Таможня кыргызстана готовится работать по новым правилам

Договор подписали президенты России, Казахстана, Беларуси и Армении. Президент Алмазбек Атамбаев отметил, что определены ясные и справедливые параметры присоединения Кыргызстана к ЕАЭС.

- Определена доля расщепления для Кыргызской Республики при переходе на единый таможенный тариф, сроки вступления договора в силу, даты применения единого таможенного тарифа и отмены таможенного контроля на кыргызско-казахской границе, - сказал глава государства.

Президент также выразил надежду, что к 70-летию Победы Кыргызстан станет полноправным членом Евразийского экономического союза.

Некоторые эксперты считают, что у означенному времени, не все пункты таможенного контроля и ветеринарно-санитарные лаборатории будут подготовлены к работе, соответсвенно оснащены, поэтому процесс присоединения может затянуться до осени.

Несмотря на то, что решение о вступлении в интеграционные альянсы были приняты президентом, парламентом, правительством, то есть высшим руководством страны, в обществе продолжают критиковать такие действия властей. Одна группа экспертов беспокоится, что Кыргызстан вступает в Таможенный союз в непростое время кризиса, другая заявляет, что мы не готовы к вступлению в альянс, что решение и условия вступления в него не обсуждались широко, а информация об этом не доводилась до граждан в полном объеме.

Не только простые граждане, но и депутаты Жогорку Кенеша не видели в глаза уже подписанный договор. Один из них - депутат Омурбек Абдрахманов:

- Парламент должен был принять решение о том, что мы поддерживаем инициативу президента о вступлении в союз. Однако процедура не была проведена. Действуют напролом. Как сами решили. Сами решили - сами вступают. В парламент только принесли закон, который был принят в первом и втором чтениях.

Член комитета Жогорку Кенеша по международным делам Жоомарт Сапарбаев отметил, что проект соглашения комитет рассматривал в спешке, времени ознакомиться с текстом договора не было.

Экономист Азамат Акелеев отметил, что вступление в Таможенный союз проходит в не самое удачное время:

- Ситуация очень сложная. Экономика России тоже пребывает в сложной ситуации. Вот в таких условиях мы входим в союз. Мы сами по собственномук желанию входим в кризис. В последние два года наша экономика только развивалась. Теперь по ней будет нанесен удар.

Президент Алмазбек Атамбаев перед подписанием договора о вступлении в Таможенный союз в интервью российским телеканалам заявил, что опасения общества не обоснованы, что Кыргызстан намерен объединиться со своими стратегическими партнерами. Президент добавил, что упор в торговых отношениях в рамках ТС будет сделан на экспорт сельскохозяйственной и швейной продукции.

Перевод с кыргызского. Оригинал статьи

Бишкек. 11 мая. КирТАГ – Председатель государственной таможенной службы при правительстве Кыргызской Республики Азамат Сулайманов дал интервью КирТАГ о ситуации и проблемах таможенной службы на сегодняшний день.

- Какова ситуация в таможенной службе сегодня?

В этом году мы отмечаем 25-летний юбилей государственной таможенной службы. Конечно, это небольшой юбилей, но за эти годы наша служба прошла путь от небольшой инспекции до мощной государственной службы, являющейся одним из основных источников доходов республиканского бюджета и одной из самых оснащенных в техническом оснащении государственных структур.

Благодаря проводимым реформам в системе таможенной службы значительно улучшилось таможенное администрирование товаров - доходы по таможенным платежам выросли за 2011-2014 годы на 80% (за 2014 год доходы составили 42,6 млрд сомов, и за 2015 год – 32 млрд сом с учетом вхождения нашей страны в Таможенный союз).

С начала 2014 года во всех таможенных органах внедрена в промышленную эксплуатацию Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС). Мы можем видеть любой процесс, любую таможенную процедуру, которые происходят в настоящее время в режиме онлайн.

Значительно изменилась кадровая политика, внедрен механизм набора кадров через внешний резерв, который формируется на конкурсной основе. За последние несколько лет служба значительно пополнилась молодыми кадрами. Но, к сожалению, качество образования и уровень подготовки сегодняшней молодежи в ВУЗах очень слабые, и нам приходится доучивать их. Но это проблема, скорее всего, нашего общества. На сегодняшний день, потребность в среднем для ГТС в новых сотрудниках - всего 50-60 человек в год. Есть договор о подготовке специалистов на бюджетной основе Российской таможенной академией, которая является хорошей школой по таможенному делу.

