Цепи противоскольжения своими руками. Какие цепи противоскольжения выбрать для автомобиля Цепи противоскольжения сота или лесенка какие лучше


Цепи противоскольжения предназначены для того чтобы значительно увеличить проходимость автомобиля как на льду, так в условиях снегопада и по другому бездорожью. О том как изготовить цепи противоскольжения своими руками пойдет речь в этой статье.

Цепи противоскольжения - конструктивно представляют собой конструкцию из армированной проволоки или цепи, связанной так чтобы равномерно оплетала шину по всей окружности.Состоит такая конструкция из двух продольных тросов - внешнего и внутреннего, проходящих по окружности колеса, которые соединяются поперечными элементами или резиновыми "грунтозацепами”.

цепи противоскольжения бывают 3 видов:

    цепи противоскольжения в виде лесенки;

    цепи противоскольжения в виде ромба;

    цепи противоскольжения в виде сотов.

Каждые обладают своими достоинствами и недостатками, но изготовить цепи противоскольжения в форме лесенки проще. поэтому и берем их за основу:

Цепи противоскольжения в форме лесенки состоят из продольных и поперечных ветвей, хвостовых ветвей, запорного гака, запорного крюка и запорного кольца. Соединение элементов цепи происходит при помощи связующих колец (рис.1)

Рис.1 Схема цепи противоскольжения (лесенка)

1 - поперечная ветвь, 2 - продольная ветвь, 3 - хвостовая ветвь, 4 - запорный гак, 5 - запорный крюк, 6 - запорное кольцо.

Материалы для изготовления

    Цепь с диаметром прутка 4-5 мм - 15 метров;

    Крючки - 32 штуки;

    Натяжное устройство - 2 штуки.

Изготовление

Нарезаем 4 куска цепи по 83 звена для продольных цепей.



Нарезаем 16 кусков по 13 звеньев для поперечных цепей.

Первую поперечную цепь закрепляем на 6-м звене продольных цепей, а все остальные, кроме последней на каждом 10-м звене от предшествующей, последнюю закрепляем на 12-м.



Крепим продольные звенья с поперечными с помощью крючков или колец.


После 4-й поперечной цепи, закрепляем отрезок из 5-ти звеньев на одну сторону, а на концы обоих продольных звеньев одеваем такие карабины диаметром 5мм.


На ту сторону, где закреплен отрезок из 5-ти звеньев, на карабин закрепляем натяжное устройство.

На другой его конец закрепляем крюк.



Одеваем цепи на колес.

Испытываем цепи, на своем автомобиле.....

Монтаж на автомобиль

Цепи противоскольжения монтируются на ведущие колеса автомобиля. Монтаж цепи противоскольжения можно производить двумя способами:

1 - без поддомкрачивания автомобиля;

2 - с поддомкрачиванием автомобиля.

Способ монтажа выбирает водитель в зависимости от навыков и дорожных условий. Монтаж цепей противоскольжения желательно производить до выезда на труднопроходимый участок дороги.

1-й способ - без поддомкрачивания автомобиля:

Тщательно расправить цепь противоскольжения (звенья цепи не должны быть перекручены);

Расстелить цепи противоскольжения на поверхности дороги и наехать на них ведущими колесами;

Автомобиль закрепить в положении, исключающем самопроизвольное движение по дороге;

Надеть цепи на шину таким образом, чтобы запорный гак (поз. 4) с запорным кольцом (поз.6) находились с наружной стороны колеса;

Зацепить запорный крюк (поз.5) с внутренней стороны колеса за одно из звеньев хвостовой ветви (поз.3);

Расправить поперечные ветви (поз.2) равномерно по окружности колеса;

Продеть запорный гак (поз.4) в одно из концевых звеньев хвостовой ветви (поз.3);

Повернуть запорный гак по направлению к запорному кольцу (поз.6);

Запорное кольцо завести в паз запорного гака;

При необходимости произвести дополнительную натяжку цепи (перецепить запорный крюк и гак за следующие хвостовые звенья).

Продольные и поперечные ветви должны плотно захватить шину. Снятие приспособления с колеса производить в обратном порядке.

2-й способ - с поддомкрачиванием автомобиля:

Под передние колеса автомобиля установить упоры;

Установить автомобиль на ручной тормоз;

Поддомкратить автомобиль, вывесив колесо над дорогой на высоту 20-30 мм;

Надеть устройство аналогично 1-му способу.

Андрей Борзунов. Фото В.Ларин, А.Борзунов

«Сцепное качество или сильное звено»

Как проверить на практике, какие цепи противоскольжения лучше? Нужен тест!

