Автомобиль волга 3105. Компоновка, которая решила все

При 5 400 об/мин

Максимальный крутящий момент: 260 (300) Н·м, при 4 000 об/мин Конфигурация: V8 Цилиндров : 8 Клапанов: 16 Макс. скорость: 200 км/час Разгон до 100 км/ч: 11 с Расход топлива при смешанном цикле: 12 л/100 км Расход топлива при городском цикле: 17,5 л/100 км Расход топлива на трассе: 8,7 л/100 км Диаметр цилиндра: 82 мм Ход поршня: 80 мм Cтепень сжатия : 9 Система питания: карбюратор (к114 либо Pierburg 4A1), распределенный впрыск Клапанной механизм: гидравлические толкатели с автоматической компенсацией зазора Материал блока цилиндров : безгильзовый, чугунный Материал ГБЦ (англ.) русск. : алюминиевый сплав Порядок работы цилиндров: 1-5-4-2-6-3-7-8 Максимальные обороты: 6100 Рекомендованное топливо: А-98 или АИ-98

Характеристики

Массово-габаритные

Динамические

Разгон до 100 км/ч: 11 с

История

В 1970-м году Горьковский автомобильный завод приступил к выпуску пятого поколения автомобиля среднего класса - ГАЗ-24 «Волга». Первоначально предполагалось, что автомобиль будет выпускаться около десяти-пятнадцати лет. В 1978-м году должна была состояться премьера новой модели пятого поколения, а где-то в 1980-м её окончательная смена на конвейере. Однако целый ряд причин, главным образом политические и финансовые (см. Потребительский идеал в СССР и Период застоя) эти планы нарушили. Предполагаемую "смену" решили сделать как глубокую модернизацию ГАЗ-24. Так в конце 1970-х появился проект ГАЗ-3101. Однако и его планируемое внедрение было отложено, а в 1978-м году ГАЗ только незначительно доработал 24-ку.

Хотя ГАЗ продолжал лоббировать свой проект, в ходе которого 3101 постепенно превращался в ГАЗ-3102, "достучаться" до совмина было не в силах. Но в октябре 1980-го года в ДТП под Минском погиб первый секретарь компартии Белорусской ССР Пётр Машеров . Вследствие этого было приказано завершить выпуск лимузина ГАЗ-13 «Чайка» (в котором он и погиб). Этот автомобиль, появившийся ещё в 1959-м году, собирался вручную и не только никогда в частные руки не продавался, но и служил исключительно для перевозки советской элиты. Появившаяся в 1976-м году его замена, ГАЗ-14 «Чайка», оказалась намного выше и престижнее по классу, поэтому было решено продолжать выпуск старой «Чайки» параллельно новой, несмотря на её очевидный архаизм. Но в суматохе после ДТП с Машеровым, было приказано прекратить производство старого автомобиля.

Таким образом, в неписанной иерархии служебных автомобилей появился пробел. Тут и вспомнили про ГАЗ-3102, проект которого уже несколько лет ждал одобрения. Так появилась парадоксальная ситуация: на ГАЗе параллельно собирались две «Волги» - стремительно устаревавшая ГАЗ-24 с её модификациями на основном конвейере, и её модернизированный вариант, ГАЗ-3102, ручной сборки, ограниченным количеством примерно 2-3 тысячи в год, для обслуживания номенклатуры.

В марте 1985-го года к власти пришел Михаил Горбачёв , с которым страна вошла в новый цикл истории - эпоху перестройки . К этому времени, разработанная в конце 1960-х ГАЗ-24 «Волга» окончательно устарела как технически, так и внешне. ГАЗ-3102 «Волга», выглядела свежей только на фоне иностранных автомобилей второй половины 1970-х (Mercedes-Benz W123 например). На фоне автомобилей середины 1980-х (тот же Mercedes-Benz W124 , Renault 25 , Peugeot 505, Ford Scorpio , Volvo 760 и т.д.) даже обновленная ГАЗ-3102 выглядела консервативно, а внутри представляла собой множество архаизмов для автомобилей своего класса (например шкворенная подвеска, отсутствие гидроусилителя руля и т.д.)

