Тормозная жидкость - что это? Зачем она нужна? Химический состав тормозной жидкости Виды тормозной жидкости отличительные особенности и применение.

Тормозная жидкость представляет собой специальное вещество, которое заполняет тормозную систему автомобиля и играет в ее работе важнейшую роль. Она передает усилие от нажатия на педаль тормоза через гидропривод к тормозным механизмам, за счет чего происходит торможение и остановка транспортного средства. Поддержание необходимого количества и соответствующего качества тормозной жидкости в системе является залогом безопасного движения.

Назначение и требования, предъявляемые к тормозным жидкостям

Основное предназначение тормозной жидкости – передача усилия от главного тормозного цилиндра к тормозным механизмам на колесах.

Тормозная жидкость

Стабильность торможения автомобиля также напрямую связана с качеством тормозной жидкости. Она должна отвечать всем основным требованиям, предъявляемым к ним. Дополнительно следует обращать внимание на производителя жидкости.

Основные требования, предъявляемые к тормозным жидкостям:

  1. Высокая температура кипения. Чем она выше, тем меньше вероятность образования пузырьков воздуха в жидкости и, как следствие, снижение передаваемого усилия.
  2. Низкая температура замерзания.
  3. Жидкость должна сохранять стабильность своих свойств в течение всего срока своей службы.
  4. Малая гигроскопичность (для гликолевых основ). Наличие влаги в жидкости может привести к коррозии элементов тормозной системы. Поэтому жидкость должна обладать таким свойством, как минимальная гигроскопичность. Другими словами, она должна как можно меньше поглощать влагу. Для этого в нее добавляют ингибиторы коррозии, защищающие элементы системы от последней. Это относится к жидкостям на гликолевой основе.
  5. Смазывающие свойства: для уменьшения износа деталей тормозной системы.
  6. Отсутствие вредного воздействия на резиновые детали (уплотнительные кольца, манжеты и т.д.).

Состав тормозной жидкости

Тормозная жидкость состоит из основы и различных примесей (присадок). Основа составляет до 98% состава жидкости и представлена полигликолем или силиконом. В большинстве случаев используется полигликоль.

В качестве присадок выступают эфиры, препятствующие окислению жидкости кислородом воздуха и при сильном нагреве. Также присадки защищают детали от коррозии и обладают смазочными свойствами. Комбинирование составляющих тормозной жидкости определяет ее свойства.

Смешивать жидкости можно только в том случае, если они состоят из одной основы. В противном случае, основные эксплуатационные характеристики вещества ухудшатся, что может привести к повреждению элементов тормозной системы.

Тормозные жидкости подразделяются на несколько типов. В основе классификации лежит температура кипения жидкости и ее кинематическая вязкость по нормам DOT (Department of Transportation). Эти нормы приняты министерством транспорта США.

Кинематическая вязкость отвечает за способность жидкости циркулировать в магистрали тормозной системы при крайних рабочих температурах (от -40 до +100 градусов Цельсия).

Температура кипения отвечает за предупреждение образования паровой «пробки», образующейся при высоких температурах. Последняя может привести к тому, что педаль тормоза не сработает в нужный момент. По показателю температуры обычно учитывается температура кипения «сухой» (без примесей воды) и «увлажненной» жидкости. Доля воды в «увлажненной» жидкости составляет до 4%.


Классификация тормозных жидкостей

Существует четыре класса тормозных жидкостей: DOT 3, DOT 4, DOT 5, DOT 5.1.

  1. DOT 3 выдерживает температуру: 205 градусов – для «сухой» жидкости и 140 градусов – для «увлажненной». Эти жидкости применяются при обычных условиях эксплуатации в автомобилях с тормозами барабанного или дискового типа.
  2. DOT 4 применяется на автотранспорте с дисковыми тормозами в условиях городского движения (режим «разгон-торможение»). Температура кипения здесь будет составлять 230 градусов – для «сухой» жидкости и 155 градусов – для «увлажненной». Данная жидкость наиболее распространена на современных автомобилях.
  3. DOT 5 производится на основе силикона и она несовместима с остальными видами жидкостей. Температура кипения для такой жидкости будет 260 и 180 градусов соответственно. Эта жидкость не разъедает краску и не поглощает воду. На серийных автомобилях, как правило, она не применяется. Ее обычно применяют на спецтранспорте, работающем в условиях экстремальных для тормозной системы температур.
  4. DOT 5.1 применяется на спортивных автомобилях и обладает той же температурой кипения, что и DOT 5.

