Разница между тосолом и синим антифризом. Что лучше: тосол или антифриз

Каждый автомобилист задавался вопросом «Какая охлаждающая жидкость лучше для двигателя транспортного средства?». На витринах магазинов представлен большой выбор охлаждающих жидкостей. Многие автолюбители находятся в недоумении от такого ассортимента, а начинающие и вовсе думают, что названия «тосол» и «антифриз» относятся к одному продукту.

В этой статье мы поможем подробнее разобраться в отличии между этими жидкостями, во избежание обмана со стороны продавцов.

Характеристики, свойства и особенности антифриза

Главное свойство данных охлаждающих жидкостей – то, что их температура замерзания значительно ниже температуры замерзания воды. Применяют их в системе охлаждения двигателя, чтобы обеспечить его исправную работу при любых температурах. Немаловажное отличие от обычной воды заключается в более низком коэффициенте расширения во время замерзания.

Главный компонент в составе антифриза – этиленгликоль. Дополнительно в его состав входит вода, антикоррозийные присадки и флуоресцентные вещества. Присадки являются важным компонентом, так как чистая смесь этиленгликоля и воды провоцирует возникновение коррозий. Температура замерзания этого хладагента может достигать -75 градусов Цельсия, что облегчает работу двигателя в холодное время года. Кроме того, главный компонент повышает и температуру кипения, что увеличивает работоспособность при высоких температурах. Также более 90% всех антифризов, представленных производителями, обладают небольшими смазывающими свойствами. Антифриз помогает продлить работу водяного насоса, поскольку обеспечивает его кавитационную защиту.

Недостатком является более высокий коэффициент расширения при нагревании. Исходя из этого, обязательно нужно использовать систему охлаждения с расширительным бачком. В случае его отсутствия, избыток антифриза просто будет выводиться через радиатор, и после остывания уровень жидкости в бачке значительно снизится.

Если у вас отечественный автомобиль, то в теплое время года можно залить дистиллированную воду.

В современном мире автоиндустрии существует три вида антифриза:

  • G11 – зеленого цвета, является гибридным видом. Создан на силикатной основе, а в состав входят лишь синтетические присадки. Преимущества: отличная защита от ржавчины, защита патрубков системы путем обволакивания стенок плёнкой. Лучше всего подходит для легковых автомобилей и алюминиевых деталей. Срок эксплуатации достигает трех лет.
  • G12 – красного цвета, карбоксилатный вид. В их основу входит карбоксилат. Главное отличие – защитный слой образуется только в местах появления коррозий. Идеальный выбор для грузовых автомобилей, но допускается эксплуатация в легковом транспорте. Хорошо защищает детали из меди или латуни. Срок эксплуатации немного дольше и достигает пяти лет.
  • G13 – оранжевого цвета. Данный вид считается наиболее экологически чистым. В основу входит пропиленгликоль, который во внешней среде, в отличие от этиленгликоля, быстрее распадается на составляющие. Чаще всего применяют для форсированных двигателей мотоциклов и автомобилей.

Характеристики и технические особенности тосола

Тосол является прямым предшественником антифриза. Его главным компонентом также является этиленгликоль. Кроме того, в состав входят различные наборы присадок. В отличие от антифриза, в состав тосола добавлена спиртовая группа, а также различные неорганические соли.

На каждой упаковке первой буквой обозначено область использования (например, А – для автомобилей), цифра показывает температуру замерзания, и последняя буква – показывает, какая группа спиртов входит в состав. В отличие от антифриза, в состав не всегда входят красители (чаще всего отечественный тосол бесцветный).

Имеет низкие температуры замерзания, но уступает антифризу (в среднем до -40 градусов Цельсия). Не оказывает повреждающего действия на детали системы охлаждения, но при этом для человеческого организма очень токсичен, при непосредственном контакте.

При попадании на кожу, немедленно промойте участок контакта большим количеством воды.

Преимущества и недостатки одной жидкости перед другой

Прежде чем перейти к правилам выбора жидкости при покупке, сравним эти две жидкости между собой. Начнем с антикоррозийной защиты. Антифриз защищает лишь уже пораженные участки, а тосол выстилает всю рубашку охлаждения.

Антифриз имеет более охлаждающий эффект для двигателя, это обусловлено его низкой теплопроводностью. На первый взгляд, это может показаться большим достоинством, но не стоит забывать, что это может нарушить оптимальный тепловой режим работы двигателя, заданный при производстве. Вследствие этого поршневая группа изнашивается значительно быстрее, а расход топлива значительно возрастет, в то время как мощность вашего авто станет меньше.

В состав тосола входит больше неорганических солей (основная масса - это силикаты и нитриты). Именно такой состав является недостатком отечественного тосола, так как после пробега уже в тридцать тысяч километров вещества теряют свои свойства, и соответственно эту жидкость необходимо заменить.

Большинство мировых автомобильных производителей, не рекомендует в качестве охлаждающей жидкости использовать тосол. В двигателе достаточно большое количество деталей, выполненных из алюминия, а он, как известно, не совместим с компонентами тосола. Такое сочетание будет проявляться в отсутствии защиты алюминиевых деталей, и приведет к их быстрому износу.

Карбоксилат, входящий в состав современных антифризов, позволяет продлить сроки эксплуатации охлаждающей жидкости. Тем самым это позволяет немного сэкономить, так как жидкость нужно менять значительно реже.

Исходя из особенностей составов, антифриз практически не токсичен для человеческого организма, в отличие от тосола. Этот факт дает антифризу несомненное преимущество.

Наглядно преимущества и недостатки этих двух жидкостей можно увидеть на просторах интернета:

На что опираться при выборе охлаждающей жидкости

Первым делом нужно обратить на температуру замерзания, которая указывается на упаковке.

