Таможенная пошлина на выбор таможни называется. Импортная пошлина это

Импортные пошлины - это таможенные пошлины, представляют собой налоговый платеж на товары, ввозимые на территорию страны. Платеж взимается в пользу государственного бюджета и позволяет опосредованно регулировать объемы импорта. Этот вид пошлин наиболее распространен в мировой практике. Взимается как при прохождении таможни на границе, так и с товаров, которые производятся на таможенных территориях внутри страны. Ввозные пошлины – это основной способ таможенного регулирования.

Цели импортных пошлин

Выделяют две основных цели: фискальную и стимулирующую. Ввозные пошлины работают как механизм фискальной стабилизации только в том случае, если это не мешает развитию внутреннего рынка государства.

Функции ввозных таможенных пошлин:

1) Влияние на экономику:

  • инструмент для стимулирования отечественного производства
  • прибавка к стоимости ввозимого товара

2) Инструмент политических санкций.

3) Импортозамещение. Механизм действия таков: при повышении пошлин повышается и стоимость ввозимого товара, падает спрос. Впоследствии нередко уменьшаются объемы поставок, и освобождается ниша для отечественных производителей.

4) Пополнение бюджета.

В настоящее время значительными пошлинами облагаются некоторых категории товаров импортного производства, такие как: алкогольная и табачная продукция, товары, приравненные к предметам роскоши. На остальные категории товаров пошлины имеют номинальный размер. Считается, что использование ввозных пошлин негативно сказывается на состоянии внутреннего рынка, так как государство нацелено более на получение прибыли от иностранных партнеров, а не от национальных корпораций.

Торгово-экономическая политика

На размеры импортных пошлин влияет политическая ситуация. Применяется понятие благоприятствуемой нации, сотрудничество с которой происходит с минимальным налогообложением на товары. В отношении стран, отношения с которыми напряженные, могут быть применены в виде повышенных пошлин, что приведет к снижению импортных поставок. Если страна происхождения продукции не установлена, то, как правило, применяется режим минимальных пошлин, как в ситуации с поставками от благоприятствуемых партнеров. Размер импортных пошлин различается не только в зависимости от страны-импортера, но и взаимосвязан с категорией товара и его рыночной стоимостью.

Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при им­порте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта. Таможенные пошлины выполняют три основные функции:
фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от не­желательной иностранной конкуренции;
балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
Классификации таможенных пошлин.
По способу взимания:
адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);
специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1г);
комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможен­ной стоимости, но не более 10 долл. за 1 т).
Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20% цены товара, то при цене товара 200 долл. доходы бюджета составят 40 долл. При увеличении цены товара до 300 долл. доходы бюджета возрастут до 60 долл., при падении цены товара до 100 долл. - сократятся до 20 долл. Но независимо от цены адвалорная пошли­на повышает цену импортного товара на 20%. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и пр.) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям.
Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизированные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупот­реблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000 долл. за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобиля ценой 8000 долл., поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12 000 долл., поскольку составляет только 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.
По объекту обложения:
импортные - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.
По характеру:
сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;
антидемпинговые - пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;
компенсационные - пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.
Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со сто­роны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводи­мое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки ре­шить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.
По происхождению:
автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;
конвенционные (договорные) - пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), или соглашений о таможенном союзе;
преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.
По типам ставок:
постоянные - таможенный та­риф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;
переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы - довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.
По способу вычисления:
номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт;
эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров

Еще по теме 17. Виды таможенных пошлин:

  1. Если цена партии товара при определении таможенной стоимости составила 200 тысяч рублей, а адвалорная пошлина составляет 15%, то размер дохода от сбора этой пошлины составит (в тыс. руб.)...

