Сдача машины в аренду для такси. Как зарабатывать на аренде автомобилей Сколько денег нужно для старта

MS Word Объем: 32 страницы

Бизнес-план

Скачать бизнес-план

Отзывы (3)

Отзывы на (3)

1 2 3 4 5

    Бизнес-план проката автомобилей

    Евгений
    Все очень понятно, информативно, доступно. В сочетании с очень низкой ценой – идеальный вариант для любого предпринимателя. Спасибо за то, что предоставляете нам возможность воспользоваться качественным документом по вполне доступным расценкам.

    Евгений, согласны с вами, именно в этом и заключается цель проекта, дать возможность как можно большему количеству бизнесменов воспользоваться бизнес-планами. Мы понимаем, что реальная стоимость документа значительно выше, но при этом, далеко не каждый готов выложить круглую сумму за него, поэтому мы делаем его доступным. Спасибо, что по достоинству оценили бизнес-план и надеемся, что он будет вам полезен. Успехов вам.

    Бизнес-план проката автомобилей

    Иван
    Если оценивать в общем – довольно неплохой документ, в котором предоставлено немало важной информации. Но хотелось бы видеть в нем больше конкретики, которая очень пригодится начинающим предпринимателям. Ведь не каждый сумеет доработать расчеты под себя.

    Иван, согласны с вами, мы действительно старались сделать документ максимально полезным, но, как вы правильно заметили, некоторые расчеты нужно адаптировать под свои возможности, так как учесть все индивидуальные моменты можно только в заказном бизнес-плане, а это значительно дороже. Так же, понимание экономики предприятия дает неоспоримый плюс в будущем, позволяя более эффективно планировать деятельность компании. Удачи вам.

    Бизнес-план проката автомобилей

    Михаил
    Город у нас хоть и небольшой, но туристов в нем много. Это и послужило причиной того, что мы с другом решили открыть прокат автомобилей. Сказано – сделано, а начали мы с изучения вашего бизнес-плана. Как выяснилось, правильно сделали, поскольку некоторые моменты создания бизнеса мы представляли совсем иначе. Представляю, что было бы, не воспользуйся мы этим документом. Спасибо вам за качественно составленный бизнес-план, который очень нам помог на всех этапах.

    Михаил, мы рады, что смогли вам помочь. Действительно, со стороны кажется, что организовать бизнес, это просто, но когда приступаешь к действиям, возникает много неучтенных моментов. Когда под рукой бизнес-план, то действия становятся более обдуманными, а результаты ожидаемыми, появляется уверенность, что позволяет на много эффективнее работать дальше. Желаем вам успешного развития.

Главное про бизнес-план проката автомобилей

Открытие бизнеса по прокату авто – это, прежде всего, огромные затраты. И предприниматели, планирующие официально открыть фирму по сдаче машин в аренду, пытаются определить сумму, которая может потребоваться на эти цели. Объемы затрат зависят от того, каким путем пойдет бизнесмен – будет ли он действовать самостоятельно, либо решится приобрести франшизу. На данный момент на российском рынке можно приобрести франшизы нескольких известных западных компаний по прокату автомобилей.

Какой путь предпочесть, зависит не только от финансовых возможностей предпринимателя, но и от ситуации на этом рынке в конкретном регионе. Если, к примеру, в вашем городе уже работает парочка компаний, действующих под крылом известного западного бренда, возможно, более целесообразным будет самостоятельная организация бизнеса по прокату автомобилей.

Стоимость франшизы составляет обычно около 25-30 тыс. долларов, кроме того, компании придется ежемесячно перечислять партнеру определенный процент от заказов. Но в этом случае бизнесмену не потребуются дополнительные расходы на рекламу.

Прокатный калькулятор

Минимальная сумма, которая потребуется для того, чтобы самостоятельно открыть фирму по прокату авто, составляет 5 млн рублей. Основная статья расходов – приобретение автомобилей. Большинство предпринимателей отдают предпочтение иномаркам, поскольку обслуживание отечественных авто обходится намного дороже, да и ломаются они гораздо чаще. Что касается выбора модели, то многие бизнесмены, работающие в этом секторе рынка, на первых порах приобретают автомобили одной марки. Это позволяет рассчитывать на существенную скидку при покупке.

Открывая свой бизнес – авто напрокат – предпринимателю необходимо приобрести как минимум 10-12 автомобилей. Только в этом случае можно избежать убытков в процессе деятельности фирмы. Слишком большой автопарк также не целесообразен, поскольку найти необходимое количество клиентов будет намного сложнее. К тому же обслуживание автомашин требует значительных затрат, и чем больше автомобилей в наличии компании, тем выше расходы. Каждую машину необходимо застраховать, при этом стоимость полиса составит в среднем около 10 % от ее цены. Примерные расходы на обслуживание одного авто не превышают обычно 3-4 тыс. рублей в месяц. Создавая бизнес по аренде авто, обязательно принимайте во внимание сопутствующие расходы, такие, как покупка резины, аренда мест на парковке и т.д.

Такой бизнес-проект, как прокат автомобилей, требует солидных расходов, и, безусловно, любому предпринимателю не хочется выкидывать деньги на ветер. Первоначальные вложения окупаются, как правило, через 2-3 года, когда наступает пора менять автопарк. Если вы хотите четко знать, как работает бизнес на аренде машин, познакомьтесь с профессиональным примером бизнес-плана проката автомобилей с готовыми расчетами. Подробное бизнес-руководство по прокату машин позволит вам ликвидировать пробелы в знаниях. Вы поймете, как открыть такой бизнес, как автопрокат и узнаете, стоит ли создавать сайт, на котором будут предлагаться услуги по аренде машин.

