также моторно-трансмиссионное отделение, второе звено предназначено для дислокации личного состава или перевозки грузов. Также во второй корпус может быть установлено дополнительное оборудование. Ведущие колеса есть в обоих звеньях, между корпусами установлен поворотно-сцепное устройство, которое управляется из кабины и может работать в трех плоскостях.

Считается, что вездеход ДТ-30 Витязь является единственным в мире транспортерам с такими ТТХ, который используется в вооруженных силах.

Описание ДТ-30ПЭ1 Витязь экскаватор

У вездехода ДТ-30ПЭ1 на втором звене установлено экскаваторное оборудование, а первое звено имеет герметичный кузов для транспортировки различного оборудования и грузов массой до 12 тонн. Кроме землеройных работ транспортер может выполнять переброску грузов по трудно преодолимой местности.
Конструкция ДТ-30ПЭ1 Витязь дает возможность дополнительной установки КМУ, насосного и компрессорного оборудования, электрогенераторов и агрегатов для сварочных работ, и т.п.

Двухзвенный гусеничный транспортер ДТ-30П Витязь

Год: 2004
Наработка: нет
Пробег: нет
Состояние: на консервации
Гусеницы: консервационные
Документы: ПСМ, техпаспорт Ростехнадзор
Цена: по запросу руб / ед

Экстремальные природные условия часто ставят под сомнение технические данные многих внедорожников. Существуют препятствия, которые даже специализированной технике не всегда по силам, а о стандартных транспортных средствах и речи идти не может. Но не все так плохо, как может показаться на первый взгляд. ДТ-30 «Витязь» - уникальная разработка отечественных инженеров. Ему никакая стихия не страшна и нет непреодолимых препятствий. Модернизированная версия, с приставкой "П" - вдобавок может еще и плавать. Большинство моделей способны с легкостью преодолевать небольшие водоемы, лесные пересечённые территории, а также песочные и снежные завалы.

ДТ-30 предназначен для работы в тяжелых условиях Сибири, Крайнего Севера, а также Дальнего Востока. При этом температура окружающей среды практически не имеет никакого значения. По большому счету все равно, будь то мороз в 50 градусов или жара за 40.

Уникальный двухзвенный вездеход

Данный быстроходный вездеход относится к группе сочлененных машин, но отличается от всех остальных уникальными параметрами проходимости и манёвренности. Практически нет условий, которые бы не смог преодолеть «Витязь» ДТ-30. Технические характеристики машины отлично подходят для работы со спасательными бригадами, при эвакуации во время наводнений, обвалов, и остальных стихийных бедствий, наносимых природой. Вездеход позволяет с легкостью найти и доставить в медицинский пункт пострадавших на месте катастрофы либо же, если пострадавших очень много, то доставить в эту зону врачей, медикаменты и все необходимое продовольствие.

Особенности

Кроме спасательных операций, ДТ-30 «Витязь» используется и для доставки разнообразного оборудования и спецтехники, к примеру пожарного оборудования, кранов, экскаваторов и прочих машин, которым самостоятельно добраться весьма затруднительно. Машины очень широко эксплуатируются в военных целях, различного рода подразделениями. Все благодаря высокой проходимости. Транспортеры способны преодолевать широкие овраги и рвы, ширина которых достигает до 4 метров, а также могут взбираться на пригорки и склоны высотой до полутора метра.

Конструкция машины обладает рядом особенностей, которые выделяют ДТ-30 «Витязь» среди остального списка вездеходов. Соединительные звенья могут складываться в двух плоскостях, а управление данным процессом возможно непосредственно из кабины водителя. Для того чтобы данные звенья могли без проблем перемещаться друг относительно друга, предусмотрено специальное поворотно-сцепное устройство, с установленными двумя гидравлическими цилиндрами для управления. Они способны значительно улучшить манёвренность движения машины, а также работать по принципу амортизирующих элементов, чтобы обеспечить более плавное движение.