ИМПОРТНАЯ ПОШЛИНА
ВВОЗНАЯ ПОШЛИНА ИМПОРТНАЯ ПОШЛИНА - таможенная пошлина, взимаемая при ввозе (импорте) товаров и транспортных средств. В.п. - один из способов регулирования внешнеторговой деятельности. Используется для повышения цен на импортные товары в целях обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров в протекционистских целях: создание преимуществ для отдельных государств. Дает возможность повышать цены на отечественные товары до уровня мировых цен, увеличенных на размер таможенных платежей.
Базой для исчисления ввозных пошлин служит таможенная стоимостьтовара - В.п. представляет собой определенный процент от нее. Система определения таможенной стоимости предусм. отрена в ГАТТ. Национальный акт, устанавливающий методы оценки таможенной стоимости товаров, - Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 "О таможенном тарифе". В отношении товаров, облагаемых ввозными таможенными пошлинами по ставкам в евро за единицу товара, основой для исчисления В.п. является соответствующее количество товара. Ставки ввозных таможенных пошлин дифференцируются в зависимости от страны происхождения товаров. Не облагаются таможенными пошлинами товары, ввозимые в РФ и происходящие с территории государств СНГ. Общая тенденция состоит в увеличении минимального размера пошлин, сокращении беспошлинных ставок на импортные товары. В.п. взимаются таможенными органами до или в момент принятия таможенной декларации. По общему правилу товары, не оплаченные В,п., выпуску не подлежат. Вместе с тем таможенные органы могут предоставить отсрочку или рассрочку уплаты. В.п. оплачивается в рублях или свободно конвертируемой валюте по курсу ЦБ, действующему на день принятия декларации к оформлению...Диканова T.A.

Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ИМПОРТНАЯ ПОШЛИНА" в других словарях:

    Таможенная пошлина, взимаемая с импортируемых в страну товаров и транспортных средств. Импортные пошлины применяются: для пополнения государственных доходов; для защиты внутреннего рынка от проникновения иностранных товаров; с целью создания… … Финансовый словарь

    Таможенная пошлина, взимаемая с импортируемых в данную страну товаров и транспортных средств. Применяется для пополнения государственных доходов, защиты внутреннего рынка от проникновения иностранных товаров, а также с целью создания преимуществ… … Юридический словарь

    импортная пошлина - Таможенная пошлина, взимаемая с импортируемых в страну товаров и транспортных средств. Импортные пошлины применяются для регулирования внешней торговли товарами, защиты внутреннего рынка, пополнения государственного бюджета, а также с целью… … Справочник технического переводчика

    ИМПОРТНАЯ ПОШЛИНА - таможенная пошлина, взимаемая с импортируемых в данную страну товаров и транспортных средств. Применяется для пополнения государственных доходов, защиты внутреннего рынка от проникновения иностранных товаров, а тж. с целью создания преимуществ… … Юридическая энциклопедия

    импортная пошлина - Денежный сбор, взыскиваемый государством с товаров, ввозимых из за границы … Словарь по географии

    Таможенная пошлина, взимаемая с импортируемых в данную страну товаров и транспортных средств. Применяется для пополнения государственных доходов, защиты внутреннего рынка от проникновения иностранных товаров, а т.ж. с целью создания преимуществ… … Энциклопедический словарь экономики и права


