Таможенный союз. Справка

Решение о создании Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана было принято в августе 2006 года на неформальном саммите Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Таможенный союз предусматривает создание единой таможенной территории … Энциклопедия ньюсмейкеров

- (customs union) Таможенный союз, в отличие от зоны свободной торговли (free trade area), требует от своих членов принятия единого внешнего тарифа таможенных пошлин. Цель, редко достигаемая на практике, – свободное передвижение товаров (но не… … Политология. Словарь.

таможенный союз - Образование, формирующее единую таможенную территорию, заменяющую две или более таможенных территорий и имеющее в завершающей стадии следующие характеристики: общий таможенный тариф и общее или гармонизированное таможенное законодательство для… … Справочник технического переводчика

- (customs union) Соглашение двух или более государств о ликвидации таможенных барьеров в торговле между ними при введении единого таможенного тарифа в отношении товаров, поступающих из третьих стран. Примером такого союза является Европейское… … Словарь бизнес-терминов

- (customs union) Соглашение двух или более государств о ликвидации таможенных барьеров в торговле между ними путем отмены импортных и экспортных пошлин и введения единого таможенного тарифа в отношении товаров, поступающих из третьих стран.… … Финансовый словарь

- (customs union) Группа стран, договорившихся между собой о свободной торговле и установивших единый внешний тариф (common external tariff) в торговле с третьими странами. Подобные правила торговли могут охватывать значительную долю торговли между … Экономический словарь

Таможенный союз - (Zollverein), таможенный союз, имевший целью ликвидацию торг, и эконом, барьеров между герм, гос вами. Прус. Т.е. был создан в 1833 г. путем слияния Северо Германского Т.е. с более мелкими объединениями, что способствовало уси лению прус, влияния … Всемирная история

Современная энциклопедия

Соглашение двух или нескольких государств об упразднении таможенных границ между ними и образовании территорий с единым таможенным тарифом. Товары каждого государства, входящего в таможенный союз, ввозятся на территории др. членов таможенного… … Большой Энциклопедический словарь

Таможенный союз - (customs union) — следующая, после зоны свободной торговли, ступень экономической интеграции. Она предусматривает единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и… … Экономико-математический словарь

Таможенный союз - ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ, соглашение двух или нескольких государств об упразднении таможенных границ между ними и образовании территории с единым таможенным тарифом. Товары каждого государства, входящего в таможенный союз, ввозятся на территории других… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Таможенный союз , Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! Тамо?женный сою?з, ТС - соглашение двух или более…
  • Германский таможенный союз , Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! Германский таможенный союз (нем. Deutscher Zollverein) -…
  • Международно-правовые основы создания и функционирования Евразийского экономического союза , Бекяшев Дамир Камильевич, Бекяшев Камиль Абдулович, Моисеев Евгений Григорьевич, Кашкин Сергей Юрьевич. В монографии речь идет о международно-правовой основе создания и деятельности различных экономических интеграционных образований на постсоветском пространстве, конечной целью которых должно…

Таможенный союз ( Custom union ) –тип международной интеграции, предполагающий согласованную отмену странами-участницами союза национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран;образование единой таможенной территории. Таким образом, таможенный союз - это более глубокий тип интеграции, чем зона свободной торговли .

В соглашении о создании таможенного союза оговариваются следующие моменты:

· снятие внутренних таможенных границ между странами-членами союза;

· перенос таможенного контроля на внешний периметр союза;

· устранение таможенных процедур во взаимной торговле товарами национального производства;

· унификацию форм и методов сбора внешнеторговой статистики;

· согласование форм и методов предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности;

· введение общей для всех стран-участниц таможенного союза системы тарифного и нетарифного регулирования при торговле с третьими странами;

· создание общей системы преференций.

Страны договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Обычно они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.

Примеры таможенных союзов:

Ассоциация ЕС с Турцией –таможенный союз между Европейским экономическим сообществом (сейчас - Европейским союзом) и Турцией, созданный в 1963 г.

Арабский общий рынок –таможенный союз, объединяющий Египет, Ирак, Иорданию, Йемен, Ливию, Мавританию, Сирию. Соглашение о его создании было подписано в 1964 г.