- Какие минусы вы сейчас видите в таможенной службе, кроме кадровой подготовки?

Существенный минус, конечно, это оснащенность специальным оборудованием пунктов пропуска на границах страны, которые сейчас являются к тому же внешней границей ЕАЭС. Например, в Кыргызстане пока нет ни одного пункта пропуска, который был бы оборудован рентгеновским инспекционно-досмотровым комплексом. Современный ИДК позволяет просканировать грузовую автомашину с товаром целиком, без вскрытия. Это значительно сокращает время на проведение контроля не только на пункте пропуска, но и в месте таможенного оформления, удобно для перевозчиков и бизнес-сообщества.

Вместе с тем, такие технические средства являются очень дорогостоящим оборудованием, один ИДК стоит порядка $5 - $8 млн, плюс расходы на содержание, которые тоже значительны. В связи с ограниченностью собственных ресурсов, Кыргызская Республика не имела возможности выделить необходимые финансовые средства для оснащения кыргызских пунктов пропуска ИДК. Для сведения, у нашего северного соседа, в Казахстане все пункты пропуска, где имеет место международный товаропоток с третьими странами, оборудованы ИДК.

Теперь, в рамках вступления в ЕАЭС, у нас появилась возможность решить вопрос оснащения ИДК на кыргызских пунктах пропуска с третьими странами в рамках гранта Российской Федерации. Так что определенный пробел в технической оснащенности нашей службы постепенно заполняется.

- Какое необходимое оборудование мы имеем?

Как известно, с 12 августа 2015 года Кыргызстан официально вступил в ЕАЭС. С этого момента, на пунктах пропуска с Казахстаном снят таможенный контроль. Основное наше внимание сконцентрировано на организации таможенного контроля на пунктах пропуска, которые функционируют на кыргызском участке внешней границы ЕАЭС. Это пункты пропуска на границе Китаем, Таджикистаном и Узбекистаном.

До присоединения нашей страны к ЕАЭС, ГТС проводилась определенная работа по техническому оснащению указанных пунктов пропуска. На пунктах пропуска с Китаем были установлены электронные автомобильные весы, кроме того, на всех основных пунктах пропуска в рамках программы помощи американского государственного департамента были установлены радиационные портальные мониторы, рентген установки для досмотра багажа пассажиров.

После заключения соглашения с Российской Федерацией об оказании технической помощи были поставлены самые современные технические средства для обнаружения наркотиков и взрывчатых веществ, для анализа состава веществ. Помимо технических средств таможенного контроля российская сторона проводит оснащение наших служб медицинско-санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля в пунктах пропуска, а также оснащение лабораторий этих служб.

В настоящее время проводятся работы по проектированию и подготовке документации для осуществления строительных работ по установке ИДК. Это дорогостоящий и сложный процесс, требующий подготовки специальной площадки, проведения земляных работ, строительства железобетонного ангара, внутри которого будет находиться рентген-установка. При этом необходимо строгое соблюдение правил радиационной безопасности. По соглашению планируется завершить установку ИДК и оснащение всех пунктов пропуска к августу следующего года.

На основном пункте пропуска «Достук» на границе с Узбекистаном для решения вопроса технического оснащения будут проводиться мероприятия по строительству. Для размещения всех зданий и технических средств (автовесы, места досмотра и отстоя машин, блок пассажиропотока) проводится работа по расширению земельного участка путем изъятия домовладений у местного населения.

Государственные органы на местах проводят необходимую работу в этом направлении. Была инициирована процедура выкупа частных домов и участков для государственных нужд, был согласован вопрос о выделении грантовых средств на выкуп и отселение домовладельцев, проведены мероприятия по оценке недвижимости 34-х домовладельцев в Кызыл-Кыштакском айыл окмоту Кара-Суйского района Ошской области. Но сейчас имеются спорные моменты, к сожалению, местные жители не согласны с суммой оценки. Они ожидали большего. С ними ведутся переговоры. У государственных органов не остается выбора, как решать эту проблему в судебном порядке. Надеемся, что придем к обоюдному согласию по сумме, и после этого по решению суда, если сумму нам установят в разумных пределах, которые устраивают жителей, то процесс отселения начнется.

- А какую сумму вы предлагаете местным жителям?

