Газ 21 волга 21р. Автомобиль Волга ГАЗ-М21


Автомобили эпохи СССР: ГАЗ-21Р "Волга" (третья серия)

Третий выпуск "Волги" первого поколения продержался на конвейере Горьковского автозавода с апреля 1962 по июль 1970 года. За это время было построено 468 036 автомобилей ГАЗ-21 и ГАЗ-22 всех модификаций. После модернизации 1965 года число модификаций только на базе седана достигло девяти.

В рамках "программы модернизации" было сделано следующее. Семидесяти лошадиных сил базового мотора для полуторатонного седана (и уж тем более для раздобревшей грузопассажирской версии) явно не хватало. У одного из основных западных конкурентов "Волги" - Volvo-120 1962 года - соотношение мощности и массы составляло 0,0812 л.с./кг; у "двадцать первого" этот показатель был почти в два раза ниже - 0,0479 л.с./кг. Это означало, что даже форсированный 80-сильный двигатель, которым оснащались экспортные версии "Волги", не обеспечивал необходимой динамики и скорости.

За счет применения поршней новой конструкции без изменения обоих вариантов головки блока удалось повысить степень сжатия с 6,6 до 6,7 (в форсированной версии - с 7,15 до 7,65) и добиться прироста мощности в 5 л.с. (до 75 и 85 л.с. соответственно). Для изготовления поршней и усиления поршневых пальцев начали использовать более жаростойкий материал. Кроме того, изменения подверглись кулачки распредвала и впускные каналы. В системе питания появился фильтр тонкой очистки топлива. Новая открытая система вентиляции картера предотвращала смолообразование во всасывающей системе. В результате динамика улучшилась, правда незначительно: до 100 км/ч обновленная "Волга" разгонялась на 2-3 секунды быстрее своей предшественницы. Прироста паспортной максимальной скорости (со 132 до 135 км/ч) удалось достичь лишь на экспортных модификациях. Расход топлива при этом не изменился.

В трансмиссии вместо рычажных использовали гидравлические телескопические амортизаторы, что потребовало изменения конструкции верхних рычагов передней подвески. Для увеличения регулировочного запаса угля развала передних колес в крепление верхних рычагов была введена эксцентриковая втулка.

Обновился и салон. Передний диван сделали более удобным, появился новый раскладной механизм, образованное сиденьями "спальное место" стало заметно ровнее. В обивке салона нашли применение новые синтетические материалы.

Потолок начали обивать не ворсистой тканью, а практичным повинолом, не боящимся "влажной уборки"; матерчатые вставки на внутренних панелях дверей уступили место кожзаменителю, а молдингам на дверных картах добавили причудливых изломов.

Рукоятка "вытяжного" ручного тормоза, расположенная под приборной панелью, приобрела более эргономичную Г-образную форму. Новая декоративная накладка появилась на кнопке звукового сигнала, а серебристую фигурку горьковского оленя на бежевом фоне обрамило широкое рельефное кольцо с белым блеском.

Рейстайлинг экстерьера проводился под руководством его автора, художника-конструктора Льва Еремеева. Несколькими легкими штрихами Еремееву с коллегами удалось, сохранив самобытный стиль "двадцать первой", придать "Волге" третьего выпуска более современный и динамичный облик.

С капота исчезли "олень" и центральный молдинг, изменилась форма эмблемы. Автомобиль получил новую облицовку радиатора - "китовый ус" (37 узких вертикальных планок в раме), новые подфарники, заходящие на боковины крыльев, новые задние фонари, бамперы новой формы - без сложных кривых "в плане", без клыков, с крашеной в цвет кузова нижней половиной. Новая декоративная ручка крышки багажника стала стилизована под один из горьковских анималистических тотемов - чайку. На обращенной вверх части передних и задних крыльев появились тонкие хромированные вставки-молдинги (на моделях с улучшенной отделкой), дверные молдинги стали хромированными (а не алюминиевыми).

В таком виде "двадцать первая" и ее "младший братец" универсал ГАЗ-22, предназначенный для отправки на экспорт, продержались на конвейере восемь лет.

