Т 40 трактор рычаги управления. Управление трактором

Трактор Т-40 является детищем Липецкого тракторного завода. Он был выпущен в 50-х годах 20-го века. Период выпуска модели приходился на 1961-1995 год. Впоследствии модель получила такую популярность, что суммарное количество выпущенных моделей трактора Т-40 превысило 1,2 миллиона экземпляров.

В советское время завод в Липецке специализировался на гусеничных тракторах, но в скором времени, примерно в конце 50-х годов, завод перешел на производство и реализацию моделей тракторов с колесами. В настоящее время рабочую модель советского Т-40 можно купить практически в любом регионе России, Украины и даже в Белоруссии и странах-соседях. Комплектующие к Т-40 предприятие «Липецкий трактор» выпускает и в наши дни.

Судя по отзывам, подобная модель Т-40 в хорошем состоянии будет стоить порядка 122 тысяч гривен, цена может колебаться в большую или меньшую сторону в зависимости от состояния машины. В российских рублях Т-40 стоит от 80 до 300 тысяч рублей. Большую роль в цене играет комплектация, состояние двигателя, наличие точек продажи запчастей к трактору в вашем регионе.

Назначение Т-40

По замыслу производителя, основным назначением трактора Т-40 были транспортные работы, работы в поле, на приусадебных участках. Устройство рекомендовалось для применения на легких почвах, например, для работы на садовых территориях, теплицах.

Дополнительно применялся Т-40 для таких функций, как пахота, сенокос, сбор и заготовка сена, доставка сена на хранение; уборка урожая, очистка полей от снега и культивация. При монтаже навесного оборудования трактор может использоваться как перевозчик грузов, тягач, как вспомогательная техника при ремонтных или строительных работах.

Основные достоинства Т-40 по сравнению с аналогами ценового или функционального диапазона это:

  • повышенная проходимость;
  • возможность работы на склонах;
  • умеренный расход дизельного топлива;
  • регулируемая ширина колеи обработки почвы при пахоте;
  • износостойкость;
  • возможность выбора модификации с полным или задним приводом;
  • работа с большим количеством навесок (отзывы о машине в основном только положительные).

К недостаткам Т-40 можно отнести следующее:

  • в сильную жару двигатель может греться;
  • расход топлива зимой выше, чем летом;
  • отсутствие конвейерного выпуска новых моделей (липецким заводом выпускаются только запчасти к Т-40).

Модельный ряд и модификации Т-40

Предшественниками трактора Т-40 стали модели Т-25, Т-30, Т-35, однако полноприводная версия Т-40А, выпущенная заводом-производителем в 1965 году, стала любимой у покупателей. Популярность её дошла до того, что на базе основной машины Т-40 инженеры завода разработали специальную уборочную машину КО-705. Еще некоторое время спустя у липецкого завода появилась другая продукция сельскохозяйственного назначения, в частности, погрузчики, бульдозеры и другая специализированная техника.
Помимо модификации Т-40А флагман пережил еще массу доработок и модификаций. Условно все их можно поделить на две группы - в зависимости от типа двигателя - Д37 или Д144. Внешне распознать модель с двигателем Д37 можно по капоту скругленной формы, в то время как у модификаций с двигателем Д144 капот имеет прямоугольную форму.

Модификации Т40 с двигателем Д37

  • Т40А - полный привод;
  • Т40АН - полноприводный с уменьшенным клиренсом, с меньшей высотой (для работы на склонах);
  • Т50А - промышленная модель, может работать с погрузчиком (один ковш).

Модификации Т40 с двигателемД144

  • Т40М – задний привод;
  • Т40АМ – полный привод;
  • Т40АНМ – полный привод, с уменьшенным клиренсом;
  • Т40АП – полный привод, подходит для агрегации коммунального оборудования.

Технические характеристики

Трактор Т-40 является самостоятельным техническим средством, управляемым оператором. Вместимость кабины - один человек. Устройство может работать с любым типом навесок, подходящих и для более ранних моделей (Т25, Т30, Т35). Очевидное преимущество - доступность и возможность приобретения модели в хорошем состоянии, несмотря на завершение производства более 20 лет назад.

Вес и габариты устройства Вес Т-40 равен 2595 кг. Габаритные размеры трактора Т-40 составляют: 3660/1620/2100 мм.
Тип двигателя В зависимости от модификации трактор может быть оснащен четырехтактным дизельным двигателем с воздушным охлаждением, модель двигателя Д37 или Д144. Д37 обладает мощностью 37 лошадиных сил, Д144 - мощностью в 50 лошадей.
Коробка передач Тип КПП: семиступенчатая, четырехходовая. Расположение валов КПП - поперечное. Редуктор размещен сразу за муфтой сцепления.
Ходовая часть и трансмисси я Трансмиссия механическая, реверсивного типа. С помощью этой составляющей системы управления трактор может свободно перемещаться на любой скорости, двигаясь как вперед, так и назад, не снижая при этом продуктивность и производительность. Валы отбора мощности расположены сзади и сбоку, работают независимо друг от друга в нескольких режимах. На Т-40 можно установить ходоуменьшитель механического или гидрообъемного типа.
Кабина Т-40 оснащен кабиной несъемного типа, вместимость - один человек. Обзорность - четырехсторонняя. Присутствуют зеркала заднего вида. Несущая система - полурамная.
Управление трактором Запуск трактора Т-40 осуществляется при помощи электростартера. Т-40 принадлежит к 0,9 тяговому классу. Тормоза трансмиссионного типа, поворот осуществляется за счет движения передних колес. Задние колеса на жесткой подвеске, передние - на пружинной.
Типы привода и навесного оборудования, с которым может работать трактор Т-40 В зависимости от модификации устройство может быть полноприводным или заднеприводным. Работает со всем спектром навесного оборудования от предыдущих моделей и моделей, идентичных по весу, состоящих с Т-40 в одном тяговом классе, например, «Беларусь». Наличие пневмооборудования - не предусмотрено. К трактору можно также подключать 12-вольтовое электрооборудование.

Навесное оборудование

  • навесной плуг;
  • фронтальный погрузчик;
  • задний бульдозерный отвал;
  • роторная косилка;
  • фреза почвообрабатывающая;
  • щетка снегоуборочная;
  • снегоотбрасыватель;
  • сеялки различного типа;
  • картофелекопатели и картофелесажатели.

Фронтальный погрузчик Плуг двухкорпусный ПЛН 2-30 Отвал ОБН-320 Роторная косилка
Фреза почвообрабатывающая Щетка Cнегоотбрасыватель Сеялка зерновая

Трактор Т-40 может работать с навесными орудиями производителей Нева, Салют, а также с другими навесками советских производителей крупногабаритной сельскохозяйственной техники. При подключении крупных навесок, таких как сеялки, культиваторы, сажатели картофеля допускается использование дополнительного утяжеления, которое крепится на кронштейн. Этот кронштейн монтируется на переднем брусе.

