Ввозные таможенные пошлины вводятся в действие. Характеристика таможенных пошлин

Таможенные пошлины относятся к наиболее традиционным и в то же время наиболее активно применяемым мерам государственного регулирования экспортно-импортных операций. Такое их положение определяет многообразие форм, в которых они выступают, и объем задач, выполняемых ими для государственного регулирования внешней торговли. Таможенная пошлина - особая форма налога, взимаемого при пересечении товаром таможенной границы. В зависимости от того, накладываются ли они на импортируемый, экспортируемый или проходящий транзитом товар, они называются, соответственно, импортными, экспортными или транзитными.

Импортная пошлина - пошлина на ввозимые в страну товары с целью защиты внутреннего рынка и пополнения бюджета. В дальнейшем речь будет идти прежде всего об импортных пошлинах, являющихся главным средством национального протекционизма.

На начальном этапе развития капитализма с помощью импортных пошлин обеспечивались налоговые поступления; сейчас их значимость резко сократилась, а фискальные функции выполняют другие налоговые поступления (например, налог на прибыль). Если в США еще в конце девятнадцатого столетия за счет импортных пошлин покрывалось до 50% всех поступлений в бюджет, то в настоящее время эта доля не превышает 1,5%. Не превышает нескольких процентов доля поступлений от импортных пошлин и в бюджете подавляющего большинства промышленно развитых стран.

Другими словами, если в начале своего существования импортные пошлины обеспечивали получение денежных средств, т.е. играли фискальную роль, то сегодня их функции связаны в первую очередь с обеспечением проведения определенной торгово-экономической политики.

В развивающихся странах, наоборот, импортные пошлины используются прежде всего как средство финансовых поступлений. Это объясняется относительно большей возможностью контроля и простотой процедуры сбора налогов с товаров, пересекающих таможенную границу.

Реже используются экспортные пошлины . Их цель – получение дополнительного количества валюты для пополнения государственной казны.

Экспортные пошлины - пошлины, удорожающие стоимость ввозимых товаров на международном рынке, применяются, когда государство стремится ограничить вывоз данного товара. Например, для ограничения вывоза необработанной древесины из страны Австрия взимает экспортные пошлины с вывозимых неокорённых балансов.

В других случаях задачей экспортных пошлин, взимаемых странами, обла­дающими монопольными природными преимуществами, является ограничение поставок на мировой рынок сырьевых товаров, увеличение цен и повышение доходов казны и производителей. Такая задача ставится при налогообложении экспорта риса Таиландом и Мьянмой, какао-бобов Ганой и кофе Бразилией. Аналогичную роль играют экспортные пошлины на сырье в России.

В развитых капиталистических странах экспортные пошлины практически не применяются. Конституция США даже запрещает их использование.

Транзитные пошлины - пошлины на товары, пересекающие национальную территорию транзитом. Они сдерживают товарные потоки, рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей и сейчас практически не применяются.

Специфическая пошлина - пошлина, устанавливаемая с единицы измерения (веса, площади, объема и т.д.) в виде фиксированной суммы.

Специфические пошлины используются для налогообложения сырьевых товаров, т.е. стандартных, больших по объему товарных масс.

Исчисление пошлины с веса производится с веса брутто или нетто. Таможенный вес брутто, в отличие от общепринятого понятия, может исключать внешнюю транспортную упаковку. В то же время вес нетто может включать непосредственную упаковку, в которой реализуется товар.

До второй мировой войны, когда основная часть мировой торговли приходилась на сырье, 60-70% всех пошлин были специфическими. Последние особенно эффективны в условиях снижения цен на товары, т.е. в периоды депрессии и кризисов. Практика применения специфических пошлин требует более подробной, детальной разбивки товаров по позициям с тем, чтобы каждый товар имел свой фиксированный уровень налогообложения.

Практическое использование специфических пошлин не представляет каких-либо технических сложностей. Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, ими облагаются главным образом сырьевые товары.

Преимущество специфических пошлин заключается в том, что при их применении для исчисления размеров таможенного сбора не требуется перевода иностранной валюты в национальную.

