Считать утилизационный сбор. Утилизационный сбор на автомобили – что это такое? Краткая история сбора в России

Здесь представлена информация о размере утилизационного сбора в Беларуси.

Ставки утилизационного сбора для физических лиц (граждан) на легковые автомобили Включая легковые автомобили повышенной проходимости (категория M1G)
Легковые автомобили (категория M1) – транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения
, ввозимые для личного пользования: [∗] подпункты 1.3 и 1.4 Приложения 2 к Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 01.07.2019 № 437 "Об утилизации транспортных средств"

  • 544,5 бел.руб. – если легковой автомобиль не старше 3 лет;
  • 816,7 бел.руб. – если легковой автомобиль старше 3 лет.

Ставки утилизационного сбора для ИП и организаций, а также на другие категории автомобилей: [∗] Приложение 2 к Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 01.07.2019 № 437 "Об утилизации транспортных средств"

Ставки утилизационного сбора в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло

не более 3 лет

свыше 3 лет

1. Транспортные средства категории Ml, в том числе повышенной проходимости категории M1G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанных категорий:

1.1. с электродвигателями

1.2. с рабочим объемом двигателя, в том числе транспортные средства с гибридной силовой установкой:

не более 1000 куб. см

свыше 1000 куб. см, но не более 2000 куб. см

свыше 2000 куб. см, но не более 3000 куб. см

свыше 3000 куб. см, но не более 3500 куб. см

свыше 3500 куб. см

2. Транспортные средства категорий N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категорий N1G, N2G, N3G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанных категорий полной массой:

не более 2,5 тонны

свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны

свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн

свыше 5 тонн, но не более 8 тонн

свыше 8 тонн, но не более 12 тонн

свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

3. Транспортные средства категорий M2, M3, в том числе повышенной проходимости категорий M2G, M3G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанных категорий:

3.1. с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой

3.2. с рабочим объемом двигателя, в том числе транспортные средства с гибридной силовой установкой:

не более 2500 куб. см

свыше 2500 куб. см, но не более 5000 куб. см

свыше 5000 куб. см, но не более 10 000 куб. см

свыше 10 000 куб. см

4. Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья, полной массой:

свыше 50 тонн, но не более 80 тонн

свыше 80 тонн, но не более 350 тонн

свыше 350 тонн

5. Прицепы (полуприцепы) категории O4, а также специальные и специализированные прицепы (полуприцепы) указанной категории:

5.1. прицепы полной массой свыше 10 тонн

5.2. полуприцепы полной массой свыше 10 тонн


Справочно:

Утилизационный сбор уплачивается в следующие сроки: [∗] подпункт 1.4 Указа Президента Республики Беларусь от 04.02.2014 № 64 "Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств"

  • до государственной регистрации транспортного средства (постановки его на учет в ГАИ) – для транспортных средств, ввозимых с России и других стран ЕАЭС.
  • до выпуска транспортного средства в свободное обращение – для транспортных средств, ввозимых не из стран ЕАЭС для личного пользования;
  • до помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления – для транспортных средств, ввозимых не из стран ЕАЭС и не для личного пользования (помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления).

При уплате утилизационного сбора составятся документ об исчислении и уплате сбора, который подается в таможню. Самостоятельно подготовить такой документ очень сложно. Для его составления можно обратиться в специализированную организацию (таможенному представителю).

Освобождение от утилизационного сбора

От утилизационного сбора освобождаются транспортные средства: [∗] подпункт 1.6 Указа Президента Республики Беларусь от 04.02.2014 № 64 "Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств"

  • ввозимые (ввезенные) в качестве иностранной безвозмездной или международной технической помощи;
  • ввозимые (ввезенные) в Республику Беларусь и предназначенные для официального пользования дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями и межгосударственными образованиями, их представительствами и органами либо для личного пользования сотрудниками таких представительств, учреждений, организаций и образований, их представительств и органов и членами их семей, если они не проживают в Республике Беларусь постоянно и не являются гражданами Республики Беларусь;
  • произведенные (изготовленные) на территории Республики Беларусь организациями, принявшими на себя в порядке и на условиях, определяемых Советом Министров Республики Беларусь, обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, за исключением отчужденных за пределы Республики Беларусь до вступления в силу настоящего Указа и впоследствии ввозимых (ввезенных) в Республику Беларусь;
  • в других случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь.

