Что делать, если переплатили налог — как вернуть или зачесть переплату. Возврат переплаты по налогам: сроки по заявлению.

На этой странице:

Ситуации, когда индивидуальные предприниматели или предприятия и организации переплачивают налоги, встречаются не так уж и редко. Такие моменты являются, конечно, не самыми приятными для бизнесменов, но, тем не менее, они не безнадежны – закон предусматривает возможность возврата излишне оплаченных налогов.

Наиболее частые причины налоговых переплат

Условно можно поделить причины по переплате выплат в государственную казну на четыре пункта:

  1. Естественные причины . К ним относятся те случаи, когда в результате своевременных авансовых платежей у предприятия по итогам года образовывается переплата;
  2. Вынужденная переплата или ошибочное списание налогов специалистами налоговой инспекции в двойном размере. Такое возможно, если, к примеру организация имеет несколько счетов или тогда, когда налогоплательщик оплатил налог с задержкой, а налоговики уже успели передать сведения о должнике судебным приставам, которые и взыскали налог с р/с;
  3. Ошибки, допускаемые бухгалтерами при оформлении платежных документов . Стоит отметить, что не всякая ошибка может привести к переплате, тем не менее, следует внимательно следить за формированием платежек, чтобы в дальнейшем не требовалось прибегать к специальным мерам по возврату излишне оплаченных налоговых сборов;
  4. Ошибки в налогоисчислении . Довольно часто такое бывает при подсчете налогооблагаемой базы, в том числе, например, при распределении расходов между двумя системами налогообложения (если такое практикуется в организации или ИП) или же неправильное применение налоговой ставки. Основную опасность тут представляет непреднамеренное занижение налога, которое при обнаружении инспекторами налоговой службы может привести к административным санкциям и штрафным взысканиям.

Данный список не является окончательным, поскольку практика такова, что переплата может случиться самым неожиданным образом. В любом случае, какова бы ни была ее причина, следует тщательно подготовиться, прежде чем обращаться в налоговую службу за ее возвратом.

Сроки по возврату излишне уплаченных налогов

Закон четко устанавливает сроки, в которые можно вернуть излишек, выплаченный в государственный бюджет, в качестве налога.

Важно! Налоговая переплата возможна к возврату только тогда, когда с момента ее совершения не прошло трех лет. После прохождения трехлетнего рубежа, независимо от причин переплаты и времени ее обнаружения, вернуть излишне уплаченные налоги будет не реально.

Порядок возврата переплаты

Как в любом другом случае взаимодействия налогоплательщика и Федеральной налоговой службы (ФНС), правила возврата переплат строго регламентированы:

  1. Подтверждение факта переплаты. Прежде чем запускать процесс по возврату излишне уплаченного налога, следует первым делом задуматься о том, как его подтвердить документально. Тут все зависит от того, в результате каких действий образовалась переплата.
    • Если это произошло из-за банальной бухгалтерской ошибки, которая была впоследствии обнаружена, то нужно подать в налоговую уточненную декларацию;
    • Можно составить акт сверки с налоговой службой. Инициатором его могут быть как представители налоговой службы, так и бухгалтерия второй заинтересованной стороны. Если акт сверки был составлен в установленном законом порядке и подписан налоговым специалистом, то уточненку можно уже и не подавать;
    • Еще один способ установить излишне переплаченные налоги – пойти путем судебных разбирательств. Дело это долгое, хлопотное и непростое, но если сумма налоговой переплаты значительная, а налоговики отказываются ее признавать, то игра стоит свеч. Если факт переплаты судом будет установлен, то избежать возврата переплаченной суммы налоговикам не удастся.
    • Переплата налогов может обнаружиться и в итоге выездной камеральной проверки. Это не самая приятная процедура для всех организаций и ИП, тем не менее, наличие переплаты лучше, чем обнаружение налоговых недоимок. В данном случае специалисты налоговой службы обязаны будут направить налогоплательщику письменное извещение о переплате и ее размере.
  2. После того, как переплата доказана, с ней нужно обязательно что-то сделать. По закону, здесь есть также несколько направлений:
    • Первый и самый очевидный вариант – просто вернуть налоги на расчетные счета налогоплательщика;
    • Второе что можно предпринять – перенаправить эту сумму к уплате недоимок, пеней, штрафов и т.п. сборов. Причем, что касается недоимки, то покрывать ею можно только тот тип налога, по которому она образовалась. То есть, если переплата была в федеральный бюджет, то перекрывать ею можно только федеральные налоги. Перенаправлять переплату из общей государственной казны в региональный карман нельзя. Точно также дело обстоит и с местными налогами – перекидывать переплату по ним в федеральный бюджет невозможно.
    • Тритий путь – отложить излишек на предстоящие налоговые выплаты. Схема при этом здесь та же, что и в предыдущем варианте.

    Внимание! Закон никоим образом не обязывает налогоплательщика распоряжаться всей суммой переплаты каком-либо одним определенным способом. Вполне можно распределить ее по частям на разные цели.

  3. Следующий этап по возврату налога: написание заявления в налоговую службу. Здесь обязательно нужно указать точный размер переплаченных средств, привести подтверждения, а также прописать намерения по дальнейшему распоряжению ими. Заявление можно подать либо:
    • Лично в налоговой инспекции по месту регистрации предприятия или ИП;
    • Отправлением письма с уведомлением о вручении через почту России. В этом случае нужно обязательно сделать ;
    • Через представителя налогоплательщика при предоставлении нотариально заверенной доверенности.

К сведению! Заявление нужно обязательно писать в двух экземплярах, один из которых остается на руках налогоплательщика. При принятии заявления о переплате, специалист налоговой оба должен проштамповать.

После получения заявления, налоговики обязаны рассмотреть его не дольше чем в десятидневный срок. В результате на свет должно появиться решение либо о зачете налога в счет других платежей, либо о его возврате.

Важно! На расчетный счет налогоплательщика, переплата должна вернуться не позднее месяца с момента передачи соответствующего заявления в налоговый орган.

