Управление трактором т 40. Управление трактором

Колесный трактор Т-40 был разработан в Липецке на тракторном заводе (ЛТЗ) и там же выпускался с 1961 по 1995 год. Высокую популярность и продолжительный период производства этому универсально- пропашному сельхозагрегату смогли обеспечить удачная конструкция и качественные технические характеристики.

Особенности и достоинства Т 40

К конструкционным особенностям и параметрам следует отнести:

  • наличие полурамы;
  • переднемоторная компоновка;
  • удачная схема трансмиссии;
  • экономичность;
  • общая надежность;
  • ремонтопригодность

Данные особенности трактора позволили на его базе создать ряд востребованных модификаций, а именно:

  • 40 АМ – полноприводный вариант;
  • 41 АН – полноприводная версия, уменьшенная по высоте, а также с пониженным агропросветом для эксплуатации на земельных склонах;
  • 50 А – одноковшовый погрузчик;
  • 40 АП – полноприводный вариант для ЖКХ.

Технические параметры Т 40

Свою популярность и многофункциональность Т 40 получил благодаря следующим техническим характеристикам (приведенные параметры последней версии с дизелем Д 144):

  1. Класс тяги – 0,9.
  2. Привод – 4х2.
  3. Грузоподъемность – 0,85 тонны.
  4. Габариты:
    1. База – 2,15 м.
    2. Полная длина – 3,66 м.
    3. Ширина – 1,63 м.
    4. Высота – 2,37 м.
  5. Двигатель – Д-144:
    1. Тип – дизельный, с неразделенной камерой сгорания.
    2. Охлаждение – воздушное.
    3. Количество цилиндров – 4.
    4. Объем – 4,2 л.
    5. Мощность – 50,55 л. с.
    6. Расход топлива – 185 г/кВт*ч.
    7. Вес – от 0,395 т.
  6. Трансмиссия:
    1. КПП – механическая,
      1. количество передних передач – 8,
      2. количество задних передач – 8.
    2. Сцепление – однодисковая фрикционная муфта.
    3. Скорость движения наибольшая (наименьшая):
      1. переднего хода – 26,70 (1,60) км в час.
      2. заднего хода – 5,30 (1,95) км в час.
  7. Типоразмер шин:
    1. Передние колеса – 210-508 (8,3/8-20).
    2. Задние колеса – 300-965 (12,4/11-38).
  8. Гидросистема:
    1. Наибольшее давление – 17,50 МПа.
    2. Производительность – 41,00 л/мин.
    3. Объем – 14,50 л.
  9. Общие данные:
    1. Вес – 2,37 т.
    2. Объем баков для горючего – 74,0 л.
    3. Агропросвет – 0,65 м.
    4. Радиус поворота – 3,45 м.

Указанные технические характеристики обеспечивают эффективное применение трактора Т 40 на различных сельхозработах, а также на других механизированных операциях.

Выполняемые работы и оборудование для Т 40

Трактор Т 40 наиболее эффективно используется на следующих работах:

  • подготовка земель под посадку (пахота, боронование, культивирование);
  • транспортировка грузов;
  • заготовка сена;
  • обработка различных сельхозрастений;
  • уборочные операции;
  • погрузо-разгрузочные функции.

При выполнении данных работ трактор мог комплектоваться различным дополнительным оборудованием. При этом к положительным особенностям Т 40 необходимо причислить возможность комплектования оборудованием как от более легкого, меньшего по размерам трактора Т 30, так и от более грузоподъемного, МТЗ 80.

Кроме того, универсальность трактору придают два ВОМ: задний и боковой. К наиболее часто применяемому навесному и прицепному оборудованию для совместной работы следует отнести:

  • многообразные плуги (прицепные, навесные) для работ по обработке почвы;
  • земельные планировщики, бороны, культиваторы, измельчители, рыхлители;
  • агрегаты комбинированные для обработки полей;
  • навесные устройства, виллы, приспособления для скирдования, погрузчики, КУН (ковш на задней навеске);
  • различные косилки, резчики силоса;
  • картофелесажалки, окучники, картофелекопалки;
  • платформы, полуприцепы и прицепы;
  • цистерны и агрегаты для полива.

Несмотря на большое количество так называемой навески для Т 40 при использовании трактора на тяжелых почвах иногда не хватало производительного оборудования. Прежде всего, это относилось к специализированным плугам для трактора Т 40 и фрезам.

Модели данного оборудования от трактора Т 30 были малопроизводительными, а от МТЗ 80 были тяжелы для высокой производительности. Поэтому механизаторы очень часто на трактор Т 40 своими руками переделывали с целью облегчения плуги от Беларус 80 и трактора Т 74 с последующей необходимой регулировкой, а также изготавливали самодельные фрезы.

Больше всего увеличивали производительность изготовленные фрезы, так как они совмещали в себе несколько устройств, а именно культиватор, барону, иногда плуг.

Для производства погрузочно-разгрузочных операций, особенно необходимых в зимний период по расчистке дорог от снега при подъезде к фермам, комплексам или на селе механизаторы очень часто изготавливали и устанавливали на трактор Т 40 самодельный фронтальный погрузчики (КУН).

Установленный на задней навеске ковш помощью гидроцилиндра мог выполнять функции бульдозерного и погрузочного оборудования, что позволяет использовать Т 40 с КУНом практически круглый год.

Устройство основных систем и механизмов трактора

1. Кабина Т 40 (Т 40 АМ).

Рабочее место механизатора это кабина. В ней расположены все элементы управления сельхозагрегатом. На Т 40 предусмотрена установка одноместной кабины, обладающей закрытым типом. В основе изготовления лежат штампованные панели, которые соединены сваркой.

Безопасность обеспечивает специальный трубчатый каркас. К отличительным особенностям кабины трактора следует отнести большую остекленность, что позволяет вести удобный обзор при работе. К недостаткам следует отнести недостаточную шумоизоляцию, а также слабый штатный обогрев в зимний период.

2. Двигатель Т 40.

Первоначально трактор комплектовался двигателем Д 37 мощностью в 37,0 л. с. Впоследствии завод перешел на установку более мощного дизеля Д-144 (50,0 л. с.). Для запуска данного мотора Т 40 применяется электрический стартер или пусковой бензиновый двигатель (пускач). Кроме уже указанных технических характеристик, двигатель трактора Т 40 обладает следующими параметрами:

  • расположение цилиндров – рядное (4 цилиндра);
  • охлаждение – воздушное;
  • наибольшее число оборотов – 1750 об/мин;
  • наименьшее – 800 об/мин;
  • объем моторного масла в двигателе – 11,0 л;
  • схема работы цилиндров – 1-3-4-2;
  • вес мотора для Т40:
  • вес с измененной схемой электрооборудования и стартером – 0,395 т,
  • вес с пусковым двигателем – 0,435 т.

