Виза во францию на машине. Путешествие по франции на автомобиле На автомобиле во францию

Написать статью, претендующую на гордое звание путеводителя, вдвойне сложно, если учесть, что мы, как всякие заядлые автомобилисты, очень много ездили и мало где задерживались надолго. 2 000 километров за 10 дней - это многовато. Особенно для страны, где за каждым углом - История и Культура. Мы хватали "по верхам", но впечатлений получили на год вперед.

Здесь мы вкратце опишем регионы Франции, где довелось побывать, затем поделимся несколькими хитростями, прикинем бюджет и расскажем об автомобиле, на котором мы преодолели свой путь - типичном для местных дорог Peugeot 207 SW с дизельным двигателем. Итак, в путь...

Бургундия

Одна из областей Франции, где виноделие развито особенно хорошо. Проезжая мимо виноградников, можно встретить немало написанных от руки объявлений о продаже молодого вина по низким ценам. Возможностью купить хорошее вино можно и нужно воспользоваться - выбор тут огромен, цены низки, а продавцы неплохо, по местным меркам, владеют английским и помогут разобраться. Нам, скажем, удалось купить бутылку 15-летнего красного сухого за 25 евро (примерно 1 300 рублей), что в России невозможно в принципе.

В крупные города вроде столицы Дижона мы не заезжали, зато побывали в нескольких небольших городках с древней средневековой историей, в частности, Краване и Аваллоне.

1 / 5

2 / 5

3 / 5

4 / 5

5 / 5

Рона-Альпы

Если едешь сюда, то глупо селиться далеко от гор, поэтому мы остановились в Гренобле - небольшом, но очень оживленном студенческом городе, со всех сторон окруженном Альпами. Главная достопримечательность для туристов - фуникулер с забавными шарообразными кабинками, похожими на ягоды крыжовника. На этом транспорте можно попасть в крепость Бастилию, которая с парижской Бастилией из общего имеет только название. Сверху на город открывается потрясающий вид, причем в темное время суток, пожалуй, панорама выглядит еще лучше, чем днем. Слава богу, что фуникулер большей частью работает до 11 ночи - всегда успеешь спуститься. Ночная жизнь в Гренобле весьма насыщена: студенты ночи напролет галдят в пивных и бродят компаниями по узким кривым улочкам.

Автомобилистам тут несладко. В поисках парковки в центре можно проездить полчаса, и к каждому свободному месту выстраивается очередь, даже если оно платное. Ездить тут надо на велосипеде, благо дорожек хватает, есть недорогой прокат, да и байки можно бросать на улице - никто не возьмет. Машину на время велосипедной или пешей прогулки можно оставить на перехватывающей парковке.

Прованс

По традиции проигнорировав столичный Марсель, мы поселились в Арле - городе, где Винсент Ван Гог написал ряд своих выдающихся работ. Здесь даже сохранилось заведение, которое изображено на знаменитой картине "Ночное кафе". Как легко догадаться, называется оно теперь не иначе как "Ван Гог". После шумного Гренобля Арль показался дремучей провинцией. На центральной площади рядом с огромным античным амфитеатром в 9 вечера прогуливается несколько чинных французских пар и работает пара ресторанчиков с местной кухней. Стейк с прованскими травами и стакан красного вина - то, что нужно после пятичасовой поездки. Прованс богат на исторические памятники. У нас было не так уж много времени, но мы успели посмотреть неплохо сохранившийся римский акведук с оливковой рощицей, а также невероятный замок Ле Бо-де-Прованс. Сложись история иначе, здесь могла бы быть столица Франции или как минимум независимого Прованса - когда-то отсюда простиралась власть почти на все южное побережье страны.

1 / 6

2 / 6

3 / 6

4 / 6

5 / 6

6 / 6

"Фишка" замка в том, что его не восстановили до жилого состояния, а оставили полуразрушенным и заброшенным. А заодно выставили тут целую экспозицию осадных орудий, чтобы было понятно, как такую громадину удалось покорить. Под стенами замка - живописная деревушка, где до сих пор живут люди, а со стен открывается такой вид, что ощущаешь себя героем фильма "Властелин колец". Единственная проблема - дорогая парковка и паркоматы, которые не дают сдачи и не принимают карты. Впрочем, машину можно поставить и бесплатно - чуть подальше на обочине, как делают многие местные. Кстати, как вы думаете, откуда произошло название промышленного российского городка Бокситогорск под Петербургом? Именно от замка Ле Бо-де-Прованс. Трудно поверить, но это так. Дело в том, что по-французски название пишется как Baux, и в честь этого ученый, открывший здесь алюминиевую руду, назвал ее не иначе как bauxite - "боксит".