Бизнес на аренде машин – довольно рискованное мероприятие. На этом рынке функционирует небольшое количество компаний, и с одной стороны это позволяет предпринимателям легко занять пустующую пока нишу. Но проблема в том, что подобные услуги в нашей стране еще не пользуются высоким спросом. Потребителя необходимо приучить к такой возможности – взять автомобиль в аренду. Как вид бизнеса, эта деятельность целесообразна только в крупных городах, либо в туристической местности, где бывает очень много приезжих.

В большинстве населенных пунктов подобная услуга начала появляться всего 2-3 года назад. Так что возможности у бизнесменов, решивших освоить этот сектор рынка, весьма заманчивые. Никакой конкуренции, что порой очень сильно мешает начинающим предпринимателям. Но трудностей с поиском клиентов это не уменьшит. Обычные методы рекламы необходимо тщательно пересмотреть, ведь обращаться в вашу фирму будут в основном приезжие люди – гости города, командировочные, туристы. И необходимо сделать так, чтобы они могли оперативно узнать о ваших услугах.

Куда мы катимся?

Судя по отзывам по сдаче автомобиля, машины в аренду, наиболее востребована эта услуга среди приезжих. Если у командировочного возникает необходимость в постоянном перемещении по чужому городу, ему выгоднее взять автомобиль напрокат, чем тратить огромные деньги на услуги такси. Из тех же побуждений действуют туристы, желающие самостоятельно и не спеша осмотреть город. В связи с этим, планируя создать бизнес по сдаче автомобиля в аренду, следует выполнить скрупулезный анализ ситуации на рынке в конкретном регионе. Необходимо определить, будут ли услуги вашей фирмы пользоваться стабильным спросом. В противном случае ни о какой прибыли не может быть и речи.

Открытие бизнеса по прокату авто предполагает наличие солидного автопарка, чтобы каждый, кто обращается в вашу фирму, мог выбрать понравившуюся ему модель автомобиля. Для того чтобы удовлетворить потребности клиентов, в вашем автопарке должны быть машины от эконом- до вип-класса. Если вы планируете открыть свой прокат автомобилей в регионе, где процветает экстремальный туризм, а люди приезжают в ваши края на хоту или рыбалку, имеет смысл создать бизнес на прокате снегоходов и квадроциклов. Но при этом необходимо учесть явную сезонность такого бизнеса, и при необходимости можно сочетать бизнес по прокату квадроциклов с прокатом автомобилей.

Среди местных жителей пользуется спросом такая услуга, как аренда машин с выкупом, но такой бизнес построить немного сложнее с юридической точки зрения. Кроме того, определенные перспективы имеются у такого вида бизнеса, как аренда лимузина. Возможность прокатиться на роскошном авто привлекает не только женихов и невест, такие услуги востребованы на различных торжественных мероприятиях. Убедиться в том, что аренда авто – рентабельный бизнес, смогут предприниматели, внимательно изучившие грамотный образец бизнес-плана автопроката. В этом документе подробно объясняются все плюсы и минусы данного вида бизнеса, и приводятся пути решения вероятных проблем.

Готовый бизнес-план проката автомобилей с нуля с примерами расчётов открытия

В наличии Бизнес-план проката автомобилей 4 23

Хотите организовать бизнес по сдачу в аренду машин? Тогда читайте подробную инструкцию от первого лица от владельца пункта проката автомобилей Стариковой Натальей.

Прокат автомобилей - это бизнес по предоставлению транспортных средств во временное пользование.

Субъективный взгляд

До того, как заняться автопрокатом, мы с мужем много лет сами пользовались услугами сдачи машин в аренду. Будь то Москва, в которой мы жили одно время, снимая квартиру, Санкт-Петербург, черноморское побережье, где наличие четырех колес делает отдых значительно интереснее и разнообразнее, или мой родной город, куда мы периодически летаем в гости.

Общаясь со сдававшими нам автомобили людьми, мы постепенно проникались желанием заняться этим видом бизнеса, тем более что информация, которой они делились, позволяла избежать ошибок многих начинающих автопрокатчиков. Возможно, идея о собственном пункте сдачи машин в аренду, так и осталась бы в планах, если бы не стечение обстоятельств.

Декрет, ипотека и автокредит прекрасны по отдельности, ведь они означают семью, отдельную квартиру и новый автомобиль. Но все вместе эти три явления становятся очень тяжелым бременем, которое целиком падает на мужские плечи. Незадолго до того, как я прекратила работать, мы купили мне машину, платить за которую предстояло в течение трех лет.

Как-то раз, посчитав, сколько денег остается после выплаты всех взносов, я сделала на коленке сайт о новом автопрокате в нашем городе и разместила несколько бесплатных объявлений на городских досках. Звонки пошли достаточно быстро. Естественно, звонившим я объясняла, что все машины в разгоне, а в наличии есть только одна. Большинство находили ее слишком дорогой, но были и те, кого все устраивало. Через месяц я подсчитала итоги, за 30 дней машина принесла полтора месячных платежа. Еще через месяц мы купили две подержанные бюджетные иномарки, и дело пошло.

Правда жизни: статистика рынка аренды автомобилей

Что представляет из себя рынок автопроката сегодня? Какие деньги там крутятся, и кто пользуется услугами аренды автомобилей?

Долгое время обнаружить достоверную информацию по этим вопросам было практически невозможно. После долгих поисков я нашла пресс-релиз крупного маркетингового агентства in FOLIO Research Group, специалисты которого в первой половине этого года исследовали рынок автопроката и опубликовали некоторые результаты.

Итак, в 2012 году в стране сдавалось в аренду 27 200 машин, из них 76% пришлось на Москву и Санкт-Петербург. Объем рынка составил 21,8 млрд руб.

Получается, что одна машина принесла своим владельцам в среднем 21 800 000 000 / 27 200 / 12 = 68 тыс. руб. в месяц. Учитывая, что сюда входят дорогие лимузины и иномарки бизнес-класса для корпоративных клиентов, цифра выглядит правдоподобной.

