Этапы электронного декларирования. История электронного декларирования

Идея электронного декларирования возникла более 30 лет назад. По современным меркам это довольно длительный срок - нынешние темпы развития бизнеса и IT-технологий требуют быстрой и адекватной реакции на все изменения. Это касается как участников рынка, так и разработчиков ПО и законодателей.

В начале 80-х годов прошлого столетия электронная форма декларирования стала активно развиваться в США, а затем в Японии. Европейские страны также работали в этом направлении. Но важнейшим фактором в плане совершенствования нового подхода в таможенной сфере стало развитие WEB-технологий.

Сегодня практически все страны Европы уже имеют собственные системы ЭД. Однако их взаимосвязь, обеспечивающая прозрачность обмена данными и упрощение таможенных и торговых операций, реализована пока не до конца. То же самое можно сказать и о других регионах мира. Поэтому задачи стандартизации и интеграции средств электронного декларирования сегодня наиболее актуальны. Их решением серьезно занимаются как национальные, так и международные организации, в том числе и ВТО.

Развитие ЭД в России

Первым толчком можно считать принятие в 2002 году Федерального закона «Об электронной цифровой подписи» . С этого момента электронная подпись фактически была приравнена к собственноручной. А значит, открылась возможность для передачи таможенных деклараций, подписанных ЭП.

В 2004 году вступил в силу новый Таможенный кодекс. Электронное декларирование начало активно обсуждаться и продвигаться со стороны руководителей таможенной службы. И постепенно идея использования ЭД завладела умами наиболее крупных участников ВЭД, а также передовых разработчиков ПО для таможни. Первая электронная декларация по технологии ЭД-1 (прямое подключение к ведомственной сети по выделенному каналу связи) была выпущена еще 25 ноября 2002 года . Правда, и к 2008 году в электронной форме подавалось не более 9 % всего объема деклараций.

Перспективы создания Таможенного союза, а в последствии и реализация этого грандиозного плана значительно ускорили процесс перехода на электронное таможенное оформление. С выходом Приказа ФТС России № 52 от 24.01.2008, наконец, открылась реальная техническая возможность работы по новой - наиболее удобной и эффективной - технологии ЭД-2 . Схема ЭД-2 предполагает предоставление только формализованных документов.

9 сентября 2008 года на Каширском таможенном посту была выпущена первая декларация по технологии ЭД-2 . Глобальное же внедрение новой технологии в системе ФТС России началось в сентябре 2009 году. Уже в 2010 году все таможенные посты, имевшие право принимать ДТ, могли принимать их в электронной форме по сети Интернет. Развитие ЭД в России стало основой для создания Центров электронного декларирования (ЦЭД) - специализированных таможенных постов, обеспечивающих декларирование товаров исключительно в электронной форме и позволяющих реализовать технологию удаленного выпуска товаров.

С 1 января 2014 года в России импортируемые и экспортируемые товары декларируются только в электронной форме (Федеральный закон от № 311-ФЗ 27.11.2010 г.«О таможенном регулировании в Российской Федерации»). Бумажные ДТ используются в исключительных случаях, которые определены Постановлением Правительства РФ № 1154 от 13.12.2013 «О перечне товаров, таможенных процедурах, а также случаях, при которых таможенное декларирование товаров может осуществляться в письменной форме». По данным ФТС, в 2014 году объем электронного декларирования в России составил 99,88 % всего декларационного массива.

В соответствии с Дорожной картой по совершенствованию таможенного администрирования следующая задача - обеспечение полной автоматизации процедуры регистрации таможенных деклараций (электронная технология автоматической проверки соблюдения условий регистрации ДТ без непосредственного участия должностных лиц таможенных органов). Первую ЭДТ автоматически зарегистрировали 8 мая 2014 г. на Каширском т/п Московской областной таможни, но данная технология пока применяется только в режиме эксперимента.

Положительный опыт государств, внедривших ЭД

Выявлены следующие преимущества перехода на систему электронного декларирования:

  • сокращение времени оформления товаров благодаря упрощению таможенных формальностей;
  • более тесное сотрудничество и согласование действий с иными государственными органами;
  • единообразное применение таможенного законодательства;
  • повышение прозрачности и предсказуемости таможенного оформления;
  • снижение вероятности несоответствующих действий должностных лиц;
  • повышение качества управленческой информации;
  • эффективное использование человеческих и технических ресурсов;
  • получение достоверной информации для оценки риска и аудита после таможенного оформления.

