Установление пошлин на ввозимые в страну товары. Импортная пошлина

ИМПОРТНАЯ ПОШЛИНА
ВВОЗНАЯ ПОШЛИНА ИМПОРТНАЯ ПОШЛИНА - таможенная пошлина, взимаемая при ввозе (импорте) товаров и транспортных средств. В.п. - один из способов регулирования внешнеторговой деятельности. Используется для повышения цен на импортные товары в целях обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров в протекционистских целях: создание преимуществ для отдельных государств. Дает возможность повышать цены на отечественные товары до уровня мировых цен, увеличенных на размер таможенных платежей.
Базой для исчисления ввозных пошлин служит таможенная стоимостьтовара - В.п. представляет собой определенный процент от нее. Система определения таможенной стоимости предусм. отрена в ГАТТ. Национальный акт, устанавливающий методы оценки таможенной стоимости товаров, - Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 "О таможенном тарифе". В отношении товаров, облагаемых ввозными таможенными пошлинами по ставкам в евро за единицу товара, основой для исчисления В.п. является соответствующее количество товара. Ставки ввозных таможенных пошлин дифференцируются в зависимости от страны происхождения товаров. Не облагаются таможенными пошлинами товары, ввозимые в РФ и происходящие с территории государств СНГ. Общая тенденция состоит в увеличении минимального размера пошлин, сокращении беспошлинных ставок на импортные товары. В.п. взимаются таможенными органами до или в момент принятия таможенной декларации. По общему правилу товары, не оплаченные В,п., выпуску не подлежат. Вместе с тем таможенные органы могут предоставить отсрочку или рассрочку уплаты. В.п. оплачивается в рублях или свободно конвертируемой валюте по курсу ЦБ, действующему на день принятия декларации к оформлению...Диканова T.A.

Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ИМПОРТНАЯ ПОШЛИНА" в других словарях:

    Таможенная пошлина, взимаемая с импортируемых в страну товаров и транспортных средств. Импортные пошлины применяются: для пополнения государственных доходов; для защиты внутреннего рынка от проникновения иностранных товаров; с целью создания… … Финансовый словарь

    Таможенная пошлина, взимаемая с импортируемых в данную страну товаров и транспортных средств. Применяется для пополнения государственных доходов, защиты внутреннего рынка от проникновения иностранных товаров, а также с целью создания преимуществ… … Юридический словарь

    импортная пошлина - Таможенная пошлина, взимаемая с импортируемых в страну товаров и транспортных средств. Импортные пошлины применяются для регулирования внешней торговли товарами, защиты внутреннего рынка, пополнения государственного бюджета, а также с целью… … Справочник технического переводчика

    ИМПОРТНАЯ ПОШЛИНА - таможенная пошлина, взимаемая с импортируемых в данную страну товаров и транспортных средств. Применяется для пополнения государственных доходов, защиты внутреннего рынка от проникновения иностранных товаров, а тж. с целью создания преимуществ… … Юридическая энциклопедия

    импортная пошлина - Денежный сбор, взыскиваемый государством с товаров, ввозимых из за границы … Словарь по географии

    Таможенная пошлина, взимаемая с импортируемых в данную страну товаров и транспортных средств. Применяется для пополнения государственных доходов, защиты внутреннего рынка от проникновения иностранных товаров, а т.ж. с целью создания преимуществ… … Энциклопедический словарь экономики и права

Контрольная работа

Таможенная пошлина и таможенный тариф



1. Классификация и виды таможенных пошлин. Виды ставок таможенных пошлин.

Таможенный тариф, его значение и принципы построения.

Трансформация таможенного тарифа Республики Беларусь под влиянием интеграционных процессов и подготовки ко вступлению Республики Беларусь в ВТО.

Литература


1. Классификация и виды таможенных пошлин. Виды ставок таможенных пошлин


Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый государством при перемещении товаров через его таможенную границу и являющийся неотъемлемым условием такого перемещения.

Таможенные пошлины классифицируются по следующим признакам.

По направлению движения товара пошлины бывают:

импортные - наиболее часто встречаются, применяются для защиты национального производства, уровня внутренних цен, а также для фискальных и стимулирующих целей.

экспортные - применяются значительно реже, обычно когда наблюдается нехватка той или иной продукции внутри страны, а также в фискальных целях. Увеличивая цену отечественных товаров на зарубежных рынках они препятствуют экспорту.

РБ применяет экспортные пошлины в основном на сырьевые товары (древесину, калийные удобрения, нефтепродукты). И через взимание экспортных пошлин перераспределяется в пользу общества часть дохода импортера от экспорта таких товаров.

транзитные - взимаются за перемещение товара через территорию государства. В настоящее время практически не применяются.

С учетом характера закрепления (установления) таможенные пошлины классифицируют следующим образом:

автономные - устанавливаемые государством вне зависимости от существующих договоров и международных обязательств;

конвенционные - закрепляемые в рамках договоров и международных обязательств (от слова конвенция - международное соглашение).

В связи с распространением в международной торговле правового принципа наиболее благоприятствуемой нации (или режима наибольшего благоприятствования - РНБ), который реализуется, как отмечалось ранее, установлением во взаимной торговле режима наибольшего благоприятствования, конвенционные ставки таможенных пошлин применяемые в отношении товаров, происходящих из стран, с которыми государство имеет юридически закрепленный принцип РНБ, получили название ставок РНБ. Значение ставок РНБ ниже, чем величина автономных ставок.таможенный пошлина тариф интеграционный

В современной системе международной торговли наибольшее распространение получили конвенционные ставки пошлин.

преференциальные - пониженные ставки таможенных пошлин, устанавливаемые развитыми государствами в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в рамках Общей системы преференций (ОСП).

Кроме того, могут применяться особые виды таможенных пошлин. Так, Законом РБ «О таможенном тарифе» в целях защиты экономических интересов РБ к ввозимым товарам могут временно применяться следующие виды особых таможенных пошлин:

  • специальные пошлины;
  • антидемпинговые пошлины;
  • компенсационные пошлины.

