Срок полезного использования тс. Что такое срок полезного использования автомобиля и как его рассчитать? Методики начисления амортизационного износа авто

Существует два подхода в определении класса автомобиля в отношении его срока полезного использования. Всего существует пять классов, многие предполагают, что класс стойкости и амортизационного срока определяется по маркировке от первой цифры обозначения. На самом деле, такой способ определения класса выносливости транспорта достаточно сомнительный, ведь производитель может ввести абсолютно любое обозначение модели. Так что лучше смотреть на реальный опыт эксплуатации, отзывы и прочие данные, которые помогут найти оптимальный срок полезного использования авто. Принято считать, что авто первого, второго и третьего классов служат от 3 до 5 лет, четвертый класс может прослужить 5-7 лет, а самый высокий, пятый класс, рассчитан на службу в течение 7-10 лет.

Выходит, что самые выносливые автомобили имеют срок полезного использования 10 лет. Но как тогда быть с машинами, которые уже давно перевалили за этот срок? На предприятиях в балансовой отчетности такие авто считаются отработавшими свой срок, бухгалтеры обозначают их остаточную стоимость в виде нуля. Для гражданского использования этот момент не имеет особого значения, ведь некоторые авто за 10 лет не наезжают и 100 000 километров пробега. В общем, срок полезного использования автомобиля оказывается достаточно темным критерием, который не стоит воспринимать всерьез, ведь все индивидуально. Тем не менее, разобраться в данном критерии стоит.

Принятые нормы для различных классов авто по сроку полезной эксплуатации

Под сроком полезного использования понимают период, в который поездка на автомобиле может приносить финансовые выгоды. После 5 лет эксплуатации машин первого, второго или третьего класса такая выгода становится менее очевидной. Приходится постоянно ремонтировать кузов и двигатель, менять дорогостоящие элементы. По мнению многих экспертов, стоит разделять авто на классы по предельному пробегу, но и в этом случае есть много нюансов. Сегодня в определение класса автомобиля по сроку полезного использования включают следующие критерии:

  • объем двигателя, а также тип силового агрегата, его предельный ресурс и возможность ремонта;
  • толщина металла кузова, химический состав листового металла, а также тип соединения деталей;
  • наличие коррозийной защиты, которая выполняется непосредственно на заводе при производстве авто;
  • выносливость ходовой части, подтвержденная сертификационными испытаниями и тестами;
  • различные другие факторы в виде периодичности технического обслуживания, класса используемых материалов;
  • стоимость запчастей и материалов для автомобиля, целесообразность дорогостоящих ремонтов.

Как видите, понятие срока полезной эксплуатации зависит не только от автомобиля, но и от его использования. Если заливать дешевое масло и не менять его годами, машина не проездит долго, финансовый смысл ее использования исчезнет уже через год активной эксплуатации. В то самое время, автомобили с хорошим обслуживанием и небольшим ежегодным пробегом могут прослужить два или три предельных срока, не принося владельцу никаких проблем. Многие автомобилисты по себе знают, что эксплуатация транспорта второго класса по сроку полезного использования (самый распространенный тип) возможна и в течение двух десятков лет. Нужно лишь вовремя обслуживать машину и следить за ее техническим состоянием.

Реальный срок эксплуатации - индивидуальные характеристики каждого авто

Стандартные принятые расчеты существуют только для бухгалтерской отчетности предприятий, на балансе которых присутствует тот или иной автомобиль. Для частного владельца все эти особенности не имеют никакого значения. Достаточно знать, что машина нормально себя ведет в различных ситуациях и может обеспечить нормальную качественную работу. Этого будет вполне достаточно для длительной эксплуатации транспорта. Сегодня можно вывести несколько основных критериев, которые определяют реальный срок полезной эксплуатации автомобиля без привязки к присвоенному машине классу:

  • пробег за год - один из самых важных критериев, который позволяет определить износ машины;
  • хранение автомобиля - важный фактор, определяющий наличие коррозии на кузове и прочие неприятные процессы;
  • своевременное обслуживание автомобиля по предписанным производителем нормам и срокам;
  • использование оригинальных или аналоговых комплектующих, качественных или плохих жидкостей;
  • быстрое устранение всех возникших неполадок или эксплуатация машины с поломками и недостатками;
  • отношение к машине, стиль поездки и эксплуатация только одним владельцем.