Препятствия в развитии системы ЭД в рамках Таможенного Союза

1. Отсутствие единых согласованных стандартов между членами ТС

Несмотря на наличие единых стандартов представления данных в электронной форме, информационные системы государств-участников Таможенного союза в пока не имеют взаимной интеграции друг с другом.

2. Обязательность представления бумажных документов

В процессе таможенного контроля достаточно часто возникает необходимость представления бумажных (разрешительных) документов. Действуя в соответствии с должностными инструкциями, инспектор таможни вынужден требовать представления этих документов от участника ВЭД. Бумажная копия декларации на товары с отметкой таможни является документом, который требуют налоговые и финансовые органы.

3. Технологические проблемы таможенного оформления

К ним относится недостаточная адаптированность информационных систем федеральных органов исполнительной власти, а также невозможность использования субъектами хозяйствования единой электронной подписи во взаимодействии со всеми федеральными органами исполнительной власти.

4. Межведомственный контроль

Достижение европейских стандартов будет по-прежнему осложнено разделением одной и той же фискальной функции госорганов между двумя российскими ведомствами - налоговым и таможенным. До сих пор не налажена система межведомственного обмена информацией между контролирующими органами РФ. После внесения поправок в соответствующие кодексы контролировать участника ВЭД-налогоплательщика станет проще, следовательно, электронное декларирование станет реальнее.

Нормативно-правовая база по организации электронного декларирования (ЭД)

  • Приказ ФТС России от 24.01.2008 №52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет»
  • Приказ ГТК России от 30.03.2004 №395 «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме»
  • Приказ ГТК России от 04.04.2003 №372 «Об утверждении Общих технических требований к комплексу средств автоматизации таможенных органов Российской Федерации»
  • Приказ ФТС России от 11.02.2009 №162 «О внесении изменений в приказ ФТС России от 24 мая 2007г № 646»
  • Письмо ФТС России от 22.06.2009 №09-105/28328 «Требования к аппаратно-программному оснащению таможенных органов, позволяющие проводить таможенное оформление товаров и транспортных средств, декларируемых в электронной форме участниками внешнеэкономической деятельности, использующими информационную технологию представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров с использованием международной ассоциации сетей «Интернет»
  • Письмо ФТС России от 10.12.2009 г. N 2233 «Об утверждении Порядка совершения должностными лицами таможенных органов таможенных операций при декларировании и выпуске товаров и транспортных средств, размещаемых на складах временного хранения, расположенных в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации»

История ЭД

Начало развития ЭД в России было положено в 2002 г., когда был принят закон «Об электронной цифровой подписи» (ЭЦП). С этого момента цифровая подпись фактически приравнивается к личной. А значит, открылась возможность для передачи таможенных деклараций с ЭЦП . В ноябре 2002 г. в Москве на таможенном посту «Каширский» Московской южной таможни ЦТУ была оформлена первая в отечественной истории электронная декларация. Спустя два года, в июле 2004 г., на Чертановском таможенном посту в Москве начала действовать автоматизированная система электронного декларирования. Затем в течение нескольких лет эта технология - по оценкам специалистов, больше похожая на электронное информирование - постепенно распространялась по территории Российской Федерации, оставаясь уделом избранных, в силу своей дороговизны .

Массовое внедрение электронного декларирования в России началось после выхода в 2008 г. приказа ФТС РФ № 52 от 24.01.2008 г. Приказ разрешил использование открытой сети Интернет при передаче данных в ведомственную сеть таможни, а также установил требования, которые необходимо выполнить при подключении декларанта к таможенной сети, исходя из условий безопасности. Согласно этим требованиям, абоненты могли теперь подключаться к сети ФТС не только через собственный узел доступа, но и использовать для этой цели готовые узлы. Владельцы таких узлов впоследствии стали называться информационными операторами (организация, обеспечивающая обмен электронными документами, между декларантами и таможней; деятельность информационного оператора требует полномочий со стороны Главного научно-информационного вычислительного центра Федеральной таможенной службы РФ).

Осенью 2008 г. были выпущены первые грузовые таможенные декларации по схеме ЭД-2 .