Специальные пошлины применяются как защитная мера, если товары ввозятся в РБ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров или как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы РБ, со стороны других государств или их союзов.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях экспорта на таможенную территорию РБ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране экспорта в момент этого экспорта, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Республике Беларусь.

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Республике Беларусь.

Согласно положениям ГАТТ/ВТО демпингом считается ситуация, когда экспортная цена товара, предназначенного на рынок другой страны, ниже нормальной стоимости аналогичного товара. Минимальная стоимость - это цена, устанавливаемая в обычных условиях торговли на аналогичный товар, предназначенный для внутреннего потребления в экспортирующей стране или стране его происхождения.

Применению особых видов таможенных пошлин (специальных, антидемпинговых и компенсационных) предшествует расследование, проводимое в целях доказательства обоснованности их применения и обоснования величины ставок. Расследование проводится для каждого случая и размер специальной пошлины должен быть соотносим с величиной установленного расследованием демпингового занижения цены, субсидий и выявленного ущерба.

По экономическому характеру пошлины бывают:

Фискальные пошлины обеспечивают максимально возможный приток доходов в государственную казну. В принципе любая пошлина пополняет бюджет и выполняет фискальную функцию. Но есть товары, которые облагаются пошлинами исключительно в фискальных целях. Примером могут служить импортные пошлины на товары, которые в данной стране не производятся (тропические фрукты в РБ).

Протекционистские пошлины устанавливаются для защиты национальной промышленности от более конкурентоспособной иностранной продукции. Они обычно применяются на этапе индустриализации или развития отдельных отраслей.

Уровень ввозных пошлин, как правило, выше в тех странах, в которых экономика менее конкурентоспособна, национальные издержки производства относительно выше, а качество ниже мирового уровня. В развивающихся странах на промышленные товары применяются более высокие импортные пошлины, чем в экономически развитых странах. Высокие ввозные пошлины защищают промышленность развивающихся стран от конкуренции экономически развитых стран. Длительное их применение моет привести к застою в производстве, т.к. из-за отсутствия иностранной конкуренции снижается стремление к повышению производительности труда и техническому развитию.

Пошлина может выполнять стимулирующую функцию в случае, если в страну в большом количестве ввозится импортный товар, облагаемый высокой ставкой. При этом у иностранного или отечественного производителя (инвестора) появляется экономический интерес организовать производство этого товара в РБ. При неизменной цене внутреннего рынка, на первых порах, это позволит ему получать высокую прибыль за счет того, что ранее уплачиваемая в бюджет пошлина будет доставаться ему.

По видам ставок пошлины бывают:

адвалорные - наиболее распространенные, устанавливаются в процентах от таможенной стоимости товара, н апример: 10% Является основным видом ставок таможенных пошлин. ВТО рекомендует применять исключительно адвалорные ставки;

специфические - устанавливаются в евро на единицу товара в натуральных единицах измерения, например: 1 евро/кг, 3 евро/пару;

комбинированные - сочетают оба вышеуказанных вида ставок и бывают двух типов:

1.например, 15% но не менее 2 евро/шт.

2.например, 10% плюс 3 евро/кг (она так же называется смешанной).

Для первого случая при расчете суммы таможенной применяется следующее правило:

) исчисляется сумма таможенной пошлины с применением адвалорной составляющей комбинированной ставки пошлины;

) исчисляется сумма пошлины с применением специфической составляющей комбинированной ставки пошлины;

) уплате подлежит наибольшая из исчисленных сумм таможенных пошлин по адвалорной и специфической составляющим.

Адвалорные ставки таможенных пошлин наиболее распространены в мировой практике. Свои рекомендации по применению исключительно адвалорных ставок пошлин ВТО мотивирует тем, что цена товара, сформированная рынком в условиях свободной конкуренции является наиболее общей и интегрированной характеристикой товара, отражающей его нужность, полезность, востребованность, качество и т.д. и поэтому именно эту величину (цену) нужно облагать пошлиной.

Например, весной первая импортная клубника стоит очень дорого, через неделю цена снижается в несколько раз, а еще через несколько дней она становиться совсем низкой. И это объективно. Таким образом, применение адвалорных ставок таможенных пошлин позволяет учитывать конъюктуру рынка, колебания цен в зависимости от урожайности и т.д.

Эффективному применению адвалорных ставок мешают существующие сложности с верным определением таможенной стоимости. Импортеры стараются ее занизить, что снижает сумму таможенной пошлины.

С точки зрения ВТО неадвалорные (специфические и комбинированные) ставки обоснованно могут применяться развивающимися странами в связи с несовершенством их таможенного администрирования (невозможности эффективно контролировать таможенную стоимость товаров). Принципиальное отличие специфической ставки от адвалорной ставки заключается в отсутствии прямой зависимости от конъюнктуры мирового рынка, т.е. от роста или снижения цен. Но на ее применение не влияют возможные махинации с таможенной стоимостью товаров.

Комбинированные ставки могут применяться для товаров, в отношении которых возможно объективное колебание цен в зависимости от уровня качества, престижности марки и т.д. Например, мужские кожаные туфли китайского производства могут стоить 10$, и это их нормальная рыночная цена. А итальянские модельные туфли престижной марки могут стоить 5000$, и это тоже объективная цена данного товара. Но в обоих случаях, с точки зрения таможни, это один и тот же товар - «мужские кожаные туфли» и облагается таможенной пошлиной он одинаково. Применение адвалорной ставки будет неэффективным в отношении дешевого товара (например, 15% от 10$), а применение специфической в отношении дорого (например, 2 евро/пару при стоимости пары 5000$). Комбинированная ставка позволяет эффективно облагать дешевые и дорогие товары, при этом в отношении дешевого будет применяться специфическая составляющая ставка, а в отношении дорого - адвалорная.