Перигор

Вообще-то Перигор - это не административный, а исторический регион, так что если будете искать его на карте, смотрите север провинции Аквитания. Сюда из Прованса можно добраться по удобной скоростной трассе, а заодно посмотреть по дороге самый высокий мост в мире - Виадук Мийо. Сам же Перигор славен прежде всего своими пещерами с наскальными рисунками, а также фуа-гра и грибами-трюфелями. Фуа-гра, если кто не знает, - очень нежная и вкусная гусиная печень. Тут этот деликатес, который в России подается за бешеные деньги в элитных ресторанах, можно купить прямо на ферме в огромных консервных банках. Ну или сходить в ресторанчик и отведать его за десяток евро. Пещеры стоят того, чтобы потратить на них хотя бы день. Из однозначных must see - грот Руффиньяк, где катают на электропоезде, показывают лежбища ископаемых медведей и нарисованных носорогов, быков и козлов, а также копия пещеры Ласко с цветными рисунками потрясающей красоты. Копия, потому что в настоящую пещеру ходить нельзя из-за того, что изображения портятся от человеческого дыхания. Настоящие фанаты древней живописи могут провести в Перигоре и неделю - пещер много, и каждая из них по-своему уникальна. Стоит особо отметить местные дороги. Поскольку рядом Пиренеи, то они узкие, извилистые и изобилуют спусками и подъемами. Местные водители привыкли преодолевать виражи, не сбавляя скорости, так что нам, равнинным жителям, понадобилось некоторое время на адаптацию, чтобы не становиться помехой для окружающих. На этом свой краткий путеводитель мы заканчиваем и далее расскажем о некоторых любопытных особенностях и местных обычаях. Об автомобильных традициях, нравах водителей, дорогах, работе полиции, дилеров и о небольшом ДТП мы уже говорили в нашей прошлой публикации. Сейчас же сосредоточимся на туристических аспектах.

1 / 5

2 / 5

3 / 5

4 / 5

5 / 5

Еда во Франции

С едой тут всё в порядке - про французскую кухню не зря ходят легенды. Если питаться в ресторанах, нарваться на плохо приготовленное блюдо практически нереально. Нам за две недели это не удалось ни разу, хотя не всегда мы выбирали дорогие заведения. Особенно хочется отрекомендовать луковый суп - его подают часто, и не попробовать его - это настоящее преступление. Но есть и обратная сторона медали. Французские рестораторы очень не любят работать. По воскресеньям большинство заведений закрыто даже в крупных городах, не говоря о провинции. Днем по будням - та же ситуация. Зачастую приходилось покупать еду в магазине или вообще питаться фаст-фудом, которого тут очень много.

Отели во Франции

Если вы путешествуете на автомобиле, рекомендуем выбирать загородные отели. В центральных районах городов гостиницы дорогие, к тому же придется доплачивать за стоянку (которая, к слову, имеется не всегда). Можно жить на окраинах, но они довольно-таки унылые - вокруг заправки, автосервисы, супермаркеты и скоростные шоссе... За городом же, заплатив как за номер в скромной придорожной гостинице типа Kyriad или Ibis, вы получаете прекрасный уровень сервиса, бесплатную парковку и шикарный вид из окна. Отелей в деревнях полно, и встречаются весьма необычные. Например, построенные в здании средневековой водяной мельницы или внутри старого крестьянского дома. При этом в современных удобствах нет никакого недостатка: имеются и уютные лобби, и ванны с гидромассажем, и даже подогреваемые бассейны на улице.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Наш автомобиль: Peugeot 207 SW

Напоследок хочется рассказать о машине, на которой мы преодолели более двух тысяч километров по провинциальной Франции. Расписывать полноценный тест-драйв нет смысла - эти универсалы в России никогда не продавались и продаваться не будут, так как уже вышло новое поколение. Но несколько интересных моментов отметить можно.

Что понравилось:

  • Внешность. Задняя часть выполнена очень необычно, благодаря чему SW при всем желании не назовешь "ущербным сараем".
  • Отделка торпедо. Здесь применен жесткий, но интересный по фактуре пластик. Жаль, что в автодизайне так и не пошла мода на него.
  • Подрулевой переключатель для музыки. Наверное, это лучшее, что сотворили французские эргономисты. Пересев дома в свой Saab, я еще долго беспомощно нащупывал пальцами правой руки этот удобнейший джойстик. Посетила даже мысль купить его отдельно и поставить себе.
  • Подвеска. Наверное, во Франции просто очень хорошие дороги, но мне на сто процентов хватало способности ходовой части поглощать ямы. Маневренности и устойчивости в поворотах, которые были так нужны в Перигоре, тут тоже достаточно. Баланс соблюден практически идеально.

Что не понравилось:

  • Неэластичный дизельный мотор. На сверхнизких оборотах ниже 1 000 машина совсем "не едет" - трогаться неудобно. Если подъезжаешь медленно к светофору на второй, а пока едешь, загорается зеленый, лучше переключаться вниз - пару раз в таких ситуациях я позорно глох. После 1 500 оборотов тяги хватает (особенно если вспомнить чахлые бензиновые моторчики), но ураганной я бы ее не назвал.
  • Размашистые ходы КПП. Что сказать... Франция. Может, французы любят размахивать локтями? Это науке неизвестно, но те, кто пересел сюда с какого-нибудь "немца", будут плакать долго.
  • Неудобное кресло. Подушка короткая, поясничной поддержки нет, боковой - тоже. Интересно, эту "табуретку" вообще тестировали перед тем, как выпустить в серийное производство?