Адвалорные пошлины - пошлины, взимаемые в процентах от цены товара.

Использование адвалорных пошлин требует проведения таможенной оценки товара с целью определения его реальной стоимости.

Возникает вопрос: какие издержки, связанные с поставкой товаров, следует включать в стоимость, подлежащую налогообложению? Страна вправе использовать цену СИФ (включающую стоимость страхования и фрахта) или цену ФОБ (свободно на борту). Вариантом цены ФОБ может быть цена ФАС (свободно вдоль борта), которая меньше цены ФОБ на стоимость погрузочных работ. Цена СИФ совпадает со стоимостью товара в порту прибытия судна и выше цены на стоимость транспортных расходов и страхования товара в пути.

В развитых странах процедура определения стоимости товара основыва­ется на положениях заключенного в рамках ГАТТ соглашения по таможенной оценке. В большинстве случаев за базу для взимания пошлины принимается цена товара, указанная в счете-фактуре. Таможенная стоимость товара- стоимость, включающая в себя цену товара плюс расходы по его транспортировке и страхованию.

Адвалорная пошлина более удобна при импорте машинотехнических изделий, для которых свойственны высокая подвижность цен и значительная дифференциация производимой продукции. Такая пошлина динамично реагирует на изменение цен в условиях “плавающих” курсов валют или в случае обесценивания национальной валюты, оставляя уровень таможенной защиты неизменным.

После второй мировой войны, когда во всем мире наблюдалась тенденция повышения цен и постоянно увеличивалась доля технологически сложных готовых изделий, страны постепенно перешли на адвалорные пошлины. Сейчас 70-80% всех таможенных пошлин приходится на долю адвалорных.

Альтернативная пошлина - пошлина, взимаемая по усмотрению таможенных властей в виде адвалорной или специфической пошлины, в зависимости от того, какая из них дает наибольшую величину таможенного сбора.

В некоторых случаях в таможенно-тарифной практике по отдельным тарифным позициям взимаются одновременно обе пошлины: и адвалорная, и специфическая.

Как уже отмечалось, в настоящее время таможенное обложение в странах Запада находится на относительно низком уровне. Так, среднеарифметический уровень пошлин, рассчитанный для таможенных тарифов США, Японии, единого таможенного тарифа ЕС, Швеции, Швейцарии, Норвегии, Австрии, Канады и Финляндии, составляет 6,4% а средневзвешенный – 4,7%. Среднеарифме­тический уровеньпошлин для США, Японии и ЕС колеблется в пределах 1-6%, а средневзвешенныйсоставляет соответственно 4,4, 2,8 и 4,7%.

Уровень пошлин по первой категории товаров увеличивается прогрессивно в зависимости от степени обработки, так тарифная эскалация направлена на защиту промышленности, выпускающей готовые резинотехнические изделия. По группе текстильных товаров высокие пошлины на ткани (равные или даже превышающие пошлины на готовые изделия) свидетельствуют о том, что тарифный протекционизм в рассматриваемых странах направлен на ограждение всей национальной текстильной промышленности от иностранной конкуренций (табл.4).

Особенно неблагоприятно тарифная эскалация в развитых капиталистичес­ких странах отражается на экспорте развивающихся и ряда восточноевропейских стран. Это связано с тем, что существенная доля в их вызове приходится на товары традиционных отраслей промышленности, которые в наибольшей мере подвергаются тарифной эскалации.

В Швеции, Швейцарии, Норвегии уровень таможенного обложения несколько ниже средневзвешенного показателя для развитых капиталистических стран и составляет (%, в скобках – среднеарифметический) 4,1 (4,8), 3,2 (6,7) и 2,3 (2,9) соответственно. В Австрии и Канаде таможенное обложение, наоборот, значительно превышает средний уровень, и аналогичные показатели составляют 7,8 (8,1) и 7,9 (7,3).

Среднеарифметический уровень рассчитывается путем суммирования всех ставок пошлин и деления суммы на число облагаемых пошлинами тарифных позиций. Средневзвешенный уровень учитывает объем импорта, проходящего по каждой тарифной позиции.