В ряде случаев национальными законодательствами может быть предусмотрена тарифная квота - пониженное значение ставки таможенной пошлины в случае, если объем импорта или экспорта товаров не превышает установленного количества (квоты). Когда объем импорта или экспорта превышает величину квоты, начинает применяться повышенная ставка. Вариантами тарифного квотирования могут выступать представление льготного (преференциального) режима для импорта определенного количества товаров либо импорта товаров из определенной страны (группы стран) по льготной ставке пошлины. Тарифное квотирование является торгово-политическим инструментом комбинированного характера, сочетающего элементы экономического и административного воздействия. Тарифное квотирование активно применяется многими странами, например, в ЕС, а также предусмотрено Соглашением по сельскому хозяйству в рамках ГАТТ/ВТО.

Примером применения Республикой Беларусь тарифного квотирования является установление пониженных ставок таможенных пошлин в отношении текстильной продукции определенной товарной номенклатуры, происходящей из стран Европейского союза (ЕС) и ввозимой на таможенную территорию РБ.


2. Таможенный тариф, его значение и принципы построения


Как было показано выше, таможенный тариф представляет собой свод ставок таможенных пошлин.

Хотя пошлины на различные товары могут устанавливаться с различными целями и могут решать различные задачи, в целом таможенный тариф является основным инструментом регулирования внешней торговли, отражающим основные цели и приоритеты таможенной политики.

По виду таможенный тариф может быть простым и сложным.

Простой тариф (одноколончатый, одноканальный) устанавливает, что к товарам независимо от страны их происхождения применяются единые ставки таможенных пошлин. В качестве примера структуры построения простого тарифа можно привести таможенный тариф таможенного союза.


Выдержка из импортного таможенного тарифа таможенного союза (группа 03)

Код ТН ВЭД Наименование позицииДоп. ед. изм.Ставка ввозной таможенной пошлины (в процентах от таможенной стоимости либо в евро)0301Живая рыба:0301 10- декоративная рыба:0301 10 100 0- - пресноводная рыба-100301 10 900 0- - морская рыба-10- живая рыба прочая: 0301 91- - форель (Salmo trutta, Oncorhynchus mykiss, Oncorhynchus clarki, Oncorhynchus aguabonita, Oncorhynchus gilae, Oncorhynchus aрache и Oncorhynchus chrysogaster ):0301 91 100 0- - - вида Oncorhynchus aрache или Oncorhynchus chrysogaster -100301 91 900 0- - - прочая-100301 92 000 0- - угорь (Anguilla sрр.)-100301 93 000 0- - карп-100301 94 000 0- - тунец синий, или обыкновенный (Thunnus thynnus )-100301 95 000 0- - тунец южный синий (Thunnus maccoyii )-10

Обратите внимание, что ставка пошлины устанавливается в зависимости от кода товара по ТН ВЭД.

В международной торговле для измерения количества товаров используется основная единица измерения - килограмм. Но если какой то товар принято (удобнее) измерять в иных единицах, то она указывается в графе «Доп. ед. изм.» - дополнительная единица измерения.

Следует отметить, что таможенный тариф содержит перечень возможных единиц измерения.

Экспортный таможенный тариф имеет аналогичную структуру.

Развитие простого тарифа осуществляется за счет детализации номенклатуры товаров на уровне десятизначного кода ТН ВЭД. Необходимо отметить, что отдельные государства применяют гораздо более глубокую детализацию кода товара в таможенном тарифе до уровня 13-17 знаков в зависимости от обоснованности и экономической целесообразности такого расширения.

В международной практике могут применяться и другие формы таможенного тарифа. Например ЕС применяет комбинированную товарную номенклатуру, которая сочетает ТН ВЭД, таможенный тариф, а так же все иные меры государственного регулирования, применяемого к конкретному товару.

Сложный тариф (многоколончатыи, многоканальный) предполагает установление двух и более ставок таможенных пошлин по каждой позиции товарной номенклатуры в зависимости от страны происхождения товара (группы стран). В таком тарифе ставки таможенных пошлин изменяются от максимального значения (автономная или генеральная пошлина) к более низким (конвенционная и преференциальная пошлина). Автономная пошлина применяется к товарам из тех стран, с которыми государство-импортер не имеет соглашений, регулирующих торгово-политические или торгово-экономические отношения, в том числе предоставляющих РНБ. Конвенционная пошлина применяется к товарам из стран, которым страна-импортер предоставляет РНБ. Кроме того, сложный тариф может включать в себя преференциальные ставки пошлин, применяемых в отношении отдельных стран в рамках таможенного союза, зоны свободной торговли, уступок в отношении развивающихся и наименее развитых стран. Например, импортный таможенный тариф Латвийской Республики 2000г. содержал 11 колонок.

Здесь необходимо сделать оговорку, что таможенный тариф таможенного союза является простым только по способу его формирования, в тоже время по своей сути, т.е. по принципам применения, он является сложным. Это связано с тем, что законодательство таможенного союза предполагает различные варианты использования ставки таможенного тарифа в зависимости от страны происхождения товара, а точнее от торгово-политического режима, применяемого в торговых отношениях со страной, из которой происходит товар (подробнее смотри тему «Страна происхождения товара»).

Построение импортного таможенного тарифа основывается на двух основных принципах:

Принцип эскалации тарифа - повышение ставок таможенных пошлин по мере роста степени обработки продукции. Сырье может ввозится беспошлинно или по низким ставкам, полуфабрикаты - по средним, а готовая продукция облагается высокими ставками таможенных пошлин. Этот принцип способствует развитию национальной промышленности и защите отечественных производителей.

Принцип эффективного тарифа - установление низких ставок таможенных пошлин на товары, необходимые для развития высокотехнологичного производства с высокой долей добавленной стоимости.

Например, ввозятся два сырьевых товара, единица каждого стоит 100$. Переработка первого из них в условиях РБ создает конечный продукт со стоимостью 120$, а переработка второго - 300$. Естественно, для страны выгоднее импортировать второй товар, что и закладывается в таможенный тариф.

