Зис 6 чертеж. Первые ракетоносцы

Решение о серийном производстве "катюш" в СССР было принято за 12 часов до начала Великой Отечественной войны, 21 июня 1941 года. Только тогда они еще назывались не "катюшами", а установками БМ-13.

Уже через 10 дней, 2 июля 1941 года, первая батарея из семи БМ-13 под командованием капитана И. А. Флерова двинулась на фронт. А еще через два дня обрушила первый залп по фашистам, занявшим станцию Орша.

Командир одного из орудия Валентин Овсов вспоминал: "Земля дрогнула и осветилась". "Эффект единовременного разрыва 112 мин в течение считаных секунд превзошел все ожидания, - записал тогда командующий Западным фронтом маршал А. И. Еременко. - Солдаты противника в панике бросились бежать. Попятились назад и наши солдаты, находившиеся на переднем крае, вблизи разрывов (в целях сохранения тайны никто не был предупрежден об испытаниях)".

После залпа в германском генштабе получили телеграмму с Восточного фронта:

"Русские применили батарею с небывалым числом орудий. Снаряды необычного действия. Войска, обстрелянные русскими, свидетельствуют: огневой налет подобен урагану. Снаряды разрываются одновременно.

Потери в людях значительные".

Уничтожение первых установок

После первых залпов гитлеровская авиация открыла охоту на батарею капитана Флерова, интенсивно бомбила предполагаемые районы ее базирования. Для захвата хотя бы одной "катюши" в наш тыл было заброшено несколько диверсантских групп и объявлено о крупной награде тому, кто добудет секретное оружие русских.

В результате предпринятых нем цами масштабных операций в октябре 1941 года батарея Флерова оказалась в кольце окружения близ смоленской деревни Богатырь. 7 октября был дан залп оставшимися снарядами. После этого установки пришлось взорвать.

Так была перевернута первая страница легендарной батареи "катюш".

Поиски шасси

Смертоносная БМ-13 представляет на деле раму из восьми направляющих рельсов, связанных между собой сварными лонжеронами. С рамы и стартовали, издавая дикие скрежещущие звуки, реактивные мины, каждая по 42,5 кг весом. На раме их крепилось 16 штук. На руках такую установку не потаскаешь. Поэтому вопрос, на чем возить "катюшу", возник сразу же.

Перед войной в СССР выпускали лишь один грузовик - знаменитую полуторку в разных модификациях. Грузовичок ЗИС-5 для "катюши" оказался слабоват, и понятно это стало почти сразу же. Мотор мощностью 73 л.с. мог развивать скорость лишь 60 км/ч, да и то по асфальту, расходуя при этом на каждые 100 км 33 литра бензина. А бороздить фронтовое бездорожье с тяжелой установкой грузовичок не имел сил.

К тому же БМ-13 с ее кузова стреляла только в положении поперек, по-другому не получалось. Поперечное расположение установки при залпе настолько сильно раскачивало машину, что о точности попадания говорить не приходилось.

Поэтому было принято решение об установке реактивного миномета на усовершенствованный трехосный ЗИС-6.

ЗИС не улучшил ситуацию

Интересно, что "полуторок" до наших дней дожило много, их найдешь едва ли не в каждом военном музее и в частных коллекциях, а вот ЗИС-6 - большая редкость.

Экипаж ЗИС-6 состоял из 5-7 человек, а с полным боекомплектом машина весила больше восьми тонн. Трехосный грузовик обеспечивал гораздо большую проходимость. В отличие от двухосного аналога, ЗИС-6 имел усиленную раму, радиатор увеличенного объема и бензобак до 105 л. Автомобиль был снабжен тормозами с вакуумным усилителем и компрессором для накачки шин. Благодаря двум задним ведущим мостам ЗИС-6 уже не так боялся размокших дорог и снежных заносов. Правда, максимальная скорость у него оказалась ниже, чем у ЗИС-5: 55 км/ч - по асфальту и 10 км/ч - по бездорожью. Это неудивительно, ведь двигатель остался прежний - 73 л.с. Расход топлива по шоссе достигал 40 л на 100 км пути, по проселку - до 70.

ЗИС-6 собирали до октября 1941-го, и всего с конвейера их сошло чуть больше 20 тысяч.

"Студебеккер" для русского чуда

В годы войны наибольшее число "катюш" было смонтировано на полноприводных трехосных "студебеккерах". Как бы непатриотично это ни звучало, но именно благодаря мощным и надежным американским грузовикам, наши батареи реактивных установок получили желанную мобильность.

Первые трехосные армейские машины, получившие индекс US-6, сошли с конвейера "Студебеккера" в конце 1941 года. Тогда же и решено было отправлять их в армии союзников, в основном в СССР. В результате к нам было завезено большинство из 197 тысяч выпущенных грузовиков. Поступали они в СССР, в основном, в разобранном виде. Сборку и монтаж реактивных установок осуществляли на эвакуированном заводе ЗИС.

Американцы выпускали с дюжину различных модификаций US-6 - часть из них оснащалась ведущим передним мостом (6х6), часть - обычным (6х4). В Красной Армии предпочитали машины в варианте с колесной формулой 6х6. Их шестицилиндровый карбюраторный двигатель развивал мощность 95 л.с., а максимальная скорость автомобиля с полной нагрузкой достигала 70 км/ч по шоссе.

Во фронтовых условиях "студебеккеры" (или, как их еще называли, "студеры") зарекомендовали себя надежными машинами, на которые вполне можно было грузить до пяти тонн груза при рекомендуемых американским производителем трех.

Так и провоевали до конца войны эта пара: наша "катюша" на американских колесах.

Вооруженные тракторы

история в картинках

Вообще помимо американских грузовиков с 1942 года "катюшу", как очень уважаемую "женщину", возили на любом подходящем транспорте.

