ЗАЗ: самые необычные «Запорожцы. Опытный образец с прицепом

Это известная марка автомобилей от Запорожского автомобильного завода, который находится на Украине. И за всю немалую историю этого предприятия было разработано и выпущено множество различных моделей легковых автомобилей. Но были среди них и такие автомобили, которые так и не вышли в свет в серийном варианте. Речь идет об опытных разработках инженеров Запорожского автомобильного завода. Как правило, такие опытные экземпляры выпускались с конвейера в единичном экземпляре или в количестве нескольких штук.

Одним из таких автомобилей является модель ЗАЗ-1305, которая представляет собой опытный пикап, оснащенный прицепом. Авто так и не выло в массы, но зато на его базе чуть позже завод разработал и выпустил в серийное производство другой пикап - ЗАЗ-11055 «Pick-Up». Об этих моделях и пойдет речь далее.

Опытный образец с прицепом

ЗАЗ-1305 - это автомобиль, который разработчики Запорожского автомобильного завода создали не как серийную единицу, а как именно опытный автомобиль. Эта модель была разработана и выпущена еще в 1990 году, а в качестве основы для этой модели был взят автомобиль «Таврия». Разработчики по сравнению с базовым автомобилем предоставили новинке более увеличенную колесную базу. Так, ее размер составлял уже целых 127 миллиметров.

Помимо этого, опытный пикап с прицепом, которому присвоили индекс модели ЗАЗ-1305, получил такую же подвеску, как и у самой «Таврии» - зависимую. Именно такая подвеска дала возможность опытному пикапу с прицепом перевозить за один раз груза весом более центнера, что являлось очень даже неплохой характеристикой, учитывая тот факт, что это легковой автомобиль для того и был создан, чтобы перевозить груз, пусть и небольшой.

ЗАЗ-1305 - это тот опытный автомобиль, который был выпущен Запорожским автомобильным заводом всего в единственном экземпляре. Его использовали только для демонстраций перед публикой. Итак, опытный и единственный в своем роде пикап с прицепом имел более упрощенные боковые панели, которые входили в конструкцию грузового отсека. Помимо этого, разработчики модели в дополнении к уже имеющемуся грузовому отсеку пикапа добавили прицеп, который так же получил более простые кузовные панели.

В то время разработчики создали целых два варианта надстройки над грузовым отсеком. Так, один из вариантов предполагал выполнение надстройки из стеклопластика, что в те времена в автомобилестроении было новым решением. Второй же вариант подразумевал производство надстройки грузового отсека из металла. Один из вариантов имел большую грузовую дверь, которая имела возможность открываться вверх, а другой был грузопассажирским вариантом.

К сожалению, как уже было сказано выше, эта модель опытного пикапа с прицепом в серийное производство так и не вошла. Но, исходя из опыта разработки этой модели, украинские инженеры разработали позже другой пикап, который получил название ЗАЗ-11055.

Продолжение истории...

Ей стал новый пикап с другими возможностями - ЗАЗ-11055 «Pick-Up». Он получил грузовую платформу, которая при желании владельца еще и по желанию владельца могла иметь как мягкий тент, так и надстройку над грузовым отсеком, выполненную из специального пластика. Создатели здесь позаботились о водителе, а точнее, о салоне автомобиля, изолировав его перегородкой со стеклом от грузового отсека.

ЗАЗ-11055 в серийном варианте стал выпускаться с 1993 года. На рынок поставлялись модификации авто с двумя типами двигателей: один имел объем 1,1 литр, а другой - 1,3 литра. С начала производства силовые агрегаты имели карбюраторы, а чуть позже в производство вошли инжекторы.

1993 ЗАЗ-968МП – заводской пикап, один из 2500

ЗАЗ-968 «Запорожец» («ушастый», «чебурашка» (ЗАЗ-968, ЗАЗ-968А), «мыльница») - советский автомобиль I группы малого класса, выпускавшийсяЗапорожским автомобильным заводом. Производился с 1972 по 1994 годы.

В течение 1990-1992 годов выпускалась необычная модификация базового ЗАЗ-968М – пикап ЗАЗ-968МП.


