Расположение скоростей на т 40. Управление трактором

Т-40 – трактор на колесном ходу, предназначенный для эксплуатации в сельскохозяйственной и дорожной сфере. Тяговый класс 0,9. Производитель – Липецкий тракторный завод. Период выпуска – 1961-1995 год. Сейчас трактора сняты с производства, но по-прежнему находятся в эксплуатации. Причины долгого срока службы – долговечность конструкции, универсальность и оптимальные условия для ремонта: все запасные части доступны.

Характеристики Т-40

Назначение : ➤ пахота; ➤ обработка полевых культур; ➤ кошение; ➤ уборка сена, стогование; ➤ расчистка снега; ➤ бульдозерные и транспортные работы. Эксплуатационные особенности : ➤ высокая проходимость; ➤ хорошая маневренность (благодаря реверсивной трансмиссии весь функционал машины доступен на заднем ходу); ➤ регулируемая колея и просвет; ➤ два вала отбора мощности; ➤ различные варианты установки колес в зависимости от конкретного назначения.

Технические характеристики

➤ Мощность: 37 и 50 л.с. ➤ Диапазон скоростей: 1,6 – 27 км в час. ➤ Конструктивная масса: 2,3-2,6 т.

Число передач: 7. Тяговое усилие: 1-я передача – 1100; 2-я – 990; 3-я – 800; 4-я – 640. Габариты базовой модели: Длина – 366 см; Ширина – не более 210; Высота – не более 253 см.

Двигатель трактора Т-40

Производство – Владимирский тракторный завод. Базовая версия машины (Т-40 оснащена) двигателем Д-37 (производительность – 37 л.с., 27 кВт). Ее аналог Т-40М имеет двигатель Д-144 (50 л.с., 37 кВт). ➤ Тип: дизельный ➤ Количество цилиндров: 4 ➤ Объем: 4,15 л ➤ Диаметр цилиндра: 10,5 см ➤ Ход поршня: 12,0 см ➤ Частота: 1500 (37) и 1800 (50) об. в минуту ➤ Крутящий момент: 192 и 205 ➤ Удельный расход при экспл. мощности: не более 246/248 граммов на киловатт-час ➤ Запуск: электростартер, бензиновый ПД8 ➤ Тип охлаждения: воздушный Что же касается расхода топлива, то все зависит от нагрузки на двигатель, а также от того, какие работы трактор выполняет. Так, например, номинальная норма составляет 7,2 л./час.

Устройство

На полураме размещен мотор, жестко соединенный с коробкой передач, имеется и задний мост. Полурама соединена с картером дизеля эластичными прокладками. Является несущей частью конструкции и выполняет функцию амортизатора при движении по неровной местности. Конический редуктор размещен за муфтой сцепления, валы КПП расположены поперечно. Муфта сдвоенная: главная совмещена с муфтой отбора мощности. Сзади располагаются привод и блок управления обоих валов (заднего и бокового). Валы могут работать и синхронно, и независимо. Рулевая колонка трактора при помощи карданного вала на гидроуселитель руля с рулевого колеса через сошку передает движение и тем самым обеспечивает поворот направляющих в нужном направлении. Генератор т-40 выполнен по типу трехфазной бесконтактной электромашины. Имеет одностороннее электромагнитное возбуждение, регуляторы напряжения и встроенные выпрямители.

Трансмиссия

➤ Механическая, реверсивная. ➤ коробка передач – четырехходовая, 8 скоростей, реверс, блокиратор. Расположение валов поперечное; ➤ дифференциал – закрытый, двухсателлитный с принудительной блокировкой; ➤ переключение передач; ➤ главная передача: шестерни прямозубые цилиндрические; ➤ центральная: шестерни спиральные конические.

Допускается установка ходоуменьшителя (если скорость работы трактора намного ниже скорости его движения).

Гидросистема трактора т-40

Гидравлика трактора т-40 имеет следующие характеристики: ➤ Гидроусилитель гидромеханический. ➤ Гидрораспределитель четырехпозиционный трехзолотниковый. Размещение на задней стенке аккумуляторного блока. ➤ Основной цилиндр 9 см. Ход поршня до 20 см, регулировка гидромеханическая. ➤ Выносной цилиндр 5,5-7,5 см. ➤ Масляный насос шестеренный. Размещение перед дизелем. ➤ Гидробак. Размещен на кронштейне гидроусилителя. ➤ Механизм навески – задняя часть блока трансмиссии. ➤ Подсоединение сельхозорудий – трехточечное. ➤ Соединительные шланги.

Схема гидросистемы трактора Т-40

1 -гидробак; 2 - насос; 3 - клапан деления потока; 4 - золотник; 5 - пружина золотника; 6 - фильтр; 7 - гидроусилитель руля; 8 - гидрораспределитель; 9 - основной гидроцилиндр; 10 - выносные гидроцилиндры Гидросистема трактора Т-40 состоит из шестеренного насоса 2 , клапана 3 деления потока, гидробака 1 с фильтром, гидроусилителя 7 руля, гидрораспределителя 8 , основного и выносных гидроцилиндров, запорных устройств разрывных муфт, трубопроводов и шлангов. Масло из гидробака 1 поступает к шестеренному насосу 2 , который нагнетает его в клапан 3 деления потока. Клапан делит поток масла на две части: одна поступает в гидрораспределитель 8 гидронавесной системы, другая - в гидроусилитель руля 7 . Гидрораспределитель направляет поток масла либо в гидробак по сливному маслопроводу, либо в гидроцилиндр 9 , либо через боковые или задние выводы непосредственно к гидроприводу сельскохозяйственной машины.

Колеса

У больших задних колес жесткая подвеска, у передних (с малым диаметром) – пружинная. Протектор на резине - «елочка». Варианты установки колес: ➤ задние с меньшей шириной; ➤ удвоенные; ➤ «наизнанку», асимметричная дисковая плоскость (при большой крутизне склона).