К достоинствам двигателя трактора Т 40 необходимо отнести его простоту конструкции за счет применения воздушного охлаждения, что существенно упрощает ремонт в условиях сельских мастерских, но одновременно служит и источником следующих отрицательных моментов:

Последний фактор механизаторы решали собственными силами устанавливая стартер на трактор Т 40 вместо пускового агрегата. Пусковое устройство по своей конструкции, это небольшой бензиновый двигатель, который в отличии от стартера требует большего обслуживания.

Важными составляющими экономичной и надежной работы дизеля являются:

А. Исправность установленного на Т 40 топливного насоса (ТНВД) модели УТН-5 пучкового типа и правильность его регулировки.

Б. Правильно выставленные зазоры в клапанах величиной в 0,3 мм, что достигается соответствующей регулировкой при проведении ТО трактора Т 40. Как правильно отрегулировать клапана, подробно описано в соответствующих инструкциях к трактору Т 40, при этом самым важным моментом является порядок регулировки, соответствующий схеме работы цилиндров дизеля. Регулировка клапанов на тракторе Т 40 в соответствии с установленным регламентом проводится через каждые 480 часов работы мотора.

3.Трансмиссия и ходовая часть.

Примененная на тракторе Т 40 механическая схема трансмиссии состоит из следующих агрегатов:

  • муфта сцепления;
  • МКПП;
  • ходоуменьшитель;
  • боковой ВОМ;
  • задний ВОМ.

Трактор Т 40 это многофункциональный сельхозагрегат, который выполняет самые разнообразные работы. При этом необходимо соблюдать технологическую скорость для выполнения операции, важной составляющей такой правильной работы является качественная регулировка сцепления Т 40.

Она обеспечивается соответствующей регулировкой лапок корзины сцепления и исправностью диска сцепления для Т 40. Если отрегулировать лапки сцепления механизатор может самостоятельно, то при деформации диска необходим ремонт связанный его заменой на новый. Кроме указанных операций необходимо соблюдать регламент и описание операций по выполнению технического обслуживания всех элементов трансмиссии.

Ходовая конструкция трактора Т 40 выполнена в форме тележки, где основными агрегатами являются:

  • передний мост;
  • задний ведущий мост;
  • полурамный остров;
  • колеса.

Простая и надежная конструкция ходовой части обеспечивает надежную работу и простоту ремонта. Но в тоже время использование только заднего привода осложняло управление трактором на тяжелых и влажных грунтах, поэтому для улучшения управления и повышения проходимости механизаторы часто самостоятельно проводили модернизацию, которая была связана с установкой ведущего переднего моста.

Такая переделка улучшала проходимость трактора, что позволяло агрегатировать его с большим числом дополнительного оборудования, например, с бульдозерным отвалом. Установка такого отвала дозволяла использовать Т 40 вместо трактора Т 130 для расчистки зимних дорог и выполнения ряда земляных работ.

Заключение

Несмотря на прекращение выпуска, трактор до сегодняшнего дня можно встретить в фермерских и других агрохозяйствах. Такую популярность Т 40 заслужил своими техническими характеристиками, экономичностью, многофункциональностью и прежде всего простотой ремонта и технического обслуживания.

Такая ремонтопригодность поддерживается большим количеством ранее выпущенных экземпляров, а также достаточным количеством запасных частей и комплектующих.

И приборы, которые контролируют электрооборудование и работу двигателя находятся в кабине и размещены перед трактористом.

Рычаг реверса может находится в двух положениях — верхнем и нижним, при наличии ходоуменьшителя рычаг имеет три положения: нижнее — семь передач движения передним ходом и одна передача заднего хода; среднее положение — реверс (семь скоростей для движения задним ходом и одна передним); верхнее — ходоуменьшитель. При помощи рычага переключения передач перемещают шестерни в коробке передач.

При нажатии на педаль включения шестерни механизма передачи редуктора пускового агрегата шестерня входит в зацепление с венцом маховика. При нажатии на педаль сцепления вниз, муфта главного сцепления выключается, при отпускании педали — муфта включается автоматически под действием пружины. Педаль сцепления нужно выжимать для включения синхронного привода ВОМ, реверса и включения передач.

Механизм блокировки задних колес включается нажатием на педаль блокировки дифференциала (при выключенной муфте сцепления), при отпускании педали механизм блокировки выключается автоматически.

Рычаг включения бокового вала отбора мощности (при его наличии) может принимать три положения. Рабочие положения рычага включения заднего вала отбора мощности смотрите на изображении. Педаль сцепления ВОМ используется для выключения независимого привода вала отбора мощности.

Количество воздуха, поступающего в камеру сгорания, регулируется путем перемещения тяги управления воздушной заслонкой карбюратора пускового агрегата. При перемещении тяги на себя — уменьшается подача воздуха и наоборот. Стартер пускового агрегата включается включателем.

1 — рычаг реверса; 2 — рычаг переключения передач; 3 — педаль муфты главного сцепления; 4 — рычаг включения бокового вала отбора мощности; 5 — педаль муфты вала отбора мощности; 6 — тяга управления воздушной заслонкой карбюратора пускового агрегата; 7 — включатель стартера пускового агрегата; 8 — включатель свечи накаливания; 9 — включатель «массы»; 10 — кнопка теплового предохранителя; 11 — указатель давления масла; 12 — указатель тока; 13 — лампа освещения щитка приборов; 14 — контрольная лампа включателя «массы»; 15 — указатель давления воздуха; 16 — рычаг муфты сцепления редуктора пускового агрегата; 17 — рычаг ручного управления подачей топлива; 18 — указатель температуры масла; 19 — контрольный элемент; 20 — включатель света задних фар; 21 — рукоятки управления гидроцилиндрами; 22 — контрольная лампа указателей поворота; 23 — рулевое колесо; 24 — центральный переключатель света; 25 — переключатель указателей поворота; 26 — контрольная лампа дальнего света; 27 — включатель звукового сигнала; 28 — кнопка остановки пускового агрегата; 29 —переключатель света передних фар; 30 — педаль включения шестерни механизма передачи редуктора пускового агрегата; 31 — рычаг декомпрессионного механизма; 32 — рычаг включения заднего вала отбора мощности; 33 — соединительная планка тормозных педалей; 34 и 37 — тормозные педали; 35 — педаль блокировки дифференциала; 36 — защелка горного тормоза; 38 — педаль ножного управления подачей топлива.

Если переместить на себя рычаг муфты сцепления механизма пускового агрегата — муфта выключится. При нажатии на кнопку остановки пускового агрегата выключается его зажигание магнето.

Путем поворота ключа по часовой стрелки включается включатель свечи накаливания. Включатель массы аккумуляторов включается нажатием на кнопку; для ее выключения необходимо нажать расположенную сверху кнопку. При коротком замыкании электрическая сеть трактора размыкается тепловым предохранителем. Для освещения панели приборов используется лампа.

