Вечный спор: греть или не греть двигатель. Комментарий специалистов компании «Jaguar Land Rover Россия»

Греть или не греть двигатель – один из вечных вопросов среди автолюбителей. Особенно он становится актуальным с наступлением холодов. По этому вопросу автолюбители делятся на два больших лагеря. Одни считают, что греть современный двигатель необязательно. Другие по-старинке прогревают двигатель перед каждой поездки. И те, и другие по-своему правы. Постараемся разобраться.

Как известно, принцип работы двигателя внутреннего сгорания основан на использовании теплового расширения газов в камере сгорания для приведения в движение поршней и коленвала. Наиболее эффективно двигатель работает, когда достигает рабочей температуры. На старых автомобилях с карбюраторными двигателями, для того чтобы поехать, особенно зимой, обязательно нужно было прогреть двигатель, иначе автомобиль дергался и двигатель мог заглохнуть на ходу.

С появлением современных автомобилей с инжекторными двигателями, необходимость в прогреве вроде бы отпала – электронный блок управления двигателем сам регулирует режимы работы двигателя и адаптирует их под температуру, нагрузку и т.д. Действительно, в теплое время года автомобиль можно завести и сразу поехать. А вот когда на улице холодает, греть двигатель все же нужно.

Преимущества прогрева двигателя перед началом поездки:

    холодный двигатель работает в щадящем режиме и не позволяет получить всей мощности и крутящего момента

    пока у Вас холодный двигатель, отопитель не позволяет полноценно прогреть салон автомобиля

    при работе холодного двигателя под нагрузкой увеличивается его износ

Однако тут нужно чувство меры, если прогревать на стоянке двигатель до рабочей температуры, это несомненно существенно увеличит расход топлива и негативно будет влиять на экологию. К примеру, в некоторых странах Европы прогрев двигателя на месте вообще запрещен. К тому же, не секрет, что на холостом ходу двигатель греется очень долго, гораздо быстрее его можно прогреть под нагрузкой (т.е. в движении). Поэтому, немного прогрев двигатель, нужно начинать движение на небольших оборотах, прогревая его до рабочей температуры уже на ходу. Рассмотрим несколько конкретных примеров.

К примеру, если на улице 3-4градуса ниже нуля, можно дать поработать двигателю буквально 30 секунд и начинать движение, первое время двигаясь на небольших оборотах.

Если на улице ниже 10 градусов, можно дать поработать двигателю на холостых оборотах пару минут и аккуратно начинать движение. Если на улице снегопад или у Вас замерзли стекла, то нужно просто завести автомобиль, включить отопитель и пойти смахнуть снег с крыши, очистить стекла от наледи. За это время и двигатель немного прогреется, и Вам не придется садиться в промерзший салон.

При сильных морозах двигатель в любом случае нужно прогреть хотя бы до минимальной температуры, иначе дело может кончиться выдавленными сальниками, проороачиванием вкладышей и другими неприятностями.

Помните, даже прогрев двигатель, не стоит сразу выжимать из него все соки, ведь другие системы автомобиля остались холодными. В лучшем случае масло в КПП хотя бы немного согрелось от соседнего двигателя, а амортизаторы, резиновые детали подвески и пр. остались замерзшими. Именно поэтому начинать движение нужно постепенно, первые пару километров двигаясь без лишней нагрузки.

С наступлением зимы активизируются споры насчет правильной эксплуатации автомобиля при низких температурах. Одни водители стараются хорошенько прогреть машину на холостых оборотах. Другие же считают, что это лишняя процедура. Кто же из них прав?

Диапазон температур осенью и зимой в средней полосе России – в пределах 30 градусов. Порой погода меняется скачкообразно и то, что нельзя делать при нуле градусов, оказывается необходимым в мороз. Рассмотрим сначала доводы против прогревания мотора.

Загрязняет атмосферу вредными газами

Действительно, режим холостого хода считается самым токсичным. Работа мотора без нагрузки является причиной синтеза оксидов азота и иных токсичных выбросов. Именно для того, чтобы соответствовать стандартам Евро 5, автопроизводители отсекают режимы холостого хода с помощью системы «Старт-Стоп», выключающей мотор во время остановок. Естественно, эти же нормы предписывают прогревать машину не на холостом ходу, а во время движения.

