Утвержденные нормы расхода топлива на год. Нормативы использования гсм в распоряжении минтранса рф

В нынешнее время в среде автомобилистов весьма актуален вопрос экономии горючего. Фактор затрат на приобретение горючего интересует не только частных автовладельцев, но и руководство компаний, занимающихся перевозками. Для этих целей Министерством транспорта РФ разработаны документы, которые содержат сведения о нормировании издержек на ГСМ.

В момент приобретения компанией любого транспортного средства в ее бюджете сразу же появляется статья расходов, связанная с приобретение горючего. Определить, сколько его нужно на километраж для определенной машины, помогают разработанные базовые нормы расхода топлива 2015 в Минтранс России, которые дают возможность полного контроля даже с учетом особых условий.

В большинстве случаев водитель лично покупает бензин на АЗС, для чего выдаются подотчетные денежные средства. После этого шофер сдает в бухгалтерию авансовый отчет вместе с чеком, где фиксируется приход по статье «материалы». Такой вариант обоснования расходов на ГСМ практикуется во всех организациях с упрощенной и обычной системами налогообложения.

  • предприниматели;
  • автотранспортные предприятия;
  • службы контроля и управления;
  • предприятия любых форм собственности, эксплуатирующие автотехнику на территории РФ.
  • при вычислении себестоимости перевозок;
  • для планирования потребности организации в обеспечении ГСМ;
  • для вычисления налогооблагаемой базы;
  • для контроля оперативной отчетности;
  • при расчетах нормативных показателей на месте потребления.

Новая редакция расходных данных ГСМ

Министерством транспорта РФ в 2014 году были внесены существенные корректировки в отношении норм потребления горючего. В частности, подпункты 7.1 и 7.2 были расширены, добавлены новые данные, которые касаются:

Основные критерии, указанные в таблицах, выражают следующие показатели:

  • количество и расположение цилиндров;
  • мощность силового агрегата (л.с.);
  • рабочий объем ДВС (л);
  • тип коробки передач.

Нормы финансовых затрат для организации, которая производит выплаты в качестве компенсации за совершение служебных поездок водителям с личным транспортом, остались без изменений.

Типы базовых норм расхода видов топлива в 2015 году от Минтранса России

Нормативы могут быть установлены для любой модели авто или ее модификации и, кроме этого, они соответствуют определенным эксплуатационным условиям ТС, а также их назначению. Затраты горючего на гаражные, технические и другие хозяйственные работы, которые не связаны с процессами перевозки грузов и пассажиров в таблицах не учитываются.

Для машин общего назначения базовые нормы Минтранса России по расходу любого топлива в 2015 году делятся на следующие виды:

  • норматив в литрах на 100 км (л/100км) пробега транспортного средства в загруженном состоянии;
  • транспортный норматив в л/100 км при выполнении перевозок;
  • для автобуса учитывается минимальная загрузка пассажиров, назначение и снаряженная масса;
  • для самосвала учитывается норма загрузки (коэф. 0,5) и снаряженная масса ТС;
  • транспортный норматив, выраженный в литрах на 100 тонно-километров (л/100 ткм), фиксирует дополнительные затраты горючего при выполнении транспортировочных работ автомобиля с грузом, а также автопоезда с грузом или без него.

Если хотя бы немного разобраться с таблицами, то станет понятно, что базовые нормативы топливного расхода зависят от:

  • Конструктивных особенностей машины.
  • Типа и назначения ТС (грузовой, автобус, легковой).
  • Вида используемого горючего.
  • Маршрута и режима движения.
  • Массы авто.

Кроме этого, существует эксплуатационный норматив, который определяется местом эксплуатации ТС с учетом поправочных коэффициентов, основанных на местных условиях эксплуатации.

На 100 км пробега в 2015 году Минтрансом России устанавливаются в следующих единицах измерения:

  • для машин, работающих на бензине или солярке – в литрах;
  • для авто, использующих сжиженный нефтяной газ (СНГ) – в литрах;
  • для машин, работающих на сжатом природном газе (СПГ) – в кубических метрах;
  • для газодизельных ТС – СПГ в куб.м и дизельное горючее в литрах.

