Ведущие страны по производству автомобилей. Крупнейшие автомобилестроительные компании мира

Автомобильный рынок мира занял первую строчку, обойдя размер рынка сырой нефти, цены на которую упали. Топ-15 стран-экспортеров автомобилей. Автомобильные компании мира, являющиеся лидерами продаж. Инфографика.

Глобальный рынок автомобилей оценивался в $698,2 млрд в 2016 году, что на 2,7% больше, чем в 2015 году и на 7,1% больше, чем в 2015-м.

В рейтинге континентов в 2015 году лидировала Европа, где объем рынка автомобильного экспорта составил более половины общемирового - $380,6 млрд (54,6%). На втором месте были страны Азии - 23,9%, затем Северная Америка - 19,2%, сообщает WorldsTopExports .

В статье:

Страны-экспортеры автомобилей на карте мира

На карте показан относительный размер экспорта автомобилей в разбивке по странам. Светло-голубые страны представляют небольшие доли общего рынка, не более 2,7% от мирового объема. Розовые и пурпурные страны возвышаются над остальными, захватывая 7–21,8% всего рынка.

Источник: https://howmuch.net/articles/cars-exports-by-country-2016

  • Германия явно возвышается над всеми автопроизводителями. На немцев приходится более чем $150 миллиардов автомобильного экспорта, что составляет более пятой от всего мирового экспорта.
  • Япония ($91,9 млрд) является вторым автоэкспортером в мире. Такие компании, как Honda, Toyota и Nissan, как правило, не испытывают проблем с иностранными покупателями, и в результате страна далеко опережает США, которые находятся на третьем месте ($53,8 млрд). Отчасти это объясняется тем, что Япония ближе территориально к крупнейшему автопарку мира, Китаю. Намного проще продавать автомобили, когда вы делаете их близко к тому месту, где живут покупатели.

Напомним, что звучит так: «К 2030 году обеспечить, чтобы все могли пользоваться безопасными, недорогими, доступными и экологически устойчивыми транспортными системами, на основе повышения безопасности дорожного движения, в частности расширения использования общественного транспорта, уделяя особое внимание нуждам тех, кто находится в уязвимом положении, женщин, детей, инвалидов и пожилых лиц.»

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

2. Volkswagen Group (фольцваген) Volkswagen Group является немецкой многонациональной автомобильной компанией со штаб-квартирой в Вольфсбурге, Нижняя Саксония, Германия. Она является производителем легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов, двигателей и турбомашин. Volkswagen означает "народный автомобиль" на немецком языке. В настоящее время ее лозунг "Das Auto" ("Автомобиль"). Компания имеет свои представительства в примерно 150 странах мира и управляет 100 производственными мощностями в 27 странах. Активы компании оцениваются в $ 446 920 000 000, 572 800 сотрудников компании работают в разных странах мира. Рыночная стоимость: $ 119 100 000 000 Продажи: $ 261 600 000 000 Прибыль: $ 12 000 000 000

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

4. BMW Group(БМВ груп) Bayerische Motoren Werke AG является немецкой компанией по производству автомобилей, мотоциклов и двигателей. Она была основана в 1916 году, штаб-квартира расположена в Мюнхене, Бавария, Германия. Деятельность BMW осуществляется в более чем 150 странах, и координируются из здания "с четырьмя цилиндрами" в Мюнхене. BMW Group производит мотоциклы под маркой Motorrad. Она также производит мини-автомобилей и элитные автомобили Rolls-Royce. Компания имеет 10 научно-исследовательские центров, 4 из которых находятся в Германии, 3 в США и по 1 в Австрии, Японии и Китае. В настоящее время концерн BMW Group управляет 28 производственными мощностями в 13 странах. Эта глобальная сеть производства является основой роста для BMW. Концерн BMW Group в настоящее время имеет филиалы по продажам автомобилей в 34 странах мира. В ней занято 110 351 человек, активы оцениваются в $ 190 660 000 000 Рыночная стоимость: $ 83 400 000 000 Продажи: $ 101 000 000 000 Прибыль: $ 7 400 000 000

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 18

Описание слайда:

Традиционно лишь ближе к середине года появляется окончательная сводная статистика по продажам среди мировых лидеров в сегменте автопроизводства. Такие задержки обусловлены тем, кто требуется подготовить отчёты, обработать их, отсортировать реализованную продукцию, поскольку множество автокомпаний занимаются не только продажами легковых машин.

