В чем целесообразность проведения аккредитации. Реформа системы аккредитации в российской федерации. Повышение качества работы Росаккредитации

Аккредитация в переводе с латыни обозначается термином «доверять». Она является процессом, на основе которого осуществляется официальное свидетельствование соответствия качества услуг, предоставляемых объектом аккредитации, определенному стандарту. В значительной мере аккредитация применяется в тех сферах, где потребитель услуг может иметь недостаточный уровень компетентности, чтобы иметь возможность оценить уровень качества полученных услуг.

Чтобы адаптироваться к этим изменениям, поставщики медицинских услуг начали работать в качестве независимых организаций, которые должны конкурировать за лучшие контракты. Тем не менее, Робинсон, Диксон и Моссиалос 15 дают понять, что существующий метод, основанный на налогах, был эффективен в своей цели сдерживать увеличение расходов на здравоохранение. Это признание заставило министерство неохотно вмешаться в механизмы финансирования здравоохранения и направило свое внимание на способ организации, управления и распространения услуг.

В соответствии с серией международных стандартов ИСО 17000, аккредитация является одним из методов, подтверждающих соответствие объекта аккредитации существующим стандартам. Аккредитация относится к оценке соответствия, осуществляемой третьей, т.е. независимой от объекта, стороной. Объектами оценки соответствия в случае применения метода аккредитации могут быть:

Пути улучшения российской системы аккредитации

Районные власти отвечают за исследование потребностей населения в области здравоохранения в отношении его района и за распределение его фонда в соответствии с этими потребностями. Схема устанавливается посредством контрактов между частями. То есть больницы управляются как малые предприятия, но ограничены правилами государственной службы 15. Автор ссылается на принятую контрактную систему как систему, которая вызывает ситуации, близкие к соперничеству, которые в этом контексте превращают качество в маркетинговый критерий, Однако этот же автор смягчает эту ситуацию, подтверждая, что долгое ожидание в линиях является главной проблемой со стороны британского населения, заявленной методологиями как средством установления степеней качества.

  • калибровочные лаборатории (службы метрологии);
  • образовательные учреждения, включая школы и ВУЗы;
  • научные учреждения;
  • медицинские учреждения;
  • медицинские лаборатории по клинической диагностике;
  • организации, которые производят подготовку специалистов по аккредитации;.
  • органы сертификации;
  • испытательные (сертификационные) лаборатории.

В настоящее время в России нет главного закона по аккредитации. Т.к. требования к данной процедуре определяются теми законодательными актами, на основе которых происходит регулирование деятельности объекта аккредитации в целом. Отвечает за аккредитацию в конкретной сфере деятельности тот федеральный орган исполнительной власти, к чьей компетенции относится деятельность конкретного объекта аккредитации.

Эта практика не предотвращает или не препятствует финансированию из районов, основных финансовых сторонников государственных больниц, которые продолжают оказывать необходимую помощь для поддержания зоны покрытия, отвечающей за определенную часть населения. Поэтому проблемы с качеством ограничиваются некоторой маргинальной деятельностью больницы. В этом контексте аккредитация предлагается несколькими независимыми организациями. Опыт, который должен быть выделен, - это опыт аудита Фонда Кинга и Программы аккредитации больниц.

Этапы формирования системы аккредитации в России

Концептуально этот процесс похож на первоначальный процесс аккредитации. Больница, которая намеревается инициировать методологию, должна быть добровольцем для этого процесса и получать руководство. Как и в исходной методологии, запрашиваются индикаторы результатов, а посещение оценки осуществляется врачом, медсестрой и администратором.

Базовые позиции касательно аккредитации установлены в основном законе о сертификации – ФЗ № 184 «О техническом регулировании». Небольшая глава 5 данного ФЗ определяет цели и основные принципы аккредитации. Также говорит о том, что порядок и критерии аккредитации сертификационных лабораторий и органов сертификации устанавливает Правительство РФ. Оно же компетентно назначать органы аккредитации.