Доля частных лиц (которые брали машины не для торжественных мероприятий) среди клиентов пунктов аренды составила 16%. Получается, что за пределами двух столиц к услугам обычных потребителей официально предлагалось всего 27200 * (1-76%) * 16 % = 1044 машины! На всю Россию! На мой взгляд, это говорит об огромном потенциале рынка.

Что касается структуры спроса, то она выглядит следующим образом:

Статистика взята из «Российской Газеты». Опрос проводился три года назад, но за это время изменилось немного. Как и тогда, сегодня большинство клиентов обращаются в автопрокат, чтобы взять машину на замену, когда их собственный автомобиль находится в ремонте, либо старый продан, а новый еще не пришел.

Автопрокат как бизнес с моей точки зрения

Я считаю, что аренда машин - это прекрасная бизнес-идея.

  1. Во-первых, она не требует высоких вложений . Вы можете начать с пары машин и расширяться постепенно. А парк в 10 машин позволит иметь достаточный уровень благосостояния и заниматься исключительно любимыми делами. При отсутствии форс-мажорных обстоятельств вы вкладываетесь лишь один раз в саму покупку автомобиля. После этого остается своевременно проходить техосмотр и платить за страховку. А когда автомобиль отработает определенное количество ресурсов (через 2-3 года), вы сможете его продать (в худшем случае на запчасти, но они тоже стоят недешево).
  2. Во-вторых, она не требует больших временных затрат . Вы можете вести бизнес и параллельно трудиться на основной работе. В течение дня отвечаете на звонки, а после 18 часов достаточно лишь пару раз подъехать на стоянку, чтобы принять и сдать автомобили.
  3. В-третьих, она не требует уникальных личных качеств и профессиональных навыков . Вам не обязательно быть талантливым продавцом, обладать креативностью и особым умением убеждать. В наше время автомобиль - это предмет первой необходимости, поэтому услуга будет продавать себя сама.

Правовые вопросы

Организационная форма

Вы можете зарегистрироваться как ИП либо создать ООО . Для небольшого пункта автопроката, где один человек является и учредителем, и единственным работником, проще зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Сама регистрация в налоговой службе пройдет гораздо проще, впоследствии вам не придется вести бухгалтерский учет и соблюдать порядок ведения кассовых операций. Будучи ИП, вы можете свободно распоряжаться полученными деньгами.

Еще один момент связан с налогообложением. Вывести деньги, заработанные ООО, вы можете в качестве заработной платы себя как директора (тогда придется заплатить еще 13% НДФЛ) либо в качестве дивидендов (только раз в квартал, в этом случае ставка НДФЛ составит 9%). Код ОКВЭД выбираете 71.1 «Аренда легковых автомобилей».

Более подробную информацию о всех организационных шагах, которые необходимо сделать для открытия своего бизнеса, читайте в нашем материале как открыть свое дело . А статья что лучше открыть ИП или ООО поможет вам разобраться какая организационная форма лучше подойдет для выбранной вами деятельности.

Налогообложение

Услуги по прокату автомобилей позволяют выбрать один из трех специальных режимов налогообложения: УСН 6%, УСН 15% и патентной системы . Если вы приобретаете автомобили по договору купли-продажи, выгоднее платить налог по схеме 6% с дохода. Если автомобили взяты в лизинг, удобнее платить 15% с разницы между доходами и расходами, потому что лизинговые платежи уменьшают налоговую базу. Наконец, можно купить патент, его стоимость устанавливается в каждом регионе отдельно.

Я прописана в Москве, согласно закону города Москвы «О патентном налогообложении» потенциальный доход от предоставления услуг проката установлен в размере 900 тыс. руб. в год.

Стоимость патента составит 900 000 * 6 % = 54 000 руб. в год. Я показываю меньший доход, автомобилями владею по праву собственности, поэтому мне предпочтительнее платить 6% от суммы дохода.

Хотите узнать как сэкономить на ведение налогового учета? Предлагаем вашему вниманию обзор онлайн-сервиса «Мое дело» , который позволяет предпринимателю самостоятельно вести всю бухгалтерию, не прибегая к профессиональных бухгалтеров, и при этом не тратя на это много сил и времени.

Организационные проблемы

Перейдем к самому важному - деталям. Как известно, именно в них прячется дьявол. Применительно к бизнесу это те, на первый взгляд, второстепенные вопросы, на которые порой не обращаешь внимание. Общение с менеджерами по продажам в автосалонах Trade-in, сотрудниками и владельцами пунктов автопрокатов, в которых я сама брала машины, показало, что как раз игнорирование этих «мелочей» обычно и приводит к краху деловых начинаний. И да, про это не пишут в заполонивших интернет статьях с примерами бизнес-планов, написанных людьми, которые не имеют ни малейшего понятия об особенностях функционирования фирмы того или иного профиля.

Сразу скажу : я пишу только о том, что знаю изнутри, то есть о деятельности небольшой фирмы, расположенной в благополучном городе районного значения в центральной России. Крупные столичные компании играют по своим правилам, которые мне известны исключительно теоретически.

Выбор автомобиля

Самое главное - это выбрать модели, из которых будет состоять костяк вашего автопарка. В решении этого вопроса следует ориентироваться на запросы клиентов. Люди, которые хотят взять у нас машину, делятся на три категории. Большая часть хочет просто «что-нибудь подешевле» . Это понятно, учитывая, что месячная стоимость аренды самого дешевого автомобиля (с учетом всех скидок) примерно совпадает с размером средней заработной платы (согласно данных Госкомстата в апреле этого года она составила 29453 руб.).

Несколько меньшая часть желает «что-нибудь подешевле с автоматом» . Как правило, это женщины и люди молодого возраста, которые ездили на механике только во время обучения. Учитывая, что сейчас разрешили сдавать экзамен на права сразу на машинах с автоматом, доля таких клиентов будет расти. Наконец, процентов 10 готовы взять любую машину независимо от цены. Это наиболее обеспеченная часть клиентуры, привыкшая ездить на хороших автомобилях.