Центральноамериканский общий рынок –участницами таможенного союза с 1961 г. являются Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор;

Организация восточно-карибских государств –таможенный союз, созданный в 1991 г. Странами-членами этой организации являются Антигуа и Барбуда, Гренада, Доминика, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины;

Центральноазиатский союз –объединяет Казахстан, Киргизию и Узбекистан. Создан в 1994 г.

Таможенный союз Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана . В 1995 г. Россия и Белоруссия подписали соглашение о создании Таможенного союза. К середине 1996 г. в союз вошли также Казахстан и Киргизия, а в 1998 г. –Таджикистан. В соответствии с совместно принятыми странами СНГ решениями формирование Таможенного союза должно было проводиться в два этапа. На первом этапе должны были быть полностью отменены тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле, установлены единый торговый режим, общие таможенные тарифы и меры нетарифного регулирования в отношении третьих стран. На втором этапе предполагалось осуществить объединение таможенных территорий стран-основателей союза в единую таможенную территорию с перенесением таможенного контроля с внутренних на внешние границы союза. В течение 1995 г. первый этап формирования Таможенного союза был в целом завершен. Уже к середине 1996 г. была подготовлена программа мер по завершению формирования Таможенного союза, предполагалось подписание соответствующих документов. Однако оно не состоялось:различные экономические интересы стран-участниц не позволили им согласовать общий перечень тарифных и нетарифных изъятий из режима свободной торговли, унифицировать положения применяемых до сих пор двухсторонних соглашений о свободной торговле и соответствующих протоколов об изъятиях из этого режима. Это привело к возникновению новых ограничений и препятствий даже во взаимной торговле. В результате, на данный момент Таможенный союз Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана существует чисто номинально.

Международное право, политику и экономику трудно представить вне связи с явлениями объединения наций. В условиях, когда на общемировом уровне говорится о взаимозависимости экономик и глобализации хозяйственных связей, а на региональном – об общих исторических корнях, длительном совместном хозяйствовании, нельзя обойти вниманием вопросы о международно-правовых средствах и способах сближения, интеграции, под которой обычно понимают экономическое и политическое объединение государств. Этот процесс охватил все континенты, бывшие республики СССР также не оказались в стороне от них.

Сам термин «интеграция» был введен в общественный и научный оборот сравнительно недавно, однако объединительные, интеграционные тенденции возникли в мире не сегодня. На протяжении всей истории государственного развития страны находили общие экономические, политические и военные интересы, однако это не означало их объединения.

Объединение материальных и финансовых ресурсов для решения общих задач, создание надгосударственных органов управления и передача им части полномочий, – все это характерно для политического развития второй половины ХХ века.

Взаимоотношения народов, населявших бывший СССР, претерпели коренные изменения: столкнулись два противоречивых явления. С одной стороны, отчетливо обозначилось стремление обособиться, самостоятельно проводить внутреннюю и внешнюю политику, которое проявилось в распаде СССР. С другой – понимание необходимости налаживать новые связи, основанные на нормах международного права, рыночных экономических отношениях и учете взаимных интересов.

Таможенный союз является одной из наиболее распространенных форм международной интеграции, которыми являются, в частности, зоны свободной торговли, «общие рынки», экономические и политические союзы. Участие государств в том или ином интеграционном образовании предполагает различную степень сближения. Если участники зоны свободной торговли ограничиваются частичной или неполной отменой количественных ограничений и тарифных барьеров во взаимной торговле, то страны-члены полного политического и экономического союза постоянно ведут поиск решений по важнейшим вопросам с помощью разветвленной системы межгосударственных органов. Развивается интеграция в соответствии с общими закономерностями: путем постепенного перехода от одной ступени к другой, более высокой.

Таможенные союзы возникли в Западной Европе в начале и середине XVIII века не на пустом месте. До этого имели место негосударственные образования.

Так, в средневековой Европе были нередки случаи, когда феодалы заключали друг с другом союзы, чтобы облегчить взимание сборов с въезжающих на их территории торговцев. Такие объединения были направлены исключительно на ужесточение существовавших тогда режимов.

Сборы за право торговли в городе (или на рынке) и за право проезда по дорогам, рекам и мостам взимались везде, где угодно, по мнению исследователей, они не имели пограничного характера. Естественно, что такие условия сдерживали торговлю и производство.