Утилизационный сбор - это оплата за утилизацию продукта. Оплачивается либо перед утилизацией, либо при покупке товара и может быть включен в его стоимость.

Утилизационный сбор в Беларуси

Утилизационный сбор в Беларуси оплачивают при ввозе автомобиля из-за границы, вне зависимости от того, из какой страны привезена машина. Полученные от граждан РБ средства поступают в и направляются на утилизацию неэксплуатируемых автомобилей. В Беларуси утилизационный сбор был введен в марте 2014 года. Согласно вступившему в силу указу, данный сбор должны быть уплачен за каждое ввезенное авто. Исключение составляют машины, производимые в Беларуси, автомобили старше 30 лет с полностью оригинальными запчастями (двигатели, кузов) и не предназначенные для коммерческого использования. Оплачивать сбор должны все граждане Беларуси, причем как физические, так и юридические лица, от выплат освобождаются только беженцы, сотрудники дипломатических организаций и консульств, а также международных организаций и некоторые иностранных подданных.

Оплатить утильсбор необходимо на границе вместе с таможенной пошлиной и только 1 раз. Специально для данных платежей, Министерству финансов был открыт счет. Документом, подтверждающим оплату будет являться квитанция, в которой отражены исчисление и уплата сбора, зарегистрированного таможней. Кроме этого, необходимо будет предоставить документы, которые подтверждают соответствие вида и категории автомобиля классификации, предусмотренной таможенным союзом. К нам относятся документы о регистрации автомобилей, как категории M1, так и иных и сертификаты либо декларации соответствия.

Кроме того, утилизационный сбор является обязательным платежом на всей территории Беларуси. Его неуплата в определенные законом сроки будет являться основанием, чтобы взыскать платеж принудительно.

Утилизационный сбор 2019

Согласно постановлению Совета Министров РБ от 30.01.2016 с 4 февраля этого года утильсбор в РБ увеличился в 1,65 раз для юридических лиц и в 8,25 раз для физических. Однако теперь его ставка указана в белорусских рублях (до этого рассчитывалась в российской валюте). Таким образом, каждому, кто ввозит авто в РБ нужно будет заплатить от 495 бел. руб. (с учетом деноминации) за машину не старше трёх лет до 742,5 бел. руб. за более старый автомобиль.

Данные меры были приняты для того, чтобы урегулировать ввоз машин с территории ЕЭС и уменьшить отток денег в другие государства.

Кроме увеличения размера утильсбора, данное постановление уточняет и несколько упрощает закон, регулирующий данные выплаты. Так, уточнен был механизм применения ставок на границе Беларуси и России, в виду того, что там нет пунктов таможенного контроля. Также документ упростил процесс освобождения от выплаты транспорта, который ввозится в Республику Беларусь как гуманитарная либо международная техническая помощь, а также автомобилей, которые обратят в доход государства. Ранее для этого создавали специальные нормативные акты, однако после вступления постановления Совмина, отпала необходимость в предоставлении некоторых документов.

Как рассчитать утилизационный сбор?

Величина платежа зависит от категории и возраста машины, ее назначения, а также от объема двигателя.

Для того чтобы определить, какую сумму необходимо уплатить в качестве утилизационного сбора, необходимо умножить размер ставки на коэффициент, который зависит от возраста, назначения и объема двигателя автомобиля. Оплачивается сбор за каждое транспортное средство. В 2019 году расчет утилизационного сбора легко провести, просто определив тип и объем двигателя автомобиля.

Калькулятор утилизационного сбора для автомобилей категории М1, включая специализированные транспортные средства М1G.