В правовом отношении ГТС не может предлагать или сама устанавливать цену. Правительством КР была образована межведомственная рабочая группа, на основании решения которой осенью прошлого года был проведен тендер по отбору независимого оценщика для определения цены указанных 34-х домовладений. По результатам тендера была нанята независимая компания. Оценщиком каждый дом и строение оценивались по его состоянию, и по результатам оценки общая сумма составила свыше 55 млн сомов за 34 дома. Как я уже отметил, жители не согласны с данной суммой и ими было выражено письменное несогласие.

По пункту пропуска «Торугарт» на китайской границе в Нарынской области также предусмотрены мероприятия по обустройству инфраструктуры. Имеется большой земельный участок под пункт пропуска, который выделен местной государственной администрацией. Будут строиться ангар для установки ИДК, необходимые служебные помещения и стационарные радиационные портальные мониторы, система охраны, контроля доступа, теленаблюдения, укладываться твердое покрытие на территории пункта пропуска.

Пункт пропуска «Иркештам» на границе с Китаем относительно новый, его строила китайская сторона в 2009-200 гг. Будет обустраиваться площадка для устройства ИДК (строительство ангара) и прилегающая территория (устройство подъездных путей), а также стационарные радиационные портальные мониторы, система охраны, контроля доступа.

- Наши пункты пропуска и таможни оснащены всем необходимым специфическим оборудованием?

Как было отмечено, в целом, данный процесс на стадии реализации. При присоединении к ЕАЭС, Кыргызстану был предоставлен переходный этап для завершения работ по оснащению пунктов пропуска всем перечнем специфического оборудования. К 12 августу 2017 года определен контрольный срок для завершения всех мероприятий. Работа в этом направлении ведется. При этом, на данном этапе у нас уже есть современнейшее переносное оборудование, позволяющее обнаружить остаточные следы наркотиков и взрывчатки. Это очень современный, компактный и продвинутый комплекс. Он позволяет определить остаточные следы на одежде человека наркотических, либо взрывчатых веществ, кроме того, анализаторы состава вещества, то есть, если кто-либо везет что-то в закрытой упаковке, то, не вскрывая упаковку, можно просветить этим анализатором и определить состав вещества внутри этого контейнера или коробки.

- Какие страны выделяют гранты именно в ГТС?

Ранее по вопросам наращивания технического потенциала ГТС мы активно сотрудничали с международными донорами в рамках реализации международных программ и страновых проектов, таких как, «Модернизация таможенной службы» Азиатского банка развития, программы Европейского союза, «Вторая линия обороны» Министерства энергетики США, «Экспортный контроль и безопасность границ» Государственного департамента США, программы ОБСЕ, программы БОМКА.

Текущие вопросы сотрудничества с вышеуказанными проектами в основном затрагивают аспекты институционального развития.
На текущем этапе практические вопросы усиления технического потенциала ГТС рассматриваются в грантовой помощи из средств в $200 млн технического содействия Кыргызской Республике со стороны Российской Федерации в процессе евразийской интеграции. Такая помощь предоставляется в виде поставок оборудования, оказания услуг и работ. В марте 2015 года правительствами Кыргызстана и России подписано соответствующее соглашение, которое определяет механизм и этапы оказания технической помощи. Основная часть указанной помощи будет освоена в 2016-2017 годы.

Также на стадии согласования с Казахстаном вопрос оказания Кыргызстану технической помощи в размере $100 млн для адаптации к ЕАЭС. В процессе подготовки проекты международных договоров, состава и сметы предполагаемой технической помощи.

- А на что хотите $100 млн?

- $100 млн это не для таможни. Приоритеты в распределении предполагаемой суммы определяет правительство. В основном предполагается направить необходимые ресурсы на техническое развитие органов сертификации, министерства сельского хозяйства, для оснащения лаборатории пищевой безопасности и т.д. На таможню предполагается направить порядка $5,8 млн. для оснащения техническим средствами контроля 3 пунктов пропуска.

- Как изменились наши отношения с Китаем после вхождения в Таможенный союз?

С Китаем сохранились геополитические отношения, и также сохранились торговые отношения.

В целом, в сравнении с прошлым годом, поступления таможенных платежей при импорте товаров из третьих стран увеличились. В том числе, при импорте товаров из Китая таможенные платежи практически в три раза выросли в сравнении с прошлым годом. Так, при темпе роста импорта в натуральном выражении в 99%, темп роста таможенных платежей составил 292%.

- Расскажите про воздушные пункты пропуска.