Технические данные

Для того чтобы не было никаких проблем с недостатком мощности или же крутящего момента, инженеры приняли решение установить 12-цилиндровый мотор на «Витязь» ДТ-30. Расход топлива при этом варьируется в зависимости от используемого материала. Главное достоинство такого мотора - то, что он многотопливный. Мощность равна 780 лошадиных сил. В зависимости от комплектации возможна установка трех вариантов силовых установок:

  • С двигателем ЧМЗ.
  • С ЯМЗ.
  • С мотором Cummins.

Такое разнообразие силовых агрегатов может вызывать некоторые сложности в обслуживании. Одним из них являются запчасти. ДТ-30 «Витязь» предусматривает использование немецких двигателей, ремонтные узлы в лучшем случае приходится ждать несколько месяцев. Это, пожалуй, один из основных недостатков машины с зарубежной силовой установкой.

Тем не менее грузоподъёмность равна 30 тонн, а масса машины в снаряженном состоянии - 28 тонн. Стоит отметить, что при таком довольно большом весе давление, которое оказывают гусеницы на грунт, минимальное. В среднем оно составляет 0,3 кг/кв.см. Это позволило значительно повысить уровень проходимости машины и практически исключить застревание в тяжелых грунтах.

Эксплуатационные данные

Большой вес не сильно сказался на скорости передвижения машины. При движении по суше, по твёрдым грунтам ДТ-30 «Витязь» способен развивать скорость до 50 км/ч. Во время преодоления водных и болотистых участков данный параметр снижается до 4 км/ч. На проходимость влияет и максимальный угол заезда, а также съезда. У вездехода - 30 градусов, притом что он способен выдерживать крены до 15 градусов. Экипаж - 5 человек. В среднем запаса топливного бака хватает на преодоления расстояния до 500 км. Говорить о более точном значении потребления горючего сложно, ведь все зависит от множества факторов, а в первую очередь от самого материла. Двигатель может использовать любое топливо, но от этого его технические данные могут изменяться.

Трансмиссия и ходовое оборудование

Гусеничные вездеходы марки ДТ комплектуются гидромеханической трансмиссией с дополнительным трансформатором, который позволяет более плавно передавать крутящий момент. Между коробкой передач и дифференциалом установлена блокировка, необходимая для выбора оптимального режима при движении по снегу, болоту или другим труднопроходимым местам.

Ходовое оборудование состоит из обводов с установленными гусеничными лентами. Дополнительно на них установили стальные поперечины. Это необходимо для снижения давления на поверхность грунта и тем самым повышения проходимости. Эти поперечные элементы отлично справляются и с самоочисткой, а также защитой корпуса от обледенений, которые появляются на ходовом оборудовании.

На главных катках стоит В качестве рабочего элемента выступает торсион со специальным пористым наполнителем. Это позволяет вездеходу более плавно двигаться без повреждения элементов крепления.

Для того чтобы снизить силу ударов, приходящихся на ходовую часть, от преодоления преград используются ходовые колеса с полиуретановыми покрытиями. Это в дальнейшем позволяет значительно увеличить долговечность вездехода.

Стоимость

Цена на ДТ-30 «Витязь» варьируется от 6 до 8 миллионов рублей, в зависимости от комплектации и оборудования установленного с завода. Тем не менее машина стоит своих денег. Все из-за уникальных эксплуатационных свойств. Вездеход справляется с задачами, которые на первый взгляд могут показаться невыполнимыми или не совсем реальными. На вторичном рынке, к сожалению, предложений очень мало, так как мало кто хочет попрощаться со столь универсальным экземпляром.

Впечатления

Несмотря на впечатляющие операторы жалуются на них. Часто можно увидеть заявление о том, что часто ломается трансмиссия, а моторы весьма прихотливы, притом что заявлены как многотопливные. Самое слабое место - сцепное устройство, при больших углах поворота узел довольно быстро изнашивается.

Весьма спорная машина получилась, на деле проявилась значительно хуже, чем во время проведения испытаний.

ДТ-10 Витязь - двухзвенный гусеничный вездеход, предназначенный для транспортировки в сложных климатических условиях Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока на грунтах с низкой несущей способностью (болото, снежная целина, бездорожье, пересечённая лесистая местность) при температуре окружающей среды от плюс 40 до минус 50 °C.

