Зис 112 спорт. В стартовой позиции

ЗИС – 112, прозванный «Циклопом», был очень красив, но длинная база, большой вес и недостаточная маневренность не позволяли показывать хорошие результаты на гоночных трассах.
В 1951-м дебютировал ЗИС-112 с авангардным кузовом дизайнера Валентина Росткова. Футуристический двухместный ЗИС с металлическим съемным колпаком над салоном и единственной фарой, венчающей круглую облицовку радиатора, окрасили в белый и синий цвета. Они и стали традиционными для заводской команды.

Сначала ЗИС-112 (на заводе машину называли «одноглазка» или «циклоп») оснастили серийным 140-сильным восьмицилиндровым мотором ЗИС-110.
Затем конструкторы под руководством Василия Федоровича Родионова создали экспериментальный двигатель с верхними впускными клапанами и нижними выпускными. Мотор мощностью 182 л. с. разгонял автомобиль до 204 км/ч.
* Черно-белые фотографии - из коллекции «За рулем»

Огромный, длиной почти 6 м, ЗИС-112 выходил на старт линейных гонок на Минском шоссе. Совсем скоро гонщикам и конструкторам стало ясно: эта машина даже для таких соревнований не подходит. По инициативе Курбатова ЗИС-112 укоротили на 600 мм. Снижением массы и изменением главной пары удалось поднять «максималку» до 210 км/ч. Но и эта версия гонщиков не устраивала. Особенно после 1955 года, когда чемпионаты СССР начали проводить на кольцевой трассе в Минске. Кольцо, правда, было весьма своеобразным: два шоссе соединили поперечными дорогами, создав круг длиной 42 км - едва ли не самый длинный «автодром» в мире! Тем не менее здесь требовались более маневренные машины, нежели на трассах линейных гонок.
Всего можно выделить шесть разных вариантов этого автомобиля:
два варианта купе с длинной базой
два варианта родстера с длинной базой
два варианта родстера с короткой базой, меньше на 60 см












Автор фото Сергей Васин, 1956.










«Циклоп» был очень красив, но длинная база, большой вес и плохая маневренность не позволяли показывать хорошие результаты на гоночных трассах. Поэтому на заводе приступили к созданию новых, уже исключительно гоночных машин. Так появились ЗИС-112/2, ЗИЛ-112/3, 112/4, 112/5, 112/6 и 112С. Но это уже совсем другая история.

Le Sabre


Дизайнера Валентина Росткова вдохновил знаменитый прототип «Бьюик-Ле Сейбр». В США его называли «автомобиль-мечта».





Модель 1:43


В 2009 году фирма DiP Models поставила перед собой цель создать модель самого первого варианта ЗИС-112, образца 1951 года. Сделать это оказалось непросто. Несмотря на определенную известность, в основном за счет рисунка Александра Захарова из журнала «За рулем», сохранилось не так уж много архивных фотографий ЗИС-112, особенно первоначального варианта.


Легендарный рисунок Захарова, из коллекции «За Рулем».
Более того, казалось, что совершенно отсутствуют фотографии этой машины сзади, без которых правильную модель сделать было невозможно.
Правда, вскоре удача улыбнулась создателям. Оказалось, что в Германии была издана книга Н. Александрова «Dem Silber auf der Spur» о советском автомотоспорте, в которой нашлись искомые фотографии. А дальше информация стала прибывать со скоростью наводнения – появилась возможность просмотреть фотографии из архива гонщика Бориса Курбатова, где данный автомобиль был сфотографирован со всех сторон, и ознакомиться с заводской документацией на ЗИС-112, любезно предоставленной Владимиром Киреевым. Из-за постоянно прибывающей уточняющей информации мастер-модель на ЗИС-112 пришлось переделывать целых 6 раз! В результате усердного поиска и подбора материалов удалось создать весьма достоверную модель ЗИС-112.





ЗИС-112 - огромный спортивный автомобиль длиной почти 6 метров выпущенный Заводом имени Сталина (в настоящий момент завод носит имя И.А. Лихачева) в 1951 году. Он стал первым советским спортивным автомобилем большого класса, а так же одним из первых автомобилей со стеклопластиковым кузовом (в более поздних модификациях) и с футуристическим внешним видом. В 1956 году в связи с переименованием завода автомобиль стал именоваться ЗИЛ-112.