Обращайте внимание на наличие в составе антикоррозийных соединений. Так как в разных странах цвет антифриза отображает разные свойства. В техническом паспорте транспортного средства указана специфическая маркировка охлаждающей жидкости, которая подходит лучше всего. Если же у вас нет техпаспорта или вы владелец старого авто, внимательно изучите этикетку на упаковке. Проверьте правильность написания импортера, производителя и самого названия марки.

Посмотрите на концентрацию жидкости. На практике единым различием является то, что разбавленные вещества уже готовы к непосредственному использованию, а концентрированные придётся разводить самостоятельно.

Смешивать разные типы антифризов категорически нельзя. Если вы хотите перейти к другому виду, то для начала полностью очистите систему от остатков предыдущего антифриза.

Если вы не опытный автовладелец, то стоит покупать антифриз известных марок, которые завоевали доверие потребителя (Total, Лукойл, Shell). Перед покупкой ознакомьтесь с ценами на просторах интернета, а лучше на сайте производителя. Подделки часто значительно ниже в цене.

Выбирайте охлаждающую жидкость с температурой замерзания, примерно на десять градусов ниже, чем минимальная температура вашего региона.

Если упаковка вызывает у вас какие-то сомнения, то лучше оставить ее на полке и отправиться в другой магазин. Все этикетки и штрихкоды должны быть качественно приклеены, и не должны закрывать какие-то либо подлежащие надписи или наклейки. Крышка должна быть плотно закрыта, без следов открытия. Если на дне увидели какой-то мутный осадок, то лучше отказаться от покупки этой жидкости. Кроме того, проверьте способность пениться – встряхните бутылку с охлаждающей жидкостью, после чего наблюдайте за образовавшейся пеной, которая должна осесть в течение трех секунд.

Перед покупкой стоит ознакомиться с советами опытных автовладельцев по выбору охлаждающей жидкости:

Читайте еще:

Вконтакте

Что лить Тосол или Антифриз?

Что лучше - тосол или антифриз ? Можно ли их смешивать? Как правильно выбрать охлаждающую жидкость? Эти вопросы тревожат многих начинающих автолюбителей. Попытаемся ответить на них и определиться с главным вопросом - что лучше заливать, тосол или антифриз ? Перед тем как перейти к анализу, необходимо разобраться в том, что такое охлаждающая жидкость, для чего она нужна, и на основе чего производится.

Характеристика охлаждающих жидкостей

Задача любой охлаждающей жидкости (ОЖ) состоит в том, чтобы не давать двигателю перегреваться в процессе работы. Ранее в этом качестве использовали обычную или дистиллированную воду, однако ее применение имеет ряд недостатков, среди которых:

  • вода замерзнет в мороз и закипает при температуре +100°С , то есть имеет небольшой рабочий температурный диапазон;
  • вода негативно влияет на некоторые элементы охлаждающей системы двигателя, в частности, подвергает их коррозии.

Именно эти недостатки вынудили в свое время автопроизводителей изобрести охлаждающие жидкости на основе водно-гликолевого состава. На территории бывшего СССР самыми популярными ОЖ являются жидкости с использованием этиленгликоля. Кроме этого, для предотвращения коррозии элементов системы охлаждения в состав ОЖ добавляют антикоррозионные присадки. Они бывают двух типов:

  • Силикатные . Такие составы покрывают внутреннюю поверхность частей системы маленьким слоем накипи. За счет этого снижается величина рециркуляции тепловой энергии. Как правило, такие ОЖ имеют зеленый цвет .
  • Карбоксилатные . Эти составы выполняют защиту от коррозии в тех местах, где она наиболее вероятна путем создания защитного слоя. При этом карбоксилатные составы имеют более длительный срок службы, а при замене ОЖ нет необходимости промывать систему. Цвет таких жидкостей - красный .

Эта классификация является стандартом по всему миру. Однако в настоящее время многие производители используют при производстве различные красители, которые затрудняют идентификацию той или иной жидкости.

Тосол и антифриз, в чем разница

В чем разница между тосолом и антифризом

Для начала дадим им определения. Антифриз (от английского слова antifreeze - незамерзающий) - это общее название для жидкостей, которые не замерзают на морозе. В англоязычных странах для определения автомобильного антифриза используется термин Antifreeze Coolant. Существуют отдельные торговые марки антифриза, например, GlasELF, GlycoShell, Havoline, Glysantin, Prestone.

“Тосол” - это отдельная марка охлаждающей жидкости. Впервые она появилась в СССР в 1971 году, когда на его территории начали выпускать “Жигули”. Для них понадобилась охлаждающая жидкость с повышенными эксплуатационными характеристиками, которых не было у жидкостей, выпускаемых на тот момент в стране. Ее разработали в государственном НИИ ОХТ, в отделе технологии органического синтеза. Отсюда и произошла аббревиатура ТОС. Окончание “ол” означает принадлежность жидкости к спиртам.

Изначально “Тосол” имел состав, закрепленный государственным стандартом. Но в настоящее время производителя выпускают ОЖ на основе собственных ТУ. Поэтому, на территории России и стран СНГ можно найти самые разные марки Тосола с различным качеством, как высоким, так и ниже среднего.

Антифриз - это более широкое понятие, которое используется для определения охлаждающих жидкостей. А тосол - одна из его разновидностей. Такая путаница в словах возникла в связи с тем, что после развала СССР на территории бывших союзных республик появилось большое количество иномарок, для которых нужна была качественная охлаждающая жидкость. А в сознании у населения тосол ассоциировался только с “Жигулями”. Поэтому предприимчивые дельцы стали называть все охлаждающие жидкости антифризами. И только ОЖ для “Жигулей” - тосолом.