Сразу следует отметить, что пикапы аналогичной конструкции производились ЗАЗом, как и любым автозаводом, всегда для своих внутризаводских нужд (характерный пример – ЗАЗ-965П). Однако же попавший в серию ЗАЗ-968МП – не что иное, как попытка завода предложить рынку в начале 90-ых годов ХХ века в качестве развозной машины свой внутризаводской пмкап.


По сути, ЗАЗ-968МП делался по стапельно-обходной технологии – у выбракованного или даже кондиционного (в зависимости от величины спроса на пикапы в конкретный период) кузова ЗАЗ-968М отрезалась задняя часть кабины и за передними сидениями приваривалась задняя стенка с окном. Заднее сиденье не ставилось, образовавшаяся ниша и являлась грузовым отсеком. Чтобы не допустить чрезмерной потери жесткости кузова, верх грузового отсека по усиливался путем приваривания П-образной круглой трубы, а поверх стандартного пола по периметру грузового отсека приваривался уголковый профиль, который в свою очередь служил основанием для грузового пола из 10-мм фанеры.

Подготовленный таким образом кузов возвращался на конвейер и обычным путем шел на окраску и последующую сборку. Из оригинальных деталей использовался, пожалуй, лишь тент, укрепляемый по верху грузового отсека поверх его бортов. Пикап имел небольшую грузоподъемность и был неудобен – не было ни откидных бортов, ни дверей.


Сложно сказать, были ли какие-то определенные предпочтения у автозавода в плане окраске этих пикапов, но большая часть машин из числа лично встреченных автором была окрашена в белый цвет и лишь одна машина была светло-голубого цвета. По некоторым данным всего было выпущено около 2500 пикапов ЗАЗ-968МП.


Кроме того, автору приходилось встречать упоминания о еще одной серийной модификации пикапа – ЗАЗ-968МВ. Ее отличия от ЗАЗ-968МП заключались в установке заводом трубчатой багажной полки на крышке капота (полка была рассчитанна на 50 кг груза) и наличии тента с пологом из прорезиненного брезента, натягивавшемся на разборный трубчатый каркас.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ МОДИФИКАЦИИ ЗАЗ-968 И ЗАЗ-968А

  • ЗАЗ-968Б и ЗАЗ-968АБ - для инвалидов, у которых повреждены или ампутированы обе ноги, но здоровые руки;
  • ЗАЗ-968Б2 и ЗАЗ-968АБ2 - для инвалидов, у которых повреждена правая нога, но здоровые руки.
  • ЗАЗ-968АБ4 - для инвалидов, у которых повреждена левая нога, но здоровые руки;
  • ЗАЗ-968Р - для инвалидов, имеющих здоровые одну руку и одну ногу;
  • ЗАЗ-968АП - пикап, использовавшийся для внутризаводского транспорта.

ЗАЗ-968Б и ЗАЗ-968Р имеют автоматическое электромагнитное сцепление. ЗАЗ-968Р, ЗАЗ-968Б и ЗАЗ-968Б2 имеют двигатель 887 куб. см./27 л. с. и по примерному числу лошадиных сил получили народное название «тридцатка», в отличие от «сороковок», к которым относили модификации с мощностью двигателя 40 л. с.


СПЕЦИАЛЬНЫЕ МОДИФИКАЦИИ ЗАЗ-968М

  • ЗАЗ-968МР - для людей с одной повреждённой рукой и одной ногой;
  • ЗАЗ-968МП - пикап, использовавшийся для внутризаводского транспорта;
  • 3A3-968МБ - для инвалидов, у которых повреждены или ампутированы обе ноги;
  • ЗАЗ-968МД - для инвалидов, у которых повреждена одна нога
  • ЗАЗ-968МГ - для инвалидов, у которых повреждена одна нога - единственная модификация ЗАЗ-968М с двигателем мощностью 27 л. с., других указанных производителем отличий от ЗАЗ-968МД нет.

1961 год, грузовик ЗАЗ-970. Создан на основе ЗАЗ-966. Рабочие на заводе прозвали его «Точило» — за запоминающуюся круглую форму передка. К сожалению, в серийное производство так и не поступил.


1963 год, пикап ЗАЗ-965П. Машина разработана на базе ЗАЗ-965А в качестве внутризаводского автомобиля. Мини-пикапы использовались для перемещения комплектующих из одного цеха в другой. А фермерам бы понравилось!