В октябре 2010 г. все таможенные посты имели достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования .

На 1 июня 2011 г. доля интернет-деклараций в общем объем оформляемых документов составила 61%. В 2010 г. около 52% участников ВЭД (более 23,5 тысяч) использовали электронную форму декларирования .

Согласно Федеральному закону от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ «Закон о таможенном регулировании в Российской Федерации», переход на обязательное электронное декларирование в России предусмотрен с 1 января 2014 г. До этого периода декларацию на товары можно подавать как в электронном виде, так и на бумажном носителе.

Технология электронного декларирования

На первоначальном этапе внедрения электронного декларирования была предложена технологическая схема оформления ЭД-1, в которой передаются графические файлы, включая отсканированные. Для подготовки и передачи этих данных требуется специальное программное обеспечение. Кроме того, брокер может подключиться к ведомственной сети таможни только по специально выделенным каналам связи. Прокладка и эксплуатация этих каналов, а также установка программного обеспечения требует значительных финансовых затрат. А нацеленность на использование графических данных весьма ограничивает возможности подготовки и контроля данных, что, в конечном счете, снижает скорость оформления.

Схема ЭД-2, так называемое электронное декларирование второго поколения, допускает передачу данных по сети Интернет, хотя и через специально оборудованный узел доступа. При этом не обязательно создавать собственный узел доступа, можно воспользоваться услугами информационного оператора. Для оформления используются формализованные данные (т.е. в виде электронного документа), работа с которыми давно и хорошо отлажена с использованием привычного для декларанта программного обеспечения.

В этой схеме весь обмен данными – в таможню (ДТ, ДТС, прочие ЭД-документы) и обратно из таможни (подтверждение о приёме, регистрационный номер, протоколы ошибок, подтверждение «выпуск разрешен») - осуществляется с помощью открытого документированного набора сообщений XML-формата через единый почтовый сервер. Почтовая система позволяет моментально осуществлять обратную связь таможня –декларант и оперативно исправлять допущенные ошибки или запрашивать дополнительные сведения.

Главное преимущество этих технологий в том, что отправка документов на таможенный пост осуществляется прямо с рабочего места декларанта, а значит, не требуется тратить время и средства на поездки в таможню. Все изменения и дополнения вносятся в декларацию в процессе обмена электронными сообщениями с таможенным инспектором.

В среднем время таможенного оформления, включая досмотр и выпуск товара, составило 30 минут, т. е., как минимум, на порядок меньше среднего времени при оформлении с использованием бумажного вида ГТД .

Процедура подачи электронной декларации

  1. Декларант отправляет на пост таможенному инспектору саму декларацию на товары (ДТ), декларацию таможенной стоимости и опись документов. По мере поступления запросов от инспектора, могут дополнительно высылаться остальные документы, указанные в Описи.
  2. До присвоения номера ДТ инспектор проверяет декларацию. В ответ декларант получает протокол проверки с перечнем ошибок. После их исправления необходимо повторно отослать документ. Инспектор может выслать и отказ в приеме ДТ. В сообщении будет указано обоснование отказа.
  3. После устранения ошибок декларации присваивается номер и начинается следующий этап оформления.

В процессе электронного оформления инспектор таможни и декларант взаимодействуют по следующим основным вопросам:

  1. Инспектор отправляет запросы на интересующие его документы, указанные в Описи. Чтобы не затягивать процедуру оформления, документы следует подготовить заранее.
  2. Декларант может получить запрос на внесение изменений в ДТ. В этом случае надо внести требуемые изменения и выслать документ повторно. Если получен запрос на корректировку таможенной стоимости (КТС), декларант выполняет корректировку и снова высылает весь дополненный пакет документов.
  3. В случае необходимости таможенного досмотра товара инспектор отправляет декларанту соответствующее уведомление. По завершении досмотра декларанту высылается электронная копия акта досмотра.