Результатом применения этих принципов являются так называемые тарифные пики - очень высокие ставки таможенных пошлин на определенные товары.


3. Трансформация таможенного тарифа Республики Беларусь под влиянием интеграционных процессов и подготовки ко вступлению Республики Беларусь в ВТО


Республика Беларусь проводит целенаправленную тарифную политику, направленную на интеграцию РБ в мировое экономическое сообщество. Кроме того, в последние годы РБ проводила целенаправленную работу по подготовке ко вступлению в ВТО. Это выражается прежде всего в том, что средневзвешенная ставка таможенной пошлины на протяжении последних лет снижалась примерно на 1% процент в год.

Средневзвешенная ставка таможенного тарифа характеризует уровень таможенной защиты. Она определяется как поступившая в бюджет за год общая сумма таможенной пошлины, деленная на общую таможенную стоимость импортированных товаров.

По данным МИД РБ, в 1995 году она составлял 20,7%, 1998 году - 12,3%, 2001 году - 10,5%, 2002 году - 8,5%.

К сожалению, официальная методика расчета данного показателя в открытых источниках отсутствует, что приводит к появлению в различных источниках различных данных, отличающихся на величину до 3%, а это очень большая разница.

Если учесть, что данный показатель в экономически развитых странах составляет величину порядка 5%, то РБ для достижения мирового уровня таможенной защиты понадобиться всего 5 лет.

Есть еще один показатель, характеризующий таможенный тариф. Это среднеарифметическая ставка таможенного тарифа. Она рассчитывается как сумма всех ставок таможенного тарифа, деленная на их количество.

Расчет данного показателя крайне осложняется наличием неадвалорных ставок, т.к. пересчет специфических и комбинированных ставок в их адвалорные аналоги настолько сложен, что существуют только приблизительные методики такого пересчета. Иногда неадвалорные ставки просто игнорируются, что сильно искажает результат.

Среднеарифметический таможенный тариф превышает средневзвешенный показатель.

Вместе с тем, наиболее сильное влияние на трансформацию таможенного тарифа оказывают планы построения Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана.

Важнейшим элементом создания и успешного существования любого интеграционного образования нескольких государств является проведение всеми членами единой тарифной политики, т.е. принятие единого таможенного тарифа и связанных с ним инструментов тарифной политики: правил определения страны происхождения товаров, таможенной стоимости товаров и товарной номенклатуры. Унификация всех четырех элементов тарифной политики является обязательным. Но на практике, как правило, три последних не вызывают серьезных противоречий у стран - участниц, в то же время принятие единого таможенного тарифа является крайне сложной проблемой.

Очевидно, что источником этой проблемы является несовпадение интересов стран - участниц интеграционного образования. Современные принципы тарифной политики заключаются в снижении ставок таможенных пошлин на основную массу импортируемых товаров при избирательном установлении высоких ставок на отдельные товары. Такие ставки получили название тарифных пиков и по их величине и количеству можно судить об уровне тарифной защиты как отдельных отраслей, так и всей экономики страны в целом.

Какие именно отрасли национальной экономики решает защищать государство и чем именно при этом оно руководствуется? Очевидно, что тарифная защита обеспечивается наиболее перспективным и важным отраслям экономики. Следует понимать, что высокий уровень тарифной защиты, как правило, устанавливается на ограниченный период времени, за который эти отрасли должны окрепнуть и приобрести конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках. Но в любом случае выбор защищаемых отраслей экономики и является самым основных элементом тарифной политики государства. Это же является и истинной причиной проблем при принятии несколькими странами единого таможенного тарифа, ведь у каждой страны свой уклад экономики и свои приоритетные направления развития.

Рассмотрим последний импортный таможенный тариф РБ был утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2007г. № 699 и вступил в силу 1 января 2008г (он действовал до вступлению в силу Единого таможенного тарифа таможенного союза, т.е до 1 января 2010г.).

Ставки таможенных пошлин были установлены в отношении почти 11 000 товаров (на уровне 10 знаков кода ТН ВЭД). Этот таможенный тариф являлся значительным шагом на пути либерализации внешней торговли и экономической интеграции Белоруссии и России. Так для сокращения расхождений в ставках ввозных таможенных пошлин, а также для стимулирования технического перевооружения и модернизации производств, ряд ставок унифицированы с российскими. В общей сложности ставки изменены (по отношению к прежнему тарифу) в отношении 1106 товарных позиций. При этом по 775 позициям, относящимся к технологическому оборудованию, ставки установлены в размере ноль процентов. В результате принятия нового импортного таможенного тарифа РБ степень унификации ставок ввозных таможенных пошлин со ставками таможенного тарифа России достигла 95% .

Оставшиеся 5% товаров являются критически важными для РБ и по ним сохранялись ставки пошлин, отличные от применяемых в РФ.

В отношении оставшихся 5 % товаров РБ пока сохранила свои национальные интересы. Так, в частности, установлены высокие ставки пошлин в отношении грузовых автомобилей, аналоги которым выпускаются Минским автомобильным заводом (не менее 50 % таможенной стоимости). Очевидно, этим Республика Беларусь указала на одно из приоритетных направлений развития своей экономики.

Вместе с тем, применение тарифных пиков может иметь и негативные последствия для применившей их страны. Фактически установив запретительные ставки пошлин на наиболее востребованные типы грузовых автомобилей, Республика Беларусь серьезно ограничила возможность развития своей отрасли грузовых автомобильных перевозок. Ведь очевидно, что применение очень высоких ставок свидетельствует о значительно более низком потребительских качествах белорусских автомобилей. В таких условиях белорусским транспортным предприятиям можно приобретать неконкурентоспособные отечественные автомобили или очень дорогие (за счет высоких пошлин) импортные. Но в этом случае белорусские перевозчики не смогут конкурировать на рынке международных перевозок, ведь те же российские транспортные предприятия могут приобретать такие же импортные грузовые автомобили гораздо дешевле.

