Делаем снегоход своими руками. Детский снегоход из скутера своими руками

Как только в нашей стране начинается зима, учитывая климат, двухколесный транспорт убирается в гараж до весны. Бывает невозможно использовать автомобиль для передвижения из-за обильного снега. И тут на помощь всем автолюбителям, которые хотят передвигаться по заснеженной дороге, приходит снегоход на гусеницах, который можно сделать из мотоблока своими руками.

Возможность купить себе дополнительное транспортное средство есть не у всех, но каждый может самостоятельно сконструировать самодельный гусеничный снегоход из мотоблока.

Преимущества и особенности самодельного снегохода

  • Транспортное средство имеет механический привод и гусеничный мотоблок, при езде на котором, вы не застрянете в сугробах.
  • Управление происходит за счет лыж, а рулевая система находится впереди, поэтому вы сможете легко им управлять.
  • Цена при покупке того или иного транспортного средства немаловажна. Поэтому, если посчитать, стоимость изготовления снегохода самостоятельно будет ниже раз в пять, нежели покупать его от производителя. А еще дешевле он выйдет за счет имеющегося в наличии мотоблока и других деталей.
  • Надежность – там, где не пройдет человек и не проедет автомобиль, снегоход преодолеет все препятствия с легкостью.
  • Если снегоход изготавливается своими руками, то к выбору деталей конструктор подходит очень тщательно. Делая все самостоятельно, вы отвечаете за качество своей конструкции. Кроме того, уделяя большое внимание узлам механизма, вы делаете снегоход вездепроходимым.

Устройство самодельного мотоблочного снегохода

Это востребованное изобретение, которое можно сделать самостоятельно при наличии качественных деталей. Мотоблок берется частично (отдельные детали) или используется полностью. Если вы решили использовать его не в полной комплектации, на него необходимо приварить несущую раму с задней осью, рулевой вилкой и колесами. Наиболее трудным этапом при этом становится преобразование рабочего вала мотоблока в приводную шестерню.

Наиболее практичным и универсальным решением при изготовлении самохода будет использование деталей от мотоблока. Потребуется только изъять с готового мотоблока вилку рулевой и двигатель.

Мотор можно расположить в задней части конструкции.

Перед началом самостоятельного изготовления конструкции начертите чертеж, соберите весь необходимый материал, подготовьте инструмент, и можно приступать. Конструкция достаточно несложная и с ней справится любой человек, для этого не обязательны техническое образование и какие-то навыки.

Если вы не заканчивали инженерный факультет и вам сложно составить чертеж, воспользуйтесь нашим.

Чертеж простой рамы для самодельного снегохода

На чертеже рама, которая вам потребуется при изготовлении снегохода.

Мотоблок в самодельном гусеничном снегоходе – это основная деталь, за счет которой ваш транспорт будет передвигаться.

Если все сделать правильно согласно чертежу, у вас получится снегоход на основе гусянки.

Чертеж рамы cнегохода на гусеницах

Изготовление снегохода на гусеничном ходу своими руками

Перед началом работ определитесь с инструментом. Можно со 100% уверенностью сказать, что вам потребуется: различные отвертки, молоток, сварка, трубогиб (если нет готовой рамы).

Перед подготовкой чертежа для самостоятельного изготовления снегохода, ознакомитесь со стандартной конфигурацией.

  1. Рама. В каждом снегоходе присутствует рама: чем сложнее конструкция, тем надежнее и крепче должна быть рама. Оптимальный вариант – взять от квадроцикла, скутера или мотоцикла. Если нет такой детали, можно сварить ее самостоятельно из труб диаметром не менее 40 мм.
  2. Сиденье. Сидение на снегоходе должно быть прочное, так как сама конструкция достаточно низкая.

Обязательное условие: сиденье должно быть изготовлено из водонепроницаемого материала.

  1. Двигатель. Выбирая двигатель, обратите внимание на его мощность. Если вы хотите мощный снегоход был, то двигатель должен быть таким.
  2. Бак. Емкость объемом 10-15 литров, изготовленная из металла, прекрасно подойдет для бака под топливо.
  3. Лыжи. Если в вас нет готовых лыж, которые можно адаптировать под снегоход, их можно сделать самостоятельно из дерева. Лучше, если это будет фанера не менее чем девятислойная.
  4. Руль. При выборе руля, подумайте о своем удобстве. Лучше всего если он будет заимствован у двухколесного агрегата.
  5. Гусеницы. Изготовление гусениц, пожалуй, наиболее сложная часть во всем самоходе.
  6. Привод. Чтобы гусеницы вращались, вам потребуется привод – лучше всего в этом случае использовать цепь от мотоцикла.

