Е мобиль кто владелец. Ё-мобиль — что случилось с проектом, и почему его закрыли

Есть у нас в России такой товарищ - миллиардер Михаил Прохоров. Простому человеку, такому как я, он известен, пожалуй, двумя вещами - офигенным ростом (204см) и проектом ё-мобиля. Если с первым все понятно и это уже факт, то со вторым, похоже, есть проблемы. Давайте же разберемся, что такое ё-мобиль и каким боком он ложится на язык.

Ё-мобиль (в последней версии дизайна) и Михаил Прохоров

Началось все с российско-белорусско-голландской компании "Яровит-моторс", которая разрабатывала тяжелые грузовики под маркой "Yarovit", а опытную эксплуатацию они проходили в 2004 году на предприятиях "Норильского никеля", гендиректором и председателем правления которого в то время как раз и был Прохоров.

Тяжелый самосвал Yarovit Gloros A5402D с колесной формулой 8x6

В 2010 году в "Яровит-моторс" решили начать разрабатывать проект "нового городского легкового гибридного автомобиля", а посодействовать как раз и предложили Михаилу Прохорову. И вот уже в апреле 2010 года было объявлено о старте проекта "Городской автомобиль" силами группы "Онэксим" и холдинга "Яровит" с жизнеутверждающей основной целью: "Основная цель проекта «Городской автомобиль» – запуск в серийное производство малобюджетного автомобиля на модульной транспортной основе с использованием инновационных технологий." (цитата из официального блога проекта). Директором нового проекта стал директор холдинга "Яровит" Андрей Бирюков.
Тогда же был начат конкурс "Мое название городского автомобиля", который продлился с 1 июля по 10 сентября 2010 года. Участие в конкурсе мог принять любой желающий, и в результате было принято более 10 тысяч заявок. Финалистов было пять:
1. Белявская Ирина с названием «777». Слоган: Три семерки – твой счастливый автомобиль.
2. Красавин Георгий с названием «27». Слоган: Право свободно передвигаться. (Намек на 27 статью конституции о свободе передвижения)
3. Подрез Надежда. Предложенное название «Аванс». Слоган: Аванс - Возьми сегодня!
4. Геннадий Григорьев с названием «Аз». Слоган: Моё второе Я.
5. (пожалуй, самый оптимистичный вариант, особенно слоган номер 3) Бажилин Андрей. Предложенное название «Колесница». Слоганы: 1.Колесницу каждому. 2. Для Вас мы изменили привычный смысл вещей. 3. Зачем Вам автомобиль? Берите колесницу! 4. Колесница – ничего сложного!
После окончания конкурса и мучительных раздумий над предложенными названиями руководство проекта решило сделать ход конем и не приняло ни один из вариантов; правда, позже финалисты были награждены утешительными призами.
Примерно в то же время была представлена визуальная часть проекта, а именно - дизайн двух автомобилей, городского хэтчбека и внедорожного спорт-купе.

Планируемая в октябре 2010 года внешность городского хэтчбека

Планируемая в октябре 2010 года внешность спорт-купе

Оказалось, что раскраску прототипов "в два цвета" придумал белорусский художник Владимир Цеслер (известный, в основном, в области плакатного искусства) и она должна была охарактеризовать "гибридность" авто - при получении электроэнергии будут использоваться разные виды топлива. Цеслер также предложил название - "Ё-мобиль" и нарисовал логотип, которые впоследствии и были приняты на вооружение руководством "городского автомобиля".
И вот, со 2-го по 12 января 2011 года на специально организованной выставке в Москве были представлены аж три прототипа ё-мобилей на шасси:

Ё-микровэн (разработчик - фирма "Cardi")

Ё-кросс-купе (разработчик - фирма "Русский Автомобильный Дизайн")

Ё-фургон (разработчик - фирма "Cardi")

Слева-направо: Михаил Прохоров, Владимир Цеслер, Андрей Бирюков на презентации трех прототипов ё-мобиля в январе 2011 года.

В качестве источника энергии для ё-мобиля предполагалось использовать двигатель внутреннего сгорания, действующий совместно с электрогенератором, при этом в качестве топлива мог использоваться бензин или газ (метан). Ток, вырабатываемый генератором, накапливается в неком суперконденсаторе (специально разработанном для ё-мобиля), а далее передается на два ведущих электромотора, по одному на каждой оси, и таким образом организуется полный привод.

Вообще дело шло достаточно резво: с момента организации компании "городской автомобиль" не прошло еще и года, а вполне приемлемые прототипы уже существуют, и, казалось бы, имеются все условия для производства и деньги: оценочный бюджет до старта серийного выпуска ё-мобилей был заявлен в 150 миллионов евро. Немного смущало только желание организаторов все сделать исконно Российским - от дизайна до всех технологических решений, но и это тоже не выглядело слишком самонадеянно.

8 февраля Михаил Прохоров на заседании клуба Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) заявил, что ё-мобиль пройдет сертификацию летом 2012 года и озвучил разброс цен на гибриды, который будет составлять от 320 до 480 тысяч рублей. При этом он еще раз подчеркнул, что автомобиль будет на 90% состоять из отечественных комплектующих. Т.е. будущее нового автомобиля ожидалось безоблачным: есть три прототипа, все готово к производству, финансирование пока вроде есть, есть даже чуткий руководитель, заинтересованный в старте, и все что нужно - просто спокойно работать дальше.
На одном из сайтов было даже проведено забавное голосование на "лучшего инновационного олигарха", в котором Прохорова с его ё-мобилем противопоставляли Вексельбергу с его проектом наукограда в Сколково.