Кинематическая вязкость всех типов жидкостей при температуре +100 градусов составляет не более 1,5 кв. мм/с., а при -40 – она разнится. Для первого типа это значение составит 1500 мм^2/с, для второго – 1800 мм^2/с, для последних — 900 мм^2/с.

Что касается преимуществ и недостатков каждого из типов жидкости, то можно выделить следующие:

  • чем ниже класс, тем ниже стоимость;
  • чем ниже класс, тем выше гигроскопичность;
  • воздействие на резиновые детали: DOT 3 разъедает резиновые элементы, а жидкости DOT 1 уже полностью совместимы с ними.

При выборе тормозной жидкости автовладельцу необходимо следовать инструкциям производителя.

Особенности эксплуатации и замены тормозной жидкости


Эксплуатация тормозной жидкости

Как часто менять тормозную жидкость? Срок эксплуатации жидкости устанавливает автопроизводитель. Замена тормозной жидкости должна производиться вовремя. Не стоит дожидаться, пока ее состояние приблизится к критическому.

Визуально определить состояние вещества можно по его внешнему виду. Тормозная жидкость должна быть однородной, прозрачной и без осадка. Кроме того, в автосервисах оценивают температуру кипения жидкости специальными индикаторами.

Необходимый срок для осмотра состояния жидкости – один раз в год. Полигликолевую жидкость нужно менять раз в два-три года, а силиконовую – раз в десять-пятнадцать лет. Последняя отличается долговечностью и химическим составом, устойчивым к внешним факторам.

Надежная работа тормозной системы безусловно важна для безопасности езды на автомобиле, поэтому к качеству и соответствию тормозной жидкости предъявляются особые требования. Но даже если она качественная и выбрана правильно, со временем ее свойства все-рано ухудшатся в процессе эксплуатации, поэтому обязательно нужно соблюдать правильную периодичность замены, предусмотренную производителем.

При нажатии педали тормоза усилие передается с помощью гидравлического привода на колесные тормозные механизмы, замедляющие автомобиль благодаря силам трения. Если при этом тормозная жидкость может нагреться выше допустимого предела, закипеть и образоваться паровые пробки. Смесь жидкости и паров будет сжиматься, поэтому может «провалиться» педаль тормоза и торможение будет ненадежным, могут возникнуть отказы. Чтобы такое явление исключить в гидроприводах используются специальные жидкости для гидроприводов тормозной системы. Их классифицируют по температуре закипания и вязкости по нормам DOT (Department of Transportation), принятым министерством транспорта США. При этом учитывается температура кипения жидкости без примесей влаги (сухой), и содержащей до 3,5% воды. Вязкости - два показателя при температуре +100°C и -40°C. Смотрите таблицу ниже, где эти показатели представлены (соответствуют американскому федеральному стандарту). Сходные требования предъявляются и другими, международными и национальными стандартами, - ISO 4925, SAE J1703 и другие. В России единого стандарта, регламентирующего показатели качества тормозных жидкостей, не существует, поэтому производители работают по своим техническим условиям.

Применение различных классов тормозных жидкостей:

DOT 3 - на относительно тихоходных автомобилях с тормозами барабанного типа или передними дисковыми;
- DOT 4 - на современных быстроходных автомобилях с дисковыми тормозами на всех колесах;
- DOT 5.1 - на спортивных автомобилях, с более значительными тепловыми нагрузками. Жидкости этого класса на обычных автомобилях практически не применяются.

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Кроме основных показателей, температура кипения и величина вязкости, к тормозным жидкостям предъявляются и другие, не менее важные требования.

Жидкость не должна вредить резиновым деталям автомобиля.

Между поршнями гидропривода тормозов и цилиндрами есть резиновые манжеты, герметичность которых повышается под воздействием тормозной жидкости. Резиновые соединения при этом увеличиваются в объеме, допускается расширение до 10%. Они не должны слишком набухать, давать усадку, терять в эластичности и прочности.

Тормозная жидкость должна защищать металлы от коррозии.

Металлические узлы гидропривода тормозов могут подвергаться электрохимической коррозии. Чтобы предотвратить этот процесс в тормозную жидкость обязательно добавляют ингибиторы коррозии, призванные защищать стальные, чугунные, алюминиевые, латунные и медные детали.

Смазывание трущихся деталей.

Тормозная жидкость должна обладать смазывающими свойствами, чтобы уменьшить износ рабочих поверхностей тормозных цилиндров, поршней и манжетных уплотнений.

Стабильность при низких и высоких температурах.

Тормозные жидкости работают в интервале температур от -40 до +100°C. В этих температурных пределах жидкость должна сохранять свойства, предусмотренные производителем, с какой-то степенью колебания, противостоять окислительным процессам, расслаиванию, образованию осадков и отложений.