Тем не менее, результат визита передается непосредственно учреждению, которое оплатило членский взнос в программе аккредитации, и открытое заседание проводится со всеми сотрудниками, с тем чтобы оценочная комиссия могла раскрыть общие результаты. Этот процесс не выдаёт какой-либо сертификат, а только отчет о ситуации, найденной в учреждении, которое вызвалось пройти этот процесс, и рекомендации по улучшению.

Как и в большинстве процессов аккредитации, организации должны подготовиться к этому процессу, и визит запланирован заранее, в сопровождении только двух экзаменаторов вместо трех, и их сертификаты действительны в течение двух лет по сравнению с тремя годами американской сертификации. Каждая из этих систем отражает интерпретации различных категорий медицинских работников.

На основе ФЗ № 184 создана и функционирует Система аккредитации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Соответственно во главе – Росстандарт. В зависимости от объекта аккредитации ведется тот или иной Единый Реестр организаций, имеющих аккредитацию в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии.

Повышение качества работы Росаккредитации

Испания является парламентской монархией, состоящей из центрального государства и 17 регионов с их соответствующими правительствами и парламентами 16. Конституция Испании устанавливает границы ответственности, которые являются исключительными для центрального правительства, те, которые связаны с регионами и теми, которые должны быть разделены между ними. Вопросы регулирования здоровья регулируются как центральными, так и региональными правительствами.

Поэтому все инициативы в области планирования и законодательства в этой области требуют консенсуса. В автономных общинах также есть налоги как источники финансирования здравоохранения, но в равной степени сохраняются при распределении центрального правительства.

Все Органы по аккредитации в России с 1 декабря2008 г. переименованы в Экспертные организации. Каждый орган аккредитации должен иметь Свидетельство о признании Экспертной организации, которое дает ему право проведения процедуры оценки соответствия объекта аккредитации.

Осуществлять работы по аккредитации имеют право лишь эксперты в конкретной сфере деятельности, имеющие соответствующие сертификаты экспертов Росстандарта.

Недостатки аккредитации в РФ

Специализированная помощь является центральным элементом испанской системы здравоохранения, и ее модель предоставления услуг варьируется от автономных сообществ. Большинство больниц являются общественными, и большинство сотрудников состоит из сотрудников, имеющих статус государственных служащих. Каталонская служба здравоохранения связана с Министерством здравоохранения и находится в центре регионального правительства. Он отвечает за бюджет здравоохранения и планирование в сообществе и имеет относительную автономию в переговорах с государственными больницами.

Результатом аккредитации является оформление органом аккредитации Аттестата, подтверждающего способность данной организации осуществлять услуги по оценке соответствия в областях деятельности, которые перечислены в обязательном Приложении к Аттестату.

Аккредитация органов сертификации

Аккредитация ОС осуществляется структурой, входящей в состав того федерального органа, который отвечает за сертификацию в конкретной сфере деятельности. В настоящее время по данным Минэкономразвития, в России являются действующими 16 ведомственных систем обязательной сертификации. Федеральные структуры, которые отвечают за оценку соответствия в той или иной системе сертификации занимаются аккредитацией. Т.е. функции аккредитации осуществляют, в том числе, следующие федеральные органы:

Автономия идентична автономии Главного управления санитарных ресурсов, от которой зависит Служба аккредитации. Однако аккредитация не относится к тому же отделу, который поддерживает здравоохранение. Поэтому, независимо от его характера, государственного или частного, наиболее важные больницы начали процессы аккредитации, близкие к тем, которые мы в настоящее время знаем. Однако процесс аккредитации в этом регионе прошел через две заметные фазы 16.

Аккредитация органов сертификации

В начале процесса больницы могли рассчитывать только с минимальными стандартами, необходимыми для получения действующего разрешения. Цель инициировать и развивать аккредитацию, направленную на улучшение качества больниц, которые не разработали действия, направленные на улучшение их процессов и окружающей среды. Этот первый этап был заметным, так как это привело к закрытию или реконверсии 20% существующих больничных единиц, хотя предлагаемые стандарты считались средними. Впоследствии ситуация была пересмотрена с перспективой реструктуризации системы здравоохранения в целом.