Сюда также можно включить сферу использования машины. Если автомобиль возит грузы с большим весом, но не предназначен для коммерческого использования, транспорт быстрее выйдет из строя и начнет показывать характер. Также регулярная мойка и исследование кузова на предмет наличия сколов и прочих вариантов оголения металла может помочь продлить эксплуатацию машины. Многие считают, что кузов является главным аспектом длительного использования авто. Если кузовной металл будет поврежден, отремонтировать такое авто становится непросто и достаточно дорого. Остальные же детали машины можно заменить на новые.

Соблюдение заводских требований - ключ к успешному использованию

Каждый владелец автомобиля может значительно продлить срок полезного использования транспорта, если воспользуется рекомендациями производителя и будет выполнять обслуживание в соответствии с требованиями. Для выполнения этой задачи достаточно использовать качественные запчасти и материалы при ремонте и постоянно выполнять ТО вовремя. Даже если машина начнет демонстрировать неполадки при тестировании, их можно недорого и своевременно устранить и продлить жизнь транспорта. В этом случае неважно, к какой группе по сроку полезного использования авто принадлежит. Достаточно выполнять следующие требования завода:

  • вовремя проходить все предписанные технические осмотры и ремонт машины в соответствии с правилами;
  • покупать оригинальные запчасти, отказавшись от приобретения аналоговых или поддельных деталей;
  • заливать масло и прочие жидкости, которые рекомендованы производителем для данного авто;
  • не возить слишком тяжелые грузы, не нагружать автомобиль чрезмерно во время эксплуатации;
  • придерживаться скоростных рамок, рекомендованных производителем, выполнять требования инструкции;
  • полностью следовать рекомендациям по переключению передач, выбору режимов поездки.

Вот такие простые действия могут продлить жизнь машины. Вы можете получить финансовые выгоды сегодня и сейчас, купи более дешевые детали, а можете получить очень значительные преимущества, используя авто дольше. Даже при продаже подержанного автомобиля можно вернуть все затраченные средства, если транспорт обслуживался качественно и не предоставит новому покупателю никаких проблем. Выгоды во втором случае будут более ощутимыми, чем экономия небольшой суммы на комплектующих и технических жидкостях. Поэтому лучше отдавать предпочтение именно качественному обслуживанию и соблюдению заводских требований. Смотрите видео о том, как повысить срок эксплуатации двигателя вашего автомобиля:

Подводим итоги

Срок полезной эксплуатации автомобиля можно рассматривать с точки зрения бухгалтерии и амортизации машины. В таком случае предприятие высчитывает все данные по формулам и характеристикам, которые присвоены машине заводом и государством. Но для частного владельца этот показатель не имеет никакого значения. Намного важнее реальный срок полезного использования авто, который может менять в зависимости от типа использования машины. Поэтому стоит обращать внимание на эксплуатацию транспорта и особенности его обслуживания.

Удачные возможности продления срока использования машины связаны с оригинальными деталями, хорошими расходными материалами, обслуживанием у мастеров и отсутствием перегрузов машины. Изучите возможности вашего транспортного средства и не преувеличивайте их. Тогда авто будет служить достаточно долго и не предоставит никаких негативных моментов в эксплуатации. Вы можете значительно снизить затраты на автомобиль, если будете принимать эти данные во внимание. Как вы считаете, какой полезный срок использования вашего автомобиля?

Определение срока полезного использования автомобиля любого типа будь то легковой, грузовой или автобус зависит от его технических характеристик. Большую часть их можно получить, анализируя паспорт транспортного средства, либо опираясь на описание модели, указанное в приложение к договору на приобретение или в руководстве по эксплуатации. В данной статье рассматривается, как определить амортизационную группу и срок полезного использования легкового автомобиля .

«Двигатель на сцену!»

В большинстве случаев амортизационная группа легкового автомобиля зависит от его класса. У легковых моделей всего 5 классов, причем первые четыре зависят от объема двигателя. Рабочий объем двигателя, приведен в 11 графе паспорта транспортного средства, и ориентируясь на него можно определить, относится ли автомобиль к особо малому, малому, среднему или большому классу.

Легковой автомобиль относится к:

1-му — особо малому классу, если рабочий объем его двигателя не превышает 1,2 л,

ко 2-му — малому классу — если объем двигателя находится в пределах свыше 1.2 до 1,8 л

к 3-му среднему классу — если объем двигателя превышает 1,8 л, но не более 3,5 л.