В 1965 году "Волга" была в очередной (и последний) раз модернизирована. Причем изменения были как "пустяковыми" (например, увеличилась длина щеток стеклоочистителя, упростились рисунок обивки и конфигурация молдингов дверных карт), так и "затрагивающими основы": двигатель оснастили новым карбюратором К-124, лонжероны в месте крепления рулевого механизма усилили, а места шариковых подшипников в ступицах передних колес заняли роликовые. Кроме того, была усовершенствована система отопления салона.

"Двадцать первая", наконец-то, избавилась от литеры "М" в заводском индексе (имени Молотова Горьковский автозавод лишился еще в 1957 году) и стала официально именоваться просто ГАЗ-21 - с литерой, указывающей на модификацию.

Последний экземпляр "двадцать первой" - ГАЗ-21УС антрацитового цвета - сошел с конвейера Горьковского автозавода 15 июля 1970 года.

Для частных лиц цена самых дешевых модификаций третьего выпуска - "21Л" и "21Р" - составляла 5,5 тысяч рублей. Самая дорогая модификация - "21С" (форсированный вариант с улучшенной отделкой) - стоила на тысячу дороже.

СНАРУЖИ И ВНУТРИ

Салон автомобилей "Волга" третьей серии практически не изменился. Редкая модификация ГАЗ-23 с двигателем V8 и автоматической коробкой передач от "Чайка" Сверху на рулевой колонке - селектор автоматической коробки передач.
Штатное зеркало заднего вида в хромированном корпусе. Решетка радиатора с множеством перемычек ("Китовый ус") - самая заметная отличительная деталь машин третьей серии. На всех автомобилях "Волга" ГАЗ-21 и ее модификациях стояли такие хромированные колпаки-блюдца.
Знаменитый спидометр с прозрачной "сферой" из цветного пластика Динамик громкоговорителя располагался прямо над приемником. Еще одна характерная деталь "Волги" третьей серии - задний фонарь обновленной формы со встроенным катафотом.
Хромированный молдинг-киль над задним крылом устанавливался только на моделях с улучшенной отделкой. Изящная "птичка" на крышке багажника - лампа подсветки номерного знака. Вертикально расположенное запасное колесо не занимало много места в багажнике.

Бамперы новой формы и задние фонари без хромированного оклада зрительно "разгрузили" корму автомобиля.
Вентилятор отопления кузова. На клапанной крышке двигателя буквы "ЗМЗ" (Заволжский момторный завод) и гордая надпись "Сделано в СССР" . Генератор установлен над блоком двигателя.
Восьмицилиндровому V-образному двигателю от "Чайки" было тесновато в моторном отсеке "Волги".

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Схема автомобиля ГАЗ-21Р "Волга"

Технические характеристики ГАЗ-21Р "Волга" Масса, кг
Число мест 5 снаряженная 1460
Максимальная скорость 130 км/ч полная, в том числе: 1885
Расход топлива при скорости 90 км/ч 11,0 - 13,5 л./100 км на переднюю ось 905
Разгон до 100 км/ч 32 с на заднюю ось 980
Электрооборудование 12 V
Аккумуляторная батарея 6СТЭ-54ЭМ Наименьший дорожный просвет 190 мм
Генератор Г-12Б
Реле-регулятор РР-24 Наименьший радиус поворота
по колее переднего наружного колеса
6,3 м
Стартер СТ-20Б
Прерыватель-распределитель Р-23Б
Свечи зажигания А14У (М16У)
Размер шин 6,70 - 15
  • Подвеска передняя: независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах, амортизаторы гидравлические, телескопические
  • Подвеска задняя: зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах, амортизаторы гидравлические, телескопические
  • Рулевой механизм: глобоидальный червяк с двойным роликом
  • Тормоза: рабочие - передние и задние барабанные, привод гидравлический
    стояночный - колодочный, на карданный вал, привод механический
  • Сцепление: однодисковое сухое с гидравлическим приводом
  • Коробка передач: механическая трехступенчатая с синхронизаторами на второй и третьей передачах
  • Передаточные числа: I - 3,115; II - 1,772; III - 1,00; задний ход - 3,738. Главная передача - 4,55
  • Карбюратор: К-124
  • Максимальная мощность: 75 л.с. при 4000 об/мин
  • Максимальный крутящий момент: 17 кгс.м при 2200 об/мин