Дело пошло дальше, правда, не в техническом плане (как раз технологические новости и новости производства были скрыты от публики), а в плане пиара: на одном из экземпляров ё-мобиля прокатился из пункта А (Ново-Огарево) в пункт Б (Горки-9) Владимир Путин и показал этот экземпляр Дмитрию Медведеву. Через две недели было подписано соглашение о строительстве завода "Ё-Авто" в Санкт-Петербурге (в Марьино) и озвучены планы на старт серийного производства ё-мобилей с 1 сентября 2012 года. В этих планах было производство 45 тысяч автомобилей в год, а после пуска второй очереди завода - удвоение этой цифры. Плюс планировалась постройка завода для производства гибридных грузовиков "Yarovit" и завода для производства автоагрегатов и комплектующих.
Летом 2011 года на сайте компании "Ё-Авто" был запущен прием предварительных заказов на ё-кроссовер, ё-микровэн и ё-фургон. Как заявлялось, эти заказы не являлись предварительным договором на покупку, но давали возможность подписать контракт о покупке перед началом серийного производства. В итоге, всего за неделю приема заявок их количество превысило 100 тысяч, что более чем в два раза перекрывало оценочный план годового производства. Причем львиная доля заказов (более 80%) была на ё-кроссоверы.

В 2011 году компания Ё-Авто оставила свой след и на Байкале: там проходил первый молодежный промышленный форум "инженеры будущего - 2011". Молодые инженеры выложили пятиметровое каменное лого ё-мобиля на склоне предгорья Восточных Саян, да так, что его видно из поселка Большое Голоустное.

Но шутки шутками, а в сентябре 2011 года состоялся очередной Франкфуртский автосалон, на котором единственным представителем от России оказалась фирма "Ё-Авто". Там были представлены три автомобиля: новый, до этого момента неизвестный футуристичный концепт ё-мобиля; обновленный с учетом полученных замечаний и пожеланий ё-кроссовер (причем, он стал выглядеть более убого, чем раньше) и ё-фургон. Ё-микровэн куда-то подевался, причем его фотки убрали и с официального сайта "Ё-Авто".

Новый дизайн ё-кроссовера, представленный на Франкфуртском автосалоне в 2011 году

Новый ё-концепт

ё-концепт с полностью открытыми дверями

ё-фургон

Видимо, где-то примерно с этого момента и начались проблемы. Наступил сентябрь 2012 года, и вместо начала серийного производства, "из-за срыва сроков реализации проекта ё-мобиля", вместо Андрея Бирюкова гендиром был назначен главный конструктор проекта Андрей Гинзбург, а гендир группы "Онэксим" Дмитрий Разумов пообещал, что серийное производство начнется через 2 года. Тут-то вся российская публика, следящая за судьбой ё-мобиля, и ухмыльнулась - дескать, нам ли не знать, что говорить, мягко говоря, неправду - не мешки ворочать, и понятно, что дальше уже ничего не случится. Однако, это через год опроверг сам Михаил Прохоров, представив в 2013 году на Петербургском экономическом форуме совершенно новый вариант ё-кроссовера. Причем обновление коснулось не только дизайна, который изумительно превратился из обмылка в более современные формы, более подходящие под название "кроссовер", но и внутренностей - например, на новом экземпляре стоял полуторалитровый двигатель Fiat мощностью 75 л.с.

ё-кроссовер образца 2013 года

Пара видео с обзором нового ё-мобиля

Прохоров на презентации этой модели заявил, что именно такой ё-кроссовер будет сходить с конвейера завода, и начнется это в марте 2015 года.
Интересный момент этой модели заключается в том, что из-за размеров кузова в нем не удалось разместить одновременно запасное колесо и газовый баллон. Поэтому покупателю предлагается на выбор: либо приобрести только бензиновую модель, но с запаской, либо газо-бензиновый вариант, но тогда колесо придется возить в багажнике.
В конце 2013 года появились слухи о том, что "Ё-Авто" не хватает инженеров, да и финансирование от группы "Онэксим" стало давать перебои, однако никаких официальных сообщений от Андрея Гинзбурга о проблемах, естественно, не поступало. При этом последняя запись в официальном блоге "Ё-Авто" датируется 22 июля 2013 года...

Вот так выглядел завод Ё-Авто в Марьино в начале 2014 года (кстати, виден грузовик фирмы Yarovit)

20 февраля 2014 года появилась совсем прискорбная новость: некто Максим Мейксин, председатель комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга, на конференции "Автоинвест" заявил, что начало серийного производства ё-мобилей отложено на неопределенный срок из-за недостаточного финансирования. Правда, чуть позже представители группы "Онэксим" опровергли это, сказав в свою очередь, что сертификацию ё-мобиль пройдет в конце 2014 года. Но ведь их обещания народ уже слышал. А ведь при показе прототипа Прохоров обещал после запуска ё-мобилей заняться ё-самолетами...
Какой же из всей этой истории можно сделать вывод? Казалось бы: половина дела готова, есть рабочий прототип на ходу, и если ты миллиардер и у тебя есть желание довести дело до конца, то какие могут быть проблемы? Однако, похоже, главного - желания, как раз и нет...

Ссылки:
1. http://rusautomobile.livejournal.com/256644.html - первый показ реального ё-кроссовера в 2013 году
2. http://rusautomobile.ru/syzhety/potok-dannih/mnenie-avtora/673-promezhutochnaya-smert - очень интересная статья о "наступившем смутном времени" ё-мобиля (имеется в виду начало 2014 года)
3. http://yo-mobil.livejournal.com/ - официальный блог "Ё-Авто"
4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%81-%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8C - страница ё-мобиля на википедии

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti

Группа ОНЭКСИМ Михаила Прохорова отказывается продолжать разработку российского гибридного "ё-мобиля".