Актуальные сведения, охватывающие период с января по декабрь 2018 года, позволяют в 2019 году с уверенностью сказать, кто по итогам отчётного периода оказался на вершине популярности, а кому не удалось войти в десятку лидеров.

Наверняка этого объединения не было бы в рейтинге и на 9 строчке, если бы не факт приобретения брендом Vauxhall и Opel. За первое полугодие после подписания контрактов доходы компании моментально увеличились, поднявшись на 40%. Также удалось получить чистую прибыль в размере 18%.

С начала 2018 года французское объединение увеличило капитализацию почти за 35%. Итоговый показатель составил 19 миллиардов евро. Насколько затяжным окажется успех, и сумеет ли Opel с Vauxhall улучшить положение альянса на рынке, покажет только время.

Fiat-Chrysler

Альянс итальянской и американской компании чувствует себя достаточно уверенно и сохраняет стабильность. Падение продаж на 0,2% нельзя назвать существенным. Хотя и ожидаемого прироста не произошло. По итогам всего 2018 года компании удалось продать 4,8 миллиона своих автомобилей.

Как утверждают аналитики, основной успех обусловлен огромной популярностью модели Fiat 500. Этот компактный городской хэтчбек не особо полюбился россиянам, но в Европе и многих других странах это настоящий бестселлер.

Интересными выглядят последние новости, связанные со взаимоотношениями между Fiat и Hyundai. Корейцы якобы сделали предложение о покупке итальянского концерна. Учитывая успех южнокорейской компании, ничего удивительного в этом нет. Сейчас Hyundai выжидают, как будет развиваться ситуация в Fiat. В основном они ждут падения акций, что позволит сделать выгодное предложение и всё же добиться поставленной цели. Переход Fiat под крыло Hyundai может стать крайне интересным проектом. Но никакой официальной информации на этот счёт пока не поступало.

Honda

Говоря про лучшие фирмы по выпуску машин в мире, нельзя не упомянуть японский

Предприятие показало достаточно стабильные результаты, но прироста по продажам в сравнении с минувшим годом не произошло. Отмечается небольшое падение на 0,6%. Суммарно за год было реализовано 5,2 миллиона автомобилей.

Хонде стабильно удавалось демонстрировать рост своих экономических показателей. Несмотря на незначительное снижение объёмов реализованных машин, компания всё равно получает солидную прибыль. 7 строчка в рейтинге во многом связана с успешными продажами таких моделей как Accord, Civic и CR-V.

В середине 2018 года был представлен официальный отчёт с финансовыми показателями компании. Причём Honda показала рекорд по доходам с проданных автомобилей. Из-за этого руководство даже изменило прогноз на финансовый успех к середине 2019 года. Финансовые эксперты Honda ожидают, что прибыль увеличится на 350 миллиардов йен. Теперь будет интересно посмотреть, насколько оправдаются столь оптимистичные прогнозы.

Ford

В спорах о том, какая фирма лучше и чьи машины надёжнее, часто выигрывает автоконцерн Ford. Но если подводить итоги минувшего года, то продажи североамериканского концерна сократились сразу на 10,4%. В итоге удалось реализовать 5,6 миллиона автомобилей.

Ещё в июле 2017 года компания Ford объявила о том, что создаёт дочернее предприятие. Основной его задачей является глубокий анализ рынка и стратегия развития в области автономных автомобилей.

Руководство хочет повысить свою узнаваемость и популярность. Некоторые скажут, что Ford и так широко известен по всему миру. Но факт нахождения лишь на 6 строчке рейтинга говорит об обратном. На фоне конкурентов Ford начинает несколько уступать и терять прежние позиции.

