Что такое таможенные платежи. Какую роль играют таможенные платежи в регулировании рынка товаров

Таможенные платежи являются довольно большой доходной частью государственного бюджета. Они составляют более тридцати процентов от всех поступлений. Российским законодательством закреплён определённый механизм начисления таких платежей и порядок их уплаты.

Для чего придуманы

Платежи, которые возникают при пересечении государственной границы тем или иным товаром, называются таможенными. Они являются основным экономическим регулятором товарооборота. Такой инструмент стимулирует внешнеторговые отношения и является своеобразным ограничителем стоимости продукции в условиях конкуренции.

Таможенные платежи могут быть сдерживающим фактом при осуществлении определённой экономической политики государства. Пошлины распространяются как на ввозимые товары (импорт), так и на вывозную продукцию (экспорт). Рассмотрим каждую группу отдельно.

Роль и назначение ввозных пошлин

Для сохранения определённого баланса платёжеспособности населения, а также для регулирования количества ввозимых товаров, государством были установлены ввозные пошлины. Нетрудно догадаться, что уплата таможенных платежей увеличивает конечную стоимость продукции. Но такой факт не всегда является отрицательным.

За счёт увеличения цены импортного товара происходит стимуляция внутреннего рынка и отечественного производителя. Конкурентоспособность предприятий значительно увеличивается. И в результате потребитель получает высококачественный товар собственного производства по доступной цене. Именно такую цель преследовали экономисты при создании подобных сборов. Иными словами, ввозные пошлины защищают внутренний рынок и пополняют казну государства.


Для чего нужна экспортная пошлина?

Виды таможенных платежей, которые уплачиваются при вывозе товаров за пределы государственной границы, называются экспортными пошлинами. В мировой экономике такие меры не очень популярны. В основном взиманием экспортных платежей занимаются государства, которые держат под контролем определённый ресурс. С помощью такого налога происходит выравнивание объёма продаж. Кроме того, исключается такое явление, как дефицит.

Иногда мировые цены на определённый товар становятся наиболее привлекательными, чем внутренние, и производители, в целях получения наибольшей прибыли, стараются экспортировать свою продукцию в неограниченных размерах. Таможенные платежи и налоги в таком случае играют регулирующую роль.


Откуда берутся ставки таможенных платежей?

Товары, которые облагаются таможенными начислениями, перечислены в систематизированном списке. Каждый вид имеет свой номенклатурный код и соответствующую ставку пограничного сбора. От того, откуда прибыл товар, меняется основная ставка сбора.

Например, в зависимости от торгово-политических отношений между странами таможенные платежи могут быть льготными или завышенными. Если происхождение товара не определено, то налог уплачивается в двойном размере. А для малоразвитых стран таможенный сбор может вообще отсутствовать. Такие виды платежей называются преференциальными.

Таможенные платежи занимают особое место в ряду государственных доходов. История таможенного налогообложения насчитывает более 1000 лет. Издревле на Руси с продаваемых предметов взимались пошлины. Памятник древнерусско­го права «Русская правда» (свод законов, в котором большое внимание уделялось таможенному налогообложению) свидетельствует, что таможенная плата за тор­говлю, или пошлина, была законодательно утверждена в IX в., а «мытник», или сборщик пошлин, рассматривался в ней как защитник интересов купцов и их иму­щества. Наибольшее развитие пошлины получили во времена татаро-монголь­ского ига, когда в русском языке появилось слово «тамга». (Тамга - наложение на товар клейма, печати, разрешающих дальнейший провоз и про­дажу данного товара. Впоследствии тамгой стали называть пошлину, взимаемую при тор­говле на рынках и ярмарках, место ее уплаты - таможней, служивых людей, взыскивающих тамгу, - таможенниками.). В то время все взимае­мые при продаже товаров на заставах в городах, селах, слободах, на рынках сборы получили название таможенных, а сборы, которые уплачивались непосредствен­но на границе, назывались большой тамгой. И лишь со второй половины XVI в. пошлины, взимаемые на границе, стали отличать от внутренних пошлин и запи­сывать в отдельные книги.

На протяжении всей истории России вопросам таможенного налогообложения уделялось большое внимание, что во многом определяется ролью таможенных платежей в развитии национальной промышленности и увеличении доходной части государственного бюджета. В зависимости от политических и экономиче­ских условий изменялась и степень вмешательства государства во внешнеэконо­мическую сферу. Существовавшая в СССР многие годы государственная моно­полия на внешнюю торговлю сменилась общепризнанными в мировой практике экономическими методами государственного регулирования внешнеэкономиче­ской деятельности (ВЭД), основная роль в которых принадлежит налоговому ре­гулированию, в свою очередь, базирующемуся на применении таможенных налогов.

Использование таможенных платежей как инструмента налогового регули­рования при экспорте служит поддержанию рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ, обеспечению условий для интеграции национальной экономики в мировую. Применение тамо­женных платежей при импорте обусловлено, с одной стороны, проведением по­литики разумного протекционизма, с другой - направлено на регулирование ввоза продукции, не имеющей отечественных аналогов или производящейся в недоста­точном для удовлетворения потребностям внутреннего рынка количестве. Вместе с тем таможенные платежи как при экспорте, так и при импорте способствуют обеспечению поступлений доходов в федеральный бюджет.

Таможенные платежи - это пошлины, налоги и сборы, взимаемые таможенны­ми органами с участников внешнеэкономической деятельности при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. В соответствии со ст. 34 Налогового кодекса РФ таможенные органы пользуются правами и не­сут обязанности налоговых органов по взиманию таможенных налогов. Перечень таможенных платежей установлен ст. 318 Таможенного кодекса РФ (далее ТК РФ). В настоящее время к таможенным платежам относятся:

Ввозная таможенная пошлина;

Вывозная таможенная пошлина;

НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

Акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

Таможенные сборы.

Следует отметить, что с введением в действие с 1 января 2004 г. нового ТК РФ из перечня были исключены такие таможенные платежи, как плата за информи­рование и консультирование, плата за принятие предварительного решения, пла­та за участие в таможенных аукционах и др.

Существенное значение для практики таможенного налогообложения имеет деление таможенных платежей на налоги, пошлины и обязательные платежи не­налогового характера - таможенные сборы. Классификация таможенных плате­жей приведена на рис. 1.

Согласно Закону РФ «О таможенном тарифе», таможенная пошлина представ­ляет собой обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при вво­зе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Однако вопрос об экономической сущности таможенной пошлины является спорным. Многие эко­номисты относят таможенную пошлину к категории «налог», поскольку исходя из определения пошлина предполагает оказание услуги. Если сравнить стоимость услуг, оказываемых таможенными органами участникам ВЭ Д, с размерами уплачи­ваемой ими таможенной пошлины, становится очевидным, что величина послед­ней значительно превосходит эту стоимость. Кроме того, за сам факт таможенного оформления товаров таможенными органами взимаются сборы в установленном размере, которые и являются, по сути, платой за услуги.