По некоторым позициям действовавшие в России пошлины значительно превосходили уровень РБ, например, по легковым автомобилям.

Важным показателем таможенного тарифа является доля адвалорных ставок (устанавливаемых в процентах от таможенной стоимости). С точки зрения доли неадвалорных ставок, таможенный тариф РБ являлся довольно прогрессивным. На рисунке показано распределение ставок по их видам в таможенном тарифе РБ.

Следует обратить внимание на низкую долю специфических ставок (при применении которых таможенная стоимость товара не используется). Таким образом, в настоящее время, при ввозе абсолютного большинства товаров их таможенное обложение будет учитывать цену товара.

Еще одной особенностью нового таможенного тарифа Республики Беларусь является большая дифференциация ставок, т.е. по ряду товаров ставки значительно повышены (это так называемые тарифные пики), и в то же время, в отношении преобладающего количества товаров они понижены. Так, обращает на себя внимание высокая доля 0% ставок, а также ставок в 5 и 10%. Их общая доля превышает 66% от общего количества адвалорных ставок. При этом доля ставок 25 и более процентов меньше одного процента.

Действовавший в 2008г. экспортный таможенный тариф РБ был утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2007г. № 700 и вступил в силу с 1 января 2008г. Экспортные таможенные пошлины были установлены более чем по 400 товарным позициям (по 10 знакам ТН ВЭД).

Сравните это с 11 000 позициями импортного тарифа

Ставки вывозных таможенных пошлин устанавливались Республикой Беларусь только в целях выполнения обязательств по унификации экспортного таможенного тарифа с Российской Федерацией и в отношении тех товаров, которые либо не экспортируются, либо экспортируются в ограниченном количестве (за исключением нефти, нефтепродуктов и лесоматериалов).

В соответствии с Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов, подписанного 12 января 2007 года, ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты устанавливаются в размерах, аналогичных действующим в Российской Федерации и пересматриваются каждые два месяца. В отношении лесоматериалов вывозные таможенные пошлины применяются с целью ограничения экспорта древесины с незначительной степенью обработки, стимулирования ее переработки в Беларуси и поставок на экспорт готовых изделий из нее.

В целях сокращения расхождений в ставках вывозных таможенных пошлин в Республике Беларусь и Российской Федерации в отношении некоторых товарных позиций (омары, креветки, крабы, спирт этиловый, асбест, руды и концентраты оловянные, зола, крошка и порошок из алмазов, сплавы алюминиевые, висмут, марганец, хром необработанный и др.) изменены ставки вывозных таможенных пошлин по аналогии с Российской Федерацией. Всего ставки пошлин, по сравнению с ранее действовавшим тарифом, изменены в отношении 82 товарных позиций, в том числе по 79 позициям отменены.

Таким образом, экспортный таможенный тариф РБ был полностью унифицирован с тарифом РФ .

Впоследствии, под влиянием мирового экономического кризиса РБ отменила экспортные пошлины на все товары за исключением нефтепродуктов. Это было сделано с целью активизации белорусского экспорта. Такое положение сохраняется и в настоящее время (начало 2011 г.). Между тем, РБ унифицирует размер ставок ЭК пошлин на нефтепродукты с РФ.

Необходимо отметить, что процесс трансформации таможенного тарифа РБ отличается высоким динамизмом. В начале 2009 года активизировалась работа по формированию единого таможенного тарифа в рамках Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. Его унификацию и согласование планировалось завершить до 1 апреля 2009г., а к концу 2009 года завершить все вопросы в юридическом согласовании и Таможенный союз должен начать действовать с 1 января 2010 года. Использование единых импортного и экспортного тарифов таможенных тарифов обеспечит свободное движение отечественных и импортных товаров на всей территории стран - участниц таможенного союза.

Разработка Единого таможенного тарифа таможенного союза вызвала значительные затруднения. Несмотря на то, что тарифы РБ и РФ были уже до этого унифицированы на 95%, оставшиеся позиции были принципиально важны.

Примером поиска приемлемого результата могут быть таможенные пошлины на легковые автомобили. Пошлины РФ более чем в 10 раз превышали аналогичные белорусские (фактически пошлины на данный товар являются запретительными, что РФ сделано намеренно в надежде возрождения российской автомобильной промышленности) и это серьезно затрагивало интересы всего населения РБ. В качестве уступки за повышение пошлин до уровня российских РБ просила увеличения пошлин на грузовые автомобили, что было сделано. Тем не менее, широкое обсуждение данной проблемы и недовольство граждан РБ вынудило принять временное решение, когда пошлины для физических лиц были оставлены на прежнем уровне до середины 2011г. Решение данной проблемы будет продолжено в самое ближайшее время. В то же время, пошлины на легковые автомобили для юридических лиц были унифицированы, что фактически блокировало работу многочисленных автосалонов. Цены в них стали недоступны абсолютному большинству населения).

На еще большие уступки пошел Казахстан, тариф которого отличался от российского примерно на 40%, при этом на большинство наиболее налогоемких товаров таможенные пошлины в Казахстане отсутствовали.

Тем не менее, Единый таможенный тариф таможенного союза <#"center">Литература


1. Алфавитно-предметный указатель (АПУ) к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности и пояснения к ней. 5-е изд. VI., 2002.

Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право России: учеб. - М.: Юристь, 2013.

Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право: учеб. пособие. - VI.: ТК Велби, Проспект, 2013.

Беляшов В.А. Таможенные процедуры: учеб.- практическое пособие. - М.: Приор-издат, 2008.

Бюджетная система Российской Федерации: учеб. 3-е изд., испр. и перераб./Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. - М.: Юрайт-Издат, 2004.

Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Таможенное право: учеб. для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К°, 2009.

Давыдов Ю.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации (новая редакция). - М.: ТК Велби, 2013.

