Почему при резком увеличении скорости автобуса. Привычные чудеса в движущемся с ускорением автобусе

Проба Троянова-Тренделенбурга. В горизонтальном положении больного приподнимают исследуемую конечность для опорожнения поверхностных вен. Накладывают жгут на верхнюю треть бедра для сдавления поверхностных вен (контролем правильности наложения венозного жгута является пульсация переферических артерий дистальнее место наложения). Больной принимает вертикальное положение. Снимают жгут и определяют визуально быстроту наполнения поверхностных вен бедра. Если вены наполняются ретроградной волной крови в течение 1-3 с, можно сделать вывод о клапанной недостаточности поверхностных вен.

Проба Гаккенбруха. В вертикальном положении больного на область сафенобедренного анастамоза исследуемой конечности (чуть ниже и медиальное середины пупартовой связки) помещаются пальцы кисти исследователя. Больной производит 2-3 кашлевых толчка.При несостоятельности клапанов поверхностных вен врач пальпаторно определяет толчкообразные движения крови по ходу поверхностных вен.

Проба Шварца. В вертикальном положении пациента левую руку больного укладывают на поверхностные вены в нижней трети бедра. Правой рукой исследователь вызывает толчкообразные движения крови в ретроградном направлении при поколачивании подкожной вены в верхней трети бедра. При пальпаторной фиксации ретроградной волны крови делают вывод о клапанной недостаточности поверхностных вен.

Пробы для выявления недостаточности коммуникантных вен

Проба Претта 2. В горизонтальном положении больного приподнимают исследуемую конечность под углом 60° для опорожнения поверхностных вен. Эластичным бинтом бинтуют ногу от кончиков пальцев до верхней трети бедра. После перехода в вертикальное положение вторым бинтом бинтуют ногу от пахового сгиба в дистальном направлении. Между бинтами сохраняется интервал шириной 10 см, для чего производят постепенное снятие первого бинта. Если между бинтами появляется варикозный узел, это свидетельствует о наличии в этом месте несостоятельной коммуникантной вены.

Модифицированная проба Берроу-Шейниса. В горизонтальном положении больного путем поднятия исследуемой конечности опорожняют поверхностные вены. Накладывают четыре венозных жгута: над лодыжками, выше и ниже коленного сустава, в верхней трети бедра. В вертикальном положении больной производит поднятие на носках для сокращения мышц исследуемой конечности. Появление варикозных узлов между жгутами свидетельствует о наличии в этих местах несостоятельных коммуникантных вен.

Пробы для определения функционального состояния глубоких вен, их проходимости

Маршевая проба Дельбе-Пертеса. В вертикальном положении больного ниже коленного сустава накладывают жгут для сдавления поверхностных вен. Больной быстро ходит в течение 3-5 мин. Опорожнение поверхностных вен свидетельствует о полноценности клапанного аппарата глубоких вен и их хорошей проходимости.

Проба Претта. В горизонтальном положении пациента производят эластичное бингование исследуемой конечности. Больному предлагают часовую медленную ходьбу с забинтованной ногой. Отсутствие распирающих болей и отека исследуемой конечности свидетельствует о прохождении глубоких вен.

Хирургическая тактика. Больные с начальными стадиями хронической венозной недостаточности без резко выраженного варикозного расширения вен, трофических расстройств и отеков конечностей могут подвергаться склеротерапии в амбулаторных условиях.

Больные с варикозной болезнью с декомпенсированным течением заболевания подлежат комплексному оперативному лечению, включающему венэктомию на бедре и голени, над- или субфасциальную перевязку недостаточных коммуникантных вен.

Больным с реканализованными формами посттромботической болезни необходимо проводить эндоскопическую диссекцию перфорантных вен голени и резекцию задних большеберцовых вен. При окклюзионных формах заболевания производятся шунтирующие операции обходного аутовенозного шунтирования.

Следует подчеркнуть, что в основе лечения хронической венозной недостаточности лежит консервативная терапия, которая проводится до, во время и после оперативного лечения.

Симптомы варикозного расширения вен нижних конечностей меняются в зависимости от стадии заболевания. При компенсации венозного кровообращения больные предъявляют жалобы лишь на наличие расширенных вен. Последние обычно отчетливо выявляются в вер­тикальном положении больных в виде извилистых стволов, узлов, выбухающих сплетений. У 75-80% больных поражается ствол и ветви большой подкожной вены, у 5-10% - малая подкожная ве­на; обе вены вовлекаются в патологический процесс у 7-10% боль­ных.

По внешнему виду различают следующие формы варикоз­ного расширения вен:

  • цилиндрическую,
  • змеевидную,
  • мешотчатую и
  • смешан­ные.

При пальпации они упругоэластичной кон­систенции, температура кожи над варикозными узлами выше, чем на остальных участках. В горизонтальном по­ложении больного на­пряжение вен умень­шается.

По мере прогрессирования заболевания присоединяются жало­бы на быструю утом­ляемость, чувство тя­жести и распирания в ногах, судороги в икро­ножных мышцах, паре­стезии, отеки голеней и стоп. Отеки обычно возникают к вечеру после ходьбы и дли­тельного стояния на ногах, полностью исче­зают к утру следующе­го дня после ночного отдыха. Со временем появляются пигмен­тация кожных покро­вов нижней трети голени, более выраженная над внутренней лодыжкой (рис. 60), кожа теряет свою эластичность, становится блестящей, сухой, легкоранимой, плотно спаянной со склеротически измененной подкожной жировой клетчаткой.

Осложнения варикозного расширения вен: трофические язвы, острые тромбофлебиты расширенных вен, кровотечения из варикоз­ных узлов.

Язвы, как правило, возникают на внутренней поверхности ниж­ней трети голени, в надлодыжечной области. Их появлению не­редко предшествует дерматит, сопровождающийся мокнущей экзе­мой и мучительным зудом. Язвы обычно одиночные, но могут быть и множественные, как правило, плоские, дно их ровное, края не­правильно очерчены, пологие, выделения скудные, серозные или гнойные. Длительно не заживающие и рецидивирующие язвы приносят больным мучительные страдания. Язвы становятся особен­но болезненными при присоединении инфекции. Нарастает индурация подкожной клетчатки. Больные не могут долго стоять и ходить из-за ощущения тяжести в ногах, быстро устают.

Рис. 60. Осложненное варикозное расширение вен

При развитии острого тромбофлебита появляется болезненное уплотнение по ходу расширенной вены, затруднение при ходьбе. При обследовании обращает на себя внимание гиперемия кожных покровов над тромбированными венами, которые пальпируются в виде плотных болезненных тяжей.

Разрыв варикозно-расширенной вены может происходить от самых ничтожных повреждений истонченной и спаянной с веной кожи. Кровь изливается струей из лопнувшего узла; иногда кровопотеря может быть довольно значительной.

Диагностика варикозного расширения вен

Диагностика варикозного расширения вен при правильной оценке жалоб, анамнестических данных и результатов объективно­го исследования не представляет существенных трудностей. Важ­ное значение для точного диагноза имеют пробы, отражающие функциональное состояние различных звеньев венозной системы.

О состоянии клапанного аппарата поверхностных вен позволяют судить пробы Троянова-Тренделенбурга и Гаккенбруха.

Проба Троянова - Тренделенбурга. Больной, находясь в гори­зонтальном положении, поднимает ногу кверху. Поглаживая от стопы к паху, врач способствует опорожнению поверхностных вен. После этого сдавливают большую подкожную вену у места ее впа­дения в бедренную и, не отнимая пальца, просят больного встать. Ствол большой подкожной вены вначале остается пустым. Однако через 20-30 с видно, что варикозные узлы на голени начинают на­полняться кровью снизу вверх. Пока палец продолжает сдавливать ствол, наполнение узлов не бывает таким напряженным, каким оно было до исследования. Только после отнятия пальца вена быстро наполняется кровью сверху вниз и напряжение узлов увеличивает­ся. Положительный симптом Троянова-Тренделенбурга указыва­ет на недостаточность венозных клапанов и, в частности, остиаль-ного клапана, расположенного в месте перехода большой подкож­ной вены в бедренную. При проведении данной пробы сдавление вены можно осуществлять и жгутом, накладываемым в верхней трети бедра.

Проба Гаккенбруха. Руку прикладывают на бедро к месту впадения большой подкожной вены в бедренную и просят больного покашлять; при этом приложенные пальцы отмечают толчок. По­ложительный симптом кашлевого толчка указывает на недостаточ­ность остиального клапана и является следствием повышения давления в системе нижней полой вены.

Для оценки состоятельности клапанного аппарата коммуникантных вен используют пробу Пратта-2, трехжгутовую пробу Шей­ниса и пробу Тальмана.

Проба Пратта-2. В положении больного лежа после опорож­нения подкожных вен на ногу, начиная со стопы, накладывают эластичный бинт, сдавливающий поверхностные вены. На бедро под пупартовой связкой накладывают жгут. После того как больной встанет на ноги, под самым жгутом накладывают второй ре­зиновый бинт. Затем первый - нижний - бинт снимают виток за витком, а верхним обвивают конечность книзу так, чтобы между бинтами оставался промежуток в 5-6 см. Быстрое наполнение варикозных узлов на свободном от бинтов участке указывает на наличие здесь коммуникантных вен с недостаточными клапанами. Их отмечают раствором бриллиантового зеленого.

Трехжгутовая проба В. Н. Шейниса. Больного укладывают на спину и приподнимают ему ногу, как при пробе Троянова-Тренделенбурга. После того как подкожные вены спадутся, наклады­вают три жгута: в верхней трети бедра (вблизи паховой складки), на середине бедра и тотчас ниже колена. Больному предлагают встать на ноги. Быстрое набухание вен на каком-либо участке ко­нечности, ограниченном жгутами, указывает на наличие в этом от­деле коммуникантных вен с несостоятельными клапанами. Быстрое наполнение варикозных узлов на голени свидетельствует о наличии измененных коммуникантных вен ниже жгута. Перемещая послед­ний вниз по голени (при повторении пробы), можно более точно локализовать их расположение.

Проба Тальмана . Вместо трех жгутов используют один длин­ный (2-3 м) жгут из мягкой резиновой трубки, который наклады­вают на ногу по спирали снизу вверх; расстояние между витками жгута должно быть 5-6 см.

Представление о проходимости глубоких вен дают маршевая проба Дельбе- Пертеса и проба Пратта-1.

Маршевая проба. Больному в положении стоя, когда у него мак­симально наполняются подкожные вены, на бедро накладывают жгут, сдавливающий только поверхностные вены. Затем просят больного походить или помаршировать на месте в течение 3-5 мин. Если при этом подкожные вены спадаются, значит, глубокие вены проходимы. Если вены после ходьбы не запустевают, результат пробы надо оценивать осторожно, так как он не всегда указывает на непроходимость глубоких вен, а может зависеть от неправильно­го проведения пробы (сдавление глубоких вен чрезмерно туго нало­женным жгутом), наличия ниже жгута несостоятельных коммуни­кантных вен, от наличия резкого склероза вен, препятствующего спадению их стенок.

Проба Пратта-1. После измерения окружности голени боль­ного укладывают на спину и поглаживанием по ходу вен опорожня­ют их от крови. На ногу (начиная снизу) туго накладывают элас­тичный бинт, чтобы надежно сдавить подкожные вены. Больно­му предлагают ходить в течение 10 мин. Появление боли указы­вает на поражение глубоких вен. Увеличение окружности голени после ходьбы при повторном измерении также свидетельствует о непроходимости глубоких вен.

Среди инструментальных методов исследования, отражающих состояние глубоких вен, важное место принадлежит функциональ­но-динамической флебоманометрии, при которой измерение веноз­ного давления проводится с различными динамическими пробами - пробой Вальсальвы (натуживание) и мы­шечной нагрузкой (10- 12 приседаний).

Для исследования давления в глубоких венах на голень на­кладывают эластичный бинт до сдавления под­кожных вен, пунктиру­ют одну из вен тыла стопы и иглу соединя­ют с электроманомет­ром.

При оценке флеботонограмм учитывают следующие показатели: исходное давление, давление при пробе Вальсальвы, «систоли­ческий подъем» (при сокращении мышц го­лени) и «диастолический спад» (при их расслаблении), «систоло- диастолический» гра­диент в начале и конце мышечной нагрузки, а также время возврата венозного давления к исходному уровню. При проходимых глубоких венах давление повышается при пробе Вальсальвы на 10-15%, систолическое и диастолическое давление снижается на 45-50%, значительно уменьшается систолодиастолический градиент. После мышечной нагрузки давление медленно возвращается к исходному уровню (рис. 61).

Рис. 61. Флебоманометрические кривые в норме и при заболеваниях вен. а - проба Вальсальвы; б - мышечная нагрузка; в -возврат к исходному уровню.

Флебография позволяет судить о характере изменений и про­ходимости глубоких вен, оценить состояние клапанного аппарата глубоких и коммуникантных вен. Необходимость в этом исследова­нии особенно остро возникает в тех случаях, когда клинические данные и функциональные пробы не дают четкого представления о функции вен.

В настоящее время обычно применяют прямую внутривенную флебографию, которая бывает дистальной и проксимальной. При дистальной флебографии контрастное вещество (верографин, уро-траст и др.) вводят в одну из вен тыла стопы или медиальную краевую вену. Чтобы контрастировались глубокие вены, в нижней трети голени, над лодыжками, накладывают резиновый жгут. Ис­следование целесообразно проводить в вертикальном положении больного с использованием функциональных проб (функционально-динамическая флебография). Применяют серийную рентгеногра­фию: первый снимок делают сразу же после инъекции (фаза по­коя), второй - при напряженных мышцах голени в момент подъема больного на носки (фаза мышечного напряжения), третий - после 10-12 приподниманий на носках (фаза релаксации).

В норме в первых двух фазах контрастное вещество заполня­ет глубокие вены голени и бедренную вену. На снимках видны гладкие правильные контуры указанных вен, хорошо прослеживает­ся их клапанный аппарат. В третьей фазе вены полностью опорож­няются от контрастного вещества (рис. 62). На флебограммах по задержке контраста удается четко определить локализацию несо­стоятельных коммуникантных вен.

Рис. 62. Дистальная функциональная динамическая флебография в норме.

При проксимальной флебографии контрастное вещество вводят непосредственно в бедренную вену путем либо пункции, либо кате­теризации через подкожную вену по Сельдингеру. Она позволяет уточнить состояние клапанного аппарата бедренной вены и прохо­димость подвздошных вен.

Термографах помогает обнаружить невидимые глазом участки расширенных вен, уточнить локализацию несостоятельных ком­муникантных вен. На термограммах расширенные вены определяют­ся в виде светлых участков на более сером фоне (рис. 63).

Рис. 63. Термограмма при варикозном расширении вен нижних конечностей.

В формулировке развернутого клинического диагноза первично­го варикозного расширения вен нижних конечностей должны быть отражены особенности клинического течения (неосложненное, ос­ложненное), конкретно указаны вены с несостоятельным клапанным аппаратом (поверхностные, коммуникантные, глубокие или те и другие), определена стадия заболевания (компенсации, декомпенса­ции).

Дифференциальный диагноз: следует проводить в первую очередь с посттромбофлебитическим синдромом, для кото­рого характерны указания на перенесенный тромбоз глубоких вен, стойкий отек пораженной конечности, «рассыпной» тип расширения вен, большую выраженность трофических расстройств. Важны ре­зультаты функциональных проб, позволяющие заподозрить нару­шения проводимости глубоких вен. Данные флебоманометрии и флебографии дают возможность уточнить диагноз.

Необходимо исключить компенсаторное варикозное расшире­ние поверхностных вен вследствие сдавления подвздошных вен опухолями, исходящими из органов брюшной полости и таза, тка­ней забрюшинного пространства, врожденные заболевания - синдромы Паркса Вебера и Клиппеля-Треноне.

Отсутствие гипертрофии и удлинения пораженной конечности, гипертрихоза, пульсации расширенных вен и систолического шума над их проекцией позволяет исключить синдром Паркса Вебера. Можно исключить и синдром Клиппеля-Треноне на основании ха­рактерной для него триады симптомов: сосудистых пигментных пятен на коже нижней конечности, извитых и резко расширен­ных вен преимущественно по латеральной поверхности конечности, увеличения объема и длины конечности.

Аневризматическое расширение большой подкожной вены у со­устья с бедренной может быть принято за бедренную грыжу.

Хирургические болезни. Кузин М.И., Шкроб О.С.и др, 1986г.

Котов В. Физика внутри автобуса //Квант. - 2006. - № 1. - С. 27-28.

По специальной договоренности с редколлегией и редакцией журнала "Квант"

Хорошо известно, что многие явления окружающей нас действительности имеют физическую природу. Мы каждый день сталкиваемся с ними, не обращая на это внимания. Рассмотрим, например, некоторые физические явления, а именно -­ механические, которые может наблюдать пассажир автобуса.

Привычные чудеса в движущемся с ускорением автобусе

Происходящее вокруг мы обычно объясняем, связывая себя с неподвижной относительно земли основой. Но немалую часть своей жизни мы проводим в транспорте, в частности в автобусе. Применимы ли привычные нам объяснения для явлений, происходящих в движущемся транспорте?

Проверим это. Пройдем в салон автобуса. Оглядимся. Капли с мокрого зонта достигают пола точно под местом отрыва, а образующаяся лужица растекается по полу одинаково по всем направлениям. Ничего необычного (пока автобус стоит) нет.В каждом явлении четко прослеживаются причина и следствие. Изменение положения или скорости тел обусловлено известными реальными силами. Если действие сил на тело уравновешено, то тело покоится или движется по инерции,т.е. прямолинейно и равномерно. В этом состоит закон инерции. В стоящем автобусе он действительно выполняется.

Но вот автобус тронулся и стал набирать скорость -­ тотчас пассажиров и все находящиеся в салоне предметы стало «увлекать» назад, против направления ускорения и движения. Капли теперь падают не под местом отрыва, а позади него. Рассыпанные яблоки катятся по полу уже не одинаково во все стороны, а преимущественно назад. Сидящие пассажиры почувствовали, как их вдавило в стенки сидений, а стоящие ­- как их потянуло назад. Однако когда движение автобуса стало равномерным, необычные явления в нем прекратились. Все внутри салона теперь происходит так, что создается полное подобие остановки автобуса (если не считать тряски и мелькания пейзажа за окном). Затем автобус стал подъезжать к остановке, и необычные отступления от привычных явлений снова возникли при торможении автобуса. Теперь пассажиров и находящиеся в салоне предметы «потянуло» вперед, против направления ускорения.

Для внешнего наблюдателя (скажем, пешехода) все описанное -­ результат ускоренного движения автобуса и инертности находящихся в нем тел. Стенка сидения, пол ускоряющегося автобуса воздействуют на пассажира (а не наоборот, как ему кажется), увлекая его. Свободные же предметы сохраняют прежнее положение относительно земли, поэтому они начинают двигаться ускоренно относительно корпуса автобуса.

С точки же зрения пассажира автобуса, чьи наблюдения ограничены стенками салона, происходящее выглядит загадочно и необычно, тем более что источник странных явлений внутри автобуса не обнаруживается.

Попробуем разобраться.

В ускоряющемся автобусе закон инерции не выполняется­ - все тела, не связанные с корпусом автобуса, приобретают одно и то же ускорение, равное и противоположное по направлению ускорению автобуса. Это позволяет ввести приложенные ко всем телам в автобусе ускоряющие силы, как будто автобус попал в ускоряющее поле сил. Такие силы равны произведению массы каждого тела на ускорение системы и направлены против этого ускорения -­ их называют силами инерции. С помощью сил инерции объясняются все описанные выше «чудеса» в салоне автобуса.

Наложение на поле тяготения поля сил инерции создает новое поле со своими «горизонталью» и «вертикалью», отличными от земных (рис.1). Важно подчеркнуть, что для каждого тела внутри ускоряющегося автобуса одинаковы отношения сил тяжести F т и инерции F ин, а также угол между ними. Поэтому для всех этих тел направление результирующей силы \(~\vec F\) одно и то же.

Теперь мы можем объяснить некоторые удивительные наблюдения пассажира.

Пол уходит из-под ног

Когда автобус замедляет ход, пассажиру кажется, что пол как бы идет вниз, если человек шагает вдоль салона в направлении движения автобуса, и восходит вверх, если он идет в обратном направлении. А при разгоне автобуса от остановки пол как бы наклоняется в сторону, противоположную движению. Это можно объяснить тем, что на пассажира действуют приложенные в его центре масс сила тяжести и сила инерции, а их равнодействующая совпадает по направлению с новой вертикалью в системе отсчета, связанной с автобусом (см. рис.1).

Проанализировав действующие на пассажира в автобусе силы, можно указать приемы сохранения пассажиром устойчивости без помощи рук. Действительно, условием устойчивости тела, имеющего площадь опоры, является пересечение действующей на тело силы с площадью опоры. Если эта сила выходит за пределы площади опоры, то под ее действием тело пассажира опрокидывается. Противодействовать этому можно, расставив ноги шире или отставив ногу в сторону, противоположную ускорению. Пассажир также может сохранить равновесие, наклонив при этом туловище так, чтобы «ось» тела совпала с новой вертикалью (даже соединив при этом ноги). А чтобы устоять в салоне автобуса, испытывающего ускорение и толчки во всех направлениях, нужно расставить ноги вдоль одной, например продольной, оси салона (Х ), препятствуя продольным отклонениям, а руки развести в перпендикулярном направлении (Y ) и держаться за поручни (рис.2).

Убедиться в изменении положения горизонтали в движущемся с ускорением автобусе можно, проделав простой опыт. Возьмите тарелку с какой-нибудь вязкой жидкостью, например с маслом или глицерином (можно взять пластмассовый стаканчик со сгущенным молоком), и неравномерно двигайте ее по столу. Жидкость будет выливаться через задний край тарелки при резком трогании с места и приливать к переднему краю при прекращении движения. Причем плоскость поверхности жидкости всегда перпендикулярна вектору результирующей силы, полученной сложением сил тяжести и инерции, приложенных к частицам жидкости.

Неприятное происшествие

Представьте, что в автобусе кто-то наступил вам на ногу. Кто виноват?

С вашей (автобуса) точки зрения, разумеется, виноват этот «кто-то». И это верно, если все произошло в стоящем автобусе. Но в автобусе, движущемся с ускорением, нужно учитывать, что на каждое тело действует сила инерции, а управляет ею, точнее ускорением, водитель автобуса.

Рассмотрим происходящее с точки зрения пешехода (земли). Из-за малого взаимодействия с корпусом автобуса и инертности своего тела туловище пассажира при ускорении автобуса продолжает сохранять прежнее положение относительно земли, тогда как его ноги вместе с полом автобуса перемещаются ускоренно. Поэтому тело пассажира смещается относительно салона при резком торможении -­ вперед, а при рывке -­ назад. Таким образом, водитель автобуса, подобно фокуснику, может перемещать пассажиров в салоне автобуса, не прикасаясь к ним и помимо их желания. Чем он часто и пользуется: если из-за скопления людей не закрывается задняя дверь, водитель резко тормозит, а если пассажиры скопились на передней площадке -­ делает рывок. Получается, что с водителя, в первую очередь, и нужно спрашивать за отдавленную ногу.

Случай с пассажиром

Приходилось ли вам наблюдать за человеком, неосторожно потерявшим связь с корпусом автобуса во время ускоренного движения последнего? С точки зрения других пассажиров, он попадает во власть силы инерции. Подобно листку, сорванному с дерева и гонимому ветром, человек стремительно перемещается вдоль салона, ища за что бы ухватиться. И вот это ему удалось: его протянутая рука судорожно вцепилась в вертикальную стойку поручней автобуса, мимо которой его тащит сила инерции. Ухватившись, пассажир ожидает остановки своего движения, но вместо этого он совершает оборот вокруг стойки и со всего размаху налетает на стоящих рядом пассажиров. Почему так происходит?

Сила, действующая на пассажира со стороны стойки поручней, в нашем случае перпендикулярна направлению движения тела. Поэтому, изменив его скорость по направлению, стойка не может изменить величину скорости. Переводя прямолинейное движение во вращательное, она выполняет роль центростремительной силы. Зависящая от скорости кинетическая энергия поступательного движения переходит в энергию вращательного движения... со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Итак, вооружившись знанием физики, смело ищите и разгадывайте предложенные окружающим миром загадки, не забывая о правилах поведения пассажиров в общественном транспорте и правилах уличного движения.

171. Почему при резком увеличении скорости автобуса пассажиры отклоняются назад, а при внезапной остановке - вперед?
При резком увеличении скорости автобуса ноги пассажира начинают двигаться вперед, а верхняя часть тела продолжает двигаться по инерции с прежней, меньшей, скоростью. При торможении ноги пас-сажира начинают «уходить» назад, а верхняя часть тела движется вперед.

172. Какое изменение произошло в движении речного трамвая, если его пассажиры вдруг отклонились вправо?
Речной трамвай резко повернул налево.

173. Мяч, спокойно лежавший на столе вагона при равномерном движении поезда, покатился вперед по направлению движения поезда. Какое изменение произошло в движении поезда?
Поезд начал торможение.

174. Положите на стакан почтовую открытку, а на открытку положите монету. Ударьте по открытке щелчком (рис. 35). Почему открытка отлетает, а монета падает в стакан?
Ввиду краткости взаимодействия сила трения между открыткой и монетой не успевает сообщить последней достаточную скорость. Открытка отлетает и монета, потеряв точку опоры, падает в стакан.

175. При колке дров в полене застрял топор. На рисунке 36 показано, какими способами в этом случае можно расколоть полено. Объясните их.
В первом случае полено резко останавливается, а топор, двигаясь по инерции, раскалывает его. Во втором случае движущееся по инерции полено раскалывается о неподвижный топор.

176. На рисунке 37 показаны способы насаживания лопаты на палку (черенок). Объясните их.
В первом случае используется инерция лопаты, а во втором - ее черенка.

177. Почему нельзя перебегать улицу перед близко идущим транспортом?
Из-за явления инерции транспортные средства не могут мгновенно остановиться и после начала торможения продолжают некоторое время двигаться вперед.

178. Почему запрещается буксировать автомобиль с неисправными тормозами с помощью гибкого троса?
При торможении буксирующего автомобиля буксируемый двигается по инерции вперед и сталкивается с первым.

179. Почему после выключения двигателя сверлильного станка патрон продолжает вращаться?
Из-за явления инерции.

180. Зачем велосипедист, приближаясь к подъему дороги, увеличивает скорость движения?
Чтобы подняться как можно выше за счет инерции велосипеда.

181. Почему при поворотах машинист, шофер, велосипедист снижают скорость движения машины?
Чтобы предотвратить занос.

182. Для чего перед взлетом, а также посадкой самолета пассажир обязан пристегнуться ремнем безопасности?
Для того, чтобы при резком изменении скорости не вылететь из кресла в результате инерции.

183. Зачем должен включаться на автомобиле задний красный свет, когда водитель автомобиля нажимает на тормозную педаль?
Чтобы предупредить едущие сзади него транспортные средства о снижении скорости.

184. Почему капли дождя при резком встряхивании слетают с одежды?
При резком встряхивании капли воды продолжают двигаться по инерции.

185. Почему трактор, ведя на буксире автомашину, не должен резко изменять скорость движения?
При резком торможении водитель автомобиля может не среагировать, и автомобиль, двигаясь по инерции, столкнется с трактором.

186. Выйдя из воды, собака встряхивается. Какое явление помогает ей в этом случае освободить шерсть от воды? Ответ поясните.
см. № 184.

187. С летящего самолета сбрасывают груз. Упадет ли он на землю под местом бросания? Если нет, то куда сместится относительно этого места и почему?
Груз сместится по направлению вектора скорости самолета. Это объясняется явлением инерции.

188. Почему запрещается резко поднимать груз подъемным краном?
В результате инерции натяжение троса, удерживающего груз, резко возрастает, и он может оборваться.

189. В чем причина разрушений при землетрясении?
Части зданий при землетрясении в результате инерции начинают двигаться с разной скоростью и между ними происходит разрыв.

190. Почему линейка, подвешенная на бумажных кольцах, при резком ударе по ней переламывается, а кольца остаются целыми?
При резком ударе линейка переломится быстрее, чем возмущение достигает колец.

191. Как располагается свободная поверхность нефти в цистернах, когда электровоз, приводящий их в движение, набирает скорость; замедляет ход?
Свободная поверхность нефти будет наклонена относительно земли. При увеличении скорости нефть будет отбрасывать к концу цистерны, при торможении - к началу. Это объясняется инерцией частиц нефти.

192. Упадет ли под местом бросания мяч, выроненный из руки в вагоне равномерно и прямолинейно движущегося поезда?
Да, упадет, поскольку и мяч, и пол вагона движутся относительно земли с одной и той же скоростью.

193. Приведите примеры, когда инерция приносит пользу и когда - вред.
Инерция приносит пользу человеку, когда он стряхивает с одежды, рубит дрова, подсекает удочкой рыбу. Инерция приносит вред пассажирам автобуса и оператору подъемного крана.

194. Почему легче перепрыгнуть через ров с разбега?
Потому что скорость больше.

Untitled Document

ИНЕРТНОСТЬ ТЕЛ

Задание 171.

Почему при резком увеличении скорости автобуса пассажиры отклоняются назад, а при" внезапной остановке - вперед?

Задание 172.

Какое изменение произошло в движении речного трамвая, если пассажиры вдруг отклонились вправо?

Задание 173 .

Мяч, спокойно лежавший на столе вагона при равномерном движении поезда, покатился вперед по направлению движения поезда. Какое изменение произошло в движении поезда?

Задание 174.

Положите на стакан почтовую открытку, а на открытку положите монету. Ударьте по открытке щелчком (рис. 35). Почему открытка отлетает, а монета падает в стакан?

Рис.35

Задание 175 .

При колке дров в полене застрял топор. На рисунке 36 показано, какими способами в этом случае можно расколоть полено. Объясните их.

Рис.36

Задание 176.

На рисунке 37 показаны способы насаживания лопаты на палку (черенок). Объясните их.

Рис.37

Задание 177.

Почему нельзя перебегать улицу перед близко идущим транспортом?

Задание 178.

Почему запрещается буксировать автомобиль с неисправными тормозами с помощью гибкого троса?

Задание 179.

Почему после выключения двигателя сверлильного станка патрон продолжает вращаться?

Задание 180.

Зачем велосипедист, приближаясь к подъему дороги, увеличивает скорость движения?

Задание 181.

Почему при поворотах машинист, шофер, велосипедист снижают скорость движения машины?

Задание 182.

Для чего перед взлетом, а также посадкой самолета пассажир обязан пристегнуться ремнем безопасности?

Задание 183.

Зачем должен включаться на автомобиле задний красный свет, когда водитель автомобиля нажимает на тормозную педаль?

Задание 184.

Почему капли дождя при резком встряхивании слетают с одежды?

Задание 185.

Почему трактор, ведя на буксире автомашину, не должен резко изменять скорость движения?

Задание 186.

Выйдя из воды, собака встряхивается. Какое явление помогает ей в этом случае освободить шерсть от воды? Ответ поясните.

Задание 187.

С летящего самолета сбрасывают груз. Упадет ли он на землю под местом бросания? Если нет, то куда сместится относительно этого места и почему?

Задание 188.

Почему запрещается резко поднимать груз подъемным краном?