Последовательность включения передач на т 40. Управление трактором

Электрооборудование, установленное на тракторах Т-40М, Т-40АМ, Т-40АНМ, предназначено для пуска дизеля и обеспечения работы трактора и сельскохозяйственных машин в ночное время как при выполнении сельскохозяйственных работ, так и при использовании трактора как транспортного средства. Система электрооборудования трактора - однопроводная, при которой минусовым проводом служат металлические части - «масса» трактора.

Источники электрической энергии соединены отрицательными клеммами с «массой». Номинальное напряжение - 12В.
В систему электрооборудования трактора входят приборы и агрегаты, показанные на рис. 1 и 2.


Рис. 1. Схема электрооборудования трактора со стартером: 1 — фонарь-указатель поворотов и габаритов; 2 - передняя фара; 3 - соединительная панель; 4 - звуковой сигнал; 5 - плафон кабины; 5 - переключатель плафона и вентилятора; 7 - вентилятор; 8 - стеклоочиститель; 9 - датчик указатели температуры масла; 10 - генератор; 11 - свеча накаливания; 12 - включатель «массы»; 13 - аккумуляторная батарея; 14 - стартер; 15 - реле стартера; 16 - контрольная лампа указателей поворотов; 17 - переключатель указателей поворотов; 18 - центральный переключатель света; 19 - переключатель света передних фар; 20 - контрольная лампа дальнего света; 21 - включатель сигнала; 22 - контрольная лампа включателя «массы»; 23 - указатель температуры масла; 24 - выключатель блокировки пуска дизеля при включенной передаче; 25 - контрольный элемент; 26 - переносная лампа; 27 - розетка переносной лампы; 28 - дополнительное сопротивление; 29 - включатель свечи накаливания и стартера; 30 - указатель тока; 31 - включатель «стоп»; 32 - включатель света задних фар; 33 - лампы освещения щитка приборов; 34 - прерыватель указателей поворотов; 35 - предохранитель; 36 - фонарь-указатель поворотов, габаритов и сигнала торможения; 37 - задняя фара; 38 - штепсельная розетка; 39 - фонарь номерного знака. Обозначение расцветки проводов на схеме: Б - белый; Г - голубой (синий); Ж - желтый; 3 - зеленый; К - красный; Кч - коричневый; Ф - фиолетовый; Ч - черный. Рядом с обозначением расцветки цифрами указано сечение проводов. Неуказанные на схеме сечения проводов 0,75 мм 2


Рис. 2. Схема электрооборудования трактора с пусковым агрегатом: 1 - фонарь-указатель поворотов и габаритов; 2 - передняя фара; 3 - соединительная панель; 4 - звуковой сигнал; 5 — плафон кабины; 6 - переключатель плафона и вентилятора; 7 - вентилятор; 8 - стеклоочиститель; 9 - датчик указателя температуры масла; 10 - генератор; 11 - свеча искровая; 12 - свеча накаливания; 13 - включатель «массы»; 14 - аккумуляторная батарея; 15 - стартер пускового агрегата; 16 - магнето; 17 - контрольная лампа указателей поворотов; 18 - переключатель указателей поворотов; 19 - центральный переключатель света; 20 - переключатель света передних фар; 21 - контрольная лампа дальнего света; 22 - включатель сигнала; 23 - контрольная лампа включателя «массы»; 24 - указатель температуры масла; 25 - включатель остановки пускового агрегата; 26 - включатель блокировки пуска дизеля при включенной передаче; 27 - контрольный элемент; 28 - переносная лампа; 29 - розетка переносной лампы; 30 - включатель свечи накаливания; 31 - дополнительное сопротивление; 32 - включатель стартера пускового агрегата; 33 - указатель тока; 34 - включатель света задних фар; 35 - лампа освещения щитка приборов; 36 - прерыватель указателей поворотов; 37 - предохранитель; 38 - включатель «стоп»; 39 - фонарь-указатель поворотов, габаритов и сигнала торможения; 40 - задняя фара; 41 - штепсельная розетка; 42 - фонарь номерного знака. Обозначение расцветки проводов на схеме рис. 1.

Центральный переключатель служит для включения освещения и габаритных огней трактора.

Передние фонари служат для обозначения габаритов трактора и подачи сигналов поворота, задние фонари - указателями габаритов трактора, поворотов и сигнала торможения.