Пленительная леди-Франция — это отдых с шиком: насыщенная экскурсионная программа, Лазурное побережье, знаменитейшие музеи, гастрономические провинции и замки Луары. Роскошь изысканных деликатесов, пьянящий вкус вина, свежесть горнолыжных курортов – это все о Франции!

У нас вы можете узнать, как добраться до этой туристической мечты и заглянуть в любой ее уголок, с помощью своего, либо арендованного авто.

Визовый режим

Франция входит в круг стран, объединенных общим Шенгенским договором. Для посещения этой страны гражданам РФ и СНГ нужно получить шенгенскую визу во Францию. Подать документы на получение визы можно в Визовые центры Франции в городах России. Требования к пакету документов стандартные «общешенгенские»: срок действия паспорта – 3 месяца, бронирование билета, отеля и документы, гарантирующие финансовую состоятельность тура. Нюансы – три чистые страницы загранпаспорта. Подачу документов нужно производить, предварительно записавшись онлайн. Кроме визового сбора в 35 евро, придется оплачивать также сервисный – тысячу рублей с небольшим.

Как добраться

Конечно, люди разные и вкусы у всех тоже разные. Кто-то предпочитает путешествовать на самолете, кто-то на поезде, автобусе, пароме или машине. Мы же вам можем только посоветовать, какой из этих способов будет наиболее удобен, дешев, быстрее или интереснее.

Итак, наиболее оптимальный вариант пути – это перелет на самолете. Ежедневные регулярные перелеты из Шереметьево-2 в Руасси - Шарль-де-Голль осуществляют авиакомпании «Аэрофлот» и Air France. Продолжительность полета около 4 часов. Из Санкт-Петербурга (Пулково) совершает рейсы авиакомпания «Россия» и также Air France.

Автолюбители могут совершить захватывающий пробег до Франции на личном транспорте. Способ такого путешествия, конечно, не дешев, но зато вы сами можете организовать себе подробную экскурсию по Европе, безо всяких поездов. По оценкам, бывалых автопутешественников, вы затратите на бензин около 200-250 евро. А, вот, за сколько вы преодолеете 3000 км, это уже зависит от вас. Из плюсов – полная свобода действий, из минусов платные автодороги, белорусско-польская граница и проблема с парковками в самом Париже.

По дороге из Москвы в Париж вам придется пересечь Белоруссию, Польшу, Германию и Бельгию.

Расстояния от Парижа по автотрассе: Москва — 2905 км, Милан — 835 км, Монако — 958 км, Женева — 500 км, Брюссель — 284 км, Амстердам — 514 км, Люксембург — 379 км, Мадрид — 1420 км.

Как арендовать машину

Данная глава посвящена тонкостям аренды авто во Франции, таким как ее стоимость, необходимые документы, страховка, а также сведениям об основных прокатных компаниях страны.

Аренда авто во Франции – это отличный способ понять эту романтично-загадочную страну, не ограничивая свое передвижение короткими экскурсами на туристическом автобусе. Вместе с ключами от автомобиля в ваши руки попадает великолепный шанс воочию лицезреть знаменитые виноградники Шампани и Бордо, а также зубчатые стены замков Луары. Вы можете насладиться автопробегом по Каннам, передохнуть в Нормандии – и все это сделать в рамках одного своего отпуска.

Кстати, аренда авто по-французски звучит, как louer une voiture…заказ лучше делать заблаговременно. При этом, знайте о маленькой ложке дегтя в бочке меда – гарантируется только категория автомобиля, но, отнюдь, не конкретная модель.

Приблизительная стоимость аренды авто С класса, включающая страховку и навигатор – 60-70 евро за сутки, бюджетный вариант – от 30 евро.

Французские автобаны славятся своим хорошим качеством. Так называемые отпускные маршруты, обозначенные зелеными указателями, предназначаются для объезда пробок, которые в часы пик возникают даже на платных трассах. Имейте в виду, что август это не лучшее время для путешествий на авто по Франции, так как начинается сезон отпусков. А также пятничный и воскресный вечер на выезде и въезде в Париж (точно, как в Москве!).

Приятным бонусом является то, что на любой станции техобслуживания можно попросить бесплатный дорожный путеводитель по области.

Фирмы по прокату авто во Франции

Национальный оператор: National.

Международные компании: Avis, Budget, Hertz.

Дискаунтер: Rentacar.

Прокатные брокеры: Rentalcars, Drive Booker.

Необходимые документы и страховка

Чтобы арендовать машину во Франции вам понадобится международное водительское удостоверение и кредитная карта (иногда две). Водитель должен достигнуть 21-летнего возраста и иметь за плечами водительский стаж не менее года. Крупные компании иногда требуют дополнительную плату, если возраст водителя не превышает 25 лет.

