Что такое международная аккредитация. Международная аккредитация медучреждений

Сегодня получить степень мастера делового администрирования не проблема. С каждым годом диплом МВА выдают все больше и больше университетов. Правда, качество образования и престиж диплома далеко не у всех одинаковый. Наличие аккредитации - первое, что позволяет судить о качестве данного образования. До 2012 года российские бизнес-школы могли выдавать диплом МВА гособразца , получив аккредитацию Министерства образования РФ. В настоящее время Российское государство более не регулирует деятельность бизнес-школ : вступили в силу поправки к закону «Об образовании», делающие невозможными выдачу госдипломов MBA для выпускников программ дополнительного образования. Поэтому всё большее значение приобретает международная аккредитация программ MBA.

Международная аккредитация - это показатель качества реализуемых в школе МВА программ. На сегодняшний день существует несколько видов международных аккредитаций, как государственных, так и независимых. По зоне охвата аккредитация может европейской, американской или всемирной. Аккредитованы могут быть как школы в целом, так и их отдельные программы. Любая международная аккредитация почетна. Однако в число наиболее авторитетных в мире аккредитационных ассоциаций входят три учреждения.

В научных кругах их называют «Тройной короной» (triple crown). Получить признание этих трех ассоциаций - заветная цель любой школы бизнеса в мире. Их авторитет проверен временем, а аккредитованные ими учебные заведения являются всемирно известными брендами. Так, аккредитация АМВА сегодня есть у 161 бизнес-школы в 72 странах мира. Менее одного процента из них (41 школа) имеет сразу три аккредитации. В базе аккредитованных программ МВА есть и российские школы МВА, и только одна из них обладает «Тройной короной». Это .

Что даёт международная аккредитация выпускникам?

Международная аккредитация гарантирует выпускнику школы МВА признание его диплома не только в России и Европе, но во всем мире. Например, школы, аккредитованные

Международной Ассоциацией программ МВА, выдают своим слушателям сертификат, подтверждающий признание их образования. Однако это не единственный плюс членства в АМВА.

Ежегодно Ассоциация издаёт «Адресную книгу» своих выпускников, где студенты российских аккредитованных бизнес-школ стоят в одном ряду со слушателями Harvard Business School, Wharton Business School, Cambridge, Oxford, London Business School и других топ-бизнес-школ. Таким образом, ассоциация помогает трудоустройству и карьерному росту выпускников аккредитованных ею бизнес-школ.

Международная аккредитация AMBA: в чем преимущество?

В этом номере мы представляем российские бизнес-школы, программы которых получили признание одной из самых престижных в мире организаций выпускников и слушателей MBA со штаб-квартирой в Великобритании - AMBA (Association of MBA"s). Она была создана в 1967 году и с тех пор аккредитовала более 100 программ MBA в 22 странах мира.

«Эксперты AMBA - уникальные специалисты, которые дали нам много полезных советов»

На вопросы "Элитного образования" отвечает начальник отдела маркетинга Международного института менеджмента ЛИНК Виктор ОРЕХОВ.

Виктор Дмитриевич, как возникла идея получения аккредитации? Почему именно AMBA, а не других подобных ассоциаций?

Мало кто помнит, что в мае 2000 года () Международный институт менеджмента ЛИНК организовал в Москве семинар "Обучение по программам MBA в дистанционной технологии и особенности их аккредитации". На этом семинаре с докладами выступили сотрудники Открытого Университета (ОУ) Великобритании - стратегического партнера ЛИНК которые принимали участие в прохождении аккредитации AMBA программой . На семинаре присутствовало более 30 представителей ведущих бизнес-школ страны, и для многих из них он стал толчком к аккредитации AMBA.

Окончательно решение о международной аккредитации МИМ ЛИНК было принято после того, как AMBA стало аккредитовать программы MBA, которые преподаются не только на английском языке.

Какая работа была проделана вузом для получения аккредитации? Кто и каким образом проводил оценку?

Прежде всего, был подготовлен отчет о самоаудите ЛИНК, в ходе которого были подвергнуты системному анализу все стороны работы по реализации программы MBA. Этот отчет был направлен в AMBA, где его проанализировали и дали согласие на приезд в ЛИНК аккредитационной комиссии. Уже это было значительным достижением, поскольку заочный этап проходит только одна школа бизнеса из трех.

В составе комиссии было четыре эксперта: Peter Calladain - менеджер AMBA, Colin Eden - директор школы бизнеса университета Стратклайд, Ian Davidson - декан школы бизнеса университета Лафборо и Hazel Reddy - директор программы DL университета Оксфорда.

Первый день работы комиссии в ЛИНК был посвящен тщательному анализу документов, подтверждающих данные, приведенные в отчете о самоаудите. При этом работа комиссии опиралась на четкие требования, касающиеся самой Школы бизнеса, преподавательского состава, вступительных требований к студентам и к учебной программе, продолжительности программы, методов ее преподавания, оценки знаний студентов и результатов их обучения.