Возможности у нас как у производителя цепей противоскольжения весьма широкие. В тесте был задействован турбодизель Nissan Patrol 3.0 «обутый» в шоссейную резину Dunlop Grandtreck размерности 275/70R16, динамометр ДПУ2-2, цепи противоскольжения «Автоцепь» от 5мм «лесенки» до «соты» 6х8мм.

Основная цель использования цепей - обеспечить, как можно более поздний момент, когда колесо преодолеет коэффициент сцепления и начинает вращение относительно поверхности. Силу тяги на крюке автомобиля в этот момент, возможно, замерить с помощью динамометра. Согласно теории, чем больше коэффициент сцепления колеса с дорогой, тем большее усилие на крюке сможет создать автомобиль. Меняя толщину и/или плетение цепи, мы можем проследить, как меняется тяга.

Итак, автомобильный фаркоп «связан» тросом через динамометр с деревом внушительного размера. Передний мост а/м выключен, дифференциал заднего моста разблокирован. Под колесами укатанный снег при температуре окружающего воздуха -3С. Тихонько урча, Patrol провернул колесо, когда динамометр показал всего 340 кг. Под колесом тут же образовалась ледяная ямка. Следующая попытка, и Patrol беспомощно вращает колесом, развивая усилие в 100кг. Данные зафиксировали и переставили автомобиль на мокрый грунт без снега и льда. Patrol начинает движение и динамометр выдает 450кг момента на крюке. Заносим результат в таблицу и переходим к тестам с цепями. Надо заметить, что каждый замер проводился трижды и результат записывался в виде среднего арифметического.

Начали с простого. Через 10мин на оба задних колеса надеты цепи плетения «лесенка» диаметром прутка звена 5 мм. Высота «съемного» протектора 18мм. Замеряем, и на шкале 750кг. Фиксируем значение и «переобуваем» автомобиль в цепь плетения «сота» калибром 5мм. Замеряем и получаем вполне ожидаемые 900кг. «Сота» создает больший момент, но это и не удивительно, ведь в пятне контакта находится большее количество звеньев, чем у лесенки. Миф о том, что «сота» «гребет» хуже, развеян, и мы переходим к закреплению результата, к замерам 6мм вариантов цепи. Первой идет «лесенка» 6мм высотой «протектора» 22мм и ее использование выдает 1050кг, а «сота», подтверждая опыт 5мм собратьев, показывает результат 1150кг.

Результат первого же замера 6х8мм «лесенки» нас озадачил, т.к. автомобилю явно не хватает мощности мотора, чтобы провернуть даже одно колесо. Да и немудрено, ведь протектор стал совсем «взрослым» - 27мм настоящей стали. Делать нечего, мы подключаем передний мост и включаем пониженный ряд в раздаточной коробке, добиваясь повышения крутящего момента на колесах. Однако с тем, чтобы снизить влияние переднего моста на результаты, мы располагаем корму и задний мост существенно ниже переднего моста.

Цепи монтируем на задние колеса. Двигателю становится значительно легче, колесо срывается в пробуксовку на значении в 1250кг. Вспомнив, что Patrol оснащен принудительной блокировкой заднего моста, мы проводим тест в положении переключателя блокировки “ON”. Крутящий момент, распределившись на оба задних колеса, отклоняет стрелку динамометра до 1550кг. Меняем цепь «лесенка» на 6х8 «сота» и получаем результаты 1400кг при свободном дифференциале и 1700кг при заблокированном.

В программе теста мы предусмотрели проведение замеров с цепями и снижением давления в шинах. Испытание производили, снижая давление в колесах до 1 Атм. «Сдуваться» до больших значений не рискнули, т.к. бедлоками колеса не были оснащены. А перспектива в темноте заниматься шиномонтажом нас не прельщала. Тест был запланирован на 1 день и в связи с нехваткой светлого времени суток замеры производили только на 6мм варианте «сота». Снижение давления с 2.5 Атм до 1 Атм отклонило стрелку динамометра дополнительно еще на 70кг.

Что ж, подведем итоги. Тест показал, что даже простейшая «лесенка» 5мм способна обеспечить под колесами автомобиля коэффициент скольжения как у сухого асфальта, но все же, для тяжелого автомобиля Patrol она маловата. Чуть вывешивается колесо и начинается склонность к пробуксовке. Вот 6мм для машины массой более 2т в самый раз. Варианты с 8мм применимы, но для тех случаев, когда от машины требуются все 100% ее возможностей. Да и по массе изделия 6х8 далеко в отрыве от своих меньших собратьев. Итак, 5мм вполне достаточно, чтобы возить с собой на крайний случай, 6мм оптимально для периодичного использования, ну а уж 6х8 пригодятся тем, кто хочет от машины максимума.