Стоимость аренды авто, как правило, включает в себя: неограниченный пробег, страховку «повреждение авто» и НДС. За дополнительные деньги можно заказать страховку от угона, страховку на второго водителя и детское сидение. Авто выдается с полным бензобаком и возвращена должна быть в том же состоянии. Как правило, если авто берется на трехдневный срок и более, то ее можно возратить в другом городе без дополнительной оплаты.

Стоимость топлива

Во Франции можно заправиться 95 и 98 неэтилированным бензином (sans plomb) и дизельным топливом (gazole). В крупных городах работают круглосуточные автозаправочные станции. На автотрассах топливо, как правило, дороже, чем в городской черте.

Стоимость 95-го бензина во Франции достигает 1,55 евро за литр.

ПДД Франции

Соблюдение скоростного режима во Франции контролируется специальными радарами, которых на трассах страны находится превеликое множество (причем указатели, предупреждающие об их наличии, отменены). Опция GPS, которая указывает на местоположение камер, должна быть отключена. Эксплуатация радар-детекторов запрещена. Использование фар ближнего света в светлое время суток разрешается только в условиях плохой видимости и при движении через тоннель.

Знак, который требует уступить дорогу, сопровождается надписями «Vous n’avez pas la priorité» (нет приоритета) или «Cédez Le Passage» (уступите дорогу).

Детей, которые не достигли 10-летнего возраста, перевозить на переднем сидении запрещено. Детское автокресло или бустер обязательно следует использовать, если вес ребенка не достиг 18 кг. Обязательно нужно пристегиваться ремнями безопасности, причем всем пассажирам, включая водителя авто. Крайний ряд слева всегда должен оставаться свободным для обгона. И еще одно непреложное французское правило: «Пешеход всегда прав».

Скоростные ограничения во Франции следующие: населенный пункт – 50 км/ч; вне населенного пункта – 90 км/ч; автодорога – 110 км/ч и автобан – 130 км/ч. Минимальная скорость, разрешенная на автомагистрали – 90 км/ч.

При аренде авто обязательно проверьте наличие обязательного оборудования в нем: знака аварийной остановки, светоотражающего жилета, а также аптечки и огнетушителя. С 1 июля 2012 года все водители страны, включая иностранных граждан, обязаны иметь при себе алкотестер одного использования, чтобы перед тем, как сесть за руль проверить себя на наличие алкоголя в крови.

Штрафы

Работники полиции имеют право взимать штрафы на месте, выписав квитанцию. Не стоит предлагать блюстителям порядка взяток – они их не берут, но вы можете впутаться в большие неприятности. Также, учтите, что препираться в спорах с представителями закона в цивилизованной Европе не принято.

Допустимое содержание алкогольных веществ в крови водителя – 0,5 промилле.

Некоторые суммы штрафов: превышение скорости – 68-1500 евро; неправильная парковка – 17 евро; проезд на красный сигнал светофора и нарушение правил совершения обгона – 135 евро; не пристегивание ремнями безопасности – от 46 евро; переговоры по телефону без hands free – от 35 евро; превышение допустимой нормы содержания алкоголя в крови и до 0,8 промилле – 135 евро, более 0,8 промилле – 4500 евро и лишение прав на 3 года; отсутствие светоотражающего жилета – 90 евро; отсутствие одноразового алкотестера – 11 евро.

Платные дороги

Движение по некоторым автобанам Францам разрешается только после оплаты, в зависимости от класса машины и расстояния. Стоимость проезда высвечивается на табло, когда машина въезжает на оплачиваемый участок. К оплате принимаются, как кредитные карты, так и наличные. Во Франции платные дороги называются Autoroute peage. Они обозначаются буквой «А» на дорожном знаке синего фона.

Платные участки (тоннели и мосты):

  • Тоннель Mont Blanc между французским Шамони и итальянским Курмайором (11,6 км) -38,90 евро в одну сторону, 48,60 евро туда - обратно, причем заехать в тоннель со стороны Италии будет стоить немного дороже
  • Тоннель Frejus, соединяющий Францию и Италию (12,9 км), -38,90 евро в одну сторону, 48,60 евро туда - обратно
  • Тоннель под Ла-Маншем (51 км) - стоимость проезда автомобиля с пассажирами (до 9 чел.) в одну сторону22 евро (поездка до 2 дней), 44 £ (возвращение в течение 5 дней) и более.
  • виадук Мийо (2,5 км) -6,40 евро и 8,20 евро (июль, август)
  • мост Нормандии (2,1 км) -5,20 евро
  • мост Танкарвиль (1,4 км) -2,5 евро
  • мост острова Ре (2,9 км) -9 евро и 16,5 евро (с середины июня до середины сентября) туда и обратно.

Парковки

Многие паркинги Франции оборудованы автоматами horodateurs, принимающими к оплате определенные карточки, продающиеся в табачных киосках. Бесплатно, как правило, можно припарковаться в будни с 19.00 и до 7.00, в выходные и праздничные дни, а также весь август месяц. Маленькие города предоставляют возможность дополнительно парковаться без оплаты в период с 12.00 и до 13.00. Более точную информацию вы найдете на парковочном автомате. Ставить машину на стоянку более одних суток запрещено, за исключением долгосрочных парковок.