Давыдов Я.В. Таможенное право: конспект лекций. - М.: Приор-издат, 2004.

Додонкин Ю.В. Таможенная экспертиза товаров: учеб. для вузов. - М.: Академия, 2003.

Классификационные мнения к ТН ВЭД России, принятые Комитетом по Гармонизированной системе описаний и кодирования товаров Всемирной таможенной организации (Компендиум). - М.: ДТР Минэкономразвития РФ, 2004.

Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации/под ред. А.Н. Козырина. - М.: ТК Велби, Проспект, 2009.

Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации/под ред. Ю.Ф. Азарова и Г.В. Баландиной. - М.: НОРМА, 2007.

Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации/под общ. ред. В.П. Шавшиной. - СПб.: Питер, 2014.

Кисловский Ю.Г. История таможенного дела России: учеб. Кн. 1 (VI - начало XX вв.). - М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2007.


Пошлина на импорт является наиболее распространенным видом тарифного ограничения импорта. По сути это денежный сбор в пользу государства, взимаемый таможней с ввозимых то
варов. Поскольку этот сбор взимается с десятков тысяч товаров, при этом в различных размерах на один и тот же товар в зависимости от страны происхождения, то фактически таможенный тариф предстает как систематизированный перечень торговых пошлин, унифицированный правилами ВТО по своим принципам построения. Российский импортный тариф, например, имеет три колонки. Первая из них содержит преференциальные ставки, составляющие 50% от минимальных. Во второй колонке - минимальные ставки, применяемые для товаров из стран, которым Россия предоставляет режим наибольшего благоприятствования. В третьей указаны максимальные ставки, как правило, в 2 раза превосходящие минимальные ставки и применяемые к странам, на которые не распространяется режим наибольшего благоприятствования*. Фиксируются также нулевые ставки обложения для беспошлинного ввоза. Особо оговаривается возможность введения дополнительных повышенных ставок - антидемпинговых или компенсационных. С учетом вышесказанного таможенный тариф любой страны предстает как многотомный документ. В развитых странах он, как правило, сложнее и больше дифференцирован по сравнению с другими странами и отражает более богатую и гибкую таможенно-тарифную практику внешнеторгового регулирования.
Несмотря на обилие тарифных позиций, существует возможность подсчитать средний размер тарифа. В России он составляет сегодня порядка 14%, что почти в 3 раза превышает средний размер импортного тарифа развитых стран. При этом диапазон ставок тарифа в России колеблется от 0 до 30%, в то время как во многих развитых странах он может колебаться от 0 до трехзначных цифр. И по среднему размеру, и по диапазону ставок российский тариф напоминает тариф многих развивающихся стран.
Важно заметить, что пошлины могут быть двух видов: специфические и адвалорные. Специфические имеют вид фиксированной суммы с единицы измерения (объем, вес и т.д.), а адвалорная взимается в виде процента от таможенной стоимости
" Термин «режим наибольшего благоприятствования» может вводить в заблуждение в силу своего названия, как якобы наименьший. На самом деле он означает лишь недискримииационность одной страны по отношению к любой другой. Поэтому его нередко называют тарифом нормальных торговых отношений, или просто нормальным, и в этом смысле он отражает общепринятый уровень.
товара. Внутренняя цена продажи импортного товара, облагаемого пошлиной, в первом случае примет вид Р = Рт + Т, а во втором Р = Pmx (1 +7), где Рт - цена импорта, а Т- размер тарифа.
Как правило, страны устанавливают пошлины одного или другого вида в зависимости от типа товара. При обложении стандартизированных товаров наиболее удобным видом может быть специфическая пошлина, при обложении товаров с различающимися качественными характеристиками чаще используются адвалорные пошлины. И та и другая имеют сильные и слабые стороны. С точки зрения достижения основной - регулирующей - функции тарифа адвалорная пошлина более эффективна, так как с ее помощью поддерживается более или менее постоянный уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебаний цен на товары. Однако установление таможенной стоимости товаров требует глубокого знания зарубежной конъюнктуры и ситуации на внутреннем рынке, допускает субъективность оценок и, следовательно, возможность злоупотреблений. У специфической пошлины преимущество в простоте и надежности администрирования, однако с ее помощью трудно обеспечить одинаковый уровень защиты. Например, пошлина 1000 долл. за автомобили стоимостью 7 тыс. и 15 тыс. долл., находящиеся в одном интервале показателя объема двигателя, даст различающийся почти в 2 раза уровень защиты. Поэтому нередко в практике таможенного обложения применяются комбинированные тарифы или тарифы с элементами квотного ограничения. Например, в России с 1 апреля 2003 г. сроком на 9 месяцев был введен двухуровневый тариф с квотным ограничением (тарифная квота) на импорт говядины и свинины. При квоте в 315 тыс. т внутриквотный тариф составил 15% от таможенной стоимости, но не менее 0,15 евро за 1 кг. При превышении квоты сверхквотный тариф составил 60% стоимости, но не менее 0,6 евро за 1 кг мяса.
Различают также номинальный и эффективный уровни защиты тарифа. Эффект последнего возникает при установлении разной ставки тарифа на конечную продукцию и на импортные компоненты для аналогичных изделий собственного производства. Например, при установлении пошлины в 10% на импортные велосипеды ценою 150 долл. и 5% для компонентов, стоимость которых составляет 100 долл., или 2/з от стоимости велосипеда в целом, номинальный уровень 10% будет ниже эффективного уровня защиты 20%, так как стоимость, добавленная собственной сборкой, как разница между ценой и издержками на велосипед (для упрощения примем, что издержки сводятся к стоимости компонентов), вырастет с 50 долл. (150 - 100) до 60 долл. (165 - 105), или на 20%. Превышение фактического уровня защиты над номинальным тем больше, чем больший удельный вес занимают импортируемые детали и чем меньше уровень ставки их таможенного обложения, и наоборот. Если, например, в структуре первоначальной цены велосипеда добавленная стоимость и стоимость деталей составляли бы 30 и 120, а тариф на компоненты не 5%, а 3%, то величина добавленной стоимости возросла бы с 30 (150 - 120) до 41,4 (165 - 12 х 03%), или на 11,4 долл., т.е. на 38%. Это означало бы, что при номинальной пошлине 10% на готовые велосипеды их сборочное производство фактически получило бы защиту 38%. Этот пример показывает, что воздействие пошлины на производителей и потребителей различно и может быть больше, чем это представляется на первый взгляд. Остановимся на этом подробнее.
Прежде всего следует отметить, что воздействие тарифа на экономику отдельных стран различается в зависимости от размера самой экономики. В литературе принято делить экономику на «малую» и «большую». При этом размеры территории практически не имеют значения: экономику России, например, следует считать малой экономикой, поскольку изменение спроса на импортируемые ею товары в большинстве случаев не оказывает заметного влияния на мировые цены. В этом нет ничего обидного, к малым экономикам по этому критерию относятся экономики большинства стран. Поэтому случай малой экономики будем считать типичным и рассмотрим, как воздействует тариф на экономику прежде всего в этом случае.
Предположим, что страна вследствие организованного лоббистского напора производителей некоего товара, убедивших правительство в том, что дальнейшее увеличение импорта аналога этого товара грозит разорением части производителей, ростом безработицы и ставит по угрозу национальную безопасность (что почти всегда действует на общественное мнение) решает ввести пошлину на импорт этого товара (например, автомобили, либо мебель, либо куриные окорочка и т.д.). По условиям примера малой страны пошлина не изменит мировую цену, и вся ее тяжесть придется на внутреннюю цену товара, которая вырастет (рис. 6.1) с прежней мировой цены Pw на величину тарифа и составит Р.,.