Для нарождавшейся капиталистической промышленности и развивавшейся торговли был необходим более благоприятный фискальный режим с ликвидацией, хотя бы частичной, внутренних таможенных барьеров и созданием в будущем более обширных таможенных территорий.

В течение долгого времени количество внутренних таможен постепенно уменьшалось, территории объединялись, однако и тогда еще продолжали сосуществовать приграничные и внутренние сборы.

Одним из путей, с помощью которых общегосударственная таможенная политика вытесняет местную, явилось заключение договоров между городами в рамках свобод и вольностей, дарованных или признаваемых монархами. Большое распространение они имели в Англии, где уже в XIII столетии появляются интермуниципальные торговые договоры, в соответствии с которыми граждане одного города, приезжая с торговыми целями в другой город, освобождались от уплаты таможенных пошлин. Договоры между французскими городами для облегчения ввоза товаров получили распространение в XV веке.

Особый интерес представляют союзы городов, расположенных на территориях разных государств, имевших целью охрану своей торговли – ганзы (с немецкого – «союз»). Известны Лондонская ганза, впервые упоминаемая в 1240 году и объединившая 17 городов Франции и Англии, Кельнская ганза, сведения о которой есть с 1157 года, созданная германскими городами. Последняя во второй половине XIII века утратила свое значение и составлявшие ее города присоединились к более мощному союзу, называемому Тевтонская (Ливонская) или Великая немецкая ганза с центром в Любеке (1267 г.). Началом Великой немецкой ганзы послужил договор о сотрудничестве между гильдиями Любека и Гамбурга. Одним из основных принципов сотрудничества явилась беспошлинная торговля. Источником поступлений в городскую казну были налоги с членов местной Ганзы, что позволяло отказаться от взимания таможенных сборов.

К 1367 году, когда состоялся первый съезд всех представителей Ганзы, в ее состав входило 77 городов. В состав Любекской ганзы входили и русские города Новгород, Псков и Смоленск.

Торговые отношения между Новгородом и Ганзой изначально регулировались договорами, имевшими международный характер.

При всех особенностях ганзейских отношений с таможенными союзами их сближает то, что они устанавливают особый торгово-таможенный режим, который не применяется к другим городам, не являющимися членами Ганзы.

Особенностью таможенного права является такое обстоятельство, как совмещение в своем содержании норм национального права, так и международного. Данное обстоятельство вызвано тем, что возникающие во внешней торговле правоотношения всегда подвергаются воздействию со стороны таможенного права иностранного партнера.

Международный обмен товаров приводит к усилению взаимозависимости государств, что в свою очередь вызывает все большее значение норм международных договоров, которые регулируют вопросы таможенного контроля.

Расширяющиеся международные торговые связи вызывают необходимость разработки общей практики применения таможенных правил. Уже в ХVIII веке ученые и практики стали приходить к пониманию того, что общие таможенные правила приведут к тому, что произойдет объединение торгующих между собой стран в одну страну, то есть единая таможенная политика предшествует политическому объединению. Данный вывод был подтвержден в 1834 году, когда был создан Германский таможенный союз, который явился основой объединения Германии, являющейся одной из самых развитых промышленных стран мира.

Германский таможенный союз представляет интерес, поскольку впервые была создана и прошла проверку на практике такая форма организации как таможенный союз, объединивший суверенные государства и образовавший единую таможенную территорию.

Истоки понятия «таможенный союз» можно найти в соглашении о Таможенном союзе 1867 г., Французско-Монакском соглашении 1865 г., Бельгийско-Люксембургском соглашении 1921 г., Таможенно-экономическом союзе Бенилюкса 1958 г. (в его основе Таможенная конвенция 5 сентября 1944 г.).

Конечно, нельзя не упомянуть о самом успешном европейском Экономическом союзе, в основе которого «Римский трактат» 1957 года, учреждающий в главе 1 раздела 1 Таможенный союз. Кроме него в современном мире существует Центрально-американский общий рынок, функционирует таможенный и экономический союз Центральной Африки и другие.

