Возврат обеспечения таможенных платежей заявление. Возврат таможенных платежей: проблемы и решения

Тема таможенных платежей в условиях усложнения экономической ситуации в стране и мире, в том числе в результате обоюдного введения санкций, приобретает еще большую актуальность. Обусловлено это тем, что, во-первых, в условиях сокращения товарооборота для обеспечения поступлений в федеральный бюджет таможенные органы усиливают контроль, проводят все больше таможенных проверок, качество которых из-за большого объема начинает страдать, и в результате принимают решения о довзыскании , которые не всегда являются правомерными. В случае успешного обжалования таких решений у декларанта появляется право на возврат излишне взысканных платежей.

На практике нередко возникают ситуации, когда таможенный пост в процессе проверки , подаваемых в отношении текущих поставок, принимает решение о корректировке таможенной стоимости (далее также - КТС) либо о классификации товаров по иному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, чем заявлен декларантом, либо об отказе в применении льготы по НДС и т.д. Такие решения могут быть приняты по нескольким таможенным декларациям. вправе их обжаловать в течение трех месяцев со дня принятия соответствующего решения. Обжалование нескольких решений может быть объединено в одно дело, но не всегда. Зачастую у декларанта не хватает ни административных, ни финансовых ресурсов для ведения нескольких судебных процессов одновременно. В таких ситуациях в целях процессуальной экономии может быть обжаловано одно решение. В случае удовлетворения такой жалобы, если 3-месячный срок на обжалование других решений истек, декларант может обратиться в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей по всем оставшимся решениям и в случае отказа в рассмотрении заявления обжаловать его в арбитражный суд. В результате вместо нескольких судебных дел организации придется пройти только два судебных процесса, что позволит существенно сократить судебные расходы не только для себе, но для государства.

В практике компании "Пепеляев Групп" было много случаев выявления переплаты таможенных платежей клиентами. Ошибки бывают как разовые (двойная оплата, неправильный курс и т.п.), так и имеющие системный характер, в результате чего суммы переплат могут быть существенными. Такие ошибки могут быть обусловлены неправильной , неправильным толкованием постановления правительства о применении освобождения от уплаты или 10-процентной ставки НДС и другие. В нашей практике был случай, когда импортер неправильно исчислял сумму таможенной пошлины, установленной в привязке к емкости товара, применяя общий, а не полезный объем. В результате общая сумма переплаты, которая с нашей помощью была возвращена клиенту, составила более 10 миллионов долларов. В целях выявления таких дополнительных резервов организацией может быть проведена так называемая таможенная диагностика, или аудит, как своими силами, так и силами внешних юристов, специализирующихся в решении таких вопросов.

Процедура возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей позволяет плательщику в досудебном порядке обратиться в таможню, в регионе деятельности которой производилось либо было произведено взыскание, которая обязана вернуть излишне уплаченные или взысканные таможенные платежи. Устанавливая эту процедуру, законодатель ограничил ее сроком в 3 года со дня излишней уплаты или взыскания . Однако это ограничение не лишает плательщика права в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы. В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации). Соответствующие разъяснения применительно к налоговым правоотношениям даны в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июня 2001 года N 173-О и от 21 декабря 2011 года N 1665-О-О. Применимость указанных разъяснений к таможенным правоотношениям подтверждается широкой судебной практикой (см., например, Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 марта 2013 года по делу N А40-85281/12).

Заявление о возврате должно быть заполнено по форме, установленной Приказом Федеральной таможенной службы от 22 декабря 2010 года N 2520. Для подготовки отдельного заявления по каждой таможенной декларации могут потребоваться существенные, административные и финансовые затраты. Однако, как разъяснено в письме Федеральной таможенной службы от 25 марта 2013 года N 01-11/12183, действующее таможенное законодательство не устанавливает запрета на включение сведений о возврате таможенных платежей по нескольким таможенным декларациям в одно заявление. Таким образом, одно заявление может быть подано по нескольким декларациям. В то же время, если количество деклараций является достаточно большим, включение их в одно заявление может затруднить подготовку такого заявления. В случае совершения хотя бы одной математической ошибки при подготовке расчетов у таможенного органа будет достаточное основание отказать в возврате всей суммы излишне уплаченных таможенных платежей по остальным декларациям. В такой ситуации может быть принято компромиссное решение с разбитием общего числа деклараций на несколько заявлений. Вместе с тем, чтобы избежать нескольких судебных процессов, мы рекомендуем направлять такие заявления одним сопроводительным письмом, которое, в свою очередь, может содержать обоснование возникновения факта излишней уплаты или взыскания таможенных платежей и, соответственно, быть использовано в качестве документа, подтверждающего такой факт. Таким образом, в случае получения отказа таможни в возврате излишне уплаченных таможенных платежей это позволит обжаловать в суд только один такой отказ.

