Правительство изменило правила взимания платы с грузовиков

2. В чем основные преимущества введения системы взимания платы в эксплуатацию на территории РФ?

  • В первую очередь, это возможность переломить сложившуюся ситуацию в сторону стабильного повышения уровня качества автодорог. Проект способствует развитию дорожной сети РФ, улучшению качества дорог, что в итоге увеличит скорость доставки грузов, снизит аварийность.
  • Во-вторых, установление справедливой системы оплаты ремонта дорог всеми участниками движения по принципу «кто пользуется, тот и платит», который успешно применяется уже во многих европейских странах. Сейчас владельцы легковых автомобилей фактически оплачивают ущерб, которые наносят владельцы большегрузного транспорта.
  • В-третьих, развитие транспортной инфраструктуры ведет к увеличению ВВП и стимулированию экономики, обеспечит дополнительные инвестиции в ремонт и реконструкцию дорог. Благодаря существующим в экономике взаимосвязям, данные инвестиции будут давать мультипликативный эффект.
  • В-четвертых, введение системы дает положительные эффекты для развития бизнеса:
    • Новый импульс для развития логистических цепочек, складской инфраструктуры и железнодорожного транспорта
    • Новый импульс для развития добросовестной конкуренции и качественных услуг по перевозке (уход черных перевозчиков)
    • Экономический эффект от внедрения системы для страны и бизнеса в целом превосходит возможные потери
  • Возможность повысить эффективность бизнес-процессов (замена ТС, оптимизация нагрузки).

3. Какими документами предусмотрена обязанность владельца транспортного средства разрешенной массой свыше 12 тонн оплачивать наносимый ущерб автомобильным дорогам федерального значения?

Введение системы взимания платы — одна из задач Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года. Проект предусматривает автоматизированный сбор, обработку, хранение и передачу данных о движении большегрузных транспортных средств в режиме «реального времени». Срок реализации проекта предусмотрен также 13 лет. Действие системы рассчитано на 48 000 км автодорожной сети (федеральные трассы Росавтодора). Регламентирующие документы:

  • Статья 31.1 Федерального закона Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн»;
  • Статья 12.21.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации о реализации создания системы взимания платы без проведения конкурса (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 августа 2014 г. №1662-р) Федеральное дорожное агентство заключило концессионное соглашение с ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», учредителями которого являются ГК «Ростехнологии» и ООО «РТ-Инвест». Срок действия соглашения — 13 лет. Задача концессионера – создание СВП и запуск системы в ноябре 2015 года, а также её дальнейшая эксплуатация в течение указанного срока.

4. Почему именно 12-тонники будут платить за проезд по федеральным трассам? Кто больше всего разрушает российские дороги?

  • Корректнее говорить не «платить за проезд», а «возмещать причиняемый федеральным автодорогам ущерб». По статистике, 12-тонники наносят дорогам 56% вреда. При этом их доля в автопарке составляет около 5% и постоянно возрастает.
  • 56% от общего размера вреда, наносимого федеральным дорогам, наносят транспортные средства с разрешенной массой свыше 12 тонн. Для сравнения, по состоянию на 2010 год общее количество транспорта, зарегистрированного в России – 39 млн. штук (включая легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили). Из них транспортных средств массой свыше 12 тонн – около 1,5 млн. штук (только 3,6% от общего количества ТС).
  • Кроме этого, по территории России передвигаются около 400 тыс. автомобилей массой свыше 12 тонн, зарегистрированных в других странах и осуществляющих транзитные перевозки. При этом наблюдается рост парка таких автомобилей.
  • В основе проекта СВП лежит принцип «пользователь платит», который уже несколько десятков лет используется в зарубежных странах и позволяет уйти от таких социально-несправедливых схем как, например, увеличение транспортного налога, когда отсутствует дифференцированный подход к пользователям автодорог. То есть платят как раз те, кто больше всего разрушает дороги, зарабатывая на перевозках, а не те автовладельцы, которые могут очень редко пользоваться дорогами и чьи ТС не наносят столь существенного вреда дорогам.

