Лабораторная работа по дисциплине «Проектирование информационных систем» Тема: Метод функционального моделирования SADT. Методология IDEF0


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА»

Кафедра «Прикладная информатика в экономике»

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по дисциплине «Бизнесреинжиниринг»

на тему: «Проектирование бизнес-процессов предприятия сферы обслуживания (предприятие по оказанию услуг в сфере проката автомобилей)»

                  Выполнил студент
                  Группы И-402
                  Юзманов Р.М.
                  Проверила
                  Филиппова О.А.
Тольятти, 2010
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………… ……………………………...…..3
1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ……………………………………………….…………… ….4
1.1. Основные направления деятельности предприятия………………………………………4
1.2 Структурно-функциональное моделирование бизнес-процессов предприятия…………5
1.3 Недостатки существующей структурно-функциональной модели бизнес-процессов предприятия………………………………………………… …………………………………..14
2. ПРОЕКТНЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………………………………… ...……16
2.1 Автоматизация структурно-функциональных моделей бизнес-процессов предприятия…… ……………………………………………………………………………… ..16
3. ПРОЕКТ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ…………………………………………….31
3.1 Модель данных ИС………………………………………………………………………… 31
3.2 Интерфейс пользователя……………………………………………… …………………...33
4. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ……………………………………………………………. ..38
4.1 Анализ затрат по проекту…………………………………………………………… ……..38
4.2 Расчет основных экономических показателей…………… ……………………………... 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………… ………..…………………….44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…...………………………………….……………… …45

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития общества характеризуется внедрением автоматизированных информационных систем во все сферы деятельности, в том числе и сфере обслуживания.
Прокат автомобилей вот уже много лет остается очень востребованным на территории России. Залог устойчивого положения на российском рынке как ООО «VolgaRent», так и отдельных его филиалов, - удовлетворение всех потребностей клиентов.
Целью данного курсового проекта является разработка информационной системы, автоматизирующей бизнес-процесс предприятия сферы обслуживания, занимающегося прокатом автомобилей.
Задачами данного курсового проекта является:

    описание основных направлений деятельности предприятия, описание и создание схемы организационной структуры предприятия и автоматизируемого подразделения.
    провести структурно-функциональное и объектно-ориентированное моделирование бизнес-процессов предприятия.
    автоматизация структурно-функциональных и объектно-ориентированных моделей бизнес-процессов предприятия.
    разработка пользовательского интерфейса приложения для автоматизации действий персонала, занимающегося прокатом автомобилей.
    расчет экономической эффективности проведенных изменений.

1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.1 Основные направления деятельности предприятия

Предприятие ООО «VolgaRent», деятельность которого планируется автоматизировать, занимается прокатом авто. Важнейшим звеном в данной деятельности является спецоборудование. В зависимости от того, насколько работа персонала автоматизирована, можно судить об эффективности его работы. Каждый день организация осуществляет прием и выдачу автомобилей разных марок, окрасов, и съёмной стоимости.
Персонал заполняет БД клиентов (ФИО, адрес, тел), если его еще там нет. После этого персонал осуществляет поиск интересующего автомобиля в БД. После того как клиент получает интересующий его авто, редактируется информация о выданных автомобилях. После возвращения клиентом взятого авто, вновь редактируется БД выданных авто и данные о взятых клиентом автомобиле.
Ниже (см. рис. 1.1) представлена схема организационной структуры нашей предметной области.

Рис. 1.1 Организационная структура

Рис. 1.2 Организационная структура автоматизируемого подразделения

Данная информационная система разрабатывается с расчетом на одного пользователя – обслуживающего персонала, поскольку все функции по работе с клиентами возложены только на него. При работе с системой обслуживающий персонал должен иметь возможность решать следующие задачи:

    Просматривать данные об имеющихся в наличии авто
    Просматривать данные о клиентах
    Просматривать данные о выданных авто
    Просматривать данные таблиц, при необходимости редактировать их.
    Создавать на основе исходных данных различные отчеты. При этом в основном используется выборка из таблиц.
Таким образом, разрабатываемая система должна обеспечивать решение вышеперечисленных задач.
В готовом виде она должна быть максимально простой и удобной: все операции должны выполняться с помощью элементарных действий пользователя. Здесь необходима распечатка исходных таблиц и отчетов, источниками которых являются ранее составленные запросы. Все отчеты должны оформляться в едином стиле, максимально приближенном к ранее использовавшимся журналам.

1.2 Структурно-функциональное моделирование бизнес-процессов предприятия

Для проведения анализа и реорганизации бизнес-процессов воспользуемся CASE-средством. Bpwin поддерживает методологии IDEF0 (функциональная модель), IDEF3 (WorkFlow Diagram) и DFD (DataFlow Diagram).
Функциональная модель предназначена для описания существующих бизнес-процессов на предприятии (так называемая модель AS-IS) и идеального положения вещей - того, к чему нужно стремиться (модель ТО-ВЕ). Для начала построим функциональные диаграммы бизнес-процессов, которые предстоит улучшить, т.е. модели AS-IS:
На рисунках 1.3 и 1.4 представлены контекстная диаграмма и диаграмма декомпозиции процесса «Выбор авто». На вход поступает информация о финансовых возможностях клиента, и текущий модельный ряд автомобилей. С помощью любезного персонала клиенту предоставляется возможность выбрать понравившийся автомобиль, и тем самым на выходе вы получаем выбранный авто. За управление процессами отвечают государственные стандарты. Механизмами служат клиент, который выбирает авто, и персонал, который обслуживает клиента.

Рис. 1.3 Контекстная диаграмма функциональной модели процесса «Выбор авто»

Рис. 1.4 Диаграмма декомпозиции процесса «Выбор авто»

Рис. 1.5 Контекстная диаграмма функциональной модели процесса «Выдача авто»

Рис. 1.6 Диаграмма декомпозиции процесса «Выдача авто»

Рис. 1.7 Контекстная диаграмма функциональной модели процесса «Оформление квитанции»

Рис. 1.8 Диаграмма декомпозиции процесса «Оформление квитанции»

Рис. 1.9 Контекстная диаграмма функциональной модели процесса «Оплата за ренту»

Рис. 1.10 Диаграмма декомпозиции процесса «Оплата за ренту»


Рисунки 1.5 и 1.6 отображают процесс «Выдача авто». Входом является модельный ряд и сведения о клиенте. На выходе клиенту выдаётся автомобиль. Ресурсной стрелкой является обслуживающий персонал, который и выдаёт клиенту авто. Управляют процессами внутренние правила предприятия «VolgaRent».
На рисунках 1.7 и 1.8 представлены диаграммы процесса «Оформление квитанции». Входным материалом является заявка клиента, которая передаётся обслуживающему персоналу, который в свою очередь обрабатывает заявку при помощи ИС, и на выходе клиент получает чек, который обязан оплатить и квитанцию об оплате.
Завершающим процессом является «Оплата за ренту». Контекстная диаграмма и диаграмма декомпозиции этого процесса отображены на рисунках 1.9 и 1.10. Входная стрелка – это заявка и непосредственно деньги от клиента, которые передаются обслуживающему персоналу. Персонал, обрабатывает полученную информацию, производит пересчёт средств, и на выходе клиент получает чек об оплате за авто. За управление в данном процессе отвечает законодательство РФ.

1.3 Недостатки существующей структурно-функциональной модели бизнес-процессов предприятия

После изучения структурно-функциональных моделей бизнес процессов предприятия по прокату автомобилей можно выделить несколько проблем, которые необходимо решить:

    В результате проведённого исследования, выяснилось, что клиент при выборе авто гораздо чаще готов платить деньги за то, что он наглядно видит, или хотя бы может представить авто, который он хочет взять в прокат. Как следствие этого исследования, предприятие решило оснаститься ИС, которая показывает он-лайн состояние автомобиля, и даёт просмотреть его с разных ракурсов камер.
    В процессе автоматизации предприятия, выяснилось, что необходим принципиальный ввод ИС для ускорения обработки информации обслуживающим персоналом, что приведёт к сокращению временных пробелов при выдаче автомобиля.
    К негативному фактору существующей структурно-функциольной модели бизнес-процессов предприятия можно отнести бумажную волокиту, которая неприемлема в новом времени, в эре информационных технологий, поэтому, ввод ИС облегчит хранение файлов, и автоматизирует процесс выдачи квитанции и чеков клиенту.
    Усугубляет положение компании в сфере услуг и сервис фактор «изношенного» ПО. Поэтому, есть предложение внедрить ИС, для ускорения печати чеков об оплате и гарантии на автомобиль.
В целом, до начала разработки информационной системы вся отчетность велась путем составления списка в регистре сведений, из которого при необходимости выбирались нужные сведения. К примеру, для отчетности существовали следующие документы:
    Список клиентов. В данном документе хранится самая основная информация: ФИО, адрес и телефон.
    Список предоставляемых услуг. Этот документ представляет собой прайс-лист. Такие сведения постоянно обновляются. В этом документе хранится марка автомобиля и его цена.
    Регистр. Этот документ представляет собой список, в котором хранится информация о клиенте, его пожеланиях об аренде того или иного автомобиля, и в итоге какой автомобиль был арендован клиентом.
Как видно из описания структуры, все документы-списки необходимы для подсчета выручки. Таким образом, уже на данном этапе видно, насколько рационально использовать базу данных и приложение по работе с ней. Во-первых, сокращается объем информации, а данные для подсчета прибыли можно получить путем запросов, во-вторых, заметно сократится время на формирование отчета.
До создания этой информационной системы учёт арендуемых автомобилей в компании «VolgaRent» велся в письменном виде в регистре заявок. А также данные заполнялись в электронные таблицы Excel. Все данные о клиентах, услугах, мастерах хранились в табличном виде.
Таким образом, учет арендуемых авто в фирме «VolgaRent» не был автоматизирован. Как таковой БД не имелось и это существенный недостаток. Данные необходимо было связать и систематизировать. Разработанное программное приложение призвано решить эту проблему. Так же появилась возможность печати отчетов. Созданная ИС существенно сокращает бумажную работу нашей организации и минимизирует физический труд людей занимающихся ведением данной документации
Далее же запишем всю информацию в систематизированной форме. При создании базы данных, эту информацию можно будет разделить на конкретные таблицы.
    ФИО.
    Адрес.
    Телефон.
    Марка автомобиля
    Цена аренды.
    Дата аренды.
    Срок аренды.

2. ПРОЕКТНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Автоматизация структурно- функциональных моделей бизнес-процессов предприятия

Найденные в модели AS-IS недостатки можно исправить при создании модели ТО-ВЕ (как будет) - модели новой организации бизнес-процессов. Технология проектирования ИС подразумевает сначала создание модели AS-IS, ее анализ и улучшение бизнес-процессов, то есть создание модели ТО-ВЕ, и только на основе модели ТО-ВЕ строится модель данных, прототип и затем окончательный вариант ИС.
Как правило, данная модель создается на основе AS-IS, с устранением недостатков в существующей организации бизнес-процессов, а так же с их совершенствованием и оптимизацией. Это достигается за счет устранения выявленных на базе анализа AS-IS узких мест.
В традиционном реинжиниринге именно на основе модели TO-BE рекомендуется производить автоматизацию бизнес-процессов и проектировать КИС. Подразумевается, что это позволяет существенно снизить риск проявления автоматизации как исключительно источника затрат из-за автоматизации несовершенных процессов.
Построим функциональные диаграммы ТО-ВЕ бизнес-процессов, которые мы изменили.
На рисунках 2.1 и 2.2 представлены контекстная диаграмма и диаграмма декомпозиции процесса «Выбор авто». На вход поступает информация о финансовых возможностях клиента, и текущий модельный ряд автомобилей. С помощью любезного персонала клиенту предоставляется возможность выбрать понравившийся автомобиль, и тем самым на выходе вы получаем выбранный авто. За управление процессами отвечают государственные стандарты. Механизмами служат клиент, который выбирает авто, и персонал, который обслуживает клиента. В результате автоматизации предприятия произошло внедрение ИС в данный процесс. ИС позволила выбрать авто из каталога БД.
Рисунки 2.3 и 2.4 отображают процесс «Выдача авто». Входом является модельный ряд и сведения о клиенте. На выходе клиенту выдаётся автомобиль. Ресурсной стрелкой является обслуживающий персонал, который и выдаёт клиенту авто. Управляют процессами внутренние правила предприятия «VolgaRent». В результате процесса «Выдача авто» выдаётся доверенность клиенту на управление выбранным транспортным средством.


Рис. 2.1 Контекстная диаграмма функциональной модели процесса «Выбор авто» после автоматизации

Рис 2.2 Диаграмма декомпозиции процесса «Выбор авто» после автоматизации

Рис. 2.3 Контекстная диаграмма функциональной модели процесса «Выдача авто» после автоматизации

Рис 2.4 Диаграмма декомпозиции процесса «Выдача авто» после автоматизации

Рис. 2.5 Контекстная диаграмма функциональной модели процесса «Оформление квитанции» после автоматизации

Рис 2.6 Диаграмма декомпозиции процесса «Оформление квитанции» после автоматизации

Рис. 2.7 Контекстная диаграмма функциональной модели процесса «Оплата за ренту» после автоматизации

Рис 2.8 Диаграмма декомпозиции процесса «Оплата за ренту» после автоматизации

На рисунках 2.5 и 2.6 представлены диаграммы процесса «Оформление квитанции». Входным материалом является заявка клиента, которая передаётся обслуживающему персоналу, который в свою очередь обрабатывает заявку при помощи ИС, и на выходе клиент получает чек, который обязан оплатить и квитанцию об оплате. В результате поправок в законодательстве РФ в процессе «Оформление квитанции», формируется квитанция и выдаётся чек клиенту, благодаря ИС.
Завершающим процессом является «Оплата за ренту». Контекстная диаграмма и диаграмма декомпозиции этого процесса отображены на рисунках 2.7 и 2.8
Входная стрелка – это заявка и непосредственно деньги от клиента, которые передаются обслуживающему персоналу. Персонал, обрабатывает полученную информацию, производит пересчёт средств, и на выходе клиент получает чек об оплате за авто. За управление в данном процессе отвечает законодательство РФ. Вследствие автоматизации данного процесса появилась возможность выдачи гарантии на арендуемое авто.

3. ПРОЕКТ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

3.1 Модель данных ИС

Процесс моделирования в Erwin базируется на методологии проектирования реляционных баз данных IDEF1X.
Для проектирования базы данных проектов использовалась модель «сущность – связь» (Entity – Relationship model, или ER – модель). ER – модель представляет собой высокоуровневую концептуальную модель данных, цель которой - упрощение задачи проектирования баз данных. Данная модель данных включает в себя набор концепций, которые описывают структуру базы данных и связанные с ней транзакции обновления и выборки данных. Следует подчеркнуть, что концептуальная модель данных не зависит от конкретной СУБД или аппаратной платформы, которая используется для физической реализации базы данных.
Основными элементами IDEF1X являются сущности, атрибуты и связи.
Каждая сущность является множеством подобных индивидуальных объектов, называемых экземплярами. Каждый экземпляр индивидуален и должен отличаться от всех остальных экземпляров. Атрибут выражает определенное свойство объекта. Атрибут или группа атрибутов, которые идентифицируют сущность, называется первичным ключом. С точки зрения БД (физическая модель) сущности соответствует таблица, экземпляру сущности - строка в таблице, а атрибуту - колонка таблицы.
Сущности изображаются в виде прямоугольников. Имя сущности показывается над прямоугольником, изображающим сущность, список атрибутов сущности - внутри прямоугольника. Список разделен горизонтальной чертой, выше которой расположены атрибуты первичного ключа, ниже – не ключевые атрибуты.
В IDEF1X также различают зависимые и независимые сущности. Тип сущности определяется ее связью с другими сущностями. Зависимая сущность изображается прямоугольником со скругленными углами.
Результатом нормализации является модель данных, которую легко поддерживать, не содержащая неопределенностей в данных и повторений данных.
После выделения информационных объектов необходимо объединить их в одну систему, то есть установить связи между ними.
Объект «Марки» связан с полем «Автомобили» связью «один ко многим». Этот тип связи применяется, когда одному значению вспомогательного объекта соответствует много значений главного. По аналогии с этим устанавливаются связи «один ко многим» у остальных информационных объектов «Персонал», «Клиенты», «Выдача авто», с соответствующими полями связанных между собой таблиц. Схема логической модели данных представлена на рисунке 3.1.

Рис. 3.1 Логическая модель базы данных.

3.2 Интерфейс пользователя

Рис. 3.2 Форма «Прокат автомобилей»

Форма «Прокат автомобилей» - это начальная форма приложения, с помощью неё осуществляется возможность доступа к формам: «Автомобили», «Комплектация», «Клиенты», «Персонал», «Выдача автомобилей».

Рис. 3.3 Форма «Автомобили»

С помощью формы «Автомобили», осуществляется редактирование информации об имеющихся в прокате авто, редактирование производится с помощью стандартных кнопок: «Удалить», «Добавить», «Переместить», и «Откат действия».
Также на форме осуществляется сортировка по: коду, марке, году, комплектации, и цене проката. На данной форме предусмотрена возможность поиска и фильтрации данных по выбранным параметрам, а также добавление фотографий имеющихся автомобилей, функция, создана для отображения внешнего вида автомобиля, что значительно экономит время просмотра авто клиентом.