Вездеход Витязь относится к сочленённым гусеничным снегоболотоходам, сочетающим большую грузоподъёмность и грузовместимость с высокими показателями проходимости и манёвренности в особо тяжёлых дорожно-климатических условиях.

Интересна компоновка двузвенных вездеходов «Витязь». Она выполнена по прицепной схеме соединения звеньев. Вездеходы имеют два сварных герметичных корпуса-звена. На первом звене располагаются: кабина экипажа на 4-7 человек, оборудованная автономными системами обогрева и вентиляции; моторно-трансмиссионное отделение; кузов с тентом. Второе звено может быть выполнено в виде кузова с тентом или кузова-платформы для монтажа технологического и иного оборудования. Вариантное исполнение вездеходов предусматривает установку вместо кузовов грузовой платформы на оба звена.

Вездеходы семейства «Витязь» оснащаются четырехтактными V-образными многотопливными быстроходными дизелями жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском топлива и наддувом от центробежного нагнетателя. Пуск двигателей осуществляется электростартером от аккумуляторных батарей напряжением 24 В, или пневмопуском сжатым воздухом из баллонов. Комбинированная система подогрева, с принудительной термосифонной циркуляцией жидкости и масла, позволяет производить запуск двигателя при температуре окружающей среды до –50°С. В вариантном исполнении снегоболотоходы оснащают дизельными двигателями с турбонаддувом ЯМЗ серии 840 или «Cummins».

Технические характеристики :

Масса в снаряженном состоянии, т 28

Грузоподъемность, т 30
Количество мест в кабине 5
Максимальная длина перевозимого груза, м 6
Мощность двигателя, л.с.710
Максимальная скорость движения по суше, км/час 37
Максимальная скорость на плаву, км/час 4
Среднее удельное давление на грунт, кг/см2 0,3
Запас хода по топливу, км 500
Преодолеваемые препятствия (с полной нагрузкой):
максимальный угол подъема или спуска на сухом грунте 30
максимальный угол крена 15

Отличительной особенностью конструкции вездехода является управляемое с места механика-водителя складывание звеньев в продольной и в вертикальной плоскостях. Складывание звеньев производится при помощи расположенных на поворотно-сцепном устройстве двух дополнительных гидроцилиндров управления. Гидроцилиндры могут работать в качестве поворотного устройства, обеспечивая высокую маневренность машины, в режиме амортизаторов, обеспечивая высокую плавность хода, а также, в качестве блокирующего устройства при преодолении рвов. Все это позволяет значительно повысить проходимость вездеходов, особенно при преодолении препятствий, в том числе, рвов шириной до 4-х метров и вертикальных стенок до 1,5 метров

На вездеходах применена гидромеханическая трансмиссия с одноступенчатым гидродинамическим трансформатором, обеспечивающим плавное изменение передаваемого крутящего момента в зависимости от сопротивления движения. Четырехскоростная коробка передач с блокируемым дифференциалом позволяет выбрать оптимальный режим движения транспортера в любых дорожных условиях. Для эффективной передачи мощности на каждом звене расположено по два планетарных бортовых и по одному коническому редуктору с блокируемым дифференциалом. Ленточные тормоза плавающего типа, с пневматическим приводом, а также дублирующий механический привод управления тормозами первого звена, обеспечивают надежную работу тормозной системы вездехода. Соединение агрегатов трансмиссии между собой осуществляется карданными валами с промежуточными опорами и зубчатыми муфтами. В вариантном исполнении транспортеры «Витязь» оснащают шестискоростной автоматической гидромеханической трансмиссией фирмы «Allison».