Второй день работы был посвящен встречам с преподавателями, студентами, выпускниками, работодателями и руководством ЛИНК, в ходе которых в неформальной обстановке эксперты получали отзывы о фактическом состоянии обучения. В тот же день были объявлены предварительные итоги аккредитации ЛИНК сроком на 2 года.

Какие изменения произошли в вузе благодаря полученной аккредитации?

Программы, Открытого университета, которые распространяет в России ЛИНК, давно уже имеют международную аккредитацию и не только AMBA, но и AACSB и EFMD. Но самостоятельное прохождение аккредитации позволяет более четко понять свои сильные стороны и потенциальные возможности.

Так, в качестве сильных сторон программы комиссией AMBA были отмечены: высокая эффективность преподавания, обусловленная тем, что преподаватели прилагают активные усилия, для соединения материалов курса с практикой администрирования, качественные и практичные учебные материалы. Студенты и выпускники говорят, что они могут применять новые знания в реальных рабочих ситуациях "на следующий же день". Не остались без внимания и энтузиазм студентов и выпускников и их высокая оценка практической ценности программы, а также низкий процент отсева студентов по сравнению с обычными программами дистанционного и заочного обучения, что, скорее всего, связано с высоким уровнем и качеством очных контактов студентов между собой и с преподавателями, тесные связи с корпоративным сообществом, быстрый рост количества студентов программы в масштабах всей России.

Эксперты AMBA - уникальные специалисты, которые дали много полезных советов по совершенствованию программы, хотя это и не обязательные требования. Так, комиссия отметила, что объем курса экономики желательно сократить. Анализируя традиционный для нашей высшей школы процесс индивидуальной работы дипломников с руководителями в процессе подготовки дипломной работы по программе MBA, эксперты сочли это процесс излишне затратным. Была дана рекомендация задуматься об упрощении процесса подготовки аттестационной работы, особенно в связи с быстрым ростом количества слушателей программы MBA ЛИНК. Предложено также использовать курсы по выбору, которые можно было бы изучать с онлайн поддержкой. Полученные рекомендации легли в основу планов по совершенствованию программы MBA, которые энергично реализуются.

Что приобрели благодаря аккредитации студенты, выпускники, преподаватели вуза?

Мы задали этот же вопрос менеджеру AMBA Питеру Калладайну. Вот что он ответил: "Студентам выгодна аккредитация AMBA, потому что, выбирая бизнес-школу для получения образования, они должны быть уверены, что это хорошая школа и она дает качественное обучение. В настоящее время на рынке MBA очень много предложений, и боюсь, что многих это вводит в заблуждение. Многие школы не соответствуют нашим стандартам. Поэтому мы хотим помочь студентам.

Студенты могут зайти на наш сайт http://www.mbaworld.com/ - а наш сайт очень часто посещают студенты со всего мира - и увидят список аккредитованных школ. Это список избранных, и в нем найдут название "ЛИНК"... Если потенциальный работодатель не знает об этой конкретной школе, ему можно будет показать список аккредитованных школ, в котором есть ее название и ее имя будет стоять в одном ряду с такими известными школами, как Лондонская школа бизнеса".

Как планируется в дальнейшем строить отношения с AMBA и другими международными ассоциациями?

Международная аккредитация открывает путь к более тесным контактам с международным сообществом школ бизнеса и ЛИНК планирует активно участвовать в них. В частности, МИМ ЛИНК является членом оргкомитета конференции AMBA, которая пройдет в 2007 году в Москве.

Как показало исследование, проведенное ЛИНК совместно с сообществом менеджеров E-executive, пока известность международных аккредитующих организаций в России достаточно низка и нужно приложить значительные усилия для их популяризации у нас в стране. Мы считаем это направление деятельности очень важным.

«Аккредитация - это знак качества»

На вопросы "Элитного образования" отвечает вице-ректор Московской международной высшей школы бизнеса "МИРБИС" (Институт), профессор Елена ЗУБКОВА.

Елена Витальевна, что представляет собой аккредитация для вуза или бизнес-школы?

Аккредитация - это процесс всесторонней оценки качества образования. Обычно аккредитацию осуществляет группа экспертов с помощью представителей администрации школы бизнеса.

Когда и почему в МИРБИС возникла идея получить аккредитацию Международной ассоциации MBA - AMBA?

Лет шесть-семь назад на одной крупной выставке по бизнес-образованию к нам подошел очень уверенный в себе молодой человек и спросил, имеет ли наша программа MBA аккредитацию AMBA. Когда ему ответили, что не имеет, он потерял к нам интерес.

Почему молодой человек спросил именно об этом?