ВИДЫ И СОВМЕСТИМОСТЬ ТОРМОЗНЫХ ЖИДКОСТЕЙ

Тормозные жидкости бывают на минеральной, гликолевой и силиконовой основе (составляет около 93-98%), с различными добавками, присадками, красителями.

Минеральная основа представляет собой смеси в пропорции 1:1 спирта, к примеру бутилового, и касторового масла. Такая жидкость имеет хорошие смазывающие и защитные свойства, негигроскопична, не повреждает лакокрасочное покрытие. Но имеет существенные недостатки, не позволяющие ей соответствовать международным стандартам. Тормозная жидкость на минеральной основе имеет низкую температуру кипения, не допускается ее применение на автомобилях с дисковыми тормозами, и слишком высокую вязкость уже при температуре -20°С.
Не допускается смешивание минеральных и гликолевых жидкостей. Это может привести к чрезмерному набуханию резиновых манжет гидропривода и образованию сгустков касторового масла.

Гликолевые тормозные жидкости - на основе полигликолей и их эфиров - группы химических соединений многоатомных спиртов. Отличаются высокой температурой кипения, хорошей вязкостью и неплохими смазывающими свойствами. Основной недостаток - гигроскопичность, т.е. свойство забирать влагу из воздуха через компенсационное отверстие в крышке бачка главного тормозного цилиндра. Насыщение влагой снижает температуру кипения гликолевой жидкости, увеличивает вязкость при низких температурах, снижает смазывающие качества и свойство противодействовать коррозии. Все гликолевые жидкости, как и импортные, так и отечественного производства, классов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 взаимозаменяемы, их допускается смешивать, но это не рекомендуется. Это может привести к ухудшению их основных свойств.
На достаточно старых автомобилях, возрастом более 20 лет, резиновые манжеты могут быть несовместимы с гликолем. Здесь можно использовать только минеральные тормозные жидкости, иначе это приведет к разрушению манжет.

Силиконовые тормозные жидкости изготавливаются на основе кремний-органических полимерных продуктов. Основные преимущества: вязкость практически не зависит от температуры, инертна к различным материалам, работоспособна в диапазоне температур от -100 до +350°С, влагу из воздуха не забирают. Но при всех плюсах, такие жидкости имеют слабые смазывающие свойства, что ограничивает их применение. Силиконовые жидкости с другими не смешиваются.
Жидкости на силиконовой основе класса DOT 5 следует отличать от полигликолевых DOT 5.1, похожесть наименований может привести к путанице. Обычно на упаковке дополнительно обозначают:
ДОТ 5 - SBBF («silicon based brake fluids» - силиконовая тормозная жидкость).
DOT 5.1 - NSBBF («non silicon based brake fluids» - не силиконовая).

ПРОВЕРКА И ЗАМЕНА

На современных автомобилях в основном применяются гликолевые тормозные жидкости, которые имеют целый ряд преимуществ. Но, к сожалению, за год гликоль заберет из воздуха до 2-3% влаги, и жидкость приходится периодически менять, причем заблаговременно, пока она стала представлять опасности для надежной работы тормозной системы. (см. рис). Периоды замены обычно указывают в инструкции по эксплуатации автомобиля, которые составляют от 1 до 3 лет.

Дать объективную оценку свойствам тормозной жидкости можно только в лабораторных условиях, поэтому для экономии времени состояние тормозной жидкости оценивается визуально. Оценивается ее прозрачность, однородность, отсутствие осадка. Есть также приборы для определения температуры кипения тормозной жидкости и степени ее увлажнения.

Поскольку жидкость в системе не циркулирует, то ее состояние в бачке (месте проверки) может отличаться от той, что находится в колесных цилиндрах. В бачке она может набирать влагу из воздуха, а в тормозных механизмах - нет. Но там жидкость нагревается сильнее, иногда чрезмерно, и ее свойства могут ухудшиться.

Если просто добавлять новую тормозную жидкость при прокачке системы после ремонтных работ, то ситуацию это практически не исправит, значительная часть объема не поменяется.
Жидкость нужно менять полностью. Последовательность и особенности замены тормозной жидкости, например при прокачке с работающим двигателем, зависит от конструкции тормозной системы (тип усилителя, наличие антиблокировочных устройств и т.д.). Такую информацию можно найти в руководстве по эксплуатации автомобиля.