Существует два основных типа тосолов - обычный и для условий севера. У первого температура замерзания составляет -40°С (имеет голубой цвет), у второго - -65°С (имеет красный цвет). Отличительная черта тосола - использование этиленгликоля. То есть, он создан на минеральной основе. Остальные компоненты - это различные силикатные присадки. Он имеет низкий ресурс, около 30 тысяч километров пробега.

Зарубежные антифризы, как правило, создаются при помощи органических присадок, которые предназначены для снижения уровня окисления рабочих поверхностей при высокой температуре. То есть, выполнены по более прогрессивной технологии.

Состав тосола и антифриза

Тосол производится на основе этиленгликоля/глицерина/ди-/триэтиленгликоля (“антизамерзатели”) или их смеси. Кроме этого, в него входят вода, красителя и ингибиторы коррозии (их состав отличается у каждого производителя). Антифриз же выполнен на основе аналогичных антизамерзателей, однако с использование органических присадков. Представляем вашему вниманию таблицу, где перечислены вещества, которые входят в состав тосола и антифриза.

Теперь подробнее рассмотрим классы антифризов, эволюцию их развития, а также вещества, входящие в их состав.

Классы антифризов

Антифризы классифицируются с помощью буквы G и числа, по которому можно судить о его составе и свойствах. Родоначальником такой маркировки является всемирно известная компания Volkswagen, которая выпускала в свое время популярные марки антифризов «VW coolant G 11» и «VW coolant G 12».

Так, в соответствии с маркировкой, принятой в компании Volkswagen, в настоящее время используются следующие виды антифризов:

  • Силикатные, обозначаются как G11 (соответствуют спецификации VW TL 774-C). К слову, к этому типу относится и старый советский “Тосол”. Принцип действия состава заключается в образовании тонкой защитной пленки, предотвращающей коррозию элементов охлаждающей системы. Компания Volkswagen рекомендовала его для автомобилей собственного производства до 1996 года выпуска. Как правило, жидкости G11 имеют зеленый или синий цвет. В состав жидкостей входят нитраты, амины, нитриты, бораты, фосфаты, силикаты.
  • Карбоксилатные, имеют обозначение G12 (соответствуют спецификации VW TL 774-D). На территории Европы антифризы G12 рекомендованы для использования в машинах до 2001 года выпуска. Имеет красный или розовый цвет.
  • Гибридные, G12+ (соответствуют спецификации VW TL 774-F). Предназначены для высокооборотистых движков с высокой температурной нагрузкой, применяются для автомобилей 1997...2008 года выпуска (на территории нашей страны используется и для более новых). Имеет красный цвет.
  • “Лобрид” (Lobrid) . Имеет индекс G12++ (соответствуют спецификации VW TL 774-G) или G13 . В последнем случае вместо этиленгликоля в качество основы используют пропиленгликоль. Такие антифризы не ядовиты, быстро разлагаются и наносят значительно меньше вреда экологии. Однако их недостаток состоит в высокой стоимости, поэтому на территории стран СНГ они используются нечасто. Эти антифризы рекомендованы для использования в машинах, произведенных в 2008 году и позже. Имеет оранжевый или желтый цвет.

Стоит отдельно отметить, что большинство реализуемых на отечественном рынке антифризов не соответствуют упомянутым спецификациям от компании Volkswagen. Кроме этого, чтобы иметь официальную лицензию, антифриз должен пройти аттестацию в лабораториях компании. Естественно, что 99% реализуемых жидкостей такой проверки не проходило. А потому классификация антифризов по G-параметру весьма условна, и к ней стоит относиться с долей скепсиса.

Антифриз G12, его особенности и отличие от антифризов других классов

Антифриз G12 предназначен для системы ОЖ современного двигателя. Имеет свои характеристики и отличия от антифризов G11, G12+, G13. Разница в совместимости антифриза g12 с другой ОЖ в стабилизирующих присадках

Можно ли смешивать тосол и антифриз

Эксперимент по смешиванию тосола и антифриза

В такой формулировке, к какой привыкли большинство отечественных автолюбителей, вопрос ставить не совсем корректно. Поскольку мы уже выяснили, что тосол - это тоже антифриз, то правильнее будет спросить - какие марки антифризов можно смешивать между собой?

Опуская лишние подробности о возможных химических реакциях, можно утверждать, что антифризы классов G12+, G12++, G13 можно без проблем смешивать с G11. А G12 можно смешивать с G12+. Однако НЕЛЬЗЯ смешивать G12 и G11 . В результате их реакции в радиаторе вы рискуете получить осадок, который очень трудно вымыть из системы. В отдельных случаях может возникнуть даже желеобразная смесь вместо радиаторной жидкости.

Поэтому, исходя из общих соображений, не рекомендуем вам смешивать разные типы антифриза. Это можно делать только в исключительных случаях, и при условии, что вы знаете, какая жидкость залита в радиатор, и какую вы собираетесь заливать. Также никогда не ориентируйтесь лишь на цвет антифриза. То, что у новой жидкости такой цвет, как у той, что залита в двигатель автомобиля, вовсе не означает, что их можно смешивать между собой. Необходимо уточнять дополнительные характеристики.

Смешивание антифриза и тосола с водой

Зависимость температуры замерзания от концентрации антифриза

Многих автолюбителей интересует вопрос - можно ли смешивать тосол и антифриз с водой? Спешим их обрадовать - можно. Однако с некоторыми оговорками. Первое условие - вода должна быть дистиллированная. Второй факт, о котором вы должны помнить, заключается в том, что чем больше вы разведете охлаждающую жидкость, тем больше своих свойств она потеряет. В частности, снижается ее температура кипения и повышается температура замерзания.

