Приборы управления трактора т 40 м. Управление трактором

Манометр 15 давления масла показывает давление в масляной системе двигателя.

Рычаг 16 муфты сцепления механизма пускового двигателя. При перемещении рычага на себя муфта выключается.

Рычаг 17 управления ручной подачей топлива. Подача топлива увеличивается при перемещении рычага вниз, а при перемещении его вверх - уменьшается.

Контрольный элемент 18 включается одновременно с подогревательным устройством и показывает степень нагрева спирали свечи накаливания.

Включатель 19 света задних фар.

Рукоятка 20 гидрораспределителя для управления силовыми цилиндрами. Средняя рукоятка управляет основным силовым цилиндром, правая и левая - соответствующими выносными цилиндрами. Рабочие положения каждой рукоятки показаны на рисунке 5.

Рычаг 22 (см. рис. 4) тормозов прицепа. Во время работы трактора с прицепом, оборудованным тормозным устройством, торможение прицепа осуществляется перемещением рычага на себя.

Рулевое колесо 23 служит для осуществления поворота трактора.

Центральный переключатель 24. Предназначен для включения передних фар, габаритных огней и ламп освещения щитка приборов. Имеет три положения:

Выключенное положение - кнопка полностью перемещена в сторону щитка;

Кнопка выдвинута до половины (до щелчка) - включены габаритные огни, лампы освещения щитка приборов и освещение номерного знака;

Кнопка выдвинута полностью - включены габаритные огни, лампы освещения щитка приборов, освещение номерного знака, передние фары. При таком положении возможно переключение света фар (дальнего и ближнего) переключателем 29. При включении дальнего света загорается контрольная лампа 26.

Переключатель 25 указателей поворотов включается перемещением ручки вправо или влево, соответственно осуществляемому повороту. При этом загорается мигающим светом контрольная лампа 21.

Включатель 27 звукового сигнала. Сигнал включается при нажатии на кнопку.

Кнопка 28 остановки пускового двигателя. Нажатием на кнопку выключается зажигание магнето пускового двигателя.

Переключатель 29 света передних фар. При перемещении рычажка переключателя вверх в лампочках фар загорается нить накала ближнего света, а при перемещении рычажка в нижнее положение - дальний свет.

Педаль 30 включения стартерной шестерни механизма передачи. Нажатием на педаль шестерня входит в зацепление с венцом маховика.

Рычаг 31 декомпрессионного механизма. В крайнем верхнем положении рычага компрессия выключена, при перемещении рычага от себя (вниз) компрессия включена.

Рычаг 32 включения заднего вала отбора мощности. Рабочие положения рычага показаны на рисунке 5.

Планка 33 (см. рис. 4) совместного действия тормозных педалей. С помощью планки осуществляют блокировку педалей для одновременного торможения правым и левым тормозами.

Т-40 – трактор на колесном ходу, предназначенный для эксплуатации в сельскохозяйственной и дорожной сфере. Тяговый класс 0,9. Производитель – Липецкий тракторный завод. Период выпуска – 1961-1995 год. Сейчас трактора сняты с производства, но по-прежнему находятся в эксплуатации. Причины долгого срока службы – долговечность конструкции, универсальность и оптимальные условия для ремонта: все запасные части доступны.

Характеристики Т-40

Назначение : ➤ пахота; ➤ обработка полевых культур; ➤ кошение; ➤ уборка сена, стогование; ➤ расчистка снега; ➤ бульдозерные и транспортные работы. Эксплуатационные особенности : ➤ высокая проходимость; ➤ хорошая маневренность (благодаря реверсивной трансмиссии весь функционал машины доступен на заднем ходу); ➤ регулируемая колея и просвет; ➤ два вала отбора мощности; ➤ различные варианты установки колес в зависимости от конкретного назначения.

Технические характеристики

➤ Мощность: 37 и 50 л.с. ➤ Диапазон скоростей: 1,6 – 27 км в час. ➤ Конструктивная масса: 2,3-2,6 т.

Число передач: 7. Тяговое усилие: 1-я передача – 1100; 2-я – 990; 3-я – 800; 4-я – 640. Габариты базовой модели: Длина – 366 см; Ширина – не более 210; Высота – не более 253 см.

Двигатель трактора Т-40

Производство – Владимирский тракторный завод. Базовая версия машины (Т-40 оснащена) двигателем Д-37 (производительность – 37 л.с., 27 кВт). Ее аналог Т-40М имеет двигатель Д-144 (50 л.с., 37 кВт). ➤ Тип: дизельный ➤ Количество цилиндров: 4 ➤ Объем: 4,15 л ➤ Диаметр цилиндра: 10,5 см ➤ Ход поршня: 12,0 см ➤ Частота: 1500 (37) и 1800 (50) об. в минуту ➤ Крутящий момент: 192 и 205 ➤ Удельный расход при экспл. мощности: не более 246/248 граммов на киловатт-час ➤ Запуск: электростартер, бензиновый ПД8 ➤ Тип охлаждения: воздушный Что же касается расхода топлива, то все зависит от нагрузки на двигатель, а также от того, какие работы трактор выполняет. Так, например, номинальная норма составляет 7,2 л./час.

Устройство

На полураме размещен мотор, жестко соединенный с коробкой передач, имеется и задний мост. Полурама соединена с картером дизеля эластичными прокладками. Является несущей частью конструкции и выполняет функцию амортизатора при движении по неровной местности. Конический редуктор размещен за муфтой сцепления, валы КПП расположены поперечно. Муфта сдвоенная: главная совмещена с муфтой отбора мощности. Сзади располагаются привод и блок управления обоих валов (заднего и бокового). Валы могут работать и синхронно, и независимо. Рулевая колонка трактора при помощи карданного вала на гидроуселитель руля с рулевого колеса через сошку передает движение и тем самым обеспечивает поворот направляющих в нужном направлении. Генератор т-40 выполнен по типу трехфазной бесконтактной электромашины. Имеет одностороннее электромагнитное возбуждение, регуляторы напряжения и встроенные выпрямители.