Какие документы подтверждают "факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов"? Существующее законодательство не содержит перечня таких документов. Ситуация, когда декларант прикладывает к заявлению решение суда, вступившее в законную силу, не вызывает сомнений. Но если такого решения пока нет или оно касается одной декларации, а заявление подается по другим декларациям в отношении таких же товаров, то в большинстве случаев, отказывая в рассмотрении заявления по существу, таможенные органы, ссылаясь на письмо Федеральной таможенной службы от 29 апреля 2011 года N 01-11/19942, указывают, что в качестве такого документа должна быть представлена корректировка декларации на товары (далее - КДТ). Однако в случае пропуска декларантом 3-месячного срока на обжалование решений о КТС или о классификации таможенный орган откажет во внесении изменений в декларацию на товары, и при обжаловании отказа суд соглашается с таможенным органом, поскольку такой отказ является обоснованным.

Неужели в такой ситуации декларант лишается права на защиту? Существующее законодательство пока позволяет ее получить.

Так, в Постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31 июля 2014 года по делу N А06-3941/2013 сказано: "Закон о таможенном регулировании не раскрывает, какие именно документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, должны быть приложены к заявлению. Документы, свидетельствующие о корректировке деклараций на товары, не указаны в качестве необходимых, а тем более единственно возможных документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей". Поскольку Закон не устанавливает необходимости представления КДТ в качестве единственного документа, который может являться подтверждением факта излишней уплаты или взыскания, декларант может представить таможне другие документы, в том числе просто свое письменное мотивированное обоснование. Соответственно, плательщику необязательно предварительно обращаться в таможенный пост с заявлением о корректировке декларации на товары.

При этом Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 8 ноября 2013 года N 79 пояснил, что тот факт, что декларант не обжаловал решение таможенного органа, на основании которого с него были взысканы таможенные платежи, не является достаточным основанием для отказа в рассмотрении требований о возврате излишне взысканных платежей. Такая позиция высказывалась Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации (далее также - ВАС РФ) и ранее при рассмотрении конкретных дел.

На этапе обсуждения проекта Постановления N 79 представители Федеральной таможенной службы (далее - ФТС России) просили судей ВАС РФ включить в Постановление положение о том, что в качестве документа, подтверждающего факт излишней уплаты, должна быть представлена корректировка декларации на товары. Председатель ВАС РФ не согласился с этим предложением, аргументировав это тем, что требование таможенного органа о представлении документа, который выдается также таможенным органом, явилось бы формальным препятствием, исключающим доступ к судебной защите. В результате в Постановлении Пленума ВАС РФ N 79 не содержится такого разъяснения.

Однако ФТС России не согласилась с позицией высшего судебного органа, и по ее инициативе в статье 255 проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза указано, что возврат осуществляется только после внесения изменений в декларацию на товары: "Возврат (зачет) таможенных пошлин, налогов, авансовых платежей, денежных средств (денег), внесенных в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, иных денежных средств (денег).

Пункт 2. Возврат (зачет) излишне уплаченных и (или) излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенным органом после внесения в установленном порядке изменений и дополнений в декларацию на товары либо корректировки в установленном порядке сведений об исчисленных таможенных платежах в таможенном приходном ордере либо в таможенном документе, указанном в пункте 4 статьи 238 настоящего Кодекса, и при соблюдении иных условий для возврата излишне уплаченных и (или) излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, установленных законодательством государства-члена, в котором произведена уплата и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов" (см. решение Евразийской экономической комиссии от 18 декабря 2014 года N 233 "О проекте Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза").

Так что организациям нужно поторопиться с обращением за возвратом до вступления в силу нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. После вступления в силу приведенной нормы для отстаивания своих интересов декларанту нужно будет успеть обжаловать каждое решение таможенного органа в течение трех месяцев с даты его получения и в целях оптимизации судебных расходов ходатайствовать в суд об объединении аналогичных дел. Вместе с тем суды во многих случаях по разным причинам (в том числе и для обеспечения статистики количества рассмотренных дел) отказывают в удовлетворении таких ходатайств.

На протяжении длительного времени арбитражные суды исходили из того, что в случае если форма корректировки таможенной стоимости товаров была заполнена декларантом самостоятельно, оснований для признания ее незаконной не имеется. Вместе с тем такая корректировка может быть обусловлена несогласием декларанта с решением таможенного органа, а, например, задачей прекратить начисление пени, исключить возможные задержки в выпуске текущих поставок и т.д. В связи с этим Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 5 марта 2013 года 13328/12 указал: Факт самостоятельной корректировки организацией таможенной стоимости ввозимого товара не препятствует декларанту в реализации права на оспаривание решения таможни о корректировке таможенной стоимости и права требовать возврата излишне уплаченных таможенных платежей. Действующее законодательство не устанавливает запретов и ограничений на предъявление требований о возврате излишне уплаченных таможенных платежей даже в том случае, если платежи декларантом вносились добровольно". С принятием указанного Постановления Президиума ВАС РФ судебная практика по таким спорам начала меняться в пользу декларантов и таможенных представителей. Вместе с тем в случае самостоятельной корректировки декларации мы рекомендуем в сопроводительном письме четко обозначить свою позицию в отношении производимой корректировки путем указания, что компания не согласна с решением таможенного органа и будет его обжаловать в соответствии с законодательством.