Силовая установка

Двигатель трактора имеет относительно простую конструкцию. Силовая установка расположена на полураме, которая жестко соединена с картером. Комплектующий агрегат имеет четырехтактное дизельное исполнение. Двигатель оснащается четырьмя цилиндрами. В зависимости от модификации Т-40 может комплектоваться двигателем Д-37 или Д-144, номинальный силовой потенциал которых составляет 37 и 50 л.с. соответственно. Запуск установки осуществляется посредством электрического стартера. Такой двигатель с опцией воздушного охлаждения не имеет блока-картера. Его цилиндры имеют съемное исполнение. Наличие радиаторных ребер способствует улучшению теплоотводности. Цилиндры двигателя расположены в ряд. Тепловые нагрузки на масло такого мотора несколько выше, чем в автомобильной вариации устройства, поэтому возникает необходимость в его качественном охлаждении. Следует заметить, что с такой задачей конструкторы справились не очень хорошо.

Наличие специальных радиаторов масляного типа позволяет дополнительно охлаждать силовую работу, благодаря чему можно говорить об эффективности работы двигателя в любых условиях.

Достоинства и недостатки трактора Т-40

Плюсы: Высокая проходимость на любом грунте. Легкость маневрирования на любой скорости. Весь функционал трактора доступен на заднем ходу. Легкость управления. Универсальность: возможность комплектации навесным оборудованием для машин других типов (Т-25, «Беларусь»). Отсутствие проблем с запчастями и техническим обслуживанием. Надежность, долговечность. Рулевое управление трактора оснащено гидроусилителем руля.

Минусы: Основной недостаток трактора – воздушное охлаждение мотора. Из-за него возникают эксплуатационные сложности: Охлаждение недостаточно эффективно в жару. Осложнен прогрев двигателя перед запуском в зимний период. Отсутствие подогрева и кондиционирования в водительской кабине, из-за чего работа в жару и в холод становится некомфортной.

Модификации

С двигателем Д-37

У базовой модели задний привод. Ее модификации выполнены с полным приводом: ➤ Т-40А – наличие переднего моста. Передний привод подключается автоматически в соответствии с условиями движения; ➤ Т-40АН – трактор адаптирован для работы на крутом склоне, высота и дорожный просвет меньше базовой версии; ➤ Т-50А – промышленная модификация, адаптирована под одноковшовый погрузчик.

С двигателем Д-144

У Т-40М задний привод, у модификаций – полный: ➤ Т-40АМ – отличие от Т-40М – передний мост с приводом; ➤ Т-40АНМ – мощный аналог Т-40АН: уменьшенный дорожный просвет для работы на крутом склоне (до 20 градусов), меньшая высота, большая устойчивость; ➤ Т-40АП – промышленная модель, адаптирована для работы с дорожной техникой.

Газораспределительный механизм у двигателя трактора Т-40 время от времени нуждается в проверке и максимально точной регулировке клапанов, которая обычно выполняется не в ремонтном, а в рабочем порядке самим оператором машины. По техническим правилам подобная регулировка должна проходить каждые 480 ч работы трактора. Принцип работы Механизм газораспределения работает следующим образом. Шестерня коленчатого вала через шестерню распредвала и промежуточную шестерню приводит во вращение распределительный вал, который вращаясь, поднимает своими кулачками толкатели и через коромысла и штанги открывает выпускные и впускные клапаны. При дальнейшем вращении распредвала, выступ кулачка отходит от толкателя и под воздействием пружин клапан закрывается. Штанга, толкатель и коромысло возвращаются в первоначальное положение. Далее цикл вновь повторяется в соответствии с фазами газораспределения. Для того, чтобы механизм газораспределения функционировал синхронно с системой топливоподачи, шестерни распредвала - топливного насоса и промежуточную, необходимо устанавливать в соответствии с метками, нанесенные на шестерни.

Регулировка клапанов Т-40

1 - блок-картер; 2 - распределительный вал; 3 - толкатель клапана; 4, 9 - уплотнительные кольца; 5 - валик декомпрессора; 6 - рычаг; 7 - рейка; 8 - направляющая втулка толкателя; 10, 18, 20 - пружины; 11 - планка; 12 - крышка клапанов; 13 - регулировочный винт; 14 - коромысло клапана; 15 - штанга толкателя; 16 - кожух штанги; 17 - тарелка клапана; 19 - сухарь клапана; 21 - клапаны; 22 - седло клапана; 23 - поршень; 24 - шестерня распределительного вала; 25 - промежуточная шестерня распределения; 26 - шестерня привода насоса гидросистемы; 27 - шестерня привода топливного насоса; 28 - шестерня коленчатого вала; 29 - шестерня ведущая привода масляного насоса; 30 - шестерня ведомая привода масляного насоса. Техническое обслуживание механизма газораспределения заключается в проверке и регулировки зазоров клапанов, обеспечении нормальной смазки деталей распределительного вала и плотности прилегания клапанов к своим седлам. Рекомендуется через каждые 480 часов работы дизеля проверять и при необходимости регулировать зазор между торцами стержней клапанов и бойками коромысел. На не прогретом двигателе зазор клапанов Т-40 должен составлять 0,3 мм (впускного и выпускного).

Как отрегулировать клапана Т-40

Перед начало регулировки зазоров снимите клин заднего кардана и, передвигая вал вместе с рулем на себя, освободите кардан и отведите его в сторону. Для регулировки зазора ослабьте контргайку регулировочного винта на коромысле и, откручивая или закручивая винт, установите необходимый зазор используя щуп, после этого крепко затяните контргайку и снова замерьте зазор, поворачивая штангу толкателя. Клапана необходимо регулировать только на холодном двигателе. Порядок регулировки клапанов соответствует порядку работы двигателя - 1-3-4-2. При помощи метки в.м.т. и указателя на шкиве привода вентилятора, установите поршень первого цилиндра в положение конца такта сжатия, при этом закройте выпускной и впускной клапаны, а далее для регулировки клапанов следующих цилиндров поверните коленвал при помощи ключа на? оборота по часовой стрелки. При умеренной эксплуатации двигателя, клапаны длительное время сохраняют герметичность. Для предотвращения обрыва клапанов по выточке и выпадания сухариков - не разбивайте пары сухариков при демонтаже механизма клапанов. При замене шестерен распределения вводите их в зацепление соответственно нанесенным на них меткам.