Уважаемые коллеги, представляю Вам модель реактивной установки БМ13 «Катюша», на базе автомобиля ЗиС-6 в масштабе 1/35 от фирмы Восточный Экспресс. Модель была собрана в 2014 году.

К сожалению, прототип модели, на базе ЗиС-6, не был найден, точнее сказать те фотографии, что удалось найти, я не смог идентифицировать, надписи на машинах отсутствовали или были неразборчивы.
Всего же, в начальный период войны 1941-1942г.г. на базе шасси ЗиС-6 было выпущено 372 реактивных установки, различных типов, БМ-13-16 (РС 132мм) и БМ-8-36 (РС 82 мм), некоторые из них дослужили до 1945 года.

Многие пусковые установки (ПУ) монтировались на различных транспортных средствах, на гусеничных тягачах, лёгких танках Т-60 и Т-70. А так же и на шасси автомобилей полученных по ленд-лизу, таких как: «Austin К6», «Dodge Т-203В», «Ford-Marmon НН6 », «Bedford OYD», «Chevrolet G-7117», «GMC CCKW-352», «Ford WOT-8 Канадский-Форд», «International К7». Но основная масса ПУ была установлена на шасси «Studebaker US6», в результате чего было решено стандартизировать боевые машины на базе автомобиля «Студебеккер». В апреле 1943 года такую систему приняли на вооружение под индексом БМ-13Н (нормализованная).
К модели был докуплен набор колёс от фирмы « ЗиП - 35056 ».
Сборка модели была интересной, не смотря на не очень хорошие детали модели, их плохую стыкуемость, и полное отсутствие некоторых - например, демультипликатор и центральный тормоз, в наборе отсутствуют. Эти детали пришлось изготавливать.

Доработке так же подверглись:

  1. Поворотные кулаки, а так же рулевые тяги.
    В этих деталях я аккуратно просверлил отверстия, совместив кулак и балку, вставил иглу от шприца, и кулак стал вращаться. Далее сделал таким же образом рулевые тяги, единственное, что добавил так это шплинт, чтобы тяга не соскакивала, это видно на фотографиях. Таким образом, передние колеса на машине поворачиваются и вправо, и влево.
  2. Сделал вращающимися и передние, и задние колёса.
  3. Доработал капот двигателя - сделал рояльные петли, капот открывается и закрывается.
  4. Исправил трубчатую раму на пусковой установке, в модели дана не правильная форма рамы.
  5. Изготовил демультипликатор, и центральный тормоз, по чертежу. Из деталей, оставшихся от других наборов, пилил, вырезал, шпаклевал , вроде получилось.
  6. Была сделана проводка силового кабеля, от Пульта управления запуском ракет, к раме с РС-132.


После сборки модели перешел к покраске. Красил аэрографом , методом градиента.

Краски использовал Tamiya , затем глянцевый лак . Сделал смывку продукцией «MIG » и масляными красками , а так же нанес грязь методом «набрызга» и задул всё это матовым лаком.
Предвещая высказывания некоторых моделистов, что на модели слишком много грязи, сразу оговорюсь, что я так не думаю, то количество загрязнения, что показано, делает модель более реалистичной, учитывая летне-осеннюю распутицу и отсутствие в большинстве своём асфальтовых дорог.





В декабре 1933 года из ворот московского завода имени Сталина вышел не совсем обычный грузовик. Это была трехосная модификация выпускавшегося уже к тому времени автомобиля ЗиС-5. Появилась она простым добавлением третий оси к двухосному грузовику, и отличалась от него лишь незначительными деталями, к которым относятся усиленная рама и радиатор увеличенного объема. Конечно, выросла и грузоподъемность машины - вместо трех тонн для двухоски, она брала уже четыре тонны груза. История появление этой машины на свет довольно проста и абсолютно соответствует советским течениям того времени.

Основой этого трехосного грузовика в начале 30-х был грузовик АМО-3-НАТИ, созданный на базе двухосного грузовика АМО-3, который был результатом освоения советским производством сборки американских машинокомплектов грузовиков Autocar Dispatch SA, скомпонованных из агрегатов различных американских производителей для рынка Южной Америки (отсюда "растут ноги у автомобиля ЗиС-5), поэтому и предсерийный трёхосный грузовик первоначально обозначался как АМО-6, но в серию пошёл следом за ЗИС-5 уже как ЗИС-6.

Что интересно - для выпуска ЗИС-6 в ходе 2-й реконструкции завода пришлось создавать дополнительные производственные мощности, а проще говоря, построить новый цех. Именно этот цех и был остановлен 15 октября 1941 года, когда вышло распоряжение об эвакуации завода. Эта дата и стала конечной датой выпуска шестых ЗиСов - производство их более не восстанавливалось, а жаль... Советские "Катюши" требовали именно такого трехосного шасси (кстати, если где-то вы увидите двухосную "Катюшу", знайте - вас обманывают. Двухосные шасси того времени вес реактивной установки не выдерживали), и трехоски забирали повсюду...

Что же модель? Все наследственные погрешности модели ЗиС-5 полностью перенесены и на ЗиС-6. Видимо, сказывается тот же подход, который был в тридцатые годы у советского автопрома. Но есть в этой модели один нюанс, который хотелось бы разобрать.



Способ крепления запасного колеса... Обратите внимание на приведенную выше фотографию - на ней, кстати, изображен предсерийный АМО-6, еще шестым ЗиСом не ставший. Колесо на модели закреплено в точности так, как на фотографии. Посмотрим теперь второе фото - оно тоже приведено выше. Это серийный ЗиС-6. Запасное колесо расположено горизонтально под кузовом, чего на нашей модели не наблюдается... Просмотрев множество фотографий этого грузовика, могу сказать, что запаска крепится то так, то так. С чем это связано? Не знаю...