Размер утилизационного сбора в зависимости от возраста машины

Более 3 лет

Такой платеж, как утилизационный сбор на автомобили, введен был несколько лет назад, однако до сих пор владельцы машин сталкиваются с вопросами. Как его платить, кому, и в каком размере? Получится ли самостоятельно посчитать размер сбора? Мы расскажем, для чего взимается этот платеж, и ответим на самые популярные вопросы, связанные с ним.

Итак, что такое утилизационный сбор? В первую очередь отметим документ, который ввел этот платеж. Им является ФЗ «Об отходах производства и потребления», разработанный еще в 1998 году. Статья 24.1 дополнила закон в 2012 году, и если обратиться к ней, то можно понять, что утилизационный сбор является платежом в пользу государства. Взимается он с собственника авто только один раз.

Взнос за утилизацию является некой компенсацией для охраны прав человека и обеспечения экологической безопасности. То есть в дальнейшем фактически эта плата пойдет на утилизацию в соответствии с экологическими нормами.

Кто обязан платить утильсбор

Автовладельцы, предпочитающие приобретать транспорт на территории России, обычно не сталкиваются с необходимостью оплаты каких-либо сумм. Все потому, что за новые машины он вносится самим импортером. Если же автомобиль вышел с конвейера российского автопрома, то эту плату вносит сам завод.

Лица, которые обязаны внести платеж, определены в законе. К ним относятся:

  • лица, которые ввезли ТС из-за рубежа;
  • если собственник, владевший транспортом ранее, не оплатил его самостоятельно.

Ввоз иномарки

Если при покупке авто из линейки отечественного автопрома или же иномарки, но у дилера, утилизационный сбор уже был оплачен и включен в их стоимость, то при самостоятельном ввозе оплатой заниматься нужно уже самостоятельно. Взимается она Федеральной таможенной службой после оформления автомобиля. Деньги вносят после процедуры растаможивания.

Перечень документов, которые нужно при этом предоставить:

  • платежный документ и его копии;
  • уже заполненную форму с рассчитанным утильсбором;
  • копии полученных документов, что ТС соответствует тем данным, которые внесены в предыдущую бумагу;
  • договор купли-продажи;
  • доверенность при необходимости.

Отметка будет поставлена после выполнения 2 условий: поступления на счет ФК денежных средств, а также проверке документов.

Покупка отечественного авто

Если автомобиль приобретается у владельца, который ранее не уплачивал утилизационный сбор, то заниматься этим вопросом нужно уже новому собственнику.

Для начала можно посетить сайт ФНС, чтобы в соответствующем разделе оформить по предоставленной форме расчет утильсбора и сразу записаться на прием.

Явиться лично нужно спустя несколько дней после того, как платеж был внесен. С собой заявитель обязан принести те же документы, что и при самостоятельном ввозе машины через границу. Их перечень можно увидеть выше.

Отметки в ПТС и их особенности

Утилизационный сбор в ПТС – это специальная отметка, которая фиксирует факт его оплаты. При отсутствии подобной отметки машину нельзя будет зарегистрировать в ГИБДД.

Те граждане, кто приобретает ТС без пробега, должны удостовериться в том, что отметка об утилизационном сборе имеется, либо обязаны поставить ее самостоятельно, если ввозят авто сами, а не через дилера. А вот гражданам, приобретающим своего железного коня на вторичном рынке, стоит внимательнее изучить сопроводительную документацию. В ПТС отметка об оплате должна быть в правом краю, в графе, предназначенной для особых отметок. Если есть основания для освобождения от утильсбора, то делают соответствующую запись.

Отметка отсутствует обычно у транспортных средств, ввезенных в РФ до 2012 года, то есть до того, как начал действовать соответствующий закон. В подобных случаях никаких обязательств по уплате сбора покупатель нести не будет. Это же правило относится и к отечественным авто, паспорт на которые выдан до указанной даты. Зато в ПТС может быть другая метка, свидетельствующая о приеме обязательств, связанных с тем, что транспорт будет утилизирован надлежащим образом, фирмой-производителем. Их проставляли с сентября 2012 и до конца 2013 года.