Для удобства приводим данные замеров в виде таблицы:

Поверхность Привод Давление в шинах,
Атм.
Исполнение Калибр цепи,
мм
Значение,
кг
Лед при T -3C 4х2 2.5 Без цепей нет 100
Снег укатанный 4х2 2.5 Без цепей нет 340
Грунт влажный 4х2 2.5 Без цепей нет 450
Снег укатанный 4х2 2.5 Лесенка 5 750
4х2 2.5 Сота 5 900
4х2 2.5 Лесенка 6 1050
4х2 2.5 Сота 6 1150
4х2 1.0 Сота 6 1220
4х4 2.5 Лесенка 6х8 1250
4х4 Dif.Lock 2.5 Лесенка 6х8 1550
4x4 2.5 Сота 6х8 1400
4x4 Dif.Lock 2.5 Сота 6х8 1700

Тип - "ЛЕСЕНКА"

Диaметр пруткa - 5мм

Вес комплекта - 6,0кг

Применимость - 175/80 R16, 185/70 R16, 185/75 R16, 205/70 R15.

Комплект - 2шт.

Модель "лесенка" простая и надежная, но не дорогая. Преимущества модели это в первую очередь цена и вес. Высота звена в 19мм обеспечивает максимально возможную тягу на колесах автомобиля даже на современных мощных бензиновых или дизельных двигателях. Задача водителя грамотно воспользоватся крутящим моментом, а цепь надежно обеспечит сцепление с дорогой, будь то снег, лед или глина. Мы предлагаем бюджетный вариант цепи не в ущерб качеству! И даже цепь "лесенка" учитывает особенности использования в России.

"Лесенка" оптимальна для:
- Заднеприводный автомобиль

Небольшие поездки

Иметь "на всякий случай"

В поездках в странах, где существует требование иметь цепи

Бюджет ограничен

Правила эксплуатации

1. Назначение

1.1 Цепь противоскольжения предназначена для увеличения сцепных свойств колеса. Изделие из цепи круглозвенной общего назначения ТУ 3148-018-00235424-00

1.2 Условия эксплуатации изделия:

Поверхности имеющие низкий коэффициент сцепления пары колесо-поверхность.

Температурный режим эксплуатации –50С +50С.

2. Срок службы

2.1 Срок службы изделия - 10лет с даты приобретения. Указанный срок действителен при соблюдении потребителем требований правил эксплуатации.

3. Гарантийный срок

3.1 При соблюдении потребителем условий транспортировки, хранения, монтажа и эксплуатации предприятие изготовитель гарантирует безотказную работу изделия в течение 12мес. с даты продажи/отгрузки.

3.2 Изготовитель гарантирует своевременное устранение недостатков (дефектов) , выявленных в гарантийный период, если таковые не являются результатом неправильной эксплуатации, хранения, монтажа, транспортировки, или иного механического повреждения.

3.3 Коррозия частей изделия не является основанием для предъявления претензии, т.к. изделие не имеет защитного покрытия. Потребительские свойства изделия с коррозией не снижаются.

3.4 Механический износ частей изделия не является гарантийным случаем, т.к. является следствием эксплуатации изделия на поверхностях имеющих высокие абразивные свойства (бетон, асфальт, каменистый грунт и т.д.).

4. Транспортировка и хранение.

4.1 Изделие допускается перевозить всеми видами транспорта при условии соблюдения следующих условий:

В помещениях с относительной влажностью не выше 60%

При возникновении потенциальной возможности воздействия влажной среды необходимо обработать изделие консервирующими препаратами и упаковать (например в полиэтилен). По завершении срока транспортировки или хранения допускается применение изделия без удаления консервирующего состава.

5.1 Перед монтажом необходимо убедится в наличии 50мм свободного пространства вокруг колеса до подвижных либо неподвижных деталей транспортного средства. Если изделие будет монтироваться на колеса с изменяемыми углами поворота (передний мост а/м например) следует установить колеса в крайнее левое, затем в крайнее правое положение и так же убедится в наличии свободного пространства. Кроме того следует учитывать ход подвески.

5.2 Монтаж изделия рекомендуется осуществлять до начала движения по участку, на котором предположительно потребуется применение изделия. Так же рекомендуется выбрать ровную площадку размером не менее 2-х длин и 1.5 ширины транспортного средства.

5.3 Извлечь изделие из упаковки, расстелить на ровном месте, расправить цепь, убедится в том, что звенья не перекручены.

5.4 Расстелить 2 цепи по 30-40см перед передними либо за задними колесами. Пластины замков должны быть расположены с внешней стороны транспортного средства. Оставшаяся часть цепи помещается с внешней стороны колеса.

5.5 Переместить транспортное ср-во вперед на 30-40см.