Рама

Если в наличии нет готовой рамы, то ее легко сварить из профильной трубы, а форму придать с помощью трубогиба.

Если самостоятельно не получится произвести расчеты и составить чертеж, то для примера используйте чертеж с нашего сайта.

Как только рама будет собрана, обработайте ее антикоррозионным составом и покройте качественной краской, которая выдержит и влагу, и мороз.

Гусеницы

Все, кто раньше самостоятельно конструировал гусеничный мотоблок, отмечают: изготовление гусениц – самый сложный процесс в самоделке.

Проще всего их сконструировать из покрышек от автомобиля. Данный вариант самый выигрышный – качественно и малобюджетно. Деталь изготавливается по замкнутому кругу, поэтому разрыв шины произойти не может.

Гусеницы для снегохода из шины (покрышки)

Инструкция по изготовлению гусениц:

  • Из автомобильной покрышки: берем покрышку и отрезаем борта (лучше это делать острым ножом). Резать нужно так, чтобы осталась гибкая часть с протектором.

Снегоходы продающиеся в магазине имеют довольно высокую цену и зачастую не укладываются в бюджет. А передвигаться по снегу все же необходи. Рыбалка, охота да и просто активный отдых в дикой природе требуют проходимости. Поэтому мы рассмотрим способы как сделать снегоход своими руками.

Снегоход из мотоцикла

Первая модель собрана на СТО из подручных деталей, плюс немного сварки. Двигатель от мотоцикла восход 1, сани сварены из металлических труб.

Снегоход из скутера

Двигатель от скутера Хонда 50 кубиков.

Рама сварена из металлического профился сечением 50х50мм.

Привод гусеницы из расширенного колеса и сутпицы от лады девять (ваз 2109).

Амортизатор от ам. Ока.

Склизы для гусеницы сделаны из водопроводной трубы.

Гусеница взята бу от неизвестной модели снегохода. Подвеска сделана под эту гусеницу.

Видео снегохода в действии

Самодельный снегоход

Серьёзная конструкция сделанная по всем канонам мотостроения.

Рама сварена из профильной трубы по самодельным чертежам.

Куплены в магазине следующие запчасти:

Были закуплены:

  • Двигатель Lifan 188FD мощностью 13л.с. с электростартером
  • гусеница шириной 500мм от мотособаки Райда
  • ролики от снегохода Буран
  • ведомый и ведущий валы со звездочками
  • ведущий вариатор Сафари и ведомый.
  • Склизы от снегохода Тикси
  • Лобовое стекло от снегохода Тикси
  • фара от скутера Атлант
  • капот изготовлен из капота ВАЗ2110
  • Лыжи от снегохода Тайга

Фото сборки:





Инструкция

Сначала выполните эскиз задуманной конструкции . При этом предусмотрите две составные части аппарата: ведомую и ведущую. Первая должна состоять из полозьев, рулевой колонки и . Вторая часть должна содержать силовую установку, раму, привод и сиденье водителя. Однако, при необходимости можете изменить конструкцию, более приспособив ее к выполнению предполагаемых задач.

Определите части и агрегаты снегохода, которые вы не сможете сделать самостоятельно. Приобретите их и приблизительно прикиньте расположение агрегатов на , размеры конструкции и ее отдельных частей. Подходя к компоновке профессионально, изготовьте плаз – макет снегохода в натуральную величину из фанеры или плотного картона. Сделайте макеты всех покупных частей, макет рамы и соберите из этого плаз. После определите размеры и расположение деталей, которые предполагается изготовить самостоятельно.

Самостоятельное изготовление рамы предполагает обязательное наличие трубогиба, сварочного оборудования и соответствующих навыков. Если всего этого нет, закажите изготовление рамы в ближайшей мастерской по предварительно нарисованному чертежу. Делать раму самостоятельно начните с выбора необходимых труб. Трубы, снятые с мотоциклетных рам предпочтите водопроводным. Специальные рамные трубы, как правило, более прочные.

