Срок полезного использования автомобиля. Что такое срок полезного использования автомобиля и как его рассчитать? Как определить срок полезного использования автомобиля

В соответствии с п. 44 Инструкции № 157н1 сроком полезного использования основного средства является период, в течение которого предусматривается его применение в процессе деятельности учреждения в запланированных целях.

По общему правилу определение срока полезного использования объектов основных средств (включая объекты, ранее бывшие в эксплуатации) в целях принятия их к учету и начисления амортизации производится исходя из:

  • информации, содержащейся в законодательстве РФ, устанавливающем сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации;
  • рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества (при отсутствии в законодательстве РФ норм, предусматривающих сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации);
  • принятого решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов (в случаях отсутствия информации в законодательстве РФ и документах производителя).

В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в , утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (далее – Классификация ОС), легковые автомобили относятся к третьей амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше трех лет до пяти лет включительно (код ОКОФ 15 3410010)). Согласно абз. 3 п. 44 Инструкции № 157н по объектам основных средств, включенным в амортизационные группы с первой по девятую, определяется по наибольшему сроку. Поэтому срок полезного использования автомобиля составит пять лет (60 месяцев).

Следует знать, что по объектам основных средств, ранее бывших в эксплуатации, дата окончания срока их полезного использования определяется с учетом срока их фактической эксплуатации (абз. 12 п. 44 Инструкции № 157н). То есть учреждения в целях начисления амортизации по этим объектам вправе предусмотреть норму амортизации с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.

Если срок фактического использования объекта у предыдущих собственников окажется равным сроку его полезного использования, определяемому Классификацией ОС, или превысит данный срок, учреждение вправе самостоятельно установить срок полезного использования автомобиля с учетом требований техники безопасности и других факторов. Такой вывод основан на положениях налогового законодательства (абз. 2 п. 7 ст. 258 НК РФ). Считаем, что аналогичным образом следует определять срок полезного использования объектов основных средств, ранее бывших в эксплуатации, в целях принятия их к бюджетному учету.

Срок фактической эксплуатации б/у объекта основных средств должен быть подтвержден документально. Если документы отсутствуют, то срок полезного использования устанавливается в соответствии с Классификацией ОС, как для нового объекта основных средств (письма Минфина РФ от 16.06.2010 № 03‑03‑06/1/414, от 23.09.2009 № 03‑03‑06/1/608).

Отметим, что по объектам основных средств, ранее бывших в эксплуатации, начисляется в общеустановленном порядке, предусмотренном п. 85, 86 Инструкции № 157н (линейным способом начиная с 1‑го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету), и производится до полного погашения стоимости этого объекта или списания его с учета. Расчет годовой суммы амортизации осуществляется исходя из балансовой стоимости имущества и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока его полезного использования. В течение финансового года амортизация начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.

Для наглядности приведем пример.

Казенное учреждение приобрело легковой автомобиль, ранее бывший в эксплуатации, стоимостью 420 000 руб. Срок его фактической эксплуатации предыдущим собственником подтвержден документально и составляет 2 г. 8 мес. (32 мес.). Необходимо определить срок полезного использования автомобиля и сумму ежемесячных амортизационных отчислений.

Согласно Классификации ОС общий срок полезного использования легкового автомобиля равен пяти годам (60 мес.).

На момент принятия автомобиля к учету он уже эксплуатировался 2 г. 8 мес. (32 мес.), поэтому оставшийся срок его полезного использования составит 2 г. 4 мес. (28 месяцев) (5 л. (60 мес.) - 2 г. 8 мес. (32 мес.)).

Ежемесячно в течение указанного срока амортизация будет начисляться в размере 15 000 руб. (420 000 руб. / 28 мес.).

В статье будет идти речь об амортизации транспортного средства. Что это за процедура, для чего необходима, и как проводится – далее. Полная стоимость приобретенного транспортного средства сразу не списывается.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Она вычитается постепенно, в продолжение срока полезного использования. Амортизация рассчитывается как в налоговом, так и в бухгалтерском учете. Важно иметь представление о том, как правильно осуществлять амортизацию.

Общие сведения

Амортизация автомобиля проводится с целью списать его стоимость по частям, когда они износили себя. Она считается, если – организация приобрела транспортное средство или был нанят сотрудник со своим транспортом.

Во время начисления амортизации нужно следовать правилам:

Организация самостоятельно выбирает метод Его необходимо указать в учетной политике
Способ, который был выбран Используется в течение всего периода полезного использования объекта
Отчисления производятся каждый месяц В размере 1/12 от общей суммы за год
Начисление начинать с месяца Который следует после того, когда транспортное средство ввели в эксплуатацию
Если объект полностью самортизирован Не нужно начислять по нему амортизацию (если автомобиль используется и дальше, то он просто списывается с баланса организации)
Начисление отображается По кредиту 02

Необходимо определить срок службы автомобилей до полного начисления амортизации.

Способов начисления несколько:

  • линейный;
  • уменьшаемый остаток;
  • списание пропорционально объему выполненной работы;
  • ускоренный метод.

Наиболее простой – линейный. Высчитывается по легкой формуле. Рассмотрим на примере — компания приобрела транспортное средство стоимостью 500 000 рублей со сроком службы 10 лет.

