Конституционный суд осаго. Решение конституционного суда по выплатам осаго: страховка теперь не страхует. Что решил КС

12:52 14/02/2017

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 14 фев — РАПСИ, Михаил Телехов. Конституционный суд (КС) РФ рассмотрел жалобу автомобилистов, которые просят признать неконституционной практику страховых компаний и виновников ДТП выплачивать ущерб с учетом износа поврежденных деталей автомобилей, в результате чего потерпевшим приходится доплачивать стоимость комплектующих из своего кармана, передает во вторник корреспондент РАПСИ из зала суда.

Они договорились в Секции Конституционного Суда. Иными словами, оценка приобретения достаточных средств для освобождения от правовой защиты не может основываться на каком-либо описании, но должна. юридически и конституционно, основываясь на законе, положительной норме.

Что решил КС?

Это, связывая сумму компенсации, полученную с юридическими критериями, касающимися предоставления юридической помощи, делает вывод о том, что такая сумма означает, что заявитель не может воспользоваться такой прерогативой. И, если это так, оспариваемое решение не заслуживает порицания.

Компенсация за свой счёт

Заявители — жители Краснодарского края Андрей Аринушенко, Галина Береснева, Валерий Реутов и Олег Середа — оспаривают нормы статей 1064, 1072 и 1079 Гражданского кодекса РФ, «Единую методику определения расходов на восстановительный ремонт», а также практику Верховного суда (ВС) РФ, который 23 декабря 2015 года подтвердил эту методику. Не заявители, не их представители в суд не явились, тем не менее, суд посчитал возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Условия, в которых принято решение отклонить апелляцию. Приводится следующая жалоба. Причиной отмены было то, что заявитель приобрел надзор за финансовыми возможностями, в частности потому, что он получил вместе с женой компенсацию в размере 000. Исходя из этого, Суд настоящим.

Лиссабон, 17 сентября - Мария Лусия Амарал - Мария де Фатима Мата-Мурос - Хосе Кунья Барбоса - Хоаким де Соуза Рибейру. Избиты на условиях и основаниях, изложенных ниже. Нормативное толкование в кризисе в этом призыве к конституционности основывается на предположении, что выплата компенсации морального вреда, поскольку она представляет собой доход, положительно влияет на экономическое положение бенефициара юридической помощи.

Судья-докладчик Владимир Ярославцев сообщил суду, что все заявители в 2014-2016 годах стали участниками ДТП, в результате которых их машины получили повреждения. Страховые компании и виновники ДТП компенсировали стоимость деталей с учетом их износа, в связи с чем полностью отремонтировать автомобили их владельцам не удалось, и пришлось потратить на ремонт свои деньги. Заявители обратились в суды общей юрисдикции, где прошли все инстанции, но возместить полную стоимость запчастей и ремонта не получилось. Суды отказывали в удовлетворении исковых требований к страховым компаниям и виновникам ДТП.

Разумеется, нет никаких сомнений в том, что улучшение экономического положения агента и его ухудшение могут и должны иметь последствия для юридической помощи в рамках уже начатого разбирательства. Однако, когда обычный законодательный орган признает, что такое улучшение может быть результатом сумм, полученных в виде компенсации или компенсации в ходе процедуры, для которой такая поддержка ранее была предоставлена, этот вариант препятствует, прежде всего, обеспечению равенства доступ к правосудию и, насколько это возможно, принцип доступа к закону и судам.

Защищённое право

Представитель Государственной думы (ГД) РФ в КС Татьяна Касаева заявила, что методика расчета возмещения вреда от ДТП, которой пользуется независимая экспертиза, не может противоречить Конституции РФ. "Эта методика призвана защищать права всех участников ДТП и третьих лиц. Кроме того, сейчас в Госдуме находится на рассмотрении законопроект статьи 12 закона об ОСАГО, где устанавливается приоритет ремонта перед возмещением вреда в денежной форме", - сказала Касаева.