При успешном приеме декларации инспектор присваивает ей статус окончания оформления «Проверка завершена». Статус «Выпуск разрешен» присваивается декларации только после того, как инспектор переместит ДТ в архив таможни. На этом процедура электронного декларирования завершается, и груз выпускается в свободное обращение.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………..………………………..2-3

1. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО

ДЕКЛАРИРОВАНИЯ…………………………………………………….4-13

1.1. Перспективы развития……………………………………………….8-10

1.2. Проблемы внедрения…………………………………………...……11-13

2. СТРУКТУРА ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЫ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ……..14-26

2.1. Информационная система……………………………………….…..14-17

2.2. Особенности совершения таможенных операций

при декларировании товаров в электронной форме…………...…..18-19

2.3. Технология взаимодействия информационной системы

таможенного органа и информационной системы лица,

декларирующего товары в электронной форме……………..……..20-21

2.4. Выпуск товаров в соответствии с заявленным таможенным

режимом………………………………………………………….…..22-23

2.5. Заключительные этапы электронного декларирования……...……24-26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..…….……..27-28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………..…...……29

ВВЕДЕНИЕ

Программа электронного декларирования товаров была разработана государственным научно-исследовательским вычислительным центром Федеральной таможенной службы (ФТС) в рамках реализации федеральной целевой программы (ФЦП) Электронная Россия. Одной из задач, стоящих пред таможенными органами, является содействие развитию внешней торговли. Это особенно актуально сегодня, когда Россия готовится к вступлению во Всемирную таможенную организацию. Для решения этой задачи таможенные органы активно работают над упрощением таможенных процедур, внедряют перспективные технологии, в частности, электронное декларирование. При этом процесс таможенного оформления не только ускоряется, но и становится более прозрачным и менее подверженным влиянию субъективных факторов. Одно из наиболее перспективных направлений совершенствования деятельности таможенной службы - внедрение системы электронного декларирования, которое позволяет ускорить таможенное оформление товаров и транспортных средств, сократить общее время таможенных формальностей. Электронное декларирование – это элемент новых рамочных стандартов по содействию торговле и обеспечению безопасности торговых поставок, разработанных Всемирной торговой организацией.

Цели внедрения электронного декларирования:

Внедрение безбумажной технологии;

Ускорение и формализация процедур таможенного оформления и таможенного контроля.

В настоящее время электронное декларирование постепенно входит в практику деятельности таможенных органов. На 01.03.2006 более 86 таможенных постов в России имели техническую оснащенность, позволяющую использовать таможенную декларацию и другие документы в электронном виде. В 2007 году численность таких постов составило более 100. Внедрение электронного декларирования сопряжено с определенными расходами для участников внешнеторговой деятельности – еще значительны стоимость оборудования и программного обеспечения, сложны процедуры подключения к каналам связи, получение электронно-цифровой подписи и так далее. Дальнейшим направлением развития этой прогрессивной формы декларирования и его упрощения является использование возможности подачи электронной таможенной декларации и других документов, необходимых для целей таможенного контроля в сети Интернет, а не через выделенные каналы связи, что даст участникам внешнеторговой деятельности заметную экономию ресурсов.

В течение нескольких последних лет во многих российских таможнях начали внедрять электронное декларирование. Такая форма декларирования не только упрощает процесс таможенного оформления и позволяет снизить документооборот, но и значительно сокращает время оформления грузов - электронная декларация выпускается в среднем за 20 минут (!).

1. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ

Приказ ГТК России *

"Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций

при декларировании товаров в электронной форме"

На основании статей 63 и 124 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066; N52, ст. 5038) ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Инструкцию о совершении таможенных операций при

декларировании товаров в электронной форме (далее - Инструкция)

(приложение).

2. Не применять в отношении товаров, декларируемых в электронной

форме в соответствии с Инструкцией, требования нормативных правовых актов

ГТК России, устанавливающих места декларирования отдельных видов товаров.

3. Не применять электронную форму декларирования в отношении

подакцизных товаров, подлежащих лицензированию при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации и (или) маркировке акцизными и (или) специальными марками, и товаров, в отношении которых применяются меры нетарифного регулирования в виде лицензирования и (или) квотирования.

4. Службе взаимодействия со средствами массовой информации

(Пресс-службе ГТК России) (И.И.Скибинская) обеспечить опубликование

____________________

настоящего Приказа в официальных изданиях ГТК России после его

государственной регистрации, а также публикацию перечня таможенных

органов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования, по мере его актуализации.

5. Заместителю председателя ГТК России В.В.Шпагину осуществлять

контроль за исполнением настоящего Приказа.