Говоря о модели в целом, надо упомянуть один очень важный момент - все ЗиС-6 выпускались с красивым, гнутым крылом, и ломаного крыла, как на ЗиС-5В/ЗиС-50, на этой машине не было! Поэтому наличие такого крыла на любой модели с шасси ЗиС-6 (включая "Катюши") есть не что иное, как фантазии производителя.

Что же до нашей модели? Вполне корректно выглядящий ЗиС-6 (забудем о наследственных болезнях), который с таким же успехом можно назвать и АМО-6 (кому как нравится), выпущенный между декабрем 1933 и 15 октября 1941 года.


Сборка Дизайн Двигатель Трансмиссия Дополнительная коробка передач двухступенчатая. Передаточные числа: 1 передача - 1,53; 2 передача - 1,00. Главная передача ведущих мостов - одинарная червячная, передаточное число - 7,40. Характеристики Массово-габаритные Длина 6060 мм Ширина 2250 мм Высота 2160 мм Клиренс 290 мм Колёсная база 3360+1080 мм Масса 4230 кг в снаряженном состоянии Динамические Максимальная скорость 55 км/ч Другое Грузоподъёмность 4000 кг Объём бака 105 л ЗИС-6 на Викискладе

ЗИС-6 - советский трехосный (6 × 4) 4-тонный грузовик повышенной проходимости с двухскатной ошиновкой задних мостов. Создан на базе массового народнохозяйственного грузовика ЗИС-5 (4 × 2). Вторая по массовости «трёхоска» (после ГАЗ-ААА) в Красной Армии в 30-х и в начальный период Великой Отечественной войны . С декабря 1933 до 15 октября 1941 на Автомобильном заводе имени И. В. Сталина произведено 21 239 ед. ЗИС-6 .

История создания

Прототипом трехосного ЗИСа в начале 30-х был грузовик АМО-3-НАТИ, созданный на базе двухосного грузовика АМО-3, который был результатом освоения советским производством сборки американских машинокомплектов грузовиков Autocar Dispatch SA, скомпонованных из агрегатов различных американских производителей для рынка Южной Америки, поэтому и предсерийный трёхосный грузовик первоначально обозначался как АМО-6, но в серию пошёл следом за ЗИС-5 уже как ЗИС-6. На прототипе опробовались два варианта ведущих мостов на балансирной подвеске: с конической и червячной парами . Для серийного производства была выбрана червячная пара из-за её компактности, но впоследствии выяснилось, что такой тип передачи сложен в производстве и эксплуатации. Трансмиссия была дополнена 2-ступенчатым редуктором. Для выпуска ЗИС-6 в ходе 2-й реконструкции ЗИСа пришлось создавать дополнительные производственные мощности.

Модификации

Характеристики

  • Колёсная формула: 6 × 4
  • Двигатель: ЗИС-5, 6-цилиндровый рядный, рабочий объём - 5560 см³, степень сжатия 4,6, с водяным охлаждением, карбюраторный, мощность - 73 л.с. при 2300 об/мин, максимальный крутящий момент 28,5 кгс·м при 1200 об/мин
  • Диаметр/ход поршня: 101,6/114,3 мм
  • Длина: 6060 мм
  • Ширина: 2235 мм
  • Высота: 2160 мм
  • База: 3360+1080 мм
  • Погрузочная высота платформы: 1200 мм
  • Дорожный просвет (под задними мостами): 275 мм
  • Минимальный радиус поворота по колее переднего наружного колеса, 9 м
  • Снаряженная масса: 4230 кг
  • Грузоподъёмность: 4000 кг (на шоссе), 2500 кг (на грунте)
  • Распределение полной массы на переднюю ось / заднюю тележку: 1670 / 6550 кг
  • Максимальная скорость: 55 км/ч
  • Объём топливного бака: 105 л
  • Контрольный расход топлива: 40 л/100 км
  • Шины: 34x7 дюймов

Исторические факты о ЗИС-6 и о «Катюше»

Летом 1939 года в кузове грузовика ЗИС-6 была смонтирована первая экспериментальная установка реактивного залпового огня МУ-2, а осенью - более мощная М-132. В 1940-м появилась пусковая установка М-13-16, но шасси стандартного ЗИС-5 под неё не годилось - оказалось перетяжелённым и не выдерживало интенсивной стрельбы, кроме того, совершенно неудовлетворительной была проходимость на грунте. Соответственно, первые 5 опытных установок БМ-13-16 были изготовлены на шасси ЗИС-6. На 21 июня 1941 года в Красной Армии имелись 10 экспериментальных установок БМ-13. С началом ВОВ , летом-осенью 1941 года на шасси ЗИС-6 было организовано серийное производство гвардейских миномётов (установка реактивного залпового огня) БМ-13-16 (М-13) впоследствии известных как «катюша ». Под комплектацию гвардейских миномётов М-13 осенью 1941 года автомобили ЗИС-6 пришлось реквизировать (в том числе и с бортовыми платформами и прочими кузовами, которые затем демонтировались) из автопарков различных гражданских организаций и военных частей по специальному мобилизационному предписанию. Из-за приближения фронта к Москве в октябре 1941 года и эвакуации большей части мощностей ЗИСа на восток страны, производство столь необходимого шасси ЗИС-6 было вынужденно свёрнуто - установка БМ-13-16 на шасси ЗИС-6 приказом ГКО снята с производства в ноябре 1941 года. Зимой 1941/42 из автохозяйств были изъяты последние ЗИС-6, которые пошли под установку менее мощных реактивных миномётов М-8-36 и М-8-48. В дальнейшем гвардейские реактивные миномёты «катюша » устанавливали на бронепоезда, гусеничный трактор СТЗ-5-НАТИ и лёгкий танк Т-60 , а с весны 1942 года преимущественно на ввозимые по Ленд-лизу английские и американские полноприводные шасси. Наиболее известным среди них стал Studebaker US6 . Поэтому в настоящее время практически все выставленные в различных музеях «катюши» на шасси ЗИС-6, оснащённые угловатыми крыльями не аутентичны - такие крылья на ЗИС-6 серийно не устанавливались и могли появиться только в результате последующих капремонтов. К тому же оснащавшийся полностью деревянной кабиной и подобными гнутыми крыльями из низкокачественного кровельного железа эрзац-вариант ЗИС-5В выпускался в 1942-1944 гг. только с задними тормозами и единственной фарой, а вторую получил лишь в 1945 году.