Передние фонари вместе с передними фарами установлены на общем кронштейне, закрепленном на переднем брусе трактора. В задней части крыльев смонтированы задние фонари, а также световозвращатели, отражающие падающий на них свет фар от идущего сзади транспорта.

Для пуска дизеля вместо электростартера трактор может быть укомплектован пусковым агрегатом включателем стартера и кнопкой остановки пускового агрегата. В корпусе механизма переключения передач установлен включатель, который не позволяет пустить дизель при включенной скорости.

В 1961 году Липецкий тракторный завод освоил производство трактора на колесном ходу под обозначением Т-40. Удачная конструкция Т-40 коробка передач, хорошие технические параметры этого универсально-пропашного трактора помогли ему завоевать высокую популярность, что подтверждается нахождением на конвейере до 1995 года.

К основным преимуществам и достоинствами данной модели сельхозагрегата следует причислить:

  • переднемоторную компоновку;
  • удачную конструкцию трансмиссии и КПП на Т-40;
  • экономичность эксплуатации;
  • общую надежность;
  • высокую ремонтопригодность.

Указанные преимущества Т-40 помогли разработать достаточно большое количество разнообразных модификаций, востребованных в различных сферах промышленности и в других производствах. Среди главных модификаций необходимо перечислить:

  • 40АМ – полноприводная версия;
  • 41АН – вариант с уменьшенным клиренсом для сельхозработ на земельных склонах;
  • 50А – погрузчик с ковшом;
  • – гусеничный вариант трактора;
  • 40АП – модификация для применения в жилищно-коммунальной сфере.

Технические параметры Т-40

Многофункциональность в использовании и как следствие высокую популярность Т-40 обеспечили его устройство и основные технические характеристики, при этом скоростные параметры практически полностью совпадают с :

  1. Класс – 0,9.
  2. Грузоподъемность – 0,85 т.
  3. Привод – передний (4х2).
  4. Двигатель – Д-144:
    1. Тип – дизельный.
    2. Количество цилиндров – 4.
    3. Объем цилиндров – 4,20 л.
    4. Охлаждение – воздушное.
    5. Мощность – 50,50 л. с.
  5. Размеры:
    1. Длина – 3,66 м.
    2. Высота – 2,38 м.
    3. Ширина – 1,63 м.
    4. Колесная база – 2,15 м.
  6. Трансмиссия:
    1. Коробка передач трактора – механическая,
    2. Схема переключения коробки – 8 передних и задних передач.
    3. Сцепление – фрикционная однодисковая муфта.
    4. Скорость наибольшая (наименьшая):
      1. переднего хода – 26,72 (1,63) км/ч.
      2. заднего хода – 5,35 (1,96) км/ч.
  7. Общие данные:
    1. Масса – 2,37 т.
    2. Объем баков – 74,0 л.
    3. Расход горючего – 185 г/кВт*ч.
    4. Клиренс – 0,65 м.

Устройство КПП

В конструкции трактора Т-40 для перемены направления движения, а также выбора оптимальной скорости для выполнения определенных операций предназначена коробка перемены передач. На Т-40 конструкция коробки представлено следующими элементами:

  • ходоуменьшителем;
  • механизмом реверса с конической передачей;
  • устройством блокировки;
  • специальными валами и шестернями с механизмом переключения;
  • главной передачей с устройством для блокировки дифференциала.
  1. Ходоуменьшитель. Данное устройство предназначено, вместо раздаточной коробки, формировать для Т-40 дополнительное число пониженных скоростей, а также для повышение количества агрегатируемого оборудования при выполнении различных работ. Конструкция ходоуменьшителя укрупненно представляет собой зубчатую передачу с внешним и внутренним зацеплением, которые при взаимодействии между собой образуют уменьшенное передаточное число (2,75), которое передается на ведомый вал Т-40.
  2. Реверс. Механизм реверса со специальной передачей предназначен для получения в коробке дополнительного количества скоростей для движения задним ходом. По своей конструкции он представляет редуктор, принцип которого состоит в перемене шестерен зацепления в конической передаче, при котором происходит изменение направления и скорости движения ведомого вала.
  3. Специальные валы и шестерни , механизм переключения. Предназначены для получения определенной скорости движения или изменения направления. В коробке различают первичный и ведущий валы, а также шестерни различных передач. Необходимая передача получается способом перемещения заданной подвижной шестерни с целью ее зацепления с неподвижной, расположенной на другом валу. Механизм переключения передач трактора сконструирован с помощью специальных валов переключения, на которых смонтированной вилки. Данные валы перемещаются с помощью рычага переключения, при этом вилки сдвигают подвижные шестерни.
  4. Устройство блокировки передач. Данное приспособление предназначено для исключения неполного зацепления шестерен в коробке, а также самопроизвольного их разъединения. Основными его элементами является специальный вал для блокировки и фиксаторы. При включении необходимой передачи параллельно движется вал блокировки до необходимой шестерни и при совпадении зубьев фиксаторы закрепляют данное соединение.
  5. Главная передача с устройством блокировки дифференциала. Главная передача используется для трансляции ведущим колесам крутящего момента от двигателя и состоит из двух прямозубых шестерен. Устройство блокировки дифференциала предназначено для получения одинаковой скорости вращения правого и левого колеса трактора.