Согните трубы на так, как это необходимо. Перед соберите раму, соединяя детали точечной сваркой. Проведите предварительную подгонку элементов рамы и крепящихся к ней деталей снегохода. Это позволит избежать ошибок в конструировании. Окончательную сварку проводите единым швом, желательно без разрывов и других огрехов. Приварите кронштейны крепления двигателя, полозьев, колесного привода, сиденья, рулевой колонки и других частей.

Полозья изготовьте в виде двух широких лыж. Сварите рулевую колонку и закрепите на ней полозья с помощью скоб шарнирных соединений. Более сложный вариант предполагает использование амортизаторов в подвеске лыж. Если конструкция снегохода предусматривает широко расставленные передние лыжи, то в качестве амортизаторов более подходят рычажные от «Урал». Непосредственно на руле закрепите органы управления от любой модели мотоцикла.

На второй части снегохода закрепите двигатель и коробку передач. Их тоже возьмите от любого легкого мотоцикла. В качестве заднего колеса (или колес) примените покрышки низкого давления самостоятельного изготовления. Их можно сделать из подходящих ободов и пневматических камер автомобильных шин. В накачанном состоянии они будут хорошими колесами низкого давления. Для движения по рыхлому снегу обязательны снегозацепы, расположенные по все окружности колеса (колес).

Если конструкция снегохода предполагает наличие одного заднего колеса, заднюю подвеску выполните по мотоциклетному образцу. Для этого дополнительно к раме сварите задний маятник и прикрепите его к раме через шарнир. Используя мотоциклетные амортизаторы, сделайте подвеску маятника. Продумайте и установите цепной привод от двигателя к заднему колесу. После подгонки привода установите заднее колесо.

При желании установить два задних колеса, прикрепите к задней части рамы ведущий мост укороченного типа. Для этой цели найдите задний мост от грузового мотороллера «Муравей» или самостоятельно укоротите мост от легкового автомобиля. При использовании мягких колес низкого давления необходимость в задней подвеске частично отпадает. Использование мотоциклетных амортизаторов технически сильно усложняет задачу. Применение амортизаторов автомобильного типа не сделает подвеску мягкой, так как они рассчитаны на гораздо больший вес, чем снегоход.

В глухих районах, где требуется преодолевать значительные расстояния, рыбакам и охотникам необходимо иметь свой транспорт. По причине высокой цены сегодня многие не могут его приобрести и пытаются сконструировать самодельный снегоход своими руками. Построить его непросто, но если приложить максимум терпения и старания, то с этой проблемой нетрудно будет справиться.

Постройка рамы

Прежде чем приступить к строительству снегохода, вначале потребуется выбрать материал. Проще всего самодельную раму сделать из деревянных брусков. Получится очень лёгкая и довольно прочная конструкция, которая считается самой дешёвой и наиболее простой в изготовлении. Для этого понадобятся:

  1. Деревянные бруски.
  2. Листовое железо.
  3. Ножницы по металлу.
  4. Дрель и свёрла.
  5. Ручная пила.
  6. Болты и гайки.

Преимущества строительства такой конструкции бесспорны. В случае поломки деревянную модель будет нетрудно отремонтировать вдали от населённого пункта. В лесу легко найти подручный материал, который можно применить для ремонта. Но главным достоинством считается то, что этот снегоход редко проваливается под лёд и не тонет в воде.

Деревянная конструкция

Известно, что бруски и доски из древесины не обладают особой прочностью в местах их

соединения. Поэтому перед началом строительства необходимо сделать дополнительные уголки из металла. Для этого берут листовое железо и вырезают ножницами квадратные пластины по ширине брусков. В них рулеткой размечают места под болты, а затем дрелью сверлят четыре отверстия. После этого пластины сгибают пополам строго под 90 градусов. Это будут отличные приспособления для прочного скрепления деревянных брусков в углах самодельной рамы.

Обычно приступают к строительству после того, как сделают чертёж с точными размерами. И уже по ним ножовкой отрезают четыре бруска, а в углах дрелью сверлят отверстия для болтов. Затем их кладут на ровную поверхность пола в виде правильного прямоугольника. К местам соединения прикладывают металлические уголки, вставляют болты и накрепко затягивают гайками.