К 2020 году в планах ForD Motors создать совершенно новую линейку своих автомобилей для внутреннего североамериканского рынка, а затем начать их продвижение на международной арене. Ещё в Ford хотят, чтобы средний возраст выпускаемых моделей сократился с почти 6 до 3,3 лет. Это говорит о более частом выпуске новинок и следующих поколений.

Hynudai-Kia

Топ 5 среди ведущих автопроизводителей, чьи машины продаются всё активнее, оказался южнокорейский альянс. Если говорить о том, какая фирма лучше остальных себя чувствует в России, то наверняка можно ответить, что это Hyundai и Kia.

В лидирующую тройку им не удалось попасть по итогам минувшего года. Но прирост в 1,6% по проданным авто даёт хорошие перспективы на будущий год. Уже в 2019 году позиции Hyundai-Kia должны измениться, если верить прогнозам экспертов. И в тройку лидеров по продажам объединение войдёт. Сейчас же по отчётам видно, что альянс реализовал за 2018 год 7,4 миллиона своих авто.

Hyundai-Kia сосредоточились на развивающихся странах. Их машины пользуются спросом в Китае, Индии и России.

General Motors

Американский автоконцерн, который носит под своим крылом внушительное количество различных брендов. В случае с Россией самым популярным из них наверняка можно считать Chevrolet.

Общее падение продаж у General Motors составило 4% в сравнении с прошлым годом. А за 2018 год было реализовано 8,6 миллионов автомобилей. И если ранее компания занимала 3 позицию, то из-за продаж Vauxhall и Opel пришлось опустить на 4 строчку.

Нельзя сказать, что это серьёзная проблема. По факту оба проданных бренда были убыточными. Компания снизила общий объём продаж, но зато чистая прибыль возросла. Этот производитель заслуженно входит в рейтинг и наверняка по итогам 2019 года сумеет вновь вернуться на ранее утраченную позицию. Но время покажет.

Renault-Nissan

Один из самых успешных альянсов за последние годы. Компания Renault и Nissan сумели наладить превосходное взаимодействие. Успех во многом обусловлен выпуском серии недорогих и бюджетных автомобилей.

За отчётный период было подано 10,3 миллиона автомобилей. При этом прирост по продажам составил 0,9% в сравнении с минувшим годом. Далеко не последнюю роль в этом сыграла новая машина Renault и Sandero, а также бюджетный кроссовер Duster.

Большое значение в росте продаж сыграл факт покупки 34% акций компании Mitsubishi. Сделка была подписана в 2016 году. Фактически сейчас можно говорить о тройном альянсе из таких гигантов как Renault, Nissan и Mitsubishi. Поэтому в ближайшие годы объединение может потеснить с пьедестала многолетних лидеров.

Toyota

Если говорить о том, какой бренд лучше всех остальных, но всё равно уступает лидеру, то это будет японская компания Toyota.

Японцам удалось продать на 1,2% больше автомобилей, нежели раньше. Суммарно за 2018 год было реализовано 10,4 миллиона машин. Причём тут речь не идёт о каких-то крупных альянсах, если не считать премиальный суббренд Lexus.

Уже 3 года подряд Toyota уверенно занимает вторую позицию в рейтинге. Но никак не может превзойти нынешнего лидера. Хотя Toyota явно стремиться к этому. Пока, увы, не удаётся.

Несмотря на проигрыш лидеру, представители компании Toyota дали достаточно интересное интервью. В общее с журналистами и аналитиками они заявили, что Toyota не собирается намеренно повышать объёмы производства, лишь бы догнать своего конкурента. Их интересует качество, надёжность и безопасность своих автомобилей, а вовсе не количество реализованных машин. Насколько эти слова соответствуют действительности, сказать сложно. Наверняка руководству Тойоты не нравится тот факт, что они вечно вторые. Посмотрим, как ситуация будет меняться в ближайшие годы.

Volkswagen

Прирост по продажам составил 2%, а общий объём реализованных машин превысил 10,8 миллиона единиц. Даже самые крупные современные автомобильные компании со всего мира пока не могут добраться до тех вершин, куда сумел взлететь автоконцерн VAG.