На автомобилях отечественного производства замена тормозной жидкости производится следующим образом:

Способ 1. Полностью сливается старая жидкость путем открытия всех клапанов (штуцеров) выпуска воздуха из гидропривода тормозов. Затем бачок заполняется новой жидкостью и, нажимая на педаль тормоза, закачивают ее внутрь системы. Клапаны при этом нужно последовательно закрывать при появлении из них жидкости. Затем нужно удалить воздух из каждого контура гидропривода («прокачка» тормозов). При использовании такого способа новая жидкость со старой не смешивается. Часть вышедшей при прокачке новой жидкости можно применить снова, предварительно дав ей отстояться и произведя фильтрацию.

Примечание. Перед заменой на каждый клапан надевается отводящий шланг, другой конец которого опускается в подходящую емкость. Таким образом можно предотвратить повреждение шин и лакокрасочного покрытия на деталях подвески, тормозов вытекающей тормозной жидкостью.

Способ 2. Постоянно доливая в бачок главного цилиндра свежую жидкость, прокачивается по очереди каждый контур, вытесняя таким образом старую жидкость и не допуская осушения системы в целом. Так делают до тех пор, пока из клапана не появится новая жидкость. Плюс этого способа в том, что воздух в гидропривод не попадает, что делает ненужной контрольную прокачку. Но при этом не исключается, что в системе останется часть старой жидкости. Кроме того, потребуется большее количество свежей жидкости, чем при первом способе, так как большая ее часть, удаленная из гидропривода, смешивается со старой и становится непригодной для дальнейшего использования.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ТОРМОЗНОЙ ЖИДКОСТЬЮ

Любая тормозная жидкость, независимо от типа, хранится только в герметичных емкостях, без контакта с воздухом, для предотвращения ее окисления, набора влаги и испарения.
Следует помнить, что тормозная жидкость, как правило, горючая или легковоспламеняющаяся. Строго запрещается при работе с ней курить. Она ядовита, при попадании в организм, даже 100 мл, может привести к летальному исходу. Обычно тормозная жидкость пахнет спиртом, и ее можно легко перепутать с алкогольным напитком. Если вы случайно заглотнули жидкости, например при откачивании из бачка главного цилиндра, следует немедленно промыть желудок. При попадании в глаза - обильно промойте их струей воды. В любом случае при таких ситуациях нужно обратиться к врачу.

Тормозная жидкость (ТЖ) - технический компонент гидравлических систем, который осуществляет перенос давления с главного тормозного цилиндра на колодки барабанного или дискового тормоза. Химический состав тормозной жидкости определяет физико-химические и эксплуатационные свойства продукта. Рассмотрим основные компоненты этого состава и его назначение.

Тормозная жидкость - процентный состав

Высокая текучесть, термическая стабильность, смазывающие и антикоррозионные качества обеспечиваются 3-мя компонентами:

  • Растворитель

Представляет смесь полиэфиров гликолевой и борной кислот. Обеспечивает равномерное распределение химических соединений в 3-компонентной смеси. Процентное содержание - 60–90%.

  • Основа

Состоит из полигликолей (продуктов полимеризации двухатомных спиртов с окисями этилена, пропилена). Снижает трение трущихся механизмов и предотвращает истирание металлических поверхностей тормозных колодок. Содержание - до 30%

  • Добавки

Для улучшения технических свойств в тормозную жидкость добавляют присадки с массовой долей 2–5%. Антикоррозионные присадки предотвращают окислительное разрушение медных, стальных, латунных покрытий. Антиокислительные реагенты ингибируют расщепление полигликлевых эфиров и уменьшают образование продуктов распада (кислот и смол). В качестве подобных присадок используется бисфенол А (дифенилолпропан), азимидобензол и триазолы. Вводимые добавки продлевают эксплуатационный срок продукта.

Для кислотно-щелочной стабильности в готовую смесь дополнительно вводят буферный раствор - натриевую либо калиевую соль борной кислоты с долей <1%.

Состав тормозных жидкостей разных видов

Качественное и количественное содержание компонентов отличается в зависимости от сферы применения ТЖ. Выделяют минеральные, гликолевые и силиконовые составы.

Минеральные составы - техническая жидкость бурого цвета. В качестве смазывающего компонента используется касторовое масло общей формулы C 3 H 5 (C 18 H 33 O 3) 3 . Химические свойства подобных масел отличаются температурной лабильностью, склонностью к образованию коксовых отложений на латунных и медных поверхностях. Частично нивелировать подобные качества удалось введением бензтриазола, триметилбората и прочих антиокислительных и антикоррозионных присадок. Ввиду температурной неустойчивости минеральные составы применялись в гидравлических системах с барабанным типом колодок.