Рис. 3.4 Форма «Комплектация»
Через форму «Комплектация» осуществляется редактирование данных об имеющихся данных. Редактирование данных осуществляется при помощи кнопок: «Добавить», «Удалить», «Переместить», «Откат действия». На данной форме предусмотрена возможность сортировки, поиска и фильтрации данных по выбранным параметрам.

Рис. 3.5 Форма «Клиенты»

Через форму «Клиенты» осуществляется редактирование данных о клиентах. Редактирование данных осуществляется при помощи кнопок: «Добавить», «Удалить», «Переместить», «Откат действия». На данной форме предусмотрена возможность сортировки, поиска и фильтрации данных по выбранным параметрам.

Рис. 3.7 Форма «Персонал»
Через форму «Персонал» осуществляется редактирование данных о обслуживающем персонале. Редактирование данных осуществляется при помощи кнопок: «Добавить», «Удалить», «Переместить», «Откат действия». На данной форме предусмотрена возможность сортировки, поиска и фильтрации данных по выбранным параметрам.

Рис. 3.8 Форма «Выдача»

Форма «Выдача автомобилей» - это главная форма приложения, в которую заносятся данные о менеджере, отдавшем автомобиль в ренту, клиенте, который этот автомобиль взял в прокат, об арендуемом автомобиле, и о дате аренды.
Редактирование данных осуществляется при помощи кнопок: «Добавить», «Удалить», «Переместить», «Откат действия», «Отчёт». На данной форме предусмотрена возможность сортировки, поиска и фильтрации данных по выбранным параметрам.
При нажатии кнопки «запрос по дате», отбираются сведения о клиенте, менеджере и рентуемом автомобиле, который был взят в прокат в этот день.
При нажатии на кнопку «Отчет» формируется отчет по данным о клиентах, представленный на рис. 3.9
.

Рис. 3.9 Отчет по выдачам автомобилей

4. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

4.1 Анализ затрат по проекту

Затраты на ресурсы процесса «Выбор авто»:
Затраты на рекламу – 5000 р.
Оплата персоналу – 26000 р.
Создание каталога – 2000 р

Рис. 4.1 Диаграмма дерево узлов процесса «Выбор авто»

Затраты на ресурсы процесса «Выдача авто»:
Зар.плата персоналу – 17500 р
Электроэнергия – 700 р

Рис. 4.2 Диаграмма дерево узлов процесса «Выдача авто»

Затраты на ресурсы процесса «Оформление квитанции»:
Зар.плата персоналу – 14700 р
Канцтовары – 500 р
Электроэнергия – 300 р

Рис. 4.3 Диаграмма дерево узлов процесса «Оформление квитанции»
и т.д.................

Дата

08 Авг 2013

Тема: Знакомство с CASE-средством разработки информационных систем BPwin

Цель работы : познакомиться с CASE-средством BPwin фирмы Computer Associates, научиться строить модель в методологии IDEF0 .

Порядок работы:
1. Ознакомиться с принципами построения модели в BPwin.
2. Ознакомиться с основной панелью инструментов.
3. Ознакомиться с палитрой инструментов IDEF0.
4. Научиться строить контекстную диаграмму, определять цель, точку зрения, границы модели. Освоить работу с закладками General, Purpose, Definition, Status, Numbering, Display.
5. Научиться строить декомпозирующие диаграммы.
6. Выполнить практическое задание.
7. Ответить на контрольные вопросы.

1. Краткая информация об CASE-средстве BPwin

BPwin - CASE-средство верхнего уровня, помогающее проводить анализ и реорганизацию бизнес-процессов. Поддерживается методология IDEF0 (функциональная модель), IDEF3 (Work Flow Diagram), DFD (Data Flow Diagram). Функциональная модель предназначена для описания существующих бизнес-процессов на предприятии (так называемая модель AS-IS) и идеального положения вещей – того, к чему надо стремиться (модель TO-BE).
Процесс построения информационной модели в BPwin состоит из следующих шагов:
построение контекстной диаграммы;
проводится функциональная декомпозиция;
после каждого сеанса декомпозиции проводится сеанс экспертизы.
На основе модели BPwin можно построить модель данных. В программе поддерживается связь с ERwin.

2. Инструментальная среда BPwin

При запуске BPwin по умолчанию появляется основная панель инструментов (рис.1), палитра инструментов и навигатор модели Model Explorer (рис.2).

Рис.1 Внешний вид панели управления BPwin4.0

Панель инструментов представлена следующими кнопками (слева направо):
создать модель (пункт меню File/New);
открыть модель (пункт меню File/Open);
сохранить модель (пункт меню File/Save);
напечатать модель (пункт меню File/Print);
выбор масштаба (View/Zoom);
уменьшить модель (View/Zoom);
увеличить модель (View/Zoom);
проверить правописание (Tools/Spelling);
включение и выключение навигатора модели (View/Model Explorer);
включение и выключение дополнительной панели инструментов работы с Model Mart (Model Mart).

Рис.2 Внешний вид окна навигатора модели Model Explorer

При создании новой модели возникает диалог, в котором следует указать, будет ли модель создаваться заново, или она будет открыта из файла либо из репозитария Model Mart. Также необходимо внести имя модели и выбрать методологию, в которой будет построена модель (рис.3).

Рис.3 Диалог создания модели.

BPwin поддерживает три методологии моделирования:
функциональное моделирование (IDEFO);
описание бизнес-процес¬сов (IDEF3);
диаграммы потоков дан¬ных (DFD).
В зависимости от выбранной методологии программой автомати¬чески подбирается нужная панель инструментов BPwin Toolbox. В BPwin существует три разных панели инструментов - по числу поддерживаемых програм¬мой методологий. На рис.4 представлена палитра для IDEF0.

Рис.4 Палитра инструментов IDEF0.

Вы можете показывать или скрывать панель инструментов, используя функцию «View» на панели меню.

3. Построение модели IDEF0. Контекстная диаграмма
Функциональное моделирование является технологией анализа системы в целом как набора связанных между собой действий или функций. Действия системы анализируются независимо от объектов, которые обеспечивают их исполнение. Моделировать деловой про¬цесс можно исходя из различных перспектив и временных рамок. На¬пример, вы можете моделировать процесс заказа услуг клиентом так, как вы видите его в идеале, а не так, как это происходит в настоящее время. Также можно абстрагироваться от проблем физической реализации модели.
Процесс моделирования какой-либо системы в IDEF0 начинается с определения КОНТЕКСТА, т.е. наиболее абстрактного уровня описания системы в целом. В контекст входит определение субъекта моделирования, цели и точки зрения на модель.
Под субъектом понимается сама система, при этом необходимо точно установить ГРАНИЦЫ СИСТЕМЫ, определить, что входит в систему, а что лежит за ее пределами. То есть необходимо решить, что будет рассматриваться как компоненты системы, а что как внешнее воздействие. Другими словами, первоначально необходимо определить область (Scope) моделирования.
Наименование функции самого высокого уровня опи¬сывает систему непосредственно и, как правило, состоит из одного активного глагола в сочетании с обобщающим существительным, ко¬торое разъясняет цель деятельности с точки зрения самого общего взгляда на систему. Например «Изготовить изделие».
Формулировка цели моделирования (Purpose) позволяет команде аналитиков сфокусировать усилия в нужном направлении. Модель не может быть построена без четко сформулированной цели.
Точку зрения можно представить как взгляд человека, который видит систему в нужном для моделирования аспекте. Точка зрения должна соответствовать цели моделирования. Очевидно, что описание работы предприятия с точки зрения финансиста и технолога будет выглядеть совершенно по-разному, поэтому в течение моделирования важно оставаться на выбранной точке зрения.
Для определения контекста модели в BPwin следует выбрать пункт меню Model/Model Properties. В закладке General указывается наименование и сведения об авторе модели, в закладку Purpose следует внести цель и точку зрения, а в закладку Definition – определение модели и описание области (рис.5).
Для создания контекстной диаграммы необходимо сначала соз¬дать новую модель, выбрав пункт «New» в меню «File». В появившем¬ся диалоге необходимо набрать имя модели и выбрать ее тип. Этот диалог также отображается при запуске BPwin.
После создания модели можно задать ее параметры. Кроме вышеперечисленных свойств модели (Model Properties) можно задать состоя¬ние, в котором находится модель, например «в работе» или «для публикации» (закладка Status).

Рис.5 Диалог задания свойств модели.

