Эсминец разумный. Чёрно-белый пароход Эсминец разумный модель схема окраски

Итак, начинаю рассказ о сборке эсминца Разумный. Корабль известный, заслуженный, очень красивый.

Начал, как обычно, с каркаса. Ничего необычного, кроме того, что я наклеил части продольных элементов на один большой кусок картона, чтобы получить цельные, а не разрезанные детали. Получилось нормально, но с более крупными кораблями, боюсь, такой номер може не пройти - сложно будет выдержать направление. На фото - всё сложено насухо, только кольцо трубы склеено, чтоб можно было полюбоваться на силуэт:) На бумажке рядом - опоры черновой обшивки. Это не линкор, тут их мало:)

Как можно видеть из exif, каркас я зарезал несколько месяцев назад - сил не было смотреть на нетронутый журнал:)

Между приклеиванием деталей палубы надо собрать надстройку, всё довольно просто, однако пришлось подклеивать стены картоном с изнанки, да и вообще - лучше бы автор сделал коробчатый каркас для всех надстроек.

Сразу же установил ту немногую мелочёвку, что есть в модели - после установки палубы это было бы куда сложнее сделать. Тут тоже ничего сверхъестественного, разве что проявилась любовь автора к деталям из рулонов бумаги, как огнетушители на фото, при том что все стволы и мачты предлагается сделать по шаблонам.

Палубу успешно поставил, винта нет, только в корме чуток, но это поправлю позже. Естественно, каркас - дело долгое и нудное, требующее перерывов, так что я немного отвлёкся на мостик.

Белый цвет - очень проблемный, но я надеюсь научиться с ним работать. Мелочёвка на мостике довольно примитивная, при желании можно заметно улучшить.

После сборки вскрылась совершенно неожиданная проблема: кончился кабель, из которого я делал проволочные детали. Я, конечно, предусмотрительно выцыганил у админов на работе ещё несколько, но в них проволока оказалась заметно толще, хотя с виду что там асус чёрненький, что тут:(Буду дальше искать, где ещё взять. Пока же использую проволоку из 40-контактного кабеля, она тоньше и паяется лучше, но малопригодна для больших деталей так как плохо держит форму. Для сравнения выкладываю фото лесенок, спаянных из старой и новой проволок. Так как штангель у меня с погрешностью +-0.1мм, точная толщина мне неясна, но навскидку в районе 0.2-0.3мм. Для сравнения - конструкция, на которой они висят, склеена из двух слоёв ватмана (около 0.5мм) плюс лист обычной бумаги из журнала (это то, что отслаивается).

Вследствие простоты пайки из этой проволоки хорошо получаются вот такие конструкции:

Их ставлю на избушку с дальномерами:

Ещё раз хочу отметить отличную сходимость и качество разработки в целом.

Ну и напоследок вернулся к каркасу, установил первые сегменты черновой обшивки. Для маленького корабля решил попробовать два слоя ватмана - вроде нормально вышло.

Давно хотелось иметь в своей коллекции знаменитую «семёрку», эсминец, воевавший в годы Великой Отечественной войны.Наконец узнал, что есть модель «Разумного» в 200-м масштабе. Долго думал - брать или нет - в основном работаю с 400-м масштабом, но всё-таки решил попробовать 200-й.
И вот, наконец, модель у меня. Начинаю её собирать, и понимаю - что-то тут не так…
Пришлось порыться в своих архивах, найти чертежи. И чем больше я находил информации, тем яснее понимал, что одними чертежами из «Моделиста-Конструктора» и «Морской коллекции» не обойтись. Собрал все фотографии, которые нашёл в Интернете и начал делать модель, ориентируясь на них.

Об эсминце «Разумный»

Эсминцы проекта 7 - первые эсминцы, построенные в Советском Союзе с учетом опыта, полученного при проектировании и строительстве лидеров эсминцев типа «Ленинград» с помощью итальянских фирм «Ансальдо» и «Одеро». Проект эсминца был утверждён в декабре 1934года. Основные его тактико-технические элементы были следующими: водоизмещение стандартное - 1425т, полное - 1715т. Длина наибольшая -112,5м, ширина - 10,5 м, осадка - 3,3м. Скорость хода - 38 узлов.

Корпус корабля был клепаным, но при изготовлении ряда механизмов применялась сварка . Три главных водотрубных котла разместили один за другим. Две турбины (каждая - в своем отделении) имели мощность 54 тыс. л. с.

Вооружение составляли два трехтрубных торпедных аппарата, четыре 130-мм орудия Б-13, две 76-мм универсальные пушки 34К, четыре 37-мм автомата и два 12,7-мм пулемета ДШК. В ходе войны на североморские эсминцы дополнительно установили по два спаренных 12,7-мм пулемета «кольт» и бомбометы БМБ-1. Нёс до 30 глубинных бомб и мог взять на верхнюю палубу 56-80 мин заграждения.
Эсминец «Разумный» - один из тринадцати тихоокеанских «семерок», названия которых в отличие от названий эсминцев других флотов начинались с буквы Р. Его заложили в Николаеве в 1936 году под названием «Прочный». Затем разобрали и перевезли по железной дороге на Дальний Восток и в июне 1939 года спустили на воду год названием «Разумный». Вступил в строй он лишь в октябре 1941-го. Летом 1942 года эсминец перешел по Северному морскому пути в состава ЭОН-18 на Северный Флот, прибыв в бухту Ваенга 14 октября 1942 года. До конца войны эсминец нес конвойную службу, неоднократно атаковал подводные лодки противника, участвовал в набеговых операциях. В послевоенные годы, после капитального ремонта (1954-1957 г.г.), корабль продолжал службу до 1960 года. После вывода из состава флота служил кораблём-целью ЦЛ-29, позже - плавказармой ПКЗ-3. В 1963-1964 годах разобран в Мурманске на металл.

Как я делал модель

Давно хотелось иметь в своей коллекции знаменитую «семёрку», эсминец, воевавший в годы Великой Отечественной войны. Красивый корабль - стремительный, с узким корпусом, весь нацеленный на движение… Еще в 80-х видел их чертеж в книге «Крейсера, фрегаты, линейные корабли». Но там масштаб был мелкий, не соберёшь хорошую модель , да и не из чего было. Наконец узнал, что есть модель «Разумного» в 200-м масштабе. Долго думал - брать или нет - в основном работаю с 400-м масштабом, но всё-таки решил попробовать 200-й.

И вот, наконец, модель у меня. Начинаю её собирать, и понимаю - что-то тут не так… Выяснил, что на самом деле это перепакованная модель китайского эсминца «Аньшань», бывшего нашего «Рекордного», да ещё с надстройками и вооружением на 50-е годы. Пришлось порыться в своих архивах, найти чертежи. И чем больше я находил информации, тем яснее понимал, что одними чертежами из «Моделиста-Конструктора» и «Морской коллекции» не обойтись. Собрал все фотографии, которые нашёл в Интернете и начал делать модель, ориентируясь на них.
Решил ограничиться разумными переделками (простите за каламбур!) - то есть переделать то, что однозначно не соответствует фотографиям эсминца.

За основу взял всё-таки чертёж из «Моделиста-Конструктора», внося изменения в соответствии с фотографиями. Корпус переделывать не стал - решил, что китайцы всё-таки не «испортили» его, корабль у них прослужил долго, до 86-го года. Добавил груз в корпус, чтобы сидел в воде по ватерлинию. Надстройки - где сделал новые, где переделал в соответствии с чертежами. «Застеклил» иллюминаторы и окна на рубке и катере. С внутренней стороны нанёс немного светонакопительной краски - пусть в темноте светятся!

Сделал две новые 76-мм универсальные пушки 34К, четыре 37-мм автомата, два спаренных 12,7-мм пулемета «кольт», два 12,7-мм пулемета ДШК. Щиты на 76-мм склеил из полистирола, стволы - композитные - полистирол и медицинская игла. Орудия, КДП и ТА - все вращаются, стволы орудий поднимаются. Автоматы и пулемёты «кольт» - только вращаются. На торпедные аппараты добавил маховики. Сделал два прожектора - корпус и подставка точёные из литников , отражатель алюминиевый, стекло - из тонкой прозрачной пластмассы (от какой-то упаковки), остальные прожекторы оснастил стёклами с отражателями.

Переделал бомбомёты, они несколько большего размера были. Сделал им новые тележки, а то старые шире рельсо в 1,5 раза, укоротил толкатели по высоте. Старые клюзы зашпаклевал, сделал новые. Бомбосбрасыватели установил на срезе кормы, а не на том месте, где они должны быть согласно сборочному чертежу, положив их «набок».

Мачты переделал. Грот несколько увеличил, доклеил его в высоту, развернул реи, приведя в соответствие с чертежами. Фок-мачту сделал заново из стальной проволоки разного диаметра, соединял с помощью точечной сварки. Очень удобно - быстро, прочно, не распаивается, если рядом что-то прикрепляешь. Лучше, чем пайка , да и не позволила бы пайка так загибать и разгибать проволоку. Таким же образом сделал держатели для огней на мачтах. Согнул из бронзовой проволоки 0,3 мм антенну радиопеленгатора. Ну, ещё добавил баллоны огнетушителей, параваны, фонари на мачты - это всё выточил из пластмассы. Спасательных кругов в комплекте давалось всего шесть, пришлось доделать ещё десять штук, скопировав их с помощью формы из зубопротезной резины. Обвесы мостиков сымитировал с помощью «сыростирола». Хотя сейчас бы сделал их по-другому. И рынду на носовой надстройке - «душу корабля» - тоже сделал. На одной из фотографий видно. Якорную цепь сделал из отрезков серебряной цепочки - только она давала лучший масштабный эффект.

Сделал трапы (из сетки от цифровых ламп), не фототравлёнка, но получилось довольно похоже. Леера тоже самодельные, немного повозиться пришлось (установить больше сотни отрезков проволоки диаметром 0,3мм и натянуть на них нить диаметром 0,12мм), но выглядят реалистичнее, чем фототравлённые. Красил нитрокрасками, используя маски . После установки надстроек натянул такелаж - той же нитью диаметром 0,12мм.

Декаль использовал от модели, только бортовой номер подобрал с деки от самолёта, т.к. родной - белого цвета. Сверху задул всё прозрачным нитролаком .
Делал модель долго - с января по ноябрь 2008 года (правда с перерывами и переделками) - по мере нахождения новой информации в Интернете приходилось кое-что переделывать заново, часто уже по покрашенному. Именно так была переделана носовая часть с клюзами - уже почти готовая до этого. Не обошлось и без «аварий» - когда задувал корпус чёрным (последним, самым тёмным!) цветом (а модель лежала на боку!) зацепил за

«Разумный»

Заложен на заводе № 200 как «Прочный», перезаложен на заводе № 202 во Владивостоке 13.8.1937 г. 25 сентября 1940 года переименован в «Разумный», в состав ТОФ официально включен 7.11.1941 года.

В июне 1942 года решением Ставки Верховного главнокомандующего была создана Экспедиция особого назначения ЭОН-18 в составе лидера «Баку» и трех эсминцев: «Разумного», «Разъяренного» и «Ревностного». Экспедиции предстояло перейти Северным морским путем в Полярный.

На всех трех «семерках» провели основательные подготовительные работы. Корпуса кораблей одели в ледовые «шубы» - широкие пояса из деревянных брусьев и досок, обитые сверху кровельным железом. Во внутренних помещениях установили дополнительные подкрепления из металлических балок, деревянных стрингеров и пиллерсов. Один из гребных винтов заменили специальным ледовым, с чугунной ступицей и стальными съемными лопастями, второй оставили штатным (на «Разумном» оставлен левый винт, на «Разъяренном» - правый), но его лопасти усилили стальными полосами толщиной в 10 мм. Кроме того, проложили дополнительные трубопроводы для обогрева паром различных устройств, химический отсек засыпали пробкой. Любопытно внедрение оригинальной диагностики: в разных местах корпуса установили тензодатчики, провода от которых вывели на специальный щит, где в соответствии с величиной прогиба металлоконструкций загоралась определенная лампочка. Таким образом, на ходовом мостике постоянно имелась наглядная картина деформаций корпуса при движении во льдах.

Попутно усовершенствовали зенитное вооружение: вместо 45-мм пушек установили по три 37-мм автомата 70-К. Общая перегрузка эсминцев без учета приема дополнительных запасов составила 145 т, из них 100,5 т весила непосредственно сама «шуба».

Корабли вышли из Владивостока 15 июля 1942 года. Через 3 дня из-за столкновения с пароходом «Терней» пришлось оставить в Советской гавани эсминец «Ревностный». Оставшиеся два эсминца и лидер благополучно прибыли в Петропавловск-Камчатский, а 30 июля - в бухту Провидения. Там они задержались до 14 августа - потребовалась экстренная замена винта на «Разъяренном».

Уже 15 августа корабли ЗОН-18 попали в 7-балльный мелкобитый лед, а затем с каждым днем ледовая обстановка все ухудшалась. В придачу к ледоколу «Микоян» подошли однотипные «Каганович» и «Сталин», но и их общих усилий не хватало, чтобы пробиться к чистой воде. В исключительно тяжелом положении оказался «Разумный». Зажатый с двух сторон мощными ледяными полями, он с 26 августа по 8 сентября не мог сдвинуться с места, ежечасно рискуя быть раздавленным многометровым льдом. К счастью, трагедии не произошло, и 17 сентября эсминец прибыл в Тик-си, попутно выдержав 8-балльный шторм. Дальнейший путь по маршруту Тикси - Диксон - Полярный прошел благополучно. В 9.20 14 октября корабли ЭОН-18, пройдя 7327 миль, бросили якорь на рейде Ваенги. Повреждения, полученные «Разумным» за время похода, оказались незначительными (самые серьезные из них-небольшие загибы лопастей левого винта), и 8 ноября 1942 года эсминец приступил к несению боевой службы в составе СФ.

С 20 по 22 ноября «Разумный» участвовал в спасательных работах, связанных с аварией эсминца «Сокрушительный». При оказании помощи терпящему бедствие кораблю «Разумный» от удара легко повредил форштевень (на палубе образовался гофр, через разрывы обшивки залило малярную, цепной ящик и погреба провизии).

Два месяца спустя произошел весьма примечательный бой, который упоминается (правда, нередко в приукрашенном виде) практически в любой книге, посвященной действиям советского ВМФ в годы Великой Отечественной войны. Речь идет об атаке немецкого конвоя лидером «Баку» и эсминцем «Разумный» в ночь с 20 на 21 января 1943 года.

Умелое использование радиоразведки позволило командованию Северного флота заблаговременно узнать о движении вражеских судов и четко рассчитать точку их возможной атаки. На перехват вышли «Баку» под флагом командира бригады эсминцев капитана 1 ранга П.И.Колчина и «Разумный». В 23.14 в районе мыса Маккаур (северная Норвегия) на встречном курсе был обнаружен вражеский конвой в составе миноносца, сторожевого корабля, тральщика и двух транспортов. Через 4 минуты «Баку» с дистанции 26,5 кбт открыл огонь из всех орудий и одновременно дал 4-торпедный залп (из-за ошибки торпедного электрика второй аппарат не выстрелил). В 23.23 с дистанции 25 кбт открыл артиллерийский огонь и «Разумный», причем уже вторым залпом попав в немецкий миноносец. Минуту спустя начали отвечать корабли противника и одновременно с ними - береговые батареи. Несколько снарядов легли по корме эсминца, из-за чего в 23.29 наши корабли прекратили огонь, поставили дымовые завесы и повернули назад.

Лидер и эсминец вели бой на огромной скорости - 32-34 узла. «Разумный» за 6 минут выпустил 34 130-мм, 24 76-мм, 60 37-мм снарядов и 100 12,7-мм пуль. Носовое орудие не стреляло, так как его заливали фонтаны брызг, поднимаемые поврежденной обшивкой ледовой «шубы». Вражеские транспорт и миноносец получили попадания снарядов (по весьма достоверным данным одна из торпед лидера потопила транспорт - норвежский мотобот «Тана»; это единственный за всю войну пример удачного применения торпед крупными надводными кораблями советского ВМФ). Однако позже командиры кораблей подвергались критике за поспешный отход, не позволивший добиться решительной победы.

В конце февраля «Разумный» был поставлен на ремонт. Вечером 3 апреля, находясь в мурманском Северном доке, он подвергся нескольким воздушным атакам. Одна из бомб (весом 50-100 кг) попала в палубу на 178-м шпангоуте, пробила корпус насквозь и разорвалась в доке, сделав в обшивке корабля 122 осколочных пробоины. Другая бомба взорвалась в 2-2,5 м от борта в районе 115-го шпангоута. Из пробитых цистерн вытекло около 2 т мазута, но, к счастью, пожара не случилось. Полученные повреждения сдвинули график ремонта, и эсминец вошел в строй только 14 июня 1943 года.

До конца войны «Разумный» активно нес конвойную службу, неоднократно атаковал вражеские субмарины. 26 октября 1944 года вместе с «Гремящим», «Разъяренным» и лидером «Баку» участвовал в набеговой операции на порт Варде. 8 декабря он серией глубинных бомб повредил немецкую подводную лодку (экипаж считал, что потопил, но после войны факт гибели лодки не подтвердился).

Давно хотелось иметь в своей коллекции знаменитую «семёрку», эсминец, воевавший в годы Великой Отечественной войны.Наконец узнал, что есть модель «Разумного» в 200-м масштабе. Долго думал - брать или нет - в основном работаю с 400-м масштабом, но всё-таки решил попробовать 200-й.
И вот, наконец, модель у меня. Начинаю её собирать, и понимаю - что-то тут не так…
Пришлось порыться в своих архивах, найти чертежи. И чем больше я находил информации, тем яснее понимал, что одними чертежами из «Моделиста-Конструктора» и «Морской коллекции» не обойтись. Собрал все фотографии, которые нашёл в Интернете и начал делать модель, ориентируясь на них.

Об эсминце «Разумный»

Эсминцы проекта 7 - первые эсминцы, построенные в Советском Союзе с учетом опыта, полученного при проектировании и строительстве лидеров эсминцев типа «Ленинград» с помощью итальянских фирм «Ансальдо» и «Одеро». Проект эсминца был утверждён в декабре 1934года. Основные его тактико-технические элементы были следующими: водоизмещение стандартное - 1425т, полное - 1715т. Длина наибольшая -112,5м, ширина - 10,5 м, осадка - 3,3м. Скорость хода - 38 узлов.

Корпус корабля был клепаным, но при изготовлении ряда механизмов применялась сварка . Три главных водотрубных котла разместили один за другим. Две турбины (каждая - в своем отделении) имели мощность 54 тыс. л. с.

Вооружение составляли два трехтрубных торпедных аппарата, четыре 130-мм орудия Б-13, две 76-мм универсальные пушки 34К, четыре 37-мм автомата и два 12,7-мм пулемета ДШК. В ходе войны на североморские эсминцы дополнительно установили по два спаренных 12,7-мм пулемета «кольт» и бомбометы БМБ-1. Нёс до 30 глубинных бомб и мог взять на верхнюю палубу 56-80 мин заграждения.
Эсминец «Разумный» - один из тринадцати тихоокеанских «семерок», названия которых в отличие от названий эсминцев других флотов начинались с буквы Р. Его заложили в Николаеве в 1936 году под названием «Прочный». Затем разобрали и перевезли по железной дороге на Дальний Восток и в июне 1939 года спустили на воду год названием «Разумный». Вступил в строй он лишь в октябре 1941-го. Летом 1942 года эсминец перешел по Северному морскому пути в состава ЭОН-18 на Северный Флот, прибыв в бухту Ваенга 14 октября 1942 года. До конца войны эсминец нес конвойную службу, неоднократно атаковал подводные лодки противника, участвовал в набеговых операциях. В послевоенные годы, после капитального ремонта (1954-1957 г.г.), корабль продолжал службу до 1960 года. После вывода из состава флота служил кораблём-целью ЦЛ-29, позже - плавказармой ПКЗ-3. В 1963-1964 годах разобран в Мурманске на металл.

Как я делал модель

Давно хотелось иметь в своей коллекции знаменитую «семёрку», эсминец, воевавший в годы Великой Отечественной войны. Красивый корабль - стремительный, с узким корпусом, весь нацеленный на движение… Еще в 80-х видел их чертеж в книге «Крейсера, фрегаты, линейные корабли». Но там масштаб был мелкий, не соберёшь хорошую модель , да и не из чего было. Наконец узнал, что есть модель «Разумного» в 200-м масштабе. Долго думал - брать или нет - в основном работаю с 400-м масштабом, но всё-таки решил попробовать 200-й.

И вот, наконец, модель у меня. Начинаю её собирать, и понимаю - что-то тут не так… Выяснил, что на самом деле это перепакованная модель китайского эсминца «Аньшань», бывшего нашего «Рекордного», да ещё с надстройками и вооружением на 50-е годы. Пришлось порыться в своих архивах, найти чертежи. И чем больше я находил информации, тем яснее понимал, что одними чертежами из «Моделиста-Конструктора» и «Морской коллекции» не обойтись. Собрал все фотографии, которые нашёл в Интернете и начал делать модель, ориентируясь на них.
Решил ограничиться разумными переделками (простите за каламбур!) - то есть переделать то, что однозначно не соответствует фотографиям эсминца.

За основу взял всё-таки чертёж из «Моделиста-Конструктора», внося изменения в соответствии с фотографиями. Корпус переделывать не стал - решил, что китайцы всё-таки не «испортили» его, корабль у них прослужил долго, до 86-го года. Добавил груз в корпус, чтобы сидел в воде по ватерлинию. Надстройки - где сделал новые, где переделал в соответствии с чертежами. «Застеклил» иллюминаторы и окна на рубке и катере. С внутренней стороны нанёс немного светонакопительной краски - пусть в темноте светятся!

Сделал две новые 76-мм универсальные пушки 34К, четыре 37-мм автомата, два спаренных 12,7-мм пулемета «кольт», два 12,7-мм пулемета ДШК. Щиты на 76-мм склеил из полистирола, стволы - композитные - полистирол и медицинская игла. Орудия, КДП и ТА - все вращаются, стволы орудий поднимаются. Автоматы и пулемёты «кольт» - только вращаются. На торпедные аппараты добавил маховики. Сделал два прожектора - корпус и подставка точёные из литников , отражатель алюминиевый, стекло - из тонкой прозрачной пластмассы (от какой-то упаковки), остальные прожекторы оснастил стёклами с отражателями.

Переделал бомбомёты, они несколько большего размера были. Сделал им новые тележки, а то старые шире рельсо в 1,5 раза, укоротил толкатели по высоте. Старые клюзы зашпаклевал, сделал новые. Бомбосбрасыватели установил на срезе кормы, а не на том месте, где они должны быть согласно сборочному чертежу, положив их «набок».

Мачты переделал. Грот несколько увеличил, доклеил его в высоту, развернул реи, приведя в соответствие с чертежами. Фок-мачту сделал заново из стальной проволоки разного диаметра, соединял с помощью точечной сварки. Очень удобно - быстро, прочно, не распаивается, если рядом что-то прикрепляешь. Лучше, чем пайка , да и не позволила бы пайка так загибать и разгибать проволоку. Таким же образом сделал держатели для огней на мачтах. Согнул из бронзовой проволоки 0,3 мм антенну радиопеленгатора. Ну, ещё добавил баллоны огнетушителей, параваны, фонари на мачты - это всё выточил из пластмассы. Спасательных кругов в комплекте давалось всего шесть, пришлось доделать ещё десять штук, скопировав их с помощью формы из зубопротезной резины. Обвесы мостиков сымитировал с помощью «сыростирола». Хотя сейчас бы сделал их по-другому. И рынду на носовой надстройке - «душу корабля» - тоже сделал. На одной из фотографий видно. Якорную цепь сделал из отрезков серебряной цепочки - только она давала лучший масштабный эффект.

Сделал трапы (из сетки от цифровых ламп), не фототравлёнка, но получилось довольно похоже. Леера тоже самодельные, немного повозиться пришлось (установить больше сотни отрезков проволоки диаметром 0,3мм и натянуть на них нить диаметром 0,12мм), но выглядят реалистичнее, чем фототравлённые. Красил нитрокрасками, используя маски . После установки надстроек натянул такелаж - той же нитью диаметром 0,12мм.

Декаль использовал от модели, только бортовой номер подобрал с деки от самолёта, т.к. родной - белого цвета. Сверху задул всё прозрачным нитролаком .
Делал модель долго - с января по ноябрь 2008 года (правда с перерывами и переделками) - по мере нахождения новой информации в Интернете приходилось кое-что переделывать заново, часто уже по покрашенному. Именно так была переделана носовая часть с клюзами - уже почти готовая до этого. Не обошлось и без «аварий» - когда задувал корпус чёрным (последним, самым тёмным!) цветом (а модель лежала на боку!) зацепил за