Декомпрессор трактора Т-40

Декомпрессор необходим для облегчения запуска холодного двигателя, а также для экстренной остановки дизеля. Механизм состоит из четырех рычагов и рейки, шарнирно соединенных с рейкой. Рычаги жестко связаны с валиками, фрезированные концы которых входят в проточки толкателей впускных клапанов. При перемещении рейки поворачиваются рычаги с валиками, поднимающие толкатели, а те через коромысла и штанги открывают впускные клапаны.

Как завести Т-40 при помощи пускача

Смажьте кривошипно-шатунный мехнизм (КШМ) пускача. Для этого необходимо приоткрыть воздушную заслонку карбюратора и прокрутить коленвал пускового агрегата стартером на 2-3 секунды. Далее, не включая стартер, включите зажигание и откройте заслонку, переместив рычаг управления вперед. При запуске двигателя время работы стартера не должно превышать 15-ти секунд. Если пусковой агрегат не завелся - повторите операцию через минуту. Если после 3-4 попыток пускач так и не завелся, убедитесь в том, что рычаг кпп находится в нейтральном положении; проверьте систему питания и зажигания. После того, как пусковой агрегат завелся - отпустите рычаг включения стартера. Пусковой агрегат необходимо прогреть в течении 2-3 минут, давая ему работать сначала на минимальных оборотах, а потом довести до номинальной частоты вращения. Частоту вращения вала пускача изменяют положением воздушной заслонки при помощи тяги. После того, как пусковой агрегат прогрелся - остановите его и введите в зацепление ведущую шестерню редуктора с венцом маховика двигателя Т-40, нажав ногой на педаль. Выключите сцепление редуктора. Запустите пускач и установите максимальную частоту вращения; включите свечу накаливания рукояткой включателя. После того, как контрольный элемент накалится, плавно включите муфту сцепления пускового агрегата. Прокрутив двигатель в течении 3-5 секунд, включите компрессию. Как только появятся первые вспышки, когда двигатель начнет набирать обороты, включите стартерную шестерню, убрав ногу с педали и заглушите пусковой агрегат кнопкой выключения зажигания. Закройте краник топливного бака пускового агрегата. Время работы пускача на полных оборотах не должно превышать 15 минут. Превышение по времени может вызвать его перегрев и выход из строя. Запрещается заводить пусковой агрегат без предварительного отсоединения от двигателя. Также трактор Т-40 можно завести при помощи шморгалки (ручной стартер). Для этого ее надо закрепить на маховике пускача и включить декомпрессор. Горячий двигатель заводят без включения декомпрессора. Сразу же после того, как заведется двигатель, включите гидронасос. Проверьте показания контрольных приборов. Двигатель прогревается в течении 2-3 минут на номинальных оборотах коленчатого вала.

И приборы, которые контролируют электрооборудование и работу двигателя находятся в кабине и размещены перед трактористом.

Рычаг реверса может находится в двух положениях — верхнем и нижним, при наличии ходоуменьшителя рычаг имеет три положения: нижнее — семь передач движения передним ходом и одна передача заднего хода; среднее положение — реверс (семь скоростей для движения задним ходом и одна передним); верхнее — ходоуменьшитель. При помощи рычага переключения передач перемещают шестерни в коробке передач.

При нажатии на педаль включения шестерни механизма передачи редуктора пускового агрегата шестерня входит в зацепление с венцом маховика. При нажатии на педаль сцепления вниз, муфта главного сцепления выключается, при отпускании педали — муфта включается автоматически под действием пружины. Педаль сцепления нужно выжимать для включения синхронного привода ВОМ, реверса и включения передач.

Механизм блокировки задних колес включается нажатием на педаль блокировки дифференциала (при выключенной муфте сцепления), при отпускании педали механизм блокировки выключается автоматически.

Рычаг включения бокового вала отбора мощности (при его наличии) может принимать три положения. Рабочие положения рычага включения заднего вала отбора мощности смотрите на изображении. Педаль сцепления ВОМ используется для выключения независимого привода вала отбора мощности.

Количество воздуха, поступающего в камеру сгорания, регулируется путем перемещения тяги управления воздушной заслонкой карбюратора пускового агрегата. При перемещении тяги на себя — уменьшается подача воздуха и наоборот. Стартер пускового агрегата включается включателем.

1 — рычаг реверса; 2 — рычаг переключения передач; 3 — педаль муфты главного сцепления; 4 — рычаг включения бокового вала отбора мощности; 5 — педаль муфты вала отбора мощности; 6 — тяга управления воздушной заслонкой карбюратора пускового агрегата; 7 — включатель стартера пускового агрегата; 8 — включатель свечи накаливания; 9 — включатель «массы»; 10 — кнопка теплового предохранителя; 11 — указатель давления масла; 12 — указатель тока; 13 — лампа освещения щитка приборов; 14 — контрольная лампа включателя «массы»; 15 — указатель давления воздуха; 16 — рычаг муфты сцепления редуктора пускового агрегата; 17 — рычаг ручного управления подачей топлива; 18 — указатель температуры масла; 19 — контрольный элемент; 20 — включатель света задних фар; 21 — рукоятки управления гидроцилиндрами; 22 — контрольная лампа указателей поворота; 23 — рулевое колесо; 24 — центральный переключатель света; 25 — переключатель указателей поворота; 26 — контрольная лампа дальнего света; 27 — включатель звукового сигнала; 28 — кнопка остановки пускового агрегата; 29 —переключатель света передних фар; 30 — педаль включения шестерни механизма передачи редуктора пускового агрегата; 31 — рычаг декомпрессионного механизма; 32 — рычаг включения заднего вала отбора мощности; 33 — соединительная планка тормозных педалей; 34 и 37 — тормозные педали; 35 — педаль блокировки дифференциала; 36 — защелка горного тормоза; 38 — педаль ножного управления подачей топлива.