В Западной Европе были созданы следующие международные организации: в 1951 году Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), 1957 – Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Евратом (Европейское сообщество по атомной энергии), 1960 – Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Экономическая интеграция через указанные международные организации привела европейские государства к политическому объединению их в Евросоюз, являющийся наднациональным объединением. Понятие «наднациональный» отражает право международных организаций принимать в определенных областях, ранее относившихся к сфере суверенности отдельных стран-участниц, имеющие обязательную для них силу решения. Данное понятие берет свое начало в Договоре о ЕЭС.

Опыт работы этих межгосударственных образований был позаимствован при подготовке положений договора о создании Экономического союза, соглашений о Таможенном союзе в СНГ. Были учтены правила ГАТТ, в статье XXIV которого даются характеристики зоны свободной торговли и таможенного союза и оговаривается право государств, участвующих в этих экономических группировках не распространять льготы, которые они предоставляют друг другу, на третьи государства в режиме наибольшего благоприятствования.

Таможенный союз отличается от зоны свободной торговли основным элементом: если в зоне свободной торговли страны-участницы снижают таможенные сборы во взаимных товарооборотах, при этом они вольны сами определять ставки таможенных сборов в отношении третьих стран, конкурируя между собой на внешних рынках, то в случае таможенного союза страны-участницы согласовывают таможенные тарифы в отношении третьих стран. Таким образом, они проводят общую торговую политику на рынке третьих стран. Очень важно заметить, что на конкурентоспособность стран-участниц на рынках третьих стран в случае зоны свободной торговли решающее воздействие оказывала ставка таможенных сборов, а не очевидная стоимость производства товаров. В результате в странах – участницах возрастает производство, усиливается экономическое сотрудничество, углубляется взаимный торговый обмен. Торговля же с третьими странами отвечает различным модификациям или даже некоторым ограничениям в интересах интеграционного объединения; углубляется производственная специализация, что в результате приводит к росту предложения товаров и услуг (эффект производства), сочетающемуся с повышенной потребительской способностью отдельных клиентов (домашних хозяйств), а в конечном итоге наступает рост ВВП.

Основываясь на исследованиях результатов введения таможенного союза в ЕС, отметим, что он должен привести к росту ВВП на 4.3–6.4%, причем этот рост наполовину обеспечивается исчезновением торговых барьеров, а наполовину – ростом конкуренции.

Можно сказать, что в настоящее время не подлежит сомнению: динамические эффекты таможенного союза многообразны и неоспоримы. В рамках интеграционной группы участие в таможенном союзе влияет на рост национального дохода и рыночной конкуренции, а вместе с ростом производства наступает снижение средней себестоимости. Это участие благоприятствует также демонополизации. Иначе говоря, торговая либерализация в условиях таможенного союза приводит к изменениям в существовании монопольного и даже олигархического производителя, т.е. способствует дроблению или ограничению деятельности монополии. Если местный производитель не учел иностранной конкуренции в своей деятельности, используя свое доминирующее положение на рынке, то в условиях таможенного союза из-за снижения цен доходы производителя снижаются, постепенно он теряет свое привилегированное положение, а выигрывает потребитель.

"Огонек" расположил их в порядке убывания доли в мировом экспорте


Европейский союз


25 марта 1957 года шесть стран — Бельгия, Франция, Германия, Италия, Люксембург и Нидерланды — подписали в Риме соглашение об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Составной частью ЕЭС стал Таможенный союз, созданный 1 июля 1968 года. Сегодня его членами являются все 27 стран — членов ЕС, а также Андорра, Монако, Сан-Марино и Турция . На 2008 год доля ЕС в мировом экспорте оценивалась в 36,9 процента. При этом экспорт внутри союза составляет примерно 67 процентов общеевропейского экспорта.

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива


Совет был создан в 1981 году для координации экономической политики Саудовской Аравией, ОАЭ, Оманом, Катаром, Кувейтом и Бахрейном . Таможенный союз заработал с 1 января 2003 года. В мировом экспорте доля Совета в 1990-2008 годах увеличилась с 2,6 до 4,3 процента. Торговля внутри блока за этот период выросла с 6,9 млрд до 32,7 млрд долларов. Однако его доля в общем экспорте стран-участниц сократилась с 8 до 4,7 процента. Более 2/3 товарооборота внутри союза обеспечивают Саудовская Аравия и ОАЭ.