Трансмиссия

➤ Механическая, реверсивная. ➤ коробка передач – четырехходовая, 8 скоростей, реверс, блокиратор. Расположение валов поперечное; ➤ дифференциал – закрытый, двухсателлитный с принудительной блокировкой; ➤ переключение передач; ➤ главная передача: шестерни прямозубые цилиндрические; ➤ центральная: шестерни спиральные конические.

Допускается установка ходоуменьшителя (если скорость работы трактора намного ниже скорости его движения).

Гидросистема трактора т-40

Гидравлика трактора т-40 имеет следующие характеристики: ➤ Гидроусилитель гидромеханический. ➤ Гидрораспределитель четырехпозиционный трехзолотниковый. Размещение на задней стенке аккумуляторного блока. ➤ Основной цилиндр 9 см. Ход поршня до 20 см, регулировка гидромеханическая. ➤ Выносной цилиндр 5,5-7,5 см. ➤ Масляный насос шестеренный. Размещение перед дизелем. ➤ Гидробак. Размещен на кронштейне гидроусилителя. ➤ Механизм навески – задняя часть блока трансмиссии. ➤ Подсоединение сельхозорудий – трехточечное. ➤ Соединительные шланги.

Схема гидросистемы трактора Т-40

1 -гидробак; 2 - насос; 3 - клапан деления потока; 4 - золотник; 5 - пружина золотника; 6 - фильтр; 7 - гидроусилитель руля; 8 - гидрораспределитель; 9 - основной гидроцилиндр; 10 - выносные гидроцилиндры Гидросистема трактора Т-40 состоит из шестеренного насоса 2 , клапана 3 деления потока, гидробака 1 с фильтром, гидроусилителя 7 руля, гидрораспределителя 8 , основного и выносных гидроцилиндров, запорных устройств разрывных муфт, трубопроводов и шлангов. Масло из гидробака 1 поступает к шестеренному насосу 2 , который нагнетает его в клапан 3 деления потока. Клапан делит поток масла на две части: одна поступает в гидрораспределитель 8 гидронавесной системы, другая - в гидроусилитель руля 7 . Гидрораспределитель направляет поток масла либо в гидробак по сливному маслопроводу, либо в гидроцилиндр 9 , либо через боковые или задние выводы непосредственно к гидроприводу сельскохозяйственной машины.

Колеса

У больших задних колес жесткая подвеска, у передних (с малым диаметром) – пружинная. Протектор на резине - «елочка». Варианты установки колес: ➤ задние с меньшей шириной; ➤ удвоенные; ➤ «наизнанку», асимметричная дисковая плоскость (при большой крутизне склона).

Силовая установка

Двигатель трактора имеет относительно простую конструкцию. Силовая установка расположена на полураме, которая жестко соединена с картером. Комплектующий агрегат имеет четырехтактное дизельное исполнение. Двигатель оснащается четырьмя цилиндрами. В зависимости от модификации Т-40 может комплектоваться двигателем Д-37 или Д-144, номинальный силовой потенциал которых составляет 37 и 50 л.с. соответственно. Запуск установки осуществляется посредством электрического стартера. Такой двигатель с опцией воздушного охлаждения не имеет блока-картера. Его цилиндры имеют съемное исполнение. Наличие радиаторных ребер способствует улучшению теплоотводности. Цилиндры двигателя расположены в ряд. Тепловые нагрузки на масло такого мотора несколько выше, чем в автомобильной вариации устройства, поэтому возникает необходимость в его качественном охлаждении. Следует заметить, что с такой задачей конструкторы справились не очень хорошо.

Наличие специальных радиаторов масляного типа позволяет дополнительно охлаждать силовую работу, благодаря чему можно говорить об эффективности работы двигателя в любых условиях.

Достоинства и недостатки трактора Т-40

Плюсы: Высокая проходимость на любом грунте. Легкость маневрирования на любой скорости. Весь функционал трактора доступен на заднем ходу. Легкость управления. Универсальность: возможность комплектации навесным оборудованием для машин других типов (Т-25, «Беларусь»). Отсутствие проблем с запчастями и техническим обслуживанием. Надежность, долговечность. Рулевое управление трактора оснащено гидроусилителем руля.

Минусы: Основной недостаток трактора – воздушное охлаждение мотора. Из-за него возникают эксплуатационные сложности: Охлаждение недостаточно эффективно в жару. Осложнен прогрев двигателя перед запуском в зимний период. Отсутствие подогрева и кондиционирования в водительской кабине, из-за чего работа в жару и в холод становится некомфортной.

Модификации

С двигателем Д-37

У базовой модели задний привод. Ее модификации выполнены с полным приводом: ➤ Т-40А – наличие переднего моста. Передний привод подключается автоматически в соответствии с условиями движения; ➤ Т-40АН – трактор адаптирован для работы на крутом склоне, высота и дорожный просвет меньше базовой версии; ➤ Т-50А – промышленная модификация, адаптирована под одноковшовый погрузчик.

С двигателем Д-144

У Т-40М задний привод, у модификаций – полный: ➤ Т-40АМ – отличие от Т-40М – передний мост с приводом; ➤ Т-40АНМ – мощный аналог Т-40АН: уменьшенный дорожный просвет для работы на крутом склоне (до 20 градусов), меньшая высота, большая устойчивость; ➤ Т-40АП – промышленная модель, адаптирована для работы с дорожной техникой.

Газораспределительный механизм у двигателя трактора Т-40 время от времени нуждается в проверке и максимально точной регулировке клапанов, которая обычно выполняется не в ремонтном, а в рабочем порядке самим оператором машины. По техническим правилам подобная регулировка должна проходить каждые 480 ч работы трактора. Принцип работы Механизм газораспределения работает следующим образом. Шестерня коленчатого вала через шестерню распредвала и промежуточную шестерню приводит во вращение распределительный вал, который вращаясь, поднимает своими кулачками толкатели и через коромысла и штанги открывает выпускные и впускные клапаны. При дальнейшем вращении распредвала, выступ кулачка отходит от толкателя и под воздействием пружин клапан закрывается. Штанга, толкатель и коромысло возвращаются в первоначальное положение. Далее цикл вновь повторяется в соответствии с фазами газораспределения. Для того, чтобы механизм газораспределения функционировал синхронно с системой топливоподачи, шестерни распредвала - топливного насоса и промежуточную, необходимо устанавливать в соответствии с метками, нанесенные на шестерни.

