Вступление Киргизии в Таможенный союз — несерьезная постановка вопроса. Хорошо ли будет Киргизии в Таможенном Союзе

Вступать Кыргызстану в Таможенный союз или не вступать? Что получит республика в случае вступления и «не вступления»? С какими рисками столкнется в обоих вариантах? Ведущие экономисты, эксперты, предприниматели пытаются найти ответы на эти вопросы. Наверное, в том числе, и для того, чтобы затем, на основании этих ответов, объяснить ситуацию и населению.

Обсуждение Таможенного союза состоялось в начале декабря 2013 года в Оше, на конференции «Перспективы вступления Кыргызской Республики в Таможенный союз: вовлечение общественности в процесс принятия решений». Свое видение проблемы обрисовали представители Министерства экономики и антимонопольной политики Киргизии, активисты бизнес-среды и гражданского общества, депутаты парламента и местных кенешей (советов).

До того, как эта тема была вынесена на конференцию, организаторы - общественное объединение «Youth of Osh» - обсудили ее с предпринимателями и жителями южного региона и сделали вывод, что население, строя свое мнение на слухах, домыслах и стереотипах, по данному вопросу информацией почти не владеет. При этом 60% опрошенных южан на вопрос, нужно ли Кыргызстану вступать в ТС, ответили утвердительно. Однако неизвестно, как изменился бы этот показатель, если бы вопрос имел продолжение, например, такое: «… если при этом цены на потребительские товары кратно возрастут?»

Неизбежный рост цен на товары – это только один из рисков членства в Таможенном союзе. К нему же – введение более высоких таможенных пошлин из внесоюзных стран и изоляция от их рынков, сокращение объемов реэкспорта из Китая. В результате, к примеру, могут обвалиться оптовые рынки «Дордой» в Бишкеке и в г. Кара-Суу, кормящие сотни тысяч кыргызстанцев.

Эти и другие негативные последствия вступления республики в ТС в своей презентации назвал замминистра Министерства экономики и антимонопольной политики КР Данил Ибраев. При этом он подчеркнул, что рисков от невступления тоже достаточно, если не больше. Кыргызстан все же должен ориентироваться на выгоды и возможности, которые сулит ТС.

А это такие перспективы, как модернизация экономики за счет создания рабочих мест и обеспечения высокого уровня занятости, привлечения прямых иностранных инвестиций, роста применения новых технологий, улучшения структуры производства, участия в реализации крупных энергетических и иных проектах. Это доступ к рынкам стран-членов ТС и свободный беспошлинный доступ продукции КР на эти рынки, развитие приграничной торговли и единого рынка железнодорожных перевозок.

Еще один довод «за»: решится проблема с демаркацией и делимитацией границ с Узбекистаном и Таджикистаном, которые не смогут, как прежде, игнорировать предложения Кыргызстана по ее решению, так как речь будет уже идти о границах Таможенного союза.

«Таможенный союз – это для нас реально, мы давно ведем работу в этом направлении, проведено 8 заседаний рабочих групп, но не все вопросы решены» – говорит Д. Ибраев.

В нерешенные вопросы входит, прежде всего, так называемая «дорожная карта» КР – она включает 167 пунктов, при условии соблюдения которых Кыргызстан может влиться в ТС. Однако Евразийской экономической комиссией 11 ноября с. г. был одобрен и принят переработанный вариант дорожной карты, причем без участия КР. И с таким вариантом, не учитывающим национальные интересы, Кыргызстан категорически не согласен.

«Мы не можем комментировать решение комиссии, поскольку Кыргызстан не является ее членом, а только наблюдателем без права голоса. То, что наши предложения не учтены, говорит о недопонимании нашей позиции. Но мы можем и будем предлагать свой вариант дорожной карты. Нам нужен пошаговый плавный переход, нужно защитить свой рынок. Новое обсуждение вступления КР в ТС состоится в Москве 24 декабря» – говорит Д. Ибраев.

Есть ли альтернатива?

Участников конференции интересовал вопрос: почему бы не разработать вектор развития Кыргызстана на случай невступления в ТС. Но этот путь Данил Ибраев считает более сложным и тяжелым – он никак не защитит наших производителей, их продукция станет менее конкурентоспособной, ее себестоимость кратно возрастет.

Прозвучало и такое мнение: Кыргызстан ведет оживленную торговлю со странами не членами ТС – Турцией, Китаем, Эмиратами, почему бы просто не развивать это направление. При этом выступавший привел пример Казахстана, который третий год является членом ТС: цены на потребительские товары там выросли на 40%, Казахстан не может попасть со своей продукцией на рынки России. Что в результате привело уже к некоторой напряженности в отношениях между двумя странами.

Депутат ЖК КР Равшан Жээнбеков добавил к этому, что «просело сельское хозяйство Казахстана, что ожидает и Кыргызстан», а вопрос трудовой миграции повис вообще – его даже не включили в дорожную карту. И предложил: не входить в ТС, но если это невозможно – то хотя бы максимально оттянуть сроки.

Об опыте Казахстана в Таможенном союзе, обещаниях и реалиях рассказал Павел Коктышев, генеральный директор Института развития и экономической политики (Алматы).

По его мнению, на данный момент Казахстан однозначно проигрывает от участия в Таможенном союзе. Государство сталкивается с сотнями проблем, но не отстаивает свои позиции. С этими проблемами столкнется и Кыргызстан, и ему будет еще сложнее, чем Казахстану, особенно в вопросах, связанных с человеческим потенциалом. Или, например, по созданию свободных таможенных зон – этот пункт, отмечает П. Коктышев, отстоять практически невозможно.

«У России есть геополитическое желание присутствовать на территориях Центральной Азии. У России и ее президента свое видение региона. Назарбаев, всегда настроенный на сотрудничество, выражает протесты, и это о многом говорит» – отмечает П. Коктышев.

Обещаний при вступлении Казахстана в ТС, по его словам, было немного: одно из них – привлечение инвестиций. Эксперт отмечает, что товарооборот республики увеличился и выросла покупательская способность. Но при этом – очень высока зависимость от российских производителей, а у казахстанских – более 30 ограничений поставок на российские рынки. Такая отрасль, как машиностроение, держится на плаву не за счет инвестиций, а за счет государственных субсидий, индустриальные проекты буксуют. Зависима и табачно-алкогольная продукция – и Казахстана, и Беларуси.