Союз России, Белоруссии и Казахстана


Договор о создании Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном был подписан 6 октября 2007 года. В 1995 году те же страны уже создавали вместе с Киргизией и Таджикистаном экономическое сообщество, но оно как таможенный союз так и не заработало и сейчас существует в качестве зоны свободной торговли. С 1 июля 2010 года вступил в силу единый Таможенный кодекс трех стран. В 2009 году экспорт между ними оценивался почти в 40 млрд долларов. Доля союза в мировом экспорте — более 3 процентов.

Общий рынок государств Южной Америки


Договор о создании общего рынка государств Южной Америки (Mercado Comun del Sur, MERCOSUR) был подписан в 1991 году. Таможенный союз действует с 1994 года. В объединение входят Аргентина, Парагвай, Уругвай, Бразилия , в ближайшее время к ним присоединится Венесуэла. Боливия, Чили, Эквадор, Перу и Колумбия имеют статус ассоциированных членов. С 1990 по 2008 год экспорт внутри блока вырос с 4,1 млрд до 42,7 млрд долларов. Доля MERCOSUR в мировом экспорте — 1,8 процента.

Андское сообщество


Договор о создании Андского сообщества (Comunidad Andina) был подписан в 1969 году. 1 февраля 1995 года для членов сообщества введен общий внешний таможенный тариф. В союз входят Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу . Чили, Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай являются ассоциированными членами. С 1990 по 2008 год экспорт внутри блока вырос с 0,5 млрд до 6,7 млрд долларов. Доля сообщества в мировом экспорте составляет 0,6 процента. При этом на торговлю друг с другом приходится 7,5 процента экспорта участников союза.

Южноафриканский таможенный союз


Считается старейшим в мире таможенным союзом. История его создания восходит к 1889 году, первый договор был подписан в 1910 году. В настоящее время в союз входят ЮАР, Ботсвана, Лесото, Намибия и Свазиленд . Помимо общего внешнего тарифа и свободного движения товаров внутри союза действует единая формула распределения доходов от сбора таможенных и акцизных пошлин. В 2008 году экспорт внутри организации составил 19 млрд долларов. Доля союза в мировой торговле — примерно 0,5 процента.

Экономическое сообщество государств Центральной Африки


Договор о создании CEEAC (Communaute Economique des Etats d"Afrique Centrale) был подписан в 1994 году. В объединение входят Камерун, ЦАР, Габон, Республика Конго, Экваториальная Гвинея и Чад . С 1990 по 2008 год экспорт внутри блока увеличился со 139 млн до 355 млн долларов. При этом его доля в общем экспорте стран снизилась с 2,3 до 0,8 процента. Доля CEEAC в мировом экспорте — 0,3 процента.

Общий рынок государств Центральной Америки


13 декабря 1960 года Сальвадор, Гватемала, Гондурас и Никарагуа подписали договор об экономической интеграции Центральной Америки. В 1962 году к договору присоединилась Коста-Рика . К 1980-м годам из-за политических и экономических противоречий объединение де-факто распалось. Новую жизнь в таможенный союз вдохнуло создание в 1993 году зоны свободной торговли в Центральной Америке. Сейчас ее доля в мировом экспорте составляет около 0,2 процента. Экспорт внутри союза — 6,7 млрд долларов.

Карибское сообщество


Таможенный союз в рамках Карибского сообщества, объединяющего 15 государств бассейна Карибского моря , существует с 1973 года. За последние 20 лет члены союза, за исключением Багамских островов, снизили общий внешний таможенный тариф с 20 до 10 процентов. С 1990 по 2008 год экспорт внутри сообщества вырос с 0,4 млрд до 3,8 млрд долларов, его доля в общем экспорте стран Карибскогобассейна за тот же период увеличилась с 8 процентов до 12,9 процента. Удельный вес блока в мировом экспорте — 0,2 процента.

Восточноафриканское сообщество


Создано Танзанией, Угандой и Кенией в 1967 году, однако в 1977 году из-за противоречий между участниками его распустили. В 2000 году был подписан новый договор об учреждении EAC (East African Community). В 2007 году к организации присоединились Руанда и Бурунди . Экспорт внутри блока составляет 1,6 млрд долларов, или 17,6 процента от общего экспорта пяти государств. Более 50 процентов от общего объема товарооборота обеспечивает Кения. Доля сообщества в мировом экспорте — около 0,1 процента.