Приказ вступает в силу по истечении 90 дней со дня официального

Председатель Комитета

Действительный государственный советник

таможенной службы Российской Федерации М.В.Ванин

Система электронного декларирования – это комплекс программных средств, который объединяет подсистемы декларанта и таможенного органа, который позволяет осуществлять таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств. Данная электронная форма декларирования позволяет обрабатывать заявляемые в декларации сведения в центральной базе данных на уровне региональных таможенных управлений, с осуществлением автоматического анализа рисков и выдачей соответствующих решений уполномоченному должностному лицу таможенного органа. Внедрение электронной формы декларирования является неотъемлемой частью проекта модернизации информационных систем таможенных органов, реализация которого позволит поднять информационные технологии на качественно новый уровень. Это направление нашло отражение в Концепции развития таможенных органов. Система электронного декларирования за счет использования принципов обмена информацией между декларантами и таможенными инспекторами исключительно в электронном виде позволяет получить следующую выгоду:

· ускорить процедуру таможенного оформления товаров и транспортных средств;

· увеличить товарооборот;

· снизить трудоемкость работы должностных лиц таможенных органов;

· ускорить поступление таможенных платежей в государственный бюджет;

· уменьшить влияние субъективных факторов на процедуру таможенного оформления и таможенного контроля.

Для того что бы расширить спектр применения электронной формы декларирования как по разнообразию товаров так и по количеству лиц применяющих данную форму декларирования. Для обеспечения этого предлагается:

1. Создать рабочую группу для популяризации и внедрения в широкое применение электронной формы декларирования, своевременного и технически грамотного информирования заинтересованных лиц в составе должностных лиц Удмуртской таможни.

2. Размещать актуальные проблемы и их решения в электронных средствах массовой информации (например сайт ГФИ по УР);

3. Информировать о результатах работы группы на следующем Консультативном совете.

Таким образом учитывая все выше изложенное можно сказать, что электронное декларирование делает процесс таможенного оформления прозрачным, формализует контакт с таможенным инспектором и, таким образом, минимизирует влияние субъективного фактора ошибок или злоупотреблений при проведении таможенных операций. В результате, существенно улучшается обслуживание участников внешнеэкономической деятельности, активизируется товарооборот внешней торговли и, следовательно, растут таможенные платежи в государственный бюджет.

Основные характеристики системы электронного декларирования:

Ø возможность адаптации к изменениям бизнес-процессов в связи с изменениями нормативно-правовой базы;

Ø корпоративность, позволяющая охватывать деятельность всех подразделений таможенного органа, участвующих в процессе оформления;

Ø распределенность обработки данных в подсистеме таможенного органа и подсистемах декларантов;

Ø возможность обслуживания более 1000 рабочих мест;

Ø минимальное количество требований к техническим параметрам и программному обеспечению рабочих мест конечных пользователей.

1.1. Перспективы развития

Отработана и внедрена технология передачи факсимильных сообщений по каналам электронной почты, а также технологическая схема электронного документооборота. Создание фрагмента Информационно-вычислительной Сети Контроль наряду с действующими подсистемами Единой Автоматизированной Информационной Сети (ЕАИС), внедрением электронной почты и элементов электронного документооборота позволило вплотную приступить к полномасштабному внедрению современных и информационно обеспеченных технологий таможенного оформления деклараций. Во многих таможнях стали использовать возможности программного комплекса для предварительного контроля электронных копий ГТД, ведения единых баз лицевых счетов участников ВЭД, автоматизированного списания средств в ходе оформления декларации и т.д.

Среди характерных особенностей системы электронного декларирования можно выделить следующие. Всё оформление ГТД, вплоть до подписи декларанта (для этого на таможенных постах внедряется система электронной цифровой подписи), происходит в электронном виде. Хотя остается возможность распечатки декларации на бумаге, при необходимости. Главным преимуществом применения электронного декларирования является полное отсутствие прямого контакта между должностными лицами таможенного органа и лицом, осуществляющим декларирование товаров. Обмен документами происходит исключительно по электронным каналам связи, что значительно сокращает время, необходимое декларанту на осуществление таможенного оформления. Кроме того, данная система позволяет увеличить степень машинной обработки деклараций, поскольку предоставление основной массы документов предполагается в формализованном (удобном для машинной обработки) виде.