Крайнее верхнее положение рычага ручного управления подачи топлива соответствует нулевой подаче топлива; при опускании рычага в нижнее положение — подача топлива увеличивается. Увеличить подачу топливо можно также при помощи ножной педали «газа».

Гидроцилиндрами управляют при помощи рукояток гидрораспределителя: левая и правая рукоятки управляют определенными выносными гидроцилиндрами, средняя — основным гидроцилиндром.

При нажатии на педали тормозов трактор начинает торможение. С помощью соединительной планки осуществляется блокировка педалей для одновременного притормаживания левым и правым тормозами. Защелка горного тормоза фиксирует педали в состоянии торможения. При нажатии на педали тормоза защелка возвращается в исходное положение. Тракторный прицеп тормозят путем нажатия на сблокированные педали тормозов. Рулевое колесо используется для совершения поворотов трактором.

Для включения габаритных огней, передних фар и ламп освещения панели приборов используется центральный переключатель. Он имеет три положения:

1 - «выключено» - кнопка полностью перемещена в сторону щитка;

2 — кнопка выдвинута до половины (до щелчка) — включены лампы освещения панели приборов, габаритные огни и освещение номерного знака;

3 — кнопка передвинута полностью — включены передние фары и все потребители положения 2. В данном положении можно переключать дальность света фар. О включенном дальнем свете сигнализирует контрольная лампа.

Для включения освещения задними фарами используется включатель. Для включения указателей поворотов необходимо переместить ручку влево или вправо, соответственно направлению поворота, при этом будет мигать контрольная лампа.

Звуковой сигнал подается нажатием на кнопку включения сигнала. При крайнем нижнем положении рычага декомпрессора компрессия включена, при верхнем — выключена.

1 — ручка ручного стартера; 2 — кнопка-утопитель поплавка карбюратора; 3 — рычаг дроссельной заслонки; 4 — ручка проходного вентиля.


Панель приборов трактора Т-40

Контрольная лампа включателя «массы» оснащенная рассеивателем красного цвета. Если генератор исправен, то лампа загорается перед пуском двигателя и тухнет после того, как двигатель заведется. По данной лампе не контролируется зарядка аккумуляторов.

Контрольная лампа с рассеивателем зеленого цвета оповещает о включении указателей поворотов и мигает с частотой 60-120 включений в минуту. В случае перегорании одной из ламп в указателях поворота, частота включений увеличивается, а при выходе из строя всех ламп — контрольная лампа не горит.

Т-40 - трактор, производство которого длилось 34 года. За это время с конвейера сошло более миллиона экземпляров. Выпускался аппарат на Липецком тракторном заводе (ЛТЗ). По сей день трактор используется и поддерживает статус надежной и эффективной сельскохозяйственной машины. Давайте познакомимся поближе с этим знаменитым аппаратом.

Предназначение

Трактор Т-40, фото которого выглядит, прямо скажем, совсем не привлекательно, обладает весьма неплохими возможностями. Он предназначается для пахоты, обработки пропашных культур, снегоуборочных и прочих работ, которыми занимается техника такого класса. Благодаря универсальной навеске, Т-40 может работать с разного рода навесным оборудованием: стогометателем, снеговым отвалом, косилкой и т.д. Трактор работает с любым оборудованием для тяжелой техники типа ТМЗ-80 и легкой техники типа Т-25.

На подворьях и небольших фермах данный аппарат в свое время стал незаменимым помощником. А благодаря фронтальному погрузчику и тележке он заслужил статус универсального трактора. И это несмотря на то, что тяговый класс машины всего 0,9. Его двигатель имеет мощность 37-50 (в зависимости от версии) лошадиных сил. За все время производства, аппарат комплектовали двумя типами силовых установок: Д-37 и Д-144.

Механическая реверсивная трансмиссия позволяла активно использовать весь диапазон передач. С учетом того, что трактор имел широкие возможности по агрегатированию с навесным и прицепным оборудованием, это значительно расширяло сферу применения Т-40. Трактор заслужил популярность и признание на просторах всего СССР, во многом благодаря универсальности. По сей день некоторые версии Т-40 верой и правдой служат в советских и заграничных хозяйствах.

Модификации

Базовая версия (Т-40) выпускалась в разных вариантах. Они отличались, прежде всего, силовыми установками. С мотором Д-37, кроме базовой, выпускалось три версии:

  1. Полноприводная модификация с индексом «А»;
  2. Версия с небольшим дорожным просветом, созданная для работы на склонах, с индексом «АН»;
  3. Промышленный вариант, дополненный погрузчиком. Такой трактор назывался Т-50А.

Версий с двигателем Д-144 было четыре:

  1. Заднеприводная модификация с индексом «М»;
  2. Полноприводная версия с индексом «АМ»;
  3. Модель с малым клиренсом - аналог Т-40 АН. Называлась она Т-40АМН.
  4. Ну и наконец, полноприводная версия для коммунальных хозяйств с индексом «АП».

Техническая характеристика трактора Т-40

Масса аппарата составляет 2,6 тонны. При этом его габариты весьма скромны: 3660/1620/2100. Максимальная скорость трактора составляет 26, а минимальная - 2,2 км/час. Благодаря замедленной передаче, последний показатель можно было снизить до 1,6 км/час. Клиренс трактора равен 500 мм. Колею можно было регулировать в диапазоне 1200-1800 мм. Расход горючего данного аппарата зависел от типа мотора. Номинальный показатель составлял 7,2 кг/час, но в ряде случаев он увеличивался в разы.

Мотор

Как уже говорилось, аппарат комплектовался двумя силовыми установками. Оба мотора были дизельными, четырехтактными, выпускались на Владимирском тракторном заводе (ВТЗ). Мощность мотора Д-37 составляет 37 лошадиных сил. Старший двигатель - Д-144 - имел мощность 50 л.с. Для запуска двигателя мотор оснащался пусковым бензиновым моторчиком или электрическим стартером. Последний вариант встречался чаще. Со временем появились моторы Д-37М, отличительной чертой которых стало наличие нераздельной камеры сгорания, которая обеспечивала экономное потребление топлива.

Двигатель трактора Т-40 включает в себя: систему питания дизельным топливом и воздухом, кривошипно-шатунный механизм, механизм распределения, систему охлаждения, пусковое устройство и масляную систему.

С левой стороны мотора находятся: топливная аппаратура, средний дефлектор, впускной и выпускной трубопроводы. А справа: стартер, генератор, привод декомпрессора, форсунки и масляная центрифуга. В передней части расположились: шкив приводов вентилятора и генератора, вентилятор, горловина для заливания масла, гидравлический насос и счетчик моточасов. Дроссельный диск располагается перед защитной сеткой масляного радиатора и вентилятора.