Пошлина на импорт является наиболее распространенным видом тарифного ограничения импорта. По сути это денежный сбор в пользу государства, взимаемый таможней с ввозимых то
варов. Поскольку этот сбор взимается с десятков тысяч товаров, при этом в различных размерах на один и тот же товар в зависимости от страны происхождения, то фактически таможенный тариф предстает как систематизированный перечень торговых пошлин, унифицированный правилами ВТО по своим принципам построения. Российский импортный тариф, например, имеет три колонки. Первая из них содержит преференциальные ставки, составляющие 50% от минимальных. Во второй колонке - минимальные ставки, применяемые для товаров из стран, которым Россия предоставляет режим наибольшего благоприятствования. В третьей указаны максимальные ставки, как правило, в 2 раза превосходящие минимальные ставки и применяемые к странам, на которые не распространяется режим наибольшего благоприятствования*. Фиксируются также нулевые ставки обложения для беспошлинного ввоза. Особо оговаривается возможность введения дополнительных повышенных ставок - антидемпинговых или компенсационных. С учетом вышесказанного таможенный тариф любой страны предстает как многотомный документ. В развитых странах он, как правило, сложнее и больше дифференцирован по сравнению с другими странами и отражает более богатую и гибкую таможенно-тарифную практику внешнеторгового регулирования.
Несмотря на обилие тарифных позиций, существует возможность подсчитать средний размер тарифа. В России он составляет сегодня порядка 14%, что почти в 3 раза превышает средний размер импортного тарифа развитых стран. При этом диапазон ставок тарифа в России колеблется от 0 до 30%, в то время как во многих развитых странах он может колебаться от 0 до трехзначных цифр. И по среднему размеру, и по диапазону ставок российский тариф напоминает тариф многих развивающихся стран.
Важно заметить, что пошлины могут быть двух видов: специфические и адвалорные. Специфические имеют вид фиксированной суммы с единицы измерения (объем, вес и т.д.), а адвалорная взимается в виде процента от таможенной стоимости
" Термин «режим наибольшего благоприятствования» может вводить в заблуждение в силу своего названия, как якобы наименьший. На самом деле он означает лишь недискримииационность одной страны по отношению к любой другой. Поэтому его нередко называют тарифом нормальных торговых отношений, или просто нормальным, и в этом смысле он отражает общепринятый уровень.
товара. Внутренняя цена продажи импортного товара, облагаемого пошлиной, в первом случае примет вид Р = Рт + Т, а во втором Р = Pmx (1 +7), где Рт - цена импорта, а Т- размер тарифа.
Как правило, страны устанавливают пошлины одного или другого вида в зависимости от типа товара. При обложении стандартизированных товаров наиболее удобным видом может быть специфическая пошлина, при обложении товаров с различающимися качественными характеристиками чаще используются адвалорные пошлины. И та и другая имеют сильные и слабые стороны. С точки зрения достижения основной - регулирующей - функции тарифа адвалорная пошлина более эффективна, так как с ее помощью поддерживается более или менее постоянный уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебаний цен на товары. Однако установление таможенной стоимости товаров требует глубокого знания зарубежной конъюнктуры и ситуации на внутреннем рынке, допускает субъективность оценок и, следовательно, возможность злоупотреблений. У специфической пошлины преимущество в простоте и надежности администрирования, однако с ее помощью трудно