5. Как будет работать система взимания платы?

Основные принципы работы системы:

  • Распоряжением Правительства РФ от 29 августа 2014 года № 1662 –р ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» определено в качестве лица, осуществляющего полный цикл создания Системы и функции Оператора Системы по сбору платы.
  • Оплата за фактически пройденное расстояние, безостановочное взимание платы и исключение человеческого фактора, использование глобальных спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС /GPS, регулярный мониторинг движения автотранспортных средств и идентификация автомобилей, подпадающих под категорию плательщиков, автоматическая фиксация нарушений правил оплаты.
  • До начала движения владелец автомобиля должен внести денежные средства на счет оператора.
  • Предполагается несколько способов внесения платы в счет возмещения вреда, который наносят дорожному покрытию большегрузы с массой свыше 12 тонн, в зависимости от характера их передвижения. Первый – это получение владельцем транспортного средства специального бортового устройства и внесение денежных средств на счет оператора. Этот способ подходит для тех, кто осуществляет регулярные перевозки грузов с использованием федеральных трасс. Второй – это получение маршрутной квитанции («разового билета») с помощью регистрации в специально-созданной онлайн-системе.
  • Обработку информации о движении автомобилей и мониторинг оплаты будет вести полностью автоматизированный Центр обработки данных.
  • Внесенные владельцами «12-тонников» средства аккумулируются на специальном счете и подлежат зачислению в бюджет Российской Федерации (в федеральный дорожный фонд). Полученные средства будут направлены на обеспечение поддержания автомобильных дорог, финансирование строительно-ремонтных работ и улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры.
  • Контроль соблюдения законодательства будет осуществляться считывающими устройствами системы стационарного (рамные конструкции на трассах – не менее 480 шт.) и мобильного (курсирующие по федеральным трассам специальные автомобили – не менее 100 шт.) контроля. В случае выявления нарушителей данные считывающих устройств в автоматическом режиме передаются в Центр обработки данных.
  • «12-тонники»-нарушители будут привлекаться к ответственности в соответствии с КОАП РФ (штрафы от 5 до 450 тыс. рублей).
  • По предварительным прогнозам, поступления в федеральный дорожный фонд в счет возмещения вреда дорогам большегрузными транспортными средствами могут составить около 50 млрд рублей в год.
  • Для удобства владельцев транспортных средств по всей территории страны оператором развернута сеть консультационных центров, пунктов оплаты, организованы круглосуточный колл-центр и интернет сайт. Владельцы транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн могут получить всю необходимую информацию о работе системы взимания платы на русском и на английском языках по телефонам горячей линии: 8-800-550-02-02 и +7-495-540-02-02 (для зарубежных перевозчиков) или на сайте www platon.ru . Помимо горячей линии, для владельцев большегрузов предоставляются услуги смс-уведомлений о проведенных в системе операциях, а также рассылка информационных и новостных сообщений. Звонки по России бесплатны. Кроме того, будет доступно мобильное приложение, с помощью которого владельцы транспортных средств свыше 12 тонн смогут планировать маршрут, вносить плату.

6. Как и кем была рассчитана цена за километр?

  • Министерством транспорта была проведена научно-исследовательская работа с экономическим обоснованием введения тарифа. Ранее эта цена была утверждена постановлением Правительства РФ на уровне 3,73 рубля за километр.
  • В период с 15 ноября 2015 года плата за возмещение ущерба с грузоперевозчиков будет рассчитываться исходя из фактического пробега таких транспортных средств по тарифу 1,53 руб./км. Срок применения коэффициента 0,41 при расчете размера платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн, продлен до специального решения. В дальнейшем тариф будет увеличен до 3,06 руб./км.