Подготовил Вадим Зайцев

Таможенный союз – тип м/нар. интеграции, предполагающий согласованную отмену странами-участницами союза национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран; образование единой таможенной территории. Таким образом, таможенный союз — это более глубокий тип интеграции, чем Зона свободной торговли.

В соглашении о создании таможенного союза оговариваются следующие моменты:

· снятие внутренних таможенных границ между странами-членами союза;

· перенос таможенного контроля на внешний периметр союза;

· устранение таможенных процедур во взаимной торговле товарами национального производства; · унификацию форм и методов сбора внешнеторговой статистики;

· согласование форм и методов предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности; · введение общей для всех стран-участниц таможенного союза системы тарифного и нетарифного регулирования при торговле с третьими странами; · создание общей системы преференций.

Страны договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Обычно они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.

Примеры таможенных союзов: Ассоциация ЕС с Турцией – таможенный союз между Европейским экономическим сообществом (сейчас — Европейским союзом) и Турцией, созданный в 1963 г. Центральноамериканский общий рынок – участницами таможенного союза с 1961 г. являются Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор;

Организация восточно-карибских государств – таможенный союз, созданный в 1991 г. Странами-членами этой организации являются Антигуа и Барбуда, Гренада, Доминика, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины;

Центральноазиатский союз – объединяет Казахстан, Киргизию и Узбекистан. Создан в 1994 г.

Таможенный союз Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. В 1995 г. Россия и Белоруссия подписали соглашение о создании Таможенного союза. К середине 1996 г. в союз вошли также Казахстан и Киргизия, а в 1998 г. – Таджикистан. В соответствии с совместно принятыми странами СНГ решениями формирование Таможенного союза должно было проводиться в два этапа. На первом этапе должны были быть полностью отменены тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле, установлены единый торговый режим, общие таможенные тарифы и меры нетарифного регулирования в отношении третьих стран. На втором этапе предполагалось осуществить объединение таможенных территорий стран-основателей союза в единую таможенную территорию с перенесением таможенного контроля с внутренних на внешние границы союза. В течение 1995 г. первый этап формирования Таможенного союза был в целом завершен. Уже к середине 1996 г. была подготовлена программа мер по завершению формирования Таможенного союза, предполагалось подписание соответствующих документов. Однако оно не состоялось: различные экономические интересы стран-участниц не позволили им согласовать общий перечень тарифных и нетарифных изъятий из режима свободной торговли, унифицировать положения применяемых до сих пор двухсторонних соглашений о свободной торговле и соответствующих протоколов об изъятиях из этого режима. Это привело к возникновению новых ограничений и препятствий даже во взаимной торговле. В результате, на данный момент Таможенный союз Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана существует чисто номинально. Следующим этапом интеграции может стать создание Общего рынка. Экономический союз – тип м/нар. интеграции, предусматривающий наряду с общим тамож. тарифом и свободой движения товаров и факторов производства координацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых областях – валютной, бюджетной, денежной. Это самый высокий уровень Экономической интеграции. На этом этапе развития интеграции возникает потребность в органах, наделенных не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием стран-участниц, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно уступают часть государственного суверенитета в пользу межгосударственных органов с функцией наднационального регулирования. Такие межгосударственные органы наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с правительствами стран-членов.

Примеры экономических союзов: Экономический союз - Бенилюкс – существует с 1948 г., объединяет Бельгию, Нидерланды и Люксембург; Союз арабского Магриба – образован в 1989 г. Страны-участницы: Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис;

Лагосский план действий – создан в 1973 г., объединяет все страны Африки к югу от Сахары; Союз реки Ману – договор о создании союза подписан в 1973 г. Гвинеей, Либерией, Сьерра-Леоне. Европейский союз, ЕС (с 1957 г., — Европейское экономическое сообщество, ЕЭС) – наиболее развитый экономический блок мира. Странами-основательницами системы европейских экономических сообществ являются Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. С 1973 г. к ним присоединились Великобритания, Дания и Ирландия. В конце 70-х и в 80-е годы членами Европейского сообщества, как тогда начали именовать все объединение в целом, стали также Греция, Испания и Португалия, а в 90-е годы - Австрия, Финляндия и Швеция. Таким образом, в настоящий момент в Европейском союзе, преобразованном из Европейского сообщества на основании Маастрихтского договора 1992 г., состоят 15 государств. Следующий этап расширения Евросоюза предполагается в мае 2004 года. К вступлению в ЕС приглашены Кипр, Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия и Словения. Таким образом, Евросоюз будет объединять 25 стран.