Автомобиль выпускался с 1932 г. Нижегородским (позже Горьковский) автозаводом. Он представлял собой лицензионную копию грузовика «Форд-АА» образца 1929 г. До 1934 г. кабина была выполнена из дерева и прессованного картона, а потом заменена металлической с дерматиновой крышей. Кроме ГАЗа, автомобиль выпускался на московском заводе КИМ — (1933-1939 гг.) и Ростовском автосборочном заводе (1939-1941 гг.). Двигатель машины мог также работать на лигроине, керосине и промышленных смазочных маслах. На шасси автомобиля было создано ряд модификаций: радиостанции и радиолокаторы, автомастерские и топливозаправщики, установки ПВО и санитарные автомобили. Всего было выпущено 829,8 тысяч машин, а на 20.06.1941 г. только в Красной Армии числилось 150 тыс. грузовиков. ТТХ машины: длина – 5,3 м; ширина – 2 м; высота – 1,9 м; клиренс – 200 мм; снаряженная масса – 1,8 т; полная масса – 3,3 т; максимальная скорость – 70 км/ч; грузоподъемность – 1,5 т; тип двигателя — «ГАЗ-А» (40 л.с.), позже — «ГАЗ-ММ» (50 л.с.); трансмиссия – 4-ступенчатая механическая коробка передач; расход топлива – 19,5л/100 км; запас хода – 250 км.

Автомобиль «ГАЗ-ММ» представлял собой модернизированный вариант «ГАЗ-АА» без внешних отличий, который выпускался с 1938 г. От предшественника он отличался 50-сильным мотором, усиленной подвеской, новым рулевым управлением и карданным валом. Известна модификация под обозначением «ГАЗ-ММ-В» (ГАЗ-ММ-13) — упрощённый вариант военного времени (1942-1945 гг.). Он имел два типа кабин: образца 1942-1943 гг. с брезентовой крышей и брезентовыми клапанами вместо дверей и образца 1944 года с деревянной облицовкой и дверями. На грузовике 42-го года крылья были выполнены гибкой из низкосортного (кровельного) железа. Глушитель, бампера и передние тормоза отсутствовали. Фара и дворник устанавливалась только со стороны водителя. Платформа оснащалась задним откидываемым бортом. ТТХ машины: длина – 5,3 м; ширина – 2 м; высота – 1,9 м; клиренс – 200 мм; снаряженная масса – 1,8 т; грузоподъемность – 1,5 т; тип двигателя – ГАЗ-М; мощность двигателя – 50 л.с; максимальная скорость – 70 км/ч; расход топлива – 19,5 л/100 км; емкость топливного бака — 40 л.

Автобус выпускался с 1933 г. на базе ГАЗ-АА/ГАЗ-ММ, как модель гражданского назначения. В период войны автомобиль был привлечен для военных целей, в т.ч. использовался и в качестве санитарного. Кузов имел деревянный каркас с деревометаллической обшивкой. Снаружи боковые стенки обивались железным листом толщиной 1 мм. Кузов был 3-дверным: передняя боковая правая дверь, предназначалась для входа и выхода пассажиров и была снабжена контроллером в виде длинного рычага с ручкой, позволявшего водителю открывать и закрывать дверь по мере надобности; передняя боковая левая дверь была водительской, а задняя — запасной. В кузове имелись 9 окон, 6 из которых могли открываться. У автобуса были передний и задний бамперы. Внутри потолок и стены оклеивались дерматином, им же обивались подушки и спинки сидений шофера и пассажиров. Всего было выпущено 18,6 тысяч машин. ТТХ машины: длина – 5,3 м; ширина – 2.1 м; высота – 2,5 м; колесная база – 3,3 м; снаряженная масса – 2,3 т; клиренс – 200 мм; двигатель – 4-цилиндровый, рядный, карбюраторный; мощность двигателя – 50 л.с; максимальная скорость – 65 км/ч; расход топлива – 20,5 л/100 км; вместительность – 17 человек с водителем; трансмиссия – 5 передач (4 – вперед, одна – задний ход); емкость топливного бака — 40 л.

Автомобиль разработан на базе шасси ГАЗ-ММ/ГАЗ-ММ-В и выпускался с 1938 г. с двигателем «ГАЗ-М». Он оснащался удлиненными рессорами и амортизаторами заднего моста, калорифером, работавшим от выхлопных газов, и вентиляционной системой. Помещение для раненых было отделено от кабины водителя перегородкой. В машине можно было перевозить 4 лежачих на носилках и 2 сидячих на откидных сидениях или 2 лежачих и 5 сидячих или 10 сидячих. В начале войны автомобиль получил угловатые крылья, упрощенные кабину и кузов. Вместо двух фар, оснащался лишь одной. Всего до окончания войны было выпущено более 9130 машин. ТТХ машины: длина – 5,4 м; ширина – 2 м; высота – 2,3 м; клиренс – 200 мм; колесная база – 3,3 м; снаряженная масса — 2.4 т; двигатель — 4-цилиндровый карбюраторный; мощность двигателя — 50 л.с. трансмиссия – 4-скоросная коробка передач; максимальная скорость — 70 км/ч.

Машина выпускалась с 1932 г. и предназначалась для запуска двигателей легких винтовых самолетов. Запуск осуществлялся путем захвата пропеллера самолета и прокручивания коленчатого вала авиамотора через трубчатую конструкцию с двумя приводными валами. За кабиной устанавливалась вертикальная тумба с растяжками и валом, получавшим вращение от раздаточной коробки автомобиля. ТТХ машины: число оборотов стартера – 1110-1300 об/м; высота хобота по горизонтали – 2,9 м.