«Претензий много, – говорит Павел Коктышев. – Но каждый член ТС решает свои проблемы сам».

Экономический суицид или прогресс?

Частный предприниматель из Бишкека Мурат Мусуралиев назвал вступление в ТС «экономическим суицидом». И привел такие аргументы. У Кыргызстана есть свои направления, которые следует развивать: экспорт всегда востребованных золота и полезных ископаемых; дешевый туризм и шопинг; сельхозпродукция – например, таласская фасоль, 100 тысяч тонн которой ежегодно уходит на мировые рынки.

«Кыргызстан не может равняться с Россией и Казахстаном – сырьевыми экспортерами. Польза от вступления в ТС для нас – иллюзорная. Зато нас ждут: тотальное удорожание импорта и ГСМ из стран не членов ТС; можно будет забыть о дешевой технике из Китая и других поставщиков. Материалы для швейного производства подорожают в полтора-два раза. Швейникам придется переводить свои цеха поближе к рынкам закупок и сбыта – в Иваново, в Китай или вообще просто их закрыть» – считает М. Мусуралиев.

Кыргызстан в составе ТС, по его мнению, не сможет рассчитывать на дотации, а самое главное – ТС не приведет к искоренению коррупции.

«Наш путь – низкие налоги, открытые рынки, низкая коррупция» – подчеркивает предприниматель, который, кстати, возглавляет молодежное движение республики против ее вступления в ТС.

Исполнительный директор Бишкекского делового клуба Есен Джуманов сообщил, что бизнес-сообщество страны критически относится к тому, что правительство принимает решения без его участия, а если и спрашивает – то уже после того, как решение принято.

По мнению Джуманова, Кыргызстан тянут в интеграцию насильно. И его не убеждает тот аргумент, что в КР «хлынут иностранные инвестиции». «Их приток идет не в такие маленькие страны, как наша, а в большие. Беспокоит однобокость позиции нашего государства, – говорит он. – Не разрабатываются альтернативные варианты в случае невступления в ТС. Нужно также ориентироваться на опыт других стран, объединенных в союзы».

А доктор экономических наук, профессор Ошского госуниверситета Уран Эргешбаев обозначил еще и такую проблему, как всплеск трудовой миграции. «Внешняя миграция в Казахстане отсутствовала до ее вступления в Таможенный союз, – считает он. – Но на сегодня уже более 600 тысяч казахстанцев выехали на заработки в ту же Россию. Кыргызстан тоже ожидает дополнительный виток миграции».

И. о. замдиректора Национального института стратегических исследований КР Чинара Эсенгул задалась вопросом, как быть Кыргызстану при таких ключевых проблемах, как неразвитая экономика (КР в 6-8 раз отстает от стран ТС по уровню ВВП на душу населения и экономическим показателям), низкий профессиональный уровень во всех областях деятельности, недоверие к властям. Она отметила, что в случае вступления в ТС особенно тяжело придется бюджетникам.

Экономисты склоняются к тому варианту, который, по их мнению, имеет меньше негативных последствий. Для Кыргызстана худший вариант – не вступать в ТС, считают они: «Мы, конечно, не догоним Россию и Казахстан, но мы будем тянуться за ними, и в этом есть для нашей страны прогресс. В мире все страны стремятся к региональной интеграции. И Кыргызстан должен входить в дружественную группировку, какой видится Таможенный союз».

На конференции неоднократно прозвучали слова: оба варианта – шоковые для Кыргызстана, но из двух зол нужно выбирать меньшее, и – если мы не войдем в Таможенный союз, трудностей будет больше.

В заключение участники приняли резолюцию, которая еще будет дорабатываться. В ней обозначены основные рекомендации для правительства КР, в том числе: расширенное и объективное информирование гражданского общества об условиях и рисках вступления в ТС; открытое обсуждение дорожной карты; проведение исследования и ожидаемого влияния на конкретные группы. Рекомендуется также просчитать социальные последствия и принять меры для предотвращения негативного воздействия на незащищенные слои населения.

Алла Пятибратова, Ош

Киргизия отказалась подписывать "дорожную карту" – план мер, ведущих к ее вступлению в Таможенный союз. (Сейчас в эту организацию входят Россия, Белоруссия и Казахстан.) Бишкек утверждает, что "карта" была одобрена в Москве без учета интересов Киргизии. Сейчас эксперты пытаются доработать документ. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев считает, что при вступлении в ТС никому поблажек быть не должно, но российский лидер Владимир Путин менее категоричен. Между тем намерение киргизского руководства присоединить страну к ТС вызывает в Киргизии опасения: не приведет ли оно к большим проблемам для экономики?

"Дордой" – крупнейший рынок в Центральной Азии. Здесь ежегодно крутятся сотни миллионов долларов – за счет реэкспорта китайских и турецких товаров. Но эта империя из десятков тысяч железных контейнеров, возникшая в последние 20 лет на окраине Бишкека, может рухнуть, если киргизское правительство не добьется временного сохранения низких таможенных пошлин после вступления в Таможенный союз. Аналогичных условий оно добивается также и для двух других значимых рынков – крупнейшего базара тканей "Мадина" и южного "Кара-Суу". По данным киргизского Минэкономики, на данный момент средняя ставка таможенных пошлин на импорт составляет 5,2%. Требования Таможенного союза предполагают увеличение более чем в два раза – до 10,6%.

Плюсы и минусы

Предприниматели на "Дордое" со страхом ждут прихода ТС. Согласно соцопросам, почти 70 процентов из них высказались против вступления в объединение.

– Бизнеса не будет, если все подорожает. Сейчас уже товар дорогой, а если в Таможенный союз войдем, тогда вообще ничего не будет. Люди уже отказываются работать в новых условиях. Не знаю, может быть, дома будут сидеть или уедут куда-нибудь. Когда мы войдем в ТС, цены придется удвоить: если пальто стоило две тысячи сомов, то будет четыре тысячи. Если пошлины поднимут, торговцам из России и Казахстана не будет резона сюда приезжать. Зачем им сюда ездить за товаром, если они по таким же ценам могут у себя там взять? – задается вопросом Чинара Касымбекова , привозящая из Китая пальто и куртки.