  • Роспотребнадзор;
  • Ростехнадзор;
  • Россвязь;
  • МЧС России;
  • Росреестр;
  • Ростехрегулирование;
  • «Росатом» и другие.

Аккредитация осуществляется органом аккредитации по заявлению, предоставляемому соискателем (органом сертификации) на проведение процедуры оценки соответствия и наличия пакета документов, подтверждающих требования к органу сертификации в конкретной сфере деятельности.

На этом этапе начался второй этап аккредитации в Каталонии. В этом регионе произошел финансовый кризис, и аккредитация была ограничена стандартами, которые можно было бы достичь, учитывая финансовое положение. Согласно Сегуэну 11, в это время аккредитация использовалась как механизм противостояния финансовому кризису.

В настоящее время правительственная программа ограничена больницами с острой медициной и не психиатрическими больницами и имеет трех врачей, которые организуют этот процесс: один инспектор, один из которых направлен на общественное здравоохранение, а другой - на управление здравоохранением.

В ходе процедуры аккредитации проверяется, исполняет ли орган по сертификации требования, предъявляемые ему государством. В ходе аккредитации все специалисты органа сертификации заносятся в Регистр Системы сертификации персонала. Каждому специалисту оформляется сертификат компетентности.

Аккредитация испытательных лабораторий

Аккредитация испытательных лабораторий происходит на основе Положения об аккредитации данных структур, введенного в 2009 году Постановлением Правительства РФ № 163 (от 24 февраля 2009 года). Существует в России Система аккредитации аналитических лабораторий (СААЛ). Она функционирует с 1992 года и создана на базе постановления Госстандарта России № 19 от 2 декабря 1992 года. Правовой основой создания данной системы, кроме ФЗ № 184 явился ФЗ «Об обеспечении единства измерений». СААЛ является одно из множества подсистем Системы аккредитации Росстандарта.

Его цель состоит в том, чтобы помочь диагностировать учреждение, после чего последнее имеет период времени, достаточный для выполнения предлагаемых стандартов. В этом случае задача службы аккредитации заключается в том, чтобы помочь больнице достичь этих стандартов, и больница должна, в конце процесса, предоставить доказательства своей адекватности. В руководстве имеется только каталонская версия, которая может считаться усложняющим фактором или показателем того, что забота каталонского правительства относится только к его больницам.

Ведет единый реестр аналитических лабораторий, прошедших аккредитацию и подтвердивших соответствие требованиям российских стандартов — ФГУП «ВНИЦСМВ».

Требования по аккредитации лабораторий сформулированы в стандарте ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006. Они объединяют в себе общие требования к испытательным и калибровочным лабораториям. Причем в формулировке самого стандарта присутствует термин «компетентность», что соответствует международным основам понимания аккредитации. Т.е. аккредитация – один из способов подтверждения компетенции на осуществление той или иной деятельности и оказания услуг в той или иной области.

Оптимизация процедур аккредитации

Этот процесс не достиг Испании в целом. Это означает, что процесс, как он есть, не меняет испанскую систему, и, возможно, они не собираются это делать. Результаты, представленные в таблице 1, позволяют сделать некоторые замечания. Не существует единого процесса аккредитации. Результаты процесса аккредитации также были разнообразными в трех странах. Во Франции аккредитация, природа которой изображается как добровольная, является обязательной. Больница, которая не «добровольно» придерживалась процесса аккредитации, подвергалась риску наказания и потери лицензии.

Создание единой национальной системы аккредитации

24 января 2011 года Президент РФ подписал указ о единой национальной системе аккредитации. На его основе в сентябре 2011 года в Госдуме началось обсуждение в очередном чтении проекта ФЗ «Об аккредитации».