Особенности эксплуатации

Когда работы на тракторе ведутся в холодное время года, производитель рекомендует отключать радиатор от системы подачи масла и крепить дроссельный диск перед сеткой вентилятора специальными шпильками. В теплое время года нужно произвести обратные действия. Для контроля температуры был установлен специальный термометр.

Мотор трактора работал довольно долго, при условии что его грамотно эксплуатировали и вовремя обслуживали. При этом было запрещено:

  1. Перегружать мотор, который не прошел обкатку, или был недавно отремонтирован.
  2. Эксплуатировать двигатель с недостаточным давлением масла.
  3. Работать на перегруженном моторе долгое время.
  4. Снимать кожух вентилятора.
  5. Заливать в мотор неподходящее масло.
  6. Оставлять агрегат работать на холостом ходу.
  7. Работать в случае, если температура масла в картере понижена (менее 55 градусов).
  8. Эксплуатировать мотор в случае неисправности воздушного фильтра.
  9. Работать с перегревшимся мотором (более 105 градусов).

Гидравлическая система

Гидравлика трактора имеет такие параметры:

  1. Усилитель - гидромеханический.
  2. Распределитель - трехзолотниковый, четырехпозиционный.
  3. Размещение - на задней стенке аккумуляторного блока.
  4. Диаметр основного цилиндра - 9 см.
  5. Ход поршня - до 20 см.
  6. Диметр выносного цилиндра - 5,5-7,5 см.
  7. Способ регулировки - гидромеханический.
  8. Насос - масляный шестеренный.
  9. Размещение гидробака - на кронштейне усилителя.
  10. Навеска - задняя часть блока КПП.
  11. Подсоединение орудий - трехточечное.

Устройство

Компановка траткора - полурамная, а КПП- несущая. Мотор крепится на полураме, которая соединяется с картером коробки переключения передач. В зависимости от модификации, модель могла быть полно- или заднеприводной. Диаметр задних колес увеличен относительно передних. При этом задние колеса имеют жесткую подвеску, а передние - пружинную. Благодаря характерному грунтозацепу «елочкой», проходимость трактора сильно возрастает. Колею и дорожный просвет аппарата можно отрегулировать. При необходимости можно поставить на него менее широкие колеса.

Конструктивная схема трактора Т-40 предполагает использование механической реверсивной коробки передач, благодаря которой трактор одинаково эффективно работает на всех передачах. Одной из отличительных характеристик этой модели стало расположение конического редуктора. Он находится за муфтой сцепления. А валы сцепления стоят поперечно. Для работы на малой скорости трактор оснащался гидравлическим или же механическим ходоуменьшателем. Модель имела два вала отбора мощности (оба многорежимные), которые управлялись независимо. Один был боковым, а второй - задним. Это расширяло возможности трактора в значительной степени. Одним из слабых мест в компоновке аппарата считалась кабина Т-40, трактор имел заднее расположение кабины.

Достоинства трактора

Среди сильных сторон аппарата можно выделить следующее:

  1. Простота в работе и обслуживании, надежность и долговечность.
  2. Хорошая проходимость, как для тягового класса 0,9.
  3. Доступность запасных частей.
  4. Хорошая маневренность во всем диапазоне скоростей.
  5. Возможность выполнения едва ли не всех видов работ задним ходом.
  6. Совместимость с оборудованием, созданным для других модели тракторов.

Все это сыграло роль в формировании огромной армии фермеров, уважающих трактор Т-40. Передача машины от старшего поколения к младшему стала доброй традицией в небольших сельских хозяйствах. Примечательно, что даже через 2 десятка лет после остановки производства этот аппарат по-прежнему ценится.

Недостатки трактора

Конечно, без недостатков тоже не бывает. В данном случае к ним можно отнести:

  1. Проблемы с прогреванием мотора в холодное время года.
  2. Неудачную схему охлаждения двигателя.
  3. Неудобное рабочее место для тракториста. Зимой в кабине трактора Т-40 было очень холодно из-за плохого прогрева. Летом очень жарко, в виду отсутствия системы кондиционирования.

В механизме управления этого трактора установлен гидравлический усилитель, предназначенный для облегчения поворота направляющих колес. Оп помещен между валом 13 (рис. 69), соединенным с рулевым колесом карданной передачей, и валом 5 рулевой сошки.

В корпусе 3 гидроусилителя расположен поршень 4, на одной стороне которого нанесены зубья в виде зубчатой рейки, а на другой помещено золотниковое устройство. В сквозное отверстие Поршня вставлен вал 13, передней опорой которого служит подшипник 1. Вал имеет левую резьбу, на которую навинчены гайки - передняя 2 и задняя 7. Два золотника 18 и 21 отжимаются в разные стороны пружиной 19 (причем с внешних сторон они поджаты регулировочными винтами 17 и 22). Масло подводится под давлением от насоса гидравлической навесной системы в канал 20, откуда перетекает через каналы золотников в зазор между гайками 2 и 7 и поршнем 4 и далее по сверлениям поршня в полость сектора рулевой сошки и через отверстие 6 по маслопроводу поступает на слив в бак гидросистемы.

От положения золотников 18 и 21 зависит направление потока масла: либо по обе стороны поршня, что соответствует неизменному положению сектора.рулевой сошки, либо только на одну сторону поршня, что соответствует повороту сектора, а значит, и направляющих колес трактора. В положении, показанном на, рисунке, масло под давлением поступает в наппавлении гайки 2. так как золотник 21 открыл проход маслу в переднюю полость поршня. Положение золотников изменяется при воздействии на рулевое колесо. При вращении его вал 13 вращается, что вызывает продольное перемещение гаек 2 и 7 вместе с винтами 17 и 22, упирающимися в золотники 18 и 21.

Перемещаясь, золотники с одной стороны закрывают проход маслу, а с другой- открывают проход, поэтому масло давит только на одну сторону поршня, смещая его вдоль вала 13. Благодаря зацеплению поршня с сектором, закрепленным на валу 5, рулевая сошка поворачивается, вызывая поворот направляющих колес. При неподвижном рулевом колесе проход маслу открыт с обеих сторон и поршень остается неподвияшым.

В корпусе 16 усилителя расположен имитатор, предназначенный для создания некоторого сопротивления вращению рулевого колеса, необходимого трактористу для ощущения поворота. Имитатор состоит из поршня 9, поджатого пружиной 10 к задней крышке 8 корпуса усилителя. Оба конца штифта 14 входят в пазы поршня, благодаря чему поршень поворачивается вместе с валом 13. Для усиления действия имитатора в полость наружной проточки поршня подводится под давлением масло через канал 15.

В гидравлическом усилителе регулируют:

  1. зазор в зацеплении поршня 4 с сектором вала 5 рулевой сошки;
  2. положения золотников 18 и 21;
  3. сопротивление имитатора;
  4. давление срабатывания предохранительного клапана 30.