4-му — большому классу — если объем двигателя свыше 3,5 л.

Срок полезного использования легкового автомобиля 1-3 класса составляет от 3 до 5 лет (3 амортизационная группа).

Но если легковой автомобиль малого класса предназначен для инвалида, то место ему уже 4 амортизационной группе и срок его полезного использования будет уже в диапазоне свыше 5 и до 7 лет.

Легковые автомобили большого и высшего классов амортизируются еще дольше от 7 до 10 лет. Они включаются в 5-ю амортизационную группу.

Что такое высший класс легкового автомобиля?

Для легковых автомобилей высшего — пятого класса объем двигателя не имеет значения, и легковушка даже с небольшим объемом двигателя может относиться к высшему классу. Нужно отметить, что критерии для отнесения автомобилей к высшему классу в нормативных документах отсутствуют. Московские налоговики предлагают относить к высшему классу представительские автомобили . Правда понятие представительского автомобиля также является субъективным, ведь предлагается опираться на такие расплывчатые критерии как репутация марки, цена, габариты, мощность двигателя, изготовление по специальному заказу, наличие бронированного кузова, быстроходность, форму кузова (седан, лимузин), комфортабельность, наличие дополнительного оборудования.

Единственным ориентиром для определения класса легкового отечественного автомобиля может являться первая цифра в буквенно — цифровом обозначении модели транспортного средства (графа 2 «Модель, марка ТС» в ПТС).

Например,

УАЗ Хантер Welcome 3 15195-162-01, является легковым автомобилем 3 (среднего) класса. ЗИЛ 4 1047- относится к 4 классу легковых автомобилей (его рабочий объемом двигателя 5,4 л)

В автомобилях отечественного производства высший класс будет обозначаться первой цифрой 5 в номере его модели.

Поскольку иномарки не имеют аналогичного обозначения типа, класса в наименовании марки, то предотвращения спора о правильности определения срока полезного использования автомобилей иностранного производства, объем двигателя, которых меньше 3,5 л, целесообразно получить письменное заключение от завода — производителя (его представительства в России) о его принадлежности к представительскому (высшему) или иному классу.

Использование легкового транспорта в деятельности организации обязывает его владельца начислять износ. Как определить амортизационную группу автомобиля? Какой срок полезного использования установить при вводе транспорта в эксплуатацию? Ответы на эти и другие злободневные вопросы далее.

Амортизационная группа: автомобиль легковой

Основная амортизационная группа для автомобиля легкового типа – это третья группа со сроком использования свыше 3, но меньше 5 лет, то есть от 37 мес. по 60 мес. включительно. Для определения точной группы необходимо обратиться к нормам Классификации по основным средствам, утв. Правительством Российской Федерации в постановлении № 1 от 01.01.02 г.

Важно! С 2017 г. действует отредактированная редакция Классификации с поправками согласно постановлению правительства № 640 от 07.07.16 г. Руководствоваться обновленными нормами следует при введении в эксплуатацию объектов в 2017 г. В отношении объектов, которые предприятие начало использовать до указанной даты, действуют старые правила определения амортизационных групп и сроков полезного использования (СПИ).

К какой амортизационной группе относится легковой автомобиль

Распределение легкового транспорта по соответствующим группам зависит от класса автомобиля, объема двигателя, предназначения. Грамотное определение того, к какой амортизационной группе относится легковой автомобиль, позволит бухгалтеру точно рассчитать сумму износа, а значит, начислить налоговые платежи в бюджет согласно требованиям налогового законодательства РФ.

Размещенная в следующем разделе таблица поможет вам установить, к какой амортизационной группе отнести легковой автомобиль по его основным характеристикам. Нужные сведения можно взять из документации на транспорт – ПТС (паспорт транспортного средства). При наличии разногласий и неясностей относительно типа ТС можно составить официальный запрос производителю или в территориальное подразделение ГИБДД.

Амортизационные группы по автотранспортным средствам легкового назначения. Таблица

В процессе отнесения конкретной модели авто к амортизационной группе нужно ориентироваться на объем двигателя транспорта, тип и категорию ТС. Дополнительно следует принимать во внимание общую стоимость машины, так как вряд ли получится отнести к одной амортизационной группе Ладу Ларгус и, к примеру, Lexus представительского класса.