Система управления ЕС включает ряд институциональных органов. Европейский парламент – общий законодательный и представительный орган ЕС. Совместно с Европейским советом (высший исполнительный орган ЕС) Европейский парламент принимает решения по вопросам внутреннего рынка, бюджета ЕС, принятия новых членов и др. Европейский совет собирается в составе глав государств и правительств стран-участниц не реже двух раз в год. Здесь принимаются принципиальные решения относительно основных направлений экономической политики государств-членов. Совет ЕС (Совет министров) – орган, принимающий основные решения по вопросам текущей политики. Комиссия европейского сообщества - центральная институциональная структура, которой в системе органов ЕС принадлежат и исключительное право законодательной инициативы, и определенные исполнительные полномочия, и функция политического контроля за соблюдением основополагающих договоров прочими участниками процесса принятия решений в Евросоюзе. Суд ЕС следит за соблюдением законодательства ЕС на территории государств-членов, наблюдает за единообразием применения правовых документов, определяет соответствие законодательству правовых актов Комиссии и Совета и вносит решения по вопросам применения законодательных норм ЕС, если такие вопросы передаются на его рассмотрение национальными судами. Его постановления носят окончательный характер и обязательны к исполнению национальными органами власти.

Составным элементом эк. союза может стать Валютный союз , когда страны переходят к унификации валютно-финансовой политики. Эк. выгоды валютного союза легко м. б. просчитаны. Эта ликвидации потерь, связанных с изменением курса валюты, ликвидация расходов на конвертацию валюты, рост прозрачности рынка, возникающей в связи с тем, что единая валюта может использоваться на всей территории стран участниц. Внутри валютного союза исключается возможность движения спекулятивного капитала. Страны участницы не нуждаются в валютных резервах для финансирования диспропорции платежного баланса. Наконец, немаловажным фактором является повышение эффективности фискальной политики. Основная проблема, которую приходится решать в стране присоединяющейся к валютному союзу, — компенсация возможных потерь, связанных с отказом от применения такого средства, как корректировка валютных курсов. Выгода от участия в валютном союзе тем выше и потери тем ниже, чем более гибко реагируют зарплата и цены на производимые страной товары, на неблагоприятные изменения в платежном балансе страны. Обязательным условием эффективного существования валютного союза является наличие единого фин. центра, который мог бы компенсировать потенциальные потери.

Фактическая программа создания валютного союза прошла несколько этапов. Еще в начале 80-ых была предпринята попытка ограничить пределы колебаний валют. В 78-м году создалась европейская валютная система. Её задача заключалась в минимизации колебаний валют. Основой системы является европейская денежная единица (экю). Каждая европейская валюта имела фиксированный курс по отношению к экю. Этот курс будучи зафиксирован, мог быть изменен только в результате общего решения стран участниц. Страны участницы обязались проводить такую денежную политику, которая обеспечивала колебания в пределах определенных рамок. Чтобы принять участие в валютном союзе, страна должна выполнить ряд критериев. Темпы инфляции не должны превышать аналогичный показатель в трех странах с наименьшим ростом цен более чем на полтора процентных пункта; процентные ставки по долгосрочным кредитам не должны превышать соответствующий показатель для трех стран с наименьшим ростом цен более чем на 2%, дефицит госбюджета не должен превышать более 3% ВВП. Назначение данных критериев вполне очевидно – без бюджетной и финансовой дисциплины валютный союз долго не продержится. На политическом уровне единую денежную политику Евросоюза формулирует Совет путем принятия решений квалифицированным большинством голосов после консультации с европарламентом и европейским центральным банком.