Ограничительная функция таможенных тарифов реализуется в основном посредством сохранения высоких ставок пошлин на ряд товаров или путем прогрессивного повышения ставок пошлин в зависимости от степени обработки импортируемой продукции. Например, существенный разрыв между средневзвешенным и среднеарифметическим показателем для Финляндии свидетельствует о наличии в этой стране значительного числа высоких ставок пошлин, которые являются практически запретительными для ввоза соответствующих товаров.

Порядок взимания таможенных импортных пошлин и их размеры установлены законом РФ «О таможенном тарифе». Импортные таможенные пошлины устанавливаются в процентах от таможенной стоимости товаров и оплачиваются в рублях или валюте. Импортным таможенным пошлинам принадлежит особая роль в системе таможенных платежей.

Эти пошлины выполняют не только фискальную, но и регулирующую функцию. Импортная таможенная пошлина является косвенным налогом, поскольку уплачиваются авансом до реализации товара, а затем включается в цену реализуемого товара и оплачивается конечным потребителем.
При этом используют следующую формулу расчета импортной таможенной пошлины:
Пи= ТСК/100%, где
Т - таможенная стоимость импортируемого товара
С - ставка импортной таможенной пошлины
К - валютный курс рубля, котируемый ЦБ России на день таможенного оформления.
В России с 1994 года применяют следующие методы определения таможенной стоимости импортируемых товаров:
Метод 1 - по цене сделки с ввозимыми товарами
Метод 2 - по цене сделки с идентичными товарами
Метод 3 - по цене сделки с однородными товарами
Метод 4 - метод вычитания стоимости
Метод 5 - метод сложения стоимости
Метод 6 - резервный метод.

Метод 1. Базой для определения таможенной стоимости первым методом принимается цена сделки непосредственно с теми товарами, которые подлежат оценке. Цена сделки - это цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимые товары.
Таможенную стоимость по этому методу определяют по формуле:
Т=Цсд+Рн, где Т - таможенная стоимость товара, Цсд - цена сделки по ввозимому товару, Рн - накладные расходы (расходы на поставку товара до места ввоза, расходы на упаковку).

Метод 2. Базой для определения таможенной стоимости вторым методом принимается цена сделки с идентичным товаром. Под идентичным товаром понимаются товары, одинаковые во всех отношениях с оцениваемыми товарами, в том числе по следующим параметрам:
- назначение и характеристика
- качество, наличие товарного знака и репутация на рынке
- страна происхождения, производитель
Незначительные различия во внешнем виде не могут служить основанием для отказа в рассмотрении товаров как идентичных. Товары, произведенные разными лицами, могут считаться идентичными только в том случае, если у декларанта и таможенных органов не имеется сведений об идентичных товарах, произведенных лицом, которое изготовило оцениваемые товары. Цена сделки с идентичными товарами принимается в качестве базы для определения таможенной стоимости, если эти товары:
- проданы для ввоза на территорию РФ
- ввезены одновременно или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров
- ввезены на тех же коммерческих условиях и примерно в том же количестве, что и оцениваемые товары
Таможенную стоимость по второму методу определяют по формуле:
Т=Цид+Рн, где Т - таможенная стоимость, Цид - цена сделки по товару, идентичному ввозимому, Рн - накладные расходы.

Метод 3. Базой при определении таможенной стоимости методом оценки по цене сделки с однородными товарами принимается цена сделки по товарам, однородным с импортируемыми. Однородными товарами считаются товары, хотя и не являющимися одинаковыми во всех отношениях, но имеющие сходные характеристики и состоящие их схожих компонентов. Это позволяет им выполнять те же функции, которые выполняют оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми.
Таможенную стоимость по третьему методу определяют по формуле:
Т=Цод+Рн, где Т - таможенная стоимость, Цид - цена сделки по товару, однородному ввозимому, Рн - накладные расходы.