Помимо трех крупнейших рынков, может пострадать и отрасль, обеспечивающая основной экспорт Киргизии в Россию и Казахстан, – легкая промышленность.
По словам президента Ассоциации легкой промышленности Фархада Тологонова , если ткани и другие комплектующие для пошива одежды, которые привозятся в основном по льготным пошлинам из азиатских стран, подорожают, то продукция киргизских швейных предприятий перестанет быть конкурентоспособной на рынках России и Казахстана. А это означает крах единственной благополучной отрасли экономики Киргизии.

– Поэтому мы просим дать нам преференции на семь лет, – говорит Фархад Тологонов. – Почему именно семь? Это дает возможность нашим предприятиям заключить новые контракты, например, с Белоруссией, где есть текстильные фабрики. В то же время это дает нам возможность привлечь инвестиции. Мы надеемся, что за этот период здесь будут построены фабрики по производству тканей, потому что сейчас есть интерес к этому со стороны Турции, Китая и Южной Кореи.

Повысив ставки таможенных пошлин в два раза для третьих стран-импортеров, Киргизия будет вести беспошлинную торговлю со странами Таможенного союза. Это означает, что она сможет беспрепятственно экспортировать свою продукцию в Казахстан, Россию и Белоруссию и свободно ввозить товары этих стран на свой рынок. Однако членам ТС из собственной продукции предложить Киргизии практически нечего. А поскольку импорт из третьих стран резко подорожает, в результате пострадают обычные граждане, считает один из противников интеграции, лидер партии "Реформа" Мирбек Асангариев .

Он вместе с другими активистами организовал акцию в центре Бишкека: разложил по столам разные товары и указал на ценниках стоимость – нынешнюю и ту, которая ожидается после вступления в Таможенный союз. Результат: за полтора часа 300 человек подписались под петицией против вступления Киргизии в ТС.

– Доля нашей внешней торговли со странами, не входящими в Таможенный союз, – это Китай, Турция и так далее – составляет около 60 процентов. Страны ТС не способны заместить эти товары своими. Киргизия – импортозависимая страна. Мы в два раза больше товаров ввозим, чем сами экспортируем. А страны ТС – Казахстан и Россия – наоборот, в два раза больше экспортируют, чем импортируют. То есть это им выгодно, а нам – нет. Поэтому мы не должны ограничиваться в своих торговых связях этими тремя странами. Повышение цен на товары и продукты питания резко отрицательно отразится на социально-экономической обстановке.

В то же время основные продукты питания и топливо Киргизия импортирует исключительно из стран Таможенного союза. По данным министерства экономики, на долю России приходится почти 30 процентов торгового оборота Киргизии, а Казахстана – 13,4 процента.

Три условия Киргизии

Мирбек Асангариев предлагает сотрудничать со странами ТС, не вступая в объединение. Однако министр экономики Темир Сариев считает, что это вряд ли возможно. По его словам, страна "очень сильно интегрирована" со странами Таможенного союза, и если она не будет стремиться к свободной торговле с этими странами, то в будущем могут появиться серьезные проблемы.

Киргизия изъявила желание вступить в ТС еще в апреле 2011 года. После этого дата вступления несколько раз откладывалась. Чтобы стать членом ТС, страна должна подписать так называемую "дорожную карту" – рамочное соглашение, в котором прописываются все условия и обязательства. Ее проект был окончательно утвержден в ноябре 2013 года, однако киргизское руководство отказалось его подписывать, так как там не были учтены его условия.

– У нас три условия: первое – дать льготный период трем крупным рынкам, куда товары поступают по сниженным таможенным пошлинам. Второе – создать фонд, куда ежегодно будут вливаться по 200 миллионов долларов для оказания адресной помощи нашим предпринимателям. Очевидно, что некоторые сектора нашей экономики пострадают, другие вообще исчезнут, и, чтобы оказать поддержку, нам необходимы финансы в течение семи лет. Третье условие – облегченное пребывание для наших мигрантов, а также содействие в создании технических лабораторий для соответствия наших товаров нормам ТС. И укрепление наших границ, так как после вступления они станут и границами объединения. Эти условия прописаны в нашем проекте "дорожной карты", но они приняли свою "дорожную карту", в которой нет ничего из этих условий. Это очень принципиальный вопрос для нас, – сказал министр экономики Темир Сариев в интервью киргизской службе Радио Свобода.

Министр считает, что при всех наглядных минусах Таможенного союза плюсы все же перевешивают, так как ТС поможет Киргизии развивать собственное производство, а не зависеть только от импорта и жить за счет реэкспорта.
Однако, по словам жителей Казахстана, за три года членства в Таможенном союзе в их стране ничего не изменилось, кроме повышения цен. Скачок цен на продукты питания стал настолько ощутимым, что некоторые работники в Алма-Ате, обедавшие в кафе, теперь стали носить еду из дома, а обладатели автомобилей покупают запчасти и ремонтируют машины в соседнем Бишкеке, который в трех часах езды от южной столицы Казахстана. Один из них – Алтай Сандыбаев :

– Несмотря на повышение цен, зарплаты и пенсии остались прежними, – говорит он. – Многие предприниматели жалуются, что, несмотря на Таможенный союз, экспорт из Казахстана ограничен. Казахстан полностью открыл свои рынки для продукции из России и Белоруссии, а те не спешат этого делать. Наши предприниматели рассчитывали на доступ на большой российский рынок, но на деле это пока оказалось только красивыми словами.

На заседании Высшего Евразийского экономического совета в Москве 24 декабря, где президенты России, Казахстана и Белоруссии обсуждали проблемы ТС, Нурсултан Назарбаев пожаловался на препятствия, с которыми сталкиваются казахские предприниматели на российской границе, и позволил себе отметить недостатки в механизмах работы Таможенного союза.