Конструкция поворотно-сцепного устройства позволяет независимо поворачиваться звеньям машины в горизонтальной, вертикальной и продольно-вертикальной плоскостях. Отличительной особенностью конструкции являются расположенные на поворотно-сцепном устройстве гидроцилиндры вертикального и горизонтального складывания, управляемые с места механика-водителя. Гидроцилиндры горизонтального складывания работают в качестве поворотного устройства, обеспечивая высокую маневренность машины. Гидроцилиндры вертикального складывания являются: амортизаторами - обеспечивают высокую плавность хода при движении; устройством принудительного складывания звеньев в вертикальной плоскости - позволяют преодолевать вертикальные стенки высотой до 1,5 метров. Возможность принудительного блокирования гидроцилиндров вертикального складывания позволяет переезжать рвы шириной до 4 метров. Обеспечивая взаимный поворот звеньев в продольно-вертикальной плоскости, ПСУ позволяет гусеницам транспортера иметь максимальное сцепление с грунтом.

Четыре широких активных резинометаллических гусеничных обвода со стальными поперечинами обеспечивают низкое удельное давление на грунт и высокую проходимость. Независимая высокоэнергоемкая торсионная подвеска оригинальных опорных катков с губчатым наполнителем (гусматик) создает мягкость движения транспортера. Применение специальных полиуретановых покрытий в конструкции ведущих и направляющих колес, резиновых элементов ходовой части демпфируют рывки и удары, обеспечивает плавность хода при движении машины, увеличивая ресурс ходовой части и трансмиссии в целом. Конструкция ведущих колес предотвращает обледенение узлов ходовой части при отрицательных температурах. Оптимальный шаг расположения поперечин способствует эффективной самоочистке от грязи, снега и льда элементов ходовой части транспортера. Наиболее эффективны ДТ-10 в составе аварийно-спасательных групп при поисковых и аварийно-спасательных работах в экстремальных условиях, возникающих во время стихийных бедствий, когда требуется в условиях бездорожья, наводнений, снежных заносов, обвалов и массовых разрушений быстро эвакуировать из зоны бедствия людей, доставить в зону бедствия спасателей с их оборудованием, врачей и продовольствие.

Гусеничный транспортер ДТ-10П «Витязь»

Транспортный 10-ти тонный 2-х звенчатый сочлененный вездеход «Витязь» предназначается для работ в тяжелых условиях Дальнего Востока, Сибири и Крайнего Севера. Он специально разработан выполнять свою работу на грунте с низкой несущей способностью. Рабочие температуры – (-50)- (+40) градусов. Первые вездеходы разработаны в 70-х годах прошлого века, и с 1977 года используются в гражданских сферах жизнедеятельности. ДТ-10 «Витязь» по классу относят к многоцелевым быстроходным сочлененным транспортерам, которые сочетают в себе хорошую грузоподъемность, высокую проходимость и большую скорость в тяжелых условиях передвижения.

Сам вездеход выполнен как два сочлененных герметичных сварных корпуса (звена). Передний корпус (первое звено):

Кабина, вместительностью до 7 человека экипажа;
- автономная система обогрева;
- автономная система вентиляции;
- МТО;
- кузовное отделение, покрытое тентом;
Второй корпус (второе звено):
- кузов, покрытый тентом или платформа для установки-крепления различного оборудования.

ДТ-10П «Витязь» выполняется в нескольких вариантах, есть возможность использовать грузовые платформы вместо кузовов. Двигатель вездехода – 4-х тактный многотопливный дизель с жидкостным охлаждением. Для запуска двигателя используют электрический стартер, запитанный от аккумуляторов 24В и пневмопуск от баллонов со сжатым воздухом. Принудительная термосифонная циркуляция масла и охлаждающей жидкости с комбинированной системой подогрева дают возможность запускать двигатель при -50 градусах. В некоторых вариантах на ДТ-10П «Витязь» устанавливают дизеля 840 «ЯМЗ» или двигатели «Cummins». Транспортер использует гидромеханическую трансмиссию и гидродинамический одноступенчатый трансформатор. Коробка передач - 4-х скоростная с дифференциалом блокируемого исполнения. Тормоза – ленточные плавающего типа с пневмоприводом и дублирующим приводом тормозов механического типа для первого звена. Поворотно-сцепное устройство обеспечивает машине преодоление вертикальных полутораметровых препятствий, переезжать ямы шириной до 4-х метров и обеспечивает надежное сцепление гусениц с грунтом.
Конструкторы предлагают использовать машину ДТ-10 «Витязь» для аварийных, спасательных и экстренных работ в разнообразных условиях климата и транспортировки.

ДИЗЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ В-46-5 (В-46-6)

Технические характеристики ДвигателЬ
Мощность двигателя, кВт (л.с.)574 (780)
Частота вращения, с-1 (об/мин)33,3 (2000)
Запас по крутящему моменту, %18Удельный расход топлива , г/кВт*ч (г/л.с.*ч)245 (180)
Удельная мощность, кВт/кг0,59 (0,80)
Диаметр цилиндра, мм150,0
Ход поршня, мм:
- в цилиндре с главным шатуном-180,0 -
в цилиндре с прицепным шатуном-186,7
Рабочий объем, л38,88
Минимальная температура надежного пуска, град. С5
Допустимые условия эксплуатации двигателя:
- температуры окружающего воздуха, град. С-40... +50
- относительная влажность воздуха при 20С, % до 98
- высота над уровнем моря, мдо 3000
Масса, кг 980
Четырехтактный, V-образный, 12-цилиндровый многотопливный, быстроходный дизель жидкостного охлаждения с непосредственным вспрыском топлива и наддувом от центробежного нагнетателя.
Порядок чередования вспышек - равномерный, через 60 град. поворота коленчатого вала.

Степень уравновешенности - полная динамическая уравновешенность
Система смазки - комбинированная, применяемое масло МТ-16П.
Система охлаждения - жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией и эжекционным обдувом радиатора.
Система подогрева - комбинированная с принудительной и термосифонной циркуляцией жидкости и подогревом масла в баке отработавшими газами подогревателя ПЖД-600.

БОЧКА МЕДА В АДРЕС "ВИТЯЗЯ"...

На Заводе транспортного машиностроения в башкирском городе Ишимбай выпускаются машины, создание которых смело можно назвать революцией в вездеходостроении.

Чтобы преодолевать препятствия, сравнимые со своей высотой (и любые другие), вездеход должен все время сохранять максимальное сцепление с "дорогой". То есть в идеале - как бы "обволакивать" преграду, "обкатывать" ее. Это можно реализовать двумя способами: либо, как в МЛБ, использовать колесно-шагающий привод, в котором колеса или гусеничные тележки установлены на концах опорных рычагов - "ног", либо сделать гибкой раму вездехода. Первый вариант пока не пригоден для тяжелых машин. Второй сегодня реализован в сочлененных конструкциях, лучшей из которых среди серийно выпускаемых машин обладают отечественные двухзвенные транспортеры семейства "Витязь".

Схема двухзвенного плавающего транспортера ""Витязь"".
Цифрами обозначены: 1 - 4-местная кабина экипажа; 2 - моторный отсек; 3 - двигатель; 4 - гидромеханическая коробка передач; 5 - карданный вал; 6 - бортовой редуктор; 7 - поворотно-сцепное устройство; 8 - опорный каток; 9 - топливный бак; 10 - грузовая платформа; 11 - тент;

Правильнее сказать, что двухзвенные "Витязи" состоят из трех основных частей: двух гусеничных модулей и трехстепенного поворотно-сцепного устройства. Именно оно, реализуя так называемый кинематический (в отличие от традиционного для гусеничных машин бортового) способ поворота, и придает сочлененному транспортеру свойства пресмыкающегося. Такой вездеход способен не только поворачивать, но и кренить один модуль относительно другого, преодолевая каменистые осыпи и завалы; задирать либо опускать нос и корму, влезая из положения "на плаву" на неудобный берег или на сходни десантного корабля (последнее во всем мире могут ТОЛЬКО плавающие "Витязи"); наконец, форсировать 4-метровые рвы или трещины, как сверхдлинная 15-метровая машина (говорят, в Антарктиде проходили и 8-метровые расщелины).