Разработкой внешнего вида ЗИС-112 занялся дизайнер Валентин Ростков, который в 1939 году принимал участие в создание ЗИС-101А-Спорт . За основу будущего спорткара было взято шасси представительского лимузина ЗИС-110 . В результате получился по-настоящему авангардный кузов, но в то же время весьма громоздким. Из-за характерной формы передка автомобиль неофициально именовали «одноглазкой» или «циклопом». Салон автомобиля был рассчитан на 3 человек, включая водителя, вместо крыши на автомобиль установили металлический колпак.

Из-за своего огромного размера изначально установленный двигатель ЗИС-110 не подходил для гоночных заездов, его 140 лошадиных сил не хватало. Разработкой экспериментального двигателя для ЗИС-112 занялся Родионов В.Ф., двигатель его разработки, в отличие от 110-го, отличался верхним расположением впускных клапанов, выпускные клапана остались снизу. Головка блока цилиндров осталась неизменной, а диаметр впускных клапанов был увеличен. Подобные изменения увеличили мощность двигателя до 180 лошадиных сил, что в свою очередь позволило автомобилю развивать максимальную скорость до 200 км/ч. Двигатель охлаждался сразу двумя радиаторами.

В 1954 году автомобиль подвергся модернизации, его укоротили на 60 сантиметров, вместе с этим уменьшилась и масса автомобиля почти на полтонны, была изменена трансмиссия. Теперь ЗИС-112 мог развивать скорость 210 км/ч. Это была последняя модификация автомобиля ЗИС-112, его следующая модификация уже именовалась как ЗИЛ-112/2.

ЗИЛ-112/2 получил стеклопластиковый кузов, панели которого крепили к трубчатому каркасу. Применили подвеску от серийного ЗИС-110 , мотор от него же, но форсированный до 170 лошадиных сил с четырьмя карбюраторами. В этом же году был выпущен ЗИЛ-112/3, его начинка была такой же, изменен был только кузов, который был похож на прототип будущего ЗИЛ-111.

Позднее были подготовлены еще два новых 112-ых под индексами 112/4 и 112/5. Внешне они практически не отличались, хотя некоторые узлы были разными, так же была разной и колесная база: 2900 и 3040 мм. На это поколение спорткаров устанавливали уже не рядные, а V-образные 8-цилиндровые двигатели на основе двигателя ЗИЛ-111, мощностью 200-220 лошадиных сил с четырьмя и даже восьмью карбюраторами. Коробка передач была механической от ЗИС-110 (автомат от 111-го не годился для гонок).

Последняя модификация, появившаяся в начале 60-х годов, именовалась ЗИЛ-112С. Этот автомобиль с изящным алюминиевым кузовом напоминал итальянский Ferrari конца 50-цх годов. У него была оригинальная независимая, пружинная задняя подвеска, передняя подвеска была от «Волги» . Мощность 8-цилиндрового, V-образного двигателя с двумя четырехкамерными карбюраторами составила 240 лошадиных сил, что позволяло автомобилю развивать максимальную скорость 260 км/ч, а разгон с 0 до 100 км/ч занимал 9 секунд. Тормоза дисковые. Всего было изготовлено два экземпляра спортивных ЗИЛ-112С, причем второй автомобиль получил самый мощный двигатель - 270 лошадиных сил, так же он получил специальный облегченный кузов и поддон закрывающий агрегаты для улучшения аэродинамики.

Статья опубликована 29.06.2014 08:45 Последняя правка произведена 29.06.2014 08:45

Толчком к созданию автомобиля для спортивных гонок на заводе имени товарища Сталина послужил выпуск спрткара другим автозаводом. Горьковский создал «Победу-Спорт». И, хотя, официально два завода не соревновались между собою в производственных достижениях, их негласная конкуренция имела место. Ну, никак не мог ЗИС быть на втором плане. И, если ему не удавалось во всём быть первым, то он должен был быть не хуже других.

Кто разработал экстерьер?

Разработкой внешнего вида спортивного авто занялся отечественный дизайнер Валентин Ростков. Этот человек уже имел опыт постановки спорткаров на шасси от правительственных лимузинов. Именно он в 1939 г. принял участие в создании спортивной машины . Ему и поручили скомпоновать принципиально новый автомобиль, правда, на старом шасси, взятом у 110-го ЗИСа.