Как вы уже догадались, речь пойдет о самой изящной, привлекательной и престижной модели автомобиля, которая была доступна советским гражданам с 1956 года. Эта автомашина выпускалась в различных вариациях исполнения двигателя, дизайна кузова и салона и применялась как легковой автомобиль, автомобиль милиции, КГБ СССР и конечно такси (вспоминаем сюжет “такси на Дубровку”). Этот автомобиль имел кузов седан и серийно выпускался на Горьковском автозаводе. Угадали его имя?

Правильно, это - машина ГАЗ 21 “Волга” . Всю историю производства этого автомобиля условно можно разделить на три периода или на три серии выпуска. Первоначальное название машины было ГАЗ-М21 (завод носил имя Молотова), затем буква “М” исчезла. Кто помнит фирменного оленя на капоте? Олень кстати тоже окончательно исчез в сериях “третьего выпуска” (1965-1970), этого блестящего на солнце примечательного элемента дизайна не стало по соображениям безопасности. Хотя смотрелся он очень стильно.

Основные модификации машины ГАЗ 21 «Волга».

В период с 1956 года по 1965, выпускалось достаточно много модификаций автомобиля, и отличались они достаточно сильно. Машины первых выпусков до 1957 года комплектовались модифицированным двигателем от автомобиля «Победа » (мощность 65 л.с.), всего таких машин было изготовлено 1100 штук. Автомобиль ГАЗ-М21Г помимо двигателя от “Победы ”, получил задний мост с укороченными полуосями от автомобиля “ЗИМ ”. “Фишкой” всех автомобилей первой серии считается соединение плюсового провода электропитания с кузовом машины. Для такси выпускалась модель ГАЗ-М21Б , где применялась более дешевая отделка салона. С 1957 года на «Волги» ставят двигатель ЗМЗ-21, который был специально разработан под машины ГАЗ 21.

Двигатель ЗМЗ-21 отличался рядом прогрессивных решений, он обеспечивал мощность 70 л.с., был верхнеклапанным и практически целиком алюминиевым. Таким образом, уже с двигателем ЗМЗ-21, серийный автомобиль получил название ГАЗ-М21В, автомобиль для такси стал называться ГАЗ-М21А, экспортная модификация получила название ГАЗ-М21Д. В экспортном варианте ГАЗ-М21Д был установлена механическая коробка передач (КП) и форсированный двигатель развивающий тягу до 80 л.с. Экспортная модификация ГАЗ-М21Е отличалась установленной автоматической КП и также имела двигатель мощностью 80 л.с.

Периодом выпуска “второй серии” машин ГАЗ 21 считают время с 1959 по 1962 годы, и за время произведено уже около 160 тысяч машин. Завод изготовитель постепенно вносил изменения в конструкцию и они касались в основном дизайна кузова, увеличения колесных арок передних крыльев, изменения полярности электропроводки. Кузов автомобиля в машинах с 1960 года уже подключен к общему проводу (минусу) питания. Это позволило снизить коррозию металла и уменьшить потери тока за счет конструкции. Базовая модель стала называться ГАЗ-М21И и появились новые модификации, такие как ГАЗ-М21У с кожаной отделкой салона (модификация люкс) и ГАЗ-М21К экспортный вариант, иногда в двухцветном варианте кузова и с дополнительными декоративными хромированными элементами кузова.

Мощность двигателя ГАЗ-М21У составляла 75-80 л.с.

С 1962 по 1970 годы производились автомобили “третьей серии” выпуска. Всего было изготовлено порядка 470 тысяч машин. Машины “третьей серии” имели решетку радиатора из 37 хромированных вертикальных пластин. С капота окончательно исчезла фигурка оленя, было уменьшено общее количество хромированных декоративных элементов. В серийной модели стал применяться двигатель 75 л.с, амортизаторы стали телескопическими, слегка изменились линии кузова. Они стали более гармоничными.