Автомобиль выпускался в 1934-1943 гг. и представлял собой трёхосную модификацию двухосного грузовика ГАЗ-АА/ГАЗ-ММ, где задний ведущий мост заменялся двухосной тележкой с балансирной подвеской мостов на 4 продольных полуэллиптических рессорах, червячными главными передачами и 2-ступенчатым понижающим редуктором в трансмиссии. До 1937 г. устанавливался двигатель «ГАЗ-АА», после — «ГАЗ-ММ». Автомобиль предназначался для перевозки войск и грузов. Кроме того, на его базе серийно выпускались: штабной автобус «ГАЗ-05-193»; бронеавтомобили «БА-6», «БА-10А», «БА-10М», «БА-27М», «БАИ-М» и «БАИ-3М»; реактивный миномет «БМ-8-48» (Катюша); боевая химическая машина «БХМ-1»; «СУ-12» — самоходная установка с 76,2-мм пушкой; «ЗСУ 61-К» — 37-мм автоматическая зенитная пушка; прожекторная зенитная установка «ПО-15-8»; РЛС обнаружения воздушных целей «РУС-2» (Редут) и «РУС-2с» (Пегматит); бензозаправщики и ремонтные мастерские «ПАРМ». Всего было выпущено 37,4 тысячи машин.

ТТХ машины: длина – 5,3 м; ширина и высота – 2 м; клиренс – 230 мм; снаряженная масса – 2,5 т; колесная формула – 6х4; максимальная скорость – 60/65 км/ч; грузоподъемность – 1,5-2 т; двигатель – 4-цилиндровый, рядный, карбюраторный; мощность двигателя «ГАЗ-А» — 40 л.с, «ГАЗ-ММ» – 50 л.с; трансмиссия – 10 передач (8 вперед, 2 – заднего хода); емкость топливного бака – 45 л, дополнительного – 60 л; расход топлива – 25 л/100 км; запас хода – 100 км; количество мест в кабине – 2.

Автобус создан на базе трёхосного шасси грузовика «ГАЗ-ААА» и кузова 17-местного автобуса «ГАЗ-03-30». Он выпускался в 1941-1945 гг. В конце 1941 г. машина получила упрощённые крылья и только одну фару. Бампера также были упразднены. Салон машины был оснащен системой отопления (калорифером) и комплектовался двумя запасными колесами. В кузове по бортам были установлены две четырехместные скамейки, посередине стол, по углам кузова тумбы для хранения бумаг и карт. Всего было выпущено около 2 тысяч машин. ТТХ автобуса: длина – 5,3 м; ширина – 2,1 м; высота – 2,6 м; клиренс – 230 мм; снаряженная масса – 3,1 т; максимальная скорость – 65 км/ч; двигатель – 4-цилиндровый, карбюраторный, «ГАЗ-М»; мощность – 50 л.с.; колесная формула – 6х4; трансмиссия – 5 скоростей (4 вперед и одна задний ход); максимальная скорость – 65 км/ч; запас хода – 150 км; вместимость – 9 человек.

Автомобиль выпускался в 1938-1940 гг. Основу движителя составляла резиновая гусеница шириной 390 мм. Передача к переднему и заднему ведущим каткам каждого борта осуществлялась от заднего ведущего моста двумя цепями. Машина применялась для доставки грузов и личного состава, буксировки легких пушек и установки зенитных пулеметов. Всего было выпущено 1134 машины. ТТХ машины: длина – 5,3 м; ширина – 2,4 м; высота – 2,1 м; снаряженная масса – 3,4 т; полная масса – 4,7 т; клиренс – 200 мм; грузоподъемность – 1,2 т; двигатель – 4-цилиндровый ГАЗ-М; мощность двигателя — 50 л. с; трансмиссия — 5 передач (4 – вперед, одна – задний ход); максимальная скорость – 35 км/ч; емкость топливного бака – 40 и 60 л; расход топлива – 57 л/100 км; количество мест в кабине – 2.

«ГАЗ-65» представлял собой полугусеничный грузовой автомобиль на основе «ГАЗ-ММ». Между сдвоенными задними колесами фиксировано устанавливалась цепная шестерня, от которой цепью вращение передавалось подвешенной сзади под рамой ведущей звездочке. Она соединялась с мелко-звенчатой металлической гусеницей. На бездорожье применялся гусеничный ход, а по дороге автомобиль передвигался на колесах — гусеница снималась, и каретка гусеничного хода фиксировалась в поднятом положении. Всего было выпущено 1801 машину, из них 8 машин было принято в РККА, 24 забрали военные строители, 10 штук досталось НКВД, остальные были забракованы, разукомплектованы и поставлены в армию как обычные «ГАЗ-ММ».

Машина выпускалась с 1939 г. на базе «ГАЗ-АА» или «ГАЗ-ММ». В качестве топлива мог использоваться как генераторный газ, так и бензин, для размещения которого автомобиль был снабжён топливным баком, ёмкостью 40 литров. Для компенсации потери мощности было увеличено передаточное число главной передачи с 6,6 до 7,5, а также увеличена степень сжатия в двигателе с 4,6 до 6,2. Известна газогенераторная версия машины на угле под обозначением «ГАЗ-43». Всего было выпущено 33,8 тысячи машин. ТТХ машины: длина – 5,3 м; ширина – 2 м; высота – 1,9 м; клиренс – 200 мм; снаряженная масса – 1,8 т; максимальная скорость – 50 км/ч; грузоподъемность – 1,2 т; мощность двигателя – 35 — 38 л.с; расход деревянных чурок – 50-55 кг/100 км; время запуска газогенератора — 5 — 10 минут, масса установки 400 кг; запас чурок – 150 — 200 кг.