На самом деле, рассмотрим следующее. То же самое можно сказать о том, что государство - как облагаемое налогом лицо в этом праве - обязано обеспечивать фактические материальные и правовые условия для ремонта пострадавшей стороной. Тем не менее, при создании института правовой помощи в том виде, в котором он сейчас оспаривается, обычный законодатель исключает полное осуществление права на возмещение убытков, тем самым расстраивая равные возможности в доступе к правосудию. Ибо правда, что заявитель смог получить доступ к судебной системе на том основании, что ему была оказана юридическая помощь в виде освобождения от судебных издержек и что он не смог эффективно реализовать право защищать свои права в суде, особенно если мы возьмем за точку сравнения тех лиц, которые не являются бенефициарами этой поддержки и которые находятся в одинаковой ситуации, то есть они также получили компенсацию за моральный ущерб в данном случае.

По мнению представителя Совета Федерации в КС Андрея Клишаса, методика расчета стоимости востановительного ремонта на самом деле не предполагает возмещение ущерба в полном объеме. "Гражданский кодекс РФ предполагает возмещение вреда в полном объеме в отличие от законодательства об ОСАГО, но это не нарушает конституционные права граждан", - уверен Клишас.

Судья ВС РФ Сергей Асташов, приглашенный на заседание, привел в пример столкновение нового "Мерседеса" и старого "Запорожца", в результате чего, по его мнению, владельцу инормарки придется платить за ремонт подержанной машины, поскольку все детали у нее изношены, а владельцу "Запорожца" не надо будет платить, потому что у "Мерседеса" все детали новые. "Почему же один автомобилист должен платить, а другой нет? Это несправедливо. Так и я могу купить подержанную машину и подставлять ее под все иномарки, и буду обогащаться", - пояснил судья ВС РФ.

Не обидеть виноватого

В свою очередь представитель президента РФ в КС РФ Михаил Кротов встал на сторону заявителей. "Оспариваемые нормы конституционны, но Высокому суду придется разъяснить, что понимается под возмещением вреда. Речь идет о возмещении ущерба с учетом износа деталей. Представьте себе, что сосед залил вашу квартиру и должен восстановить ее. Вы будете искать такие же потертые обои, какие у вас были? Такого больше нет нигде в мире! А единая методика расчета и Верховный суд РФ установку новых деталей считают неосновательным обогащением. Хочу прояснить, что определение стоимости утраченного имущества и определение стоимости восстановительного ремонта - это разные вещи", - подчеркнул Кротов.

Также, по его словам, есть отличия в законодательстве. "Представьте, что у автомобилиста не было полиса ОСАГО, и он попал в ДТП, как потерпевший. Он заплатит штраф за отсутствие полиса, но пойдет в суд возмещать ущерб в соответствии с ГК РФ. И ему будет положено полное возмещение вреда, в отличие от автомобилиста, попавшего в такую же ситуацию, но имеющего полис ОСАГО", - отметил представитель президента РФ.

Его позицию поддержал представитель правительства РФ в КС РФ Михаил Барщевский, который поинтересовался, почему Центробанк, страховые компании и ВС РФ защищают причинителя вреда. "Он нарушитель, он нарушил ДТП, и создал проблемы потерпевшему. Почему все так боятся его обидеть? Нормы конституционны, но давайте защищать потерпевших. У меня приятель, народный артист, купил "Волгу" 1953 года. Представьте, если в нее врежется нарушитель? Как будет высчитываться износ деталей?", - призвал Барщевский.

Ситуацию спасёт ремонт

Последним выступил президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. Он сообщил, что имеющаяся практика является обоснованной и законной. "Я удивлен некоторыми пассажами предыдущих ораторов. Ну например, представьте, что в винтажную "Волгу" стоимостью 10 миллионов рублей врежется несправившийся с управлением рабочий на "Лада Гранте", которую он взял в кредит. Как он будет возмещать 10 миллионов? Да, и износ обоев мы тоже считаем по методике. Суть в том, что мы сталкиваемся с кучей злоупотреблений. Есть целая мафия, и это подтверждает Генпрокуратура РФ, которая занимается незаконным выведением средств из страховых компаний. 18 миллиардов рублей в 2016 году нестраховых выплат - это мошенничество. Ситуация изменится после введения закона о преимущественном ремонте. После вступления его в силу уже не будет учета износа деталей. В общем, мы считаем, что единой методикой найден необходимый баланс. Отменит ее КС, злоупотреблений будет больше", - сказал Юргенс.