5.6 Большую часть оставшейся сзади колеса цепи распределить по колесу, расправляя равномерно.

5.7 Изнутри колеса зацепить крючок за максимально возможное звено внутренней обвязки цепи. Снаружи колеса продеть пластину замка через звено внешней обвязки цепи. Застегнуть замок, зафиксировав его дополнительным кольцом. Убедиться что замок и крючок располагаются равномерно.

5.8 Переместить транспортное средство на 10-15м с тем чтобы изделие распределилось по колесу. Произвести подтяжку путем регулирования зацепления замка и крючка. Убедиться в плотности натяга цепи на колесе. При наличии свободных регулировочных звеньев около замка зафиксировать их, расцепив замок и надев крайнее звено на замок. Свободные звенья цепи изнутри колеса целесообразно фиксировать небольшим карабином.

6. Эксплуатация

6.1 Ограничение скорости движения транспортного средства 40км/ч.

6.2 Следует избегать резких ускорений либо торможений.

6.3 Запрещается эксплуатация изделия по твердым, абразивным покрытиям как то: асфальт, бетон, каменистый грунт и т.п.

6.4 В следствие несоблюдения п.5.1 настоящей инструкции возможно повреждение транспортного средства и/или изделия. Ответственность в данном случае полностью будет возложена на потребителя.

6.5 После применения изделие промыть чистой водой и просушить. Применение консервантов допустимо, но не обязательно.

7. Указание мер безопасности

7.1 Производитель не несет ответственности за повреждения возникшие в следствии не целевого использования изделия.

Многим автомобилистам приходится ездить по бездорожью или по заснеженной дороге. Проблем не будет, если машина – внедорожник, обутый в специальную резину. Что же до простого автотранспорта, то проскочить грязь или снежный сугроб у них не всегда получается.

Цепи противоскольжения. Назначение, плюсы и минусы цепей противоскольжения

Для повышения проходимости ТС используются специальные цепи противоскольжения.

Автомобилист, после установки таких приспособлений, получает:

Более высокую проходимость по занесенной снегом дороге;

Способность преодолевать подъемы\спуски;

Лучшую управляемость автомобилем.

Цепи помогают колесам автомашины преодолеть бездорожье. Однако, надо сказать, что проходимость зависит от дорожного просвета.

Минусы цепей противоскольжения:

1. Высокие нагрузки на рулевое управление и трансмиссию.

2. Низкая скорость перемещения.

3. Повышенный износ резины.

4. Шумливость.

Цепи прекрасно помогают преодолеть бездорожье, но долго на них ездить не желательно.


Разновидности автоцепей противоскольжения

Невзирая на минусы цепи улучшают проходимость автотранспорта.

Эти приспособления между собой различаются:

По используемому материалу при производстве;

Геометрией рисунка.

Такие различия сказываются на поведение автомашины на дороге.

Материал изготовления

Цепи противоскольжения для колес автомобиля бывают жесткими и мягкими.

Вначале они производились из металла алюминия и титана. На прочность автоцепей влияет сталь, их размер и, соответственно, толщина звеньев. Большой размер звеньев повышает проходимость.

Плюс жесткой конструкции - прекрасная проходимость и сцепка с ледяным покрытием. Жесткая цепь хорошо «выгребает» грязь или снег из-под колес. Однако, от них сильный шум и они способствуют быстрому износу резины.

Для мягких цепей металл не используется. Их изготавливают из:

Пластика;

Или полиуретана.

Мягкие цепи для прочности армируются. Они имеют отличную сцепку с дорожным покрытием и не сильно изнашивают покрышки. Такие цепи практически бесшумные. Их недостаток - плохая сцепляемость с обледенелой дорогой.

Для езды по городу зимой использовать желательно мягкие цепи. При езде же по загородной трассе лучше использовать жесткие.

Выбор автомобильных цепей противоскольжения

Можно выделить 3 их основных характеристики:

1. Максимальное тяговое усилие;

2. Удобство монтажа;

3. Доступную стоимость.

Рисунки автоцепи бывают нескольких видов: «лесенка», «соты» и другие рисунки.

Чему же отдать предпочтение - «сотам» или «лесенке»?

Можно смело сказать, что какой бы тип цепей не был, они существенно повышают проходимость автотранспортного средства. Но все же, «лесенка» превосходит по своим возможностям «соты». Возникает справедливый вопрос, для чего же тогда выпускаются «соты»? Дело в том, что они дают возможность автомобилю увереннее двигаться по накатанной дороге, и снижают рывки.