Зазор в зацеплении характеризуется свободным ходом рулевого колеса. При нормальном зацеплении свободного хода может не быть или он не будет превышать 5° при работающем усилителе. Если же усилитель отключен, то свободный ход может достигать 25-30°. Для регулирования зазора в зацеплении служит упорный винт 23 рулевой сошки. При проведении операции ставят направляющие колеса в положение прямолинейного движения трактора, отвертывают колпачок 25 и, завернув винт 23 до упора, отвинчивают его затем на ’/в - 1/в оборота. В таком положении винт контрят колпачком 25.

Свободный ход рулевого колеса зависит н от зазоров в шарнирных сочленениях передачи, особенно карданного вала. Поэтому, если регулировка проведена, а свободный ход рулевого колеса превышает 25°, необходимо проверить все шарнирные соединения механизма управления, заменив изношенные детали.

Для согласования действия золотников 18 и 21 их регулируют при помощи винтов 17 и 22. Вначале поджимают к поршню заднюю гайку 7. В этом положении масло, залитое в приемную полость, не должно проходить в переднюю полость через золотник 21, а должно свободно перетекать в заднюю полость через золотник 18. При поджатой к поршню передней гайке 2 масло должно свободно перетекать в переднюю полость поршня и не перетекать в заднюю. При полоя^енни гаек на одинаковом расстоянии (от поршня (заводская установка 1 мм от торца поршня) масло должно перетекать в обе полости. Это соответствует нейтральному положению золотников.

Если при поджатой передней гайке 2 масло перетекает в заднюю полость, то винт 17 несколько вывинчивают, добиваясь прекращения перетекания. Так Hie поступают и с другим золотником. По окончании регулирования винты 17 и 22 надежно зажимают стопорными болтами. Работу ведут при снятых крышках корпуса.

Сопротивление имитатора регулируют для того, чтобы достигнуть желаемой величины сопротивления трения поршня 9 о крышку 8. Регулирование заключается в изменении сжатия пружины 10 поршня при помощи винта 12 при ослабленной затяжке контргайки 11. Эту регулировку выполняет тракторист, подбирая нужное сопротивление. Если недостаточно затяжки пружины имитатора,’ то к каналу 15 подсоединяют штуцер маслопровода, по которому к поршню под давлением подается масло, увеличивающее усилие поджатия поршня. Но к легкому вращению рулевого колеса тракторист быстро привыкает, поэтому необходимость в подводе масла к имитатору возникает не всегда. В таких случаях свободное отверстие канала 15 для маслопровода закрывают резьбовой пробкой, чтобы в полость имитатора не попадала грязь.

Предохранительный клапан гидравлического усилителя устанавливают на давление срабатывания 70 кГ/см 2 . Как видно из рисунка, он помещен перед входом масла в полость золотников. Прошедшее через клапан масло поступает в полость сектора рулевой сошки и оттуда - на слив в масляный бак.

Для регулирования клапана на место снятого штуцера маслопровода, подводящего масло к имитатору, устанавливают манометр со шкалой до 100 кГ/см2. Затем запускают двигатель и, установив между рулевой сошкой и передним брусом рамы какой-нибудь твердый предмет, упирают в него сошку вращением рулевого колеса. Удерживая колеса в таком положении, определяют давление масла по манометру. Если оно ниже 70 кГ/см 2 , регулиро- . вочный винт 26 при снятом колпачке 27 и ослабленной контргайке 28 несколько завинчивают, поджимая пружину штока 29 до получения необходимого давления срабатывания клапана. Если давление выше 80 кГ/см 2 , винтом 26 ослабляют затяжку пружины. По окончании регулирования винт 26 затягивают контргайкой, ставят на место колпачок и клапан пломбируют.

В системе гидравлического усилителя есть клапан потока, назначение которого сводится к тому, чтобы перепускать определенное количество масла (8-10 л/мин при 1600 об/мин) от насоса гидравлической навесной системы к усилителю рулевого управления. Этот клапан расположен на корпусе шестеренчатого насоса и регулируется на заданную производительность (перепуск масла) либо на стенде для проверки производительности насоса, либо непосредственно на тракторе.

Клапан потока имеет одинаковое устройство с предохранительным клапаном. На тракторе для его регулирования снимают защитный колпачок, ослабляют контргайку и завертывают регулировочный винт в корпус на глубину. 10 мм от кромки корпуса, что соответствует 6,5 оборота винта. После этого контргайку затягивают, а колпачок ставят на место.

Тормоза ленточного типа расположены в рукавах полуосей. Для доступа к их регулировочному устройству необходимо отвернуть болты и спять крышку рукавов. Регулирование заключается в подтягивании или ослаблении закрепленного конца тормозной ленты. Для этого, ослабив контргайку болта, удерживающего конец тормозной ленты, и завернув гайку болта до отказа, отвертывают ее затем на 3,5 оборота. В таком положении контргайку затягивают. У правильно отрегулированного тормоза наружный рычаг должен отклоняться на 10° назад от вертикали, проходящей через ось рычага. При регулировании тормоза педаль надо удерживать в крайнем заднем положении.

Обе педали тормоза могут работать в сблокированном состоянии, поэтому их свободный ход (не более 30 мм) и момент начала торможения должны быть одинаковыми. Свободный ход регулируют изменением длины тяги, соединяющей педаль с рычагом ленты. Для этого на тягах есть вилки, навинченные на их резьбовой конец. Как и у других ленточных тормозов, зазор между барабаном и лентой регулируют при помощи регулировочного винта, расположенного снизу корпуса тормоза. При ослабленной контргайке винт завертывают до упора, а затем отвертывают на 3/4 оборота и закрепляют в таком положении контргайкой.

В механизме управления трактора Т-28 встречаются следующие особенности регулирования.

Осевой ход вала рулевого управления устраняют при помощи корончатой гайки 2 (рис. 70), навернутой на поворотный вал 18 и зашплинтованной на нем. Проверяют ход осевым перемещением вала 18 при отъединенной рулевой сошке 3 от шарнирного сочленения с тягами поворота колес. Если требуется устранить люфт, гайку рас-шплинтовывают, снимают стяжной болт 1, завинчивают гайку до отказа, а затем несколько ослабляют ее до свободного проворачивания вала без заеданий и осевого хода. Гайку ‘2 зашплинтовывают, а затем ставят на место и затягивают стяжной болт 1.

Осевой ход червяка 16, равный зазору в подшипниках 15 и 17, регулируют винтом 10, упирающимся в наружную обойму подшипника 15 через шайбу 14. Зазор в подшипниках должен быть минимальным, обеспечивающим свободный поворот червяка без заметного осевого хода. При регулировании ослабляют контргайку винта, завинчивают винт 10 до отказа, а затем отвинчивают его, чтобы установить свободное вращение червяка.

