Управление трактором. Управление трактором Управление трактором т 40 без свидетельства

Трактор марки Т-40 завоевал популярность в сфере сельскохозяйственной деятельности еще сначала 1960-х. Данная техника отлично подходит для осуществления обработки полей. Особенность конструкции трактора в том, что он имеет несущую коробку передач, задний мост. На автомашину устанавливаются 4-х цилиндровые дизельные силовые агрегаты, чья мощность доходит до 50 лошадиных сил. При необходимости к данной спецтехнике можно присоединить оборудование, которое может помочь в осуществлении снегоуборочных работ.

Установлен специальный электростартер, с помощью которого обеспечивается эффективный запуск силового агрегата. Схема переключения передач подробно отображает общее функционирование данной системы.

Отличительные особенности скоростной коробки

КПП на Т 40 является механической, реверсивной. Реверс обеспечивает повышение производительности, улучшает управление трактором. Реверс включает в свой состав коническое зубчатое колесо, муфту, ведомые колеса. Муфта осуществляет свое непосредственное перемещение по шлицам первичного вала. Отличной рабочей способностью отличается механизм блокировки дифференциала.

Схема КПП Т 40

Устройство коробки передач Т 40 включает ходоуменьшитель. Данный механизм встречается на самоходной технике, является составной частью системы трансмиссии. Основная функция ходоуменьшителя – получение низкой скорости при передвижении. Также, к основным элементам трансмиссии относятся валы, шестерни, механизм переключения.

Коробка передач трактора Т 40 рассчитана на 8 скоростей. В основном в коробку заливается масло ТАД-17. Данное горючее защитит все внутренние составляющие коробки от износа, а также появления на их поверхности коррозии. В целях профилактики, тракторист не должен допускать возникновение длительного холостого хода.

КПП Т 40 в разобранном виде

Трактор Т 40 АМ является полноприводной моделью. Она является одной из востребованных у работников сельского хозяйства. Версия АМ проста в обслуживании, имеет высокую проходимость, выдает отличную маневренность. Для того чтобы быть в курсе того, какое давление масла имеется в системе, в кабине трактора установлен специальный манометр.

Необходимость проведения ремонтных работ

На рабочий ресурс КПП на тракторе Т 40 влияет то, какое по качеству топливо используется, а также периодичность обслуживания системы. Владелец трактора должен систематически проверять уровень горючего в скоростной коробке. При минимальном его количестве требуется его долив. При этом необходимо применять жидкость того же класса, что и имеется в КПП. Заливать масло необходимо до уровня контрольной пробки.

Ремонт данной техники необходим, если отмечаются следующие проявления:

  • шум во время КПП при передвижении;
  • затрудненность при переключении передач;
  • не все передачи срабатывают.

В дополнении к данным проявлениям не рекомендуется продолжать эксплуатировать спецтехнику, если стала отмечаться утечка масла. Как правило, подтеки могут быть в области заливной и сливной пробок. Низкий уровень или грязное масло способствуют сокращению рабочей способности КПП.

При любом из перечисленных признаке следует проверить состояние всех составляющих частей коробки, а также необходимо замерить уровень масла. Установить точную причину, а также устранить ее может только опытный инженер-механик. После того как была ликвидирована возникшая проблема, начинать эксплуатировать в тяжелых условиях не рекомендуется.

Таким образом, коробка передач трактора Т (40) включает следующие основные составляющие: шестерни, валы, шлицы, подшипники. Диагностику коробки следует осуществлять, если совершалась длительная поездка. Своевременное обслуживание колесного трактора модели Т-40 позволит продлить его ресурс работы. Использовать следует то масло для КПП, что рекомендует производитель.

Т-40 – трактор на колесном ходу, предназначенный для эксплуатации в сельскохозяйственной и дорожной сфере. Тяговый класс 0,9. Производитель – Липецкий тракторный завод. Период выпуска – 1961-1995 год. Сейчас трактора сняты с производства, но по-прежнему находятся в эксплуатации. Причины долгого срока службы – долговечность конструкции, универсальность и оптимальные условия для ремонта: все запасные части доступны.

Характеристики Т-40

Назначение : ➤ пахота; ➤ обработка полевых культур; ➤ кошение; ➤ уборка сена, стогование; ➤ расчистка снега; ➤ бульдозерные и транспортные работы. Эксплуатационные особенности : ➤ высокая проходимость; ➤ хорошая маневренность (благодаря реверсивной трансмиссии весь функционал машины доступен на заднем ходу); ➤ регулируемая колея и просвет; ➤ два вала отбора мощности; ➤ различные варианты установки колес в зависимости от конкретного назначения.

Технические характеристики

➤ Мощность: 37 и 50 л.с. ➤ Диапазон скоростей: 1,6 – 27 км в час. ➤ Конструктивная масса: 2,3-2,6 т.

Число передач: 7. Тяговое усилие: 1-я передача – 1100; 2-я – 990; 3-я – 800; 4-я – 640. Габариты базовой модели: Длина – 366 см; Ширина – не более 210; Высота – не более 253 см.

Двигатель трактора Т-40

Производство – Владимирский тракторный завод. Базовая версия машины (Т-40 оснащена) двигателем Д-37 (производительность – 37 л.с., 27 кВт). Ее аналог Т-40М имеет двигатель Д-144 (50 л.с., 37 кВт). ➤ Тип: дизельный ➤ Количество цилиндров: 4 ➤ Объем: 4,15 л ➤ Диаметр цилиндра: 10,5 см ➤ Ход поршня: 12,0 см ➤ Частота: 1500 (37) и 1800 (50) об. в минуту ➤ Крутящий момент: 192 и 205 ➤ Удельный расход при экспл. мощности: не более 246/248 граммов на киловатт-час ➤ Запуск: электростартер, бензиновый ПД8 ➤ Тип охлаждения: воздушный Что же касается расхода топлива, то все зависит от нагрузки на двигатель, а также от того, какие работы трактор выполняет. Так, например, номинальная норма составляет 7,2 л./час.