Таможенный сбор - это платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровож­дением товаров. Размер сбора за таможенное оформление, который устанавлива­ется Правительством РФ, ограничен приблизительной стоимостью оказанных услуг и не может превышать 100 тыс. руб. Размеры сборов за таможенное сопро­вождение дифференцированы в зависимости от расстояния перемещения. Так, за таможенное сопровождение расстоянием до 50 км взимается сбор в размере 2тыс. руб., от 50 до 100 км - 3 тыс. руб., от 100 до 200 км - 4 тыс. руб., свыше 200 км - 1 тыс. руб. за каждые 100 км пути, не менее 6 тыс. руб. При таможенном сопровождении морских, речных или воздушных судов размер сбора составляет 20 тыс. руб. и не зависит от расстояния перемещения. Таможенные сборы за хра­пение на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа уплачиваются в размере 1 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день, а в спе­циально приспособленных помещениях для хранения отдельных видов товаров - 2 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день. Таким образом, сравнение таможенных сборов и таможенной пошлины отчетливо демонстрирует налоговую природу последней. Однако с 1 января 2005 г. таможенная пошлина была исключена из состава федеральных налогов (ст. 13 Налогового кодекса РФ) и отнесена к нена­логовым доходам федерального бюджета (ст. 51 Бюджетного кодекса РФ).Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 г. № 863 «О ставках таможенных сбо­ров за таможенное оформление товаров». Таможенные пошлины классифицируются по различным признакам (рис.2). По объекту обложения пошлины подразделяются на следующие виды:

· вывозные (экспортные) - взимаются при вывозе товаров с таможенной тер­ритории государства;

· ввозные (импортные) - взимаются при ввозе товаров на таможенную тер­риторию государства и широко применяются во многих странах;

  • транзитные - взимаются за провоз товара по территории страны. В фискаль­ных целях используются лишь некоторыми развивающимися странами

Вывозные (экспортные) пошлины на отдельные виды товаров были введены в России в 1992 г. вместо действовавшего ранее налога на экспорт и просуществова­ли до середины 1996 г. Отмена вывозных пошлин была обусловлена стремлением России стать членом ВТО. В начале 1999 г. в целях стабилизации экономической ситуации, повышения доходов федерального бюджета, а также оперативного ре­гулирования ВЭД взимание вывозных пошлин было возобновлено. В настоящее время экспортные пошлины имеют широкое применение в таможенной практике России и распространяются в основном на топливно-энергетические и другие сы­рьевые товары (на которые приходится большая часть российского экспорта), а так же рыбопродукты, лесоматериалы и др. Применение экспортных пошлин пре­следует чисто фискальные цели, чем бы ни было аргументировано их введение.

Рисунок 1 Виды таможенных платежей



Ввозные (импортные) пошлины до середины 1992 г. в России не применялись. В течение второй половины 1992 г. действовал временный импортный тариф, который охватывал 14 товарных позиций по товарной номенклатуре (ТН) ВЭД. В1993 г. был принят постоянный импортный тариф, перечень подлежащих нало­гообложению товаров расширился, а ставки таможенных пошлин были диффе­ренцированы от 5 до 50%. В течение последующих лет ставки ввозных таможен­ных пошлин на отдельные виды товаров многократно изменялись, как правило, в сторону увеличения. В 2001 г. в России произошла унификация импортного та­рифа, многие товарные позиции были объединены в группы с едиными ставка­ми таможенных пошлин - 5, 10, 15 и 20%. Согласно Закону РФ «О таможенном тарифе», ставки таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ.

По целям взимания различают фискальные и протекционистские пошлины. Фискальные пошлины выступают в качестве средств бюджетных доходов. Их ве­личина зависит от возможности повышения цены на товар. Протекционистские служат для защиты отечественных товаропроизводителей от иностранной конку­ренции, имеют высокие ставки, затрудняющие ввоз товаров. Однако на практике не существует четкого разграничения между фискальными и протекционистски­ми пошлинами.

В целях защиты экономических интересов РФ могут устанавливаться особые и сезонные пошлины, которые имеют временный характер. В таможенной прак­тике РФ применяются три вида особых пошлин: специальные, антидемпинговые и компенсационные . Специальны е пошлины применяются, если товары импорти­руются в количествах и на условиях, способных нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров, а иногда как ответная мера на дискримина­ционные действия других государств. Антидемпинговые пошлины применяются к иностранным товарам, которые ввозятся по более низкой цене, чем их нормаль­ная стоимость в стране ввоза, а компенсационные - в случаях ввоза товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии. Антидемпинговые и компенсационные пошлины применяются именно тогда, ког­да ввоз товаров влечет за собой неблагоприятные последствия для страны-импор­тера. Кроме того, в соответствии с законодательством РФ о специальных защит­ных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров могут быть установлены предварительные специальные, антидемпинговые и компенсацион­ные пошлины.

В некоторых случаях для оперативного регулирования ввоза или вывоза от­дельных видов товаров могут применяться сезонные пошлины. Ставки сезонных пошлин и перечень товаров, на которые они распространяются, должны быть офи­циально опубликованы не позднее чем за 30 дней до начала их применения. Срок действия таких пошлин не может превышать 6 месяцев в году

С 2000 г. все средства от взимания таможенных платежей поступают в феде­ральный бюджет. Приведенные в табл. 1 данные об объемах поступлений та­моженных платежей в федеральный бюджет свидетельствуют об их высокой фис­кальной значимости.

В соответствии с Федеральным законом от 31.12.1999 г. № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» был упразднен Фонд развития таможенной системы, в который до 2000 г. поступали таможенные платежи неналогового характера.

Таблица 1 Роль таможенных пошлин, налогов и сборов в формировании доходов федерального бюджета

Все о таможенных платежах

Законодательство ТС различает следующие виды таможенных платежей:

Ввозную таможенную пошлину;
- вывозную таможенную пошлину;
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- таможенные сборы.

Таможенные сборы - обязательные таможенные платежи, которые взимаются таможенными органами за предоставляемые услуги по выпуску, хранению и сопровождению товаров. Соответственно по предоставляемым услугам, таможенные сборы делятся на:

Таможенные сборы за таможенные операции, связанные с выпуском товаров;
- таможенные сборы за таможенное сопровождение;
- таможенные сборы за хранение.

ТС делегирует национальным законодательствам регулирование следующих вопросов по таможенным сборам: установление видов, ставок, плательщиков, сроков уплаты, порядок исчисления, порядок уплаты, порядок возврата, освобождение от уплаты.

На территории РФ таможенные сборы исчисляются в рублях. Уплачиваются они на счет Федерального казначейства. Исключение составляют таможенные сборы за , которые могут оплачиваться в кассе . Пересчет иностранной валюты на рубли осуществляется по курсу ЦБ РФ, действующему на момент регистрации декларации таможенным органом.

Таможенные сборы исчисляются:

Непосредственно плательщиками;
- таможенными органами в случае выставления требований по уплате таможенных платежей;
- таможенными органами в отношении товаров, ввозимых для личного пользования.

После регистрации декларации в случае ее корректировки пересчет таможенных сборов не производится.

Таможенные сборы за таможенные операции уплачивает или лицо, на которое возложена эта обязанность. Они уплачиваются одновременно с подачей декларации. Размер таможенного сбора за таможенные операции не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор, и не может превышать 100000 руб.

В случае несогласия плательщика с результатами отчета он имеет право на проведение, совместно с таможенным органом, выверки расходования авансовых платежей. Результаты проведенной выверки оформляются актом, который подписывается уполномоченным должностным лицом таможенного органа и плательщиком. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых вручается плательщику.

Плательщик (или его правопреемник) имеет право на возврат авансового платежа. Основанием для этого является письменное заявление плательщика (правопреемника), поданное до истечения 3 лет со дня последнего распоряжения об использовании авансового платежа, либо со дня внесения авансового платежа на счет при отсутствии распоряжений об использовании. В случае истечения 3 лет авансовые платежи возврату не подлежат.

