Маз 5551 разрешенная максимальная масса. Объем кузова маз и другие важные характеристики

Грузовой автомобиль МАЗ-5551 выпускается Минским автомобильным заводом уже три десятка лет, с 1985 года. Несмотря на далеко не инновационную конструкцию (его непосредственный предок, МАЗ-503, впервые выехал на дороги еще в 1958 году) -5551 остается одним из популярнейших восьмитонников на российских просторах. О Камаз 500 серии читайте в

Описание и сфера применения

В отличие от дальнобойных собратьев, например, ЗИЛ-4520, более компактный и маневренный МАЗ-5551 легко перемещается в городских условиях. Чаще всего его можно встретить трудящимся на городской строительной площадке. Главное предназначение этого грузовика - перевозка сыпучих материалов, причем на коротком плече, что определяется его приводом 4х2.

Смотрите на видео:


Другие области применения МАЗ-5551:
  • сельское хозяйство
  • промышленность
  • городское хозяйство и дорожное строительство

Характеристики кузова

В стандартной модификации МАЗ-5551 снабжен цельным кузовом с разгрузкой назад. Откидывание заднего борта и опрокидывание кузова имеют дистанционное управление и происходят автоматически.

В кабине два кресла , как это видно на фото, между местами пассажира и водителя оборудовано пространство для хранения вещей и документов. Водительское сиденье оснащено рессорами и двигается в направлении вперед-назад, а вот регулировка рулевой колонки возможна в двух направлениях.

На этом да еще и боковых зеркалах с электроподогревом комфорт в стандартной кабине заканчивается, нет даже амортизации в местах ее крепления.

Для доступа к силовым узлам кабина откидывается вперед с помощью гидравлического привода. Подъем кабины возможен только при открытой решетке радиатора, причем устройство приведения механизма в действие расположено за самой решеткой. Фиксация в опущенном виде производится путем обычного стального троса.

Дно грузовика обогревается путем подведения отработанных газов . Такая конструкция значительно облегчает использование самосвала в холодный сезон. Для экстремальных условий и температур до -60°С разработана модель МАЗ-5551 01 ХЛ.

Трансмиссия базовой версии -5-ступенчатая механическая коробка ЯМЗ-236П, на более поздних моделях с грузоподъемностью до 10 тонн устанавливалась ЯМЗ-2361. Сейчас на новых автомобилях встречаются коробки западного производства.

Сзади стоит стабилизатор поперечной устойчивости , что значительно уменьшает крен грузовика в поворотах. Передние и задние тормоза – барабанные с пневматическим управлением.

Часто при прохождении техосмотра возникает вопрос, где находится номер шасси. Номер на раме МАЗ-5551 находится в традиционном для советских грузовиков месте - справа сзади, на лицевой части рамы (обычно в районе заднего моста или с небольшим смещением).

Двигатель модели МАЗ 5551 и расход топлива

Двигатель МАЗ-5551 – дизельный V6 (как и у ). Вплоть до последних лет все самосвалы МАЗ-5551 оснащались 180-сильным ЯМЗ-236М2 Ярославского моторного завода. В новых модификациях он заменен на ЯМЗ-6563.10 с экологическим классом Евро-3, а на некоторых моделях – на двигатели Cummins с классом Евро-4 и турбонаддувом.

Несмотря на появление комплектаций с импортным двигателем, на водительских форумах до сих пор советуют агрегаты от ЯМЗ за их надежность и простоту в обслуживании.

МАЗ-5551 отличает низкий расход топлива на 100 км для своего класса. Расход составляет около 23 литров при скорости 60 км/ч и загрузке примерно 85% от максимальной. Для сравнения, у модели расход топлива 30-35л/100км.

Технические характеристики

Габаритные размеры, мм

  • длина - 5990 (при откинутой кабине - 7850)
  • ширина - 2500 мм (в моделях с выгрузкой на 3 стороны - 3450 при полностью опрокинутом кузове)
  • высота - 2925 мм
    • при откинутом назад кузове – 4850
    • при выгрузке вбок – 3850
  • клиренс - 270 (минимальный, в районе переднего моста)

Параметры двигателя устройства

  • Объем - 11150 см³ (ЯМЗ-236)
  • Мощность - 180 л.с.
  • Крутящий момент - 667 Нм
  • Максимальная скорость - 83 км/ч (у ряда моделей может быть до 90 км/ч)

Вес МАЗ-5551 в стандартной модификации, кг

  • снаряженная - 7580, в т.ч.
    • полная - 16 230, т.ч.
    • на передней оси - 5980
  • на задней оси - 10 250

Грузоподъемность и вместимость кузова МАЗ-5551

  • грузоподъемность - 8500 кг
  • объем кузова - 5,4 м³, при этом

Размеры и габариты кузова

Размеры МАЗ-5551 при таком объеме платформы составляют 3800 х 2269 х 630 мм.

Для сравнения предлагаем ознакомиться с .

В зависимости от модификации грузоподъемность может составлять до 10,2 тонны (сопоставимо с грузоподъемностью ), объем кузова МАЗ-5551 – до 12,5м³ (15,5 при поднятых бортах).

Колеса и шины тягача

  • колесная формула - 4х2максимальный угол наклона дорожного полотна - 25 градусов
  • радиус разворота - 7,9 м (габаритный – 8,6м)

Шины - 12.00 R20, допускается также установка 12,0-20 или 11.00 R20

Давление в шинах МАЗ-5551 будет зависеть от модели самих шин и грузовика. Например, для самосвала с грузоподъемностью 10т и шин 12.00 R20 - 7,1 на передней и 6,9 кгс/см2 на задней оси.

Привод грузовой платформы

Устройство подъема кузова МАЗ-5551 расположено под платформой. Механизм опрокидывания, как и у большинства современных самосвалов, гидравлический с пневматическим управлением.

Телескопический гидроцилиндр с переменным рабочим объемом состоит из трех последовательно выдвигающихся звеньев – такая конструкция позволяет развивать достаточные рабочие усилия при небольшой массе и размерах в сложенном состоянии. Основным ее недостатком является значительная сложность, а также риск засорения плотно прилегающих звеньев.

Для повышения безопасности выгрузки в управляющем клапане гидроцилиндра предусмотрено предохранительное устройство. Оно не допускает полного подъема платформы при перегрузке более 1,5 т.

Цапфы заднего борта контролируются пневмоцилиндром, срабатывающим при приведении рукоятки устройства в положение «Подъем».

Регулировка сцепления

На МАЗ-5551 установлено традиционное для мощных грузовиков двухдисковое фрикционное сцепление . Элементы этого узла подвержены износу из-за значительных перегрузок при работе и требуют периодического обслуживания.

Регулировка сцепления МАЗ-5551 требуется, например, в следующих случаях:

  • пробуксовка сцепления на высоких оборотах
  • треск в момент переключения передачи
  • сцепление отключается не до конца

Можно выделить три основных этапа :

1. Установка зазора 1 мм между регулировочными винтами и средним ведущим диском производится следующим образом:

  • снять крышки люков, чтобы открыть доступ к сцеплению и маховику,
  • при включенном сцеплении переместить рычаг КПП в нейтраль,
  • отвернуть контргайки и ввернуть все регулировочные винты в средний ведущий диск до упора, маховик для этого нужно поворачивать,
  • ослабить винты на 1 оборот и завернуть контргайки с небольшим усилием.

За счет этой регулировки обеспечиваются требуемые расстояния между дисками и поверхностью трения маховика.

2. Обеспечение зазора 3,3…3,7 мм между гайкой и задней крышкой клапана. Для регулировки требуется ослабить контргайку и установить зазор нужной величины, подтянув регулировочную гайку.

3. Настройка свободного хода педали. Нормативная величина - 34-43 мм (измеряется линейкой при пустой пневмосистеме).

Инструкция по эксплуатации

Приборная панель и органы управления

Грузовик запускается поворотом ключа в замке, расположенном снизу на рулевой колонке.

Под левой рукой находится переключатель поворотов и фар ближнего/дальнего света . Указатели поворота переключаются в горизонтальной плоскости. Возможно постоянное или кратковременное включение. Управление светом фар производится в вертикальной плоскости. При нажатии на ручку с торца включается звуковой сигнал.

Справа от рулевой колонки располагается переключатель стеклоочистителя и омывателя.

Спидометр, тахометр и комбинированный прибо р, показывающий уровень топлива, температуру охлаждающий жидкости, давление масла и напряжение находятся на приборном щитке перед водителем.

Там же расположены контрольные лампы и выключатели световых приборов, а также кнопка отключения межколесного дифференциала и контрольные лампы АБС (при оборудовании грузовика этой системой стабилизации).

Рядом на приборном щитке находятся сигнальные лампы:

  • температуры охлаждающей жидкости (загорается при температуре 105±5°С),
  • аварийного давления масла,
  • уровня топлива (загорается при заполненности топливного бака на 16-20% и ниже),
  • давления воздуха в тормозной системе,
  • загрязнения масляного фильтра и другие.

Для прогрева двигателя или накачки шин необходимо нажать на педаль подачи топлива, зафиксировать защелкой и отпустить. Прогревать двигатель следует на минимальных оборотах с постепенным повышением до средних. Начинать движение можно только, когда охлаждающая жидкость нагрета не менее 40°С.

При движении использовать постоянную подачу топлива нельзя!

Стояночный тормоз включается приведением рычага в заднее положение. При возвращении в переднее положение – выключается. В промежуточных позициях подключается дополнительный тормоз.

Коробка передач ЯМЗ-236П – пятиступенчатая с синхронизаторами на 2-3 и 4-5 передачах. Переключение передач происходит по следующей схеме:

Для подъема платформы нужно повернуть кран управления в положение «подъем». Другие положения: стоп, спуск и транспортное.

При трогании на скользком участке, прохождении трудных участков дороги следует включать блокировку дифференциала . Делать это нужно на стоящем автомобиле или на скорости до 10 км/ч.

Вхождение в поворот с заблокированным дифференциалом опасно . Это снижает управляемость и ведет к повышенному износу силового привода! При заблокированном дифференциале соответствующий значок на приборной панели горит оранжевым.

Безопасность

Работа с самосвалом связана с опасностью травм и несчастных случаев. Для снижения этих рисков и вероятности поломок следует соблюдать ряд правил безопасности. Вот некоторые из них.

  • Запрещается находиться перед кабиной при подъеме и опускании, а также движение без фиксации кабины тросом и при открытом механизме откидывания.
  • Во время движения не следует проводить регулировку сиденья водителя.
  • Запрещено движение с поднятой платформой и опускание груженой платформы.

Подробные указания по безопасной работе и содержит инструкция по эксплуатации МАЗ-5551 . Там же, помимо детального описания конструкции и узлов самосвала, можно найти требования к техническому обслуживанию и основные рекомендации по устранению неисправностей.

Благодаря популярности этого автомобиля в продаже имеется также множество руководств по ремонту, а покупка запасных частей не вызовет никакой сложности.

Модификации и цены

МАЗ-5551 выпускается во множестве комплектаций , различающихся между собой грузоподъемностью, возможностями выгрузки, объемом платформы. Это позволяет подобрать машину под любых хозяйственные или промышленные нужды. Среди популярных моделей:

  • МАЗ-5551-020 – старая модификация с двигателем 180 л.с., но с увеличенной до 10т грузоподъемностью.
  • МАЗ-5551 А2-320 новая модель с большей грузоподъемностью, аналогично стандартной модификации имеет разгрузку только назад. Двигатель – 230 л.с. от ЯМЗ.
  • МАЗ 5551 А3-4327 - модель для перевозки сыпучих материалов или сельскохозяйственной продукции с большим сварным кузовом (объем 12,5 м³) и выгрузкой на три стороны. Кузов имеет откидные борта, что дает возможность загрузки с двух сторон. МАЗ 5551 «сельхозник» имеет грузоподъемность 9,2 т
  • МАЗ-5551 А2-325 – самосвал для перевозки грузов в составе автопоезда, может работать с прицепом. Аналогично МАЗ-5551 А3-4327 обладает возможностью трехсторонней выгрузки, но с кузовом 5,5м³. Может везти до 9,7т груза.
  • Выпускается также тягач МАЗ-5551 А2-340 с полуавтоматическим сцепным устройством, имеющим две степени свободы. Предназначен для комплектования специальным оборудованием и работы в коммунальном хозяйстве, в качестве эвакуатора и т.д.

Разброс цен на бывшие в эксплуатации автомобили с двигателем 230 л.с. составляет от 400 до 900 тыс.рублей в зависимости от состояния и года выпуска. За меньшие деньги, от 150 до 300 тысяч, можно приобрети машину с 180-сильным двигателем, обычно таким автомобили требуют более или менее объемного ремонта перед началом эксплуатации МАЗ-5551.

Цена за новый самосвал современных модификаций – около 1 млн 300 тыс. рублей. Это немного меньше, чем цена на

Вот уже многие годы МАЗ-5551 заслуженно остается востребованным на территории бывшего СССР. Его первые модели уступали в функциональности, однако, с конца 90-х новые модификации стали более безопасными и надежными.

Это немедленно получило отклик на рынке. Среди достоинств МАЗ-5551:

  • приспособленность к любым климатическим условиями и состоянию дорог
  • маневренность и управляемость, простота разворота что особенно важно в городе
  • небольшой расход топлива у МАЗ-5551 делают самосвал выгодным в эксплуатации
  • обыстрая окупаемость даже при относительно высокой цене

Все это делает самосвал МАЗ-5551, технические характеристики и цена которого отвечают запросам большинства предприятий, отличным выбором для работы. Ну а народная любовь к МАЗ-5551 выражается и в моделях 1:43, по которым можно отследить изменения внешнего вида и развитие модификаций самосвала.

На нашем сайте вы найдете описание еще одного самосвала –

Во времена СССР планируемая к выпуску техника проектировалась с запасом мощности на будущее, поэтому некоторые модели по сей день применяются, и выпускаются на современных заводах в своем начальном состоянии или с минимальными модификациями согласно современным требованиям. К таким моделям относится и самосвал МАЗ-5551 .

Устройство самосвала МАЗ-5551

Основным рабочим узлом, приводящим в действие все остальные, является 6- цилиндровый мотор. Он имеет V-образную схему расположения цилиндров. Марка этого двигателя ЯМЗ-236М2. Его мощность составляет 180 л.с.

Трансмиссия основана на 5-ступенчатой коробке передач, которая на максимуме выдает на более 83 км/ч. Управление ею несколько усложнено, и для этого требуется определенный опыт. Тип привода – 4×2. Ему соответствует ведущая передняя ось.

Главная передача имеет планетарные редукторы в ступицах. На колеса устанавливаются шины моделей 12,00R20 (320R508) а также 11,00R20 (300R508) в зависимости от модификации модели.

Тип установленного кузова – самосвал. Он — цельнометаллический, имеет самостоятельно открывающийся/закрывающийся борт. Его обогрев производится весьма экономично – при помощи отработанных газов двигателя. Грузоподъемность этой модели ограничивается 10 тоннами. Гидроцилиндр телескопической формы трехступенчатого типа.

Тормозная система построена по пневматическому типу конструкции, что делает ее весь эффективной.

Кабина двухместная. При необходимости она может откидываться вперед. Кабина по сравнению с предшественником (МАЗ-5337) получила массу доработок, как с технической стороны вопроса, так и с дизайнерской. Она стала более комфортной, обзавелась панорамным лобовым стеклом, получила новый руль и укороченные рычаги управления. У руля имеется гидроусилитель.

Электросистема модели не выделяется большим набором компонентов и включает лишь датчики в кабине, печку и осветительные приборы. При необходимости в нее добавляют кондиционер, который в базовой комплектации не предусмотрен.
Существует несколько вариантов доработанных версий самосвала. Часть из них предназначена для работы в суровых условиях северных регионов.


Расход топлива самосвала МАЗ-5551

Как и большинство техники, предназначенной для перевозки крупных и тяжелых грузов на дальние расстояния, самосвал МАЗ-5551 расходует значительное количество топлива – 22 литра на 100 000 м. Важно, что объем топливного бака у этой модели самосвала составляет 200 литров.

Технические характеристики самосвала МАЗ-5551

  • Длина: 5990 мм
  • Ширина: 2500 мм
  • Высота: 2925 мм
  • Клиренс: 270 мм
  • Колёсная база: 3950 мм
  • Масса: 10000 кг
  • Макс. скорость: 83 км/ч
  • Грузоподъёмность: 10000 кг

Видео о самосвале МАЗ-5551

МАЗ-5551 является крупнотоннажным автомобилем-самосвалом с компоновочной схемой «кабина над двигателем» и колесной формулой «4×2», который предназначен для транспортировки большого спектра сыпучих грузов (в отдельных версиях – и в составе автопоезда) по дорогам с асфальтовым или твердым грунтовым покрытием…

Этот грузовик появился в модельной палитре «Минского автомобильного завода» в 1985 году, тогда же было начато его серийное производство. С тех пор машина неоднократно подвергалась доработкам, преображаясь как визуально, так и в техническом плане.

На МАЗ-5551 установлена цельнометаллическая малая кабина, оформленная в характерном для белорусского автопроизводителя стиле.

Внешность самосвала не отягощена какими-либо лишними элементами (но из-за этого смотрится устаревшей) – большое лобовое стекло, черная решетка радиатора прямоугольной формы и металлический бампер с аккуратными блоками фар.

МАЗ-5551 обладает весьма компактными габаритами: длина – 5990-6000 мм, ширина – 2500-2550 мм, высота – 2950-3100 мм (по уровню кабины). База колес занимает у автомобиля 3300 мм, а его клиренс вписывается в 270 мм.

В снаряженном виде «беларус» весит от 8125 до 8425 кг в зависимости от решения, а его грузоподъемность колеблется от 9700 до 10000 кг. Общая (конструктивно допустимая) масса самосвала составляет 18200 кг (из них 6700 кг давит на передний мост, а оставшиеся 11500 кг – на задний), а его вес в составе автопоезда может достигать 32000-36000 кг.

Минский грузовик предлагается в нескольких модификациях:

  • «Строительный вариант» МАЗ-555102-220 /-5551А2-320 оснащен цельнометаллической установкой платформой прямоугольного сечения объемом 5.4-8.2 кубических метров с задней разгрузкой (борт закрывается и открывается автоматически), обогревом днища отработавшими газами и максимальным углом подъема в 50 градусов.
  • «Сельхозник » МАЗ-555102-225 /-5551А2-325 /-5551А3 /-555183 может похвастать кузовом прямоугольной формы, вмещающим до 5.5 кубометров груза (с надставными бортами – 7.7 кубических метра) с трехсторонней разгрузкой и предельно допустимым углом подъема в 47 градусов.

Внутри кабины самосвала – незамысловатый дизайн с продуманной эргономикой и двухместная компоновка (водительское сиденье оборудовано механической подвеской и регулировками в нескольких плоскостях, в том числе и по высоте).

Спальных «полок» в салоне автомобиля не предусмотрено даже за дополнительную плату.

Для семейства МАЗ-5551 предусмотрен широкий выбор силовых установок:

  • В большинстве модификаций этот грузовик оснащен V-образными «шестерками» ЯМЗ рабочим объемом 11.15 литра с непосредственным впрыском Common Rail, жидкостным охлаждением, турбокомпрессором и интеркулером:
    • первый вариант – ЯМЗ-236НЕ2 («Евро-2»), который развивает 230 лошадиных сил (169 кВт) при 2100 об/минуту и 882 Н м крутящего момента при 1100-1300 об/минуту;
    • второй – ЯМЗ-6563.10 («Евро-3»), производящий 230 л.с. (169 кВт) при 1900 об/минуту и 882 Н м предельной отдачи при 1100-1300 об/минуту;
    • третий – ЯМЗ-6562.10 («Евро-3»), потенциал которого насчитывает 250 лошадиных сил (184 кВт) при 1900 об/минуту и 1128 Н м доступной тяги при 1100-1300 об/минуту.
  • Кроме того, ставится на самосвал рядный шестицилиндровый агрегат Cummins 6ISBe на 6.7 литра с турбонагнетателем, охлаждением наддувочного воздуха, аккумуляторным «питанием» Common Rail и системой рекуперации отработавших газов, вырабатывающий 242 л.с. (180 кВт) при 2500 об/минуту и 925 Н м крутящей тяги при 1200-1700 об/минуту.

Двигатели устанавливаются вскладчину исключительно с механическими коробками передач – 5-, 8- и 9-ступенчатыми.

Весь запас тяги уходит на задний мост, который оснащен блокируемым межколесным дифференциалом.

Пиково «белорус» способен набрать скорость 85 км/ч (ограничена электроникой) вне зависимости от версии.

В основе МАЗа 5551 лежит рама лестничной конфигурации, сделанная из высокопрочных видов стали. Самосвал оснащен зависимыми подвесками «по кругу» с продольными рессорами полуэллиптической конфигурации (на передней оси – с телескопическими амортизаторами и поперечным стабилизатором).

Машина укомплектована двухконтурным тормозным комплексом, сформированным пневмоприводом, «барабанами» на всех колесах и ABS. В «базе» автомобиль снабжен гидроусилителем руля, 200-литровым топливным баком и 20-дюймовыми колесами с покрышками типоразмером 12.00R20.

На российском рынке стоимость МАЗ-5551 в 2017 году стартует с отметки ~2.3 миллиона рублей.
В штатное исполнение грузовика входят: гидроусилитель руля, цифровой тахограф, ABS, подрессоренное сиденье водителя, 20-дюймовые колеса, аудиоподготовка и прочее оборудование.

На просторах большой советской страны МАЗ-5551 участвовал чуть ли не в каждой стройке и других сферах народного хозяйства.

СССР уже не существует, а этот самосвал продолжает выпускаться и модернизироваться в уже независимых державах.

Модель собирают на автозаводе МАЗ в Минске.

Что же делает этот грузовик таким популярным и востребованным уже столь долгое время, несмотря на изобилие зарубежных аналогов и конкурентов?

История развития

Белорусский «трудяга», как его называют, начал свою жизнь еще в военные годы после освобождения Минска.

Эмблемой марки стал беловежский зубр. С развитием производства был создан МАЗ-500 – главный прародитель современного МАЗа-5551. Произошло это в конце 60-х годов.

Самосвал стал собственной разработкой минских конструкторов. Агрегировался он двигателем ЯМЗ-236, который уже был четырехтактным.

После серии модификаций и доработок в 1985 году поступила в серийное производство одна из версий – самосвал МАЗ-5551. Он является наиболее распространенным на территории России.

Важным преимуществом «белоруса» являются его поворотливость и маневренность благодаря небольшой колесной базе грузовика и двухосной компоновке.

Поэтому в городских условиях он идеально вписывается даже в небольшие стройплощадки и развороты.

Описание самосвала базовой модели и его 020 модификации

Единственным отличием модификации 020 является увеличенный объем погрузочной части за счет изменения исходной высоты бортов. Остальные характеристики идентичны.

Двигатель

Сердцем этого грузовика является дизельный 6-цилиндровый V-образный двигатель.

Со своими обязанностями ЯМЗ-236М2 (Ярославль) справляется отменно, отрабатывая нагрузки без надрывов и нареканий.

Крутящего момента в 667 Нм и 180 л. с. с лихвой хватает, чтобы вытащить нагруженный самосвал из сложных ситуаций.

В последних версиях на заводе ставят ЯМЗ-6563.10, ЯМЗ-6581.10 (изображен на фото слева) или Deutz BF4M1013FC.

Согласно техническим характеристикам, мощность этих агрегатов выше, чем у более старого образца. Кроме того, МАЗ идет в ногу со временем, и последние моторы отвечают стандарту Euro 3, что значительно расширяет возможности их применения.

Трансмиссия и привод

На самосвал МАЗ-5551 устанавливается 5-ступенчатая механическая КПП. Ее технические характеристики нельзя назвать идеальными.

При серьезных нагрузках слишком короткая первая передача, и на нетвердом грунте очень трудно грузовик сдвинуть с места.

Но на ровной дороге двигатель и коробка отлично сочетаются и передвигают груженый самосвал с легкостью. Максимальная скорость – 90 км/ч. Задняя ось является ведущей, соответствуя типу привода 4х2.

Однако серьезным улучшением переключения передач стало конструктивное изменение механизма переключения от рычага к коробке. Это позволило значительно укоротить сам рычаг.

Все нововведения облегчили водителю жизнь, ведь раньше, чтобы «словить» нужную передачу, ломоподобный рычаг нужно было «дергать» по всей кабине, однако сейчас этот процесс стал легок и приятен.

Грузоподъемность

Надежный гидроусилитель руля отлично справляется со своими обязанностями. Благодаря стабилизатору поперечной устойчивости автомобиль уверенно чувствует себя на поворотах, особенно при полной загрузке.

Еще одним преимуществом являются пневматические тормоза. Они очень надежны и проверены временем, такой важный элемент безопасности выполнен производителем на высоте.

Технические характеристики МАЗ-5551 МАЗ-5551-020
Грузовые показатели
Грузоподъемность, кг 10 000 10 000
Длина погрузочной платформы, мм 3 860
Ширина погрузочной платформы, мм 2 265
Высота борта, мм 630
Снаряженная масса грузовика, кг 7 470 7 820
Полная масса, кг 17 620 17 820
Максимальная нагруженность передней оси, кг 6 120 6 320
Максимальная нагруженность задней оси, кг 11 500 11 500
Диаметр колес R20 R20
Эксплуатационные показатели
Тип кузова Самосвал Самосвал
Мест в кабине 3 3
Объем бака, л 200 200
Радиус разворота, м 4,3 4,3
Длина грузовика, мм 5 990 5 990
Ширина грузовика, мм 2 500 2 500
Высота грузовика, мм 2 925 2 925
Колесная база, мм 3 300 3 300
Клиренс, мм 270 270
Подвеска
Передняя Рессорная Рессорная
Задняя Рессорная Рессорная
Тормоза
Передние Барабанные Барабанные
Задние Барабанные Барабанные

Удобство и комфорт

Что же сделали конструкторы для эргономики и удобства водителя и пассажиров в МАЗе-5551?

В отличие от предыдущей версии все-таки в конструкцию и расположение элементов управления, кресла водителя и приборную панель внесли некие приятные изменения, что, безусловно, добавило комфорта и удобства эксплуатации.

В кабине просторно и уютно. Без спального места здесь легко располагаются водитель и два пассажира.

В кабину легко залезать благодаря правильно расположенным поручням и ступенькам. Эргономикой расположения элементов кабины вряд ли можно похвастаться.

Руль регулируется как по высоте вылета, так и по углу наклона. Сидение передвигается на салазках. Но все же водителю тяжело найти для себя удобное положение.

Это приводит к быстрой утомляемости и негативно влияет на сосредоточенность и качество его работы.

Руль слишком большой, и для его поворота нерослому шоферу требуется постоянно подаваться к нему телом вперед, что вряд ли можно назвать удобством.

Однако благодаря большим боковым зеркалам и расположению водителя обзор остается на высоте.

Панель приборов довольно информативна, но из-за слабой яркости световой индикации некоторых показателей отдельные элементы плохо видны днем.

Но все же белорусские создатели постарались во многом преобразить кабину и внутреннее пространство. И у них это получилось.

Удачным стало расположение предохранительной коробки – за панелью приборов возле пассажирского кресла, доступ к ней не затруднен.

Следующим показателем комфорта можно назвать хорошее и эффективное отопление, которое даже в лютые морозы справляется со своей функцией.

Освещение и вентиляция кабины сделаны на высоком уровне.

Между водителем и пассажиром есть специальное отделение, в которое можно положить, например, документы, бутылку с водой и другие мелочи.

Здесь же есть сигаретница, однако ни прикуривателя, ни пепельницы почему-то не предусмотрели разработчики этого автомобиля.

Подрессоренное водительское кресло компенсирует отсутствие системы амортизации кабины, которая напрямую крепится к раме. А вот пассажирское кресло жестко крепится к полу и лишено любых регулировок.

Неудобно открывать двери изнутри из-за низкого расположения рычажка открывания.

Для опрокидывания кабины конструкторы МАЗа учли недостатки пружинного механизма, который мог создавать опасность из-за самопроизвольного отщелкивания и откидывания, и оборудовали ее гидроприводом.

Именно благодаря такой системе отсекается опасность, присущая пружинному замку. Для отечественного рынка грузовых автомобилей все гидроприводы взаимозаменяемы.

МАЗ тоже можно назвать отечественным, так как изначально сделан он в одной большой стране – СССР. Система фиксации сделана очень просто – стальной трос крепится на раму и какую-либо точку снизу кабины.

Хоть и не эстетично, зато дешево, надежно и практично. Управление гидроприводом подъема кабины находится под решеткой радиатора.

Такое расположение обусловлено тем, чтобы водитель помнил, что поднимать кабину без открытой решетки радиатора нельзя.

Качество металла кузова и сами элементы не настолько надежны, как хотелось бы, но это не препятствует использованию автомобиля в качестве тягача.

Ручник на МАЗе-5551 уже современного образца с энергоаккумуляторами пружинного типа , обладает хорошими техническими характеристиками.

Существенным просчетом системы, по отзывам экспертов, является отсутствие болтов в камерах, с помощью которых можно принудительно растормозить колодки.

Разновидности

Часто встречаются разные версии МАЗа-5551, такие как 020 с увеличенным объемом загрузки.

МАЗ-5551-020Р снабжен еще большей погрузочной поверхностью и объемом.

МАЗ-555102 имеет три комплектации – 220, 223, 225. Серия оснащена двигателями в 230 л. с.

Модель 225 оборудуется самосвалом с трехсторонней разгрузкой и возможностью сочленения в автопоезд. Грузоподъемность 9 500 кг, 220-я и 223-я версии – 10 200 и 10 100 кг соответственно.

Наиболее современными и технологичными двигателями оборудуются МАЗ-5551W3-425-000 (Е-4) и МАЗ-5551Р7-425-000 (Е-4), которые отвечают экологическим стандартам Euro 4 и имеют мощность 245 и 250 л. с. соответственно.

Опционально комплектуются кондиционером, подогревателем двигателя, отопителем салона, надставными бортами, тентом, электропневмогидровыводами на прицеп, задними бамперами и боковым ограждением.

В чем преимущества

В заключение обзора автомобиля МАЗ-5551 можно отметить упорство и стремление белорусов идти в ногу со временем и тем самым удерживаться на плаву в конкурентной борьбе с брендовыми импортными марками.

Во время кризиса в постсоветскую эпоху многие автопредприятия закрылись и прекратили свое существование, но МАЗ выстоял и развил производство до мировых стандартов, соперничая теперь с остальными.

Конечно, перечисляя основные просчеты и недостатки МАЗа-5551, нельзя забывать, что цена его во много раз ниже импортных, которые пестрят различной технологической оснасткой и возможностями.

Важно! Например, модель МАЗ-5551 А2-325 2013 года можно приобрести за 760 000 руб.

Миллионы водителей в странах СНГ воспринимают МАЗ как очень верного друга, который и в зной, и в стужу привезет их домой, несмотря на свои, может, недостаточные комфортность и удобство. Он по праву удостоен народного прозвания «трудяга».

Грузовой автомобиль МАЗ-5551 выпускается Минским автомобильным заводом уже три десятка лет, с 1985 года. Несмотря на далеко не инновационную конструкцию (его непосредственный предок, МАЗ-503, впервые выехал на дороги еще в 1958 году) самосвал МАЗ -5551 остается одним из популярнейших восьмитонников на российских просторах. О Камаз 500 серии читайте в этой статье.

Описание и сфера применения

В отличие от дальнобойных собратьев, например, ЗИЛ-4520, более компактный и маневренный МАЗ-5551 легко перемещается в городских условиях. Чаще всего его можно встретить трудящимся на городской строительной площадке. Главное предназначение этого грузовика - перевозка сыпучих материалов, причем на коротком плече, что определяется его приводом 4х2.

Смотрите на видео:


Другие области применения МАЗ-5551:
  • сельское хозяйство
  • промышленность
  • городское хозяйство и дорожное строительство

Характеристики кузова

В стандартной модификации МАЗ-5551 снабжен цельным кузовом с разгрузкой назад. Откидывание заднего борта и опрокидывание кузова имеют дистанционное управление и происходят автоматически.

В кабине два кресла , как это видно на фото, между местами пассажира и водителя оборудовано пространство для хранения вещей и документов. Водительское сиденье оснащено рессорами и двигается в направлении вперед-назад, а вот регулировка рулевой колонки возможна в двух направлениях.

На этом да еще и боковых зеркалах с электроподогревом комфорт в стандартной кабине заканчивается, нет даже амортизации в местах ее крепления.

Для доступа к силовым узлам кабина откидывается вперед с помощью гидравлического привода. Подъем кабины возможен только при открытой решетке радиатора, причем устройство приведения механизма в действие расположено за самой решеткой. Фиксация в опущенном виде производится путем обычного стального троса.

Дно грузовика обогревается путем подведения отработанных газов . Такая конструкция значительно облегчает использование самосвала в холодный сезон. Для экстремальных условий и температур до -60°С разработана модель МАЗ-5551 01 ХЛ.

Трансмиссия базовой версии -5-ступенчатая механическая коробка ЯМЗ-236П, на более поздних моделях с грузоподъемностью до 10 тонн устанавливалась ЯМЗ-2361. Сейчас на новых автомобилях встречаются коробки западного производства.

Сзади стоит стабилизатор поперечной устойчивости , что значительно уменьшает крен грузовика в поворотах. Передние и задние тормоза – барабанные с пневматическим управлением.

Часто при прохождении техосмотра возникает вопрос, где находится номер шасси. Номер на раме МАЗ-5551 находится в традиционном для советских грузовиков месте - справа сзади, на лицевой части рамы (обычно в районе заднего моста или с небольшим смещением).

Двигатель модели МАЗ 5551 и расход топлива

Двигатель МАЗ-5551 – дизельный V6 (как и у МАЗ-53366). Вплоть до последних лет все самосвалы МАЗ-5551 оснащались 180-сильным ЯМЗ-236М2 Ярославского моторного завода. В новых модификациях он заменен на ЯМЗ-6563.10 с экологическим классом Евро-3, а на некоторых моделях – на двигатели Cummins с классом Евро-4 и турбонаддувом.

Несмотря на появление комплектаций с импортным двигателем, на водительских форумах до сих пор советуют агрегаты от ЯМЗ за их надежность и простоту в обслуживании.

МАЗ-5551 отличает низкий расход топлива на 100 км для своего класса. Расход составляет около 23 литров при скорости 60 км/ч и загрузке примерно 85% от максимальной. Для сравнения, у модели МАЗ-5337 расход топлива 30-35л/100км.

Технические характеристики

Габаритные размеры, мм

  • длина - 5990 (при откинутой кабине - 7850)
  • ширина - 2500 мм (в моделях с выгрузкой на 3 стороны - 3450 при полностью опрокинутом кузове)
  • высота - 2925 мм
    • при откинутом назад кузове – 4850
    • при выгрузке вбок – 3850
  • клиренс - 270 (минимальный, в районе переднего моста)

Параметры двигателя устройства

  • Объем - 11150 см³ (ЯМЗ-236)
  • Мощность - 180 л.с.
  • Крутящий момент - 667 Нм
  • Максимальная скорость - 83 км/ч (у ряда моделей может быть до 90 км/ч)

Вес МАЗ-5551 в стандартной модификации, кг

  • снаряженная - 7580, в т.ч.
    • на передней оси - 4130
    • на задней оси - 3450
    • полная - 16 230, т.ч.
    • на передней оси - 5980
  • на задней оси - 10 250

Грузоподъемность и вместимость кузова МАЗ-5551

  • грузоподъемность - 8500 кг
  • объем кузова - 5,4 м³, при этом

Размеры и габариты кузова

Размеры МАЗ-5551 при таком объеме платформы составляют 3800 х 2269 х 630 мм.

Для сравнения предлагаем ознакомиться с размером кузова КамАЗа бортового .

В зависимости от модификации грузоподъемность может составлять до 10,2 тонны (сопоставимо с грузоподъемностью Камаз-43118), объем кузова МАЗ-5551 – до 12,5м³ (15,5 при поднятых бортах).

Колеса и шины тягача

  • колесная формула - 4х2максимальный угол наклона дорожного полотна - 25 градусов
  • радиус разворота - 7,9 м (габаритный – 8,6м)

Шины - 12.00 R20, допускается также установка 12,0-20 или 11.00 R20

Давление в шинах МАЗ-5551 будет зависеть от модели самих шин и грузовика. Например, для самосвала с грузоподъемностью 10т и шин 12.00 R20 - 7,1 на передней и 6,9 кгс/см2 на задней оси.

Привод грузовой платформы

Устройство подъема кузова МАЗ-5551 расположено под платформой. Механизм опрокидывания, как и у большинства современных самосвалов, гидравлический с пневматическим управлением.

Телескопический гидроцилиндр с переменным рабочим объемом состоит из трех последовательно выдвигающихся звеньев – такая конструкция позволяет развивать достаточные рабочие усилия при небольшой массе и размерах в сложенном состоянии. Основным ее недостатком является значительная сложность, а также риск засорения плотно прилегающих звеньев.

Для повышения безопасности выгрузки в управляющем клапане гидроцилиндра предусмотрено предохранительное устройство. Оно не допускает полного подъема платформы при перегрузке более 1,5 т.

Цапфы заднего борта контролируются пневмоцилиндром, срабатывающим при приведении рукоятки устройства в положение «Подъем».

Регулировка сцепления

На МАЗ-5551 установлено традиционное для мощных грузовиков двухдисковое фрикционное сцепление . Элементы этого узла подвержены износу из-за значительных перегрузок при работе и требуют периодического обслуживания.

Регулировка сцепления МАЗ-5551 требуется, например, в следующих случаях:

  • пробуксовка сцепления на высоких оборотах
  • треск в момент переключения передачи
  • сцепление отключается не до конца

Можно выделить три основных этапа :

1. Установка зазора 1 мм между регулировочными винтами и средним ведущим диском производится следующим образом:

  • снять крышки люков, чтобы открыть доступ к сцеплению и маховику,
  • при включенном сцеплении переместить рычаг КПП в нейтраль,
  • отвернуть контргайки и ввернуть все регулировочные винты в средний ведущий диск до упора, маховик для этого нужно поворачивать,
  • ослабить винты на 1 оборот и завернуть контргайки с небольшим усилием.

За счет этой регулировки обеспечиваются требуемые расстояния между дисками и поверхностью трения маховика.

2. Обеспечение зазора 3,3…3,7 мм между гайкой и задней крышкой клапана. Для регулировки требуется ослабить контргайку и установить зазор нужной величины, подтянув регулировочную гайку.

3. Настройка свободного хода педали. Нормативная величина - 34-43 мм (измеряется линейкой при пустой пневмосистеме).

Инструкция по эксплуатации

Приборная панель и органы управления

Грузовик запускается поворотом ключа в замке, расположенном снизу на рулевой колонке.

Под левой рукой находится переключатель поворотов и фар ближнего/дальнего света . Указатели поворота переключаются в горизонтальной плоскости. Возможно постоянное или кратковременное включение. Управление светом фар производится в вертикальной плоскости. При нажатии на ручку с торца включается звуковой сигнал.

Справа от рулевой колонки располагается переключатель стеклоочистителя и омывателя.

Спидометр, тахометр и комбинированный прибо р, показывающий уровень топлива, температуру охлаждающий жидкости, давление масла и напряжение находятся на приборном щитке перед водителем.

Там же расположены контрольные лампы и выключатели световых приборов, а также кнопка отключения межколесного дифференциала и контрольные лампы АБС (при оборудовании грузовика этой системой стабилизации).

Рядом на приборном щитке находятся сигнальные лампы:

  • температуры охлаждающей жидкости (загорается при температуре 105±5°С),
  • аварийного давления масла,
  • уровня топлива (загорается при заполненности топливного бака на 16-20% и ниже),
  • давления воздуха в тормозной системе,
  • загрязнения масляного фильтра и другие.

Для прогрева двигателя или накачки шин необходимо нажать на педаль подачи топлива, зафиксировать защелкой и отпустить. Прогревать двигатель следует на минимальных оборотах с постепенным повышением до средних. Начинать движение можно только, когда охлаждающая жидкость нагрета не менее 40°С.

При движении использовать постоянную подачу топлива нельзя!

Стояночный тормоз включается приведением рычага в заднее положение. При возвращении в переднее положение – выключается. В промежуточных позициях подключается дополнительный тормоз.

Коробка передач ЯМЗ-236П – пятиступенчатая с синхронизаторами на 2-3 и 4-5 передачах. Переключение передач происходит по следующей схеме:

Для подъема платформы нужно повернуть кран управления в положение «подъем». Другие положения: стоп, спуск и транспортное.

При трогании на скользком участке, прохождении трудных участков дороги следует включать блокировку дифференциала . Делать это нужно на стоящем автомобиле или на скорости до 10 км/ч.

Вхождение в поворот с заблокированным дифференциалом опасно . Это снижает управляемость и ведет к повышенному износу силового привода! При заблокированном дифференциале соответствующий значок на приборной панели горит оранжевым.

Безопасность

Работа с самосвалом связана с опасностью травм и несчастных случаев. Для снижения этих рисков и вероятности поломок следует соблюдать ряд правил безопасности. Вот некоторые из них.

  • Запрещается находиться перед кабиной при подъеме и опускании, а также движение без фиксации кабины тросом и при открытом механизме откидывания.
  • Во время движения не следует проводить регулировку сиденья водителя.
  • Запрещено движение с поднятой платформой и опускание груженой платформы.

Подробные указания по безопасной работе и содержит инструкция по эксплуатации МАЗ-5551 . Там же, помимо детального описания конструкции и узлов самосвала, можно найти требования к техническому обслуживанию и основные рекомендации по устранению неисправностей.

Благодаря популярности этого автомобиля в продаже имеется также множество руководств по ремонту, а покупка запасных частей не вызовет никакой сложности.

Модификации и цены

МАЗ-5551 выпускается во множестве комплектаций , различающихся между собой грузоподъемностью, возможностями выгрузки, объемом платформы. Это позволяет подобрать машину под любых хозяйственные или промышленные нужды. Среди популярных моделей:

  • МАЗ-5551-020 – старая модификация с двигателем 180 л.с., но с увеличенной до 10т грузоподъемностью.
  • МАЗ-5551 А2-320 – новая модель с большей грузоподъемностью, аналогично стандартной модификации имеет разгрузку только назад. Двигатель – 230 л.с. от ЯМЗ.
  • МАЗ 5551 А3-4327 - модель для перевозки сыпучих материалов или сельскохозяйственной продукции с большим сварным кузовом (объем 12,5 м³) и выгрузкой на три стороны. Кузов имеет откидные борта, что дает возможность загрузки с двух сторон. МАЗ 5551 «сельхозник» имеет грузоподъемность 9,2 т
  • МАЗ-5551 А2-325 – самосвал для перевозки грузов в составе автопоезда, может работать с прицепом. Аналогично МАЗ-5551 А3-4327 обладает возможностью трехсторонней выгрузки, но с кузовом 5,5м³. Может везти до 9,7т груза.
  • Выпускается также тягач МАЗ-5551 А2-340 с полуавтоматическим сцепным устройством, имеющим две степени свободы. Предназначен для комплектования специальным оборудованием и работы в коммунальном хозяйстве, в качестве эвакуатора и т.д.

Разброс цен на бывшие в эксплуатации автомобили с двигателем 230 л.с. составляет от 400 до 900 тыс.рублей в зависимости от состояния и года выпуска. За меньшие деньги, от 150 до 300 тысяч, можно приобрети машину с 180-сильным двигателем, обычно таким автомобили требуют более или менее объемного ремонта перед началом эксплуатации МАЗ-5551.

Цена за новый самосвал современных модификаций – около 1 млн 300 тыс. рублей. Это немного меньше, чем цена на ЗИЛ-157.

Вот уже многие годы МАЗ-5551 заслуженно остается востребованным на территории бывшего СССР. Его первые модели уступали в функциональности, однако, с конца 90-х новые модификации стали более безопасными и надежными.

Это немедленно получило отклик на рынке. Среди достоинств МАЗ-5551:

  • приспособленность к любым климатическим условиями и состоянию дорог
  • маневренность и управляемость, простота разворота что особенно важно в городе
  • небольшой расход топлива у МАЗ-5551 делают самосвал выгодным в эксплуатации
  • обыстрая окупаемость даже при относительно высокой цене

Все это делает самосвал МАЗ-5551, технические характеристики и цена которого отвечают запросам большинства предприятий, отличным выбором для работы. Ну а народная любовь к МАЗ-5551 выражается и в моделях 1:43, по которым можно отследить изменения внешнего вида и развитие модификаций самосвала.

На нашем сайте вы найдете описание еще одного самосвала – ЗИЛ-5301.