Регулировка клапанов Т-40

1 - блок-картер; 2 - распределительный вал; 3 - толкатель клапана; 4, 9 - уплотнительные кольца; 5 - валик декомпрессора; 6 - рычаг; 7 - рейка; 8 - направляющая втулка толкателя; 10, 18, 20 - пружины; 11 - планка; 12 - крышка клапанов; 13 - регулировочный винт; 14 - коромысло клапана; 15 - штанга толкателя; 16 - кожух штанги; 17 - тарелка клапана; 19 - сухарь клапана; 21 - клапаны; 22 - седло клапана; 23 - поршень; 24 - шестерня распределительного вала; 25 - промежуточная шестерня распределения; 26 - шестерня привода насоса гидросистемы; 27 - шестерня привода топливного насоса; 28 - шестерня коленчатого вала; 29 - шестерня ведущая привода масляного насоса; 30 - шестерня ведомая привода масляного насоса. Техническое обслуживание механизма газораспределения заключается в проверке и регулировки зазоров клапанов, обеспечении нормальной смазки деталей распределительного вала и плотности прилегания клапанов к своим седлам. Рекомендуется через каждые 480 часов работы дизеля проверять и при необходимости регулировать зазор между торцами стержней клапанов и бойками коромысел. На не прогретом двигателе зазор клапанов Т-40 должен составлять 0,3 мм (впускного и выпускного).

Как отрегулировать клапана Т-40

Перед начало регулировки зазоров снимите клин заднего кардана и, передвигая вал вместе с рулем на себя, освободите кардан и отведите его в сторону. Для регулировки зазора ослабьте контргайку регулировочного винта на коромысле и, откручивая или закручивая винт, установите необходимый зазор используя щуп, после этого крепко затяните контргайку и снова замерьте зазор, поворачивая штангу толкателя. Клапана необходимо регулировать только на холодном двигателе. Порядок регулировки клапанов соответствует порядку работы двигателя - 1-3-4-2. При помощи метки в.м.т. и указателя на шкиве привода вентилятора, установите поршень первого цилиндра в положение конца такта сжатия, при этом закройте выпускной и впускной клапаны, а далее для регулировки клапанов следующих цилиндров поверните коленвал при помощи ключа на? оборота по часовой стрелки. При умеренной эксплуатации двигателя, клапаны длительное время сохраняют герметичность. Для предотвращения обрыва клапанов по выточке и выпадания сухариков - не разбивайте пары сухариков при демонтаже механизма клапанов. При замене шестерен распределения вводите их в зацепление соответственно нанесенным на них меткам.

Декомпрессор трактора Т-40

Декомпрессор необходим для облегчения запуска холодного двигателя, а также для экстренной остановки дизеля. Механизм состоит из четырех рычагов и рейки, шарнирно соединенных с рейкой. Рычаги жестко связаны с валиками, фрезированные концы которых входят в проточки толкателей впускных клапанов. При перемещении рейки поворачиваются рычаги с валиками, поднимающие толкатели, а те через коромысла и штанги открывают впускные клапаны.

Как завести Т-40 при помощи пускача

Смажьте кривошипно-шатунный мехнизм (КШМ) пускача. Для этого необходимо приоткрыть воздушную заслонку карбюратора и прокрутить коленвал пускового агрегата стартером на 2-3 секунды. Далее, не включая стартер, включите зажигание и откройте заслонку, переместив рычаг управления вперед. При запуске двигателя время работы стартера не должно превышать 15-ти секунд. Если пусковой агрегат не завелся - повторите операцию через минуту. Если после 3-4 попыток пускач так и не завелся, убедитесь в том, что рычаг кпп находится в нейтральном положении; проверьте систему питания и зажигания. После того, как пусковой агрегат завелся - отпустите рычаг включения стартера. Пусковой агрегат необходимо прогреть в течении 2-3 минут, давая ему работать сначала на минимальных оборотах, а потом довести до номинальной частоты вращения. Частоту вращения вала пускача изменяют положением воздушной заслонки при помощи тяги. После того, как пусковой агрегат прогрелся - остановите его и введите в зацепление ведущую шестерню редуктора с венцом маховика двигателя Т-40, нажав ногой на педаль. Выключите сцепление редуктора. Запустите пускач и установите максимальную частоту вращения; включите свечу накаливания рукояткой включателя. После того, как контрольный элемент накалится, плавно включите муфту сцепления пускового агрегата. Прокрутив двигатель в течении 3-5 секунд, включите компрессию. Как только появятся первые вспышки, когда двигатель начнет набирать обороты, включите стартерную шестерню, убрав ногу с педали и заглушите пусковой агрегат кнопкой выключения зажигания. Закройте краник топливного бака пускового агрегата. Время работы пускача на полных оборотах не должно превышать 15 минут. Превышение по времени может вызвать его перегрев и выход из строя. Запрещается заводить пусковой агрегат без предварительного отсоединения от двигателя. Также трактор Т-40 можно завести при помощи шморгалки (ручной стартер). Для этого ее надо закрепить на маховике пускача и включить декомпрессор. Горячий двигатель заводят без включения декомпрессора. Сразу же после того, как заведется двигатель, включите гидронасос. Проверьте показания контрольных приборов. Двигатель прогревается в течении 2-3 минут на номинальных оборотах коленчатого вала.

Механизм управления двигателем состоит из педали (32) ножной подачи (рис. 1), рукоятки (25) управления декомпрессионным механизмом, рычага (1) ручной подачи топлива, рукоятки включателя (13) свечи накаливания. На тракторах с пусковым двигателем в кабине размещаются ещё рукоятка (23) выключения муфты сцепления пускового двигателя и педаль (33) включения шестерни привода. Работу двигателя и его механизмов контролируют при помощи термометра (7), сигнальных ламп (4) и (5), манометра (11), контрольного элемента (12), сигнализатора перегрева и счётчика мото-часов.