500 тысяч поделить на 10, выходит 50 000. то есть каждый год стоимость автомобиля снижается на 50 тысяч рублей. Данный способ имеет недостаток – он не учитывает все затраты на автомобиль, поэтому результаты могут быть неточными.

Амортизация вычисляется в таких случаях:

  • если частный предприниматель или юридическое лицо подает документацию в налоговую службу;
  • при оценке страховиками реальной стоимости транспортного средства;
  • при использовании личного автомобиля на работе;
  • во время передачи в лизинг.

Амортизационные отчисления бывают нескольких типов – физический и моральный. Первый заключается в изменении стоимости транспортного средства в течение его использования.

На него оказывают влияние механические воздействия, природные явления и другие факторы. Причиной морального износа является появление более новых технологий.

Для определения амортизации необходимо знать его километраж. Чтобы ее рассчитать, нужно знать несколько показателей:

  • стоимость всех материалов, которые ушли на поддержание автомобиля в рабочем состоянии. Данные берутся за год;
  • стоимость замененной жидкости;
  • сведения о стоимости масла.

Для правильности расчетов можно записывать все расходы в тетрадь. В налоговом учете сумма начисленной амортизации по транспортному средству включается в косвенные расходы.

Что это такое

Амортизация автомобиля – это возмещение износа транспортного средства в денежном эквиваленте. Автомобиль имеет срок полезного использования.

Как только транспорт изнашивает себя, начисляется амортизация. В процессе ее проведения устанавливается, можно ли использовать автомобиль дальше или списать его.

Назначение процедуры

Сведения об амортизации дают возможность с максимальной точностью установить время и периодичность проведения осмотра автомобиля вне плана.

Также амортизация необходима для установления срока дальнейшего использования транспортного средства. При помощи этого процесса происходит возмещение финансов, которые были потрачены на покупку транспортного средства.

Правовая база

Начисление амортизации проводится на основании .

Амортизация легкового автомобиля зависит от его класса. Легковые модели имеют их 5 – первые 4 зависят от объема двигателя.

Классификация:

Если автомобиль 1-3 класса, то период амортизации составляет от 3 до 5 лет. У транспортных средств 4 группы – до 7 лет.
Автомобиль большого и высшего классов включены в 5 разряд, они имеют срок до 10 лет.

Для таких авто объем двигателя не важен. К 5 группе может относиться любое легковое транспортное средство – в законодательных актах критерий отнесений нет.

Сотрудники налоговой инспекции относят к этому классу автомобили с популярной маркой, высокой ценой, размерами – седан, лимузин и прочие.

В транспортных средствах отечественного производителя высший класс обозначается цифрой 5 в номере модели (она будет стоять первой).

В иномарках нет распределения по классам, поэтому при определении срока амортизации стоит полагаться на заключение от производителя.

При вычислении коэффициента амортизации берутся в учет следующие показатели:

  • возраст транспортного средства;
  • пробег в настоящее время;
  • производитель;
  • эксплуатационные условия, частота использования, климат;
  • экологическая ситуация в районе использования;
  • применение автомобиля – город, село или поселок.

Если транспортному средству не больше 5 лет, то формула намного проще – затраты на амортизацию будут составлять 15%-20% за год.

Грузовая машина

Когда организация приобретает транспорт и определяет его в качестве грузового, то следующий шаг – установить срок его полезного использования. При отнесении грузовика к определенной группе амортизации учитывается ряд факторов.

Классификация амортизационной группы грузовых автомобилей следующая:

Грузовым автомобильным транспортом являются грузовики, фургоны, тягачи, прицепы.

При лизинге

– популярная и востребованная процедура. Это наиболее удобная форма приобретения транспортного средства.

Амортизационные отчисления применимы только к субъектам финансово-хозяйственной деятельности, физических лиц они не касаются. Ускоренная амортизация дает возможность быстрее списать средства, заменить их новыми.

Лизинг имеет преимущества и недостатки. Первыми являются:

  • минимальный ;
  • уменьшение базы обложения налогами;
  • возможность купить объект лизинга по окончательной цене.

При определении налоговой базы основой служит остаточная стоимость. При ускоренной амортизации она будет снижаться быстрей.

При приеме автомобиля по лизингу получатель должен установить срок полезного использования. Срок может быть прописан в договоре.

В остальных случаях организация устанавливает его самостоятельно. Амортизация начинается с момента введения автомобиля в пользование.

Срок службы

Срок службы и гарантийный период – понятия разные, не нужно их путать. Согласно законодательству, срок службы – это период, в продолжение которого изготовитель транспортного средства обязан выполнять следующее:

  • обеспечивать возможность использования авто по назначению;
  • отвечать за недостатки, причиненные по его вине.

Покупатель в продолжение всего срока службы имеет право рассчитывать на следующее:

  • осуществление техобслуживания транспортного средства и его ремонт;
  • выдвижение требований, касающихся качества работы авто;
  • компенсацию вреда.

Поскольку грузовик является рабочей категорией транспорта, то срок его службы измеряется не в годах, а в километраже.

Для увеличения срока службы необходимо:

  • проходить своевременно технический осмотр;
  • не перегружать транспорт;
  • использовать качественные смазочные материалы;
  • во время производить замену масла;
  • заменять свечи, фильтры и прочие материалы;
  • покупать детали высокого качества;
  • проходить обслуживание в специальных центрах.

Срок службы легкового транспорта зависит от условий его использования. Эксплуатационный период может длиться до 15 лет. Иномарки могут прослужить дольше, машины отечественных производителей – не боле 8 лет.