К заявлению о возврате обязательно предоставляются документы (ниже), перечень которых для физических лиц, физических лиц - индивидуальных предпринимателей, российских юридических лиц и иностранных юридических лиц отличается. Документы или их копии, кроме платежных, предоставляемых физическими лицами, индивидуальными предпринимателями или российскими юридическими лицами должны быть заверены нотариально, либо таможенными органами при предоставлении оригинала документа. Документы или их копии, кроме платежных, предоставляемых иностранными юридическими лицами, должны быть заверены только нотариально.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению физического лица:


- копия паспорта гражданина РФ или иного документа, который может являться, в соответствии с законодательством РФ, удостоверением личности;
- в случае подачи заявления наследником - копия документа, подтверждающего право наследника на авансовый платеж;

Перечень документов, прилагаемых к заявлению физического лица, зарегистрированного как индивидуальный предприниматель:

Платежные документы, подтверждающие перечисление авансового платежа;
- копия свидетельства о государственной регистрации;
- копия паспорта гражданина РФ.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению российского юридического лица:

Платежные документы, подтверждающие перечисление авансового платежа;
- копия свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ;
- копия свидетельства о постановке на налоговый учет;
- документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление;
- образец подписи лица, подписавшего заявление;
- в случае подачи заявления правопреемником - копия документа, подтверждающего правопреемство.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению иностранного юридического лица:

Платежные документы, подтверждающие перечисление авансового платежа;
- копия документа, подтверждающего статус юридического лица по законодательству страны, где создано это лицо, с переводом на русский язык;
- копия документа, подтверждающего статус лица, подавшего заявление, с переводом на русский язык;
- образец подписи лица, подписавшего заявление.

Заявление о возврате подается в таможенный орган, который ведет администрирование данных авансовых платежей. В случае, если перечисленные документы подавались в таможенный орган ранее, то лицо имеет право не предоставлять эти документы повторно, а сообщить только данные о предоставлении этих документов и об отсутствии изменений в документах. Исключением из этого правила являются платежные документы.

Налог на добавленную стоимость (НДС) уплачивается декларантом или иным лицом, которое, в соответствии с нормами законодательства ТС и РФ, имеет такое право, с товаров, которые ввозятся на территорию РФ.

Основой для исчисления НДС является сумма таможенной стоимости товара, таможенной пошлины и акцизов, подлежащих уплате. Акцизы и таможенные пошлины могут не приниматься за основу для исчисления НДС, в случае освобождения товаров от уплаты акцизов и таможенных пошлин.

Стандартная ставка НДС составляет 18%, в соответствии с п.3 ст.164 НК РФ. Но в соответствии с нормами , она может составлять также 10% или 0%. К товарам, ставка НДС в отношении которых составляет 10%, законодательство РФ относит:

Продовольственные товары;
- товары для детей;
- периодические печатные издания;
- книжная продукция, связанная с наукой, культурой и образованием;
- лекарственные средства;
- изделия медицинского назначения.

Нулевую ставку НДС (освобождены от уплаты) применяют для товаров, вывезенных по таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Налогового Кодекса. Дополнительно, не облагаются НДС услуги международных перевозок, работы и услуги по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, товары (работы, услуги) в области космической деятельности и ряда других. Полный перечень приведен в п.1 ст.164.

НДС уплачивается до предоставления или одновременно с предоставлением декларации. Уплата производится:

В таможенный орган, который проводит оформление товара;
- в государственное предприятие связи при ;
- на счет ГК РФ при наличии письменного разрешения.

Уплата производится деньгами или по безналичному расчету в рублях или, по согласию таможенного органа, в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ.

По уплате НДС может быть предоставлена рассрочка или отсрочка (далее отсрочка) на срок до 1 года. Отсрочка на срок от 1 года до 3 лет предоставляется по решению Правительства РФ, а от 3 до 5 лет - министра финансов РФ. Для получения отсрочки заинтересованное лицо подает в соответствующий орган заявление с указанием достаточных оснований для предоставления отсрочки и с приложением соответствующих документов. Перечень условий, которые относятся к достаточным основаниям, и документов, обязательных к приложению, указан в ст. 64 НК РФ.

Акциз - федеральный налог, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу.

Выделяет ряд групп подакцизных товаров, к которым относятся:

1) спирт этиловый;
2) спиртосодержащая продукция (объемная доля этилового спирта более 9%);
3) алкогольная продукция (объемная доля спирта более 1,5%);
4) пиво;
5) табачная продукция;
6) автомобили легковые;
7) мотоциклы (мощность двигателя свыше 112,5 кВт или 150 л.с.);
8) автомобильный бензин;
9) дизельное топливо;
10) моторные масла.

Исключением из этих групп являются товары, которые не подлежат акцизу:

Коньячные спирты (группа №1);
- лекарственные, лечебно-профилактические и диагностические средства, соответствующие требованиям законодательства РФ (группа №2);
- парфюмерно-косметическая продукция, в емкостях до 100 мл включительно и с объемной долей этилового спирта до 80% включительно (группа №2);
- парфюмерно-косметическая продукция, в емкостях до 100 мл включительно и объемной долей этилового спирта 90% включительно при наличии пульверизатора (группа №2);
- отходы, образовавшиеся при производстве этилового спирта, которые подлежат дальнейшей переработке или использованию для технических целей и соответствуют требованиям нормативной документации (группа №2).

За уплату акциза ответственность несет декларант, а при декларировании товара декларант несет солидарную ответственность с таможенным представителем.

В отношении подакцизных товаров могут устанавливаться следующие виды налоговых ставок:

Адвалорные - устанавливаются в процентах относительно таможенной стоимости облагаемых товаров;
- специфические (или твердые) - устанавливаются в зависимости от физических характеристик товара в натуральном выражении (объем, масса, количество);
- комбинированные - сочетают адвалорные и специфические.

Соответственно для исчисления акциза каждый вид ставок имеет свою отличительную налоговую базу. Налоговая база определяется отдельно по каждой партии ввозимых подакцизных товаров.

Нормы ТК ТС предусматривают возможность предоставления льгот при уплате таможенных платежей.

К таким льготам относятся:

Тарифные преференции;
- тарифные льготы;
- льготы по уплате налогов;
- льготы по уплате таможенных сборов.

Также предоставление льгот при уплате таможенных платежей регулируется нормами международных договоров и законодательства стран - участниц ТС.

Согласно применение тарифных льгот , предоставляемых в отношении товаров, ввозимых на территорию ТС, не зависит от их . По тарифные льготы применятся в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины. В указан перечень действий с товарами, при которых таможенные пошлины не уплачиваются. Согласно п.3, ст.5 Соглашения тарифные льготы могут быть предоставлены в отношении следующих товаров:

Которые ввозятся под соответствующим контролем при соблюдении соответствующего таможенного режима;
- которые ввозятся в качестве вклада в уставной (складочный) капитал иностранным учредителем в соответствии с требованиями законодательства;
- которые ввозятся в рамках международного сотрудничества стран-участниц ТС в космической отрасли или в рамках соглашений об услугах по запуску космических аппаратов. По этой группе товаров Комиссия ТС ведет перечень.

В ст. 6 Соглашения указан перечень товаров, которые освобождаются от уплаты таможенной пошлины при их ввозе на таможенную территорию ТС из третьих стран.

