Если эвакуатор не успел забрать машину. В каких случаях эвакуаторы забирают машину на штрафстоянку? Как узнать, что автомобиль эвакуировали

В крупных городах уже никого не удивишь тем, что возле административных зданий – судов, банков, больниц и театров порой невозможно припарковать машину. Хаотичное расположение в городах машин, портящих порой зеленые насаждения, а иногда и создающих реальные помехи дорожному трафику – уже привычное глазу горожанина явление.

Борцам с неправомерной парковкой автомобилей удалось не на шутку запугать водителей самой процедурой возврата машины со штрафстоянки. Но зачастую вольготное и наглое поведение служб эвакуации вызвано элементарным незнанием водителем своих прав, как в ходе процедуры эвакуации, так и при оформлении возврата машины.

Для начала напомним, в каких случаях эвакуация автомашины будет являться законной. Это случаи:

1) когда парковка запрещена дорожным знаком или специальной разметкой,

2) создается препятствие для движения общественного транспорта,

3) нарушаются правила перевозки крупногабаритных грузов,

4) когда стоянка или остановка автомобиля влечет за собой создание препятствий для нормального движения автомобилей,

5) если парковка произведена в тоннеле, либо на пешеходном переходе и на расстоянии ближе 5 метров от него.

В остальных случаях эвакуировать Ваш автомобиль не имеют права.

Помните, что в ряде городов созданы так называемые «ловушки», когда оборудованы парковочные «карманы», но здесь же висит знак о запрещении парковки. Зачастую водители, у которых наличие специального парковочного «кармана» ассоциируется с возможностью безопасно оставить автомобиль, не обращают внимание на наличие знаков. Потом вызволяют свой автомобиль со штрафстоянки.

Часто происходят ситуации, когда радостные водители сообщают истории везения и освобождения своей машины с эвакуатора в последний момент за определенную сумму денег. А ведь службы порой создают такой прецедент намеренно. Загружают машину с дороги на эвакуатор и ждут спокойно в сторонке водителя для «решения вопроса». Водитель всегда рад откупиться, т.к. мытарства по штрафстоянкам, оплата счетов за эвакуацию и штрафов – занятия не из приятных. Тем не менее, знайте – если машину эвакуируют на глазах владельца, то владелец вправе требовать ее возврата. В этом случае водителю грозит лишь штраф за неправильную парковку.

Если в ответ на Ваши требования водитель эвакуатора и сотрудник ГИБДД не прекратили процесс эвакуации, это, безусловно, является нарушением Ваших прав. Сфотографируйте максимально процесс эвакуации, позаботьтесь о видимости номеров машин, фиксации времени, сотрудника ГИБДД, места происшествия. Ведь раз Вы снимали процесс эвакуации на камеру своего мобильного телефона, значит, Вы находились рядом, и Вам отказались вернуть машину. Это будет доказательством в суде, если Вы решите требовать возмещения расходов при факте отказа вернуть Вам автомобиль на месте. В суде можно потребовать возмещения

Для водителей, чей транспорт задержан актуальным является вопрос, как его вернуть. Для начала перечислю правовые акты, которые регулируют задержание: КоАП, Правила задержания транспорта, хранение, стоянку и запрещение эксплуатации. расходов на эвакуацию, содержание автомобиля на штрафной стоянке, попробовать взыскать ущерб.

Теперь обратимся к порядку задержания транспорта (ст. 27.13 КоАП).

1. Перечислю, что должен указать инспектор в протоколе: когда, где и во сколько он составлен, должность, ФИО, информация о транспорте и владельце, организация и ее представитель, которые и будут осуществлять эвакуацию. Протокол должен подписать и заверить печатью инспектор, после чего дать на подпись водителю.

Как составить протокол, если владельца авто в данный момент нет рядом? В таком случае оформление должно происходить, только в присутствии понятых или же с осуществлением видеозаписи. Копия протокола обязательно должны быть вручена водителю, а также лицу, которое будет перемещать транспорт на штраф стоянку.