Наличие особых климатических или дорожно-транспортных факторов требует учета надбавочных коэффициентов, выраженных в виде процентных повышений или снижений исходных нормативных показателей.

Какие особые условия следует учитывать?

Согласно распоряжениям Министерства транспорта РФ от 2008 года возможно повышение затратных норм ГСМ при работе автомашин в следующих условиях:

  • в зимнее время, в зависимости от климата определенного района – от 5 до 20 %;
  • на трассах общего пользования (зависит от категории) со сложным планом – до 30%;
  • на дорогах в горной местности (зависит от высоты местности над уровнем моря) – до 20%;
  • в городских условиях, в зависимости от количества населения – до 25%;
  • при наличии в маршруте частых остановок для погрузки/выгрузки – до 10%;
  • при транспортировке негабаритных и тяжеловесных грузов с пониженной скоростью – до 7%;
  • в процессе выполнения обкатки нового авто – до 10%;
  • при эксплуатации системы климат-контроля или кондиционера – до 7%.

Следует признать, что базовые нормы расхода всех видов топлива 2015 рассчитывались Минтрансом России в большей части для качественного дорожного полотна, что, как известно, не всегда возможно. Именно для этого предусмотрена процентная корректировка топливных затрат.

Важно помнить, что сам факт повышенного расхода не всегда говорит о нелегальных махинациях с горючим. Чаще всего требуется пересмотреть нормативные расчеты, где не были учтены условия, связанные с климатическими или с какими-либо другими факторами.

Вопрос об экономии ГСМ всегда был актуален как для частных автомобилистов, так и для компаний владеющих собственным автопарком. Документом, регламентирующим фактор расходов на закупку ГСМ, являются нормативные рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», разработанные Минтрансом РФ. Смысл данных рекомендаций заключается в том, что при приобретении компанией транспортных средств сразу становится известна статья расходов, связанная с закупками.

Применение нормы расхода топлива на 2015 год Минтранс рекомендовал для таких типов организаций как:
- специализированные автотранспортные предприятия;
- предприятия любых форм собственности, эксплуатирующие автотехнику;
- службы управления и контроля.

Помимо этого, топливные нормативы (нормы ГСМ Минтранс) применяются при:
- расчете себестоимости пассажирских и грузовых перевозок;
- определения налогооблагаемой базы;
- расчете потребности организаций в объемах ГСМ;
- контроле оперативной отчетности и др.

Основные нормы расхода ГСМ на 2015 год, которые разработал Минтранс РФ, разделены на несколько видов:
- из расчета л/100 км пробега для транспортного средства в загруженном состоянии;
- из расчета л/100 км пробега при осуществлении перевозок;
- из расчета л/100 км пробега при осуществлении перевозок (для автобусов учтена их снаряженная масса, назначение и минимальная пассажирозагрузка, а для грузовых авто - снаряженная масса и норма загрузки);
- из расчета л/100 тонно-километров, в которых учтен дополнительный расход ГСМ при транспортировке с грузом или без груза.

Распоряжением Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р с 14 июля 2015 года вступила в действие новая редакция «Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенных в действие распоряжением Министерства транспорта РФ от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р». В редакции нормы списания ГСМ Минтранс 2015 были включены новые как отечественные, так и зарубежные легковые и грузовые автомобили, произведенные с 2008 года.

Нормы расхода ГСМ на 2015 год таблица

Помимо этого были пересмотрены коэффициенты норм расхода ГСМ. К примеру, в городе с населением более 5 000 000 чел. допускается увеличение нормы до 35%, от 1 000 000 до 5 000 000 чел - до 25 %, от 250 000 до 1 000 000 чел - до 15 %, от 100 000 до 250 000 чел. - до 10 %, до 100 000 чел. - до 5 % (ранее коэффициент составлял 25 % при населении свыше 3 000 000 чел.).