Как видно на графике, кривая кристаллизации идет вниз до уровня, когда количество этиленгликоля составит 67%, а воды - 33%. До этого момента раствор представляет собой кристаллы льда и этиленгликоль. В нижней точке замерзают обе жидкости.

Поэтому для увеличения объема жидкости в радиаторе можно использовать дистиллированную воду, однако при первой возможности постарайтесь долить антифриз или тосол. Причем, желательно, чтобы они были той же марки, которая была залита до этого.

Соотношение охлаждающей жидкости

Что лучше заливать, тосол или антифриз?

Можно ли заливать тосол в охлаждающую систему

Выбор марки охлаждающей жидкости необходимо производить, ориентируясь на следующие параметры:

  • температура кипения;
  • температура замерзания;
  • антикоррозионные свойства;
  • смазывающие свойства.

Также существует дилемма, связанная с периодичностью. Если вы планируете использовать тосол или антифриз класса G11, то вам придется менять его в 2-3 раза чаще, чем , Однако его стоимость будет выше, что окупится более редкой заменой. Однако учитывая другие положительные характеристики антифриза класса G12 и выше, все же рекомендуем использовать именно их. Основной фактор, который нужно учитывать при этом, является совместимость материала радиатора и химического состава ОЖ.

При выборе также следует придерживаться рекомендаций автопроизводителя о том, какую охлаждающую жидкость нужно использовать. Эту информацию можно найти в мануале или на официальном сайте. Всегда ориентируйтесь на информацию о допуске (одобрении) производителя вашего авто на использование того или иного антифриза.

При выборе охлаждающей жидкости всегда обращайте внимание на содержание боратов (буров) и фосфатов. Официальные спецификации Volkswagen G11, G12, G12+, G12++ запрещают наличие в антифризах боратов. А отечественные производители (в том числе некоторых Тосолов) зачастую грешат этим. Также в антифризе не должно быть фосфатов , аминов и нитритов . Если в жидкости есть бораты и фосфаты, то она заведомо не попадает в разряды G11 и G12. Что касается силикатов, то в антифризах G11 допускается их содержание в пределах 500-680 мг/л, в G12+ - 400-500 мг/л, а в G12++ наличие силикатов запрещено.

Как отличить поддельный антифриз

Существует один народный метод, как отличить поддельный антифриз от фирменного. Дело в том, что подделки выполняют на кислотной основе, которая может повредить элементы системы охлаждения двигателя. Чтобы выявить это, после покупки достаточно налить в крышечку или небольшой сосуд немного купленной жидкости и добавить в нее щепотку пищевой соды. Если бурная химическая реакция не произошла - можно смело заливать жидкость в радиатор. В противном случае нужно брать канистру и идти выяснять отношения с продавцами, у которых вы купили антифриз, требуя вернуть ваши деньги.

Для выяснения подлинности антифриза, а также его свойств при покупке можно проверить его плотность и pH-фактор (кислотность). В первом случае пользуются плотномером (ареометром), во втором - лакмусовой бумажкой. Измерение плотности необходимо проводить при температуре +20°С. Значительные отклонения приведут к существенным погрешностям. Так, при указанной температуре плотность охлаждающей жидкости должна быть не меньше 1,075 г/см3 . Эта плотность означает, что жидкость не замерзнет на морозе до -40°С.

Таблица зависимости плотности и температуры замерзания тосола и антифриза от содержания в них этиленгликоля

Плотность тосола, антифриза, г/см3 Содержание этиленгликоля в процентах, в тосоле, антифризе Температура замерзания тосола, антифриза, °С
1,115 100 -12
1,113 99 -15
1,112 98 -17
1,111 96 -20
1,110 95 -22
1,109 92 -27
1,106 90 -29
1,099 80 -48
1,093 75 -58
1,086 67 -75
1,079 60 -55
1,073 55 -42
1,068 50 -34
1,057 40 -24
1,043 30 -15

Кислотность проверяют, опуская в жидкость лакмусовую бумажку. В идеале значение pH должно находиться в пределах 7...9 (зеленый цвет бумажки). Если вы получили значение 1...6 (розовый цвет бумажки), значит в растворе много кислоты. Если 10...13 (фиолетовый или синий цвет бумажки) - щелочи.

В заключение скажу что...

Окончательное решение о том, какую жидкость использовать, принимать только вам. При выборе отталкивайтесь от рекомендаций автопроизводителя . При покупке всегда читайте информацию о составе охлаждающей жидкости, а также условиях ее использования. Поскольку принципиальной разницы между тосолом и антифризом нет, и она лишь заключается в составе пакетов присадок, а соответственно, области применимости (для каких автомобилей или двигателей) и сроке эксплуатации. Это избавит вас от возникновения возможных проблем в работе системы охлаждения вашего автомобиля.

Всегда следите за состоянием антифриза, в частности, на его цвет в расширительном бачке. Если вы еще не проехали заявленного для жидкости расстояния, а она уже поменяла цвет , то необходимо провести ее замену . Также не забывайте менять ОЖ в соответствии с графиком. Не катайтесь сверх нормы даже на самых современных антифризах.

В данной статье расскажем что такое автомобильный антифриз, чем отличается от тосола и какой срок службы. Влияние на перегрев двигателя.

В чём отличие?

Тосол - название антифриза, разработанного для автомобилей ВАЗ. Торговая марка «Тосол» не была зарегистрирована, поэтому её применяют многие отечественные изготовители охлаждающих жидкостей. Название возникло так: первые 3 буквы взяли из названия отдела, где был изготовлен: «Технология Органического Синтеза». А окончание «ол» пришло из химической промышленности и указывает на принадлежность продукции к спиртам.