Оба автомобиля требовали срочную замену. Однако многолетняя политика плановой экономики, и ее органов госплан и госстрой нежелание смежных производств осваивать новые узлы в пользу массового выпуска более простых и неэффективное руководство Минавтопромом СССР в лице "ВАЗовского" министра Полякова , привели к тому, что на данный момент у Горьковского Автомобильного Завода проекты автомобилей нового поколения существовали лишь в виде чертежей и моделей, нежели ходовых прототипов.

Выправляя ситуацию, в 1985-м году было решено одновременно наладить заменить Волгой ГАЗ-3102, конвейерную ГАЗ-24, как временную меру, и одновременно ускорить разработку нового автомобиля. За основу взяли Audi 100 третьего поколения (1983 г.), от которой после всестороннего изучения решили взять поперечное сечение кузова по средней стойке и принципиальную схему компоновки трансмиссии. Модельный ряд должен был состоять из трёх основных автомобилей и их модификаций. Базовым должен был стать переднеприводный ГАЗ-3103 с четырехцилиндровым двигателем. ГАЗ-3104, заднеприводный с шестицилиндровым. ГАЗ-3105, полноприводный с восьмицилиндровым двигателем, удлинённой базой и массой дополнительного оборудования.

В 1986-м году были построены первые 4 прототипа ГАЗ-3103/4/5. Одновременно ГАЗ выполнил долгожданную модернизацию конвейерной «Волги», так появился автомобиль ГАЗ 24-10, с опозданием почти на десять лет. Учитывая "временный" характер 24-10, а также невозможностью быстрого перехода из ГАЗ-24 в ГАЗ-3102 за счет описанных выше причин неэффективного руководства и культуры минавтопрома, было решено не только отказаться от проекта внешней модернизации ГАЗ-24, но и использовать многие узлы ГАЗ-3102 в существенно упрощенном виде.

Но в 1988-м году политика снова вмешалась в продукцию завода. "Жертвой" стал автомобиль ГАЗ-14 «Чайка» , сборка которой по приказу М.С.Горбачёва была прекращена, под эгидой "борьбы с привилегиями". Тогда Совмин постановил ГАЗу сосредоточиться именно на ГАЗ-3105, как замены для «Чайки», оставив остальные "на потом". Получилась ситуация аналогично той, что было в начале 1980-х, вместо нового массового автомобиля, небольшая серия для чиновников второго уровня, которым ЗИЛ был не положен, а ГАЗ-3102 уже несолиден. В 1990-м году начались заводские испытания новой машины

Однако в 1991-м году СССР окончательно распался. Входя в рыночную экономику, ГАЗу пришлось трезво оценить ситуацию. Во-первых, снятие «Чайки» с производства случилось на фоне либерализации всей экономики СССР, и как следствие, её место заняли ввозимые иномарки. Появление последних окончательно лишили престижа «Волгу», в том числе и ГАЗ-3102, выпуск которой сократился с трех тысяч единиц в 1991-м до 423 автомобиля в 1992-м. Основным спросом новой реалией оказалась полуторка "Газель", производство которого легло в приоритеты ГАЗа перед как тяжелыми грузовиками, так и легковыми автомобилями.

Однако, лишившись финансовой поддержки государства, ГАЗу нужен был капитал для освоения Газелей, и было решено резко увеличить объем выпуска пассажирских Волг. На скорую руку была произведена очередная модернизация ГАЗ-24-10, входе которой она превратилась в ГАЗ-31029 , в основном за счет использования пресс-форм ГАЗ-3102, на которую также с 1993-го года сняли всяческие ограничения и допустили к продаже частным лицам. Обратной стороной такого решения было резким падением качества сборки этих автомобилей. Но на фоне таких потрясений, завершивший испытания и получивший допуск к производству ГАЗ-3105 оказался никому не нужен. Его комплектация требовала смежных поставщиков, которых в постсоветской России не было, что делало цену очень дорогой на фоне экономического спада в стране. А проекты более бюджетных собратьев, ГАЗ-3103 и ГАЗ-3104 так и остались на бумаге ещё с 1988-го года.

"Ошибка в том, - говорили мне многие заводчане, занимающие самые разные ступени иерархической лестницы,- что мы начали разработку семейства с "люксовой" модификации, да тогда по-другому было нельзя. Сегодня время упущено.