Особенности эксплуатации

Уникальная особенность Т-40, выделяющая его из множества аналогов по весу и техническим характеристикам - это долговечность. Большинство моделей, произведенных в 70-80 годах 20-го века до сих пор исправны и находятся на ходу, эксплуатируются фермерами в частных и государственных фермерских хозяйствах. Поскольку производитель Т-40 продолжает выпуск запчастей к машине, поддерживать трактор в рабочем состоянии не составляет труда.
Кроме явных преимуществ, Т-40 обладает и некоторыми недостатками, а именно: тепловой режим двигателя нестабилен, что проявляется в зимнем недогреве и летнем перегреве при работе на палящем солнце, например. Зимой двигатель бывает сложно запустить, кроме того, кабина недостаточно прогревается из-за воздушного охлаждения двигателя.
Несмотря на недостатки, такие параметры, как сила и скорость работы позволяют назвать Т-40 одной из наиболее популярных моделей тракторов 20-го века. Минимальная скорость движения трактора составляет 2 км/час, максимальная 27 км/час. Присутствует возможность регулировки колеи, задняя пара колес может заменяться другими, более узкими, чем заводские.

Техническое обслуживание Т-40 - на что обратить внимание?

В первую очередь при работе с трактором нужно помнить о технике безопасности. Техническое обслуживание проводится согласно инструкции пользователя. Основные точки обслуживание следующие:

  • через десять моточасов проверьте уровень масла и выполните доливку, если необходимо;
  • проверьте натяжение вентиляторного ремня;
  • через 30 моточасов замените масло;
  • через 60 моточасов проверьте состояние крепежных узлов;
  • смазывайте подшипники;
  • проверяйте давление шин;
  • перед плановым ТО всегда очищайте трактор от грязи (влажная очистка с помощью воды и губки, тканевой мочалки);
  • следите за состоянием и исправностью: аккумулятора, топливного насоса, тормозов, рулевого колеса, трансмиссии, КПП.

Основные неисправности и их устранение

В таблице ниже представлены основные неисправности в работе трактора Т-40 и способы их устранения. При невозможности самостоятельного ремонта техники обратитесь в специализированный ремонтный центр.

Таблица 1. Неисправности трактора Т-40 и его модификаций (выдержка из оригинальной инструкции по эксплуатации).

Вид поломки и возможная причина Как устранить
1. Не запускается двигатель (засорился топливопровод, воздух в системе, неисправен фильтр топлива, засор форсунок, отсутствие нужного уровня масла и топлива) Очистка, продув, замена фильтров, продув форсунок, проверка уровня топлива, уровня масла, доливка или полная замена топливных жидкостей
2. Дым из двигателя (перегрузка, перегрев, засор распылителей форсунок) Прочистка форсунок, работа на малой мощности, снижение скорости движения
3. Перегрев двигателя (превышено время эксплуатации без выключения) Выключить трактор, дать двигателю остыть, проверить, исправна ли система охлаждения двигателя
4. Посторонние звуки, например, стук, скрип, щелчки (изношены подшипники, разряжен аккумулятор) Замена подшипников, зарядка аккумулятора
5. Малый заряд тока (неисправность генератора) Замена генератора, очистка коллектора
12 15 ..

Трактор Т-40, Т-40А. Органы управления и контрольные приборы

Расположение органов управления и контрольных приборов показано на рис. 3.

Рычаг 1 реверса может занимать два положения - нижнее и верхнее, в случае установки ходоуменьшителя рычаг имеет три положения (рис. 4): нижнее - прямая передача (шесть скоростей движения вперед и одну скорость движения задним ходом); среднее - реверс (шесть скоростей движения назад и одна вперед); верхнее - ходоуменьшитель.

Рычаг 2 переключения передач (осуществляет перемещение шестерен в коробке передач. Положение рычага показано на рис. 4.

Педаль 3 главной муфты сцепления. Нажимать на педаль при включении передачи, реверса и синхронного привода валов отбора мощности (рычаги 4 и 30).

Рычаг 4 включения бокового вала отбора мощности имеет три положения (см. рис. 4).

Педаль 5 муфты вала отбора мощности предназначена для отключения независимого привода валов отбора мощности.

Тяга 6 управления воздушной заслонкой карбюратора пускового двигателя. При перемещении тяги на себя (или при повороте ручки тяги по часовой стрелке, если установлен карбюратор К-06) количество воздуха, поступающего в камеру сгорания, уменьшается и наоборот.

Кнопка 7 включения стартера пускового двигателя.

Включатель 8 свечи накаливания включается поворотом ключа влево.

Рис. 3. Органы управления н контрольные приборы*:


1- рычаг реверса; 2 - рычаг переключения передач; 3 - педаль главной муфты сцепления; 4 - рычаг включения бокового вала отбора мощности; 5 - педаль муфты вала отбора мощности; 6 - тяга управления воздушной заслон­кой карбюратора пускового двигателя; 7 - кнопка включения стартера пус­кового двигателя; 8 - включатель свечи накаливания; 9 - включатель «Мас­сы»; 10 - кнопка теплового предохранителя; 11 - включатель ламп освеще­ния приборов; 12 - лампа сигнальная обрыва ремня вентилятора; 13 - термо­метр масла; 14 - лампа освещения щитка приборов; 15 - амперметр; 16 - манометр давления масла; 17 - рычаг муфты сцепления механизма пусково­го двигателя; 18 - рычаг управления ручной подачей топлива; 19 - контроль­ный элемент; 20 - включатель света задних фар и габаритных фонарей; 21 - рукоятки управления силовыми цилиндрами; 22 - рычаг тормозов прицепа; 23 - рулевое колесо; 24 - переключатель указателей поворота; 25 - кнопка звукового сигнала; - кнопка остановки пускового двигателя; 27 - переклю­чатель света передних фар: 28 - педаль включения стартерной шестерни ме­ханизма передачи; 29 - рычаг декомпрессиопиого механизма; 30 - рычаг включения заднего вала отбора мощности; 31 - планка совместного действия тормозных педалей; 32 и 35 - тормозные педали; 33 - педаль блокировки диф­ференциала; 34 - защелка педали горного тормоза; 36 - педаль ножного управления подачей топлива.

* На тракторах, не укомплектованных пусковым двигателем, в управлении отсутствуют: рычаг 17, педаль 28, тяга 6, кнопки 7 и 26, а включатель 8 имеет два положения: при повороте на 45° включается свеча накаливания, на 90° - стартер основного двигателя.

Включатель 9 «Массы» включается нажатием на кнопку, расположенную горизонтально, для выключения нажать на кнопку, расположенную сверху.

Кнопка 10 теплового предохранителя, отключающего электрическую цепь при перегрузке (коротком замыкании). После устранения неисправности нажатием на кнопку включается цепь.

Рис. 4. Схема положений рычагов управления.

Включатель 11 ламп освещения приборов.

Лампа сигнальная 12 сигнализирует об обрыве ремня вентилятора, о неисправности генератора и реле-регулятора при работающем двигателе.

Термометр 13 масла показывает температуру масла в масляной системе двигателя.

Лампа 14 освещения щитка приборов включается включателем 11.

Амперметр 15 показывает силу разрядного или зарядного тока.

Манометр давления 16 масла показывает давление в масляной магистрали двигателя.