Для регулирования зазора в зацеплении служит замок 8, надетый на фасонную гайку 11 и связанный с выемкой на регулировочном стакане 12. Оси наружной и внутренней поверхностей стакана сделаны эксцентрично, что позволяет при его повороте приближать подшипники и червяк к шестерне 5 редуктора. При регулировании зазора в зацеплении надо ослабить стопорный болт 9, а затем повернуть замок 8 так, чтобы червяк приблизился к шестерне с минимальным зазором в зацеплении. Зазор в зацеплении регулируют в том случае, если при нормальных зазорах в шарнирных сочленениях механизма управления свободный ход рулевого колеса превышает 30°.

Свободный ход (50-70 мм) педали 1 (рис. 71) ленточного тормоза регулируют в такой последовательности. Отъединяют тЯгу 4 от рычага тормоза, а затем, вращая соединительную вилку 2, подбирают такую ее длину, чтобы достигнуть требуемого свободного хода педали. При большом износе накладок тормозной ленты может не хватить резьбы для удлинения тяги. В этом случае рычаг тормоза, установленный на елочных шлицах кулачкового валика, переставляют на два-три шлица и, изменяя длину тяги, добиваются требуемой величины свободного хода тормозной педали. При регулировании второго тормоза надо подогнать его момент начала торможения к моменту начала торможения отрегулированного тормоза. Это важно для согласования их работы при сблокированных педалях.

Кроме того, в каждом тормозе регулируют провисание тормозной ленты. Для этого болт на крышке тормозов завинчивают до отказа, а затем отвинчивают на полтора оборота и закрепляют в таком положении контргайкой.

Механизм управления трактора МТЗ-50 . Свободный ход рулевого колеса не должен превышать 25°. Его проверяют во время работы двигателя и при прямолинейном положении направляющих колес, стоящих на твердом грунте. Когда свободный ход рулевого колеса превышает 25°, регулируют шарнирные соединения рулевых тяг, а затем зазоры в зацеплениях червяк - сектор и сектор - рейка, если после регулировки шарниров свободный ход остается большим.

В шаровых шарнирах рулевых тяг есть регулировочные пробки, при помощи которых наконечники тяг можно поджать к шаровым пальцам. Для этого надо снять стопорное кольцо с регулировочной пробки, затем завернуть пробку до упора и отвернуть на ‘Д-‘/з оборота до совпадения прорези пробки с канавкой под усик стопорного кольца на наконечнике тяги.

Перед регулировкой зазора в зацеплении червяк - сектор рулевого механизма снимают облицовку радиатора и отсоединяют тяги от рулевой сошки.

Подшипники вала червяка посажены во втулку, вставленную в корпус механизма эксцентрично относительно оси червяка. Если втулку поворачивать относительно оси за фланец, выступающий из корпуса, то из-за эксцентричного расположения осей втулки и вала червяка последний будет сближаться с сектором или удаляться от него. Это дает возможность установить нужную величину зазора в зацеплении. Для регулирования, ослабив болты крепления эксцентричной-‘ втулки к корпусу и поставив рулевую сошку в крайнее левое или правое положение, легким постукиванием молотка по фланцу втулки поворачивают ее по ходу часовой стрелки до беззазорного зацепления червяка с сектором. После этого втулку проворачивают в обратную сторону до тех пор, пока не установится минимальный йазор в зацеплении. Он обеспечивает плавный поворот рулевого колеса по всему диапазону под действием усилия 1,5-2,5 кГ, приложенного к ободу колеса. Установив нормальный зазор в зацеплении, завинчивают стопорные болты втулки.

Осевое перемещение вертикального поворотного вала регулируют болтом, ввернутым в крышку корпуса так, что торец болта располагается против центра поворотного вала.

Чтобы добиться нормального осевого перемещения вала, достаточно регулировочный болт вначале завернуть до упора, а затем отвернуть на Vs оборота и затянуть контргайку.

Для установки нормального свободного хода рулевого колеса необходимо проверять и регулировать зазор в зацеплении сектора с рейкой штока силового цилиндра гидравлического усилителя. С этой целью под фланец упора рейки подложен комплект регулировочных прокладок. Подбором соответствующей толщины прокладок устанавливают минимальный зазор и в этом зацеплении, что обеспечивает плавный поворот рулевого колеса под действием того же усилия 1,5-2,5 кГ, приложенного к его ободу.

По окончании регулирования рулевые тяги соединяют с рулевой сошкой.

В гидравлическом усилителе рулевого управления установлены клапан постоянного потока и предохранительный клапан. Их назначение и принцип действия одинаковы с теми же клапанами в усилителе трактора Т-40. Клапаны запломбированы, их регулируют только в тех случаях, когда нарушена нормальная работа усилителя из-за несоответствия рабочих параметров гидравлической системы нормальным. При необходимости первым регулируют клапан постоянного потока, а затем предохранительный.

Клапан постоянного потока расположен с правой стороны на клапанной крышке корпуса гидравлического усилителя. Его регулируют при работающем двигателе и прямолинейном расположении направляющих колес на твердом грунте.

Сняв защитный колпачок и ослабив контргайку регулировочного винта, вращают винт клапана, подавая нужное количество масла, перепускаемого в гидроусилитель. Завинчивание его вызывает увеличение потока масла, перепускаемого в усилитель, и наоборот. Нормальный перепуск масла клапаном контролируется временем поворота направляющих колес. Для этого работающему двигателю задают максимальные обороты холостого хода и проверяют время поворота колес (2,5-3 сек). Окончив регулирование, винт затягивают контргайкой, ставят на место колпачок и клапан пломбируют.

Предохранительный клапан расположен несколько ниже клапана постоянного потока и имеет нормальное давление срабатывания 80 кГ/см 2 .

Давление проверяют манометром, устанавливая его на место снятой пробки на корпусе усилителя. Во время регулирования рулевое колесо ставят в одно из крайних положений до упора и, задав двигателю максимальные обороты холостого хода, вращают регулировочный винт клапана (защитный колпачок снят, а контргайка винта ослаблена). Завинчивая винт, увеличивают давление срабатывания, и наоборот. Как только давление масла по манометру будет 80 кГ/см 2 , вращение винта прекращают, после чего контргайку затягивают, ставят на место колпа-чок и клапан пломбируют.

Тормоза трактора MT3-5Q дискового типа расположены снаружи на боковых стенах корпуса заднего моста и действуют на ведущие шестерни конечных передач. Полный ход педали 80-100 мм при усилии 12 кГ устанавливают изменением длины регулировочной тяги, соединяющей рычаг педали с нажимными Дисками. Для этого на тяге есть вилка, навинченная на ее резьбовой конец. В свободном положении рычаг педали должен упираться в планку пола.