С.Дорофеев в статье «А ну-ка, ГАЗ, прибавь-ка газу» («За Рулём», июнь 1993 год)

Тем не менее в 1994-м году, производство все-таки началось. 5-го января 1994-го года, Президент России Борис Ельцин подписывает распоряжение, в котором до 1996-го года АО ГАЗ обязано создать необходимые мощности для выпуска ГАЗ-3105 объемом в 250 единиц в год. По этому же распоряжению, уже в 1994-м АО должно сдать 100 единиц, а в следующем 150. Но распоряжение так и не было выполнено.

Современные тенденции

Для дилеров стоимость автомобиля составляла от $50000 до $60000, что было сопоставимо с автомобилями иностранного производства того же класса.

Закрытие проекта

В 1992 году автомобиль был представлен на международных салонах в Лейпциге и Брюсселе и произвел впечатление. Однако подсчитали, что производство такого автомобиля для правительства обходится дорого, и с

ГАЗ-3105
Технические характеристики:
кузов седан
количество дверей 4
количество мест 5
длина 4 960 мм
ширина 1 846 мм
высота 1 490 мм
колесная база 2800 мм
колея передняя 1563 мм
колея задняя 1548 мм
дорожный просвет 150 мм
объем багажника 500 л
расположение двигателя спереди продольно
тип двигателя бензиновый
объем двигателя 2445 см 3
Мощность 102/4500 л.с. при об/мин
Крутящий момент 182/2500 Н*м при об/мин
Клапанов на цилиндр 2
КП четырех/пятиступенчатая механическая
Подвеска передняя независимая, на поперечных рычагах
Подвеска задняя зависимая, на продольных рессорах
Амортизаторы
Тормоза передние барабанные/дисковые
Тормоза задние барабанные
Расход топлива 11,5-13,5 л/100 км
максимальная скорость 135-180 (от типа двигателя) км/час
годы производства 1982-2009
тип привода задний
снаряженная масса 1450 кг
разгон 0-100 км/ч сек

Описание модели

ГАЗ-3105 легковой автомобиль представительского класса, производимый на ГАЗе с 1992 по 1996 год. Имел достаточно оригинальную для отечественного автомобилестроения конструкцию с полным приводом и современным обтекаемым кузовом. В производственной линейке призвал был заменить "Чайку" ГАЗ-14 , снятую с производства. Планировалось выпускать по 250 машин в год, а также создать упрощенную модификацию для рынка. Из-за развала СССР и отсутствия государственных ассигнований для запуска, производство было свернуто. В настоящее время известно о нескольких ходовых образцах, находящихся в личном владении.

История создания

В 1988 году в результате проходившей в стране "борьбы с привилегиями" вся техническая документация, оснастка, чертежи и штампы для производства "Чайки" варварски уничтожаются и страна остается без автомобиля для второго эшелона власти. ЗиЛы, по традиции выпускались в крайне скромных объемах и только для первых лиц, а "Волги" были слишком "мелковаты" для секретарей обкомов и прочих региональных управленцев.

Именно с конца восьмидесятых га ГАЗе начинает в ускоренном режиме разрабатываться автомобиль, который должен был прийти на замену "Чайки" и внезапное снятие с производства этой люксовой модели лишь ускорило процесс. Ведущим конструктором "на машину" был назначен Сергей Батьянов, фанат современного дизайна и полного привода.

Говорить о "свежести" моделей ГАЗа тогда не приходилось. Последняя "новая" модель встала на конвейер ещё в 82 году, "двадцать-четыре-десять" устарела морально ещё в момент появления. Автомобиль разрабатывали "с нуля", начинив по возможности, всеми мыслимыми на тот момент техническими достижениями. Здесь был усилитель рулевого управления, регулируемая колонка, полный электропакет - причем не просто центральный замок и электростеклоподьемники, но и электропривод сидений, как передних, так и заднего дивана, а также электроподогрев сидений и климатическая установка. Аудиоподготовка включала в себя шесть динамиков. В интерьере автомобиля не было ни одной прямой линии - мягкие овальные очертания, приглушенные, без контрастов, цвета обивки. Уже в то время было предусмотрено место под радиотелефон.

С внешностью автомобиля происходили интересные метаморфозы. На первых экземплярах была применена необычная "двойная" система остекления с утопленными в стекла ручками дверей. В сочетании со светлым кожаным салоном машина выглядела ярко, празднично и необычно. Однако то ли первой леди, то ли председателю правительства Николаю Ивановичу Рыжкову такое решение не понравилось - дескать, пассажиры видны, как на ладони, и от красивой детали пришлось отказаться. Такая вот "борьба с привилегиями"...


ГАЗ-3105 конца восьмидесятых. Остекление ещё "двухэтажное".



"Волга" с "классическим" остеклением и ручками дверей. Вариант 90-ых гг.







Конструкция автомобиля также шагнула далеко вперед. Постоянный привод всех колес - оптимальный для неблагоприятных дорожных условий, характерных для России. Подвеска колес (как передняя, так и задняя) - независимая, на стойках типа «Мак-Ферсон». Автомобиль был оборудован передним и задним стабилизаторами поперечной устойчивости. Испытания показали высокую плавность хода, не уступающую показателям таких аналогов, как «Мерседес-Бенц-260-4-Матик», «Форд-Скорпио-4х4», «Ауди-200-Кваттро». Кроме того, в перспективе клиренс должен был стать изменяемым.
Под капотом стоял новый V-образный 8-ми цилиндровый двигатель ГАЗ-3105 с электронным впрыском топлива.
Внешне машина была выполнена в сдержанном, узнаваемом "газовском" стиле. Дизайнеры оставили характерный "китовый ус" решетки радиатора и выштамповку на капоте, а фары чем-то перекликались со светотехникой ГАЗ-31029 . При этом, оставаясь в размерах предшественницы, ГАЗ-3105 предоставлял несравнимо больше комфорта для пассажиров.
В ту пору от нашего автомобилестроения уже никто не ожидал чудес, а тут появляется богато оснащенный лаконичный автомобиль представительского класса.
"Волгу" планировалось выпускать по 250 машин в год, что в принципе, было сопоставимо с объемами Чайки и покрывало потребности государства в таких машинах. Однако "слуги народа" очень быстро поняли, что за такие деньги (около 50-60 тысяч долларов) можно закупать престижные иномарки, лишенные "детских болезней" . В итоге с 1992 по 1996 год было выпущено всего 55 автомобилей и проект был закрыт.


Представительский легковой автомобиль среднего класса с повышенным уровнем комфорта, производимый с 1992 по 1996 года на мощностях Горьковского автозавода. Ведущий конструктор Сергей Батьянов. Модель снята с производства. Выпускались под правительственный заказ. Всего было выпущено не более 100 машин.

К началу 90-х годов XX-го века встал вопрос о создании автомобиля для секретарей обкома и руководителей областного масштаба, так как имеющийся ГАЗ-3102, хоть и с претензией на престижность, годился лишь для районных начальников. Министерство автомобильной промышленности собиралось заменить снятые с производства автомобили ГАЗ-14 «Чайка». По замыслу ГАЗ-3105 должен быть более сдержанным и иметь длину 5,05 м (у «Чайки» 6,11 м).

Распоряжение президента РФ: Принять предложение акционерного общества "ГАЗ" о завершении создания в 1994-1996 годах мощностей по выпуску нового легкового автомобиля среднего класса высокой комфортабельности ГАЗ-3105 в количестве 250 штук в год, в том числе в 1994 году - 100 штук и 1995 году - 150 штук.

На ГАЗе во второй половине восьмидесятых работа над машиной шла в ускоренном темпе. К 1987 году были представлены первые опытные образцы, имеющие ряд нововведений, таких как реечное рулевое управление с гидроусилителем, регулировка руля по длине и наклону, постоянный полный привод с возможностью блокировки межосевого дифференциала и полный электропакет, включая центральный замок. Подвеска типа Макферсон спереди и сзади. Первоначально машина имела "двойное" остекление дверей с утопленными в стекла ручками дверей. По причине своей "прозрачности" для окружающих эту машину на заводе прозвали "Глаз". Было изготовлено не менее 3 подобных опытных образцов в различной окраске. Экземпляр окрашенный в черный цвет находится в музее истории завода ГАЗ. Данная машина была представлена Горбачеву М.С. Он машину одобрил.

Однако, Николай Иванович Рыжков, бывший в то время председателев правительства, посчитал двойную секцию окон на представительском автомобиле неуместной. Конструкцую пришлось срочно менять. Так появилась ГАЗ-3105 второй серии. Из-за проблем в расчетах и изменении остекления итоговая масса автомобиля была на 200 кг больше чем ожидалось, а из-за отсутствия технической базы, приходилось использовать иностранные узлы.

В 1992 году вручную собрали три ГАЗ-3105 За первые два месяца 1993 года собрали еще 15 машин. Все они предназначались для испытаний, тестов на безопасность и доводки.

Особенностью автомобиля являлась удачная компоновка. Здесь был усилитель рулевого управления, регулируемая колонка, полный электропакет - причем не просто центральный замок и электростеклоподьемники, но и электропривод сидений, как передних, так и заднего дивана, а также электроподогрев подушек и спинок с автоматическим отключением по достижении заданной температуры и климатическая установка. Аудиоподготовка включала в себя шесть динамиков, два из которых расположены в передних дверях, два - на панели приборов, два - на задней полке салона. Климатическая установка машины совмещает функции систем отопления, вентиляции и кондеционирования воздуха. Она автоматически поддерживает заданную температуру в салоне при интенсивном воздухообмене. Предусмотрена утановка радиотелефона. Пользоваться им можно как с переднего так и с заднего сидений. Благодаря продуманной компоновке, места в салоне было намного больше по сравнению с «Волгой» ГАЗ-24-10 при практически тех же внешних габаритах. В интерьере автомобиля небыло ни одной жесткой прямой линии - мягкие овальные очертания, приглушенные, без контрастов, цвета обивки.

Коэффициент лобового сопротивления Сх=0,35…0,36.

Плотная компоновка моторного отсека позволила увеличить пространство в салоне для ног водителя и перденего пассажира. Заднее сидение отодвинуто и опущено к задней оси, что сделало салон длиннее на 300 мм в сравнение с ГАЗ-31029. Заднее сидение стало регулируемым - сдвигая его вперед, пассажир меняет наклон спинки. Все сидения оборудованы электроприводами с кнопочным управлением.

Постоянный привод всех колес - оптимальный для неблагоприятных дорожных условий, характерных для России. Подвеска колес (как передняя, так и задняя) - независимая, на стойках типа «Мак-Ферсон». Автомобиль был оборудован передним и задним стабилизаторами поперечной устойчивости. Испытания показали высокую плавность хода, не уступающую показателям таких аналогов, как «Мерседес-Бенц-260-4-Матик», «Форд-Скорпио-4х4», «Ауди-200-Кваттро». Кроме того, в перспективе клиренс должен был стать изменяемым.

Механическая 5-ти ступенчатая коробка передач - двухвальная с полным вторичным валом, передающим крутящий момент от первичного вала на шестеренный конический «симметричный» межосевой дифференциал. Коробка передач выполнена в блоке с передним ведущим мостом, межосевым дифференциалом и имеет общую с ними масляную ванну. Сцепление - однодисковое сухое с диафрагменной пружиной вытягиваемого типа. Для преодоления тяжелых участков предусмотрена возможность блокировки межосевого дифференциала с места водителя. В тормозной системе применены передние и задние дисковые механизмы со скобами плавающего типа. Двухконтурный гидравлический привод - с диагональным разделением контуров, регулятором давления в приводе задних тормозов и вакуумным усилителем. Стояночный тормоз с механическим тросовым приводом действует на скобы задних механизмов и может служить в качестве аварийного. Предполагалось и присутствие АБС и катализатор отработанных газов. В рулевом управлении впервые на «Волгах» был применен реечный механизм. Рулевая колонка, регулируемая как по углу наклона, так и по длине, снабжена энергопоглощающим элементом.

Машина оснащалась карбюраторным двигателем 3105 V8 объёмом 3.4 литра, с карбюраторами К114. Головки цилиндров и поршни из алюминиевого сплава, блок цилиндров - безгильзовый, чугунный. Коленчатый вал вращается в пяти коренных подшипниках и снабжен гасителем крутильных колебаний. Двухрядная цепь с гидравлическим натяжителем приводит чугунные распределительные валы (по одному в каждой головке цилиндров). Правда в то время еще не дошли до 4-х клапанов на цилиндр, но гидравлические толкатели с автоматической компенсацией зазора уже присутствовали. Для машины сразу разрабатывалось две системы питания - карбюратор и впрыск. Были опытные образцы и с четырехцилиндровым мотором, прообразом сегодняшнего ЗМЗ-406. Разумеется, система зажигания была безконтактной и даже с ограничением частоты вращения коленвала до 6100 оборотов в минуту. Все это позволило разгонятся до сотни за 12 секунд и иметь максималку равную 195 км/ч.

Позже применялся двигатель Пирбург (Pierburg).

На центральной панели кроме магнитолы с шестью динамиками, климат-контроля от LANCIA, бортового компьютера и прочих приятных мелочей, находится кнопка блокировки межосевого дифференциала с дистанционным вакуумным приводом.

Запасное колеса размещено в углублении багажника, крышка которого опущена до бампера (погрузочная высота на 200 мм меньше по сравнению с другими моделями "Волги")

В 1992 году автомобиль был представлен на международных салонах в Лейпциге и Брюсселе и произвел впечатление. Однако подсчитали, что производство такого автомобиля для правительства обходится дорого.

Для дилеров стоимость автомобиля составляла от $50000 до $60000, что было сопоставимо с автомобилями иностранного производства того же класса.

ГАЗ-3105 имел несколько модификаций. Первая из них (3105) имела двигатель 3105 с карбюратором к114 и развивала мощность 156 л.с., более поздняя модификация имела карбюратор Пирбург 4А1 (Solex 4A1) и развивала 170 л.с. Модификация с двигателем 3105, оснащенным моновпрыском Лукас, имела индекс 31052 и также развивала мощность 170 л.с. Также имелась модификация с двигателем 3105, оснащенным распределенным впрыском топлива и микропроцессорной системой управления фирмы Абит (Санкт-Петербург), индекс двигателя изменили на ГАЗ-321.10, а номер модели стал 31054. Последняя из модификаций, она была сделана инженерами ГАЗа уже после прекращения выпуска автомобилей, имела двигатель ЗМЗ-406 с системой впрыска, поскольку нужно было собрать оставшиеся автомобили для продажи, а двигатели 3105 (ГАЗ-321.10) ГАЗ уже перестал производить.

Технические характеристики ГАЗ-3105 "Волга"

Показатель Значение
колесная формула 4х4
количество мест 5
масса в снаряженном состоянии, кг 1800
объем багажника, м3 0,5
наибольшая скорость, км/ч 200
время разгона с места до 100 км/ч, с 11
расход топлива, л/100 км:
- при 90 км/ч 8,7
- 120 км/ч 11,2
- условном городском цикле езды 17,5
объем топливного бака, л 78
применяемый бензин А-98 или АИ-98
Размеры
- длина 5050
- ширина 1800
- высота (без нагрузки) 1430
- колесная база 2870
колея колес:
- передних 1514
- задних 1514
дорожный просвет 160
Двигатель
- модель ГАЗ-3105
- тип бензиновый, восьмицилинтровый, V-образный
- диаметр цилиндров и ход поршня, мм 82х80
- рабочий объем, см3 3400
- степень сжатия 9,0
- мощность, при 5400 об/мин, л.с./кВт 170 / 125 кВт
- максимальный крутящий момент, Н м при 4000 об/мин 265
Сцепление Сухое однодисковое с диафрагменной пружиной
Коробка передач механическая 5-ти ступенчатая
передаточные числа:
- I передача 3,6
- II передача 2,2
- III передача 1,46
- IV передача 0,96
- V передача 0,756
- задний ход 3,58

Интерьер ГАЗ-3105 "Волга"

Сегодня же речь пойдет об автомобиле, который большинство из нас никогда на дорогах не видело, и, боюсь, уже не увидит - несбыточная мечта конструкторов ГАЗа и одновременно дерзкая попытка создать автомобиль премиум-сегмента на рубеже веков. Он должен был стать достойным продолжателем традиций "Чайки", будучи ещё быстрее, комфортабельнее и современнее предшественника, однако так и не дошел до широкого производства. Знакомтесь: ГАЗ-3105. "Волга".


В 1988 году в результате проходившей в стране "борьбы с привилегиями" вся техническая документация, оснастка, чертежи и штампы для производства "Чайки" ГАЗ-14 варварски уничтожаются и страна остается без автомобиля для второго эшелона власти. ЗиЛы, по традиции выпускались в крайне скромных объемах и только для первых лиц, а "Волги" были слишком "мелковаты" для секретарей обкомов и прочих региональных управленцев. Именно с конца восьмидесятых га ГАЗе начинает в ускоренном режиме разрабатываться автомобиль, который должен был прийти на замену "Чайки" и внезапное снятие с производства этой люксовой модели лишь ускорило процесс. Ведущим конструктором "на машину" был назначен Сергей Батьянов, фанат современного дизайна и полного привода. Говорить о "свежести" моделей ГАЗа тогда не приходилось. Последняя "новая" модель встала на конвейер ещё в 82 году, "двадцать четыре-десять" устарела морально ещё в момент появления. Автомобиль разрабатывали " с нуля", начинив по возможности, всеми мыслимыми на тот момент техническими достижениями. Здесь был усилитель рулевого управления, регулируемая колонка, полный электропакет - причем не просто центральный замок и электростеклоподьемники, но и электропривод сидений, как передних, так и заднего дивана, а также электроподогрев сидений и климатическая установка. Аудиоподготовка включала в себя шесть динамиков. В интерьере автомобиля небыло ни одной жесткой прямой линии - мягкие овальные очертания, приглушенные, без контрастов, цвета обивки. Уже в то время было предусмотрено место под радиотелефон. С внешностью автомобиля происходили интересные метаморфозы. На первых экземплярах была применена необычная "двойная" система остекления с утопленными в стекла ручками дверей. В сочетании со светлым кожаным салоном машина выглядела ярко, празднично и необычно. Однако то ли первой леди, то ли председателю правительства Николаю Ивановичу Рыжкову такое решение не понравилось - дескать, пассажиры видны, как на ладони, и от красивой детали пришлось отказаться. Такая вот "борьба с привеллегиями"... ГАЗ-3105 конца восьмидесятых. Остекление ещё "двухэтажное".


Конструкция автомобиля тоже шагнула далеко вперед. Постоянный привод всех колес - оптимальный для неблагоприятных дорожных условий, характерных для России. Подвеска колес (как передняя, так и задняя) - независимая, на стойках типа «Мак-Ферсон». Автомобиль был оборудован передним и задним стабилизаторами поперечной устойчивости. Испытания показали высокую плавность хода, не уступающую показателям таких аналогов, как «Мерседес-Бенц-260-4-Матик», «Форд-Скорпио-4х4», «Ауди-200-Кваттро». Кроме того, в перспективе клиренс должен был стать изменяемым.

Под капотом стоял новый V-образный 8-ми цилиндровый двигатель ГАЗ-3105 с электронным впрыском топлива, с помощью которого машина разгонялась до 200 км/ч. Внешне машина была выполнена в сдержанном, узнаваемом "газовском" стиле. Дизайнеры оставили характерный "китовый ус" решетки радиатора и выштамповку на капоте, а передние фары чем-то перекликались со светотехникой ГАЗ-31029. При этом, оставаясь в размерах предшественницы, ГАЗ-3105 предоставлял несравнимо больше комфорта для пассажиров в силу более совершенной компоновки.


В ту пору от нашего автомобилестроения уже никто не ожидал чудес, а тут появляется богато оснащенный лаконичный автомобиль представительского класса.

"Волгу" планировалось выпускать по 250 машин в год, что в принципе, было сопоставимо с объемами Чайки и покрывало потребности государства в таких машинах. Однако "слуги народа" очень быстро поняли, что за такие деньги (около 50-60 тысяч долларов) можно закупать престижные иномарки, лишенные "детских болезней" . В итоге с 1992 по 1996 год было выпущено всего 55 автомобилей и проект был закрыт. Также как после него были закрыты ГАЗ-3103, 3104 и 3111...

В середине 90-х годов прошлого века Горьковский автоконцерн выпустил свой последний легковой автомобиль-седан, который получил название "Волга 3105". Всего в продажу поступило чуть больше 100 экземпляров, поэтому машина не является сильно распространенной серди российского населения. Дело в том, что данная модель выпускалась под правительственный заказ, поэтому уровень комфорта и безопасности авто на весьма высоком уровне.

"Волга 3105". Технические характеристики

Данная машина имеет полный привод, колесная формула - 4х4. Она оснащена работающим на бензине, расход которого составляет от 8 до 11 литров на каждые сто километров. Крутящий момент "Волги" составляет 265 оборотов в минуту, разгоняется машина до 100 км/час за 11 секунд. Максимальная достигаемая ею скорость - 200 км/час. В машине установлена пятиступенчатая механическая коробка передач и сухое однодисковое сцепление, которое фиксируется диафрагменной пружиной. В просторном салоне 3105" пять посадочных мест, а багажник объемом в 0,5 литров. Объемы машины полностью соответствуют всем стандартам бизнес-класса. Высота составляет 1430 мм, длина - 5050 мм, ширина - 1800 мм, а колесная база - 2870.

Как появился на свет ГАЗ-3105

В середине 80-х годов некогда престижный автомобиль ГАЗ-3102 стал потихоньку сдавать свои позиции. Он выглядел уже менее престижно и мало подходил под образ генеральных секретарей. Именно поэтому было принято решение разработать что-то новое. Первый концепт под названием "Волга 3105" появился на свет в 1987 году. Он был оснащен реечным рулевым управлением, которое также имело гидроусилитель. Машина была полноприводной, оснащенной элекропакетом, который включал в себя Примечательной дизайнерской деталью авто были «утопленные» в стекла дверные ручки. Благодаря получил название «Глаз». После того как было разработано три таких авто, один из них оказался в Несколько лет спустя автомобиль "Волга 3105" был официально одобрен Горбачевым и запущен в производство.

Тест-драйвы новой "Волги"

К 1992 году Горьковский автозавод полностью подготовил к выпуску машину "Волга 3105". "Крайслер", однако, передал еще в 1988 году в СССР некоторые свои наработки, которые позволили сделать это авто столь мощным и вместе с тем безопасным. В течение года новенькая модель проходила постоянные тестирования, которые подтвердили ее высокий уровень безопасности, прекрасные ходовые характеристики, отличную маневренность и, конечно же, красивый дизайн, который понравился всем представителям правительства. Также на протяжении 1992-1993 годов было произведено 15 однотипных авто, которые постепенно поступали в продажу. Популярность, завоеванная новой "Волгой", была весьма велика, однако такой же большой была и ее стоимость.

Компоновка, которая решила все

Считается, что ГАЗ-3105 - единственная машина, произведенная в СССР, которая обладала столь удачной и выгодной компоновкой: регулируемая колонка, усилитель рулевого управления, шесть динамиков, которые располагались внизу дверей авто и в задней части салона. Также был установлен полный электрический пакет, который включал в себя не только центральный замок и стеклоподъемники, но и передние сидения, а также задний диван, автоматическое отключение подогрева по достижении заданной температуры в салоне. Эта была первая машина тогда еще в Союзе, в которой была система не только обогрева и вентиляции, но и кондиционирования воздуха. Немаловажным аспектом была возможность монтажа радиотелефона, пользоваться которым можно было как с переднего, так и с заднего сидения. Ну, и напоследок пару слов о дизайне салона. В интерьере нет ни единой прямой линии, ни единого острого угла. Тут все только мягкое и плавное, округлое, без резких переходов и контрастов.

Внешний вид машины

Теперь рассмотрим, почему машиной бизнес-класса для чиновников начала 90-х годов являлся именно ГАЗ-3105. "Волга" (фото представлены в статье) всегда считалась наиболее презентабельной и престижной машиной в Союзе, которая стоила достаточно дорого и при этом выглядела весьма привлекательно. В то же время ее технические характеристики были высокими, что нередко после небольшого тюнинга позволяло выставлять авто на гонки. Модель 3105, которая вышла в 1992 году, имеет универсальное строение кузова, у которого есть что-то общее одновременно с "Ауди" и с некоторыми классическими вариантами американских авто. Элегантный дизайн, мягкость линий и общая обтекаемость кузова создают престижный и дорогой внешний вид. Кстати, чаще всего такую "Волгу" окрашивают в черные тона. Именно в таком цвете с 1987 года и до сих пор один из концептов хранится в музее ГАЗ в городе Горьком.

Неоспоримые плюсы авто

В конце 80-х годов автомобиль с полным приводом стал настоящей сенсацией в нашей стране. Он обладал идеальной проходимостью даже по самым трудным дорогам, отличался особой маневренностью. Также эта машина была оснащена передним и задним стабилизаторами устойчивости, что позволяло сохранять равновесие даже на самых опасных участках трассы. При всем это плавность хода авто оставалась на высоком уровне, и сравнить его можно было с такими иностранными аналогами, как "Мерседес", "Форд" или "Ауди". Все это в совокупности плюс идеальный дизайн салона, совершенная аудиосистема, электроника и прочее сделали идеальной машиной того времени именно модель "Волга 3105". Фото авто доказывают нам, что кузов и конвейерный обвес выглядят весьма статусно, что подчеркивает престиж и новейшие на то время технические данные.