В Париже на сайте www.parkingsdeparis.com. можно заранее зарезервировать себе парковочное место бесплатно.

Стандартная разметка: синяя полоса – парковка на 1,5 ч; зеленая полоса – длительная парковка; красная полоса – парковка запрещена. Белая полоса и знаки Payant или Р обозначают платную парковку. Помимо столицы Франции проблемы с парковкой также часто возникают на курортах Лазурного побережья.

Достопримечательности Франции

Самая главная достопримечательность Франции, это без сомнения Эйфелева башня. Она была построена, чтобы украшать вход Всемирной выставки 1889 года и должна была быть разобрана через два десятка лет. Однако наступление радио эпохи сделало ее востребованной – на вершине Эйфелевой башни были установлены радиоантенны.

Считается, что на территории Франции находится более 40 тысяч замков, разной сохранности, размеров и возраста. Здесь даже есть объединенная отельная база, расположенная в замках, насчитывающая 525 членов.

Одним из самых интересных произведений замковой архитектуры считается Идеальный замок Фердинанда Шеваля рядового французского почтальона, который на протяжении 33 лет после выхода на пенсию строил замок своей мечты.

В 22 км от Парижа расположен Версаль, дворец, задуманный первоначально как скромный домик для охоты Людовика XII. В последующие 50 лет Версаль разросся и стал самым большим европейским дворцом, который служил резиденцией для королей Франции вплоть до Великой французской революции.

Любителям леденящего кровь ужаса обязательно стоит спуститься в парижские катакомбы, которые входят в топ 10 самых страшных мест мира.

Заключение

Увидеть Париж и умереть! Это ли не мечта всех романтичных особ? Но, Франция, это страна, которая придется по вкусу не только молодым, мечтательным девушкам, здесь каждый турист найдет для себя что-то свое. Кому-то понравится наслаждаться вкусом теплых круассанов с кофе, сидя в уютной кафешке; кому-то ездить на архитектурные выставки в музеи, чтобы взглянуть на работы импрессионистов, а кто-то захочет получить шоколадный загар в Ницце по соседству со многими звездами. Не правда ли заманчивая перспектива? Так что собирайте чемоданы! Вы летите в Париж! Ну, а пока, сидя на борту авиалайнера, посмотрите следующий видеоролик о достопримечательностях Франции.

Продолжаю рассказывать о нашей поездке в Андалусию на Новый Год. В этой части будут знаменитые белые деревни, шикарный дворцово-крепостно- садовый…

  • Путешествие по Андалусии на автомобиле, часть 1

    Два последних года мы встречали Новый Год в Португалии, посетили практически всю континентальную часть страны, побывали на Азорах и Мадейре…

  • Путешествие по Франции на автомобиле: часть 2. Бордо, Бретань

    Продолжаю рассказ о нашей осенней поездке во Францию. В этой части мы наконец-то доберемся до виноградного региона Бордо,и до Атлантического океана,…

  • Наша поездка в Шотландию

    Мечта попасть в Шотландию у нас была уже очень давно, особенно после прекрасных поездок по Корнуоуллу и Йоркширу. Но во-первых, туда надо ехать…

  • Крит самостоятельно на машине

    Почему Крит? Во-первых потому, что было уже даже немного стыдно, что мы больше 8 лет живем на Кипре, а в Греции до сих пор не были. Во-вторых, в…

  • Мадейра - отзыв о нашей поездке

    О материковой части нашей португальской поездки я рассказала, теперь пришла пора Мадейры. Почему Мадейра? Потому что нам очень понравились Азоры,…

  • Новогодняя Португалия 2017. От Лисабона до Порто с захватом Алгарве

    Новый Год 2016 мы очень удачно встретили в Португалии на Азорах, поэтому решили в этом году повторить наш опыт, на этот раз соединив континентальную…

  • “К последнему морю” – так мы решили назвать наше первое путешествие во Францию. Мы проехали по Эльзасу, долине Луары, зацепили Бретань, Нормандию и Шампань. Нам неведомо, что имел ввиду Василий Григорьевич Янчевецкий, отправляя в своих фантазиях Бату-хана к “последнему морю”, но, добравшись до западного побережья Франции, мы решили, что простирающаяся перед нами водная гладь и есть то самое “последнее море”. Да простит нас писатель, известный под псевдонимом В.Ян за то, что позаимствовали красивое название его книги. В своё оправдание скажем, что завоевательских целей мы себе не ставили. Задачей, как всегда было охватить неохватное, поиметь непоимеемое и впихнуть невпихуемое. Чем Начальник Экспедиции и занялся заблаговременно. За семь месяцев до поездки – в конце января – начале февраля 2013 года. Потому как задачи стояли глобальные, успех предприятия не терпел спешки.