обеспечить одинаковый уровень защиты. Например, пошлина 1000 долл. за автомобили стоимостью 7 тыс. и 15 тыс. долл., находящиеся в одном интервале показателя объема двигателя, даст различающийся почти в 2 раза уровень защиты. Поэтому нередко в практике таможенного обложения применяются комбинированные тарифы или тарифы с элементами квотного ограничения. Например, в России с 1 апреля 2003 г. сроком на 9 месяцев был введен двухуровневый тариф с квотным ограничением (тарифная квота) на импорт говядины и свинины. При квоте в 315 тыс. т внутриквотный тариф составил 15% от таможенной стоимости, но не менее 0,15 евро за 1 кг. При превышении квоты сверхквотный тариф составил 60% стоимости, но не менее 0,6 евро за 1 кг мяса.
Различают также номинальный и эффективный уровни защиты тарифа. Эффект последнего возникает при установлении разной ставки тарифа на конечную продукцию и на импортные компоненты для аналогичных изделий собственного производства. Например, при установлении пошлины в 10% на импортные велосипеды ценою 150 долл. и 5% для компонентов, стоимость которых составляет 100 долл., или 2/з от стоимости велосипеда в целом, номинальный уровень 10% будет ниже эффективного уровня защиты 20%, так как стоимость, добавленная собственной сборкой, как разница между ценой и издержками на велосипед (для упрощения примем, что издержки сводятся к стоимости компонентов), вырастет с 50 долл. (150 - 100) до 60 долл. (165 - 105), или на 20%. Превышение фактического уровня защиты над номинальным тем больше, чем больший удельный вес занимают импортируемые детали и чем меньше уровень ставки их таможенного обложения, и наоборот. Если, например, в структуре первоначальной цены велосипеда добавленная стоимость и стоимость деталей составляли бы 30 и 120, а тариф на компоненты не 5%, а 3%, то величина добавленной стоимости возросла бы с 30 (150 - 120) до 41,4 (165 - 12 х 03%), или на 11,4 долл., т.е. на 38%. Это означало бы, что при номинальной пошлине 10% на готовые велосипеды их сборочное производство фактически получило бы защиту 38%. Этот пример показывает, что воздействие пошлины на производителей и потребителей различно и может быть больше, чем это представляется на первый взгляд. Остановимся на этом подробнее.
Прежде всего следует отметить, что воздействие тарифа на экономику отдельных стран различается в зависимости от размера самой экономики. В литературе принято делить экономику на «малую» и «большую». При этом размеры территории практически не имеют значения: экономику России, например, следует считать малой экономикой, поскольку изменение спроса на импортируемые ею товары в большинстве случаев не оказывает заметного влияния на мировые цены. В этом нет ничего обидного, к малым экономикам по этому критерию относятся экономики большинства стран. Поэтому случай малой экономики будем считать типичным и рассмотрим, как воздействует тариф на экономику прежде всего в этом случае.
Предположим, что страна вследствие организованного лоббистского напора производителей некоего товара, убедивших правительство в том, что дальнейшее увеличение импорта аналога этого товара грозит разорением части производителей, ростом безработицы и ставит по угрозу национальную безопасность (что почти всегда действует на общественное мнение) решает ввести пошлину на импорт этого товара (например, автомобили, либо мебель, либо куриные окорочка и т.д.). По условиям примера малой страны пошлина не изменит мировую цену, и вся ее тяжесть придется на внутреннюю цену товара, которая вырастет (рис. 6.1) с прежней мировой цены Pw на величину тарифа и составит Р.,.