Еще одним проблемным вопросом, который возникал в основном в судебной практике северо-западного региона, являлся аргумент таможенных органов о том, что по НДС, уплаченному таможенным органам при ввозе товаров, возврат не может быть осуществлен, если плательщик предъявил соответствующую сумму НДС к вычету. Этот аргумент некоторое время воспринимался судами по спорам, связанным с незаконной корректировкой таможенной стоимости, когда были излишне взысканы как таможенная пошлина, так и НДС. Однако, когда дело дошло до споров о применении 10-процентного или нулевого НДС в отношении медицинских товаров, лекарственных средств, линз и т.д., по которым у налоговых органов в отличие от таможенных органов претензий не возникает, абсурдность этого аргумента стала очевидной. В результате этот вопрос нашел отражение в пункте 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2013 года N 79: "Таможенный орган не вправе отказать в рассмотрении по существу заявления о возврате соответствующих сумм со ссылкой на то, что возврат излишне уплаченных сумм налога на добавленную стоимость или возмещение названного налога производится налоговыми органами на основании положений статьи 78 или главы 21 НК РФ, а также на то, что уплаченный (взысканный) при ввозе НДС в полном объеме был предъявлен к вычету согласно статье 171 НК РФ. В целях предоставления налоговому органу возможности скорректировать сумму предоставленного ранее налогового вычета таможенный орган уведомляет его об уменьшении суммы налога на добавленную стоимость, подлежавшей уплате в рамках таможенных процедур". Вместе с тем в случае возврата таможенным органом излишне уплаченного или взысканного НДС декларант в силу требований налогового законодательства обязан скорректировать сумму НДС, уплаченного налоговым органам.

Чтобы произвести возврат излишне уплаченных либо взысканных средств, необходимо воспользоваться формой Заявления, которая утверждена приказом (от 22 декабря 2010 года) Федеральной Таможенной Службы.
Данное заявление необходимо предоставить в отдел по приему таможенных платежей той таможни, в регионе деятельности которой таможенным постом была выпущена декларация на товары. Возвращать излишне выплаченные или удержанные платежи вправе только Плательщик, который лично перечислял средства в таможенный орган.

Заявление заполняется в присутствии работника таможенного органа. В нем не должно присутствовать ошибок. Подписывает заявление руководитель таможенного органа, проставляя при этом соответствующую печать. Также возможно подписание заявления не в присутствии инспектора таможенных органов, при этом проставляется подпись руководителя и печать, а затем письмо отправляется почтой с приложением нотариального заверения подписи. К заявлению обязательно приложить следующие документы:

  • паспорт руководителя (копия);
  • копия ОГРН и ИНН;
  • документ, который подтверждает полномочия руководителя;
  • копия приказа, подтверждающего назначение руководителя на должность;
  • документы, которые подтверждают право возврата денежных средств.

Предоставляя копии ИНН и ОГРН, нужно предоставить и оригиналы. Таможенному инспектору необходимо будет сверить копии и оригиналы.

За возвратом излишне удержанный средств возможно обратиться в течение 3-х лет с момента, когда была выпущена налоговая декларация.

На рассмотрение Заявления таможенные органы отводят один месяц. В течение этого времени принимается решение об удовлетворении требований либо об отказе в возврате денежных средств.

Возврат денежных средств осуществляется либо на платёжные поручения, либо на счет плательщика. В случае возврата средств по Приложению денежные средства переводятся исключительно на сет плательщика. При регулярной деятельности по таможенному оформлению целесообразно возвращать средства на платёжные поручения. Воспользоваться средствами для уплаты таможенных платежей можно сразу после возврата.

Есть несколько ситуаций, в которых необходимо возвращать таможенные платежи, которые ранее были уплачены в таможенные органы, как авансовые платежи, НДС, пошлины.