При наличии подобной отметки желательно посетить портал Минпромторга для получения информации о том, не исключался ли производитель из реестра компаний, которые принимали на себя обязательства утилизации произведенной продукции.

Если автомобиль новый, но в графе паспорта нет соответствующей отметки, то это повод задуматься: не мог ли владелец как-либо (в том числе и незаконно) избежать процедуры? В таких случаях обязанность оплаты целиком перейдет на плечи покупателя. Несмотря на то, что наказания при уклонении от взносов за утиль не предусмотрено, это повод как минимум запросить скидку.

Расчет платежа

Каков утилизационный сбор? Если что это такое мы разобрались, то теперь необходимо понять, какого размера должен быть платеж. Порядок не только его расчета, но и взимания определен Правительством. На данный момент его размер составляется на основании двух критериев:

  1. Базовая ставка.
  2. Особенности, которое имеет транспортное средство и его характеристики (шасси, масса, дата и т. д.).

Узнать больше информации по коэффициентам и ставкам можно из таблицы:

Из таблицы видно, что для физического лица базовой считается ставка 20 000 рублей (легковой транспорт). Для самых новых моделей вводится коэффициент 0,1, а вот для машин этой категории, но которым больше 3 лет, коэффициент будет 0,15. В случаях, когда бывший владелец каким-либо образом утратил документы, его год выпуска воссоздадут по VIN номеру. Если легковое авто используется для коммерции, то его базовая ставка будет равна автобусам и грузовым ТС – 150 000 рублей.

Сумму пошлины можно рассчитать самостоятельно. Для этого необходимо коэффициент (представлен в таблице выше) умножить на базовую ставку. Размер коэффициента зафиксирован законодательно, а именно его размеры были учтены в Постановлении Правительства №1291.

Освобождение от уплаты сбора

В России существуют и категории лиц, которые не должны вносить утильсбор за транспорт. К ним относятся:

  1. Владельцы ретро автомобилей. Однако только в том случае, если такие машины имеют оригинальную комплектацию или когда таковая была восстановлена. К категории «ретро» относят ТС старше 30 лет. Еще одно условие – авто не должно использоваться в коммерческой сфере.
  2. Дипломаты, а равно члены их семей.
  3. Беженцы либо переселенцы, которые перевозят в РФ свое движимое имущество.

С 2014 года были отменены льготы, позволяющие покупателям ввозить транспорт из любой страны, входящей в Таможенный союз. Соответственно, теперь за данные автомобили тоже необходимо платить взнос.

При покупке ТС у лиц, которые были освобождены от утильсбора под любым из трех описанных выше предлогов, его придется оплачивать уже новому владельцу. В таких случаях внести платеж нужно в Федеральную налоговую службу.

Последствия неуплаты

Чему может быть подвергнут владелец автомобиля, который не внес плату своевременно или вообще не оплачивал сбор за утиль? На данный момент никаких санкций вроде штрафов, ареста имущества или наложения других видов взысканий не предусмотрено. Однако такой транспорт нельзя будет поставить в ГИБДД на учет. Регистрационные действия будут считаться ничтожными даже при наличии ПТС, ведь не был пройден установленный законом порядок учета ТС.

Передвигаться на машине можно будет по закону лишь на протяжении 20 дней, пока действительными будут транзитные номера. Если и дальше продолжать им пользоваться, то подобное уже влечет за собой наказание в виде штрафа, а если такого безответственного водителя остановят еще раз, он рискует лишиться права управления новеньким автомобилем на 3 месяца.

В каких случаях можно вернуть сбор

При ввозе нового авто на российской границе взимают сбор, однако редко, но все же происходят случаи, когда с другого владельца взимают его повторно. Если подобная ситуация произошла с вами, то обратиться для возмещения можно в организацию, получившую денежную сумму, а именно:

  • налоговые органы (отечественный автопром);
  • таможенные органы (ввезенные из-за границы транспортные средства).

Существует специальное , предназначенное для выплаты тех сумм, которые заплатили ошибочно. Бланк можно распечатать сразу или же получить при личном визите в налоговый или таможенный орган.

