Крановое управление. Органы управления, контрольно-измерительные приборы камаз

Управление краном осуществляется с выносного пульта. Переключив тумблер «Управление краном» в положение «ВКЛ» или включив управление джойстиком, АСК перейдет в режим управления краном. При этом появится окно отображения состояний концевых датчиков и управляющих сигналов, приведенное на рис. 6.8 – для машин МПТ и рисунке 6.9 – для машин АДМ.

Рис. 6.8 . Окно управления краном МПТ

1 – флаг «Поворот крана»; 2 – флаг «Ограничение сектора поворота»; 3 – флаг «Перегруз двигателя поворота»; 4 – флаг «Поворот запрещен»; 5 – флаг «Запрет перемещения тележки»; 6 – флаг «Запрет подъема груза»; 7 – флаг «Перегруз крана»

Рис. 6.9. Окно управления краном АДМ:

1 – флаг «Горзинтирование люлек»; 2 – флаг «Перегруз люльки»; 3 – флаг «Запрет подъема стрелы»; 4 – флаг «перегруз двигателя горизонтирования»; 5 – флаг «Подъем/опуск крана»

В табл. 6.4 приведено описание флагов состояния и управления в соответствии с рис. 6.8.

Таблица 6.4

Символ Описание Позиция
Действие: поворот крана
Состояние: замкнут концевой датчик поворота
Состояние: ограничение сектора поворота
Состояние: перегруз двигателя поворота
Действие: движение тележки крана или телескопа
Состояние: замкнут концевой датчик ограничения перемещения
Состояние: перегруз двигателя тележки
Действие: подъем / опуск груза
Состояние: замкнут концевой датчик ограничения подъема / опуска груза
Состояние: перегруз тали
Состояние: поворот запрещен
Состояние: перегруз крана (сигнал от ОНК)
Состояние: запрет перемещения тележки
Состояние: запрет подъема груза

Для машин, оборудованных гидравлическим краном или краном с магнитной шайбой используются дополнительные флаги индикации (табл. 6.5).

Таблица 6.5

Для управления краном необходимо выбрать один из двух режимов «Управление с приводом» или «Управление без привода». В случае если выбран режим «Управление с приводом», АСКУМ производит управление поворотом крана через частотный преобразователь УППР. При этом происходит слежение за

краном через частотный преобразователь УППР, за ошибками преобразователя и плавной остановкой.

Использование этого режима позволяет управлять краном с высокой точностью и плавностью. Если выбран режим «Управление без привода», управление поворотами, как и подъемом / опуском тали и движением тележки производится напрямую подачей напряжения питания на исполнительные двигатели.

Диапазоны управления поворотом, движением тележки и тали ограничены концевыми датчиками (рис.6.8). Замыкание концевого датчика соответствующего направления движения приводит к запрету продолжения движения.

Поворот крана разрешен если:

Отсутствует сигнал концевого датчика ограничения поворота в соответствующем направлении;

Отсутствует сигнал ограничения сектора поворота или нажата кнопка на пульта управления «Разблокировка поворота»;

Отсутствует сигнал «перегруз двигателя поворота».

Перемещение тележки (МПТ) или телескопа (АДМ) разрешено если:

Отсутствует сигнал «перегруз двигателя тележки» (для машин МПТ);

Отсутствует сигнал ОНК «перегруз крана». Иначе разрешено движение тележки или телескопа в сторону уменьшения вылета.

Подъем/опуск груза разрешены если:

Отсутствует сигнал концевого датчика ограничения движения в соответствующем направлении;

Отсутствует сигнал «перегруз двигателя тали»;

Отсутствует сигнал ОНК «перегруз крана». Иначе разрешен только опуск груза.

Подъем стрелы для машин АДМ с телескопическим краном разрешен если:

Разблокирован подъем стрелы вводом кода (табл. 6.3);

Отсутствует сигнал ОНК «перегруз крана». Иначе разрешен только опуск груза;

Отсутствуют люльки или люльки подключены и отсутствует сигнал ОПГ «перегруз люлек».

Опуск стрелы для машин АДМ с телескопическим краном разрешен если отсутствует сигнал ОНК «перегруз крана».

Управление кранами


Технически грамотное управление краном обеспечивает высокопроизводительную и безаварийную работу. Отличное владение рычагами и другими средствами управления краном является одним из основных требований, предъявляемых к машинисту. Недооценка этого вопроса, лихачество во время работы на кране или, наоборот, проявление вялости, нерасторопности в управлении легко могут привести к тяжелым последствиям и даже авариям.

Управление краном слагается из следующих элементов: правильное применение рычагов и других средств управления краном сообразно выполняемым операциям; содержание системы управления в отличном состоянии; регулировка системы управления и особенно муфт и тормозов.

Расположение на кране рычагов и других средств управления, сочетание включений и выключений отдельных рычагов при выполнении той или иной операции зависят от конструктивных особенностей крана; обычно эти данные указываются в паспорте крана и в инструкции по его эксплуатации.