7. В какие сроки должен быть реализован проект? О невозможности отсрочки ввода системы в эксплуатацию.

  • С 15 ноября 2015 года на федеральных автомагистралях страны начнут работать Системы взимания платы с грузовиков массой свыше 12 тонн в счет возмещения причиняемого ими вреда федеральным трассам.
  • В настоящее время система «Платон» полностью готова к запуску в эксплуатацию. Начиная с 15 ноября выводить транспортное средство массой выше 12 тонн на федеральные трассы можно будет только при условии регистрации в системе и обеспечения наличия средств на личном счете для списания в соответствии с пройденным километражем.

8. Каков международный опыт?

  • Практика взимания платы в счет возмещения причиняемого вреда с большегрузного транспорта основывается на принципе «пользователь платит», успешно реализуемом во многих европейских странах. Так Директива 1999/62/ЕС «О взимании сборов с тяжелых грузовых автомобилей за пользование транспортной инфраструктурой», которая является основой законодательства ЕС по дорожным сборам, определяет, что с владельцев грузовых автомобилей и автопоездов с максимальной разрешенной массой не менее 12 тонн подлежат взиманию сборы, и определяет принципы и механизмы взимания платы.
  • В 2003 году решением Совета Европы были одобрены изменения к Директиве 1999/62/ЕС. Предложенные изменения до сих пор являются предметом обсуждения, однако отражают тенденцию развития действующих в Европе систем дорожных сборов.Эти изменения предполагают в частности, распространение действия Директивы на грузовые автотранспортные средства максимальной разрешенной массой от 3,5 до 12 тонн, обеспечение целевого использования собранных средств для эксплуатации и строительства инфраструктуры, а также для финансирования транспортного сектора в целом.
  • Система взимания платы с владельцев большегрузного транспорта успешно реализована в Германии, Австрии, Чехии, Швейцарии и прочих европейских странах. Основные принципы установления ставок сборов, изложенные в Директиве 1999/62/ЕС следующие:
  • Недискриминационный характер установления ставок сборов (единые ставки сборов для местных и иностранных перевозчиков);
  • Средневзвешенная ставка сборов должна отражать затраты на строительство, эксплуатацию и развитие дорожной сети;
  • Платежной базой должна быть величина, отражающая интенсивность использования дорожной инфраструктуры (период времени использования дорожной инфраструктуры, либо километр пробега);
  • Возможность дифференциации ставок в соответствии с характеристиками автотранспортного средства, влияющими на ущерб, причиняемый объектам дорожной инфраструктуры, окружающей среде и здоровью населения (грузоподъемность, экологический класс).

9. Многие уверены, что причина разрушения дорог не в ущербе, который наносят большегрузы, а в качестве дорожного строительства, отсутствии должного контроля со стороны Росавтодора за строителями. Действительно ли внедрение дополнительной платы изменит качество дорожного покрытия на федеральных трассах?

  • Основная объективная причина не самого лучшего качества дорог – многолетнее недофинансирование работ по содержанию, ремонту и строительству автомобильных дорог. Уровень финансирования в настоящее время значительно отстает от норм, установленных нормативными актами Правительства РФ. В целях упорядочения расходования средств на дорожное хозяйство и контроля эффективности их расходования воссозданы дорожные фонды.
  • Средства, полученные от сбора платы, будут направляться в федеральный дорожный фонд. Совокупность мер, в том числе введение платы, позволит привести качество дорог в надлежащее состояние к 2019 году.
  • Кроме того, внедрение автоматизированной СВП практически полностью исключает человеческий фактор, а, следовательно, и возможности для коррупционных схем или «откатов».

10. Как собранные с водителей деньги будут распределяться по регионам?