Любое транспортное средство нуждается в расходном материале, который периодически необходимо менять. От его состояние зависит и комфорт езды, и жизнь владельца транспорта.

Чем больше проедет автомобиль, тем дольше срок его службы. Все компоненты автомобиля также имеют свой срок службы. Как только они изнашиваются, их необходимо заменять.

Генератора

Генератор оказывает влияние на работу аккумулятора. Срок его службы намного меньше, чем у двигателя – около 160 000 км пробега.

Амортизаторов

На амортизатор оказывает влияние плохая дорога и быстрая езда. Как результата – деталь разрушается. В машинах отечественных производителей исправность детали может длиться в продолжение 30000 км, в иномарках – до 70000 км.

Аккумулятора

Современное транспортное средство оснащено аккумулятором. Он заряжает электрической энергией все системы автомобиля.

Как и у другой детали у аккумулятора имеется срок службы. В среднем при нормальных условиях использования срок составляет до 5 лет.

Чтобы продлить срок, необходимо выполнять следующее:

  • не использовать разряженный аккумулятор;
  • облегчать пуск двигателя;
  • не разряжать аккумулятор во время пуска;
  • проходить регулярно техобслуживание;
  • отключать электрические приборы, когда автомобиль не движется.

Для охлаждения двигателя необходим радиатор. Срок его службы незначительный – не более 2 лет. Раз в год необходимо осматривать радиатор, поскольку он может износиться раньше времени.

Автошин


Вернуться назад на

Посмотрите готовую таблицу, чтобы узнать, к какой амортизационной группе относится легковой автомобиль. В 2018 году для определения группы по автомобилю используйте обновленный справочник кодов ОКОФ.

Бухгалтеры пользуются Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. постановлением Правительства РФ № 1 (далее - Классификация), чтобы определить, к какой амортизационной группе относится легковой автомобиль.

Действует новая редакция этого документа, с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства РФ № 640. В новой редакции указаны новые коды ОКОФ, который применяются (Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008)).

Чтобы узнать, к какой амортизационной группе относится легковой автомобиль, заглянем в Классификацию. Легковые автомобили относятся к трем амортизационным группам. К какой группе причислить машину, зависит от ее типа.

Для удобства мы составили таблицу - выберите вид автомобиля и сразу определите, к какой группе отнести автомобиль. А затем посмотрите, какой установить срок полезного использования.

Большинство легковых автомобилей относятся к третьей группе. Следовательно, срок их полезного использования составляет свыше трех лет до пяти лет включительно, то есть от 37 до 60 месяцев включительно.

Если до смены классификации ваш автомобиль относился к другой группе и вы ввели его в эксплуатацию до 2017 года, то менять группу и срок полезного использования не нужно.

Мы выяснили, к какой амортизационной группе относится легковой автомобиль. Переходим к грузовикам.

Грузовые автомобили отнесены в Классификации к следующим амортизационным группам:

Вид автомобиля

ОКОФ ОК 013

Амортизационная группа

Срок полезного использования

Грузовой с максимальной массой не более 3,5 т

310.29.10.41.111

310.29.10.42.111

Свыше 3 лет до 5 лет включительно

Грузовой с максимальной массой свыше 3,5 т

310.29.10.41.112

310.29.10.41.113

310.29.10.42.112

310.29.10.42.113

Свыше 7 лет до 10 лет включительно

Самосвалы и некоторые другие грузовики независимо от максимальной массы

310.29.10.41.120 310.29.10.42.120

Четвертая

Свыше 5 лет до 7 лет включительно

Теперь разберемся, как рассчитывается амортизация автомобиля.

Чтобы сделать расчет, первым делом определите срок полезного использования основного средства.

Для этого используйте таблицы с амортизационными группами.

Срок амортизации - это и есть срок полезного использования, т.е. отрезок времени, когда машина приносит пользу компании.

Именно в этот период вы будете начислять амортизацию.

Срок определите на дату ввода в эксплуатацию.

Для подтверждения даты ввода в эксплуатацию основного средства, составьте такой акт.

В частности, это необходимо для своевременного начисления налога на имущество, вычета НДС со стоимости приобретения объекта, начала амортизации.

А также для подтверждения первоначальной стоимости, срока полезного использования, амортизационной группы и т. д., которые установлены для объекта.

Налогоплательщики имеют право применять к основной норме амортизации специальные коэффициенты - повышающие или понижающие (ст. 259.3 НК РФ).

5/5 (4)

Амортизация применяется не только при ведении бухгалтерского учета и налоговой отчетности, но и для выяснения того, какой максимальный срок составляет эксплуатация автомобильного транспорта, и какую сумму денежных средств следует предусматривать в смете расходов на техническое обслуживание и ремонт автомобилей.

07 июля 2016 года Правительство Российской Федерации приняло изменения в Классификационных требованиях к основным фондам, включаемым в амортизационные фонды, вступившие в действие с наступлением 2017 года.

Данные изменения позволяют применить новые подходы к определению срока полезного использования транспортных средств легкового и грузового назначения.

От чего зависит амортизационная группа легковых автомобилей

Согласно принятой в Российской Федерации классификации, легковые автомобили подразделяют на пять классов. Отнесение легкового автомобиля к тому или иному классу транспортных средств происходит, в зависимости от объема его двигателя.