В управлении краном посредством рычажных систем следует иметь в виду два возможных варианта:
1) если двигатель, приводящий в движение силовые механизмы крана, имеет одно направление вращения (например, нереверсивная паровая машина), то каждому положению рычага будет соответствовать вполне определенная операция, выполняемая краном;
2) если двигатель реверсивный и способен изменять направление своего вращения, то такого соответствия не будет (например, при одном и том же положении рычага кран может совершать поворот и вправо, и влево в зависимости от направления движения двигателя). Поэтому если при нереверсивном двигателе можно вполне точно установить порядок включения рычагов управления и их положения, то при реверсивном двигателе можно только рекомендовать наиболее рациональное сочетание положений рычагов.

На паровом кране ПК-ЦУМЗ-15 установлена нереверсивная паровая машина, что позволяет точно указать положение того или иного рычага или педали при выполнении краном отдельных операций. Б табл. 25 приведены данные о положениях рычагов управления краном ПК-ЦУМЗ-15.

Умелое управление краном позволяет совмещать операции, т. е. выполнять одновременно несколько операций. В этом случае положение рычагов соответствует их положениям при выполнении каждой операции отдельно. Следует иметь в виду, что одновременное выполнение ряда операций или вовсе невозможно, или вредно влияет на механизмы крана. Например, для некоторых кранов не допускается изменять вылет стрелы с грузом на весу и тем более одновременно выполнять какие-либо другие операции, так как в этом случае создаются тяжелые условия работы механизма подъема стрелы, с одной стороны, а с другой - легко можно превысить предельно допустимый вылет для поднятого груза, что нарушит устойчивость крана.

Следует также избегать даже на горизонтальном участке пути одновременное движение крана и поворот его при наличии на крюке груза, близкого к предельно допустимому на данном вылете. Как общее правило, следует рекомендовать выключение всех механизмов, которые не нужны при выполнении той или иной операции; тормозные средства в’ этих механизмах желательно вводить в действие.

На рис. 186 изображены рычаги и педали управления краном ПК-6. Этот кран имеет в качестве двигателя реверсивную паровую машину, вследствие чего рекомендации о порядке включения и выключения рычагов управления даются в’ самом общем виде.

Направление вращения коленчатого вала паровой машины изменяется рычагом управления кулисы, причем среднее положение этого рычага соответствует среднему положению кулис, при котором машина не работает.

Крайние положения рычага кулисы соответствуют двум противоположным направлениям вращения коленчатого вала.

Рис. 186. Рычаги и педали управления краном ПК-б:
1 - рычаг включения муфты груза; 2 - рычаг включения муфты грейфера; 3 - рычаг включения муфты главного вала; 4 - рычаг включения муфты поворота; 5 -рычаг включения муфты передвижения; б -рычаг включения муфты подъема стрелы; 7 - педаль тормоза поворота; 8 -педаль тормоза передвижения; 9 - педаль тормоза груза

Таблица 25



Положение кулисного рычага «От себя» соответствует переднему ходу паровой машины, вращению коленчатого вала по часовой стрелке, а положение рычага «На себя» соответствует заднему ходу паровой машины.

Пуск и остановка паровой машины, а также регулирование скорости вращения ее коленчатого вала осуществляются рычагом регулятора пара. Положение рычага регулятора «На себя» соответствует закрытому положению регулятора, а положение «От себя» соответствует открытию регулятора и доступу пара в цилиндры паровой машины. При этом, чем дальше отклонен рычаг от себя, тем больше будет открыт регулятор и тем выше число оборотов коленчатого вала машины.

Все силовые механизмы крана приводятся в действие шестью рычагами и тремя ножными педалями.

Для выполнения тех или иных операций краном ПК.-6 рекомендуется следующий порядок перевода рычагов и деталей из одного положения в другое.

Подъем груза. Для подъема груза необходимо рычаг кулисы поставить в положение «От себя», а рычаги муфты груза и грейфера - в положение «На себя».

Остальные рычаги установить в положения, при которых соответствующие им муфты будут выключены. Шестерню барабана грейфера следует вывести из зацепления.

Подъем груза осуществляется открытием регулятора, при этом одновременно нажимают на педаль тормоза груза. Подъем груза прекращается при закрытии регулятора и отпуске педали тормоза груза. Обе эти операции выполняются одновременно.

Отпускание груза может выполняться или на тормозе При величине груза до 2 т, или с контрпаром при грузе свыше 2 т. В первом случае плавно нажимают на педаль тормоза груза, в результате чего груз опускается под действием собственного веса; рычаг муфты груза при этом должен быть поставлен в положение «От себя». Во втором случае регулятор немного открывают и груз, опускаясь под действием собственного веса, сдерживается паровой машиной; положение рычагов при этом должно быть таким же, как и при подъеме груза.

Подъем стрелы. Для подъема стрелы необходимо рычаг муфты стрелы установить вперед (в сторону от котла). Рычаги кулисы и главного вала могут быть при этом в любом, но одинаковом положении: если один занимает положение «От себя», то и другой рычаг должен быть в положении «От себя».

Чтобы опустить стрелу, необходимо изменить положение рычага кулисы или рычага главного вала так, чтобы оба они занимали противоположные положения: если один «На себя», то другой должен быть в положении «От себя».