  • На первом этапе СВП будет действовать только на федеральных трассах. Средства будут поступать в федеральный дорожный фонд и распределяться в предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации порядке (субсидии и пр.).
  • В дальнейшем действие системы, по согласованию с субъектами Российской Федерации, возможно распространить на региональные трассы. Для этого требуется корректировка законодательства и решение субъектов Российской Федерации. Технически это возможно: Росавтодором предъявляются требования к системе таким образом, чтобы в дальнейшем имелась возможность распространения ее действия на региональные трассы.

11. В связи с введением в эксплуатацию СВП прогнозируется ли перераспределение части грузового трафика на региональные дороги? Каковы последствия этого?

  • Перераспределение части грузопотоков маловероятно. Это связано с невысокой пропускной способностью региональных дорог, их качеством, которое значительно уступает федеральным, в том числе по причине нехватки финансирования. Основываясь на международном опыте, лишь 10% грузоперевозчиков уходят на объездные маршруты.
  • Кроме того, возможно введение ограничений властями, направленных на сохранение таких дорог. При этом регионы уже проявляли интерес к системе взимания платы, в Росавтодор поступил ряд предложений от руководства субъектов о распространении действия системы на региональные дороги. Но пока законодательство не позволяет регионам взимать такую плату: такая возможность обсуждалась, и было принято решение сначала ввести систему в эксплуатацию на федеральном уровне, усовершенствовать законодательство и с учетом решений субъектов развивать систему далее.

12. Кто будет контролировать распределение собранных денег на дальнейший ремонт дорог?

  • Федеральное дорожное агентство и контролирующие государственные органы.

13. Кто и как будет выявлять нарушителей? И можно ли обмануть систему. Если да, то как?

  • СВП предусматривает создание подсистемы мобильного и стационарного контроля. Это сканеры и средства фото- и видеофиксации, задача которых выявлять нарушителей в автоматическом режиме.
  • К ответственности нарушителей будут привлекать сотрудники МВД РФ в установленном КОАП РФ порядке.
  • Порядок предполагает направление сотрудниками МВД РФ нарушителям законодательства документов о привлечении к ответственности с приложением документов, подтверждающих совершение правонарушения (данных, полученных от средства фото- и видеофиксации).
  • Специальных постов ГИБДД или иных государственных органов на трассах для привлечения нарушителей законодательства к ответственности не предусматривается.

14. Как система будет отслеживать, перевозит автомобиль груз или едет пустым? Плата будет сниматься в любом случае?

  • Плата не зависит от наличия груза. Разрешенная масса автомобиля определяется документом завода — изготовителя автомобиля (ПТС и пр.).
  • Система мобильного и стационарного контроля за счет использования специализированных сканеров будет определять, является ли автомобиль транспортным средством с массой свыше 12 тонн, установлено ли в кабине бортовое устройство и перечислена ли владельцем необходимая плата.
  • Данные автоматически передаются в Центр обработки данных. В случае нарушений, подтверждающие факт нарушения документы будут направляться в МВД РФ для привлечения нарушителей к ответственности.

15. Каким образом будет взиматься плата с большегрузов с заграничными номерами?

  • В порядке, аналогичном для взимания платы с владельцев российских транспортных средств.

16. Как внедрение СВП повлияет на экономику перевозчиков?

  • Экономика автоперевозчиков от внедрения СВП пострадает в минимальной степени (возможно снижение чистой прибыли на 0,5%). Однако благодаря дополнительному финансированию дорожной отрасли, улучшению качества дорожного покрытия и развитию транспортной инфраструктуры компании смогут экономить на издержках, связанных с перевозками по преждевременно разрушаемым дорогам. Кроме того, переход к системе «пользователь платит» позволяет уйти от таких социально-несправедливых схем как увеличение транспортного налога, когда отсутствует дифференцированный подход к пользователям автодорог.
  • Введение платы принесет выгоды и самим владельцам транспорта. Благодаря дополнительному финансированию дорожной отрасли, улучшению качества дорожного покрытия и дополнительному развитию транспортной инфраструктуры компании смогут экономить на своих издержках связанных с перевозкой.