Манас и Ош. Манас, конечно, наиболее загруженный пункт пропуска. Из Манаса осуществляется сообщение регулярными рейсами в Китай, с Объединенными Арабскими Эмиратами, с другими странами. В Ошском аэропорту рейсов намного меньше с третьими странами, но намного больше со странами ЕАЭС, то есть в Россию больше рейсов осуществляется, чем из Манаса. Поставки оборудования для этих аэропортов также идут планомерно. В рамках первого этапа, в апреле - мае 2015 года, специфическое оборудование для выявления наркотиков, для досмотра багажа, для определения состава веществ. Компьютерная техника, серверы были закуплены и установлены. Но как говорится, совершенству нет предела, хочется всегда большего.

Что касается Иссык-Кульского аэропорта Тамчы - в условиях ЕАЭС, с точки зрения таможенного контроля, вряд ли будет международным. Он будет, скорее всего, обслуживать рейсы из Алматы и России. В целом вопрос требует проработки с ОАО «МАМ» относительно планов и перспектив развития международных авиасообщений. При необходимости ГТС примет необходимые меры для организации надлежащего таможенного контроля.

- Как часто незаконно провозят товары через наши границы и куда?

Изучение незаконно ввозимых товаров показывает, что в южных регионах оперативная обстановка достаточно сложная. Данное обстоятельство связано с тем, что общая протяженность границ области с Республикой Узбекистан – 384,21 километров, с Республикой Таджикистан – 970 километров, при этом часть границ с Республикой Таджикистан до сих пор не имеют демаркационных инженерных сооружений. Анализ показывает, что товары народного потребления и сельскохозяйственной продукции в больших объемах незаконно ввозятся на территорию ЕАЭС с территории Республики Таджикистан. Принимаемые меры со стороны сотрудников Оперативной таможни «Юг» и ОБК таможни «Баткен» привели к определенным положительным результатам, что подтверждается количеством возбужденных уголовных дел: ОТ «Юг» - 34, таможня «Баткен» - 33. Также, возросло количество товаров и транспортных средств, оформленных в таможенном отношении с 91 ГТД 2014 года до 478 ГТД в 2015 году.

- А какие товары в основном завозятся контрабандой?

Анализ задержанных товаров показывает, что задержанные товары более всего относятся к группе товаров сельскохозяйственного назначения.

- Куда девается задержанный товар?

При задержании незаконно ввозимых товаров, в зависимости от степени тяжести таможенного правонарушения, заводится дело административного производства, либо возбуждается уголовное дело. При этом Уголовный кодекс КР позволяет в случае добровольного возмещения ущерба освобождение лица от уголовной ответственности и возвращения товара собственнику, что дает дополнительное поступление средств в бюджет.

- Когда решится проблема большегрузного транспорта на границе Кыргызстана и Китая на КПП «Торугарт»?

Данная проблема поднимается из года в год, особенно в зимний период года. На КПП «Торугарт» установлены пункты весогабаритного контроля, где взвешивается вес большегрузного транспорта и таможенная служба ведет контроль в рамках законодательства по весогабаритному контролю. В основном при пересечении контроля – нормы общей массы предпринимателями соблюдаются, но есть нарушение в части превышения осевой нагрузки. То есть транспортное средство должна весить 44 тонны максимально, однако могут быть отклонения по нагрузке на переднюю, заднюю и среднюю оси прицепа. Законодательством установлены нормы нагрузки для каждой оси машины. И подразделения весогабаритного контроля министерства транспорта Кыргызской Республики требуют совершенно законно, чтобы наши предприниматели перед загрузкой товаров в Китае соблюдали эти нормы. В тоже время, у предпринимателей есть весомые доводы, особенно в зимнее время. С этими нормами проехать зимние перевалы нашей страны очень проблематично. Если не нагружать заднюю ось, то машина будет проскальзывать и не сможет вытянуть тяжелый прицеп. Этот спор длится уже много лет, и на пункте весогабаритного контроля «Ат-Баши» останавливаются транспортные средства и налагаются штрафы за превышение осевой нагрузки. Естественно, это вызывает недовольство у перевозчиков.

- Какие кардинальные изменения будут внесены в работе таможенной службы?