Для передвижения крана необходимо рычаг муфты стрелы установить в положение «Назад» (в сторону котла), тогда как положение рычага главного вала может быть любое. Положение рычага кулисы для осуществления движения вперед и назад следует проверить пробными включениями и запомнить.

Различные положения этого рычага зависят от положения нижней рамы крана и будут постоянными до тех пор, пока кран не совершит поворот на поворотном круге.

Поворот крана. Для поворота крана вправо рычаг вращения и рычаг кулисы должны быть установлены в одинаковое положение: или оба «На себя», или оба «От себя». Для поворота влево эти рычаги должны быть направлены в разные стороны, если один «На себя», то другой «От себя».

При работе с грейфером возможны следующие операции: подъем грейфера, раскрытие челюстей, опускание раскрытого грейфера,забор груза, вторичный подъем, повороты, передвижения.

Чтобы выполнить эти операции, пользуются рычагами кулисы, муфт грейфера и груза, педалью тормоза груза и рычагом регулятора. Все остальные рычаги должны быть при этом в положениях, соответствующих выключенным муфтам и заторможенным тормозам.

Положения рычагов при выполнении операций с грейфером приведены в табл. 26.

Таблица 26

При выполнении операции «Захват груза» нужно не допускать обвисания поддерживающих канатов. Для этого необходимо, как только челюсти грейфера сомкнутся, включить муфту грейфера движением рычага в положение «На себя».

Если имеется заедание и грейфер не раскрывается под действием собственного веса, то раскрытие его возможно при помощи паровой машины. Для этого рычаг муфты груза надо поставить в положение «На себя», перевести рычаг кулисы также в положение «На себя» и плавно открыть регулятор пара.

Как видно из табл. 26, операции с грейфером могут выполняться при одном положении рычага кулисы и перемещением лишь двух рычагов и одной педали, что позволяет выполнять все операции быстро одну за другой, обеспечивая высокую производительность.

При работе с грейфером, так же как и с крюком, приходится поворачивать и передвигать кран. В зависимости от того, нужно ли повернуть или передвинуть кран, подключаются соответствующие дополнительные рычаги, при этом чаще всего производят совмещение операций опускания или подъема грейфера с поворотом крана.

На рис. 187 показана схема пневматического управления силовыми механизмами крана КДВ-15п.

Всеми механизмами крана управляют с одного рабочего пульта восемью рычажками пневмосистемы и двумя ножными педалями, дублирующими пневматическое управление тормозами правого и левого барабанов. Наличие дублирующих систем управления тормозами барабанов позволяет управлять ими как ручными рычажками, так и педалями, что зачастую бывает удобнее, особенно при работе грейфером, когда очень важно иметь постепенное нажатие и выключение тормозов.

Сжатый воздух от компрессора, установленного на двигателе, через промежуточный отстойник и масловлагоотделитель поступает в ресивер и через золотники, включаемые рычажками на пульте, поступает в нужный пневматический цилиндр, производя включение того или иного механизма.

Вертикальное положение рычажков на пульте управления соответствует нейтральному (невключенному) положению муфт и заторможенному состоянию тормозов. В табл. 27 приведены положения рычагов и педалей при выполнении основных операций краном как при работе крюком, так и при работе грейфером по перегрузке сыпучих грузов.

Наблюдение за техническим состоянием пневмосистемы управления и поддержание ее в надлежащем исправном состоянии имеют весьма важное значение.

Пневматическое управление наряду с явно положительными сторонами (легкость управления, быстрота срабатывания) имеет ряд легко уязвимых мест, неисправности в которых нарушают работу всей системы.

К пневмосистеме предъявляют следующие основные требования: она не должна пропускать воздух через резиновые уплотнительные кольца и сальники, из труб магистрали, в цилиндрах, золотниках и вращающихся сочленениях; поступающий в магистраль и цилиндры сжатый воздух не должен быть влажным и не должен содержать масла, так как содержащаяся в воздухе влага в зимнее время конденсируется и замерзает в трубопроводах.

Наличие масла вредно сказывается на резиновых уплотнениях, оно сравнительно быстро разъедает их и снижает стойкость. Чтобы не допустить загрязнения и увлажнения чистого и сухого воздуха, необходимо особенно внимательно следить за состоянием масловлагоотде-лителя, чаще спускать конденсат через спускные краники, периодически промывать и очищать масловлагоотделитель от загрязнений. Хорошее охлаждение воздуха в наружном ресивере предохраняет магистраль от конденсации в ней влаги и в значительной степени предохраняет ее от замерзания в зимнее время.