  • Ситуация №1 . На платёжных поручения, по которым были выплачены таможенные сборы, пошлины либо НДС, остались денежные средства. Их нужно перевести обратно на лицевой счет компании. Чтобы сделать это, необходимо заполнить Заявление согласно приложения №1, которое было утверждено приказом ФТС России от 22.12.10 № 2520. В таком случае к Заявлению требуется приложить уставные документы, платежное поручение. (образец Приложение 1).
  • Ситуация №2 . Необходимо произвести возврат денежных средств послу выпуска декларации на все имеющиеся товары. Обычно такая возможность может возникнуть в следующих ситуациях: товар был выпущен в свободное обращение, однако производитель только сейчас смог прислать сертификаты страны происхождения, который дает преференции по уплате таможенной пошлины. Когда таможенный орган принимает при рассмотрении сертификат о происхождении товара, предоставив льготы по уплате пошлины, нужно после корректировки декларации на товары вновь обратиться в таможенный орган, подав Заявление о возврате излишне уплаченных средств. Также данная ситуация может наступить, когда по различным техническим причинам средства были списаны окончательно еще до выпуска декларации на товары, но фактически декларацию еще не выпустили в свободное обращение. К примеру, в декларации было заявлено два товара. По одном товару приняли решение о не выпуске в фактическое обращение, а по второму товару у таможни нет вопросов, и его выпустили с свободное обращение. Тогда таможенные платежи спишут с платежных поручений. Чтобы подать повторную декларацию на невыпущенные товары необходимо будет произвести новые платежи (образец Приложение 2 отказ в выпуске). Эта же ситуация может возникнуть, когда после выпуска всех товаров таможней имеется судебное решение или решение вышестоящего судебного органа, о том, что следует вернуть излишне уплаченные платежи. Во всех перечисленных выше случаях таможенные платежи возможно вернуть после подачи Заявления согласно приложения № 2, утвержденного приказом ФТС России от 22.12.10 № 2520. Тогда в Заявлению следует приложить следующие документы: уставной документ, корректировку таможенных деклараций, решение таможенных органов о возврате денежных средств.
  • Ситуация №3 . В ходе таможенного оформления таможня проводит дополнительную проверку по цене товара, предлагая при этом выпустить декларацию под обеспечение. Так, помимо основного таможенного платежа, необходимо перечислить определённую сумму, которая будет служить залогом до тех пор, пока не будет произведена проверка данных, подтверждающих заявленную стоимость товара. Если в ходе проверки стоимость будет подтверждена, средства будут возвращены на счет Плательщика. Если стоимость подтверждена, средства будут возвращены частично. Для этого необходимо будет подать Заявление о возврате залога. Оплачивать денежный залог требуется и при таможенной процедуре, как временный ввоз товаров. В таком случае вернуть залог возможно лишь при обратном вывозе ввезенного товара. Оплата любого залога может происходить только по таможенной расписке. Для возврата средств необходимо предоставить в таможенный орган Заявление согласно приложения № 3, утвержденного приказом ФТС России от 22.12.10 № 2520. К заявлению следует приложить следующие документы: уставный документ, таможенную расписку, декларацию таможенной стоимости номер один (если был полный возврат денежных средств), корректировку декларации либо декларацию таможенной стоимости номер два (если был частичный возврат залога).

Причины переплаты таможне могут быть разными, но в любом случае, вернуть свои средства компании всегда непросто. Многие просто "не хотят связываться", не желая тратить время на судебные проволочки. Данная статья поможет определиться, в какие инстанции обращаться, и какие документы подготовить для возврата несправедливо взысканных платежей

Излишне уплаченные таможенные платежи — типичная ситуация, которая может систематически повторяться в различных компаниях, ведущих внешнеторговую деятельность. Допустим, организация регулярно ввозит и вывозит какую-либо продукцию. Работа с таможней у нее, конечно, налажена, а возникающие изредка трудности решаются в рабочем порядке.

Опытным путем установлено, какую сумму при известном ассортименте продукции компания регулярно (ежемесячно, ежеквартально) "отдает" таможне в качестве таможенных платежей. Но однажды, подведя итоги очередного периода, руководство вдруг обнаруживает, что платежи были переведены сверх запланированного бюджета. При этом причины переплаты могут быть разные. Например, несогласие таможенного органа с заявленным в таможенной декларации кодом товаров. В результате чего таможней было принято решение об иной классификации, и вместо ожидаемой ставки ввозной пошлины была уплачена большая. Либо таможня не согласилась с заявленной декларантом таможенной стоимостью товаров, и произвела ее корректировку, из-за чего сумма таможенных платежей существенно увеличилась.

Разумеется, в некоторых случаях превышение бюджета может быть правомерным. Однако чаще всего решения таможенного органа выносятся без учета каких-либо обстоятельств и условий сделки, и без тщательного анализа представленных документов.

Рассмотрим подобную ситуацию на конкретном примере, когда у компании имеются все основания для возврата излишне взысканных платежей, и ответим на вопрос: как можно их вернуть? Также проанализируем законодательство, изучив возможный правовой механизм поиска решения для данной ситуации. Но напомним еще раз, что наш пример о добросовестном участнике внешнеэкономической деятельности, который соблюдает законодательство и исполняет правомерные требования таможни.

Порядок действий в случае переплаты

Излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных платежей является сумма фактически уплаченных или взысканных денежных средств, размер которой превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством. Определившись с фактом переплаты, компания должна решить для себя, куда идти: в таможню за возвратом или сразу в суд, потому что надежды на то, что первая "одумается" и добровольно все вернет, нет. Споры из-за переплаты возникают вследствие нежелания самой таможни возвращать деньги обратно.