Какие машины подобрать для каждой из этих групп клиентов?

Еще лет пять назад самый низкий ценовой сегмент был плотно оккупирован автомобилями отечественного производства. На московском рынке работали очень крупные игроки с парками, состоящими из сотен ВАЗовских машин. Эти компании могли себе позволить оказывать услуги по очень низким ценам. Мы сами порой брали в «Элекс-полюс» девятку по 700-800 руб./сутки, а классику можно было найти за 500-600 руб./сутки.

Сейчас покупать отечественные автомобили для прокатной фирмы невыгодно. Тарифы остались на прежнем уровне, зато цена авто выросла очень сильно. Подержанная Лада Гранта обойдется в полтора раза дороже Дэу Нексии того же года выпуска, но сдать ее вы сможете максимум за тысячу рублей (репутация Жигулей никуда не исчезла).

Поэтому костяк автопарка лучше составить из бюджетных иномарок. Обычно для этих целей закупаются Дэу Нексии, Шевроле Ланосы (сейчас это ЗАЗ Шанс) или Рено Логаны. На мой взгляд, оптимальной моделью является Дэу Нексия. В свое время мы несколько раз брали Ланос и остались очень недовольны прожорливостью этого автомобиля (в городе он «ел» до 14 л /100 км).

Рено Логан сейчас сильно подорожал, а «хрупкость» этого автомобиля делает его ненадежным. Буквально на днях в салоне слушала историю о купившем 15 новых Логанов человеке. Все его машины не протянули и года. Запомните: люди, которые берут бюджетную машину, не будут ее беречь. Нексия - это самая долговечная в условиях интенсивной эксплуатации машина.

Еще один момент. Машину лучше брать подержанную, в возрасте 2-3-х лет. Трехлетняя Нексия стоит почти в два раза дешевле новой (после окончания гарантийного срока автомобиль резко теряет в цене), а значит, окупится в два раза быстрее.

Из машин с автоматом лучше всего подойдут бюджетные корейцы. Трехлетний Хендай Акцент стоит в районе 300 тыс., во столько же обойдется ЗАЗ Шанс с автоматической коробкой.

Что касается автомобилей для дорогих клиентов, тут выбор остается за вами. Я считаю, что небольшому прокату бессмысленно покупать машину специально под эту категорию. Если звонит человек, который привык ездить на хороших авто и готов за это платить, то я предлагаю ему свою личную машину.

Тонкости ведения бизнеса

В этом разделе я расскажу о самых «проблемных» моментах функционирования автопроката. Итак, автомобили вы выбрали и купили, теперь их надо застраховать. И тут начинаются неожиданности. Если с ОСАГО проблем нет (обязательно ставьте в опциях «неограниченное число водителей»), то сделать КАСКО для прокатного автомобиля практически невозможно. Большинство крупных страховых компаний официально отказываются страховать автомобили, предназначенные для сдачи в аренду, а если и соглашаются, то тариф может достигать 40% рыночной стоимости машины.

Что же делать?

Выбирайте самый дешевый контракт. В этом году Верховный Суд России наконец-то защитил водителей от страховщиков и выдал постановление о том, что страховая компания обязана возместить стоимость угнанного автомобиля независимо от того, где находились документы на транспортное средство, и кто был допущен к управлению автомобилем в момент угона.

Обязательно установите в каждую машину систему слежения. Это прибор, который отслеживает все перемещения автомобиля и с определенной периодичностью пересылает информацию о его нахождении на ваш телефон. Стоимость такого аппарата составляет 5-10 тыс. руб. в зависимости от модели. Хорошо спрятанный маячок не только поможет быстро обнаружить автомобиль в случае угона, но и даст вам знать, если клиент нарушил территориальное ограничение и уехал, например, в другую область, что запрещено договором.

Где будут стоять автомобили?

Если общее количество автомобилей не превышает 10, и при этом как минимум половина из них находится в разъезде, лучше всего держать незанятые машины на открытой автостоянке у большого торгового или офисного центра. Хорошо, если она будет находиться возле железнодорожного и автовокзала, потому что многие клиенты приезжают из соседних городов. Еще один вариант - это аренда машиномест на платной перехватывающей парковке.

Следующий этап - реклама , о вашей фирме должны узнать люди. Сейчас принято считать, что лучший способ продвижения малого бизнеса - это создание рекламного сайта. Конечно, красивый сайт станет хорошим подспорьем, но в небольшом городе большинство людей (в том числе и мой муж) в случае необходимости первым делом смотрят раздел «услуги» в местной рекламной газете.

Подайте объявление в газету, которую каждую неделю разносят по почтовым ящикам, оплатите вип-объявление с фотографией в «Из рук в руки» (большинство новых клиентов приходят к нам оттуда) и на «Авито». Еще один эффективный способ продвижения - это регистрация во всевозможных местных «желтых страницах». По крайней мере, когда я забиваю в поисковике «прокат авто в городе N», первыми показываются городские отраслевые справочники.

Теперь, когда клиенты к вам пошли, необходимо принять меры по минимизации рисков. Для этого ответьте на несколько вопросов.

  • Во-первых , будете ли вы сдавать машины жителям других областей? Многие прокаты отказываются обслуживать иногородних клиентов, мотивируя решение нежеланием впоследствии искать свою машину в отдаленных регионах. На мой взгляд, это опасение из серии «дую на воду». Я сама, приезжая к родителям или на отдых, беру автомобиль в аренду, для этого подобные сервисы и предназначены. Законопослушный человек будет придерживаться условий договора при любых условиях, а потенциального правонарушителя вопрос регистрации не остановит.
  • Во-вторых , какой суточный лимит пробега вы установите? Стандартное ограничение - 200 км. Эта граница помогает отсеять таксистов, которые берут автомобиль, чтобы бомбить. Впрочем, об этом они обычно предупреждают сразу. Нужны ли вам такие клиенты? Если машина старая, а человек готов платить по повышенному тарифу, то почему бы и нет? Еще один нюанс - территориальное ограничение. По умолчанию машина эксплуатируется только в одном регионе. Если клиент сразу предупреждает, что ему нужно съездить в соседнюю область, то мы идем ему навстречу, не повышая расценок.
  • В-третьих , будете ли вы сдавать автомобили молодым водителям, то есть лицам младше 21 года и с водительским стажем менее 3-х лет?