На это Кротов заявил, что "законопослушные потерпевшие в ДТП страдать не должны", а потерянные миллиарды - проблема плохих юристов.

На этом рассмотрение дела закончилось. О решении будет объявлено дополнительно.

Конституционный суд провозгласил: автомобилист, попавший в ДТП, должен получать компенсацию по ОСАГО без учета износа деталей. Решение было принято 10 марта. По счастливой случайности на ту же тему, правда о каско, высказался Верховный суд. Эксперты уверены: идет массированная информационная бомбардировка перед реформой обязательного страхования.

Конституционный суд провозгласил: автомобилист, попавший в ДТП, должен получать компенсацию по ОСАГО без учета износа деталей. Решение было принято 10 марта. По счастливой случайности на ту же тему, правда о каско, высказался Верховный суд. Эксперты уверены: идет массированная информационная бомбардировка перед реформой обязательного страхования.

Предыстория вопроса

Споры об учете износа машины при ремонте по ОСАГО ведутся давно. И тому есть причины.

Например, если в ДТП разбили старый автомобиль, а детали на него поставили новые, владелец получил фактически улучшенный вариант транспортного средства. То есть необоснованно обогатился.

При выплатах по ОСАГО страховая оплачивает ремонт по следующей схеме: работа мастеров СТО + запасные части. Сейчас в России действует Единая методика расчета, по которой износ не может составлять более 50 процентов. До её внедрения деталь могли состарить и на 100 %.

Еще одним плюсом унификации подсчетов стало то, что запчасти, влияющие на безопасность, обязательно должны быть новыми.

Юридическая практика

Юридическая практика по вопросу учета износа деталей машины во время ремонта после ДТП до сих пор напоминала качели. Здесь существовала разница между решениями в рамках гражданского (между двумя автовладельцами) и арбитражного (когда спорили две компании) судопроизводства.

Результат зависел даже от региона, в котором шло разбирательство. И все же, как правило, автомобилисты проигрывали по искам, поданным к виновникам ДТП. А вот компании, ищущие правды у служителей Фемиды, получали компенсации.

Как повлиял на ситуацию Верховный суд России?

В 2014 году произошло объединение Верховного и Высшего арбитражного судов России. И стало совсем смешно. Когда люди доходили до высшей инстанции, решение зависело от того, где раньше работал тот или иной судья.

То есть арбитражный вставал на сторону потерпевшего, а его коллега - виновника, и отказывал в выплатах.

Летом 2016 года Верховный суд России снова рассмотрел вопрос об износе. Если коротко, вердикт был следующим: и в ситуации с взысканием по страховой, и если ущерб взыскивается с виновника ДТП, - износ должен учитываться. Обязательно по единой методике.

Что хотели истцы от КС?

Заявители - четверо жителей Краснодарского края, попавшие в аварии в период с 2014-го по 2016 год. Виновниками были признаны другие автомобилисты, но людям пришлось доплачивать за ремонт самостоятельно. Несмотря на то, что страховые компании выплатили компенсацию полностью и в соответствии с Единой методикой расчета. Денег страховщиков оказалось попросту недостаточно. Тогда потерпевшие пытались частично взыскать оставшиеся суммы с виновников ДТП. Но суд отказал, учтя позицию Верховного.

Заявители были уверены: такая схема несправедлива, а статьи 1064 (общие основания ответственности за причинение вреда), 1072 (возмещение вреда лицом, застраховавшим свою ответственность), 1079 (ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих) Гражданского кодекса не соответствуют Конституции.

Что решил КС?

Конституционный суд России согласился с заявителями.

«После возмещения вреда потерпевший должен находиться в том же положении, в котором он бы находился, если бы его право не было нарушено», - отмечено в постановлении.