Тут важно понимать, что Тойота реализует автомобили лишь двух марок, в то время как в состав Volkswagen входят такие гиганты как Volkswagen, Audi, Skoda и ряд других брендов. И разница всего в 400 тысяч проданных машин выглядит уже не столь существенной. Но это совершенно не уменьшает достоинств Volkswagen.

После громкого скандала в 2015 году, когда VAG отозвал крупную партию своих автомобилей с дизельными двигателями, поскольку в компании намеренно занизили результаты тестов на уровень выбросов, концерну пришлось выплатить штраф в размере 4 миллиарда долларов. Многие думали, что теперь начнётся период стагнации. Но в итоге Volkswagen сохранил лицо, исправил свою ошибку и нарастил объёмы продаж.

Рейтинги, опубликованные в 2019 году, демонстрируют расклад сил среди ведущих автопроизводителей. Но тут важно понимать, что количество реализованных машин ещё не говорит о финансовом успехе. Есть ряд примеров, когда общее число автомобилей, проданных в мире, заметно повышалось, но финансовые отчёты были значительно хуже периодов с меньшими объёмами продаж. Прибыль зависит от целого ряда составляющих.

Насколько сильно изменится расклад сил по итогам 2019 года, прогнозировать довольно сложно. Но пока ожидается, что все останутся примерно на своих позициях. Если изменения и произойдут, то упасть или взлететь более чем на 1-2 строчки никому из мировых лидеров не удастся. Наибольшие ожидания возлагаются на Renault-Nissan и Hyundai-Kia.

Лучшие цены и условия на покупку новых авто

Кредит 6.5% / Рассрочка / Trade-in / 98% одобрений / Подарки в салоне

Мас Моторс

С учетом роста в Северной Америке и Китае, мировые продажи легковых автомобилей, согласно оценкам, достигли 87,4 до миллиона в 2015 году. Об этом говорится в исследовании IHS Automotive.

Это увеличение всего на 1,5% по сравнению с 2014 годом – самый низкий рост с 2010 года. Вместе с тем, по мнению экспертов IHS, отрасль будет продолжать восстановление после глобального экономического кризиса, в то время как рост во всем мире замедляется, в том числе на фоне неопределенности в России и Южной Америке.

IHS оценивает, что североамериканские продажи легковых автомобилей увеличились на 5,5% до 20,6 миллионов единиц в 2015 году, по причине продолжающегося восстановления на рынке США, где продажи достигли 17,5 млн. единиц (увеличение на 6,0%). Результаты исследования IHS похожи на оценки других фирм, в том числе Morgan Stanley и TrueCar, которые ранее прогнозировали объем продаж более 17 млн. в Соединенных Штатах, так как цены на бензин остаются низкими, доверие потребителей растет и финансирование легко доступно.

Продажи легковых автомобилей в Китае, тем временем, согласно оценкам, выросли на 5,6% до 24,4 млн. в 2015 году. В начале 2015 года IHS прогнозировала рост продаж в Китае до 25 млн. единиц в 2015 году. Однако, несмотря на более широкий доступ к кредитам, расширение дилерских сетей и программы утилизации, предназначенные для стимулирования продаж, рост объема продаж легковых автомобилей снизился, вслед за замедлением роста китайской экономики в целом.

В 2015 году IHS скорректировала прогнозы в сторону понижения роста в том числе из-за неопределенности в России, которая повлияла на другие рынки в Восточной Европе. Продажи легковых автомобилей в России, которая находится в глубокой рецессии, имея дело с энергонезависимой валютой и перспективами более широкой войны в Украине, согласно оценкам, сократились в 2015 году на 36% по сравнению с предыдущим годом до всего 1,6 млн. единиц, что вдвое меньше по сравнению с продажами 2012 года. В начале 2015 года IHS прогнозировала падение объема продаж до 1,8 млн. единиц.