Последний вопрос связан с залогом . Обычно прокатная фирма, предоставляя автомобиль, удерживает с клиента определенную сумму (5-10 тыс. руб.), которая служит залогом на случай мелких повреждений по вине водителя и необходимости оплаты штрафов ГИБДД. Если клиент просит, мы соглашаемся предоставить машину без залога, повышая тариф на 20%.

Штрафы за нарушение правил дорожного движения - это отдельный разговор. У нас были клиенты, после которых за день приходило по три уведомления. Включите в договор пункт об обязанности арендатора уплатить штраф в течение 10 дней (иначе возникает обязательство по оплате неустойки в размере 300%).

При наличии договора по поводу штрафов можно вообще не волноваться. Административный кодекс гласит , что собственник транспортного средства не несет ответственности, если в момент совершения нарушения ПДД за рулем находилось другое лицо.

Бизнес по прокату автомобилей - интересная и довольно необычная для России идея, которая может принести своему владельцу внушительную прибыль при минимуме физических и временных затрат. А вот вложить в это дело придется немало, так как деньги потребуются для создания собственного автопарка. Чтобы деятельность была выгодной и быстро окупилась, нужно начать хотя бы с 10 - 15 машин.

Оценка рынка

Автопрокат - интересная услуга. Она очень востребована за границей, особенно в тех городах, где количество туристов велико. В России же ниша проката авто развита слабо. В основном, услугами таких компаний пользуются в крупных городах. Так, больше половины дохода от автопроката приходится на Москву и Санкт-Петербург. Куда более скромные результаты у других городов-милионников.

Чем крупнее населенный пункт, тем больше денег предприниматель сможет заработать. А вот открывать собственный бизнес в небольшом городке нет смысла. Там услуга окажется невостребованной. Можно разве что сдавать свой автомобиль в аренду, разместив бесплатные объявления в газетах, досках объявлений.

Конкуренции в сфере проката автомобилей как таковой нет. Этот сегмент рынка почти не занят. Исключение составляют крупные города. Но и там рынок не переполнен - новичок сможет занять свою нишу и получать прибыль.

Чтобы определить, какие автомобили закупать, необходимо оценить спрос на услугу. Чаще всего люди берут машину в прокат по следующим причинам:

  • временно нет своего автомобиля (находится в ремонте, например);
  • во время отдыха;
  • для командировки.

Куда реже машины берут в аренду перед непосредственной покупкой автомобиля, чтобы оценить удобство и другие свойства транспортного средства.

Мало оценить спрос на услугу. Важно в ходе этого исследования понять, какую именно машину хотел бы получить потенциальный покупатель. При выборе автомобиля люди оценивают следующие параметры:

Исходя из этого, можно определить три группы потенциальных покупателей:

  1. Те, кто хочет арендовать дешевую машину. Сюда относятся средние слои населения. Еще несколько лет назад таким гражданам было выгодно предлагать отечественные автомобили. Но сейчас цена их резко возросла, а стоимость услуг осталась на прежнем уровне. Поэтому имеет смысл закупать недорогие иномарки. Лучше остановиться на Daewoo Nexia, Chevrolet Lanos или Renault Logan. Эти автомобили относятся к числу бюджетных транспортных средств, но на дороге они ведут себя неплохо.
  2. Люди, желающие взять в прокат недорогую машину, но обязательно с автоматом. Это чуть более высокая ценовая категория автомобилей. Спросом они пользуются у женщин и молодежи. Количество таких клиентов возрастает. Люди все чаще предпочитают автомат, а некоторые из них просто не умеют пользоваться механикой. Для таких клиентов нужно предусмотреть отдельную категорию автомобилей. Например, можно купить одну из моделей Hyundai.
  3. Клиенты, предпочитающие дорогие автомобили. Таких людей в разы меньше. Они составляют порядка 10% всех потребителей. Поэтому и покупать много машин премиум сегмента нет смысла. Но хотя бы несколько вариантов большой автопарк должен иметь. А вот в небольшом бизнесе покупать его бессмысленно, зачастую машина просто не окупает понесенных затрат.

Стоит рассмотреть возможность закупки подержанных машин для своего автопарка. Возраст транспортных средств в этом случае должен составлять около 2 - 3 лет. Такая машина обойдется почти в 2 раза дешевле, чем новая, зато стоимость ее аренды будет практически такой же. Это существенно увеличит рентабельность, а срок окупаемости может сократиться в 2 раза.

Почему стоит открывать бизнес по прокату машин?

Идея создания бизнеса по прокату машин подойдет не только опытному предпринимателю, но и новичку. Заняться этим делом можно хотя бы потому, что оно имеет ряд следующих преимуществ:

  • Не требует серьезных вложений . Действительно, Если у бизнесмена нет большого капитала, он может начать с покупки всего нескольких подержанных машин. А вот опытным предпринимателям лучше обзавестись сразу 10 автомобилями. Это позволит выйти на высокий уровень прибыли.
  • Минимальные текущие расходы . После покупки автомобиля существенные издержки исключаются. Бензин оплачивает сам клиент, поломки возможны, но в большинстве случаев они не предполагают больших денежных вливаний. А наличие страховки на автомобиль позволит исключить необходимость восстанавливать его за свои деньги в случае аварии. Все, что нужно будет оплачивать, это техосмотр и страховка.
  • Возможность получения дополнительной прибыли . Когда машина окупит свою стоимость, ее можно будет продать. Это увеличит уровень дохода и рентабельности.
  • Не нужны серьезные затраты времени . Необязательно посвящать этому делу все свое время. Достаточно отвечать на поступающие звонки, выдавать и принимать автомобили. Такой формат ведения бизнеса позволяет человеку трудиться на обычной работе и заниматься собственным делом.
  • Не нужны никакие умения и навыки . Действительно, сдать машину в прокат можно без каких-то особых личностных качеств или профессионализма. Даже креативное мышление в этой сфере необязательно, ведь автомобиль будет продавать себя сам. Нужно лишь разместить объявление об услуге в местных газетах, на бесплатных досках объявлений.