Рычаг 17 муфты сцепления механизма пускового двигателя. При перемещении рычага на себя муфта выключается.

Рычаг 18 управления ручной подачей топлива. Подача топлива увеличивается при перемещении рычага вниз, а при перемещении его вверх - уменьшается.

Контрольный элемент 19 включается одновременно с подогревательным устройством и показывает степень нагрева спирали свечи накаливания.

Включатель 20 света задних фар и габаритных фонарей.

Рукоятка 21 гидрораспределителя для управления силовыми цилиндрами. Средняя рукоятка управляет основным силовым цилиндром, правая и левая - соответствующими выносными цилиндрами. Рабочие положения каждой рукоятки показаны на рис. 4.

Рычаг 22 тормозов прицепа. Во время работы трактора с прицепом, оборудованным тормозным устройством, торможение прицепа осуществляется перемещением рычага на себя.

Рулевое колесо 23 служит для осуществления поворота трактора.

Переключатель 24 указателя поворотов включается перемещением ручки вправо или влево, соответственно осуществляемому повороту.

Кнопка 25 звукового сигнала. Сигнал включается при нажатии на кнопку.

Кнопка 26 остановки пускового двигателя. Нажатием на кнопку выключается зажигание магнето пускового двигателя.

Переключатель 21 света передних фар. Перемещая рычажок переключателя вверх, в лампочках фар загорается нить накала ближнего света, а при перемещении рычажка в нижнее положение - дальний свет.

Педаль 28 включения стартерной шестерни механизма передачи. Нажатием на педаль шестерня входит в зацепление с венцом маховика.

Рычаг 29 декомпрессионного механизма. В крайнем верхнем положении рычага компрессия выключена, при перемещении рычага от себя (вниз) - компрессия включена.

Рычаг 30 включения заднего вала отбора мощности. Рабочие положения рычага показаны на рис. 4.

Планка 31 совместного действия тормозных педалей. С помощью планки осуществляют блокировку педалей для одновременного торможения правым и левым тормозами.

Педали 32, 35 тормозов. При нажатии на педали

Тормоза приходят в действие.

Педаль 33 блокировки дифференциала. Нажимая на педаль, включается механизм блокировки ведущих колес.

Защелка 34 педали горного тормоза удерживает педали в положении торможения при нажатии на нее. В

исходное положение защелка устанавливается при нажатии па педаль тормоза.

Педаль 36 ножного управления подачей топлива. Подача топлива увеличивается при нажатии на педаль.

Дополнительные органы управления пускового двигателя показаны па рис. 5.

Рис. 5. Органы управления пускового двигателя:
1-ручка ручного стартера; 2 - кнопка-утопитель поплавка карбюратора; 3 ручка проходного вентиля; 4 - рычаг дроссельной заслонки.

Т-40 – среди сельчан, фермеров и людей рабочих профессий, на просторах бывшего СССР, сложно найти человека, который хотя бы заочно не был знаком с этим легендарным трактором!

Дебютировала эта машина в далеком 1961 году , став родоначальником целого ряда сельскохозяйственной техники, выпускаемой Липецким тракторным заводом в последующие годы.

Опыт полученный при создании и дальнейшей эксплуатации Т-40 послужил фундаментом для создания всей линейки колесных тракторов, сошедших с конвейера ЛТЗ в последующие годы.

Несмотря на то, что выпуск этого работяги был прекращен еще в 1995 году , тысячи этих тракторов до сих пор вполне успешно продолжают трудиться на полях нашей страны.

1. Трактор Т-40: рождение легенды

Создавался Липецкий Тракторный Завод в военное время в 1943 году, на основе уцелевших цехов завода «Станкострой».

По заданию Государственного оборонного комитета, ставилась цель, создание сельскохозяйственного гусеничного пропашного трактора средней мощности. Для нужд завода в срочном порядке были отозваны с фронта технологи, инженеры, конструктора и рабочие необходимых специальностей.

Первым детищем завода стал трактор КД-35 , первые серийные модели которого поступили в совхозы страны уже к концу 1944 г. Различных модификаций этой машины до начала 60-х годов было выпущено 113600 штук , после чего завод перешел на производство колесных тракторов.

Работы над первыми колесными тракторами начались в 1956 г., это были самоходные шасси с двубрусной рамой и задним расположением силовой установки. Но настоящим предшественником нашего героя стал Т-25 (не путать с Владимировцем) разработанный в 1958 и пошедший в серию в 1960 под обозначением Т-30 и следом в этом же году Т-35 с более мощным двигателем.

Массовое же производство началось с универсально – пропашного трактора Т-40 выпущенного в 1961 г.

«Сороковка» вобрала в себя весь приведущий опыт и очень быстро стала настоящим бестселлером советского тракторостроения! В целом за период с 1961–1995 тракторов Т-40 и его модификаций было выпущено больше миллиона!

Испытания, проведенные в 1970 г. показали, что эта машина показала себя как одна из лучших по надежности в СССР, а также завоевала золотые медали на европейских выставках с 1966 по 1970 г. проходивших в Маркклееберге и Лейпциге.

Технические характеристики Т-40

  • Мощность двигателя - Д-37, Д-144 37; 50 л.с.
  • Конструктивная масса - 2.3–2.6 т.
  • Диапазон скоростей - 1.6–27 км/ч.
  • Количество передач вперед/назад - 7/7
  • Трактор тягового класса - 0.9 т.с.
  • Габариты д /ш /в - 3660/1620/2100 мм.
  • Агротехнический просвет - 500 мм.
  • Регулируемая колея - 1200–1800 мм.

Двигатель

«Сороковка» оснащалась двигателями Владимирского тракторного завода. Базовый Т-40 комплектовался силовой установкой Д-37, мощностью 37 л.с. На более позднюю модификацию Т-40М ставили дизель Д-144 мощностью в 50 л.с.

Оба этих двигателя – это четырехтактный, четырехцилиндровый дизель с воздушным охлаждением. В конструкции двигателя отсутствует блок-картер, а съемные цилиндры, имеющие рядное исполнение, снабжены радиаторными ребрами для лучшего отведения тепла.

Для лучшего охлаждения масла дополнительно устанавливался масляный радиатор, так как воздушного охлаждения в жаркую погоду было явно недостаточно. В зимнее время года радиатор рекомендовалось отключать от масляной системы, летом же возвращали все в исходное состояние. Контроль за температурой осуществлялся с помощью соответствующего датчика на панели приборов.

Дизель имел в основном электростартерный пуск, реже устанавливался бензиновый пусковой двигатель ПД-8.

Несмотря на недостатки в системе охлаждения, силовые установки которыми агрегатировались Т-40 и его модификации, при правильной эксплуатации и своевременном техническом обслуживании, до сих пор считаются вполне надежными.

Коробка передач

Трактора Т-40 и его модификации оснащались четырехходовой, восьми скоростной (одна замедленная передача), механической коробкой передач.

Наличие реверса (возможность двигаться на всех передачах как вперед, так и назад) делало «Сороковку» более маневренной и увеличивало производительность.