Метод 4. Метод вычитания стоимости применяется, если оцениваемые идентичные или однородные товары продаются на территории РФ в неизменном состоянии.
Базой при этом принимается цена единицы товара, по которому оцениваемые идентичные или однородные товары продаются наибольшей партией на территории страны в период, максимально приближенный ко времени ввоза (не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров), покупателю, не зависимому от продавца.
Таможенную стоимость по четвертому методу определяют по формуле:
Т=Цпр+Ртр, где Т - таможенная стоимость, Цид - цена продажи товара на территории России, Ртр - транспортные расходы на территории РФ и суммы импортных таможенных пошлин, сборов, налогов, уплачиваемых в России.

Метод 5. При отсутствии случаев продажи оцениваемых идентичных или однородных товаров в таком же состоянии, в каком они находились в момент ввоза, по просьбе декларанта может использоваться цена единицы товара, прошедшего переработку, с поправкой на добавленную стоимость.
Базой для определения таможенной стоимости методом сложения стоимости принимается цена товара, рассчитанная путем сложения:
- стоимости материалов и иных издержек, понесенных изготовителем в связи с производством оцениваемого товара
- общих затрат, характерных для продажи в РФ из страны-экспортера товаров того же вида, в том числе стоимости транспортировки, погрузочно-разгрузочных работ, страхования до места таможенного оформления на территории РФ.
- прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки в РФ таких товаров
При определении таможенной стоимости с помощью данного метода должны учитываться все расходы, включаемые в цену товара.
Таможенную стоимость по пятому методу определяют по формуле:
Т=Зи+Рн+Пэ, где Т - таможенная стоимость, Зи - затраты изготовителя импортного товара, Рэ - прибыль, получаемая экспортером от продажи товара.