Правовые аспекты

Важным моментом открытия собственного бизнеса по прокату автомобилей является то, что здесь вести предпринимательскую деятельность без регистрации не получится. Ведь нужно документально оформить договор аренды, предусмотреть страховку, позволяющую получить компенсацию, даже если за рулем был не владелец автомобиля. Действовать нужно так:

  1. Выбор наиболее подходящей организационной формы. Небольшой прокат можно зарегистрировать как ИП . Если же владельцев бизнеса несколько, то имеет смысл открыть ООО. Но в этом случае нужно быть готовым к более строгой проверке регистрационных документов. К тому же, ООО имеют определенные требования к проведению кассовых операций. Бухгалтерский учет для таких фирм тоже более сложен, чем у ИП, которые и вовсе могут освобождаться от учета.
  2. Выбор кода ОКВЭД. Тут достаточно выбрать из нового справочника 2017 года код 77.11 - «Аренда и лизинг легковых автомобилей и легких автотранспортных средств» . Его необходимо указать при подаче заявления на регистрацию. Указанный код позволяет сдавать в аренду автомобили, как с водителем, так и без него.
  3. Выбор режима налогообложения. Тут есть три доступных варианта - УСН «доходы», УСН «доходы минус расходы» и ПСН. При покупке автомобилей лучше выбирать первую схему. А вот при приобретении машин в лизинг выгоднее будет вариант уплаты налогов от разницы между доходами и расходами. В этом случае лизинговые платежи можно будет принять к учету и уменьшить на их сумму налогооблагаемую базу.

Целесообразность приобретения патента нужно определять самостоятельно. Стоимость его в каждом регионе своя. Перед покупкой патента стоит произвести расчет его цены, предполагаемой прибыли и налога, который пришлось бы платить на УСН.

Важно определить каналы продвижения своего бизнеса. Все чаще люди стараются создать собственный сайт. Такое решение целесообразно для крупных компаний или прокатов, расположенных в больших или курортных городах. А вот в более мелких населенных пунктах этот вариант может не принести должного эффекта.

Поэтому имеет смысл озаботиться размещением рекламы в местных газетах. Можно развесить объявления вблизи крупных общежитий, гостиниц, около вокзалов.При выборе газет для размещения объявлений лучше отдавать предпочтение тем из них, которые еженедельно разносят по почтовым ящикам.

Дополнительно стоит внести организацию в отраслевой справочник своего города. Так люди смогут быстро найти, где можно взять в прокат автомобиль.

Минимизация возможных рисков

Чтобы дело оказалось прибыльным, нужно учесть возможные опасности и минимизировать риск их наступления. Особенно важно решить следующие вопросы:

  • Возрастная группа . Можно ограничить минимальный возраст или необходимый водительский стаж.
  • Лимит суточного пробега . Это позволит исключить вероятность аренды машины таксистами. Для таких категорий клиентов можно предусмотреть повышенную стоимость на услуги.
  • Риск кражи, повреждений машины . Важно определить размер залога. Суть заключается в получении некой суммы (обычно, порядка 5 000 - 10 000 рублей). Возврат ее осуществляется только после приемки автомобиля. Можно пойти и другим путем - увеличить стоимость проката без залога, например, на 15 - 25%.
  • Неуплата штрафа . Чтобы клиент взял на себя обязательства по уплате штрафа, соответствующий пункт нужно предусмотреть в договоре. Еще лучше, если за несвоевременный платеж будет предусмотрена серьезная неустойка.

Финансовые результаты

Если предприниматель откроет прокат с 100 машинами, то в число первоначальных расходов будет включена стоимость автомобилей, GPS-навигаторов, видеорегистраторов и прочей атрибутики. Незначительные расходы будут связаны с рекламой, закупкой оргтехники и регистрацией бизнеса. Всего понадобится не меньше 6 000 000 рублей.

Сумма расходов за один год будет включать в себя следующие статьи затрат:

  • страховка - 600 000 рублей;
  • реклама - 50 000 рублей;
  • ремонт, ТО, мойка авто, стоянка - 550 000 рублей;
  • аренда офисного помещения - 100 000 рублей;
  • заработная плата работникам (включая страховые платежи) - 900 000 рублей;
  • решение юридических вопросов и споров (без юриста будет не обойтись) - 200 000 рублей.

Итого: 2 400 000 рублей.

Если предположить, что 300 дней в году будет использоваться 60% машин, то средний размер дохода составит (2 500 рублей - стоимость проката в сутки) 4 500 000 рублей. С учетом затрат прибыль будет равна 2 100 000 рублей в год. Получается, рентабельность составляет порядка 40 - 50% даже при неполной нагрузке на автопарк. Окупить свои расходы получится только через 3 года.

Автомобиль в России, как и во всем цивилизованном мире, давно стал просто транспортным средством, необходимым инструментом для решения, как личных, так и деловых задач. Однако в отличие от других необходимых вещей таких, например, как мобильный гаджет, автомобиль не всегда бывает под рукой особенно в различных путешествиях, командировках. Для решения этой проблемы существует целая индустрия проката автомобилей, оборот которой в мире составляет миллиарды долларов.