Гликолевые жидкости - традиционные составы с содержанием полигликолевых эфиров и борнокислотных полиэфиров. Гликолевые ТЖ более известны по маркировкам DOT 3, DOT 5. Соотношение полигликоль-эфиров и смазочных компонентов в сочетании с экологически безопасными присадками соответствует международным стандартам качества.

Силиконовые жидкости - в качестве основы используются полиорганосилоксаны, представляющие полимерные кремнийорганические компоненты. Введение принципиально нового смазочного реагента позволило достигнуть полной индифферентности ТЖ по отношению к резине и металлам, а также высокой текучести независимо от температуры.

Правила применения

Тормозная жидкость, выпускаемая различными производителями, имеет ряд специфических требований, которые указаны в рекомендациях по эксплуатации. Существуют общие правила применения ТЖ. Составы DOT 5.1 на основе силиконов несовместимы с гликолевыми аналогами. Смешивать различные типы ТЖ возможно при условии идентичности баз. Замену тормозной жидкости производят в срок, установленный производителем.

Тормозная жидкость наиболее важный расходный компонент в системе авто. Для каких целей служит тормозная жидкость, когда производить замену и какую лучше использовать жидкость читайте в статье.

Назначение тормозных жидкостей

Передавать усилие от главного тормозного цилиндра к колесным. Задача хоть и узкая, но чрезвычайно ответственная; у тормозной системы нет права на отказ ни при каких обстоятельствах. Когда в гидравлическом приводе тормозов жидкость не подтекает, внимания на нее, казалось бы, обращать не нужно. Однако от ее состояния зависит эффективность торможения и стабильность работы системы. Если, например, плохой антифриз или моторное масло лишь сокращают срок службы двигателя, то низкое качество тормозной жидкости может привести к аварии.

Тормозная жидкость (ТЖ) состоит из основы (ее доля 93-98%) и различных присадок (остальные 7-2%). Устаревшие жидкости, например “БСК”, изготовлены на смеси касторового масла и бутилового спирта в пропорции 1:1. Основа современных, наиболее распространенных, в том числе (“Нева”, “Томь” и РосДОТ, она же “Роса”), – полигликоли и их эфиры. Гораздо реже применяют силиконы. В комплексе присадок одни из них препятствуют окислению ТЖ кислородом воздуха и при сильном нагреве, а другие – защищают металлические детали гидросистем от коррозии. Основные свойства любой тормозной жидкости зависят от сочетания ее компонентов.

Температура кипения. Чем она выше, тем меньше вероятность образования паровой пробки в системе. При торможении автомобиля рабочие цилиндры и жидкость в них нагреваются. Если температура превысит допустимую, ТЖ закипит, и образуются пузырьки пара. Несжимаемая жидкость станет “мягкой”, педаль “провалится”, а машина не остановится вовремя. Чем быстрее ехал автомобиль, тем больше тепла выделится при торможении. А чем интенсивнее замедление, тем меньше времени останется на охлаждение колесных цилиндров и подводящих трубок. Это характерно для частых длительных торможений, например в горной местности и даже на равнинном шоссе, загруженном транспортом, при резком “спортивном” стиле управления автомобилем. Внезапное закипание ТЖ коварно тем, что водитель не может предугадать этот момент.

Вязкость характеризует способность жидкости прокачиваться по системе. Температура окружающей среды и самой ТЖ может быть от минус 40°С зимой в неотапливаемом гараже (или на улице) до 100°С летом в моторном отсеке (в главном цилиндре и его бачке), и даже до 200°С при интенсивном замедлении машины (в рабочих цилиндрах). В этих условиях изменение вязкости жидкости должно соответствовать проходным сечениям и зазорам в деталях и узлах гидросистемы, заданным разработчиками автомобиля. Замерзшая (вся или местами) ТЖ может блокировать работу системы, густая – будет с трудом прокачиваться по ней, увеличивая время срабатывания тормозов. А слишком жидкая – повышает вероятность течей.

Воздействие на резиновые детали. Уплотнения не должны разбухать в ТЖ, уменьшать свои размеры (давать усадку), терять эластичность и прочность больше, чем это допустимо. Распухшие манжеты затрудняют обратное перемещение поршней в цилиндрах, поэтому не исключено подтормаживание автомобиля. С усевшими уплотнениями система будет негерметичной из-за утечек, а замедление – неэффективным (при нажатии педали жидкость перетекает внутри главного цилиндра, не передавая усилие тормозным колодкам).

Воздействие на металлы. Детали из стали, чугуна и алюминия не должны корродировать в ТЖ. Иначе поршни “закиснут” или манжеты, работающие по поврежденной поверхности, быстро износятся, а жидкость вытечет из цилиндров либо будет перекачиваться внутри них. В любом случае гидропривод перестает работать.