Причиной неудачи в инвестфонде называют резкое укрепление курса евро, вызвавшее рост расходов.

В пресс-релизе группы говорится, что всю техническую документацию группа передает в российский автомобильный институт НАМИ.

Сотрудник этого института рассказал Би-би-си, что пока что никакой документации там не получили.

О том, что будет делать НАМИ с проектом, он также не представляет.

Эксперты считают, что проект был изначально обречен на неудачу, поскольку создать "народный автомобиль" такого технологического уровня невозможно.

Роковой курс

"В текущей экономической ситуации, на фоне резкого ослабления конъюнктуры автомобильного рынка, реализовать проект производства автомобиля на заявленных условиях с прибылью стало невозможно. Это вызвано, в первую очередь, ростом капитальных и операционных расходов в результате укрепления курса евро и вытекающего отсюда неизбежного повышения конечной цены автомобиля", - говорится в заявлении генерального директора группы ОНЭКСИМ Дмитрия Разумова.

Мы не видим перспективы продать количество автомобилей, предусмотренное проектом и необходимое для самоокупаемости Дмитрий Разумов
Гендиректор группы ОНЭКСИМ

По его же словам, помимо возросшей стоимости производства машины, упал спрос на автомобили такого класса.

"Мы не видим перспективы продать количество автомобилей, предусмотренное проектом и необходимое для самоокупаемости", - говорится в тексте заявления.

Газета "Коммерсант", цитируя неназванный источник, имеющий отношение к проекту, передает, что в результате роста затрат и возникновения непредвиденных проблем стоимость одного автомобиля могла достигнуть миллиона рублей, что никак не соответствует концепции "доступного автомобиля".

Изначально, как заявлял Михаил Прохоров, автомобиль должен был получиться недорогим в производстве и доступным - стоить 350-450 тысяч рублей (10-13 тысяч долларов).

Однако, по оценкам экспертов, гибридный "ё-мобиль" не может в настоящее время стоить дешевле миллиона рублей (28 тысяч долларов).

"Насколько они могли бы быть дешевы? Я думаю, они стоили миллионы", - сказал Би-би-си автомобильный эксперт, директор APV-Creative Group Станислав Павлов, комментируя нынешнюю стоимость "ё-мобилей".

По его словам, "в настоящее время еще никому не удавалось сделать просто дешевый автомобиль в современном мире, а если мы говорим о гибриде, то просто нет".

Громкий проект

О планах по созданию российского гибридного автомобиля впервые было объявлено в апреле 2010 года. В ноябре стало известно, что его назовут " ё-мобиль ".

Изначально планировалось выпускать на этой платформе автомобиль в трех кузовах - кроссовер-купе, микровэн и небольшой фургон.

При этом планировалось, что двигатель у машины будет работать на бензине или газе, а колеса вращали бы электромоторы.

В начале 2011 года в компании "ё-АВТО", которая и должна была выпускать автомобиль, говорили, что сборочные заводы появятся в 5-7 регионах России и в двух странах Европы.

В апреле того же года прототип автомобиля "обкатал" Владимир Путин, который отправился на нем из подмосковного Ново-Огарева в резиденцию президента Дмитрия Медведева в Горках.

Политика

По мнению многих экспертов, проект "ё-мобиля" был не только бизнес-предприятием Прохорова, но также работал на его имидж политика.

Летом 2011 года Михаил Прохоров возглавил партию "Правое дело", но в сентябре после скандала на предвыборном съезде был отстранен от управления партией и вышел из ее рядов.

Он публично обвинил в причастности к скандалу заместителя главы администрации президента России Владислава Суркова.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption 1 апреля 2011 года на "ё-мобиле" покатался Владимир Путин

После этого компания начала сталкиваться с административными проволочками. В частности, Федеральная антимонопольная служба отменила конкурс на строительство дороги к заводу "ё-АВТО" под Петербургом.

В декабре 2011 года Прохоров объявил о планах баллотироваться в президенты и даже подарил во время теледебатов другому кандидату - председателю ЛДПР Владимиру Жириновскому - сертификат на получение "ё-мобиля" .

Обреченный на провал?

Хотя проблемы с финансированием начались уже осенью 2011 года , проект продолжал развиваться, летом 2013 года были представлены публике предсерийные образцы, а в компании говорили, что серийный выпуск может начаться уже в 2015 году.

Но в феврале 2014 года начало производства автомобиля было перенесено на неопределенный срок, а в российской прессе появились сообщения, что проект может быть закрыт.

Как рассказал Би-би-си Станислав Павлов, он изначально не верил в то, что этот проект может быть реализован, однако подал заявку на покупку "ё-мобиля", поскольку верил в чудо.

"Мне казалось, что даже если такой небольшой проект по созданию российского автомобиля появится, то это будет чудо", - признался директор APV-Creative Group.

В 2010 году он о чудесах не упоминал. "Рынок не то что сокращается, а просто скукоживается, как виноград - в изюм. Сейчас, наверное, не самое лучшее время для запуска новых продуктов," - говорил он тогда Би-би-си.

Сомнения в том, что в России возможно создать новый автомобиль "с нуля", высказывали и другие эксперты.