На основе данных документов в России будет создана Федеральная служба по аккредитации в структуре Министерства экономического развития. Все структуры аккредитации в федеральных органах, осуществляющих сертификацию и аккредитацию, с 1 января 2012 года призваны заменить структуры нового федерального органа по аккредитации.

Результатом является еще одна заслуживающая внимания характеристика французской аккредитации. Аккредитация не приводит к выдаче сертификата и не создает санкций против больниц. Для этой страны важно начать процесс аккредитации. Можно предположить, что расчёт, подразумеваемый в политическом предложении французской аккредитации, считает, что процесс аккредитации вызывает другое: процесс улучшения качества. Он делает ставку на создание качественной культуры и, следовательно, позволяет нам дифференцировать процесс аккредитации от других инструментов качества.

Новая служба будет осуществлять деятельность по аккредитации экспертов и экспертных организаций, испытательных лабораторий (центров), органов по сертификации, граждан и организаций. Данной службе не будут переданы полномочия по аккредитации следующих федеральных структур:

  • Федеральной службы по техническому экспортному контролю;
  • Службы внешней разведки;
  • Министерства обороны РФ;
  • Росатома.

Создание новой системы аккредитации призвано упростить выход национальной продукции на международный рынок, т.к. существующая российская система сертификации и аккредитации не признается мировым сообществом. Многие российские организации проходят повторную аккредитацию.

Примечательно, что опыт аккредитации в этом регионе малозначителен, так как несколько учреждений могут играть роль собеседника в этом процессе. Британская аккредитация, в отличие от французской, вряд ли может отличаться от других инструментов оценки качества.

Не было выдвинуто никакого политического предложения для аккредитации, которое привело к разгонной схеме и не имело незначительного влияния на систему здравоохранения этого региона. Контракты устанавливают характеристики, необходимые для того, чтобы больницы и другие инструменты оценки качества выполняли свою роль хорошо, даже если они возникли из других областей. Можно сделать вывод, что в британском контексте вклад аккредитации для повышения качества в национальной системе здравоохранения не ясен.

Вновь создаваемая система аккредитации ускорит образование в рамках Таможенного союза единого технического регулирования. Единые ведомства по аккредитации в Белоруссии и Казахстане уже функционируют.

I. Общие положения

Соответствие продукции требованиям технических регламентов, стандартов или хозяйственных договоров подтверждается соответствующими органами в сфере технического регулирования, в т.ч. органами по сертификации, испытательными лабораториями и другими организациями. Общество и бизнес должны быть уверены в компетентности этих организаций, что и обеспечивается процедурой аккредитации. Аккредитация подтверждает компетентность организаций, осуществляющих работы по оценке соответствия и служит повышению доверия потребителей к приобретаемой ими продукции и услуге.

Участники системы аккредитации в России

Что касается Каталонии, процесс аккредитации имел замечательные этапы, касающиеся ограничительных аспектов в отношении ее результатов. Вначале каталонский процесс вызвал серьезные санкции в отношении региональной системы здравоохранения, что привело к закрытию некоторых подразделений здравоохранения. Впоследствии процесс аккредитации использовался в качестве инструмента управления бюджетом как средство преодоления серьезного финансового кризиса, который переживала страна.

В этом регионе сохраняется «добровольная» особенность, присущая характеру аккредитации. Тем не менее, это обязательное условие для учреждений здравоохранения, которые нацелены на установление контрактов с министерством, отвечающим за сферу здравоохранения. Поэтому мы рассматриваем существование процесса распространения, вызванного финансовыми стратегиями, и считаем его обязательным в будущем предложении о политической аккредитации.