В итоге появился «ТОСОЛ», который предназначался для первых автомобилей ЖИГУЛЕЙ. Со временем название из аббревиатуры («ТОСОЛ») превратилось в нарицательное - так автолюбители стали называть любые охлаждающие жидкости. Не стоит поддаваться заблуждению, что для русских машин предназначен тосол, а для иномарок - антифриз. Тосол - один из антифризов.

Из чего делают?

Антифризы - охлаждающие жидкости системы охлаждения автомобиля, не замерзающие при низкой температуре. Состоят из двухатомного спирта - этиленгликоля (65%), воды (35%) и антикоррозионных присадок, которые химики называют ингибиторами - замедлителями коррозии. Изготовители дают им собственные имена («Тосол», «Лена») или указывают температуру замерзания (ОЖ-40).

Основа - гликольно-водная смесь, от которой зависят: способность антифриза не замерзать при низких температурах, его удельная теплоемкость, вязкость и воздействие на резину. Наиболее распространены антифризы на основе этиленгликоля. Но его водный раствор агрессивен к материалам деталей системы охлаждения (стали, чугуну, алюминию, меди, латуни, припою).

Поэтому в охлаждающую жидкость добавляют комплекс присадок: противокоррозионных (ингибиторов), антивспенивающих и стабилизирующих.

Стандартов много: в России это ГОСТ 28084-89 (который морально устарел), в США - ASTM D3306, D4340, D4656 (постоянно обновляются), в Англии - BS 6580. Они определяют характеристики антифризов: плотность, температуру начала кристаллизации, коррозионное воздействие на металлы, влияние на резину, устойчивость в жёсткой воде - и регламентируют испытания по их проверке. Но не оговаривают состав и концентрацию присадок, а также смешиваемость жидкостей. Это, а также цвет антифриза (синий или желтый) выбирает изготовитель.

ГОСТов, регламентирующих срок службы антифриза и условия ресурсных испытаний - нет. На практике, производители используют технические условия (ТУ), занося в них нужную информацию. Поэтому в магазинах часто появляются антифризы, замерзающие при -25°С и закипающие при 90°С. Официально, температура начала кипения антифриза должна быть в пределах 105-115°С.


Кроме общих стандартов, многие изготовители применяют спецификации с дополнительными требованиями. Например, система нормативов концерна Volkswagen, которая нормирует антифризы по маркировке G11, G12 и G13 . Многие химические компании и представители торговли стали использовать их компактные названия для классификации охлаждающей жидкости.

Какой срок службы?

При эксплуатации антифриз стареет - концентрация ингибиторов постепенно снижается, теплопередача уменьшается, склонность к пенообразованию увеличивается, а незащищенные металлы интенсивно коррозируют. Ресурс зависит от качества тосола и пробега автомобиля.

Срок замены предписывает автозавод или изготовитель. Обычно меняют раз в 2-3 года. На современных машинах меняют при эксплуатации более 5 лет или 250 000 км пробега. Например, Volkswagen придерживается такого графика для новых авто. АвтоВАЗ указывает смену через 75 000 км пробега или 3 года, при использовании подобного антифриза. Далее перечислим признаки, когда охлаждающая жидкость стареет раньше:

  • образуется желеобразная масса на внутренней стороне горловины расширительного бачка, при незначительных отрицательных температурах (минус 10-15°С) в нем заметно помутнение (как легкое облачко), выпадает осадок, а также чаще срабатывает электровентилятор радиатора. Когда появился хотя бы один из этих признаков, антифриз нужно сменить при первой возможности;
  • цвет становится рыже-бурым. Значит, детали системы уже коррозируют. Такую жидкость нужно заменить немедленно, независимо от того, сколько она прослужила.

Можно ли смешивать?

Отечественные жидкости, произведенные разными изготовителями по одним техническим условиям, смешивать допустимо. Если номера ТУ неодинаковы, антифризы часто несовместимы. Компоненты комплексов присадок могут прореагировать друг с другом и потерять полезные свойства. Поэтому в безвыходном положении лучше долить воды, а потом - заменить всю жидкость в системе.

Если цвет разный. Например, старая - желтого цвета, а собираетесь залить красный антифриз. Можно ли смешивать? Подробнее в данной статье .

Влияние на перегрев двигателя

Температура кипения антифриза - не менее 105°С , если он соответствует всем стандартам и ГОСТам. Бывает, производители пытаются сэкономить на продукции и вместо дорогого этиленгликоля добавляют более дешевый глицерин, который стоит «копейки». Антифриз на основе глицерина становится вязким, в результате мотор перегревается.

Чтобы он не замерзал при -25°С, изготовители добавляют метанол, который существенно снижает температуру замерзания. При этом температура кипения метанола составляет всего 65,5°С. При более высоких температурах метанол начинает активно испаряться и снижает температуру кипения тосола до 85-90°С вместо положенных 105-108°С.

Утечки некачественного антифриза приводят не только к перегреву двигателя , но и к пожару. Попади метанол, например, на раскаленный коллектор - может произойти открытое горение .

Не всегда, добавление в состав глицерина говорит о некачественном антифризе. Например, Volkswagen при производстве охлаждающих жидкостей под маркировкой G13 добавляет небольшой процент (до 20% в концентрате) глицерина в состав. Делается это не ради экономии, а благодаря экологии. Глицерин побочный продукт при производстве биодизеля, а значит его нужно куда-то девать - например, использовать в антифризе.

Советуем приобретать антифриз в фирменных точках продажи или через официальных поставщиков в интернет-магазинах. Если купили подделку, то она зимой приведёт к плохому запуску мотора в морозы, а летом - к пожару в моторном отсеке.

С целью охлаждения двигателей производители современных автомобилей предлагают использовать специальный охлаждающий жидкий состав — антифриз. Его отличительное качество — намного ниже, чем у воды, температура замерзания, не высокий коэффициент расширения при кристаллизации.