17. Как учитывалось мнение перевозчиков при разработке проекта СВП?

  • Внедрению подобных инициатив в обязательном порядке предшествует Оценка регулирующего воздействия на экономику, которую осуществляет Минэкономразвития с привлечением экспертного сообщества. В случае с проектом СВП к обсуждению приглашались крупнейшие компании-производители (КАМАЗ), перевозчики грузов (Ассоциация международных автомобильных перевозчиков – АСМАП, Российский автотранспортный союз – РАС, и др.). Высказанные мнения были проанализированы Министерством транспорта Российской Федерации и Федеральным дорожным агентством при разработке правовой базы для введения платы и конкурсной документации на создание и эксплуатацию СВП.

18. Как скажется внедрение СВП на благосостоянии граждан, росте цен на потребительские товары?

  • Доля продовольственных и непродовольственных потребительских товаров, перевозимых грузовиками массой свыше 12 тонн минимальна и составляет лишь около 8,5% от общего количества грузоперевозок. Остальной вред трассам наносится перевозками иных грузов (инертные и строительные материалы, такие как щебень, песок, древесина, руда и т.п.), то есть внедрение СВП не влияет на благосостояние граждан.
  • Кроме того, основная доля перевозок продовольственных товаров осуществляется по дорогам регионального значения и приходится на менее габаритные транспортные средства. Поэтому конечный потребитель на практике не должен ощутить на себе значимых негативных последствий от внедрения СВП. Большегрузный транспорт не принято использовать для перевозки товаров первой необходимости.
  • Большегрузный транспорт не принято использовать для перевозки товаров первой необходимости. Также нововведение не коснется социально-значимых видов перевозок. В частности, от платы будут освобождены грузовые машины, предназначенные для перевозки людей, а также специальные транспортные средства (пожарные, полиция, медицинская скорая помощь, МЧС).

19. За что должны платить перевозчики, ведь качество дорог оставляет желать лучшего? Куда пойдут собранные деньги, какая сумма поступлений в итоге планируется?

  • Основная объективная причина не самого лучшего качества дорог – многолетнее недофинансирование работ по ремонту, содержанию и строительству автомобильных дорог. Стоимость содержания и ремонта автомобильных дорог федерального значения определены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. N 539 «О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета».
  • Деньги, полученные от владельцев транспортных средств, будут направляться в федеральный дорожный фонд. Таким образом, поступление в бюджет средств от взимания платы, как один из инструментов финансирования ремонта и содержания дорог, позволит довести качество федеральных дорог до нормативного состояния к 2019 году. Средства планируется направлять исключительно на строительство, содержание, ремонт и реконструкцию дорожной сети. Сумма будет зависеть от утвержденного тарифа. Предполагалось, что если тариф останется на первоначальном уровне в 3 рубля 73 коп. – около 50 млрд руб., если на уровне 3 рубля 06 коп. – около 40 млрд руб.
  • Поступившие в Федеральный дорожный фонд будут распределяться в предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации порядке.

20. Каковы коррупционные риски в связи с введением платы за проезд?

  • Один из главных плюсов внедрения СВП — полное исключение человеческого фактора и, следовательно, возможностей для коррупционных схем. Причем коррупционная составляющая исключается сразу с двух сторон: ни должностные лица не смогут вымогать взятки на трассах, ни водители не смогут эту взятку давать – у них просто не будет физически такой возможности благодаря автоматизированной системе.
  • На стадии создания концепции СВП Министерством транспорта Российской Федерации, Росавтодором, Министерством внутренних дел Российской Федерации было принято совместное принципиальное решение, что система строится с учетом минимизации человеческого фактора. Решение о привлечении нарушителя к ответственности будет осуществляться на основе данных средств фото-, видеофиксации. Данные, поступающие от таких средств, также обрабатываются системой в автоматическом режиме. Поэтому на маршруте движения автомобилей ни инспектор ГИБДД, ни иной представитель государственных органов не могут привлечь автовладельца к ответственности за нарушение правил внесения платы.