2. Если в салоне есть ваши личные вещи, представляющие для вас ценность, обязательно настаивайте на фиксации их в протоколе. Также далеко не лишним будет отметить в нем неисправности, которые имеются в машине. Зачем это нужно? Все-таки нередко возникают случаи, когда эвакуаторы попадают в аварию, соответственно машины могут быть повреждены. В суде нужно будет доказать по чьей вине произошло повреждение. Практика показывает, если нет доказательств, что перевозчик виноват в повреждении авто, то взыскать с него деньги не удастся, как бы вы этого не хотели (Апелляционное определение Московского городского суда от 18.06.2013 по делу № 11-18615 ).

3. Проследите, чтобы водитель погрузчика опечатал все доступы в авто до начала перевозки.

5. Срок задержания транспорта считается с момента составления протокола.

6. Срок хранения исчисляется в часах с момента помещения на стоянку. Согласно Правилам заплатить придется за каждый час, кроме первых трех часов, пока ваш авто будет простаивать на стоянке. Размеры штрафов и платы за перемещение авто неодинаковая на территории РФ. Местные власти сами устанавливают размер.

7. Сотрудник полиции должен проинформировать водителя о задержании его транспорта, если его в момент задержания нет рядом. Если вам так и не сообщили, то нужно звонить 02 и узнавать куда отвезли вашу машину.

Некоторые автомобилисты пытаются решить проблему радикальным способом и отчаянно обороняют свой транспорт, только чтобы ни в коем случае не допустить эвакуации. Так, например, смелый водитель из Москвы Константин Алтухов догнал эвакуатор на который погрузили его машину, и во время движения сел в свою машину. Он просидел в ней 22 часа! В итоге машину все-таки вернули владельцу.

В Новосибирске произошел аналогичный случай. Водитель просидел в своем авто, погруженном на эвакуаторе, целых двое суток.

А муж одно известной телевизионной актрисы настолько разнервничался из-за эвакуации его машины, что попал в больницу с подозрением на инфаркт.

Водитель забрался на эвакуатор, сел в салон авто и требовал вернуть транспорт. Вызванные эвакуаторщиком сотрудники ГИБДД настаивали на том, что мужчина должен выйти из машины. Поспорив с полицией, водитель все-таки согласился поехать в отдел, а его авто тем времен отвезли на штрафстоянку.

В результате в отношении автомобилиста составлены 2 протокола – о неправильной парковке, а также о сопротивлении полиции (ст. 19.3 КоАП).

Видимо, мужчина очень сильно понервничал, так как уже находясь в машине, начал чувствовать себя плохо. Полиция вызвала врачей, а они отвезли мужчину в больницу, подозревается инфаркт.

Я думаю, что в этом случае, еще нужно было выяснить, действительно ли авто мешало движению транспорта и его следовало эвакуировать или же можно было просто выписать штраф.

Я думаю, что эвакуация транспорта незаконная и уменьшает права автовладельцев. За нарушение правил можно вполне ограничиться штрафом, а не оплачивать каждый день нахождения на стоянке, помогая таким образом частным организациям хорошо заработать. Ведь такая стоянка обходится далеко не дешево.

Конституция гарантирует защиту права частной собственности, а также указывает, что принимаемые законы не должны уменьшать права (ст. 35 и 55 Конституции). На мой взгляд, принудительная эвакуация как раз нарушает право частной собственности, прописанное в Конституции.

Теперь рассмотрим, такое нечасто встречающееся в судебной практике дело, когда задержание транспорта было признано судом незаконным.

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан от 16.10.2014 по делу № 33-13994/2014.