В перспективе, с развитием системы электронного декларирования, декларант сможет оформлять товары, не выходя из собственного офиса. При этом таможенное оформление будет осуществляться практически полностью с использованием программных средств, что позволит исключить субъективное влияние на данный процесс должностного лица таможенного органа, то есть, так называемый человеческий фактор.

В основном - 78% ЭГТД - электронное декларирование применяется в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию это строительные материалы, изделия из черных металлов, запчасти для автомобилей, продукты питания.

Время, затрачиваемое на подготовку и подачу ЭГТД в электронной форме сопоставимо со временем, затрачиваемым на подачу ГТД на бумажном носителе. Это связано с увеличением времени комплектования пакета совокупности данных сделки, но при этом экономится время на приеме ЭГТД. Среднее время доставки ЭГТД от брокера в таможенный пост составляет порядка 15 минут.

Анализируя эффективность декларирования товаров в электронной форме, специалисты делают вывод, что время оформления одной электронной декларации значительно сократилось - с 2-4 часов в зависимости от количества и наименования товаров и нетарифных мер, применяемым к ним, до 20 минут. А это - один из резервов сокращения сроков таможенного оформления и повышения эффективности таможенного контроля в целом.

Преимущества системы электронного декларирования новой формы успели оценить и участники внешнеэкономической деятельности.

Внедренная система позволяет инспектору, осуществляющему оформление декларации, сразу проверить наличие и достаточность для уплаты таможенных платежей денежных средств у декларанта на его лицевом счете и не требовать от него дополнительно разного рода справок и выписок, а также сразу произвести списание необходимой суммы для уплаты таможенных платежей.

Создаются предпосылки не только оптимизации деятельности инспектора, но и изменения структуры таможенной службы в целом.

Это создание такой технологии работы таможенников, при которой участник внешнеэкономической деятельности может проводить все операции, связанные с таможенным оформлением, в режиме удаленного доступа с использованием технологии электронного декларирования. А внедрение электронного декларирования, кроме того, минимизирует связь инспектора и участника ВЭД. Они могут вообще не видеть друг друга. И это очень важный момент. Ведь ни для кого не секрет, что наиболее частая критика в адрес таможенной службы раздается по поводу коррупции. Общаться будут компьютер с компьютером, что полностью исключит возможность нарушения правил таможенного оформления.

Электронное декларирование позволяет решить многие проблемы. При огромных размерах территории страны, гигантской протяженности границ только информационные технологии могут обеспечить эффективное таможенное администрирование. Когда процесс оформления и контроля становится прозрачным, можно решить проблемы занижения таможенной стоимости и коррупции. Электроника дает нам реальный инструмент управления.

1.2. Проблемы внедрения

На ряду с положительными моментами, есть и отрицательные основным из которых является затрата больших денежных средств.

В системе электронного декларирования задействованы и таможенные, и информационные технологии. На стыке этих направлений возникает ряд трудностей как технического, так и организационного плана. Это естественный процесс. Проходит минимизацией издержек участников ВЭД, которые у себя внедряют электронное декларирование. Предусмотрены пути оптимизации передачи данных и информационного взаимодействия с таможенными органами.

Стоит отметить, что сегодня существует ограниченное количество точек подключения к ведомственной сети. Это региональные таможенные управления. Это значит, например, что участник ВЭД на Камчатке для работы в режиме электронного декларирования должен подключится к Владивостоку. Возможности подключения к ближайшему таможенному органу сопряжены с определенными техническими проблемами, над решением которых сейчас работают специалисты.

Экспортные декларации были с самого начала внедрения электронного декларирования. Экспорта мало и к тому же экспортерам на бумажном носителе нужен подтверждающий документ для возврата НДС в налоговых органах. Есть режим, когда можно распечатать бумажную копию и инспектор ее заверяет, но зачастую на практике экспортеры этим не пользуются. В рамках программы Электронная Россия ведется работа по созданию системы контроля за вывозом товаров. Но для этого необходима развитая телекоммуникационная сеть в пограничных пунктах пропуска, чего, к сожалению, пока нет. Хотя в рамках Концепции развития таможенных органов предусмотрены средства на телекоммуникационную сеть в пограничных пунктах пропуска.