Для крепления двигателя и гусеницы на раму устанавливают дополнительно ещё две перекладины из брусков с отверстиями под болты на концах. Но перед этим вначале изготавливают уголки для крепления. Их вырезают из листов железа треугольной формы и сверлят отверстия в углах .

Лучше сразу сделать восемь штук и поставить их сверху и снизу. Тогда крепления окажутся более прочными и надёжными в работе.

Когда они будут готовы, внутрь рамы вставляют перекладины и наверх кладут треугольники. В них точно по размерам дрелью сверлят отверстия сквозь бруски. Затем туда вставляют длинные болты и плотно стягивают гайками. На этом прочная деревянная рама будет готова, которая долгое время прослужит на самодельном устройстве.

Гораздо труднее заниматься строительством самоделок из металла. Здесь нужны специальные инструменты и приспособления, которые могут быть не у каждого. Потребуются значительные затраты, чтобы их приобрести или взять в аренду. Однако эта постройка будет намного прочней и долговечней конструкции из дерева . Здесь потребуются:

Кроме того, для постройки металлической рамы понадобятся более прочные материалы. Их обязательно придётся покупать в магазине, так как сегодня они больше нигде не встречаются. Да и строить новый самодельный снегоход из старых деталей не слишком хочется из-за плохой надёжности. Поэтому здесь будут использоваться только хорошие материалы:

  1. Металлические трубы.
  2. Железный уголок.
  3. Листовая сталь.
  4. Швеллер.

Как правило, прежде чем начинать строительство рамы нужно сделать простой чертёж. По его параметрам болгаркой нарезать трубы и с помощью сварочного аппарата соединить их в прямоугольник. Внутри рамы вставить ещё пару перегородок из уголка для установки двигателя и гусеницы. Если сделать их из швеллера, то конструкция получится гораздо прочнее и надёжнее в работе.

После этого от металлической трубы потребуется просто отрезать две небольшие втулки.

А потом приварить их к углам передней части, куда будут вставляться поворотные опоры для лыж. Металлическая рама готова и можно приступать к постройке, а также установке основных агрегатов и узлов.

Подвесное оборудование

Чтобы сделать снегоход быстрым и сильным необходимо на раму поставить хороший двигатель. Если установить маломощный мотор, то такая конструкция будет плохо передвигаться. А также нужно правильно рассчитать гусеницу. При слишком маленькой площади она утонет в большом снегу и не станет тянуть даже по ровной местности. Особое внимание нужно обратить на лыжи, которые должны создать хорошую устойчивость и безопасность при движении на высокой скорости.

Резиновая гусеница своими руками

Чтобы легко передвигаться по снегу, очень важно сделать самодельному снегоходу хорошую резиновую гусеницу. Изготовить подобное устройство своими руками непросто и лучше приобрести её в магазине полностью с катками. Установить стандартную заводскую гусеницу на самодельную конструкцию не составит труда. Для этого придётся лишь закрепить ведущий вал и катки с подшипниками на раме. Если финансовое положение не позволяет купить все устройство целиком, то самые дорогие части нетрудно сделать самостоятельно. Для этого потребуются:

  1. Транспортёрная лента.
  2. Пластиковая труба.
  3. Болты, шайбы и гайки.

Дешёвую самодельную гусеницу для снегохода обычно делают с применением тонкой транспортёрной ленты. Для этого по ширине катков отпиливают заготовки из пластиковой трубы. Затем их разрезают по длине на две равные части и сверлят отверстия под небольшие болты. После этого половинки пластиковых труб закрепляют на транспортёрной ленте болтами с шайбами и гайками. Гусеница готова и нужно приступать дальнейшей постройке .

Самодельные лыжи

Не секрет, что зимой по глубокому снегу гораздо удобнее передвигаться на лыжах. Они также прекрасно служат в виде устройства управления на снегоходе. Деревянную конструкцию сделать несложно, но для этого подойдут только прочные доски из берёзы или дуба. Их необходимо хорошо высушить, построгать, а затем нагреть и загнуть концы. Не сложнее сделать металлические лыжи. Для этого потребуется отрезать из листовой стали две пластины и по бокам приварить тонкий уголок.

Чтобы лыжи свободно поворачивались, к ним приваривают металлические стойки из труб. В рабочем состоянии они держатся в передних втулках рамы, где легко вращаются .