Для того чтобы этот взнос вернули, потребуется приложить к заявлению следующий перечень документов:

  1. Любой документ, способный подтвердить то, что утильсбор был уплачен (кассовый ордер, чек, платежное поручение, квитанция).
  2. Копии и личный паспорт собственника ТС.
  3. ПТС. Копии тоже нужно предоставить.
  4. Документ, являющийся доказательством взимания ошибочного повторного платежа.

Ответ на свое заявление можно ожидать в течение календарного месяца. Решение может быть не только положительным. Так, в возмещении откажут, если посчитают основания возврата недостаточными. Подобное происходит, когда нет доказательственного документа или он не может быть принят в качестве полноценного доказательства.

Отказать в возвращении утильсбора могут и на основании окончания срока обращения. Подать заявление можно только в течение 3 лет после ошибочной уплаты. Платеж вернут без учета комиссий, его сумма так же не подлежит индексации. Деньги наличными не выдаются, возврат происходит исключительно на предоставленный заявителем банковский счет.

На производителей транспортных средств и на отдельных покупателей возложена обязанность уплаты утилизационного сбора. Сделано это для обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств.

«Механизм работы» этого сбора таков: транспортное средство со временем приходит в негодность и передается специализированным компаниям, занимающимся утилизацией отходов. Расходы таких компаний возмещаются из федерального бюджета, куда в свое время поступил утилизационный сбор.

Плательщики могут учесть перечисленные в бюджет суммы сбора при расчете облагаемой базы по налогу на прибыль. О порядке учета утилизационного сбора узнаете из данной консультации.

Нормативные документы, регулирующие порядок исчисления утилизационного сбора

Утилизационный сбор установлен ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ.

Согласно п. 1 указанной статьи он уплачивается за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее – ТС), ввозимые в РФ или произведенные, изготовленные в РФ (за исключением ТС, указанных в п. 6 данной статьи).

В соответствии с п. 3 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые:

    осуществляют ввоз ТС в Россию:

    осуществляют производство, изготовление ТС на территории РФ;

    приобрели транспортные средства на территории РФ у лиц, не уплачивающих утилизационный сбор в соответствии с абз. 2 и 3 п. 6 указанной статьи;

    приобрели транспортные средства на территории РФ у лиц, не уплативших этот сбор в нарушение установленного порядка.

Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств (п. 3 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ):

    ввоз которых в РФ осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися переселенцами либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами (абз. 2 п. 6);

    которые ввозятся в РФ и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, а также их сотрудникам и членам их семей (абз. 3 п. 6);

    с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определены Правительством РФ (абз. 4 п. 6).

При ввозе ТС на территорию России сбор взимает Федеральная таможенная служба, во всех остальных случаях – Федеральная налоговая служба.

Правила взимания утилизационного сбора

Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора утверждены в отношении:

    колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним (далее – Правила для КТС) – Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291;

    самоходных машин и (или) прицепов к ним (далее – Правила для СМ) – Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81.

Этими постановлениями утверждены также перечни видов и категорий транспортных средств (колесных и самоходных), а также размеров утилизационного сбора, в соответствии с которыми налогоплательщики самостоятельно исчисляют утилизационный сбор согласно п. 5 Правил для КТС и п. 5 Правил для СМ.

К сведению: размер утилизационного сбора определяется как произведение базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для той или иной категории. При этом для каждой категории транспортного средства предусмотрены два коэффициента: один для нового, другой – для транспортного средства, с даты выпуска которого прошло более трех лет.

После того, как организация самостоятельно исчислит утилизационный сбор, она должна перечислить его в бюджет. Уплата может осуществляться с зачетом излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора. При этом зачесть его в счет иных платежей нельзя.

Согласно п. 7 Правил для КТС и п. 7 Правил для СМ на бланке паспорта (или в электронном паспорте) транспортного средства, в отношении которого уплачивается утилизационный сбор, проставляется отметка (вносится информация):

    об уплате сбора;

    об основании неуплаты утилизационного сбора (если сбор не должен уплачиваться).