Это значит, что, согласно решению КС, разница между стоимостью старых и новых деталей может лечь на плечи виновника ДТП. Правда, есть оговорка: необходимо сохранять интересы как пострадавшего, так и того, кто нанес ущерб. То есть расходы должны быть обоснованны и отвечать требованиям производителя автомобиля. Таким образом, судам необходимо учитывать и мнение виновника дорожной аварии.

«Закон об ОСАГО и основанная на нем Единая методика не препятствуют включению в рамках гражданско-правового спора по ГК РФ полной стоимости ремонта и запчастей в состав подлежащих возмещению убытков потерпевшего от ДТП. Суды при этом могут уменьшать суммы ущерба, если в процессе ремонта использовались новые детали, узлы и агрегаты, которые имеют постоянный нормальный износ и подлежат регулярной замене, а также если виновник ДТП изыщет более разумный способ исправления повреждений имущества», - говорится в решении Конституционного суда.

КС решил, что указанные заявителями статьи ГК конституционны, но применялись зачастую неправильно. Теперь все суды России имеют право опираться на это решение. А автомобилисты, кстати, могут рассчитывать на пересмотр своих дел в судах общей юрисдикции и повышение компенсационных выплат.

Реформа ОСАГО

Сейчас в Государственной думе России рассматриваются очередные поправки в закон об ОСАГО. Касаются они преимущества натурального возмещения перед денежными компенсациями.

В случае принятия (а документ уверенно готовится ко второму чтению) водитель сможет получить компенсацию по ОСАГО деньгами только в ряде строго определенных случаев. В остальных он получит бумагу от страховой - направление на ремонт. Причем выбрать «свою» станцию технического обслуживания будет крайне сложно. Придется пользоваться услугами доверенного СТО страховщика.

О предлагаемой новой схеме работы страховых и клиентов мы писали в материале .

Чего опасаются эксперты?

«До принятия закона и проведения реформы ОСАГО эти решения ничего не изменят», - заявил «Водителю Петербурга» вице-председатель Комитета по защите прав автовладельцев Александр Холодов .

Он уверен, что юристы, защищающие в судах интересы потерпевших в ДТП, будут использовать решение КС. Их оппоненты - мнение Верховного суда по этому вопросу. Однако эксперт напоминает о реформе ОСАГО. И говорит о том, что оглашенное 10 марта решение - лишь подготовка к тому, чтобы в законопроект был добавлен пункт по выплатам без учета износа деталей.

И, кстати, оказывается прав. Норму об использовании при ремонте только новых запасных частей практически одновременно с КС в законопроект предложил внести комитет Госдумы по финансовому рынку.

То есть после вступления документа в силу де-юре страховые будут обязаны при ремонте оплачивать установку новых деталей. А де-факто, по мнению Александра Холодова, столь нелюбимые РСА автоюристы начнут судиться из-за нарушений, связанных с использованием изношенных запчастей.

Почему заговор?

На наш взгляд, это просто теория. Однако реформа ОСАГО выглядит любопытно. Эксперты обращают внимание на ход событий. Сначала в РСА начинают активно говорить об убыточности бизнеса и автоюристах, которые выбивают деньги со страховых компаний через суды. В декабре 2016 года в парламент вносится законопроект о реформе. 1 марта уже 2017-го Вячеслав Лебедев, председатель Верховного суда России, выступает с резким заявлением в адрес страховщиков: выплаты, правда по каско, нельзя снижать из-за износа автомобиля.

А после этого буквально в один день Конституционный суд выносит вердикт о том, что износ деталей можно не учитывать, РСА дает пресс-конференцию журналистам, а комитет Госдумы вносит соответствующие поправки в законопроект ко второму чтению.

Любопытно и еще одно: некоторые российские СМИ 10 марта поторопились и назвали законопроект о реформе ОСАГО принятым во втором чтении и назначенным на рассмотрение к третьему на 17 марта. На сайте Госдумы пока что фигурирует несколько иная информация: во втором чтении документ рассмотрят на пленарном заседании 15 марта.

P.S. Александр Холодов делает еще одно предсказание: после реформы ОСАГО полисы станут дороже. Ведь страховщикам придется оплачивать ремонт без учета износа деталей.