По словам аналитика Банка Москвы Михаила Лямина, наиболее востребованными автомобилями в России остаются "бюджетные варианты "Жигулей" АвтоВАЗа", а в более дорогих сегментах предпочтение отдается уже проверенным брендам.

"Это все сказки"

В группе ОНЭКСИМ говорят, что в ходе разработки автомобиля были созданы технологические решения, которые они могли продать, но предпочитают передать государству в лице автомобильного научно-исследовательского института НАМИ.

"У нас был ряд предложений от зарубежных компаний о приобретении проекта и его отдельных разработок. Но сегодня с учетом новых экономических реалий платформа "ё-мобиля" может и должна быть использована в другом направлении: мы давно работаем с НАМИ и понимаем, что с учетом большого числа разнообразных проектов этого института, наши разработки могут получить более широкое применение в дальнейшем развитии как отечественного легкового, так и грузового и общественного транспорта", - заявил Генеральный директор "Ё-АВТО" Андрей Гинзбург.

В пресс-релизе ОНЭКСИМ говорилось о некоем соглашении с НАМИ о передаче государству чертежей и прочей документации проекта "ё-мобиля".

Между тем источник в институте не подтвердил Би-би-си получения таких чертежей. "К нам ничего не поступает и не должно перейти. Вот поступят, тогда поговорим", - сказал он.

По словам представителя НАМИ, этот автомобиль не мог получиться дешевым: "Будет он дешевым? Да никогда, это все сказки. Ему нужно обслуживание. Сказочное. А сказок не бывает", - сказал он.

Вслед за неудачной попыткой Михаила Прохорова создать народный гибридный «Ё-мобиль» провалились попытки создать первый в России суперкар. Это была разработка компании Marussia Motors Николая Фоменко. Прохоров и Фоменко замахнулись на слишком амбициозные и масштабные проекты, на которые требуется гораздо больше денег, опыта и времени.

Бизнесмена и политика Михаила Прохорова и актера и шоумена Николая Фоменко объединяет амбициозное желание создать новый чисто российский автомобиль. Прохоров в угоду своим политическим амбициям возжелал разработать первый народный гибридный автомобиль, а Фоменко в угоду своей любви к автоспорту и «Формуле-1» - первый российский суперкар. Внешне патриотично. Но у обоих с реализацией желаемого не заладилось, о чем символично стало известно в один день.

О закрытии компании Marussia Motors сообщил сначала один из участников форума на сайте Cardesing.ru. По его словам, сотрудников Marussia Motors уволили, последние два месяца им не выплачивали зарплату. Часть сотрудников автокомпании Фоменко уже перешла на работу в Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ), сообщил участник форума.

В самой Marussia Motors на телефоны и на письменный запрос в понедельник не отвечали. Однако в НАМИ газете ВЗГЛЯД подтвердили, что часть сотрудников компании Marussia Motors перешла на работу в институт. Более детальную информацию в НАМИ предоставить не смогли.

После просочившейся на форуме информации о закрытии компании Фоменко это подтвердили разным СМИ другие бывшие сотрудники Marussia Motors.

Почему закрыли

«Концепт, разработанный командой Marussia, оказался нежизнеспособным, воплотить его в серию невозможно», - говорит РБК один из бывших сотрудников. Производство также закрыто, ликвидационная команда распродает активы, утверждает бывший менеджер Marussia. В проект частные инвесторы успели вложить около 100 млн евро.

По данным источника «Мотор.ру», Marussia Motors собирается покинуть производственные помещения на заводе холодильной техники «Снежинка», который располагается рядом со станцией метро «Ботанический сад».

Официальных причин закрытия Marussia Motors нет, а неофициальные - дрязги Николая Фоменко с руководством «Кортежа» и отсутствие инвестиций с прошлого года. Об этом рассказал бывший сотрудник на форуме. «Кортеж» - это проект создания автомобиля для первых лиц государства, разработчиком которого выступало ФГУП «НАМИ» вместе с Marussia Motors.

О закрытии проекта «Ё-мобиль» рассказали в ОНЭКСИМе (85% в СП «Ё-авто») газете «Коммерсант». Названная причина, с одной стороны, вполне логична и подходит в том числе и для Marussia Motors. Ситуация в российской экономике и на автомобильном рынке иная, чем четыре года назад: экономика сжимается, а продажи машин падают, спрос на народный автомобиль уже не так очевиден. Ослабление рубля увеличило стоимость производства, комплектующие для которого в основной своей массе должны были быть импортным.

В итоге бюджет проекта «Ё-мобиль» вырос до 450 млн евро, что автоматически означает появление совсем не народной цены на народный автомобиль. Называется цена уже в 1 млн рублей вместо 350 тыс. рублей в самом начале проекта. Поэтому, потратив лишь несколько сотен миллионов евро, Прохоров решил признать поражение.

Круто замахнулись

Однако, с другой стороны,вполне возможно, что Прохоров с Фоменко просто замахнулись на слишком амбициозные проекты, не рассчитав со сроками реализации и масштабом работ.

Газета ВЗГЛЯД, как и многие эксперты в отрасли, уже давно не верила в то, что «Ё-мобиль» когда-нибудь поедет по российским дорогам. Многим это было очевидно, даже когда компания «Ё-авто» объявила предварительную запись на еще не выпущенный народный гибрид. Параметры самого проекта, место и объемы производства, а также цена народного автомобиля постоянно менялись, откладывались, назывались новые. И то, что сердце автомобиля - его двигатель - не будет чем-то инновационным, в самой компании тоже давно признали. А зачем создавать то, что уже есть? Например, у АвтоВАЗа, самого что ни на есть народного производителя, есть гибридная LadaGranta, которую помогал разрабатывать тот же НАМИ.