  • к первому классу относятся автомобили, имеющие объем двигателя до 1.2 литра;
  • ко второму классу относятся автомобили, имеющие объем двигателя от 1.2 до 1.8 литра;
  • к третьему классу относятся автомобили с объемом двигателя от 1.8 до 3.5 литров;
  • к четвертому классу – автомобили, у которых объем двигателя превышает 3.5 литра;
  • пятый класс — представительский. Объем двигателя никакого значения не имеет.

Срок полезного использования авто по классам

Принятый с 01 января 2017 года новый классификатор делит автомобили на две амортизационные группы, которые устанавливают полезный срок их использования:

  • первый, второй и третий класс автомобилей относится к третьей амортизационной группе. Для данной группы автомобилей установлен период полезного использования в пределах от 3 до 5 лет;
  • к пятой амортизационной группе относятся легковые транспортные средства, входящие в большой и высший класс. Для данной группы автомобилей установлен период полезного использования в пределах от 7 до 10 лет;
  • транспортные средства в виде автомобилей малого класса, которые используются инвалидами для передвижения, в выше приведенную классификацию не включаются, однако, относятся к четвертой амортизационной группе со сроком их полезного использования в пределах от 5 до 7 лет;
  • транспортные средства представительского класса относятся к высшему классу или классу люкс. Четких критериев для объема двигателя данные автомобили не имеют.

Первостепенное значение имеют:

  • размеры автомобиля: длина от 5 метров, ширина от 1,7 метра;
  • марка автомобиля. К ним относятся автомобили премиум-класса: BMW, Mercedes, Lexus и тому подобные.

К второстепенным показателям относятся:

  • стоимость транспортного средства;
  • вид формы кузова автомобиля;
  • быстроходные качества;
  • наличие или отсутствие бронирования;
  • условия комфортабельности.

Есть определенные транспортные средства, которые по физическим показателям относятся к категории автомобилей высшего класса, но по другим показателям не относятся к премиальным маркам . Поэтому их место — в третьем или четвертом классе легковых автомобилей.

Чтобы отнести легковой автомобиль к категории транспортных средств высшего класса, получите заключение специального эксперта.

Национальная классификация отличается от европейской. Так, в отечественной классификации в качестве основного значения применяется объем двигателя. В европейской же главную роль имеет размер автомобиля.

Например, национальная классификация позволяет узнать класс модели в зависимости от полного названия транспортного средства. Так, в автомобиле ВАЗ 2114 первая цифра 2 отображает класс. Следовательно, объем двигателя может быть от 1.2 до 1.8 литра. Автомобиль относится к малому или второму классу. Сухой вес составляет 900-1000 килограммов.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности

Пример определения периода полезного использования автотранспортного средства

Чтобы показать, как определить период полезного использования автотранспортного средства, возьмите, например, любой не новый легковой автомобиль и произведите расчет срока его полезного использования.

Так, решив приобрести подержанный автомобиль марки Ford Mondeo, у которого объем двигателя составляет целых два литра, примите во внимание возраст автомобиля, а также дату, с которой началась его эксплуатация.

Если предположить, что данный автомобиль был в эксплуатации два года, а по группе амортизации он входит в третью группу, то срок полезного использования нового автомобиля находится в периоде от трех до пяти лет.

От срока амортизации отнимите возраст автомобиля и получите оставшийся срок его полезного использования. Этот срок составит от 1 года до 3 лет.

Как определить срок полезного использования автомобиля б/у

Особый порядок предусмотрен для определения срока и порядка проведения расчета износа в отношении транспортного средства, которое было приобретено в подержанном состоянии.

При таких условиях, срок оставшейся службы автомобиля, определенный с помощью Классификатора, уменьшите на показатель временного периода, в течение которого он подвергался эксплуатации со стороны прежнего владельца .

Время эксплуатации рассчитывается, исходя из данных технического паспорта транспортного средства, а не со слов прежнего владельца.

Кроме того, достоверно установить время предыдущей эксплуатации транспортного средства можно по следующим документам:

  • акт приема-передачи;
  • инвентарная карточка или ее заверенная копия.

В тех случаях, когда срок эксплуатации автомобиля прежним собственником приблизился к значению верхней границы периода, который определяется Классификацией, либо превысил ее, то новый владелец транспортного средств может определить оставшееся время эксплуатации по своему усмотрению. Однако требования, относящиеся к технике безопасности транспортного средства, должны быть соблюдены.

Так, если рассмотреть следующий пример, то выяснится:

  • учредитель внес в уставной фонд предприятия легковой автомобиль, относящийся к третьей группе Классификации. Согласно требованиям нормативных актов, срок его полезного использования составляет в границах 3-5 лет;
  • согласно переданным документам, транспортное средство пребывало в эксплуатации четыре с половиной года.

Вывод: срок эксплуатации автомобиля необходимо устанавливать по усмотрению нового собственника транспортного средства, принимая во внимание срок предыдущей эксплуатации и техническое состояние автомобиля.

В результате анализа изложенных фактических обстоятельств, юридическое лицо приняло решение – установить срок эксплуатации автомобиля, равный 36 месяцам. А это означает, что автомобиль через три года не будет ничего стоить.

Посмотрите видео. Как амортизировать купленный автомобиль:

Когда необходимо применять понижающий коэффициент амортизации

На законодательном уровне установлено, что при покупке дорогостоящего оборудования или объектов применяется понижающий коэффициент износа.