Мешает спать жильцам

Работающий двигатель не только плохо пахнет, но еще и создает неприятные акустические волны. Он, грубо говоря, тарахтит, в особенности на старой изношенной технике. А это вызывает недовольство людей, под чьими окнами заводится утром автомобиль. Самое неприятное, что при холодном пуске в выхлопной системе идут волны низкой частоты, благодаря которым в окрестных домах даже звенят стекла.

Запрещено законом и грозит штрафом

Прогревать автомобиль в жилых дворах запрещено законом. Если кто-то увидит и зафиксирует этот процесс на видео, то владельцу могут прислать штраф. В последнее время охота на автомобилистов распространена среди пенсионеров и подростков. Существуют программы для мобильных смартфонов, с помощью которых можно снять и отправить видео в правоохранительные органы. Дальше уже дело техники, а штраф составляет 1500 рублей по статье 12.28 КоАП РФ («Нарушение правил, установленных для движения транспортных средств в жилых зонах»). Такое же нарушение в Москве или Санкт-Петербурге оценивается уже в 3000 рублей..

Повышается расход топлива

Охранные электронные системы с дистанционным запуском помогают завести машину, не выходя из квартиры. Можно нажать на кнопку, и мотор начнет тарахтеть на морозе, обдавая кузов белыми парами. Порой проходит 20-25 минут, пока перед машиной не появится хозяин. Естественно такая процедура влечет повышенный расход топлива. В среднем на холостом ходу 2.0-литровый 4-цилиндровый холодный мотор тратит 1-1,2 литра бензина в час.

Все перечисленные доводы справедливы для теплой погоды и межсезонья, когда температура воздуха не опускается ниже 5 градусов мороза. Но как быть, если ударили морозы? В этом случае есть четыре неопровержимых довода за прогревание мотора.

Застывшее масло не успевает прокачиваться

Любое масло, даже синтетическое, имеет рабочий диапазон температур, в котором поддерживаются его заявленные характеристики. Если наступают холода и ударили морозы ниже 20 градусов, то масло 5W30 теряет вязкость. Оно рассчитано на работу от −25 до +25 градусов. При пограничных температурах масло густеет. Поэтому перед поездкой температуру масла необходимо поднять до рабочих температур.

Насос должен прокачать масло через систему смазки

В современных двигателях и автоматических коробках передач установлены масляные насосы, помогающие циркуляции смазки. Масло работает и в гидротрансформаторе. Поэтому масло должно не только прогреться, а еще и прокачаться через сложные каналы, на что требуется время. Чем меньше нагрузок испытывает мотор и коробка во время холодного пуска морозной зимой, тем лучше.

Коробка прогревается последней

До коробки передач тепло доходит в последнюю очередь. Если мотор имеет небольшой объем, то пройдет около 10 минут, пока важнейшие агрегаты перестанут испытывать масляное голодание и восстановят заявленную производителем работоспособность. Поэтому в морозы нужно обязательно дать машине подольше поработать на холостых оборотах.

Неравномерное температурное расширение

Еще один враг автомобиля это неравномерное температурное расширение. При резком нагреве под большой нагрузкой, детали, изготовленные из разных материалов, начинают по-разному увеличиваться в размерах. При вязком масле трущиеся поверхности испытывают дефицит смазки, масляная пленка пробивается, и начинается износ металла. Если сразу после холодного пуска начать ехать быстро с частыми раскручиваниями мотора до 4-5 тысяч оборотов, то велик шанс повредить внутренние поверхности цилиндров. Появятся задиры. В общем, мотор не может в морозы ехать столь же хорошо, как при нуле градусов. Его необходимо прогреть, чтобы довести температуру охлаждающей жидкости и масла хотя бы до нуля градусов.

Какой-то графоманский, пардон, понос у меня продолжается. Не успеваю записывать.

Вот это вот старое, зато полезное, если у вас есть машина, и вы не знаете ответа на вопрос в заголовке. Скоро неожиданно наступит зима, и начнутся обычные вопросы: как завести, как разморозить замерзшую незамерзайку, можно ли включать кондиционер, надо ли греть машину перед поездкой.