Т.е кристаллизуясь он изменяет свой объем незначительно (порядка 3,5 — 1,5%) и теоретически не может нанести вред материалам, которые применяются в конструкции современных автомобилей. Температура вскипания антифризов более высокая, чем у воды, что позволяет беспроблемную эксплуатацию автомобиля при высоких температурах окружающей среды.

В производстве охлаждающих жидкостей (ОЖ) для авто обычно используют этиленгликоль (или более дорогой, но менее ядовитый пропиленгликоль), воду и комплекс присадок, придающих раствору цвет, способность защищать металл от коррозии, антипенные и антикавитационные свойства.

Мнение о том, что Тосол и антифриз совершенно разные продукты — ошибочно. Тосол это и есть антифриз, т.е. особая его марка, отечественного производства. Отличается от изготавливаемой за рубежом Antifreeze Coolant качеством присадок и имеет более низкие температурные характеристики, уступая по сроку эксплуатации и области допустимого применения.

Сегодня производители Тосола стали именовать его антифризом и рекламировать как средство, подходящее не только для отечественных авто, но и для иномарок. Впрочем, некоторые авторитетные автомобильные издания утверждают, что современный отечественный продукт соответствует стандартным требованиям, предъявляемым к антифризам, в частности это касается вопроса кристаллизации и коррозионной агрессивности к резине и металлу.

Большую опасность для автовладельцев представляет присутствие на современном рынке большого количества подделок, покупки таких товаров следует избегать однозначно.

Как отличить что залито, антифриз или Тосол

В ситуации с покупкой машины, когда наладить связь с ее бывшими владельцами невозможно вопрос о том, какая ОЖ залита на данный момент — возникнет обязательно.

Уточнить марку ОЖ потребуется нескольким причинам:
Если в системе охлаждения обнаружена поломка, вероятной ее причиной может оказаться, залитая в бачок жидкость неподходящего качества. Уточнить какую марку покупать не следует — надо обязательно.

Опять-же, если машина радует безотказной работой системы охлаждения — желательно и дальше покупать антифриз той-же марки.
Обязательно следует знать марку антифриза в том случае, если потребуется восполнить его уровень в радиаторе или заменить. Смешивать ОЖ разных марок не рекомендуется — предугадать характеристики полученной смеси невозможно.

Т.е. научиться отличать антифриз от Тосола все-же потребуется.

Заметим, распространенное мнение, что Тосол можно отличить по синему окрасу — ошибочно. В некоторые марки современных ОЖ также добавляют синий краситель, не оказывающий никакого влияния на качество продукта.

С опаской следует относиться к версии, что продукты имеют разный вкус — это неверно. На вкус они очень похожи, учитывая состав охлаждающих жидкостей несложно предположить, что они ядовиты, при попытке их попробовать можно получить отравление.

Из методов, при помощи которых можно реально опознать охлаждающие жидкости, отметим:

  • по запаху — антифриз отличается его отсутствием
  • по текстуре — антифриз имеет маслянистую консистенцию, тогда как Тосол больше похож на воду
  • антифриз, помешенный в морозилку в какой-либо пластиковой емкости не замерзнет, тогда как Тосол со временем кристаллизуется
  • при смешивании Тосола с водой образуются слои, наблюдается помутнение и выпадение осадка, антифриз подобных реакций не вызывает
  • при комнатной температуре жидкости можно замерить ее плотность использовав ареометр, плотность антифриза будет находиться в пределах от 1,072 до 1,080 г на кубический см

Можно также произвести несложный опыт:

  • в емкость налить небольшое количество охлаждающей жидкости
  • поместить в нее кусок резины и металлическую пластинку
  • выждать пол часа
  • исследовать образцы металла и резины

При этом антифриз должен создать защитный только на металле, а Тосол образует его и на металле и на резине. Наличие защитного слоя можно определить при прощупывании материала пальцами.

Для получения точного анализа потребуется доставить образец жидкости в специальную лабораторию.

Специалисты рекомендуют при покупке автомобиля не откладывать полную замену охлаждающей жидкости — стоимость этой процедуры не высокая, но она предупредит возможность неправильных температурных нагрузок. Поломка двигателя крайне нежелательна: чтобы его починить потребуется потратить намного больше средств чем на замену антифриза.

Что лучше для автомобиля Тосол или антифриз

Различаются Тосол и антифриз по качеству и по составу, если Тосол представляет собой смесь воды, этиленгликоля и солевых присадок, производных неорганических кислот, то в качественном антифризе присутствуют тот же этиленгликоль, пропиленгликоль, спирты, карбоксилатные присадки, предупреждающие процесс пенообразования и борющиеся с коррозией.

Использование Тосола приведет к образованию на всех деталях охладительной системы полумиллиметрвого защитного слоя, он снижает теплоотдачу, в результате чего двигатель начинает потреблять большее количество топлива.

Постоянный контакт с Тосолом:

  • значительно сокращает ресурс мотора
  • присутствующие в продукте силикатные и фосфатные примеси вызывают образование осадка на стенках радиатора, вызывая тем самым его загрязнение

Замена Тосола должна осуществляться значительно чаще, чем антифриза, примерно через каждые 20-30 тыс. км пробега.

Что касается антифриза, то его применение приводит к образованию слоя защиты только на определенных участках охладительной системы.

Это предупреждает возможность негативного влияния на качество самой теплопередачи, эксплуатация двигателя в таком случае становится более безопасной.

Присутствие в составе этиленгликоля снижает температуру замерзания и повышает температуру закипания, т.е. создаются дополнительные удобства при использовании антифриза как зимой, так и летом.