Отличительной чертой коробки стало расположение валов, расположенных поперёк - это позволило значительно укоротить конструкцию и совместить ее в едином агрегате, с механизмами заднего моста. Такое решение позволило значительно уменьшить габариты трактора.

Передняя стенка трансмиссии соединяется с корпусом сцепления, а также имеет резьбовые соединения для установки некоторых элементов управления машиной.

На задней стенке коробки есть крепления для установки рычагов навески, а также установлен удлинитель ВОМ. По бокам крепятся тормозные рукава.

Рычаги и механизмы управления передачами, дифференциала и реверсом, расположены на крышке верхней части коробки.

Ходовая часть

Опорой трактору служат передний и задний мост. Передняя ось выполняет функцию опоры и служит для смены направления колес с помощью рулевого управления. Задние колеса преобразовывают крутящий момент передаваемый двигателем, в движение трактора.

На колеса могут устанавливаться дополнительные груза, для увеличения сцепной массы трактора если того требуют эксплуатационные условия.

Давление, поддерживаемое в шинах должно составлять примерно 0,10–0,14 МПа, смотря какие работы вы будете выполнять и какое навесное оборудование использовать.

Есть возможность установки колес «наизнанку», что позволяет значительно расширить колею, например, для работы на крутых склонах, с 1200 – 1800мм . Агротехнический просвет также имеет возможность регулировки и составляет от 500–650 мм .

Рулевое управление

Все модели трактора Т-40 оснащены гидроусилителем руля (ГУР). Сигнал на гидроусилитель передается рулевой колонкой посредством карданных валов. ГУР тем временем посылает усилие сошкам, поворачивая тем самым колесо вправо или влево.

Кабина Т-40: обзор

Кабина одноместная, закрытая, из панелей, соединенных точечной сваркой. Каркас из труб обеспечивает безопасность при опрокидывании.

Достаточно неплохой обзор позволяет качественно выполнять сельскохозяйственные работы. Лобовое стекло укомплектовано стеклоочистителем.

Крыша сделана из фанеры и обшита коже заменителем. Справа установлен плафон светильника, спереди на брусе вентилятор, в левом углу сзади крепление для термоса.

Все основные органы управления находятся перед трактористом. Рычаги реверса, переключения передач и включения ВОМ расположены на полу кабины. Рукоятки управления гидравликой вы найдете справа от рулевой колонки.

Педали имеют классическое расположение. Тормоза раздельные, соединены специальной планкой.

На панели слева датчики для контроля различных параметров: давление и температура масла, заряд аккумулятора, давление воздуха.

В целом все основные элементы управления расположены вполне удобно и доступно. Как говорится, все под рукой, а приборы контроля перед глазами.

Навесное оборудование для трактора Т-40

Задняя навеска предназначена для агрегатирования на Т-40 различного навесного оборудования. Это шарнирный механизм с центральной и двумя продольными тягами.

Продольные тяги соединены с рычагами на валу с помощью раскосов, на этом же валу смонтирован кривошип, соединяющийся с гидроцилиндром.

Гидроцилиндр поднимает и опускает прицепное оборудование, а его положение регулируется при помощи раскосов и центральной тяги.

Возможна установка различного сельскохозяйственного оборудования, оборудования для кормозаготовки, обработки земли, возделывания овощных культур и меж рядной обработки. Предусмотрена установка погрузчика с максимальной грузоподъемностью до 800 кг .

Модификации трактора Т–40

«Сороковка» за все годы выпуска не единожды модернизировалась и дорабатывалась. С каждой модернизацией в ее конструкцию вносились изменения, позволяющие расширить функциональность этой замечательной машины.

Для удобства рассмотрения разделим все модификации по типу силовой установки на две группы:

Трактора с двигателем Д-37:

  • Т-40А – от базовой версии его выгодно отличало наличие полного привода, это новшество по достоинству оценили дорожные службы, среди которых трактор быстро обрел популярность.
  • Т-40АН – полноприводная машина с уменьшенным агротехническим просветом, специально предназначенная для работы на крутых склонах.
  • Т-50А – модификация, проектируемая для работы с навесным погрузчиком. Модель была ориентирована на использование в промышленности.

Трактора с двигателем Д-144:

Появление Д-144 более мощного 50-ти сильного двигателя позволило увеличить производительность трактора и спровоцировала появление новых модификаций.

Внешне машины с Д-144 отличались прямоугольным капотом, в то время как у его собрата с Д-37 капот спереди был слегка закруглен.

    • Т-40М - заднеприводная модель.


Опыт эксплуатации Т-40: достоинства и недостатки

Узнав немного об истории появления «героя» нашего повествования, ознакомившись с его техническими характеристиками и конструкцией, рассмотрев модельный ряд. Мы можем сделать кое-какие выводы, по поводу достоинств и недостатков этого трудяги, а также спросить об этом людей, которые знают этот трактор не понаслышке.

Начнем с плюсов:

  1. Это по-настоящему многофункциональная, надежная машина с отличной проходимостью. Возможность установки погрузчика еще больше расширяет возможности машины.
  2. Трактор сохраняет функциональность и маневренность как на высоких скоростях, так и при движении задним ходом. Неплохо показала себя на ограниченных участках, в теплицах.
  3. Все модификации имеют гидроусилитель руля.

Говоря о недостатках отметим:

  1. Воздушная система охлаждения не всегда справляется со своей функцией, особенно в жаркую погоду. Зимой, напротив, возникают проблемы с пуском двигателя.
  2. Недостаток комфорта в кабине, без доработок зимой довольно холодно, а летом очень жарко.

Многие трактористы сами дорабатывают свои «Сороковки», чем сводят недостатки конструкции к минимуму:

Доработка системы охлаждения.

Один из вариантов самостоятельного решения проблемы с охлаждением. В данном случае тракторист заменил стандартный масляный радиатор на радиатор большего объема и закрепил его с правой от двигателя стороны, дополнительно установив через тумблер вентилятор от иномарки.

Подводка масла осуществлена с помощью обычных шлангов от гидравлики. В дополнение улучшается охлаждение цилиндров, т.к. ничего не препятствует потоку воздуха. Для доступа к двигателю радиатор сделан откидным.

Отопление кабины.

Есть два основных, наиболее широко распространенных варианта сделать отопление в кабине Т-40. Проще всего сделать отопление от выхлопных газов, либо от масляного радиатора.

Подводим итоги

В заключение, можно сказать, Т-40 несмотря ни на что, еще в далеком 61-м занял лидирующую позицию в своем тяговом классе, и вплоть до прекращения выпуска в 1995 году, вполне достойно выполнял возложенные на него обязанности. И до сих пор эти трактора работают на наших полях, составляя достойную конкуренцию современным моделям.

Кроме этого, в процессе работы был накоплен огромный опыт, впоследствии использованный при создании ЛТЗ-60 и других моделей.

На вторичном рынке вы и сейчас найдете множество предложений о купле/продаже «сороковок». Рабочий экземпляр можно приобрести в диапазоне от 80–250 т.р. в зависимости от состояния, необходимых вложений и наличия навесного оборудования.