Рис. 187. Пневмоуправление краном КДВ-15п:
1-рычаг управления механизмом подъема стрелы; 2 - рычаг управления муфтами механизма передвижения; 3 - рычаг управления тормозом левого барабана; 4 - рычаг управления муфтой левого барабана; 5 -рычаг управления муфты правого барабана; 6 - рычаг управления тормозом правого барабана; 7 -рычаг управления муфтами механизма поворота; 8 - рычаг управления тормозом поворота; 9 - цилиндр управления муфтой правого барабана; 10 - цилиндр управления муфтой левого барабана; 11- масловлагоотделитель; 12 - отстойник; 13 - ресивер; 14 -компрессор; 15 - цилиндр управления муфтой поворота; 16 - цилиндр управления муфтой подъема стрелы; 17 - цилиндр управления муфтой механизма передвижения; 18 и 19 - педали управления тормозами; 20 - пульт управления; 21 -цилиндр управления тормозом поворота; 22 - цилиндры управления тормозами правого и левого барабанов

Таблица 27

На рис. 188 показан пульт управления дизель-электрическим краном КДЭ-151.

Управление этого крана электрическое посредством серии контроллеров, командоконтроллеров, контакторов, реле, кнопок и выключателей. Наблюдение и контроль за работой двигателя и всего электрооборудования ведутся по приборам, размещенным также на пульте. Управление двигателем осуществляется кнопкой, при нажатии которой включается стартер для прокручивания двигателя при запуске рукояткой, управляющей подачей топлива дизеля. Для выполнения отдельных операций краном необходимо произвести его включение и соблюсти следующий порядок включения средств управления.

Движение крана самоходом. Механизм передвижения крана включается рукояткой. Передвигая ее «На себя» или «От себя», она действует на контроллер и через соответствующий контактор включает электродвигатели механизмов передвижения, при этом движение крана вперед или назад ориентируется по расположению ходовой рамы крана, т. е. при одном положении рукоятки можно передвигаться и стрелой вперед, и кабиной вперед в зависимости от положения верхней поворотной части относительно ходовой рамы.

Рукоятка имеет в каждую сторону от нейтрального положения пять положений (позиций). Переходить с одной позиции на другую необходимо постепенно по мере разгона крана, достигая максимальной скорости на 5-й позиции. В то же время длительная задержка на промежуточных позициях может вызвать чрезмерный перегрев пусковых сопротивлений. Движение крана прекращается посредством перевода рукоятки в среднее, нейтральное положение без задержки на промежуточных позициях, при этом тормоз механизма остается незамкнутым и для затормаживания необходимо нажать педаль.

Изменение вылета стрелы. Для изменения вылета стрелы путем изменения ее.наклона на пульте управления имеется кнопочная станция с тремя кнопками, соответствующими движению стрелы: «Вверх», «Вниз» и «Стоп». Нажатием кнопки «Вверх» механизм включается на подъем стрелы, при этом подъем автоматически прекращается при достижении стрелой предельного верхнего положения вследствие срабатывания ограничителя-выключателя. Для нижнего положения стрелы ограничителя на кране нет, поэтому при нажатии кнопки «Вниз» надо следить за количеством каната на барабане и прекращать опускание, когда на барабане останется 1,5-2 витка каната.

Поворот крана. Механизм поворота включается рукояткой, при этом перевод рукоятки «На себя» обеспечивает поворот крана вправо, а перевод «От себя» - поворот влево. Рукоятка имеет для каждой стороны по пять положений - позиций. На последней, 5-й позиции скорость поворота наибольшая - 2,6 об/мин. В механизме поворота имеется центробежная фрикционная муфта сцепления, благодаря которой обеспечивается плавность работы механизма. Включать рукоятки следует постепенно от позиции к позиции, ново избежание перегрева пускорегулирующих сопротивлений не следует ее длительно задерживать на промежуточных положениях. Торможение механизма осуществляется автоматически одновременно с выключением электродвигателя, при этом нажатием кнопки можно механизм оставить не заторможенным до момента отпуска кнопки.

Рис. 188. Пульт управления краном КДЭ-151:
1-аварийный выключатель; 2- рукоятка управления поворотом крана; 3 - кнопка управления моторгенераторной группой; 4 - рукоятка управления грузовым барабаном (правым); 5 -кнопка управления линейным контактором; б -рукоятка управления подачей топлива дизелю; 7 -кнопочная станция управления подъема стрелы; 8- кнопка пуска стартера дизеля; 9 - переключатель «трансформатор -аккумулятор»; 10 - рукоятка управления грузовым барабаном (левым); 11 - рукоятка управления передвижением крана; 12, 14, 16 - выключатели освещения и отепления; 13, 15, 17 - приборы генератора; 18, 20, 21, 22, 23 - приборы дизеля; 19. 24, 26 -выключатели прожекторов и сигнальных фонарей; 25 - кнопка звукового сигнала; 27 - блок защиты; 28 - кнопка управления грузовым электромагнитом; 29- педаль растормаживания правого грузового барабана; 30 - кнопка растормаживания механизма поворота; 31- не дали тормоза передвижения

Подъем и опускание груза. Особенностью этого крана является то, что им можно поднимать груз любым из двух грузовых барабанов или обоими одновременно, в последнем случае скорость подъема в два раза выше.

Управление механизмом подъема груза осуществляется рукояткой для правого барабана и рукояткой для левого барабана груза. При перемещении этих рукояток в положение «На себя» механизм включается на подъем груза, а перемещением «От себя» вращение барабанов обеспечивает спуск груза.

Обе рукоятки для каждой стороны имеют по три позиции, при этом 3-я позиция соответствуют наибольшей скорости подъема.