Рис. 1. Органы управления и приборы в кабине тракторов Т-40 и Т-40А:

1) – рычаг ручной подачи топлива, 2) – включатель массы, 3) – предохранитель, 4) – сигнальная лампа обрыва ремня вентилятора, 5) – сигнальная лампа перегрева двигателя, 6) – включатель задней фары, фонаря номерного знака и габаритных фонарей, 7) – термометр масла, 8) – лампа освещения щитка приборов, 9) – амперметр, 10) – включатель ламп освещения приборов, 11) – манометр масла, 12) – контрольный элемент, 13) – включатель свечи накаливания и стартера, 14) – рукоятка управления левым выносным цилиндром, 15) – рукоятка управления задним цилиндром, 16) – рукоятка управления правым выносным цилиндром, 17) – рычаг тормозов на прицепе, 18) – переключатель указателей поворота, 19) – кнопка звукового сигнала, 20) – кнопка выключения магнето, 21) – включатель передних фар, 22) – кнопка включения стартера пускового двигателя, 23) – рукоятка выключения муфты сцепления пускового двигателя, 24) – рулевое колесо, 25) – рукоятка управления декомпрессионным механизмом, 26) – рычаг заднего вала отбора мощности; 27) – защёлка, 28) – педали левого и правого тормозов, 29) – педаль блокировки дифференциала, 30) – сектор, 31) – рукоятка управления воздушной заслонкой, 32) – педаль ножной подачи топлива, 33) – педаль включения шестерни привода, 34) – рычаг переключения передач, 35) – педаль главной муфты сцепления, 36) – рычаг бокового вала отбора мощности; 37) – педаль муфты ВОМ, 38) – рычаг реверса.

П едалью (32) и рычагом (1), который установлен на рулевой колонке, изменяют подачу топлива. Чтобы увеличить подачу, нужно нажать ногой на педаль либо переместить рычаг вниз, а чтобы уменьшить – переместить рычаг в обратную сторону. Педаль (32) приходит в первоначальное положение под действием пружины. Педалью (32) изменяют подачу топлива от установленной рычагом (1) до максимальной. Стартер СТ212-Б основного двигателя включают ключом на выключателе (13). Стартер СТ353 пускового двигателя включают кнопкой (22).

Р укояткой (25), установленной справа от рулевой колонки, управляют декомпрессионным механизмом. Верхнее (до отказа) положение рукоятки соответствует включённому декомпрессионному механизму.

Ф ото трактора Т-40.

П овернув влево рукоятку включателя (13) ВК317 либо ключ включателя ВК316, включают свечу накаливания и контрольный элемент (12). По нагреву спирали элемента контролируют нагрев спирали в свече накаливания. Пружина возвращает рукоятку включателя в первоначальное положение.

Н а щитке приборов расположены термометр (7), который показывает температуру масла в масляном картере, сигнальные лампы (4) и (5) и манометр (11). Красный свет лампы (4) сигнализирует об обрыве ремня вентилятора, неисправностях генератора и реле-регулятора, лампы (5) – о перегреве двигателя.

М анометр (11) показывает давление масла перед входом его в картер двигателя.

С чётчик мото-часов, предназначенный для учёта времени работы трактора, установлен на корпусе маслозаливной горловины.

Агрегатами шасси трактора Т-40 (Т-40А) управляют рычагами (38) реверса, педалью (35) главной муфты сцепления, педалями (28) левого и правого тормозов и педалью (29) блокировки дифференциала, рулевым колесом (24) и рычагом (34) переключения передач.

Р ычагом (38) перемещают муфту реверса в коробке передач, благодаря чему изменяют направление вращения шестерён и включают ходоуменьшитель. Муфту реверса переключают при выключенной главной муфте сцепления. Включают и выключают передачи (рис. 2) и маневрируют ими рычагом 34 (см. рис. 1) при любом положении рычага реверса.

Рис. 2. Схема положений рычагов коробки передач и реверса тракторов Т-40 и Т-40А:

1, 2, 3, 4, 5 и 6 – передачи, Н – нейтральное положение, ЗХ – задний ход, ЗП – замедленная передача.

В кабине трактора над щитком приборов прикреплена металлическая пластинка, на которой изображена схема переключения. Переключают передачи только при выключенной главной муфте сцепления.

Педалью (35), которая установлена под левую ногу, управляют главной муфтой сцепления. Нажимая на педаль, освобождают ведомый диск муфты, то есть выключают её. Муфтой пользуются при переключении передач и реверса и включения ходоуменьшителя, синхронного привода бокового и заднего валов отбора мощности.

П едали (28) расположены под правой ногой тракториста. Нажимая ногой на левую педаль, тормозят левое колесо, на правую педаль - правое. Педали можно соединить откидывающейся защёлкой (27) и одновременно управлять левым и правым тормозами. Рекомендуется тормозить при выключенной главной муфте сцепления. Селектором (30) педали левого и правого тормозов можно продолжительное время удерживать в заторможенном положении.

Р улевым колесом (24) поворачивают передние колёса, изменяя направление движения трактора.

П едалью (29) блокируют дифференциал при буксовании задних колёс во время движения по ровной и прямой дороге.

Дополнительным рабочим оборудованием управляют при помощи рычагов (36), (26) и (17) и педали (37) муфты ВОМ.

Р ычагами (36) и (26) включают независимый либо синхронный привод к боковому и заднему валам отбора мощности, устанавливая их положения, показанные на рисунке 3. Синхронный привод включают при выключенной муфте сцепления.

Рис. 3. Схема положений рычагов управления валами отбора мощности и гидрораспределителем тракторов Т-40 и Т-40А:

Н – нейтральное положение, НП – независимый привод (включать при выключенной муфте ВОМ), СП – синхронный привод (включать при выключенной главной муфте), П – подъём, О – опускание, ПЛ – плавающее положение.

П еред переводом рычагов в положение, соответствующее независимому приводу, выключают муфту ВОМ, нажимая не педаль (37) (см. рис. 1).

Р ычагом (17) управляют тормозами прицепа. Перемещая рычаг на себя, тормозят прицеп.