Сложно, наверное, найти среди сельчан, колхозников, фермеров, да просто рабочих постсоветских стран, которые бы не слышали о колёсном тракторе Т 40. Дебют транспортной техники состоялся практически в одно время с полетом первого человека в космос, в 1961 году, и устройство трактора Т 40 АМ стало известно благодаря разработке специалистам Липецкого Тракторного Завода. Сегодня по праву считается, что именно основные технические характеристики трактор Т-40 АМ послужили прообразом выпуска сельхозтехники на многих советских предприятиях, а также в странах социалистического лагеря. Официально выпуск «сельского работяги» был прекращён в 1995 году, но до сих пор смежные производители запасных частей для машины производят узлы и компоненты для ставшего поистине народного вида сельхозтехники.

Эффективное устройство трактора Т 40 было разработано благодаря изучению аналогичных типов, которые в то время выпускались в СССР. В качестве вариантов для новой модели пришлось собрать все самое лучшее, что было в сельхозтехнике, выпускавшейся с 1943 по 1958 год. В качестве варианта использовались устройства и компоненты техники серии КД-35, Т-25 (не нужно путать с «Владимирцем»), а также Т-30 и Т-35. Производство новых категорий машин высоко было оценено на международных выставках, так, в период с 1966 по 1970 год, именно технические характеристики трактор Т-40 АМ позволили завоевать престижнейшие награды в Лейпциге на международной выставке сельхозтехники. Достаточно отметить и такой факт, что за 34 года производства машины было выпущено около 1,1 миллиона единиц сельхозтехники в Липецке.

Технические данные сельхозагрегата

Подробная инструкция по эксплуатации трактора Т-40 позволяет узнать нюансы и эксплуатационные характеристики машины, которая предназначена для широкого фронта проведения сельскохозяйственных работ.

Значение Параметры
Вид и параметры мощности мотора Д-37(37 л.с.); Д-144(50 л.с.)
Общий конструктивный вес машины (в зависимости от колёс) 2300-2600 кг
Скоростной режим От 1,6 км\час до 27 км\час
Включение передач вперёд-количество 7
Включение передач — назад, количество 7
Категория агрегата Тяговый класс, вид 0,9 т.с.
Длина машины 3660 мм
Ширина агрегата 1620 мм
Высота техники 2100 мм
Клиренс просвета для агротехники 500 мм
Регулировка параметров колее От 1200 до 1800 мм

Двигатель машины

По техническим характеристикам трактора Т-40 можно увидеть, что все серии без исключения оснащались движками Владимирского производства. Чуть позже было решено модернизировать коробку передач трактора Т-40, где уже допускалось применение двигателей иных производителей. В любом случае, согласно спецификации транспортной техники, все двигатели должны быть четырёхтактными, где используется четырёхцилиндровый вариант дизельного силового агрегата с принципом воздушного охлаждения. Если включились две скорости на тракторе Т-40, то следует обратить внимание на то, что в моторной части отсутсвует блок-картер установки. Технологические съёмные цилиндры имеют рядный вариант исполнения, который оснащен радиаторными рёбрами. Этот орган управления трактора Т-40 способствует эффективному отведению тепловых характеристик.

Для того чтобы лучше охлаждалось масло, в конструкции был предусмотрен вспомогательный радиатор масляного типа, так как зачастую в летний период года воздушного охлаждения было явно недостаточно для сельхозтехники. В зимний период года радиатор отключался, чтобы можно было сохранить регулировку сцепления на тракторе Т-40 по требуемым параметрам. На панели установлен датчик температуры, который предназначен для контроля температуры машины в целом.

Для рулевого управления трактора Т-40 был предусмотрен электростартёрный запуск агрегатной техники для дизельного варианта топливо. Реже применялся бензиновый вариант запуска машины на основе пускового оборудования ПД-8. Несмотря на то, что многие считают проблемой, как отрегулировать сцепление на тракторе Т-40, при правильной эксплуатации машины, основные технические данные оставлялись на том же уровне исполнения.

Схематичное управление коробкой передачи

Рассматривая принципиальную схему переключения передач трактора Т-40, следует выделить, что сельхозтехника оснащалась 4-х ходовым вариантом восьмискоростного типа исполнения для механической коробки передачи (присутствует 1 замедленная передача в конструкции машины). Наличие режима реверса позволяет легко и без особых усилий управлять транспортом как вперёд, так и назад. Главной отличительной особенность коробки передач является нестандартное расположение валов, которые размещены поперёк. Эти факторы позволили не только упростить машину, но и улучшить работу устройства переднего моста трактора Т-40АМ. Таким образом, произошло объединение основных узлов и деталей машины, где удалось получить малогабаритный вариант машины, соединивший в себе агрегаты с компонентами заднего моста без ущерба производительности транспортного агрегата.

Передняя часть корпуса стенки работающей трансмиссии соединена с корпусными деталями сцепления. Кроме этого, здесь же имеются резьбовые соединения, предназначенные для крепления дополнительных элементов и узлов, подбирая под размер ремня генератора трактора Т-40. На задней части стенки размещения трансмиссии находится крепёжный компонент для навесного оборудования. Здесь же установлен удлинитель ВОМ, а также производится монтаж специальных тормозных рукавов общего принципа действия. Все дополнительные рычаги управления, а также компоненты управления механизмами передачи, реверсной части, элементов дифференциала помещены на видимой части крышки коробки передачи.

Узлы ходовой части сельхозагрегата

Качественной и надежной опорой для машины служит наличие переднего и заднего моста. Передняя часть осевого управления служит своеобразной опорой и функциональное предназначение, это смена движения режима колёс для задания нужного направления. Задние колеса, учитывая размер шины на трактор Т-40, служат в качестве преобразователя на крутящий момент двигателя, создавая при этом требуемый механизм движения транспортного агрегата.

При необходимости на колеса могут устанавливаться дополнительные агрегаты, которые предназначены для улучшения сцепления с основным дорожным покрытием, при этом электрическая схема трактора Т-40 не теряет свои первичные заданные значения. В зависимости от того, какое навесное оборудование вы используете для машины, рабочее давление в шинах должно выдерживать требуемый диапазон 0,10-0,14 МПа. Уникальной особенностью технических характеристик трактора Т-40 М является возможность использовать колеса «наизнанку», то есть, можно расширить клиренс с 1200 мм до 1800 мм что имеется не во всех моделях тракторной техники отечественного и зарубежного производства. Точно также можно расширить агротехнический вариант просвета с 500 мм до 650мм.

Кабина машины

Модернизированный вариант кабины был доработан в последние годы производства спецтехники, и принципиальная схема электропроводки трактора Т-40 связана с основными рычагами управления машины, где на панели расположены все имеющиеся пусковые механизмы. Каркас из труб, который является основой для кабины, позволяет снизить риски и травмированность, в случае внезапного опрокидывания машины.

Дополнительные значения и характеристики

Ввиду того что в машине предусмотрены различные варианты двигателей, поэтому расход топлива трактора Т 40 у всех разный, но наименьшее значение, согласно действующему руководству по эксплуатации трактора Т 40 составляет в пределах 7,28 кг/час. В любом случае, это не окончательный параметр, так как расход зависит от типа грунта эксплуатации, характера работы и множества других дополнительных факторов. Имеется также незначительное расхождение электрической части машины по модельным категориям, где схема электрооборудования трактора Т-40 со стартером имеет отличительные характеристики.