При подъеме груза необходимо следить за намоткой каната на барабаны, не допуская чрезмерной намотки на один из барабанов за счет сматывания с другого, для чего подъем следует производить попеременно каждым барабаном.

При опускании груза, особенно грузов свыше 10 т, включение рычагов надо переводить на последнюю позицию возможно быстрее, так как на промежуточных позициях скорости опускания могут быть повышенными.

При остановке груза на весу рукоятку следует ставить также в среднее положение, не задерживаясь на промежуточных позицих. Кроме того, грузы свыше 10 т рекомендуется опускать попеременно на двух барабанах, не допуская развиваться высокой скорости опускания. Вынужденное опускание груза с небольшой высоты может быть произведено нажатием педали, когда груз опустится на правом барабане без включения механизма.

Управление при работе грейфером. При выполнении работ грейфером положение рукояток и их последовательность включения следующие:
1. Для подъема закрытого грейфера необходимо рукоятки 4 а 10 перевести «На себя».
2. Для раскрытия грейфера на весу необходимо рукоятку 10 поставить в положение «От себя», а все остальные рукоятки должны быть в нейтральном положении.
3. Для опускания открытого грейфера нужно обе рукоятки 4 к 10 поставить в положение «От себя».
4. Груз грейфером забирается, когда рукоятка 10 переведена в положение «На себя» и нажата педаль, обеспечивающая подтравку поддерживающего каната для лучшего заглубления грейфера в сыпучий груз.

Совмещение этих операций с операциями поворота или движения крана достигается дополнительным управлением рукоятками.

В экстренных аварийных случаях при ненормальной работе любого механизма необходимо пользоваться аварийным выключателем, при выключении которого все силовые электроцепи обесточиваются, после чего все рычаги следует поставить в нейтральные положения. Затем нужно спокойно разобраться в состоянии крана и, включив кнопку, вывести кран из опасного положения.

Основным требованием, предъявляемым к рычажным системам управления, является отсутствие мертвых ходов рычагов, вызываемых повышенной слабиной-люфтами - в их сочленениях.

Для уменьшения люфтов необходимо систематически следить за износом рабочих поверхностей в шарнирных узлах, своевременно и хорошо смазывать рабочие поверхности, не допуская их загрязнения.

Не рекомендуется допускать постановки взамен валиков в шарнирах каких-либо других деталей. Изношенные валики должны быть своевременно заменены новыми. Разработанные отверстия допускается исправлять разверткой диаметром на 1-2 мм больше самих отверстий с заменой валиков или умело подваривать электросваркой с последующей разверткой.

Каждый валик должен иметь надежное крепление при помощи чеки, штифта или шплинта; закрепление валиков приваркой ни в коем случае не допускается.

Огромное значение для нормальной работы рычагов имеет состояние фиксирующих устройств. Защелки и собачки фиксаторов должны действовать свободно, без перекосов и слабин. Язычки защелок, а также гнезда, в которые они заходят, должны иметь правильную форму. Плохая фиксация положения рычагов может повлечь к самопроизвольному выключению или включению рычага и явиться причиной тяжелых последствий. Рекомендуется поверхности всех шарниров и защелок закаливать.

Рычажные системы управления обычно регулируют посредством стяжных устройств, главным образом стяжных муфт. Стяжными муфтами регулируют длины тяг в системе, после чего их закрепляют при помощи контргаек или других средств, но так, чтобы в работе они не ослабевали.

При электрическом управлении краном отличное содержание средств управления зависит от правильного обращения с ними.

Для безотказного действия электроаппаратуры необходимо не допускать ее загрязнения и попадания в нее масла и посторонних предметов. Вся аппаратура в зависимости от схемы монтажа должна быть защищена или отдельными оградительными кожухами, или находиться в закрытых шкафах.

Неподвижные контакты должны быть хорошо зажаты и в случае ослабления их немедленно подкреплены. Подвижные контакты в случае подгорания следует своевременно зачистить, заправить или заменить новыми. Ни в коем случае нельзя допускать замыкания контактов посторонними предметами, постановку различного рода перемычек или выключения из системы неисправной аппаратуры. При выявлении неисправностей в той или иной аппаратуре необходимо ее отремонтировать с участием специалиста-электрика.

Регулировка систем управления краном сводится главным образом к регулировке муфт и тормозов.

Система управления кулачковыми муфтами должна быть так отрегулирована, чтобы среднее положение рычага или рукоятки включения соответствовало среднему положению муфты, если она двусторонняя. При перев‘оде рычага или рукоятки в крайнее положение должно обеспечиваться перемещение муфты до полного ее включения.