Так, коэффициент со значением 0,5 подлежит применению:

  • в отношении легковых автомобилей, первоначальная стоимость которых превышает 600 тысяч рублей;
  • в отношении микроавтобусов с первоначальной стоимостью выше 800 тысяч рублей.

Следует иметь в виду, что такое требование установлено для ведения налогового учета. А для ведения бухгалтерского учета такое требование не является обязательным.

Кроме того, в результате применения понижающего коэффициента, предельное значение стоимости транспортного средства периодически меняется, и приходит время, когда стоимость транспортного средства становится меньше, чем установленные законом значения. Как быть в такой ситуации?

С точки зрения Министерства финансов РФ, установленный способ начисления амортизационного износа имущества не должен меняться в течение всего срока амортизации. С практической стороны, применение или неприменение коэффициента не влияет на амортизацию имущества.

Таким образом, в результате изменение лимита стоимости транспортного средства, юридическое лицо, являющееся собственником автотранспорта, может принять решение о прекращении применения понижающего коэффициента. Однако такое решение чревато судебными разбирательствами.

Когда применяются повышающие коэффициенты амортизации авто

Законодательством определено, что при амортизации автотранспортных средств может применяться не только понижающий коэффициент, но и повышающий. Необходимость в применении повышающего коэффициента определяется на усмотрение хозяйствующего субъекта и зависит от определенных обстоятельств. Одним из оснований для такого решения является закрепление такой возможности в соответствующем решении юридического лица – внутреннем нормативном акте.

Законодательством предусмотрено, что применение повышающего коэффициента:

  • в значении 2 возможно для автомобильного транспорта, который работает в условиях агрессивной окружающей среды и при повышенной интенсивности;
  • в значении 3, если это касается транспортных средств, полученных на лизинговых условиях. При этом необходимо согласие как лизингодателя, так и лизингополучателя.

Способы начисления амортизации в бухгалтерском учете

Амортизация представляет собой отображение износа автотранспортного средства в денежном выражении. По показателям амортизации можно узнать оставшийся срок полезного использования автомобиля.

Для транспортных средств, которые приобретены не новыми, амортизация применяется в виде:

  • линейного способа, суть которого заключается в том, что за весь период оставшейся эксплуатации стоимость транспортного средства, по которой он был поставлен на балансовый учет, списывается равными частями;
  • способа уменьшаемого остатка, суть которого состоит в том, что норма годовых отчислений рассчитывается путем применения двух показателей: срока пользования и повышенного коэффициента. При этом коэффициент 2 или 3 применяется в зависимости от способа эксплуатации транспортного средства. Начисление амортизации производится на остаточную стоимость автомобиля на начало каждого года. Имейте в виду, что такой способ применяется только к автомобилям, которые переданы на условиях лизингового договора;
  • способа списания стоимости транспортного средства по общему количества лет, в течение которых автомобиль эксплуатировался. При этом норматив амортизационных отчислений умножьте на первоначальную или текущую стоимость транспортного средства.

Кроме того, для материальных объектов применяется пропорциональный метод, когда объем выпущенной или произведенной продукции за текущий год необходимо разделить на предполагаемый срок эксплуатации. Данный способ подлежит применению к первоначальной стоимости материального объекта.

В практической деятельности наиболее часто применяется первый и четвертый способы амортизационных отчислений. Юридическое лицо может в начале каждого года изменить применяемый способ амортизации.

1. Отражение амортизации на счетах

Амортизация - это постепенное перенесение стоимости объекта основных средств на себестоимость продукции, работ, услуг. Она отражается в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете.

За время службы основного средства общая сумма амортизационных отчислений будет равна его первоначальной стоимости.
Суммы начисленной амортизации по автотранспортным средствам включаются в состав расходов по обычным видам деятельности. Ежемесячно амортизация отражается по кредиту счета 02.

Специализированная автотранспортная организация, которая получает доход от использования транспортных средств (парки и автохозяйства), начисляет амортизацию по дебету счета 20 «Основное производство». Амортизация служебного автотранспорта, который используется в управленческих целях, учитывается по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы».

Если предприятие имеет собственный транспортный цех, который обслуживает основное производство (доставка материально-производственных запасов), то целесообразно учитывать амортизацию по транспортным средствам на счете 23 «Вспомогательное производство». Если же как такового транспортного цеха у организации нет, то амортизацию по автотранспорту, который используется для обслуживания производства, можно отнести на счет 25 «Общезаводские расходы».

Торговые организации отражают суммы начисленной амортизации на счете 44 «Издержки обращения».

В налоговом учете суммы начисленной амортизации по транспортным средствам включаются в состав косвенных расходов. Исключение составляют специализированные автотранспортные организации, которые амортизационные отчисления относят к прямым расходам по основной деятельности.

Амортизация начисляется по каждому объекту основных средств с первого числа месяца, который следует за месяцем принятия основного средства к бухгалтерскому учету. Датой принятия объекта к бухгалтерскому учету в качестве основного средства является момент переноса его стоимости со счета 08 на счет 01 или 03.

Амортизация по транспортным средствам исчисляется исходя из первоначальной стоимости, срока полезного использования и метода начисления амортизации, выбранного налогоплательщиком.

2. Как определить срок полезного использования авто

Амортизируемое имущество в целях налогообложения прибыли в зависимости от срока полезного использования подразделяется на десять амортизационных групп (ст. 258 НК РФ). Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждена постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 №1.