Если переместить на себя рычаг муфты сцепления механизма пускового агрегата — муфта выключится. При нажатии на кнопку остановки пускового агрегата выключается его зажигание магнето.

Путем поворота ключа по часовой стрелки включается включатель свечи накаливания. Включатель массы аккумуляторов включается нажатием на кнопку; для ее выключения необходимо нажать расположенную сверху кнопку. При коротком замыкании электрическая сеть трактора размыкается тепловым предохранителем. Для освещения панели приборов используется лампа.

Крайнее верхнее положение рычага ручного управления подачи топлива соответствует нулевой подаче топлива; при опускании рычага в нижнее положение — подача топлива увеличивается. Увеличить подачу топливо можно также при помощи ножной педали «газа».

Гидроцилиндрами управляют при помощи рукояток гидрораспределителя: левая и правая рукоятки управляют определенными выносными гидроцилиндрами, средняя — основным гидроцилиндром.

При нажатии на педали тормозов трактор начинает торможение. С помощью соединительной планки осуществляется блокировка педалей для одновременного притормаживания левым и правым тормозами. Защелка горного тормоза фиксирует педали в состоянии торможения. При нажатии на педали тормоза защелка возвращается в исходное положение. Тракторный прицеп тормозят путем нажатия на сблокированные педали тормозов. Рулевое колесо используется для совершения поворотов трактором.

Для включения габаритных огней, передних фар и ламп освещения панели приборов используется центральный переключатель. Он имеет три положения:

1 - «выключено» - кнопка полностью перемещена в сторону щитка;

2 — кнопка выдвинута до половины (до щелчка) — включены лампы освещения панели приборов, габаритные огни и освещение номерного знака;

3 — кнопка передвинута полностью — включены передние фары и все потребители положения 2. В данном положении можно переключать дальность света фар. О включенном дальнем свете сигнализирует контрольная лампа.

Для включения освещения задними фарами используется включатель. Для включения указателей поворотов необходимо переместить ручку влево или вправо, соответственно направлению поворота, при этом будет мигать контрольная лампа.

Звуковой сигнал подается нажатием на кнопку включения сигнала. При крайнем нижнем положении рычага декомпрессора компрессия включена, при верхнем — выключена.

1 — ручка ручного стартера; 2 — кнопка-утопитель поплавка карбюратора; 3 — рычаг дроссельной заслонки; 4 — ручка проходного вентиля.


Панель приборов трактора Т-40

Контрольная лампа включателя «массы» оснащенная рассеивателем красного цвета. Если генератор исправен, то лампа загорается перед пуском двигателя и тухнет после того, как двигатель заведется. По данной лампе не контролируется зарядка аккумуляторов.

Контрольная лампа с рассеивателем зеленого цвета оповещает о включении указателей поворотов и мигает с частотой 60-120 включений в минуту. В случае перегорании одной из ламп в указателях поворота, частота включений увеличивается, а при выходе из строя всех ламп — контрольная лампа не горит.

В механизме управления этого трактора установлен гидравлический усилитель, предназначенный для облегчения поворота направляющих колес. Оп помещен между валом 13 (рис. 69), соединенным с рулевым колесом карданной передачей, и валом 5 рулевой сошки.

В корпусе 3 гидроусилителя расположен поршень 4, на одной стороне которого нанесены зубья в виде зубчатой рейки, а на другой помещено золотниковое устройство. В сквозное отверстие Поршня вставлен вал 13, передней опорой которого служит подшипник 1. Вал имеет левую резьбу, на которую навинчены гайки - передняя 2 и задняя 7. Два золотника 18 и 21 отжимаются в разные стороны пружиной 19 (причем с внешних сторон они поджаты регулировочными винтами 17 и 22). Масло подводится под давлением от насоса гидравлической навесной системы в канал 20, откуда перетекает через каналы золотников в зазор между гайками 2 и 7 и поршнем 4 и далее по сверлениям поршня в полость сектора рулевой сошки и через отверстие 6 по маслопроводу поступает на слив в бак гидросистемы.

От положения золотников 18 и 21 зависит направление потока масла: либо по обе стороны поршня, что соответствует неизменному положению сектора.рулевой сошки, либо только на одну сторону поршня, что соответствует повороту сектора, а значит, и направляющих колес трактора. В положении, показанном на, рисунке, масло под давлением поступает в наппавлении гайки 2. так как золотник 21 открыл проход маслу в переднюю полость поршня. Положение золотников изменяется при воздействии на рулевое колесо. При вращении его вал 13 вращается, что вызывает продольное перемещение гаек 2 и 7 вместе с винтами 17 и 22, упирающимися в золотники 18 и 21.

Перемещаясь, золотники с одной стороны закрывают проход маслу, а с другой- открывают проход, поэтому масло давит только на одну сторону поршня, смещая его вдоль вала 13. Благодаря зацеплению поршня с сектором, закрепленным на валу 5, рулевая сошка поворачивается, вызывая поворот направляющих колес. При неподвижном рулевом колесе проход маслу открыт с обеих сторон и поршень остается неподвияшым.

В корпусе 16 усилителя расположен имитатор, предназначенный для создания некоторого сопротивления вращению рулевого колеса, необходимого трактористу для ощущения поворота. Имитатор состоит из поршня 9, поджатого пружиной 10 к задней крышке 8 корпуса усилителя. Оба конца штифта 14 входят в пазы поршня, благодаря чему поршень поворачивается вместе с валом 13. Для усиления действия имитатора в полость наружной проточки поршня подводится под давлением масло через канал 15.

В гидравлическом усилителе регулируют:

  1. зазор в зацеплении поршня 4 с сектором вала 5 рулевой сошки;
  2. положения золотников 18 и 21;
  3. сопротивление имитатора;
  4. давление срабатывания предохранительного клапана 30.