Наоборот, продажи автомобилей в странах Западной Европы, согласно оценкам, увеличились на 8,9% в 2015 году по сравнению с 2014 годом и достигли 13,2 млн. единиц. Индия также продемонстрировала высокие темпы роста в 2015 году – 7,7% по сравнению с предыдущим годом, сообщает IHS, а объем продаж легковых автомобилей в стране увеличился до 2,8 млн. единиц.

IHS также зафиксировала ослабление автомобильного сектора в Южной Америке в 2015 году, где на крупнейшем рынке, в Бразилии, был зафиксирован спад продаж легковых автомобилей по сравнению с предыдущим годом на 26% до 2,5 млн., на фоне роста безработицы, падения доходов населения и ухудшения условий кредитования, а также из-за увеличения налогов.

Продажи легковых автомобилей в мире (по регионам), млн. единиц*

страна, регион 2012 2013 2014 2015 2016
Китай 19,1 21,4 23,1 24,4 25,7
США 14,5 15,6 16,5 17,5 18,0
Западная Европа 11,8 11,5 12,1 13,2 13,5
Индия 2,8 2,7 2,6 2,8 3,0
Россия 3,2 2,8 2,5 1,6 1,6
Мир в целом 79,5 82,8 86,3 87,6 89,8

* - данные IHS Automotive (2016 год - прогноз).


На 2016 год IHS прогнозирует рост объема продаж легковых автомобилей в мире до 89,8 млн. единиц.

Автомобильный рынок США, поддерживаемый низкими процентными ставками по кредитам и низкими цен на бензин, будет оставаться сильным. Хотя процентные ставки будут слегка повышаться, условия для покупок будут оставаться хорошими, что позволит рынку продолжить расти в 2016 и 2017 годах. IHS видит все еще сильный потенциал для укрепления экономики США и увеличения занятости, что приведет к росту американского рынка до 18 млн. единиц в течение ближайших двух лет.

В Западной Европе, импульс роста также силен, даже после восстановления в 2015 году значительно выше ожиданий. Нынешний прогноз – рост продаж на 2,5-3,0% может быть даже пересмотрен в сторону повышения. Тем не менее, некоторые европейские рынки достигли пика.

Оптимизм по поводу активности продаж на китайском рынке резко возрос, так как правительство объявило меры по сокращению налога на покупку автомобиля для небольших автомобилей. Тем не менее, по-прежнему сохраняющаяся волатильность фондового рынка может отпугнуть некоторых покупателей. Несмотря на замедление экономики Китая, IHS Automotive в настоящее время ожидает рост продаж легковых автомобилей на 5-6% в 2016 году - достаточно, чтобы увеличить продажи более чем на 1,3 млн. единиц.

Для Азиатско-Тихоокеанского региона, 2016 год будет годом перехода от разочаровывающего спада продаж в последние годы к возобновлению роста. На ключевых рынках Таиланда и Индонезии, возвращение к росту должно начаться во второй половине 2016 года, а в 2017 году рост должен увеличиться. Автомобильный рынок Индии, по прогнозам IHS, ускорится, так как более низкие цены на энергоносители и падение процентных ставок по автомобильным кредитам позволят вернуться к двухзначным темпам роста впервые с 2010 года.

Для Бразилии и России, 2016 год, вероятно, будет трудным. Оба рынка находятся в упадке уже в течение трех лет подряд, и, вероятно, 2016 год станет четвертым, когда в экономике сохранится отрицательная динамика. Автомобильный рынок Бразилии, вероятно, сократится на 14 процентов в 2015 году, в соответствии с прогнозом IHS Automotive. В России рынок легковых автомобилей будет продолжать сокращаться, а из-за сохраняющихся последствий низких цен на нефть, санкций, наложенных на экономику России, и обменного курса рубля.

В 2015 году немецкий производитель автомобилей компания Volkswagen ошеломила мир, когда сместил компанию Toyota как крупнейшего в мире производителя автомобилей по объему продаж. В первом полугодии 2015 года Volkswagen продала 5,04 млн. автомобилей с января по июнь, по сравнению с 5,02 млн. проданных Toyota за тот же период.