Устройство

На полураме размещен мотор, жестко соединенный с коробкой передач, имеется и задний мост. Полурама соединена с картером дизеля эластичными прокладками. Является несущей частью конструкции и выполняет функцию амортизатора при движении по неровной местности. Конический редуктор размещен за муфтой сцепления, валы КПП расположены поперечно. Муфта сдвоенная: главная совмещена с муфтой отбора мощности. Сзади располагаются привод и блок управления обоих валов (заднего и бокового). Валы могут работать и синхронно, и независимо. Рулевая колонка трактора при помощи карданного вала на гидроуселитель руля с рулевого колеса через сошку передает движение и тем самым обеспечивает поворот направляющих в нужном направлении. Генератор т-40 выполнен по типу трехфазной бесконтактной электромашины. Имеет одностороннее электромагнитное возбуждение, регуляторы напряжения и встроенные выпрямители.

Трансмиссия

➤ Механическая, реверсивная. ➤ коробка передач – четырехходовая, 8 скоростей, реверс, блокиратор. Расположение валов поперечное; ➤ дифференциал – закрытый, двухсателлитный с принудительной блокировкой; ➤ переключение передач; ➤ главная передача: шестерни прямозубые цилиндрические; ➤ центральная: шестерни спиральные конические.

Допускается установка ходоуменьшителя (если скорость работы трактора намного ниже скорости его движения).

Гидросистема трактора т-40

Гидравлика трактора т-40 имеет следующие характеристики: ➤ Гидроусилитель гидромеханический. ➤ Гидрораспределитель четырехпозиционный трехзолотниковый. Размещение на задней стенке аккумуляторного блока. ➤ Основной цилиндр 9 см. Ход поршня до 20 см, регулировка гидромеханическая. ➤ Выносной цилиндр 5,5-7,5 см. ➤ Масляный насос шестеренный. Размещение перед дизелем. ➤ Гидробак. Размещен на кронштейне гидроусилителя. ➤ Механизм навески – задняя часть блока трансмиссии. ➤ Подсоединение сельхозорудий – трехточечное. ➤ Соединительные шланги.

Схема гидросистемы трактора Т-40

1 -гидробак; 2 - насос; 3 - клапан деления потока; 4 - золотник; 5 - пружина золотника; 6 - фильтр; 7 - гидроусилитель руля; 8 - гидрораспределитель; 9 - основной гидроцилиндр; 10 - выносные гидроцилиндры Гидросистема трактора Т-40 состоит из шестеренного насоса 2 , клапана 3 деления потока, гидробака 1 с фильтром, гидроусилителя 7 руля, гидрораспределителя 8 , основного и выносных гидроцилиндров, запорных устройств разрывных муфт, трубопроводов и шлангов. Масло из гидробака 1 поступает к шестеренному насосу 2 , который нагнетает его в клапан 3 деления потока. Клапан делит поток масла на две части: одна поступает в гидрораспределитель 8 гидронавесной системы, другая - в гидроусилитель руля 7 . Гидрораспределитель направляет поток масла либо в гидробак по сливному маслопроводу, либо в гидроцилиндр 9 , либо через боковые или задние выводы непосредственно к гидроприводу сельскохозяйственной машины.

Колеса

У больших задних колес жесткая подвеска, у передних (с малым диаметром) – пружинная. Протектор на резине - «елочка». Варианты установки колес: ➤ задние с меньшей шириной; ➤ удвоенные; ➤ «наизнанку», асимметричная дисковая плоскость (при большой крутизне склона).

Силовая установка

Двигатель трактора имеет относительно простую конструкцию. Силовая установка расположена на полураме, которая жестко соединена с картером. Комплектующий агрегат имеет четырехтактное дизельное исполнение. Двигатель оснащается четырьмя цилиндрами. В зависимости от модификации Т-40 может комплектоваться двигателем Д-37 или Д-144, номинальный силовой потенциал которых составляет 37 и 50 л.с. соответственно. Запуск установки осуществляется посредством электрического стартера. Такой двигатель с опцией воздушного охлаждения не имеет блока-картера. Его цилиндры имеют съемное исполнение. Наличие радиаторных ребер способствует улучшению теплоотводности. Цилиндры двигателя расположены в ряд. Тепловые нагрузки на масло такого мотора несколько выше, чем в автомобильной вариации устройства, поэтому возникает необходимость в его качественном охлаждении. Следует заметить, что с такой задачей конструкторы справились не очень хорошо.

Наличие специальных радиаторов масляного типа позволяет дополнительно охлаждать силовую работу, благодаря чему можно говорить об эффективности работы двигателя в любых условиях.

Достоинства и недостатки трактора Т-40

Плюсы: Высокая проходимость на любом грунте. Легкость маневрирования на любой скорости. Весь функционал трактора доступен на заднем ходу. Легкость управления. Универсальность: возможность комплектации навесным оборудованием для машин других типов (Т-25, «Беларусь»). Отсутствие проблем с запчастями и техническим обслуживанием. Надежность, долговечность. Рулевое управление трактора оснащено гидроусилителем руля.

Минусы: Основной недостаток трактора – воздушное охлаждение мотора. Из-за него возникают эксплуатационные сложности: Охлаждение недостаточно эффективно в жару. Осложнен прогрев двигателя перед запуском в зимний период. Отсутствие подогрева и кондиционирования в водительской кабине, из-за чего работа в жару и в холод становится некомфортной.

Модификации

С двигателем Д-37

У базовой модели задний привод. Ее модификации выполнены с полным приводом: ➤ Т-40А – наличие переднего моста. Передний привод подключается автоматически в соответствии с условиями движения; ➤ Т-40АН – трактор адаптирован для работы на крутом склоне, высота и дорожный просвет меньше базовой версии; ➤ Т-50А – промышленная модификация, адаптирована под одноковшовый погрузчик.