«Циклоп»

Дебют ЗИС-112 состоялся в 1951 г. Ростков поработан «на славу». Кузов получился по-настоящему авангардным. Созерцание дизайнером знаменитого американского Бьюика вдохновило его на создание своего «Dream car».

Автомобиль мечты получился весьма громоздким. Его длина составляла почти шесть метров. Над салоном, рассчитанным на трёх человек, установили съёмный металлический колпак.

Масса длиннющего спорткара лишь на 50 кг не дотягивала до двух с половиною тонн. Не мудрено, что при такой конструкции движок своими ста сорока «лошадками» не справлялся с поставленными для гоночной машины задачами.

Экспериментальный двигатель для 112-го разработал В.Ф. Родионов. Его мотор был объёмным – 6005 «кубиков». Головку блока цилиндров решено было не менять. Вместо этого увеличили в диаметре впускные клапаны, расположенные сверху. Диаметр нижних спускных клапанов остался прежним. Подобное новшество в комплекте с двумя карбюраторами типа МКЗ-ЛЗ увеличило мощность сразу на 42 лошадиные силы. При этом крутящий момент достиг 3,5 тыс. оборотов за одну минуту.

Охлаждался супер двигатель сразу двумя радиаторами. На машине установили пару масляных насосов. Опережение зажигания осуществлялось вручную. И эта двухцветная сине-белая махина, могла разгоняться до 204 километров за 60 сек.

За единственную фару, возвышавшуюся над радиаторной решёткой круглой формы, автомобиль стали в шутку именовать «одноглазкой» или «циклопом».

Недостатки конструкции

Восемь цилиндров мотора ЗИС-112 располагались в один ряд, что делало силовой агрегат очень длинным. Установленный в передней части авто, он негативно отражался на развесовке машины. Такое положение, в свою очередь, было чревато неизбежными «заносами» машины на виражах при больших скоростях. Изначально, считалось, что на «головастике», так прозвали машину её конструктора, можно соревноваться в линейных гонках. Но, практика показала, что и для шоссейных соревнований нужно что-то иное.

Как реконструировали Спорткар

В 54-м году ЗИС-112 подвергся глобальной реконструкции. Сама база стала короче на целых 600 мм. На такую же величину снизилась и длина машины. Удалось повысить на 1,6 единиц степень сжатия топливной смеси. Для совершенствования спортивного автомобиля ему добавили ещё пару карбюраторов. Силовые показатели стали несколько выше:

Лошадиных сил 192;
-max скорость 210 км в час;
-обороты – 3800 в мин.


Нетрудно представить до какой степени нагревался двигатель. Его охлаждение было далеко не идеальным. Под металлическим куполом водитель задыхался от нестерпимого жара. Но, если убрать обтекаемую крышу, то все усилия будут напрасными.

Это проблему решить так и не удалось.

В следующем году чемпионат СССР проводился в столице Белоруссии. Кольцо длиною в 42 км «соорудили» из двух шоссейных дорог, соединённых поперечными трассами. Здесь-то и выяснилось, что конструкция не обладает требуемой маневренностью и не может составить конкуренцию другим участникам.

Дальнейшее усовершенствование не проводилось. На протяжении следующих лет спорткар стоял без дела и постепенно ржавел за заводским забором. Такова бесславная история ЗИС-112.

Как известно, в СССР был представлен весьма скудный ассортимент автомобилей. Спортивных моделей почти не было, так как заводы были сосредоточены на выпуске массовой продукции. Далее рассмотрена одна из немногих таких машин, ЗИС-112, история и характеристики.

История

Данная модель появилась в 1951 г. Далее она претерпела несколько модернизаций, а в 1956 г. была переименована в ЗИЛ-112. В 1961 г. на ее основе создали ЗИС-112С. Самая быстрая его модификация была разработана в 1965 г. Вскоре после этого работы над машиной прекратили.

Происхождение

Данный автомобиль создавали в том числе в качестве испытательного для проверки узлов и агрегатов серийного ЗИС-110 в условиях повышенных нагрузок. Поэтому ЗИС-112 разработали на основе этой модели. От нее взяли раму и усилили ее. Кузов создавали с учетом этого. Двигатель, подвеску и трансмиссию также взяли от ЗИС-110.