Рис. 6.1. Эффект импортной пошлины. Тариф на импорт означает появление областей выигрыша и потерь. Часть последних (области Ь и d) означает чистые потери от искажения производства и потреб-
ления.
Это изменение цены окажет воздействие на поведение и потребителей, и производителей. Часть потребителей откажется от покупки товара, сочтя его слишком дорогим. Для части производителей, наоборот, повышение цены будет означать дополнительную возможность расширения выпуска. Помня о том, что площадь под чертой спроса выше уровня цены является площадью выгоды покупателя, мы должны отметить, что эта площадь вследствие повышения цены уменьшилась. Потери покупателя составили суммарную область площадей а + Ъ + с + d.
Что касается производителей, то новая цена, частично сняв ограничение по уровню предельных издержек, позволила им увеличить объем производства с Q{ до Q2. Производители получили расширение площади, показывающей размер их выигрыша (над чертой предложения и под уровнем цены), на область а. Таким образом, произошло сокращение потребления с Q4 до Q3 и расширение выпуска с Q{ до Q2, что повлекло за собой сокращение импорта с величины, равной Q{Q4, до величины Q2Qy
Пошлина - это налог в доход государства, легко измеряемый в нашем случае путем перемножения оставшейся величины импорта на размер тарифа. Это будет область с. Мы можем говорить о перераспределении доходов. Из общей площади потерь покупателей а + Ъ + с + d область а компенсирована выигрышем производителя, а область с ростом дохода государства, которым последнее распорядится в интересах и тех и других. А что собою представляют области Ъ и d? Это чистые потери от сокращения торговли вследствие введения пошлины. Правда, природа их различна: d - это потребительские потери, снижающие благосостояние потребителей вследствие отказа от части покупок и оплаты остальных по более дорогой цене, а Ъ - это производственные потери вследствие замещения более дешевого импортного производства менее эффективным отечественным производством. Можно также сказать, что это потери от искажения потребления и производства. Области Ъ и d не компенсируются чьим-либо выигрышем и означают уменьшение благосостояния, в этом смысле они абсолютны. Эти потери являются платой за решение правительства пойти навстречу требованиям лоббистов защитить национальное производство данного товара, за решение вывести их с поля международной конкуренции. Чем больше товаров защищается таможенными тарифами и чем выше размер последних, тем выше плата за неэффективность собственного производства, абсурдность которой рано или поздно становится очевидной. Поэтому пошлина как средство защиты интересов национальных производителей должна использоваться в сочетании с мерами по повышению эффективности последних.
Иная ситуация складывается в случае введения импортной пошлины страной с большой экономикой, т.е. страной, сокращение спроса со стороны которой может понизить мировую цену. Отказ части потребителей такой страны вынуждает зарубежных производителей облагаемого пошлиной товара сократить объемы производства. Строго говоря, это происходит и в случае малой экономики, но размеры сокращения в этом случае незначительны и находятся в пределах постоянных конъюнктурных колебаний, компенсируясь последними. В случае же большого сокращения спроса, возникающего при введении пошлины страной с большой экономикой, снижение производства более значительно и не компенсируется колебаниями. Но поскольку оно вызывает прежде всего уход с рынка менее эффективных зарубежных производителей, то в целом уровень предельных издержек последних складывается на более низком уровне и это позволяет оставшимся на рынке поставщикам снизить мировые цены продаж и взять, таким образом, часть тарифа на себя. Следовательно, бремя тарифа частью ляжет на зарубежных поставщиков, а частью на потребителей страны-импортера за счет более высокой новой внутренней цены. Другими словами, тариф частично продавливает в этом случае мировую цену вниз. Эта ситуация рассмотрена на рис. 6.2.
Здесь мы имеем те же эффекты проигрыша потребителей (а + Ъ + с + d), частично компенсируемые выигрышем производителей (область а) и поступлениями в доход государства (область с), и области не компенсируемых потерь (области b + d). Но к ним добавляется область е, которая также представляет собой доход государства, оплаченный зарубежными поставщиками. Это выгода от улучшения условий торговли. Она равна произведению величины снижения цены поставок на физический объем импорта. Следовательно, чем больше доля тарифа, перекладываемого на зарубежного поставщика и чем меньше сократится объем импорта, тем она значительнее. Вместе области с + е дают доход государству в размере произведения от умножения величины тарифа на величину импорта. Однако об эффективности обложения нужно судить, сравнивая дополнительно полученную величину е с областью потерь b + d. Если область е превышает эти потери, тариф оказывается эффективным, если же она оказывается меньше, чем потери b + d, то тариф неэффективен и это означает, что при принятии решения о таможенном обложении данного товара страной с большой экономикой возможности повлиять на мировой спрос и мировые цены были переоценены.
Рис. 6.2. Эффект тарифа, вводимого страной с большой экономикой. Наряду с обычными областями выигрыша и потерь возникает область выигрыша с, оплачиваемая зарубежными поставщиками.
Наибольший эффект для страны в таких случаях достигается при установлении так называемого оптимального тарифа, максимизирующего разницу областей е и b + d. Его величина показывает долю тарифа, уплачиваемую иностранным поставщиком, и равна величине, обратной эластичности предложения импорта. Чем ниже эластичность импортных поставок, тем больше возможностей применить оптимальный тариф, и, наоборот, чем выше эластичность импортных поставок, тем больше у поставщиков возможность удерживать мировую цену, сводя на нет оптимальный тариф и загоняя всю величину тарифа во внутреннюю цену страны-импортера. Оптимальный тариф устанавливается посередине между нулевым и запретительным уровнями, всегда будучи меньше последнего. Однако даже в целом удачно найденный оптимальный тариф не выгоден мировому хозяйству, поскольку суммарно размер приносимого иностранным поставщикам ущерба превышает размер выигрыша страны, вводящей тариф. Ввиду явного характера ущерба для других страна, применившая оптимальный тариф, рискует вызвать ответные санкции в виде мер нетарифного ограничения ее экспорта. С учетом также общей тенденции снижения роли тарифов в практике регулирования международной торговли возможность применения оптимального тарифа в современных условиях весьма ограничена.
Разновидностями импортной пошлины являются компенсационная и антидемпинговая пошлины, применяемые для компенсации ущерба, возникающего при использовании торговыми партнерами соответственно субсидий или демпинга. Отличия этих разновидностей состоят лишь в специфике поводов применения пошлины, но не в последствиях применения, которые в этом случае одинаковы.