Прежде всего, есть несколько приоритетов, которые мы должны осуществлять. Прежде всего, это пополнение доходной части бюджета. В этом году наблюдаются риски по поступлению таможенных платежей, связанные со снижением объема импорта товаров государств-членов ЕАЭС из третьих стран. Объем импорта в прошлом году по сравнению с 2014 годом упал на 35,3%. Мы не дополучили в прошлом году из-за этого 1 млрд 678 млн сомов. Я заменил руководителей таможенных органов, которые ответственны за поступления в бюджет на более опытных сотрудников.

Вторая основная задача - продолжить реализацию Дорожной карты.

Третий приоритет – дальнейшее развитие международного таможенного сотрудничества.

Руководство Центрального аппарата и руководителей таможенных органов, назначенных согласно новой структуре в рамках стратегии развития таможенной службы КР на 2011-2013 годы по состоянию на 9 ноября 2011 года.

Руководство ГТС:
1. Председатель таможенной службы - Кулматов Кубанычбек Кенешович
2. Первый заместитель председателя таможенной службы - Малабеков Замирбек Толобаевич
3. Заместитель председателя таможенной службы - Абдивалиев Кадырбек Орунбаевич
4. Заместитель председателя таможенной службы - Кожобеков Асылбек Эсеналиевич

Управления и отделы ГТС:
1. Начальник управления информационных технологий - майор таможенной службы Грискевич Виктор Павлович
2. Начальник управления статистики, анализа и прогнозирования - полковник таможенной службы Ниязалиев Замирбек Узакович
3. Начальник главного управления организации таможенного контроля - подполковник таможенной службы Аскар уулу Мирлан
4. Начальник управления организации таможенных процедур - подполковник таможенной службы Сулайманов Азамат Талапбекович
5. Начальник управления методологии таможенных процедур - Байсеркеев Бактыбек Закирович
6. Начальник отдела развития инфраструктуры и околотаможенных услуг - подполковник таможенной службы Алышбаев Касымбек Кенешович
7. Начальник управления охраны и безопасности - генерал-лейтенант таможенной службы Закиров Кенешбек Асанкулович
8. Начальник управления внутреннего аудита - полковник таможенной службы Боотаев Туркмен Еркимбаевич
9. Начальник управления по работе с персоналом - полковник Таможенной службы Семетеев Кадыржан Эргешович
10. Начальник финансово-экономического управления - Тургунбеков Медер Эрмекович
11. Начальник правового управления - полковник таможенной службы Тоотаев Нурлан Курманалиевич
12. Начальник управления таможенного сотрудничества - майор таможенной службы Алишеров Бакыт Автандилович
13. Начальник управления таможенных правонарушений и посттаможенного контроля - подполковник таможенной службы Омеркулов Арзыгул Шейшенкулович
14. Начальника следственного отдела - подполковник таможенной службы Омуракунов Усен Ырыскельдиевич
15. Начальник управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков - полковник таможенной службы Бейсенов Мухтар Бектурович
16. Начальник информационно-аналитического отдела - подполковник таможенной службы Иргебаева Камиля Джумановна
17. Начальник отдела организации оперативной работы - полковник таможенной службы Чоткараев Кубанычбек Устабаевич

Таможенные органы:

1. Центральная таможня
Начальник таможни - полковник таможенной службы Жунусов Адамкул Орокеевич
Заместитель начальника таможни - полковник таможенной службы Турдубаева Айнура Абдимаматовна
Заместитель начальника таможни - подполковник таможенной службы Боромбаев Чынгызхан Узбекович

2. Западная таможня
Начальник таможни - подполковник таможенной службы Мамбетов Алмаз Анаркулович
Заместитель начальника таможни - майор таможенной службы Абдукаимов Нуркан Жоробекович

3. Железнодорожная таможня «Северная»
Начальник таможни - Айбашев Нурбек Ысыранович
Заместитель начальника таможни - начальник Центра оперативного управления и анализа - Байтакова Марта Калыбаевна

4. Восточная таможня
Начальник таможни - полковник таможенной службы Акелеев Бакыт Мусаевич
Заместитель начальника таможни - начальник Центра оперативного управления и анализа - Мамбетжунушева Элнура Рыскелдиевна

5. Центр обеспечения
Начальник центра - Каримов Куттбек Сапарович
Заместитель начальника - полковник таможенной службы - Капаров Аскарбек Капарович

6. Центр профессиональной и кинологической подготовки
Начальник центра - полковник таможенной службы Абдукадырова Мейилкан Алтынбековна
Заместитель начальника - полковник таможенной службы Мамакеев Кубатбек Нарынбаевич