Суть дела. Водитель, нарушив ПДД, остановил свою машину на тротуаре. Так как авто припарковано в нарушение ПДД и мешало движению, а водителя не было на месте, инспектор решил задержать транспорт и переместить его на штраф стоянку. При погрузке машины на эвакуатор подошел сам водитель. Инспектор отказал ему в возврате авто, несмотря на то, что он, не оспаривая факта совершения правонарушения, был готов получить копию постановления о правонарушении на месте.

Суд не усмотрел ничего незаконного в действиях инспектора. Водителя такое решение не устроило, решение он обжаловал и в результате отстоял свои права!

Мотивы суда.

1. Ст. 46 Конституции гарантирует всем защиту прав и свобод. Задержание машины и помещение на штраф стоянку связаны с делом об административном правонарушении.

Автомобиль в случае препятствия для движения другого транспорта или пешеходов оно до задержания может быть перемещено водителем или должностными лицами на составление протокола о правонарушении.

Если причина задержания устраняется на месте, до начала перемещения автомобиля, помещение на штраф стоянку не производится. Задержание нужно прекратить, а авто вернуть его владельцу, если он находится на месте нарушения до эвакуации. Собственнику нельзя отказать в выдаче транспорта, если иных оснований не имеется. Иное противоречит закону (статья 27.1 КоАП РФ), целям применения обеспечительных мер.

2. Учитывая изложенное, действия инспектора являются противоречащими закону, а его постановление должно быть отменено.

Многие слышали о том, что введены новые правила эвакуации, но мало кто знает детали. Мы собрали ответы на все вопросы по теме. С какого момента де-юре начинается процесс эвакуации? Что должно быть на руках у водителя эвакуатора? И как вас должны предупреждать о грядущей установке знаков, запрещающих остановку? Тонкостей очень много.
19 июня 2015 года вступил в силу долгожданный Федеральный закон от 08.06.2015 № 143-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», который существенно меняет правила работы эвакуаторных служб и уточняет порядок перемещения припаркованных с нарушениями автомобилей на штрафстоянку.

Туманное прошлое
Доселе в вопросе платной эвакуации автомобилей было много белых пятен. Ряд не нашедших отражения в законе нюансов неизбежно приводил к конфликтам между автовладельцами и водителями эвакуаторов.

Что именно считать моментом эвакуации авто? Когда фактически составляются протоколы о задержании транспортного средства? Как понять, что автомобиль действительно мешает полноценному движению? Дискуссия не утихала с момента введения процедуры платной эвакуации. Законопроект, касающийся этой щекотливой темы, по ходу чтений в Госдуме претерпел множество изменений, прежде чем, наконец-то, смог дать ответы на многие спорные вопросы и превратиться в Федеральный закон № 143-ФЗ от 08.06.2015.

Главный спорный вопрос – это момент начала эвакуации. А точнее – когда наступает тот момент, когда нельзя вернуть машину прямо на месте нарушения? Существовавший в законе пробел лишь подливал масла в и без того пылающее пламя. Каждый решал проблему по-своему. Кто-то вступал в горячую полемику с дорожной инспекцией и даже лично с водителем эвакуатора, а наиболее отважные закрывались в салоне своих машин. Небезызвестный герой Ютуба Константин Алтухов по прозвищу «Паркмен», например, просидел в своем пикапе почти сутки. В общем, с этим что-то нужно было делать.

Два золотых правила
С принятием нового закона причин для конфликтов должно стать меньше, поскольку теперь совершенно определенно сказано: под началом процедуры эвакуации нужно понимать старт движения эвакуатора.

До тех пор, пока погрузчик стоит на месте, у водителя есть возможность оплатить штраф, а затем самостоятельно отогнать автомобиль с места незаконной парковки. Более того, если водитель эвакуатора отказывается вернуть машину, он вынужден будет заплатить штраф, составляющий 20 000 рублей. Почему так много? А потому, что в связи с изменениями, внесенными в статью 12.35 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ), водители эвакуаторов включены в число должностных лиц, несущих административную ответственность за незаконное нарушение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию.