Классификация автотранспортных средств приведена в Таблице.

Амортизационные группы автотранспортных средств.


Амортизационная группа (срок полезного использования) Автотранспортные средства
Третья группа (свыше 3 лет до 5 лет включительно) Автомобили легковые, не указанные в других группах
Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью до 0,5 т
Мотоциклы промысловые
Четвертая группа (свыше 5 лет до 7 лет включительно) Автомобили легковые малого класса для инвалидов
Автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили - тягачи; автомобили - самосвалы).
Автобусы особо малые и малые длиной до 7,5 м включительно
Автоцистерны для перевозки нефтепродуктов, топлива и масел; химических веществ
Автомобили специализированные для лесозаготовок; специализированные прочие; специальные прочие.
Прицепы и полуприцепы кроме прицепов и полуприцепов для автомобилей и тракторов грузоподъемностью более 8 т
Средства транспортные прочие, не включенные в другие группировки
Пятая группа (свыше 7 лет до 10 лет включительно) Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса
Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 5 до 15 т
Автомобили - тягачи седельные с нагрузкой на седло до 7,5 т
Автобусы средние и большие длиной до 12 м включительно
Троллейбусы
Автомобили специальные
Шестая группа (свыше 10 лет до 15 лет включительно) Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 15 т
Автомобили - тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 7,5 т
Автобусы особо большие (автобусные поезда) длиной свыше 16,5 до 24 м включительно

Срок полезного использования определяется организацией на дату ввода в эксплуатацию транспортного средства в пределах сроков, установленных Классификацией основных средств. При этом дополнительного обоснования выбора того или иного конкретного срока эксплуатации, который устанавливается для конкретного объекта в рамках сроков амортизационной группы, не требуется.

Например, легковые автомобили входят в третью амортизационную группу по Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Это значит, что срок их полезного использования в налоговом учете можно установить от тридцати семи до шестидесяти месяцев. Можно установить срок амортизации, например, - 50 месяцев.
Установив такой же срок в бухгалтерском учете, можно избежать лишней работы.

При этом по транспортным средствам, относящимся к одной амортизационной группе, могут быть установлены как различный срок эксплуатации по каждому объекту, так и метод начисления амортизации.

3. Способы начисления амортизации

Для начисления амортизации по автотранспортным средствам в бухгалтерском учете можно выбрать один из следующих способов:

Линейный;
- уменьшаемого остатка;
- списания стоимости по сумме числа лет срока полезного использования;
- списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Выбранный организацией метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации. Суммы амортизации, начисленные за год разными способами, будут существенно различаться.

В налоговом учете разрешено применять только два метода амортизации - линейный и нелинейный (ст. 259 Налогового кодекса РФ). Как правило, используют одинаковые методы начисления амортизации и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Тем не менее, данные о суммах амортизации, начисленных в бухгалтерском учете, нельзя использовать при расчете налогооблагаемой прибыли. И все из-за того, что первоначальная стоимость автотранспортного средства в налоговом и бухгалтерском учете, как правило, не совпадают.

Итак, если организация решила начислять амортизацию линейным способом, нужно рассчитать норму амортизации - процент, на который нужно умножить первоначальную стоимость объекта. Норма амортизации рассчитывается одинаково как в бухгалтерском, так и в налоговом учете по формуле:

К = 1: n * 100%, где К - норма амортизации, а n - срок полезного использования данного объекта основных средств в месяцах.
Затем следует умножить первоначальную стоимость транспортного средства на норму амортизации.

Пример 1.

ООО «Град» приобрело грузовой автомобиль за 600 000 руб. без НДС. За регистрацию автомобиля в ГАИ организация заплатила 600 руб. Первоначальная стоимость в бухгалтерском учете составила 600 600 руб. (600 000 руб. + 600 руб.), а в налоговом - 600 000 руб.
На сумму налогооблагаемой временной разницы было сформировано отложенное налоговое обязательство (ОНО) на сумму 144 руб. (600 руб. * 24%). В бухгалтерском учете ОНО было отражено такой проводкой:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» КРЕДИТ 77
- 144 руб. - отражена сумма сформированного отложенного налогового обязательства.

Срок полезного использования был установлен в размере 50 месяцев. Амортизация, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете рассчитывается линейным способом. Норма амортизации равна: 1: 50 мес. * 100% = 2%. Ежемесячная амортизация в бухгалтерском учете будет начисляться в размере 12 012 руб. (600 600 руб. * 2%), а в налоговом учете - 12 000 руб. (600 000 руб. * 2%).

В бухгалтерском учете ООО «Град» ежемесячно производятся такие записи:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 02
- 12 012 руб. - отражена сумма начисленной амортизации;
ДЕБЕТ 77 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
- 2,88 руб. ((12 012 руб. - 12 000 руб.) * 24%) - погашена часть отложенного налогового обязательства.

Как уже было сказано выше, в налоговом учете можно начислять амортизацию нелинейным способом. Норма амортизации в этом случае рассчитывается по формуле:

К = 2: n * 100%, где К - норма амортизации, n - срок полезного использования данного объекта в месяцах, 2 - коэффициент ускорения.

Затем следует умножить стоимость транспортного средства на начало текущего месяца на норму амортизации.