При осуществлении электронного декларирования товаров в импортных операциях достаточным условием считается наличие нормативно - правовых документов ГТК России и готовых таможенных технологий, программного продукта с применением электронного декларирования. Для экспортных операций таких достаточных условий пока не существует, потому что нет соответствующих таможенных технологий, разработанных и утвержденных приказами ГТК России.

Чтобы внедрить в опытную эксплуатацию таможенную технологию с применением электронного декларирования, надо быть уверенным, что приказ будет понят как таможенниками, так и участниками ВЭД. Пока ни одна из сторон не готова приступить к опытному внедрению. Проводится кропотливая подготовительная работа по созданию условий для постепенного перехода к декларированию экспортных товаров с применением элементов электронного декларирования. При этом главное внимание уделяется выработке такой процедуры, которая позволила бы таможенным инспекторам обмениваться с декларантом электронно-цифровой подписью (ЭЦП). ЭЦП хотя законом и утверждена, но процедуры применения ее еще до конца не выработаны. Как один из необходимых ее элементов, можно отметить создание необходимой инфраструктуры удостоверяющих центров в ГТК России. Лишь когда будет создан центр, который сможет удостоверить ЭЦП, вот тогда наступят достаточные условия для таможенного оформления с применением элементов электронного декларирования.

6 тыс. электронных деклараций – это немногим более 10% оформленных товарных партий таможней. Причинами такого неактивного применения электронного декларирования являются плохая информированность предприятий о преимуществах электронного обмена, психологический аспект и трудности технического характера, а именно - проблема обеспечения канала передачи данных от участника ВЭД. Если все затраты, связанные с аппаратным и программным обеспечением АП, носят единовременный характер, то аренда канала передачи данных величина постоянная и довольно значительная в большинстве случаев не окупающая себя.

В числе проблем отмечено и отсутствие информационных систем, обеспечивающих безбумажные технологии при применении системы управления рисками (СУР). Данные информационные системы в настоящее время находятся лишь на стадии разработки в ФТС России. Основная проблема перехода на электронное таможенное декларирование в таможенных органах - несовершенство законов РФ, касающихся этой сферы.

"Таможенный кодекс позволяет участнику внешне-экономической деятельности (ВЭД) подавать электронные документы, а таможне принимать такие документы и их копии. Налоговые же органы такой возможности не имеют и, например, при экспорте товаров через границу при возврате НДС требуют бумажные носители информации, заверенные печатями".

2. СТРУКТУРА ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЫ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ

2.1. Информационная система

Система представляет собой взаимоувязанную, законченную задачу автоматизации таможенного оформления товаров и транспортных средств. Она ориентирована на существующий компьютерный парк и российские линии передачи данных. Не требует специальных знаний, кроме знаний предметной области.

Центральной частью системы является Центр электронной обработки таможенных документов, представляющий собой совокупность программных и технических средств, осуществляющих сбор и контроль таможенных электронных документов.

Суть данной системы заключается в том, что организуется взаимодействие компьютерных сетей таможенного органа и участника ВЭД через подключение последнего к Центру электронной обработки таможенных документов. Участник ВЭД получает возможность осуществлять предварительную проверку электронных грузовых таможенных деклараций до начала основного таможенного оформления, а так же использовать данную систему для предварительного информирования таможенного органа о декларировании. Достоинство системы:

Уменьшение влияния субъективного фактора при таможенном оформлении;

Позволяет декларанту избежать ошибок в случае несвоевременного информирования его об изменениях в действующем таможенном законодательстве.

Таможенное оформление и таможенный контроль осуществляются

с использованием автоматизированной информационной системы

обработки сведений в электронной форме о товарах и транспортных

подсистемы таможенного органа.

Подсистема декларанта - программное средство подготовки,

редактирования, передачи таможенной декларации и СТТ в таможенный

орган - выполняет следующие основные функции:

а) формирование СТТ;

б) форматный контроль СТТ;

в) формирование таможенной декларации на основе СТТ;

г) форматно - логический контроль (ФЛК) соответствия

таможенной декларации определенным ГТК России структуре и формату данных;

д) подписание таможенной декларации и СТТ электронной цифровой

подписью декларанта;

е) передача СТТ, иных необходимых сведений, а также таможенной

декларации в узел обработки информации таможенного органа;

ж) прием необходимых сведений из узла обработки информации

таможенного органа.