В соответствии с нормами, указанными в главе 7 ТК РФ, любое лицо имеет право обжаловать решения, а также действия (или бездействие) таможенных органов, если нарушены его права, созданы препятствия в реализации законных интересов или на него незаконно возложена какая-либо обязанность. Кодексом предусмотрен порядок, в соответствии с которым (статья 46, 47 ТК РФ) решения таможни или должностных лиц таможни могут быть обжалованы в вышестоящем таможенном органе или в суде. При этом подача жалобы в таможенные органы не исключает возможности одновременного или последующего обращения в суд. Однако жалоба, поданная сразу в две инстанции: в таможенные органы и в суд, рассматривается арбитражным судом.

Срок подачи жалобы ограничен и составляет три месяца от одной из дат: либо со дня, когда стало известно о нарушении прав лица, или на него была возложена незаконная обязанность. Либо со дня истечения законодательно установленного срока для принятия таможенным органом решения.

Документы

Таможенное законодательство о возврате таможенных платежей
Таможенные платежи, излишне уплаченные или излишне взысканные, можно возвращать в соответствии с главой 33 Таможенного кодекса РФ (ТК РФ). Также существуют правовые акты ГТК РФ и ФТС РФ, которыми определен перечень необходимых условий для рассмотрения заявления о возврате таможенных платежей. Помимо излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей также можно вернуть таможенные платежи, уплаченные вследствие:

  • подачи таможенной декларации, которая считается неподанной (декларация является "неподанной", если она не принята таможенным органом, либо была подана на иностранные товары до их прибытия на таможенную территорию РФ, если эти товары не были предъявлены в таможенный орган в течение 15 дней со дня принятия декларации таможенным органом);
  • отзыва таможенной декларации;
  • предоставления тарифных преференций (когда пошлина была уплачена, но впоследствии возвращена в связи с решением вопроса о предоставлении преференции по уплате пошлины);
  • возврата денежного залога;
  • других случаев, указанных в статье 356 ТК РФ.

Обращение в таможенные органы и суд

Обращаться в таможню следует письменно, в соответствии с установленным таможенным законодательством порядком. Кроме того, письменное решение таможенного органа обжаловать легче, как в вышестоящем органе, так и в суде.

Во-первых, компании необходимо обратиться с заявлением о возврате в таможенный орган, в который данные платежи были уплачены. Заявление необходимо составить по установленной форме, в нем четко указать причину возврата денежных средств.

При этом, нужно учитывать, что срок для подачи такого обращения составляет не более трех лет со дня уплаты платежей либо взыскания. Таможенный орган считает указанный срок пресекательным, с чем нельзя согласиться. Так как нормами гражданского законодательства (статья 200 ГК РФ) установлен трехгодичный срок исковой давности, который начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Справедливо полагаем, что нормы таможенного законодательства не могут противоречить нормам гражданского законодательства. Однако таможенные органы придерживаются другого мнения и отказываются рассматривать по существу заявления о возврате, поданные им за рамками срока, установленного ТК РФ.

Во-вторых, в таможенные органы компании необходимо представить комплект документов, в том числе платежные поручения как свидетельство оплаты вашей компанией таможенных платежей. Таможенные органы должны дать плательщику ответ о результате рассмотрения заявления о возврате не позднее одного месяца с момента подачи.

В-третьих, при обращении необходимо учитывать, что таможня возвращает платежи только их плательщику. Поэтому если при таможенном оформлении товаров денежными средствами компании распоряжался таможенный брокер, то именно он является плательщиком, и может обратиться за возвратом, даже если компания является декларантом и/или получателем товаров. Это крайне важное обстоятельство! Суды и таможенные органы отказывают лицам, обратившимся к ним за возвратом, как ненадлежащим, когда последние, участвуя в таможенных правоотношениях, не являлись плательщиками. При этом нормами таможенного законодательства установлено право любого лица осуществлять платежи в таможню.

Справка
Виды платежей

Исходя из того, что для компании зачастую неважно, какие именно виды таможенных платежей ей были переплачены (лишь бы они вернулись), в статье мы не разделяем таможенные платежи по видам: пошлины, налоги и пр. В соответствии со статьей 318 ТК РФ, все они являются таможенными платежами, и правовые нормы действительны для них всех. Среди таможенных пошлин чаще всего в делах фигурируют ввозная и вывозная пошлины, среди налогов — НДС и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Правила оформления заявления о возврате

Заявление в таможню о возврате таможенных платежей оформляется по правилам, установленным в Приказе ГТК РФ от 25 мая № 607, в котором указан образец заявления в таможню, а также перечень необходимых документов. Указанный перечень небольшой, но он требует особой подготовки, так как некоторые документы предоставляются в таможню в оригинале, а некоторые требуют нотариального заверения.