Модификационная линейка тракторов

Модификация агрегатов представлена следующими сериями:

  • Серия Т-40А. Наличие функции полного привода. Отличный вариант для коммунальных служб.
  • Серия Т- 40 АН. Машина используется для работы на крутых склонах.
  • Серия Т-50А. Модифицированная серия «сороковки», где допускается использование тяжёлого навесного оборудования. Серийный ряд используется для промышленных целей.

Трактор снят с производства в 1995 году, но производство запасных частей осуществляется до сих, что указывает на популярность машины, несмотря на некоторые недостатки, особенно в системе охлаждения сельхозтехники.

Видео:Трактор Т-40

В механизме управления этого трактора установлен гидравлический усилитель, предназначенный для облегчения поворота направляющих колес. Оп помещен между валом 13 (рис. 69), соединенным с рулевым колесом карданной передачей, и валом 5 рулевой сошки.

В корпусе 3 гидроусилителя расположен поршень 4, на одной стороне которого нанесены зубья в виде зубчатой рейки, а на другой помещено золотниковое устройство. В сквозное отверстие Поршня вставлен вал 13, передней опорой которого служит подшипник 1. Вал имеет левую резьбу, на которую навинчены гайки - передняя 2 и задняя 7. Два золотника 18 и 21 отжимаются в разные стороны пружиной 19 (причем с внешних сторон они поджаты регулировочными винтами 17 и 22). Масло подводится под давлением от насоса гидравлической навесной системы в канал 20, откуда перетекает через каналы золотников в зазор между гайками 2 и 7 и поршнем 4 и далее по сверлениям поршня в полость сектора рулевой сошки и через отверстие 6 по маслопроводу поступает на слив в бак гидросистемы.

От положения золотников 18 и 21 зависит направление потока масла: либо по обе стороны поршня, что соответствует неизменному положению сектора.рулевой сошки, либо только на одну сторону поршня, что соответствует повороту сектора, а значит, и направляющих колес трактора. В положении, показанном на, рисунке, масло под давлением поступает в наппавлении гайки 2. так как золотник 21 открыл проход маслу в переднюю полость поршня. Положение золотников изменяется при воздействии на рулевое колесо. При вращении его вал 13 вращается, что вызывает продольное перемещение гаек 2 и 7 вместе с винтами 17 и 22, упирающимися в золотники 18 и 21.

Перемещаясь, золотники с одной стороны закрывают проход маслу, а с другой- открывают проход, поэтому масло давит только на одну сторону поршня, смещая его вдоль вала 13. Благодаря зацеплению поршня с сектором, закрепленным на валу 5, рулевая сошка поворачивается, вызывая поворот направляющих колес. При неподвижном рулевом колесе проход маслу открыт с обеих сторон и поршень остается неподвияшым.

В корпусе 16 усилителя расположен имитатор, предназначенный для создания некоторого сопротивления вращению рулевого колеса, необходимого трактористу для ощущения поворота. Имитатор состоит из поршня 9, поджатого пружиной 10 к задней крышке 8 корпуса усилителя. Оба конца штифта 14 входят в пазы поршня, благодаря чему поршень поворачивается вместе с валом 13. Для усиления действия имитатора в полость наружной проточки поршня подводится под давлением масло через канал 15.

В гидравлическом усилителе регулируют:

  1. зазор в зацеплении поршня 4 с сектором вала 5 рулевой сошки;
  2. положения золотников 18 и 21;
  3. сопротивление имитатора;
  4. давление срабатывания предохранительного клапана 30.

Зазор в зацеплении характеризуется свободным ходом рулевого колеса. При нормальном зацеплении свободного хода может не быть или он не будет превышать 5° при работающем усилителе. Если же усилитель отключен, то свободный ход может достигать 25-30°. Для регулирования зазора в зацеплении служит упорный винт 23 рулевой сошки. При проведении операции ставят направляющие колеса в положение прямолинейного движения трактора, отвертывают колпачок 25 и, завернув винт 23 до упора, отвинчивают его затем на ’/в - 1/в оборота. В таком положении винт контрят колпачком 25.

Свободный ход рулевого колеса зависит н от зазоров в шарнирных сочленениях передачи, особенно карданного вала. Поэтому, если регулировка проведена, а свободный ход рулевого колеса превышает 25°, необходимо проверить все шарнирные соединения механизма управления, заменив изношенные детали.

Для согласования действия золотников 18 и 21 их регулируют при помощи винтов 17 и 22. Вначале поджимают к поршню заднюю гайку 7. В этом положении масло, залитое в приемную полость, не должно проходить в переднюю полость через золотник 21, а должно свободно перетекать в заднюю полость через золотник 18. При поджатой к поршню передней гайке 2 масло должно свободно перетекать в переднюю полость поршня и не перетекать в заднюю. При полоя^енни гаек на одинаковом расстоянии (от поршня (заводская установка 1 мм от торца поршня) масло должно перетекать в обе полости. Это соответствует нейтральному положению золотников.

Если при поджатой передней гайке 2 масло перетекает в заднюю полость, то винт 17 несколько вывинчивают, добиваясь прекращения перетекания. Так Hie поступают и с другим золотником. По окончании регулирования винты 17 и 22 надежно зажимают стопорными болтами. Работу ведут при снятых крышках корпуса.

Сопротивление имитатора регулируют для того, чтобы достигнуть желаемой величины сопротивления трения поршня 9 о крышку 8. Регулирование заключается в изменении сжатия пружины 10 поршня при помощи винта 12 при ослабленной затяжке контргайки 11. Эту регулировку выполняет тракторист, подбирая нужное сопротивление. Если недостаточно затяжки пружины имитатора,’ то к каналу 15 подсоединяют штуцер маслопровода, по которому к поршню под давлением подается масло, увеличивающее усилие поджатия поршня. Но к легкому вращению рулевого колеса тракторист быстро привыкает, поэтому необходимость в подводе масла к имитатору возникает не всегда. В таких случаях свободное отверстие канала 15 для маслопровода закрывают резьбовой пробкой, чтобы в полость имитатора не попадала грязь.

Предохранительный клапан гидравлического усилителя устанавливают на давление срабатывания 70 кГ/см 2 . Как видно из рисунка, он помещен перед входом масла в полость золотников. Прошедшее через клапан масло поступает в полость сектора рулевой сошки и оттуда - на слив в масляный бак.

Для регулирования клапана на место снятого штуцера маслопровода, подводящего масло к имитатору, устанавливают манометр со шкалой до 100 кГ/см2. Затем запускают двигатель и, установив между рулевой сошкой и передним брусом рамы какой-нибудь твердый предмет, упирают в него сошку вращением рулевого колеса. Удерживая колеса в таком положении, определяют давление масла по манометру. Если оно ниже 70 кГ/см 2 , регулиро- . вочный винт 26 при снятом колпачке 27 и ослабленной контргайке 28 несколько завинчивают, поджимая пружину штока 29 до получения необходимого давления срабатывания клапана. Если давление выше 80 кГ/см 2 , винтом 26 ослабляют затяжку пружины. По окончании регулирования винт 26 затягивают контргайкой, ставят на место колпачок и клапан пломбируют.