Навинчивая вилку, т. е. укорачивая тягу, уменьшают ход педали. Не рекомендуется создавать ход меньше 80 мм, так как при этом уменьшаются зазоры между дисками, что приводит к нагреву тормозов, усиленному износу фрикционных накладок и преждевременному выходу тормозов из строя. Ход больше 80 мм может привести к неполному торможению из-за упора педали в пол.

Обе педали могут работать в сблокированном состоянии, поэтому их полный ход должен быть одинаковым.

Тормоза поддаются регулированию до износа фрикционных накладок дисков, не превышающего 8 мм. При большем износе накладок регулировка тормозов становится бесполезной (тормоза «не держат»). В этом случае тормоза разбирают и заменяют изношенные детали новыми.

Механизм управления и тормоза трактора ДТ-20 . Особенность механизма управления этого трактора состоит в том, что рулевое управление можно перестраивать по высоте и для работы трактора задним ходом.

Для регулирования положения рулевого колеса по высоте предусмотрено телескопическое соединение вала 7 (рис. 72) с трубой 4 червяка 2. Чтобы изменить положение рулевого колеса по высоте, надо ослабить стяжной болт 6, а затем поднять или опустить (в пределах 60 мм) верхний картер вместе с рулевым колесом и снова затянуть стяжной болт.

При переоборудовании механизма управления для работы трактора передним ходом надо установить шестеренчатую пару 8 ж 12 с передаточным числом 1:1 и конусные удлинители 9 на валы обеих шестерен. Положение рулевого колеса, показанное на рисунке, соответствует переднему ходу трактора. Чтобы перестроить управление для работы трактора задним ходом, достаточно снять рулевое колесо с вала, ослабить стяжнох! болт 11 и установить его на место снятого колпачка- 10 вала 7, закрепив колесо стяжным болтом 11. Предохранительный колпачок тоже переставляют на конус другого вала. При работе трактора задним ходом шестерня 8 не будет участвовать в передаче вращения от рулевого колеса.

Зазоры в шарнирных сочленениях механизма управления регулируют так, чтобы холостой ход рулевого колеса не превышал 15°. Из-за износа шарниров во время работы допускается холостой ход не более 20°. Для регулировки зазора в подшипниках червяка, соответствующих осевому ходу червяка 0,5-1 мм, служат прокладки 3, помещенные между рулевой колонкой 5 и нижним картером червячной передачи. Зазор 0,2-0,4 мм в зацеплении червячной пары регулируют устройством, состоящим из впита 15 и гайки 14.

Педали тормозов тоже переставляют, когда трактор настраивают на работу задним ходом. Кроме того, в конструкцию введена третья педаль тормоза для торможения одновременно обоими тормозами (педаль блокировки). Эта педаль введена в связи с повышением транспортной скорости трактора ДТ-20.

На рисунке 73 показано положение тормозных педалей для работы трактора передним ходом. Чтобы переста-нить их для работы трактора задним ходом, достаточно отъединить от педалей возвратные пружины 10 и тяги 5 п 11, а защелку 4 отъединить от тяги 8, затем педаль по-нернуть в обратную сторону и соединить ее с тягой 8, а защелку - с тягой 11. Возвратную пружину 10 следует скрепить одним концом с ушком на корпусе, а другим - с ушком на заднем конце педали.

Нормальный ход (30-40 мм) регулируют изменением длины тяг. Установочный винт 1 завинчивают при ослабленной контргайке до упора в тормозную ленту, а затем отпускают на 3Д - 1 оборот и контрят. Эта регулировка необходима для устранения провисания тормозной ленты в свободном состоянии. Затем тормозную педаль 7 и защелку 4 отъединяют от тяг и вращением вилок одновременно обеих тяг и на одинаковое число оборотов подбирают такую их длину, чтобы ход педали был равен 30- 40 мм. Регулировку необходимо повторять, если не удасЛ-ся установить нормальный ход педали за один прием.

Обычно в результате износов тормозных накладок ход педали постепенно увеличивается, и регулировкой чаще всего приходится уменьшать ее ход. Уменьшение хода педали во время работы свидетельствует о загрязнении тормозов (грязь забивается в паз под рычагом педали, ее удаляют при снятой защелке и отведенной назад педали).

Механизм управления двигателем состоит из педали (32) ножной подачи (рис. 1), рукоятки (25) управления декомпрессионным механизмом, рычага (1) ручной подачи топлива, рукоятки включателя (13) свечи накаливания. На тракторах с пусковым двигателем в кабине размещаются ещё рукоятка (23) выключения муфты сцепления пускового двигателя и педаль (33) включения шестерни привода. Работу двигателя и его механизмов контролируют при помощи термометра (7), сигнальных ламп (4) и (5), манометра (11), контрольного элемента (12), сигнализатора перегрева и счётчика мото-часов.

Рис. 1. Органы управления и приборы в кабине тракторов Т-40 и Т-40А:

1) – рычаг ручной подачи топлива, 2) – включатель массы, 3) – предохранитель, 4) – сигнальная лампа обрыва ремня вентилятора, 5) – сигнальная лампа перегрева двигателя, 6) – включатель задней фары, фонаря номерного знака и габаритных фонарей, 7) – термометр масла, 8) – лампа освещения щитка приборов, 9) – амперметр, 10) – включатель ламп освещения приборов, 11) – манометр масла, 12) – контрольный элемент, 13) – включатель свечи накаливания и стартера, 14) – рукоятка управления левым выносным цилиндром, 15) – рукоятка управления задним цилиндром, 16) – рукоятка управления правым выносным цилиндром, 17) – рычаг тормозов на прицепе, 18) – переключатель указателей поворота, 19) – кнопка звукового сигнала, 20) – кнопка выключения магнето, 21) – включатель передних фар, 22) – кнопка включения стартера пускового двигателя, 23) – рукоятка выключения муфты сцепления пускового двигателя, 24) – рулевое колесо, 25) – рукоятка управления декомпрессионным механизмом, 26) – рычаг заднего вала отбора мощности; 27) – защёлка, 28) – педали левого и правого тормозов, 29) – педаль блокировки дифференциала, 30) – сектор, 31) – рукоятка управления воздушной заслонкой, 32) – педаль ножной подачи топлива, 33) – педаль включения шестерни привода, 34) – рычаг переключения передач, 35) – педаль главной муфты сцепления, 36) – рычаг бокового вала отбора мощности; 37) – педаль муфты ВОМ, 38) – рычаг реверса.

П едалью (32) и рычагом (1), который установлен на рулевой колонке, изменяют подачу топлива. Чтобы увеличить подачу, нужно нажать ногой на педаль либо переместить рычаг вниз, а чтобы уменьшить – переместить рычаг в обратную сторону. Педаль (32) приходит в первоначальное положение под действием пружины. Педалью (32) изменяют подачу топлива от установленной рычагом (1) до максимальной. Стартер СТ212-Б основного двигателя включают ключом на выключателе (13). Стартер СТ353 пускового двигателя включают кнопкой (22).