Интересы Бишкека и Москвы

То, что мы видим в Казахстане, наглядно доказывает, что Таможенный союз – политический проект, считает руководитель аналитического центра "Полис Азия" Эльмира Ногойбаева . По ее мнению, объединение еще не прошло проверку на прочность, "оно пока выглядит всего лишь как политическая инициатива". Зачем же тогда этот проект президенту Киргизии Алмазбеку Атамбаеву?

– У меня есть предположение, что все лидеры постсоветских государств, во всяком случае в Центральной Азии, в том числе и Атамбаев, – это люди советского типа. Их патерналистские привычки определяют нынешнюю политику, – считает Ногойбаева. – Такое ощущение, что Киргизия – это государство, которое копирует чужие модели. На мой взгляд, страна даже не пытается выстроить собственную внешнюю политику. Это такая инертная реакция на окружающие условия.

Пока на рынке "Дордой" идет бойкая торговля. Надолго ли?

Алмазбек Атамбаев на публике часто заявляет о "стратегическом партнерстве" с Россией и в последние годы принял ряд решений, создавших ему репутацию пророссийского политика. Такими решениями можно считать вывод из страны американской авиабазы или продажу "Кыргызгаза" российскому "Газпрому". Хотя президент сказал, что никто не может заставить его насильно войти в Таможенный союз, в то же время он признал, что у него небольшой выбор:

– Мы будем вступать в Таможенный союз только при условии, если будут выполнены наши требования и защищены наши национальные интересы. И поверьте мне: как-то напугать, продавить, шантажировать Атамбаева невозможно. Уж слишком я закалился. Это невозможно. Это я вам гарантирую, – пообещал журналистам Алмазбек Атамбаев на итоговой пресс-конференции в декабре. – Но вы должны понимать, что, к сожалению, у нас мало альтернатив. Это Украина может выбирать: ассоциация с Евросоюзом или Таможенный союз. У нас выбор невелик.

По мнению эксперта Института стран СНГ Григория Михайлова , желание Москвы видеть Бишкек в Таможенном союзе продиктовано чисто геополитическими интересами и заботой о спокойствии на южных рубежах, так как экономически Киргизия не слишком интересна странам ТС:

– Во-первых, участие в интеграционном объединении поможет Киргизии стабилизировать политическую и экономическую ситуацию. Россия и Казахстан – Белоруссия в меньшей степени – заинтересованы, чтобы на южных рубежах было спокойно и стабильно. К тому же в России есть такое мнение, что если местные проблемы будут нарастать, то возможны такие явления, как проникновение боевиков, рост исламского радикализма. Иногда проще взять и помочь слабому соседу для того, чтобы он не стал представлять собой еще большую проблему, – отмечает Григорий Михайлов.

Эльмира Ногойбаева из аналитического центра "Полис Азия", однако, сомневается в перспективах ТС:

– У меня нет ощущения того, что Таможенный союз – это всерьез и надолго. Поскольку это политическая инициатива, она будет жизнеспособна ровно до тех пор, пока у власти будут оставаться ее инициаторы.

Проект "дорожной карты" с учетом требований Киргизии будет представлен лидерам стран – участниц Таможенного союза на очередном заседании Высшего Евразийского экономического совета, которое намечено на март.

В Кыргызстане создан оперативный штаб по вступлению страны в Евразийский экономический союз. Такое решение принято на заседании правительства в четверг.

Возглавит штаб вице-премьер-министр КР Валерий Диль.

Организация займется работой по взаимодействию с Евразийской экономической комиссией и координацией деятельности госорганов КР для оперативного решения всех вопросов, которые возникают на пути евразийской интеграции Кыргызстана.

«Наша экономика должна быть готова к более тесному сотрудничеству с экономиками стран ЕАЭС. Кроме того, начнется конкуренция по привлечению потока инвестиций среди стран союза. Мы должны подготовиться к этому», — отметил премьер-министр КР.

Премьер-министр республики Темир Сариев дал министерствам и ведомствам целый ряд поручений, связанных со вступлением Кыргызстана в ЕАЭС.

Министерству экономики совместно с налоговой и таможенной службами поручено в недельный срок рассмотреть и предоставить информацию по положениям относительно таможенных пропусков. Также Минэкономики в течение двух недель должно внести в правительство нормативно-правовую базу для увеличения доходной части бюджета и снижению ставки налога с продаж до нуля.

«Завтра, 7 мая, президент Алмазбек Атамбаев вылетает с рабочим визитом в Москву», — сообщил сегодня, 6 мая, на пресс-конференции заведующий отделом внешней политики аппарата главы государства Сапар Исаков.

По его словам, в рамках визита Атамбаев примет участие в Параде Победы, а также в заседании ЕАЭС. «Завтра в Волоколамске президент примет участие в открытии бюста Дуйшенкула Шопокова. На 8 мая запланировано участие главы государства в заседании Евразийского экономического союза на высшем уровне. ЕАЭС является приоритетом нашей внешней политики. КР реализовал все задачи, которые перед ней стояли, за очень короткое время. На сегодняшний день проверяется готовность к вступлению страны в Евразийский экономический союз», — сказал Исаков.

Он напомнил, что прорабатываются отдельные пункты по протоколам, которые стали спорными для сторон. «Уже завтра состоится заседание вице-премьер-министров ЕАЭС, на котором будут предметно обсуждать два вопроса о договорах КР со странами, не являющимися членами ЕАЭС. Кыргызскую делегацию возглавляют министр экономики Олег Панкратов и вице-премьер-министр Валерий Диль. Для нас принципиально важно отстоять позиции по пунктам, которые могут отрицательно отразиться на нашем участии в ЕАЭС. Какую задачу ставит президент перед правительством? Вступление в ЕАЭС должно соответствовать интересам КР. Мы должны найти точки соприкосновения, и они есть», — подчеркнул Исаков.

Чиновник напомнил, что, если спорные протоколы не будут подписаны, не будет и ратификации соглашения между Кыргызстаном и ЕАЭС. «Между сторонами есть понимание», — уверен он.