Пример.

05.10.2017 организация ввезла на территорию РФ два колесных транспортных средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения с рабочим объемом двигателя свыше 3 000, но не более 3 500 куб. см.

Год выпуска одного из них – 2016.

Документальное подтверждение даты выпуска второго ТС отсутствует. Из его идентификационного номера следует, что он изготовлен в 2014 году.

Рассчитаем размер утилизационного сбора.

В перечне, установленном для КТС, упоминаются транспортные средства категории M (от М1 до М3) – транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров. Например, транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения, относятся к категории М1.

Для каждой категории КТС предусмотрены два коэффициента: один для нового КТС, другой – для КТС, с даты выпуска которого прошло более трех лет. При отсутствии документального подтверждения даты выпуска (то есть даты изготовления КТС) год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере КТС, при этом началом исчисления трехлетнего срока считается 1 июля года изготовления.

Значит, на момент ввоза КТС с даты выпуска (с 01.07.2014 по 05.10.2017) прошло более трех лет. Коэффициенты расчета суммы утилизационного сбора для данного вида транспортных средств составляют 5,73 (для новых КТС) и 28,5 (для КТС старше трех лет).

Размер базовой ставки составляет:

    для транспортных средств, выпущенных в обращение на территории РФ, категории М1, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальных и специализированных транспортных средств указанной категории – 20 000 руб.;

    для остальных КТС – 150 000 руб.

Размер утилизационного сбора составит:

    для ТС 2016 года выпуска – 114 600 руб. (20 000 руб. x 5,73);

    для ТС 2014 года выпуска – 570 000 руб. (20 000 руб. x 28,5).

О расходах на уплату утилизационного сбора…

производителями ТС на территории РФ

Исходя из норм, изложенных в п. 4 Правил для КТС и п. 4 Правил для СМ, взиманием утилизационного сбора, уплату которого осуществляют производители транспортных средств, занимается ФНС.

Для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики по истечении 3 рабочих дней со дня уплаты представляют в налоговый орган по месту своего нахождения документы, перечисленные в п. 16 Правил для КТС и п. 18 Правил для СМ, среди которых:

    расчет суммы утилизационного сбора (для КТС – по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 24.10.2016 № ММВ-7-3/577@; для СМ – по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 24.10.2016 № ММВ-7-3/578@);

    копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;

    бланки паспортов, оформляемых на КТС или СМ (за исключением случаев, когда на КТС оформляются электронные паспорта).

Форма штампа об уплате утилизационного сбора, взимаемого налоговой службой, утверждена Приказом ФНС России от 09.07.2014 № ММВ-7-3/367@ (Приложение 1). Штамп имеет два поля: в первом – слова «Утилизационный сбор», во втором – код налогового органа, подпись лица, проставившего штамп.

В каком периоде отражаются в расходах для целей налогообложения суммы уплаченного утилизационного сбора?

Согласно п. 1 ст. 51 БК РФ утилизационный сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета.

Утилизационный сбор не является сбором, установленным в соответствии с Налоговым кодексом. Таким образом, он не может быть учтен в целях налогообложения прибыли на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.

К сведению: утилизационный сбор подлежит учету при определении налоговой базы в составе прочих расходов в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, поскольку является обязательным платежом, уплачиваемым при ввозе или производстве транспортных средств и шасси.

Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся. При этом датой осуществления расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей признается дата их начисления (п. 1 и пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

По мнению Минфина, для целей налогообложения прибыли утилизационный сбор должен учитываться в составе прочих расходов того отчетного периода, в котором возникает обязанность по уплате сбора в бюджет (см. Письмо от 12.03.2014 № 03-03-10/10650 (направлено Письмом ФНС России от 25.03.2014 № ГД-4-3/5347@)).