7. Таможня «Манас»
Начальник таможни - полковник таможенной службы Исаков Женишбек Исакович
Заместитель начальника таможни - полковник таможенной службы Абсатаров Абдукайим Полотович

8. Оперативная таможня по Северному региону
Начальник таможни - Якубахунов Абдурашид Усенович
Заместитель начальника - Исаев Акылбек Турумбетович

9. Оперативная таможня «Юг»
Начальник таможни - Садабаев Майрамбек Мукашевич
Заместитель начальника - Арапбаев Алмаз Абдуллажанович
Начальник Следственного отдела - заместитель начальника таможни - Абдыразакова Гульнара Пазылжановна

10. Ошская таможня
Начальник таможни — Матраимов Райымбек Исмайылович
Заместитель начальника - Мамасадыков Султан Алайбекович
Заместитель начальника - Зулпиев Кубанычбек Рысбаевич
Начальник отдела таможенного контроля - заместитель начальника таможни - Карашев Замирбек Осконович

11. Баткенская таможня
Начальник таможни - Тагаев Нурдин Шамшыбекович
Заместитель начальника - Кубатбеков Руслан Мэлсови
Начальник отдела таможенного контроля, доходов, статистики и анализа - заместитель начальника таможни - Бакиров Пархад Шералиевич

12. Жалал-Абадская таможня
Начальник таможни - Аттокуров Давлят Арзимаматович
Заместитель начальника - Абылов Темиржан Сулайманович
Заместитель начальника - Алымбаев Болот Эсенович

О том, как изменятся принципы работы государственной таможенной службы (ГТС) Кыргызстана после вхождения республики в Таможенный союз, "РГ" рассказал ее председатель Адамкул Жунусов.

Адамкул Орокеевич, как было официально заявлено, 2015 год Кыргызстан встретит в составе Таможенного союза (ТС). Как вхождение страны в интеграционное объединение повлияет на деятельность возглавляемого вами ведомства?

Прежде всего хочу сказать, что именно первого января 2015 года ГТС КР не начнет работать по-другому. Изменения будут происходить поэтапно. Например, мы планируем со временем убрать таможенные посты на кыргызско-казахской границе, так как в них отпадет необходимость, и оптимизировать правила провоза грузов. Однако для того чтобы начать работать по новым правилам, сначала нужно присоединиться к правовой базе Таможенного союза. Вы знаете, что одним из основополагающих соглашений интеграционного объединения является Таможенный кодекс. Его пункты обязательны для выполнения всеми участниками внешнеэкономической деятельности, чтобы создать для них равные условия таможенного оформления и контроля.

Между тем из-за гражданского, налогового и банковского законодательств, действующих в государствах-членах ТС, а также по другим объективным причинам в союзном таможенном законодательстве предусмотрены ссылки на некоторые национальные нормативно-правовые акты. И для того чтобы оптимизировать все правила, мы разработали специальный законопроект "О таможенном регулировании". Он уже прошел все стадии согласования и скоро будет направлен на рассмотрение в парламент.

Какие таможенные процедуры после вступления Кыргызстана в ТС упростят, а какие - ужесточат?

В отношении товаров отечественного производства и происходящих из третьих стран, но разрешенных к свободному обращению на всей территории Таможенного союза, оформление отменят. В целом нормы таможенного администрирования в союзном Таможенном кодексе во многом аналогичны действующему законодательству в Кыргызстане. Отличия несущественны.

Во-первых, есть разница в некоторых терминах. Например, в документах вместо "таможенные режимы Таможенного кодекса (ТК) КР" нужно будет указывать "таможенные процедуры Таможенного кодекса ТС" или "предварительные и иные таможенные процедуры ТК КР" следует заменить на "таможенные операции ТК ТС".

Во- вторых, изменятся сроки оформления, декларирования и согласования товаров с соответствующим таможенным режимом. Времени на эти процедуры уходит значительно меньше. О каких-то ужесточениях, я думаю, говорить пока преждевременно. Особо хочу подчеркнуть, что законодательство Таможенного союза четко следует Киотской конвенции, которая предусматривает гармонизацию всей системы контроля. Принципы Киото считаются наиболее удобными для бизнеса. Эти нормы заложены в ТК ТС и на практике уже показали хорошие результаты. Для экономии времени сейчас во всех региональных таможенных подраз-делениях работает единая информационная автоматизированная система. Она позволяет подавать документы в электронном виде, что существенно упрощает таможенные процедуры для участников внешнеэкономической деятельности. Нашему ведомству переданы функции проведения весогабаритного и ра-диационного контроля. Новое весовое оборудование установлено уже на шести пунктах, еще на 10 функционирует система видеонаблюдения.