Гидравлической навесной системой управляют рукояткой включения насоса гидросистемы (рис. 4) и тремя рукоятками (14), (15) и (16) (см. рис. 1) распределителя.

Рис. 4. Включение насоса гидравлической системы тракторов Т-40 и Т-40А.

Р укоятка (рис. 4) включения насоса расположена на корпусе привода насоса, на котором имеются две лунки с надписями «ВКЛ» («включено») и «ВЫКЛ» («выключено»).

Р укоятка (14) (см. рис. 1) смонтирована на распределителе слева, ею управляют левым выносным цилиндром и силовым цилиндром на прицепном орудии.

Р укояткой (15) управляют силовым цилиндром, который связан с задним механизмом для навешивания орудий, рукояткой (16), которая расположена справа, - правым выносным цилиндром.

К аждая из трёх рукояток распределителя занимает четыре положения: «подъём» - рукоятки перемещают вперёд от себя, «нейтральное» - назад на себя до первого фиксированного положения, «опускание» - назад на себя за «нейтральное» до следующего фиксированного положения, «плавающее» - назад на себя до отказа.

Освещением и сигнализацией управляют переключателем (18), кнопкой (19) сигнала и включателями (21) и (6).

П ереключателем (18) включают двусторонние фонари (указатели поворотов). Поворотом рукоятки переключателя влево включают левый фонарь, вправо – правый фонарь.

К нопка (19) служит для включения звукового сигнала. Нажимая на кнопку, включают звуковой сигнал.

П еремещая рычажок включателя (21) из среднего положения вверх, включают дальний свет, вниз – ближний; включателем (6) включают заднюю фару, габаритные фонари и фонарь номерного знака. Плафон и вентилятор включают переключателем, установленным в верхней части кабины.

К роме перечисленных выше приборов, для управления и контроля в кабине установлены розетка для подключения переносной лампы, включатель (2) массы, которым отключают потребители в аварийных случаях и аккумуляторные батареи на стоянках трактора либо при их перезарядке, нажимая на внутреннюю кнопку, расположенную на верхней стенке включателя. Кнопкой, расположенной сбоку, включают потребители и батареи. Реле-регулятор поддерживает напряжение генератора в заданных пределах и защищает генератор от перегрузки, а аккумуляторные батареи – от разряда через генератор. Амперметр (9) показывает величину зарядного (стрелка отклоняется на плюс) и разрядного токов (стрелка отклоняется на минус). Лампы (8) освещают щиток приборов. Предохранитель (3) отключает потребители при коротком замыкании либо перегрузке. После устранения неисправности при нажатии на кнопку предохранителя снова включают потребители. При повороте рукоятки переключателя (18) вправо либо влево в соответствующем фонаре появляется мигающий свет.

Т-40 – среди сельчан, фермеров и людей рабочих профессий, на просторах бывшего СССР, сложно найти человека, который хотя бы заочно не был знаком с этим легендарным трактором!

Дебютировала эта машина в далеком 1961 году , став родоначальником целого ряда сельскохозяйственной техники, выпускаемой Липецким тракторным заводом в последующие годы.

Опыт полученный при создании и дальнейшей эксплуатации Т-40 послужил фундаментом для создания всей линейки колесных тракторов, сошедших с конвейера ЛТЗ в последующие годы.

Несмотря на то, что выпуск этого работяги был прекращен еще в 1995 году , тысячи этих тракторов до сих пор вполне успешно продолжают трудиться на полях нашей страны.

1. Трактор Т-40: рождение легенды

Создавался Липецкий Тракторный Завод в военное время в 1943 году, на основе уцелевших цехов завода «Станкострой».

По заданию Государственного оборонного комитета, ставилась цель, создание сельскохозяйственного гусеничного пропашного трактора средней мощности. Для нужд завода в срочном порядке были отозваны с фронта технологи, инженеры, конструктора и рабочие необходимых специальностей.

Первым детищем завода стал трактор КД-35 , первые серийные модели которого поступили в совхозы страны уже к концу 1944 г. Различных модификаций этой машины до начала 60-х годов было выпущено 113600 штук , после чего завод перешел на производство колесных тракторов.

Работы над первыми колесными тракторами начались в 1956 г., это были самоходные шасси с двубрусной рамой и задним расположением силовой установки. Но настоящим предшественником нашего героя стал Т-25 (не путать с Владимировцем) разработанный в 1958 и пошедший в серию в 1960 под обозначением Т-30 и следом в этом же году Т-35 с более мощным двигателем.

Массовое же производство началось с универсально – пропашного трактора Т-40 выпущенного в 1961 г.

«Сороковка» вобрала в себя весь приведущий опыт и очень быстро стала настоящим бестселлером советского тракторостроения! В целом за период с 1961–1995 тракторов Т-40 и его модификаций было выпущено больше миллиона!

Испытания, проведенные в 1970 г. показали, что эта машина показала себя как одна из лучших по надежности в СССР, а также завоевала золотые медали на европейских выставках с 1966 по 1970 г. проходивших в Маркклееберге и Лейпциге.

Технические характеристики Т-40

  • Мощность двигателя - Д-37, Д-144 37; 50 л.с.
  • Конструктивная масса - 2.3–2.6 т.
  • Диапазон скоростей - 1.6–27 км/ч.
  • Количество передач вперед/назад - 7/7
  • Трактор тягового класса - 0.9 т.с.
  • Габариты д /ш /в - 3660/1620/2100 мм.
  • Агротехнический просвет - 500 мм.
  • Регулируемая колея - 1200–1800 мм.

Двигатель

«Сороковка» оснащалась двигателями Владимирского тракторного завода. Базовый Т-40 комплектовался силовой установкой Д-37, мощностью 37 л.с. На более позднюю модификацию Т-40М ставили дизель Д-144 мощностью в 50 л.с.

Оба этих двигателя – это четырехтактный, четырехцилиндровый дизель с воздушным охлаждением. В конструкции двигателя отсутствует блок-картер, а съемные цилиндры, имеющие рядное исполнение, снабжены радиаторными ребрами для лучшего отведения тепла.