В настоящее время в России аккредитацию в обязательной сфере осуществляет более 10 органов, каждый из которых устанавливает свои правила, процедуры, формы документов и т.д. Недостатками такого подхода являются:

Отсутствие единых правил и подходов в аккредитации;
- вынужденность организаций, осуществляющих подтверждение соответствия, аккредитовываться в нескольких системах, а предприятиям- производителям получать несколько сертификатов на одну и ту же продукцию (услугу);
- сложности в достижении признания за рубежом;
- в ряде случаев аккредитация переходит де-факто в процедуру назначения без должной оценки компетентности;
- сложности для потребителя разобраться в изобилии различных знаков соответствия.

С другой стороны, процесс аккредитации настолько ограничен Каталонией, что руководство, найденное в Испании, написано на каталонском языке, а не на испанском языке. Анализируемые здесь системы здравоохранения имеют разные способы подключения финансовой поддержки и предоставления услуг системы здравоохранения.

Мы заключаем, что определенные характеристики, присущие характеру аккредитации, зависят от того, как системы здравоохранения используют эту методологию в своих контекстах. Поэтому аккредитация не может быть понята только как инструмент оценки качества, который требует добровольной приверженности больниц.

В добровольной сфере зарегистрировано более 300 систем добровольной сертификации. При этом, как показывает практика, количество объектов аккредитации в добровольной сфере, существенно больше, чем в обязательной.

В соответствии с действующим законодательством аккредитация дает права проводить работы, как в обязательной, так и в добровольной сферах, что противоречит международной практике. В мировой практике аккредитация выступает в качестве инструмента оценки технической компетентности, но не в качестве допуска в систему обязательного подтверждения соответствия. Этой цели служит другой механизм - уполномочивание.

В связи со всем выше указанным система аккредитации нуждается в реформировании.

Настоящая Концепция базируется на Федеральном законе «О техническом регулировании» и учитывает международный опыт проведения работ по аккредитации.
Федеральный закон «О техническом регулировании» определил единую техническую политику, в т.ч. установил цели и принципы аккредитации, необходимость создания в России Единой системы аккредитации и применения единых правил аккредитации в области технического регулирования. Создание такой системы, структура и правила которой были бы гармонизированы с международными правилами, является одним из важнейших аспектов реформирования системы технического регулирования.
Отсутствие в настоящий момент Единой системы и Единых правил аккредитации создают проблемы для российского бизнеса внутри страны, и, в конечном счете, осложняет доступ российской продукции на мировые торговые рынки.

Единая система аккредитации - это совокупность участников работ по аккредитации, включая аккредитующий орган, заявителей аккредитации, органы по оценке соответствия и экспертов по аккредитации, а также законодательно-правовые и нормативные акты, определяющие правила и процедуры аккредитации.

Целью создания такой системы в Российской Федерации является:

Проведение единой технической политики в области аккредитации органов по оценке соответствия;
- обеспечение равных и единых условий доступа к системам оценки соответствия;
создание условий для вхождения единой системы в международные организации и международные соглашения;
- повышение компетентности за счет применения единых правил аккредитации.

Для реализации указанных целей необходимо развитие положений, включенных в ФЗ «О техническом регулировании», и принятие дополнительных правовых актов, поскольку нормы закона носят достаточно общий характер. Принятие в короткие сроки необходимых правовых актов для создания Единой системы аккредитации требует формирования единого мнения по данному вопросу федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций и других заинтересованных сторон.
Настоящая концепция посвящена этой цели.

II. Основные принципы аккредитации

Аккредитация в Российской Федерации должна базироваться на следующих принципах, определенных Федеральным законом «О техническом регулировании»:

Добровольность;
- открытость и доступность правил аккредитации;
- обеспечение равных возможностей и условий для заявителей, претендующих на получение аккредитации;
- компетентность и беспристрастность органов по аккредитации;
- конфиденциальность информации;
- недопустимость совмещения полномочий на аккредитацию и подтверждение соответствия;
- а также на принципах, определенных в международных документах по аккредитации:
недопустимость установления пределов действий документов по аккредитации на отдельных территориях;
обеспечение органом по аккредитации сбалансированного представительства заинтересованных сторон;
наличие одного аккредитующего органа в стране;
создание органов по аккредитации на базе некоммерческих организаций при поддержке Правительства.