Обслуживание коробки передач

Для надежной долговечной работы и снижения количества ремонтов КПП трактора Т-40 необходимо своевременно выполнять техническое обслуживание, регламентированное производителем. Наиболее важной операцией является проверка качества, уровня, а также срока службы смазки в корпусе коробки.

Это важно делать потому, что только качественное трансмиссионное масло защитит шестерни и валы от преждевременного износа и коррозии. Кроме того, необходимо применять смазочный материал с заданным температурным режимом по периодам эксплуатации (летний, зимний, всесезонный).

Периодичность проверки уровня масла выполняется каждый 240 моточасов эксплуатации коробки передач трактора Т-40. Проверять уровень необходимо с помощью контрольной пробки, которая находится на корпусе КП. В случае сниженного уровня необходимо залить масло до нормы через данное контрольное отверстие.

А также категорически не рекомендуется заливать трансмиссионную жидкость выше уровня контрольной отметки, так как это может привести к созданию повышенной плотности масляной пленки на зубьях зацепления, что может вызвать их деформацию.

При осуществлении смены трансмиссионной жидкости каждые 960 моточасов работы требуется выполнять промывку всех элементов и узлов коробки передач. Для этого осуществляется слив масла с горячего двигателя, что позволяет очистить коробку от разных отложений.

Также в КПП Т-40 следует отметить, что величина зацепления зубьев шестерен не регулируется до их полной потери работоспособности. Выполнение таких несложных операций позволит не только качественно обслуживать коробку передач на и увеличить период эксплуатации всего многофункционального Т-40.

Механизм управления двигателем состоит из педали (32) ножной подачи (рис. 1), рукоятки (25) управления декомпрессионным механизмом, рычага (1) ручной подачи топлива, рукоятки включателя (13) свечи накаливания. На тракторах с пусковым двигателем в кабине размещаются ещё рукоятка (23) выключения муфты сцепления пускового двигателя и педаль (33) включения шестерни привода. Работу двигателя и его механизмов контролируют при помощи термометра (7), сигнальных ламп (4) и (5), манометра (11), контрольного элемента (12), сигнализатора перегрева и счётчика мото-часов.

Рис. 1. Органы управления и приборы в кабине тракторов Т-40 и Т-40А:

1) – рычаг ручной подачи топлива, 2) – включатель массы, 3) – предохранитель, 4) – сигнальная лампа обрыва ремня вентилятора, 5) – сигнальная лампа перегрева двигателя, 6) – включатель задней фары, фонаря номерного знака и габаритных фонарей, 7) – термометр масла, 8) – лампа освещения щитка приборов, 9) – амперметр, 10) – включатель ламп освещения приборов, 11) – манометр масла, 12) – контрольный элемент, 13) – включатель свечи накаливания и стартера, 14) – рукоятка управления левым выносным цилиндром, 15) – рукоятка управления задним цилиндром, 16) – рукоятка управления правым выносным цилиндром, 17) – рычаг тормозов на прицепе, 18) – переключатель указателей поворота, 19) – кнопка звукового сигнала, 20) – кнопка выключения магнето, 21) – включатель передних фар, 22) – кнопка включения стартера пускового двигателя, 23) – рукоятка выключения муфты сцепления пускового двигателя, 24) – рулевое колесо, 25) – рукоятка управления декомпрессионным механизмом, 26) – рычаг заднего вала отбора мощности; 27) – защёлка, 28) – педали левого и правого тормозов, 29) – педаль блокировки дифференциала, 30) – сектор, 31) – рукоятка управления воздушной заслонкой, 32) – педаль ножной подачи топлива, 33) – педаль включения шестерни привода, 34) – рычаг переключения передач, 35) – педаль главной муфты сцепления, 36) – рычаг бокового вала отбора мощности; 37) – педаль муфты ВОМ, 38) – рычаг реверса.

П едалью (32) и рычагом (1), который установлен на рулевой колонке, изменяют подачу топлива. Чтобы увеличить подачу, нужно нажать ногой на педаль либо переместить рычаг вниз, а чтобы уменьшить – переместить рычаг в обратную сторону. Педаль (32) приходит в первоначальное положение под действием пружины. Педалью (32) изменяют подачу топлива от установленной рычагом (1) до максимальной. Стартер СТ212-Б основного двигателя включают ключом на выключателе (13). Стартер СТ353 пускового двигателя включают кнопкой (22).

Р укояткой (25), установленной справа от рулевой колонки, управляют декомпрессионным механизмом. Верхнее (до отказа) положение рукоятки соответствует включённому декомпрессионному механизму.

Ф ото трактора Т-40.

П овернув влево рукоятку включателя (13) ВК317 либо ключ включателя ВК316, включают свечу накаливания и контрольный элемент (12). По нагреву спирали элемента контролируют нагрев спирали в свече накаливания. Пружина возвращает рукоятку включателя в первоначальное положение.

Н а щитке приборов расположены термометр (7), который показывает температуру масла в масляном картере, сигнальные лампы (4) и (5) и манометр (11). Красный свет лампы (4) сигнализирует об обрыве ремня вентилятора, неисправностях генератора и реле-регулятора, лампы (5) – о перегреве двигателя.

М анометр (11) показывает давление масла перед входом его в картер двигателя.

С чётчик мото-часов, предназначенный для учёта времени работы трактора, установлен на корпусе маслозаливной горловины.

Агрегатами шасси трактора Т-40 (Т-40А) управляют рычагами (38) реверса, педалью (35) главной муфты сцепления, педалями (28) левого и правого тормозов и педалью (29) блокировки дифференциала, рулевым колесом (24) и рычагом (34) переключения передач.

Р ычагом (38) перемещают муфту реверса в коробке передач, благодаря чему изменяют направление вращения шестерён и включают ходоуменьшитель. Муфту реверса переключают при выключенной главной муфте сцепления. Включают и выключают передачи (рис. 2) и маневрируют ими рычагом 34 (см. рис. 1) при любом положении рычага реверса.

Рис. 2. Схема положений рычагов коробки передач и реверса тракторов Т-40 и Т-40А:

1, 2, 3, 4, 5 и 6 – передачи, Н – нейтральное положение, ЗХ – задний ход, ЗП – замедленная передача.

В кабине трактора над щитком приборов прикреплена металлическая пластинка, на которой изображена схема переключения. Переключают передачи только при выключенной главной муфте сцепления.

Педалью (35), которая установлена под левую ногу, управляют главной муфтой сцепления. Нажимая на педаль, освобождают ведомый диск муфты, то есть выключают её. Муфтой пользуются при переключении передач и реверса и включения ходоуменьшителя, синхронного привода бокового и заднего валов отбора мощности.

П едали (28) расположены под правой ногой тракториста. Нажимая ногой на левую педаль, тормозят левое колесо, на правую педаль - правое. Педали можно соединить откидывающейся защёлкой (27) и одновременно управлять левым и правым тормозами. Рекомендуется тормозить при выключенной главной муфте сцепления. Селектором (30) педали левого и правого тормозов можно продолжительное время удерживать в заторможенном положении.

Р улевым колесом (24) поворачивают передние колёса, изменяя направление движения трактора.

П едалью (29) блокируют дифференциал при буксовании задних колёс во время движения по ровной и прямой дороге.

Дополнительным рабочим оборудованием управляют при помощи рычагов (36), (26) и (17) и педали (37) муфты ВОМ.

Р ычагами (36) и (26) включают независимый либо синхронный привод к боковому и заднему валам отбора мощности, устанавливая их положения, показанные на рисунке 3. Синхронный привод включают при выключенной муфте сцепления.

Рис. 3. Схема положений рычагов управления валами отбора мощности и гидрораспределителем тракторов Т-40 и Т-40А:

Н – нейтральное положение, НП – независимый привод (включать при выключенной муфте ВОМ), СП – синхронный привод (включать при выключенной главной муфте), П – подъём, О – опускание, ПЛ – плавающее положение.

П еред переводом рычагов в положение, соответствующее независимому приводу, выключают муфту ВОМ, нажимая не педаль (37) (см. рис. 1).

Р ычагом (17) управляют тормозами прицепа. Перемещая рычаг на себя, тормозят прицеп.

Гидравлической навесной системой управляют рукояткой включения насоса гидросистемы (рис. 4) и тремя рукоятками (14), (15) и (16) (см. рис. 1) распределителя.

Рис. 4. Включение насоса гидравлической системы тракторов Т-40 и Т-40А.

Р укоятка (рис. 4) включения насоса расположена на корпусе привода насоса, на котором имеются две лунки с надписями «ВКЛ» («включено») и «ВЫКЛ» («выключено»).

Р укоятка (14) (см. рис. 1) смонтирована на распределителе слева, ею управляют левым выносным цилиндром и силовым цилиндром на прицепном орудии.

Р укояткой (15) управляют силовым цилиндром, который связан с задним механизмом для навешивания орудий, рукояткой (16), которая расположена справа, - правым выносным цилиндром.

К аждая из трёх рукояток распределителя занимает четыре положения: «подъём» - рукоятки перемещают вперёд от себя, «нейтральное» - назад на себя до первого фиксированного положения, «опускание» - назад на себя за «нейтральное» до следующего фиксированного положения, «плавающее» - назад на себя до отказа.

Освещением и сигнализацией управляют переключателем (18), кнопкой (19) сигнала и включателями (21) и (6).

П ереключателем (18) включают двусторонние фонари (указатели поворотов). Поворотом рукоятки переключателя влево включают левый фонарь, вправо – правый фонарь.

К нопка (19) служит для включения звукового сигнала. Нажимая на кнопку, включают звуковой сигнал.

П еремещая рычажок включателя (21) из среднего положения вверх, включают дальний свет, вниз – ближний; включателем (6) включают заднюю фару, габаритные фонари и фонарь номерного знака. Плафон и вентилятор включают переключателем, установленным в верхней части кабины.

К роме перечисленных выше приборов, для управления и контроля в кабине установлены розетка для подключения переносной лампы, включатель (2) массы, которым отключают потребители в аварийных случаях и аккумуляторные батареи на стоянках трактора либо при их перезарядке, нажимая на внутреннюю кнопку, расположенную на верхней стенке включателя. Кнопкой, расположенной сбоку, включают потребители и батареи. Реле-регулятор поддерживает напряжение генератора в заданных пределах и защищает генератор от перегрузки, а аккумуляторные батареи – от разряда через генератор. Амперметр (9) показывает величину зарядного (стрелка отклоняется на плюс) и разрядного токов (стрелка отклоняется на минус). Лампы (8) освещают щиток приборов. Предохранитель (3) отключает потребители при коротком замыкании либо перегрузке. После устранения неисправности при нажатии на кнопку предохранителя снова включают потребители. При повороте рукоятки переключателя (18) вправо либо влево в соответствующем фонаре появляется мигающий свет.

Колесный трактор Т-40 был разработан в Липецке на тракторном заводе (ЛТЗ) и там же выпускался с 1961 по 1995 год. Высокую популярность и продолжительный период производства этому универсально- пропашному сельхозагрегату смогли обеспечить удачная конструкция и качественные технические характеристики.

Особенности и достоинства Т 40

К конструкционным особенностям и параметрам следует отнести:

  • наличие полурамы;
  • переднемоторная компоновка;
  • удачная схема трансмиссии;
  • экономичность;
  • общая надежность;
  • ремонтопригодность

Данные особенности трактора позволили на его базе создать ряд востребованных модификаций, а именно:

  • 40 АМ – полноприводный вариант;
  • 41 АН – полноприводная версия, уменьшенная по высоте, а также с пониженным агропросветом для эксплуатации на земельных склонах;
  • 50 А – одноковшовый погрузчик;
  • 40 АП – полноприводный вариант для ЖКХ.

Технические параметры Т 40

Свою популярность и многофункциональность Т 40 получил благодаря следующим техническим характеристикам (приведенные параметры последней версии с дизелем Д 144):

  1. Класс тяги – 0,9.
  2. Привод – 4х2.
  3. Грузоподъемность – 0,85 тонны.
  4. Габариты:
    1. База – 2,15 м.
    2. Полная длина – 3,66 м.
    3. Ширина – 1,63 м.
    4. Высота – 2,37 м.
  5. Двигатель – Д-144:
    1. Тип – дизельный, с неразделенной камерой сгорания.
    2. Охлаждение – воздушное.
    3. Количество цилиндров – 4.
    4. Объем – 4,2 л.
    5. Мощность – 50,55 л. с.
    6. Расход топлива – 185 г/кВт*ч.
    7. Вес – от 0,395 т.
  6. Трансмиссия:
    1. КПП – механическая,
      1. количество передних передач – 8,
      2. количество задних передач – 8.
    2. Сцепление – однодисковая фрикционная муфта.
    3. Скорость движения наибольшая (наименьшая):
      1. переднего хода – 26,70 (1,60) км в час.
      2. заднего хода – 5,30 (1,95) км в час.
  7. Типоразмер шин:
    1. Передние колеса – 210-508 (8,3/8-20).
    2. Задние колеса – 300-965 (12,4/11-38).
  8. Гидросистема:
    1. Наибольшее давление – 17,50 МПа.
    2. Производительность – 41,00 л/мин.
    3. Объем – 14,50 л.
  9. Общие данные:
    1. Вес – 2,37 т.
    2. Объем баков для горючего – 74,0 л.
    3. Агропросвет – 0,65 м.
    4. Радиус поворота – 3,45 м.

Указанные технические характеристики обеспечивают эффективное применение трактора Т 40 на различных сельхозработах, а также на других механизированных операциях.

Выполняемые работы и оборудование для Т 40

Трактор Т 40 наиболее эффективно используется на следующих работах:

  • подготовка земель под посадку (пахота, боронование, культивирование);
  • транспортировка грузов;
  • заготовка сена;
  • обработка различных сельхозрастений;
  • уборочные операции;
  • погрузо-разгрузочные функции.

При выполнении данных работ трактор мог комплектоваться различным дополнительным оборудованием. При этом к положительным особенностям Т 40 необходимо причислить возможность комплектования оборудованием как от более легкого, меньшего по размерам трактора Т 30, так и от более грузоподъемного, МТЗ 80.

Кроме того, универсальность трактору придают два ВОМ: задний и боковой. К наиболее часто применяемому навесному и прицепному оборудованию для совместной работы следует отнести:

  • многообразные плуги (прицепные, навесные) для работ по обработке почвы;
  • земельные планировщики, бороны, культиваторы, измельчители, рыхлители;
  • агрегаты комбинированные для обработки полей;
  • навесные устройства, виллы, приспособления для скирдования, погрузчики, КУН (ковш на задней навеске);
  • различные косилки, резчики силоса;
  • картофелесажалки, окучники, картофелекопалки;
  • платформы, полуприцепы и прицепы;
  • цистерны и агрегаты для полива.

Несмотря на большое количество так называемой навески для Т 40 при использовании трактора на тяжелых почвах иногда не хватало производительного оборудования. Прежде всего, это относилось к специализированным плугам для трактора Т 40 и фрезам.

Модели данного оборудования от трактора Т 30 были малопроизводительными, а от МТЗ 80 были тяжелы для высокой производительности. Поэтому механизаторы очень часто на трактор Т 40 своими руками переделывали с целью облегчения плуги от Беларус 80 и трактора Т 74 с последующей необходимой регулировкой, а также изготавливали самодельные фрезы.

Больше всего увеличивали производительность изготовленные фрезы, так как они совмещали в себе несколько устройств, а именно культиватор, барону, иногда плуг.

Для производства погрузочно-разгрузочных операций, особенно необходимых в зимний период по расчистке дорог от снега при подъезде к фермам, комплексам или на селе механизаторы очень часто изготавливали и устанавливали на трактор Т 40 самодельный фронтальный погрузчики (КУН).

Установленный на задней навеске ковш помощью гидроцилиндра мог выполнять функции бульдозерного и погрузочного оборудования, что позволяет использовать Т 40 с КУНом практически круглый год.

Устройство основных систем и механизмов трактора

1. Кабина Т 40 (Т 40 АМ).

Рабочее место механизатора это кабина. В ней расположены все элементы управления сельхозагрегатом. На Т 40 предусмотрена установка одноместной кабины, обладающей закрытым типом. В основе изготовления лежат штампованные панели, которые соединены сваркой.

Безопасность обеспечивает специальный трубчатый каркас. К отличительным особенностям кабины трактора следует отнести большую остекленность, что позволяет вести удобный обзор при работе. К недостаткам следует отнести недостаточную шумоизоляцию, а также слабый штатный обогрев в зимний период.

2. Двигатель Т 40.

Первоначально трактор комплектовался двигателем Д 37 мощностью в 37,0 л. с. Впоследствии завод перешел на установку более мощного дизеля Д-144 (50,0 л. с.). Для запуска данного мотора Т 40 применяется электрический стартер или пусковой бензиновый двигатель (пускач). Кроме уже указанных технических характеристик, двигатель трактора Т 40 обладает следующими параметрами:

  • расположение цилиндров – рядное (4 цилиндра);
  • охлаждение – воздушное;
  • наибольшее число оборотов – 1750 об/мин;
  • наименьшее – 800 об/мин;
  • объем моторного масла в двигателе – 11,0 л;
  • схема работы цилиндров – 1-3-4-2;
  • вес мотора для Т40:
  • вес с измененной схемой электрооборудования и стартером – 0,395 т,
  • вес с пусковым двигателем – 0,435 т.

К достоинствам двигателя трактора Т 40 необходимо отнести его простоту конструкции за счет применения воздушного охлаждения, что существенно упрощает ремонт в условиях сельских мастерских, но одновременно служит и источником следующих отрицательных моментов:

Последний фактор механизаторы решали собственными силами устанавливая стартер на трактор Т 40 вместо пускового агрегата. Пусковое устройство по своей конструкции, это небольшой бензиновый двигатель, который в отличии от стартера требует большего обслуживания.

Важными составляющими экономичной и надежной работы дизеля являются:

А. Исправность установленного на Т 40 топливного насоса (ТНВД) модели УТН-5 пучкового типа и правильность его регулировки.

Б. Правильно выставленные зазоры в клапанах величиной в 0,3 мм, что достигается соответствующей регулировкой при проведении ТО трактора Т 40. Как правильно отрегулировать клапана, подробно описано в соответствующих инструкциях к трактору Т 40, при этом самым важным моментом является порядок регулировки, соответствующий схеме работы цилиндров дизеля. Регулировка клапанов на тракторе Т 40 в соответствии с установленным регламентом проводится через каждые 480 часов работы мотора.

3.Трансмиссия и ходовая часть.

Примененная на тракторе Т 40 механическая схема трансмиссии состоит из следующих агрегатов:

  • муфта сцепления;
  • МКПП;
  • ходоуменьшитель;
  • боковой ВОМ;
  • задний ВОМ.

Трактор Т 40 это многофункциональный сельхозагрегат, который выполняет самые разнообразные работы. При этом необходимо соблюдать технологическую скорость для выполнения операции, важной составляющей такой правильной работы является качественная регулировка сцепления Т 40.

Она обеспечивается соответствующей регулировкой лапок корзины сцепления и исправностью диска сцепления для Т 40. Если отрегулировать лапки сцепления механизатор может самостоятельно, то при деформации диска необходим ремонт связанный его заменой на новый. Кроме указанных операций необходимо соблюдать регламент и описание операций по выполнению технического обслуживания всех элементов трансмиссии.

Ходовая конструкция трактора Т 40 выполнена в форме тележки, где основными агрегатами являются:

  • передний мост;
  • задний ведущий мост;
  • полурамный остров;
  • колеса.

Простая и надежная конструкция ходовой части обеспечивает надежную работу и простоту ремонта. Но в тоже время использование только заднего привода осложняло управление трактором на тяжелых и влажных грунтах, поэтому для улучшения управления и повышения проходимости механизаторы часто самостоятельно проводили модернизацию, которая была связана с установкой ведущего переднего моста.

Такая переделка улучшала проходимость трактора, что позволяло агрегатировать его с большим числом дополнительного оборудования, например, с бульдозерным отвалом. Установка такого отвала дозволяла использовать Т 40 вместо трактора Т 130 для расчистки зимних дорог и выполнения ряда земляных работ.

Заключение

Несмотря на прекращение выпуска, трактор до сегодняшнего дня можно встретить в фермерских и других агрохозяйствах. Такую популярность Т 40 заслужил своими техническими характеристиками, экономичностью, многофункциональностью и прежде всего простотой ремонта и технического обслуживания.

Такая ремонтопригодность поддерживается большим количеством ранее выпущенных экземпляров, а также достаточным количеством запасных частей и комплектующих.