Так же последняя редакция Минтранс нормы расхода ГСМ в РФ на 2015 год позволяет применение повышающих коэффициентов для автомобилей с большим пробегом или возрастом более 5 лет. Ранее повышающие коэффициенты были доступны только для старых автомобилей с большим пробегом.

Министерство транспорта утвердило нормы расхода топлива и смазочных материалов для ряда марок легковых автомобилей, автобусов, тягачей и других видов транспорта, выпущенных с 2008 года. Кроме того, скорректированы условия, при которых нормы расхода топлива могут повышаться или снижаться. Соответствующие изменения в распоряжение Минтранса от 14.03.08 № АМ-23-р утверждены распоряжением *.

Обновленные методические рекомендации (они действуют с 14 июля) дополнены новыми моделями транспортных средств. Среди них:
- легковые автомобили отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года;
- легковые автомобили зарубежные выпуска с 2008 года;
- автобусы отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года;
- автобусы зарубежные выпуска с 2008 года;
- грузовые бортовые автомобили отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года;
- грузовые бортовые автомобили зарубежные выпуска с 2008 года;
- тягачи отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года и другие виды транспорта.

Кроме того, скорректированы повышающие коэффициенты к нормам при эксплуатации автотранспорта в городах-миллионниках. Так, нормы расхода топлива увеличиваются в населенных пунктах с численностью от 1 млн. до 5 млн. человек до 25%, а в городах с населением более 5 млн. человек — до 35%. Ранее для городов с численностью населения от 1 млн. до 3 млн. человек применялся коэффициент 20%, а свыше 3 млн. — 25%. Для населенных пунктов с меньшей численностью населения повышающие коэффициенты остались прежними: от 250 тыс. до 1 млн. человек — до 15%; от 100 до 250 тыс. человек — до 10%; до 100 тыс. человек (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) — до 5%.

Напомним, что данные нормы для ГСМ предназначены для определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, проведения расчетов с пользователями транспортных средств, водителями и т д. Указанными нормами Минфин рекомендует также руководствоваться при списании расходов на ГСМ. Однако в финансовом ведомстве признают, что учитывать расходы на ГСМ в пределах лимитов, утвержденных распоряжением Минтранса, — это право, а не обязанность налогоплательщика. Налогооблагаемая база по налогу на прибыль может быть уменьшена на полную стоимость израсходованного бензина (см. « »).

Также в комментируемом распоряжении оговорено, что для автомобильной техники, на которую нормы расхода топлива не утверждены, «по решению юрлица или индивидуального предпринимателя могут вводиться базовые нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике» (п. 6 распоряжения Минтранса № АМ-23-р).

* Название документа — «О внесении изменений в Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.08 № АМ-23-р».

Работа автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горной местности, включая города, поселки и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря:

от 300 до 800 м - до 5% (нижнегорье);

от 801 до 2000 м - до 10% (среднегорье);

от 2001 до 3000 м - до 15% (высокогорье);

свыше 3000 м - до 20% (высокогорье).

Работа автотранспорта на дорогах общего пользования I, II и III категорий со сложным планом (вне пределов городов и пригородных зон), где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений (поворотов) радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км пути - около 500) - до 10%, на дорогах общего пользования IV и V категорий - до 30%.

При работе автотранспорта в населенных пунктах с численностью населения:

свыше 5 млн. человек - до 35%;

(см. текст в предыдущей редакции)

от 1 до 5 млн. человек - до 25%;

(см. текст в предыдущей редакции)

от 250 тыс. до 1 млн. человек - до 15%;

(см. текст в предыдущей редакции)

от 100 до 250 тыс. человек - до 10%;

(см. текст в предыдущей редакции)

до 100 тыс. человек (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) - до 5%.

(см. текст в предыдущей редакции)

Работа автотранспорта, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, в том числе маршрутные таксомоторы-автобусы, грузо-пассажирские и грузовые автомобили малого класса, автомобили типа пикап, универсал и т.п., включая перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п. (при наличии в среднем более чем одной остановки на 1 км пробега; при этом остановки у светофоров, перекрестков и переездов не учитываются) - до 10%.

При движении автомобилей с пониженной средней скоростью движения (при перевозке нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и иных подобных грузов, при движении в колоннах при сопровождении АТС автомобилями прикрытия) в диапазоне 20 - 40 км/ч - до 15%, то же со средней скоростью ниже 20 км/ч - до 35%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При обкатке новых автомобилей и вышедших из капитального ремонта (пробег определяется производителем техники) - до 10%.

При централизованном перегоне автомобилей своим ходом в одиночном состоянии или колонной - до 10%; при перегоне-буксировке автомобилей в спаренном состоянии - до 15%; при перегоне-буксировке в строенном состоянии - до 20%.

Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более пяти лет или с общим пробегом более 100 тыс. км - до 5%; более восьми лет или с общим пробегом более 150 тыс. км - до 10%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета транспортной работы - до 10%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятия, - до 20%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При работе специальных автомобилей (патрульных, киносъемочных, пожарных, автомобилей скорой помощи, автомобилей фотовидеофиксации, ремонтных, автовышек, автопогрузчиков и т.д.), выполняющих транспортный процесс при маневрировании, на пониженных скоростях, при частых остановках, движении задним ходом и т.п. - до 20%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При работе в карьерах (кроме специальных карьерных АТС), при движении по полю, при вывозке леса и т.п. на горизонтальных участках дорог IV и V категорий: для АТС в снаряженном состоянии без груза - до 20%, для АТС с полной или частичной загрузкой автомобиля - до 40%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях, лесных пожаров и других стихийных бедствиях для дорог I, II и III категорий - до 35%, для дорог IV и V категорий - до 50%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При учебной езде на дорогах общего пользования - до 20%; при учебной езде на специально отведенных учебных площадках, при маневрировании на пониженных скоростях, при частых остановках и движении задним ходом - до 40%.

При использовании установки "климат-контроль" (независимо от времени года) при движении автомобиля - до 7%.

(см. текст в предыдущей редакции)

При использовании кондиционера при движении автомобиля - до 7% (применение данного коэффициента совместно с зимней надбавкой в зависимости от климатических районов не допускается).

(см. текст в предыдущей редакции)

Нормы расхода топлива для функционирования дополнительного оборудования рефрижераторов, автобусов, специальных и специализированных транспортных средств определяются научными организациями, занимающимися разработкой подобных норм, заводами-изготовителями дополнительного оборудования или АТС (нормируются в л/час).

(см. текст в предыдущей редакции)

При использовании кондиционера на стоянке нормативный расход топлива устанавливается из расчета за один час простоя с работающим двигателем, то же на стоянке при использовании установки "климат-контроль" (независимо от времени года) за один час простоя с работающим двигателем - до 10% от базовой нормы.

При простоях автомобилей под погрузкой или разгрузкой в пунктах, где по условиям безопасности или другим действующим правилам запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады, наличие груза, не допускающего охлаждения кузова, банки и другие объекты), а также в других случаях вынужденного простоя автомобиля с включенным двигателем - до 10% от базовой нормы за один час простоя.

В зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже +5 °C) время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева автомобилей и автобусов (если нет независимых отопителей), а также на стоянках в ожидании пассажиров (в том числе для медицинских АТС и при перевозках детей) устанавливается нормативный расход топлива из расчета за один час стоянки (простоя) с работающим двигателем - до 10% от базовой нормы.

Допускается на основании решения юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС:

(см. текст в предыдущей редакции)

На внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и других агрегатов автомобилей после ремонта и т.п.) увеличивать нормативный расход топлива до 1% от общего количества, потребляемого данным предприятием (с обоснованием и учетом фактического количества единиц АТС, используемых на этих работах);