Таблица амортизационных групп для легкового автотранспорта – по данным 2017 г.

Группа

СПИ (лет)

Действующий ОКОФ

Класс авто

Легковой автотранспорт, объем двигателя по новому Классификатору не уточняется.

Четвертая

Легковой автотранспорт, предназначенный для перевозки инвалидов (малый класс), объем двигателя не уточнен.

Легковой автотранспорт большого, а также высшего классов, с объемом двигателя более 3,5 л.

До 01.01.17 г. большая часть легкового транспорта также относилась к 3 группе, поэтому особых изменений в этом плане для бухгалтеров не произошло. При установлении класса авто рекомендуется руководствоваться международной градацией (6 классов – мини A, малый B, низший средний C, средний D, верхний средний E, высший F).

Обратите внимание! Амортизационная группа автокрана определяется в зависимости от типа указанного оборудования. Так, краны стрелковые грузоподъемные относят ко 2 группе; краны-штабелеры к 5 группе; грузоподъемные – к 7 группе. Поскольку именно для автомобильных кранов амортизационная группа не утверждена, необходимо устанавливать срок полезного использования согласно техническому назначению подобного транспорта.

В соответствии с п. 44 Инструкции № 157н1 сроком полезного использования основного средства является период, в течение которого предусматривается его применение в процессе деятельности учреждения в запланированных целях.

По общему правилу определение срока полезного использования объектов основных средств (включая объекты, ранее бывшие в эксплуатации) в целях принятия их к учету и начисления амортизации производится исходя из:

  • информации, содержащейся в законодательстве РФ, устанавливающем сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации;
  • рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества (при отсутствии в законодательстве РФ норм, предусматривающих сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации);
  • принятого решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов (в случаях отсутствия информации в законодательстве РФ и документах производителя).

В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в , утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (далее – Классификация ОС), легковые автомобили относятся к третьей амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше трех лет до пяти лет включительно (код ОКОФ 15 3410010)). Согласно абз. 3 п. 44 Инструкции № 157н по объектам основных средств, включенным в амортизационные группы с первой по девятую, определяется по наибольшему сроку. Поэтому срок полезного использования автомобиля составит пять лет (60 месяцев).

Следует знать, что по объектам основных средств, ранее бывших в эксплуатации, дата окончания срока их полезного использования определяется с учетом срока их фактической эксплуатации (абз. 12 п. 44 Инструкции № 157н). То есть учреждения в целях начисления амортизации по этим объектам вправе предусмотреть норму амортизации с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.

Если срок фактического использования объекта у предыдущих собственников окажется равным сроку его полезного использования, определяемому Классификацией ОС, или превысит данный срок, учреждение вправе самостоятельно установить срок полезного использования автомобиля с учетом требований техники безопасности и других факторов. Такой вывод основан на положениях налогового законодательства (абз. 2 п. 7 ст. 258 НК РФ). Считаем, что аналогичным образом следует определять срок полезного использования объектов основных средств, ранее бывших в эксплуатации, в целях принятия их к бюджетному учету.

Срок фактической эксплуатации б/у объекта основных средств должен быть подтвержден документально. Если документы отсутствуют, то срок полезного использования устанавливается в соответствии с Классификацией ОС, как для нового объекта основных средств (письма Минфина РФ от 16.06.2010 № 03‑03‑06/1/414, от 23.09.2009 № 03‑03‑06/1/608).

Отметим, что по объектам основных средств, ранее бывших в эксплуатации, начисляется в общеустановленном порядке, предусмотренном п. 85, 86 Инструкции № 157н (линейным способом начиная с 1‑го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету), и производится до полного погашения стоимости этого объекта или списания его с учета. Расчет годовой суммы амортизации осуществляется исходя из балансовой стоимости имущества и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока его полезного использования. В течение финансового года амортизация начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.

Для наглядности приведем пример.

Казенное учреждение приобрело легковой автомобиль, ранее бывший в эксплуатации, стоимостью 420 000 руб. Срок его фактической эксплуатации предыдущим собственником подтвержден документально и составляет 2 г. 8 мес. (32 мес.). Необходимо определить срок полезного использования автомобиля и сумму ежемесячных амортизационных отчислений.