Основные модели третьей серии такие:

  • “Волга” ГАЗ-М21Л - 4-дверный седан, массовая серийная.
  • “Волга” ГАЗ-М21У - модификация «люкс», улучшенная отделка салона и молдинги на крыльях.
  • “Волга” ГАЗ-М21Т – автомобиль для такси, передние сидения разделены. Пассажирское переднее сидение справа от водителя складное, и на его месте можно размещать дополнительный багаж.

Краткая характеристика машины ГАЗ 21.

  • Число посадочных мест (вместе с водителем) - 5;
  • Габариты (длина*ширина*высота) в метрах - 4,77*1,80*1,62;
  • “Третья серия” машин имела длину 4,83 метра. Высота определяется без нагрузки.
  • База (расстояние между осями) - 2,7 метра;
  • Колея передних колес - 1,41 метра;
  • Колея задних колес - 1,42 метра;
  • Клиренс - 190 мм;
  • Тип топлива – бензин АИ-72;
  • Расход топлива на 100 км – от 9 до 13.5 литра;
  • Трехдиапазонный ламповый радиоприемник с подсветкой шкалы в салоне.

Конечно, сейчас владельцы машин ГАЗ 21 редко используют их для повседневной езды. Хотя в небольших поселениях такие люди есть. Сегодня это уже коллекционный и достаточно дорогой автомобиль. Особенно дорого ценятся у коллекционеров автомобили с подлинными заводскими деталями и элементами интерьера.

Конструкторам Горьковского автозавода удалось создать автомобиль-мечту многих советских людей. Даже сегодня, спустя 45 лет после схода с конвейера последней машины ГАЗ 21 , безупречный дизайн этой машины останавливает взгляд и привлекает внимание. Жаль, конечно, что для большинства советских людей эта машина, так и осталась мечтой навсегда.

Дата публикации: 23-12-2015, 21:41

Не будь снобом... Сделай репост!

В середине 50-х годов Горьковский автомобильный завод начал серийное производство автомобиля среднего класса ГАЗ-21 «Волга» с целью заменить к этому времени уже устаревшую «Победу». Изначально автомобиль именовали ГАЗ-М21 , так как завод носил имя Молотова, но после переименования завода от буквы «М» в имени отказались.

Первые попытки разработать автомобиль, который должен был сменить «Победу» были предприняты еще в 1948 году специалистами по заказу Министерства автомобильной промышленности. Они предложили собственный вариант рестайлинга серийного ГАЗ-М-20 , в результате получился автомобиль «НАМИ-Победа» , но в конечном итоге от этого варианта отказались.

Специалисты автозавода «ГАЗ» занялись разработкой нового автомобиля в 1951 году, первый гипсовый макет назвали ГАЗ-М21 «Победа-2», внешне он сильно напоминал представительский седан ГАЗ-М12 «ЗИМ» , но к тому времени он тоже начал устаревать и от подобного дизайна так же отказались. Однако некоторые технические решения все же были взяты у «Победы-2» например, вынесенный несколько вперед пассажирский салон, что в сочетании с уменьшением размерности колёс с 16 до 15" позволяло сделать его более просторным при той же колёсной базе. Было решено убрать все выступающие в салон арки задних колес. Кроме того по техническому заданию новый автомобиль должен был стать более современным, динамичным и комфортабельным, с новым двигателем и автоматической коробкой передач.

С 1952 года велась параллельная работа над двумя независимыми проектами под названием ГАЗ-М-21 «Звезда» дизайнера Джона Вильямса и ГАЗ-М-21 «Волга» Льва Еремеева (он же был дизайнером кузова «Чайки»). Макеты обоих машин были готовы в 1953 году, но от «Звезды» Вильямса отказались в пользу «Волги» Еремеева. Первый ходовой образец двадцать первой «Волги» был изготовлен в 1954 году вручную. В этом же году автомобиль с номерным знаком гв00-08 начал испытания.