Аналитики объяснили рост продаж Volkswagen повышенным спросом в Европе, где рынок рос самыми быстрыми темпами более чем за пять лет. С другой стороны, Toyota пострадала от снижения спроса в Китае, а также от неспособности получать те же выгоды в Европе, несмотря на преимущества, которые компания получила через ослабление японской иены.

Правда, уже осенью Toyota вернула лидерство по продажам на мировом рынке, а по итогам года совокупный объем продаж компании составил около 10 млн. автомобилей, против 9,93 млн. автомобилей у компании Volkswagen. Вместе с тем, 2016 год обещает быть еще одним годом конкуренции между двумя автогигантами.

Ниже приводится список из 10 крупнейших автомобильных компаний в мире (по продажам за 2014 год).

Топ-10 крупнейших автомобильных компаний в мире

место компания Страна происхождения Объем продаж, млн. ед. Кол-во сотрудников, тыс. чел.
1 Toyota Motor Япония 10,20 330,0
2 Volkswagen Group Германия 10,10 592,6
3 General Motors США 9,92 216,0
4 Renault-Nissan Alliance Франция, Япония 8,47 450,0
5 Hyundai Motor Group Южная Корея 7,71 249,4
6 Ford Motor США 6,32 224,0
7 Fiat-Chrysler Италия, США 4,75 228,7
8 Honda Motor Япония 4,36 199,4
9 PSA Peugeot-Citroen Франция 2,94 184,8
10 Suzuki Япония 2,88 14,6

Рынок легковых автомобилей России в 2015-2016 годах

Российский рынок легковых автомобилей закончил 2015 год снижением на 35,7% в годовом исчислении. Продажи снизились на 890,187 единиц по сравнению с 2014 годом, в общей сложности до 1,601,126 единиц, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Продажи в декабре снизились на 45,7% в годовом исчислении до 146,963 единиц, падение на 123,682 единиц.

Топ-10 брендов легковых автомобилей по продажам в России

штуки Дек. 2015 Дек. 2014 Изм., % 2015 2014 Изм., %
Lada 23462 35315 -34 269096 387307 -31
Kia 15215 20200 -25 163500 195691 -16
Hyundai 12570 15235 -17 161201 179631 -10
Renault 11934 19263 -38 120411 194531 -38
Toyota 11177 17536 -36 98149 161954 -39
Nissan 8410 20131 -58 91100 162010 -44
VW 7927 13871 -43 78390 128071 -39
UAZ 6324 7221 -12 48739 49844 -2
GAZ LCV 5099 7916 -36 51192 69388 -26
Skoda 4596 6214 -26 55012 84437 -35

Сейчас машиностроение мира – огромная сфера промышленности, но зародилось оно еще в XVIII веке. Ее родоначальником можно назвать Великобританию. Со временем распространились и в наш век – это одна из главных составляющих промышленности всей планеты.

Общая информация

В мировой торговле продукция машиностроения приносит 38% прибыли от всего производства. При этом большинство ответвлений отрасли независимы от удаленности сырья, кроме горнодобывающих, металлургических и подобных предприятий.

В самом машиностроении наблюдается тенденция к росту в сырьевой потребности цветного металла и химической промышленности, а работа с черным металлом идет на спад.

Совокупное машиностроение мира уверенно занимает первые места по стоимости конечной продукции, составляющей 35% от всей промышленности, и количеству рабочих мест, насчитывающих более 80 млн.

Ввиду стремительного прогресса отраслевой состав машиностроения подвержен регулярным изменениям. Одни отрасли исчезают, другие же появляются, наращивая производство. Ассортимент их продукции просто огромен и насчитывает множество видов: от самолетов до наручных часов.

В сложных сферах машиностроения, таких как приборостроение, атомная промышленность и аэрокосмическая отрасль, требуются наукоемкие ресурсы и квалифицированные специалисты. Здесь постоянно вводятся новейшие разработки ученых, направленные на повышение качества продукции. Это показывает, что развитое машиностроение присуще более успешным и экономически состоявшимся странам, нежели развивающимся.

