Гбц нивы и нивы шевроле. Головка блока цилиндров на Ниве Шевроле: назначение, конструкция, снятие и установка Головка блока цилиндров шеви нива

Показать телефон

Тип детали двигателя: двигатель в сборе
Эксперты на рынке автозапчастей.Магазин.Выкуп битых автомобилей.Срочный выкуп авто в любом состоянии.

Ваш надежный партнер - на avito с 2012 года.

Работаем по всей России и СНГ.

Быстрая доставка.Договор.Гарантия.

В комплектацию бу двигателя A9 входит: " гбц, распредвал, блок цилиндров, картер, турбина, коленвал, коллектор, картер, теплообменник, компрессор кондиционера, тнвд, маховик, масленный насос, насос ГУР, стартер, генератор, акпп, мкпп, вариатор, кардан, привод, раздатка, редуктор "

Контрактный двигатель A9 может быть совместим с: Volkswaqen: Golf, Jetta, Passat CC, Polo, Tuareg, Tiguan, Touran Audi: A3, A4, A5, A6, A7, A8, RS, Q 3, Q5, Q7 KIA: Cerato, Rio, Ceed, Sportage, Sorento, Spectra Hyundai: Solaris, Elantra, Santa Fe, Porter, i40, i30, i20, Getz, Matrix. Nissan: Almera, Juke, Teana, Murano. Premiera, Pathfinder, Qashqai , X-Trail Honda: Accord, Acty, Civic, CR-V, City, Jazz, Partner, Odissey, H-RV Peugeot: 208, 3008, 308 407, 4007, 4008. 5008, partner, expert,boxer.Renault: Clio, Duster, Sandero, Scenic, Simbol, Kangoo Logan, Megane Citroen: Berlingo, C3, C4, C5, C6, C8, DS3, DS4, DS5 Porshe: macan, cayenne, cayman, panamere Volvo: S60, S70, S40, V60 V50, V70, XC60, XC70, XC90 Ford: Mondeo, Focus. C-max, S-max, Fusion, Explorer, Kuga, Fiesta. Land Rover: Range Rover, Evouqe, Freelander, Discovery, Defender Chevrolet: Cruz, Captiva, Epica, lacettii, Aveo, Cobalt, Blazer Skoda: Fabia, Octavia, Rapid, SuperB Opel: Astra, Corsa, Мокка, Antara, Zafira, Vectra, Frontera, Insignia, Mersedes: B, C, CLK, CLS, E, GL, GLK, M, S, SPRINTER, Vita BMW: 1, 3, 4, 5, 6, 7, М5, X1, X3, X5, X6,

Suzuki: Ignis, Grand Vitara, Jimny, Liana, SX4 Subaru: Impreza, Outback, Legacy, Forestor Sang Young: Action, Kyron, Rexton Mitsubishi: Lancer, Pajero, L200, Galant, Colt Toyota: Camry, Corolla, Avensis, Auris, Yaris, VITZ, ESTIMA, HIACE, HIGHLANDER. LAND CRUISER PRADO, TUNDRA RAV Ваз: гранта, приора, калина, веста, Нива, Ларгус, лада,Уаз: Умз,Змз,Газель,х-рей Chery Amulet A15 Arrizo 7 Bonus 3 - A19 Bonus A13 CrossEastar B14 indiS Kimo A1 M11 QQ Tiggo Tiggo 2 Tiggo 3 Tiggo 5 Very A13 Mazda:2 3 323 3 MPS 5 6 626 6 MPS Atenza Axela Biante BongoBT-50 Capella CX-5 CX-7 CX-9 Demio Familia Millenia MPV Premacy Protege RX-8 Tribute Verisa Xedos Hyundai: Accent Avante Creta Elantra Equus Genesis Getz Grace Grand Santa Fe Grand Starex Grandeur H1 i20 i30 i40 ix35 ix55 Matrix Porter Santa Fe Santa Fe Classic Solaris Sonata Starex Terracan Tiburon Tucson Veloster Verna Geely Vortex: Corda Estina Tingo Lifan Daewoo Cadillac Chrysler Jeep Jaguar Isuzu BYD Infiniti Saab SEAT

Ознакомьтесь со всем ассортиментом магазина перейдя по синей ссылке справа вверху или внизу

➡➡➡➡➡➡➡➡➡➡➡➡➡➡➡➡➡➡➡➡➡➡➡➡➡➡➡

ТОЛЬКО ДО КОНЦА НЕДЕЛИ ПРИ ЗАКАЗЕ ЗАПЧАСТЕЙ НА СУММУ БОЛЕЕ 14500р СКИДКА 10%

ПОЗВОНИТЕ нам и мы обязательно поможем вам,подберем любые качественные запчасти по приемлемой стоимости.