Производители ТС уплачивают утилизационный сбор до представления в налоговые органы соответствующих расчетов, следовательно, для них датой возникновения обязательств по уплате утилизационного сбора является дата осуществления операции, которая требует уплаты сбора в бюджет. Такие разъяснения даны в недавнем Письме Минфина России от 23.10.2017 № 03-03-РЗ/69150.

плательщиками, признаваемыми крупнейшими производителями

Организации – производители ТС могут получить статус крупнейших производителей.

Порядок признания организаций крупнейшими производителями установлен Приказом Минпромторга России от 13.01.2014 № 6. Согласно ему организация представляет в Минпромторг заявление, составленное в произвольной форме, и необходимые документы, по результатам рассмотрения которых она получает указанный статус (или отказ в признании).

Организация, получившая статус крупнейшего производителя ТС, самостоятельно проставляет на бланке паспорта транспортного средства отметку об уплате утилизационного сбора.

Форма штампа утверждена Приказом ФНС России от 09.07.2014 № ММВ-7-3/367@ (Приложение 2). Штамп имеет два поля: в первом – слова «Утилизационный сбор», во втором – ИНН плательщика, отнесенного к крупнейшим производителям ТС; подпись лица, проставившего штамп.

Крупнейшие производители ТС подают в налоговый орган по месту своего нахождения:

    расчет утилизационного сбора в электронной форме с направлением по телекоммуникационным каналам связи;

    копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии;

    копии паспортов, выданных на транспортные средства, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, на базе которых плательщиком изготовлены (достроены) транспортные средства, в случае если в отношении таких транспортных средств в соответствии с законодательством РФ выдаются новые паспорта.

Документы подаются в следующие сроки:

    крупнейшими производителями КТС – в течение двух рабочих дней, следующих за днем выдачи паспорта , где им проставлена вышеуказанная отметка (п. 19 Правил для КТС);

    крупнейшими производителями СМ – не позднее последнего дня квартала, в котором выдан бланк паспорта , где им проставлена отметка (п. 21 Правил для СМ);

Налоговый орган в течение 30 дней со дня представления расчета утилизационного сбора направляет крупнейшему производителю информацию о наличии ошибок в исчислении суммы утилизационного сбора в электронной форме, а тот устраняет в течение пяти дней со дня получения указанной информации ошибки и повторно направляет расчет утилизационного сбора.

Уплату утилизационного сбора крупнейший производитель осуществляет:

    в течение 45 календарных дней, следующих за кварталом, в котором представлен расчет утилизационного сбора;

    за III квартал года – в течение 90 календарных дней, следующих за указанным кварталом.

Об этом говорится в п. 22 Правил для КТС и п. 24 Правил для СМ.

Порядок отражения в налоговых расходах сумм уплаченного утилизационного сбора крупнейшими производителями отражен в вышеупомянутом Письме Минфина России от 12.03.2014 № 03-03-10/10650. Указав, что утилизационный сбор подлежит учету в составе прочих расходов в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, чиновники отметили следующее.

Установленный Правительством РФ порядок уплаты утилизационного сбора не позволяет сделать вывод, что исчисленный для уплаты в бюджет платеж является платежом по результатам деятельности плательщика за определенный (в данном случае – квартал). Сумма подлежащего уплате в бюджет утилизационного сбора представляет собой общую сумму этого сбора, исчисленную на основании сумм, отраженных в расчетах, представленных в налоговый орган за истекший квартал.

При этом сумма утилизационного сбора, подлежащая уплате в бюджет, фактически определяется плательщиком в течение указанного 45-дневного срока, отведенного для его уплаты.

С учетом изложенных особенностей датой начисления утилизационного сбора, по мнению Минфина, признается дата возникновения обязательств, связанных с уплатой сбора в бюджет.

К сведению: для целей налогообложения прибыли утилизационный сбор должен учитываться в составе прочих расходов того отчетного периода, в котором возникает соответствующая обязанность.

Например, расходы крупнейшего производителя самоходных машин и (или) прицепов к ним в виде утилизационного сбора признаются для целей исчисления налога на прибыль на последнее число квартала, за который определяется сумма данного сбора (Письмо Минфина России от 23.10.2017 № 03-03-РЗ/69150).