III. Создание Единой система аккредитации в Российской Федерации

Для реализации поставленных целей аккредитации Единая система аккредитации создается в три этапа.

1. Первый этап

Учитывая сложившуюся систему и настоящее законодательство, для проведения аккредитации на первом этапе сохраняется инфраструктура действующих органов по аккредитации.

На первом этапе предполагается образовать Межведомственную комиссию по аккредитации и принять единые правила аккредитации.

Межведомственная комиссия по аккредитации создается в целях координации органов по аккредитации. В ее состав включаются представители федеральных органов исполнительной власти и общественных организаций. Межведомственная комиссия является органом, осуществляющим связь Единой системы с Правительством РФ. Межведомственная комиссия представляет в Правительство проекты нормативных документов, устанавливающих единые правила по аккредитации в РФ, и предложения по развитию и созданию Единой системы аккредитации, координирует работы по аккредитации в РФ и др.

В целях централизации определенных функций в системе аккредитации предусматривается создание Бюро по аккредитации. Бюро создается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере технического регулирования.

Бюро по аккредитации выполняет следующее:

Ведет секретариат Межведомственной комиссии;
- представляет заинтересованным сторонам информацию в области аккредитации, в том числе об аккредитованных объектах;
- организует и проводит совместно с другими органами по аккредитации разработку нормативных документов, устанавливающих единые правила по аккредитации, для утверждения их Правительством Российской Федерации. Предполагается разработать и утвердить Правительством РФ типовое положение об органе по аккредитации, порядок рассмотрения жалоб, апелляций и разногласий, порядок оплаты работ по аккредитации и др.

Единые правила, по которым будет осуществляться аккредитация в Российской Федерации должны быть гармонизированы с международными правилами.

В случае принятия технических регламентов на первом этапе создания Единой системы аккредитации орган по аккредитации, осуществляющий аккредитацию в этой области, проводит доаккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий на эти регламенты.

2. Второй этап

На втором этапе предполагается создание единого реестра экспертов по аккредитации и аккредитованных объектов. Ведение этого реестра будет осуществлять Бюро по аккредитации.

3. Третий этап

На третьем этапе предполагается вывод функции по аккредитации из ведения федеральных органов исполнительной власти и создание Единого национального органа по аккредитации (далее - Национальный орган по аккредитации). Национальный орган по аккредитации создается на базе некоммерческой неправительственной организации по представлению Межведомственной комиссии по аккредитации и формируется с учетом международных норм, принципов и правил аккредитации. После создания Национального органа по аккредитации Межведомственная комиссия по аккредитации и Бюро по аккредитации прекращают свою деятельность.

3.1. Структура Национального органа по аккредитации

Предусматривается следующая структура Единой системы аккредитации в РФ:

Единый национальный орган по аккредитации;
Совет по аккредитации;
органы по оценке соответствия.

3.1.1. Национальный орган по аккредитации:

Проводит аккредитации органов по оценке соответствия;
- обладает полной самостоятельностью и имеет все необходимые полномочия для организации и проведения работ по аккредитации;
- представляет Российскую Федерацию в международных организациях и участвует в международных соглашениях по вопросам аккредитации;
- создает совет по аккредитации из представителей заинтересованных сторон с обязательным участием представителя Правительства Российской Федерации.
- осуществляет деятельность по аккредитации на принципах самофинансирования.

3.1.2. Совет по аккредитации

В целях устранения конфликта интересов организационная структура Единого национального органа по аккредитации должна предусматривать участие в управлении им всех заинтересованных сторон, а именно: организаций, представляющих интересы производителей, потребителей, государства, а также объектов аккредитации - органов по сертификации, лабораторий и др.. Из представителей заинтересованных сторон в структуре Единого национального органа по аккредитации создается совет по аккредитации, который принимает рекомендации по совершенствованию деятельности Национального органа по аккредитации.