Разборка

1. Снимите головку цилиндров вместе с впускным и выпускным коллектором.

2. Снимите датчик температуры охлаждающей жидкости.

3. Снимите теплозащитный экран выпускного коллектора.

4. Снимите выпускной коллектор.

5. Снимите прокладку выпускного коллектора.

6. Снимите шпильки крепления выпускного коллектора.

7. Снимите свечи зажигания.

8. Снимите впускной коллектор.

9. Снимите прокладку впускного коллектора.

10. Снимите шпильки впускного коллектора.

11. Открутите винты корпуса термостата.

12. Снимите корпус термостата.

13. Снимите прокладку термостата и термостат.

14. Используя устройство для сжатия пружин клапана, сожмите пружины клапана.

15. Извлеките сухари и снимите верхние тарелки пружин клапанов.

16. Снимите пружины клапанов.

17. Снимите маслосъемные колпачки.

18. Снимите клапаны.

20. Снимите центровочные втулки корпуса распределительного вала.

Ремонт деталей

Для описываемых двигателей производитель предусматривает восстановление пары «направляющая втулка - шток клапана» применением клапанов с ремонтными размерами штоков. При этом изношенная втулка восстанавливается методом развертывания до ремонтных размеров. Работы такой сложности следует поручать только квалифицированному механику.

Распределительный вал

Подъем кулачков впускных клапанов

Подъем кулачков выпускных клапанов

Торцевое биение

Наружный диаметр шейки распределительного вала

Наружный диаметр подшипника

Осмотр головки цилиндров

1. Очистите сопрягаемую с прокладкой головки плоскость.

2. Проверьте прокладку головки цилиндров и сопрягаемые поверхности головки и блока цилиндров на наличие раковин, следов утечки, коррозии и прорыва газов в рубашку охлаждения.

3. Проверьте головку цилиндров на наличие трещин.

5. Определите, используя набор щупов и поверочную линейку, отклонение от плоскостности сопрягаемой с прокладкой плоскости головки, которое не должно превышать 0,025 мм.

6. Измерьте высоту головки блока. Высота головки блока должна быть в пределах 94,70-95,65 мм г£СЛИ высота головки цилиндров меньше, чем 94,7 мм, ее следует заменить.

7. Проверьте все резьбовые отверстия на наличие повреждений или загрязнений.

8. Осмотрите седла клапанов на предмет чрезмерного износа и прогаров.

Клапанный механизм

Способ регулирования привода клапанов

Гидравлический

компенсатор зазора в приводе клапанов

Угол конуса рабочей поверхности клапана (между образующей и плоскостью головки)

Угол конуса рабочей поверхности седла клапана

Опорное биение(макс,все)

Торцевое биение (макс, все)

Ширина рабочей поверхности седла

Впускное отверстие

Выпускное отверстие

Внутренний диаметр направляющей втулки клапана

7,030-7,050 мм

Диаметр штока клапана

Диаметр тарелки клапана

Впускной

Выпускной

Длина пружины клапана при нагрузке

Открытый клапан 625 +25 Н

Закрытый клапан 275 + 15Н

Восстановление работоспособности направляющей втулки клапана

1. Определите фактический износ в паре «втулка - шток клапана». При зазоре, превышающем 0,1 мм, эта пара трения нуждается в замене. Эту диагностическую операцию должен проводить только квалифицированный механик.

2. Код ремонтного размера нанесен на направляющей втулке клапана и торце штока клапана. В таблице приведены стандартный и ремонтные размеры, обозначение развертки, применяемой авторизованными СТО, и содержание кодов, наносимых на втулки и клапаны. Имеется два вида кодов: код, наносимый при сборке нового двигателя, и код, наносимый на втулку при ремонте.

Произведите развертывание отверстия направляющей втулки. Направление развертывания - от верхней стороны головки цилиндров. После развертывания перечеркните код, нанесенный на втулке, и нанесите новый код.