Зазор в зацеплении характеризуется свободным ходом рулевого колеса. При нормальном зацеплении свободного хода может не быть или он не будет превышать 5° при работающем усилителе. Если же усилитель отключен, то свободный ход может достигать 25-30°. Для регулирования зазора в зацеплении служит упорный винт 23 рулевой сошки. При проведении операции ставят направляющие колеса в положение прямолинейного движения трактора, отвертывают колпачок 25 и, завернув винт 23 до упора, отвинчивают его затем на ’/в - 1/в оборота. В таком положении винт контрят колпачком 25.

Свободный ход рулевого колеса зависит н от зазоров в шарнирных сочленениях передачи, особенно карданного вала. Поэтому, если регулировка проведена, а свободный ход рулевого колеса превышает 25°, необходимо проверить все шарнирные соединения механизма управления, заменив изношенные детали.

Для согласования действия золотников 18 и 21 их регулируют при помощи винтов 17 и 22. Вначале поджимают к поршню заднюю гайку 7. В этом положении масло, залитое в приемную полость, не должно проходить в переднюю полость через золотник 21, а должно свободно перетекать в заднюю полость через золотник 18. При поджатой к поршню передней гайке 2 масло должно свободно перетекать в переднюю полость поршня и не перетекать в заднюю. При полоя^енни гаек на одинаковом расстоянии (от поршня (заводская установка 1 мм от торца поршня) масло должно перетекать в обе полости. Это соответствует нейтральному положению золотников.

Если при поджатой передней гайке 2 масло перетекает в заднюю полость, то винт 17 несколько вывинчивают, добиваясь прекращения перетекания. Так Hie поступают и с другим золотником. По окончании регулирования винты 17 и 22 надежно зажимают стопорными болтами. Работу ведут при снятых крышках корпуса.

Сопротивление имитатора регулируют для того, чтобы достигнуть желаемой величины сопротивления трения поршня 9 о крышку 8. Регулирование заключается в изменении сжатия пружины 10 поршня при помощи винта 12 при ослабленной затяжке контргайки 11. Эту регулировку выполняет тракторист, подбирая нужное сопротивление. Если недостаточно затяжки пружины имитатора,’ то к каналу 15 подсоединяют штуцер маслопровода, по которому к поршню под давлением подается масло, увеличивающее усилие поджатия поршня. Но к легкому вращению рулевого колеса тракторист быстро привыкает, поэтому необходимость в подводе масла к имитатору возникает не всегда. В таких случаях свободное отверстие канала 15 для маслопровода закрывают резьбовой пробкой, чтобы в полость имитатора не попадала грязь.

Предохранительный клапан гидравлического усилителя устанавливают на давление срабатывания 70 кГ/см 2 . Как видно из рисунка, он помещен перед входом масла в полость золотников. Прошедшее через клапан масло поступает в полость сектора рулевой сошки и оттуда - на слив в масляный бак.

Для регулирования клапана на место снятого штуцера маслопровода, подводящего масло к имитатору, устанавливают манометр со шкалой до 100 кГ/см2. Затем запускают двигатель и, установив между рулевой сошкой и передним брусом рамы какой-нибудь твердый предмет, упирают в него сошку вращением рулевого колеса. Удерживая колеса в таком положении, определяют давление масла по манометру. Если оно ниже 70 кГ/см 2 , регулиро- . вочный винт 26 при снятом колпачке 27 и ослабленной контргайке 28 несколько завинчивают, поджимая пружину штока 29 до получения необходимого давления срабатывания клапана. Если давление выше 80 кГ/см 2 , винтом 26 ослабляют затяжку пружины. По окончании регулирования винт 26 затягивают контргайкой, ставят на место колпачок и клапан пломбируют.

В системе гидравлического усилителя есть клапан потока, назначение которого сводится к тому, чтобы перепускать определенное количество масла (8-10 л/мин при 1600 об/мин) от насоса гидравлической навесной системы к усилителю рулевого управления. Этот клапан расположен на корпусе шестеренчатого насоса и регулируется на заданную производительность (перепуск масла) либо на стенде для проверки производительности насоса, либо непосредственно на тракторе.

Клапан потока имеет одинаковое устройство с предохранительным клапаном. На тракторе для его регулирования снимают защитный колпачок, ослабляют контргайку и завертывают регулировочный винт в корпус на глубину. 10 мм от кромки корпуса, что соответствует 6,5 оборота винта. После этого контргайку затягивают, а колпачок ставят на место.

Тормоза ленточного типа расположены в рукавах полуосей. Для доступа к их регулировочному устройству необходимо отвернуть болты и спять крышку рукавов. Регулирование заключается в подтягивании или ослаблении закрепленного конца тормозной ленты. Для этого, ослабив контргайку болта, удерживающего конец тормозной ленты, и завернув гайку болта до отказа, отвертывают ее затем на 3,5 оборота. В таком положении контргайку затягивают. У правильно отрегулированного тормоза наружный рычаг должен отклоняться на 10° назад от вертикали, проходящей через ось рычага. При регулировании тормоза педаль надо удерживать в крайнем заднем положении.

Обе педали тормоза могут работать в сблокированном состоянии, поэтому их свободный ход (не более 30 мм) и момент начала торможения должны быть одинаковыми. Свободный ход регулируют изменением длины тяги, соединяющей педаль с рычагом ленты. Для этого на тягах есть вилки, навинченные на их резьбовой конец. Как и у других ленточных тормозов, зазор между барабаном и лентой регулируют при помощи регулировочного винта, расположенного снизу корпуса тормоза. При ослабленной контргайке винт завертывают до упора, а затем отвертывают на 3/4 оборота и закрепляют в таком положении контргайкой.

В механизме управления трактора Т-28 встречаются следующие особенности регулирования.

Осевой ход вала рулевого управления устраняют при помощи корончатой гайки 2 (рис. 70), навернутой на поворотный вал 18 и зашплинтованной на нем. Проверяют ход осевым перемещением вала 18 при отъединенной рулевой сошке 3 от шарнирного сочленения с тягами поворота колес. Если требуется устранить люфт, гайку рас-шплинтовывают, снимают стяжной болт 1, завинчивают гайку до отказа, а затем несколько ослабляют ее до свободного проворачивания вала без заеданий и осевого хода. Гайку ‘2 зашплинтовывают, а затем ставят на место и затягивают стяжной болт 1.

Осевой ход червяка 16, равный зазору в подшипниках 15 и 17, регулируют винтом 10, упирающимся в наружную обойму подшипника 15 через шайбу 14. Зазор в подшипниках должен быть минимальным, обеспечивающим свободный поворот червяка без заметного осевого хода. При регулировании ослабляют контргайку винта, завинчивают винт 10 до отказа, а затем отвинчивают его, чтобы установить свободное вращение червяка.

Для регулирования зазора в зацеплении служит замок 8, надетый на фасонную гайку 11 и связанный с выемкой на регулировочном стакане 12. Оси наружной и внутренней поверхностей стакана сделаны эксцентрично, что позволяет при его повороте приближать подшипники и червяк к шестерне 5 редуктора. При регулировании зазора в зацеплении надо ослабить стопорный болт 9, а затем повернуть замок 8 так, чтобы червяк приблизился к шестерне с минимальным зазором в зацеплении. Зазор в зацеплении регулируют в том случае, если при нормальных зазорах в шарнирных сочленениях механизма управления свободный ход рулевого колеса превышает 30°.

Свободный ход (50-70 мм) педали 1 (рис. 71) ленточного тормоза регулируют в такой последовательности. Отъединяют тЯгу 4 от рычага тормоза, а затем, вращая соединительную вилку 2, подбирают такую ее длину, чтобы достигнуть требуемого свободного хода педали. При большом износе накладок тормозной ленты может не хватить резьбы для удлинения тяги. В этом случае рычаг тормоза, установленный на елочных шлицах кулачкового валика, переставляют на два-три шлица и, изменяя длину тяги, добиваются требуемой величины свободного хода тормозной педали. При регулировании второго тормоза надо подогнать его момент начала торможения к моменту начала торможения отрегулированного тормоза. Это важно для согласования их работы при сблокированных педалях.

Кроме того, в каждом тормозе регулируют провисание тормозной ленты. Для этого болт на крышке тормозов завинчивают до отказа, а затем отвинчивают на полтора оборота и закрепляют в таком положении контргайкой.

Механизм управления трактора МТЗ-50 . Свободный ход рулевого колеса не должен превышать 25°. Его проверяют во время работы двигателя и при прямолинейном положении направляющих колес, стоящих на твердом грунте. Когда свободный ход рулевого колеса превышает 25°, регулируют шарнирные соединения рулевых тяг, а затем зазоры в зацеплениях червяк - сектор и сектор - рейка, если после регулировки шарниров свободный ход остается большим.

В шаровых шарнирах рулевых тяг есть регулировочные пробки, при помощи которых наконечники тяг можно поджать к шаровым пальцам. Для этого надо снять стопорное кольцо с регулировочной пробки, затем завернуть пробку до упора и отвернуть на ‘Д-‘/з оборота до совпадения прорези пробки с канавкой под усик стопорного кольца на наконечнике тяги.

Перед регулировкой зазора в зацеплении червяк - сектор рулевого механизма снимают облицовку радиатора и отсоединяют тяги от рулевой сошки.

Подшипники вала червяка посажены во втулку, вставленную в корпус механизма эксцентрично относительно оси червяка. Если втулку поворачивать относительно оси за фланец, выступающий из корпуса, то из-за эксцентричного расположения осей втулки и вала червяка последний будет сближаться с сектором или удаляться от него. Это дает возможность установить нужную величину зазора в зацеплении. Для регулирования, ослабив болты крепления эксцентричной-‘ втулки к корпусу и поставив рулевую сошку в крайнее левое или правое положение, легким постукиванием молотка по фланцу втулки поворачивают ее по ходу часовой стрелки до беззазорного зацепления червяка с сектором. После этого втулку проворачивают в обратную сторону до тех пор, пока не установится минимальный йазор в зацеплении. Он обеспечивает плавный поворот рулевого колеса по всему диапазону под действием усилия 1,5-2,5 кГ, приложенного к ободу колеса. Установив нормальный зазор в зацеплении, завинчивают стопорные болты втулки.

Осевое перемещение вертикального поворотного вала регулируют болтом, ввернутым в крышку корпуса так, что торец болта располагается против центра поворотного вала.

Чтобы добиться нормального осевого перемещения вала, достаточно регулировочный болт вначале завернуть до упора, а затем отвернуть на Vs оборота и затянуть контргайку.

Для установки нормального свободного хода рулевого колеса необходимо проверять и регулировать зазор в зацеплении сектора с рейкой штока силового цилиндра гидравлического усилителя. С этой целью под фланец упора рейки подложен комплект регулировочных прокладок. Подбором соответствующей толщины прокладок устанавливают минимальный зазор и в этом зацеплении, что обеспечивает плавный поворот рулевого колеса под действием того же усилия 1,5-2,5 кГ, приложенного к его ободу.

По окончании регулирования рулевые тяги соединяют с рулевой сошкой.

В гидравлическом усилителе рулевого управления установлены клапан постоянного потока и предохранительный клапан. Их назначение и принцип действия одинаковы с теми же клапанами в усилителе трактора Т-40. Клапаны запломбированы, их регулируют только в тех случаях, когда нарушена нормальная работа усилителя из-за несоответствия рабочих параметров гидравлической системы нормальным. При необходимости первым регулируют клапан постоянного потока, а затем предохранительный.

Клапан постоянного потока расположен с правой стороны на клапанной крышке корпуса гидравлического усилителя. Его регулируют при работающем двигателе и прямолинейном расположении направляющих колес на твердом грунте.

Сняв защитный колпачок и ослабив контргайку регулировочного винта, вращают винт клапана, подавая нужное количество масла, перепускаемого в гидроусилитель. Завинчивание его вызывает увеличение потока масла, перепускаемого в усилитель, и наоборот. Нормальный перепуск масла клапаном контролируется временем поворота направляющих колес. Для этого работающему двигателю задают максимальные обороты холостого хода и проверяют время поворота колес (2,5-3 сек). Окончив регулирование, винт затягивают контргайкой, ставят на место колпачок и клапан пломбируют.

Предохранительный клапан расположен несколько ниже клапана постоянного потока и имеет нормальное давление срабатывания 80 кГ/см 2 .

Давление проверяют манометром, устанавливая его на место снятой пробки на корпусе усилителя. Во время регулирования рулевое колесо ставят в одно из крайних положений до упора и, задав двигателю максимальные обороты холостого хода, вращают регулировочный винт клапана (защитный колпачок снят, а контргайка винта ослаблена). Завинчивая винт, увеличивают давление срабатывания, и наоборот. Как только давление масла по манометру будет 80 кГ/см 2 , вращение винта прекращают, после чего контргайку затягивают, ставят на место колпа-чок и клапан пломбируют.

Тормоза трактора MT3-5Q дискового типа расположены снаружи на боковых стенах корпуса заднего моста и действуют на ведущие шестерни конечных передач. Полный ход педали 80-100 мм при усилии 12 кГ устанавливают изменением длины регулировочной тяги, соединяющей рычаг педали с нажимными Дисками. Для этого на тяге есть вилка, навинченная на ее резьбовой конец. В свободном положении рычаг педали должен упираться в планку пола.

Навинчивая вилку, т. е. укорачивая тягу, уменьшают ход педали. Не рекомендуется создавать ход меньше 80 мм, так как при этом уменьшаются зазоры между дисками, что приводит к нагреву тормозов, усиленному износу фрикционных накладок и преждевременному выходу тормозов из строя. Ход больше 80 мм может привести к неполному торможению из-за упора педали в пол.

Обе педали могут работать в сблокированном состоянии, поэтому их полный ход должен быть одинаковым.

Тормоза поддаются регулированию до износа фрикционных накладок дисков, не превышающего 8 мм. При большем износе накладок регулировка тормозов становится бесполезной (тормоза «не держат»). В этом случае тормоза разбирают и заменяют изношенные детали новыми.

Механизм управления и тормоза трактора ДТ-20 . Особенность механизма управления этого трактора состоит в том, что рулевое управление можно перестраивать по высоте и для работы трактора задним ходом.

Для регулирования положения рулевого колеса по высоте предусмотрено телескопическое соединение вала 7 (рис. 72) с трубой 4 червяка 2. Чтобы изменить положение рулевого колеса по высоте, надо ослабить стяжной болт 6, а затем поднять или опустить (в пределах 60 мм) верхний картер вместе с рулевым колесом и снова затянуть стяжной болт.

При переоборудовании механизма управления для работы трактора передним ходом надо установить шестеренчатую пару 8 ж 12 с передаточным числом 1:1 и конусные удлинители 9 на валы обеих шестерен. Положение рулевого колеса, показанное на рисунке, соответствует переднему ходу трактора. Чтобы перестроить управление для работы трактора задним ходом, достаточно снять рулевое колесо с вала, ослабить стяжнох! болт 11 и установить его на место снятого колпачка- 10 вала 7, закрепив колесо стяжным болтом 11. Предохранительный колпачок тоже переставляют на конус другого вала. При работе трактора задним ходом шестерня 8 не будет участвовать в передаче вращения от рулевого колеса.

Зазоры в шарнирных сочленениях механизма управления регулируют так, чтобы холостой ход рулевого колеса не превышал 15°. Из-за износа шарниров во время работы допускается холостой ход не более 20°. Для регулировки зазора в подшипниках червяка, соответствующих осевому ходу червяка 0,5-1 мм, служат прокладки 3, помещенные между рулевой колонкой 5 и нижним картером червячной передачи. Зазор 0,2-0,4 мм в зацеплении червячной пары регулируют устройством, состоящим из впита 15 и гайки 14.

Педали тормозов тоже переставляют, когда трактор настраивают на работу задним ходом. Кроме того, в конструкцию введена третья педаль тормоза для торможения одновременно обоими тормозами (педаль блокировки). Эта педаль введена в связи с повышением транспортной скорости трактора ДТ-20.

На рисунке 73 показано положение тормозных педалей для работы трактора передним ходом. Чтобы переста-нить их для работы трактора задним ходом, достаточно отъединить от педалей возвратные пружины 10 и тяги 5 п 11, а защелку 4 отъединить от тяги 8, затем педаль по-нернуть в обратную сторону и соединить ее с тягой 8, а защелку - с тягой 11. Возвратную пружину 10 следует скрепить одним концом с ушком на корпусе, а другим - с ушком на заднем конце педали.

Нормальный ход (30-40 мм) регулируют изменением длины тяг. Установочный винт 1 завинчивают при ослабленной контргайке до упора в тормозную ленту, а затем отпускают на 3Д - 1 оборот и контрят. Эта регулировка необходима для устранения провисания тормозной ленты в свободном состоянии. Затем тормозную педаль 7 и защелку 4 отъединяют от тяг и вращением вилок одновременно обеих тяг и на одинаковое число оборотов подбирают такую их длину, чтобы ход педали был равен 30- 40 мм. Регулировку необходимо повторять, если не удасЛ-ся установить нормальный ход педали за один прием.

Обычно в результате износов тормозных накладок ход педали постепенно увеличивается, и регулировкой чаще всего приходится уменьшать ее ход. Уменьшение хода педали во время работы свидетельствует о загрязнении тормозов (грязь забивается в паз под рычагом педали, ее удаляют при снятой защелке и отведенной назад педали).

Манометр 15 давления масла показывает давление в масляной системе двигателя.

Рычаг 16 муфты сцепления механизма пускового двигателя. При перемещении рычага на себя муфта выключается.

Рычаг 17 управления ручной подачей топлива. Подача топлива увеличивается при перемещении рычага вниз, а при перемещении его вверх - уменьшается.