С двигателем Д-144

У Т-40М задний привод, у модификаций – полный: ➤ Т-40АМ – отличие от Т-40М – передний мост с приводом; ➤ Т-40АНМ – мощный аналог Т-40АН: уменьшенный дорожный просвет для работы на крутом склоне (до 20 градусов), меньшая высота, большая устойчивость; ➤ Т-40АП – промышленная модель, адаптирована для работы с дорожной техникой.

Газораспределительный механизм у двигателя трактора Т-40 время от времени нуждается в проверке и максимально точной регулировке клапанов, которая обычно выполняется не в ремонтном, а в рабочем порядке самим оператором машины. По техническим правилам подобная регулировка должна проходить каждые 480 ч работы трактора. Принцип работы Механизм газораспределения работает следующим образом. Шестерня коленчатого вала через шестерню распредвала и промежуточную шестерню приводит во вращение распределительный вал, который вращаясь, поднимает своими кулачками толкатели и через коромысла и штанги открывает выпускные и впускные клапаны. При дальнейшем вращении распредвала, выступ кулачка отходит от толкателя и под воздействием пружин клапан закрывается. Штанга, толкатель и коромысло возвращаются в первоначальное положение. Далее цикл вновь повторяется в соответствии с фазами газораспределения. Для того, чтобы механизм газораспределения функционировал синхронно с системой топливоподачи, шестерни распредвала - топливного насоса и промежуточную, необходимо устанавливать в соответствии с метками, нанесенные на шестерни.

Регулировка клапанов Т-40

1 - блок-картер; 2 - распределительный вал; 3 - толкатель клапана; 4, 9 - уплотнительные кольца; 5 - валик декомпрессора; 6 - рычаг; 7 - рейка; 8 - направляющая втулка толкателя; 10, 18, 20 - пружины; 11 - планка; 12 - крышка клапанов; 13 - регулировочный винт; 14 - коромысло клапана; 15 - штанга толкателя; 16 - кожух штанги; 17 - тарелка клапана; 19 - сухарь клапана; 21 - клапаны; 22 - седло клапана; 23 - поршень; 24 - шестерня распределительного вала; 25 - промежуточная шестерня распределения; 26 - шестерня привода насоса гидросистемы; 27 - шестерня привода топливного насоса; 28 - шестерня коленчатого вала; 29 - шестерня ведущая привода масляного насоса; 30 - шестерня ведомая привода масляного насоса. Техническое обслуживание механизма газораспределения заключается в проверке и регулировки зазоров клапанов, обеспечении нормальной смазки деталей распределительного вала и плотности прилегания клапанов к своим седлам. Рекомендуется через каждые 480 часов работы дизеля проверять и при необходимости регулировать зазор между торцами стержней клапанов и бойками коромысел. На не прогретом двигателе зазор клапанов Т-40 должен составлять 0,3 мм (впускного и выпускного).

Как отрегулировать клапана Т-40

Перед начало регулировки зазоров снимите клин заднего кардана и, передвигая вал вместе с рулем на себя, освободите кардан и отведите его в сторону. Для регулировки зазора ослабьте контргайку регулировочного винта на коромысле и, откручивая или закручивая винт, установите необходимый зазор используя щуп, после этого крепко затяните контргайку и снова замерьте зазор, поворачивая штангу толкателя. Клапана необходимо регулировать только на холодном двигателе. Порядок регулировки клапанов соответствует порядку работы двигателя - 1-3-4-2. При помощи метки в.м.т. и указателя на шкиве привода вентилятора, установите поршень первого цилиндра в положение конца такта сжатия, при этом закройте выпускной и впускной клапаны, а далее для регулировки клапанов следующих цилиндров поверните коленвал при помощи ключа на? оборота по часовой стрелки. При умеренной эксплуатации двигателя, клапаны длительное время сохраняют герметичность. Для предотвращения обрыва клапанов по выточке и выпадания сухариков - не разбивайте пары сухариков при демонтаже механизма клапанов. При замене шестерен распределения вводите их в зацепление соответственно нанесенным на них меткам.

Декомпрессор трактора Т-40

Декомпрессор необходим для облегчения запуска холодного двигателя, а также для экстренной остановки дизеля. Механизм состоит из четырех рычагов и рейки, шарнирно соединенных с рейкой. Рычаги жестко связаны с валиками, фрезированные концы которых входят в проточки толкателей впускных клапанов. При перемещении рейки поворачиваются рычаги с валиками, поднимающие толкатели, а те через коромысла и штанги открывают впускные клапаны.