Восстановление седел клапанов

1. Произведите обработку рабочей поверхности седел клапанов.

Запирающая поверхность седел клапанов восстанавливается при помощи трех конических фрез:

Фреза для обработки рабочей поверхности седла: 45°;

Фреза для обработки верхнего угла коррекции: 30°;

Фреза для обработки нижнего угла коррекции: 60°;

Ширина рабочей поверхности седла клапана:
- впускного: 1,3-1,5 мм;
- выпускного: 1,6-1,8 мм.

2. Проверьте положение торца штока клапана после установки клапана (без специальных калибров эту работу должен выполнять квалифицированный механик).

3. Если торец штока расположен выше (ближе к оси распределительного вала), следует заменить клапаны новыми и затем проверить положение торца штока снова.

4. Если торец штока клапана все еще расположен выше, несмотря на замену клапанов, замените головку цилиндров.

Осмотр клапана

1. Осмотрите клапан на предмет износа, смятия верхнего торца штока.

2. Осмотрите канавки сухарей клапанов и масляного уплотнителя на предмет износа.

3. Осмотрите головки клапанов на наличие прогаров и трещин.

4. Осмотрите штоки клапанов на наличие износа, задиров и царапин.

5. Осмотрите шток клапана - он не дол-. жен иметь искривлений.

6. Осмотрите запирающий конус клапана. Если выработка контактного конуса настолько велика, что восстановление поверхности даст острую кромку на стыке конической и плоской поверхностей головки клапана, следует заменить клапан.

7. Осмотрите пружину клапана. Если концы пружины клапана не параллельны, замените пружину клапана.

8. Измерьте высоту пружины клапана. Если высота пружины клапана не соответствует спецификациям, замените пружину клапана.

9. Осмотрите опорные поверхности пружины клапана на предмет износа или образования канавок. Замените, есл"и необходимо.

Шлифовка клапана

1. Убедитесь, что на конусе головки клапана нет прогаров.

2. Клапан можно перешлифовывать только два раза. Не шлифуйте торец штока клапана.

3. Угол между образующей конуса клапана и плоскостью головки составляет 46".

Притирка клапанов

Если выработка запирающего конуса клапана не слишком велика, следует притереть клапан к восстановленному запирающему конусу седла клапана (как правило, при работе клапана запирающая поверхность шатунных подшипников становится шире: до 4-5 мм). Если при этом на конусе нет глубокой канавки, то возможна притирка клапана к восстановленному седлу без шлифовки конуса.

Притирка клапана осуществляется при помощи специальных притирочных паст на основе корунда.

При этом клапан, установленный в направляющую втулку, совершает возвратно-поступательные движения с одновременным поворотом вправо-влево, попеременно. Такие движения необходимы для образования косых притирочных линий, располагающихся крест-накрест. В процессе притирки следует периодически поворачивать клапан в седле для обеспечения равномерности притирки. Притирку можно считать завершенной, когда на запирающей поверхности клапана образуется равномерная матово-серая кольцевая полоса контакта, равная по ширине запирающей поверхности седла.

Сборка

1. Установите центровочные втулки корпуса распределительного вала.

2. Смажьте штоки клапанов моторным маслом.

3. Установите клапаны.

4. Установите маслосъемные колпачки.

5. Установите пружины клапанов.

6. Сожмите пружины клапана и установите сухари.

7. Установите клапанную крышку.

8. Установите термостат.

9. Установите корпус термостата

10. Установите винты корпуса термостата и затяните их моментом 20 Нм.

11. Установите шпильки впускного коллектора.

12. Установите прокладку впускного коллектора.

13. Установите впускной коллектор и затяните гайки моментом 25 Нм.

14. Установите свечи зажигания и затяните моментом 40 Нм.

15. Установите шпильки выпускного коллектора.

16. Установите прокладку выпускного коллектора.

17. Установите выпускной коллектор и затяните гайки моментом 25 Нм.

18. Установите теплозащитный экран выпускного коллектора и затяните винты моментом 15Нм.

19. Установите датчик температуры охлаждающей жидкости и затяните моментом 20 Нм.

20. Установите головку цилиндров вместе с впускным коллектором и выпускным коллектором.

Головку блока цилиндров разрешается снимать только на холодном двигателе. Головка блока цилиндров снимается вместе с выпускным коллектором, тогда как впускной коллектор должен быть отсоединен перед снятием головки. Новые прокладки для головки блока цилиндров упакованы в пластик, поэтому снимать упаковку следует непосредственно перед установкой прокладки. Снятие и установку головки блока цилиндров можно проводить, не снимая двигателя с автомобиля. При демонтаже и монтаже распределительного вала указываются дополнительные подробности, касающиеся механизма газораспределения двигателя, изложенные в соответствующем подразделе. Таким образом исключается повторение описания необходимых при этом работ. В каждом случае объем работ определяется комплектацией автомобиля. Снятие головки блока цилиндров необходимо проводить в такой последовательности:

Отсоединить «массовый» провод от аккумуляторной батареи;

Слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения;

Снять решетку радиатора и поперечную балку для того, чтобы обеспечить лучший доступ к деталям двигателя;

Надрезать крепежные хомутики, удерживающие жгут электропроводки двигателя;




Снять приводной ремень с торца двигателя. На показан натяжитель этого ремня. Болт 1 удерживает демпфер 2 механизма натяжения ремня. Для снятия ремня необходимо отвернуть гайку на фланце и вставить оправку (диаметром 12 мм и длиной 180 мм) в отверстие рычага натяжения пружины, обозначенное стрелкой. С помощью этой оправки отвести натяжитель влево (). Снять нагрузку с болта с шестигранной головкой до такой степени, чтобы можно было отвернуть этот болт, и затем медленно освободить оправку так, чтобы натяжная пружина переместилась в сторону впускного коллектора и могла быть снята. Вывернуть болт 1 демпфера 2 (см. ) натяжного механизма ремня из головки блока цилиндров () и снять элементы крепления (см. также дальнейшее описание). После этого снять поликлиновой ремень;

Ослабить хомуты шлангов системы охлаждения и отсоединить провод от датчика температуры охлаждающей жидкости;

Отсоединить систему тяг управления двигателем;

Отсоединить вакуумные трубопроводы от вакуумного насоса. Снять шланг и отвернуть накидную гайку;

Связать топливопроводы подходящим хомутом и отсоединить их от топливного фильтра грубой очистки либо снять топливный фильтр и отложить его в сторону, чтобы не мешал в процессе работы.

На четырехцилиндровом двигателе

Снять топливопроводы высокого давления первого, второго и третьего цилиндров вместе с элементом крепления, а топливопровод четвертого цилиндра - без крепления.

На пятицилиндровом двигателе

Трубопроводы высокого давления четвертого и пятого цилиндров удерживаются двумя пластиковыми клипсами. Снять обратный топливопровод с форсунки первого цилиндра. Для исключения попадания грязи необходимо закрыть ее отверстие (например, болтом подходящего диаметра);



Отсоединить от впускного коллектора демпфер регулятора оборотов. Он находится в указанном на месте;

Отсоединить вакуумный шланг от термоклапана;

Отсоединить провода от свечей накаливания;

Отсоединить от впускного коллектора защитный короб электропроводки и вытянуть его вперед;

Отсоединить от масляного фильтра крепление подающего патрубка системы отопления;

Отсоединить фланец приемной трубы от выпускного коллектора, а также хомут крепления приемной трубы от коробки передач;

Снять воздуховод, соединяющий воздушный фильтр с впускным коллектором;

Снять впускной коллектор;

Снять крышку головки блока цилиндров. Она закреплена шестью болтами с верхней стороны двигателя. Предварительно снять шланг системы вентиляции картера двигателя. На автомобилях с автоматической коробкой передач необходимо предварительно отсоединить штангу управления подачей топлива, которая проходит над крышкой головки блока цилиндров;

Снять вискомуфту, закрепленную болтами с торцовой стороны двигателя (вискомуфту нельзя класть на крыльчатку, можно класть только на бок);



Вывернуть форсунки системы впрыска топлива () и снять уплотнительные кольца, находящиеся под ними;



Провернуть двигатель до установки поршня первого цилиндра в ВМТ, для этого необходимо совместить установочные метки, показанные на . Проворачивать двигатель можно с помощью сменной торцовой головки размером 27 мм, установленной на гайку ременного шкива, и воротка-трещотки. Коленчатый вал следует проворачивать только в направлении рабочего вращения;

Снять натяжитель цепи (см. соответствующий подразд.). Откручивать гайку натяжителя, пользуясь большим шестигранником. Эта гайка расположена над водяным насосом и крышкой термостата;



Звездочку привода распределительного вала и приводную цепь следует промаркировать относительно друг друга. Для этого нанести две полоски краской на звездочку привода распределительного вала и на приводную цепь, как показано на ;



Вывернуть болт крепления звездочки привода распределительного вала. Для предотвращения проворачивания распределительного вала заблокировать звездочку привода вала большой отверткой либо болтом, как показано на ;

Аккуратно демонтировать звездочку с распределительного вала, не давая при этом приводной цепи выйти из зацепления со звездочкой коленчатого вала. Это означает, что цепь должна удерживаться постоянно в натянутом состоянии и быть соответствующим образом подвязана;

Демонтировать распределительный вал, как это описано в подразд. 2.12.6. Равномерно откручивайте крепежные болты крышек подшипников;

Демонтировать успокоитель цепи с головки блока цилиндров (подразд. 2.12.4);




Теперь можно откручивать болты головки блока цилиндров. Для предотвращения деформации головки ее болты следует откручивать в обратной последовательности, указанной на и 32. Для откручивания этих болтов потребуется так называемый многоугольный вставной ключ. В спецификации фирмы Mercedes-Benz он значится под номером 601 589 00 10 00. Использование обычного шестигранного вставного ключа может привести к повреждению головок болтов. Не забудьте отвернуть в картере цепи два маленьких болта, которые показаны на нижней части . Про эти болты часто забывают. Сразу же после откручивания всех болтов необходимо измерить их длину от нижней кромки головки болта до конца резьбовой части, для того чтобы определить степень их удлинения. Если результаты измерения покажут, что значения длины болтов, в зависимости от места установки, превышают 83,6; 105,6 и 118,5 мм, то эти болты необходимо заменить новыми, размеры которых составляют 80; 102 и 115 мм. Затягивать болты необходимо в обратной последовательности;

В верхней части картера цепи вывернуть два болта М8 с головками под внутренний шестигранник (показаны на нижней части ). Номер вставного шестигранного ключа 8 мм. Для того чтобы подобраться к этим болтам, необходимо воспользоваться удлинителем для указанного выше ключа;



Снять головку блока цилиндров. Для облегчения этой работы можно воспользоваться подъемным приспособлением, закрепив головку за подъемные проушины;

После снятия головки блока цилиндров тщательно почистить привалочные поверхности головки и блока цилиндров. При необходимости провести ремонт головки блока цилиндров согласно указаниям в подразд. 2.4.3;

При необходимости замены только прокладки головку необходимо установить на двигатель;

На поверхность разъема положить новую прокладку головки блока цилиндров;

Установить головку блока цилиндров, проследив за тем, чтобы направляющие втулки сели на свои места. Они расположены на одной и той же стороне;

Смазать моторным маслом резьбовую часть и места прилегания болтов крепления головки блока цилиндров. Это делается после замера длины всех болтов и замены чрезмерно вытянувшихся болтов.

Установку и первоначальную затяжку болтов моментом 15 Н·м надо проводить в последовательности, указанной на и

Обновлено 01.06.2018

Замена прокладки ГБЦ Нивы и Шевроле Нивы необходима, если:

- машина начинает кипеть при исправной системе охлаждения, причина - прорыв газов из камеры сгорания в систему охлаждения;

- появилась эмульсия в масле, причина - попадания антифриза в масло;

- появилось масло в расширительном бачке, причина - попадание масла в антифриз;

Все это свидетельствует о повреждении (прогаре) прокладки головки блока цилиндров. Прокладка ГБЦ никогда не прогораает без причнины, и самая частая - перегрев двигателя. В результате, головку блока "ведет", она перестает плотно прилегать к блоку цилиндров, и прокладка прогорает.

Именно поэтому, мы настоятельно НЕ РЕКОМЕНДУЕМ менять прокладку ГБЦ без ремонта самой головки. Вероятнее всего, через очень короткое время после замены дефект появится вновь. Возможно, что проблемы появятся сразу после сборки и запуска мотора, если в ГБЦ есть микротрещины.

Если настаиваете, поменяем без ремонта ГБЦ, но гарантии не дадим. Если ГБЦ окажется с трещиной, вам придется еще раз оплатить разборку и сборку, а также все одноразовые запчасти. Такая операция стоит 5.000р, но повторим: мы настоятельно Не рекомендуем так делать.

Очень большое количество просьб и вопросов рассказать о гбц нива, как о запчасти. Качество литья, материал, исполнение. Что нужно сделать конечному покупателю, чтобы из заводского полуфабриката получить нормальную запчасть. Сразу оговорюсь, что в данной статье рассматривается стандартная гбц, в которую ставятся стандартные детали (направляющие, клапана, итд). Варианты тюнинга и доработок, это совсем другая история. Напоминаю, что гбц нивы и нивы шевроле одинаковы.

Проблема

Все как обычно – это «заводское качество» и тот брак, который завод вывел с конвейера и назвал запчасти. Почему то что приехало непосредственно с завода, в заводской упаковке, я называю полуфабрикатом?? Потому что у нас на руках деталь, за которую мы заплатили не одну тысячу рублей, но которую нельзя сразу пускать на сборку, а надо как обычно «доработать напильником». На фото я попытался сфотографировать смещение центрального отверстия направляющей клапана.

Дефектная направляющая клапана

Это не фотомонтаж. Этот «пассаж» присутствует почти в каждой гбц завода. В статье, посвященной направляшкам, я отдельно расскажу об этом. Здесь, я только скажу, что с таким дефектом продолжать работать с гбц НЕЛЬЗЯ. Кроме данного дефекта, можно добавить что заводские направляшки не отличаются хорошим ресурсом работы. Заводские направляющие клапанов подлежат удалению. Запрессовываются немецкие и вот только после этого гбц можно воспринимать как нормальную запчасть для дальнейшей работы.

Гбц нива, донор

Чтобы не играть в лотерею на предмет подделки, мы заказываем гбц непосредственно на заводе, естественно в количестве нескольких штук сразу. Сейчас есть два варианта развития событий. Это купить и доработать гбц от классики или сразу купить гбц нивы, конечно только нового образца. Голова классики стоит на 1000 рублей дешевле. Почему нецелесообразен данный вариант? Чтобы переваривать плохой бензин на просторах нашей необъятной родины, конструкторы увеличили камеру сгорания, тем самым уменьшив степень сжатия. Двигатель стал чуточку дефорсирован, но получил возможность кушать плохой бензин. Чтобы привести данную гбц к нивовской степени сжатия, с плоскости надо убрать около 1мм, чтобы уменьшить объем камеры сгорания. И если мы возьмем начальную цену за гбц классики и прибавим стоимость обработки на фрезерном станке, то получим цену новой нивовской гбц. Как лучше действовать, решайте сами.

Заказы

В прайс-листе указана цена стандартной гбц нива с запрессованными немецкими направляющими. Но «не развернутыми». То, есть развертку будет делать моторист, который собирает гбц. Конечный диаметр зависит как от инструмента, так и от точного размера стебелька клапана. Для дальнейшей работы с данной гбц, если речь идет о стандарте, нужно провести следующие работы:

  • Выбор клапанов и замер ножки клапана
  • Развертка направляющих
  • Фрезеровка седел (станочная операция)
  • Притирка клапанов под вакуометр (контроль предыдущей операции и качества клапана)
  • Сборка гбц

Перспектива

Вполне возможно далее тема будет развиваться. Гбц нива можно посчитать с разным уровнем подготовки. Например: с разверткой направляющих, распилом седел клапанов, распилом каналов, фрезеровкой седел и притертыми клапанами. Это будет зависеть только от уровня интереса к данному вопросу.

Вопрос-ответ

Не успели разъехаться по России и десятка гбц, как наш народ стал думать о «плохом», задавая следующий вопрос. *А как мы узнаем что в гбц вы запрессовали немецкие направляющие клапанов, а не оставили вазовские?*

Ответ. Для тех, кто сомневается и ищет подвох, рекомендую прочитать статью про , где на фото очень четко видно, что на них выбит номер детали. Это есть только на «немцах». Так что если у кого-нибудь возникнет желание «докопаться до правды», демонтируйте направляшку из гбц и поглядите на цифирки. Исключением может быть момент, если для монтажа использовались направляшки Metelli. Они без знаков отличия.