Последний вопрос самый неочевидный после кондиционера. Путаницы добавляют инструкции, которые гласят, что ничего греть не надо, завел и поехал, а некоторые даже прямо запрещают прогрев.

Первым делом надо определиться с целями и задачами. То, что написано в инструкции - происки зелёных. Эксплуатация в режиме завел-поехал приводит к снижению вредных выбросов в атмосферу. Сильно ли сокращается отсутствие таких выбросов - вопрос темный, поскольку один пассажирский самолет выбрасывает больше, чем весь автопарк небольшого города вместе взятый, но мы не об этом.

Допустим, мы хотим продлить жизнь автомобилю и вопрос о необходимости прогрева связан именно с этим. Если совсем коротко, то да, прогревать надо.

Физика процесса

Кому физика неинтересна, могут эту часть смело пропустить.

Тут две составляющих, обе связаны с трением.

Первая - любая трущаяся пара работает с минимальным износом при точной подгонке друг к другу. Поскольку коэффициенты теплового расширения у разных материалов разные, рабочая температура агрегата должна быть в строго очерченных рамках. В двигателе много трущихся пар, которые интенсивно изнашиваются при отклонении температуры в любую сторону.

Вторая - смазка. Она тоже имеет свой диапазон рабочих температур. Холодное масло густеет и хуже выполняет свою работу, что тоже приводит к повышенному износу.

Таким образом, идеально если двигатель прогрет до рабочей температуры ещё до запуска. Отчасти в этом может помочь предпусковой подогреватель, надо только иметь в виду, что он греет охлаждающую жидкость, масло же подогревается опосредованно и гораздо слабее, но всё равно предпусковой подогреватель существенно упрощает двигателю жизнь.

Двигатель

После пуска холодного мотора желательно дождаться, пока стрелка указателя температуры доползет до первого деления шкалы и только потом ехать. Для автомобилей без указателя температуры можно использовать тахометр - едем, когда обороты станут нормальными для прогретого мотора. Для автомобилей, где нет ни того, ни другого, ориентируемся на слух.

Обычно, это происходит за время, пока вы сбрасываете с машины снег.

Пока двигатель не выйдет на нормальный температурный режим (стрелка в середине шкалы), крайне нежелательно его насиловать. Постарайтесь не давить педаль газа больше трети её хода, не раскручивайте мотор до визга.

Другая крайность - стоять на месте до полного прогрева. Для дизельных двигателей и многих современных бензиновых полностью бессмысленная затея - они в таком режиме не прогреются никогда.

АКПП

Очень популярный вопрос, надо ли греть автомат, и если да, то как. Увы, стоя на месте автомат не прогреешь. Можно нагреть его, стоя на месте, включив какую-либо передачу и удерживая автомобиль тормозом (такие рекомендации встречаются), это правда, только стоять придется очень долго. Вы готовы стоять час на месте с ногой на тормозе?

Автомат выходит на нормальную температуру километров через двадцать после старта, но, в отличие от двигателя, АКПП прекрасно себя чувствует в весьма широком диапазоне температур. Более того, самая популярная причина смерти автомата - перегрев.

Прочие узлы и агрегаты

К подшипникам ступиц, дифференциалу, вообще всему, что крутится и трётся, относится всё то же самое. Даже если вы не знаете, что это такое, оно изнашивается и когда-нибудь захочет денег за свою замену. Дайте всему прогреться. Как? Да всё так же, отсутствием насилия в первые минуты поездки.

Я очень спешу

Бывает такое в жизни. Спешите - поезжайте, но если стоит не вопрос жизни и смерти, всё же дайте мотору потарахтеть хотя бы полминуты на месте, это существенно упростит ему жизнь.

Салон

В холодном салоне от низкой температуры ничего не сломается, но там находится самая важная деталь автомобиля - его владелец. При температурах -15°C и ниже салон может прогреваться достаточно долго.

При наличии климат-контроля доверьтесь ему, он свою работу знает. Только имейте в виду, что включенная рециркуляция существенно ускоряет прогрев салона, очень существенно.