Тарифные преференции - преимущества, предоставляемые товарам при их ввозе в целях расширения торговли между странами. Тарифные преференции (далее преференции) предоставляются на основании . Согласно Протоколу преференции могут быть предоставлены странам, которые Всемирный банк не относит к странам с высоким уровнем дохода. Эти страны указаны в Перечне развивающихся стран-пользователей системы тарифных преференций и Перечне наименее развитых стран-пользователей системы тарифных преференций таможенного союза. В ст.2 Протокола указаны ряд факторов, которые могут стать основанием для не включения или исключения страны из Перечня.

Ст. 131 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» приводит перечень товаров, которые освобождены от уплаты таможенных сборов . Также, согласно нормам этого Закона правительство РФ имеет право освобождать иные товары от уплаты таможенных сборов.

Механизмы предоставления льгот по уплате налогов указаны в разделах «НДС» и «Акциз» этой статьи.

Дополнительно

22. Таможенные платежи - налоги, сборы и иные обязательные платежи, взимаемые таможенными органами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ и в других установленных законодательством случаях.

К таможенным платежам относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

5) таможенные сборы.

"Таможенный кодекс Таможенного союза" (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010)Раздел 2. Таможенные платежи

"Таможенный кодекс Российской Федерации" (утв. ВС РФ 18.06.1993 N 5221-1) (ред. от 26.06.2008)Раздел III. ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ

Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О таможенном регулировании в Российской Федерации"Раздел II. Таможенные платежи

"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.01.2012)Статья 16.22. Нарушение сроков уплаты таможенных платежей

"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 06.01.2012)Статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 331 (ред. от 23.09.2011) "Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки"

Решение Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728 "О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза"

Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 21.05.2010 "Об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин"

Все перечисленные платежи взимаются российскими таможенными органами и учреждениями. Это обстоятельство их объединяет. Платежи различаются как по юридической природе, так и по экономическому содержанию. Среди них есть налоги (таможенная пошлина, НДС, акцизы) и обязательные платежи неналогового характера (платы, таможенные сборы и др.). Такое деление таможенных платежей имеет существенное значение для практики таможенного регулирования. Например, только по таможенным платежам, имеющим налоговую природу, может быть предоставлена отсрочка или рассрочка в уплате.

Средства, получаемые от таможенных платежей, поступают в федеральный бюджет России. На величину таможенных платежей влияет целый комплекс разнообразных факторов, которые различаются в зависимости от перечисленных выше конкретных видов таможенных платежей.

В соответствии с законодательством России о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами могут устанавливаться специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Они используются в качестве мер защиты экономических интересов российских производителей товаров и связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию России. Названные пошлины применяются независимо от ввозной таможенной пошлины по правилам, установленным для последней. Возможно, это обстоятельство не позволило законодателю включить особые виды таможенных пошлин в число таможенных платежей.

Функции таможенных платежей

Активное использование института таможенных платежей серьезно повышает их значимость для государства. Это позволяет им выполнить различные функции, которые при всем многообразии могут быть объединены в две основные: регулирующую и фискальную. В то же время не следует отрицать наличие иных функций, в том числе контрольной, статистической, балансировочной и др.

      Таможенная пошлина

Таможенная пошлина - обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами страны при ввозе (вывозе) товара на ее таможенную территорию и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза (вывоза). Размер таможенной пошлины определяется таможенным тарифом.

Таможенная пошлина - это одна из разновидностей косвенных налогов, которым облагается внешнеторговый оборот при перемещении товаров через таможенную границу. Уплата таможенной пошлины носит обязательный характер. Ставки ввозных таможенных пошлин применяются дифференцированно в зависимости от страны происхождения товара.

В России применяются следующие виды ставок пошлин:

1) адвалорные (взимаются в процентах от таможенной стоимости);

2) специфические (устанавливаются в виде конкретной (твердой) денежной суммы за единицу (веса, объема, штуки и др.) товара);

3) комбинированные(сочетающие обе ставки)

По адвалорным ставкам облагаются сырье, продовольствие, по специфическим ставкам - готовые изделия.

Законом предусмотрены также сезонные и особые пошлины. Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительством РФ могут устанавливаться сезонные пошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных таможенных пошлин не может превышать шести месяцев в году.

Применение сезонных пошлин позволяет государству более эффективно регулировать импорт и экспорт таких товаров в определенное время года.

Для защиты внутреннего рынка и отечественных производителей от импорта определенного товара используются особые виды пошлин, по которым предусмотрена особая процедура применения. В зависимости от цели применения особых пошлин они делятся на специальные пошлины; антидемпинговые пошлины; компенсационные пошлины.

Специальные пошлины применяются: в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы РФ, со стороны других государств или их союзов.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве или ввозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.

Применение субсидий приводит к искусственному занижению затрат, а соответственно, и цен на экспортируемые товары (в том числе и в Россию). Размер компенсационных пошлин определяется величиной субсидии.

Следует отметить, что Россия фактически не использует на практике специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины для защиты внутреннего рынка и отечественного производителя от нежелательного для страны импорта товаров, хотя актуальность решения этой проблемы с позиций необходимости обеспечения экономической безопасности страны постоянно возрастает. Вышеуказанные виды пошлин могут применяться в любое время года, т.е. являются круглогодичными.

Валюта, в которой исчисляются таможенные пошлины, должна соответствовать валюте, в которой заявлена таможенная стоимость облагаемого товара.

При исчислении таможенной пошлины, подлежащей уплате при таможенном оформлении товаров, применяются различные методы. Методы исчисления зависят от того, по каким видам ставок облагается товар таможенными пошлинами: по адвалорным, по специфическим или по комбинированным.

      Налог на добавленную стоимость и акцизы

Налог на добавленную стоимость (НДС) относится к косвенным внутренним налогам. Облагаются НДС товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации.

НДС на импортируемые товары выполняет две функции: во-первых, функцию по регулированию внешнеэкономической деятельности с целью создания равных условий для конкуренции отечественных и импортных товаров на внутреннем рынке; во-вторых, фискальную функцию, связанную с пополнением доходной части федерального бюджета.

При определении НДС используются адвалорные ставки. Размер ставок НДС устанавливается в законодательном порядке. На импортируемые в Российскую Федерацию товары распространяются ставки НДС, действующие на отечественные товары во внутренней торговле. В настоящее время применяются две ставки НДС:

Основная ставка для большинства товаров установлена в размере 20 %;

По большинству продовольственных товаров (за исключением подакцизных товаров) и значительной части товаров для детей ставка НДС установлена в размере 10 %.

Отдельные товары, завозимые на территорию России, в соответствии с российским законодательством подлежат освобождению от уплаты НДС.

НДС исчисляется в валюте контракта, т. е. в той же валюте, в которой заявлена таможенная стоимость товара.

Акцизы – один из самых распространенных косвенных налогов, встречающийся в налоговых системах практически всех государств. Наиболее существенные отличия акциза от НДС состоят в том, что акциз, во-первых, «привязан» к конкретным товарам, перечень которых содержится НК, во-вторых, уплачивается не каждый раз с оборота, а один раз производителем подакцизного товара или лицом, совершающим внешнеторговые операции.