Согласно Классификации ОС общий срок полезного использования легкового автомобиля равен пяти годам (60 мес.).

На момент принятия автомобиля к учету он уже эксплуатировался 2 г. 8 мес. (32 мес.), поэтому оставшийся срок его полезного использования составит 2 г. 4 мес. (28 месяцев) (5 л. (60 мес.) - 2 г. 8 мес. (32 мес.)).

Ежемесячно в течение указанного срока амортизация будет начисляться в размере 15 000 руб. (420 000 руб. / 28 мес.).

Казенное учреждение приобрело объект основных средств (легковой автомобиль), ранее бывший в эксплуатации. Как определить срок его полезного использования в целях принятия его к бюджетному учету и начисления амортизации?

В соответствии с п. 44 Инструкции № 157н сроком полезного использования основного средства является период, в течение которого предусматривается его применение в процессе деятельности учреждения в запланированных целях.

По общему правилу определение срока полезного использования объектов основных средств (включая объекты, ранее бывшие в эксплуатации) в целях принятия их к учету и начисления амортизации производится исходя из:

  • информации, содержащейся в законодательстве РФ, устанавливающем сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации;
  • рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества (при отсутствии в законодательстве РФ норм, предусматривающих сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации);
  • принятого решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов (в случаях отсутствия информации в законодательстве РФ и документах производителя).
В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (далее - Классификация ОС), легковые автомобили относятся к третьей амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше трех лет до пяти лет включительно (код ОКОФ 15 3410010)). Согласно абз. 3 п. 44 Инструкции № 157н по объектам основных средств, включенным в амортизационные группы с первой по девятую, срок полезного использования определяется по наибольшему сроку. Поэтому срок полезного использования автомобиля составит пять лет (60 месяцев).

Следует знать, что по объектам основных средств, ранее бывших в эксплуатации, дата окончания срока их полезного использования определяется с учетом срока их фактической эксплуатации (абз. 12 п. 44 Инструкции № 157н). То есть учреждения в целях начисления амортизации по этим объектам вправе предусмотреть норму амортизации с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.

Если срок фактического использования объекта у предыдущих собственников окажется равным сроку его полезного использования, определяемому Классификацией ОС, или превысит данный срок, учреждение вправе самостоятельно установить срок полезного использования автомобиля с учетом требований техники безопасности и других факторов. Такой вывод основан на положениях налогового законодательства (абз. 2 п. 7 ст. 258 НК РФ). Считаем, что аналогичным образом следует определять срок полезного использования объектов основных средств, ранее бывших в эксплуатации, в целях принятия их к бюджетному учету.

Срок фактической эксплуатации б/у объекта основных средств должен быть подтвержден документально. Если документы отсутствуют, то срок полезного использования устанавливается в соответствии с Классификацией ОС, как для нового объекта основных средств (письма Минфина РФ от 16.06.2010 № 03‑03‑06/1/414, ).

Отметим, что амортизация по объектам основных средств, ранее бывших в эксплуатации, начисляется в общеустановленном порядке, предусмотренном п. 85, 86 Инструкции № 157н (линейным способом начиная с 1‑го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету), и производится до полного погашения стоимости этого объекта или списания его с учета. Расчет годовой суммы амортизации осуществляется исходя из балансовой стоимости имущества и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока его полезного использования. В течение финансового года амортизация начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.

Для наглядности приведем пример.

Казенное учреждение приобрело легковой автомобиль, ранее бывший в эксплуатации, стоимостью 420 000 руб. Срок его фактической эксплуатации предыдущим собственником подтвержден документально и составляет 2 г. 8 мес. (32 мес.). Необходимо определить срок полезного использования автомобиля и сумму ежемесячных амортизационных отчислений.

Согласно Классификации ОС общий срок полезного использования легкового автомобиля равен пяти годам (60 мес.).

На момент принятия автомобиля к учету он уже эксплуатировался 2 г. 8 мес. (32 мес.), поэтому оставшийся срок его полезного использования составит 2 г. 4 мес. (28 месяцев) (5 л. (60 мес.) - 2 г. 8 мес. (32 мес.)).

Ежемесячно в течение указанного срока амортизация будет начисляться в размере 15 000 руб. (420 000 руб. / 28 мес.).

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само­управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.