Сверху к стойкам приваривают шайбы или большие гайки, куда вставляются тяги для управления снегоходом.

Сам руль нетрудно сделать своими руками либо проще снять его со старого мотоцикла. Таким образом, останется только установить мотор, а также сиденье для водителя и можно двигаться в путь.

Такой самодельный снегоход был сделан за несколько недель своими руками в собственном гараже. Устройство его как видим очень простое, и будет вполне по силам множеству домашних мастеров.

Несколько лет назад я смастерил для своей девятилетней дочки снегоход с самодельной гусеницей из транспортерной ленты и пластмассовых водопроводных труб в качестве грунтозацепов. Сначала у меня были сомнения в надёжности такой гусеницы и в том, как поведут себя пластмассовые детали на морозе. Но за время двухлетней зимней эксплуатации поломок и сильного износа труб не произошло. Это и вдохновило меня на создание лёгкого снегохода для себя с такой же самодельной гусеницей.

На фото вверху самодельный гусеничный снегоход – вверху одноместный а внизу двухместный вариант.

Прекрасно понимая, что чем меньше масса снегохода и чем больше опорная площадь гусеницы, тем лучше будет его проходимость по рыхлому и глубокому снегу, я попытался сделать конструкцию максимально лёгкой.

Принцип работы снегохода очень прост (рис. 1). Внутри гусеницы установлены четыре колеса, которые при движении катятся по транспортёрной ленте, на которой закреплены грунтозацепы. А привод гусеницы от мотора осуществляется цепью через ведомый вал специальными ведущими звездочками. Их я взял от снегохода «Буран».

С двигателем от обычного мотоблока с автоматическим сцеплением мощностью всего 6 лошадиных сил быстро не разгонишься. Ездить на снегоходе я собирался не по укатанным дорожкам, а по рыхлому снегу, поэтому отказался от мягкой подвески гусеницы и лыж для снижения массы снегохода и упрощения всей конструкции.

Гусеницы для самодельного снегохода

Сначала изготовил гусеницу. Пластмассовую водопроводную трубу сечением 40 мм нарезал на заготовки для грунтозацепов длиной по 470 мм. Затем каждую заготовку распилил циркуляркой вдоль на две равные части.

При помощи приспособления, показанного на рис. 2, дисковой пилой по дереву резал вдоль пластмассовые трубы для грунтозацепов.

Рисунок 1.Чертеж схема самодельного снегохода

Грунтозацепы прикрепил к транспортёрной ленте двумя мебельными болтами 6 мм с большой полукруглой шляпкой. При изготовлении гусеницы очень важно выдержать одинаковые расстояние между грунтозацепами, иначе они будут «набегать» на зубцы ведущих звёздочек и гусеница начнёт проскакивать и сползать с катков.

Рисунок 2. Приспособление резки пластмассовых труб:
1. деревянный брусок;
2. пластмассовая труба;
3. металлический уголок.

Для сверления в транспортерной ленте отверстий под крепежные болты 6 мм сделал кондуктор. Отверстия в ленте сверлил сверлом по дереву со специальной заточкой.

Используя такой кондуктор, в транспортёрной ленте можно сверлить сразу 6 отверстий для крепления трёх грунтозацепов гусеницы.

В магазине я приобрёл четыре надувных резиновых колеса от садовой тележки, две ведущие звёздочки от снегохода «Буран» и два закрытых подшипника №205 для ведущего вала гусеницы.

Изготовить ведущий вал гусеницы и опоры для подшипников я попросил токаря. Раму снегохода сделал сам из квадратных труб 25×25 мм.

Так как оси шарниров поворота лыж и руля находятся на одной линии и в одной плоскости, можно использовать неразрезную рулевую тягу без шаровых наконечников.

Втулки поворота лыж делаются легко. К передней поперечной балке рамы я приварил водопроводные муфты с внутренней резьбой 3/4 дюйма. В них ввернул патрубки с наружной резьбой, к которым сваркой прикрепил сошки рулевой тяги и стойки лыж.

Я рекомендую использовать лыжи от детского снегоката «Аргомак». Они легче и эластичнее, но на них необходимо установить уголки для крепления к поворотной стойке снегохода и металлический подрез снизу - для лучшего управления снегоходом при движении по насту или укатанному снегу.

Регулировка натяжения цепи происходит за счёт смещения двигателя.

Управлять снегоходом очень просто. При увеличении оборотов двигателя ручкой газа, расположенной на руле, происходит включение автоматического центробежного сцепления и снегоход начинает движение. Так как расчётная скорость снегохода - невелика(всего около 10-15 км/ч) и зависит от плотности снега, то тормозами снегоход не оборудован. Достаточно уменьшить обороты двигателя и снегоход останавливается.

Поделюсь несколькими советами, которые при повторении этой конструкции могут оказаться полезными

1. Трубу для траков я разрезал вдоль ручной циркулярной пилой по дереву сначала с одной стороны, потом - с другой. Так получается ровней, нежели сразу резать обе стенки. Удобней обрабатывать небольшие заготовки. Если сразу разрезать вдоль длинную трубу, то в этом случае пластмасса будет плавиться и диск пилы зажмёт.

2. Гусеницы можно делать любой ширины. И каждый конструктор вправе выбрать то, что для него удобнее: сделать широкую, но короткую гусеницу или узкую и длинную. Только помните, что с большой гусеницей снегоход будет плохо управляться и двигатель нагружается больше, а с маленькой в рыхлом глубоком снегу он может проваливаться.

3. На некоторых моих фото видно, что внутри гусеницы установлены пластмассовые «бочонки». Это - направляющие упоры для склиза, которые должны препятствовать сползанию гусеницы с катков. Но в процессе эксплуатации снегохода гусеница и без склиза не сползала с катков, поэтому «бочонки» можно не устанавливать, что уменьшит массу снегохода.

4. В конце зимы я полностью разобрал снегоход, чтобы определить его вес. Вес его отдельных узлов оказался таким:

  • гусеница - 9 кг;
  • ведущий вал в сборе - 7 кг;
  • две пары колёс с осями - 9 кг;
  • двигатель и руль - 25 кг; пара лыж -5 кг;
  • рама- 15 кг;
  • двухместное сиденье со стойками - 6 кг.

Итого всё вместе весит 76 кг.

Вес некоторых деталей можно и ещё уменьшить. Тем не менее весовой показатель для снегохода с гусеницей такого размера вполне удовлетворительный.

Геометрические размеры моего снегохода следующие: длина рамы снегохода - 2 м; расстояние между осями опорных колес (катков) - 107 см; ширина гусеницы - 47 см. Шаг грунтозацепов гусеницы зависит от толщины транспортёрной ленты и его надо подобрать опытным путём (у меня получилось 93 мм).

Точных размеров и чертежей деталей снегохода не привожу, так как каждый, кто соберётся повторить конструкцию, будет ориентироваться на те детали и комплектующие, которые сможет приобрести или изготовить самостоятельно.

На фото этапы изготовления снегохода по приведенным выше схемам-чертежам:

  1. Заготовки грунтозацепов будущей гусеницы.
  2. Специальная ведущая звёздочка от снегохода “Буран”.
  3. Самодельный ведущий вал гусеницы с установленными звёздочками для цепи и гусеницы.
  4. Кондуктор для сверления отверстий в транспортерной ленте.
  5. Опорные катки гусеницы с осями и кронштейнами крепления к раме снегохода.
  6. Привод от двигателя ведущего вала гусеницы осуществляется цепью от мотоцикла.
  7. Рама снегохода с ведущим валом и опорными катками гусеницы.
  8. Механизм управления поворотом лыж.
  9. На этот снегоход я поставил пластмассовые лыжи от детских китайских санок. Но пластмасса, из которой они изготовлены, оказалась очень хрупкой и к концу зимы одна из лыж поломалась.
  10. Лыжи от снегоката “Аргомак” с установленным подрезом (коньком) и крепёжными уголками для установки на снегоход.
  11. Втулки поворота лыж. Всё очень просто: никаких подшипников. Необходимо только наносить смазку на резьбу, и долгий срок службы обеспечен. Кроме того, вворачивая или выворачивая патрубки, можно изменять клиренс снегохода.
  12. Ось передних колёс (катков гусеницы) прикреплена к раме неподвижно, а ось задних колёс-катков, вращая болт, можно перемещать для регулирования натяжения гусеницы.

Как сделать снегоход на гусеницах: фото к статье