Рис. 6.1. Эффект импортной пошлины. Тариф на импорт означает появление областей выигрыша и потерь. Часть последних (области Ь и d) означает чистые потери от искажения производства и потреб-
ления.
Это изменение цены окажет воздействие на поведение и потребителей, и производителей. Часть потребителей откажется от покупки товара, сочтя его слишком дорогим. Для части производителей, наоборот, повышение цены будет означать дополнительную возможность расширения выпуска. Помня о том, что площадь под чертой спроса выше уровня цены является площадью выгоды покупателя, мы должны отметить, что эта площадь вследствие повышения цены уменьшилась. Потери покупателя составили суммарную область площадей а + Ъ + с + d.
Что касается производителей, то новая цена, частично сняв ограничение по уровню предельных издержек, позволила им увеличить объем производства с Q{ до Q2. Производители получили расширение площади, показывающей размер их выигрыша (над чертой предложения и под уровнем цены), на область а. Таким образом, произошло сокращение потребления с Q4 до Q3 и расширение выпуска с Q{ до Q2, что повлекло за собой сокращение импорта с величины, равной Q{Q4, до величины Q2Qy
Пошлина - это налог в доход государства, легко измеряемый в нашем случае путем перемножения оставшейся величины импорта на размер тарифа. Это будет область с. Мы можем говорить о перераспределении доходов. Из общей площади потерь покупателей а + Ъ + с + d область а компенсирована выигрышем производителя, а область с ростом дохода государства, которым последнее распорядится в интересах и тех и других. А что собою представляют области Ъ и d? Это чистые потери от сокращения торговли вследствие введения пошлины. Правда, природа их различна: d - это потребительские потери, снижающие благосостояние потребителей вследствие отказа от части покупок и оплаты остальных по более дорогой цене, а Ъ - это производственные потери вследствие замещения более дешевого импортного производства менее эффективным отечественным производством. Можно также сказать, что это потери от искажения потребления и производства. Области Ъ и d не компенсируются чьим-либо выигрышем и означают уменьшение благосостояния, в этом смысле они абсолютны. Эти потери являются платой за решение правительства пойти навстречу требованиям лоббистов защитить национальное производство данного товара, за решение вывести их с поля международной конкуренции. Чем больше товаров защищается таможенными тарифами и чем выше размер последних, тем выше плата за неэффективность собственного производства, абсурдность которой рано или поздно становится очевидной. Поэтому пошлина как средство защиты интересов национальных производителей должна использоваться в сочетании с мерами по повышению эффективности последних.
Иная ситуация складывается в случае введения импортной пошлины страной с большой экономикой, т.е. страной, сокращение спроса со стороны которой может понизить мировую цену. Отказ части потребителей такой страны вынуждает зарубежных производителей облагаемого пошлиной товара сократить объемы производства. Строго говоря, это происходит и в случае малой экономики, но размеры сокращения в этом случае незначительны и находятся в пределах постоянных конъюнктурных колебаний, компенсируясь последними. В случае же большого сокращения спроса, возникающего при введении пошлины страной с большой экономикой, снижение производства более значительно и не компенсируется колебаниями. Но поскольку оно вызывает прежде всего уход с рынка менее эффективных зарубежных производителей, то в целом уровень предельных издержек последних складывается на более низком уровне и это позволяет оставшимся на рынке поставщикам снизить мировые цены продаж и взять, таким образом, часть тарифа на себя. Следовательно, бремя тарифа частью ляжет на зарубежных поставщиков, а частью на потребителей страны-импортера за счет более высокой новой внутренней цены. Другими словами, тариф частично продавливает в этом случае мировую цену вниз. Эта ситуация рассмотрена на рис. 6.2.
Здесь мы имеем те же эффекты проигрыша потребителей (а + Ъ + с + d), частично компенсируемые выигрышем производителей (область а) и поступлениями в доход государства (область с), и области не компенсируемых потерь (области b + d). Но к ним добавляется область е, которая также представляет собой доход государства, оплаченный зарубежными поставщиками. Это выгода от улучшения условий торговли. Она равна произведению величины снижения цены поставок на физический объем импорта. Следовательно, чем больше доля тарифа, перекладываемого на зарубежного поставщика и чем меньше сократится объем импорта, тем она значительнее. Вместе области с + е дают доход государству в размере произведения от умножения величины тарифа на величину импорта. Однако об эффективности обложения нужно судить, сравнивая дополнительно полученную величину е с областью потерь b + d. Если область е превышает эти потери, тариф оказывается эффективным, если же она оказывается меньше, чем потери b + d, то тариф неэффективен и это означает, что при принятии решения о таможенном обложении данного товара страной с большой экономикой возможности повлиять на мировой спрос и мировые цены были переоценены.
Рис. 6.2. Эффект тарифа, вводимого страной с большой экономикой. Наряду с обычными областями выигрыша и потерь возникает область выигрыша с, оплачиваемая зарубежными поставщиками.
Наибольший эффект для страны в таких случаях достигается при установлении так называемого оптимального тарифа, максимизирующего разницу областей е и b + d. Его величина показывает долю тарифа, уплачиваемую иностранным поставщиком, и равна величине, обратной эластичности предложения импорта. Чем ниже эластичность импортных поставок, тем больше возможностей применить оптимальный тариф, и, наоборот, чем выше эластичность импортных поставок, тем больше у поставщиков возможность удерживать мировую цену, сводя на нет оптимальный тариф и загоняя всю величину тарифа во внутреннюю цену страны-импортера. Оптимальный тариф устанавливается посередине между нулевым и запретительным уровнями, всегда будучи меньше последнего. Однако даже в целом удачно найденный оптимальный тариф не выгоден мировому хозяйству, поскольку суммарно размер приносимого иностранным поставщикам ущерба превышает размер выигрыша страны, вводящей тариф. Ввиду явного характера ущерба для других страна, применившая оптимальный тариф, рискует вызвать ответные санкции в виде мер нетарифного ограничения ее экспорта. С учетом также общей тенденции снижения роли тарифов в практике регулирования международной торговли возможность применения оптимального тарифа в современных условиях весьма ограничена.
Разновидностями импортной пошлины являются компенсационная и антидемпинговая пошлины, применяемые для компенсации ущерба, возникающего при использовании торговыми партнерами соответственно субсидий или демпинга. Отличия этих разновидностей состоят лишь в специфике поводов применения пошлины, но не в последствиях применения, которые в этом случае одинаковы.

Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при им­порте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта. Таможенные пошлины выполняют три основные функции:
фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от не­желательной иностранной конкуренции;
балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
Классификации таможенных пошлин.
По способу взимания:
адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);
специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1г);
комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможен­ной стоимости, но не более 10 долл. за 1 т).
Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20% цены товара, то при цене товара 200 долл. доходы бюджета составят 40 долл. При увеличении цены товара до 300 долл. доходы бюджета возрастут до 60 долл., при падении цены товара до 100 долл. - сократятся до 20 долл. Но независимо от цены адвалорная пошли­на повышает цену импортного товара на 20%. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и пр.) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям.
Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизированные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупот­реблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000 долл. за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобиля ценой 8000 долл., поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12 000 долл., поскольку составляет только 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.
По объекту обложения:
импортные - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.
По характеру:
сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;
антидемпинговые - пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;
компенсационные - пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.
Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со сто­роны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводи­мое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки ре­шить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.
По происхождению:
автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;
конвенционные (договорные) - пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), или соглашений о таможенном союзе;
преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.
По типам ставок:
постоянные - таможенный та­риф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;
переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы - довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.
По способу вычисления:
номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт;
эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров

Еще по теме 17. Виды таможенных пошлин:

  1. Если цена партии товара при определении таможенной стоимости составила 200 тысяч рублей, а адвалорная пошлина составляет 15%, то размер дохода от сбора этой пошлины составит (в тыс. руб.)...

Импортные пошлины - это таможенные пошлины, представляют собой налоговый платеж на товары, ввозимые на территорию страны. Платеж взимается в пользу государственного бюджета и позволяет опосредованно регулировать объемы импорта. Этот вид пошлин наиболее распространен в мировой практике. Взимается как при прохождении таможни на границе, так и с товаров, которые производятся на таможенных территориях внутри страны. Ввозные пошлины – это основной способ таможенного регулирования.

Цели импортных пошлин

Выделяют две основных цели: фискальную и стимулирующую. Ввозные пошлины работают как механизм фискальной стабилизации только в том случае, если это не мешает развитию внутреннего рынка государства.

Функции ввозных таможенных пошлин:

1) Влияние на экономику:

  • инструмент для стимулирования отечественного производства
  • прибавка к стоимости ввозимого товара

2) Инструмент политических санкций.

3) Импортозамещение. Механизм действия таков: при повышении пошлин повышается и стоимость ввозимого товара, падает спрос. Впоследствии нередко уменьшаются объемы поставок, и освобождается ниша для отечественных производителей.

4) Пополнение бюджета.

В настоящее время значительными пошлинами облагаются некоторых категории товаров импортного производства, такие как: алкогольная и табачная продукция, товары, приравненные к предметам роскоши. На остальные категории товаров пошлины имеют номинальный размер. Считается, что использование ввозных пошлин негативно сказывается на состоянии внутреннего рынка, так как государство нацелено более на получение прибыли от иностранных партнеров, а не от национальных корпораций.

Торгово-экономическая политика

На размеры импортных пошлин влияет политическая ситуация. Применяется понятие благоприятствуемой нации, сотрудничество с которой происходит с минимальным налогообложением на товары. В отношении стран, отношения с которыми напряженные, могут быть применены в виде повышенных пошлин, что приведет к снижению импортных поставок. Если страна происхождения продукции не установлена, то, как правило, применяется режим минимальных пошлин, как в ситуации с поставками от благоприятствуемых партнеров. Размер импортных пошлин различается не только в зависимости от страны-импортера, но и взаимосвязан с категорией товара и его рыночной стоимостью.