Напомним, по данным Минэкономики, первым несогласованным моментом является требование Кыргызстана о том, чтобы в отношении товаров, которые будут завозиться в республику для реализации инфраструктурных проектов, финансируемых Китаем, действовали таможенные льготы. Во-вторых, Кыргызстан настаивает на исключении аудита отечественной системы ветконтроля. В качестве довода страна напоминает другим участникам евразийского объединения, что договор о ЕАЭС устанавливает в случае равного участия в союзе принцип взаимного признания систем и документов, выдаваемых органами ветконтроля, а значит, можно обойтись без дополнительных проверок.

В случае выхода из Евразийского экономического союза Кыргызстан должен уведомить об этом за год до прекращения договора. Об этом сегодня, 20 февраля, сообщили в правительстве, ссылаясь на условия в договоре о ЕАЭС.

Согласно документу, любое государство-член альянса вправе выйти из договора, направив по дипломатическим каналам письменное уведомление о своем намерении. Действие настоящего договора в отношении этого государства прекращается по истечении 12 месяцев с даты получения депозитарием такого уведомления.

В правительстве уточнили, что при этом Кыргызстану не нужно выплачивать никаких компенсаций. Выплата средств предусмотрена только в случае, если республика задолжает странам союза.

При этом в пресс-службе правительства ответили на вопрос о том, сможет ли Кыргызстан покинуть ЕАЭС, оставаясь в Таможенном союзе. «Не может. ЕАЭС — это универсальный этап региональной интеграции. Она состоит из четырех позиций: зоны свободной торговли, Таможенного союза, Единого экономического пространства, ЕАЭС. Находиться в одном из этапов невозможно», — подчеркнули в пресс-службе.

Также в правительстве разъяснили, что по присоединению к ТС и ЕАЭС принято политическое решение о дальнейшем продвижении региональной интеграции, и вариант выхода из союза в будущем не рассматривается.

Департамент государственных доходов по городу Астана опубликовал информацию о том, что можно провозить гражданам стран Таможенного союза без уплаты платежей.

По сообщению, без уплаты платежей можно провозить драгоценные металлы и драгоценные камни, таможенная стоимость которых не превышает 25 тыс. долларов в эквиваленте (за исключением стоимости ранее ввезенных в Таможенный союз или временно вывозимых из Таможенного союза). Ограничения наложены на вывоз рыбы и морепродуктов: граждане могут вывозить не более 5 кг рыбы и морепродуктов (кроме икры осетровых) и не более 250 граммов икры осетровых видов рыб.

Вывоз оружия, боеприпасов, лекарственных средств, культурных ценностей ограничен и возможен только при наличии разрешительных документов, которые выдаются уполномоченными органами. Вывоз лекарств необходимо подтвердить справками с печатями от врача о том, что они вам нужны по медицинским показаниям. При вывозе культурных ценностей необходимо иметь соответствующее разрешение Минкультуры Казахстана или его территориальных органов, подтверждающее, что данная вещь к вывозу не запрещена, а при вывозе товаров, не являющихся культурной ценностью (например, картины, иконы, скульптурные произведения и др.), предъявляется соответствующее заключение указанного органа.

Специальные разрешительные документы потребуются и при вывозе животных и растений, которые находятся под угрозой исчезновения. Лицам, путешествующим на личном автотранспорте, важно знать, что вывоз более 10 литров топлива, находящегося в отдельной емкости, не допустим.

Отмечается, что в документе перечислены только нормы таможенного законодательства государств-членов Таможенного союза. В других странах действуют свои таможенные правила, поэтому их следует внимательно изучить до начала поездки.

Тунис рассчитывает в ближайшее время присоединиться к Таможенному союзу (ТС). Об этом 14 января заявил посол Туниса в России Али Гутали на пресс-конференции. Как отметил посол, жители Туниса уже договорились направить запрос на вхождение в Таможенный союз.

При этом он добавил, что Тунис смотрит с оптимизмом на это и рассчитывает стать участником ТС уже в ближайшее время. «Таможенный союз — это очень важная структура, и мы хотим присоединиться к этому союзу путем создания зоны свободной торговли. Мы выступаем за создание такой зоны с евразийским сообществом, мы предприняли определенные меры, но это требует времени», — сказал Гутали.

Отметим, что ранее страны Таможенного союза поддержали намерение Армении и Кыргызстана войти в ТС. Кроме того, в Таможенный союз хотела вступить и Сирия. Еще в 2013 году вице-премьер сирийского правительства Кадри Джамиль во время своего визита в Москву сообщал, что Сирия работает в этом направлении. «(…) Документы уже готовы. Мы ведем переговоры с Беларусью и Казахстаном. С российскими партнерами переговоры уже завершены. Мы хотим быть в этой организации», — сказал Джамиль. По его словам, вступление в ТС для Сирии очень выгодно и означает экономический обмен, новый тип отношений в глобальном масштабе.

Посол Кыргызстана в России Болот Джунусов в интервью «Азаттыку» рассказал о жизни мигрантов, послаблениях для них после вступления КР в Таможенный союз, поделился видением их будущего.