Стоимость

По своей конструкции «соты» сложнее в производстве и тяжелее в 1,5 раза, а стоят они на 40 процентов дороже «лесенки». Тем, кто предполагает часто ездить на цепях противоскольжения по льду или грунтовой дороге, лучше всего отдать предпочтение «сотам», ибо только с ними не страшен боковой снос. Но тому кто хочет подстраховаться, имеет смысл купить «лесенку». Такие автоцепи легче, стоят они дешевле и у них хорошая проходимость.

Каким цепям противоскольжения отдать предпочтение: отечественным или импортным?

Приобрести противоскользящие цепи можно в каждом автомагазине. Цепи произведенные в Китае красивые. Делаются они «спаянными».

Тот, кому не жалко денег, может купить более дорогие американские или европейские цепи. Но здесь, скорее всего, придется автовладельцу переплатить за бренд.

Но если все таки автомобилист готов переплатить, тогда ему лучше купить автоцепи противоскольжения из титана, которые производятся только на заказ.

Как надеть и эксплуатировать автоцепи?

Вначале об их эксплуатации.

Прежде чем из одеть, надо вначале потренироваться. При их установке с колес надо снять колпаки и дисковые кольца.

Ставить автоцепи на аварийное колесо не стоит, ибо они сбивают балансировку.

Цепи надеваться должны на ведущие колеса. Если их только две, а ведущих колес больше, то устанавливать цепи следует на передние.


Часто поездки на легковых автомобилях в зимнее время могут обернуться неприятными последствиями для водителей, в результате которых приходится вызывать на помощь буксир. Такие неприятные погодные условия, как снег, гололёд и дождь, снижают проходимость автомобиля. Специально для заснеженных участков трасс предусмотрено специальное оборудование, которое называется цепями противоскольжения. Когда впереди находится препятствие в виде участка заснеженной трассы, то повысить эффективность преодоления такого расстояния помогут цепи, одеваемые на колёса. Такие изделия можно купить в любом автомагазине, однако их стоимость по карману далеко не каждому водителю. Остаётся только один выход - изготовить цепи противоскольжения своими руками.

Назначение цепей противоскольжения

Стоимость качественных цепей противоскольжения начинается от 5 тысяч рублей. Причём для этого не понадобятся специальные знания и опыт, так как при наличии инструкции, указанной в материале, можно сделать изделия самостоятельно.

Цепи противоскольжения (грунтозацепы) представляют собой изделия, которые надеваются на ведущие колёса, повышая проходимость транспортного средства. Установив такие изделия на колёса, водитель получает следующие преимущества:

  1. Высокие показатели проходимости по заснеженным трассам.
  2. Преодоление подъёмов и спусков на участках трасс при гололёде с малой вероятностью потери управления.
  3. Повышение качества управления автомобилем на заснеженных и обледенелых участках дорожного покрытия.
  4. Улучшение гребных свойств автомобиля при прохождении по грязевым участкам дороги.

Это важно! Цепи противоскольжения устанавливаются на колёса только тогда, когда нужно преодолеть труднопроходимый участок дороги. Использовать их постоянно не рекомендуется, так как это негативно влияет на транспортное средство.

Негативное воздействие обусловлено следующими факторами:

  1. Увеличение нагрузки на рулевой механизм, а также элементы трансмиссии.
  2. Невозможность быстрого перемещения.
  3. Повышение уровня износа шин.
  4. Отсутствие комфортабельности.
  5. Возникновение постороннего шума.
  6. Негативное воздействие на элементы подвески.

В дополнение ко всему, эксплуатировать автомобиль с зацепами по асфальту запрещено, так как это способствует разрушению покрытия. Рассматриваемые изделия должны всегда находиться в багажнике автомобиля, чтобы иметь возможность воспользоваться ими при необходимости. Это касается не только автомобилей класса кроссоверы и внедорожники, но и легковых моноприводных транспортных средств.

Разновидности и чем они отличаются

Многие водители, ознакомившись с недостатками грунтозацепов, принимают негативное решение об их приобретении или изготовлении. Однако рано или поздно наступает такая ситуация, когда присутствие цепей не помешает. Грунтозацепы подразделяются на несколько разновидностей. Основными отличительными параметрами являются: материал изготовления и геометрический рисунок цепного изделия на шине.

Это интересно! Вышеуказанные параметры оказывают соответствующие воздействия на автомобиль и его внедорожные качества при передвижении.

В зависимости от материала изготовления грунтозацепы подразделяются на следующие виды:

  1. Жёсткие.
  2. Мягкие.

Жёсткие грунтозацепы

К жёстким видам относятся изделия из следующих видов металлов: титан, сталь, алюминий. Прочность изделия зависит не только материала, но ещё и от толщины звеньев. Чем больше размеры звеньев, тем выше и показатели проходимости автомобиля. Однако и выше показатели негативного воздействия на автомобиль.

С одной стороны толстые цепи увеличивают проходимость автомобиля, с другой негативно влияют на подвеску и рулевую рейку

Недостатком жёстких изделий является высокий показатель шумового эффекта, а также ускоренный износ шин. На цепях такого типа нельзя развивать скорость выше 40 км/ч. Кроме того, массивность и тяжесть цепей негативно влияют на транспортное средство. Не на всех видах легковых автомобилей могут использоваться жёсткие цепи в силу незначительного пространства между колёсными арками.

Мягкие грунтозацепы

Мягкие грунтозацепы изготавливаются из неметаллических материалов, которыми выступают резина, полиуретан и даже пластик. Для повышения прочности изделий используется такой способ, как армирование. Мягкие варианты грунтозацепов для автомобилей являются более щадящими, так как в меньшей степени способствуют износу резины, а также они практически бесшумны. Автомобиль на таких грунтозацепах может развивать скоростной режим до 80 км/ч, осуществляя при этом качественное сцепление с дорожным покрытием.

Мягкие цепи тяжело назвать «цепями» в прямом смысле слова, однако работу при езде по городу они выполняют ни чуть не хуже

Как и жёсткие цепи, мягкие грунтозацепы имеют недостатки, которые отчётливо проявляются при передвижении по гололёду. Мягкие цепи отлично показывают себя при перемещении по городу, не оказывая негативного воздействия на дорожное покрытие. Однако они не способны обеспечить эффективное прохождение заснеженных участков и грязи, поэтому в таковых ситуациях нужно использовать только жёсткие цепи.

Разновидности грунтозацепов по геометрическому рисунку

В зависимости от геометрии рисунка, цепи противоскольжения бывают трёх типов:

Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки, поэтому рассмотрим их подробно.

«Лесенка» представляет собой основание в виде продольно-расположенных веток. Эти ветки равномерно распределены по всей окружности колеса. Чтобы зафиксировать цепь на колесе, применяются соответствующего типа замки. Внешне такой вид грунтозацепа напоминает лесенку, откуда и произошло название.

Данный вариант грунтозацепа является одним из наиболее популярных, эффективных и востребованных. Из недостатков такого типа цепи стоит отметить:

  • параллельное расположение цепей на колесе, поэтому автомобиль при преодолении заснеженных или почвенных участков будет окапываться;
  • низкий показатель поперечной устойчивости, что также обусловлено параллельностью расположения ветвей цепи;

Несмотря на высокие загребающие свойства, цепи типа «лесенка» практически бесполезны на заснеженной земле

Цепи такого типа рекомендуется использовать исключительно при необходимости преодолеть рискованный участок трассы. Данный вариант является одним из самых дешёвых, поэтому при возникновении потребности большинство водителей отдают предпочтение именно такому варианту, не вникая в его особенности.

Ромбовая конструкция грунтозацепов представляет собой модернизированную конструкцию «Лесенки». Для этого имеются продольные ветви, формирующие ромбовидный узор, исключая все негативные факторы, которые свойственны для «Лесенки».

Геометрическая форма в виде ромба предназначается для применения грунтозацепов, когда необходимо преодолеть заснеженный или болотистый участок. Ромбовидная форма показана на фото ниже.

Ромбовидные цепи обладают повышенной прочностью и высокими характеристиками сцепления

Ромбовидная форма цепей противоскольжения пользуется популярностью среди внедорожников и кроссоверов, так как такой вид рисунка на грунтозацепе увеличивает проходимые качества автомобиля в несколько раз. Особенно это актуально для заснеженных и оледеневших участков дорог.

Аналогом ромба являются «соты», которые имеют поперечные ветви, похожие на ромб, однако при этом дополнительно связываются прямолинейными соединителями. Ромб и соты - это усовершенствованные виды грунтозацепов, при использовании которых контакт изделий с дорожным покрытием происходит постоянно. Это большой плюс как для резины, так и для трансмиссии, поэтому при изготовлении грунтозацепов рекомендуется уделить внимание именно последним двум моделям.

«Соты» обеспечивают постоянный контакт с дорогой, потому придают автомобилю высокий уровень поперечной устойчивости

Стоит также отметить, что при покупке цепей противоскольжения необходимо учитывать их размер. Грунтозацепы, изготавливаемые на производстве, делятся не только по размерам для колёс, но ещё и в зависимости от типа автомобиля.

Цепи и браслеты противоскольжения: что лучше

Аналогами цепей для автомобилей являются браслеты, представляющие собой пару отрезков цепей, фиксируемых на колёсах при помощи ремней. Цепь располагается поверх шины, а ремень располагается в отверстии между диском. При этом браслет в отличие от цепи, прочно затягивается на шине, что позволяет располагаться цепи на одном месте.

Для повышения эффективности на одно колесо рекомендуется крепить не менее трёх браслетов противоскольжения

Обычно на одно колесо устанавливается три браслета, которых вполне достаточно для того, чтобы достичь твёрдой поверхности, создавая при этом трение и отталкивание автомобиля. В отличие от цепей, браслеты имеют следующие преимущества:

  1. Скорость и простота монтажа. Если цепи рекомендуется устанавливать исключительно перед преодолением заснеженного или заболоченного участка, то браслет можно установить даже тогда, когда автомобиль застрял.
  2. Компактность, так как они не занимают много места в багажнике, в отличие от цепей.
  3. Отсутствие необходимости поддомкрачивать колесо.
  4. Универсальность. Если цепи предназначаются для определённого диаметра колёс, то браслеты подходят для любого размера колёс.
  5. В отличие от цепей, браслеты стоят в несколько раз дешевле.
  6. Продолжительный срок службы.

Как и цепи, браслеты подразделяются на твёрдые и мягкие. Одними из наиболее дешёвых вариантов браслетов являются пластиковые изделия. Они походят для любых типов автомобилей: от малолитражек до внедорожников, поэтому каждый водитель может себе их позволить.

Браслеты, как и цепи, подразделяются на твёрдые и мягкие

Чем же ещё отличаются цепи от браслетов? Многочисленные наблюдения водителей показывают, что цепи имеют лучшую сцепку с дорожным покрытием, что влияет положительно на параметры проходимости. Цепи могут применяться для преодоления заснеженных и оледеневших участков до момента их окончания. Браслеты могут использоваться только для непродолжительного применения до 5-10 км.

Это важно! Если на цепи обрывается одно звено, то это несёт угрозу для кузова автомобиля. Возможно возникновение повреждения лакокрасочного покрытия, что в итоге способствует формированию участка коррозии.

Когда известно, что такое цепи и браслеты, можно сделать вывод:

  1. Если планируется далёкая дорога по болотистой, заснеженной и обледеневшей местности, то рекомендуется использовать именно цепи.
  2. Браслеты применяются исключительно тогда, когда планируются редкие поездки по городу или за его пределы в непогоду. Даже если во время поездки вы забываете надеть браслет, то сделать это можно в любое время, даже если автомобиль застрянет.

Изготовление цепей противоскольжения: последовательность действий

Многие автолюбители ценят свой труд, поэтому прибегают к разрешению проблемы с отсутствием грунтозацепов самостоятельно.

Необходимые инструменты и оборудование

Перед выполнением соответствующих работ нужно первоначально убедиться в том, что имеются соответствующие материалы и инструменты. Посмотреть процесс изготовления цепей противоскольжения можно на видео, однако недостатком видеороликов является отсутствие информации о необходимом оборудовании.

Чтобы изготовить простейшую цепь типа «Лесенка», понадобятся следующие материалы:

  1. Стальная цепь. Толщина арматуры должна быть не менее 5 мм.
  2. Карабины, имеющие муфту и резьбу. Изделия, имеющие защёлки, для изготовления грунтозацепа не подходят.
  3. Устройство натяжения цепи.
  4. Болты, гайки и шайбы.
  5. Крючки.

Для изготовления цепей противоскольжения необходимы карабины с муфтой и резьбой

Основным материалом является цепь, длина которой для двух средних колёс диаметром R15 должна составлять не менее 15 метров. Купить отдельно цепь и изготовить из неё грунтозацеп самостоятельно намного дешевле, нежели приобрести готовое изделие.

Чтобы изготовить грунтозацепы, также понадобится набор инструментов:

  • Тиски;
  • Болгарка с кругом по металлу;
  • Рулетка;
  • Молоток;
  • Гаечные ключи для закручивания болтов и гаек.

Как видно, запас материалов и инструментов незначительный, поэтому после подготовки, можно приступать к изготовлению цепей противоскольжения.

Пошаговая инструкция

Процедура изготовления подразумевает выполнение следующих действий:

  1. Измерение длины окружности шины. Это нужно для того, чтобы изготовить два кольца из цепи соответствующего диаметра. Здесь один важный момент: длина должна быть такой, чтобы цепь лежала на половине ширины шины, как показано на фото ниже.

    Для определения длины цепи необходимо замкнуть цепь на мнимой середине колеса

  2. Отрезается необходимая длина цепи, после чего выполняется соединение отрезка цепи при помощи карабинов с резьбой. Аналогичной длины подготавливается второй отрезок цепи.
  3. Изготовление поперечных звеньев. При помощи рулетки снимается замер, после чего принимается решение о необходимом количестве звеньев. Чем больше количество таких звеньев, тем лучше проходимость, но и при этом понадобится большая длина цепи. Количество звеньев также определяется в зависимости от размера колеса. Их оптимальное количество составляет 8 штук.