Что касается цвета антифризов, то они не представляют собой основание для определения качества продукта, одно и то же вещество, по договоренности между производителями и потребителями может быть окрашено в разные цвета.

Но при этом изменение цвета эксплуатируемого антифриза — важный показатель, причина такого явления кроется в нарушении состава присадок.

Со временем снижается запас щелочности, испаряется вода, что приводит к увеличению плотности и понижению теплоотдачи. Изменившийся цвет, обычно на бурый, является сигналом о возможных изменениях качества жидкости и необходимости ее замены, независимо от длительности эксплуатации.

Гарантийная длительность хранения антифриза, которую указывают производители — 5 лет. Изготовитель автомобиля обычно указывает срок службы антифриза — 2 года.

Судя по вышесказанному, оптимальным вариантом является антифриз, как продукт более высокого качества.

Выбирая марку ОЖ следует руководствоваться следующим правилом. Лучшим антифризом для вашего авто будет тот, который одобрен производителем автомобиля. Перечень подходящих продуктов указывается в сервисной книжке или на сайте компании.

Реализуемые сегодня ОЖ, зависимо от использованных в их производстве присадок, разделяются на несколько групп:

  • традиционные
  • лобридные
  • гибридные
  • карбоксилатные

Что дороже Тосол или антифриз

Разница между жидкостями обусловлена наличием разных присадок, которые в конечном итоге формируют качество продукта. Разница в стоимости антифризов разных марок существенна, вполне естественно, Тосол, не отличающийся высоким качеством, занимает место в линейке наиболее дешевых охлаждающих жидкостей.

Но привлекательная ценовая политика оборачивается для любителей экономии дополнительными тратами. Если использование антифриза предполагает его замену после проезда 250 тыс км, то менять Тосол требуется через каждые 30 тыс км пробега, т.е. примерно в 8 раз чаще.

Сюда же следует приплюсовать возможные негативные последствия от использования жидкости с низкими противокоррозийными и температурными характеристиками, т.е. ремонт поломок, которые могут произойти по причине использования несоответствующей ОЖ.

Что текучее Тосол или антифриз

Для начала проанализируем составы жидкостей. Обе они имеют примеси, которые придают более высокую, чем у воды, текучесть. Если сравнивать между собой два продукта, то антифриз имеет текучесть выше, чем Тосол, что обусловлено присутствием в нем полипропиленгликоля и этиленгликоля.

Более высокая текучесть вещества предполагает ускорение перемещения жидкости внутри системы. Показатель текучести увеличивается пропорционально снижению температуры антифриза.

Высокая текучесть жидкости также может провоцировать возникновение проблем в виде течи:

  • с малейшими повреждениями и трещинками, присутствующими на местах соединений патрубков
  • по причине слабо затянутых крепежных хомутов
  • из радиатора, в случае повреждения сердцевины трубок радиатора
  • из-за прогорания прокладки может возникнуть утечка из-под головки блока

Хорошо, если антифриз дает течь наружу — ее можно заметить и устранить, если же антифриз попадает в двигатель — создается угроза гидроудара. А это может вылиться в поломку деталей двигателя.

Вариантом временного устранения течи может стать использование специальной присадки. Но более чем временной мерой такое действие считаться не может — то, что будет благом для одних узлов может оказаться губительным для других, под действием присадки будут забиваться все каналы системы охлаждения, а на внутренних полостях деталей будет образовываться налет. Это грозит возникновением дополнительных проблем с двигателем, следовательно — с увеличением расходов на предстоящий ремонт.

Не следует забывать, что даже самые хорошие присадки не могут гарантировать прекращение протечек на длительное время.

Что быстрее закипает Тосол или антифриз

Работа ОЖ заключается в отведении тепла от двигателя, подачу его в салон, в случае включенного отопления. Далее жидкость поступает в радиатор охлаждения, где и теряет свою температуру под воздействием наружного воздуха, который движется навстречу авто.

Именно простота системы диктует необходимость в использовании жидкостей, с более широким температурным диапазоном, чем обычная вода. Важный момент — температура закипания и замерзания.

Чтобы устранить недостатки, которые имеет вода, ее заменяют водногликолевой смесью. Этиленгликоль в не разведенном состоянии имеет температуру закипания +195 С, но точка его замерзания составляет всего -13 С, что совершенно неприемлемо для применения в системах охлаждения авто.

Выходом стало приготовление смеси этиленгликоля и воды в определенном процентном отношении — полученный таким путем антифриз обладает отличными способностями: замерзает при температурах порядка -35С -70С, зависимо от концентрации раствора, которая колеблется в пределах 30-70%. В качестве ОЖ обычно используют растворы 52 — 64% концентрации.

Температура закипания антифриза также зависит от процентного состава и может колебаться от 110 до 130 С. Оговаривая температурные показатели, следует вести речь о конкретном виде антифриза. Температура закипания Тосола находится в пределах +70 +105 С, что тоже обусловлено составом и качественными характеристиками продукта.

В любом случае не будет ошибочным вывод, что более низкая температура закипания у Тосола.

Что лучше для дизеля Тосол или антифриз

Поскольку конструкция системы охлаждения дизельного и бензинового двигателей особенностей не имеют, то подход к выбору ОЖ для каждого из них будет идентичным.

При выборе в первую очередь следует учитывать требования завода-изготовителя к условиям эксплуатации автомобиля или рекомендации, указанные в сервисной книжке. Там же можно ознакомиться с указаниями по поводу использования разных видов жидких охлаждающих составов, ведь каждая из систем охлаждения при проектировке рассчитывается на определенный класс ОЖ.

Этими же соображениями следует руководствоваться при обсуждении вопроса, что лучше заливать зимой Тосол или антифриз, — если вы по настоящему заботитесь о своем автомобиле, то будете выполнять инструкции, данные его производителем.