Номенклатура отечественных и импортируемых подакцизных товаров одинакова и определяется в законодательном порядке. В настоящее время к подакцизным отнесены следующие товары: спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением коньячного и спирта-сырца), спиртосодержащие растворы в соответствии с перечнем, утверждаемым. Правительством Российской Федерации, алкогольная продукция (спирт питьевой, ликероводочные изделия, коньяки, вино натуральное, вино специальное и иная пищевая продукция с содержанием этилового спирта более полутора процентов от объема единицы алкогольной продукции, за исключением виноматериалов), пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, нефть, включая газовый конденсат, бензин автомобильный, легковые автомобили (за исключением автомобилей с ручным управлением, в том числе ввозимых на территорию Российской Федерации, реализуемых инвалидам в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации), а также отдельные виды минерального сырья в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

При расчете суммы акциза по подакцизным товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации и вывозимым с нее, применяются специфические и адвалорные ставки, которые определяются Федеральным законом РФ "Об акцизах", изменениями и дополнениями к нему.

Специфические ставки акциза устанавливаются в рублях за единицу измерения подакцизного товара.

При исчислении суммы акциза по адвалорным ставкам в качестве налогооблагаемой базы берется величина, включающая таможенную стоимость подакцизного товара, таможенную пошлину и таможенные сборы за таможенное оформление.

Ставки акцизов по подакцизным товарам являются едиными по всей стране. Исключение составляют подакцизные виды минерального сырья, ставки акциза на которые дифференцируются по отдельным месторождениям в зависимости от их горно-геологических и экономико-географических условий

При таможенном оформлении особое значение придается оформлению подакцизных товаров.

      Таможенные сборы, общая характеристика

Правила исчисления и уплаты таможенных сборов установлены гл.33 ТК. Согласно ст. 11 ТК под таможенным сбором понимается платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением и сопровождением товаров.

В настоящее время таможенные сборы уплачиваются за таможенное оформление, Таможенное сопровождение, хранение.

Таможенные сборы, по сути, представляют собой плату за осуществление таможенными органами различных мероприятий. Целью их уплаты является финансирование расходов органов государственной власти – таможенных органов, действующих в публичных интересах.

Уплата таможенного сбора не является условием совершения в интересах участника внешнеэкономической деятельности таможенного оформления, таможенного сопровождения или хранения как самоцели. Данные действия совершаются таможенными органами в силу требований таможенно0правовых норм в целях соблюдения мер правовой и экономической безопасности России при перемещении товаров через таможенную границу.

Таможенные сборы уплачиваются:

    за таможенное оформление – при декларировании товара;

    за таможенное сопровождение – при сопровождении транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита либо с таможенным режимом международного таможенного транзита;

    за хранение – при хранении товаров на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа.

        Таможенные сборы за оформление товара

Процедура, связанная с таможенным оформлением, рассматривается в качестве услуги, предоставляемой таможенными органами участникам ВЭД. Таможенные сборы за таможенное оформление представляют собой плату за эту услугу. Ставка же таможенных сборов за таможенное оформление есть не что иное как оплата услуг таможенной системы.

Средства, образуемые за счет таможенных сборов за таможенное оформление, являются федеральной собственностью и входят в состав федерального бюджета Российской Федерации. При этом они имеют целевое назначение и использование.

Объектом обложения таможенным сбором за таможенное оформление являются товары, включая транспортные средства, при их перемещении через таможенную границу, а также при изменении таможенного режима.

Уплата таможенного сбора за таможенное оформление производится до или в момент принятия к таможенному оформлению товара и документов на него. Особенностями порядка уплаты таможенного сбора за таможенное оформление являются:

    во-первых, то, что отсрочка и рассрочка по уплате этого сбора не предоставляются;

    во-вторых, возврат уплаченных сумм таможенного сбора за таможенное оформление не производится. Исключение составляют случаи, когда:

а) таможенные органы никаких действий, связанных с таможенным оформлением товаров и транспортных средств, в том числе и при предварительных операциях, не проводили;

б) произошло двойное обложение товаров таможенными платежами;

в) излишняя уплата таможенных платежей или их взыскание вызваны изменением курса валюты уплаты или взыскания.

Ставки таможенного сбора за таможенное оформление применяются адвалорные, специфические и комбинированные.

Если же таможенное оформление осуществляется вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов, то ставки таможенных сборов за таможенное оформление удваиваются.

От уплаты за таможенное оформление освобождаются:

Гуманитарная помощь;

Товары под таможенный режим отказа в пользу государства;

При представлении общей таможенной декларации на комплектный объект;

Товары, ввозимые на российскую таможенную территорию для официального пользования дипломатических представительств иностранных государств;

Культурные ценности, временно вывозимые и обратно ввозимые музеями, архивами, библиотеками и т.д.;

Ввозимая или вывозимая ЦБ РФ наличная российская валюта;

Товары, таможенная стоимость которых меньше суммы, эквивалентной 100 ЭКЮ включительно;

Порожние вагоны и контейнеры, а также перевозочные приспособления, принадлежащие российским железным дорогам, используемые в международных перевозках;

И другие.

Федеральная таможенная служба РФ наделёна правой уменьшать указанные размеры таможенного сбора за таможенное оформление, освобождать от его уплаты, а в исключительных случаях - изменять валюту, в которой должен быть уплачен дополнительный валютный сбор.

        Таможенные сборы за сопровождение товаров

Таможенные сборы за сопровождение товара уплачиваются при сопровождении транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита либо с таможенным режимом международного таможенного транзита.

Таможенные сборы за таможенное сопровождение должны быть уплачены до начала фактического осуществления таможенного сопровождения.

Для целей исчисления сумм таможенных сборов за таможенное сопровождение применяются ставки, действующие на день принятия транзитной декларации таможенным органом.

Случаи освобождения от уплаты таможенных сборов за таможенное сопровождение определяются Правительством Российской Федерации.

В отличии от таможенного сбора за таможенное оформление при установлении ставок сбора за таможенное сопровождение законодатель не указывает, что размер последнего должен зависеть от стоимости оказанных услуг. Вместе с тем эта мера требует значительных транспортных расходов и привлечения дополнительных таможенных кадров. В соответствии с действующей нормой учитывать реальные расходы вовсе не обязательно, поскольку вне зависимости от них сопроводительных сбор будет взиматься в фиксированном размере в соответствии с ТК.

        Таможенные сборы за хранение товара

За хранение товаров и транспортных средств на таможенных складах временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы РФ, взимаются таможенные сборы в размерах, определяемых ГТК РФ, исходя из средней стоимости оказанных услуг.

Таможенные сборы за хранение представляют собой вид таможенного платежа, уплачиваемого за хранение товаров и транспортных средств на таможенных складах и складах временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы.

Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу (п. 1 ст. 75 ТК ТС).

Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок являются таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика) (п. 2 ст. 75 ТК ТС).

В тех случаях, когда базой для исчисления ввозных таможенных платежей является таможенная стоимость, важно правильно ее исчислить, ведь от этого зависит расчет таможенных платежей.

С 1 июля 2010 г. вопросы определения таможенной стоимости регулируются Соглашением, которым предусмотрены шесть способов определения таможенной стоимости.

Для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом Таможенного союза (если иное не предусмотрено ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов ТС) (п. 2 ст. 77 ТК ТС).