Метод 6. Если таможенная стоимость не может быть определена декларантом в результате последовательного применения всех вышеперечисленных методов таможенные органы аргументировано полагают, что эти методы нельзя было использовать, таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется и обосновывается с учетом мировой таможенной практики. При этом иные способы определения таможенной стоимости должны соответствовать законодательству РФ и принципам таможенной оценки ГАТТ (Генеральное соглашение о тарифах и торговле).
Таможенные органы обязаны при применении резервного метода предоставить декларанту имеющуюся в их распоряжении ценовую информацию.
Базой определения таможенной стоимости при этом будут выступать:
- цена товара на внутреннем рынке
- цены на товары отечественного происхождения
- цена товара, поставляемого из страны-экспортера в третьи страны
- произвольно установленная или достоверно неподтвержденная цена
Таможенная стоимость по резервному методу определяется в соответствии со следующей формулой:
Т=Цмир, где Цмир - цена, устанавливаемая таможней с учетом мировой таможенной практики.
Во всех странах, и в России в том числе, важное значение придают совершенствованию и ужесточению контроля за стоимостью импортируемых товаров, поскольку ее занижение стало главным способом ухода импортеров от уплаты пошлин и НДС.
Отечественные эксперты считают, что таможенная стоимость реально занижена как минимум в 2 раза. Расхождения в оценках вызваны тем, что российская методика отличается международной. Кроме того, западные экспортеры завышают таможенную стоимость, что позволяет им увеличивать суммы возвращаемого НДС (в Европейском союзе, как и в России, при экспорте товаров НДС возвращается экспортеру).
Еще один способ ухода от уплаты таможенных пошлин - контрабанда под видом временного вывоза сырья на давальческой основе с последующим беспошлинным ввозом продуктов его переработки.
Ставки импортных таможенных пошлин дифференцированы прежде всего в зависимости от страны происхождения товара.
Правительство РФ устанавливает базовые ставки ввозимых таможенных пошли в отношении товаров, происходящих из стран, которым Россия предоставляет режим наиболее благоприятствуемой нации в торгово-экономических отношениях. Эти ставки применяются независимо от страны отправления указанных товаров.
Для товаров, происходящих из стран, которым Россия не предоставила режим наиболее благоприятствующей нации, и товаров, страна происхождения которых не установлена, ставки импортных таможенных пошлин увеличиваются вдвое.
В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей схемой преференции России, ставки импортных таможенных пошлин уменьшаются в 2 раза.
Импортируемые товары из наименее развитых стран - пользователей схемой преференции России вообще освобождены от ввозных таможенных пошлин.
Преференциальный режим - особый льготный экономический режим, предоставленный одним государством другому без распространения на другие страны. Применяется он в виде:
1) скидок или отмены таможенных пошлин на ввозимые товары
2) специального валютного режима
3) льготного кредитования или страхования внешнеторговых операций
4) предоставление финансовой и технической помощи
В России преференциальный режим может применяться при условии получения надлежащим образом оформленного удостоверения о происхождении товаров не позднее чем через год со дня осуществления таможенного оформления.
Однако преференциальный режим при импорте может устанавливаться не на все товары. Перечень таких товаров устанавливается правительством РФ. В настоящее время этот режим не распространяется, в частности, на магнитофоны, автомобили, бижутерию, некоторые виды часов, одежды, обуви, алкогольных напитков и тд.
Иными словами, размер ставок импортных таможенных пошлин или освобождение от них зависит от страны происхождения товаров.
Страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке. Под страной происхождения товара также может пониматься группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны, если есть необходимость их выделения.
К товарам, полностью произведенным в данной стране, относятся:
1) добытые полезные ископаемые
2) выращенная и собранная растительная продукция
3) родившиеся и выращенные животные
4) продукция охотничьего, рыболовного и морского промыслов
5) товары, произведенные исключительно из этой продукции
Сертификат о происхождении товара предоставляется вместе с таможенной декларацией и другими документами, предоставляемыми при таможенном оформлении.
Таможенными пошлинами облагаются большинство видов товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения. После принятия Федерального закона «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности отменены ранее предоставляемые индивидуальные таможенные льготы». Остались лишь льготы, которые распространяются на товары, ввозимые в качестве гуманитарной, безвозмездной помощи, на благотворительные цели и тд.
Импортными таможенными пошлинами не облагаются товары (за исключением подакцизных) ввозимые на территорию России в качестве вклада иностранного учредителя в уставный фонд организации с иностранными инвестициями, на период формирования этого фонда, установленный учредительными документами, но не свыше одного года с момента регистрации предприятия.
Уровень пошлин определяется в первую очередь степенью экономического развития страны, чем она ниже, тем ставки пошлин выше, поскольку с помощью последних защищаются от чрезмерной иностранной конкуренции недостаточно развитые отрасли отечественной промышленности. Особенно высокие пошлины, нередко достигающие 50% и более, устанавливаются в развивающихся странах.
Пошлины уплачиваются в момент принятия грузовой таможенной декларации для таможенного оформления. Оплата производится в рублях либо в иностранной валюте, за исключением случаев, когда такой платеж может быть уплачен только в иностранной валюте. Пересчет иностранной валюты в рубли производится по курсу, установленному центральным банком России на дату принятия грузовой таможенной декларации.
В исключительных случаях таможенный орган, производящий таможенной оформление, может предоставить плательщику отсрочку или рассрочку уплаты пошлин на срок 2 месяца с момента принятия декларации к оформлению. За предоставление отсрочки или рассрочки взимаются проценты по ставкам, установленным ЦБ по предоставляемым им кредитам. Отсрочка или рассрочка платежа предоставляется только в случае уплаты таможенных платежей в виде гарантии третьего лица (банка или иного кредитного учреждения, получившего лицензии ЦБ на проведение операций в иностранной валюте). За время задолженности, возникшей в результате неуплаты или просрочки уплаты таможенной пошлины, таможенными органами взыскивается пеня в размере 0,3% суммы недоимки за каждый день просрочки, включая день уплаты или взыскания в бесспорном порядке. При взыскании таможенной пошлины, по которой предоставлялась отсрочка или рассрочка платежа, пеня начисляется на всю сумму недоимки, включающую в себя как саму неуплаченную пошлину, так и проценты за предоставленную по ней отсрочку или рассрочку.
Неуплаченные таможенные пошлины, а также пеня взыскиваются с юридических лиц в течение шести лет с момента образования недоимки, а с физических — в течение трех лет (ст. 24 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации").
В пункте 2 Закона “О таможенном тарифе” закрепляется, что таможенная пошлина вносится в федеральный бюджет. Эта норма впоследствии была повторена в статье 401 Таможенного кодекса: "Средства, полученные от взимания таможенными органами РФ таможенных пошлин, НДС и акцизов, вносятся в федеральный бюджет".