    В настоящем отчёте мы лишь обозначим маршрут путешествия и перечислим основные увиденные достопримечательности. А чтобы облегчить поисковую задачу, добавим и совсем банальный подзаголовок:

    Из Москвы в Европу (Францию) на машине

    Итак, сие предприятие началось в субботу 31 августа 2013 года в 6.30 утра – выехали из Москвы. Транспортное средство – Фольксваген-гольф-5. Задача первого дня – как всегда, добежать до канадской белорусско-польской границы. – она и есть М-1, сносна, временами – очень даже ничего, нудна, но терпима, в порочащих связях не замечена.

    Мучительный вопрос “где переходим?” решили в пользу Бреста. В Береставицу поехать не рискнули (но хотелось, потому что – короче), ибо что там творится – самому Яндексу неведомо.

    На границе сделали первый вывод из этой поездки – выезжать надо раньше. Мнение, сложившееся в предыдущих путешествиях о том, что если приехать на границу немного позже, очередь будет меньше, оказался ошибочным. В результате, подъехав к белорусам в 18.10 мы выкатились с польской стороны ровно в 20 часов. Один час 50 минут – в норме.

    Ожидание скрасил небольшой спектакль в “еврокоридоре”. Польские “стражи граничны” трясли наших отщепенцев эмигрантов на роскошном Мерседесе с немецкими номерами за то, что они везли в Европу… колбасу. Запасливая тётка канючила: “Это только с собой, в дорогу покушать”. На что страж интересов ВТО резонно отвествовал: “Что, в Евросоюзе совсем плохо с продуктами?” Перепалка, кажется, закончилась в пользу бывших голодных соотечественников. Мы их чаяния не разделяли, будучи убеждёнными, что настоящая (живецка, шинка, полендвица) живут в Польше.

    Остаток дня потратили на гастрономические закупы в Бялой Подляске. Евросоюз – Евросоюзом, но продукты в Польше значительно дешевле, чем в Германии и Франции. Речь Посполита кормила нас завтраками (а иногда и обеденными перекусами) почти всю дорогу. Откладывать решение продуктового вопроса на следующий день нам не хотелось – в воскресенье магазины открываются позже. Значит, на следующий день нам нужно либо позже трогаться в путь, либо съезжать с трассы в какой-то городок. Ни то, ни другое в планы не входило. К счастью, программу минимум на первый день мы выполнили, программу-максимум – дойти до Варшавы урезали до деревни Збучин и , который и рекомендуем в качестве запасного аэродрома.

    Во второй день, 1 сентября, воскресенье, поутру прошли ещё спящую Варшаву. Рассвет так и не наступил. Дождевые сумерки выдали сначала небольшую порцию ливня. А потом, словно войдя во вкус, земля решила выжать из туч все до капли. Дождевые мешки заполонили собой всё вокруг и тяжёлыми мокрыми брюхами волочились по дороге. Стихия бушевала около часа, повысив расход топлива до 8,5 литров и ощутимо замедлив скорость движения.

    В результате в менее дождливую Германию мы въехали около 16 часов. (Ведомые английскими спецслужбами с недвусмысленным номерным знаком EKX).

    На этот раз хвалёные немецкие автобаны припасли две занудные пробки, одна из которых непонятно почему началась и неизвестно по какой причине через полчаса закончилась. Вторая не имела ни конца, ни края.

    Посему решили съехать с автобана и, к вящему ужасу навигатора, пытающегося наставить нас на “путь истинный”, попетляли около 25 км по ландштрассе,

    кое-где выложенных булыжником

    и выиграли около 17 пробочных км. Вернулись на трассу и доползли оставшиеся 13 км до съезда на Гослар.

    3-й день. 2 сентября . Утреннее знакомство с немного омрачилась погасшей правой фарой на Гольфе. Однако в придорожной мастерской авторизованном “Бош-сервисе” лампочку заменили за 5 минут и 15 евро.

    С чувством, толком, расстановкой познакомились с Госларом, зашли в Императорский дворец и Ратушу и неспешно прошли рекомендованным маршрутом. (Подробно об очаровательном городке расскажем отдельно). На чувства и толк ушло около 4 часов.

    В 13 часов тронулись на запад, в 18.35 пересекли германо-французскую границу, а около девяти стучались в гостеприимную дверь , где остановились на три ночи. Сразу же провели рекогносцировку на местности

    и насладились первым в жизни французским ужином.

    4-ый день. Вторник, 3 сентября. Ранним утром мы стали первыми пешеходами на узких мощёных улицах .

    Стайки и группки учеников шумно бежали в школу. Открылись булочные и всюду пахло свежим хлебом

    и размеренным ходом времени. Вместо зарядки пощёлкав фотоаппаратами и зарядившись удивительным кофе нашей хозяйки, мы тоже отправились на работу, по делам знакомиться с Эльзасом.

    Начали с горы святой Одилии – в этот день она стала самой дальней точки вылазки.

    Добраться до неё можно разными способами, мы предпочли . Двумя словами её не описать, наш восторг от увиденного – тем более. Большая часть 16 gb карты памяти моментально заполнилась видеороликами, снятыми по дороге, а последние издыхания батареи погибли на узком лесном подъёме к монастырю.

    Возвращались той же дорогой – городки перемежаются виноградниками на склонах Вогезов.