Причина в том, что его интересовала такая характеристика программы MBA, которая помогла бы ему сделать выбор. Ведь бизнес-школы и целом похожи друг на друга. А он искал преимущество, которое в дальнейшем сделало бы его диплом MBA более весомым, конкурентоспособным, чем у других выпускников российских программ MBA.

Не берусь утверждать, что именно после этого случая мы задумались о необходимости аккредитации (в то время мы всего лишь знали о существовании AMBA и об очень высоком се статусе), но подобные вопросы задавались неоднократно, и, наверное, для получения международной аккредитации подошло время.

Расскажите подробнее о том, что такое AMBA.

Это одна из самых престижных в мире организаций выпускников и слушателей программ MBA. Она была создана в 1967 году и с тех пор аккредитовала более 100 программ MBA в 22 странах мира. Она во многом помогает учиться и работать в условиях глобального рынка, где требования к менеджерам-профессионалам одинаковы вне зависимости от страны проживания, родного языка, происхождения. Важны только предыдущий опыт, знания, профессиональные, коммуникативные и социокультурные компетенции, умение работать в команде, креативность.

Если программа MBA имеет международную аккредитацию AMBA, все эти характеристики претендента на вакансию присутствуют по умолчанию. Выпускники аккредитованных программ MBA могут стать членами международной ассоциации выпускников AMBA, присоединившись, таким образом, к международному братству выпускников MBA, получив доступ к международной базе выпускников, вакансий, курсов дополнительного образования и других профессиональных преимуществ. Фактически речь идет о принадлежности к клану яппи - состоятельных молодых людей, работающих по профессии и ведущих активный образ жизни.

Что именно аккредитуют международные ассоциации - учебные программы или учебные заведения?

AMBA и EPAS (это система оценки качества отдельных программ EFMD - Европейского фонда развития менеджмента) аккредитуют только программы всех уровней высшего и послевузовского образования. Из других существующих систем аккредитации наиболее престижными являются AACSB (американская) и EQUIS (европейская). Они проводят аудит и аккредитацию всего учебного заведения. Пока у нас в стране нет ни одного национального учебного заведения, имеющего аккредитацию AACSB и EQUIS или хотя бы одну из них.

Какие аккредитации имеет МИРБИС, помимо AMBA?

В 1998 году МИРБИС был единственной школой бизнеса в России, которая прошла комплексный аудит EFMD по системе EQUIS (the European Quality Improvement System - европейская система совершенствования качества образования в области экономики и менеджмента).

В декабре 2006 года бакалаврские программы МИРБИС первыми и единственными в России получили аккредитацию EFMD по Европейской системе совершенствования качества отдельных программ бизнес-образования EPAS.

С 2006 года AMBA также аккредитует программы подготовки магистров менеджмента - РЕММ. МИРБИС стала первой бизнес-школой в России и одной из четырнадцати бизнес-школ в мире, которая получила аккредитацию программ магистра.

До этого, еще в 1997 году, мы прошли аккредитацию нашей программы MBA, которую проводила комиссия по оценке качества учебных программ Лондонского университета Гилдхолл. Затем - европейский аудит EFMD в 1998 году, потом - валидация программы Магистра стратегий управления человеческими ресурсами, которую мы ведем уже 8 лет совместно с Университетом Лондон Метрополитен. Благодаря всему этому в 2003-2004 году нам было немного легче готовить материалы для аккредитации AMBA - мы, по крайней мере, знали требования к отчету и процедуру проведения аккредитации. Но каждая аккредитация - это новый отдельный проект по управлению качеством, имеющий свою специфику, особые черты, трудности, вызовы.

Сегодня все три наши академические программы - бакалавра, магистра и MBA, по окончании которых выпускники получают государственные дипломы, имеют международные аккредитации. Они признаны эквивалентными остальным аккредитованным программам этого уровня во всем мире. МИРБИС - единственная школа в России, имеющая такой набор аккредитаций, и их получение было нашей стратегической задачей в 2004-2006 годах. Что касается аккредитации всей школы, то здесь пока еще есть внешние ограничители, и их постепенное устранение - наша следующая стратегическая цель.

О каких ограничителях идет речь?

Дело в том, что аккредитация учебного заведения в целом предполагает обязательное наличие полноценного кампуса, спортивных площадок, фундаментальной библиотеки, общежития, крупного комплекса учебных и лекционных помещений, то есть серьезной собственной материальной базы. Такими богатствами обладают, в основном, учебные заведения-"ветераны".

Новым школам бизнеса, существующим около двадцати лет, пока трудно претендовать на совокупную материальную базу международного уровня, если на старте они не получили мощнейшего государственного финансирования и государственных площадей в наследство - словом, не родились с серебряной ложкой во рту или с золотым кирпичом в своем фундаменте. При этом их программы самых разных уровней - от бакалавриата до MBA, EMBA и докторантуры - вполне могут быть высокого качества и соответствовать требованиям мировых аккредитационных стандартов.