3.1.3. Органы по оценке соответствия

К объектам аккредитации в рамках Единой системы аккредитации будут относиться органы по сертификации, испытательные лаборатории, инспекционные органы, организации осуществляющие инспекцию грузов, органы по сертификации персонала и др.

3.2. Единая система имеет собственный знак.

3.3. Единая система имеет форму (бланк) аттестата аккредитации с изображением знака Системы.
3.4. Официальным языком Единой системы является русский. Все документы оформляются на русском языке, кроме аттестата аккредитации, который, в случае необходимости, может оформляться на английском языке.

3.5. Введение на базе аккредитации института уполномочивания органов по оценке соответствия.

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий должна быть необходимым, но недостаточным условием для участия в подтверждении соответствия в обязательной сфере, поскольку:

Принятие технических регламентов может потребовать дополнительного подтверждения компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий, исходя из специальных требований технического регламента;

Государство, несущее ответственность перед обществом за принятие и реализацию технического регламента, должно быть наделено правом самому определять (уполномочить) через федеральные органы исполнительной власти органы по сертификации и испытательные лаборатории, допускаемые к обязательному подтверждению соответствия.

К моменту создания Единой системы аккредитации законодательно должен быть решен вопрос формирования инфраструктуры подтверждения соответствия техническим регламентам путем наделения органов по оценке соответствия правом осуществлять работы в обязательной сфере через процедуру уполномочивания этих органов. Уполномочивание должно осуществляться из числа аккредитованных органов теми федеральными органами исполнительной власти, которые отвечают за реализацию технического регламента.

Общие правила и критерии уполномочивания должно определить Правительство РФ.

IV. Законодательное и нормативное обеспечение аккредитации

1. На первых этапах формирования единой системы аккредитации законодательной основой проведения работ по аккредитации является Федеральный закон «О техническом регулировании». Нормативной базой аккредитации на этих этапах являются национальные стандарты Российской Федерации, принятые методом прямого применения международных документов ИСО/МЭК, устанавливающие требования к органам по сертификации продукции и систем менеджмента, испытательным и калибровочным лабораториям, а также национальные стандарты, устанавливающие общие требования к аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий:

ГОСТ Р 51000.4-96. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Система акредитации в Российской Федерации. Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий;

ГОСТ Р 51000.6-96. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Система акредитации в Российской Федерации. Общие требования к аккредитации органов по сертификации продукции и услуг;

ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2000. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий;

ГОСТ Р ИСО/МЭК 65-2000. Общие требования к органам по сертификации продукции;

ГОСТ Р ИСО/МЭК 62-2000. Общие требования к органам, осуществляющим оценку и сертификацию систем качества.

2. К началу функционирования Единой системы аккредитации (третий этап) необходимо внести изменения в Федеральный закон «О техническом регулировании», предусмотрев в нем введение процедуры уполномочивания органов по сертификации и испытательных лабораторий для проведения работ по обязательному подтверждению соответствия. Также необходимо принять в качестве национального стандарта МС ИСО/МЭК 17011:2004 «Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия» и пересмотреть национальные стандарты, устанавливающие требования к аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (ГОСТ Р 51000.4-96 и ГОСТ Р 51000.6-96).

V. Финансирование создания и функционирования Единой системы аккредитации

1. Функционирование Единой системы аккредитации осуществляется на основе самофинансирования. Оплату работ по аккредитации осуществляют организации - заявители аккредитации на основе договоров с Органом по аккредитации.

2.Финансирование создания Единой системы аккредитации осуществляется за счет средств государственного бюджета.

Из госбюджетных средств оплачивается:

Разработка законодательных и нормативно-правовых актов, необходимых для создания системы;
- разработка единых правил аккредитации;
- разработка национальных стандартов;
- организация работы Межведомственной комиссии по аккредитации;
- работы, проводимые Бюро по аккредитации (в соответствии с р.III);
- участие в международных организациях по аккредитации.

Источник : Комитет РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия