Появление, классификация и применение багги-мобилей. Багги

, двери и крылья , в качестве несущей структуры устанавливалась облегчённая рама или стекловолоконный кузов, или оставлялась урезанная версия штатного кузова. Благодаря проходимости и прочности шасси «Жука», его высокому дорожному просвету , отсутствию радиатора , заднему расположению двигателя этот автомобиль идеально подходил для производства багги. Также способствовала популярности и вседоступность этого автомобиля.

Многие любители багги устанавливали взамен штатного двигателя «Жука» 6-цилиндровые двигатели от Chevrolet Corvair . С использованием турбонаддува мощность могла быть увеличена до 180 л. с. Стихийные соревнования стали иногда вырастать в грандиозные автокросс -шоу. Популярность багги росла и вскоре перешагнула границы США. В Европе выпуском этих машин занималась итальянская компания Autozodiaco.

Настоящее время

В настоящее время массовая популярность багги упала - связано это, в первую очередь, с распространением квадроциклов . Сохранившиеся образцы основного донора агрегатов - Volkswagen Beetle - зачастую сами по себе представляют немалую ценность. Изготовление багги является сейчас в основном предметом технического творчества. Используются при этом как правило, детали внедорожников . Иностранные фирмы также выпускают детали для самостоятельного изготовления багги - стеклопластиковые кузова, стекла, светотехнику , обвесы, дуги безопасности и др.

В спорте

В спортивных багги также постепенно выделилось несколько классов:

  • багги для ралли-рейдов - внедорожные спортпрототипы , центральномоторные , чаще заднеприводные , хотя встречаются и полноприводные .
  • багги для трофи-рейдов - максимально облегчённые полноприводные багги как правило построенные на базе внедорожников для преодоления участков практически полного бездорожья, способные преодолевать неглубокие водные объекты;
  • пляжные багги - комфортабельные лёгкие багги для передвижения в основном по относительно ровным песчаным поверхностям;
  • краулеры - специальные багги для участия в соревнованиях по триалу (преодоление препятствий, как правило в виде скал и искусственных препятствий).
  • багги для автокросса . В автокроссе есть множество разнообразных классов СКА багги отличающиеся как возрастными критериями так и техническими, такими как тип привода или объем двигателя. В России на данный момент есть пять классов это Д3-Микро (возраст пилотов до 8 лет), Д3-Мини (от 8 до 12 лет) Д3-Юниор (от 12 до 18 лет) и два взрослых класса: Д3-Спринт (национальный, с приводом на заднюю ось и двигателем ВАЗ до 1400 куб. см) и класс Д3 (с приводом на обе оси и ограничением объёма в 4000 куб. см).

Багги - это легкий рамный автомобиль, с низким центром тяжести и высокой проходимостью. Это позволяет его владельцу наслаждаться экстремальным вождением на пересеченной местности более полно, по сравнению с другими транспортными средствами. Мощная независимая подвеска, короткая база и цепкая внедорожная резина позволяет гонять по местности, которая, на первый взгляд, совершенно не предназначена для этого. Вам не нужно утруждать себя поиском специализированных треков для вашей необычной техники. Для того, что бы начать веселье достаточно выехать за город или найти заброшенный городской пустырь. Усиленная ходовая часть позволит вам не только ездить по камням и бревнам, но и совершать довольно внушительные прыжки без особого вреда для машины.

При этом безопасность багги ставиться во главу угла практически всеми производителями. Четырехточечные ремни надежно приковывают вас к автомобильному креслу и к раме. Кстати, рамная основа багги является основным гарантом безопасности. Рама багги защитит от боковых столкновений с крупными валунами или деревьями. При такой конструкции можно не боятся даже переворотов, хотя делать этого, конечно, не стоит. Днище практически любого багги представляет собой стальное корыто из листового железа толщиной от 15 миллиметров. Вы можете встречать днищем багги любые препятствия и максимум что вам грозит, это вмятины, которые элементарно вытягиваются в любом автосервисе.

Если вы хоть раз катались на квадроцикле и вам приходилось на хорошей скорости проходить резкий поворот, то вы вспомните возникающее при этом чувство дискомфорта. В общем случае сравнивать безопасность багги и квадроцикла не имеет смысла. Квадроцикл несомненно намного более опасен и ненадежен. Багги же напротив, безопасен на столько, что многие родители покупают в подарок своим чадам специальные детские багги. А иногда в подарок приобретается вполне серьезная взрослая модель.

Первое, для чего выбирают багги - это несомненно экстремальный отдых. Надо сказать, что это самый интересный выбор. Есть несколько основных направлений, для которых берут багги. В общем любая багги обладает общими характеристиками, которые присущи всем багги. Но в зависимости от того что Вам больше нравиться можно брать ту или иную модель.

Например все багги могут ездить по бездорожью, но не на любом багги можно ездить по асфальту. Езда по бездорожью - тоже понятие растяжимое. Просто гонять по полю или по сельским дорогам с затяжными заносами и на это способна практически любая багги. А вот «полазить» по оврагам и большим камням - это уже нужна определенная машинка. А может быть вы хотите попрыгать на своей багги через бревна и небольшие насыпи, как в голливудских фильмах? И это можно. А проехать по шоссе 10 километров до озера, что бы искупаться в компании друзей или семьи хотели бы? Пожалуйста! Хотя багги, на которой можно делать все это сразу будет немало стоить.

В среднем погонять по полю и «покрутить пятаки» по полю можно на любой багги. Даже самая простая одноместная модель доставит вам и окружающим огромное количество позитивных эмоций.

Начнем с проходимости багги . На проходимость багги наиболее сильно влияют две вещи: цепкая резина пониженного давления и особый режим работы коробки передач, который позволяет включать пониженные передачи. Обычно для всех моделей багги заранее не предусмотрен тип резины, поэтому все зависит от вас и выбора комплектации у дилера. Ездить на внедорожной резине по асфальту не рекомендуется, это приводит к очень быстрому износу. А комплект резины на багги стоит не дешево. Мы настоятельно рекомендуем заранее подумать этот момент. К слову шоссейная резина вполне не плохо показывает себя в дали от дорог. Можно оснастить багги электрической лебедкой, которая поможет вытянуть багги из трудной ситуации.

Что касается особых режимов коробки передач, то тут все не так либерально. Этот момент необходимо выяснять заранее. У нашего дилерского центра имеются модели с автоматическими коробками передач как без специальных режимов повышенной проходимости, так и с ними. Так же у нас имеются уникальные в своем роде модели оснащенные настоящей механической коробкой передач для истинных любителей и профессиональных гонщиков. Более короткая багги будет лучше преодолевать препятствия. Обратите внимание на подвеску. Желательно, что бы это была рычажная независимая подвеска на всех колесах.

Мощность мотора - это всегда приятный бонус. При весе багги до 400-от килограмм даже простенький двигатель в 20 лошадиных сил объемом 200 кубических сантиметров сможет заставить вас улыбнуться. Максимальная скорость багги не может быть высока и для разных моделей составляет от 70 до 120 километров в час. Но ведь мы с вами знаем, что главное не скорость а динамика разгона. А с динамичностью у багги все в порядке. Мощный мотор позволит вам преодолевать крутые подъемы. Но самая невероятная способность, которую преобретает багги оснащенная мощным мотором, это способность к полетам.

Прыжки на багги это отдельная тема, которой можно посвятить целый раздел на сайте и не пожалеть об этом. Развлечение такого плана веселит не только водителя но и наблюдающих за этим людей. Процесс невероятно эффектный и моментально собирает зрителей. Выбирая багги для прыжков обращайте внимание на следующие моменты: мощный двигатель, усиленная подвеска, внедорожная резина пониженного давления и, желательно, механическая коробка передач.

Багги-мобили (или просто «багги») – это компактное средство передвижения сродни квадроциклу. Багги может с легкостью колесить по пустыне, грязи, по любому бездорожью. Где не может проехать обычный автомобиль, там обязательно пройдет багги.

Багги: как все начиналось (краткая история появления)

Первый багги-мобиль сконструировали в США в 1950-е годы. Это была переделка машины Фольксваген Жук (Volkswagen Bug). Отсюда и название "buggy", то есть "жучок". Слово "buggy" в переводе можно трактовать и как «легкая коляска» или «кабриолет».

В Европе выпуском первых багги занималась итальянская фирма Autozodiaco. В начале 70-х годов прошлого века багги появились в СССР: собирали их на базе упрощенного кузова автомобиля ГАЗ-69, «Запорожец», «Москвич», «Жигули». Первоначальные конструкции могли быть без крыльев, дверей, без кузова и без облицовки, без радиатора. Несущей основой (на базе Volkswagen Bug) была облегченная рама или стекловолоконный кузов. Но это никоим образом не влияло на их скорость, высокую проходимость и вседоступность.

Интересно знать! В России история СКБ «Багги» началась в 1972 году в Тольятти. Первая модель (Б-2901) – это двухместный спортивно-туристический вездеход, собранный на базе «Жигулей»: задний привод; двигатель, пассажир и водитель смещены назад; пространственная рама сделана из труб. Весил первый российский багги 750 кг.

Изначально багги активно использовали для туризма и прогулочных поездок по сложным трассам. Сегодня подобные кары участвуют в спортивных заездах на официальном уровне. Конструкция багги отличалась своей простотой в решениях (обычные втулки, тросы приводов), но, вместе с тем, при ее изготовлении использовали и высокие технологии, ставили очень мощные двигатели компактного размера, турбонаддув позволял развить мощность в 180 лошадиных сил. Модель получалась очень прочной и выносливой.

Сегодня багги менее популярны, потому как появились . Однако повышенный интерес к багги остается у любителей технического творчества (огромный выбор деталей современных внедорожников и впечатляющий ассортимент запчастей иностранных фирм для самостоятельной сборки багги: светотехника, обвесы, стеклопластиковые кузова, и т.д. – открывают огромное поле для деятельности автомастеров).

Классификация багги

Поскольку сегодня багги считается спортивной машиной, то существует определенная спортивная классификация моделей:

Багги для ралли-рейдов. Могут быть с задним приводом и полным приводом.

Багги для трофи-рейдов. Полноприводные машины, облегченный вариант для форсирования абсолютного бездорожья и неглубоких водных преград.

Пляжные багги. Легкие модели для применения по ровным песчаным участкам.

Краулеры. Разработаны для спортивных соревнований по триалу (преодоление искусственных препятствий и перемещения в условиях горной местности).

Багги для автокросса. Модели подразделяются на подвиды по возрастным и техническим критериям (объем мотора, тип привода и т.д.). В России различают 5 классов багги:

1. Д3-Микро (до 8 лет);

2. Д3-Мини (от 8 до 12 лет);

3. Д3-Юниор (от 12 до 18 лет);

4. Д3-Спринт (национальный с приводом на заднюю ось и двигателем ВАЗ до 1400 см);

5. Д3 (полноприводный с ограничением объема двигателя в 4 литра).

Современное применение

Несмотря на то, что квадроциклы немного оттеснили багги по популярности, они остаются весьма востребованными. Привлекает легкость конструкции, устойчивость средства с удлиненным корпусом, широкие большие колеса.

Багги можно увидеть на песчаных прибрежных дюнах. Туристы не отказывают себе в удовольствии проехаться на багги и получить незабываемые ощущения и новые впечатления. Сегодня багги активно используется в спорте (заезды, ралли). Это адреналин для участников соревнований и незабываемое зрелище для наблюдателей.


В армии багги эксплуатируют в качестве патрульной машины в условиях песчаной, скалистой, болотистой местности; для ведения боевых действий. Например, в армии США используется транспорт DPV (англ.: Desert Patrol Vehicle) и LSV (англ.: Light Strike Vehicle). При построении военных багги за основу берут схему классического багги.

Достоинства багги-мобиля

Багги-мобиль обладает достоинствами:

Легкость конструкции и управления.

Хорошая маневренность.

Прочные шасси.

Прочная рама.

Устойчивость на любой поверхности.

Высокий дорожный просвет или (отсюда высокая проходимость по бездорожью и скалистой местности).

Простота в обслуживании.

Четырехточечные ремни безопасности (у спортивных моделей).

Низкий центр тяжести.

Доступный тюнинг.

Возможность собрать багги своими руками.

История появления багги:

Чтобы не перегружать форум длинным текстом, укажу только ссылку на статью «Багги – вчера и сегодня», из которой можно в подробностях узнать, как зарождалось и развивалось такое ТС, как багги, какие компоновочные схемы применялись при его строительстве.
http://hobbyport.ru/mk_other/okb_mk/8901_baggi_vchera_i_segodnja.htm

Виды багги:
1) Спортивные или спортивно-туристические. Эти багги самые популярные. К ним можно отнести:
a) Кролеры (от английского crawl (крол) – ползти; к сожалению, у нас устоялось неправильное название - краулеры). Они используются для триала – преодоления искусственных или природных препятствий, роккролинга (от слова rockcrawling – ползание по скалам).

Видео:

b) Пляжные/песчаные багги;

Фото:
Видео:


http://youtu.be/Zp3Cx9y5y18
http://youtu.be/Ks_9rikaPRE

с ) Багги для ралли-рейдов.
Фото:

Видео:

2) Кроссовые багги.
Эти багги участвуют в групповой гонке по замкнутой (кольцевой) трассе произвольной конфигурации без покрытия либо с насыпным покрытием (грунт, песок, крошка, гравий и т.п.), закрытой для постороннего движения. Не допускается пересечение ручьев и других естественных или искусственных водоемов, ям и канав.
Гоночное полотно должно быть очищено от камней, обработано пылесвязующим веществом и должно своевременно поливаться водой.
Длина трассы должна быть не менее 800 метров (для юниоров не менее 500 метров) и не более 2000 метров. Ширина трассы 12-25 метров. Длина прямолинейных участков не должна превышать 200 метров.

Фото:

Видео: http://youtu.be/GudNqLmgTXQ

3 ) Военные.
Американская армия повсеместно использует багги для проведения военных действий в пустынных местностях.

Фото:

Видео:

Достоинства багги:

1) Динамика;
2 Легкость в управлении;
3) Устойчивость практически на любом грунте;
4) Отличные внедорожные качества;
5) Простота в обслуживании;
6) Ремонтопригодность;
7) Легкая, но прочная рама;
8) Достаточно высокий уровень безопасности для водителя и его пассажиров, учитывая помимо рамы, спортивные анатомические сиденья с четырехточечными ремнями безопасности. Такой уровень пассивной безопасности не обеспечат ни UTV , ни Side by Side , ни другая мототехника;
9) Большой клиренс;
Низкий центр тяжести;
Относительная дешевизна сборки;
Доступный тюнинг и т.д.

Типичные вопросы/ответы:

Кто вы такие?
Мы – это инициативная группа любителей багги, которые объединяются в некоммерческую организацию, спортивный клуб. В эту группу входят и специалисты с профильным образованием, обладающие технической экспертизой и опытом в области создания транспортных средств, и предприниматели, и профессиональные дизайнеры. Надеемся, что в ближайшее время к нам присоединятся и профессиональные спортсмены. Таковые понадобятся для занятий с детьми. Наша основная цель – развитие автоспорта через популяризацию багги, привлечение юношества к занятию автоспортом, конструированию спортивных машин.

А где на багги ездить?
Честно говоря, такие вопросы удивляют. Предлагая спортивное авто, квадроцикл и т.д., никто не поясняет, где это можно использовать, хотя о повсеместном использовании речи не идет. Использование очень ограничено. Тем не менее, те же квадроциклы пользуются огромной популярностью. Их покупают на дачу для себя, детей; их используют в спорте; лезут на них в грязь с друзьями; на них ездят в походы и на рыбалку. При этом ни у кого не возникает сомнения в их целесообразности. Багги почему-то вызывает недоумение. Мы это списываем на некоторую экзотичность такого ТС в России да и в некоторых странах постсоветского пространства. На багги, конечно, не полезешь в такую грязь, как на квадрике, - не получится выйти сухим и чистым (хотя, правда, смотря на каком багги). Но(!) на пересеченной, каменистой местности багги багги оставит квадр далеко позади.
Кататься можно за городом по проселочным дорогам, по пустым полям, коих избыток. Обычно вдоль рек петляют извилистые дорожки с подъемами и спусками. Также кататься можно на частных трассах, с которыми клуб заключит соглашения. Не исключается и аренда клубом земель под устройство собственной трассы.

Есть ли у вас пример построенных машин?
Есть, конечно.
Багги Реборн:
Фото:


Багги Верту:
Фото:


Из какой трубы и как делается каркас?
В н астоящее время каркасы прототипов делаются с некоторыми отступлениями от регламента Российской Автомобильной Федерацией (РАФ). В дальнейшем каркасы будут собираться с неукоснительным соблюдением малейших регламентных требований, в том числе и к материал, и к диаметру трубы.

Каркас (основную клетку) не рассчитываем. Точнее, мы не проводим расчеты на прочность каждого узла в нем. Есть готовая, отработанная в автоспорте схема, проверенная жизнью в буквальном смысле этого слова. От нее, как правило, все и отталкиваются. Если говорить о каркасе багги в целом, то это собственная разработка. Подвеска рассчитывается, а кинематика продумывается самостоятельно.

Собираетесь ли вы заниматься вопросами сертификации?
Вопрос сертификации нами, безусловно, поднимается и будет подниматься. Решим или нет - другой вопрос. В НАМИ требуют соответствие ЕВРО 4, что уже нелепо, учитывая, что базовый Верту строится на агрегатах ВАЗ 2108 – довольно распространенного на наших дорогах автомобиля, который и понятий не имеет ни о каких евростандартах. Ищем варианты.

Есть ли возможность прокатиться на вашей багги?
Да, такая возможность будет нами обязательно предоставлена для автоклубов-партнеров на одной из клубных встреч, если это будет одобрено администрацией конкретного автоклуба. Такое знакомство будет проведено в формате бесплатных покатушек, но с некоторыми ограничениями. Так, например, допускаться до вождения будут только лица с водительским удостоверением. Сопровождающие их лица, не имеющие водительского удостоверения, будут допускаться до поездок только в сопровождении нашего представителя или в сопровождении лица, имеющего опыт спортивного вождения. Просим отнестись к этому с пониманием.

Сколько может стоить багги спринт класса Д3?
Если отталкиваться от качественных машин, имеющихся на рынке, можно взять для примера багги от Кравтос. Их машины класса Д3/Юниор стоили в 2010 году от 280000 руб., багги класса Д3/4 – от 310000 руб., багги класса Д3/Спринт – от 330000 руб. Их нынешняя цена нам неизвестна.

Сколько стоят ваши багги?
Пока мы ничего не продаем и не делаем ничего под заказ, т.к. строим машины под собственные нужды. Можно говорить лишь о том, что планируемая нами «демократичная», как мы ее называем, цена будет в пределах 250000 руб. Точно сказать трудно, т.к. комплектация каждой машины индивидуальна. При этом багги будет двухместной и универсальной с точки зрения используемого дорожного полотна, не говоря уже о динамике. Следует уточнить, что самоцели собрать и продать как можно больше машин нет. В нашем клубе поддержат тех, кто решит собрать багги самостоятельно, помогут советом и практической помощью. Также будет возможна сборка только шасси для последующего самостоятельного подбора агрегатов. Это удобно для тех, например, кто считает унизительным для себя использование комплектующих от «тазиков».

Каковы характеристики ваших багги?
Характеристики базовой Верту выглядят так:
Двигатель ВАЗ 2111, 77 л.с., крутящий момент 115 Н*м при 5400 об./мин.
Каркас: развитая трубчатая конструкция.
Вес – 550 кг.
Габариты: 3100х2000х1520 мм (ДхШхВ).
Максимальная скорость - 145 км/ч.
Расход: ~7л на 100 км
Клиренс – 350 мм.
База -2200 мм.
Ход передней подвески – 350 мм, задней – 190 мм.
Амортизаторы: Монро.
Передняя подвеска двухрычажная на А-образных рычагах, шарнирные соединения, ШСы.
Задняя подвеска: типа Макферсон

Как перевозить и где хранить багги?
Мы предполагаем для транспортировки использовать жесткую сцепку или пользоваться Газелью. Для тех, у кого нет ни гаража, ни места на стоянке, куда можно поставить багги, накрыв его специальным тентом, мы постараемся решить проблему с сезонным и или постоянным хранением на выгодных для клиентов условиях, со страховкой от несчастных случаев и т.д. Этот вопрос прорабатывается.

Что делается вами сейчас?
Сейчас одновременно делаются две багги: одна под покатушки, другая под ралли-рейд.

Студенческое конструкторское бюро Карийского политехнического института имени А. М. Горького известно не только в родкых краях, но и далеко за пределами республики. Оригинальные снегоходы, транспорт на воздушной подушке, ранцевый аэродвижитель и другие разработки, о которых не раз рассказывалось в «М-К», неизменно привлекают внимание специализированных организаций.

СКБ существует уже почти четверть века. Сегодня это мощное научно-экспериментальное подразделение института, здесь ведутся исследования по целому ряду актуальных проблем, а главное, СКБ обеспечивает массовое привлечение студентов к научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам. Сейчас в нем семь групп, каждая разрабатывает «свою» тематику.

Организованное 4 года назад СКБ-7, специализирующееся на конструировании, изготовлении и испытании спортивных кроссовых автомобилей - багги, - самое молодое студенческое объединение института. Первые две машины с маркой МПИ появились на свет весной 1984 года и сразу взяли успешный старт: автоспортсмены политехнического В. Щеглов и В. Ершов заняли ряд призовых мест в крупнейших соревнованиях года. Одержанные победы во многая определены удачной конструкцией машин - тем, что было заложено в их схеме еще при проектировании. Рассказать о багги МПИ мы попросили руководителя СКБ-7 Вячеслава Михайловича ЩЕГЛОВА.

(правые рычаги подвесок условно не показаны):

1, 2 - дуги безопасности,

3, 4 - кронштейны крепления двигателя,

5 - защитный каркас силового агрегата,

6 - ушко ограничителя заднего рычага,

7 - усиление рычага,

8 - рычаг задней подвески,

9 - съемный отбойник,

10 - поворотный кулак,

11 - нижний рычаг передней подвески,

12 - верхний рычаг передней подвески,

13 - амортизатор.

Единые технические требования и конструкторский опыт многих коллективов по логике вещей давно должны были привести к выработке некой «идеальной» схемы багги. Но вряд ли среди прибывших на любые старты машин вы и сегодня найдете две одинаковые. И неудивительно: каждому коллективу, если он по-настоящему творческий, присуще нечто свое, особенное, да и возможности у всех разные.

Надеемся, что наш опыт пригодится прежде всего молодым спортивным коллективам. По существующей ныне классификации багги МПИ относятся к 1-му классу и построены из наиболее доступных агрегатов и узлов, входящих в комплект, поставляемый ДОСААФ. Этот силовой агрегат позволяет спроектировать отличную кроссовую машину. Его заднее расположение обеспечивает загрузку ведущих колес, что очень важно для автомобиля такого типа. Ни форсирование двигателя, ни снижение общего веса конструкции заметно не изменят динамики разгона, если нет надежного сцепления ведущих колес с опорой. Но и перегрузка задней оси нецелесообразна: станет хуже управляемость и продольная устойчивость из-за ослабления сцепления передних колес с дорогой. У нашей машины распределение веса на переднюю и заднюю оси составило 40 и 60%. Такое соотношение, по нашим расчетам, близко к оптимальному. Кроме того, задняя установка двигателя позволила более удобно расположить водителя, чем в багги с классической трансмиссией. Сиденье размещается точно по продольной оси и в соответствии с выбранной развесовкой смещено вперед. При таком положении водитель управляет машиной точнее, а на поворотах с заносом - перемещается по меньшему радиусу.

1 - нижний рычаг,

2 - лонжерон, труба 42X2,5,

3 - поперечная балка,труба 42X2,6,

4 - рычаг задней подвески,

5 - кронштейн амортизатора,

6 - ушко ограничителя,

7 - кронштейн двигателя.

Рама - это сварной трубчатый каркас. При его изготовлении использовались трубы из доступных конструкционных сталей: на основной каркас, дуги безопасности и основные несущие элементы подвесок балки - трубы размером 42X2,5, на боковую защиту- 35X2,2, а на остальные, менее нагруженные элементы (защита силового агрегата, отбойники, кронштейны крыльев) - размером 32X2.

Сборку рамы начинают с нижнего каркаса. В передней части к его коротким продольным трубач привариваются кронштейны нижних рычагов передней подвески, а к поперечной балке с противоположной стороны- кронштейны рычагов задней подвески и ушки передней опоры силового агрегата. От геометрической точности сборки всех элементов нижнего каркаса зависит работа узлов ходовой части, поэтому сварку ведут на стапеле из стальных швеллеров. Затем к каркасу привариваются две П-образные дуги безопасности. Соединенные на верхнем и среднем уровнях продольными трубами, а на нижнем поперечными, они образуют жесткий каркас. Передняя часть рамы имеет клиновидную форму. Размеры ее позволяют разместить рулевой механизм, педали управления и топливный бак. На невысоких стойках этой части рамы приварены кронштейны верхних рычагов передней подвески, а между ними на лонжероне - опорные ушки крепления амортизатора. Часть рамы за задней дугой безопасности служит для крепления и защиты силового агрегата.

1 - двигатель,

2 - кронштейн двигателя,

3 - рычаг управления коробкой передач,

4 - защитный каркас,

5 - выпускная система,

6 - удлиненная полуось.

Подвески автомобиля - независимые. Передняя на треугольных поперечных рычагах, сваренных из стальной трубы 28X2,5. Нижние рычаги усилены продольной перекладиной и имеют кронштейн для крепления амортизатора. Установка на раму - через стандартные резинометаллические сайлент-блоки. Шаровые опоры и поворотный кулак «жигулевские», но ось кулака проточена под размеры оси «Запорожца», так как от этого автомобиля взяты ступицы колес.

Задняя подвеска монтируется на стандартных продольных рычагах ЗАЗ. На их концы наварены усиливающие стальные пластины толщиной 4 мм. К ним же крепятся кронштейн амортизатора и ушко подсоединения ремня-ограничителя максимального хода рычага.

К ходовой части кроссового автомобиля предъявляются высокие требования. Основная задача подвесок - максимально обеспечить контакт колес с землей в тяжелых условиях движения и эффективно гасить возникающие колебания. На багги МПИ рычаги передней и задней подвесок оснащены гидропневматическими амортизаторами авиационного типа, обеспечивающими работу при максимальном ходе 240 мм передних и 300 мм - задних колес. Но вполне удовлетворительно здесь ведут себя и более доступные пружинно-гидравлические амортизаторы с пружинами от передней подвески ЗАЗ и амортизаторами от грузовых автомобилей.

1 - ступица колеса,

2 - поворотный кулак,

3 - шаровая опора,

4 - верхний рычаг,

5 - тормозной шланг.

Механизм рулевого управления - реечный. Он легче и компактнее червячного, имеет меньшее передаточное отношение (1: 10) и потому удобнее для спортивного автомобиля.

У двигателя ЗАЗ-968 в стандартном исполнении мощность 40 л. е., однако ее можно увеличить на 30-50%. Приемы форсировки стандартные. Поршни с шатунами подгоняют по массе. Балансируют коленчатый вал с маховиком и сцеплением в сборе. Улучшают наполнение цилиндров горючей смесью. Для этого впускные и выпускные каналы в головках цилиндров и патрубках тщательно зачищаются и полируются. Стыки соединений головки с коллекторами проверяют на отсутствие «ступенек». Из применяемых на ЗАЗ-968 карбюраторов советуем выбрать ДААЗ-2101-20 - он проще в регулировке. Настройте его на слегка переобогащенный состав: чтобы двигатель работал без «провалов» и быстро раскручивался. Следует уделить внимание и системе очистки воздуха, контролируя состояние воздушного фильтрующего элемента ВАЗ. При соревнованиях в сухую погоду он быстро забивается пылью и ухудшает работу системы питания.

Еще один резерв форсировки двигателя - настройка выпускной системы. Известно, что резонансные явления в выпускной трубе можно использовать для улучшения очистки цилиндров от отработавших газов. Осуществляется это подбором размеров выпускных труб. На нашей машине успешно применен один из способов типа «четыре в одну». Он рассчитывается по эмпирической формуле и уточняется опытным путем. Подробно об этом можно прочитать в книгах: Назаров М. М. Специальные кроссовые автомобили - багги. М., ДОСААФ, 1980; Морозов К. А., Черняк Б. Н., Синельников Н. И. Особенности рабочих процессов высокооборотных карбюраторных двигателей. М-, 1971.

Стандартная коробка передач для кроссового автомобиля непригодна. Четвертой передачей в гонке пользоваться практически не приходится, а интервал передаточных отношений между второй и третьей слишком велик. Поэтому мы установили шестерню третьей передачи вместо четвертой, а вместо третьей - самодельную прямозубую зубчатую пару. Усовершенствованная коробка имеет следующие передаточные отношения: 1-3,8, II-2,118, III-1,75 и IV - 1,409.

1 - ограничитель,

2 - кронштейн амортизатора,

3 - рычаг подвески,

4 - полуось.

Широкая колея повысила устойчивость машины, но вынудила удлинить полуоси. Чтобы они при крайнем нижнем положении рычагов не вышли из зацепления с главной передачей, ход рычагов подвесок ограничили прочными брезентовыми ремнями. Такие же ограничители установлены и в передней подвеске.

Диски, ступицы и тормозные щиты «Запорожца» использованы без изменений. Покрышки - либо от «Волыни» (ЛуАЗ), либо специальные - НК-9. Последние обеспечивают надежную тягу при движении по грязи и при этом хорошо самоочищаются, однако па сухом покрытии требуют от водителя большей сноровки: из-за уменьшения пятна контакта машина несколько хуже «держит дорогу».

Обшивка рамы дюралюминиевыми листами выполняет не только декоративную и защитную роль. Она служит и силовым элементом конструкции. Листы обшивки водительского отделения, боковины, передняя и задняя перегородки, а также дно крепятся к трубкам каркаса на алюминиевых заклепках. Это повышает жесткость рамы. Толщина листов обшивки на дне 1,5 мм, по бортам - 1,0 мм, остальные элементы из листа 0,8 мм. Для большей жесткости листы зигуются. Соединять обшивку на заклепках дольше и труднее, чем болтами, зато такое крепление более надежно и не разбалтывается от тряски. На болтах крепится к своим трубчатым каркасам лишь обшивка крыльев: здесь важнее простота ремонта или замены при случайном повреждении. По той же причине сделаны съемными трубчатые отбойники, закрепляемые вдоль бортов машины.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ БАГГИ МПИ:

База, мм - 2300

Колея, мм:

передних колес - 1530

задних колес - 1500

Дорожный просвет, мм - 250

Мощность двигателя л. с. - 60

Масса, кг - 450
Распределение массы-по осям, % - 40/60

В идеосюжет:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.