Как было указано, заявителю требуется представить платежные поручения, подтверждающие поступление денежных средств на счет таможни. Если по каким-либо причинам такие документы не будут представлены, таможенные органы откажут в рассмотрении заявления по существу. Помимо платежного поручения, требуется также предоставить:

  • Копии таможенных деклараций;
  • Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если оно не было представлено ранее при таможенном оформлении);
  • Свидетельство о государственной регистрации юридического лица или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (если они не были представлены ранее при таможенном оформлении);
  • Документы, удостоверяющие личность физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя;
  • Документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление о возврате (зачете) денежных средств (если они не были представлены ранее при таможенном оформлении). Такими документами могут быть, например, приказ о назначении на должность генерального директора, или решение участников Общества с ограниченной ответственностью о предоставлении полномочий;
  • Заверенный в установленном порядке образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате (зачете) денежных средств. Это может быть банковская карточка, в которой указаны образцы подписи директора и главного бухгалтера, заверенная банком.

Для подтверждения обоснованности возврата могут быть представлены и иные документы. К ним можно отнести решение таможенного органа об отмене, например, ранее принятого классификационного решения или решения о корректировки таможенной стоимости.

Рекомендация

Когда суд может отклонить доводы

При наличии оснований в судебном порядке можно доказать, что решением таможни на компанию была возложена незаконная обязанность по уплате таможенных платежей. Однако эти доводы по ряду причин суд может не принять. Рассматривая заявление об отмене незаконного решения, в котором компания также просит о возврате таможенных платежей, суд может обратить внимание, что порядок данного возврата установлен таможенным законодательством. В соответствии с чем, сначала необходимо обратиться в таможню, получить там отказ о возврате платежей, и лишь потом обратиться в суд.

Примеры из практики

Если после обращения в таможню с заявлением о возврате таможенных платежей, компания получила отрицательный ответ, она может обжаловать данное решение (в порядке главы 7 ТК РФ) и обратиться в вышестоящий таможенный орган или в суд (в порядке статьи 198 Арбитражно-процессуального кодекса РФ).

Для обращения в вышестоящую инстанцию компании необходимо знать только структуру таможенных органов, и обратиться в управление, в зоне деятельности которого находится "провинившаяся" таможня. При этом некоторые таможни являются таможнями прямого подчинения, и жаловаться на их незаконные решения можно сразу в ФТС РФ.

К сожалению, практика последних лет показывает, что обращение в вышестоящий таможенный орган для возврата платежей неэффективно. Некогда взыскав с компании сумму, таможенные органы не готовы ее возвращать. В настоящей статье мы не станем рассматривать подробно обращения в вышестоящий орган. Проанализируем сложившуюся судебную практику по результатам судебных разбирательств.

Сразу оговоримся, что мы не делали глубокого и всестороннего исследования, и отметим лишь некоторые судебные решения, которые показались нам наиболее интересными и полезными. Изложенный опыт поможет понять, что компании следует учесть при обращении в суд, чтобы иск об отмене решения таможенного органа и обязании вернуть излишне уплаченные или взысканные таможенные платежи был рассмотрен.

Сперва получите отказ

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа вынес постановление об отказе в удовлетворении кассационной жалобы ООО "Х", обратившегося в Арбитражный суд Читинской области с заявлением о признании незаконными действий Читинской таможни по отказу в возврате излишне уплаченных таможенных платежей и обязании их вернуть. Кассационная жалоба не была удовлетворена на основании того, что ООО "Х" не соблюло досудебный порядок урегулирования спора с таможней, не обращалось в нее с заявлением о возврате и, следовательно, не получало отказа, который бы явился для суда официальным ответом таможни.

Суд отметил, что законодательством РФ, действующим в момент возникновения спорных правоотношений, на основании пунктов 7, 8, 12 статьи 78 Налогового кодекса РФ, сумма излишне уплаченного налога и сбора подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Суд также сослался на постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ". Согласно ему, обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого выше заявления, либо не получения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.

Право на суд без соблюдения порядка

Несправедливо было бы умолчать о том, что существует и другая практика, в соответствии с которой даже при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, истец (при соблюдении некоторых условий) может обратиться в суд для возврата излишне уплаченных или взысканных платежей.

Так, например, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа отказал в удовлетворении жалобы Сортавальской таможни. Последняя просила отменить постановление апелляционного суда в виду того, что компанией-заявителем не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора — компания обратилась в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей уже после обращения с исковым заявлением в суд. Но, по мнению арбитражного суда, данная организация воспользовалась наиболее приемлемым для нее способом восстановления нарушенных прав. Она обратилась в арбитражный суд с заявлением об оспаривании действий государственного органа в порядке, установленном главой 24 АПК РФ. При этом компания не заявляла каких-либо исковых требований имущественного характера.