Смазывающие свойства. Чтобы цилиндры, поршни и манжеты системы меньше изнашивались, тормозная жидкость должна смазывать их рабочие поверхности. Царапины на зеркале цилиндров провоцируют течи ТЖ.

Стабильность – устойчивость к воздействию высоких температур и окислению кислородом воздуха, которое в нагретой жидкости происходит быстрее. Продукты окисления ТЖ разъедают металлы.

Гигроскопичность – склонность тормозных жидкостей на полигликолевой основе поглощать воду из атмосферы. В эксплуатации – в основном через компенсационное отверстие в крышке бачка. Тормозная жидкость имеет одно неприятное свойство: она впитывает влагу. Из-за постоянных перепадов температуры в ней образуется и накапливается конденсат. Чем больше воды растворено в ТЖ, тем раньше она закипает, сильнее густеет при низких температурах, хуже смазывает детали, а металлы в ней корродируют быстрее. Наличие в тормозной жидкости всего 2–3 процентов воды снижает температуру ее кипения примерно на 70 градусов. На практике это означает, что при торможении DOT-4, например, закипит, не разогревшись и до 160 градусов, в то время как в «сухом» (то есть без влаги) состоянии это произойдет при 230 градусах. Последствия будут такие же, как если бы в тормозную систему попал воздух: педаль становится колом, тормозное усилие резко ослабевает.

Классы тормозных жидкостей

При разработке жидкостей, как правило, ориентируются на требования американской системы безопасности автомобилей FMVSS № 116 (DOT). Жидкости классифицируют по температуре кипения и вязкости (см. таблицу), остальные их свойства близки.

Какую ТЖ нужно применять в автомобиле, решает его изготовитель. Тормозная система автомобиля (в том числе резинотехнические и конструкционные материалы) разрабатывается под определенный тип тормозных жидкостей, поэтому не следует применять отечественные жидкости на иномарках – и не потому, что наши хуже, а импортные лучше. Просто каждая машина сделана из своих материалов, и разные ТЖ могут на них по-разному воздействовать. Главное правило применения тормозной жидкости – это следовать рекомендациям прилагаемой к автомобилю инструкции.

Жидкости типа DОТ 3 предназначены для гидропривода тормозов барабанного типа, а также для дисковых тормозов при обычных условиях эксплуатации. Жидкости типа DОТ 4 используются на автомобилях с дисковыми тормозами, эксплуатирующихся в городских условиях (на режимах “разгон-торможение”). Спирто-касторовая жидкость “БСК” не может рассматриваться как ТЖ для современных автомобилей. Она была разработана для старых автомобилей времен ГАЗ-21 и застывает уже при температуре – 20° С. Жидкость “Нева” марки “А” незначительно уступает требованиям DОТ 3, а марка “Б” – не соответствует им по температуре кипения как сухой, так и увлажненной жидкости. ТЖ “Нева” была разработана для применения в тормозных системах первых моделей “Жигулей”. Тормозные жидкости DОТ 3, “Томь” и DОТ 4 могут применяться практически на всех отечественных автомобилях.
Тормозная жидкость DOT5 также известна, как “силиконовая” тормозная жидкость (“silicone”). Ее преимущества: не разъедает краску; не поглощает воду и может быть полезна там, где абсорбция является проблемой; является совместимой с любыми резиновыми частями. Недостатки: DOT5 нельзя смешивать с DOT3 или DOT4. Большинство проблем с DOT5 возникает, вероятно, по причине смешивания с некоторым количеством других видов тормозной жидкости. Наилучшим способом перейти на DOT5 является полная переборка гидравлической системы. Жалобы на то, что DOT5 приводит к выходу из строя резиновых частей тормозов, были присущи, как правило, ранним формулам (композициям) DOT5. Считалось, что причиной этого было несоответствующее использование различных добавок. В последних формулах эта проблема была устранена. Так как DOT5 не поглощает воду, любая влага, находящаяся в гидравлической системе, будет скапливаться в одном месте. Это может вызвать локальную коррозию в гидравлике. Необходима тщательная прокачка для удаления всего воздуха, находящегося в системе. В жидкости могут сформироваться небольшие пузырьки, размер которых со временем увеличивается. Может потребоваться несколько прокачек. DOT5 является несколько компрессионной (что дает едва заметное ощущение “мягкой педали”). Точка кипения DOT5 ниже, чем у DOT4.