Проекты Прохорова и Фоменко провалились, потому что они решили с нуля создать новый «велосипед». Тогда как кооперация с уже достигнувшими успеха международными компаниями существенно снизила бы как стоимость амбициозных проектов, так и сроки их реализации.

«Иностранные компании уже не один год занимаются производством таких автомобилей. Гибриды появились примерно 15 лет назад, спорткары - около 50. Соответственно, у иностранцев на их производство выделяется куда меньшая сумма, чем у нас. Все потому, что у нас нет производственных мощностей, позволяющих осуществлять сборку подобных автомобилей, а за рубежом они есть», - говорит газете ВЗГЛЯД первый вице-президент общероссийской общественной организации «Российский союз инженеров» Иван Андриевский.

Иностранцы впереди, потому что давно вкладывают средства в инновационные автомобильные разработки и тратят на это миллиарды. И они могут себе это позволить, потому что параллельно зарабатывают на продажах традиционных автомобилей. Для «Ё-авто» и для Marussia Motors их автомобильные проекты - это бизнес-проекты с нуля с сомнительными бизнес-планами и окупаемостью, рассчитанные лишь на щедрые инвестиции частных инвесторов.

В свое время разработка гибридной Toyota Prius,ChevroletVoltили электромобиля Nissan/Renault стоила около 1 млрд долларов. Ежегодно ведущие мировые автопроизводители проводят десятки НИОКР на общую сумму 2-4% от своих продаж, что составляет более 30 млрд долларов ежегодно или в среднем по 1-3 млрд долларов на одного производителя (данные НАМИ).

Для сравнения: Прохоров за четыре года потратил на «Ё-мобиль» несколько сотен миллионов евро, Фоменко, по неофициальным данным, 100 млн евро, предположительно, с момента образования компании в 2007 году.

Тот же АвтоВАЗ очень долго пытался сам разработать новую платформу для обновления модельной линейки, даже привлек производителя комплектующихMagna. Тогда этот проект прикрыли, потому что вместо бюджетного автомобиля получался премиальный. А решиться продавать дорогую машину под брендом Lada - заведомо выброшенные на ветер деньги.

Зато когда АвтоВАЗ воспользовался давно созданнойRenaultплатформой R90 (это платформаLogan), сразу появилась новая модельLadaLargus. В автопроме уже давно нужна мировая кооперация, как это есть в авиации. А там, глядишь, российские сотрудники, поработавшие с иностранными ноу-хау, придут в НАМИ и уже намного быстрей сделают автомобиль для президента на замену «Мерседесам».

Уйти красиво

Надо отдать должное Прохорову, который не только феерично объявил о своем проекте еще в 2010 году и довольно активно пиарил его (или себя) все эти четыре года. Он еще и закончил эту эпопею неплохой пиар-акцией: ОНЭКСИМ рассказал о закрытии проекта лишь одному изданию, источники которого посчитали, что компания могла продать свою интеллектуальную собственность как минимум за 200-300 млн долларов, а американские или европейские производители могли бы купить разработку одного крупного узла за 200 млн долларов. Но вместо этого Прохоров сделал политически красивый жест - передал технологии государству в лице НАМИ. Проект «Ё-мобиля» достался институту за символичный один евро.

Фоменко и Marussia отличались более сдержанной пиар-стратегией и свернули компанию тоже по-тихому. Компания просто закрылась. Возможно, потому что попытки продать оказались безуспешными или продавать попросту было нечего. По крайней мере если ни о каких сделках так и не будет объявлено, то это так.

Дальше показанного в конце 2008 года автомобиля Marussia В, а позже - Marussia В2 и концепта кроссовера Marussia F2 дело у Фоменко так и не пошло. Хотя планировалось при помощи финской инжиниринговой фирмы Valmet Automotive довести эти машины до мелкосерийного производства и активно продвигать на западных рынках. Зато в этот период у компании появилась собственная команда в «Формуле-1».

Что ждет проекты Marussia и «Ё-мобиля»

У проекта Фоменко по созданию супекаров, скорее всего, будущего никакого нет. Но у госпроекта по разработке президентского лимузина еще есть шанс быть реализованным. Все-таки нехорошо, когда для перевозки российского руководства используются немецкие автомобили Mercedes. В частности, президент Владимир Путин ездил на Mercedes-Benz S-Guard Pullman. По сути, проект «Кортеж» - это первый с советских времен практический шаг по созданию отечественных автомобилей для VIP-персон.

Да и Marussia Motors была лишь помощником, а главным и единственнымисполнителем госзаказа было определено ФГУП «НАМИ». Получить наработкиMarussia институт сможет как минимум за счет сотрудников, которые сбежали с утонувшего корабля Фоменко.

Инвестиции в довольно актуальный проект «Кортеж» уже обещаны. В феврале этого года правительство сообщало, что выделит 3,6 млрд рублей на этот проект на 2014-2016 годы.

Что касается технологий «Ё-мобиля», то Минпромторг с благодарностью воспринял передачу этих технологий НАМИ и государству. Однако что из них выйдет, пока неясно. Но вряд ли это будет народный гибридный автомобиль за 350 тыс. рублей, как мечтал Прохоров. Минпромторг вместе с НАМИ намерен изучить наработки компании бизнесмена и понять, в каких проектах они могут быть полезны. Завод под Петербургом, который строился для «Ё-авто», скорее всего, тоже перейдет институту.