Отрасли машиностроения

Разделяют на три группы:

  • общее машиностроение;
  • транспортное машиностроение;
  • электротехническое машиностроение.

К общему машиностроению относится тяжелое машиностроение, атомная сфера, производство сельскохозяйственного оборудования и другие. Разнообразие продукции – оригинальная черта этой отрасли.

Транспортное машиностроение разделяется на несколько узкопрофильных отраслей, среди которых автомобилестроение, судостроение, авиаракетно-космическая промышленность, производство ж/д оборудования. Транспортное машиностроение имеет как гражданскую направленность, так и военную.

Машиностроение мира

Автомобилестроение

Начало конвейерному производству автомобилей положил Генри Форд. Вместе с разделением труда это позволило предприятию сократить время сборки автомобиля в восемь раз. Так США прочно обосновались на авторынке и более полувека продажи американских автомобилей занимали 80% от общего мирового оборота.

К концу прошлого столетия США уступили лидирующие позиции странам западной Европы и Японии. Последняя удачно сделала ставку на малолитражные авто. В период нефтяного кризиса, когда экономия бензина имела немаловажное значение, такой ход оказался весьма выигрышным. С конца 90-х география производства автомашин изменилась. Автомобилестроением занялись менее успешные страны Азии и Латинской Америки.

В тот же период крупные компании стали не только завоевывать внутренний рынок, но и активно открывать филиалы в конкурирующих странах. Американские автомобили начали продаваться в Европе и Японии, европейские и японские фирмы выходили на рынок США. Японцы получили возможность приобрести автомобиль под европейским или американским брендом.

Отрасль в настоящее время

Сегодня национальный авторынок Японии реализует 4,5 млн машин в год. В западной Европе сумма продаваемых автомобилей достигает 15 млн. Лидируют во внутренних продажах американцы. В США количество реализованных автомашин приближается к 17 млн. Но специалисты отмечают быстрый рост автомобильного производства в Китае и Индии, что в будущем может создать конкуренцию известным компаниям.

Общее производство автомобилей в мире измеряется 60 млн единиц в год. Столько же миллионов рабочих задействовано в этой отрасли. От всего количества автомобилей, выпускаемых всеми странами, лишь 25% грузовые. К ним относят:

  • автобусы;
  • спец. транспорт;
  • малолитражные грузовики.

90% автомобилей в мире производят крупные автомобильные компании.

Многие бренды не выдержали борьбы, происходившей в последние годы. Эти предприятия были поглощены акулами автомобильного рынка, такими как американские General Motors и Ford Motor, германо-американский Dymler AG. На европейском континенте утвердились немецкие Volkswagen и BMW, французские Renault и PSA, итальянский Fiat. В Японии основными автомобильными концернами стали Toyota Motor и Honda.

Авиаракетно-космическая отрасль

В начале ХХ века лидерство в авиастроении занимала Германия. После Второй мировой войны главными авиадержавами стали СССР и США.

Американцы делали ставку на общее развитие авиации как военной, так и гражданской. Политика Советского Союза не была столь прагматичной и основные исследования в авиаракетной сфере сводились в сторону обороны государства.

Двигатели, создававшиеся советскими конструкторами, предназначались для военных самолетов. Сверхскоростные и весьма неэкономичные такие двигатели абсолютно не годились гражданской авиации. Поэтому американские компании стали лидерами в производстве лайнеров, а пассажирские самолеты СССР даже после распада страны не могли составить им достойной конкуренции.

Виды продукции авиаракетно-космической отрасли обширны:

  • самолеты;
  • авиадвигатели;
  • авионика;
  • вертолеты;
  • ракетоносители;
  • космические аппараты.

Научная емкость этой отрасли наиболее высока и требует квалифицированных специалистов. Как и раньше лидером здесь является США, а продукция ее компаний Boeing-McDonnell Douglas, Lockheed Martin Corporation, General Dynamics, United Technologies – самая востребованная в мире.