В 1954 и 1955 году собрали ряд прототипов, которые отличались оформлением, на них устанавливали разные двигатели и коробки передач, на одни устанавливали 3-ступенчатую механическую коробку, на другие автоматическую гидромеханическую 3-ступенчатую. Эти прототипы имели полный набор хромированного декора - хромированную решетку радиатора, молдинги, окантовку лобового и заднего стекла, в серийном же производстве хромированные детали были дополнительной опцией.

По сравнению с предыдущими отечественными автомобилями двадцать первая «Волга» показала себя динамичным, скоростным и комфортабельным автомобилем, она была экономичнее своего предшественника ГАЗ-М-20, а по динамике превосходила ГАЗ-12, который был более высокого класса. «Волга» была приспособлена к отечественным дорожным условиям, а ее долговечность и практичность превосходила иностранные аналоги.

ГАЗ-М-21 можно условно разделить на три серии, однако заводом такое разделение не использовалось. К первой серии относят серийные образцы выпуска с 1956 по ноябрь 1958 года. Автомобили первой серии, выпущенные в 56 и 57 годах, оснащались модернизированным нижнеклапанным двигателем от «Победы» (ГАЗ-21Б) мощностью 65 лошадиных сил, так как новый двигатель, который планировался для «Волги» был еще не готов. Кстати этот же двигатель ставили на УАЗ-450 и экспортные модификации ГАЗ-69 .

Внешне автомобили «первой серии» можно отличить по хромированной решетке радиатора, в центре которой красуется звезда, точно такую же звезду имели некоторые прототипы, а на капоте красовался фирменный олень . Были отличия и в салоне, к примеру, панель приборов не была отделана кожзамом и т.п. Часть машин имела двухцветную окраску различного сочетания с тремя типами разделения цветов. Всего было выпущено около 30 тысяч экземпляров автомобилей так называемой «первой серии».

За более чем 14 лет производства конвейер завода покинули множество модификаций и опытных образцов двадцать первой «Волги». Автомобиль ГАЗ-21 «Волга» экспортировалась в такие страны как Бельгия, Австрия, Финляндия, Швеция, Голландия, Кипр, Англия, Индонезия, Греция и страны Ближнего Востока. Экспортные модели отличались улучшенной отделкой. Выпускали «Волгу» и за рубежом, к примеру, бельгийская фирма S.A. Scaldia-Volga, совместно с предприятием Sobimpex N.V. выпускали на основе машинокомплектов, поступавших из СССР, дизельные версии ГАЗ-21 (М-21), причем варианты дизельных двигателей были различными, объемом от 1,6 до 2,3 литров и мощностью от 48 до 62 лошадиных сил. В 1968 году параллельно с ГАЗ-21 был начат выпуск новой модели «Волги» под индексом ГАЗ-24 , которая полностью заменила текущую модель в 1970 году.

Дизайн и конструкция

Новый автомобиль ГАЗ-21 «Волга» получил несущий трёхобъёмный кузов типа седан с более комфортабельным и просторным салоном. Новый цельноалюминиевый 4-цилиндровый двигатель, который почти в полтора раза превосходил по мощности двигатель «Победы». Тормозная система с разделенными гидроцилиндрами передних тормозных колодок и одним общим гидроцилиндром на задние колодки, трансмиссионный стояночный тормоз.

Позднее, после того как была закончена подготовка нового верхнеклапанного двигателя ЗМЗ-21 от старого двигателя «Волги» отказались. Новый двигатель объемом 2445 см3 развивал мощность 70 лошадиных сил, а максимальная скорость автомобиля составила 130 км/ч.

С начала 1959 года по 1962 год выпускали так называемую «вторую серию» . В рамках модернизации, у автомобиля увеличили передние колесные арки, из-за этого изменилась форма крыльев. Оформление передка напоминало передок одного из прототипов с 16-ю вертикальными прорезями решетки радиатора, за это ее прозвали акульей пастью, появился новый замок капота. Появились катафоты в стеклах задних фонарей, изменился фонарь номерного знака, верхняя часть панели приборов изначально стала флокированной, а позднее обтянута кожзамом. Приемник стал более богато оформлен. Фирменный олень на последних образцах «второй серии» был заменен травмобезопасной «каплей» . Были и другие малозаметные изменения.