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА - комплекс мер и направлений в сфере внешнеэкономической деятельности, осуществляемых через таможенную систему. Т.п. включает деятельность государственных органов по применению таможенных пошлин и таможенных сборов, а также таможенных процедур и других средств для достижения определенных экономических, социальных, финансовых и торгово-политических целей. Основными средствами осуществления Т.п. являются: система экономических инструментов таможенного регулирования; участие в таможенных союзах, зонах свободной торговли и таможенных конвенциях (соглашениях); режим прохождения грузов через границу; сеть государственных органов таможенного контроля; необходимые законодательные нормы таможенной деятельности. В РФ действует единая Т.п., являющаяся составной частью внутренней и внешней политики РФ. Т.п. РФ обеспечивает эффективное использование инструментов таможенного контроля по защите российского рынка, стимулирует развитие национальной экономики, содействует проведению структурной перестройки и иным целям, определяемым Федеральным Собранием РФ, Президентом РФ и Правительством РФ в соответствии с ТК РФ и другими законодательными актами РФ.

С помощью там.платежей реализуется протекционизм или свободная торговля.

Доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с действующим бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления. В РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

Использование таможенных платежей как инструмента налогового регулирования при экспорте служит поддержанию рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ, обеспечению условий интеграции национальной экономики в мировую. Применение таможенных платежей при импорте обусловлено, с одной стороны, проведением политики разумного протекционизма, с другой – направлено на регулирование ввоза продукции, не имеющей отечественных аналогов или производящейся в недостаточном для удовлетворения потребностей внутреннего рынка количестве. Вместе с тем таможенные налоги и сборы как при экспорте, так и при импорте способствуют обеспечению поступлений доходов в федеральный бюджет.

Федеральная таможенная служба перечислила в бюджет Российской Федерации в 2009г. 4684 млрд руб. (около 50,5%), Федеральная налоговая служба - 4073 млрд руб. (около 44%). Иными словами, решение экономических, социальных, политических проблем, обеспечение функций государства напрямую зависят от мировой конъюнктуры рынка сырьевых товаров, системы таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации

Ляшенко Сергей Николаевич

Налоги в механизме управления экономикой.

    Экономическая сущность налогов

    Функции налогов

    Виды налогов и их классификация

    Принципы налогообложения

    Элементы налогообложения

    Налоговая политика

Экономическая сущность налогов.

Налоги расходуются на: управление, оборона, суд, охрана порядка, культура, образование, и т.д.

Под налогом понимается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащей им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств.

Цель налогов – финансовое обеспечение деятельности государства и муниципальных образований.

Налоги отличаются от сборов особенностью которых является:

    Одно из условия совершения в отношения плательщиков государственными органами значимых действий, включая предоставление определенных прав, или выдача разрешений и лицензий.

Признаки налога:

    Императивность – предполагает отношение власти и подчинения. Это признак безусловной, полной и своевременной уплаты налогов государству налогоплательщику.

    Индивидуальная безвозмездность – налогоплательщик не в праве рассчитывать на эквивалентную выгоду государства.

    Законность – установление, взимание осуществляется в порядке, определенном законом.

    Уплата в целях финансового обеспечения деятельности государства.

    Абстрактность – предполагает поступление налогов на нужды всего государства, а затем распределение по видам расходов.

    Относительная регулярность – выражается в периодической его уплате, в установленные законом сроки.

Элементы налогов:

    Налогоплательщики

    объект налогообложения

    налоговая база

    налоговый период

    налоговая ставка

    порядок исчисления налога

    порядок и сроки уплаты налога

Экономическая сущность налога – заключается в том, что они представляют собой присвоение, централизацию и перераспределение через бюджеты части произведенного национального продукта.

Под налогообложением принято понимать взимание налога. В экономической теории понятие налога и сбора часто понимают как синонимы, однако налог существенно отличается от сбора.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с физических и юридических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщика сборов государственными органами, ОМСУ, и иными уполномоченными органами и должностными лицами, юридически-значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений.

Экономическая сущность налога – присвоение, централизация, перераспределение через бюджеты части произведенного национального продукта.

Главное отличие налога от сбора состоит в том, что налог является абстрактным платежом и не имеет целевого ориентирования.

При уплате сбора всегда присутствует специальная цель или особые интересы.

Сходства налога и сбора:

    налог и сбор обязательны

    налог и сбор принудительны

    взимаются в пользу государства

Выделятся финансовые категории:

    Обязательность – каждый налогоплательщик должен уплачивать установленные законом налоги и сборы.

    Индивидуальная безвозмездность – каждое лицо, уплатившее налог взамен прямо не получает за это какие-либо блага.

    Уплата в денежной форме – налоги не могут быть уплачены или взысканы в натуральной форме.

Функции налогов.

Это проявление его сущности в действии и способ выражения его свойств.

    Фискальная – пополнение бюджета (от лат. корзина) – основная функция налогообложения. По средством данной функции реализуется главное предназначение налогов – формирование и мобилизация финансовых ресурсов для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции можно назвать производными от фискальных.

    Распределительная (социальная) – состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения и территориями. Происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения.

    Стимулирующая (регулирующая) – направлена на достижение по средствам налоговых механизмов в тех или иных задач в налоговой политике конкретного государства. Отражает признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом путем представления льгот.

Стимулирующая, дестимулирующая и производственная – эта функция распределяется на подфункции.

Виды налогов и их классификация.

В зависимости от уровней их установления, федеральные налоги и сборы делятся:

    Налоги на доходы физических лиц (НДФЛ)

    Налоги на прибыль организации

    Водный налог

    Сборы за пользование объектами животного мира

    Сборы за пользование объектов водно-биологических ресурсов

    Государственная пошлина

К региональным налогам относятся:

    Налог на имущество

    Налог на игорный бизнес (75% от прибыли)

    Транспортный налог

Местные налоги:

    Земельный налог

В зависимости от методов установления налогов и способа их взимания, налоги подразделяются на:

    Прямые – взимаются в процессе накопления материальных благ, ими непосредственно облагается трудоспособность физических лиц, или экономический потенциал (способность приносить доход). Прямыми являются те налоги, которыми облагается имущество, выручка. Процесс извлечения прибыли:

    Личные и реальные (целевые). Прямые личные налоги уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность субъекта. К их числу относится НДФЛ, налог на прибыль организации, налог на имущество организации, налог на имущество физических лиц.

Прямыми реальными налогами облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта обложения. К их числу относятся: земельный налог, транспортный налог, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

    Косвенные – связаны с экономическим потенциалом налогоплательщика лишь косвенно. Они взимаются через цену товара и вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций. Они связаны с процессом использования прибыли или расходами налогоплательщика:

  • Фискальная монополия

    Таможенные пошлины

В развитых странах преобладают акцизы – косвенные налоги на товары и услуги, которые производятся частными предприятиями. Акцизы устанавливаются на товары внутреннего производства, в отдельных странах акцизами облагается и импорт товаров.

По способу взимания акцизы делятся:

    Индивидуальные – устанавливаемые на отдельные виды и группы товаров

    Универсальные – взимаются по стоимости всего валового оборота.

Универсальные акцизы более выгодные с фискальной точки зрения, так как ими облагаются все товары, попадающие в реализацию.

Первоначально универсальный акциз взимался только в розничной торговле. После 2 мировой войны был введен каскадный налог с оборота – взимался на всех этапах производства. Сегодня для него характерна однократность обложения, т.е. определенный %. Разновидность универсального акциза – НДС, который в отличие от налога с оборота взимается не со всей стоимости товара, а только с той части стоимости, которая добавляется на конкретной стадии производства.