Судостроение

В последние годы в строительстве пассажирских лайнеров заметен ощутимый спад. Спуск же на воду специальных судов, таких как танкеры, ледоколы и контейнеровозы увеличился. Производство кораблей плавно перебазировалось из Европы в Азию и США. Южная Корея и Япония сейчас неоспоримые лидеры по строительству морских судов.

Ж/Д производство

Старейшая из отраслей, к которой относится производство локомотивов, пассажирских и грузовых вагонов, железнодорожного оборудования, сейчас испытывает проблемы. Виной этому измененная география производств. Теперь строительством поездов все больше занимаются в странах Азии, таких как Индия и Китай. Европа же делает ставку на современные скоростные поезда.

Электротехническое машиностроение – самая наукоемкая отрасль и самая прогрессирующая. В последнее время наблюдается спад производства бытовой электротехники и увеличение производства микросхем.

Лидерами в этой отрасли являются фирмы США, Японии и Южной Кореи. Китай, Тайвань и другие азиатские страны стремительно развиваются в этом направлении.

География отраслей машиностроения

Успешное развитие машиностроения требует определенных ресурсов.

  • Научные центры. Позволят внедрить в производство новые технологии.
  • Развитая инфраструктура. Отличная сырьевая база и сбыт продукции.
  • Потребитель. Предприятиям требуется стабильный спрос на продукцию.
  • Рабочая сила. Квалифицированные специалисты уменьшают риск возникновения брака и влияют на скорость производства.

Машиностроительная промышленность условно разделена на 4 региона: Северную Америку, Западную Европу, Азию, страны бывшего СССР.

Североамериканский регион включает таких крупных производителей, как США, Канада и Мексика. Стоимость реализуемой продукции составляет 1/3 от общемировой. Еще 1/3 приходится на Европу, где главными экспортерами являются Германия, Франция и Британия. В азиатском регионе лидирующую позицию занимает Япония. Также крупным восточным экспортером в последние годы считается Китай.

Россия бесспорный лидер и основной производитель среди стран бывшего СССР, но на мировой арене отечественное машиностроение наиболее известно в военной сфере. Авиационные и космические разработки российских ученых стабильно привлекают зарубежного потребителя. В других отраслях Россия значительно отстает от иностранных конкурентов.

До недавнего времени крупные компании располагались в достаточно развитых странах и составляли 90% от всего мирового машиностроения. Сейчас наблюдается обратная тенденция и в развивающихся странах находятся уже 25% производств.

Новая география обусловлена недорогой рабочей силой, привлекающая ведущие компании открывать в азиатских странах филиалы. Обычно на таких предприятиях работа несложная и часто сводится к простой сборке техники из предоставленных комплектующих.

Крупнейшие страны-экспортеры продукции машиностроения

Машиностроение стран лидеров приносит государственным бюджетам ощутимые капиталы. Например, доля стоимости продукции, реализуемая Соединенными Штатами, составляет 30% от всемирной. Япония продает товара на 15%. Германия около 10%. Менее успешны другие страны производители: Франция, Канада, Китай, Великобритания.

  • США – 405 млрд долларов;
  • Япония – 310 млрд;
  • Германия – 302 млрд;
  • Франция – 141 млрд;
  • Великобритания – 138 млрд;
  • Китай – 120 млрд;
  • Канада – 105 млрд.

Страны-лидеры в некоторых отраслях:

  • Автостроение – США, Япония, Германия, Франция, Южная Корея.
  • Станкостроение – Япония, Германия, США, Италия, Китай.
  • Тракторы – Россия, Япония, Индия, США, Беларусь.
  • Телевизоры – Китай, Южная Корея, США, Бразилия, Малайзия.
  • Судостроение – Южная Корея, Япония, Германия, Бразилия, Тайвань.

Главные страны, экспортирующие продукцию машиностроения:

  • Япония;
  • Германия;
  • Великобритания;
  • Франция;
  • Италия;
  • Канада;
  • Корея.

Из развивающихся стран в этом списке:

  • Китай;
  • Тайвань;
  • Сингапур;
  • Индия;
  • Турция;
  • Мексика;
  • Бразилия.