Картинка выглядит справедливой. Но как все это будет реализовано на практике? Существует же гипотетическая возможность сперва быстренько погрузить автомобиль на эвакуатор, пока водителя еще нет, проехать несколько метров, фиксируя процесс на видео, и лишь потом составить протокол? В таком случае все, на первый взгляд, будет по букве закона: эвакуатор тронулся, процесс пошел, а стало быть, машину забрать уже невозможно. Но, слава богу, законодатель предусмотрел и вероятный произвол эвакуаторщиков.

Так, водитель эвакуатора должен иметь на руках копию протокола о задержании транспортного средства, без нее он уехать на штрафстоянку не может.

То есть де-факто не получится быстро загрузить машину, а лишь потом оформить протокол. На процедуру оформления уйдет время, которого водителю может хватить, для того, чтобы прибежать на место, забрать авто и избежать волокиты со штрафстоянкой.

Должностные лица (в данном случае инспектор ГИБДД или, к примеру, МАДИ в столице), составившие протокол о задержании транспортного средства, должны присутствовать на месте задержания до начала движения автомобиля эвакуатора и, конечно, отдать протокол не только правонарушителю, но и, собственно, лицу, которое исполняет решение о задержании автомобиля, то есть водителю эвакуатора.

Благодаря этому нововведению есть объективная возможность в любую секунду до тех пор, пока эвакуатор не тронулся с места, попросить уполномоченное лицо переписать протокол, сделать в нем отметку и вернуть машину. Эта мера позволит избежать вариантов, при которых инспектор мог покинуть место эвакуации, а пришедший автовладелец уже был не в силах повлиять на ситуацию, так как водитель эвакуатора не имеет права переписывать сей документ и делать в нем пометки самостоятельно.

Итак, еще раз: процесс эвакуации начинается в момент трогания эвакуатора с места, и в этот самый момент у водителя должен быть на руках заполненный и подписанный инспектором ГИБДД протокол о нарушении.

Если вы пришли, а вашу машину грузят на эвакуатор, водитель обязан прервать погрузку и вернуть вам ваше имущество. Если он отказывается выполнять это требование – по возможности запишите процесс погрузки на видео. Если рядом находится инспектор ГИБДД, он обязан представиться и сообщить вам номер жетона. Все эти данные вы потом сможете представить при подаче искового заявления в суд (о том, как это правильно делать, мы уже писали).

Частные случаи

Забытые права
Задерживать машину и эвакуировать ее в этом случае инспектор теперь не имеет права: в новой редакции Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ), за это положен штраф в размере 500 рублей.

Сотруднику Госавтоинспекции достаточно достоверно установить личность водителя для того, чтобы затем оперативно выяснить с помощью ведомственных информационных баз наличие или отсутствие у автовладельца права на управление машиной и, в частности, факта лишения этого права на основании решения суда. Раньше машину могли на полных основаниях увезти на штрафстоянку, хотя достаточно было просто уточнить по рации, есть у гражданина Иванова Ивана Ивановича права на самом деле или нет. В очередной раз скажем Госдуме «спасибо» за приведение законодательства в соответствие с современными реалиями.

Машина зарегистрирована за границей

В отношении временно ввезенных в Российскую Федерацию транспортных средств закон более категоричен и суров. В случае отсутствия у водителя такого автомобиля документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза (с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз), законом введен не только штраф в размере 500 рублей, но и задержание такого транспортного средства.

Это очередная мера по борьбе с иностранцами (чаще всего – мигрантами с Кавказа и Средней Азии), которые ранее успешно покупали в Литве машины по доверенности и безо всяких пошлин ввозили их в Россию. Теперь, судя по всему, все эти автомобили пустят на запчасти или попытаются сделать из них «конструкторы», перебив номера кузова.

Машина стоит на месте для инвалидов

Поздравляю: наказание за это нарушение ужесточено. Отныне придется не только заплатить штраф 5000 рублей, но и проехать на штрафстоянку, ибо эвакуация, не применявшаяся за это нарушение ранее, теперь введена.