Контрольный элемент 18 включается одновременно с подогревательным устройством и показывает степень нагрева спирали свечи накаливания.

Включатель 19 света задних фар.

Рукоятка 20 гидрораспределителя для управления силовыми цилиндрами. Средняя рукоятка управляет основным силовым цилиндром, правая и левая - соответствующими выносными цилиндрами. Рабочие положения каждой рукоятки показаны на рисунке 5.

Рычаг 22 (см. рис. 4) тормозов прицепа. Во время работы трактора с прицепом, оборудованным тормозным устройством, торможение прицепа осуществляется перемещением рычага на себя.

Рулевое колесо 23 служит для осуществления поворота трактора.

Центральный переключатель 24. Предназначен для включения передних фар, габаритных огней и ламп освещения щитка приборов. Имеет три положения:

Выключенное положение - кнопка полностью перемещена в сторону щитка;

Кнопка выдвинута до половины (до щелчка) - включены габаритные огни, лампы освещения щитка приборов и освещение номерного знака;

Кнопка выдвинута полностью - включены габаритные огни, лампы освещения щитка приборов, освещение номерного знака, передние фары. При таком положении возможно переключение света фар (дальнего и ближнего) переключателем 29. При включении дальнего света загорается контрольная лампа 26.

Переключатель 25 указателей поворотов включается перемещением ручки вправо или влево, соответственно осуществляемому повороту. При этом загорается мигающим светом контрольная лампа 21.

Включатель 27 звукового сигнала. Сигнал включается при нажатии на кнопку.

Кнопка 28 остановки пускового двигателя. Нажатием на кнопку выключается зажигание магнето пускового двигателя.

Переключатель 29 света передних фар. При перемещении рычажка переключателя вверх в лампочках фар загорается нить накала ближнего света, а при перемещении рычажка в нижнее положение - дальний свет.

Педаль 30 включения стартерной шестерни механизма передачи. Нажатием на педаль шестерня входит в зацепление с венцом маховика.

Рычаг 31 декомпрессионного механизма. В крайнем верхнем положении рычага компрессия выключена, при перемещении рычага от себя (вниз) компрессия включена.

Рычаг 32 включения заднего вала отбора мощности. Рабочие положения рычага показаны на рисунке 5.

Планка 33 (см. рис. 4) совместного действия тормозных педалей. С помощью планки осуществляют блокировку педалей для одновременного торможения правым и левым тормозами.

Расположение органов управления и контрольных приборов показано на рис. 3.

Рычаг 1 реверса может занимать два положения - нижнее и верхнее, в случае установки ходоуменьшителя рычаг имеет три положения (рис. 4): нижнее - прямая передача (шесть скоростей движения вперед и одну ско­рость движения задним ходом); среднее - реверс (шесть скоростей движения назад и одна вперед); верхнее - ходоуменьшитель.

Рычаг 2 переключения передач (осуществляет пере­мещение шестерен в коробке передач. Положение рычага показано на рис. 4.

Педаль 3 главной муфты сцепления . Нажимать на педаль при включении передачи, реверса и синхронного привода валов отбора мощности (рычаги 4 и 30).

Рычаг 4 включения бокового вала отбора мощности имеет три положения (см. рис. 4).

Педаль 5 муфты вала отбора мощности
предназначе­на для отключения независимого привода валов отбора мощности.

Рис. 3. Органы управления и контрольные приборы:
1- рычаг реверса; 2 - рычаг переключения передач; 3 - педаль главной муфты сцепления; 4 - рычаг включения бокового вала отбора мощности; 5 - педаль муфты вала отбора мощности; 6 - тяга управления воздушной заслон­кой карбюратора пускового двигателя; 7 - кнопка включения стартера пус­кового двигателя; 8 - включатель свечи накаливания; 9 - включатель «Мас­сы»; 10 - кнопка теплового предохранителя; 11 - включатель ламп освеще­ния приборов; 12 - лампа сигнальная обрыва ремня вентилятора; 13 - термо­метр масла; 14 - лампа освещения щитка приборов; 15 - амперметр; 16 - манометр давления масла; 17 - рычаг муфты сцепления механизма пусково­го двигателя; 18 - рычаг управления ручной подачей топлива; 19 - контроль­ный элемент; 20 - включатель света задних фар и габаритных фонарей; 21 - рукоятки управления силовыми цилиндрами; 22 - рычаг тормозов прицепа; 23 - рулевое колесо; 24 - переключатель указателей поворота; 25 - кнопка звукового сигнала; 26 - кнопка остановки пускового двигателя; 27 - переклю­чатель света передних фар: 28 - педаль включения стартерной шестерни ме­ханизма передачи; 29 - рычаг декомпрессионного механизма; 30 - рычаг включения заднего вала отбора мощности; 31 - планка совместного действия тормозных педалей; 32 и 35 - тормозные педали; 33 - педаль блокировки диф­ференциала; 34 - защелка педали горного тормоза; 36 - педаль ножного уп­равления подачей топлива.
(На тракторах, не укомплектованных пусковым двигателем, в управлении отсутствуют: рычаг 17, педаль 28, тяга 6, кнопки 7 и 26, а включатель 8 имеет два положения: при повороте на 45° включается свеча накаливания, на 90° - стартер основного двигателя).


Тяга 6 управления воздушной заслонкой карбюрато­ра пускового двигателя
. При перемещении тяги на себя (или при повороте ручки тяги по часовой стрелке, если установлен карбюратор К-06) количество воздуха, по­ступающего в камеру сгорания, уменьшается и наоборот.

Кнопка 7 включения стартера пускового двигателя .

Включатель 8 свечи накаливания включается пово­ротом ключа влево.

Включатель 9 «Массы» включается нажатием на кнопку, расположенную горизонтально, для выключения нажать на кнопку, расположенную сверху.

Кнопка 10 теплового предохранителя , отключающего электрическую цепь при перегрузке (коротком замыка­нии). После устранения неисправности нажатием на кнопку включается цепь.