На мой взгляд, российским школам необходимо выходить на международные аккредитации своих программ, чтобы сделать качество предлагаемых образовательных продуктов более высоким, а рынок - более конкурентным.

Какая работа была проделана МИРБИСом для получения международных аккредитаций?

Обычно за 2-3 месяца до визита экспертов в аккредитующую организацию школа представляет Отчет о самоаудите. Это 2 тома по 120-140 страниц: один содержит описание программы, представляемой на аккредитацию и описание деятельности всей школы бизнеса, второй - приложения: статистику, характеризующую данную программу, описание модулей, резюме преподавателей, описание исследовательских проектов и многое другое, чем богата школа и сама программа.

Процесс подготовки к аккредитации строится в соответствии с фундаментальными принципами стандарта ISO 9000: "напишите, что вы делаете", "делайте то, о чем сами написали" и "покажите, что вы сделали" (то есть проведите внутренний и внешний аудит).

Это очень полезный, хотя и крайне трудоемкий процесс. В него вовлекается весь коллектив школы бизнеса. Это отличный тренинг по командообразованию и работе в команде. Главное - это возможность самим посмотреть на себя, как у Шекспира, - "повернув глаза вовнутрь". При этом нужно изложить весь материал в соответствии с довольно жесткими указаниями аккредитующей организации, ответить на конкретные вопросы, поставленные в "Требованиях к отчету о самоаудите", да еще на английском языке. Самоаудит является отличным рычагом управления качеством не только отдельной программы, но и деятельности всей школы.

А как проходит сам процесс аккредитации?

После того, как Отчет сдан, в школу приезжают эксперты. Как правило, это деканы зарубежных школ бизнеса, заместители деканов по работе с профессорско-преподавательским составом, обязательно один представитель бизнеса. Они оценивают на месте соответствие реального положения дел тому, что написано в отчете. Беседуют с руководителями школы, директором и администраторами аккредитуемой программы, преподавателями, студентами. Смотрят аудитории, библиотеку, компьютерные программы, которые используются в учебном процессе, учебно-методические комплексы к модулям, публикации, экзаменационные, курсовые и дипломные работы студентов и т.п. Проверка проходит в соответствии с заранее установленными процедурами: все открыто, гласно. Аудиторы делают выводы и пишут отчет конфиденциально, предварительно ознакомив с мнением комиссии в устной форме по окончании двух дней работы "в поле". Решение о присуждении аккредитации принимается через несколько месяцев на заседании Международного совета по аккредитации.

Нужно помнить, что аккредитация программы - это признание ее соответствия международному стандарту, но на конкурентном рынке стандартный продукт не продашь - нужно свое особое лицо программы, привлекательные характеристики, то, что мы называем конкурентными преимуществами. Аккредитация - это одинаковые стартовые условия для стайеров, а каждый потом проходит дистанцию по-своему.

Сейчас МИРБИС активно участвует в подготовке к международной конференции AMBA. Впервые в истории международного бизнес-образования конференция АMBA пройдет в Москве 24-26 мая 2007 г. МИРБИС входит в состав ее Оргкомитета. Совещания Оргкомитета проводятся каждые три месяца то в Москве, то в Лондоне. Мы готовим выступление на этой конференции, и будем участвовать в работе секции "Бизнес-образование в России". Подготовлена к публикации статья для периодического журнала АMBA, посвященная проблемам подготовки лидеров бизнеса в 21 веке.

Что дала аккредитация вашим студентам MBA?

MBA МИРБИС стала гораздо более известна как программа высокого качества с серьезной международной составляющей, увеличился набор слушателей. У нас значительно чаще стали читать лекции зарубежные преподаватели, возрос интерес к совместным исследованиям в области организации бизнес-образования со стороны зарубежных коллег. Два года подряд студенты МИРБИС участвовали в международных исследованиях, проводимых АMBA, GMAC и международной консалтинговой компанией JWT "Женщины в MBA"-2ОО5 г. и "MBA в странах с новой рыночной экономикой".

Кроме того, у нас появились такие новые специализации, как MBA-Телеком, MBA-управление строительством, готовится MBA-Hi-Tech. МИРБИС разрабатывает новые программы совместно с лидерами-представителями бизнеса в данной отрасли и зарубежными партнерами.

Все больше слушателей приходят учиться по договорам с компаниями, которые направляют к нам по пять-семь своих сотрудников. Ведется активное обучение в модульной форме слушателей из российских регионов и стран ближнего зарубежья. Уже 2 года мы ведем совместную программу MBA с международной школой бизнеса в Казахстане, работаем с Узбекистаном и Киргизией. Наша команда студентов MBA участвовала во всемирной игре EFMD по маркетингу для студентов MBA в 2005-2006 учебном году. Один из наших слушателей вошел в десятку на международном конкурсе AMBA "Лучший студент MBA".