При наличии отсутствия климат-контроля, не спешите ставить вентилятор на максимальные обороты, так вы только замедлите прогрев двигателя и не ускорите прогрев салона. Добавляйте обороты по мере подползания стрелки температуры к своему привычному положению. Впрочем, если очень холодно, вентилятор можно ставить на максимум, когда стрелка дошла где-то до четверти шкалы (предполагаем, что нормальное ее положение - середина этой самой шкалы). Разумеется, включенная рециркуляция так же полезна, как и для машин с климатом.

С рециркуляцией возможны грабли - запотевание, а точнее, обледенение стекол. При первых признаках этого неприятного явления выключайте рециркуляцию - видеть окружающую действительность полезно.

Зеркала

Есть подогрев? Пользуйтесь им при необходимости! В отличие от всего остального, обогрев зеркал сокращает, а не удлинняет срок их службы, зато всё видно.

Как облегчить жизнь машине

Я бы вопрос поставил иначе: как сделать езду зимой комфортней. Предпусковой подогреватель, автозапуск или даже их комбинация позволят приходить к уже тёплой машине с оттаявшими стёклами. Заодно двигатель прогреется с минимальным износом.

Между прочим

Недогретый двигатель поедает заметно больше топлива. Даже, если он недогрет всего на 5-10 градусов.

При невозможности выйти на рабочую температуру печка работает неэффективно.

Конечно же, износ непрогретого мотора тоже больше, но это не так заметно, как повышенный расход топлива и холод в салоне. Точнее, это не сразу заметно.

А дохлый термостат, который является наиболее частой причиной сего явления, для большинства автомобилей стоит копейки, как и работа по его замене.

Как правильно разогревать двигатель, и нужно ли вообще это делать? Как показал опрос автовладельцев на разных участках города, то большинство водителей разогревают именно салон автомобиля, думая, что если в салоне тепло, то и двигатель уже готов к работе. Другие же греют машину для того, чтобы она оттаяла и стекла перестали быть закованы в покрытие льда или замерзшего мокрого снега. В нашей статье мы расскажем вам о то, зачем разогревать двигатель и как правильно это сделать.

Греть или не греть?

Одна из опрошенных на этот вопрос ответила так: «У меня дизель, мне разогревать не нужно» и сейчас мы попытаемся выяснить нужно ли это действие или нет. Греть или не греть? Старый вопрос, о который сломано миллион копий. Сейчас вы прочитаете информацию, которая была подтверждена экспертами, поэтому можете ей довериться. Собственно, вариантов 3:

  1. Сели в холодную машину, запустили мотор и сразу поехали
  2. Полностью противоположный. Вы садитесь за руль, заводите мотор и оставляете машину, пока она не прогреется для оптимальной температуры для работы.
  3. Запустили мотор, вышли стряхнули снег с автомобиля, покурили и поехали. То есть в отличии от 2го варианта, прогревался двигатель гораздо меньше.

Вопрос у нас один: Какой вариант самый предпочтительный? Аспектов проблемы у нас пара, это состояние мотора и экология. Опыты специалистов показывают, что самый правильный будет третий пункт.
Заводим мотор, ждем порядка нескольких минут, пока он слегка прогреется (на пример пока курим) и отправляемся в путь. Важное замечание состоит в том, чтобы не делать большие нагрузки на двигатель, а ехать потихоньку и на маленький оборотах. В таком случае прогревается мотор самым лучшим способом.

Как прогревается мотор?

С начала от рабочего тела греется дно поршня, потом идет прогрев охлаждающей жидкости и только, через некоторое время, начинает греться «карбюраторное» масло и, если имеется в машине, катализатор. Достижение верного результата произойдет тогда, когда все вышеперечисленное будет прогрето. Если этого не происходит, то, тот же поршень, который нагревается быстро, при морозном старте встречается с холодными стенками цилиндров и получается не очень хорошее действие, т.к. поршень уже теплый, а стенки цилиндров холодные. Если вы едите по городу - это одна беда, но если выехали на трассу - тут все хуже.