Р укояткой (25), установленной справа от рулевой колонки, управляют декомпрессионным механизмом. Верхнее (до отказа) положение рукоятки соответствует включённому декомпрессионному механизму.

Ф ото трактора Т-40.

П овернув влево рукоятку включателя (13) ВК317 либо ключ включателя ВК316, включают свечу накаливания и контрольный элемент (12). По нагреву спирали элемента контролируют нагрев спирали в свече накаливания. Пружина возвращает рукоятку включателя в первоначальное положение.

Н а щитке приборов расположены термометр (7), который показывает температуру масла в масляном картере, сигнальные лампы (4) и (5) и манометр (11). Красный свет лампы (4) сигнализирует об обрыве ремня вентилятора, неисправностях генератора и реле-регулятора, лампы (5) – о перегреве двигателя.

М анометр (11) показывает давление масла перед входом его в картер двигателя.

С чётчик мото-часов, предназначенный для учёта времени работы трактора, установлен на корпусе маслозаливной горловины.

Агрегатами шасси трактора Т-40 (Т-40А) управляют рычагами (38) реверса, педалью (35) главной муфты сцепления, педалями (28) левого и правого тормозов и педалью (29) блокировки дифференциала, рулевым колесом (24) и рычагом (34) переключения передач.

Р ычагом (38) перемещают муфту реверса в коробке передач, благодаря чему изменяют направление вращения шестерён и включают ходоуменьшитель. Муфту реверса переключают при выключенной главной муфте сцепления. Включают и выключают передачи (рис. 2) и маневрируют ими рычагом 34 (см. рис. 1) при любом положении рычага реверса.

Рис. 2. Схема положений рычагов коробки передач и реверса тракторов Т-40 и Т-40А:

1, 2, 3, 4, 5 и 6 – передачи, Н – нейтральное положение, ЗХ – задний ход, ЗП – замедленная передача.

В кабине трактора над щитком приборов прикреплена металлическая пластинка, на которой изображена схема переключения. Переключают передачи только при выключенной главной муфте сцепления.

Педалью (35), которая установлена под левую ногу, управляют главной муфтой сцепления. Нажимая на педаль, освобождают ведомый диск муфты, то есть выключают её. Муфтой пользуются при переключении передач и реверса и включения ходоуменьшителя, синхронного привода бокового и заднего валов отбора мощности.

П едали (28) расположены под правой ногой тракториста. Нажимая ногой на левую педаль, тормозят левое колесо, на правую педаль - правое. Педали можно соединить откидывающейся защёлкой (27) и одновременно управлять левым и правым тормозами. Рекомендуется тормозить при выключенной главной муфте сцепления. Селектором (30) педали левого и правого тормозов можно продолжительное время удерживать в заторможенном положении.

Р улевым колесом (24) поворачивают передние колёса, изменяя направление движения трактора.

П едалью (29) блокируют дифференциал при буксовании задних колёс во время движения по ровной и прямой дороге.

Дополнительным рабочим оборудованием управляют при помощи рычагов (36), (26) и (17) и педали (37) муфты ВОМ.

Р ычагами (36) и (26) включают независимый либо синхронный привод к боковому и заднему валам отбора мощности, устанавливая их положения, показанные на рисунке 3. Синхронный привод включают при выключенной муфте сцепления.

Рис. 3. Схема положений рычагов управления валами отбора мощности и гидрораспределителем тракторов Т-40 и Т-40А:

Н – нейтральное положение, НП – независимый привод (включать при выключенной муфте ВОМ), СП – синхронный привод (включать при выключенной главной муфте), П – подъём, О – опускание, ПЛ – плавающее положение.

П еред переводом рычагов в положение, соответствующее независимому приводу, выключают муфту ВОМ, нажимая не педаль (37) (см. рис. 1).

Р ычагом (17) управляют тормозами прицепа. Перемещая рычаг на себя, тормозят прицеп.

Гидравлической навесной системой управляют рукояткой включения насоса гидросистемы (рис. 4) и тремя рукоятками (14), (15) и (16) (см. рис. 1) распределителя.

Рис. 4. Включение насоса гидравлической системы тракторов Т-40 и Т-40А.

Р укоятка (рис. 4) включения насоса расположена на корпусе привода насоса, на котором имеются две лунки с надписями «ВКЛ» («включено») и «ВЫКЛ» («выключено»).

Р укоятка (14) (см. рис. 1) смонтирована на распределителе слева, ею управляют левым выносным цилиндром и силовым цилиндром на прицепном орудии.

Р укояткой (15) управляют силовым цилиндром, который связан с задним механизмом для навешивания орудий, рукояткой (16), которая расположена справа, - правым выносным цилиндром.

К аждая из трёх рукояток распределителя занимает четыре положения: «подъём» - рукоятки перемещают вперёд от себя, «нейтральное» - назад на себя до первого фиксированного положения, «опускание» - назад на себя за «нейтральное» до следующего фиксированного положения, «плавающее» - назад на себя до отказа.

Освещением и сигнализацией управляют переключателем (18), кнопкой (19) сигнала и включателями (21) и (6).

П ереключателем (18) включают двусторонние фонари (указатели поворотов). Поворотом рукоятки переключателя влево включают левый фонарь, вправо – правый фонарь.

К нопка (19) служит для включения звукового сигнала. Нажимая на кнопку, включают звуковой сигнал.

П еремещая рычажок включателя (21) из среднего положения вверх, включают дальний свет, вниз – ближний; включателем (6) включают заднюю фару, габаритные фонари и фонарь номерного знака. Плафон и вентилятор включают переключателем, установленным в верхней части кабины.

К роме перечисленных выше приборов, для управления и контроля в кабине установлены розетка для подключения переносной лампы, включатель (2) массы, которым отключают потребители в аварийных случаях и аккумуляторные батареи на стоянках трактора либо при их перезарядке, нажимая на внутреннюю кнопку, расположенную на верхней стенке включателя. Кнопкой, расположенной сбоку, включают потребители и батареи. Реле-регулятор поддерживает напряжение генератора в заданных пределах и защищает генератор от перегрузки, а аккумуляторные батареи – от разряда через генератор. Амперметр (9) показывает величину зарядного (стрелка отклоняется на плюс) и разрядного токов (стрелка отклоняется на минус). Лампы (8) освещают щиток приборов. Предохранитель (3) отключает потребители при коротком замыкании либо перегрузке. После устранения неисправности при нажатии на кнопку предохранителя снова включают потребители. При повороте рукоятки переключателя (18) вправо либо влево в соответствующем фонаре появляется мигающий свет.