Расширились связи МИРБИС с зарубежными бизнес-школами, аккредитованными AMBA. Например, достигнута договоренность о взаимном включенном обучении в Манчестере и Москве с университетом Манчестер Метрополитен с 2007-2008 учебного года. Подписан договор с университетом Саррей о подготовке руководителей индустрии туризма и гостеприимства, с университетом Лидс Метрополитен - о подготовке магистров и слушателей AMBA по нескольким новым специализациям, в частности - по управлению проектами, международному бизнесу, управлению розничными сетями.

Вообще аккредитация - это знак качества, который формально стоит на одном из продуктов школы бизнеса. Но на самом деле он, как нимб, освещает всю деятельность школы, привлекая к ней внимание рынка, потребителей, бизнеса. Аккредитация дает большие преимущества выпускникам программы, помогает в развитии их карьеры, повышении их ценности на рынке труда.

MBA ИМИСП: единственные MBA петербургской бизнес-школы, имеющие престижную аккредитацию AMBA

Система международных аккредитаций в отрасли бизнес-образования

В отрасли бизнес-образования в глобальном масштабе существует несколько общепризнанных и авторитетных систем аккредитации (AMBA, EQUIS/efmd, EPAS/efmd, IQA/CEEMAN, AACSB, РАБО и т.д.). Аккредитуются как бизнес-школы, в целом, так и отдельные программы, направления. Все аккредитующие организации/системы, в определенном смысле, борются за зоны влияния и конкурируют между собой.

Фокус интересен в последние годы - растущие рынки: Юго-Восточная Азия, Восточная Европа, Россия.

Аккредитация AMBA в системе аккредитаций

Аккредитация AMBA (Association of MBAs, http://www.mbaworld.com) является международно признанным эталоном качества программ MBA. Получение аккредитации свидетельствует о соответствии программ высочайшим стандартам бизнес-образования. Аккредитацию AMBA получили программы MBA таких европейских бизнес-школ, как INSEAD, IMD, London Business School, Cranfield School of Management, Manchester Business School, Warwick Business School, RSM Erasmus University.

При всей четкости, понятности и прозрачности процедуры аккредитации, AMBA придерживается достаточно принципиальной, бескомпромиссной политики в отношении программ, представляемых к аккредитации: из 7 программ, согласно статистике, статус AMBA получает лишь 1.

AMBA на российском рынке

Активность представителей AMBA в России началась несколько лет назад через контакты с Российской Ассоциацией Бизнес-Образования (РАБО). В диалогах официальных представителей AMBA с руководителями РАБО прослеживалась взаимная заинтересованность в сотрудничестве. Стоит отметить грамотные и последовательные действия менеджера по аккредитации AMBA г-на Питера Кэллэдайна (Peter Calladine), представлявшего интересы AMBA в России, проделавшего большую работу по продвижению глобального бренда AMBA на российском рынке бизнес-образования.

ИМИСП и AMBA: настоящее

ИМИСП - первая по времени основания бизнес-школа в Санкт-Петербурге, основанная в 1989 году в результате сотрудничества Ленинградского Государственного Университета и бизнес-школы SDA Bocconi (Милан, Италия), отметившая в 2006-м 10-летие первого набора MBA и запустившая 25 группу программы MBA. Общее количество выпускников MBA ИМИСП, включая программы, реализованные для корпоративного рынка (MBA Газпром, MBA UTC, MBA Ямбурггаздобыча), приближается к 1000.

Качество продукта MBA ИМИСП, подтвержденное временем, уверенность в своих силах, наличие аккредитаций качества РАБО и CEEMAN, приверженность европейской модели бизнес-школы (штаб квартира AMBA находится в Лондоне), способствовали вступлению ИМИСП на путь многоступенчатой процедуры аккредитации "в формате AMBA". Аккредитационная процедура включала в себя стратегический аудит портфеля MBA ИМИСП, глубинные интервью с носителями ключевой компетенции (штатными преподавателями ИМИСП), топ-менеджментом и менеджментом компании, круглые столы с выпускниками и т.д.

ИМИСП и AMBA: будущее

Оценить в «коротком периоде» эффект от получения аккредитации AMBA трудно. Безусловно, это - дополнительный аргумент, используемый ИМИСП для продвижения MBA, и усиливший потенциал бренда ИМИСП, в целом. Безусловно, это - новый коммуникативный канал для диалога с профессиональным бизнес-образовательным сообществом, еще один шаг на пути интеграции ИМИСП и России в глобальный рынок.