«Азаттык»: Экономика России переживает нелегкие времена. Как ситуация отразится на мигрантах? Говорят об их массовом возвращении в Кыргызстан…
Джунусов : Ситуация, безусловно, отразится на мигрантах. В среднем по Москве мигрант зарабатывал от 25 до 40 тысяч рублей в месяц. В пересчете на доллары по прежнему курсу это примерно 800-1000 долларов. Сейчас, конечно, заработную плату они получают прежнюю, но в долларах стало меньше, покупательская способность — ниже. Говорить о том, почему сейчас люди уезжают, сложно, потому что выезд многих связан с желанием побывать дома в новогодние праздники. Кто-то поедет переждать ситуацию, кто-то останется, чтобы не потерять рабочее место. Поэтому сказать сложно, сколько мигрантов выедет в связи с кризисом, но подобные прогнозы есть.
«Азаттык»: Граждане Кыргызстана с 1 января 2015 года могут въезжать и выезжать из России, как и прежде: по ID-card или заграничному паспорту. Есть ли в новом договоре послабления для мигрантов?
Джунусов : Сразу хотел бы обозначить, что в ходе переговоров по вступлению Кыргызстана в Таможенный союз вопрос о сохранении прежнего режима въезда на территорию России не обозначался. Он обсуждался вне переговорных площадок, в последний год мы знали, что такая норма будет введена. Мы отнеслись с пониманием, потому что речь шла о защите собственного трудового рынка, местные власти хотели наладить более четкий учет, и кыргызская сторона готовилась. Посольство и ГРС тесно сотрудничали в этом направлении. ГРС сделала большой запас бланков паспортов, и если не было бы принято решение оставить прежний режим, то система справилась бы без особых усилий с обеспечением мигрантов заграничными паспортами.
Теперь что касается других послаблений. По сути, граждане Кыргызстана, работающие в России или Казахстане, по условиям труда приравниваются к местным гражданам. Отныне мигранту не нужно делать разрешительные документы, не нужно в течение 7 дней становиться на регистрационный учет, теперь на это есть 30 суток. Срок пребывания в стране будет определяться сроком трудового договора. Основным документом станет трудовой договор.
Заработают пенсионное и социальное страхование. Ранее мигранты находились в так называемой серой зоне. Теперь в рамках Таможенного союза, думаю, будет осуществляться полноценный диалог между полномочными органами, чтобы отработать механизмы этого.
«Азаттык»: Можно сказать, что мигранты из Кыргызстана получат больше возможностей после вступления в силу Договора о вступлении КР в ТС?
Джунусов : Безусловно. Условия будут сильно отличаться от условий для граждан Таджикистана и Узбекистана. В этом плане есть повод и для опасений — наш паспорт может стать «популярным». Важно, чтобы наша паспортная система проявила бдительность. Цена нашего паспорта значительно вырастет, поэтому СМИ и правоохранительные органы должны следить за тем, чтобы наши «горе-бизнесмены от паспортной системы», мягко говоря, не зашли далеко. Все-таки речь идет об авторитете государства и самого главного документа гражданина – паспорта.
«Азаттык» : Что считаете самым важным из-того, что Кыргызстан получит от членства вТаможенном союзе?
Джунусов : Да, мигранты — это важно, однако всем нужно понимать, что это пока маленькие шажочки. Дело не только в России. Принципиальный момент — это когда будут сняты посты между нами и Казахстаном. Первыми движение почувствуют приграничные районы. Очень надеюсь, что бизнес быстрее и увереннее начнет возвращаться в Россию. Разрешительных документов станет меньше. Сами россияне говорят интересные вещи: ваш бизнес знает свою нишу в России – это недорогие стоки, продукты для среднего потребителя и рынки. Неожиданно кыргызы стали торгово-посреднической нацией. Это было очень важно, мы выживали, но так долго тоже не должно продолжаться. В 21 веке нация должна больше ориентироваться на производство, взращивать техническую прослойку, не можем же мы все заниматься только торговлей! Мы должны уметь создавать сложные механизмы, производственные цепочки,уметь управлять ими. Поэтому Таможенный союз – это новая среда, новые темы, которые предполагают более качественный рост.
«Азаттык»: Какие основные три проблемы мигрантов вы можете выделить?
Джунусов : Проблемы, с которыми обращаются в посольство, мы решаем. Однако есть темы, с которыми сложнее. Бывает, что действия людей противоречат законам. А услуги местных адвокатов стоят дорого. Имеет место проблема правильного перевода в ходе судебных процессов, ведь часто люди не владеют русским языком в полном объеме. Есть проблемы в регистрации по месту жительства, медицинского страхования и обслуживания, пенсионного страхования. Через 20 лет большая армия людей вернется в Кыргызстан встречать свою старость, а заработки многих из них не учитывались, что важно для начисления пенсий, поэтому может возникнуть большая нагрузка на бюджет.
Кроме того, есть культурный аспект. Ведь не должно быть так, что люди только работают. Это какое-то упрощенное понимание сути человека — человек работает, копит деньги, отдыхает и все. Люди в отрыве от собственной культуры и языка, не интересуются ни местной, ни мировой культурой. Порой молодежь ведет себя здесь, будто с катушек сорвалась, причем не только мужчины, но и женщины. Есть некая закрытость диаспоры, а это тоже проблема.
«Азаттык»: Как человек, а не посол, что думаете о поколении мигрантов, которое, как вы сказали, состарятся и вернутся в Кыргызстан? Каким видите будущее этого поколения?
Джунусов : Во-первых, мигранты – это очень важная страница в современной истории Кыргызстана. Признавать их мы должны и обязаны, хотя бы потому, что это пассионарные люди, среди них много лидеров. Это искренние и толковые люди, которых в стране не хватает. Я часто слышу, что причиной выезда была не только работа и деньги, просто человеку было тесно в стране. Многие считают, что в России у таких людей больше шансов самореализоваться, особенно у бизнесменов. Они считают, что здесь живут достойнее, увереннее, не боятся какого-то акима, милиционера или рэкетира. Что ни говори, но в России более прозрачные и понятные правила.
Что ждет этих людей? Вот мы говорим: миграция — это хорошо, потому что от мигрантов в Кыргызстан поступает два миллиарда долларов в год. Но меня всегда волновал вопрос детей, оставленных на попечение родственников, в основном стариков — дедушек и бабушек. Значительное число детей растет без родительской ласки. Вот какими они будут? Какими они вырастут?
«Азаттык» : Каким вы видите будущее мигрантского поколения?
Джунусов : Нужно исходить из опыта других народов, которые добивались чего-то на чужбине. Как правило, эти истории не заканчиваются на том, что народ остается на таком же экономическом уровне, он укрепляется и развивается дальше. Дети сегодняшних мигрантов будут успешными, бизнесменами и профессорами, но важно не упустить второе поколение детей мигрантов, которые растут в этой среде, чтобы мы не оторвались от своих истоков и не потерялись совсем. Я уверен, что прошло время, когда наши земляки трудились на низкоквалифицированной работе. Много делегаций приезжают в Москву отовсюду, живут в разных отелях. Многие удивляются, что практически весь отель обслуживают наши соотечественники, а это не всегда только уборщики. До менеджмента, конечно, не дошли, но и до этого дойдет. Я очень позитивно отношусь к этому.
Считаю, что здесь вопрос к нации, ко всем нам. Ведь проблема не только в экономике, не только в мигрантах: мы сами стали несколько другими, как будто чего-то нам не хватает. Поэтому мы должны быть более требовательными к себе и друг к другу. Должна произойти ментальная революция. Нужно работать над собой, стремиться к лучшему, впитывать самое лучшее из других культур, а не только плохое.
Государство, общество и СМИ должны, наверное, заняться формированием образа нового кыргыза — современного, успешного, по-хорошему амбициозного человека, в тоже время обладающего не поверхностными знаниями истории и культуры, осознающего свое место — и место достойное! — в современном мире. Посмотрите, в стране сейчас разгуливают какие-то дяди с длинными бородами и в шароварах, которые попросту зомбируют людей, а наш народ не может толком дать отпор этому. Поэтому нам нужно культурное, идеологическое переформатирование нации. Без культуры развития не будет.