Для лучшего охлаждения масла дополнительно устанавливался масляный радиатор, так как воздушного охлаждения в жаркую погоду было явно недостаточно. В зимнее время года радиатор рекомендовалось отключать от масляной системы, летом же возвращали все в исходное состояние. Контроль за температурой осуществлялся с помощью соответствующего датчика на панели приборов.

Дизель имел в основном электростартерный пуск, реже устанавливался бензиновый пусковой двигатель ПД-8.

Несмотря на недостатки в системе охлаждения, силовые установки которыми агрегатировались Т-40 и его модификации, при правильной эксплуатации и своевременном техническом обслуживании, до сих пор считаются вполне надежными.

Коробка передач

Трактора Т-40 и его модификации оснащались четырехходовой, восьми скоростной (одна замедленная передача), механической коробкой передач.

Наличие реверса (возможность двигаться на всех передачах как вперед, так и назад) делало «Сороковку» более маневренной и увеличивало производительность.

Отличительной чертой коробки стало расположение валов, расположенных поперёк - это позволило значительно укоротить конструкцию и совместить ее в едином агрегате, с механизмами заднего моста. Такое решение позволило значительно уменьшить габариты трактора.

Передняя стенка трансмиссии соединяется с корпусом сцепления, а также имеет резьбовые соединения для установки некоторых элементов управления машиной.

На задней стенке коробки есть крепления для установки рычагов навески, а также установлен удлинитель ВОМ. По бокам крепятся тормозные рукава.

Рычаги и механизмы управления передачами, дифференциала и реверсом, расположены на крышке верхней части коробки.

Ходовая часть

Опорой трактору служат передний и задний мост. Передняя ось выполняет функцию опоры и служит для смены направления колес с помощью рулевого управления. Задние колеса преобразовывают крутящий момент передаваемый двигателем, в движение трактора.

На колеса могут устанавливаться дополнительные груза, для увеличения сцепной массы трактора если того требуют эксплуатационные условия.

Давление, поддерживаемое в шинах должно составлять примерно 0,10–0,14 МПа, смотря какие работы вы будете выполнять и какое навесное оборудование использовать.

Есть возможность установки колес «наизнанку», что позволяет значительно расширить колею, например, для работы на крутых склонах, с 1200 – 1800мм . Агротехнический просвет также имеет возможность регулировки и составляет от 500–650 мм .

Рулевое управление

Все модели трактора Т-40 оснащены гидроусилителем руля (ГУР). Сигнал на гидроусилитель передается рулевой колонкой посредством карданных валов. ГУР тем временем посылает усилие сошкам, поворачивая тем самым колесо вправо или влево.

Кабина Т-40: обзор

Кабина одноместная, закрытая, из панелей, соединенных точечной сваркой. Каркас из труб обеспечивает безопасность при опрокидывании.

Достаточно неплохой обзор позволяет качественно выполнять сельскохозяйственные работы. Лобовое стекло укомплектовано стеклоочистителем.

Крыша сделана из фанеры и обшита коже заменителем. Справа установлен плафон светильника, спереди на брусе вентилятор, в левом углу сзади крепление для термоса.

Все основные органы управления находятся перед трактористом. Рычаги реверса, переключения передач и включения ВОМ расположены на полу кабины. Рукоятки управления гидравликой вы найдете справа от рулевой колонки.

Педали имеют классическое расположение. Тормоза раздельные, соединены специальной планкой.

На панели слева датчики для контроля различных параметров: давление и температура масла, заряд аккумулятора, давление воздуха.

В целом все основные элементы управления расположены вполне удобно и доступно. Как говорится, все под рукой, а приборы контроля перед глазами.

Навесное оборудование для трактора Т-40

Задняя навеска предназначена для агрегатирования на Т-40 различного навесного оборудования. Это шарнирный механизм с центральной и двумя продольными тягами.

Продольные тяги соединены с рычагами на валу с помощью раскосов, на этом же валу смонтирован кривошип, соединяющийся с гидроцилиндром.

Гидроцилиндр поднимает и опускает прицепное оборудование, а его положение регулируется при помощи раскосов и центральной тяги.

Возможна установка различного сельскохозяйственного оборудования, оборудования для кормозаготовки, обработки земли, возделывания овощных культур и меж рядной обработки. Предусмотрена установка погрузчика с максимальной грузоподъемностью до 800 кг .

Модификации трактора Т–40

«Сороковка» за все годы выпуска не единожды модернизировалась и дорабатывалась. С каждой модернизацией в ее конструкцию вносились изменения, позволяющие расширить функциональность этой замечательной машины.

Для удобства рассмотрения разделим все модификации по типу силовой установки на две группы:

Трактора с двигателем Д-37:

  • Т-40А – от базовой версии его выгодно отличало наличие полного привода, это новшество по достоинству оценили дорожные службы, среди которых трактор быстро обрел популярность.
  • Т-40АН полноприводная машина с уменьшенным агротехническим просветом, специально предназначенная для работы на крутых склонах.
  • Т-50А – модификация, проектируемая для работы с навесным погрузчиком. Модель была ориентирована на использование в промышленности.

Трактора с двигателем Д-144:

Появление Д-144 более мощного 50-ти сильного двигателя позволило увеличить производительность трактора и спровоцировала появление новых модификаций.

Внешне машины с Д-144 отличались прямоугольным капотом, в то время как у его собрата с Д-37 капот спереди был слегка закруглен.

    • Т-40М - заднеприводная модель.


Опыт эксплуатации Т-40: достоинства и недостатки

Узнав немного об истории появления «героя» нашего повествования, ознакомившись с его техническими характеристиками и конструкцией, рассмотрев модельный ряд. Мы можем сделать кое-какие выводы, по поводу достоинств и недостатков этого трудяги, а также спросить об этом людей, которые знают этот трактор не понаслышке.

Начнем с плюсов:

  1. Это по-настоящему многофункциональная, надежная машина с отличной проходимостью. Возможность установки погрузчика еще больше расширяет возможности машины.
  2. Трактор сохраняет функциональность и маневренность как на высоких скоростях, так и при движении задним ходом. Неплохо показала себя на ограниченных участках, в теплицах.
  3. Все модификации имеют гидроусилитель руля.