Тормозная жидкость DOT5.1 является относительно новой, поэтому она постоянно вводит автолюбителей в заблуждение. Этого заблуждения можно было бы избежать, если бы эту тормозную жидкость назвали бы по-другому. Обозначение “5.1” может навести на мысль, что это модификация тормозной жидкости DOT 5 на силиконовой основе. Более естественно было бы назвать ее 4.1. или 6, так как DOT5.1 имеет гликолевую основу, так же как DOT3 и DOT4, а не силиконовую, как DOT5. Что касается принципиального характера тормозной жидкости 5.1, его можно определить, как “высокотехнологичная” тормозная жидкость DOT4, нежели чем традиционная DOT5. Ее преимущества: DOT5.1 обеспечивает превосходную работу, по сравнению с другими тормозными жидкостями, которые рассматриваются в данной статье. У нее более высокая точка кипения, по сравнению с DOT3 или 4, как начальная, так и конечная. Фактически, конечная точка кипения (около 275 градусов С) почти такая же, как у гоночных тормозных жидкостей (около 300 градусов С), а начальная точка кипения тормозной жидкости 5.1 (примерно 175-200 градусов С) естественно значительно выше, чем у гоночных тормозных жидкостей (около 145 градусов). Считается, что DOT5.1 является совместимой с любыми резиновыми компонентами.

Недостатки: DOT5.1 – не силиконовые тормозные жидкости, следовательно, они поглощают воду. DOT5.1, как DOT3 и DOT4, разъедает краску. Жидкости класса DОТ 5.1, не содержащие силикона, иногда обозначают, как DОТ 5.1 NSBBF, а силиконовые ДОТ 5- ДОТ 5 SBBF. Аббревиатура NSBBF означает “non silicon based brake fluids” (“тормозная жидкость, не основанная на силиконе”), а SBBF – “silicon based brake fluids” (“тормозная жидкость, основанная на силиконе”).

Особенности эксплуатации тормозных жидкостей

Поглощение воды из атмосферы свойственно ТЖ на полигликолевой основе. При этом температура их кипения снижается. FM VSS нормирует ее для “сухих”, еще не набравших влагу, и увлажненных, содержащих 3,5% воды, жидкостей – т.е. ограничивает только предельные значения. Интенсивность процесса поглощения не регламентирована. ТЖ может насыщаться влагой сначала активно, а потом – медленнее. Или наоборот. Но даже если значения температуры кипения у “сухих” жидкостей разных классов сделать близкими, например к DОТ 5, при их увлажнении этот параметр вернется на уровень, свойственный каждому классу. ТЖ нужно периодически заменять, не дожидаясь когда ее состояние приблизится к опасному пределу. Срок службы жидкости назначает автозавод, проверив ее характеристики применительно к особенностям гидросистем своих машин.

Проверка состояния жидкости

Объективно определить основные параметры ТЖ можно только в лаборатории. В эксплуатации – лишь косвенно и не все. Самостоятельно жидкость проверяют визуально – по внешнему виду. Она должна быть прозрачной, однородной, без осадка. Кроме того, в автосервисах (преимущественно крупных, хорошо оснащенных, обслуживающих иномарки) специальными индикаторами оценивают ее температуру кипения. Поскольку жидкость в системе не циркулирует, в бачке (место проверки) и в колесных цилиндрах ее свойства могут быть разными. В бачке она контактирует с атмосферой, набирая влагу, а в тормозных механизмах – нет. Зато там жидкость часто и сильно нагревается, и ее стабильность ухудшается. Однако даже такими ориентировочными проверками пренебрегать не стоит, иных оперативных способов контроля нет.

Совместимость и замена

ТЖ с разными основами несовместимы друг с другом, они расслаиваются, иногда появляется осадок. Параметры этой смеси будут ниже, чем у любой из исходных жидкостей, причем влияние ее на резиновые детали непредсказуемо. Основу ТЖ изготовитель, как правило, указывает на упаковке. Российские РосДОТ, “Неву”, “Томь”, равно как и иные отечественные и импортные полигликолевые жидкости DОТ 3, DОТ 4 и DОТ 5.1, можно смешивать в любых пропорциях. ТЖ класса ДОТ 5 основаны на силиконе и несовместимы с другими. Поэтому стандарт FM VSS 116 требует окрашивать “силиконовые” жидкости в темно-красный цвет. Остальные современные ТЖ, как правило, желтые (оттенки от светло-желтого до светло-коричневого). Для дополнительной проверки можно смешать жидкости в пропорции 1:1 в стеклянной емкости. Если смесь прозрачна и осадка нет, ТЖ совместимы. Следует помнить, что смешивать жидкости разных классов и производителей не рекомендуется, так как возможно изменение их свойств. Запрещено смешивать гликолевые жидкости с касторовыми. Добавление свежей жидкости при прокачке системы после ремонта не восстанавливает свойства ТЖ, поскольку почти половина ее практически не меняется. Поэтому в сроки, установленные автозаводом, жидкость в гидросистеме нужно заменять полностью.