Документы о присоединении Кыргызстана к договору о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) могут быть подписаны во вторник, сообщил 22 декабря журналистам помощник президента РФ Юрий Ушаков, передает РИА Новости.
«Планируется, если будет достигнута в ближайшие часы договоренность, подписание договора о присоединении Кыргызстана к договору о Евразийском экономическом союзе», — сказал Ю.Ушаков.
В настоящее время участниками ЕАЭС являются Россия, Белоруссия, Казахстан и Армения.
«Отмечу, что завтрашняя встреча станет завершающей в процессе создания Евразийского экономического союза. Все государства ратифицировали учредительный договор. Проделана, несомненно, огромная работа, приняты десятки важнейших документов, которые устраняют торговые и административные барьеры, а также регулируют финансово-организационные аспекты деятельности нового союза», — продолжил Ю.Ушаков.
Таким образом, с 1 января 2015 года на постсоветском пространстве начнет работать крупнейшее интеграционное объединение, потребительский рынок которого охватывает более 170 миллионов человек, указал он.
«Эксперты и правительства очень плотно работают в эти часы. Мы надеемся, что эта работа завершится договоренностью о вступлении Кыргызстана», — сказал Ю.Ушаков. Он добавил, что договор о присоединении Кыргызстана может вступить в силу к 1 мая 2015 года.

Вчера президент Кыргызской Республики Алмазбек Атамбаев прибыл с рабочим визитом в Москву. Об этом сообщили в отделе информационной политики Аппарата главы государства.

В рамках визита 23 декабря 2014 года глава государства примет участие в очередной сессии Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности и очередном заседании Высшего Евразийского экономического совета.

Как сообщалось ранее, в ходе заседания Высшего евразийского экономического союза 10 октября в Минске президент Кыргызской РеспубликиАлмазбек Атамбаев заявил, что Кыргызстан готов до конца 2014 года вступить в Евразийский экономический союз. В связи с этим страна ведет все необходимые приготовления, чтобы подписать договор о присоединении к Евразийскому экономическому союзу на очередном заседании ВЕЭС 23 декабря в Москве.

По его словам, на минувшем заседании совета Евразийской экономической комиссии вопрос не обсуждался. В силе остались достигнутые ранее договоренности.

«Мы подсчитали объем нашего товарооборота. На этом основании сделано предложение о доле Кыргызстана в общей копилке ТС. Партнеры согласились. Цифры пока озвучивать не буду, но могу точно сказать, что объем поступлений таможенных платежей будет намного больше нынешнего», — рассказал Валерий Диль.

Вступление в ТС не отменит решение о въезде в Россию только по загранпаспортам. Сообщил экс-замминистра экономики, курировавший вопросы евразийской интеграции, бывший советник премьер-министра Олег Панкратов.

«К 1 января мы подпишем документы о евразийской интеграции, а вступим весной или летом. ТС и Единое экономическое пространство регламентируют экономику, а вот порядок перемещения госграницы уже другие правоотношения, поэтому и загранпаспорт, вероятнее, и в ЕЭП и Евразийском экономическом союзе останется», — сообщил О. Панкратов.

По его словам, КР вступит в ТС, ЕЭП и экономический союз одновременно, вхождение улучшит положение мигрантов.

«После вступления наши трудовые мигранты будут наделены равными правами с гражданами других стран ТС, то есть будут иметь право свободного перемещения, свободного трудоустройства, без необходимости получения трудового разрешения и на этих граждан не распространяются квоты», — добавил он.

Правительство Киргизии приняло решение присоединиться к Таможенному союзу в апреле 2011 года. Спустя полгода Россия, Казахстан и Белоруссия одобрили принятое официальным Бишкеком решение. Предполагается, что все связанные со вступлением в эту организацию вопросы Киргизия должна решить до конца 2013 года.

Дружба

Согласно модной патриотической риторике, Киргизия в Таможенный Союз «рвётся» даже сильнее, чем Новая Зеландия и Вьетнам, дабы успешно интегрироваться и взаимно процветать на злачных нивах дружбы. С другой стороны, Киргизия вступает в Таможенный Союз потому, что у неё нет общих границ с Евросоюзом, иначе устремилась бы туда. В этом чистосердечно признался президент Кыргыстана Алмазбек Атамбаев после переговоров с президентом Австрии. Кроме печального факта отсутствия общих границ с ЕС существует ряд более тривиальных причин для присоединения Киргизии к Таможенному союзу.

Просьба Киргизии о принятии её в ТС была принята с огромным воодушевлением: сразу была создана рабочая группа, определён срок вступления – скоро суверенное государство пополнит ряды членов организации. Для этого Киргизия ратифицировала документ о вхождении страны в зону свободной торговли СНГ.

В рамках темы нас больше всего интересуют взаимоотношения Киргизии и России. Так вот, экономические связи двух стран очень тесны и многообразны. Россия выделила Киргизии кредит в 4 млрд. долларов США на строительство Верхненарынского каскада и Камбар-Атинской-1 ГЭС. А ещё списала долгов на сумму 489 млн. долларов США, чтобы сохранить свое военное присутствие в здешних степях.