Когда остаточная стоимость транспортного средства по данным налогового учета будет равна 20 процентов от его первоначальной стоимости, эту остаточную стоимость придется зафиксировать как базовую стоимость объекта. И с этого момента сумма ежемесячных амортизационных отчислений будет равна данной базовой стоимости, поделенной на количество месяцев, оставшихся до истечения срока полезного использования данного основного средства (п. 5 ст. 259 Налогового кодекса РФ).

Способ уменьшаемого остатка - это способ ускоренной амортизации, при котором в первые годы эксплуатации списание стоимости объекта автотранспортных средств производится большими суммами по сравнению с начисленными в дальнейшем.

При способе уменьшаемого остатка определяется сначала годовая сумма амортизационных отчислений. Рассчитывается она исходя из остаточной стоимости основного средства на начало соответствующего года. Причем норма амортизации при данном способе может быть увеличена на коэффициент ускорения. Этот коэффициент устанавливается федеральными министерствами и ведомствами в перечне эффективных видов машин и оборудования для высокотехнологичных отраслей. Однако в настоящее время этот коэффициент не установлен.

В течение года ежемесячная сумма амортизации равна 1/12 от годовой суммы амортизационных отчислений.

Пример 3.

Используем условия предыдущего примера - 2.
Предположим, что в бухгалтерском учете ООО «Град» начисляет амортизацию способом уменьшаемого остатка. Срок полезного использования грузового автомобиля - 5 лет.

Поэтому ежегодная норма амортизационных отчислений - 40% (2: 5 лет * 100%).

Год Ежемесячная
сумма
амортизации
(гр. 3: 12 мес.)
Расчет Сумма
1 2 3 4
1 600 600 * 40% 240 240 20 020
2 (600 600 - 240 240) * 40% 144 144 12 012
3 (600 600 - 240 240 - 144 144) * 40% 86 486,4 7 207,2
4 (600 600 - 240 240 - 144 144 - 86 486,4) * 40% 51 891,84 4 324,32
5 (600 600 - 240 240 - 144 144 - 86 486,4 - 51 891,84) * 40% 31 135,1 2 594,59
ИТОГО: 553 897,34

К концу срока эксплуатации основного средства первоначальная стоимость полностью не списана. Разница между первоначальной стоимостью и суммой начисленной амортизации составляет 46 702,66 руб. (600 600 руб. - 553 897,34 руб.).
Минфин России считает, что полученную разницу можно отнести в полной сумме на затраты последнего отчетного месяца эксплуатации основного средства.

Третий способ начисления амортизации называется способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования. Для расчета годовой суммы амортизации первоначальная стоимость умножается на соотношение числа лет, остающихся до конца срок службы объекта и суммы чисел лет его срока службы. В течение года амортизация начисляется равномерно, исходя из годовой нормы амортизации.

Пример 4.

Используем условия примера 2.

На этот раз ООО «Град» начисляет амортизацию в бухгалтерском учете по грузовому автомобилю способом списания стоимости по сумме числа лет срока полезного использования. А срок полезного использования грузовика - 5 лет.
Рассчитаем ежегодные суммы амортизации:

Год Амортизационные отчисления за год Ежемесячная
сумма
амортизации
(гр. 3: 12 мес.)
Расчет Сумма
1 2 3 4
1 600 600 * (5 лет: (1 + 2 + 3 + 4 + 5)) 200 200 16 683,33
2 600 600 * (4 года: (1 + 2 + 3 + 4 +5)) 160 160 13 346,67
3 600 600 * (3 года: (1 + 2 + 3 + 4 +5)) 120 120 10 010
4 600 600 * (2 года: (1 + 2 + 3 + 4 +5)) 80 080 6 673,33
5 600 600 * (1 год: (1 + 2 + 3 + 4 +5)) 40 040 3 336,67
ИТОГО: 600 600

Четвертый способ начисления амортизации - пропорционально объему продукции - очень специфичен и для начисления амортизации по транспортным средствам не используется.

4. Как применять специальный понижающий коэффициент

Для некоторых основных средств законодатель установил особый порядок начисления амортизации. Это касается легковых автомобилей или пассажирских микроавтобусов, первоначальная стоимость которых соответственно выше 300 000 руб. и 400 000 руб. При приобретении такого имущества организация обязана к основной норме амортизации применять специальный коэффициент 0,5 (п. 9 ст. 259 НК РФ).

Сразу скажем, что если организация продает основное средство, по которому она применяла пониженные нормы амортизации, то перерасчет налоговой базы на сумму недоначисленной амортизации не производится.

Пример 5.

Торговая фирма ООО «Лазурь» приобрело микроавтобус за 590 000 руб., в том числе НДС - 90 000 руб. При регистрации в ГАИ был уплачен сбор в размере 1 000 руб.

Первоначальная стоимость микроавтобуса в бухгалтерском учете составила 501 000 руб. (590 000 руб. - 90 000 руб. + 1 000 руб.), а в налоговом учете - 500 000 руб. (590 000 руб. - 90 000 руб.).

Амортизация по микроавтобусу начисляется линейным способом и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Срок полезного использования микроавтобуса был установлен в размере 6 лет (72 мес.).

Ежемесячная сумма амортизации в бухгалтерском учете составит 6 958,33 руб. (501 000 руб. : 72 мес.). А в налоговом учете сумма ежемесячных амортизационных отчислений с учетом понижающего коэффициента будет равна 3 472,22 руб. (500 000 руб. : 72 мес. * 0,5).