Направление, предложенное Прохоровым и Фоменко, абсолютно правильное, в эту сторону надо развивать российское автомобилестроение, считает Андриевский. Однако эти провалы теперь ясно дали понять, что без опыта иностранцев нам не обойтись.

Статья-рассуждение о том, почему провалилась идея о создании «Ё-мобиля», что привело к краху производства модели. В конце статьи - видео, где Жириновский рассказывает о поломке своего «Ё-мобиля».


Содержание статьи:

Один из четырех российских гибридных автомобилей пришел в негодность. У «Ё-мобиля», созданного бизнесменом Михаилом Прохоровым и подаренного политику Владимиру Жириновскому, по словам владельца, осыпался аккумулятор. По всей видимости, короткая история единственного бюджетного, «народного», невероятно эффективного автомобиля закончилась, так толком и не начавшись. Уже сейчас заводское производство в Марьино, в которое Прохоров вложил 150 миллионов евро, стоит заброшенным, а последние передвижения на нем были замечены аж весной 2016 года.

Вначале было слово


Гениальная идея начать революционное автомобильное производство посетила бизнесмена и политика Михаила Прохорова в далеком 2010 году. Амбиции отца-основателя были таковы, что на официальном сайте «Ё-мобиля» сразу же была доступна функция предварительного заказа будущего автомобиля. Желающих опробовать новинку набралось поразительно много - 214 тысяч, а выпуск первых моделей был назначен на 2013 год.

Однако несмотря на заявленную мощную команду профессионалов ни в 2013 году, ни даже в 2014 году российское общество не увидело обещанную диковинку. Наконец, летом 2016 года гордый «отец» впервые сел за руль своего детища на экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Затем была PR-компания, реклама высоких технологий, выбранных для оснащения автомобиля, и несколько показов экспериментального образца, ставших первыми и последними появлениями «Ё-мобиля» на широкой публике.

А 2016 год начался с заявления Комитета по промышленной политике и инновациям о том, что все инвесторы и основатели «Ё-авто» и «Яровит-моторс» бесследно исчезли.

А был ли мальчик?


Если пройтись по территории индустриального парка Марьино, куда охранники пускают весьма охотно, удручающее впечатление производит бесхозность, опустение и непроходимая грязь. Охранник уверенно заявляет, что все строительство заморожено, по слухам, на пару лет, но, скорее всего, навсегда.

Производственный цех «Ё-мобиля» представляет собой пустую коробку без какого-либо наполнения: заброшенное помещение да ржавые трубы. Редкие рабочие, оставшиеся тут после то ли после не начатой, то ли не законченной стройки, показывают прикрытые ветошью коробки. В них немецкий пресс, на котором планировалось создавать корпус машины, и ни разу не видевшие света запчасти. Оборудования должно было быть намного больше, но оно почему-то так и не было доставлено из Германии и Америки. Зато в углу пылятся «Ё-кроссовер» и «Ё-концепт», которые даже не смогли завестись. Вот такой апокалиптический вид имеет предприятие, обещавшее к 2018 году спускать с конвейера по 40 тысяч машин в год.

Дотянуться до мечты


Первый конструктор гибрида Александр Синкевич очень удручен тем, в какое русло свернула неплохая изначально идея. Задуманный проект предлагал автомобиль действительно дешевый, экономичный, практичный и при этом очень эффективный.

Естественно, российская автомобильная промышленность никогда не сможет соперничать с мировыми автомобильными лидерами, поэтому акцент «Ё-мобиля» делался на уникальность. Он должен был стать принципиально новым транспортным средством с простым дизайном, но с богатым наполнением. Предполагалось сделать следующее:

  1. Машину-гаджет коллективного использования, которая заводилась бы с помощью кредитной карты. Затем ее можно было бы оставить в определенном месте после использования, чтобы ей воспользовался другой человек.
  2. Радикальный дизайн с кузовом из армированного полипропилена.
  3. Роторный двигатель.
Сначала руководство компании отвергло концепцию коллективного использования как непрактичную. А всего лишь через год этот план очень успешно реализовали в Германии, оснастив более трех сотен автомобилей Smart подобной системой. Затем американский поставщик своевременно не доставил полипропилен, поэтому автомобиль приобрел традиционный стальной корпус с пластмассовыми панелями.

Постепенно рассеялась идея нового, эксклюзивного дизайна, и «Ё-мобиль» стал получать какие-то черты от одного популярного бренда, какие-то от другого. То есть при более чем неторопливых темпах производства пока хотя бы один автомобиль будет готов к выпуску, он уже морально устареет по многим параметрам. Что фактически и произошло с «Ё-кроссовером». Ведь в крупных автоконцернах будущие дизайны автомобилей расписаны на несколько лет вперед. И снова по иронии судьбы буквально через полгода «Тойота» презентовала новый автомобиль, имеющий тот самый полипропиленовый кузов, от которого отказались российские новаторы.

Аналогичная история произошла и с роторным двигателем. Хотя инженеры уже имели некоторые наработки, которые можно было бы развить дальше, они не стали мучиться с исправлением ошибок и что-то дорабатывать, взяв привычный двигатель от «Фиата». А тем временем Америка запустила производство роторных моторов…

Вот так постепенно инновационная задумка скатилась к обычной, наспех и кустарно произведенной машинке.

Сказка - ложь, да в ней намек


Автомобильных экспертов не удивил провал грандиозного проекта, они изначально были уверены в неудаче. 150 миллионов для столь амбициозного плана – это ничто по сравнению с многомиллиардными вливаниями мировых автомобильных монстров.

В случае «Ё-мобиля» полные профаны в, говоря откровенно, технически отсталой стране хотели с нуля воплотить гениальную идею.