Кроме всего прочего, не получится теперь и воспользоваться льготами инвалидов, повесив соответствующий значок «Инвалид» на автомобиль. За незаконную установку на транспортное средство опознавательного знака «Инвалид», а также за незаконное управление им установлен внушительный штраф в размере 5000 рублей с конфискацией знака.

Знак «Работает эвакуатор»

Но главную новинку закона, друзья, я оставила нам «на сладкое». Хорошие новости для водителей: мало того, что утащить машину смогут только при наличии особого знака, так вас еще и обязаны заранее предупредить!

Согласно дополнению к статье 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» не позднее чем за 20 дней до установки ряда дорожных знаков или нанесения разметки граждане информируются о введении соответствующего запрета и (или) изменении схемы организации дорожного движения, а также о причинах принятия такого решения. Информирование должно осуществляться посредством интернет-ресурсов и/или информационных табло, размещенных в общедоступных местах вблизи от места установки соответствующих дорожных знаков или нанесения разметки. Правда, законом не определено, где же искать эту информацию.

Конечно, вполне вероятно, что дело ограничится повсеместной установкой знаков с эвакуатором, а информирование будет выполнено в виде публикации пресс-релизов на сайте какого-нибудь городского комитета или департамента.

Что не сделано?
До сих пор ни в одном из законов прямо не прописаны условия, при которых в принципе возможна установка знаков «Остановка запрещена». Это еще одна типично спорная ситуация. Вспомните: сколько есть тихих улиц, где остановка запрещена по неведомой причине! И сколько есть загруженных мест, где такой знак явно просится, но его не ставят год за годом… Хорошо бы иметь внятную мотивацию, при каких условиях запрет на парковку необходим.

Второй явно упущенный момент – это лазейка для разнообразных организаций, которые по своему желанию и при наличии административного ресурса могут спокойно перегораживать проезжую часть «столбиками» и «заборчиками», не давая парковаться «простым смертным». Сейчас эти загородки считаются частной собственностью, которую нельзя изъять просто так.

В общем, законодателю еще есть над чем работать, но положительная динамика наметилась. Для тех же, кто любит вдаваться в тонкости, мы приготовили сравнительную таблицу изменений.

P.S.: помимо «эвакуационных» моментов пакет поправок содержит еще и норму, устанавливающую штраф за езду без шлема на мопеде, по аналогии с мотоциклом, так что «скутеристы» потихоньку включаются в правовое поле.

Сравнительная таблица изменений, внесенных Федеральным законом от 08.06.2015 № 143-ФЗ в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации и в статью 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196 - ФЗ «О безопасности дорожного дви