21. Есть ли дополнительные социально-экономические дивиденды для страны от внедрения СВП (помимо роста ВВП и выхода на нормативное финансирование дорожных работ)?

  • Подобные, современные проекты помогают выводить страну на новый технологический уровень, позволяют развивать внутри страны собственные технологии.
  • Создание СВП даст новый толчок развитию технологии ГЛОНАСС в России, обеспечит создание самого современного Центра обработки данных, который в перспективе может обеспечивать нужды транспортной отрасли, будет способствовать созданию на территории России новых производств и пр.
  • Экономический эффект от предотвращенных ДТП по неудовлетворительному состоянию дорожного полотна оценивается в 32,8 млрд.руб. за период 2015-2031гг.
  • В целом реализация проекта является эффективной с социально-экономической, финансовой и бюджетной точек зрения, т.к. превалирует положительное влияние на экономику страны – прирост ВВП, повышение инвестиционной привлекательности, предотвращение дополнительных расходов из федерального бюджета.

22. В каком порядке (каким образом) будет необходимо производить оплату движения?

  • Порядок внесения платы установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн». Ознакомиться с текстом постановления можно на сайте Росавтодора в разделе «Взимание платы с владельцев ТС, имеющих массу свыше 12 тонн//Основные документы».

23. Обязательно ли наличие бортового устройства?

  • Нет, не обязательно.
  • Существуют два способа оплаты за проезд грузоперевозчиков по федеральным трассам: 1. с использованием бортового устройства, когда списание денег производится один раз в сутки со счета зарегистрированного в системе грузоперевозчика в соответствии с фактически пройденным расстоянием по федеральной трассе; 2. упрощенный, с использованием маршрутной карты — в Личном кабинете на сайте системы «Платон», или в одном из 138 офисов поддержки пользователей, или в одном из терминалов самообслуживания грузоперевозчик может ввести свой маршрут, оплатить его и получить билет. Точно также возможно переоформление маршрута в случае его изменения. В настоящее время оператор системы получает запросы на необходимое количество и места получения бортовых устройств от пользователей, проходящих регистрацию в системе. Исходя из этой информации бортовые устройства развозятся по офисам системы по всей стране. Выпуск бортовых устройств строго соответствует графику реализации проекта. На первом этапе концессионер обеспечивает первый транш бортовых устройств. В дальнейшем в течение 20-ти месяцев происходит модернизация, в рамках которой увеличивается как число рамок стационарного контроля (до 481 шт), так и выпуск дополнительного объема бортовых устройств (до 2 млн штук).

Плата за причинение вреда автомобильным дорогам федерального значения, взимаемая с транспортных средств с разрешенной массой свыше 12 тонн, будет увеличиваться постепенно до конца 2018 года. Однако оснастить транспорт бортовыми устройствами для отслеживания маршрутов чиновники предлагают самим владельцам.

Правительство РФ приняло постановление от 03.11.2015 N 1191 "О некоторых вопросах взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" . Документ вводит новый порядок взимания платы с грузовиков с массой свыше 12 тонн в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам.

Чиновники пошли на встречу просьбам транспортных организаций и прислушались к мнению Минпромторга, которое называло тарифы платы для грузовиков чересчур высокими. Уже с 15 ноября 2015 года все владельцы большегрузных автомобилей будут обязаны оплачивать проезд по трассам федерального значения. Тариф, в целях исполнения статьи 31 , был утвержден еще 14 июня 2013 года . 18 мая 2015 года в этот документ внесли поправки об увеличении тарифа с 3,5 до 3,73 рубля за километр пути.