И двигатель внутреннего сгорания дополнить электромотором, и поршневые двигатели заменить более дешевыми роторно-лопастными, и легкий, антикоррозийный кузов заполнить самой умной техникой. То есть, сделать все то, над чем десятилетиями бьются лучшие мировые умы, за пару лет. Один лишь роторно-лопастной двигатель является чем-то из области научной фантастики. Практически невозможно сконструировать поршни таким образом, чтобы заставить их вращаться. Хотя инженеры компании Прохорова даже создали красивую 3-D картинку подобного двигателя, на чем и успокоились.

Дело не только в двигателе или электронной начинке. Дело в том, что никакую вершину нельзя покорить с наскока. Все серьезные автомобильные концерны имеют свои исследовательские лаборатории, научные центры, испытательные площадки. А на что рассчитывали основатели «Ё-авто»? Где собирались доводить до ума ходовую часть, на каких полигонах или тренировочных трассах? Где заниматься продувкой аэродинамики, которую нельзя доверить исключительно компьютерам. Николай Фоменко уже совершил такую ошибку с Marussia Motors, в чем горько убедился на «Формуле-1».


Гипотетически сказка с богатым принцем, озолотившим бедных инженеров и создавшим чудо чудное, вполне может стать реальностью. Ведь удалось же это Элону Маску с его «Теслой», пользующейся колоссальным спросом при далеко не малой цене. Россия всегда славилась гениальными умами и трудолюбивыми людьми, но на голом энтузиазме далеко не уедешь. Принц должен постоянно, ежегодно вкладывать и вкладывать в свое детище еще многие миллионы к стартовому взносу, чтобы получить идеальный продукт.

К сожалению, многие русские бизнесмены привыкли делать деньги быстро, им претят такие понятия, как «долгосрочные инвестиции».


Вот вложить в строительство недвижимости один миллион, а через пару лет продать ее за три – это доступно их пониманию. А отдать миллиарды в новую, неосвоенную отрасль и надеться, что хотя бы лет через 20 они окупятся, это не про российских олигархов.

Но все же есть и положительные моменты от аферы или же мечты под названием «Ё-мобиль». Гражданам России очень тяжело дался кризис 2008 года, а проект Прохорова вселил в них почти детскую веру - в то, что наша страна еще что-то умеет, в то, что мы снова станем великими. Одна лишь идея заставила людей поверить в отечественный автопром и отправиться в салоны за новыми автомобилями.

Статистика говорит, что после объявления о создании гибридного автомобиля продажи российских машин возросли с 1,7 миллионов в 2009 году до 2,3 миллионов в 2010 году. Кстати, сыграла на руку «Ё-Мобиля» и широкая реклама «Маруси», тоже громко заявлявшей о возрождении из пепла нашего автопрома.

Выиграл ли что-то Михаил Прохоров от этой нашумевшей истории или проиграл, русским людям он на несколько лет подарил надежду на светлое технологическое будущее нашей страны.

Жириновский - о поломке своего «Ё-мобиля», смотрим:

Про Ё — мобиль не пишет только ленивый! Наш блог не остался в стороне (наши читатели задают нам вопросы) и мы тоже решили осветить эту тему. Что же это за чудо техники? И как он работает? Какой у него двигатель? Отвечаем………


Скажем так, идейным вдохновителем и конечно же спонсором, является миллиардер Михаил Прохоров, кстати автомобиль сначала так и назывался автомобиль Прохорова. Но уже 9 ноября 2010 года, когда автомобиль впервые представили публике, он уже назывался с приставкой «Ё». Однако стоит заметить, что на название этого автомобиля развернулся целый конкурс, в финал вышли пять названий — «Колесница», «Аванс», «А3», «777», «27» и «Ё — мобиль», ну как вы видите остальные претенденты выглядят очень скромно!

Технические характеристики

Ё — мобиль нестандартный для России, это прямо скажем гибрид, еще не одна российская компания не выпускала гибридов или электрокаров. Принцип работы основан на, так называемом супер конденсаторе. То есть простыми словами, бензиновый двигатель заряжает супер конденсатор (своеобразная батарея), который в последствии отдает свою энергию электродвигателям. Бензиновый двигатель работает всегда с одними оборотами и имеет не большой объем, порядка 0,6 литра, он нужен только для подзарядки. Благодаря своим не большим оборотам бензиновый двигатель расходует очень мало, порядка 3 л на 100 километров. Максимальная скорость которую может развить Ё — мобиль, это — 120 километров в час, не плохо для гибрида.

Автомобиль будет выпускаться в трех видах, это кросс — купе, минивен и фургон.

Ё — кросс -купе

Самый быстрый из трех, подойдет молодым и активным.

Технические характеристики Купе

Габаритные размеры ДxШxВ, мм: 4065 x 1832 x 1495
Концепция: спорт-купе с полным приводом и увеличенным клиренсом.

Посадочные места: 4 места
Подушки безопасности: 2 шт.
Снаряженная масса: 650 кг.
Полная масса: 900 кг.
Привод: полный, 4×4
Дорожный просвет: 200 мм
Шины: R17 с системой RUN-FLAT (сохраняет возможность движения со скоростью до 80 км/час (при проколе) (опционально: R16)
Диски: литые (опционально — штампованные )
Круиз-контроль: есть
ABS: есть


Светодиодная оптика: есть
Двигатель: роторно-лопастной


Время разгона: 100 км/час:
Режим ЭКО: 10 секунд
Режим СПОРТ: 7 секунд
Режим СКОЛЬЗКО: 14 секунд


бензин — 20 литров






В салоне

Многофункциональный руль

Сенсорная панель управления

Климат-контроль






Ё — минивен

Минивен, подойдет для семейных поездок.