«ГАЗ-44» серийный автомобиль, работавший на газовом топливе выпускался в 1939 г. Машина базировалась на модели «ГАЗ-ММ». Запас природного газа, сжатого до 200 атмосфер, хранился в шести баллонах массой 65 кг каждый. Они располагались под грузовой платформой. ТТХ машины: длина — 5,3 м; ширина – 2 м; высота – 1,9 м; клиренс – 200 мм; снаряженная масса – 2,2 т; тип двигателя – 4-цилиндровый; мощность двигателя – 42 л.с; грузоподъемность – 1,1 т; масса баллонов и газовой аппаратуры – 420 кг; максимальная скорость- 65 км/ч; запас хода — до 300 км; расход топлива — 20 м³ метана/100 км.

Автомобиль выпускался с 1933 г. на платформе «АМО-3» заводами «ЗиС», «УльЗиС» и «УралЗиС». Модификация «ЗИС-5» выпускалась в 1933-1941 гг. Конструкция машины выполнена на лонжеронной раме, кабина — прямоугольная, деревянная, обитая жестью. Автомобиль не комплектовался бамперами за исключением экспортных моделей. На машину устанавливались стандартные универсальные платформы «ЗиС-5А» или с высокими бортами «ЗиС-5У». Грузовик экспортировался в Афганистан, Ирак, Иран, Испанию, Китай, Латвию, Литву, Монголию, Румынию, Турцию и Эстонию. На базе «ЗиС-5» выпускалось 19 модификаций машин. Всего было выпущено 571,2 тысячи машин, в т.ч. за годы войны – 325 тысяч. ТТХ автомобиля: длина – 6 м; ширина – 2,2 м; высота – 2,1 м; клиренс – 250 мм; колесная база – 3,8/4,4 м; колесная формула – 4х2; снаряженная масса – 3,1 т, полная – 6,1 т; компоновка – переднемоторная, заднеприводная, тип двигателя – 6-цилиндровый, карбюраторный ЗиС-5; мощность двигателя – 73 — 85 л.с; трансмиссия – 4-ступенчатая коробка передач; грузоподъемность – 3 т; максимальная скорость – 60 км/ч; объем бака – 60 л; запас хода – 205 км; расход топлива – 34 л/100 км; масса буксируемого груза – 3,5 т; количество мест в кабине – 2.

Грузовик «ЗиС-5В» являлся военной, упрощенной версией «ЗиС-5» и выпускался с 1942 г. на заводах: «ЗиС» (выпущено в годы войны 66,9 тыс.), «УльЗиС» (10,4 тыс.) и «УралЗиС» (8,5 тыс.). Автомобиль был легче на 124 кг от прототипа, имел кабину из фанеры и дерева (вагонки). Доски обшивки крепились гвоздями. Крыша кабины изготавливалась из деревянных реек, поверх которых натягивался дерматин. Он комплектовался крыльями, изготовленными простой гибкой из листового проката. Тормоза устанавливались только на задних колесах, откидным был лишь задний борт, а фара оставалась одной с левой стороны. К концу войны комплектация частично была восстановлена.

Автомобиль являлся вариантом «ЗиС -5» и предназначался для установки 12,7-мм пулемета «ДШК» или 7,62-мм установка «4-М», для чего в кузове монтировалась специальная турель. Всего изготовлено более 12 тысяч машин. Боевой расчет составлял 3 человека. Масса установки – 460 кг, высота – 2,3 м.

Трехосный автомобиль создан на базе «ЗиС-5» и выпускался в 1933-1941 гг. Он имел двухскатную ошиновку задних мостов, вакуумный усилитель в механическом приводе тормозов. В 1941 г. на его шасси устанавливали реактивные минометы «БМ-13» и «БМ-8» (Катюша), собирались автобусы ЗиС-6 «Люкс», выпускался бронеавтомобиль «БА-11», радиолокатор «РУС-2», фургон-радиостанция, передвижная электростанция «АЭС-4», зенитный прожектор «ПО-15-8», звукоулавливатель «ЗТ-5», автокран «АК-3». Всего было выпущено 21,2 тысячи машин. ТТХ машины: длина – 6,1 м; ширина – 2,3 м; высота – 2,2 м; клиренс под задним мостом – 275 мм, под передним – 295 мм; колесная база – 3,4 м; снаряженная масса – 4,2 т, полная масса – 8,2 т; грузоподъемность – 4 т; колесная формула – 6х4; максимальная скорость – 55 км/ч; тип двигателя – 6-цилиндровый, рядный, карбюраторный, жидкостного охлаждения; мощность двигателя – 73 л.с.; трансмиссия – 15 передач (9 вперед, 6 заднего хода); объем бака – 105 л; расход топлива – 40л/100 км; запас хода – 260 км; количество мест в кузове – 25.

Автобус выпускался на удлинённом шасси «ЗИС-11» в 1934-1936 гг. Автобус также поставлялся в Турцию. Всего было выпущено 547 машин. ТТХ машины: длина – 7 м; ширина – 2,3 м; высота – 2,8 м; колесная база – 4,4 м; колесная формула – 4х2; снаряженная масса – 4,2 т, полная – 6,1 т; тип двигателя — 6-цилиндровый, карбюраторный; мощность двигателя – 73 л.с; максимальная скорость – 60 км/ч; емкость топливного бака – 105 л; количество пассажиров — 29 человек.

Автомобиль был построен на базе удлинённого шасси «ЗиС-5» в 1934-1941 гг. Шасси машины использовалось также для производства санитарного автобуса и пожарных автомобилей «ПМЗ-1» и «ПМЗ-2». Всего было выпущено 3 тысячи машин. ТТХ машины: колесная формула – 4х2; колесная база – 4,4 м; грузоподъемность – 3,5 т.