Добавленная стоимость включает в себя:

    Заработную плату

    Амортизацию

    Проценты за кредитные ресурсы

    Накладные расходы

Фискальная монополия – монопольное право государства на производство и реализацию определенных товаров. Этот налог преследует только фискальную цель. Ставки не устанавливаются, поскольку государство является монополистом при производстве определенных видов товаров и продает товар по очень высокой цене, которая включает в себя и сам налог.

Фискальная монополия может быть частичной или полной.

Налоги на внешнюю торговлю – таможенная пошлина, бывает:

    По видам:

    Экспортные

    Импортные

    Транзитные

    По построению ставок:

    Специфические (устанавливаются в твердой сумме)

    Адвалорные (в процентах стоимости)

    Сложные (смешанные) – сочетание специфически и адвалорных ставок.

    По экономической роли:

    Фискальные

    Протекционистские – для защиты внутреннего рынка от импортных товаров

    Антидемпинговые – повышение пошлины на товары, ввозимы по демпинговым ценам.

При формировании налоговой системы большое значение имеет определение между прямыми и косвенными налогами.

Согласно ст. 12 НК РФ, налоговая система включает в себя 3 вида налогов и сборов:

    Федеральные – признаются только налоги и сборы, установленные ст. 13 НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

    Региональные – признаются налоги и сборы, установленные налоговым кодексом субъектов РФ, и обязательны к уплате на территории этих субъектов. При установлении региональных налогов органами государственной власти субъектов определяется в порядке и пределах, и имеют следующие элементы налогообложения:

    Налоговые ставки

    Порядок и сроки уплаты налогов

    Налоговые льготы

    Основания и порядок их применения

    Местные – признаются налоги и сборы, которые установлены кодексом и НПА представительных органов муниципальных образований. Обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Федеральные, региональные и местные налоги отменяются только кодексом.

К федеральным налогом и сборам относятся:

    Налог на добавленную стоимость

  • Налог на доходы физических лиц

    Единый социальный налог

    Налог на прибыль организации

    Налог на добычу полезных ископаемых

    Налог на исследования или дарение

    Водный налог

    Сборы за пользование объектами животного мира, водно-биологических ресурсов

    Государственная пошлина

К региональным налогам и сборам относятся:

    Налог на имущество организации

    Налог на игорный бизнес

    Транспортный налог

К местным налогам и сборам относятся:

    Земельный налог

    Налог на имущество физических лиц

Принципы налогообложения:

    Принцип справедливости – налоги являются законной формой изъятия части собственности налогоплательщика для ее использования в общих интересах.

    Принцип определенности налогообложения – налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты способа платежа, сумма платежа, все это должно быть ясно и определено для плательщика и для всякого другого лица.

    Принцип удобства налогообложения – налогообложение должно осуществляться тогда и так (способ), когда и как плательщику удобнее всего платить его.

    Принцип экономии – данный принцип рассматривается как чисто технический принцип построения налога.

Адам Смит: Расходы по взиманию налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, который приносит данный налог. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству.

Адольф Вагнер: дополнил финансовые принципы налогообложения – достаточность налогообложения и эластичность. Дополнил народно-хозяйственные принципы:

    Надлежащие выборы налогообложения, т.е. решение вопроса о том, должен ли налог падать только на доход, или капитал отдельного лица, либо населения в целом.

    Правильная комбинация различных налогов – такую систему, которая бы считалась с последствиями и условиями их предложения.

    Этические принципы, принципы справедливости – всеобщность налогообложения, равномерность налогообложения.

    Административно-технические правила или принципы налогового управления – определенность налогообложения, удобство уплаты налога, максимальное уменьшение удержания взимания.

К основным принципам Российской современности налогообложения относится:

    Принцип законности налогообложения.

    Принцип всеобщности и равенства налогообложения.

    Принцип справедливости налогообложения.

    Принцип публичности налогообложения.

    Установление налогов и сборов в должной правовой процедуре.

    Экономическая обоснованность налогообложения.

    Презумпция толкования в пользу налогоплательщика

    Определенности налоговой обязанности

    Единство экономического пространства РФ и единство налоговой политики.

    Принцип единства системы налогов и сборов

Налоговая система РФ.

    Структура НК РФ.

    Внесение изменений в НК РФ.

    Базовые понятия, применяемые в НК РФ.

    Принципы определения цены товаров для целей налогообложения

    1. Общий порядок расчета выручки.

      Критерий признания юридических лиц взаимозависимыми.

      Определение цены сделки по бартерным договорам.

      Порядок определения реализации

    Иерархия нормативных актов в сфере налогообложения

    Структура НК РФ.

НК РФ состоит из 2-х частей: часть 1 регулирует общие вопросы налогообложения, часть 2 – правила исчисления отдельных налогов.

Часть 1 включает в себя:

    Перечень налогов и сборов, взимаемых в РФ.

    Права и обязанности налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговых органов.

    Общие определения и термины, применяемые в налоговых правоотношениях.

    Правила налогового контроля за уплатой налогов.

    Порядок обжалования действия должностных лиц налоговых органов.

    Другую информацию общего характера.

Часть 2 разбита на главы, каждая из которых регулирует правила исчисления, сроки представления отчетности и уплаты конкретных налогов.

В соответствии с частью 2 установлены:

    Федеральные налоги и сборы – установлены НК РФ, и обязательны к уплате на всей территории РФ.

    Региональные налги и сборы – установлены законами субъектов РФ, вводятся в соответствии с НК РФ, а так же законами этих субъектов. Обязательны к уплате на территории данных субъектов.

    Местные налоги и сборы – установлены НК РФ и НПА ОМСУ. Не могут устанавливаться региональные и местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.

    Федеральные налоги:

    Глава 21 – НДС.

    Глава 22 – акцизы

    Глава 23 – налог на доход физических лиц.

    Глава 25 – налог на прибыль организации

    Глава 25.1 – сборы за пользование объектами животного мира и сборы за пользование водных биологических ресурсов.

    Глава 25.2 – водный налог.

    Глава 25.3 – государственная пошлина.

    Глава 26 – налог на добычу полезных ископаемых.

    Глава 26.1 – система налогообложения для с/х производителей.

    Глава 26.2 – упрощенная система налогообложения.

    Глава 26.3 – система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

    Глава 26.4 – система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

    Региональные налоги и сборы:

    Глава 28 – транспортный налог.

    Глава 29 – налог на игорный бизнес (75%)

    Глава 30 – налог на имущество организации.

    Местные налоги:

    Глава 31 – земельный налог.

Внесение изменений в НК РФ – изменения вносятся путем принятия соответствующих федеральных законов, которые принимаются и разрабатываются ГД РФ, и должны быть одобрены СФ РФ. Далее эти законы подписываются президентом.

Чтобы вступить в силу, законы должны быть официально опубликованы.

Ст. 5 НК РФ устанавливает существенное ограничение на вступление в силу налоговых законов. Согласно положениям данной статьи, акты законодательства о налогах вступают в силу, не ранее чем:

    По истечению одного месяца со дня официального опубликования.

    Не ранее 1 числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

НК РФ так же устанавливает специальные ограничения в отношении введения в силу законов о новых налогах и сборах, такие законы, как правило, вступают в законную силу не ранее 1 января года, следующего за годом принятия, но не ранее 1 месяца со дня их опубликования.

Базовые понятия, применяемые в НК РФ.

Глав 7 НК РФ дает определения таким базовым понятиям, как:

    Товар – любое имущество, предназначенное для реализации.

    Работа – деятельность, результаты которой имеют материальное выражение, и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и физического лица.