В основу концепции создания бизнеса по предоставлению услуг автопроката (аренды автотранспорта) положены следующие: фундаментальные экономические и социальные факторы:

  • рынок автоаренды в России недооценен по сравнению с его аналогом в Европе, как минимум, в несколько десятков раз. Так, сейчас на рынке автопроката в России используется примерно 50-70 тысяч единиц автотранспорта, в то время как в европейских странах эта цифра имеет значение порядка 2 млн. авто. Т.е. потенциал роста рынка автоаренды в нашей стране имеет неплохие перспективы, что, в частности, доказано его темпами расширения - по 15-20% в год.
  • начиная с 2014-2015 гг. в России наметилась четкая тенденция роста интереса российских граждан и иностранных туристов к маршрутам и путешествиям по бескрайним просторам страны. Это выражено всплеском автомобильного туризма, как по традиционным российским туристическим кластерам - столичные города, южные курорты, так и расширения географии автомобильного туризма вплоть до Камчатки, Чукотки, Якутии, Приморского края и Сахалина. Это тенденция повлекла за собой рост рынка аренды специального туристического автотранспорта - в первую очередь внедорожники, джипы, а также транспорта для встречи туристов, трансфера из аэропортов и т.п.
  • появление новых информационных технологий позволяет выйти на рынок таким новым форматам предоставления услуг автоаренды, как каршеринг. Такой тип услуги может стать не только конкурирующим бизнесом для традиционных автомобильных рантье, но и частью их бизнес-схемы. Например, можно временно простаивающий транспорт сдавать на условиях краткосрочной аренды или открыть отдельный каршеринговый бизнес на имеющейся материальной базе.

Ко всем перечисленным факторам также следует добавить, что кроме роста услуг по ренте пассажирских автомобилей, существенно растет парк арендуемой специальной автомобильной техники - начиная от грузовых машин и заканчивая автокранами, автовышками, экскаваторами и даже снегоуборочной, ремонтной, дорожной и коммунальной техникой.

Срок окупаемости составляет 27 месяцев.

Первоначальные вложения будут равны 11 220 000 руб.

Точка безубыточности достигается на 3 месяц работы автопрокатной фирмы.

Средняя ежемесячная прибыль 421 254 рублей в месяц.

2. Описание бизнеса, продукта или услуги

Основной услугой компании, рассматриваемой в рамках данного бизнес-плана является предоставление в аренду автомобилей без водителя. В качестве предлагаемых для клиентов автомашин планируется использовать три основных типа:

1. Автомобили представительского класса - «Мерседес».

2. Автомобили среднего класса - типа «Тойота Камри» и «Фольксваген Поло»

3. Автомобили общего пользовательского класса - типа «Киа Рио».

Базовая тарификация услуг - посуточно.

Тарифные ставки проката имеют следующий вид.

1. «Toyota Camry» - 7000-8000 руб. в сутки

2. «Mercedes» - 15 000 руб. сутки

3. «Solaris» - 3000 руб. в сутки

4. «Kia Rio» - 2800 руб. в сутки

5. «Polo» - 3200 руб. в сутки.

При расчете общей схемы дохода применяется средний оптимальный вариант загрузки автопарка - 75 %,

В качестве дополнительных услуг корпоративным клиентам будут предлагаться услуги по индивидуальному заказу - в частности, доставка в гостиницу из аэропорта и обратно, сопровождение каких-либо частных или корпоративных мероприятий. Базовая ставка тарифа индивидуального трансфера - 3000 руб/час.

Сильные стороны проекта:

Слабые стороны проекта:

  • постоянный растущий спрос на аренду;
  • большой выбор каналов продаж и поставок услуг;
  • быстрая адаптация к быстро меняющемуся рынку;
  • возможность формирования индивидуального подхода к запросам корпоративных клиентов по ассортименту услуг и их объему.
  • конкуренция со стороны локальных бизнесов, сетевых автопрокатных корпораций;
  • некачественная работа персонала, нарушения технологического регламента обслуживания авто;
  • риски частого повреждения и выхода из строя автомобилей;

Возможности проекта:

Угрозы проекта:

  • расширение бизнеса за счет увеличения линейки сдаваемого в аренду автопарка, предоставление водителей, гидов- переводчиков;
  • возможность работы с корпоративными клиентами;
  • возможность создания сопутствующих видов бизнеса - например, автокемпинг, организация автотуров;
  • относительно высокая конкуренция на рынке;
  • повышение цен на автомобильные запчасти и топливо;
  • Повышение арендной платы или расторжение договора аренды места автостоянки, офиса;
  • Снижение покупательной способности, как населения, так и коммерческого сектора, общее снижение спроса на услуги аренды автомобилей.

3. Описание рынка сбыта

Для того, чтобы полностью реализовать концепцию и практическую схему бизнес-плана компании по прокату автомобилей, как минимум, необходимо знать основные характеристики рынка, на котором придется оказывать услуги.

К таким базовым характеристикам рынка автомобильного проката в России относятся следующие типы данных:

1. Объем рынка автопроката, его динамика и региональная специфика .

Российский рынок проката автомобилей берет свое начало в самом начале 2000-х гг.

За более чем 15 летний период рынок проката автомобилей превратился из узко сегментированной ниши, ориентированной на состоятельных клиентов г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, в развитую сеть специализированных сервисных фирм, как отечественных брендов, так и компаний, работающих по франчайзинговым договорам иностранных прокатных корпораций во многих городах страны.

На текущий момент общий объем рынка услуг автопроката составляет не менее 150 - 200 млн. долларов в год. Причем динамика развития этого сегмента транспортных услуг растет последние несколько лет темпами не ниже 15-20%. Такие темпы обусловлены тем, что рынок пока еще имеет небольшую капитализацию, и сказывается, как говорят специалисты, эффект низкой базы. Т.е. это ситуация, когда даже в крупных российских городах работает не более десятка прокатных фирм, имеющих парк более 10-20 машин, каждая. Общая же оценка парка автомобилей в России, работающих в сфере автопроката, составляет пока не более 50-70 тысяч автомобилей, что в десятки раз меньше чем, например, в Европе, где прокатный парк составляет не менее 2 млн. единиц автотранспорта.

Спецификой рынка автопроката в России является и тот факт, что географическая концентрация компаний, оказывающих подобные услуги, в основном сосредоточена в Москве и г. Санкт-Петербурге (почти 70% рынка), а также в традиционных туристических регионах - Краснодарский край, Сочи, районах, прилегающих к туристическим кластерам: Байкал, Алтайский край, Камчатка, Приморский край. Здесь надо отметить, что в регионах, где в основном туризм представлен как экологический (природный), сектор спроса на услуги аренды сконцентрирован на предоставлении в прокат автомобилей высокой проходимости - джипы, а также сервис автокемпинга (включая аренду автодомов).

2. Структура рынка. Структура рынка проката автомобилей строится на основных категориях клиентов. Это люди, ездящие в деловые командировки, туристы, корпоративные клиенты. Большую долю занимают клиенты, у которых нет своего автомобиля в данный момент, и туристы.

Поскольку рынок автопроката в России пока еще слабо развит, он имеет сильно сегментированный характер. Т.е. нет пока что достаточного количества сильных игроков, способных как-кто структурировать и окончательно сформировать рынок. На рынках автопроката, особенно региональных, есть большое количество мелких игроков, которые либо работают на очень узкий сегмент клиентов, либо оказывают услугу автопроката как дополнительную (это больше всего относится к гостиницам, туристическим базам и кемпингам).

Кроме того, во многих крупных городах России активно стали появляться представительства мировых автопрокатных компаний, таких, например, как Avis, Herz, Europcar, Rental Cars, Сar Booking и других. Наиболее востребованные услуги - аренда автомобиля без водителя в деловых и личных целях, в т. ч. с выездом за границу, а также аренда представительских машин с водителем.

Здесь также надо отметить, что все большую конкуренцию стандартному формату проката автомобилей представляют каршеринговые компании, которые могут в то же время являться и обычными прокатными фирмами, активно диверсифицирующими свой бизнес. Например, если принять в расчет данные исследований, проведенных аналитиками банка Морган Стенли, то к 2030 году каршеринг займет минимум 25% всего рынка автопроката.

В качестве наглядного примера можно привести статистику по г. Москве - в системе столичного каршеринга уже зарегистрировались более 280 тыс. абонентов. Количество поездок с сентября 2015 года превысило 1,3 млн. Каждым прокатным автомобилем в среднем пользуется 8 клиентов за период 24 часа. По данным аналитического агентства «Делимобиль», средняя продолжительность пути составляет 37 минут.

Таким образом, можно сделать вывод, что постепенно прокатный бизнес будет смещаться в сторону применения комбинированной бизнес-схемы, как органичного сочетания традиционного формата предоставления автомобиля в аренду, так и использования каршеринговых схем предоставления услуг клиентам.

К этому также следует добавить, что сфера услуг автопроката в России будет в немалой степени расширяться за счет увеличения потока внутреннего туризма, где лидирующее место будет занимать именно автотуризм, сочетая в себе, как предоставление автотранспорта в аренду, так и услуг гостеприимства, сопровождение групп туристов гидами и инструкторами.

4. Продажи и маркетинг

5. План производства

6. Организационная структура

7. Финансовый план

8. Факторы риска

Рынок проката автомобилей в России относительно молод, и ему еще далеко до полного насыщения и появления настоящих крупных игроков и жесткой конкуренции. Тем не менее, существует ряд рисков, которыми не стоит пренебрегать при открытии фирмы по прокату автомобилей. Среди таких рисков в первую очередь следует отметить следующие негативные факторы:

  • рыночные риски, которые связаны с такими неблагоприятными экономическими условиями, как снижение потребительской активности среди групп потенциальных клиентов, экономические кризисы, уменьшение потока туристов как внутри страны, так и прибывающих из других стран. Способов нейтрализации таких рисков немного и они весьма ограничены. Можно использовать, например варианты работы с малобюджетным автопарком, или простаивающие автомобили задействовать частично для оказания таксомоторных услуг;
  • конкуренция со стороны новых сервисных транспортных технологий. Особенно это касается таких форматов как каршеринг, где идет фактически распределение времени пользования автомобилями по минутам. Также часть конкуренции приходится на такие сервисы как Uber или Яндекс.Такси, которые в некоторой степени будут перехватывать часть клиентов фирмы по прокату авто. Единственной эффективной мерой противодействия подобным рискам - это целенаправленная работа с определенными группами клиентов, например - это постояльцы гостиниц, туристические группы, свадебные кортежи или сопровождение различных праздничных или официальных мероприятий (эвент-индустрия)
  • автопрокатный бизнес характеризуется высокой капиталоемкостью, финансовый порог входа на него достаточно высок. Кроме этого, и техническое содержание, обслуживание автопарка, и его юридическое сопровождение (страхование, уплата налогов) тоже стоит значительных средств (почти 25% от объема оборота капитала компании). Поэтому существует риск, что при значительном повышении цен на бензин, запчасти или автомобильное страхование, может заметно и одномоментно снизиться операционная прибыль компании. Для предотвращения подобных рисков, следует иметь определенный финансовый резерв и вовремя восполнять потери прибыли (не доводя дело до банкротства бизнеса) до тех пор, пока бизнес и клиенты не адаптируются к новой экономической реальности.

Кроме этих системных рисков также не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что уже на горизонте появляются более серьезные конкуренты - беспилотные автомобили и такси. И пусть это пока еще дело будущего, все же в перспективе нескольких лет в крупных городах России можно ожидать появления первых компаний, оказывающих услуги проката беспилотных авто с помощью современных информационных технологий.