Системы управления фрикционными муфтами и тормозами должны быть так отрегулированы стяжными муфтами в рычагах или положением поршеньков-плунжеров в рабочих цилиндрах (при гидравлической системе), чтобы при переводе рычага или рукоятки управления на включение была достигнута надежная затяжка (сцепление фрикционных поверхностей), а при движении на выключение обеспечивался полный отход фрикционных поверхностей друг от друга. В зависимости от конструктивных особенностей фрикционных муфт и тормозов величина отхода сцепляемых поверхностей различна, нов среднем она колеблется в пределах 1-2,5 мм. Если возникнет хотя бы частичное касание фрикционных поверхностей при выключенном положении рычага, то это вызовет трение и, как следствие, перегрев и износ муфты. Чрезмерное грение муфт может явиться результатом недостаточной силы нажатия фрикционных поверхностей друг на друга, вследствие чего может произойти их проскальзывание. В подобных случаях следует проверить сначала регулировку муфты, а затем всю систему управления.

Дисковую фрикционную муфту крана ПК-ЦУМЗ-15 (см. рис. 94) регулируют следующим образом.

Кулак ставят в рабочее положение, выравнивают равномерность нажатия на него двуплечих рычагов, для чего подтягивают или отпускают гайки. Ослабив стяжной болт и поворачивая регулировочную гайку, затягивают ее до отказа, после чего кулак ставят в среднее положение, а гайку дополнительно затягивают поворотом на 50-70°. Установив таким образом регулировочную гайку, фиксируют ее положение стяжным болтом.

Тормоза как ленточные, так и колодочные обычно регулируют, изменяя величину отхода лент или колодок от фрикционных поверхностей при выключении тормоза. Величина отхода не должна быть особенно большой и чаще всего составляет 1,5-2 мм. В тормозах замкнутого типа, кроме отхода колодок или лент, регулируют и силу их затяжки подтягиванием рабочей пружины тормоза или увеличением плеча противовеса, сдвигая его по рычагу.

Муфты и тормоза должны регулироваться так,чтобы во время работы с изменением величины поднимаемого груза не требовалось промежуточных регулировок, т, е. чтобы муфты и тормоза одинаково четко работали как при подъеме грузов малой величины, так и при подъеме тяжелых грузов.

К атегория: - Организация работы кранов на железнодорожном ходу

Грузоподъемные крановые механизмы любого типа управляются или из специальной кабины рабочим крановщиком, или с земли оператором. В последнем случае работа всех крановых механизмов контролируется при помощи проводного или дистанционного пульта.

При правильном управлении краном должно обеспечиваться его плавное (без рывков) движение, равномерное перемещение и точная остановка в месте приёма – выгрузки груза. Именно правильное управление всеми крановыми системами, к которым относятся механизмы передвижения самого крана и стреловой тележки, механизмы подъема груза и изменения вылета стрелы, обеспечивает заданную производительность и гарантируют безопасность работы.

Управление из кабины проводится или при помощи рычагов командоаппарата или специальной рукояткой, напоминающей ручку управления истребителем или обычный игровой джойстик.

При рычажном управлении, направление движения рычага соответствует направлению перемещения груза. Скоростные режимы перемещения груза не регулируются. Исключение составляют некоторые образцы портальных, башенных строительных и специализированных монтажных кранов. Управление крановыми механизмами, несмотря на общий для всех их принцип работы, зависит от типа и модели крана и имеет свою специфику.

Все тонкости и нюансы управления приводятся в инструкции по эксплуатации. Кроме того, за рычаги грузоподъёмного устройства никогда не будет допущен человек, не имеющий специальной профессиональной подготовки. Однако существуют ряд общих требований к обеспечению работы грузоподъёмных средств всех типов, которые должен знать и выполнять каждый оператор.

Реверсивное переключение любого механизма можно проводить только после окончания перемещения груза или крановой конструкции. Если не соблюдать это требование, то переход рабочего режима из прямого в противоположный вызывает значительные динамические нагрузки. Динамические (инерционные) нагрузки – наиболее частая причина обрыва грузового каната и нарушения работоспособности крановых агрегатов и узлов. При возникновении аварийной ситуации отключение механизмов должно проводиться аварийным выключателем, который отсоединяет от электросети не только привод крановых устройств, но и всю систему управления, включая командоаппараты.

Остановка крана при помощи путевых выключателей недопустима. Некоторые строительные монтажные башенные краны имеют специальный режим «точной установки», при котором скорость опускания (подъема) имеет пониженное значение. Использование этого режима рекомендуется в строго оговоренных случаях – при установке блока или изделия на свое место с повышенной точностью.

Правильное управление крана


Машинист стрелового самоходного крана должен помнить, что от правильного включения механизмов крана и надежности работы аппаратуры зависит безопасность работы обслуживающего персонала - стропальщиков и монтажников и других строительных рабочих, а также производительность крана. Для нормальной работы машинист должен хорошо, знать систему управления краном, взаимодействие отдельных элементов и устройств, технику безопасности работы с электрооборудованием, возможные причины неисправности механизмов и способы их устранения.

Четкость и быстроту управления, возможность совмещения отдельных операций машинист приобретает только опытом, в результате длительной практики. Начинающим машинистам следует прежде всего отработать точность и плавность управления маховичками и рычагами, хорошо изучить систему управления механизмами. Однако не следует сразу добиваться быстроты управления и совмещения операций.