В условиях трассы бывают такие моменты, когда необходимо больше нормы надавить на газ, на пример при обгоне, что делает большие на грузки на двигатель, особенно холодный. Что происходит дальше - вы, скорее всего, догадываетесь. Что бы этого всего не было нужно прогревать мотор некоторое время. Что касается экологии - то многие разработчики двигателей говорят, что их товар в прогреве не нуждается, можно сесть и ехать. Но мы с этим не согласны и считаем, что производители лукавят. Их главная задача убедить нас, что двигатель современный и ни в каких «дедовский» методах не нуждается. Задумайтесь сами, ведь все двигатели в автомобилях имеют одну физику работы. Наш вердикт - легкий прогрев и отказ от перегазовки первые 20 минут езды.

Холодное время года - это всегда испытание, как для автомобиля, так и для его владельца. Утренние автомобильные ритуалы зимой превращаются в настоящие «пляски с бубном» - завести, отогреть, разморозить, расчистить… И если раньше вопрос о необходимости прогревать двигатель перед движением ни у кого не вызывал сомнений, сегодня все чаще приходится слышать о том, что современным двигателям прогрев не нужен. Так греть или не греть? Давайте разбираться.

Что греется и как?


Как определить, прогрет двигатель или нет? Принято считать, что полностью прогретым он будет тогда, когда при фиксированном режиме работы температурные показатели всех его деталей и жидкостей перестанут меняться. Многие оценивают уровень прогрева двигателя по соответствующему указателю на приборной панели, хотя на самом деле он отражает температуру охлаждающей жидкости, которая греется быстрее всего. Вместе с ней достаточно быстро прогревается и верхняя часть двигателя - цилиндры, головка, поршни. Намного медленнее прогревается поддон вместе с находящимся в нем маслом – даже когда стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости выходит на «рабочий» уровень, масло в поддоне может все еще оставаться непрогретым. Самым последним прогревается нейтрализатор токсичности отработанных газов.


Оцениваем риски


Современный двигатель – сложная конструкция, включающая в себя детали из разных материалов. Нередко одна из сопрягаемых деталей может быть выполнена из алюминия, а другая – из чугуна или стали. Эти материалы имеют разные коэффициенты температурного расширения. Говоря проще, в разных температурных условиях детали из этих материалов будут иметь разные размеры.

К примеру, зазор между поршнем и внутренней поверхностью чугунного блока цилиндров при низкой температуре достаточно велик, а при прогреве двигателя он постепенно уменьшается за счет температурного расширения металлов. При температуре воздуха +20 градусов Цельсия номинальный зазор поршня в цилиндре составляет приблизительно 0,04-0,06 мм. При морозе -30 зазор увеличивается почти до 0,1 мм, и при таких зазорах поршень неизбежно стучит о поверхность цилиндра, вызывая ускоренный износ деталей. Пока двигатель работает на холостых оборотах, стук не так силен, а вот если дать холодному двигателю нагрузку, могут возникнуть задиры на юбке поршня, на поршневых кольцах и на самом цилиндре. Эти повреждения неизбежно приведут к падению компрессии и увеличению расхода масла. Кроме того, увеличенный зазор становится причиной попадания в картер рабочих газов, что может привести к ускоренному окислению масла и потере мощности.

Еще одна «поршневая» проблема – разница температур на поверхности поршня и цилиндра. Если начать движение сразу после запуска мотора, да еще и дать мотору нагрузку – например, забуксовать в сугробе на выезде из двора – получится очень опасная ситуация. Днище поршня будет быстро разогреваться тепловыми потоками от рабочего тела, а стенки цилиндра при этом все еще будут оставаться холодными. На боковой поверхности поршня нарезаны канавки для поршневых колец, и эти канавки весьма чувствительны к запредельным нагрузкам – а именно такие нагрузки они и будут испытывать при описанном нами перепаде температур.

Поршень – не единственный источник потенциальных проблем, с которыми можно столкнуться. Любой автовладелец знает, что одной из главных опасностей холодного пуска является недостаточная смазка. Именно поэтому в холодное время года не обойтись без качественного моторного масла с соответствующей вязкостью. Система смазки всех современных двигателей, которые, как известно, отличаются компактными размерами, имеет очень тонкие каналы, особенно чувствительные к вязкости масла. Кроме того, низкокачественные масла в условиях низких температур могут образовывать отложения на внутренних поверхностях и деталях двигателя в процессе работы, что неизбежно приведет к проблемам.