Стоит, однако, отметить, что вектор стратегического развития ИМИСП предполагает, в первую очередь, взаимодействие с русскоязычной аудиторией менеджеров, инвестирующих в свое профессиональное развитие и получающих в ИМИСП образовательные и консалтинговые продукты самого высокого качества.

В этом контексте аккредитация AMBA портфеля программ MBA ИМИСП лишь подтверждение высокопрофессионального статуса института на международном уровне.

Елена Бондаревская,
директор программ MBA ИМИСП,
к.э.н., доцент, заведующая
кафедрой учета и финансов

В 1991 г. было решено сформировать глобальную сеть аккредитационных агентств и обслуживаемых ими вузов. Таким образом, была организована Международная федерация бизнес-образования (IFBE), которая в 1995 г. была преобразована в Европейский совет бизнес-образования.

Миссия

Миссия Европейского совета бизнес-образования заключается в продвижении и поддержке качественного образования в области бизнеса на международном уровне.

Цели
  • установление стандартов аккредитации бизнес-образования при поддержке инновационного и экспериментального подходов в рамках учебных программ;
  • содействие членам в развитии профессионального бизнес-образования;
  • создание международного форума для обсуждения вопросов, связанных с бизнес-образованием в условиях меняющегося глобального контекста;
  • установление и развитие контактов с физическими лицами и организациями в целях повышения эффективности бизнес-образования;
  • стимулирование инновационного и творческого подходов в бизнесе.
Организация

ECBE является независимой некоммерческой организацией. Деятельность организации контролируется Советом директоров, выборным органом. Независимо от Совета директоров функционирует комиссия, осуществляющая надзор за соблюдением процедур и предоставлением аккредитации.

Аккредитация ECBE - это независимая, добровольная система аккредитации бизнес-программ. В рамках процесса аккредитации осуществляется оценка вузов и их программ. Целью Совета является обеспечение постоянного совершенствования качества образования и эффективности государственных и частных бизнес-школ и бизнес-программ. В основе процесса аккредитации - самооценка и оценка коллег.

Аккредитация программ вуза является надежным свидетельством для студентов, работодателей и широкой общественности соответствия данного вуза высоким мировым стандартам.

В 2006 году две программы магистратуры - магистр менеджмента и магистр экономики - впервые получили аккредитацию ECBE на три года.

В 2013 году все очные магистерские программы факультета бизнеса получили аккредитацию ECBE на период с 2013 по 2016 год.

European Foundation for Management Development (EFMD)

Европейский фонд развития менеджмента был основан в 1972 году как независимое некоммерческое объединение организаций, занимающихся образованием в области менеджмента, и ныне является одной из двух (наряду с AACSB) главных ассоциаций ведущих бизнес-школ мира. EFMD проводит аккредитации качества бизнес-школ и учебных центров компаний, содействует развитию сетевых связей между ведущими бизнес–школами и компаниями, создает и распространяет знания о лучших практиках менеджмента, о тенденциях развития менеджмента и образования по менеджменту.

Аккредитация EPAS для программ высшего образования по менеджменту была учреждена Европейским фондом развития менеджмента (EFMD) в 2005 году в ответ на потребность в общеевропейской и глобальной программной аккредитации под влиянием Болонской реформы высшего образования в Европе. Аккредитация EPAS присваивается дипломным (от степени бакалавра до степени доктора) программам высшего качества. Система аккредитации EPAS делает основной акцент на три критерия: высокое качество образования в целом (включая формализацию методов управления качеством), высокая степень интернационализации программы, тесные связи образовательного процесса с практикой бизнеса.

В январе 2010 года Аккредитационный комитет EPAS (Система аккредитации программ Европейского фонда развития менеджмента) принял решение об удовлетворении просьбы РЭУ имени Г.В. Плеханова о проведении аудита качества магистерских программ факультета. 30 ноября - 1 декабря 2010 года на факультете работала комиссия экспертов EFMD (www.efmd.org) по аккредитации программы "Магистр менеджмента" по стандартам EPAS. Эксперты - Stephan Bourcieu декан ESC Dijon-Bourgogne (Франция), Cristian Sala, (Испания), Andrzej Popadiuk, директор Гданьского фонда развития менеджмента (Польша), Игорь Николаевич Баранов, Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (Россия) - встретились с руководством университета и факультета, преподавателями, студентами, выпускниками, представителями компаний партнеров. Обсуждались вопросы содержания обучения и форм контроля, научно-исследовательской работы преподавателей и студентов, международной мобильности, управления качеством, участия различных аудиторий влияния в разработке и реализации магистерских программ. Эксперты составили отчет о степени готовности магистратуры к аккредитации EPAS EFMD.

European Organization for Quality (EOQ)

Европейская Организация Качества - автономная некоммерческая ассоциация, созданная в соответствии с бельгийским законодательством.