Перед началом работы к крану (при питании электроэнергией от 1 внешней сети) необходимо подвести ток. Для этого машинист поеледовательно включает рубильники распределительного ящика и аварийный на кране, обеспечивающие подачу напряжения на защитную панель, на которой должна загореться контрольная зеленая лампочка. Далее машинист включает рубильник защитной панели, проверяет установку маховичков и рукояток контроллеров в нулевом положении и кнопкой КР включает линейный контактор защитной панели. Включение контактора сопровождается характерным щелканием при повороте вала контактора. После этого машинист проверяет блокировку цепи управления от самовключения: выключает аварийный рубильник, что сопровождается отключением линейного контактора, переводит контроллер в промежуточное положение, снова включает рубильник и нажимает кнопку КР контактора, который при этом не должен включаться.



Перед пуском крана машинист должен проверить напряжение с помощью вольтметра, установленного в кабине. Так как у всех электроаппаратов (контакторов, электромагнитов и др.) допускается уменьшение напряжения до 85% и повышение его до 105% от номинального, то напряжение, подводимое к крану, не должно падать ниже 185 В при напряжении внешней сети 220 В и ниже 325 В при напряжении 380 В. При падении напряжения на величину, большую, чем указано, работа на кране не разрешается. После проведения контрольно-проверочных операций машинист может приступить к работе на кране.

Пуск электродвигателя с фазовым ротором с помощью контроллера заключается в последовательном отключении (закорачивании, шунтировании) ступеней резисторов цепи ротора, которое производится при выводе маховичка или рукоятки из нулевого положения и перемещения в промежуточные положения. В первом положении рукоятки при частоте вращения, равной нулю, наибольший момент двигателя достигает номинального значения и, если момент от нагрузки совпадает с этой величиной, двигатель не будет вращаться. Во втором положении часть роторного резистора шунтируется, момент увеличивается в 1,5-1,8 раза, двигатель начинает разгоняться; при достижении определенной частоты вращения маховичок контроллера переводят в третье положение. Момент снова увеличивается, а затем снижается с дальнейшим возрастанием частоты вращения. Последующие переключения контроллера сопровождаются шунтированием резисторов и разгоном двигателя до последующего положения, при котором двигатель развивает нормальную частоту вращения, пусковые сопротивления полностью выведены и ротор замкнут накоротко.

Контроллерное управление крановыми двигателями с пускорегу-лирующими резисторами, введенными в цепь ротора, обеспечивает получение в момент пуска необходимых крутящих моментов для преодоления инерции масс груза и крана.

Непоследовательный поворот маховичка контроллера и пуск двигателя с фазовым ротором без введения дополнительных резисторов уменьшает величину наибольшего момента, вызывает большие пусковые токи, которые приводят к значительному падению напряжения, что в свою очередь сопровождается падением величины пускового момента двигателя.

Последовательный поворот маховичков и рукояток с одной позиции на другую позволяет получать плавное, без рывков изменение частоты вращения отдельных механизмов и всего крана и избежать нежелательных больших динамических нагрузок на конструкцию крана. Выключают двигатель переводом контроллера в нулевое положение. При необходимости быстрой остановки любого механизма крана следует разорвать основную цепь управления с помощью аварийного рубильника. Внезапное прекращение движения при работе крана может быть вызвано снижением напряжения или срабатыванием одного из конечных выключателей. Во всех случаях кран отключается автоматически от сети с помощью линейного контактора. После этого работа может быть возобновлена только при условии возвращения контроллера в нужное положение (нулевая блокировка), включения аварийного рубильника, если он был разомкнут, и нажатия пусковой кнопки линейного контактора.

Если движение было прервано в результате размыкания одного из конечных выключателей при достижении элементами крана предельных положений, то для начала работы контроллер следует установить в нулевое положение, кнопкой КР включить контактор и затем поворотом контроллера вновь пустить двигатель в направлении, обратном тому, которое было до остановки.

После того как рабочий орган или кран будет отведен от крайнего положения, а соответствующий конечный выключатель автоматически или вручную возвращен в исходное положение, дальше возможно движение в любом направлении при вращении маховичка контроллера вправо и влево. Использовать конечные выключатели для остановки механизмов не разрешается, так же как и работать без них. Машинист должен по возможности не доводить рабочие органы крана до крайних положений; если такая необходимость возникает, следует работать на механизмах при подходе к крайним положениям на небольшой скорости и использовать для остановки механизмов тормоза, а не конечные выключатели.

Машинист должен знать, что скорость подъема груза и стрелы увеличивается по мере перестановки контроллера от нулевой до последней позиции и, наоборот, скорость спуска груза и стрелы на первых положениях будет выше, чем на последних. В остальных механизмах перемещение маховичков и рукояток в обе стороны от нулевого положения сопровождается увеличением частоты вращения соответствующего двигателя.

Направление движения можно изменять только при полной остановке механизма, т. е. фиксировании контроллера в нулевом положении. В случае аварийного состояния крана и необходимости срочного спуска груза контроллер можно сразу перевести в положение, обеспечивающее обратное вращение двигателя. Возникают большие динамические нагрузки на кран, поэтому прибегать к такому способу рекомендуется только при возникновении опасности для людей или возможности повреждения оборудования, конструкций и самого крана.