В постановлении арбитражный суд указал, что в соответствии с ч.1 ст. 189 АПК РФ дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным Кодексом. С особенностями (раздел 3 АПК РФ), если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом. Согласно п.3 ч.5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов должно содержаться указание на их обязанность принять решение. Или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

Поскольку компания выбрала неисковую форму защиты своих прав, ее требование об обязании таможни возвратить таможенные платежи и сборы законно. Такое требование не является самостоятельным и рассматривается в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя согласно статье 201 АПК РФ.

Не всегда решения суда одинаковы

Но есть и обратный предыдущему пример решения суда. Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа оставил подобную жалобу другой компании на действия уже Мурманской таможни без удовлетворения. Аналогично предыдущему случаю, Мурманская таможня также отказывалась возвратить сумму, ссылаясь на несоблюдение заявителем досудебного порядка решения спора. Но, рассматривая эту жалобу, суд сослался на статьи 29, 198 и 201 АПК РФ и отметил, что решение вопроса об обязании таможни (государственного органа) возвратить сумму излишне уплаченных налогов возможно лишь в рамках рассмотрения дела по заявлению о признании ненормативных актов недействительными, а решений и действий (бездействия) незаконными.

Ч.2 ст.29 АПК РФ определена подведомственность дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц. Ч.1 ст. 198 АПК РФ предусмотрено право организации обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании их решений и действий (бездействия) незаконными. В ст.201 АПК РФ закреплены соответствующие требования к решению арбитражного суда по делу об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц.

Если компания считает, что решение о взыскании незаконно, можно обратиться в арбитражный суд напрямую, минуя обращение в таможенный орган. Однако указанная норма не совпадает с нормой, установленной ст. 148 АПК РФ. Пункт 2 АПК РФ установлено, что основанием подачи искового заявления без рассмотрения может быть "несоблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором". Из указанной нормы следует, что если досудебный или претензионный порядок установлен, он должен быть реализован до решения спора судом.

В таможенном законодательстве данный порядок установлен ст. 355 ТК РФ. Норма, содержащаяся в статье, гласит, что для возврата таможенных платежей необходимо обратиться в таможню оформления товаров, на счет которой платежи были уплачены. При этом обращение оформляется в виде заявления, а не претензии.

В случае отказа таможни вернуть платежи компания может обратиться в суд, досудебный порядок в этом случае истцом будет соблюден. Тогда подтверждением обращения в таможню будет служить заявление компании о возврате таможенных платежей, а ответом таможни — несогласие их вернуть. Без наличия подтверждающих обращение документов есть риск, что суд, в силу сложившейся практики, не будет рассматривать данное исковое заявление о возврате вовсе.

При соблюдении порядка возврат гарантирован

Выяснив, что таможенные платежи по тем или иным основаниям уплачены или взысканы таможней излишне, компаниям необходимо самостоятельно выбрать способ защиты своих прав и пути возврата таможенных платежей. Однако, по нашему мнению, до обращения в суд все-таки необходимо соблюсти порядок возврата таможенных платежей, предусмотренных таможенным законодательством, и обратиться в таможенный орган с заявлением о возврате. А имея на руках официальный отказ, обратиться в суд, где ответ таможни будет являться решением, которое можно обжаловать как незаконное и нарушающее права компании.

Конечно, соблюдение досудебного порядка и обращение в таможню на некоторое время отсрочит получение незаконно взысканных платежей. Однако, в случае признания решения таможни незаконным, в соответствии с законодательством (п. 4 ст. 355 ТК РФ) компания может также взыскать проценты за нарушение срока возврата таможенных платежей и компенсировать свои потери.

Елена Белозерова , Журнал "Логистика & система"

Возвратом таможенных пошлин называют лишне уплаченные суммы, что могут быть возвращены плательщику (или же его преемнику) при установлении излишков и наличии необходимой документации.

Чтобы совершилось возвращение подобного излишка, важно собрать необходимый перечень документов, а также отправить в таможенный орган заявление, подтверждающее взыскание.

Возврат таможенных платежей проводится на основаниях предусмотренных ст. 90 Таможенного кодекса Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии (ТК ТС). В частности комментируемая статья отсылает заинтересованное лицо к национальному законодательству (в нашем случае — российскому) в области таможенного дела: ТК РФ, ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» и некоторым другим нормативно-правовым актам.


Вместе с заявлением нужно отправить:
  • платежные документы, которые являются подтверждением уплаты пошлины;
  • документ, который подтверждает начисление пошлины;
  • документ, подтверждающий излишек;
  • документ, служащий согласием лица, совершившего уплату таможенной пошлины.

Если таможенный орган уже получал от плательщика все эти документы, то повторно их высылать не нужно. Важно будет лишь подтвердить отсутствие изменений. Если заявление или другие документы будут отсутствовать, то требование предоставить возврат осуществлено не будет, а само заявление будет возвращено плательщику без объяснения причин. Если таможенный орган сам обнаружит факт наличия излишка, то он обязан предупредить об этом плательщика в установленные законодательством сроки.