EOQ является европейской междисциплинарной организацией, борющейся за эффективное усовершенствование сферы управления качеством как координирующий совет и катализатор его Национальных Представительств.

EOQ была создана в 1956, сейчас в организацию входят 40 стран со всех континентов, общее число участников (посредством Национальных Представительств) - 70 000.

Миссия EOQ - улучшение Европейского общества посредством продвижения качества в самом широком смысле этого слова.

В 2010 году ГОУ ВПО Российская экономическая академия имени Г.В. Плеханова получила Свидетельство о включении в базу данных EUROREGISTER как участника Европейской Добровольной Системы Регистрации информации по качеству (European Voluntary Registration System - EVROS).

Chartered Institute of Marketing (CIM)

Королевский институт маркетинга (The Chartered Institute of Marketing - CIM) - основан в 1911 году и является одним из старейших учебных заведений, работающих в сфере маркетинга в Великобритании.

CIM - это признанный во всем мире институт. Его название "Chartered" означает привилегированный, или королевский, поскольку в 1989 году Королева Елизавета ІІ даровала ему свои привилегии.

Начиная с 1993 года центр REU - Plekhanov Graduate School на базе магистратуры факультета бизнеса Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова получил аккредитацию CIM на право подготовки студентов к экзаменам по двум уровням: "Профессиональный сертификат по маркетингу" и "Профессиональный диплом по маркетингу".

Цели:

  • оценка соответствие качества и уровня подготовки выпускников требованиям российских и международных профессиональных стандартов и запросов рынка труда к специалистам,
  • определение направлений и инструментов улучшения процессов реализации образовательной программы с учетом лучших российских и зарубежных образовательных практик,
  • формирование системы менеджмента качества образования на уровне образовательной программы в соответствии с современными стандартами и лучшими мировыми практиками,
  • развитие культуры качества у административно-управленческих кадров и профессорско-преподавательского состава,
  • формирование внешних гарантий качества образовательной программы в форме международной аккредитации образовательных программ,
  • развитие международной академической мобильности,
  • включение в международные рейтинги образовательных программ.

АККОРК осуществляет процедуры международной аккредитации образовательных программ в соответствии с Европейскими стандартами и рекомендациями по гарантиям качества образования ENQA, а также с учетом европейской рамки квалификаций и лучших российских и зарубежных образовательных практик. В 2013 году в АККОРК был создан Международный Аккредитационный совет. В состав международного Аккредитационного совета вошли:

  • Джаганат Патил – Президент Азиатско-Тихоокеанской сети гарантий качества;
  • Карл Донерт – Директор Европейского центра качества; Президент Европейской Ассоциации Географов EUROGEO;
  • Рубен Топчан – директор Национального центра по обеспечению качества профессионального образования.

Объекты оценки:

  • Актуальность образовательной программы для работодателей.
  • Качество результатов обучения. Критерии оценки
  • Гарантии качества образования. Критерии оценки

Состав международной команды экспертов:

  • менеджер проекта,
  • российские и зарубежные эксперты, представляющие образовательное сообщество,
  • российские и зарубежные эксперты, представляющие рынок труда,
  • эксперт, представляющий студенческое сообщество.

Процедура:

  • подача Заявки на прохождение процедуры международной аккредитации,
  • подготовка образовательным учреждением отчета о самообследовании,
  • формирование международной команды сертифицированных экспертов,
  • камеральный анализ отчёта о самообследовании экспертами,
  • экспертный визит в образовательное учреждение,
  • подготовка и представление в образовательное учреждение экспертных заключений для согласования фактов,
  • корректировка отчета (при необходимости) в соответствии с информацией от образовательного учреждения в отношении фактов,
  • утверждение экспертных заключений Высшим экспертным советом,
  • принятие решения об аккредитации образовательных программ Международным Аккредитационным советом (в состав совета входят ведущие зарубежные эксперты в области образования и бизнеса),
  • Выдача свидетельства об аккредитации.

Процедура апелляции:


Образовательная организация при получении решения эксперта об аккредитации вправе не согласиться с выводами экспертной команды и/или решением Высшего экспертного совета аккредитующей организации. В этом случае имеет право инициировать процедуру апелляции .

Дополнительные возможности:

АККОРК, являясь стратегическим партнером ряда европейских аккредитационных агентств на территории России, имеет возможность предложить российским высшим учебным заведениям программы совместной международной аккредитации АККОРК и партнерского аккредитационного агентства.

Международная аккредитация - это процедура оценки соответствия российских учебных программ международным и европейским стандартам качества.

Не существует единой системы международной аккредитации программ, поэтому зарубежные партнёры в разных странах могут признавать аккредитацию разных аккредитационных агентств. Следовательно, при выборе аккредитационного агентства для оценки той или иной совместной образовательной программы необходимо учитывать регион университета-партнёра.