Ежемесячно в бухгалтерском учете ООО «Лазурь» необходимо делать такие записи:
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 02

6 958,33 руб. - отражена сумма начисленной амортизации;

ДЕБЕТ 09 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

836,67 руб. ((6 958,33 руб. - 3 472,22 руб.) * 24%) - на основании вычитаемой временной разницы сформировано отложенный налоговый актив.

Через 6 лет сумма амортизации, начисленной в бухгалтерском учете, будет равна первоначальной стоимости микроавтобуса. Поэтому начислять амортизацию по этому автотранспортному средству бухгалтер будет только в целях налогового учета. При этом в бухгалтерском учете он будет делать такую запись:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» КРЕДИТ 09

833,33 руб. (3 472,22 руб. * 24%) - погашена часть отложенного налогового актива.

5. Амортизация транспорта, бывшего в эксплуатации

В бухгалтерском учете срок полезного использования основного средства, которое эксплуатировал его предыдущий владелец, устанавливает сама организация. При этом она должна исходить из предполагаемого режима и условий эксплуатации данного объекта (п. 20 ПБУ 06/01).

Разумеется, лучше всего устанавливать в бухучете тот же срок полезного использования подержанного автотранспортного средства, что и для целей налогообложения. А для этого необходимо соблюдать требования, изложенные в пункте 12 статьи 259 НК РФ.

Для начала надо установить полный срок полезного использования подержанного автомобиля в месяцах. Для этого необходимо воспользоваться Классификацией основных средств (постановление Правительства РФ от 1 января 2002 № 1). Затем необходимо вычесть из полного срока службы количество месяцев, в течение которых данный объект эксплуатировали предыдущие собственники. Эту информацию можно найти в техническом паспорте автомобиля. В результате будет получен тот срок, за который для целей налогообложения надо полностью самортизировать подержанное транспортное средство.

Пример 6.

В марте 2006 года ООО «Радуга» приобрело у ЗАО «Гроза» подержанный автомобиль «Нисан-Альмера» 2002 года выпуска с объемом двигателя 1,6 л за 236 000 руб., в том числе НДС - 36 000 руб. Сбор за регистрацию в ГАИ составил 1 000 руб.

Таким образом, первоначальная стоимость автомобиля в бухгалтерском учете - 201 000 руб. (236 000 руб. - 36 000 руб. - 1 000 руб.), а в налоговом учете - 200 000 руб. (236 000 руб. - 36 000 руб.).

Согласно Классификации основных средств срок полезного использования легкового автомобиля составляет свыше 3 лет до 5 лет или от 37 до 60 месяцев.

В техническом паспорте транспортного средства записано, что автомобиль произведен в январе 2002 года и в течение 2х лет (с марта 2004 года по март 2006 года) находился в собственности ЗАО «Гроза». Следовательно, срок, в течение которого следует полностью начислить амортизацию по подержанному автомобилю, составляет от 13 мес. (37 мес. - 24 мес.) до 36 мес. (60 мес. - 24 мес.).

Предположим, что ООО «Радуга» установило срок полезного использования автомобиля - 44 месяца. Тогда амортизация должна быть полностью начислена в течение 20 месяцев (44 мес. - 24 мес.). Амортизация начисляется линейным способом как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Ежемесячно, начиная с апреля 2006 года, по легковому автомобилю будет начисляться амортизация в сумме 10 050 руб. (201 000 руб. : 20 мес.).

В бухгалтерском учете эта операция отражается проводкой:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 02

10 050 руб. - начислена амортизация по легковому автомобилю.

В налоговом учете ежемесячная сумма амортизации составит 10 000 руб. (200 000 руб. : 20 мес.).

Вполне вероятно, что полный срок полезного использования подержанного транспортного средства, установленный по Классификации, окажется меньше того времени, что оно прослужило прежним собственникам. В таком случае новый владелец вправе самостоятельно установить для подержанного автомобиля любой срок полезного использования. При этом нужно только учесть требования техники безопасности и другие факторы, которые определяют время эксплуатации данного объекта.

При начислении амортизации в налоговом учете по транспортным средствам, бывшим в эксплуатации, нужно применять понижающий коэффициент 0,5. Но только в том случае, если первоначальная стоимость легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов превышает соответственно 300 000 руб. и 400 000 руб.

6. Когда амортизацию начислять не нужно

Начислять амортизацию по автотранспортным средствам нужно ежемесячно независимо от результатов деятельности предприятия. Но возможны случаи, когда начисление амортизации приостанавливается.

В бухгалтерском учете начисление амортизации прерывается в двух случаях (п. 23 ПБУ 06/01):

Если по решению руководителя организации транспортное средство переведено на консервацию на срок более трех месяцев;
- в период восстановления (ремонт, реконструкция и модернизация) автотранспортного средства продолжительностью свыше 12 месяцев.

В налоговом учете начисление амортизации приостанавливается в трех случаев. Кроме перечисленных случаев начислять амортизацию не нужно, если средство передано организацией в безвозмездное пользование (п. 2 ст. 322 НК РФ). Начисление амортизации приостанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором транспортное передано в безвозмездное пользование, на консервацию, на реконструкцию или модернизацию.

Вновь начислять амортизацию по указанным автотранспортным средствам нужно с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был возвращен в эксплуатацию.

Когда не нужно начислять амортизацию в бухгалтерском и налоговом учете.