    и мы едва могли перевести дух от красоты пейзажа, как въезжали в очередную винную деревню, посёлок или городок и ахали от архитектурных изысков эльзасского фахверка. Вот уж воистину – лучше один раз увидеть!

    Культурной программой второй половины дня стала крепость Верхний Кёнигсбург. День завершился посещением Риквира,

    дегустацией и покупкой отменного белого вина, распитием свежекупленных спиртных напитков и брожением в пьяном виде по ночному .

    5-ый день. Среда, 4 сентября . Кольмар. Что ни улица – музей фахверка, что ни дом – памятник старины!

    С гастрономическими изысками Эльзаса знакомились на крытом рынке – несколько ломтей разных мясных деликатесов запивались Эльзасским пивом.

    По возвращении снова захватили – ещё несколько погребов, ещё десяток сортов вина, ещё несколько бутылок в багажник – и уже никто не помянет полный багажник польской еды и двоих в жопу стекло трезвых на винной дороге! (с).

    Отужинали эльзасским тарт фламбе. Редкая вкуснятина! На вид он напоминает пиццу. Но слой теста гораздо тоньше, сыра гораздо больше!

    На 6-ой день, четверг, 5 сентября прощались с . Путь лежал к долине Луары. Ещё в Москве решали вечный вопрос – быть или не быть, платить за дорогу или не платить. Платный вариант выдавал время в пути больше пяти часов. Бесплатный – больше семи. Причём по километражу бесплатный путь оказывался короче – 545 км против 636 платных километров. И всё же Начальник Экспедиции выбрал длинную быструю платную дорогу, ибо очень хотелось успеть в замок Шамбор.

    “Дорога солнца” – так называют автостраду А-6, она ведёт на юг, к Средиземному морю.

    Пейзажи сменялись от равнинного до холмистого, ровно на полпути от Лилля до Марселя устроена интересная смотровая площадка.

    Наслушавшись страшилок об обсыхании бака на автостраде, мы позаботились о заправке заранее. И тут выяснилось, что на французских автомагистралях продают лишь 95Е-10, который нашему Гольфу не желателен. Любезный служащий посоветовал съехать в ближайший населённый пункт, коим оказался Аваллон. К счастью, нужное топливо оказалось в наличии сразу на въезде в город и мы в очередной раз “зарубили себе на носу” …..

    Пожалуй, выбор дороги был правильным, ибо Шамбор стоил тех 50 евро, которые мы заплатили за авторут!

    Тем более, что галантные кавалеры Шамбора лично приветствуют особо дорогих гостей.

    Вечером этого дня мы обосновались в Шенонсо, в уютном номере хостела Дю Руа. Хотя хостелом (общежитием, как принято переводить слово hostel) там и не пахло, пахло хорошим гостиничным номером если не на три звезды, то на две с половиной. “Дю Руа” стал нашим домом на четыре ночи.

    Ужинать в ресторане в четверг не полагалось. Ужаснувшись , мы решили во Франции устроить трёхразовое питание (понедельник, среда, пятница:)). Но правила на то и устанавливаются, чтобы их нарушать! Потыкавшись в пару уже закрытых заведений (Шенонсо – это деревня вокруг замка, на примерно 30 домов там семь гостиниц, пять ресторанов и одна вечно закрытая булочная 🙂) мы приземлились в одном славном местечке, чем остались весьма довольны.

    7-ой день, пятница, 6 сентября . Утренний нудный и противный дождь не испортил впечатление от замка Шенонсо.

    Внутри возникает стойкое ощущение, что Диана де Пуатье, а то и сама Екатерина Медичи, просто отлучились ненадолго.

    Середину дня потратили на королевский замок Амбуаз, резиденцию Франциска I

    и место упокоения Леонардо да Винчи.

    Посетили и соседний с Амбуазом “замок” Кло-Люссе,

    где Великий Мастер почил в бозе.

    Вечером погуляли по саду замка Шомон, оставив интерьеры для более дотошных путешественников.

    8-ой день, суббота, 7 сентября . Программа этого дня чуть было не затрещала по швам. В Блуа, куда мы раненько утром отправились, нас коварно поджидал субботний рынок! Собрав всю свою женскую волю в кулак и взяв с Начальника Экспедиции слово, что закончим осмотр замка до закрытия рынка (до 13 часов), мы одними из первых вошли в вожделенные залы очередного дворца.

    На базар пришли уже к “шапочному разбору”, но польскую провизию сильно разбавили францускими сырами, колбасами и овоще-фрукто-ягодами.

    Таскаться по Блуа с авоськами не шибко весело. Да ещё выяснилось, что америкосная зелень никому в Блуа и даром не нужна, в банках обмена нет, на почте 100-долларовую купюру нам менять отказались, а за несколько мелких банкнот попросили комиссию, чуть ли не половину меняемой суммы. По совокупности вышеперечисленных причин знакомство с Блуа ограничилось несколькими улицами и собором святого Николая. “Обмочив усы” бельгийским пивом мы двинулись в Шеверни.