Еще один важный момент – повышенный расход топлива, характерный для непрогретого двигателя. При низких температурах электроника увеличивает подачу бензина, и пока двигатель не выйдет на рабочую температуру, расход топлива при движении будет достаточно высок – гораздо выше, чем в прогретом моторе.





Выходит, греть?


Итак, по всему выходит, что греть двигатель перед началом движения просто необходимо. Однако у этой медали есть и другая сторона.

Пока двигатель холодный, электроника подает внутрь обогащенную топливовоздушную смесь. Дело в том, что при большом морозе топливо недостаточно хорошо испаряется, плюс к этому в цилиндры поступает холодный зимний воздух. Чтобы справиться с этими недостатками непрогретого мотора электроника начинает вливать в двигатель значительно больше бензина, что резко увеличивает уровень выбросов СО и СН. Не зря «утренние» выхлопные газы считаются самыми едкими – их запах проникает буквально повсюду. Кроме того, на холостых оборотах двигатель прогревается намного медленнее, чем при движении, соответственно, уровень выбросов также увеличивается.

Современные электронные системы впрыска уменьшают масштабы проблемы, точно дозируя топливо – это позволяет не только несколько снизить выбросы, но и улучшить работу непрогретого двигателя. Однако этого недостаточно, чтобы снизить уровень наносимого экологии ущерба – процент устаревших автомобилей на российских дорогах все еще довольно велик. Еще одно решение проблемы отработанных газов – система снижения токсичности выбросов, оснащенная каталитическим нейтрализатором. Такие системы сегодня устанавливаются почти на все современные автомобили. Однако, работа нейтрализатора эффективна только тогда, когда он прогрет до рабочей температуры. В некоторых автомобилях устанавливается принудительный электропрогрев нейтрализатора, но таких экземпляров пока еще совсем немного. Это значит, что пока автомобиль как следует не прогреется, нейтрализатор со своей задачей справляться не будет. Более того, если греть двигатель на стоянке на холостом ходу, нейтрализатор будет греться намного медленнее, и на свой рабочий режим выйдет только тогда, когда вы начнете движение.

Есть у длительного прогрева и еще один недостаток. При низких температурах на поверхности цилиндра может возникать водяной пар. При холодном пуске он вступает в соединение с окислами азота, которые образуются в камере внутреннего сгорания во время работы двигателя, особенно дизельного. Результат соединения водяного пара с окислами азота – слабые азотная и серная кислоты, способные привести к термохимической коррозии внутренних поверхностей цилиндров и деталей двигателя. Чем дольше вы прогреваете двигатель, тем интенсивнее будут коррозионные процессы.


Что в итоге?


Итак, прогревать двигатель перед движением все-таки необходимо – это позволяет уменьшить скорость износа деталей, отсрочить капитальный ремонт и сэкономить деньги. При этом длительный прогрев наносит ощутимый ущерб экологии, увеличивает расход топлива, да и для самого двигателя также небезопасен. То есть, долго греть двигатель тоже неправильно.

Так где же искать пресловутую «золотую середину»?





За ответом на этот вопрос мы обратились к экспертам «Авто и Сити» - специалистам в области обслуживания автомобилей.


Артем Филатов, директор СТО «Мастер-сервис»:

«По моему личному мнению, двигатель греть все-таки необходимо, в зависимости от модели автомобиля – пока стрелка не достигнет рабочей температуры, либо пока не погаснет соответствующая лампочка, сигнализирующая о том, что двигатель холодный.

Само по себе движение холодному двигателю не страшно, страшны большие нагрузки. Пока двигатель не прогрет, все его трущиеся пары из-за большого коэффициента расширения металла имеют неэффективные зазоры между собой, соответственно увеличивается износ. Если избегать чрезмерных нагрузок (оборотов выше 2000-2500, резких ускорений и т.п), двигаться можно – современные автомобили на это вполне способны. Однако в наших условиях двигаться без нагрузки практически невозможно – дороги не чистят, вы буксуете, вам приходится газовать. Кроме того, при -30 в машине замерзает не только двигатель, но и трансмиссия, ходовая часть, ей просто с места тронуться тяжело – а это опять же дополнительная нагрузка.