Получение международной аккредитации образовательных программ:

    международная аккредитация не является необходимым условием развития сотрудничества с вузами-партнёрами, тем не менее наличие аккредитации положительно влияет на статус Университета в целом и на готовность зарубежных вузов к развитию партнёрства.

    при принятии решения о получении аккредитации той или иной образовательной программы в выборе агентства следует ориентироваться на регион вуза-партнёра.

Вступление России в Болонский процесс налагает определенные требования как на национальную систему гарантии качества образования, так и на механизмы внутренних гарантий качества образовательных учреждений, реализуемых посредством системы качества образовательного учреждения. Эти требования в настоящий момент определяются «Стандартами и Директивами для гарантии качества Высшего образования в Европейском регионе». Для координации разработки европейских стандартов качества и решения проблем сертификации и аккредитации образовательных программ и учреждений была создана Европейская сеть (Ассоциация) организаций гарантии качества (ENQA) в сфере высшего образования. В соответствии с решением Берлинской декларации ENQA разработала «Стандарты и Директивы для гарантии качества Высшего образования в Европейском регионе». Этот документ является основой для построения систем внутренней и внешней оценки и гарантии качества образования и аккредитации Европейских агентств по оценке качества образования.

Европейская ассоциация по обеспечению качества в высшем образовании (ENQA) является зонтичной организацией, которая представляет организации по обеспечению качества из стран - членов Европейского пространства высшего образования (ЕПВО). ENQA продвигает европейское сотрудничество в области обеспечения качества в сфере высшего образования и распространение информации и знаний среди своих членов и к заинтересованным сторонам с целью разработки и совместного использования передовой практики и содействия европейское измерение обеспечения качества.

Европейская сеть (Ассоциация) организаций гарантии качества:

  • является представительной организацией агентств внешней гарантии качества;
  • является представителем многообразия агентств гарантии качества по всей Европе;
  • содействует постоянному развитию независимых и заслуживающих доверия агентств гарантии качества, действующих в соответствии с согласованными стандартами на территории Европы;
  • оказывает консультационные услуги и представляет интересы своих членов в процессе выработки политики;
  • является предпочитаемым партнером для экспертиз на соответствие согласованным Европейским стандартам;
  • является главным источником достоверной информации, профессиональных знаний и практического опыта, а также ноу-хау в области гарантии качества;
  • ENQA – это реперная точка для Европейской гарантии качества в международном контексте;
  • содействует совершенствованию и инновационному развитию гарантии качества;
  • консультативный член Наблюдательной группы по Болонскому процессу с 2005 г. (гарантия качества (ГК) как основа Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) с начала1999 г.);
  • член-учредитель Европейского реестра агентств гарантии качества (EQAR);
  • сотрудничество с Европейской четверкой (Ассоциацией европейских университетов (EUA), Европейским союзом студентов (ESU), Европейской ассоциацией учреждений высшего образования (EURASHE)).

Условием включения в члены ENQA является успешное прохождение агентством процедуры внешней экспертизы на соответствие Европейским стандартам и рекомендациям (ESG) каждые пять лет.

Два официально признанных способа вхождения в ENQA: членство и аффилированный статус.

  • 48 членов в 27 странах.
  • Высокая степень пересечения с агентствами, включенными в реестр EQAR.
  • 48 аффилированных членов в 32 странах.

Дополнительные преимущества для агентств:

  • членство дает возможность учиться у других и подготовиться к внешней экспертизе агентства;
  • полноправное членство – это подтверждение того, что агентство осуществляет свою деятельность в соответствии с ESG;
  • предоставляет информационную платформу для обмена и распространения информации, профессиональных знаний и практического опыта в области гарантии качества;
  • создает условия для участия в проектах, рабочих группах.

Европейские стандарты и рекомендации подготовлены представителями Группы E4: все главные заинтересованные лица в Европейской ГК, приняты в 2005 году. Новая редакция принята в 2015 г. в Ереване (подготовлена Группой E4 совместно с EQAR и организациями BusinessEurope и Международное образование). Создает концептуальную основу для лучшей практики совместно используемой на территории EHEA для гарантии качества:

  • образовательной деятельности вузов (часть1 – внутренняя гарантия качества внутри вузов);
  • организации работы и деятельности агентств (часть 2 – внешняя гарантия качества высшего образования);
  • внешней оценки агентств (часть 3 – деятельность агентств ГК).
  1. Критерии членства «Стандарты и рекомендации для гарантии качества в европейском пространстве высшего образования» (ESG) – приняты министрами в 2015 году.
  2. ESG – это базовый документ для осуществления деятельности.
  3. Периодические экспертизы агентств гарантии качества в Европейском пространстве высшего образования.
  4. Экспертиза, координируемая ENQA может также использоваться при подаче заявления о включении в Европейский реестр агентств гарантии качества (EQAR).