    Услуга – деятельность, результаты которой не имеют материального выражения. Реализуются или потребляются в результате этой деятельности.

    Реализация – признается передача на безвозмездной основе права собственности на товары, или на результаты выполненных работ. Такая передача может признаваться реализацией.

Не признается реализацией ст. 39 НК РФ – передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер; передача основных фондов, нематериальных активов или иного имущества некоммерческим организациям на осуществление их уставной деятельности. Возврат имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества при его выходе из общества, либо при ликвидации.

    Дивиденды – любой доход, полученный акционером по акциям от организации при распределении прибыли, остающиеся после налогообложения.

Не признаются дивидендами (Ст. 43 НК РФ) – выплаты акционеру, производимые при ликвидации организации в размерах, не превышающих его взносов капитала ликвидирующей организации. Выплата акционеру в виде акций этой же организации, передаваемых ему в собственность.

    Проценты – любой заранее заявленный доход, в том числе в виде дисконта, полученного по долговому обязательству любого вида.

    Принцип определения цены товаров.

    1. Общий порядок расчета выручки.

В соответствии с НК РФ, выручка от реализации товаров определяется исходя их тех цен, которая установлена в договоре с покупателем, т.е. в общем случае под рыночной ценой понимается цена сделки. Однако НК РФ предоставляет налоговым органам право проверять действительно ли цены, установленные в договоре соответствуют рыночном.

Контроль налоговых органов возможен в следующих случаях:

    Если покупатель и продавец будут признаны взаимозависимыми лицами.

    Если реализация осуществляется по бартерному договору.

    Если предприятие передает товары по внешнеторговому контракту.

    Если колебание уровня цен по идентичным товарам превысили 20% от сделки в любую сторону в течение непродолжительного периода времени.

Критерии признания юридических лиц взаимозависимыми.

Согласно ст. 20 НК РФ, юридические лица считаются взаимозависимыми, если доля прямого или косвенного участия одной организации в другой превышает 20%.

Физические лица признаются взаимозависимыми, если:

    Одно физическое лицо подчиняется другому по должностному положению.

    Если лица состоят в брачных отношениях, отношениях родства (в том числе через усыновление), а так же в отношении опеки.

Определение цены сделки по бартерным договорам.

Договор бартера предполагает обмен товарами или услугами, при этом обмениваемые товары признаются равноценными, поэтому расчеты деньгами не предусматриваются.

Понятие «бартер» отсутствует в ГК РФ, он заменяется словом «мена». Мена – обмен исключительно товара на товар.

При наличии бартерной операции, налоговые органы вправе проверить соответствуют ли цены, применяемые сторонами договора, рыночным ценам.

Контроля можно избежать, оформив 2 договора купли-продажи, однако и в этом случае налоговые органы будут вправе проверить цену сделки, если предприятия являются взаимозависимыми или цена данной сделки отклонилась более чем на 20% от уровня цен по аналогичным товарам в течение предшествующего непродолжительного периода времени.

Порядок определения реализации.

Согласно п. 2 ст. 40 НК РФ, налоговые органы могут контролировать цену сделки при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых плательщиком по идентичным товарам в пределах непродолжительного периода времени.

Данная формулировка вызывает множество споров налогоплательщиков. Под уровнем цен на практике понимается средневзвешенная цена, по которой предприятия реализуют товар. Идентичные товары определяются как товары, имеющие одинаковые характерные для них признаки. При этом необходимо учитывать их физические характеристики, качество и репутацию на рынке. Таким образом доказать идентичность или однородность товаров можно только при совпадении всех критериев.

Налоговый кодек не раскрывает содержание понятия «непродолжительный период времени». В данном случае споры по этому периоду определят суд.

В ст. 40 НК РФ установлено, что при определении и признании рыночной цены товара, работ и услуг используются официальные источники информации.

Иерархия нормативных актов в сфере налогообложения.

В некоторых случая НК РФ делает прямые ссылки на документы, утверждаемые другими государственными органами. Положения таких документов является обязательными для налогоплательщика. Что касается документов налоговых органов, введение в действие части 2 НК РФ, налоговые органы потеряли право издавать инструкции по применению налогового законодательства. Инструкции, которые зачастую расширительно истолковывали нормы налоговых законов не в пользу плательщиков.

Документы ФНС РФ не имеют нормативного характера, однако являются обязательными для исполнения всеми территориальными налоговыми организациями. В случае возникновения налоговых споров суд будет принимать решение, основываясь только на положениях НК РФ и налоговых законов. Право издавать письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения налогового законодательства предоставлено МИНФИНУ п. 1 ст. 34.2 НК РФ. Налоговые органы обязаны руководствоваться этими разъяснениями. МИНФИН наделено правом утверждать формы расчетов по налогам и налоговым декларациям, а так же их заполнение.

Налоговые органы РФ.

    Налоговые органы РФ.

  1. Задачи ФНС РФ.

    Права налоговых органов.

    Обязанности налоговых органов.

    Функции ФНС.

Налоговые органы РФ – единая централизованная система органов контроля за соблюдением налогового законодательства, полнотой и своевременностью внесение в соответствующий бюджет налогов и сборов.

Налоговыми органами являются: ФНС РФ и ее подразделения.

ФНС – федеральный орган исполнительной власти, который подчиняется МИНФИНУ. Она создана и является правопреемницей Министерства РФ по налогам и сборам.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве ИП и крестьянских фермерских хозяйств, а так же уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, требований об уплате обязательных платежей и денежным обязательствам. Осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Федерации, ОМСУ, государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями.

Единая централизованная система налоговых органов.

ФНС возглавляет руководитель, назначаемый на должность, и освобождаемый от должности правительством РФ по представлению МИНФИН. Руководитель ФНС несет персональную ответственность за выполнение возложенных на службу задач. Он имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности МИНФИНом по представлению руководителя.

Задачи ФНС:

Основной задачей является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов, и других обязательных платежей, разработка и осуществление налоговой политики для обеспечения своевременного поступления в бюджет налогов и сборов.

Валютный контроль в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС осуществляет следующие полномочия:

    Контроль и надзор соблюдения законодательства о налогах и сборах, а так же принятых в соответствии с ним НПА

    правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов

    в случаях, предусмотренных законодательством РФ за правильностью исчисления полнотой и своевременностью

    внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей

    представление деклараций, осуществлением валютных операций

    государственную регистрацию юридических и физических лиц

    введение ЕГРЮЛ и ЕГРИП и Единый государственный реестр налогоплательщиков

    бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, и принятых в соответствии с ним нормативных актов, в порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, в правах и обязанностях налогоплательщиков, в полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.

    Предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения, возврат или зачет излишне-уплаченных или излишне-взысканных сумм налогов.

    Принимает в установленном законодательстве РФ сроков уплаты налогов, сборов, пеней

    Утверждает форму налогового уведомления, форму требования об уплате налога, формы заявления, уведомления и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

    Разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формы налоговых деклараций, и иные документы, в случаях, установленных законодательством РФ и направляет их для утверждения в МИНФИН.

    Проверку деятельности юридических и физических лиц, крестьянских хозяйств в установленной сфере деятельности.

    ФНС имеет право организовывать проведение необходимых испытаний, экспертиз, анализа и оценок, а так же научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора.

    Запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений, давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности.

    ФНС не в праве осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами президента РФ, и постановлениями правительства.