    Для определения ширины поперечных звеньев необходимо снять замер при помощи рулетки

  4. Все звенья должны быть одинакового размера. На обоих концах звеньев нужно закрепить по карабину. Вместо карабинов можно использовать болты, гайки и шайбы.

    При отсутствии карабинов звенья можно закрепить болтами, гайками и шайбами

  5. Длина звеньев должна быть такой, чтобы цепь на колесе была хорошо натянута. Если длина будет больше, то они могут слететь.
  6. Когда необходимое количество звеньев будет готово, можно приступать к сборке. Сборку нужно производить так, чтобы каждое звено располагалось на одинаковом расстоянии от предыдущего.

    Для эффективного использования цепей расстояние между соседними звеньями должно быть примерно одинаковым

  7. Когда изделие будет собрано, можно примерить его на колесе. Чтобы надеть цепи противоскольжения на колесо, понадобятся металлические пружины или резина. Пружины можно оконцевать крюками для облегчения установки изделия.

    Для упрощения процедуры установки цепей используются резинки с крючками на концах

  8. В качестве натяжителей вместо пружин и резины можно использовать другие эластичные материалы. Основное условие заключается в том, что изделия должны надёжно фиксировать цепь противоскольжения на колесе. В итоге получается изделие следующего вида:

При грамотном соблюдении инструкции должна получиться следующая конструкция цепи

Такое самодельное устройство не занимает много места в багажнике, а на его изготовление понадобится не более 2 часов. По аналогии изготавливается цепь для второго колеса. Для полноприводных внедорожников цепи нужно надевать на все колёса. На моноприводных автомобилях цепи располагаются исключительно на ведущих колёсах.

Особенности установки на автомобиль

Изготовление цепей - это только половина дела. Теперь нужно правильно установить их на автомобиль. Для этого существует несколько способов. Первый из них предусматривает поддомкрачивание автомобиля. Для этого водителю следует выполнить следующие манипуляции:

  1. Перед препятствием необходимо остановиться на твёрдой поверхности, после чего установить автомобиль на первой скорости и выжать ручник;
  2. Используя домкрат, нужно вывесить ту часть автомобиля, на которую планируется установить цепь;
  3. Как только колесо будет вывешено, следует приступать к монтажу грунтозацепа;
  4. Такой процесс занимает обычно около 10-15 минут времени для одного колеса. При этом нужно убедиться в надёжном закреплении цепи.

Аналогичным образом устанавливается изделие со второй стороны и при необходимости для всех четырёх колёс. Второй вариант предусматривает установку цепи без поднятия колёс:

  1. Нужно остановиться, после чего с обеих сторон перед колёсами расположить цепи.
  2. Наехать на цепи до середины их размера.
  3. Скрепить изделие с внутренней стороны крючком или карабином.
  4. Расправить каждое звено, после чего подсоединить регулировочное устройство натяжения.

В случае отсутствия домкрата возможно наехать на цепи, лежащие на земле

Этот вариант кажется простым, однако на деле это не так. После установки цепи на колесо нужно проехать несколько метров, после чего произвести регулировку натяжения. Затем можно осуществлять штурм препятствий.

Тест цепей противоскольжения

Изготовленное устройство необходимо протестировать в действии, чтобы убедиться в его надёжности и эффективности. Стоит помнить, что эффективность изделия зависит не только от количества имеющихся звеньев, но ещё и от размеров используемой цепи. Чем больше размер цепи, тем выше качества проходимости у автомобиля.

Чтобы протестировать цепь противоскольжения, достаточно дождаться непогоды, после чего поспешить на участок, где отсутствует движение автомобилей. После установки цепи на ведущие колёса необходимо преодолеть различные препятствия в виде снежных горок, оледеневших участков дорожного покрытия, а также болот. После преодоления каждого препятствия необходимо проверять особенности расположения изделия на колёсах.

Это важно! При тестировании могут возникнуть повреждения звеньев цепи, поэтому обязательно регулярно производить проверку их состояния.

Если после проведения тестирования результаты радуют глаз, то можно попытаться преодолеть препятствия без цепей на колёсах. Результат обязательно поразит, и цепи противоскольжения станут незаменимым атрибутом в багажнике вашего автомобиля.

В качестве заключения следует отметить, что цепи противоскольжения устанавливаются вовсе не для того, чтобы автомобиль выделялся на дороге. Кроме повышенных качеств проходимости, цепи обеспечивают безопасность водителя и пассажиров на дороге при негативных погодных условиях. С наличием подобных устройств на колёсах автомобиля у вас появляется шанс преодолеть препятствие или вырваться из снежного заноса.