Важным моментом являются контроль за уровнем антифриза и его своевременная замена. Ведь статистика показывает, что более пятой части ото всех поломок авто возникают по причине неисправной системы охлаждения.

Антифриз или Тосол, что лучше использовать, делаем правильный выбор

Для начала напомним, что по своей сути Тосол является тем же антифризом, первое название является разве что свидетельством истории его появления. Намного правильнее было-бы разделять ОЖ на менее качественные более совершенные по составу.

Качество же это зависит от используемых в производстве присадок. Рассуждать на тему что лучше заливать летом Тосол или антифриз также следует именно с позиции качества продукта и его совместимости с системой охлаждения вашего авто, а не отталкиваясь от названия.

Поэтому совет может быть следующим. Выбор всегда останется за вами, как автовладельцем и как покупателем, т.е. будет основываться на финансовых возможностях и вашем мнении о целесообразности использования того или иного продукта.

При покупке ОЖ любого типа не лишним будет проявить бдительность:

  • на упаковке обязательно должны быть указаны присутствующие в продукте присадки
  • покупку желательно совершать исключительно у официальных представителей брендов, в специализированных магазинах или СТО, которые сотрудничают с официальными представителями той или иной торговой марки, это единственный вариант уберечься от покупки фальсификата

Специалисты рекомендуют обращать внимание на современные продукты с карбоксилатными присадками. Силикатные присадки справляются с проблемами коррозии металла намного хуже, происходящие в системах охлаждения разрушительные процессы негативно сказываются на теплоотводящих способностях системы,т.е. приводят к ограничению ее функциональности.

Единых стандартов для ОЖ в мире нет, причины на то существуют серьезные:

  • эксплуатация автомобилей в условиях разных климатических районов
  • разные пути решения проблемы с коррозионной агрессивностью охлаждающих жидкостей
  • сами-же производители авто систематически обновляют свои собственные спецификации.

Инструкция

Традиционный российский антифриз «Тосол» состоит из неорганических веществ, предотвращающих коррозию металлов и резинотехнических изделий. Срок службы не более двух лет. Крайне не рекомендуется к в системах охлаждения в автомобилей импортного производства. После преодоления температуры 105?С он теряет свои свойства. Очень ядовит и экологически вреден. Во время работы с ним следует избегать попадания на кожу рук и других частей тела.

В настоящее время на рынке наиболее популярен карбоксилатный антифриз зарубежного производства G-12, который выпускается с содержанием солей крабоновой кислоты. Он сохраняет свои свойства при температуре до +135?С. Защитный антикоррозионный слой данной охлаждающей жидкости образовывается только в местах повреждения металлов, а не по всей поверхности водяной рубашки, как у «Тосола», чем выгодно отличается от последнего. Срок эксплуатации G-12 увеличен до пяти лет.

Последней разработкой западных инженеров стал карбоксилатный антифриз G-13 с добавлением полипропиленгликоля. Выпуск подобной охлаждающей жидкости продиктован в основном требованиями экологической безопасности и конструктивными особенностями современных высокотехнологичных моторов.

Видео по теме

Обратите внимание

К сожалению, большинство автомобилистов не придают особого значения залитой в систему охлаждения мотора жидкости. Единственное предъявляемое требование к подобной заправке: лишь бы она не замерзала. Недальновидный подход при выборе эксплуатационной ОЖ может привести к сокращению моторесурса двигателя.

Автовладельцам хочется, чтобы их «железный конь» прослужил десятки лет. Поэтому многие прислушиваются к звуку двигателя, стараются заправляться на проверенных заправках, покупают качественные масла, а также антифриз. Однако для начинающего автомобилиста выбор средств для улучшения работы машины – это длительный путь проб и ошибок. Так, одной из проблем способен стать выбор между антифризом и тосолом, ведь для непосвященных людей эти две охлаждающие жидкости ничем не отличаются. Стоит выяснить, так ли они похожи в действительности.

Инструкция

Антифризом называются все охлаждающие жидкости, независимо от того, когда и где они выпущены. Тосол представляет собой разновидность антифриза, которая была создана в советское время институтом «ГосНИИОХТ». Поскольку альтернативы этому виду охлаждающей жидкости не было, скоро название торговой марки стало нарицательным. В течение долгого времени так называли и другие антифризы, которые попали на советский, а затем и российский рынок. ТОСОЛ – это аббревиатура. Первые 3 буквы расшифровываются как «технология органического синтеза». Что касается окончания «ол», оно пришло из химической терминологии.

В составе тосола, как и в других охлаждающих жидкостях, присутствует вода и этиленгликоль. В тосоле применяются присадки на основе солей неорганических кислот, к примеру, силикатов, фосфатов, нитритов и нитратов. В составе антифриза тоже имеются вода и этиленгликоль, пропиленгликоль, глицерин и спирт. Иными словами, антифриз – это пропиленгликоль (или этиленгликоль), присадки и вода. Особенно важны в составе именно присадки, поскольку они повышают антикавитационные, антипенные, антикоррозийные возможности антифриза. В отличие от тосола, в составе этой охлаждающей жидкости имеются присадки на основе солей органических кислот.

Благодаря тосолу на поверхности металлов образуются защитный слой. Обычно его толщина не превышает 0, 5 мм, однако такая защита имеет недостаток - низкую теплопередачу. Из-за этого расход топлива увеличивается, а сам двигатель изнашивается быстрее. Тосол утрачивает свою охлаждающую способность через 30-40 тысяч километров пробега. Поскольку в составе антифриза имеются такие неорганические соли, как силикаты и фосфаты, возможно образование осадков и гелей, которые способны послужить причиной засорения радиатора. При высоких температурах тосол функционирует в системе до предела в 105°С.