Нюансы возврата переплаты

При переплате следует помнить о некоторых особенностях ее видения с точки зрения налоговой службы. В частности, налоговая может сама, в одностороннем порядке, не дожидаясь никаких заявлений от налогоплательщика перенаправить переплату в счет имеющихся у него недоимок. Причем, это понятно и удобно для индивидуального предпринимателя или предприятия тогда, когда подобная недоимка у него одна. А если их несколько? В этом случае стоит поторопиться с заявлением, иначе налоговики распорядятся переплатой на собственное усмотрение.

Важно! Необходимо помнить о том, что если налоговая самостоятельно решила, куда определить переплату, сделанную налогоплательщиком, то в результате ее действий, на счета вернется только разница между недоимкой и излишне оплаченной суммой.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что к расчету налоговых платежей и их выплат нужно относиться крайне внимательно. При обнаружении переплаты необходимо своевременно и с полной доказательной базой обращаться в налоговую службу, чтобы иметь возможность лично распорядиться переплаченными ранее деньгами.

Переплата по налогу на доходы физических лиц может возникнуть по разным причинам: в результате счетной ошибки, смены налогового статуса налогоплательщика, предоставления и пр. От того, что послужило поводом для образования излишка, зависит и порядок его возврата налогоплательщику. Причем далеко не всегда заниматься этим должен налоговый агент.

Непосредственными плательщиками НДФЛ , как известно, признаются физические лица . Однако в общем случае обязанность по исчислению и уплате такого налога за них исполняют налоговые агенты , то есть организации или предприниматели, являющиеся источником соответствующих налогооблагаемых доходов налогоплательщика (п. 1 ст. 226 НК). При выплате дохода физлицу они обязаны исчислить и удержать из него налог для перечисления в бюджет. Вполне понятно, что при таком раскладе в случае возникновения переплаты по НДФЛ налоговый агент не может остаться безучастным. Другое дело, что масштабы его участия в излишке налога в зависимости от ситуации могут быть различными.

Возникновение переплаты

Итак, прежде всего переплата по НДФЛ может возникнуть у налогоплательщика непосредственно в силу порядка исчисления данного налога. Для примера приведем следующую ситуацию.
Согласно п. 3 ст. 210 Налогового кодекса при определении базы по НДФЛ в отношении доходов, облагаемых по ставке 13 процентов, налогоплательщик имеет право на получение стандартных вычетов. Предоставляются таковые ежемесячно, за каждый месяц налогового периода, вне зависимости от того, есть ли в данном месяце у налогоплательщика налогооблагаемый доход (пп. 1, 2, 4 п. 1 ст. 218 НК). В частности, на этом не раз акцентировал внимание Минфин России (Письма ведомства от 21 июля 2011 г. N 03-04-06/8-175, от 24 августа 2009 г. N 03-04-05-01/655). При этом база по НДФЛ рассчитывается нарастающим итогом с начала года. Таким образом, если предположить, что с середины года и до конца налогового периода налогоплательщик перестал получать облагаемые НДФЛ доходы, в то время как все еще сохраняет право на стандартный вычет, то налоговая база с каждым месяцем будет уменьшаться, так же как и сумма налога, подлежащая удержанию. За примером же подобной ситуации далеко ходить не надо. Именно так будут развиваться события, если в середине года сотрудница уйдет в отпуск по беременности и родам, поскольку пособие по беременности и родам НДФЛ не облагается (п. 1 ст. 217 НК).

Пример. Работница ООО с января по август 2012 г. получила доход в сумме 120 000 руб. За этот период работнице предоставлены ежемесячные стандартные налоговые вычеты по НДФЛ:
- 1400 руб. в месяц - на второго ребенка;
- 3000 руб. в месяц - на третьего ребенка.
Общая сумма предоставленных стандартных налоговых вычетов по НДФЛ составила 46 400 руб. ((1400 руб. x 2 + 3000 руб.) x 8 мес.). НДФЛ исчислен, удержан и перечислен в сумме 9568 руб. ((120 000 - 46 400) x 13%).
С 1 сентября 2012 г. работнице предоставлен отпуск по беременности и родам (140 дн.), и до конца года доходов, подлежащих обложению НДФЛ по ставке 13%, она больше не получит. Однако стандартные вычеты на детей полагаются за каждый месяц налогового периода, а не только за те месяцы, в которых получен доход. Таким образом, по результатам начисления НДФЛ уже в сентябре 2012 г. за период с января по сентябрь 2012 г. возникает переплата по НДФЛ в сумме 754 руб. (9568 руб. - 8814 руб.):
- доход с января по сентябрь 2012 г. - 120 000 руб.;
- налоговые вычеты по НДФЛ - 52 200 руб. ((1400 руб. x 2 + 3000 руб.) x 8 мес.).
- налог за январь - сентябрь 8814 руб. ((120 000 руб. - 52 200 руб.) x 13%).
При этом излишек НДФЛ будет увеличиваться с каждым месяцем до конца года по мере предоставления вычетов.

К сведению! Стандартный вычет на детей предоставляется до достижения дохода налогоплательщика, облагаемого по ставке 13 процентов, нарастающим итогом с начала года 280 000 руб. (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК).

Согласно п. 1 ст. 231 Налогового кодекса о каждом ставшем известным ему факте излишнего удержания НДФЛ и его сумме налоговый агент обязан сообщить налогоплательщику в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. Ни форма такого уведомления, ни способ его направления Кодексом не установлены. Но как указали специалисты Минфина России в Письме от 16 мая N 03-04-06/6-112, хотя форму организация или предприниматель в данном случае могут использовать произвольную, порядок направления сообщения они должны предварительно согласовать с налогоплательщиком.
Так или иначе, следует иметь в виду, что судить о том, имеет ли место переплата можно лишь по окончании налогового периода. В частности, такой вывод следует из Письма Минфина России от 3 февраля 2012 г. N 03-04-06/8-20. Иными словами, торопиться с оповещением физлица до истечения года не стоит. Так, если в последних месяцах налогового периода у налогоплательщика появится облагаемый НДФЛ доход, сумма излишка как минимум может измениться, если не сойти к нулю.