1962 год, микроавтобус ЗАЗ-970Б. Шестиместная машина из опытного семейства 970-х. Кроме пассажиров, мог перевозить и грузы массой до 350 кг. Двигатель «минивэна» горбом выдавался в салон, отчего два сиденья третьего ряда были раздельными.


1979 год, проект «Такси». В конце 70-х на ЗАЗ был объявлен внутризаводской конкурс на лучший автомобиль типа «Такси». Один из призёров — проект на агрегатах «Таврии», длиной в 3,5 метра и с кабиной водителя над левым передним колесом. Правда, образец остался только в виде макета.


1965 год, ЗАЗ-967. Прототип транспортёра переднего края на основе НАМИ-032М. В комплектацию входил мотоциклетный двигатель, хотя планировалось установить на модель новый V-образный двигатель воздушного охлаждения НАМИ-Г на основе двигателя BMW.


1990 год, пикап ЗАЗ-968МП. Пикап существовал не только на базе «горбатого», но и на базе «ушастого», хотя его появление в начале 90-х несколько запоздало. Пикапы делали по стапельно-обходной технологии — у выбракованного кузова ЗАЗ-968М отрезалась задняя часть кабины и приваривалась задняя стенка с окном. Качество получилось соответствующим, в производстве МП-шки продержались два года.


1970 год, опытный ЗАЗ-1102. Первый образец «Таврии» появился в 1970 году и по тем временам был абсолютно современным и соответствующим мировым дизайнерским трендам автомобилем. Но, как и над многими другими автомобилями в СССР, над ним слишком долго думали.


1973 год, опытный ЗАЗ-1102. Второе поколение опытных «Таврий».


1976 год, опытный ЗАЗ-1102. И это тоже «Таврия», третье опытное поколение. До постановки модели на производство пройдёт ещё 11 лет.


1990 год, ЗАЗ-1701. А как вам такая «Таврия»? Больше всего напоминает катафалк, хотя подразумевалось, что это компактный семейный универсал.


1964 год, ЗАЗ-969. Ну и напоследок — внедорожник. Узнаёте? Да, именно ЗАЗ-969 стал основой для «ЛуаЗИков». На ЗАЗе сделали два опытных экземпляра.

Мало кто знает, что Запорожский автомобилестроительный завод был основан в 1863 году Абрагамом Яковлевичем Коопом — тогда он представлял собой мастерские по производству соломорезок и железных деталей к ветряным мельницам.

Сельскохозяйственную технику завод производил и после того как был национализирован, а в конце 50-х было принято решение развернуть заводе автомобильное производство. В 1961-м из ворот завода выехал первый «горбатый».

Вы скорее всего будете удивлены, однако малыш ЗАЗ-968М даже в стандартном исполнении может похвастаться недюжинными способностями на бездорожье. Не верите? Очень даже зря, ведь в Сети присутствует большое количество видео, доказывающих моё утверждение, так что советую вам поискать их. А те, кто ездил на подобных самостоятельно, знают об этой особенности не понаслышке.

Однако думали ли вы когда-нибудь о возможности посадить довольно симпатичный кузов "зазика" на настоящее внедорожное шасси? Вряд ли кому-то вообще могла прийти в голову такая мысль, однако это не только случилось, но и было воплощено в реальную жизнь. К сожалению, никакой информации о том, на каких агрегатах собран автомобиль, мне найти не удалось, но выглядит он очень занятно!

В первую очередь из-за необычного кузова. Очевидно, что крыша была укорочена, из-за чего автомобиль лишился заднего дивана и форточек, став по-настоящему двухместным. Сделано это было, скорее всего, в угоду размещению силовых агрегатов, однако нельзя не отметить тот факт, что теперь почти пикап смотрится очень даже симпатично.

Кроме того, благодаря короткой базе на любом бездорожье он вряд ли останется не у дел - если у мотора есть хотя бы сотня "лошадок", то он без труда вытянет малютку откуда угодно. А сколько внимания он привлекает на улицах - даже представить боюсь!

Начнем с экскурса в историю. Продукция ЗАЗа в эпоху СССР не отличалась особым разнообразием: по-сути потребителям предлагалась всего одна базовая модель - типовая малолитражка в 2-дверном пассажирском исполнении. На заре выпуска "горбатого" ЗАЗ-965 в начале 60-х годов с конвейера мелкими партиями сходил 2-местный почтовый вариант ЗАЗ-965С: с грузовым отсеком и правым расположением руля. Кроме этого существовали различные экспортные модификации "Запорожцев", которые практически не отличались от обычной машины.