Есть еще один важный момент – многие современные автомобили не терпят «холостого» прогрева. То есть, если вы уже завели и прогрели автомобиль, он должен поехать. Изначально любой автомобиль для этого и сконструирован – и в Европе именно так и делают из-за экологических запретов. Если же автомобиль постоянно на автозапуске заводится, прогревается и после этого глушится без дальнейшего движения, это не менее опасно для двигателя, как езда без прогрева, а может быть даже и хуже. При таком режиме использования в двигателе скапливается конденсат, и это может привести к выходу из строя машинного масла, к ускоренному старению, к потере маслом его свойств. Был один случай, достаточно известный в наших кругах, когда девушка купила в автосалоне новый автомобиль, но водительского удостоверения у нее еще не было. Пока она решала вопрос с правами, ее отец в течение нескольких месяцев регулярно прогревал автомобиль без движения, полагая, что таким образом он его достаточно хорошо «обкатает». В итоге двигатель вышел из строя при пробеге меньше сотни километров. Этот случай был признан негарантийным, так как были нарушены условия эксплуатации – в нем скопилась влага, и абсолютно новый двигатель был испорчен. Если в ближайшее время вам не нужно ездить, то лучше автомобиль снять с автозапуска и вообще не трогать, не заводить. В идеале – снять и унести домой аккумулятор. Главное – чтобы при последующем заводе на улице не было экстремально низкой температуры».

Ринат Хамитов,

директор

автоцентра

«Плеяда»:

«В зимнее время года в нашем климате греть двигатель нужно обязательно. Среднее время прогрева почти для всех автомобилей – 7-10 минут, именно столько времени нужно для того, чтобы температура охлаждающей жидкости поднялась до минимального своего рабочего уровня – до 40 градусов. Есть небольшая разница между марками автомобилей – у европейских автомобилей, так же как и у большинства «американцев», с завода прогрев автомобиля не предусмотрен, так как в Европе активно борются за экологичность, и европейцы являются ярыми противниками того, чтобы автомобиль стоял на холостых оборотах и грелся. Именно поэтому в европейских машинах, в отличие от японских, нет так называемых «прогревочных оборотов». Японские автомобили прогреваются на 1500-1700 оборотах в минуту, «европеец» уже через 5-10 секунд после завода выходит на 800-1000 оборотов. Несмотря на это, в нашем климате их обязательно нужно греть, пока масло не придет к своему рабочему диапазону, потому что оно имеет разные смазывающие свойства на холодную и горячую, образуя разную масляную пленку, да и при холодном запуске мотор достаточно сильно нагружается. Считается, что один холодный запуск условно равен приблизительно 30-40 километрам пробега. Кроме того, время прогрева во многом зависит от конструкции самого двигателя. Возьмем, к примеру, японскую марку «Subaru», с которой мы работаем. Двигатели этих автомобилей очень категоричны как к холодному пуску, так и к движению без прогрева. Они любят долгий прогрев – до 15-20 минут. Дело в том, что оппозитный двигатель Subaru имеет свои минусы – он стоит горизонтально, и пока все узлы приобретут рабочие зазоры необходимые для правильной работы ДВС, потребуется больше времени. Кроме того, греть двигатель нужно вне зависимости от того, дизельный он, или бензиновый. Более того, дизель прогреть труднее, недаром на многих дизельных автомобилях уже с завода идет установленный предпусковой подогреватель, облегчающий запуск. Очень важно также прогревать ходовую часть и трансмиссию, но этот прогрев идет уже во время движения автомобиля, во время медленной езды. Конечно, при прогреве двигателя трансмиссия тоже греется, но немного, и основной прогрев коробки передач происходит именно на ходу. Ходовка же греется только во время движения, и чтобы не выдавить сальники стоек, не вырвать сайлентблоки и так далее, двигаться нужно осторожно – хотя бы 2-5 километров проехать очень бережно».