К 1960 году произошла модернизация узлов и агрегатов. «Волга» получила новую современную проводку, теперь на массе был не «плюс» а «минус». Убрали централизованную смазку шасси, усилили кузов. Автомобилей «второй серии» было выпущено около 140 тысяч экземпляров.

Следующая модернизация автомобиля условно «третья серия» произошла в 1962 году, у автомобилей полностью изменилось внешнее оформление, очередной раз изменилась решетка радиатора, теперь она состояла из 37 вертикальных стоек (ее прозвали «китовый ус»). Бампера разделены на две половины и не имеют «клыков». С капота исчез фирменный олень и молдинг.

На «третью серию» ставили немного измененный двигатель ЗМЗ-21А, который развивал мощность 75 лошадиных сил. Рычажные амортизаторы заменили телескопическими, коробка передач осталась только механической, отделка салона осуществлялась новыми более долговечными материалами. Были и другие незначительные изменения. Выпуск двадцать первой волги продолжался до 15 июля 1970 года, последний автомобиль покинувший конвейер завода ГАЗ-21УС с улучшенным оформлением. Всего автомобилей «третьей серии» было выпущено около 447 тысяч, это была самая массовая версия седана ГАЗ-21 «Волга».

Модификации

Базовая модель седана образца 1956 года с 3-ступенчатой автоматической гидромеханической коробкой передач.

Автомобиль для службы такси. Выпуск автомобилей: «Первая серия» с 1957 по 1958 год, «вторая серия» с 1959 по 1962.

Тропический вариант модели ГАЗ-М-21А.

Базовый седан образца 1956 года с механической коробкой передач и гидроприводом сцепления.

Тропический (Южный) вариант предыдущей модификации.

Базовый седан модели 1957 года с нижнеклапанным «Победовским» двигателем.

Тропическая модификация модели М-21Г

Экспортный вариант модели образца 1957 года с механической коробкой передач.

Тропический вариант предыдущей модификации

Экспортный вариант модели образца 1957 года с автоматической гидромеханической коробкой переключения передач.

Южный вариант предыдущей модификации.

Базовый седан «второй серии» образца 1959 года. Годы выпуска, включая переходную модель с 1958 по 1962.

Экспортный вариант «второй серии».

Тропический вариант модели ГАЗ-М-21К

Машинокомплект для экспорта в Бельгию образца 1959 года.

Базовые седан «третьей серии» образца 1962 года.

ГАЗ-М-21М, ГАЗ-М-21МЮ

Экспортный вариант седана «третьей серии» образца 1962 года и его тропический вариант.

ГАЗ-21 «Волга»

ГАЗ-21 «Волга» - советский автомобиль среднего класса, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1956 (1957) по 1970 год. Заводской индекс модели - изначально ГАЗ-М-21 , позднее (с 1965 года) - ГАЗ-21 . Всего было выпущено 639 478 экземпляров всех модификаций.

ПРЕДЫСТОРИЯ

С 1946 года ГАЗ выпускал легковой автомобиль ГАЗ-М-20 «Победа». На момент начала производства «Победа» отличалась достаточно современной конструкцией и передовым дизайном.

Однако к началу следующего десятилетия внешний вид её постепенно стал устаревать, агрегатная часть также отстала от уровня мировых лидеров. Назревала необходимость заменить её более современной технически и совершенной визуально моделью.

«ПОБЕДА-НАМИ»

Первая попытка разработки перспективной модели на смену существующему ГАЗ-М-20 относится ещё к 1948 году, когда специалисты НАМИ по заказу Министерства автомобильной промышленности разработали свой вариант рестайлинга серийной «Победы», в истории оставшийся под обозначением «Победа-НАМИ». Существовало два варианта - авторы первого Ю. Долматовский и Л. Терентьев, а второго - Ю. Долматовский и В. Арямов.

ПРОЕКТ «ПОБЕДЫ» ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

С 1951 года непосредственно на ГАЗ-е началась разработка автомобиля среднего класса нового поколения под обозначением ГАЗ-М-21 «Победа-II» (генеральный конструктор - А. А. Липгарт, позднее - В. Соловьёв; дизайнер - Л. Еремеев). Образец был доведён до гипсового макета, который внешне в немалой степени напоминал серийный ГАЗ-М-12 «ЗИМ», дизайнером которого был тот же Лев Еремеев.