В результате двухзвенные транспортеры, серийно выпускаемые с 1982 г на построенном специально для этого заводе успешно заменяют... вертолеты! "Витязи" применяются пограничниками, геологами, нефте- и газодобытчи- ками и членами антарктических экспедиций. Сегодня именно ишимбайские снегоходы - основа транспортной инфраструктуры не только наших, но также южноафриканских и индийских станций в Антарктиде.

"Витязи" выпускаются в двух вариантах исполнения (не плавающий с большой платформой и плавающий), трехтипоразмеров - грузоподъемностью 10, 20 и 30 т (соответственно, обозначения - ДТ-10, ДТ-20 и ДТ-ЗО, для амфибий добавляется буква "П""). На всех машинах ставится дизель мощностью 710 л.с., все имеют одинаковый поперечный габарит. По опыту 10 лет эксплуатации появилась модификация "Вездесущий" - плавающий, с дизелем увеличенной мощности, с измененными обводами носовой части, сходнями для погрузки колесной техники и... бронированием. В середине 90-х в НИИ-21 испытывался ДТ-4П "Ледоруб", несущий, соответственно маркировке, 4 т груза; в серию он готовится на Рубцовском машиностроительном заводе.

Что же касается дальних экспедиций, то для ДТ-10П и ДТ-ЗОП созданы жилые блоки. В модели ДТ-10ПЖ переоборудовано второе звено, во внутреннем помещении которого размерами 5,8х2,5х2,5м могут жить 6-8 человек. Жилой блок ДТ-ЗОПЖ рассчитан на восьмерых и имеет габариты жилого помещения 6,33 х 2,77 х 2,5м. Таков же и автономный блок Ю-18ПЖ, который может прицепляться к обычному ДТ-ЗОП. Поворотно-сцепное устройство обеспечивает сочленению 2-го и 3-го звеньев те же возможности, что и у сочленения 1-го и 2-го, но привода на гусеницы прицепа нет, они вращаются свободно. Эта модификация создана уже прямо по заказу Российской антарктической экспедиции.

Показателем проходимости сочлененных машин можно считать путевую скорость. У каждого транспортного средства есть скорость максимальная, развиваемая в идеальных условиях и характеризующая, скорее, двигатель, чем машину в целом, а есть средняя путевая, получаемая делением длины маршрута на время его прохождения. Так вот, максимальная скорость "Витя- зей" по сравнению с "Харьковчанками" увеличилась всего на 6 км/ч (на 20%), зато путевая - в 2-3 раза!

И вот что интересно. Как правило, новая, тем более - принципиально новая машина рождается в жарких спорах, если не сказать схватках, разработчиков и заказчиков. И испытания двухзвенников заняли целых 15 лет. Но результат впечатляет: автор этих строк специально искал отрицательные отзывы о "Витязях" - ну не бывает же все так здорово... Не нашел.

Разумеется, нет предела совершенству, и ишимбайские двухзвенники неидеальны. Поворотно-сцепное устройство, при всех его блестящих возможностях, сложно и уязвимо. Механическая передача не позволяет наращивать число звеньев (напомню, уже 3-е пассивно). Здесь была бы более уместна гидравлическая или электрическая передача, но агрегаты с приемлемыми удельными характеристиками еще надо создать. Резинотканевые гусеницы хорошо работают до северных морозов в -50°, но при южных стужах в -70" начинаются проблемы. Эта же особенность конструкции затрудняет, мягко говоря, создание на базе "Витязей", например, пожарных или боевых установок. Но право же, всякая универсальность имеет пределы!

И ЛОЖКА ДЕГТЯ. К сожалению, эти революционные машины, полностью оправдывающие все свои названия ("вездеход", "Вездесущий"), выпускаются в малом количестве. Дело не в мощности завода, а в низкой кредитоспособности покупателей. В результате нет стимула для дальнейшего развития завода. И ни гражданам бездорожной России, ни застрявшим в снежном заносе бюргерам Мюнхена не поможет рассказ о том, что где-то у Южного полюса движется вездеход, для которого воистину нет преград... Кроме одной - денежной.