Направление движения груза, стрелы или всего крана согласовано (имеет симпатическую связь) с направлением вращения маховичка или рукоятки контроллера. Так, например, поворот маховичка вправо соответствует повороту стрелы также вправо.

Положения контроллера и соответствующие ему направления движения для стреловых кранов приведены в табл. 17.

Регулирование рабочих скоростей в широких пределах и обеспечение посадочных монтажных скоростей достигается с помощью специальных электрических схем и аппаратов, а также использованием многоскоростных лебедок и электродвигателей.

Таблица 17.
Направление рабочих движений крана в зависимости от направления вращения маховичка контроллеров

В зависимости от типа привода и конструктивного исполнения системы управления в кабине машиниста на пульте находятся маховички или рычаги контроллеров, кнопки различного назначения, рычаги, ножные педали.

Рис. 151. Схемы расположения рычагов, маховиков и педалей управления стреловых кранов:
а- КС-4361А, б - КС-5363, в - СКГ-40А; 1-14 - номера и положения рычагов, педалей, маховиков

На рис. 151 показано расположение рычагов пульта управления стреловых самоходных кранов при работе крюком.

К атегория: - Эксплуатация, техническое обслуживание кранов и оборудования

Управление автокраном - это тяжелая, но интересная работа. Те, кто хоть раз видел конкурсы профессионального мастерства машинистов, наверняка восхитились тем, как профессионалы закрывают крюком спичечный коробок, не помяв его. У каждого машиниста есть свои наработки, о которых он вряд ли расскажет непосвященным людям. Но вот азы работы на автокране полезно и интересно знать даже тем, кто просто нанимает технику для погрузки-разгрузки или строительства дома.

При строительстве автокраны обычно применяются на работах «нулевого цикла», то есть при укладке фундамента. Погрузочно-разгрузочные работы могут вестись либо вручную, либо с использованием техники. Первый способ так и называется - ручным, второй - механизированным. Последний является обязательным для грузов массой свыше 50 кг, а также при подъеме грузов на высоту более 2 м.

Перед началом работ машинист автокрана читает проект строительно-монтажных работ, если кран используют на строительстве, или осматривает площадку, на которой будет идти погрузка-разгрузка. Если ближе, чем в 30 метрах от рабочей площадки находится линия электропередачи, машинист должен получить наряд-допуск на работу крана.

К использованию допускается автокран, ресурс которого еще не выработан. Эксплуатация списанных кранов технически запрещена.

Перед началом работы машинист осматривает еще не запущенный кран, проверяет техническое состояние механизмов, готовность к работе. Затем оператор проверяет исправность механизмов на холостом ходу.

Зона, где проходят работы, должна быть хорошо освещена. Если в пределах рабочей зоны стоит сильный туман, снегопад, и крановщик плохо различает груз и сигналы стропальщика, работа прекращается до улучшения погодных условий. Так же крановщик поступает во время грозы или при сильном ветре.

Зимой автокран может работать только при допустимой минусовой температуре, указанной в его техпаспорте. Например, автокран КС-45717 может использовать при температуре от +40 до -40 градусов по Цельсию. Есть у кранов и ограничения по влажности окружающей среды. Обычно при температуре выше 25 по Цельсию влажность должна быть не более 80%.

Для работы в более жестких климатических условиях, например, в тропиках или на Крайнем Севере, выпускаются специальные модели автокранов.

Обслуживать автокран должна бригада минимум из 2 человек - машиниста и стропальщика. В некоторых фирмах считается, что один человек может быть и тем, и другим. Но технически это недопустимо, поскольку оператор крана должен все время находиться в кабине, за пультом управления. Оттуда он контролирует ситуацию.

Стропальщик - это человек, закрепляющий грузы для подъема. Для этого есть специальные приспособления - стропы. Все стропальщики проходят обучение по профессии, человека «с улицы» крепить тонны кирпича и металла никто не возьмет. Наоборот, чем больше у стропальщика опыт работы, тем лучше. Ведь при закреплении разных грузов порой приходится решать весьма заковыристые инженерные задачи!

Груз массой 5-10 тонн может закрепить один стропальщик. Застропить груз весом 40-50 тонн в одиночку уже физически нереально. В отдельных случаях (груз весом 80-100 тонн, особые климатические условия и т. п.) может понадобиться три стропальщика и даже больше. Груз закрепляется только в устойчивом положении, никак не на весу и не под углом. Если вес груза неизвестен, стропить и перемещать его будут только после определения фактической массы.

Подъем, опускание, перенос груза, торможение выполняются плавно, без рывков. Груз при движении должен подниматься выше встречающихся на пути предметов не менее чем на полметра.

Не верьте стереотипу «Стройка - это место, где постоянно происходят несчастные случаи». Рискованна любая техническая работа - судостроение, ремонт автомобилей и даже монтаж проводки в жилом доме. Поэтому все они требуют соблюдения техники безопасности. О том, чего нельзя делать при работе автокрана, мы подробно рассказываем в соответствующей статье. И если не допускать грубых ошибок, работа с автокраном будет просто техническим процессом. Весьма сложным - и настолько же захватывающим.