Автомобиль «ЗиС-12», являясь длиннобазовой модификацией «ЗиС-5» использовался в качестве низкобортной платформы для зенитных орудий, оборудования электростанций, прожекторов и звукоулавливающих установок. Всего за 1934-1941 гг. было выпущено 4223 машины. ТТХ машины: длина – 7,4 м; колесная база – 4,4 м; грузоподъемность – 3,5 т.

Автомобиль выпускался в 1936-1939 гг. на базе удлиненного шасси «ЗиС-11» и работал на деревянных чурках. Всего было выпущено 2,6 тысячи машин. ТТХ машины: длина – 6,7 м; ширина – 2,2 м; высота – 2,2 м; снаряженная масса – 3,7 т; колесная формула – 4х2; колесная база – 4,4 м; мощность двигателя – 48 л.с; грузоподъемность – 2,5 т; расход топлива – 80 — 85 кг древесных чурок на 100 км; запас хода – 90 км; максимальная скорость – 45 км/ч.

«ЗиС-14» -удлиненный бортовой грузовик с пониженным низкобортным кузовом выпускался с 1936-1941 гг. и конструктивно был аналогичен «ЗиС-12». Главным его отличием был увеличенный клиренс на 25 мм за счет использования шин от автобуса «ЗиС-16». Для повышения прочности грузовой платформы ее боковые борта оснащались тремя вертикальными усилителями из стальных уголков. На шасси автомобиля монтировались в основном спаренные 25-мм зенитные установки и прожектора. Всего было выпущено 821 машину.

Автобус капотной компоновки был построен на удлиненном шасси «ЗИС-5» и выпускался в 1938-1941 гг. Он имел деревянный кузов с металлической обшивкой. Всего было выпущено 3,3 тысячи машин. ТТХ автобуса: длина – 8,5 м; ширина – 2,4 м; высота – 2,8 м; колесная база – 5 м; снаряженная масса – 5,1 т, полная – 7,1 т; тип двигателя – 6-цилиндровый, карбюраторный; мощность двигателя – 85 л.с; трансмиссия – 4-ступенчатая коробка передач; максимальная скорость – 65 км/ч; расход топлива – 37 л/100 км; общая пассажировместимость — 34 чел.

Санитарный автобус капотной компоновки с использованием задней части кузова «ЗиС-16» и кабины «ЗиС-5» выпускался в 1939-1941 г. для нужд армии. Вместимость 10 человек на носилках и 10 сидячих мест. Автобусы ЗиС-16С первого выпуска имели полностью прозрачные окна, боковые обтекатели (крышки) задних колеса, на боковых окнах и передних окошках был нарисован красный крест. С увеличением выпуска автобусов и началом военных действий все эти детали убрали. Стекла были матовыми, а боковые обтекатели задних колес просто убрали для упрощения. Всего было выпущено 662 автобуса. ТТХ машины: длина – 8,5 м; ширина – 2,4 м; высота – 2,8 м; колесная формула – 4х2; снаряженная масса – 5 т; тип двигателя – 6-цилиндровый, карбюраторный; мощность двигателя – 85 л.с; максимальная скорость — 65 км/ч; запас хода – 365 км.

«ЗиС-21» — газогенераторная модификация на шасси «ЗиС-5» с газогенератором «НАТИ-Г-14», работавшем на древесных чурках, выпускалась в 1939-1941 гг. Для облегчения запуска двигателя и маневрирования в гараже, автомобиль оснащался бензобаком объемом 7,5 л. Всего было выпущено 15,4 тысячи машин. ТТХ машины: длина – 6,1 м; ширина и высота – 2,2 м; клиренс – 250 мм; колесная формула – 4х2; колёсная база – 3,8 мм; снаряженная масса – 3,1 т; мощность двигателя — 45 л.с.; трансмиссия – 4-ступенчатая коробка передач; грузоподъёмность — 2,4 т; масса установки – 440 кг; вес чурок в бункере – 80 кг.

Грузовик выпускался на базе «ЗиС-5» в 1939-1940 гг. Вместо задних ведущих колес устанавливались два коротких гусеничных движителя с резинокордными лентами. Она широко применялась в советско-финской войне в качестве штабной машины. В 1941 г. была проведена модернизация машины, вследствие чего она получила обозначение «ЗиС-22М». Гусеничные движители получили ведущее зубчатое колесо, сдвоенные резинокордные ленты, 85-сильный двигатель от «ЗиС-16». Машину предполагалось использовалась в качестве артиллерийского тягача, однако в серию она не пошла и стала основой для создания «ЗиС-42». Всего было выпущено 200 машин. ТТХ машины: грузоподъемность на дорогах – 2,5 т, на бездорожье – 1,8 т; длина – 6 м; ширина – 2,4 м; высота – 2, 2 м; снаряженная масса – 4,7 т, полная масса – 6,9 т; расход топлива – 60л/100 км.

Автомобиль являлся газобаллонной модификацией на шасси «ЗиС-5», работавшей на метане, коксовом и синтез-газе, а также бензине. 8 баллонов с газом размещались под платформой автомобиля и весили 550 кг. В 1940-1941 гг. была выпущена партия из 43 машин. ТТХ машины: грузоподъемность — 2,5 т, мощность двигателя — 73 л.с,; запас хода – 150 — 300 км.

Грузовик выпускался в 1940-1941 гг. с максимально унифицированными узлами с «ЗиС-5». Он имел неразъемную литую балку переднего моста с шарнирами «Рцеппа». Грузовик имел дополнительный 55-литровый топливный бак под грузовой платформой. На части грузовиков был установлен двигатель от автобуса «ЗиС-16», мощностью 85 — 88 л.с. и радиатор от «ЗиС-6». Автомобиль использовался для грузовых перевозок, в качестве артиллерийского тягача и для размещения на платформах зенитных орудий. Всего было выпущено 197 машин. ТТХ машины: длина – 6 м; ширина – 2,2 м; высота – 2,3 м; колесная база – 3,8 м; клиренс – 260 мм; колесная формула – 4х4; снаряженная масса – 3,7 т, полная – 6,6 т; грузоподъемность – 2,5-3 т; тип двигателя – 6-цилиндровый, карбюраторный; мощность двигателя – 73 л.с; трансмиссия – 4-ступенчатая коробка передач с 2-ступенчатой раздаточной; максимальная скорость – 60 км/ч; расход топлива – 38 л/100 км; объем топливных баков – 115 л; запас хода – 330 км.