Говоря о недостатках отметим:

  1. Воздушная система охлаждения не всегда справляется со своей функцией, особенно в жаркую погоду. Зимой, напротив, возникают проблемы с пуском двигателя.
  2. Недостаток комфорта в кабине, без доработок зимой довольно холодно, а летом очень жарко.

Многие трактористы сами дорабатывают свои «Сороковки», чем сводят недостатки конструкции к минимуму:

Доработка системы охлаждения.

Один из вариантов самостоятельного решения проблемы с охлаждением. В данном случае тракторист заменил стандартный масляный радиатор на радиатор большего объема и закрепил его с правой от двигателя стороны, дополнительно установив через тумблер вентилятор от иномарки.

Подводка масла осуществлена с помощью обычных шлангов от гидравлики. В дополнение улучшается охлаждение цилиндров, т.к. ничего не препятствует потоку воздуха. Для доступа к двигателю радиатор сделан откидным.

Отопление кабины.

Есть два основных, наиболее широко распространенных варианта сделать отопление в кабине Т-40. Проще всего сделать отопление от выхлопных газов, либо от масляного радиатора.

Подводим итоги

В заключение, можно сказать, Т-40 несмотря ни на что, еще в далеком 61-м занял лидирующую позицию в своем тяговом классе, и вплоть до прекращения выпуска в 1995 году, вполне достойно выполнял возложенные на него обязанности. И до сих пор эти трактора работают на наших полях, составляя достойную конкуренцию современным моделям.

Кроме этого, в процессе работы был накоплен огромный опыт, впоследствии использованный при создании ЛТЗ-60 и других моделей.

На вторичном рынке вы и сейчас найдете множество предложений о купле/продаже «сороковок». Рабочий экземпляр можно приобрести в диапазоне от 80–250 т.р. в зависимости от состояния, необходимых вложений и наличия навесного оборудования.

Колесный трактор Т-40 был разработан в Липецке на тракторном заводе (ЛТЗ) и там же выпускался с 1961 по 1995 год. Высокую популярность и продолжительный период производства этому универсально- пропашному сельхозагрегату смогли обеспечить удачная конструкция и качественные технические характеристики.

Особенности и достоинства Т 40

К конструкционным особенностям и параметрам следует отнести:

  • наличие полурамы;
  • переднемоторная компоновка;
  • удачная схема трансмиссии;
  • экономичность;
  • общая надежность;
  • ремонтопригодность

Данные особенности трактора позволили на его базе создать ряд востребованных модификаций, а именно:

  • 40 АМ – полноприводный вариант;
  • 41 АН – полноприводная версия, уменьшенная по высоте, а также с пониженным агропросветом для эксплуатации на земельных склонах;
  • 50 А – одноковшовый погрузчик;
  • 40 АП – полноприводный вариант для ЖКХ.

Технические параметры Т 40

Свою популярность и многофункциональность Т 40 получил благодаря следующим техническим характеристикам (приведенные параметры последней версии с дизелем Д 144):

  1. Класс тяги – 0,9.
  2. Привод – 4х2.
  3. Грузоподъемность – 0,85 тонны.
  4. Габариты:
    1. База – 2,15 м.
    2. Полная длина – 3,66 м.
    3. Ширина – 1,63 м.
    4. Высота – 2,37 м.
  5. Двигатель – Д-144:
    1. Тип – дизельный, с неразделенной камерой сгорания.
    2. Охлаждение – воздушное.
    3. Количество цилиндров – 4.
    4. Объем – 4,2 л.
    5. Мощность – 50,55 л. с.
    6. Расход топлива – 185 г/кВт*ч.
    7. Вес – от 0,395 т.
  6. Трансмиссия:
    1. КПП – механическая,
      1. количество передних передач – 8,
      2. количество задних передач – 8.
    2. Сцепление – однодисковая фрикционная муфта.
    3. Скорость движения наибольшая (наименьшая):
      1. переднего хода – 26,70 (1,60) км в час.
      2. заднего хода – 5,30 (1,95) км в час.
  7. Типоразмер шин:
    1. Передние колеса – 210-508 (8,3/8-20).
    2. Задние колеса – 300-965 (12,4/11-38).
  8. Гидросистема:
    1. Наибольшее давление – 17,50 МПа.
    2. Производительность – 41,00 л/мин.
    3. Объем – 14,50 л.
  9. Общие данные:
    1. Вес – 2,37 т.
    2. Объем баков для горючего – 74,0 л.
    3. Агропросвет – 0,65 м.
    4. Радиус поворота – 3,45 м.

Указанные технические характеристики обеспечивают эффективное применение трактора Т 40 на различных сельхозработах, а также на других механизированных операциях.

Выполняемые работы и оборудование для Т 40

Трактор Т 40 наиболее эффективно используется на следующих работах:

  • подготовка земель под посадку (пахота, боронование, культивирование);
  • транспортировка грузов;
  • заготовка сена;
  • обработка различных сельхозрастений;
  • уборочные операции;
  • погрузо-разгрузочные функции.

При выполнении данных работ трактор мог комплектоваться различным дополнительным оборудованием. При этом к положительным особенностям Т 40 необходимо причислить возможность комплектования оборудованием как от более легкого, меньшего по размерам трактора Т 30, так и от более грузоподъемного, МТЗ 80.

Кроме того, универсальность трактору придают два ВОМ: задний и боковой. К наиболее часто применяемому навесному и прицепному оборудованию для совместной работы следует отнести:

  • многообразные плуги (прицепные, навесные) для работ по обработке почвы;
  • земельные планировщики, бороны, культиваторы, измельчители, рыхлители;
  • агрегаты комбинированные для обработки полей;
  • навесные устройства, виллы, приспособления для скирдования, погрузчики, КУН (ковш на задней навеске);
  • различные косилки, резчики силоса;
  • картофелесажалки, окучники, картофелекопалки;
  • платформы, полуприцепы и прицепы;
  • цистерны и агрегаты для полива.