В системе гидравлического усилителя есть клапан потока, назначение которого сводится к тому, чтобы перепускать определенное количество масла (8-10 л/мин при 1600 об/мин) от насоса гидравлической навесной системы к усилителю рулевого управления. Этот клапан расположен на корпусе шестеренчатого насоса и регулируется на заданную производительность (перепуск масла) либо на стенде для проверки производительности насоса, либо непосредственно на тракторе.

Клапан потока имеет одинаковое устройство с предохранительным клапаном. На тракторе для его регулирования снимают защитный колпачок, ослабляют контргайку и завертывают регулировочный винт в корпус на глубину. 10 мм от кромки корпуса, что соответствует 6,5 оборота винта. После этого контргайку затягивают, а колпачок ставят на место.

Тормоза ленточного типа расположены в рукавах полуосей. Для доступа к их регулировочному устройству необходимо отвернуть болты и спять крышку рукавов. Регулирование заключается в подтягивании или ослаблении закрепленного конца тормозной ленты. Для этого, ослабив контргайку болта, удерживающего конец тормозной ленты, и завернув гайку болта до отказа, отвертывают ее затем на 3,5 оборота. В таком положении контргайку затягивают. У правильно отрегулированного тормоза наружный рычаг должен отклоняться на 10° назад от вертикали, проходящей через ось рычага. При регулировании тормоза педаль надо удерживать в крайнем заднем положении.

Обе педали тормоза могут работать в сблокированном состоянии, поэтому их свободный ход (не более 30 мм) и момент начала торможения должны быть одинаковыми. Свободный ход регулируют изменением длины тяги, соединяющей педаль с рычагом ленты. Для этого на тягах есть вилки, навинченные на их резьбовой конец. Как и у других ленточных тормозов, зазор между барабаном и лентой регулируют при помощи регулировочного винта, расположенного снизу корпуса тормоза. При ослабленной контргайке винт завертывают до упора, а затем отвертывают на 3/4 оборота и закрепляют в таком положении контргайкой.

В механизме управления трактора Т-28 встречаются следующие особенности регулирования.

Осевой ход вала рулевого управления устраняют при помощи корончатой гайки 2 (рис. 70), навернутой на поворотный вал 18 и зашплинтованной на нем. Проверяют ход осевым перемещением вала 18 при отъединенной рулевой сошке 3 от шарнирного сочленения с тягами поворота колес. Если требуется устранить люфт, гайку рас-шплинтовывают, снимают стяжной болт 1, завинчивают гайку до отказа, а затем несколько ослабляют ее до свободного проворачивания вала без заеданий и осевого хода. Гайку ‘2 зашплинтовывают, а затем ставят на место и затягивают стяжной болт 1.

Осевой ход червяка 16, равный зазору в подшипниках 15 и 17, регулируют винтом 10, упирающимся в наружную обойму подшипника 15 через шайбу 14. Зазор в подшипниках должен быть минимальным, обеспечивающим свободный поворот червяка без заметного осевого хода. При регулировании ослабляют контргайку винта, завинчивают винт 10 до отказа, а затем отвинчивают его, чтобы установить свободное вращение червяка.

Для регулирования зазора в зацеплении служит замок 8, надетый на фасонную гайку 11 и связанный с выемкой на регулировочном стакане 12. Оси наружной и внутренней поверхностей стакана сделаны эксцентрично, что позволяет при его повороте приближать подшипники и червяк к шестерне 5 редуктора. При регулировании зазора в зацеплении надо ослабить стопорный болт 9, а затем повернуть замок 8 так, чтобы червяк приблизился к шестерне с минимальным зазором в зацеплении. Зазор в зацеплении регулируют в том случае, если при нормальных зазорах в шарнирных сочленениях механизма управления свободный ход рулевого колеса превышает 30°.

Свободный ход (50-70 мм) педали 1 (рис. 71) ленточного тормоза регулируют в такой последовательности. Отъединяют тЯгу 4 от рычага тормоза, а затем, вращая соединительную вилку 2, подбирают такую ее длину, чтобы достигнуть требуемого свободного хода педали. При большом износе накладок тормозной ленты может не хватить резьбы для удлинения тяги. В этом случае рычаг тормоза, установленный на елочных шлицах кулачкового валика, переставляют на два-три шлица и, изменяя длину тяги, добиваются требуемой величины свободного хода тормозной педали. При регулировании второго тормоза надо подогнать его момент начала торможения к моменту начала торможения отрегулированного тормоза. Это важно для согласования их работы при сблокированных педалях.

Кроме того, в каждом тормозе регулируют провисание тормозной ленты. Для этого болт на крышке тормозов завинчивают до отказа, а затем отвинчивают на полтора оборота и закрепляют в таком положении контргайкой.

Механизм управления трактора МТЗ-50 . Свободный ход рулевого колеса не должен превышать 25°. Его проверяют во время работы двигателя и при прямолинейном положении направляющих колес, стоящих на твердом грунте. Когда свободный ход рулевого колеса превышает 25°, регулируют шарнирные соединения рулевых тяг, а затем зазоры в зацеплениях червяк - сектор и сектор - рейка, если после регулировки шарниров свободный ход остается большим.

В шаровых шарнирах рулевых тяг есть регулировочные пробки, при помощи которых наконечники тяг можно поджать к шаровым пальцам. Для этого надо снять стопорное кольцо с регулировочной пробки, затем завернуть пробку до упора и отвернуть на ‘Д-‘/з оборота до совпадения прорези пробки с канавкой под усик стопорного кольца на наконечнике тяги.

Перед регулировкой зазора в зацеплении червяк - сектор рулевого механизма снимают облицовку радиатора и отсоединяют тяги от рулевой сошки.

Подшипники вала червяка посажены во втулку, вставленную в корпус механизма эксцентрично относительно оси червяка. Если втулку поворачивать относительно оси за фланец, выступающий из корпуса, то из-за эксцентричного расположения осей втулки и вала червяка последний будет сближаться с сектором или удаляться от него. Это дает возможность установить нужную величину зазора в зацеплении. Для регулирования, ослабив болты крепления эксцентричной-‘ втулки к корпусу и поставив рулевую сошку в крайнее левое или правое положение, легким постукиванием молотка по фланцу втулки поворачивают ее по ходу часовой стрелки до беззазорного зацепления червяка с сектором. После этого втулку проворачивают в обратную сторону до тех пор, пока не установится минимальный йазор в зацеплении. Он обеспечивает плавный поворот рулевого колеса по всему диапазону под действием усилия 1,5-2,5 кГ, приложенного к ободу колеса. Установив нормальный зазор в зацеплении, завинчивают стопорные болты втулки.

Осевое перемещение вертикального поворотного вала регулируют болтом, ввернутым в крышку корпуса так, что торец болта располагается против центра поворотного вала.

Чтобы добиться нормального осевого перемещения вала, достаточно регулировочный болт вначале завернуть до упора, а затем отвернуть на Vs оборота и затянуть контргайку.