Тормозная жидкость – это именно то вещество, благодаря которому мы находимся в безопасности во время движения. Именно это и служит причиной высоких требований к качеству тормозной жидкости.

Можно ли смешивать тормозную жидкость?

Ведь, помимо воздействия на основные узлы и механизмы тормозной системы, тормозная жидкость должна: не разрушать эту самую систему (металл и резино - пластиковые изделия) и достаточное время оставаться эффективной по своим основным параметрам.

Прежде, чем рассмотрим состав и различные требования, предъявляемые к ней, ответим на вопрос, всегда волнующий автомобилистов, особенно начинающих.

В принципе, можно. Но! Только если жидкости на одинаковой основе. Эта информация размещена на этикетке. Если такой информации нет, то не надо рисковать. При этом обязательно ознакомится с таким параметром, как рабочая температура ТЖ. Если уж «приспичило», то вначале рекомендуется произвести пробное смешивание разных ТЖ, вне емкости тормозной системы. Смешать и то, только для того, чтобы доехать до сервиса.

А вообще, лучше не рисковать и всегда заливать в тормозной бачок своего авто именно ту ТЖ, которую порекомендовал производитель. Сегодня с этим нет проблем. ТЖ на любой вкус и любой кошелек.

Информация к размышлению. Силиконовые ТЖ нельзя совмещать с ТЖ на другой основе. Минеральные ТЖ нельзя совмещать с гликолевыми. Импортные и отечественные гликолевые ТЖ DOT3;4;5,1 являются взаимозаменяемыми, но смешивать их все же не рекомендуется.

Для чего она – тормозная жидкость

Поэтому современные тормозные жидкости классифицируются по температуре кипения и вязкости по стандартам DOT. Помимо DOT существуют также общепринятые стандарты: ISO 4925, SAE J 1703 и т.д.

Классы тормозных жидкостей по традиционному применению:

  • DOT3 – для стандартных классических автомобилей с передними дисковыми тормозами и задними барабанными.
  • DOT4 – для современных автомобилей с дисковыми тормозами на обеих осях.
  • DOT5,1 – на спорткарах, где температурные нагрузки на тормоза очень высоки.

Требования к тормозным жидкостям при производстве

Помимо определенной рабочей температуры, ТЖ должна соответствовать многим показателям. Эти эксплуатационные требования проверяются или в лабораторных условиях или на сервисе с помощью оборудования – рефрактометр (тестер тормозной жидкости). Им проверяется плотность тормозной жидкости в части касающейся наличия влаги в составе тормозной жидкости.

Кроме этого, ТЖ должна отвечать следующим параметрам:

  • Воздействие на резиновые детали тормозной системы должно быть минимальным. В процессе контакта резиновых манжет и ТЖ, не должно происходить чрезмерное разбухание или усадка РТИ (допуск не более 10%).
  • Антикоррозийные свойства ТЖ. Ведь в тормозной системе присутствуют детали из различных металлических материалов. В ТЖ должна быть найдена «золотая» середина, для того, чтобы предотвратить коррозию любого из них. Как правило, качественной считается тормозная жидкость, в состав которой входят ингибиторы коррозии, для одновременной защиты: стали, меди, латуни, чугуна, алюминия.
  • Смазывающие свойства ТЖ напрямую влияют на износ рабочих поверхностей поршней и тормозных цилиндров.
  • Стабильность ТЖ при низких и высоких температурах. Важное качество при эксплуатации в климатических зонах с разными температурными режимами. ТЖ при - 40 и при +100 должна сохранять свои исходные эксплуатационные свойства.

Состав тормозных жидкостей

Гликолевые тормозные жидкости. В основе – полигликоли и их эфиры. Это ТЖ с высокой рабочей температурой кипения, хорошей вязкостью. Недостатком гликолевых тормозных жидкостей является гигроскопичность – они склонны к поглощению влаги из атмосферы.

Силиконовые тормозные жидкости. Основой в них являются кремниево-органические полимеры. Положительные качества: широкий диапазон температур – 100 + 350°С, инертность к различным материалам, низкая гигроскопичность. Но, имеют недостаточно высокие смазывающие свойства.

Порядок и периодичность замены тормозной жидкости, как правило, указывается в руководстве по эксплуатации автомобиля. В среднем эта цифра колеблется от 1 до 3 лет.

Удачи вам при выборе правильной тормозной жидкости для своего автомобиля.