Однако, сам «ЗИМ» к этому времени уже стал устаревать, поэтому проект «Победы» второго поколения принят к производству не был. А вскоре на заводе приступили к работе над иными, намного более перспективными моделями, одна из которых и была выбрана впоследствии для массового производства в качестве преемника «Победы».

ОСНОВНЫЕ МОДИФИКАЦИИ БАЗОВОГО СЕДАНА

  • ГАЗ-М-21 - седан модели 1957 года с АКПП;
  • ГАЗ-М-21А - 1957-1958, такси модели 1957;
  • ГАЗ-М-21АЮ - 1959-1958, тропический вариант такси модели 1957 года;
  • ГАЗ-М-21А - 1959-1962, такси модели 1959 года;
  • ГАЗ-М-21АЮ - 1959-1962, тропический вариант такси модели 1959 года;
  • ГАЗ-М-21Б - 1957, такси модели 1957 года нижнеклапанным двигателем;
  • ГАЗ-М-21В - 1957-1958, базовый седан модели 1957 года;
  • ГАЗ-М-21ВЮ - 1957-1958, тропический вариант модели 1957 года;
  • ГАЗ-М-21Г - 1956-1957, базовый седан модели 1957 года с нижнеклапанным двигателем;
  • ГАЗ-М-21ГЮ - 1956-1957, тропический вариант модели 1957 года с нижнеклапанным двигателем;
  • ГАЗ-М-21Д - 1957-1958, экспортный вариант модели 1957 года;
  • ГАЗ-М-21ДЮ - 1957-1958, тропический экспортный вариант модели 1957 года;
  • ГАЗ-М-21Е - экспортный вариант модели 1957 года с АКПП;
  • ГАЗ-М-21ЕЮ - тропический экспортный вариант модели 1957 года с АКПП;
  • ГАЗ-М-21И - 1958-1962, базовый седан модели 1958 года;
  • ГАЗ-М-21К - 1959-1962, экспортный вариант модели 1958 года;
  • ГАЗ-М-21КБ - 1960-1962, машинокомплект для Бельгии модели 1958 года;
  • ГАЗ-М-21КЮ - 1959-1962, тропический экспортный вариант модели 1958 года;
  • ГАЗ-М-21Л - 1962-1964, базовые седан модели 1962 года;
  • ГАЗ-М-21М - 1962-1964, экспортный вариант модели 1962 года;
  • ГАЗ-М-21МЮ - 1962-1964, тропический экспортный вариант модели 1962 года;
  • ГАЗ-21Н - 1964 - экспортный вариант модели 1962 года с правым рулём;
  • ГАЗ-21НЮ - 1964 - тропический экспортный вариант модели 1962 года с правым рулём;
  • ГАЗ-21П - экспортный вариант модели 1965 года с правым рулём;
  • ГАЗ-21ПЕ - экспортный вариант модели 1965 года с правым рулём и АКПП;
  • ГАЗ-21Р - 1965-1970, базовый седан модели 1965 года;
  • ГАЗ-21С - 1965-1970, экспортный вариант модели 1965 года;
  • ГАЗ-21Т - 1962-1964, такси модели 1962 года;
  • ГАЗ-21ТС - 1965-1970, такси модели 1965 года;
  • ГАЗ-21У - 1959 (ориентировочно)-1964, модификация с улучшенным оформлением моделей 1959 и 1962 годов;
  • ГАЗ-21УС - 1965-1970, модификация с улучшенным оформлением модели 1965 года;
  • ГАЗ-21Ф - опытная с форкамерным двигателем;
  • ГАЗ-21Э - 1965-1970, седан модели 1965 года с экранированным электрооборудованием;

«Волга» выпускалась на протяжении длительного времени - целой эпохи в истории страны и мира, благодаря чему стала неотъемлемой составной частью городского пейзажа соцстран шестидесятых - семидесятых годов.