Виды платежей

Компании, осуществляющие торговую деятельность с другими странами, нередко сталкиваются с переплатами. Статья 355 Таможенного кодекса РФ регулирует порядок возврата излишек с помощью досудебного обращения и заявления. Важно разделять таможенные платежи и авансовые платежи, которые являются деньгами, что вносятся на счет таможенных органов. Возврат этого вида платежа осуществляется также согласно правилам ТК, но совершенно по другой статье и не имеет ничего общего с возвратом таможенных пошлин. По закону авансовый платеж может стать таможенным, но лишь при наличии распоряжения плательщика, что согласовывает свои действия с таможенным органом.

Возврат излишне уплаченных таможенных платежей

Под излишне уплаченными таможенными платежами понимаются платежи в той сумме, которая превосходит действительный размер таможенных налогов, пошлин, сборов. Фактически речь идет о переплате. Обычно переплата связана с неправильным определением класса товара по ТН ВЭД, неверно выполненными расчетами величины таможенной стоимости или несоответствием проходной цены и цены, установленной в контракте. В последнем случае возможно даже обжалование решения таможенного органа.

Обжалование решения таможенного органа, прежде всего, касается вопросов:
  • назначения товару кода по ТН ВЭД;
  • корректировки таможенной стоимости;
  • увеличение размера таможенных платежей до уровня проходной цены;
  • назначение пересчета размера таможенных пошлин, налогов, сборов.

Возврат осуществляется на основании заявления на возврат таможенных платежей. Надо понимать, что таможенный и налоговый органы не заинтересованы в фактическом возврате денежных средств. А потому, скорее всего, при понимании вашей правоты будут настаивать на их зачете в счет будущих платежей.

В последнее время участились случаи, когда суды принимают сторону таможенного органа при таможенных спорах, невзирая на доводы декларанта или его таможенного представителя. Это связано с планами по сбору таможенных платежей, которые таможенные органы должны выполнять. В этом случае возврат излишне уплаченных таможенных платежей невозможен без помощи таможенного адвоката вообще.

Возврат авансовых платежей

Возврат авансовых платежей во многом идентичен процедуре возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и сборов. Однако нужно помнить, что аванс российским таможенным законодательством рассматривается в качестве не идентифицированного платежа. Проще говоря, даже будучи внесенными на счет таможенного органа, они остаются в распоряжении декларанта. Обычно участника ВЭД интересует возможность возврата неизрасходованных авансовых платежей.

Попросить вернуть излишки таможенных платежей могут любые лица, проводящие оплату и обнаруживающие появление излишне уплаченных сумм. Все сроки на обращение установлены и урегулированы законодательством Российской Федерации. В том случае если у плательщика обнаружены задолженности по уплате платежей, излишки возвращены не будут. В этом случае лишне уплаченные суммы идут на погашение задолжностей плательщика, что отображается в специальной таможенной декларации.

Наши специалисты готовы оказать юридическую помощь, как при возврате авансовых платежей, так и излишне уплаченных таможенных. Мы уверены, что сумеем помочь вам.


Стоимость услуг адвоката



Кахиев Роман Нариманович

Образцы документов

Записей не найдено.

Помощь адвокатов при регистрации ВЭД

Мы помогаем новым участникам ВЭД регистрироваться в общей базе участников ВЭД, в которой находится весь список участников ВЭД с описанием специфики их деятельности. Регистрироваться лучше на том же таможенном посту, на котором вы впоследствии собираетесь декларировать импортируемые товары.

Для декларирования некоторых групп товаром существуют определенные посты. В других случаях пост для регистрации можно выбирать произвольно. На дополнительные вопросы помогут ответить другие участники внешнеэкономической деятельности на одном из форумов ВЭД.

Возврат взысканных платежей таможенного характера

Если участник ВЭД подписывает, что согласен с результатом корректировки, то он оплачивает разницу между указанной им стоимостью и ценой после КТС. Если же участник внешнеэкономической деятельности с результатами не согласен, то на его плечи ложится сбор всех документов, которые способны доказать его правоту.

Со сбором документов, как и другими мероприятиями в ходе таможенных проверок, помогут наши адвокаты бюро «Кахиев и партнеры». После того, как таможенный орган получает все необходимые документы, происходит второй круг проверки с принятием окончательного решения по поводу обоснованности таможенной стоимости товара, которую назначил декларант.

Порядок обжалования

Право на обжалование решения таможенного органа закреплено в Конституции РФ, ТК ТС, ТК РФ, федеральных законах.

Обжалование решения таможенного органа производится путем обращения в суд общей юрисдикции, арбитражный суд или непосредственно в таможенный орган. Согласно действующему законодательству, приоритетным остается решение суда.

Так, вышестоящий таможенный орган, получив определение суда о принятии аналогичной жалобы от того же декларанта, обязан прекратить рассмотрение полученной им сами жалобы. Порядок обжалования решений таможенных органов в суде устанавливается в соответствии с законодательством о гражданском или арбитражном судопроизводстве.