Несмотря на большое количество так называемой навески для Т 40 при использовании трактора на тяжелых почвах иногда не хватало производительного оборудования. Прежде всего, это относилось к специализированным плугам для трактора Т 40 и фрезам.

Модели данного оборудования от трактора Т 30 были малопроизводительными, а от МТЗ 80 были тяжелы для высокой производительности. Поэтому механизаторы очень часто на трактор Т 40 своими руками переделывали с целью облегчения плуги от Беларус 80 и трактора Т 74 с последующей необходимой регулировкой, а также изготавливали самодельные фрезы.

Больше всего увеличивали производительность изготовленные фрезы, так как они совмещали в себе несколько устройств, а именно культиватор, барону, иногда плуг.

Для производства погрузочно-разгрузочных операций, особенно необходимых в зимний период по расчистке дорог от снега при подъезде к фермам, комплексам или на селе механизаторы очень часто изготавливали и устанавливали на трактор Т 40 самодельный фронтальный погрузчики (КУН).

Установленный на задней навеске ковш помощью гидроцилиндра мог выполнять функции бульдозерного и погрузочного оборудования, что позволяет использовать Т 40 с КУНом практически круглый год.

Устройство основных систем и механизмов трактора

1. Кабина Т 40 (Т 40 АМ).

Рабочее место механизатора это кабина. В ней расположены все элементы управления сельхозагрегатом. На Т 40 предусмотрена установка одноместной кабины, обладающей закрытым типом. В основе изготовления лежат штампованные панели, которые соединены сваркой.

Безопасность обеспечивает специальный трубчатый каркас. К отличительным особенностям кабины трактора следует отнести большую остекленность, что позволяет вести удобный обзор при работе. К недостаткам следует отнести недостаточную шумоизоляцию, а также слабый штатный обогрев в зимний период.

2. Двигатель Т 40.

Первоначально трактор комплектовался двигателем Д 37 мощностью в 37,0 л. с. Впоследствии завод перешел на установку более мощного дизеля Д-144 (50,0 л. с.). Для запуска данного мотора Т 40 применяется электрический стартер или пусковой бензиновый двигатель (пускач). Кроме уже указанных технических характеристик, двигатель трактора Т 40 обладает следующими параметрами:

  • расположение цилиндров – рядное (4 цилиндра);
  • охлаждение – воздушное;
  • наибольшее число оборотов – 1750 об/мин;
  • наименьшее – 800 об/мин;
  • объем моторного масла в двигателе – 11,0 л;
  • схема работы цилиндров – 1-3-4-2;
  • вес мотора для Т40:
  • вес с измененной схемой электрооборудования и стартером – 0,395 т,
  • вес с пусковым двигателем – 0,435 т.

К достоинствам двигателя трактора Т 40 необходимо отнести его простоту конструкции за счет применения воздушного охлаждения, что существенно упрощает ремонт в условиях сельских мастерских, но одновременно служит и источником следующих отрицательных моментов:

  • частый перегрев при длительной работе в летний период;
  • трудный запуск зимой.

Последний фактор механизаторы решали собственными силами устанавливая стартер на трактор Т 40 вместо пускового агрегата. Пусковое устройство по своей конструкции, это небольшой бензиновый двигатель, который в отличии от стартера требует большего обслуживания.

Важными составляющими экономичной и надежной работы дизеля являются:

А. Исправность установленного на Т 40 топливного насоса (ТНВД) модели УТН-5 пучкового типа и правильность его регулировки.

Б. Правильно выставленные зазоры в клапанах величиной в 0,3 мм, что достигается соответствующей регулировкой при проведении ТО трактора Т 40. Как правильно отрегулировать клапана, подробно описано в соответствующих инструкциях к трактору Т 40, при этом самым важным моментом является порядок регулировки, соответствующий схеме работы цилиндров дизеля. Регулировка клапанов на тракторе Т 40 в соответствии с установленным регламентом проводится через каждые 480 часов работы мотора.

3.Трансмиссия и ходовая часть.

Примененная на тракторе Т 40 механическая схема трансмиссии состоит из следующих агрегатов:

  • муфта сцепления;
  • МКПП;
  • ходоуменьшитель;
  • боковой ВОМ;
  • задний ВОМ.

Трактор Т 40 это многофункциональный сельхозагрегат, который выполняет самые разнообразные работы. При этом необходимо соблюдать технологическую скорость для выполнения операции, важной составляющей такой правильной работы является качественная регулировка сцепления Т 40.

Она обеспечивается соответствующей регулировкой лапок корзины сцепления и исправностью диска сцепления для Т 40. Если отрегулировать лапки сцепления механизатор может самостоятельно, то при деформации диска необходим ремонт связанный его заменой на новый. Кроме указанных операций необходимо соблюдать регламент и описание операций по выполнению технического обслуживания всех элементов трансмиссии.

Ходовая конструкция трактора Т 40 выполнена в форме тележки, где основными агрегатами являются:

  • передний мост;
  • задний ведущий мост;
  • полурамный остров;
  • колеса.

Простая и надежная конструкция ходовой части обеспечивает надежную работу и простоту ремонта. Но в тоже время использование только заднего привода осложняло управление трактором на тяжелых и влажных грунтах, поэтому для улучшения управления и повышения проходимости механизаторы часто самостоятельно проводили модернизацию, которая была связана с установкой ведущего переднего моста.

Такая переделка улучшала проходимость трактора, что позволяло агрегатировать его с большим числом дополнительного оборудования, например, с бульдозерным отвалом. Установка такого отвала дозволяла использовать Т 40 вместо трактора Т 130 для расчистки зимних дорог и выполнения ряда земляных работ.

Заключение

Несмотря на прекращение выпуска, трактор до сегодняшнего дня можно встретить в фермерских и других агрохозяйствах. Такую популярность Т 40 заслужил своими техническими характеристиками, экономичностью, многофункциональностью и прежде всего простотой ремонта и технического обслуживания.

Такая ремонтопригодность поддерживается большим количеством ранее выпущенных экземпляров, а также достаточным количеством запасных частей и комплектующих.