Киргизия ответила взаимностью. В уплату ещё кое-каких долгов, «Газпрому» был передан в управление государственный пакет крупнейшей нефтегазовой компании страны - «Кыргызнефтегаз». «Газпромнефтегаз» владеет автозаправками на территории республики. Киргизия первой среди центральноазиатских стран ратифицировала все договоры и соглашения с Россией.

Около 500-700 тысяч высококвалифицированных киргизских подданных трудятся в РФ и перечисляют на родину честно заработанные деньги – в общей сложности примерно по 2 млрд. долларов США ежегодно.

Плюсы

Польза для Киргизии от вступления в Таможенный Союз просто гигантская! Аудитория рынка сбыта киргизских товаров возрастет с 5 до 200 млн. человек; после вступления в ТС Киргизия станет лидером среди стран СНГ в швейном производстве; масса крупных китайских и европейских предпринимателей уже сейчас готова запустить в Киргизии производственные мощности исключительно для того, чтобы получить доступ на рынки единого таможенного пространства. Таким образом, благодаря ТС «Кыргызстан будет самой процветающей страной в центрально-азиатском регионе».

Но ещё до вступления республики в Таможенный союз Москва и Бишкек могут создать «зеленый коридор», по которому крайне востребованные в странах ТС киргизские товары – продукты, хлопок-сырец, одежда - в огромных количествах хлынут через границу по упрощённой схеме. В то же время, работающие в странах ТС граждане Киргизии получат легальный правовой статус.

Минусы

Минусы от дружбы с ТС уже обозначились. Казахстан в одностороннем порядке повысил таможенные пошлины на производимые в Кыргызстане кондитерские изделия и наложил запрет на ввоз к себе мяса и молока. Но это только начало! Если в ТС вступит сама Киргизия, проблем будет больше.

Треть страны живёт за счёт перепродажи китайских товаров (преимущественно контрабандных).

Экономика Киргизии крутится вокруг рынков «Дордой» и «Кара-Суу». Куда пойдут лишённые источника заработка люди и чем они будут заниматься? Плюс к тому, со вступлением в ТС цены на большинство товаров поползут вверх.

Швейная промышленность, которая должна в конкурентной борьбе на рынке ТС буквально задавить конкурентов из Китая и Турции, снабжается дешёвыми китайскими тканями. Останутся ли китайские ткани для Киргизии такими же дешёвыми после вступления её в Союз?

Киргизия, вероятно, рассчитывает добиться чего-нибудь в правовом поле. Но решения в Комиссии Таможенного союза принимаются большинством голосов, которые распределены следующим образом: Россия - 57%, Казахстан и Беларусь по 21,5%. Сколько процентов голосов будет у Киргизии? Да какая разница…

Суровая реальность

Киргизия – беднейшая страна Центральной Азии, занимающая по объёму ВВП последнее место в СНГ. Несмотря на то, что Киргизия - настоящая аграрная, деиндустриализованная страна, она не может прокормить даже саму себя и испытывает дефицит зерна, да такой, что в 2012 году ей помогали всем миром, безвозмездно, ввозя зерно на многие миллионы долларов и ссуживая деньги только для того, чтобы Киргизия могла сверстать свой собственный годовой бюджет.

Но бедность это лишь полбеды. Полная беда состоит в том, что в Киргизии, по стечению исторических обстоятельств, сталкиваются интересы больших стран, которые не позволяют стране нормально самостоятельно развиваться. Киргизии всё время приходиться лавировать между сильными державами, которым это, кажется, уже надоело. «С кем останешься?», как бы спрашивают они её. Киргизия как бы разводит руками…

Внутриполитическая ситуация в Киргизии «стабильно нестабильна». В Ферганской долине Киргизии, в Оше, постоянно зреет конфликт, который уже привёл к резне в 1990 году и в 2010 году. В стране происходят революции, судя по всему, каждые пять лет – в 2005 году «Тюльпановая», в 2010 году – «Дынная»!

Революции в Киргизии происходят с завидной регулярностью: примерно раз в 5 лет.

Особое значение имеет военно-политический аспект. На территории Киргизии одновременно на расстоянии 30 км друг от друга сосуществуют американские и российские военные. Киргизское руководство периодически порывается изгнать то американскую военщину, то российскую, получает деньги от тех и/или других, и всё остаётся по-прежнему.

Американскую базу пытались ликвидировать в 2009 году, но потом сошлись на том, что военная база будет переименована в Центр транзитных перевозок (такой же, как в Ульяновске) и оставлена. За 63 млн. долларов «зеленых».

Россия во время Дынной революции встала на сторону повстанцев и, по привычке, наверное, дала им денег 20 млн. долларов США и льготный кредит 30 млн. долларов по линии «Россельхозбанка», потому что, как обосновал Путин, у нас «особые отношения» с Киргизией.

Спустя пару лет после этих событий российским военным внезапно выставили внушительный счёт за аренду под угрозой закрытия военных объектов, но за списание полумиллиардных долгов оставили на 15 лет (вместо выпрашиваемых Россией 49 лет).

Не обошлось и без третьего игрока, которым, конечно же, является Китай, сосед Киргизии. Между правительствами Киргизии и Китая имеется договоренность в формате «инвестиции в обмен на ресурсы», в соответствии с которой, месторождения полезных ископаемых могут быть переданы в уставной фонд совместного строительства железной дороги через Киргизию.

Китай получит шахты в обмен на строительство железной дороги через Киргизию.

Краткий обзор был бы неполным без описания потенциальных возможностей Киргизии. Эта страна - одна из самых богатых в мире по разнообразию полезных ископаемых. Здесь добывают золото, ртуть, олово, вольфрам, уран и множество других редких металлов. Полезные ископаемые преимущественно поделены между иностранными компаниями. Золото, например, уходит в Швейцарию. В страну вкладывают большие инвестиции: Казахстан, Турция, Россия.

Такова реальность. Собственно, вопрос о том, будет ли хорошо Киргизии в Таможенном Союзе, просто не имеет смысла. В данном случае ТС выступает не как благодетель и равный партнёр, а как бизнес-инструмент, с помощью которого Киргизия выйдет на единственно верную и правильную дорогу. Дорожную карту ей уже нарисовали…