В начале 1940 г. на базе «ЗиС-5» выпускался автомобиль с упрощенным гусеничным движителем «ЗиС-33» в котором роль опорного катка играли задние колеса. Навеска крепилась к раме, а между задними колесами крепилась шестерня, надетая на которую цепь передавалась на ведущую звездочку, подвешенную под рамой автомобиля. Звездочка была соединена с гусеницей при помощи цевочного зацепления. Всего выпущено 4,5 тысяч машин. ТТХ машины: масса движителя – 1,3 т; максимальная скорость – 35 км/ч; мощность двигателя – 73 л.с; трансмиссия – 4 передачи; расход топлива – 70 — 200 л/100 км; запас хода – 50 — 60 км.

«ЗиС-35» являлся результатом модернизации «ЗиС-33» и выпускался с весны 1940 г. От предшественника он отличался установкой в задней части рамы дополнительного автомобильного моста с ведущими звездочками, крутящий момент на который подавался коротким карданным валом от проходного заднего моста со специальным редуктором отбора мощности. Автомобиль снабжался увеличенным радиатором охлаждения от ЗиС-6 и дополнительным 80-литровым топливным баком. Известны варианты автомобиля «ЗиС-35ШТ» (со штампованной гусеничной лентой с резиновыми башмаками) и «ЗиС-35ЛТ» (с литой лентой из специальной стали). Всего было выпущено около 800 машин. В крупносерийное производство автомобиль не был принят.

Грузовик выпускался на базе «ЗиС-22М» в 1942-1944 гг. Гусеничный движитель был оборудован рамой тележки с литой опорной ступицей и штампованными стальными боковинами. На передние колеса могли устанавливаться стальные коробчатые лыжи длиной 1,1 м и шириной 410 мм. Всего было выпущено 2,9 тысяч машин. Грузовик использовался для буксировки орудий калибром от 65 до 122 мм. ТТХ машины: длина – 6 м; ширина – 2,4 м; высота – 2,2 м; клиренс переднего моста – 318 мм, заднего – 375 мм; снаряженная масса – 5,3 т, полная – 7,5 т; грузоподъемность – 2,2 т; масса прицепа – 2,7 т; двигатель – карбюраторный ЗиС-5, мощность двигателя – 73 — 84 л.с; емкость бака — 180 л, с дополнительными – 300 л; расход топлива – 47 — 90 л/100 км; запас хода – 390 км; максимальная скорость – 10/33 км; количество мест в кабине – 2, в кузове – 14.

Модернизированный грузовик выпускался с 1944 г. Радиатор и фары прикрывались решёткой для защиты от повреждений. Всего выпущено 3505 машин. ТТХ машины: снаряженная масса – 5,5 т; клиренс под задним мостом – 390 мм; двигатель – ЗиС-5М; мощность двигателя – 77 л.с; максимальная скорость – 10-42 км/ч; количество мест в кабине – 2, в кузове – 24.

Автобус изготовлен на шасси ЗиС-5В с отдельным деревянным кузовом-фургоном. Он выпускался с 1942 г. Всего было выпущено 517 машин. Автобус снабжался упрощенным прямоугольным деревянным кузовом многоцелевого применения с одной боковой, двумя задними дверями и крышей, оклеенной крашеным брезентом. Автомобиль служил для перевозки 4 больных на носилках или 18 сидячих.

Автомастерская выпускалась с 1939 г. и предназначалась для ремонта и обслуживания инженерной техники. В ее комплектацию входил: электрогенератор с бензиновым двигателем, размещенным в одноосном прицепе, станочное, сварочное и слесарное оборудование.

Автомастерской оснащались авиационные полки и дивизии. При схожей конструкции с ПАРМ-1Б она служила для проведения среднего и крупного ремонта авиационной техники и отличалась специфическим набором оборудования и инструмента.

Автомобиль выпускался на Ярославском государственном автозаводе с 1936 г. на базе «ЯГ-4». Он имел деревянный кузов с откидными бортами. Всего было выпущено 8,1 тысячи машин. ТТХ машины: длина – 6,5 м; ширина – 2,5 м; высота – 2,6 м; клиренс – 300 мм; колесная база – 4,2 м; снаряженная масса – 4,7 т; колесная формула – 4х2; тип двигателя – 6-цилиндровый, карбюраторный; мощность двигателя – 73 л.с; грузоподъемность – 5 т; трансмиссия – 4-ступенчатая коробка передач. максимальная скорость – 42 км/ч; расход топлива – 43,5 л/100 км; емкость топливного бака – 177 л; запас хода – 440 км.

Трехосный грузовик выпускался мелкими сериями Ярославским заводом в 1932-1940 гг. на базе «ЯГ-5». Они применялись для перевозки легких танков, артиллерийских орудий. На их шасси монтировались фургоны различного назначения и цистерны, а также артиллерийские орудия. Всего было выпущено 333 машин. ТТХ машины: длина – 7 м; ширина – 2,3 м; высота – 2,6 м; колесная база – 3,6 м; клиренс – 275 мм; снаряженная масса – 5,4 т, полная – 14,8 т; колесная формула – 6х4; тип двигателя – 6-тицилиндровый, карбюраторный; мощность двигателя – 93,5 л.с; максимальная скорость – 42 км/ч; грузоподъемность – 8 т; объем топливного бака – 177 л; расход топлива – 45 л/100 км; запас хода – 275 км; число мест в кабине – 3.