Как завести Т-40 при помощи пускача

Смажьте кривошипно-шатунный мехнизм (КШМ) пускача. Для этого необходимо приоткрыть воздушную заслонку карбюратора и прокрутить коленвал пускового агрегата стартером на 2-3 секунды. Далее, не включая стартер, включите зажигание и откройте заслонку, переместив рычаг управления вперед. При запуске двигателя время работы стартера не должно превышать 15-ти секунд. Если пусковой агрегат не завелся - повторите операцию через минуту. Если после 3-4 попыток пускач так и не завелся, убедитесь в том, что рычаг кпп находится в нейтральном положении; проверьте систему питания и зажигания. После того, как пусковой агрегат завелся - отпустите рычаг включения стартера. Пусковой агрегат необходимо прогреть в течении 2-3 минут, давая ему работать сначала на минимальных оборотах, а потом довести до номинальной частоты вращения. Частоту вращения вала пускача изменяют положением воздушной заслонки при помощи тяги. После того, как пусковой агрегат прогрелся - остановите его и введите в зацепление ведущую шестерню редуктора с венцом маховика двигателя Т-40, нажав ногой на педаль. Выключите сцепление редуктора. Запустите пускач и установите максимальную частоту вращения; включите свечу накаливания рукояткой включателя. После того, как контрольный элемент накалится, плавно включите муфту сцепления пускового агрегата. Прокрутив двигатель в течении 3-5 секунд, включите компрессию. Как только появятся первые вспышки, когда двигатель начнет набирать обороты, включите стартерную шестерню, убрав ногу с педали и заглушите пусковой агрегат кнопкой выключения зажигания. Закройте краник топливного бака пускового агрегата. Время работы пускача на полных оборотах не должно превышать 15 минут. Превышение по времени может вызвать его перегрев и выход из строя. Запрещается заводить пусковой агрегат без предварительного отсоединения от двигателя. Также трактор Т-40 можно завести при помощи шморгалки (ручной стартер). Для этого ее надо закрепить на маховике пускача и включить декомпрессор. Горячий двигатель заводят без включения декомпрессора. Сразу же после того, как заведется двигатель, включите гидронасос. Проверьте показания контрольных приборов. Двигатель прогревается в течении 2-3 минут на номинальных оборотах коленчатого вала.

С помощью рулевого управления (рис. 40) осуществляется поворот направляющих колес.

Рулевое управление трактора Т-40 состоит из рулевой колонки, рулевого колеса с валом и карданными соединениями, гидроусилителя с сошкой.

Рис. 40. Рулевое управление трактора Т-40

1 - сошка; 2 - кронштейн; 3 - гидроусилитель; 4 - клин в сборе; 5 - кардан в сборе; 6 - вал кардана в сборе; 7 - стойка рулевого управления; 8 - вал; 9 - рулевое колесо; 10 - гайка; 11 - пружинная шайба

При вращении рулевого колеса крутящий момент, создаваемый водителем, через вал рулевого управления, карданы и вал кардана передается на гидроусилитель 9, который увеличивает его, поворачивая вал с сошкой 1 в одну или другую сторону.

Гидроусилитель трактора Т-40 предназначен для снижения усилия на рулевом колесе при поворотах трактора. Он расположен под капотом в передней части трактора и установлен на переднем брусе рамы.

Рис.41. Гидроусилитель рулевого управления (ГУР) трактора Т-40

1 - вал сошки; 2 - передняя крышка; 3, 5 - гайки; 4 - шарикоподшипник; 6 - передняя гайка; 7 - пружинная шайба; 8 -- уплотнение; 9 - поршень; 10 - корпус; 11 - верхняя крышка корпуса; 12, 23 - регулнровочные винты; 13, 22 - гайки-колпачки; 14 - штифт; 15 - винт гидроусилителя; 16 - задняя крышка; 17 - задняя гайка; 18 - упор; 19 - пружина; 20 - пружина золотинка; 21 - золотник; 24 - предохранительный клапан; 25, 26 - пробки

Гидроусилитель ГУР трактора Т-40 (рис. 41) состоит из корпуса, поршня 9, винта 15, распределительного устройства, вала 1 сошки, передней 2 и задней 16 крышек.

В корпус вставлен поршень 9, имеющий сквозное отверстие для установки винта 15. Винт имеет левую четырехзаходную трапецеидальную резьбу, на которую навернуты гайки - передняя 6 и задняя 17.

Обе гайки зафиксированы от проворачивания штифтами 14. Задний штифт, установленный в отверстия поршня и задней гайки, поджимается пружиной 19.

По условиям работы винт 15 гидроусилителя трактора Т40 не должен иметь осевых перемещений. Поэтому подшипник 4 закреплен на винте прорезной гайкой 3, застопоренной шплинтом, а в крышке - гайкой 5.

К распределительному устройству относятся гидроуправляемый золотник 21, пружины 20, упоры 18, передняя 6 и задняя 17 гайки и поршень 9.

Поршень 9 имеет три зуба, которые входят в зацепление с зубьями сектора вала 1 сошки. При сборке средний зуб поршня 9 устанавливают в среднюю впадину сектора.

При работе трактора Т-40 поток масла, подаваемый насосом 11 (рис. 42) гидросистемы, делится на две ветви: к раздельноагрегатной гидросистеме и к гидроусилителю. Такое деление осуществляется клапаном деления потока.

Рис. 42. Схема работы ГУР трактора Т40

1 - гайка; 2 - вал сошки; 3 - поршень, 4 - винт; 5 - корпус гидроусилителя; 6 - золотник; 7 - предохранительный клапан; 8 - фильтр; 9 - гидробак; 10 - клапан потока; 11 - насос гидросистемы

Дроссельное отверстие золотника клапана потока рассчитано на расход 0,17-0,2 л/с (10-13 л/мин) масла, необходимого для работы гидроусилителя.

С увеличением давления в ГУР трактора Т-40 золотник перемещается вниз и дросселирует выход из клапана в навесную систему. При создании нагрузки в навесной системе золотник перемещается вверх и сокращает выход из клапана потока к гидроусилителю.

При одновременной нагрузке на обеих ветвях золотник занимает такое же среднее положение, как и при отсутствии нагрузок.

При вращении рулевого колеса обе гайки перемещаются относительно поршня таким образом, что одна из них приближается к торцу поршня и перекрывает сливные отверстия, а другая, удаляясь от соответствующего ей торца, открывает сливные отверстия. Поток масла, который ранее делился
пополам и проходил через обе полости, в данном случае делится пропорционально проходным сечениям.

Прохождение через полости разного количества рабочей жидкости сопровождается перепадом давлений, вследствие чего золотник 6 перемещается в сторону низкого давления и перекрывает отверстие, через которое масло поступает в полость с открытыми сливными отверстиями.

В полости, где сливные отверстия закрыты гайкой, давление повышается, и поршень 9 (см. рис. 65) перемещается до тех пор, пока водитель вращает рулевое колесо.