Ноябрьским постановлением Правительство не стало менять тариф, но установило к нему специальные понижающие коэффициенты. Так, до 1 марта 2016 года владельцы грузовиков должны будут применять коэффициент 0,41, а с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года включительно - коэффициент 0,82. Таким образом, до марта 2016 года за проезд по федеральным трассам придется заплатить 1,52 рубля за километр, а до конца 2018 года плата будет рассчитываться по тарифу 3,0586 рубля за километр.

Кроме этого, чиновники урегулировали вопрос, с которым столкнулись многие автовладельцы при регистрации в , выступающей оператором по взиманию платы. Это отсутствие у компании-оператора достаточного количества бортовых устройств, которые должны передавать маршрут движения грузовика оператору и фактически подтверждать соблюдение требований закона. Именно на основании сведений, полученных с бортовых устройств с помощью навигационных систем ГЛОНАСС /GPS, должен был обеспечиваться постоянный мониторинг и взимание платы. Правда, для разовых поездок законодательством предусмотрены так называемые "маршрутные карты", но их оформление не удобно и не выгодно для транспортных организаций, осуществляющих постоянные рейсы и имеющих большой автопарк. Ведь оформлять такую маршрутную карту необходимо на каждую поездку.

При этом, сами чиновники "в целях бесперебойного функционирования системы взимания платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами" рекомендуют:

Владельцам транспортных средств самостоятельно устанавливать собственные бортовые устройства, а также вносить плату без использования бортового устройства путем получения «маршрутной карты», в том числе в электронном виде, на которой будет отражаться оплаченный маршрут следования транспортного средства.

Тем самым, опровергается обещание бесплатно оборудовать все грузовики специальными бортовыми устройством на базе ГЛОНАСС/GPS и открыть для них специальные лицевые счета в системе "Платон". Как ранее рассказывали представители оператора этой системы «РТ-Инвест Транспортные Системы», бортовых устройств было приготовлено 2 млн экземпляров, и этого, теоретически, должно было хватить на всех желающих. Куда успели деться эти устройства еще до начала взимания платы, история умалчивает. А компания-оператор рекомендует приобретать устройства за свой счет. Теперь к этим пожеланиям присоединился и Кабмин.

Хотя в пресс-релизе Правительства сказано, что "принятое решение позволит создать условия для сбалансированного развития транспортной отрасли в целом", остается не до конца ясным, какие перипетии еще ожидают владельцев грузовиков - и, по совместительству, пользователей новой системы "Платон".

В 2013 году в России было принято Постановления Правительства № 504 о введении на дорогах страны платы за тонну перевозимого груза, которая получила название «Платон». Под действие регламента попали грузовики, масса которых превышает 12 тонн. В эксплуатацию система взимания платы с коммерческого транспорта была запущена в ноябре 2015 года.

Что такое «Платон»?

Система «Платон» имеет свою базу данных. Она содержит в себе информацию о более 2-х миллионах единиц транспорта и 51 тысячи километров дорог. Главный оператор системы - частная компания «РТИТС». Её собственниками являются Игорь Ротенберг (50%) и «РТ-Инвест» (50%). Объявленный Уставный капитал «РТИТС» - 100 тысяч рублей.

По замыслу создателей системы, оператор системы занимается организацией денежных сборов на федеральных трассах за провоз груза и их перечислением в бюджеты различного уровня. Оплата услуг «РТИТС» по сбору денег оплачивается из федерального бюджета. При разработке системы планировалось ежегодно пополнять бюджет на 20-40 млрд. рублей. Заработок оператора системы должен был составить 10,6 млрд. в год.

Понять, как работает система «Платон», можно ознакомившись с законодательной базой, регламентирующей её деятельность. Введение в действие системы потребовало от законодателей внесения изменений в КоАП, которые ввели штрафные санкции за нарушения порядка оплаты за перевозку грузов на дорогах России. Основным законом, регламентирующим работу системы, является ФЗ № 68, который был принят в 2011 году.