Кузов

Перед конструкторами стояла сложная задача: разработать спортивный автомобиль на базе представительского. Первоначально они просто поместили на шасси ЗИС-110 другой кузов. В итоге получилось двухместное купе необычной формы со съемной жесткой крышей. Верх был пластмассовым, а кузов состоял из стальных листов.

Дизайн

При разработке кузова в качестве образца использовали американский автомобиль Le Sabre 1951 г. У него позаимствовали как некоторые конструктивные решения, так и во многом дизайн. В частности очень схожи пропорции данных автомобилей с длинными расширяющимися к центру капотом и багажником, растянутыми крыльями и смещенной к передней части кабиной. Использовали даже такую характерную особенность американской модели, как расположенную в центре фару. Бампер зеркально отразили. Оформление задней части ЗИС-112 изменили серьезнее: уменьшили высоту задних крыльев и использовали традиционную светотехнику (у Le Sabre как передние, так и задние осветительные приборы расположены по центру кузова).

Двигатель

Изначально использовали серийный мотор ЗИС-110 мощностью 140 л.с.

Затем под руководством В.Ф. Родионова создали экспериментальный вариант специально для ЗИС-112 — характеристики стандартного оказались недостаточными. Это восьмицилиндровый двигатель рядной компоновки объемом 6005 см 3 . От стандартного силового агрегата отличался, прежде всего, смешанным расположением клапанов. Кроме того, степень сжатия повысили до максимальной для работы на 74 бензине. Также увеличили диаметр впускных труб. Его мощность составляла 180 л.с.

По сравнению с ЗИС-110 двигатель немного опустили и сдвинули назад. Добавили смазочный радиатор. Высоту радиатора двигателя уменьшили. Вместе со снижением расположения водяного насоса и вентилятора это было необходимо для уменьшения высоты передней части автомобиля.

Такой мотор позволял достичь 200 км/ч.

Трансмиссия

Для ЗИС-112 модифицировали трехступенчатую коробку передач ЗИС-110. Передаточные числа как всех передач, так и главной изменили.

Подвеска

Ходовая часть также была заимствована у ЗИС-110 и модифицирована. Так, использовали перспективные рессоры и пружины для передней независимой пружинной подвески, а заднюю рессорную оснастили стабилизатором поперечной устойчивости.

Модернизации

Первая модернизация потребовалась с начала участия ЗИС-112 в линейных гонках в 1952 г. Стала очевидна неудовлетворительная управляемость, обусловленная чрезмерно длинной базой и неоптимальным распределением массы (55-45), приводящим к перегрузке передней части. Поэтому главное усовершенствование состояло в сокращении на 0,6 м колесной базы до 3,16 м. Это позволило не только уменьшить массу автомобиля на 600 кг до 1900 кг, но и более оптимально распределить ее по осям. В результате значительно улучшилась управляемость. Длина машины вследствие этого сократилась на ту же величину. Наконец, увеличили передаточное число главной передачи. Вместе с уменьшенной массой это позволило достичь 210 км/ч. ЗИС-112/1 оснастили двумя топливными баками объемом 80 и 140 л и обеспечили возможность переключения питания двигателя между ними на ходу.

С началом участия в кольцевых гонках снова проявились недостатки конструкции. В 1955 г. в заездах принял участие ZIS-112, использовавшийся до этого в линейных гонках, почти в том же виде. Единственное изменение — вырезы спереди для охлаждения тормозов. Однако этого оказалось недостаточно — тормоза перегревались уже после нескольких интенсивных торможений.

На основе этого к следующему сезону подготовили значительно модернизированный автомобиль ЗИЛ-112/2. Вместо обычного кузова стали использовать трубчатый каркас с панелями из пропитанных бумажных сот и стеклоткани. Кроме того, удалили съемную крышу и установили более высокое лобовое стекло. Высота автомобиля уменьшилась на 0,1 м. Двигатель взяли у ЗИС-110, но модифицировали и оснастили четырьмя карбюраторами. Мощность возросла до 170 л.с. Максимальная скорость повысилась до 230 км/ч.

Также создали ЗИЛ-112/3. От 112/2 он отличался лишь дизайном, напоминающим модели Cadillac и прототип "Москва".

К сезону 1957 г разработали два автомобиля со стеклопластиковыми кузовами: ЗИЛ-112/4 и 112/5. Они были похожи внешне, но несколько отличались конструктивно.

Так, у одного колесная база составляла 2,9 м, у другого — 3,04 м. Эти машины оснастили новым V8 на основе мотора ЗИЛ-111 мощность 200 — 220 л.с. Этот двигатель мог иметь 4 или 8 карбюраторов. Коробку передач оставили от ЗИС-110. Они могли развивать около 250 км/ч.

В 1961 г появился ЗИС-112С. Дизайн его стеклопластикового кузова напоминал Ferrari. Автомобиль оснастили 6 л V8 с двумя четырехтактными карбюраторами мощностью 240 л.с. и 6,95 л двигателем мощностью 270 л.с., позже 300 л.с. КПП все еще использовали от ЗИС-110, но облегчили картер. Переднюю подвеску взяли от «Волги», а заднюю разработали новую независимую пружинную типа "Де Дион". Автомобиль оснастили дисковыми тормозами и самоблокирующимся дифференциалом. Полная масса составляла 1,33 т. ЗИС-112 "Спорт" разгонялся до 100 км/ч за 4,5-5 с и мог достичь 260-270 км/ч.

Спорт

C 1952 до 1955 г. ЗИС-112/1 участвовал в рекордных заездах и линейных гонках, где установил несколько рекордов на длинных дистанциях в классе 10, куда входили автомобили с объемом двигателя 5000 — 8000 см 3 .

С 1955 г. в СССР начали проводить кольцевые гонки, и ЗИС-112/1 почти в первоначальном виде отправили туда. Сразу же были выявлены недостатки исходной конструкции. Их устранили на ЗИЛ-112/2, благодаря чему в 1956 г. экипаж на такой машине занял третье место.

Модели 112/4 и 112/5 занимали третье (1957 г.), второе (1961 г.) и первое (1960 г.) места.

На модели 112С дважды предпринимались неудачные по многим причинам попытки установить всесоюзный скоростной рекорд, но она установила пять рекордов на гоночных трассах.

«Дрим-кар» (dream -car) в переводе с английского означает «автомобиль-мечта». Так с середины двадцатого века в США начали называть экспериментальные прототипы с неординарным внешним видом. Основная цель их создания - привлечение внимания публики к той или иной марке автомобиля, а также воплощение в металле автомобильных фантазий дизайнеров, поиск новых форм.

Прототип

В СССР отношение к автомобилям, даже легковым, было более приземленным, тем не менее, и здесь существовали увлеченные творческие люди, которым было тесно в рамках технических заданий и хозяйственной целесообразности. Чуть ли не единственная возможность выразить свое видение автомобиля-мечты у советских конструкторов была в создании спортивных прототипов. Спорт в СССР всячески поощрялся и машины «новых» конструкций на основе серийных агрегатов даже приветствовались. Широкое использование стандартных агрегатов на спортивных машинах позволяло испытывать серийные узлы в условиях скоростных соревнований в кратчайшие сроки и выявлять их наиболее слабые стороны. Все это привело к созданию уникального, даже по мировым меркам, спортивного автомобиля ЗИС-112 на шасси легкового лимузина ЗИС-110.

Отчасти образцом для подражания для ЗИС-112 послужил «дрим-кар» Buick LeSabre, образца 1951 года. Впервые представленный на выставке «Motorama» в Америке и позже попавший в десятки технических журналов, он явился источником вдохновения для талантливого дизайнера Валентина Росткова, который разработал дизайн и общую компоновку для советского аналога.

Однако ЗИС-112 не был точной копией «Бьюика». Позаимствовав от него главную тему - «реактивный» кузов с воздухозаборником спереди - он отличался собственной индивидуальностью: огромный (почти шесть метров в длину), двухместный, с округлой решеткой радиатора и единственной фарой. Кстати, из-за этой единственной фары на заводе автомобиль величали «одноглазка» или «циклоп».

Двигатель

Вначале на автомобиль установили серийный 140-сильный восьмицилиндровый двигатель от ЗИС-110. Но для машины весом почти 2,5 тонны он оказался слабоват. Тогда группа конструкторов под руководством Василия Федоровича Родионова создала экспериментальный восьмицилиндровый двигатель с верхними впускными и нижними выпускными клапанами. Объем двигателя составил 6005 см/куб., а степень сжатия выросла с 6,85 до 7,3. Вместо серийных впускного и выпускного коллекторов мотор получил новые, причём впускной коллектор существовал в двух вариантах: один был рассчитан на установку двух серийных карбюраторов МКЗ-ЛЗ, а другой - четырёх. Кроме того были предусмотрены: масляный радиатор, два масляных насоса, ручное управление опережением зажигания. С двумя карбюраторами новый мотор развивал мощность в 182 лошадиные силы при 3550 оборотов в минуту, а максимальная скорость составляла 204 км/ч!

Основные конструктивные размеры автомобиля:

База: 3760 мм.

Наибольшая длина автомобиля: 5920 мм.

Наибольшая ширина автомобиля: 2085 мм.

Кузов

Кузов автомобиля сделали открытым 2-х местным с двумя дверьми. Во время заездов и испытаний над пассажирским отделением устанавливался жёсткий пластиковый верх, который крепился к кузову на восьми болтах. Во время соревнований его планировали снимать для облегчения машины. Сзади автомобиль имел два багажника, один из которых служил отсеком для бензобаков.

Гонки

Боевым крещением для ЗИС-112 стало Первенство Советского Союза по автоспорту в 1952 году. Вместе с двумя ЗИС-112Э он принял участие в трех заездах: 500 км, 50 км, 1 км (с места и с ходу). В целом результаты соревнований можно признать успешными, но всё же не отличными.

Однако после выхода ЗИС-112 на старт линейных гонок на Минском шоссе гонщикам и конструкторам стало понятно, что даже для таких соревнований эта машина не подходит. Поскольку шасси было серийным, то оно сохранило грандиозную базу машины, рассчитанную на семиместный кузов типа "лимузин". Длина автомобиля была равна 5920 мм при колёсной базе 3760 мм, а весил ЗИС-112 с полной заправкой (220 л. бензина) 2915 кг. Поскольку автомобиль был двухместный, с рядным восьмицилиндровым двигателем, то распределение веса по осям получалось невыгодным: передние колёса воспринимали большую нагрузку, нежели задние.

Советский «дрим-кар» получился "головастиком" - автомобилем с очень тяжелой передней частью, что способствовало срыву в занос. При этом расход топлива был просто чудовищным - 35 л. на 100 километров.

Еще одна причина неудачных результатов крылась в возникшей опасности перегрева мотора ввиду большой температуры масла в картере, которая через 50-70 км. пробега достигала 100-105 0 , не стабилизировалась и имела тенденцию повышаться дальше. В дальнейшем температура масла в двигателе доходила до 100 0 и выше уже через 8-10 км. движения на полном дросселе и вызывала необходимость снижения скорости или расхолаживания передачи на уклонах при движении накатом.

Для решения проблемы перегрева в ЗИС-112 были внесены изменения. Спереди перед основным радиатором установили охлаждающий радиатор для масленой системы. Для этого передний бампер переместили чуть ниже и сделали дополнительные отверстия, чтобы увеличить приток набегающего воздуха на радиаторы. Из-за этого подфарники пришлось поднять наверх.

В дальнейшем единственный экземпляр ЗИС-112 переделывался и дорабатывался постоянно, от гонки к гонке: ставились дворники, переделывались ветровые стекла, добавлялись дополнительные воздухозаборники и вентиляционные отдушины. Не обошлось и без украшательства - на машине стали появляться чужеродные детали: то странной формы надкапотная эмблема (похоже, свинтили с какого-то «американца», которых было немало в ЗИЛовском гараже в качестве аналогов для изучения), то надпись то надпись «ЗИС-Москва» (в стиле надписи на ЗИЛ-111).

Результаты, показанные автомобилем ЗИС-112 на автомобильных соревнованиях на первенство Советского Союза в гонках на дистанции 500 км., отмечены комитетом по делам физической культуры и спорта при СМСССР как лучшее достижение по Советскому Союзу, так как средняя скорость 156,13 км/ч на дистанции 500 км показана автомобилем впервые. А максимальная скорость 188,19 км/ч, показанная в километровом заезде, является наивысшей в Советском Союзе в классе автомобилей от 5 до 8 литров. Прежний рекорд, установленный автомобилем ЗИС-Спорт в 1940 году, равнялся 162,4 км/ч.

Укороченная версия

Вышеупомянутые изменения не решили проблем автомобиля, и в 1956 году по инициативе гонщика Бориса Курбатова была создана укороченная версия ЗИС-112. Колесную базу машины укоротили на 600 мм. За счет этого расстояние между осями колес сократилось до 3160 мм., а длина автомобиля до 5320 мм. Вес машины снизился на 550 кг. - теперь в снаряженном состоянии она весила 2250 кг., а ее «сухой» вес равнялся 1900 кг.

Двигатель машины тоже подвергся изменениям: степень сжатия повысилась с 7,3 до 8,5 единиц, появились еще два карбюратора. Благодаря всем этим изменениям, а так же измененному числу главной передачи ЗИС-112 стал развивать скорость 210 км/ч!

Габаритные размеры автомобиля с 1956 года (укороченная версия)

База : 3165 мм

Наибольшая длина автомобиля: 5306 мм.

Наибольшая ширина автомобиля: 2105 мм.

Наибольшая высота автомобиля: 1532 мм.

Кольцевые гонки

В 1955 году чемпионаты СССР стали проводить на кольцевой трассе в Минске. Правда, кольцевой эту трассу было назвать сложно: два шоссе соединили поперечными дорогами, сделав «круг» длиной 42 км. Трасса имела 40 поворотов и несколько крутых спусков и подъёмов, поэтому главное значение приобрели динамика автомобиля и тормозные качества.

И снова ЗИС-112 не оправдал возложенных на него надежд, так как для таких гонок нужны были более маневренные машины, а маневренность даже укороченной версии автомобиля по-прежнему оставляла желать лучшего. Это послужило поводом для создания новых спортивных автомобилей на ЗИЛе, а про ЗИС-112 потихонечку забыли…

Модель

В 2009 году фирма DiP Models поставила перед собой цель создать модель самого первого варианта ЗИС-112, образца 1951 года (в планы фирмы входит выпуск и других вариантов ЗИС-112). Сделать это оказалось непросто. Не смотря на определенную известность (в основном за счет рисунка Александра Захарова из журнала «За рулем»), сохранилось не так уж много архивных фотографий ЗИС-112, особенно первоначального варианта. Более того, казалось, что совершенно отсутствуют фотографии этой машины сзади, без которых правильную модель сделать было невозможно.

Правда, вскоре удача улыбнулась создателям. Оказалось, что в Германии была издана книга Н. Александрова "Dem Silber auf der Spur" о советском автомотоспорте, в которой нашлись искомые фотографии. А дальше информация стала прибывать со скоростью наводнения - появилась возможность просмотреть фотографии из архива гонщика Бориса Курбатова, где данный автомобиль был сфотографирован со всех сторон, и ознакомиться с заводской документацией на ЗИС-112, любезно предоставленной Владимиром Киреевым. Из-за постоянно прибывающей уточняющей информации мастер-модель на ЗИС-112 пришлось переделывать целых 6 раз! В результате усердного поиска и подбора материалов компании DiP Models удалось создать весьма достоверную модель ЗИС-112.

Когда держишь эту модель в руках, понимаешь, что год усердного труда прошел не зря. Как и оригинал, модель вызывает восхищение. Почти 14 см. в длину, она кажется не спортивным автомобилем из прошлого, а болидом из будущего. Несомненно, визитной карточкой модели являются двуцветный сине-белый окрас и обилие хрома, благодаря которым автомобиль смотрится очень эффектно. Однако радует и исполнение второстепенных элементов. Особенно стоит обратить внимание на задние фонари, которые в оригинале имеют достаточно сложную форму. Не забыты и второстепенные «штрихи» - многие спрашивают, а зачем отверстия в крышке багажнике? Точно не знаем, но предположительно там крепилась ручка или декоративный элемент багажника, который был быстро утрачен. Его нет ни на одной фотографии. Но так как на машине эти отверстия остались, то и в модели решено их было воспроизвести для большей достоверности.

В общем, модель для отечественных коллекционеров получилась знаковой - все же не так много было в советской истории таких эффектных машин. В том, что ЗИ-112 станет украшением любой коллекции, даже не приходится сомневаться.

Кирилл Волынский

Максим Шелепенков

"Гараж на столе" №2, 2010г.