Для установки нормального свободного хода рулевого колеса необходимо проверять и регулировать зазор в зацеплении сектора с рейкой штока силового цилиндра гидравлического усилителя. С этой целью под фланец упора рейки подложен комплект регулировочных прокладок. Подбором соответствующей толщины прокладок устанавливают минимальный зазор и в этом зацеплении, что обеспечивает плавный поворот рулевого колеса под действием того же усилия 1,5-2,5 кГ, приложенного к его ободу.

По окончании регулирования рулевые тяги соединяют с рулевой сошкой.

В гидравлическом усилителе рулевого управления установлены клапан постоянного потока и предохранительный клапан. Их назначение и принцип действия одинаковы с теми же клапанами в усилителе трактора Т-40. Клапаны запломбированы, их регулируют только в тех случаях, когда нарушена нормальная работа усилителя из-за несоответствия рабочих параметров гидравлической системы нормальным. При необходимости первым регулируют клапан постоянного потока, а затем предохранительный.

Клапан постоянного потока расположен с правой стороны на клапанной крышке корпуса гидравлического усилителя. Его регулируют при работающем двигателе и прямолинейном расположении направляющих колес на твердом грунте.

Сняв защитный колпачок и ослабив контргайку регулировочного винта, вращают винт клапана, подавая нужное количество масла, перепускаемого в гидроусилитель. Завинчивание его вызывает увеличение потока масла, перепускаемого в усилитель, и наоборот. Нормальный перепуск масла клапаном контролируется временем поворота направляющих колес. Для этого работающему двигателю задают максимальные обороты холостого хода и проверяют время поворота колес (2,5-3 сек). Окончив регулирование, винт затягивают контргайкой, ставят на место колпачок и клапан пломбируют.

Предохранительный клапан расположен несколько ниже клапана постоянного потока и имеет нормальное давление срабатывания 80 кГ/см 2 .

Давление проверяют манометром, устанавливая его на место снятой пробки на корпусе усилителя. Во время регулирования рулевое колесо ставят в одно из крайних положений до упора и, задав двигателю максимальные обороты холостого хода, вращают регулировочный винт клапана (защитный колпачок снят, а контргайка винта ослаблена). Завинчивая винт, увеличивают давление срабатывания, и наоборот. Как только давление масла по манометру будет 80 кГ/см 2 , вращение винта прекращают, после чего контргайку затягивают, ставят на место колпа-чок и клапан пломбируют.

Тормоза трактора MT3-5Q дискового типа расположены снаружи на боковых стенах корпуса заднего моста и действуют на ведущие шестерни конечных передач. Полный ход педали 80-100 мм при усилии 12 кГ устанавливают изменением длины регулировочной тяги, соединяющей рычаг педали с нажимными Дисками. Для этого на тяге есть вилка, навинченная на ее резьбовой конец. В свободном положении рычаг педали должен упираться в планку пола.

Навинчивая вилку, т. е. укорачивая тягу, уменьшают ход педали. Не рекомендуется создавать ход меньше 80 мм, так как при этом уменьшаются зазоры между дисками, что приводит к нагреву тормозов, усиленному износу фрикционных накладок и преждевременному выходу тормозов из строя. Ход больше 80 мм может привести к неполному торможению из-за упора педали в пол.

Обе педали могут работать в сблокированном состоянии, поэтому их полный ход должен быть одинаковым.

Тормоза поддаются регулированию до износа фрикционных накладок дисков, не превышающего 8 мм. При большем износе накладок регулировка тормозов становится бесполезной (тормоза «не держат»). В этом случае тормоза разбирают и заменяют изношенные детали новыми.

Механизм управления и тормоза трактора ДТ-20 . Особенность механизма управления этого трактора состоит в том, что рулевое управление можно перестраивать по высоте и для работы трактора задним ходом.

Для регулирования положения рулевого колеса по высоте предусмотрено телескопическое соединение вала 7 (рис. 72) с трубой 4 червяка 2. Чтобы изменить положение рулевого колеса по высоте, надо ослабить стяжной болт 6, а затем поднять или опустить (в пределах 60 мм) верхний картер вместе с рулевым колесом и снова затянуть стяжной болт.

При переоборудовании механизма управления для работы трактора передним ходом надо установить шестеренчатую пару 8 ж 12 с передаточным числом 1:1 и конусные удлинители 9 на валы обеих шестерен. Положение рулевого колеса, показанное на рисунке, соответствует переднему ходу трактора. Чтобы перестроить управление для работы трактора задним ходом, достаточно снять рулевое колесо с вала, ослабить стяжнох! болт 11 и установить его на место снятого колпачка- 10 вала 7, закрепив колесо стяжным болтом 11. Предохранительный колпачок тоже переставляют на конус другого вала. При работе трактора задним ходом шестерня 8 не будет участвовать в передаче вращения от рулевого колеса.

Зазоры в шарнирных сочленениях механизма управления регулируют так, чтобы холостой ход рулевого колеса не превышал 15°. Из-за износа шарниров во время работы допускается холостой ход не более 20°. Для регулировки зазора в подшипниках червяка, соответствующих осевому ходу червяка 0,5-1 мм, служат прокладки 3, помещенные между рулевой колонкой 5 и нижним картером червячной передачи. Зазор 0,2-0,4 мм в зацеплении червячной пары регулируют устройством, состоящим из впита 15 и гайки 14.

Педали тормозов тоже переставляют, когда трактор настраивают на работу задним ходом. Кроме того, в конструкцию введена третья педаль тормоза для торможения одновременно обоими тормозами (педаль блокировки). Эта педаль введена в связи с повышением транспортной скорости трактора ДТ-20.

На рисунке 73 показано положение тормозных педалей для работы трактора передним ходом. Чтобы переста-нить их для работы трактора задним ходом, достаточно отъединить от педалей возвратные пружины 10 и тяги 5 п 11, а защелку 4 отъединить от тяги 8, затем педаль по-нернуть в обратную сторону и соединить ее с тягой 8, а защелку - с тягой 11. Возвратную пружину 10 следует скрепить одним концом с ушком на корпусе, а другим - с ушком на заднем конце педали.

Нормальный ход (30-40 мм) регулируют изменением длины тяг. Установочный винт 1 завинчивают при ослабленной контргайке до упора в тормозную ленту, а затем отпускают на 3Д - 1 оборот и контрят. Эта регулировка необходима для устранения провисания тормозной ленты в свободном состоянии. Затем тормозную педаль 7 и защелку 4 отъединяют от тяг и вращением вилок одновременно обеих тяг и на одинаковое число оборотов подбирают такую их длину, чтобы ход педали был равен 30- 40 мм. Регулировку необходимо повторять, если не удасЛ-ся установить нормальный ход педали за один прием.

Обычно в результате износов тормозных накладок ход педали постепенно увеличивается, и регулировкой чаще всего приходится уменьшать ее ход. Уменьшение хода педали во время работы свидетельствует о загрязнении тормозов (грязь забивается в паз под рычагом педали, ее удаляют при снятой защелке и отведенной назад педали).