«Волгу» можно увидеть практически во всех советских кинофильмах с самого 1956 года. Наиболее известный фильм, в котором ГАЗ-21 выступает практически в роли героя - «Берегись автомобиля». А в фантастическом фильме «Чёрная Молния» режиссёра Александра Войтинского этот автомобиль способен летать.

Волга ГАЗ-21 снималась в клипах к песням «Kill The King» группы Megadeth, «Du Hast» группы Rammstein и «Moonlight Shadow» группы Groove Coverage .

Также, благодаря сочетанию внешнего вида, во многом аналогичного классическим американским автомобилям, и широкого распространения, ГАЗ-21 стал основой для творчества любителей хотроддинга и кастомайзинга.

ГАЗ-21 считается классическим автомобилем-олдтаймером, а ранние и редкие модификации ценятся как коллекционные автомобили. Вместе с тем, относительно большое число машин до сих пор находится в повседневной эксплуатации, а немалое общее количество выпущенных автомобилей этой марки делает коллекционную ценность большинства версий «Волги» достаточно сомнительной.

В России и во многих зарубежных странах существуют клубы любителей ГАЗ-21. За границей этот автомобиль воспринимается как один из символов российского (советского) автопрома.

АВТОМОБИЛЬ ВЛАДИМИРА ПУТИНА

По имеющейся информации, президенту России В. В. Путину принадлежит ГАЗ-21 (М-21) «второй серии» (по внешним признакам) цвета «слоновой кости», заново построенная на современных агрегатах. В качестве донора агрегатов называется, в частности, марка Bentley. Несмотря на многократно повторённую информацию о том, что она была выпущена в 1956 году, этот факт не может соответствовать действительности - по сути опытные, машины этого года до нашего времени не дошли. По данным базы ГИБДД по Москве и области (на 2007 г.), на Путина Владимира Владимировича зарегистрированы две «Волги» - М-21 1960 и ГАЗ-21Р 1965 года. Демонстрировавшаяся прессе машина очень похожа на модель 1959-1962 годов. На ней же Путин катал президента США Джорджа Буша. По имеющимся источникам, в настоящее время автомобиль передан на экспозицию в музей «АвтоВилль» в Москве.

Легковой автомобиль ГАЗ-М21Л "Волга" (1962-1965) и ГАЗ-21Р (1965-1970).
Эта модель "Волги" имела прозвище "китовый ус" благодаря решетке радиатора с большим количеством мелких отверстий. По сравнению с предыдущими моделями, на 21Л исчезли клыки на бамперах, накапотная фигурка оленя (или капли), изменились задние фонари и фонарь освещения номерного знака.
На базе модели М21Л производились следующие модификации: М21Т (такси) , М21М (экспортный), М22 (с кузовом универсал) .
Переход от модели 21Л к модели 21Р мог сопровождаться не только конструктивными изменениями, но и некоторым рестайлингом внешности автомобиля. Эскизный проект-предложение модернизации внешних форм был подготовлен в 1965 году в НАМИ Э.Р.Молчановым. Наиболее заметные изменения касались передней части - предполагалась решетка радиатора в виде трех горизонтальных декоративных брусьев, два нижних из них при этом должны были заходить на боковины кузова и между ними располагались Г-образные указатели поворотов. На боковой проекции хорошо виден хромированный молдинг, придававший автомобилю дополнительную стремительность. По разным причинам внешность автомобиля в конечном итоге осталась неизменной.
На базе модели 21Р выпускались следующие модификации: 21УС (с улучшенной отделкой), 21ТС (такси) , 21С (экспортный) , 21СЮ (южный экспортный), 21Н (экспортный с правым управлением) , 21НЮ (южный экспортный с правым управлением), 22В (с кузовом универсал) .
Экспортные модификации традиционно отличались от стандартных моделей хромированными окантовками лобового и заднего стекол, поясными накладками, накладками передних и задних крыльев. На экспортные машины также устанавливались форсированные двигатели, а на некоторые, силами европейских дилеров, и дизельные моторы .
Нередки были случаи использования 21-ых "Волг" в полицейских службах соседних государств: Финляндии (