А вот для внутризаводского использования, из бракованных автомобилей создавались действительно необычные разработки. Например, пикап ЗАЗ-965П на базе обычного ЗАЗ-965А. Сама идея такого типа кузова в сочетании с заднемоторной компоновкой изначально выглядит абсурдной, ведь грузовой отсек, как ни крути, будет мизерного объема. "Но не закупать же пикапы на стороне?" - думали заводчане из Запорожья и клепали себе подобные микро-грузовички, используя их сугубо как внутризаводской транспорт - например для быстрой доставки запчастей из одного цеха в другой.

Очень редкое фото раннего внутризаводского пикапа ЗАЗ-965П

Со временем, на смену 965-му пришла модель 966, а позже и 968, соответственно и эти "полукустарные" пикапы преображались по аналогичной схеме - в ногу с модой! К массовому выпуску и продаже частным лицам подобные машины не предназначались, хотя помимо главного предприятия, пикапы активно использовались на призаводских хозяйствах, базах отдыха, совхозах и так далее.

А это уже пикап ЗАЗ-968АП, сделанный в 70-х годах

Рецепт изготовления пикапа из рядового "Запорожца" был предельно прост: задняя часть кузова срезалась, а сразу за передними креслами появлялась стенка с дополнительным окном. Грузовой платформой выступала ниша, образовавшаяся между моторным отсеком и этой стенкой. Грузоподъемность такой конструкции была весьма скромной. Не особо радовала и практичность использования - не было ни откидных бортов, ни дверей.

И только в самый разгар перестройки, когда по всей стране уже работало огромное количество кооперативов и частных хозяйств, на ЗАЗе решили наладить уже серийное производство пикапа на базе ЗАЗ-968М. Называлась такая машина ЗАЗ-968МП и по некоторым данным выпускалась всего 3 года: с 1990 по 1993-й.

Несмотря на статус серийной модели, пикап ЗАЗ-968МП фактически строился по стапельно-обходной технологии. Чтобы не допустить чрезмерной потери жесткости кузова, верх грузового отсека по усиливался путем приваривания П-образной круглой трубы, а поверх стандартного пола по периметру грузового отсека приваривался уголковый профиль, который в свою очередь служил основанием для грузового пола из 10-мм фанеры.

ЗАЗ-968МП можно смело давать титул - самый бесполезный и непрактичный пикап в мире!

Пол фанерный: при ненадлежащем уходе сгнивал очень быстро

Подготовленный таким образом кузов возвращался на конвейер и обычным путем шел на окраску и последующую сборку. Из оригинальных деталей использовался, пожалуй, лишь тент, укрепляемый по верху грузового отсека поверх его бортов.

Декоративная облицовка полностью повторяет стандартный 968М

По неофициальным данным всего было выпущено около 2500 заводских пикапов ЗАЗ, причем они не только поставлялись различным организациям, а и продавались частным лицам. А некоторые даже отправлялись на военные НЗ склады на хранение. В некоторых источниках есть упоминания об еще одной серийной модификации пикапа - ЗАЗ-968МВ. Ее отличия от ЗАЗ-968МП заключались в установке заводом трубчатой багажной полки на крышке капота (полка была рассчитана на 50 кг груза) и наличии тента с пологом из прорезиненного брезента, натягивавшемся на разборный трубчатый каркас.

Передний багажный отсек также не блещет объемностью

Почти все серийные ЗАЗ-968МП были выкрашены в белый цвет. Не стал исключением и представленный на фото экземпляр, который был обнаружен в 2013-м году в городе Житомир.

Родная резина и подвеска. Даже без подкрылков нет и намека на коррозию

Автомобиль всю свою жизнь простоял в сухом гараже и превосходно сохранился. По словам владельца, этот ЗАЗ-968МП 1993-го года был куплен новым в Запорожье, в магазине при заводе. С тех пор пикап успел накатать всего 179 километров! Несмотря на столь редкую эксплуатацию, за машиной следили: периодически заводили и частично обработали антикором, благодаря чему грузовая малолитражка и сейчас выглядит и едет как новая, а мотор заводится с пол-оборота.