При вращении рулевого колеса в другую сторону гидроусилитель руля трактора Т-40 работает аналогичным образом.

Для ограничения сжатия пружин 20 и предотвращения их поломки установлены упоры 18. Во время поворота гайка, приближающаяся к торцу поршня, деформирует пружинную шайбу 7, в результате чего усилие на рулевом колесе увеличивается.

Пружинные шайбы 7 являются имитаторами нагрузки на направляющие колеса.

При увеличении давления выше 8,5+1 МПа (85+1 кгс/см2) при температуре масла 15-80 °С масло отжимает шарик предохранительного клапана 7 (см. рис. 42) и сливается в бак 9.

На тракторе Т40 АНМ предохранительный клапан отрегулирован на давление 11-11,5 МПа (110- 115 кгс/см2) при температуре масла 30-50 °С.

Для разборки узла поршня следует утопить штифт 14 (см. рис. 41) в задней гайке, отвернуть гайку 17 (см. рис. 41) и снять ее вместе с пружинной шайбой 7, вытолкнуть винт 15 гидроусилителя в сторону передней крышки 2 и извлечь золотник 21 с пружинами 20 и упорами 18.

Собирают узел в обратной последовательности. Подпружиненный штифт должен находиться со стороны задней крышки. Перед сборкой все детали промывают в чистом дизельном топливе, а золотник 21 смазывают моторным маслом. Золотник должен перемещаться без заеданий под действием силы тяжести.

Винт 15 имеет многозаходную резьбу. Поэтому для правильной установки задней гайки 17 выбирают соответствующий заход, при котором суммарный зазор между гайками 6 и 17 и поршнем 9 равен 1,0 ± 0,1 мм. Для этого:

Вставляют винт в сборе с передней гайкой и передней крышкой в поршень со стороны фаски на отверстие диаметром 30 мм, одновременно надевая гайку на штифт, заранее установленный в поршень;

Устанавливают пружину и второй штифт с другой стороны поршня и, замечая положение штифта в поршне, навертывают заднюю гайку. При этом, если отверстие под штифт завернутой до упора гайки не совпадает с местом расположения штифта более чем на 90°, гайку отвертывают и повертывают ее в сторону на угол несовпадения (т. е. ставят гайку на другой заход резьбы);

Так как установка задней гайки сопровождается деформацией пружинных шайб, в торцовое отверстие гайки вставляют стержень диаметром 7-8 мм на глубину 15-20 мм и отверткой, вставленной между винтом гидроусилителя трактора Т-40 и стержнем, поворачивают гайку до фиксации ее штифтом, который войдет в отверстие гайки со щелчком.

Вставлять стержень в отверстие гайки на большую, чем указано, глубину не рекомендуется, так как он будет мешать установке штифта на свое место.

Штифт полностью войдет в свое гнездо в гайке, если стержень, вставленный в отверстие гайки до упора в штифт, утопает не более чем на 20 мм.

В гидроусилителе руля трактора Т-40 возможна при необходимости ре-улировка предохранительного клапана и регулировка бокового зазора в зацеплении зубьев сектора вала сошки и поршня.

Отрегулированный на заводе предохранительный клапан гидроусилителя запломбирован. Нарушать заводскую регулировку можно только в случаях отклонений ее параметров.

Перед регулировкой предохранительного клапана соединяют с нагнетательной магистралью указатель давления масла (вывертывают пробку 26, см, рис. 41), а между сошкой и передним брусом с одной из сторон устанавливают упор. Отвертывают колпачок и контргайку предохранительного клапана.

Пускают дизель и устанавливают максимальную частоту вращения коленчатого вала. Затем, вращая рулевое колесо, прижимают сошку с максимальной силой к упору и с помощью регулировочного винта 23 регулируют давление перепуска масла через предохранительный клапан, которое должно
равняться 8,5+1 МПа (85 кгс/см2) при температуре 15-80 °С для тракторов Т-40М и Т-40 АМ - 11,5 МПа (110-115 кгс/см2) при температуре 30-50 °С для тракторов Т-40 АНМ и Т-40АП.

После окончания регулировки, не меняя положения регулировочного винта, затягивают контргайку и колпачок. Устанавливают на место коническую пробку.

Боковой зазор в зацеплении зубьев сектора сошки с поршнем регулируют при увеличенном люфте рулевого колеса не реже одного раза в два года при правильной эксплуатации трактора. Люфт рулевого колеса не должен превышать 25° при включенном гидронасосе.

При увеличении люфта сначала устраняют зазоры в соединениях сошки, шаровых шарнирах и в карданных соединениях трактора Т-40, после чего приступают к регулировке бокового зазора в зубчатом зацеплении, для чего:

Отвертывают гайку-колпачок 13, затем, удерживая регулировочный винт 12 от поворота, отвертывают контргайку;

Регулировочный винт 12 завертывают в крышке не более чем на 1-2 оборота, после чего, придерживая его, затягивают контргайку и навертывают колпачок.

________________________________________________________________________

12 15 ..

Трактор Т-40, Т-40А. Органы управления и контрольные приборы

Расположение органов управления и контрольных приборов показано на рис. 3.

Рычаг 1 реверса может занимать два положения - нижнее и верхнее, в случае установки ходоуменьшителя рычаг имеет три положения (рис. 4): нижнее - прямая передача (шесть скоростей движения вперед и одну скорость движения задним ходом); среднее - реверс (шесть скоростей движения назад и одна вперед); верхнее - ходоуменьшитель.

Рычаг 2 переключения передач (осуществляет перемещение шестерен в коробке передач. Положение рычага показано на рис. 4.

Педаль 3 главной муфты сцепления. Нажимать на педаль при включении передачи, реверса и синхронного привода валов отбора мощности (рычаги 4 и 30).

Рычаг 4 включения бокового вала отбора мощности имеет три положения (см. рис. 4).