    И стал бы Шеверни ещё одним замком, отличным от других лишь камерными, а не парадными интерьерами и действующей псарней,

    если бы не праздник вина! Городок праздновал 20-летний юбилей присвоения “апелласьон” винам марки “Шеверни”! На небольшой площади перед церковью вино лилось рекой. Виноделы щедро наливали благородный продукт виноградной лозы собственного приготовления в подставленные бокалы. Посуду полагалось взять при входе – посетителей записывали и зачем-то ставили на руку смывающуюся печать. Оркестр, танцы, карусель, сыр и вино, вино, вино….

    Белое, розовое, красное, удивительно ароматное!

    Интересно, что на месте вино не продавали, на празднике полагалось только пробовать. И не избежать бы Бортжурналистке положения риз, если бы ГлавВред не вынес своего волевого решения по-английски по-французски удалиться. Предварительно выяснив координаты особо понравившегося винного погреба.

    Пополнив винные запасы, мы отбыли по направления к , указатель на который благополучно проскочили. Разбираться во французских дорожных указателях – дело непростое. На перекрёстках часто висят целые простыни с наименованием географических точек и выбрать на скорости нужное направление весьма затруднительно.

    Попадаются указатели на Toutes directions (“Все направления”) и Autres directions (“Другие направления”), их стрелки указывают в противоположные стороны. Указатель поворота на висел оборотной стороной и обнаружился лишь когда изрядно поплутав, мы вернулись назад.

    К счастью, мы успели на последнюю экскурсию (посещение только с экскурсоводом, снимать нельзя) и Начальник Экспедиции насладился великолепным рассказом коллеги.

    Ужинали в Шенонсо в ресторане при нашей гостиничке. Уже постфактум решили, что этот ужин стал одним из самых лучших в поездке.

    9-ый день, воскресенье, 8 сентября . Кто бы мог подумать, что в отпуске, да ещё и в воскресенье придётся ставить будильник на “ни свет, ни заря, 40 лет без урожая” ?

    Куда не поедем?- ехидно ответил Начальник Экспедиции на ворчание Бортжурналистки и пригрозил: – Пожалуйста, давай замок Спящей Красавицы проспим!

    Как это Красавицу проспать? Это ей можно на сотенку годков отдаться предаться объятиям Морфея. Нам такого не положено, мы в отпуске.

    Идея хотя бы проехать через Тур, который никак не умещался в протокол о намерениях, результата не принесла, чтобы окончательно не заблудится мы снова вернулись на трассу. В Азе-ле-Ридо были минут за 20 до открытия.

    Но главным впечатлением дня стали отнюдь не покои королевских особ, а целая коллекция ретро-автомобилей на парковке.

    На обратной дороге мы добрым словом вспомнили рынок в Блуа.

    В Вилландри решили посвятить всё время прогулке по знаменитым садам, благо погода к тому располагала.

    К вечеру дискуссия на тему: “Где скоротать оставшиеся пару часов” неожиданно разрешилась сама собой – мы набрели на замок Люйн. Посетить его не удалось – через 20 минут он закрывался до следующей весны, но любезные девушки-служители объяснили, как проехать на вершину холма, откуда открывается открыточный вид на замок. Мы попали туда со второй попытки. (Спасибо французским указателям, задача которых – отвести путнику глаза от его цели).

    Согласно умной книжке, неподалёку от Люйна сохранились руины древнеримского акведука. Его поиски превратились в увлекательный квест по тихим улочкам и окрестным дорожкам. Только зоркие глаза Помехи Справа, уловившие боковым зрением нечто величественное на краю дальнего поля, помогли нам его найти. Арки и опоры акведука стоят в чистом поле и поэтому производят очень сильное впечатление, мощнее, если бы стоял где-нибудь в городе.

    Вечером оценили вкус шампанизированного вина “креман” из Риквира.

    10-ый день, понедельник, 9 сентября . Ехать в Шинон предполагалось по живописной дороге. Но у навигатора на то были свои виды, он тупо перетащил нас на противоположный берег Луары, где пейзажи стали намного скучнее.

    В замке Шинон обосновались сказочные драконы, включая русское Чудо-Юдо.

    Впрочем, толкиеновского Смога тоже на забыли. Да и сам город более чем интересен – на его осмотр потратили около трёх часов,

    включая музей вина с дегустацией и приобретением различных напитков горячительного свойства.

    Дорожные расходы (топливо, парковки, платные дороги):
    11.390 рублей
    240 злотых
    680,3 евро

    Гостиницы:
    220 злотых
    961 евро

    Еда (рестораны, кафе, перекусы, продуктовые магазины – всё, что употребилось внутрь):
    795 евро
    375 злотых
    550 рублей

    Музеи:
    157,5 евро.
    На этот раз совсем не дорого, удостоверения гидов-переводчиков давали право на бесплатное посещение всех государственных замков, а в частных нам давали скидку. На сэкономленные деньги мы покупали литературу. Много. На 325 евро.

    ИТОГО – 3 400 евро.
    В итог НЕ включены лишь подарки, алкоголь и некоторые промышленные и продуктовые закупы, предназначенные к употреблению дома.