Пример 2. Работница ООО с января по май 2012 г. получила доход в сумме 125 000 руб. За этот период работнице предоставлены ежемесячные стандартные налоговые вычеты по НДФЛ:
- 1400 руб. в месяц - на первого ребенка;
- 1400 руб. в месяц - на второго ребенка.
Общая сумма предоставленных стандартных налоговых вычетов по НДФЛ составила 14 000 руб. ((1400 руб. x 2) x 5 мес.). НДФЛ исчислен, удержан и перечислен в сумме 14 430 руб. ((125 000 - 14 000) x 13%).
С 1 июня 2012 г. работнице предоставлен отпуск по беременности и родам (140 дн.). Таким образом, по результатам начисления НДФЛ уже в июне 2012 г. за период с января по июнь 2012 г. возникает переплата по НДФЛ в сумме 364 руб. (14 430 руб. - 14 066 руб.):
- доход с января по июнь 2012 г. - 125 000 руб.;
- налоговые вычеты по НДФЛ - 16 800 руб. ((1400 руб. x 2 руб.) x 6 мес.).
- налог за январь - июнь 14 066 руб. ((125 000 руб. - 16 800 руб.) x 13%).
При этом излишек НДФЛ будет увеличиваться с каждым месяцем до выхода сотрудницы из отпуска по беременности и родам по мере предоставления вычетов.
19 ноября 2012 г. работница вышла из отпуска по беременности и родам и приступила к трудовым обязанностям. Ей установлен режим неполного рабочего времени. Заработная плата за ноябрь составила 10 416,67 руб., за декабрь - 21 875 руб.
Таким образом, по результатам начисления НДФЛ за налоговый период переплата будет сведена к нулю, напротив, возникнет сумма НДФЛ к доплате (16 080 руб. - 14 430 руб.):
- доход за 2012 г. - 157 291,67 руб.;
- налоговые вычеты по НДФЛ - 33 600 руб. ((1400 руб. x 2) x 12 мес.).
- налог за год 16 080 руб. ((157 291,67 руб. - 33 600 руб.) x 13%).

Вместе с тем если по итогам налогового периода НДФЛ все же удержан излишне, то по заявлению налогоплательщика налоговый агент обязан переплату вернуть (п. 1 ст. 231 НК). Алгоритм действий на этот случай приведен в ст. 231 Налогового кодекса.

Порядок возврата

По общему правилу вернуть излишне удержанный НДФЛ налоговый агент должен в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет физического лица в банке . Реквизиты счета налогоплательщику следует указать в заявлении. Время, отведенное на то, чтобы физлицу, составляет три месяца и ведет отсчет с момента подачи им заявления на возврат. За каждый день просрочки налогоплательщику с налогового агента причитаются проценты, начисленные на сумму излишне удержанного НДФЛ исходя из ставки рефинансирования ЦБ, которая действовала в дни нарушения срока (абз. 5 п. 1 ст. 231 НК).

Обратите внимание! Срок на подачу налогоплательщиком заявления на возврат НДФЛ ограничен тремя годами с момента уплаты налога (п. 7 ст. 78 НК, Письмо УФНС России по г. Москве от 19 марта 2010 г. N 20-14/3/029018@). Соответственно, при обращении к налоговому агенту за пределами данного срока последний вправе и отказать физлицу. Однако следует помнить, что добиться своего налогоплательщик может в том числе через суд. Причем в данном случае уже действует общий срок исковой давности, который исчисляется с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о том, что его право нарушено (ст. 196, п. 1 ст. 200 ГК).

Вернуть налог физлицу налоговый агент может двумя путями. Во-первых, сделать это можно за счет сумм НДФЛ, подлежащих перечислению в бюджет в счет предстоящих платежей как по данному налогоплательщику, так и по иным физлицам, с доходов которых налоговый агент удерживает НДФЛ.
Во-вторых, вернуть налог можно за счет собственных средств, одновременно обратившись за возвратом НДФЛ в налоговую инспекцию в порядке ст. 78 Налогового кодекса.
По большому счету из буквального толкования положений ст. 231 Кодекса следует, что второй способ рассчитан на ситуацию, когда суммы НДФЛ, подлежащей перечислению налоговым агентом в казну, недостаточно, чтобы вернуть налог первым путем. Так, нормы НК гласят, что обратиться за возвратом в ИФНС налоговый агент должен в течение 10 дней с момента получения заявления от налогоплательщика. К заявлению в инспекцию при этом также необходимо присовокупить выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджет. При этом очевидно, что такой короткий срок на обращение в ИФНС предполагает принятие решения о том, за счет каких средств возвращать налог, непосредственно при получении заявления от налогоплательщика. Проанализировав соответствующие положения Налогового кодекса, эксперты Минфина России в Письме от 16 мая 2011 г. N 03-04-06/6-112 пришли к выводу, что в рассматриваемой ситуации налоговому агенту действительно предоставлено право выбора, самостоятельно возвращать налог или обратиться в инспекцию.
Правда, не удастся обойтись без обращения в инспекцию, если налогоплательщик пожелает не вернуть излишне удержанный с его доходов НДФЛ на счет в банке, а зачесть переплату в счет предстоящих платежей.
Вместе с тем далеко не всегда возвратом налога должен заниматься именно налоговый агент.