Педаль 5 муфты вала отбора мощности предназначена для отключения независимого привода валов отбора мощности.

Тяга 6 управления воздушной заслонкой карбюратора пускового двигателя. При перемещении тяги на себя (или при повороте ручки тяги по часовой стрелке, если установлен карбюратор К-06) количество воздуха, поступающего в камеру сгорания, уменьшается и наоборот.

Кнопка 7 включения стартера пускового двигателя.

Включатель 8 свечи накаливания включается поворотом ключа влево.

Рис. 3. Органы управления н контрольные приборы*:


1- рычаг реверса; 2 - рычаг переключения передач; 3 - педаль главной муфты сцепления; 4 - рычаг включения бокового вала отбора мощности; 5 - педаль муфты вала отбора мощности; 6 - тяга управления воздушной заслон­кой карбюратора пускового двигателя; 7 - кнопка включения стартера пус­кового двигателя; 8 - включатель свечи накаливания; 9 - включатель «Мас­сы»; 10 - кнопка теплового предохранителя; 11 - включатель ламп освеще­ния приборов; 12 - лампа сигнальная обрыва ремня вентилятора; 13 - термо­метр масла; 14 - лампа освещения щитка приборов; 15 - амперметр; 16 - манометр давления масла; 17 - рычаг муфты сцепления механизма пусково­го двигателя; 18 - рычаг управления ручной подачей топлива; 19 - контроль­ный элемент; 20 - включатель света задних фар и габаритных фонарей; 21 - рукоятки управления силовыми цилиндрами; 22 - рычаг тормозов прицепа; 23 - рулевое колесо; 24 - переключатель указателей поворота; 25 - кнопка звукового сигнала; - кнопка остановки пускового двигателя; 27 - переклю­чатель света передних фар: 28 - педаль включения стартерной шестерни ме­ханизма передачи; 29 - рычаг декомпрессиопиого механизма; 30 - рычаг включения заднего вала отбора мощности; 31 - планка совместного действия тормозных педалей; 32 и 35 - тормозные педали; 33 - педаль блокировки диф­ференциала; 34 - защелка педали горного тормоза; 36 - педаль ножного управления подачей топлива.

* На тракторах, не укомплектованных пусковым двигателем, в управлении отсутствуют: рычаг 17, педаль 28, тяга 6, кнопки 7 и 26, а включатель 8 имеет два положения: при повороте на 45° включается свеча накаливания, на 90° - стартер основного двигателя.

Включатель 9 «Массы» включается нажатием на кнопку, расположенную горизонтально, для выключения нажать на кнопку, расположенную сверху.

Кнопка 10 теплового предохранителя, отключающего электрическую цепь при перегрузке (коротком замыкании). После устранения неисправности нажатием на кнопку включается цепь.

Рис. 4. Схема положений рычагов управления.

Включатель 11 ламп освещения приборов.

Лампа сигнальная 12 сигнализирует об обрыве ремня вентилятора, о неисправности генератора и реле-регулятора при работающем двигателе.

Термометр 13 масла показывает температуру масла в масляной системе двигателя.

Лампа 14 освещения щитка приборов включается включателем 11.

Амперметр 15 показывает силу разрядного или зарядного тока.

Манометр давления 16 масла показывает давление в масляной магистрали двигателя.

Рычаг 17 муфты сцепления механизма пускового двигателя. При перемещении рычага на себя муфта выключается.

Рычаг 18 управления ручной подачей топлива. Подача топлива увеличивается при перемещении рычага вниз, а при перемещении его вверх - уменьшается.

Контрольный элемент 19 включается одновременно с подогревательным устройством и показывает степень нагрева спирали свечи накаливания.

Включатель 20 света задних фар и габаритных фонарей.

Рукоятка 21 гидрораспределителя для управления силовыми цилиндрами. Средняя рукоятка управляет основным силовым цилиндром, правая и левая - соответствующими выносными цилиндрами. Рабочие положения каждой рукоятки показаны на рис. 4.

Рычаг 22 тормозов прицепа. Во время работы трактора с прицепом, оборудованным тормозным устройством, торможение прицепа осуществляется перемещением рычага на себя.

Рулевое колесо 23 служит для осуществления поворота трактора.

Переключатель 24 указателя поворотов включается перемещением ручки вправо или влево, соответственно осуществляемому повороту.

Кнопка 25 звукового сигнала. Сигнал включается при нажатии на кнопку.

Кнопка 26 остановки пускового двигателя. Нажатием на кнопку выключается зажигание магнето пускового двигателя.

Переключатель 21 света передних фар. Перемещая рычажок переключателя вверх, в лампочках фар загорается нить накала ближнего света, а при перемещении рычажка в нижнее положение - дальний свет.

Педаль 28 включения стартерной шестерни механизма передачи. Нажатием на педаль шестерня входит в зацепление с венцом маховика.

Рычаг 29 декомпрессионного механизма. В крайнем верхнем положении рычага компрессия выключена, при перемещении рычага от себя (вниз) - компрессия включена.

Рычаг 30 включения заднего вала отбора мощности. Рабочие положения рычага показаны на рис. 4.

Планка 31 совместного действия тормозных педалей. С помощью планки осуществляют блокировку педалей для одновременного торможения правым и левым тормозами.

Педали 32, 35 тормозов. При нажатии на педали

Тормоза приходят в действие.

Педаль 33 блокировки дифференциала. Нажимая на педаль, включается механизм блокировки ведущих колес.

Защелка 34 педали горного тормоза удерживает педали в положении торможения при нажатии на нее. В

исходное положение защелка устанавливается при нажатии па педаль тормоза.

Педаль 36 ножного управления подачей топлива. Подача топлива увеличивается при нажатии на педаль.

Дополнительные органы управления пускового двигателя показаны па рис. 5.