Наиболее традиционным и в то же время наиболее активно при меняемым средством государственного регулирования экспортно-им портных операций являются таможенные пошлины.

Различают импортные, экспортные и транзитные пошлины.

Наиболее часто встречаются импортные пошлины – налогообложение ввозимых в страну товаров.

Импортные пошлины подразделяются на фискальные и протекционистские . Фискальные пошлины применяются в отношении товаров, которые не производятся внутри страны. Протекционистские пошлины предназначаются для защиты местных производителей от иностранных конкурентов.

Импортные пошлины используются либо как средство финансовых поступлений (чаще в развивающихся странах), либо как средство проведения определенной торгово-экономической политики.

Экспортные пошлины используются реже. Они удорожают стоимость товара на мировом рынке, поэтому их используют в тех случаях, когда государство стремится ограничить вывоз данного товара. Задачей экспортных пошлин, взимаемых странами, обладающими монопольными природными преимуществами, является ограничение поставок на мировой рынок сырьевых товаров, увеличение цен и повышение доходов государства и производителей.

В развитых странах экспортные пошлины практически не применяются. Конституция США даже запрещает их использование.

Транзитные пошлины – это пошлины, которые взимаются с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом. Они сдерживают товарные потоки и рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие нормаль­ное функционирование международных связей. В настоящее время практически не применяются.

Существуют две основные методики установления уровня тамо­женных пошлин:

1. Величина пошлины определяется в виде фиксированной суммы с единицы измерения (веса, площади, объема и т. д.). Такая пошлина называется специфической. Она особенно эффективна в условиях сни­жения цен на товары – в периоды депрессии и кризисов.

2. Пошлина устанавливается в виде процента от декларируемой продавцом стоимости товара. Эта пошлина называется адвалорной.

Адвалорная пошлина более удобна при импорте машинно-техни­ческих изделий. Сейчас на долю адвалорных пошлин приходится 70-80% всех таможенных пошлин Действует еще промежуточная методика, заключающаяся в том, что таможня получает право самостоятельно выбирать между специфической и адвалорной пошлинами в зависимости от того, какая из них выше. Подобная пошлина – альтернативная.

До второй мировой войны, когда основная часть мировой торгов­ли приходилась на сырье, 60-70 всех пошлин были специфичес­кими Специфическими, как правило, являются экспортные пошли­ны, ими облагаются главным образом сырьевые товары.

Торгующие страны могут находиться в различных договорно-политических отношениях: являться членами таможенного или эконо­мического союза, иметь подписанный договор о предоставлении им режима наибольшего благоприятствования или, наконец, не иметь никаких специальных соглашений в сфере торговли.

В зависимости от режима устанавливаются пошлины, взимаемые с поставляемого товара. Они бывают: преференциальные (особо льгот­ные), договорные (минимальные) и генеральные (автономные), то есть максимальные.

Ставки преференциальных пошлин ниже минимальных и зачастую равны нулю. Право использования преференциальных пошлин полу­чают страны, входящие в экономические интеграционные группи­ровки: зоны свободной торговли, таможенные и экономические союзы и т.д. Например, страны Европейского Союза предоставляют друг другу по импорту товаров преференциальные пошлины (равные нулю), которые не распространяются на другие страны.

Договор, в котором принимается решение о предоставлении договорных, или минимальных, пошлин, называется договором о «режиме наибольшего благоприятствования» (РНБ). Он формулирует обязательство подписавших его сторон не взимать с импортируемых товаров пошлины, превышающие по размерам величину пошлин, взимаемых с товаров любых третьих стран. Такое положение называется режи­мом недискриминации. Государства, подписавшие подобные договоры, берут на себя обязательство облагать одинаковыми пошлинами това­ры всех стран контрагентов.

Генеральная (максимальная) пошлина в два-три раза выше всех остальных, и ее применение фактически дискриминирует товары, вво­зимые из конкретной страны. Примером использования генеральных (автономных) пошлин может быть их взимание при ввозе товаров из СССР в США в период холодной войны.

Предыдущая