Уже конкретно известно, каких импортных товаров коснется изменение таможенных ставок?

По этому вопросу пока идет переговорный процесс с государствами-членами Таможенного союза. Дело в том, что ставки тарифов Кыргызстана и единого таможенного тарифа ТС по некоторым позициям существенно различаются. Вопросами их оптимизации сейчас занимается Министерство экономики. В нем создана специальная рабочая группа, и ее членам предстоит найти оптимальный вариант.

Большое количество товаров в Кыргызстан поступает из Китая, Таджикистана, Узбекистана и Турции. Эти государства не являются членами Таможенного Союза. Как будет осуществляться "растаможка" грузов, импортируемых из этих стран?

В общем порядке, на основании требований союзного Таможенного кодекса. Но опять-таки хочу акцентировать внимание на том, что введение новых ставок будет происходить постепенно и только после того, как будет согласовано законодательство, которое будет действовать внутри единого экономического пространства.

Насколько ужесточится наказание за контрабанду?

Точно сказать затрудняюсь, скажу лишь, что санкции будут значительные. Правительство Кыргызстана уже внесло на рассмотрение в парламент соответствующие поправки в кодекс "Об административной ответственности". К сожалению, как показывает практика, незначительные размеры штрафных санкций, которые действуют на сегодняшний день, не дают ожидаемого результата. Так, например, лица, осуществляющие ввоз транспортных средств, заранее зная о мизерных штрафах в 500 сомов, зачастую откровенно игнорируют существующие процедурные сроки. Это же касается и других видов импорта. В связи с этим правительство вынуждено было пойти на ужесточение санкций.

Адамкул Орокееевич, в первом полугодии 2014-го у ГТС возникли проблемы со сбором платежей. С чем это связано?

Это были прогнозные показатели, а они не всегда совпадают с реальной жизнью. Бывает и так, что мы перевыполняем план. В этом году ситуация с таможенными платежами осложнилась, прежде всего, из-за закрытия границ с Таджикистаном и ужесточения контроля на кыргызско-казахской границе. Эти меры сказались на объеме завозимых грузов.

Не повторится ли это после того, как Кыргызстан войдет в Таможенный союз? Ведь, как уже говорилось, львиная доля импорта к нам поступает из стран, не являющихся членами ТС?

Я уже говорил в начале нашей беседы, что мы планируем убрать таможенные посты на кыргызско-казахской границе. Но в то же время на внешних рубежах страны их, наоборот, модернизируют. Допускаю, что в связи с новыми требованиями поток товаров уменьшится. Это может негативно сказаться на объеме завозимых грузов. Однако прогноз по сбору платежей на 2015 год будет составляться с учетом этой особенности.

Не так давно вы побывали в Москве и встречались с российским коллегой - председателем Федеральной таможенной службы РФ Андреем Бельяниновым. Были ли достигнуты какие-то новые принципиальные договоренности?

Да, поездка оказалась результативной. В частности был подписан протокол об осуществлении таможенного контроля над товарами, следующими в Российскую Федерацию через таможенную территорию Кыргызстана, и обмене данными о его результатах. Кроме того, мы договорились обмениваться информацией. Это сократит количество документов, необходимых для совершения таможенных операций.

Тем временем

До первого января 2015 года парламент Кыргызстана в экстренном порядке рассмотрит все 112 законопроектов, необходимых для вступления республики в Таможенный союз. "Всем известно, что "дорожная карта" по вхождению КР в ТС подписана. Согласно этому документу, правительство и депутаты ведут работу. Кабинет министров внес пакет законопроектов. Первые 13 уже рассмотрены. Следующие два пакета идут следом. Мы надеемся, что сможем вовремя привести законодательство Кыргызстана в соответствие с нормативно-правовой базой Таможенного союза", - заявил спикер парламента Асылбек Жээнбеков.

По его словам, вступление республики в Таможенный союз продиктовано и желанием ее граждан, и реалиями экономики страны.

Россия, Казахстан и Беларусь - это 170-миллионный рынок и почти 45 процентов товарооборота Кыргызстана. Большинство кыргызстанцев, которые не смогли найти работу в КР, сделали это в России, - отметил спикер.

Пресс-служба Россия в Кыргызстане