лицами, приобретающими ТС на территории РФ у неплательщиков сбора

Пунктом 4 Правил для КТС и п. 4 Правил для СМ предусмотрено, что ФНС также занимается взиманием утилизационного сбора, уплату которого осуществляют лица, приобретающие транспортные средства на территории РФ у неплательщиков сбора (тех, кто не уплачивает данный сбор в силу закона, либо у тех, кто не уплатил сбор в нарушение установленного порядка).

Указанные плательщики (как и производители транспортных средств, рассмотренные в предыдущем разделе) сами исчисляют сумму утилизационного сбора, уплачивают его в бюджет и по истечении трех рабочих дней со дня уплаты для подтверждения правильности исчисления представляют в налоговый орган по своему местонахождению документы, перечень которых приведен в п. 16 Правил для КТС и п. 18 Правил для СМ. В частности, представляются:

    документы, подтверждающие факт приобретения транспортного средства на территории РФ;

    паспорта (дубликаты), выданные на транспортные средства, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивался;

    копии товаросопроводительных документов (при наличии);

    копии документов об уплате утилизационного сбора;

    расчет суммы утилизационного сбора по форме, утверждаемой ФНС.

После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему КБК на счет органа Федерального казначейства налоговый орган проставляет на бланках паспортов отметку об уплате утилизационного сбора и возвращает их плательщику (либо направляет соответствующие сведения администратору для внесения в электронный паспорт) (п. 18 Правил для КТС, п. 20 Правил для СМ).

К сведению: если организация приобрела транспортное средство, в отношении которого не был уплачен утилизационный сбор, и уплатила его сама, то сумма сбора учитывается согласно п. 1 ст. 257 НК РФ при определении первоначальной стоимости этого ОС. Таким образом, утилизационный сбор отражается в расходах для целей налогообложения через механизм начисления амортизации (Письмо Минфина России от 12.03.2014 № 03-03-10/10650).

при ввозе транспортного средства на территорию РФ

Взимание утилизационного сбора, уплату которого производят плательщики при ввозе транспортных средств (шасси) в Россию, осуществляет Федеральная таможенная служба (п. 3 Правил для КТС и п. 3 Правил для СМ).

Данные плательщики (или их представители) для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора подают в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование транспортного средства в связи с его ввозом в РФ, документы, предусмотренные п. 11 Правил для КТС и п. 11 Правил для СМ, где среди прочих названы:

    расчет суммы утилизационного сбора (форма приведена в приложении 1 к правилам);

    копии платежных документов об уплате сбора;

    решение (и его копия) о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты (форма приведена в приложении 2 к правилам), выданное таможенным органом (если ранее сбор был излишне уплачен (взыскан) и было принято решение о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора).

Таможенный орган проверяет правильность исчисления суммы утилизационного сбора и его поступление по соответствующему КБК на счет органа Федерального казначейства, а после этого проставляет на бланках паспортов транспортных средств отметку об уплате утилизационного сбора (либо направляет соответствующие сведения администратору для внесения в электронный паспорт – для КТС) (п. 12 Правил для КТС и п. 13 Правил для СМ).

На транспортные средства, в отношении которых в соответствии с п. 6 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ утилизационный сбор не уплачивается, лица, ввозящие их в Российскую Федерацию, представляют в таможенный орган документы, подтверждающие наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора, и их копии. После проверки документов таможенный орган проставляет на бланке паспорта отметку об основании неуплаты сбора (п. 14, 15 Правил для КТС и п. 15, 16 Правил для СМ).

Отражение в налоговом учете расходов на уплату утилизационного сбора зависит от того, для каких целей приобретается транспортное средство:

    если в качестве товара для перепродажи, сбор учитывается в прочих расходах в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ;

    если для использования в качестве основного средства, расходы на уплату сбора должны участвовать в формировании первоначальной стоимости ОС на основании п. 1 ст. 257 НК РФ и списываться на расходы через механизм амортизации.