Резидент - нерезидент

Доходы физлиц в зависимости от различных обстоятельств могут облагаться НДФЛ по различным ставкам. Так, помимо иных условий ставка налога 13 процентов применяется только в отношении доходов, полученных физлицами, имеющими статус налогового резидента. Доходы налогоплательщиков, не признаваемых резидентами в соответствии с п. 2 ст. 207 Налогового кодекса, облагаются НДФЛ по ставке 30 процентов. При этом статус налогового резидента РФ любое физлицо получает автоматически на 183-й день пребывания в нашей стране в течение следующих подряд 12 месяцев (п. 2 ст. 207 НК). Поскольку при этом речь идет о любых следующих друг за другом 12 месяцах, а отнюдь не о календарном годе, то налоговый статус физлица может меняться из месяца в месяц (Письма от 26 марта 2010 г. N 03-04-06/51, от 3 июля 2007 г. N 03-04-06-01/207). Таким образом, в течение года к доходам налогоплательщика может применяться различная ставка НДФЛ, в зависимости от того, является ли сотрудник налоговым резидентом на конкретную дату выплаты дохода.
Вместе с тем по итогам налогового периода к доходам физлица все же должна применяться единая ставка. Так, окончательно, указывают финансисты, статус физлица в целях исчисления НДФЛ определяется на конец налогового периода либо после наступления момента, начиная с которого статус сотрудника уже не может снова поменяться (Письма Минфина России от 17 июля 2009 г. N 03-04-06-01/176, от 22 апреля 2009 г. N 03-04-06-01/105). При этом если окажется, что на соответствующую дату налоговый статус сотрудника изменился, то налог, удержанный с его доходов по "неверной" ставке, следует пересчитать. Очевидно, что если работник приобрел статус налогового резидента, то возникает излишне удержанный НДФЛ.
Ведь, во-первых, налог, начисленный с его доходов с начала года, пересчитывается по меньшей ставке (13 процентов). Во-вторых, к его доходам могут применяться налоговые вычеты по НДФЛ, и если сотрудник имеет на таковые право, то их сумму также необходимо учесть при пересчете (пп. 3, 4 п. 1, п. 3 ст. 218 НК).
В то же время в силу прямого указания Налогового кодекса, возврат подобного излишка по НДФЛ вовсе не забота налогового агента. За возвратом такого излишка налогоплательщику необходимо обращаться непосредственно в налоговую инспекцию по месту жительства (Письмо Минфина России от 16 мая 2011 г. N 03-04-06/6-108). Правда, следует учитывать, что, по мнению специалистов Федеральной налоговой службы, из этого правила все же есть исключение.
Как указали представители ФНС России в Письме от 9 июня 2011 г. N ЕД-4-3/9150, ссылаясь, в свою очередь, на разъяснения экспертов финансового ведомства от 18 апреля 2007 г. N 01-СШ/19, налогоплательщик может приобрести статус налогового резидента РФ сразу после 3 июля соответствующего календарного года, то есть задолго до окончания налогового периода. При этом понятно, что в подобной ситуации до окончания года утратить статус резидента уже невозможно. Таким образом, видимо, ратуя за интересы налогоплательщика, налоговики посчитали, что если при этом все 183 дня пребывания в России таковой проработал в одной организации, то последняя вполне может по заявлению сотрудника не только пересчитать НДФЛ за предыдущие месяцы, но и вернуть его физлицу до окончания года. Впрочем, Налоговый кодекс подобной обязанности не устанавливает. Следовательно,

Особый случай для возврата НДФЛ

Очевидно, что переплата по НДФЛ может возникнуть в том числе и в результате обычной счетной ошибки или опечатки. В данном случае важно, на каком этапе она произошла. Так, если в результате таковой налог был излишне удержан, то он подлежит возврату в порядке ст. 231 Налогового кодекса. Другое дело, если удержан НДФЛ был в верном размере, а вот уплачен в большем, чем необходимо. Как поступить при этом налоговому агенту, представители ФНС России ответили в Письме от 4 июля 2011 г. N ЕД-4-3/10764.
Как указали налоговики, переплаченная сумма в подобной ситуации уже в принципе не является налогом на доходы физических лиц, поскольку уплата такового за счет собственных средств налогового агента запрещена. Соответственно, наличие такой переплаты не освобождает последнего от обязанности перечислить в бюджет сумму НДФЛ, фактически удержанного из доходов физлиц, выплачиваемых в более поздние сроки. Единственный вариант, который в рассматриваемой ситуации есть, по мнению контролеров, у налогового агента, - обратиться с заявлением о возврате на расчетный счет суммы, не являющейся НДФЛ и ошибочно перечисленной в казну. Причем, похоже, без проведения сверки по расчетам с бюджетом в данном случае не обойтись.

На практике по тем или иным причинам налог может быть уплачен в большем размере, чем требуется по законодательству. Да и налоговики нередко грешат излишним взысканием платежей в бюджет. В любом случае за налогоплательщиком сохраняется право и возможность распоряжаться своими денежными средствами в виде налоговой переплаты. Но действовать при этом придется в строго определенном порядке.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов. Порядок урегулирования вопроса наличия у него (налогового агента) налоговой переплаты регламентирован статьями 78 и 79 Налогового кодекса. Первая из них рассчитана на случаи, когда налог был излишне уплачен налогоплательщиком, вторая – когда он был излишне взыскан налоговыми инспекторами.

Так, излишне уплаченный налог может быть зачтен в счет предстоящих платежей налогоплательщика, а также числящейся за ним недоимки, или возвращен на его расчетный счет. Излишне взысканный – подлежит возврату, но прежде непременно направляется в счет погашения налоговой задолженности, если таковая имеется (ст. 79 НК). Как указали эксперты Минфина в письме от 23 ноября 2012 года № 03-02-07/1-293, зачет суммы излишне взысканных налогов в счет будущих платежей по соответствующим налогам Налоговым кодексом не предусмотрен.

При этом определяющим в квалификации излишка как уплаченного или взысканного является основание исполнения обязанности по уплате налога, а не способ ее исполнения. Иными словами, как именно были перечислены деньги в бюджет – лично налогоплательщиком или их списали с его счета в принудительном порядке – значения такая подробность не имеет. Однако важно, кем была исчислена сумма налоговых обязательств налогоплательщика. Проще говоря, если она была определена им самостоятельно и перечислена на основании налоговой декларации, любой излишек, возникший при этом, следует считать уплаченным . Если же налогоплательщик перечислил сумму, указанную в требовании об уплате налога, выставленном налоговиками, любой излишек уже следует считать взысканным (определение КС от 27 декабря 2005 г. № 503-О, постановление Президиума ВАС от 24 апреля 2012 г. № 16551/11, от 29 марта 2005 г. № 13592/04).

Возврат налоговой переплаты

Итак, прежде всего по заявлению налогоплательщика излишне им уплаченный или излишне с него взысканный налог может быть возвращен ему налоговиками, что называется, «живыми» деньгами на расчетный счет. Для этого ему необходимо подать в ИФНС соответствующее заявление, которое может быть представлено как в бумажном, так и в электронном виде. Срок на его подачу, если речь идет о «добровольной» переплате налога, составляет три года с момента его уплаты. При этом если налог перечислен в бюджет несколькими платежами, срок подачи заявления о возврате (зачете) переплаты нужно исчислять с даты каждого платежа отдельно (постановление Президиума ВАС от 29 июня 2004 г. № 2046/04). Если же дело касается излишне взысканного налога, представить заявление следует в течение месяца, когда налогоплательщику стало известно об излишнем взыскании или со дня вступления в силу решения суда.

Вместе с тем, если налогоплательщик пропустил установленный срок для представления заявления о возврате налога, это еще не означает, что вернуть деньги более не удастся (письмо Минфина от 1 июня 2009 г. № 03-02-07/1-281). В этом случае за ним сохраняется право обратиться в суд (определение КС от 21 июня 2001 г. № 173-О). Сделать это можно в течение трех лет с того момента, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав (ст. 195, 196, п. 1 ст. 200 ГК).

Обратите внимание! В постановлении от 26 июля 2011 г. № 18180/10 Президиум ВАС указал, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа налоговой инспекции в проведении таковых или неполучения от нее ответа в установленный срок.

Решение о возврате контролеры должны принять в течение 10 дней с момента получения заявления или со дня подписания акта совместной сверки, если таковая проводилась. Но в случае положительного вердикта еще до истечения данного срока ревизоры должны направить поручение на возврат денежных средств в Федеральное казначейство. В течение же пяти дней с момента вынесения решения налоговики обязаны в письменной форме сообщить о нем налогоплательщику. Правда, данное правило предусмотрено лишь статьей 78 Налогового кодекса.

Сам возврат должен быть произведен не позднее месяца с момента получения инспекторами соответствующего заявления. За каждый день просрочки возврата излишне уплаченного налога подлежат начислению проценты исходя из ставки рефинансирования, действовавшей в это время. При возврате излишне взысканного налога проценты начисляются в любом случае со дня, следующего за днем взыскания соответствующих сумм и по день их фактического возврата. При этом решение о возврате недоначисленных процентов, рассчитанных исходя из даты фактического возврата излишне взысканных средств, должно быть принято налоговиками в течение трех дней с момента получения уведомления Федерального казначейства о возврате денег и с соответствующей даты.

Зачет налоговой переплаты

Помимо возврата денежных средств на расчетный счет налогоплательщик имеет возможность распорядиться налоговой переплатой и иным образом, а именно – зачесть их в счет предстоящих платежей по этому или иному налогу либо в счет недоимки. Что касается процедурных моментов, то есть сроков подачи соответствующего заявления и принятия инспекторами решения, то в данном случае все аналогично порядку возврата налога. Правда, проценты за просрочку зачета излишне уплаченного налога не начисляются (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 7 июля 2008 г. Ф04-4079/2008(7607-А46-26), Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 декабря 2008 г. по делу № А56-14347/2008; Десятого арбитражного апелляционного суда от 13 февраля 2009 г. по делу № А41-21803/08).

Что необходимо иметь в виду, так это тот факт, что согласно пункту 1 статьи 78 Налогового кодекса зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам. Иными словами, федеральные налоги засчитываются в счет федеральных, региональные – в счет региональных, местные – в счет местных (письма Минфина от 30 декабря 2011 г. № 03-07-11/362, от 22 сентября 2008 г. № 03-02-07/1-370, от 2 октября 2008 г. № 03-02-07/1-387, от 11 января 2009 г. № 03-02-07/1-3). В свою очередь уровень бюджета, в который зачисляется налог, значения не имеет (письмо Минфина от 26 апреля 2011 г. № 03-02-07/1-141).

При этом к федеральным налогам согласно статье 13 Кодекса и пункту 7 статьи 12 НК относятся: НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина, а также налоги, уплачиваемые в связи с применением того или иного спецрежима (письмо Минфина от 20 апреля 2006 г. № 03-02-07/2-30, письмо УФНС по Санкт-Петербургу от 17 февраля 2009 г. № 17-10-02/04211@). Региональными налогами в соответствии со статьей 14 Налогового кодекса признаются налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог. К местным налогам статья 15 Кодекса относит земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Принудительный зачет

О какой бы переплате речь ни шла, в случае наличия у налогоплательщика недоимки по тому же или иному налогу сумма «излишка», прежде всего, будет направлена на погашение таковой. Причем, чтобы «перекрыть» переплатой задолженность, налоговикам совсем не обязательно дожидаться волеизъявления фирмы. Иными словами, заявления налогоплательщика в данном случае не требуется. В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Кодекса сделать это инспекторы вправе самостоятельно в течение десяти рабочих дней с момента обнаружения налогового «излишка» либо с даты оформления акта сверки расчетов с бюджетом. Сообщить о таком решении налогоплательщику контролеры обязаны в письменной форме в течение пяти дней с даты его принятия. В отношении средств, излишне взысканных в пользу казны, действует точно такой же порядок (п. 1 ст. 79 НК).

В том случае, если часть переплаты была принудительно направлена налоговиками на погашение задолженности, сумма «излишка» изменится. Это означает, что для ее возврата или зачета налогоплательщику необходимо будет подать новое заявление с указанием суммы налоговой переплаты после ее частичного зачета в счет недоимки. Такой вывод следует из письма Минфина от 20 сентября 2012 г. № 03-02-07/1-226.

Обратите внимание! Поскольку налоговая переплата представляет собой налог, уплаченный при отсутствии на то законных оснований, на соответствующую сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности. Поэтому в целях главы 25 Кодекса переплата налога в бюджет при истечении срока подачи заявления на ее возврат может быть признана безнадежным долгом со всеми вытекающими последствиями. Такой вывод следует из определения ВАС от 8 ноября 2012 г. № ВАС-12510/12.

Авансовая переплата

Согласно пункту 14 статьи 78 Налогового кодекса предусмотрено, что правила, установленные данной статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей по налогу. При буквальном прочтении это означает, что так же, как и в случае с излишней уплатой непосредственно налога, подать заявление на возврат или зачет переплаты налогоплательщик вправе непосредственно с момента перечисления аванса и с этой же даты начинается отсчет срока давности на возврат (зачет) «излишка» без обращения в суд. Именно так нередко рассуждают налоговики на местах, в чем их поддерживают и некоторые судьи (постановления ФАС Северо-Западного округа от 16 декабря 2011 г. по делу № А52-1011/2011, ФАС Западно-Сибирского округа от 31 марта 2011 г. по делу № А81-2906/2010, ФАС Волго-Вятского округа от 24 февраля 2009 г. по делу № А43-14387/2008-37-563). Однако все не так просто.

Дело в том, что с момента перечисления авансового платежа быть уверенным в его излишней уплате налогоплательщик может лишь в том случае, если допустил счетную ошибку, то есть перечислил больше, чем начислил. Однако нередко выявить переплату можно лишь при расчете авансовых платежей по итогам следующего периода или налога по итогам года, поскольку при этом засчитываются ранее уплаченные авансовые платежи.

В частности, и Президиум ВАС в постановлении от 28 июня 2011 г. № 17750/10 в отношении возврата авансовых платежей по налогу на прибыль указал, что юридические основания для возврата переплаты по авансовым платежам наступают лишь по итогам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика с даты представления в ИФНС налоговой декларации за соответствующий налоговый период, но не позднее установленного для этого срока.

Это означает, что, например, заявление о возврате переплаты авансовых платежей по налогу на прибыль за отчетные периоды 2013 г. можно подать не позднее 28 марта 2017 г. (при условии, что декларация за 2012 г. представлена 28 марта 2014 г.).

В письме от 21 февраля 2012 г. № СА-4-7/2807 со ссылкой на указанное постановление Президиума ВАС эту точку зрения поддержали эксперты Федеральной налоговой службы, а в письме от 15 июня 2012 г. № 03-03-06/1/309 – представители Министерства финансов.

Ольга Рогозина, эксперт ООО «ЦЭИНФ»

Если у вас имеется хоть малейшая задолженность, не перечисленная в бюджет или во внебюджетные фонды, рассчитывать на быстрый возврат переплаты не стоит. Прежде всего налоговики или органы, контролирующие страховые взносы, попросят вас заплатить долги или пустить часть переплаты на погашение этой задолженности.

Таково требование налогового законодательства: возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, штрафам производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности) (п. 6 ст. 78 НК РФ). При этом, согласно статье 12 Налогового кодекса, существуют такие виды налогов и сборов, как федеральные, региональные и местные. Значит, для возврата переплаты, к примеру по НДС, необходимо, чтобы не было задолженности по федеральным налогам, так как налог на добавленную стоимость отнесен законодательством к федеральным налогам.

Аналогичное правило предусмотрено и в отношении страховых взносов. Так, возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням и штрафам производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности (часть 12 ст. 26 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). И хотя в законодательстве не установлено деление страховых взносов на виды, и здесь действует условие, что переплата не возвращается, если есть задолженность по соответствующей категории страховых взносов. К примеру, переплата возникла по страховым взносам, перечисленным в Пенсионный фонд. При наличии неуплаченной суммы в счет другого взноса (в ФСС, в федеральный или территориальный медицинские фонды) данная переплата будет возвращена без проведения какого-либо зачета в полной сумме.

Вынужденная переплата

Мы рассмотрели так называемую добровольно «переплаченную» сумму. То есть если вы сами заплатили лишнее или позже представили уточненный расчет, по которому сумма налога (сбора, взносов), причитающаяся к уплате в бюджет, оказалась меньше первоначальной.

Но переплата может оказаться и «вынужденной». Это когда инспекторы налоговой службы, ПФР или иного фонда самостоятельно (повторно) взыскали с вас налоги или взносы, которые уже были заплачены. И в этом случае и налоговики, и страховщики возвратят переплату также только при отсутствии соответствующих недоимок, включая пени и штрафы (п.1 ст. 79 НК РФ, часть 2 ст. 27 Закона № 212-ФЗ).

Чем отличается излишне уплаченная сумма от излишне взысканной? Отразим сравнение в таблице:

Таблица Отличия излишне уплаченной суммы от излишне взысканной

Излишне уплаченная сумма

Излишне взысканная сумма

Показатель

Налоги, сборы

Страховые взносы

Налоги, сборы

Страховые взносы

Основание для возврата

Возвращается по письменному заявлению налогоплательщика.

Возвращается по письменному заявлению

Возвращается по письменному заявлению налогоплательщика.

Возвращается по письменному заявлению плательщика страховых взносов.

Срок для возврата

Подлежит возврату

в течение одного месяца со дня получения заявления налогоплательщика.

Подлежит возврату

в течение одного месяца

Подлежит возврату

в течение одного месяца со дня получения заявления налогоплательщика

Подлежит возврату

в течение одного месяца со дня получения заявления плательщика.

Срок исковой давности

Заявление о возврате суммы может быть подано в налоговый орган в течение трех лет

Заявление о возврате суммы может быть подано в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Заявление о возврате

может быть подано

в налоговый орган в течение одного месяца

В течение трех лет

Заявление о возврате

может быть подано

в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение одного месяца со дня, когда плательщику стало известно о факте взыскания (со дня вступления в силу решения суда).

В течение трех лет с даты, когда стало известно (должно стать известно) о факте излишнего взыскания, можно подать исковое заявление в суд.

Срок принятия решения о возврате

или со дня подписания акта совместной сверки .

Решение о возврате принимается в течение 10 дней со дня получения заявления

или со дня подписания акта совместной сверки.

Решение о возврате

принимается

Решение о возврате

принимается

в течение 10 дней со дня получения письменного заявления.

Возврат суммы с процентами

Установленный срок

Сумма, которая не возвращена в установленный срок (один месяц), возвращается из бюджета с процентами.

Вся сумма , излишне взысканная, возвращается с процентами.

Вся сумма , излишне взысканная, возвращается с процентами.

Порядок возврата

Как видно, во всех случаях возврат осуществляется по письменному заявлению лица. Форма такого заявления в налоговых органах не утверждена, поэтому можно составить его в произвольном виде или заполнить предложенный в инспекции бланк, разработанный налоговиками самостоятельно. По страховым взносам формы заявлений (№ 23-ПФР, 23-ФСС РФ, 24-ПФР и 24-ФСС РФ) утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 11 декабря 2009 г. № 979н.

Срок возврата для всех случаев установлен один месяц.

Но вот порядок обращения за возвратом при излишней уплате и при излишнем взыскании различный. По переплате, образовавшейся по вине самого плательщика, заявление можно подать в течение трех лет с даты уплаты такой суммы.

Пример 1

ООО «Алтай» по результатам совместной сверки выявлена переплата по налогу на прибыль организаций в размере 12 330 руб. Из них 10 000 руб. излишне перечислены в текущем году по платежному поручению № 14 в счет оплаты по расчету за 2010 год. Оставшаяся сумма 2330 руб. оплачена организацией по поручению № 38 от 15 февраля 2008 г.

ООО «Алтай» написало заявление на возврат переплаты на всю сумму. Однако возвращена может быть только сумма 10 000 руб., в отношении суммы 2330 руб. срок исковой давности три года уже истек.

Если же рассматривать переплату, образовавшуюся по вине налогового или иного контролирующего органа, то плательщик имеет право обратиться в этот орган за переплатой только в течение одного месяца. Как правило, излишне взысканными оказываются суммы, доначисленные по результатам камеральных или выездных проверок. Поэтому срок в один месяц исчисляется со дня, когда плательщику стало известно о факте взыскания, или со дня вступления в силу решения суда, на котором рассматривалась правомерность доначисления взысканной суммы.

Пропустив месячный срок, плательщик вынужден будет обращаться за возвратом своей переплаты в суд (п. 3 ст. 79 НК РФ, часть 6 ст. 27 Закона № 212-ФЗ).

Отличительной особенностью излишнего взыскания является и то, что в этом случае с процентами возвращается сразу вся сумма налога (страхового взноса), а при излишней уплате - только в части несвоевременно возвращенной суммы. Добавим, что проценты могут начисляться лишь при возврате переплаты. Если излишне взысканная сумма направляется в зачет недоимок, то проценты не начисляются. Это подтверждается и судебной практикой (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 июня 2008 г. № А19-18068/07-44-04АП-858/08-Ф02-2773/08).

Пенсионные особенности

Немного остановимся на особенностях возврата пенсионных взносов. Предусмотрен единственный случай, при котором излишне уплаченные страховые взносы в ПФР могут быть не возвращены плательщику, даже если все необходимые требования для этого выполнены. Это касается страховых взносов, которые были переданы в составе персонифицированных сведений о застрахованных работниках и которые работники фонда разнесли на лицевые счета этих граждан. Поэтому, если переплата выявлена после того, как вы отчитались с персонифицированными сведениями, лучше не обращаться за ее возвратом. Просто обратитесь с зачетом этой суммы в счет предстоящих перечислений страховых взносов.

Интересен и такой момент. Куда обращаться за возвратом переплаты по страховым взносам, образовавшейся за период 2002 – 2009 годы? ФНС и ПФР пришли к соглашению, выпустив совместное письмо от 11 августа 2010 г. № ЯК-17-8/58, № АД-30-24/8509. Принятый порядок предполагает, что возврат переплаты пенсионных взносов будет осуществлять главный администратор доходов бюджета ПФР от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды 2002 2009 годы – ФНС России. Но плательщику надо обращаться с заявлением в ПФР . Страховщики примут решение о возврате и самостоятельно передадут документы в налоговую инспекцию. После осуществления Федеральным казначейством возврата заявленной суммы налоговики известят территориальный орган ПФР об исполнении. Напомним, что вся процедура возврата должна уложиться в отведенный по законодательству один месяц с даты получения заявления. Иначе возврат из бюджета будет осуществляться с начислением дополнительных процентов.

Описанный порядок действует только в отношении страховых взносов в ПФР, уплаченных до 1 января 2010 года. По страховым взносам за этот период в медицинские фонды в рамках единого социального налога за возвратом надо обращаться непосредственно в налоговые органы.

По перерасходам в ФСС до конца сентября 2010 года действовала Инструкция о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденная постановлением ФСС РФ от 9 марта 2004 г. № 22. В соответствии с ней возврат по перерасходу на нужды социального страхования осуществлял ФСС. Теперь инструкция отменена, но, учитывая специальное назначение данных взносов, думаем, что и дальше возврат взносов за период до 2010 года будет проводиться сотрудниками соцстраха.

А если страховые взносы в 2010 или текущем году уплачены некорректно? Допустим, организация оплачивала взносы за периоды 2010 года, а указала код бюджетной классификации как для взносов, уплачиваемых в 2009 году. Кто будет производить возврат и куда ей обращаться?

В такой ситуации органы ОФК быстрей всего отнесут даное перечисление на невыясненные платежи. Минфин России разъяснил порядок возврата таких сумм (письмо от 10 декабря 2010 г. № 02-04-09/5107). Плательщику надо обратиться с заявлением в территориальной орган ПФР. Но прежде чем пенсионщики смогут вернуть данную сумму, они должны ее увидеть в своей банковской выписке уплаченных взносов. Иначе средства считаются не полученными фондом. Инициативу по уточнению невыясненного платежа могут взять на себя казначеи, они направляют запрос в налоговый орган как администратору доходов федерального бюджета. После отказа налоговиков от этой суммы она направляется на уточнение в пенсионный орган. И только уточнив реквизиты поступившего платежа на соответствующий код бюджетной классификации (КБК), ПФР сможет оформить решение на возврат взносов.

Рассмотрим специфику возврата некоторых налогов и сборов.

Переплата по авансовым платежам

В большинстве случаев налоговым периодом является календарный год. По итогам налогового периода подается налоговая декларация. По промежуточным отчетным периодам налогоплательщик представляет в инспекцию налоговый расчет. И суммы, исчисленные в соответствии с этими расчетами, называются авансовыми платежами. Несмотря на это, переплата, возникшая по данным налоговым расчетам, возвращается в обычном порядке с учетом выполнения необходимых требований.

А вот с ежемесячными авансовыми платежами по налогу на прибыль дело обстоит сложнее. Так, для организации, уплачивающей ежемесячные авансы, лучше обращаться за переплатой после сдачи расчета за соответствующий отчетный период. Уплаченные авансы вряд ли могут признаться налоговиками переплатой, так как отчетный период не закончился и они не могут проверить исчисленную к уплате в бюджет сумму до сдачи отчетности, чтобы подтвердить ее излишность.

Однако обязанность устанавливать факт излишнего перечисления налога предусмотрена только для излишне взысканной суммы (п. 3 ст. 79 НК РФ, часть 7 ст. 27 Закона № 212-ФЗ). Это прямо закреплено в законодательстве. И формально факт излишней уплаты контролирующие органы проверять не должны. Но и плательщикам без соответствующих расчетов и деклараций трудно доказать, что у них переплата.

Пример 2

ООО «Заря» уплачивает ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль. Исходя из суммы налога за полугодие 2010 года в размере 330 000 руб., ООО «Заря» начислило на III квартал авансы в этой же сумме по срокам уплаты:

28 июля – 110 000 руб.;

28 августа – 110 000 руб.;

28 сентября – 110 000 руб.

Было перечислено 220 000 руб., в том числе по следующим платежам:

Платежное поручение от 27 июля № 36 на сумму 110 000 руб;

Платежное поручение от 28 августа № 42 на сумму 110 000 руб.

Далее ООО «Заря» подсчитало возможную прибыль и, выявив снижение дохода, не стало уплачивать авансы по сроку 28 сентября. После представления налогового расчета за 9 месяцев компания обратилась за возвратом излишне уплаченных авансовых платежей.

Сумма причитающегося налога на прибыль за III квартал заявлена в размере 150 000 руб. вместо начисленных ранее 330 000 руб. Таким образом, авансовые платежи были уменьшены:

28 июля – (–) 60 000 руб.;

28 августа – (–) 60 000 руб.;

28 сентября – (–) 60 000 руб.

Всего начислено 150 000 руб., перечислено 220 000 руб. На излишне уплаченную сумму в размере 70 000 руб. ООО «Заря» может написать заявление на возврат средств на расчетный счет.

Доверяй, да проверяй

Как правило, сумма переплаченного налога появляется в результате уменьшения начисленных сумм по налоговым декларациям и расчетам. Поэтому, чтобы ее вернуть, налоговикам требуется провести камеральную проверку представленной отчетности. А она проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации или расчета (п. 2 ст. 88 НК РФ). Но это не значит, что обязательно придется ждать трехмесячного срока проверки. Налоговикам и страховщикам не надо ждать истечения трех месяцев; как только они получат ваше заявление о возврате, они обязаны в течение 10 дней провести проверку и принять соответствующее решение.

Вернуть переплату возможно и в межрасчетный период. Так, например, факт переплаты можно подтвердить наличием двух платежных документов за один и тот же период. Специалисты ПФР отмечают, что закон о страховых взносах не предусматривает возврат только по окончании отчетного периода (письмо ПФР от 21 января 2011 г. № КА-30-26/431). Точно так же и налоговое законодательство такого правила не содержит.

Ситуация с авансовыми платежами применима и к переплате по спецрежимам. Как известно, с 2009 года по упрощенной системе налогообложения и единому сельскохозяйственному налогу представляются только гововые декларации, квартальная отчетность отменена. Обязанность же уплачивать авансовые платежи в течение года осталась. Поэтому при отсутствии начислений уплаченные в течение года суммы единого налога не могут признаваться переплатой. Действительную переплату по этим налогам можно установить, лишь имея годовую отчетность.

В аналогичной ситуации с этого года земельный и транспортный налоги. Правда, на территории региона (муниципалитета) авансовые периоды для них могут быть и не установлены совсем. Если все же уплата авансовых платежей по этим налогам предусмотрена, то подтвердить какую-либо переплату по ним можно будет лишь после сдачи годовой декларации.

Наиболее трудным для возврата является налог на доходы физических лиц. Вернуть излишне перечисленные суммы этого налога практически невозможно. Проверить обоснованность заявленного возврата можно только в ходе выездной проверки или после представления налогоплательщиками сведений по форме 2-НДФЛ, которые, как известно, передаются в налоговые органы раз в году по его окончании.

Трудности имеются и при возврате госпошлины. Обоснованность ее возврата должна доказывать справка из суда.

Обратите внимание: заявление о возврате излишне уплаченной или взысканной суммы госпошлины по делам, рассматриваемым в судах (включая рассматриваемые мировыми судьями), подается в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело, а не по месту жительства гражданина или нахождения организации.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Конституционным Судом и конституционными (уставными) судами субъектов РФ, мировыми судьями, прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины (п. 3 ст. 333.40 НК РФ).

Отдельного рассмотрения требует вопрос возврата сумм НДС. В данной статье он не затрагивается.

И. Акиньшина, редактор-эксперт