Соответствующие изменения были внесены в ФЗ № 257, посвящённый автомобильным дорогам. Концессионное соглашение между оператором системы и Правительством было заключено в августе 2014 года. «Платон» система взимания платы начала официально собирать сборы с 15 ноября 2015 года.

На какие машины и дороги распространяется действие «Платона»?

Очень многих водителей, начинающих свою коммерческую деятельность по перевозке грузов интересует вопрос о том, как работает система «Платон», какие машины под нее попадают?Плата на дорогах за перевозку грузов взимается с коммерческого транспорта, разрешённая масса которого превышает 12 тонн . Существующие правила не предусматривают какую-либо градацию по типу груза или тоннажу свыше 12 тонн, но имеют список транспорта, на который не распространяются данные требования. К нему относится специализированная техника МВД, МО, МЧС, ФСБ и других государственных структур, задействованных в целях обороны страны, а также транспорт, занимающийся перевозками пассажиров и используемый учреждениями здравоохранения.

Произвести расчёты можно на официальном сайте platon.ru Для этого необходимо на нём зарегистрироваться, создать карту маршрута, получить договор и бортовое устройство для контроля движения транспорта. Такое устройство работает через систему ГЛОНАСС/GPS. Все расчёты суммы сбора проводятся в автоматическом режиме. Многие водители до сих пор не понимают на каких дорогах действует система «Платон». Она действует на федеральных трассах, но не применяется на платных магистралях.

Критика и протесты

На данный момент регулярно производят оплату больше 260 тысяч перевозчиков. Уже в первый год работы «Платона» в дорожный фонд поступило 15,32 млрд. рублей. Введение системы вызвало протестное движение дальнобойщиков.

Первые протесты профсоюзов дальнобойщиков и движения «ОПР» были проведены ими еще в 2015 году до введения системы в действие. В 2017 году ими была объявлена всесоюзная стачка дальнобойщиков. Основное требование протестующих сводится к полной отмене действия системы. В 2016 году депутаты ГД от фракции КПРФ подали иск в Конституционный суд. В нём они выдвинули требованя проверить законность введения системы.

Куда идут деньги?

Все собранные денежные средства Оператор Системы взимания платы ежедневно перечисляет в доход Федерального бюджета.

Тарифы на систему Платон в 2017 году

Тарифы системы «Платон» за время её действия изменялись несколько раз. Первая тарифная ставка при запуске работы системы была установлена в размере 1,53 руб/км .

Тариф был снижен на 59% от изначально планируемого размера платы (3,73 руб. за км). Повышение ставок было запланировано на 2017 год.

Тариф системы «Платон» с 15 апреля 2017 составляет 1,91 руб/км .

Повышение платы вызвало новую волну протестов. Дальнобойщиков не устраивают тарифы системы «Платон» и они требуют снизить их..

Сколько стоит проезд в системе Платон?

Сумма платежа зависит от того, сколько километров прошел грузовик по федеральным трассам. А чтобы достоверно определить километраж, необходимо знать маршрут движения транспорта. В связи с этим у владельцев грузовиков есть 2 варианта:

- либо оформлять разовую маршрутную карту . В этом случае плата вносится за один маршрут (п. 10 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 N 504);

- либо использовать бортовое устройство . Тогда деньги в счет платоновского платежа автоматически списываются с лицевого счета владельца авто. При наличии бортового устройства на грузовике воспользоваться разовой маршрутной картой нельзя

Штрафы за Платона

Размер штрафов и определения оснований их назначения описаны в статье 12.21.3 КоАП. Соответствующие изменения были внесены в административный комплекс в 2015 году. В документе предусмотрены штрафы за нарушения правил оплаты за перевозку грузов от 5 тысяч до 1 млн.. рублей...

Планы модернизации и улучшения системы Платон

В планах Правительства обозначено дальнейшее поэтапное повышение тарифов. «Платон» может стать частью системы страхования транспорта. Оператор системы планирует произвести замену действующих устройств контроля