Подсистема таможенного органа включает:

а) узел обработки информации, в базе данных которого

таможенных целей;

б) автоматизированные рабочие места таможенного оформления и

таможенного контроля, оснащенные штатными программными средствами.

Узел обработки информации таможенного органа выполняет

следующие основные функции:

а) прием СТТ, иных необходимых сведений, а также таможенной

декларации из программных средств АИС;

б) передача СТТ, иных необходимых сведений, а также таможенной

декларации программным средствам АИС;

в) контроль наличия всех СТТ, необходимых для таможенных целей, проверку их внутренней непротиворечивости, а также соответствия СТТ из различных документов друг другу;

г) ФЛК соответствия таможенной декларации определенным ГТК

России структуре и формату данных;

д) формирование протоколов прохождения видов контроля,

указанных в пп. "в" и "г", формирование протокола рассогласования

СТТ и таможенной декларации, а также формирование экранных форм

данных протоколов;

е) хранение принятых сведений, а также оформленных таможенных

деклараций и СТТ, относящихся к ней, исключив возможность

изменения;

ж) отображение таможенной декларации и экранных форм СТТ с

учетом необходимости соответствия состава и положения реквизитов

экранных форм СТТ положению реквизитов исходных документов;

з) распечатывание экранных форм СТТ, других необходимых

сведений, а также таможенной декларации;

и) осуществление связи с базами данных нормативно - справочной

информации и нормативных правовых актов ГТК России, формирование

при необходимости экранных форм содержимого соответствующей базы

к) проверка подлинности ЭЦП.

Автоматизированные рабочие места таможенного оформления и

таможенного контроля (АРМ ТО и ТК), оснащенные штатными

программными средствами, используются уполномоченными должностными лицами таможенного органа при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля с учетом особенностей, предусмотренных Временными правилами.

Информационное взаимодействие в рамках АИС между

подсистемами декларанта и таможенного органа осуществляется с

использованием сообщений в электронной форме, подписанных ЭЦП

2.2. Особенности совершения таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме

Лицом, декларирующим товары (декларант), формируются следующие электронные документы:

Таможенная декларация, в том числе предварительная, неполная, временная, периодическая, которая представляет собой совокупность сведений, подлежащих указанию в письменной таможенной декларации на бланках формы ТД 1 (ТД 2) в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной приказом ГTK России от 21.08.2003 № 915, либо в таможенной декларации в виде письменного заявления в случаях, установленных приказом ГТК России от 03.03.2003 № 203 "О декларировании товаров";

Электронные документы, содержащие недостающие сведения при декларировании путем подачи неполной таможенной декларации;

Полная таможенная декларация при декларировании путем подачи временной таможенной декларации;

Опись документов и документы, подтверждающие заявленные в таможенной декларации сведения, перечень которых утвержден приказом ГТК России от 16.09.2003 № 1022 в редакции приказа ГТК России от 12.11.2003 № 1275, и которые могут быть представлены в формализованном виде, в форматах, установленных ГТК России, либо, когда формализованный вид документа не предусмотрен, в виде их электронных образов, полученных путем сканирования документов на бумажных носителях. Документы, необходимые для таможенного оформления, которые будут использоваться неоднократно (без внесения в них изменений и дополнений) однократно, в том числе до подачи первой электронной декларации, для их включения в электронный архив. Повторно данные документы таможенному органу не представляются. Лицо, декларирующее товары, указывает номер электронного архива, в котором хранятся электронные долгосрочные документы, относящиеся к поданной декларации, в описи документов.

При выпуске товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со статьей 150 Кодекса - обязательство о подаче таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений, форма которого утверждена приказом ГТК России от 26.08.2003 № 932.

Все сведения, заявляемые таможенному органу декларантом являются сведениями, необходимыми для таможенных целей, и удостоверяются электронной цифровой подписью (ЭЦП) декларанта. В соответствии с Федеральным законом «Об электронной цифровой подписи» выдача сертификатов ключей ЭЦП осуществляется ГНИВЦем ФТС России на договорной основе с декларантом, желающим декларировать товары в электронной форме таможенным органам, включенным в Перечень.

С момента присвоения электронной декларации регистрационного номера она становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (пункт 3 статьи 132 Кодекса).

2.3. Технология взаимодействия информационной системы таможенного органа и информационной системы лица, декларирующего товары в электронной форме