Ё — минивен

Технические характеристики минивена

Габаритные размеры ДxШxВ, мм: 3892 x 1815 x 1611
Пространство салона: B-класс снаружи, E-класс внутри.
Цвет автомобиля: один базовый, второй на выбор(двойная расцветка)
Посадочные места: 5 мест
Подушки безопасности: 2 шт.
Снаряженная масса: 700 кг.
Полная масса: 1200 кг.
Привод: полный, 4×4 (опционально 4×2)
Дорожный просвет: 170 мм
(опционально: 4×2)
Диски: литые (опционально — штампованные )
Круиз-контроль: есть
ABS: есть
ESR: есть (реализуется системой управления)
В основе изготовления кузова — композитные и полимерные материалы(секретная разработка)
Светодиодная оптика: есть
Двигатель: роторно-лопастной
Мощность: 45 квт (60 л.с.) (транспортный налог не взимается)
Энергетическая установка в составе двигатель+генератор и система накопления энергии обеспечивает энерговооруженность аналогичную 2-литровому 150-сильному ДВС.
Время разгона: 100 км/час:
Режим ЭКО: 11 секунд
Режим СПОРТ: 8 секунд
Режим СКОЛЬЗКО: 14 секунд
Топливо: бензин 92 / природный газ (метан)
Режим установленных двух баков:
бензин — 20 литров
природный газ сжатый — 14 куб.м. или
природный газ сжиженный — 20 литров (опционально: установка монотопливной системы)
Расход топлива: 3,5 литра топлива на 100 км.
Экологический класс: ЕВРО-5 (без катализатора, метан)
Запас хода при полной заправке обоих баков: 1100 км
Запас хода на энергии накопителей(двигатель заглушен): 2 км(варианты использования — закончилось топливо или необходимо проехать на короткое расстояние)
Максимальная скорость: 130 км/час (ограничение электроникой и законом)

В салоне

Многофункциональный руль
Сенсорная панель управления
Возможность выбора цветового и дизайн-решения информационных панелей (сменные панельки как в телефонах)
Климат-контроль
Система навигации ГЛОНАСС(теперь большой брат будет следить и за тобой ) и GPS
Используются бесплатные карты OpenStreetMap с возможностью редактирования пользователем загрузки в память через интернет или USB 2.0
Система управления обеспечивает автоматический запуск и остановку ДВС при необходимости
Мультимедийная система в составе
Интернет: 4G YOTA, дополнительно другой провайдер
Аудио, видео с загрузкой через USB
Телефон с интерфейсом Bluetooth (легендарный ё-фон)

Ё — фургон

Ё — фургон

Технические характеристики фургона

Габаритные размеры ДxШxВ, мм: 4200 x 1880 x 1870
Концепция фургона: максимально полезный объем и грузоподъемность при минимальных габаритах
Цвет автомобиля: один базовый(оранжевый), второй на выбор
Посадочные места: 2 мест
Подушки безопасности: 2 шт.
Снаряженная масса: 650 кг.
Полная масса: 1550 кг.
Грузоподъемность: 750 кг
Полезный объем: 4 куб. м, возможность загрузки стандартного поддона
Привод: полный, 4×4 (опционально 4×2)
Дорожный просвет: 170 мм
Шины: R16 с системой RUN-FLAT (сохраняет возможность движения со скоростью до 80 км/час (при проколе) (опционально: R15)
Диски: литые (опционально — штампованные )
Круиз-контроль: есть
ABS: есть
ESR: есть (реализуется системой управления)
В основе изготовления кузова — композитные и полимерные материалы(секретная разработка)
Светодиодная оптика: есть
Двигатель: роторно-лопастной
Мощность: 45 квт (60 л.с.) (транспортный налог не взимается)
Энергетическая установка в составе двигатель+генератор и система накопления энергии обеспечивает энерговооруженность аналогичную 2-литровому 150-сильному ДВС.
Время разгона: 100 км/час:
Режим ЭКО: 14 секунд
Режим СКОЛЬЗКО: 18 секунд
Топливо: бензин 92 / природный газ (метан)
Режим установленных двух баков:
бензин — 20 литров
природный газ сжатый — 14 куб.м. или
природный газ сжиженный — 20 литров (опционально: установка монотопливной системы)
Расход топлива: 3,5 литра топлива на 100 км.
Экологический класс: ЕВРО-5 (без катализатора, метан)
Запас хода при полной заправке обоих баков: 1000 км
Запас хода на энергии накопителей(двигатель заглушен): 2 км(варианты использования — закончилось топливо или необходимо проехать на короткое расстояние)
Максимальная скорость: 130 км/час (ограничение электроникой и законом)

В салоне

Многофункциональный руль
Сенсорная панель управления
Возможность выбора цветового и дизайн-решения информационных панелей (сменные панельки как в телефонах)
Климат-контроль
Система навигации ГЛОНАСС(теперь большой брат будет следить и за тобой ) и GPS
Используются бесплатные карты OpenStreetMap с возможностью редактирования пользователем загрузки в память через интернет или USB 2.0
Система управления обеспечивает автоматический запуск и остановку ДВС при необходимости
Мультимедийная система в составе
Интернет: 4G YOTA, дополнительно другой провайдер
Аудио, видео с загрузкой через USB
Телефон с интерфейсом Bluetooth (легендарный ё-фон)