Каждый блок может иметь различные типы связанных с ним стре¬лок. Стрелки обозначают людей, место, вещи, понятия или события. Стрелки связывают границы диаграммы с блоками, а также действия (блоки) на диаграмме между собой. В диаграммах IDEF0 имеется че¬тыре основных типа стрелок.
Вход блока представляет материал или информацию, которая должна быть использована или преобразована блоком, чтобы произ¬вести продукцию (выпуск). Стрелки входа всегда направляются в левую сторону блока. Стрелки входа необязательны, так как не все действия могут преобразовать или изменять (заменять) что-либо.
Каждый блок должен иметь по крайней мере одну стрелку контро¬ля (управления). Управление всегда входит в вершину блока. Управ¬ление, как правило, представляется в виде правил, инструкций, поли¬тики компании, процедур или стандартов. Оно влияет на деятельность без фактического преобразования чего-либо. Управление может так¬же использоваться для описания процедуры начала или окончания вы¬полнения действия.
Стрелки выхода (выпуска) - это материал или информация, про-изведенная блоком. Каждый блок должен иметь по крайней мере одну стрелку выхода (выпуска). Процессы, которые не производят продук¬ции (выпуска), лучше не моделировать вообще.
Механизмы исполнения - это те ресурсы, которые обеспечивают выполнение действия. В качестве механизма исполнения могут быть рассмотрены персонал компании, машины или оборудование, кото¬рые обеспечивают выполнение деятельности. Стрелка механизма мо¬жет отсутствовать, если определено, что это не важно для работы блока.

Рис.6 Пример контекстной диаграммы.

4. Декомпозиция
Декомпозиционное разложение модели используется в моделиро¬вании бизнес-процессов, для того чтобы дать более подробное описа¬ние блоков. Каждый из них может в свою очередь быть де¬композированным. При каждой декомпозиции блока создается новая диаграмма. Число декомпозиций не ограничено и полностью зависит от уровня сложности, который необходимо показать в модели.
Чтобы выполнить декомпозицию функции, необходимо щелкнуть по кнопке . Возникает диалог Activity Box Count (рис.7), в котором следует указать нотацию новой диаграммы и количество блоков на ней. Для IDEF0 рекомендуется 3-6 блоков.

Рис.7 Диалог Activity Box Count.

BPwin создает новую диаграмму, которая является диаграммой разложения родительской диаграммы. Заметьте, что новые действия не связаны между собой и не поименованы - это следующая задача. Необходимо задать взаимодействие между блоками и «привязать» к но¬вым блокам стрелки, которые автоматически унаследованы от роди¬тельской диаграммы (рис.8).

Рис.8 Пример несвязанных стрелок.

Имя блока и другие его свойства вводятся в закладке «Name» спи¬ска свойств блока. Для вывода свойств блока на экран достаточно два¬жды щелкнуть мышью на блоке.
Следующим шагом при создании диаграммы должно быть соеди¬нение всех использованных на диаграмме блоков с помощью стрелок, представляющих входы, результаты работы, средства управления и механизмы. Для этого достаточно соединить исходящую точку стрел¬ки с точкой ее окончания. Окончанием стрелки может быть как одна из сторон функциональных блоков, так и граница диаграммы. BPwin автоматически выделяет допустимые окончания для создаваемых стрелок. Для рисования стрелки пользуются инструментом из комплекта инструментов. Задание имени стрелки производится в закладке «Name» диалога свойств стрелок. Для вызова этого диалога достаточно дважды щелк¬нуть мышью на нужной стрелке.
Если количества блоков на диаграмме окажется недостаточным, существует возможность добавления на нее новых блоков с использованием кнопки панели инструментов. Для добавления блока сле¬дует щелкнуть на этом инструменте, а затем - на диаграмме в том месте, где необходимо расположить новый блок. После того как до¬полнительный блок создан, вы можете связать его стрелками с други¬ми блоками и задать его название и другие свойства.
Обра¬тите внимание на рис.9. Если действие не было декомпозирова¬но, в верхнем левом углу блока будет по¬являться символ «листа». После деком-позиции данного блока символ «листа» исчезнет.

Рис.9 Пример недекомпозированного блока.

Нумерация блоков производится автоматически при их создании. Номера могут быть относительными или постоянными, они отражают иерархическое положение блока в пределах модели. Вы можете управлять нумерацией блоков на диаграмме, используя закладку «Numbering» диалога ввода свойств модели (рис.5).
Перемещение любых объектов на диаграмме осуществляется с по¬мощью их «захвата» мышью и перемещения в новое место. При пере¬мещении блоков одновременно перемещаются и связанные с ними стрелки. Функциональные блоки могут также быть перемещены меж¬ду диаграммами с использованием команд «Cut/Paste» из меню «Edit». При изменении взаимного расположения блоков могут меняться и их но¬мера.
Для идентификации граничных стрелок предназначены ICOM-коды. Код содержит префикс, соответствующий типу стрелки (Input, Control, Output, Mechanism) и порядковый номер. BPwin вносит ICOM-коды автоматически. Для отображения ICOM-кодов следует включить опцию ICOM codes на закладке Display диалога свойств.
Практическое задание:
1. Согласно варианту, создайте контекстную диаграмму. Определите цель, точку зрения модели. Опишите свойства в соответствующих закладках диалога Model Properties.
2. Задайте входы, выходы, механизмы и управление.
3. Создайте декомпозицию контекстной диаграммы, состоящую из 2-3 блоков. Задайте автоматическую нумерацию блоков и ICOM-кодов.
4. Установите связи между блоками. Задайте имена дуг.
5. Сохраните проект в отдельный файл.

Контрольные вопросы:
1. Для чего используется методология IDEF0.
2. Объясните необходимость задания цели и точки зрения модели?
3. Перечислите и расскажите назначения кнопок на панели инструментов.
4. Перечислите этапы декомпозиции блока.
5. Расскажите, каким образом на диаграмму добавить блок, дугу.
6. Дайте определение ICOM-кодов.
7. Для чего используются закладки General, Purpose, Definition, Status, Numbering, Display в диалоге Model Properties.
Варианты к практическим работам
Вариант 1
Система должна описывать порядок подготовки к экзамену, предполагающий получение отличной оценки.
Вариант 2
Система должна описывать порядок выполнения практической работы по дисциплине «Проектирование ИС».
Вариант 3
Система должна описывать порядок получения водительских прав.
Вариант 4
Система должна описывать порядок организации городского спортивного соревнования.
Вариант 5
Система должна описывать порядок организации общеинститутского студенческого мероприятия.
Вариант 6
Система составления учебного графика дисциплин, изучаемых на факультете
Вариант 7
Система должна описывать порядок поставок товара в систему розничных киосков.
Вариант 8
Система должна описывать порядок обработки заказов в службе быта.
Вариант 9
Система должна описывать работу одного из участков автосалона.
Вариант 10
Система должна описывать работу приемного покоя в больнице.
Вариант 11
Система должна описывать порядок приема заявки на поставку продукции на хлебокомбинате.
Вариант 12
Система должна описывать процесс поставки сезонных товаров в оптовой фирме.
Вариант 13
Система должна описывать процесс работы торгового отдела.
Вариант 15
Система учета в видеопрокате.
Вариант 16
Система учета проката на лыжной базе

3. Постановка задачи разработки информационной системы

4. Функциональная модель бизнес-процесса

4.1 Моделирование в IDEF0

4.2 Диаграммы информационной системы “Видеопрокат” в нотации IDEF0

4.3 Моделирование в DFD

4.4 Диаграммы информационной системы “Видеопрокат” в нотации DFD

5. Модели данных информационной системы

5.2 Концептуальная модель данных

5.3 Логическая модель данных

5.4 Физическая модель данных

    6. Проектирование с использованием UML

6.1. Диаграмма последовательности действий

7. Заключение

8. Список литературы

1. Введение

В видеопрокате хранится огромное количество кассет, услугами видеопроката пользуются довольно много людей. Для обеспечения оперативности ведения информации о кассетах и клиентах необходима автоматизированная информационная система, основанная на функциональное моделирование, моделирование данных. Использование информационной системы для работы с базой данных существенно сократит время обслуживания клиентов и время работы с видеопрокатот по систематизации информации о кассетах, по сбору информации о клиентах и многие другие задачи.

В видеопрокате необходимо хранить разнообразную информацию о кассетах, чтобы оперативно можно было определить информацию о наличии в видеопрокате некоторой кассеты, дисков по определенному жанру. Необходимо учесть, что кассеты могут иметь одинаковое название, поэтому кассетам нужно присваивать некоторые уникальные шифры.

Информация о клиентах должна быть полной и достаточной для определения клиента, фамилия, имя, его место жительство и т.д. Необходимо учесть, что среди клиентов могут быть однофамильцы, поэтому у каждого клиента должен быть уникальный шифр, в данном случае в качестве шифра используется идентификационный номер (ID номер) клиента.

Целью данного курсового проекта является разработка информационной системы для автоматизации работы видеопроката. Внедрение этой информационный системы значительно облегчает и усовершенствует ведение данных об имеющихся фильмах и клиентах.

Задачами курсового проекта являются:

    Разработка видеопроката в нотации IDEF0 инотации DFD

    Моделирование данных видеопроката в IDEF1X

    Проектирования с использованием UML

2. Инструменты разработки информационной системы

Для проведения анализа и реорганизации бизнес-процессов Logic Works предлагает CASE–средство верхнего уровня – BPwin, поддерживающее методологии IDEF0 (функциональная модель), IDEF3 (WorkFlow Diagram) и DFD (DataFlow Diagram). Функциональная модель предназначена для описания существующих бизнес-процессов на предприятии (так называемая модель AS-IS) и идеального положения вещей – того, к чему нужно стремиться (модель TO-BE). Методология IDEF0 предписывает построение иерархической системы диаграмм – единичных описаний фрагментов системы. Сначала проводится описание системы в целом и ее взаимодействия с окружающим миром (контекстная диаграмма), после чего проводится функциональная декомпозиция – система разбивается на подсистемы и каждая подсистема описывается отдельно (диаграммы декомпозиции). Затем каждая подсистема разбивается на более мелкие и так далее до достижения нужной степени подробности. После каждого сеанса декомпозиции проводится сеанс экспертизы, каждая диаграмма проверяется экспертами предметной области, представителями заказчика, людьми, непосредственно участвующими в бизнес-процессе. Такая технология создания модели позволяет построить модель, адекватную предметной области на всех уровнях абстрагирования. Если в процессе моделирования нужно осветить специфические стороны технологии предприятия, BPwin позволяет переключиться на любой ветви модели на нотацию IDEF3 или DFD и создать смешанную модель. Нотация DFD включает такие понятия, как внешняя ссылка и хранилище данных, что делает ее более удобной (по сравнению с IDEF0) для моделирования документооборота. Методология IDEF3 включает элемент "перекресток", что позволяет описать логику взаимодействия компонентов системы. Bpwin основан на методологии IDEF.

Для BPwin 4.0 нужно отметить существенно улучшенный интерфейс, если сравнивать с предыдущими версиями. Нет проблем со шрифтами, с изменением размеров объектов на диаграмме, что раньше в некоторых случаях могло привести к тому, что диаграмма “плыла”. Кроме проводника модели, улучшены также и словари объектов. Теперь все словарные объекты располагаются в радующих глаз аккуратных таблицах. Вид этих таблиц можно настраивать так, как удобно разработчику, содержание словарей можно печатать, экспортировать, импортировать, также можно генерировать отчеты по содержанию словарей. Можно поддерживать словари для следующих объектов: работы, стрелки, хранилища данных, внешние ссылки, перекрестки, объекты ссылок, атрибуты, центры затрат, сущности, ресурсы, роли, группы ролей, свойства, определяемые пользователем (UDP).

Данный продукт тесно интегрирован с инструментальным средством для моделирования БД – ERWin.

Благодаря интеграции и поддержке совместной работы над одними и теми же моделями, BPwin не имеет аналогов для реализации крупных проектов.

BPwin имеет мощный инструмент отчетов Report Template Builder, с помощью которого можно легко и быстро создавать различные отчеты о разработанной модели.

Официальная версия программы относительно недешева

Также есть ряд качеств, которые могут оказаться как преимуществом, так и недостатком инструмента моделирования.

Например, ограничение количества моделей на диаграмме, присущее BPWin, с одной стороны способствует наглядности модели, с другой – налагает неудобства при описании сложных процессов.

Пакет ERWin - средство, используемое при моделировании и создании баз данных произвольной сложности на основе диаграмм «сущность – связь». Продукт компании Computer Associates. ERWin это средство концептуального моделирования БД. Используется при моделировании и создании баз данных произвольной сложности на основе диаграмм «сущность − связь». В настоящее время ERWin является наиболее популярным пакетом моделирования данных благодаря поддержке широкого спектра СУБД самых различных классов.

Возможности ERWin:

    поддерживает методологию структурного моделирования SADT и следующие нотации: стандартную нотацию IDEF1x для ER-диаграмм моделей данных, нотацию IE и специальную нотацию, предназначенную для проектирования хранилищ данных - Dimensional;

    поддерживается прямое (создание БД на основе модели) и обратное (генерация модели по имеющейся базе данных) проектирование для 20 типов СУБД: настольные, реляционные и специализированные СУБД, предназначенные для создания хранилищ данных;

    интегрирован линейкой продуктов Computer Associates для поддержки всех стадий разработки ИС, CASE-средствами Oracle Designer, Rational Rose, средствами разработки и др.;

    позволяет повторно использовать компоненты созданных ранее моделей, а также использовать наработки других разработчиков;

    возможна совместная работа группы проектировщиков с одними и теми же моделями (с помощью AllFusion Model Manager);

    позволяет переносить структуру БД (не сами данные!) из СУБД одного типа СУБД в другой;

    позволяет документировать структуру БД.

Достоинства:

    распространенность;

    техподдержка;

    ошибки программы известны и описаны.

Недостатки:

    нельзя создавать стандартные операции;

    репрезентативные свойства низки;

    отсутствие стандартных объектов для описания бизнес процессов;

    довольно узкие возможности для проведения экономического анализа;

    жесткая методология;

    требуется дополнительное обучение в понимании самой методологии;

    не очень удачные генераторы проектной документации;

    официальная версия программы относительно недешева.

Лабораторная работа № 2. Разработка моделей IDEF0

Порядок выполнения лабораторной работы:

1. Изучите теоретические сведения.

2. Выполните следующие задания:

· Создание контекстной диаграммы.

· Создание диаграммы узлов.

· Создание FEO диаграммы.

· Расщепление и слияние моделей.

3. Выполните структурный анализ задачи, определенной в ТЗ (первая лабораторная работа).

4. Выполненный анализ задачи оформите в виде диаграмм IDEF0 (программные продукты MS Visio, BPwin).

Теоретическая часть

Методология функционального моделирования IDEF 0

Лекционный материал

Общая постановка задачи

Выполните структурный анализ задачи (первая лабораторная работа) и оформите результат данного анализа в виде диаграмм IDEF0.

Список индивидуальных данных

Продолжается работа над задачей, выбранной в первой лабораторной работе.

Пример выполнения работы

Как было определено в ТЗ, входной информацией системы является:

· бухгалтерская информация;

· информация о нажатой кнопке RTE;

· регистрационная информация;

· информация о считанном идентификаторе.

Выходной информацией системы является:

· управляющие воздействия на исполнительный механизм;

· отчеты.

Контекстная диаграмм (диаграмма А-0) разрабатываемой системы управления платной автостоянкой приведена на рис. 1.

Рис. 1. IDEF0-диаграмма А-0 - контекстная диаграмма системы управления платной автостоянкой

Детализация контекстной диаграммы А-0 представлена на рис. 2 (диаграмма А0). На данной диаграмме выделены три функциональных блока «Регистрация клиентов и корректировка информации о клиентах», «Пропуск клиента» и «Формирование отчетов».


Рис. 2. IDEF0-диаграмма А0 – детализация контекстной диаграммы

Клиентами в данном случае являются арендаторы машиномест автостоянки. При регистрации клиентов вводится ФИО клиента, уникальный идентификатор клиента, срок действия идентификатора. В качестве идентификатора клиента могут выступать магнитные карты, пропуска со штрих-кодом, радио-брелки. Срок действия идентификатора определяется исходя из бухгалтерской информации (оплата машиноместа, договор).

При пропуске клиента на автостоянку его идентификация осуществляется на основании информации о считанном идентификаторе. Если срок идентификатора закончен, то блок, отвечающий за пропуск клиента, формирует управляющее воздействие на блок регистрации. Пропуск клиента может осуществляться вручную при нажатии кнопки RTE. Выходом блока, отвечающего за пропуск клиента, является управляющее воздействие на исполнительный механизм ворот или другого устройства, контролирующего проезд на автостоянку, и информация о выполненном действии.

Все выполненные действия фиксируются и используются при формировании отчетов, которые являются выходом блока, отвечающего за их формирование.

Детализация блока «Регистрация клиентов и корректировка информации о клиентах» представлена на рис. 3. Как видно из диаграммы, перед регистрацией клиента и изменением информации о клиенте осуществляется проверка соответствующих прав сотрудника автостоянки (права администратора). Права определяются на основании введенного пароля.

Владелец" href="/text/category/vladeletc/" rel="bookmark">владельце идентификатора не осуществляется. Информация о нажатии данной кнопки сразу поступает на блок формирования управляющих воздействий.

Выходом блока формирования управляющих воздействий является управляющее воздействие на исполнительный механизм и информация о выполненном действии.

Рис. 4. IDEF0-диаграмма А2 – детализация блока «Пропуск клиента» диаграммы А0

После выполнения данного преобразования осуществляется поиск информации о владельце идентификатора. В зависимости от результатов поиска могут быть сформированы требования о внесении изменений в информацию о клиенте или передана информация на блок, отвечающий за формирование управляющих воздействий.

Детализация блока «Формирование отчетов» диаграммы А0 представлена на рис. 5. (диаграмма А3). Вначале необходимо выбрать тип отчета. Затем формируется соответствующий отчет. Все отчеты в системе можно разделить на два типа:

1. Отчеты, для формирования которых используется только информация о клиенте.

2. Отчеты, для формирования которых нужна информация о выполненных действиях.

Рис. 5. IDEF0-диаграмма А3 – детализация блока «Формирование отчетов» диаграммы А0


К первому типу относятся следующие отчеты:

· список клиентов;

· задолжености клиентов.

Ко второму типу относятся следующие отчеты:

· активность использования машиномест;

· список занятых и свободных машиномест;

· список событий.

Детализация блока «Выполнить изменение информации о клиенте» диаграммы А1 представлена на рис. 6 (диаграмма А14). Требования внесения информации о клиенте могут быть вызваны следующими причинами:

· не произведена оплата аренды машиноместа;

· не произведена оплата пропуска;

· требуются изменения в договоре;

· требуется замена пропуска (идентификатора).

Рис. 6. IDEF0-диаграмма А14 – детализация блока «Выполнить изменение информации о клиенте» диаграммы А1

Детализация блока «Изменение договора» диаграммы 14 представлена на рис. 7 (диаграмма А142). Если требуется изменение договора, то выписывается новый договор, который отдается клиенту. После подписания договора клиентом и руководством автостоянки, информации о договоре вносится в бухгалтерскую программу и в разрабатываемую систему.

Рис. 7. IDEF0-диаграмма А142 – детализация блока «Изменение договора» диаграммы А14

Детализация блока «Оплата» диаграммы А14 представлена на рис. 8 (диаграмма А143). Если требуется произвести оплату аренды машиномест или изготовления нового пропуска, то выписываются документы, на основании которых будет производиться оплата. С этими документами клиент отправляется в бухгалтерию и производит оплату. Информация об оплате фиксируется в бухгалтерской программе и передается в разрабатываемую систему.

Договора и платежные документы выписываются в бухгалтерской программе. Информация о договорах и оплате также хранится в бухгалтерской программе, в разрабатываемой системе достаточно хранить признаки наличия требований оплаты и изменения договора. Данные признаки устанавливаются на основании бухгалтерской информации.

Рис. 8. IDEF0-диаграмма А143 – детализация блока «Оплата» диаграммы А14

Для дальнейшей детализации функциональных блоков будем использовать диаграммы IDEF3, которые будут разработаны при выполнении следующей лабораторной работы.

Контрольные вопросы:

1. В чем суть методологии IDEF0 ?

2. Синтаксис и семантика функциональных блоков диаграммах IDEF0 ?

3. Синтаксис и семантика стрелок в диаграммах IDEF0:

· стрелки входа;

· стрелки управления;

· стрелки выхода;

· стрелки механизма исполнения;

· комбинированные стрелки;

· разбиение и соединение стрелок;

· туннели.

4. Основы методики построения моделей IDEF0.

5. Основные возможности программного продукта MS Visio.

6. Построение диаграмм IDEF0 с помощью программного продукта MS Visio.

7. Основные возможности программного продукта BPwin.

8. Построение диаграмм IDEF0 с помощью программного продукта BPwin.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

прокат автомобиль информационный база

Введение

Глоссарий проекта

1. Техническое задание на разработку

3. Функциональные модели информационной системы

4.1 Модели вариантов использования системы

4.2 Диаграмма классов

4.3 Диаграмма деятельности

4.4 Диаграмма последовательности

4.5 Диаграмма кооперации

4.6 Диаграмма состояния

5.1 Разработка интерфейса программного продукта

6. Тестирование программного продукта

7. Техническая документация

Заключение

Библиографический список

Приложения

Введение

Прокат автомобилей - это процесс разработки информационной системы предназначенной для обеспечения учета автомобилей (как свободных, так и арендованных) в компании и исполнения следующих процессов:

· единый учет автомобилей в разрезе их характеристик (марка, пробег, свободен или арендован);

· поддержка учета поступления заявок;

· перемещение автомобиля от одного клиента к другому и учет по каждому случаю аренды;

· детализированный расчет стоимости конкретного заказа.

Глоссарий проекта

Таблица 1

Определение

Прокат автомобилей

Это деятельность по представлению автомобилей на ограниченный срок эксплуатации

Руководитель Прокат автомобилей

Владелец Прокат автомобилей или директор одного филиала Прокат автомобилей в крупной организации

Транспортные средства, являющиеся предметом аренды

Лицо, которое арендует ТС на ограниченный срок эксплуатации

Доставка ТС

Подвоз ТС к месту нахождения ТС при условии предварительной оплаты срока аренды для арендуемого автомобиля

Менеджер по аренде ТС

Работник, занимающийся оформлением договора аренды ТС

Внешняя статистика арендуемых ТС

Статистика по аренде, получаемая из сети Прокат автомобилей

Внутренняя статистика арендуемых ТС

Статистика по аренде, получаемая из отчетов аренды клиентам компании

Номер автомобиля

Это государственный регистрационный знак, который присваивается каждому автомобили индивидуально во время регистрации автомобиля в конкретной стране и конкретном регионе

1 . Техническое задание на разработку

Техническое задание (ТЗ) - исходный документ на проектирование технического объекта (изделия). ТЗ устанавливает основное назначение разрабатываемого объекта, его технические характеристики, показатели качества и технико-экономические требования, предписание по выполнению необходимых стадий создания документации (конструкторской, технологической, программной и т.д.) и её состав, а также специальные требования.

Все изменения, дополнения и уточнения формулировок ТЗ обязательно согласуются с заказчиком и им утверждаются. Это необходимо и потому, что в случае обнаружения в процессе решения проектной задачи неточностей или ошибочности исходных данных возникает необходимость определения степени вины каждой из сторон-участниц разработки, распределения понесенных в связи с этим убытков.

В процессе проектирования было создано и утверждено техническое задание на разработку ИС "Проката автомобилей", которое приведено в приложении А.

2. Технико-экономические показатели

Технико-экономические показатели - система измерителей, характеризующая материально-производственную базу предприятий и комплексное использование ресурсов. Технико-экономические показатели применяются для планирования и анализа организации производства и труда, качества продукции, использования основных и оборотных фондов, трудовых ресурсов

Разработка информационной системы прокат автомобилей требует деятельности коллектива из 1-5 человек соответствующей квалификации. Длительность полного цикла создания программного продукта - 1 месяц.

Данная информационная система прокат автомобилей поможет ускорить проверку занятости автомобилей (как свободных, так и арендованных).

Учитываются автомобили в разрезе их характеристик, по личным данным, таким как регистрационный знак ТС, VIN ТС и индивидуальные технические характеристики.

Увеличится экономия времени при заключении договора с клиентами обратившимися в Прокат автомобилей повторно, так как при первом обращении клиентов в любой филиал проката автомобилей они в обязательной форме проходят регистрацию, при повторном обращении они уже будут зарегистрированы в базе данных.

3. Функциональная модель информационной системы

Контекстная диаграмма ИС "Проката автомобилей" показана на рисунке 1. Функциональная диаграмма первого уровня приведена на рисунке 2. На рисунках 3 и 4 показаны функциональные диаграммы второго уровня для функций "Обслуживание клиентов и приём прочих поступлений" и "Оплата за аренду автомобилей".

Рисунок 1. Контекстная функциональная диаграмма информационной системы.

Рисунок 2. Функциональная диаграмма первого уровня информационной системы".

Рисунок 3. Функциональная диаграмма второго уровня в нотации DFD "Обслуживание клиентов и приём прочих поступлений".

Рисунок 4 . Функциональная диаграмма второго уровня в нотации DFD "Оплата за аренду автомобилей".

4. Объектно-ориентированное проектирование системы

4.1 Модели вариантов использования системы

В диаграмме вариантов использования используется сценарий взаимодействия между "Менеджером по прокату" и "Клиентом".

В ходе анализа для данного сценария было выделено 2 действующих лица: "Клиент" и "Менеджер по прокату". Для каждого из них были выделены прецеденты.

Полученная диаграмма вариантов использования ИС "Проката автомобилей" показана на рисунке 5.

Рисунок 5. Диаграмма вариантов использования информационной системы.

5.2 Диаграмма классов

В ходе анализа для проектируемой информационной системы было выделено 5 классов: Менеджер по прокату, Центр проката, Клиенты, ИС Авто-Прокат, Автомобили проката. Для каждого из них были описаны атрибуты и операции.

Рисунок 6. Диаграмма классов.

5.3 Диаграмма деятельности

В ходе анализа для проектируемой информационной системы было выделено 3 класса: Менеджер по клнсультации клиентов, менеджер по оформлению договора, Кассир. Начальная точка: Приветствие клиента и консультирование. Конечное состояние: Выдача автомобиля клиенту.

Рисунок 7. Диаграмма деятельности.

5.4 Диаграмма последовательности

В ходе анализа для проектируемой информационной системы было выделено 5 классов:

Менеджер по работе с клиентами, Клиент, Заказ, Менеджер по заключению договора, Кассир, связанные между собой ассоциативной связью.

Рисунок 8. Диаграмма последовательности.

5.5 Диаграмма кооперации

В ходе анализа для проектируемой информационной системы было выделено 3 классификационные роли: Менеджер компании, Клиент, Автомобиль, связанные между собой ассоциативной связью.

Рисунок 9. Диаграмма кооперации.

5.6 Диаграмма состояния

В ходе анализа для проектируемой информационной системы было выделено 6 простых состояний, 2 начальные точки : включение питания компьютера и ввод пароля менеджера и 1 конечное состояние: пароль неверный.

Рисунок 10. Диаграмма состояния.

5. Создание информационной системы

5.1 Разработка интерфейса программного продукта

Вся работа приложения осуществляется в двух окнах, рабочее окно и окно с базой данных. В стартовом окне пользователя просят войти в систему (рисунок 11).

Рисунок 11. Стартовое состояние.

Если пользователь введёт неверный пароль, для него появится предупреждение (рисунок 12).

Рисунок 12. Ошибка при авторизации.

После авторизации пользователю откроется рабочий интерфейс для добавления заказов (рисунок 13), если пользователь программы оставит пустые поля и попробует добавить заказ в базу данных, программа предупредит его об этом (рисунок 14), или оповестит пользователя об успешном добавлении заказа, если все условия для добавления заказа были соблюдены (рисунок 15).

Рисунок 13. Рабочая форма пользователя.

Рисунок 14. Предупреждение при незаполненных полях.

Рисунок 15. Уведомление об успешном добавлении заказа.

Рисунок 16. Внешний вид заполненной базы данных.

5.2 Разработка программного кода системы

C# разрабатывался как язык программирования прикладного уровня для CLR и, как таковой, зависит, прежде всего, от возможностей самой CLR. Это касается, прежде всего, системы типов C#, которая отражает BCL.

Современность C# проявляется и в новых шагах к облегчению процесса отладки программы. Традиционным средством для отладки программ на стадии разработки в C++ является маркировка обширных частей кода директивами #ifdef и т.д. В C#, используя атрибуты, ориентированные на условные слова, вы можете куда быстрее писать и отлаживать код.

В Приложении Б приведен полученный программный код проекта.

6. Тестирование программного продукта

Тестирование программного обеспечения проведено по принципу тестирования "черного ящика". При введении допустимой информации были получены достоверные результаты. При использовании недопустимых входящих данных результаты не соответствовали действительности.

Полученные результаты тестирования позволяют сделать вывод о надёжности программного продукта. Тесты помогают выявить недоработки программного обеспечения.

Пример тестирования программы.

После запуска стартового окна намеренно вводим неверный пароль, если программа высвечивает предупреждение всё хорошо, потом вводим верный пароль и если мы вошли в систему, то также всё хорошо. Далее тестируем добавление заказа, заполняем все поля кроме одного поля, проверяется защита от невнимательного пользователя, если программа выдаёт нам предупреждение, то всё отлично, заполняем полностью все поля и добавим несколько заказов, программа должна выдать сообщение что товар успешно добавлен. На следующем этапе тестирования перейдём в базу данных заказов. В базе данных "заказы", у нас будет несколько заказов, понажимаем кнопки "Удалить одну строку" и "Удалить все данные", если всё функционирует, как и предполагается, то ошибок нет. На последнем этапе закроем окно базы данных "заказы" и заново добавим несколько заказов и повторим операции удаления, если программа работает стабильно и без ошибок, то программа прошла тестирование успешно.

7. Техническая документация

В процессе разработки была разработана программная документация на систему, включающая в себя техническое задание на разработку (Приложение А), Руководство пользователя и Руководство администратора (приложение В).

Заключение

В результате выполнения курсовой работы была разработана информационная система для фирмы проката автомобилей, позволяющая вносить в базу данных информацию о занятости автомобилей, а именно заносить информацию в базу данных о том какой автомобиль был арендован каким клиентом, на определенный срок и сумму.

Данная информационная система предназначена для фирмы занимающейся прокатом автомобилей, включает в себя базу данных содержащую информацию об предоставление конкретного автомобиля конкретному клиенту на ограниченный срок использования.

В результате применения данной информационной системы будет контролироваться аренда автомобилей между клиентами, (сокращено время обслуживания клиентов проката автомобилей, ускорен процесс добавление сведений об аренде автомобилей клиентами, повышено качество предоставления услуг проката автомобилей, сокращена трудоемкость менеджеров и улучшение прочих показателей).

На данный момент приложение ИС прокат автомобилей предоставляет ограниченный функционал и в дальнейшем может совершенствоваться, в качестве совершенствования можно добавить базы данных "Автомобили" и "Клиенты", а также добавить возможности подсчёта финансовых показателей "прокат автомобилей.

Во время эксплуатации могут быть выявлены дополнительные функции, в которых нуждается фирма проката автомобилей и добавлены разработчиком в будущих версиях приложения.

Библиографический список

1. Большаков А.А., Вешнева И.В., Мельников Л.А., Перова Л.Г. Новые методы математического моделирования динамики и управления формированием компетенций в процессе обучения в вузе. М.: Горячая линия-Телеком, 2014. 250 с. (ЭБС "Лань")

2. Губарев А.В. Информационное обеспечение системы менеджмента качества. М.: Горячая линия-Телеком, 2013. 132 с. (ЭБС "Лань")

3. Денисенко В.В. Компьютерное управление технологическими процессами, экспериментом, оборудованием. М.: Горячая линия-Телеком. 2013. 606 с. (ЭБС "Лань")

4. Дьяконов В.П. Новые информационные технологии. М.: СОЛОН_Пресс, 2008. 640 с. (ЭБС "Лань")

5. Кораблин М.А. Информатика поиска управленческих решений. М.: СОЛОН_Пресс, 2009. 192 с. (ЭБС "Лань")

6. Таганов А.И., Гильман Д.В. Методологические основы анализа и аттестации уровней зрелости процессов программных проектов в условиях нечеткости. М.: Горячая линия-Телеком. 2014. 168 с. (ЭБС "Лань")

7. Фельдман Я.А. Создаем информационные системы. М.: СОЛОН_Пресс, 2009. 120 с. (ЭБС "Лань")

8. Гагарина Л.Г., Виснадул Б.Д., Игошин А.В. "Основы технологии разработки программных продуктов" - М.: Форум: Инфра-М, 2006. 192 с.

9. Лаврищева Е.М. , Петрухин В.А. "Методы и средства инженерии программного обеспечения" - М.:МФТИ (ГУ), 2006. 305 с.

Приложения

Приложение А

Техническое задание на разработку ИС "Проката автомобилей"

Введение

Данная информационная система производит наглядное представление информации о прокате автомобилей, а именно занятости автомобилей и финансовых показателей проката автомобилей.

1. Назначение программы

1.1. Наименование программы: "Разработка информационной системы прокат автомобилей"

1.2. Назначение и область применения. Программа предназначена для автоматизации и облегчения учёта автомобилей в компании

2. Требования к программе

2.1. Требование к функциональным характеристикам. Программа должна обеспечивать возможность выполнения перечисленных ниже функций:

3. Технические требования

3.1. Требования к функциональным характеристикам

3.1.1. Состав выполняемых функций.

Единый учет автомобилей в разрезе их характеристик (марка, пробег, свободен или арендован);

Поддержка учета поступления заявок;

Перемещение автомобиля от одного клиента к другому и учет по каждому случаю аренды;

Детализированный расчет стоимости конкретного заказа.

4. Требования к программной документации

4.1. предварительный состав программной документации. Состав программной документации должен включать в себя:

4.1.1. Техническое задание

4.1.2. Программу и методики испытаний

4.1.3. Руководство оператора

5. Стадии и этапы разработки.

5.1, Стадии разработки. Разработка должна быть проведена в три стадии:

· 1, Разработка технического задания;

· 2, Рабочее проектирование;

· 3, Внедрение

5.2. Этапы разработки.

На стадии разработки технического задания должен быть выполнен этап разработки, согласования и утверждения настоящего технического задания. На стадии рабочего проектирования должны быть выполнены перечисленные ниже этапы работ:

1. Разработка программы

2. Разработка программной документации

3. Испытания программы

На стадии внедрения должен быть выполнен этап разработки подготовка и передача программы.

6. Технико-экономические показатели

Разработка и внедрение комплексной автоматизированной системы прокат автомобилей служит для быстрого, безопасного и удобного поиска свободных машин для аренды не выходя из офиса по аренде в автопарк.

Разработка ИС прокат автомобилей требует деятельности коллектива из менеджеров по продажам, администратора автопарка и клиентов автопарка. Длительность полного цикла создания программного продукта - 2 месяца.

7. Порядок контроля и приемки

После передачи Исполнителем отдельного функционального модуля программы Заказчику последний имеет право тестировать модуль в течение 10 дней. После тестирования Заказчик должен принять работу по данному этапу или в письменном виде изложить причину отказа принятия. В случае обоснованного отказа Исполнитель обязуется доработать модуль.

Приложение Б

Исходный программный код информационной системы

using System.ComponentModel;

using System.Data;

using System.Drawing;

using System.Linq;

using System.Text;

using System.Threading.Tasks;

using System.Windows.Forms;

public partial class Form1: Form

form2 form = new form2();

string nameP = "";

InitializeComponent();

if (dostup == false)

string imenov1 = textBox3.Text;

string imenov2 = textBox6.Text;

string category1 = comboBox2.Text;

string imenov3 = textBox7.Text;

string imenov4 = textBox8.Text;

string category2 = comboBox1.Text;

string imenov5 = textBox5.Text;

string imenov6 = textBox4.Text;

if (imenov1 != "" & imenov2 != "" & category1 != "" & imenov3 != "" & imenov4 != "" & category2 != "" & imenov5 != "" & imenov6 != "")

form.dataGridView1.Rows.Add(imenov1, imenov2, category1, imenov3, imenov4, category2, imenov5, imenov6);

MessageBox.Show("Заказ успешно добавлен!", "Уведомление");

MessageBox.Show("Все поля должны быть заполнены!", "Предупреждение!");

if(textBox1.Text == "Admin")

nameP = textBox1.Text;

groupBox1.Visible = true; //Открываем рабочую область

button5.Visible = true;

groupBox2.Visible = false; //Скрываем объекты

label1.Visible = false;

textBox1.Visible = false;

label6.Location = new Point(506, 12); //Меняем координаты объектов

label7.Text = nameP;

label7.Location = new Point(506, 29);

MessageBox.Show("Такого менеджера не существует, возможно вы ошиблись при вводе данных!", "Предупреждение!");

Close(); //Выход из программы

private void button5_Click(object sender, EventArgs e)

if (nameP != "")

private void textBox1_TextChanged(object sender, EventArgs e)

private void Form1_Load(object sender, EventArgs e)

groupBox1.Visible = false;

button5.Visible = false;

private void groupBox1_Enter(object sender, EventArgs e)

private void textBox3_TextChanged(object sender, EventArgs e)

using System.Collections.Generic;

using System.ComponentModel;

using System.Data;

using System.Drawing;

using System.Linq;

using System.Text;

using System.Threading.Tasks;

using System.Windows.Forms;

public partial class form2: Form

InitializeComponent();

private void button2_Click(object sender, EventArgs e)

dataGridView1.Rows.Add("01", "02", "03", "04", "05", "06", "07", "08");

private void button1_Click(object sender, EventArgs e)

private void dataGridView1_CellContentClick(object sender, DataGridViewCellEventArgs e)

private void button2_Click_1(object sender, EventArgs e)

dataGridView1.Rows.Clear(); //Удаляем все данные из таблицы БД

private void button3_Click(object sender, EventArgs e)

//Удаляем одну строчку из таблицы БД

int ind = dataGridView1.SelectedCells.RowIndex;

dataGridView1.Rows.RemoveAt(ind);

Приложение В

Руководство пользователя

1. НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Программа предназначена для фирмы занимающейся прокатом автомобилей.

2.УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

Для работы с данным программным обеспечением необходимо наличие ПК с требуемыми техническими характеристиками, а именно:

2.1. Требования к функциональным характеристикам.

2.1.1. Состав выполняемых функций.

Разрабатываемое ПО должно обеспечивать:

поступление новых заявок на аренду;

списание и перевод заявок в другие точки аренды;

учет поступивших заказов клиентов, их выполнения или информации об отказе;

введение данных о менеджере (ФИО, стаж работы в этой области);

перечень автомобилей в разрезе их характеристик (цвет, класс, мощность и т.д.).

По отдельному запросу осуществляются внутренние настройки.

В конце отчетного периода система должна архивировать данные.

2.1.2. Организация входных и выходных данных.

Входные данные поступают, вводятся с клавиатуры, и выходные данные выводятся на экран, при необходимости выводятся на печать.

2.2. Требования к надежности.

Для обеспечения надежности необходимо: проверять корректность получаемых данных, ежедневно обновлять базу данных и установить защиту от изменения данных в базе и её технических элементов.

3. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Для работы в данной ИС необходимо выполнить запуск ИС, затем ввести допустимую входную информацию или выполнить запрос.

4. СООБЩЕНИЯ ОПЕРАТОРУ.

- "Заказ успешно добавлен!" - добавлена информация о заказе

Руководство администратора

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОГРАММЕ.

ИС прокат автомобилей - является информационной системой для регулярной аренды автомобилей в фирме по прокат автомобилей.

2. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ.

Данная информационная система имеет возможность, хранения заказов и настраиваемую структуру базы данных. Эта система является бесплатной, имеет хорошо продуманную структуру и набор всех необходимых инструментов (например: текстовые поля, кнопки).

3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ.

Присутствует поддержка горячих клавиш при работе с диалоговыми окнами. Сообщение об ошибках закрывается при нажатии клавиши Enter.

Происходит вывод из БД, в котором представлена вся необходимая информация о заказах.

В программе присутствует защита от "невнимательных пользователей". Так же работа программы приостанавливается, если информация введена некорректно.

4. СООБЩЕНИЕ СИСТЕМНОМУ ПРОГРАММИСТУ.

Вывод ошибок при некорректном запуске программы.

Вывод ошибок при некорректном сохранение данных программы.

Внесение неправильных изменений в программу, также могут привести к системной ошибке.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Принципы разработки программы для хранения информации о клиентах, которым предоставляются услуги проката автомобилей, а так же для осуществления оперативного поиска необходимой информации. Структура программного модуля. Описание руководства программиста.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2014

    Разработка информационной системы, предназначенной для структурированного хранения данных и вывода информации об имеющихся моделях автомобилей и их технических характеристик, дополнительных услуг, стоимости аренды, клиентах, статистических данных за год.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2015

    Разработка информационной системы на платформе "1С:Предприятие 8.0" для автоматизации документооборота и учета по приему аварийных автомобилей и составлению заказ-нарядов. Проектирование интерфейса. Построение логической и физической моделей данных.

    дипломная работа , добавлен 14.02.2015

    Разработка базы данных фирмы, представляющей в прокат автомобили; спецификация требований. Создание инфологической модели предметной области. Определение сущности, ее атрибутов и связей между ними; структура таблиц. Реализация базы данных в MS SQL Server.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2015

    Ключевые потребности пользователей. Работа с учетными записями пользователей. Регистрация заказа. Обработка электронных платежей. Выявление технически подготовленных автомобилей. Разработка диаграмм вариантов использования. Проектирование базы данных.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2014

    Проектирование процесса автоматизации оформления продаж автомобилей в автосалоне. Описание бизнес-процессов учета автомобилей. Исследование информационных потоков. Анализ входной и выходной информации. Алгоритмы решения задачи и их машинная реализация.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2014

    Информационные технологии: современное состояние, роль в бизнесе и тенденции развития. Анализ информационной культуры предприятия. Разработка базы данных "Base" и программного обеспечения, обслуживающего базу. Описание интерфейса информационной системы.

    дипломная работа , добавлен 02.11.2015

    Проектирование, разработка и внедрение информационной системы, предназначенной для автоматизации документооборота и учета по приему аварийных автомобилей и составлению заказ-нарядов. Взаимодействие приложения с источниками данных. Оценка стоимости ПО.

    дипломная работа , добавлен 08.02.2015

    Проектирование информационной системы, используемые в данном процессе методики и модели. Требования к возможностям и функциональности. Описание хранилища данных. Разработка классов, архитектуры, расширений. Формирование руководства пользователя.

    дипломная работа , добавлен 02.08.2015

    Проектирование модели базы данных станции технического обслуживания автомобилей в режиме диалога. Предусмотрена возможность ввода начальных данных (владельцы автомобилей, неисправности и пр.), внесения изменений и получения справок в отчете MS Access.