Посидели, покушали, пообщались и тут к нам подходит наша официантка и спрашивает:
- А вы случайно не на машине?
Я говорю:
- На машине.
- А какая у Вас машина? Не бордовая семерка случайно?
- Бордовая. Около входа стоит.
- Идите быстрее ее собираются эвакуировать.
Подорвались, выходим и видим, что эвакуатор уже начал поднимать машину. Стоят пломбы на багажнике и дверях, под колесами тросы - все как полагается. Мусоров сначала не заметил, подхожу к эвакуаторщику. Спросил почему эвакуирут, он показал на противоложной стороне дороги знак "стоянка запрещена". Я прикинул, что машина стоит всего в двух метрах за линией знака, то есть если бы я ее поставил чуть ближе к разъезду, то она стояла бы по правилам. Я сказал эвакуаторщику что бы опустил ее, ибо я подошел и сейчас отгоню ее. Он кивнул в сторону дороги, сказав что там менты и типа разбирайся с ними сам, а мое дело эвакуировать авто. Обошел эвакуатор и увидел патрульную машину. Подхожу к гайцам. Поздоровался, сказал что я хозяин, и что бы они дали отбой эвакуаторщику. Мусор ответил отказом, типа машину уже подняли и теперь либо штрафстоянка либо...ну типа договоримся на месте. Я не хотел терять время на лишние разговоры, и хотел отделаться малой кровью. Переплатить максимум 500 рублей и разойтись. Спросил:
- Сколько?
- Три штуки.
- А че так дорого?
- Полторы тысячи вызов эвакуатора, полторы тысячи штраф.
Я конечно порядком приху.ел, ибо сумма явно завышенная, но так как уже сталкивался с подобным, вернее был очевидцем, я знал что следует делать. Во первых, четко запомните, что если вы застали свой автомобиль в момент эвакуации, и эвакуаторщик еще не тронулся с места с погруженным на него Вашим автомобилем, его обязаны снять, а вы должны будете получить постановление о штрафе за неправильную парковку. Второй момент, до которого дело в моем случае не дошло, перед тем как вызвать эвакуатор и эвакуировать авто, инспектор обязан составить протокол, который должен быть составлен по всем правилам, которые указаны в ст. 27.13 КоАП РФ. К протоколу прилагаются видеоматериалы, фиксирующие изъятие авто. Также к протоколу следует прилагать опись имущества находящегося внутри салона авто, и те неисправности, которые уже имеются в машине, чтобы не было потом претензий у водителя о том, при эвакуации что-то отломалось. Затем все места доступа к проникновению в машину должны опечатываться. В третьих, Вы не обязаны оплачивать услуги эвакуатора, если ваше авто в итоге не эвакуировалось.

Наш следующий диалог проходил так:
- Я не буду оплачивать вызов эвакуатора, потому что моя машина отсюда не уедет. По закону я лишь оплачиваю штраф 1000 рублей, ибо знак, запрещающий стоянку находится всего в двух метрах от машины, и тут не Москва, что бы платить 3 косаря за штраф. Тем более машина стоит в переулке, не мешает другим участникам движения. За это нарушение я заплачу штраф в 1000 рублей и все.
- Ваша машина уже погружена (а она действительно уже была погружена к этому моменту) Щас получите копию протокола и можете забрать ее по адресу такому то.
- Так эвакуатор еще не уехал?
- Машина уже погружена. Заберете там то.
- Ах.уительно.
К сожалению, я забыл телефон в кафе вместе с курткой, но благо моя спутница взяла. Я сказал ей снять на видео процесс эвакуации, что бы было видно, что машина на эвакуаторе, что я уже тут и что эвакуатор еще не отъехал. Она стала снимать. А гаврику я сказал:
- Подготовьте копию протокола, я сейчас за телефоном схожу и позвоню в службу доверия.
Гаец невозмутимо промолчал. Я ушел за телефоном. Когда я вернулся, ко мне подошел напарник первого мусора, отвел в сторону и сказал, типа мол за пол-суммы мы договоримся.
ПФФФФ!)))) Щаааасссс!))
- Оплачу штраф и все. Я по закону прав. Я нарушил да, но я пришел вовремя, как бы там ни было. Если Вас это не устраивает, то забирайте автомобиль, только дайте мне документы забрать. У меня есть видео, о том что Ваши действия не правомерны. Я обращусь в соответствующие инстанции и предоставлю это видео. А там я уж не знаю.
После примерно получаса беседы, машину в итоге сняли с эвакуатора. Я не платил никаких штрафов, а лишь уничтожил видео. Был ли составлен протокол, я не знал. Про то что бы проверить это я лишь опосля подумал.
Ребят вы можете меня осуждать за то, что я был согласен дать взятку гайцам, но я не законопослушный на все сто процентов гражданин, ибо мне реально проще дать, что бы не терять время. Будьте бдительны и юридически подкованными хотя бы в вопросах штрафов авто. Мусора в большинстве своем конченные меркантильные твари. Этим можно и нужно пользоваться иначе никак. Все добра и ровных дорог.