Рис. 5. Органы управления пускового двигателя:
1-ручка ручного стартера; 2 - кнопка-утопитель поплавка карбюратора; 3 ручка проходного вентиля; 4 - рычаг дроссельной заслонки.

Т-40 – среди сельчан, фермеров и людей рабочих профессий, на просторах бывшего СССР, сложно найти человека, который хотя бы заочно не был знаком с этим легендарным трактором!

Дебютировала эта машина в далеком 1961 году , став родоначальником целого ряда сельскохозяйственной техники, выпускаемой Липецким тракторным заводом в последующие годы.

Опыт полученный при создании и дальнейшей эксплуатации Т-40 послужил фундаментом для создания всей линейки колесных тракторов, сошедших с конвейера ЛТЗ в последующие годы.

Несмотря на то, что выпуск этого работяги был прекращен еще в 1995 году , тысячи этих тракторов до сих пор вполне успешно продолжают трудиться на полях нашей страны.

1. Трактор Т-40: рождение легенды

Создавался Липецкий Тракторный Завод в военное время в 1943 году, на основе уцелевших цехов завода «Станкострой».

По заданию Государственного оборонного комитета, ставилась цель, создание сельскохозяйственного гусеничного пропашного трактора средней мощности. Для нужд завода в срочном порядке были отозваны с фронта технологи, инженеры, конструктора и рабочие необходимых специальностей.

Первым детищем завода стал трактор КД-35 , первые серийные модели которого поступили в совхозы страны уже к концу 1944 г. Различных модификаций этой машины до начала 60-х годов было выпущено 113600 штук , после чего завод перешел на производство колесных тракторов.

Работы над первыми колесными тракторами начались в 1956 г., это были самоходные шасси с двубрусной рамой и задним расположением силовой установки. Но настоящим предшественником нашего героя стал Т-25 (не путать с Владимировцем) разработанный в 1958 и пошедший в серию в 1960 под обозначением Т-30 и следом в этом же году Т-35 с более мощным двигателем.

Массовое же производство началось с универсально – пропашного трактора Т-40 выпущенного в 1961 г.

«Сороковка» вобрала в себя весь приведущий опыт и очень быстро стала настоящим бестселлером советского тракторостроения! В целом за период с 1961–1995 тракторов Т-40 и его модификаций было выпущено больше миллиона!

Испытания, проведенные в 1970 г. показали, что эта машина показала себя как одна из лучших по надежности в СССР, а также завоевала золотые медали на европейских выставках с 1966 по 1970 г. проходивших в Маркклееберге и Лейпциге.

Технические характеристики Т-40

  • Мощность двигателя - Д-37, Д-144 37; 50 л.с.
  • Конструктивная масса - 2.3–2.6 т.
  • Диапазон скоростей - 1.6–27 км/ч.
  • Количество передач вперед/назад - 7/7
  • Трактор тягового класса - 0.9 т.с.
  • Габариты д /ш /в - 3660/1620/2100 мм.
  • Агротехнический просвет - 500 мм.
  • Регулируемая колея - 1200–1800 мм.

Двигатель

«Сороковка» оснащалась двигателями Владимирского тракторного завода. Базовый Т-40 комплектовался силовой установкой Д-37, мощностью 37 л.с. На более позднюю модификацию Т-40М ставили дизель Д-144 мощностью в 50 л.с.

Оба этих двигателя – это четырехтактный, четырехцилиндровый дизель с воздушным охлаждением. В конструкции двигателя отсутствует блок-картер, а съемные цилиндры, имеющие рядное исполнение, снабжены радиаторными ребрами для лучшего отведения тепла.

Для лучшего охлаждения масла дополнительно устанавливался масляный радиатор, так как воздушного охлаждения в жаркую погоду было явно недостаточно. В зимнее время года радиатор рекомендовалось отключать от масляной системы, летом же возвращали все в исходное состояние. Контроль за температурой осуществлялся с помощью соответствующего датчика на панели приборов.

Дизель имел в основном электростартерный пуск, реже устанавливался бензиновый пусковой двигатель ПД-8.

Несмотря на недостатки в системе охлаждения, силовые установки которыми агрегатировались Т-40 и его модификации, при правильной эксплуатации и своевременном техническом обслуживании, до сих пор считаются вполне надежными.

Коробка передач

Трактора Т-40 и его модификации оснащались четырехходовой, восьми скоростной (одна замедленная передача), механической коробкой передач.

Наличие реверса (возможность двигаться на всех передачах как вперед, так и назад) делало «Сороковку» более маневренной и увеличивало производительность.

Отличительной чертой коробки стало расположение валов, расположенных поперёк - это позволило значительно укоротить конструкцию и совместить ее в едином агрегате, с механизмами заднего моста. Такое решение позволило значительно уменьшить габариты трактора.

Передняя стенка трансмиссии соединяется с корпусом сцепления, а также имеет резьбовые соединения для установки некоторых элементов управления машиной.

На задней стенке коробки есть крепления для установки рычагов навески, а также установлен удлинитель ВОМ. По бокам крепятся тормозные рукава.

Рычаги и механизмы управления передачами, дифференциала и реверсом, расположены на крышке верхней части коробки.

Ходовая часть

Опорой трактору служат передний и задний мост. Передняя ось выполняет функцию опоры и служит для смены направления колес с помощью рулевого управления. Задние колеса преобразовывают крутящий момент передаваемый двигателем, в движение трактора.

На колеса могут устанавливаться дополнительные груза, для увеличения сцепной массы трактора если того требуют эксплуатационные условия.

Давление, поддерживаемое в шинах должно составлять примерно 0,10–0,14 МПа, смотря какие работы вы будете выполнять и какое навесное оборудование использовать.

Есть возможность установки колес «наизнанку», что позволяет значительно расширить колею, например, для работы на крутых склонах, с 1200 – 1800мм . Агротехнический просвет также имеет возможность регулировки и составляет от 500–650 мм .

Рулевое управление

Все модели трактора Т-40 оснащены гидроусилителем руля (ГУР). Сигнал на гидроусилитель передается рулевой колонкой посредством карданных валов. ГУР тем временем посылает усилие сошкам, поворачивая тем самым колесо вправо или влево.

Кабина Т-40: обзор

Кабина одноместная, закрытая, из панелей, соединенных точечной сваркой. Каркас из труб обеспечивает безопасность при опрокидывании.

Достаточно неплохой обзор позволяет качественно выполнять сельскохозяйственные работы. Лобовое стекло укомплектовано стеклоочистителем.

Крыша сделана из фанеры и обшита коже заменителем. Справа установлен плафон светильника, спереди на брусе вентилятор, в левом углу сзади крепление для термоса.

Все основные органы управления находятся перед трактористом. Рычаги реверса, переключения передач и включения ВОМ расположены на полу кабины. Рукоятки управления гидравликой вы найдете справа от рулевой колонки.

Педали имеют классическое расположение. Тормоза раздельные, соединены специальной планкой.

На панели слева датчики для контроля различных параметров: давление и температура масла, заряд аккумулятора, давление воздуха.

В целом все основные элементы управления расположены вполне удобно и доступно. Как говорится, все под рукой, а приборы контроля перед глазами.

Навесное оборудование для трактора Т-40

Задняя навеска предназначена для агрегатирования на Т-40 различного навесного оборудования. Это шарнирный механизм с центральной и двумя продольными тягами.

Продольные тяги соединены с рычагами на валу с помощью раскосов, на этом же валу смонтирован кривошип, соединяющийся с гидроцилиндром.

Гидроцилиндр поднимает и опускает прицепное оборудование, а его положение регулируется при помощи раскосов и центральной тяги.

Возможна установка различного сельскохозяйственного оборудования, оборудования для кормозаготовки, обработки земли, возделывания овощных культур и меж рядной обработки. Предусмотрена установка погрузчика с максимальной грузоподъемностью до 800 кг .

Модификации трактора Т–40

«Сороковка» за все годы выпуска не единожды модернизировалась и дорабатывалась. С каждой модернизацией в ее конструкцию вносились изменения, позволяющие расширить функциональность этой замечательной машины.

Для удобства рассмотрения разделим все модификации по типу силовой установки на две группы:

Трактора с двигателем Д-37:

  • Т-40А – от базовой версии его выгодно отличало наличие полного привода, это новшество по достоинству оценили дорожные службы, среди которых трактор быстро обрел популярность.
  • Т-40АН полноприводная машина с уменьшенным агротехническим просветом, специально предназначенная для работы на крутых склонах.
  • Т-50А – модификация, проектируемая для работы с навесным погрузчиком. Модель была ориентирована на использование в промышленности.

Трактора с двигателем Д-144:

Появление Д-144 более мощного 50-ти сильного двигателя позволило увеличить производительность трактора и спровоцировала появление новых модификаций.

Внешне машины с Д-144 отличались прямоугольным капотом, в то время как у его собрата с Д-37 капот спереди был слегка закруглен.

    • Т-40М - заднеприводная модель.


Опыт эксплуатации Т-40: достоинства и недостатки

Узнав немного об истории появления «героя» нашего повествования, ознакомившись с его техническими характеристиками и конструкцией, рассмотрев модельный ряд. Мы можем сделать кое-какие выводы, по поводу достоинств и недостатков этого трудяги, а также спросить об этом людей, которые знают этот трактор не понаслышке.

Начнем с плюсов:

  1. Это по-настоящему многофункциональная, надежная машина с отличной проходимостью. Возможность установки погрузчика еще больше расширяет возможности машины.
  2. Трактор сохраняет функциональность и маневренность как на высоких скоростях, так и при движении задним ходом. Неплохо показала себя на ограниченных участках, в теплицах.
  3. Все модификации имеют гидроусилитель руля.

Говоря о недостатках отметим:

  1. Воздушная система охлаждения не всегда справляется со своей функцией, особенно в жаркую погоду. Зимой, напротив, возникают проблемы с пуском двигателя.
  2. Недостаток комфорта в кабине, без доработок зимой довольно холодно, а летом очень жарко.

Многие трактористы сами дорабатывают свои «Сороковки», чем сводят недостатки конструкции к минимуму:

Доработка системы охлаждения.

Один из вариантов самостоятельного решения проблемы с охлаждением. В данном случае тракторист заменил стандартный масляный радиатор на радиатор большего объема и закрепил его с правой от двигателя стороны, дополнительно установив через тумблер вентилятор от иномарки.

Подводка масла осуществлена с помощью обычных шлангов от гидравлики. В дополнение улучшается охлаждение цилиндров, т.к. ничего не препятствует потоку воздуха. Для доступа к двигателю радиатор сделан откидным.

Отопление кабины.

Есть два основных, наиболее широко распространенных варианта сделать отопление в кабине Т-40. Проще всего сделать отопление от выхлопных газов, либо от масляного радиатора.

Подводим итоги

В заключение, можно сказать, Т-40 несмотря ни на что, еще в далеком 61-м занял лидирующую позицию в своем тяговом классе, и вплоть до прекращения выпуска в 1995 году, вполне достойно выполнял возложенные на него обязанности. И до сих пор эти трактора работают на наших полях, составляя достойную конкуренцию современным моделям.

Кроме этого, в процессе работы был накоплен огромный опыт, впоследствии использованный при создании ЛТЗ-60 и других моделей.

На вторичном рынке вы и сейчас найдете множество предложений о купле/продаже «сороковок». Рабочий экземпляр можно приобрести в диапазоне от 80–250 т.р. в зависимости от состояния, необходимых вложений и наличия навесного оборудования.